Образ Мечтателя в произведении Белые ночи Достоевского

Сочинение Мечтатель в повести Белые ночи (образ и характеристика)

В повести Достоевского «Белые ночи» мы знакомимся с грустной историей о трогательной любви и несбывшихся желаниях одинокого человека, который был отстранен от реальной жизни своими мечтами.

Одинокий человек в большом городе. Автор назвал его Мечтателем. Кем же он был и какова его судьба? Мы ничего из повести о его личной жизни не знаем. Вот только то, что он молодой человек 26 лет, который приехал в Петербург на заработки. Выглядит он непривлекательно, даже неаккуратно.

Живет одиноко, ни с кем не общаясь. У него нет друзей, их заменяют улицы и дома города. Мечтателю чужда реальность, от которой он спасается своим воображением и мечтами о лучшем мире.

Свою работу воспринимает как обязанность, которую необходимо исполнять, а после работы он ютится в своей маленькой комнатке, где любит лежать на кровати и мечтать. А еще он любит бродить темными закоулками города и также мечтать о чем-то хорошем. Таким образом, он и заполняет внутреннюю пустоту.

Что сделало мечтателя таковым – черты характера, или сама жизнь, в которой он не нашел себя.

Мечтатель очень застенчив, он отдаляется от общения с людьми, предпочитая витать где-то в облаках, и видит в этом счастье для себя. Но вот однажды он встречает одинокую, как и он, печальную девушку Настю, которая откликнулась на его предложение провести ее домой.

Настя внесла коррективы в жизнь Мечтателя. Он был образованным человеком, и его рассказы понравились девушке. Что-то сблизило их, и они начали встречаться.

Порядочность Мечтателя позволила Насте поделиться своим горем о том, что бросил любимый парень и ее переживания тронули Мечтателя. Так и началась их дружба. Они понимали, что необходимы друг другу, чтобы выговорится. Но Мечтатель влюбился в девушку, хотя ее сердце принадлежало другому человеку, и она не могла ответить взаимностью.

Обретя дружбу с Настей, Мечтатель понял и осознал, что кроме идеализированного им в своих мечтах мира, существует еще и мир реальный, где люди просто живут со своими проблемами и радостями. Благодаря Насте он узнал, что такое любовь. Его чувства светлы, как белые ночи. Он не был эгоистом, и хотя любил Настю, ради нее пожертвовал своим счастьем. Он отыскал ее возлюбленного и все рассказал о чувствах девушки.

Мечтатель поступает благородно по отношению к Насте. Он признался ей о своих чувствах, но когда девушка уже была готова попробовать быть с ним вместе, появился ее возлюбленный, и Настя уходит с ним. Понимая, что он все теряет, Мечтатель не озлобился, а искренне пожелал Насте счастья.

Белые ночи, во время которых Мечтатель окунулся в реальную жизнь и провел их с Настей, закончились, но он благодарен судьбе за эти прекрасные времена, которые подарили радость реальной жизни. Вот таков он, Мечтатель.

Сочинение 2

Мечтатель — это главный герой сентиментального романа Федора Достоевского «Белые ночи». Это собирательный образ человека, оторванного от реальной жизни, поэтому у героя и нет имени. Это символизирует то, что и в реальности для окружающих он не существует. Возможно, образ Мечтателя — типичный образ жителя Петербурга того времени.

Мечтатель — это мелкий чиновник. Он не успешен в службе. Ему, по словам автора, 26 лет, поэтому можно сделать вывод, что трудиться он давно. Герой не является карьеристом и не имеет каких-либо целей, связанных с продвижением по рабочей лестнице.

Мечтатель очень беден и иногда не вовремя платит за квартиру. Об его внешнем виде известно лишь то, что у него очень бледное лицо, притягательная улыбка. Также он постоянно носит шляпу.

Мечтатель — человек скрытный. У него нет близких друзей. Он очень одинокий. Его жизнь безрадостна и пуста, потому он сбегает от серой обыденности в мир цветных мечтаний. Он очень любит думать о фантазийном будущем, гуляя по улицам. Мечтатель наслаждается красотой природы, которая отражает его мечты. Так он проводит большую часть своего времени.

Мечтатель очень ждет большой любви в своей жизни, но он очень стеснителен, ведь в его жизни никогда не было ни одной женщины. Герой собирается подарить своей возлюбленной всю любовь, которая есть в нем, которая накопилась за всю его жизнь. Но внутренние барьеры мешают персонажу найти подругу или друзей, просто с кем-то заговорить.

Однажды он знакомится с Настенькой. Мечтатель влюбился в девушку, но она любила другого человека. И в этих отношениях и проявляется весь огромный любовный потенциал героя. Он нежен к девушке, защищает ее и пытается ей помочь. А самое главное, он не злиться, не винит ее, не мстит. Мечтатель очень благодарен Настеньке, что она подарила ему прекрасные минуты его жизни, когда он жил по-настоящему ярко и эмоционально. Мечтатель, оказывается, действительно умеет сильно и преданно любить. Однако, робость мешает ему открыто проявлять свои чувства, поэтому он так и не нашел себе пару.

О дальнейшей жизни героя ничего неизвестно, но автор намекает, что в ней очень мало изменилось. Мечтатель продолжил жить в своем вымышленном мире и не вернулся в реальность. Его характер остался прежним. Герой остался таким же одиноким, печальным, бедным человеком, которому не хватает дисциплины и силы воли, чтобы изменить себя и окружающий мир.

Мечтатель в повести Белые ночи

Популярные сочинения

«Первые зрители» – одна из самых значимых и известных работ Е.В. Сыромятниковой. Что же, собственно, представляет собой это полотно? Пред нашими глазами предстает залитая солнечным светом, комната.

На картине знаменитый русский художник М.А. Врубель изобразил персонажа известного произведения А.С. Пушкина под названием «Сказка о царе Салтане». С помощью холста и красок живописец смог создать

Ольга и Агафья. Оба женских образов в произведении являются положительными. Героини Ольга и Агафья симпатичны читателю. Ольга очень серьезная женщина в возрасте двадцати лет

Сочинение Образ мечтателя в повести Белые ночи Достоевского

Федор Михайлович Достоевский в своей повести Белые ночи описал одиноко человека, который часами любил просто бродить по улицам города и рассматривать окружающий мир. Достоевский называет молодого человека Мечтателем, он живет один. Друзей у Мечтателя почти нет, но своими друзьями он называет дома и улочки города.

В один из таких вечеров прогуливаясь, Мечтатель увидел плачущую девушку и решил ей помочь. Молодой человек пришел ей на помощь и предложил провести ее домой, девушка согласилась. Они по дороге к дому Настеньки так звали девушку, разговорились. Рассказы Мечтателя понравились Настеньке, и она любезно согласилась встретиться с ним на следующий вечер. Им обоим нужен был друг, который выслушает и поймет.

Так началась их дружба двух одиноких людей. Мечтатель очень образованный и умный человек. Умел заинтересовать интересными рассказами Настеньку и старался сгладить ее одиночество. Мечтатель влюбился в красивую молодую девушку, но ее сердце принадлежало другому.

Молодой человек берется помочь девушке с ее проблемой. Настеньку бросил молодой человек и не пришел на назначенное место в назначенное время. Мечтатель передает ему послания и говорит о том, как Настенька его сильно любит. Молодой человек готов помочь ей, хотя он понимает, что потеряет Настеньку навсегда.

Достоевский пишет о Мечтателе, как об ободранном котенке, который никому не нужен. Федор Михайлович пишет о том, что молодой человек сам себя уничтожает, он нелюдим. Все свое свободное время он проводит в своей комнате или прогуливается по городу. Влюбившись в прекрасную девушку, он и не надеется на то, что она ответит взаимность, ведь она влюблена в другого человека.

Мечтатель знал, что если поможет Настеньке воссоединиться со своим возлюбленным, то он останется один. Он был готов к тому, что произойдет и вот в то время когда молодой человек Настеньки так и не пришел Мечтатель понадеялся, что у него есть шанс признаться девушке в любви. В момент, когда Мечтатель признается в любви Настеньке, он не надеется на то, что она ответит взаимностью. Он хочет просто сказать ей о своих чувствах, чтобы она знала, что он чувствует.

Признавшись в своих чувствах, Мечтатель скидывает тяжелый камень со своей души и слышит в ответ, что девушка готова попробовать его полюбить, если тот подождет. В последний момент появляется молодой человек Настеньки, и они счастливые уходят. Мечтатель не держит зла на девушку, а наоборот желает ей счастья и хочет, чтоб у нее все было хорошо. Молодой человек отпускает девушку, которую так сильно полюбил.

Образ мечтателя в повести Белые ночи

Белые ночи это самое лирическое и сентиментальное произведение автора. В нем рассказывается о очень печальном и одиноком человеке. В произведении его зовут Мечтатель.

Однажды он знакомиться с точно такой же, как и он одинокой и печальной девушкой Настей. Она рассказывает о своей жизни и Мечтатель очень ее понимает, сочувствует ей и хочет помочь.

Настя живет у своей бабушки, она очень старая и кроме внучки у нее никого нет, поэтому она ее совсем не выпускает из дому. Может таким способом она оберегает внучку о реальной жестокой жизни. Но внучка слишком молода и не понимает этого. Поэтому хочет убежать из бабушкиного дома.

Мечтатель согласен забрать жить девушку к себе, и она согласна. Но вскоре появляется бывший возлюбленный, и Настя уезжает с ним. Герой рассказа опять остаётся совсем один.

У него опять исчезает смысл жизни, так как его возлюбленная больше не с ним. За время отношения с ней герой получил больше ощущений и позитивных эмоций, чем за всю свою жизнь.

Но эти страстные быстротечные ночи быстро закончились, и он стал жить своей обычной жизнью. Разные литературные критики это произведение оценили по-разному, многие назвали лучшим произведением. Другие говорили, что образ главного героя и его характер раскрыты не в полную силу.

Некоторые критики хвалили автора и говорили что это одно из лучших его произведений, написанных в лирическом ключе. Многие критики знавшие Достоевского лично говорили, что в этом произведении он в виде главного героя описал себя, один критик даже назвал белые ночи открытием нового литературного жанра.

Это произведение изобразило обычного среднестатистического человека, который не нашел себе места под солнцем на этой планете. Кроме этого герой повести выражен в том виде что он полностью является альтруистом, то есть готов отдать всего себя для того чтобы были счастливы все вокруг.

Эта повесть скорее нереальна, так как таких чувств и таких бескорыстных людей нет на земле, но если они и есть то их единицы.

Но если бы на земле жило много мечтателей с такими же чертами характера и повышенным альтруизмом, то мир был бы намного светлее и добрее. И всем людям было бы намного комфортнее и приятнее в нем жить.

3 вариант

Повесть Федора Достоевского «Белые ночи» признана сентиментальным произведением в его репертуаре. Роман состоит из пяти частей. Первые четыре части описывают нам ночь, а на пятой части рассказано утро

Образ главного героя занял молодой человек по прозвищу мечтатель, на момент написания рассказа ему двадцать шесть лет. Переехал в Санкт-Петербург на заработки теперь проживает в городе около восьми лет. Жизнь героя крутится вокруг его воображений и мечтаний. Автор не дал имени своему главному герою, он сдержал загадочность в его образе. О нем не описано ни чего, где родился, как рос и получал образование. Не упоминалась его семья, и как проводил свое детство. По поту домой с работы, главный герой на своем пути встречает молодую девушку. У молодых людей завязался разговор, там мечтатель рассказал о том что он счастливый человек, а счастливым делают его мечты. Но встреча с девушкой по имени Настенька, дает понять герою что счастье можно обрести и в реальном мире. В тот момент он и осознал, какое счастье можно получить от живого общения!

Настоящей жизни, у Мечтателя почти и нет, только Настенька, заполняет жизнь реальными радостям и счастьем . Герой глубоко убежден, что мир чудесен, в нем царит добро и справедливость. Своими поступками он раскрывает такую черту характера как наивность и своего рода ребяческое баловство, что явно определяет его не серьезность. Обладая чертой характера наивности и теплых чувств к Настеньке, герой строит ее судьбу с чужим мужчиной. Мечтатель точно убежден, что совершил правильный поступок и ей будет так лучше. Герой любил Настеньку и желал ей только самого лучшего. Он радовался за нее, не упрекая, чтобы ненароком не нагнать тоску на ее сердце. Мечтатель желает ей всего самого светлого и лучшего, неописуемо сильно благодарит ее за то что она подарила ему радость и блаженство в реальном мире.

Встреча с девушкой была не случайностью, что и понял Мечтатель .Решив сказать ей о том что у него наступают моменты сильной очки что угнетают его. Он был четко убежден, что больше не вернется к реальному рассудку и жизни, что потерял всякий смысл чувство реальности.

Пройдя придуманную им жизнь вдруг герой понимает , около него бурлит реальная жизнь , вокруг люди в своих заботах и они не отвлекаются на свои выдумки и мечты. Возникает вопрос, а как же живет он? Невероятно сложно принять реальность, где он одинок и тосклив. Куда подевались мечты? Как быстро летит время! Что сейчас происходит с его жизнью? Время поспешно уйдет и мечтатель один на один останется с одинокой старостью. Пытаясь освежить воспоминания в своей реальной жизни все затмевает мечтами, что увы, не стать реальностью. Мир что выдуман тобой улетит так же быстро, как сухая листва с деревьев. Страшно будет остаться одному и вновь мечтать, ведь ничего в реальности не держит. Чувство ранее задевшие все струны души своим великолепием, в миг стало ужасным кошмаром.

Читайте также:  Характеристика героев романа Обломов (описание главных и второстепенных героев)

Федор Достоевский на примере своего главного героя показал портрет множества людей что убегают от реальности в искушающие небылицы. В мечтах есть все что пожелаешь, радость, веселье и яркие воспоминания придуманные в голове.

Повесть нас учит тому что реальная жизнь полна как и испытаний так и радость и удовольствием, это все в мире в одной золотой середине . Бороться за свое счастье, жить в ритме и проходить испытания уготованы судьбой – вот она настоящая жизнь без прикрас.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ мечтателя в повести Белые ночи

Популярные сегодня темы

Повествование начинается с того, что на зоне ранний подъем, но барак в этот раз не открывают. Поэтому все решают, что есть время подколымить, попытаться получить лишнюю порцию еды, главное всем знать меру и не стать стукачом

Главным персонажем произведения является небогатая старая помещица, попавшая из-за своей доброты в непростое положение

Мне кажется, что любовь, одна из движущих сил в нашем мире. Она двигает скалы ближе друг к другу, соединяет сердца, роняет звезды, для того, чтобы кто-то загадал найти свою любовь, и конечно же, нашел.

Однажды на рассвете в окрестностях столицы Франции рассказчик проснулся хотя и внезапно, но в прекрасном расположении духа. Он с удовольствием наблюдал за постепенным пробуждением природы

Быстрая смена событий, большой объем информации, и всеобщая усталость дают о себе знать. Человек устает, стремится расслабиться и пытается убежать от реальности. Возможно, ли убежать от реальности?

Урок литературы по теме “Образ мечтателя в повести Ф.М.Достоевского “Белые ночи”

Разделы: Литература

Тема урока: “Образ мечтателя в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи”

Цель урока: выяснить нравственно-философскую проблематику повести и её связь с сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя.

Задачи: обучающие: выявить особенности образа мечтателя; повторить вопросы теории литературы (роман, сентиментализм, мотив); отработать навыки сравнительного анализа произведений (домашнее задание) и аналитического чтения текста;

развивающие: развитие у учащихся логического мышления, навыков сравнительного анализа в работе с художественным текстом и критической литературой; развитие ИК компетенции.

воспитательные: формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви к художественному слову, живописи, музыке, кинематографии; формирование этических навыков ведения дискуссии.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, составленная учителем, раздаточный материал (отрывки из критических статей, материал для работы с картинами по повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи”, репродукции картин И. Глазунова).

Форма работы: фронтальная, статистические пары, индивидуальная.

Планируемые результаты: учащиеся раскрывают образ главного героя, постигают философское звучание темы одиночества, приходят к выводу о необходимости любви и участия в жизни людей.

Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь
разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время;
я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.

Ход урока

I. Организация класса (Вводная часть).

Приветствие, сообщение темы и цели урока.

II. Актуализация знаний.

В начале урока предлагается небольшая литературная разминка работа с тестами на компьютерах по прочитанной повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” (первый уровень восприятия: репродуктивный).

– Назовите фамилию автора, строки которого были использованы Достоевским в качестве эпиграфа? (Тургенев)

– Сколько слов содержит полное название данного произведения? (семь)

– Как звали главную героиню повести “Белые ночи”? (Настенька)

– Сколько ночей было в произведении “Белые ночи”? (четыре)

– Как называется город, в котором происходят описанные героем события? (Петербург)

III. Постановка проблемного вопроса.

– Ребята, а что такое мечта? (высказывания учеников) Обратимся к словарю Ожегова С.И. Индивидуальное задание (1.Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое. 2.Предмет желаний, стремлений)

– А когда мы мечтаем?

– Сегодня мы познакомимся с воспоминаниями… воспоминаниями мечтателя и постараемся ответить на проблемный вопрос: Какие человеческие качества утверждаются в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” как “прекрасные и святые”?

IV. Изучение новой темы.

Вопрос классу: – Вы наверняка обратили внимание на необычное название одного из ранних произведений Ф.М. Достоевского. Критик Дружинин А.В. даже счёл название “немного странным и хитросплетённым”.

(Впервые опубликованные в 1848году, “Белые ночи” имеют два подзаголовка: “Сентиментальный роман” и “Из воспоминаний мечтателя”)

Существует выражение: “За семью печатями”. Или: “за семью замками”. Как справедливо замечает Юрий Манн в статье “Боль о человеке”, “по счастливому совпадению, семь слов романа – это как бы семь ключиков к его художественной тайне”. И мы сегодня на уроке попробуем её приоткрыть.

– Какие слова взял Достоевский в качестве эпиграфа? Какой комментарий вы можете дать к ним? (В качестве эпиграфа Достоевский взял три последние строчки из стихотворения И.С. Тургенева “Цветок” (1843), слегка изменив и тем самым отчасти переосмыслив их. В первом – уверенность, во втором – сомнение.

Знать, был он создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего.

…Иль был он создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего. )

И подзаголовки, и эпиграф как бы настраивают читателя, ещё до того, как он прочтёт первые строчки, на восприятие “Белых ночей” как своеобразного лирического произведения в прозе. (Связь “Белых ночей” с поэзией отмечена в работах о Достоевском. Есть предположение, что в “Белых ночах” использованы мотивы нескольких ранних стихотворений из любовной лирики А. Плещеева, которому была посвящена первая публикация произведения (стихотворения “Бал”, “Элегия”). Сопоставление петербургской природы с образом больной, чахоточной девы, видимо, развивает сходный мотив из стихотворения Пушкина “Осень” (1833). Вся ситуация, нарисованная в “Белых ночах”, как бы овеяна поэтической атмосферой “Медного всадника”.)

– От чьего лица ведется повествование в повести “Белые ночи”?

Тема мечтателя волновала Достоевского всю жизнь. Позднее он даже намеревался писать роман “Мечтатель”, ибо, как считал писатель, “и все мы более или менее мечтатели”.

Впервые Достоевский нарисовал психологический портрет мечтателя в1847 году в “Петербургской летописи” (так назывался воскресный фельетон, который писатель вёл в газете “Санкт-Петербургские ведомости”) (фельетоном называли занимательные материалы, различные статьи, заметки, помещаемые в нижней части газеты). Внимание на слайд “Петербургская летопись”:

“…В характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, жадных действительности, но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностью, и человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода – мечтателем…

Они любят читать и читать всякие книги, даже серьёзные, специальные, но обыкновенно со второй, третьей страницы бросают чтение, ибо удовлетворились вполне. Фантазия их подвижная, летучая, лёгкая, уже возбуждена, впечатление настроено, и целый мечтательный мир вдруг овладевает всем бытием мечтателя. …

Постепенно, неприметно начинает в нём притупляться талант действительной жизни. Ему, естественно, начинает казаться, что наслаждения, доставляемые ему своевольной фантазией, полнее, роскошнее, любовнее настоящей жизни”.

– Как вы думаете, можно ли эту характеристику мечтателя отнести к герою “Белых ночей”? Найдите подтверждение в тексте.

– Почему Мечтатель погружается в свой воображаемый мир? Как он отзывается об окружающем мире? (Одиночество, уединение героя “Белых ночей” от жизни – это проявление его неприятия окружающего мира, где, по его словам, “всё между нами холодно, угрюмо, точно сердито”) Люди вечно торопятся жить: то на службу, то домой, то на дачу… А разве сегодня не так? Есть ли в этом элемент одиночества человека в обществе?

– Актуальна ли проблема одиночества, поднятая Достоевским, в наше время?

– “В основе жизнедеятельности человека лежит гармония – между внешним миром и внутренним, между поступками и волей, между мыслью и воображением. Если же берёт верх что-либо одно, равновесие нарушается, и всё развитие человека получает однобокое, искажённое направление. (Ю. Манн “Боль о человеке”)

– Есть такая гармонии в жизни мечтателя? В чем кроется причина дисгармонии? (У героя “Белых ночей” идеальная, мечтательная жизнь поглотила жизнь внешнюю. Сам он это осознаёт и страдает, называя мечты “фальшью”, “сладострастным ядом”.)

– Как в описании прогулок Мечтателя по Петербургу в начале романа проявляется его страстное желание сердечных, человеческих отношений? (Работа с текстом)

– Перечитайте сцену первой встречи Мечтателя с Настенькой (чтение по ролям). (Со слов: “Да, если моя рука дрожит, то это оттого, что никогда ещё её не обхватывала такая хорошенькая маленькая ручка, как ваша” До слов: “О, вы меня не знаете!”) Почему он так легко и просто увлёкся девушкой? (Все его прежние встречи были воображаемые, а тут – настоящие встречи, знакомства, почти роман…)

– И тут открывается смысл такого понятия, как “сентиментальный роман”. У слова “роман” два значения. Обратимся к словарю Ожегова С.И.(Индив. задание. Работа со словарём)

Роман 1 – повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма эпической прозы.
Роман 2 – любовные отношения между мужчиной и женщиной. (по сл. Ожегова С.И.)

– В каком значении употреблено в этом подзаголовке слово “роман”? (Любовные отношения между мужчиной и женщиной)

– Что означает прибавка “сентиментальный”? (Буквально означает “чувствительный”) Итак, по словам Ю. Манна, “это не просто роман, а сентиментальный, то есть овеянный поэзией сердечного чувства, размывающей контуры реальных событий и происшествий”

– В “Ночи второй” Настенька говорит герою-рассказчику: “Послушайте: вы так прекрасно рассказываете, но нельзя ли рассказывать не так прекрасно? А то вы говорите, точно книгу читаете.

– Настенька! – отвечал я важным и строгим голосом, едва удерживаясь от смеха, – милая Настенька, я знаю, что я рассказываю прекрасно, но, виноват, иначе рассказывать я не умею”.

– Мог ли Мечтатель выговориться перед кем-нибудь до Настеньки? Какой мотив начинает звучать в диалоге мечтателя и Настеньки? (Мотив невыговоренности. Чувство, не выговоренное вслух и вовремя, приобретает необычайную силу и выразительность. “Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями”, – заметил известный литературовед В.В. Виноградов. С “тональными вибрациями” – это значит с необычайным диапазоном тонких душевных движений. Подобного русская литература ещё не знала)

– В конце произведения герой-рассказчик сообщает, что между описанными событиями и моментом их изложения прошло пятнадцать лет.

Почему время (как элемент хронотопа, его категория) указано Достоевским точно? В чём смысл этого? (Мечтатель говорит, что он даже справляет годовщину своих особенных воспоминаний)

– Обратим внимание на особенности композиции романа: всё действие романа происходит ночью. В нём нет даже привычного деления на главы, есть ночи: “Ночь первая”, “Ночь вторая”… Всего четыре ночи. Как вы думаете, с чем это связано? (Потому что каждая ночь – это событие, связанное с нею. Возникает контраст дня и ночи. Ночь “лучше дня”.)

– Пока не наступила развязка, в романе разлито какое-то всевластие ночи. С образом “ночи” связан более или менее устойчивый круг значений. Ночь – пора мечтаний, сокровенной жизни духа, подъёма чувств. Ночь – поэзия. А день – проза. А тут ведь ещё не просто ночи, а белые. О чём говорит нам этот эпитет? (В нём есть прежде всего колорит места, то есть характерная примета северной столицы. С другой стороны, в таких ночах есть что-то ненастоящее, фантастическое”. Мечтатель говорит: “Вчера было наше третье свидание, наша третья белая ночь” Чем были для него эти ночи? Свидание – любовь – белая ночь)

– В произведении, состоящем из четырёх “ночей”, заменяющих главки, есть лишь одно “утро”. Но это утро – как эпилог. Прочитаем первый абзац “Утра”. (“Мои ночи кончились утром. День был нехороший…”)

– Вы заметили, что для Достоевского время и пространство как категории художественные очень важны.

– У истории любви Мечтателя к Настеньке печальный конец. Однако само произведение завершается на иной ноте. Прочитайте текст со слов: “Но чтобы я помнил обиду мою, Настенька!” и до конца. Какой мотив начинает отчётливо звучать в этих строках?

– Работа с отрывками из критических статей по повести “Белые ночи”. Отрывки на сопоставление раздаются всем. (заслушиваются мнения учеников)

– С каким лирическим произведение перекликается финал “Белых ночей” (со стихотворением Пушкина “Я вас любил…”)

Я предлагаю вам послушать романс на стихи А.С. Пушкина (муз. Б.Шереметьев). (звучит романс)

Творчество Ф.М. Достоевского никого не оставляет равнодушным. И мы сегодня имеем возможность виртуально посетить выставку картин современного художника Ильи Сергеевича Глазунова в Государственном русском музее в Петербурге. Всемирную славу Илье Сергеевичу принесли иллюстрации к произведениям его любимого философа, писателя, русского пророка Федора Михайловича Достоевского. Он единственный художник, который проиллюстрировал все произведения великого писателя. Работы Глазунова, выражающие внутренний мир героев Достоевского,— одна из вершин его творчества. Как и во многих романах писателя, фоном жизни героев художника является Петербург, где он родился и вырос, навсегда полюбив его. (См. материалы к выставке)

– Какие цвета преобладают на картинах И.Глазунова и случайно ли это?

V. Подведение итогов работы.

Формулировка поставленной проблемы и её решение как вывод.

Постановка проблемного вопроса: Какие человеческие качества утверждаются в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” как “прекрасные и святые”?

Мечтатель: Разочарованность в жизни и уход в мир иллюзий; чем дольше пребывает там, тем болезненнее осознаёт искусственность, неправильность своей жизни. Конфликт с миром приводит к конфликту внутри себя.

Внимание другого человека способно примирить человека с самим собой, помочь понять свою ценность в этом реальном мире, т.о. Мечтателю необходима была встреча с Настенькой. (“Анастасия” в переводе с греческого означает “воскресение”) Героиня воскрешает к жизни несчастного мечтателя.

В своих произведениях Ф.М. Достоевский ставит коренные вопросы бытия – проблемы смысла жизни, общечеловеческого идеала. Постижение этих проблем особенно важно в наше непростое время.

Домашнее задание (предоставляется право выбора):

– Что ищет Мечтатель? К чему стремится Макар Девушкин? Есть ли что-то общее у героев, которые полюбили, которые искренни в своих чувствах? Вот над этими вопросами вам и предстоит подумать дома и составить сравнительную таблицу двух героев ранних произведений Достоевского. (Незаполненные таблицы раздаются всем)

общееразличное
Мечтатель
М. Девушкин

1. Составить сравнительную таблицу двух героев ранних произведений Достоевского: М. Девушкина и Мечтателя.

2. Написать сочинение-миниатюру на тему: “Что нового вы открыли для себя в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” благодаря иллюстрациям художника И. Глазунова?”

Материалы к выставке картин современного художника Ильи Сергеевича Глазунова в Государственном русском музее в Петербурге

А) “Утро. Письмо Настеньки” Я долго перечитывал это письмо; слёзы просились из глаз моих. Наконец оно выпало у меня из рук, и я закрыл лицо.

– Касатик! а касатик! – начала Матрёна.

– А паутину-то я всю с потолка сняла; теперь хоть женись, гостей созывай, так в ту ж пору…

Б) “Настенька” В сторонке, прислонившись к перилам канала, стояла женщина, облокотившись на решётку… Она была одета в премиленькой жёлтой шляпке и в кокетливой чёрной мантильке.

В) “Первое свидание” Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель. Небо было такое звёздное, такое светлое небо, что, взглянув на него, невольно нужно было спросить себя: неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди?

Д) “Мечтатель” Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни… Мне 26 лет, а я никого не видал. Никакого знакомства! и только мечтаю каждый день, что наконец-то когда-нибудь я встречу кого-нибудь.

Е) “Мечтатель и Настенька” Но что это? Точно чудо со мной совершается… Где я, боже мой? Ну, скажите, неужели вы недовольны тем, что не рассердились, как сделала бы другая, не отогнали меня в самом начале? Две минуты, и вы сделали меня навсегда счастливым; почём знать, может быть, вы меня с собой помирили, разрешили мои сомнения…

Ж) “Встреча” Я тотчас же пошёл вслед за ней, но она догадалась, оставила набережную, прошла через улицу и пошла по тротуару. Я не посмел перейти через улицу. Сердце моё трепетало, как у пойманной птички.

З) “Настенька уходит” Я долго стоял и глядел им вслед… Наконец оба они исчезли из глаз моих…

И) “Дождь” Сегодня день был печальный, дождливый, без просвета, точно будущая старость моя. Меня теснят такие странные мысли, такие тёмные ощущения, такие ещё не ясные для меня вопросы толпятся в моей голове, – а как-то нет ни силы, ни хотения их разрешить.

К) “Сон мечтателя” Мои ночи кончились утром. День был нехороший. Шёл дождь и уныло стучал в мои стёкла; в комнатке было темно, на дворе пасмурно. Голова у меня болела и кружилась; лихорадка прокрадывалась по моим членам.

Образ мечтателя в творчестве Ф. М. Достоевского

Творчество Достоевского

Основная тема раннего творчества Достоевского — несчастные люди. Примерами могут служить произведения:

  • «Бедные люди».
  • «Двойник».
  • «Маленький герой».
  • «Записки из подполья».
  • «Униженные и оскорблённые».

Более зрелые романы литературоведы называют идеологическими, но, если задуматься, во всей прозе Достоевского просматривается итоговый образ мечтателя, причём его характер трансформируется от книги к книге. Кроме того, у писателя чётко прослеживаются два мечтательных типа:

Это интересная тема не только для сочинения или эссе на школьном уроке в классе, но и прекрасная идея для целой диссертации. Однако в рамках знакомства с образами мечтателей Достоевского можно рассмотреть произведения, где эта тема раскрыта наиболее ярко. К ним относятся:

  1. «Петербургская летопись».
  2. «Слабое сердце».
  3. «Белые ночи».
  4. «Неточка Незванова».
  5. «Преступление и наказание».

Петербургская летопись

Ф. М. Достоевский — автор не только художественных книг, он с удовольствием занимался написанием фельетонов — коротких сатирических очерков. В этом жанре представлена его «Петербургская летопись», где впервые рассказчиком выступает мечтатель. Он не романтичен, лишён исключительности и подлинной натуры. Его повествование сводится к освещению последних новостей, рассуждениям на злободневные темы, комментариям по поводу новинок литературы и театра. Всё это носит развлекательный лёгкий характер.

Бытовые зарисовки из этого цикла фельетонов позднее легли в основу некоторых книг Достоевского, так же как и черты мечтателя можно угадать в героях его ранних повестей. Особенно это заметно по повторяющемуся мотиву близости человека и Петербурга, представленному одновременно прозаичным и фантастичным, как и описываемые в произведении персонажи.

Активное написание романов и повестей не снизило тяги Достоевского к публицистике. Он писал для периодических изданий «Время» и «Эпоха», а в журнале «Гражданин» автору был отведён целый раздел «Дневник писателя».

Слабое сердце

Появившийся в 1847 году в «Петербургской летописи» образ был повторно использован Достоевским через год в повести «Слабое сердце». Он был воплощён в характере Васи Шумкова — петербургского чиновника, не обладающего высоким положением в свете, финансово несостоятельного, к тому же имеющего физический недостаток в виде кривобокости.

Но главному герою улыбнулась удача: ему предстоит свадьба с любимой девушкой, к тому же начальник поддерживает его финансово, давая на перепись документы и доплачивая за это несколько сотен в год. Шумков обсуждает свои дела с другом накануне Нового года, тот уговаривает Васю отложить работу и познакомить его с невестой и её семьёй.

Возвращается жених очень взволнованным и никак не может приступить к переписыванию бумаг, но потом берёт себя в руки и занимается работой круглосуточно, делая лишь короткие перерывы на сон. Потом Шумков вновь отправляется к невесте и пропадает. Вернувшись домой, Вася понимает, что переписывать нужно ещё очень много, поэтому к поставленному начальством сроку он не успеет.

Чувство вины заставляет его снова работать целую ночь. После этого с измученным Васей случается обморок, затем столбняк, а потом и вовсе приступ безумия: герой водит сухим пером по чистой бумаге, но ему кажется, будто он сумел ускорить работу. В таком состоянии он встречает начальника, но тот сокрушается над увиденным, говорит, что на самом деле задание было вовсе не срочным, и отводит Шумкова от службы.

Образ мечтателя ярко выраженного сентиментального толка играет существенную роль в произведении. Он воплощается в характере Васи Шумкова. Главного героя отличает нравственная мнительность, в итоге доведшая его до беды. Что касается остальных персонажей повести, тут можно выделить невесту Васи, Лизу Артемьеву. Героиня наделена настолько идеализированными чертами, что её реалистичность значительно уступает даже такому неоднозначному образу, как мечтатель.

Белые ночи

Осенью 1848 года писатель создал повесть «Белые ночи». Мечта и реальность — центральные темы этого произведения. Сюжет закручивается вокруг молодого чиновника, который в одну из петербургских белых ночей встретил девушку и влюбился. Но у его новой знакомой, которая представилась Настенькой, оказалась грустная история. С ранних лет она жила со слепой бабушкой, которая слишком опекала внучку и даже прикалывала её платье булавкой к своему, чтобы девушка всегда была рядом.

Невесёлая и однообразная жизнь Насти переменилась, когда в их дом приехал новый постоялец. Она влюбилась в красивого юношу, тот ответил ей взаимностью, но бедность молодого человека помешала ему тут же забрать с собой девушку, поэтому он обещал вернуться за ней через год. Это время прошло, жених приехал, но на свидание так ни разу и не пришёл.

Главный герой романа проникся рассказанной историей и захотел помочь бедной девушке. Он вызвался передать её возлюбленному письмо, но из этой затеи ничего не вышло. Настя стала понемногу привязываться к молодому человеку, принявшему в ее судьбе такое участие. Она призналась, что пока не любит его, но и к предавшему её возлюбленному уже не испытывает прежних чувств, а значит, у них всё может получиться.

Счастливая пара начинает мечтать о будущем, но всё идёт прахом, когда Настя встречает возле своего дома жениха. Она бросается к нему и уходит, оставив своего нового друга одного. На следующий день девушка пишет письмо с извинениями, и главный герой прощает её и продолжает любить. Теперь его квартира стала совсем одинокой и ему остались лишь внутренние переживания и несбыточные мечты.

Вот так печально заканчиваются «Белые ночи». Характеристика мечтателя по этой повести неоднозначна. Он представлен как человек прекрасной души, но вот сил, чтобы обрести собственное счастье, ему не хватает. У него даже своей истории нет, что объясняется следующими аргументами:

  • он не включён в жизнь;
  • у него нет движения и развития;
  • он не меняется;
  • не является деятелем.

Главный герой существует в воображаемом мире, который не соприкасается с действительностью. В итоге он теряет всяческую надежду на отношения с любимой, что выглядит как фатальная невозможность заставить мечту стать реальностью.

Неточка Незванова

В 1846 году Достоевский задумался о создании нового романа в трёх частях, а уже в 1847 приступил к его написанию. Однако арест 1849 года не дал писателю закончить произведение, в результате чего вместо романа была опубликована повесть.

Сюжет рассказывает о взрослении девочки в период с 8 до 17 лет. В начале повести она живёт с матерью и отчимом, который был одарённым музыкантом, но в то же время грубым и безжалостным человеком. Тем не менее главная героиня, Неточка, считает его отцом и мечтает остаться жить с ним после смерти родной матери.

Когда это случается, отчим бросает девочку одну на улице, но её берут в новый дом. Там она взрослеет, знакомится с новым для неё миром библиотеки, раскрывает в себе талант к пению. Там же ей открывается семейная тайна её нового дома. Оказывается, Александра Михайловна, заменившая Неточке мать, уже будучи замужем, влюбилась в мелкого чиновника. В обществе пошли пересуды, но муж Александры защитил жену, о чём постоянно ей напоминает. Неточка испытывает отвращение к мужчине и собирается покинуть этот дом.

Как видно из краткого содержания, раскрытие мечтателя в этом романе имеет несколько иное направление. Образ, воплощённый в Неточке, является порождением семейства, а читатель наблюдает за становлением мечтательного склада ума под давлением внешних обстоятельств, в частности, из-за напряжённых отношений подростка с отцом.

Преступление и наказание

Одним из известнейших романов Достоевского является «Преступление и наказание». Произведение было написано за два года и опубликовано в 1866 году. В нём повествуется о Родионе Раскольникове, бедном студенте, которого нехватка денег вынуждает уйти из университета. Поправить своё положение он решается с помощью убийства процентщицы.

Страшный замысел парень оправдывает в своей душе тем, что так он не только изменит к лучшему свою жизнь, но и избавит сестру от необходимости выходить замуж за нелюбимого мужчину. Родион воплощает в жизнь задуманное, но всё идёт не по плану, поэтому ему приходится совершить двойное убийство из-за не вовремя появившейся у процентщицы гостьи.

Параллельно рассказана история семьи Мармеладовых, с которой знакомится Раскольников. Мармеладовы находятся в состоянии крайней нищеты, и спасти их решается дочь Соня, решившая работать проституткой. Искренность и доброта девушки сподвигают Родиона открыть ей своё страшное преступление. Когда Раскольников оказывается осуждён за него и отправлен в Сибирь, Соня следует за ним, чтобы поддержать героя в сложной ситуации.

Сходство Раскольникова с мечтателем из «Петербургских летописей» неочевидно, однако его прообраз всё же прослеживается. Это выражается в отсутствии стремления главного героя добраться до своего места назначения и вытекающих из этого бесцельных скитаниях по городу. В этом произведении образ Петербурга вовсе не представляется мечтательным и лёгким, он монументальный, даже трущобный. В романе можно найти подробные описания трактиров, грязных улиц, бедняков.

Отдельность и исключительность Раскольникова раскрывают его как мечтателя. Такое направление писателем было взято ещё в «Белых ночах», но в «Преступлении и наказании» мечтатель трансформировался в героя-идеолога. Это превращение обусловлено тем, что впервые такой персонаж решился на практическое осуществление своих желаний, претворение их в жизнь.

Раскаяние в содеянном приводит героя к мысли, что абстрактные идеи вредят полноте жизни. В этом выражается окончательная цель эволюции мечтателя, изображаемого Достоевским.

Мировое значение

Проблематика, прослеживающаяся на страницах книг Ф. М. Достоевского, не потеряла своей актуальности в современном мире, поэтому его произведения продолжают пробуждать живой читательский интерес. Оценка его творчества является высокой и в России, и за рубежом. Критики отмечают проницательность прозаика, великолепные описания внутренней жизни людей, философичность сюжетов.

Достоевского именуют величайшим художником всемирной литературы, знатоком и исследователем человеческих душ. Образ мечтателя — одна из многих тем, которую можно выделить в его творчестве, поэтому исследованием его библиографии активно занимаются литературоведы, психоаналитики и другие специалисты.

Мечтатель: характеристика и образ героя

В своей повести «Белые ночи» Достоевский неслучайно даёт подзаголовок «сентиментальный роман». Этот подзаголовок указывает на своеобразие не жанра, а содержания повести: этот роман действительно оказался сентиментальным благодаря главному герою произведения. В центре повести молодой человек, который приехал в Петербург работать. Повествование идет от его лица и укладывается в рамки нескольких ночей – главных, как он считает, в его жизни.

Юноша, имени которого не называется, встречает на улице девушку, спасает её от назойливых приставаний, узнает её историю, и, несмотря на то, что эта история плотно связана с другим молодым человеком, вызывается помочь девушке. Влюбившись в Настеньку, Мечтатель рыцарски выполняет то, на что подписался и в финале препоручает её в руки жениху. Наступает утро, и оно отрезвляет, подчеркивает одиночество и светлую грусть героя.

Характеристика героя

(Олег Стриженов в роли Мечтателя в фильме “Белые ночи”, 1959 )

Бледное измятое лицо, открытая и «созерцательная» улыбка, бедность, которая сквозит в образе Мечтателя – пожалуй, это весь портрет, который приводится в повести, ведь Мечтатель не описывает сам себя, зато с огромным удовольствием и любовью описывает окружающий мир. 26-летний чиновник, он, как и многие в городе, живет от получки до получки, а основное его занятие – мечтательство. Гуляя по улицам города, он погружается в грезы, в его воображении оживают дома и будто разговаривают друг с другом, а сам он путешествует в мирах, воображая себя кем-нибудь, но не собой.

Чистый душевно, невинный и добрый, Мечтатель не находит ни одной родственной души, постоянно ощущая свою постороннесть в этом мире и ища того, к кому будет душевный отклик. Неудивительно, что он влюбляется в Настеньку – во-первых, его душа жаждала контакта с похожей на его душу («хотел полюбить ту, которая приснится во сне»), во-вторых, искренний и бескорыстный, способный не только на размышления, но и на поступки, Мечтатель просто не мог не прийти на помощь девушке, а затем был покорен ею, словно рыцарь из собственных фантазий. И по законам сентиментального жанра.

Образ героя в произведении

(Кадр из фильма “Белые ночи”, в ролях Олег Стриженов и Людмила Марченко, 1959)

Главный герой, которому автор отказывает даже в имени, оказывается человеком чувствующим и сопереживающим. Не давая герою имени, автор намекает на его типичность. Это типичность уже хорошо знакомого нам маленького человека. Одновременно с этим, мечтатель — это новый образ «лишнего человека», который впоследствии будет воспет другими авторами.

Мечтатель может являть собой символ – то, что читателю ничего не известно о нем, об его происхождении, истории, семье, образовании, – по заметкам критиков, это и есть показатель его нереальности, оторванности от настоящей жизни.

В образе мечтателя изображается человек, полный сил и молодой, но уже ощущающий себя чуждым окружающему миру. Это мечтатель, ушедший в мир романтической грезы, длительным отношениям противопоставивший образы, созданные его воображением. Этими образами полностью отклонил заслонился от окружающей действительности, так как она негуманна, враждебна, не может способствовать раскрытию чистых человеческих побуждений. Мечтатель – это романтик, видящий Петербург чистыми глазами и воспевающий его. писатели демократы утверждали в образе мечтателя скрыт протест против российской действительности, что в его образе выписана молчаливая борьба против насилия человечество преобразование действительности в духе социальной справедливости. Это не совсем так: Достоевский не вкладывает во внутренний мир мечтателя протест против больного общества, его жестокости.

Так как образ Настеньки противопоставляется образу Мечтателя как образ живой и активный образу уставшему и отжившему, мы видим, что стремления Мечтателя обречены, тогда как счастье Настеньки вполне возможно. Мечтатель – это невозможность жить настоящей жизнью, невозможность воплотить идеал в реальности, только тихое одиночество, наедине только со своим потенциально сильным, творческим воображением.

Достоевский посвятил повесть А.Н. Плещееву, другу юности, и возможно, что именно друг стал прототипом главного героя. Некоторые исследователи видят в мечтателе образ самого молодого Достоевского. Также в герое видят истоки образа главного героя романа «Униженные и оскорбленные», который Достоевский напишет позже.

Тип петербургского мечтателя (по повести Ф.М.Достоевского “Белые ночи”
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Цель урока:

1.Определить нравственно-философскую проблематику повести и её связь с сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя.

Задачи:

– Обучающие: выявить характерные особенности образа мечтателя; повторить вопросы теории литературы (роман, сентиментализм); отработать навыки аналитического чтения текста;

-Развивающие: развитие у учащихся логического мышления, навыков сравнительного анализа в работе с художественным текстом и критической литературой

– Воспитательные: формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви к художественному слову, живописи, музыке.

Оборудование:

– раздаточный материал (карточки-информаторы);

– репродукции картин И. Глазунова;

-запись музыкальной пьесы Р. Шумана «Грёзы».

Формы работы:

Тип урока:

урок усвоения новых знаний.

Планируемые результаты:

– учащиеся раскрывают образ главного героя;

– постигают философское звучание темы одиночества;

– приходят к выводу о необходимости любви и участия в жизни людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok.docx34.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Приморская средняя школа с углубленным изучением отдельных
предметов им. Героя Советского Союза Семенова П.А.»

Быковского муниципального района Волгоградской области

Конспект урока по литературе
в 9 классе

« Тип петербургского мечтателя (по повести Ф.М.Достоевского “Белые ночи “) »

русского языка и литературы:

Пак Виктория Сергеевна

Тема: Тип петербургского мечтателя (по повести Достоевского “Белые ночи”)

1.Определить нравственно-философскую проблематику повести и её связь с сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя.

– Обучающие: выявить характерные особенности образа мечтателя; повторить вопросы теории литературы (роман, сентиментализм); отработать навыки аналитического чтения текста;

-Развивающие: развитие у учащихся логического мышления, навыков сравнительного анализа в работе с художественным текстом и критической литературой

– Воспитательные : формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви к художественному слову, живописи, музыке.

– раздаточный материал (карточки-информаторы);

– репродукции картин И. Глазунова;

-запись музыкальной пьесы Р. Шумана «Грёзы».

– урок усвоения новых знаний.

– учащиеся раскрывают образ главного героя;

– постигают философское звучание темы одиночества;

– приходят к выводу о необходимости любви и участия в жизни людей.

I. Организация класса.

II. Вступительное слово учителя. Слайд 3

Целая минута блаженства!

Да разве этого мало хоть бы

и на всю жизнь человеческую.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, друг на друга. Не замечаете ничего нового? Мы так привыкли друг другу, к образу, созданному нашими стереотипами, что никогда, наверное, не задумывались о том, что каждый человек есть тайна, загадка. А прикоснуться к этой тайне сегодня нам поможет великий русский писатель Ф.М. Достоевский. Это поистине гениальный писатель. Достаточно лишь сказать, что его роман «Преступление и наказание» стоит самым первым в цикле 10 великих романов 20 века, подготовленном специалистами Оксфорда.

Ф.М. Достоевский – автор нелёгких для чтения произведений. Он с болью в сердце писал о страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой, благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой жизни – голод, страдания, грубость, грязь, унижения и оскорбления. Первая его повесть так и называлась – «Бедные люди».

Уже в ранних произведениях по- новому зазвучала тема любви как высшего проявления человеческой сущности. Известно выражение Достоевского, что «красота спасет мир» ; он хотел заглянуть в область « предвидений и предчувствий » того, чего нет, но что должно быть действительностью.
« Зачем мы все не так, как бы братья с братьями ?» – такой риторический вопрос задает героиня «Белых ночей» своему нечаянному знакомому.

III. Актуализация знаний. Слайд 4

Литературная разминка Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Ф.М. Достоевского «Белые ночи» . ( Ответы учащихся )

IV. Постановка проблемного вопроса.

– Ребята, а что такое мечта? А кто такой Мечтатель?

Словарная работа. Обратимся к словарю С.И. Ожегова (карточка-информатор)

– А когда мы мечтаем?

– Мечтатель – это хорошо или плохо? ( ответы уч-ся о теме мечтателя в творчестве Достоевского )

– Теперь давайте посмотрим на экран и сверим, все ли мы сказали правильно. Слайд 5

– Имеет ли главный герой имя? ( Ответы учащихся )

– Что вы можете сказать о герое – Мечтателе? ( Ответы учащихся )

– Расскажите коротко о жизни Мечтателя. ( Ответы учащихся )

– О чём мечтает герой? ( Ответы учащихся )

– Итак, а был ли Счастливым человеком Мечтатель? ( Ответы учащихся )

Сегодня на уроке мы познакомимся с воспоминаниями мечтателя и постараемся ответить на проблемный вопрос: Счастлив ли наш Мечтатель?

V. Изучение новой темы.

Прежде чем приступить к нашей новой теме, давайте послушаем музыкальное произведение Роберта Шумана «Грёзы». Слайд 6

После прослушивания ребята отвечают на вопросы:

– Какое настроение владеет вами сейчас? ( Ответы учащихся )

– Как вы думаете, какие чувства, в этой пьесе хотел выразить композитор? ( Ответы учащихся )

– А теперь поговорим о художественном своеобразии произведения и поработаем с текстом.

-Уже в начале произведения автор погружает нас в атмосферу петербургских белых ночей.

« А ночи стояли чудные. А тут ведь еще не просто ночи, а белые…… Знаменитые петербургские белые ночи….»

Именно эта особенность северного лета – белая ночь не раз привлекала внимание писателей и поэтов. И мы с вами попробуем почувствовать красоту белых ночей.

Итак, ребята, наш роман называется? («Белые ночи») ( Ответы учащихся )

Что же это за явление? Белые ночи? ( Ответы учащихся ) слайд 7

Ребята, а теперь давайте обратим внимание на то, что «Белые ночи» , которые были опубликованы в 1848году имеют два подзаголовка: «Сентиментальный роман» и «Из воспоминаний мечтателя». Слайд 8

– Как вы понимаете подзаголовок повести Достоевского? Почему она названа «сентиментальным романом» ? ( Ответы учащихся )

Словарная работа. У слова “роман” два значения. Обратимся к словарю Ожегова С.И. (карточка-информатор)

– В каком значении употреблено в этом подзаголовке слово «роман»? ( Ответы учащихся ) слайд 9

Писатель определил жанр своего произведения как роман. Дело в том, что в 40 – е годы 19 в. роман как литературный жанр подразумевал, прежде всего, изображение личной жизни обыкновенных людей. Недаром второе значение слова роман – история любви, любовные отношения между мужчиной и женщиной.

– Не забудем слово «сентиментальный» . Что означает слово «сентиментальный» , где вы уже встречались с этим понятием? (Сентиментальный – от франц. «чувственный». Творчество Карамзина, повесть «Бедная Лиза».) ( Ответы учащихся )

Словарная работа (карточка-информатор) слайд 10

Сентиментальный , т. е. обращённый к изображению жизни сердца в тончайших её проявлениях . Итак, в произведении будет важно не то, что произойдёт с героями, а то, что они будут чувствовать, переживать, как будут воспринимать происходящее.

– От чьего лица ведется повествование в повести «Белые ночи» ? Почему? (Повествование ведется от 1-го лица, от лица героя, который сам называет себя Мечтателем. Перед нами рассказ-исповедь . Такое повествование звучит как исповедь, душевное признание) ( Ответы учащихся )

– Почему Мечтатель погружается в свой воображаемый мир? Как он отзывается об окружающем мире?

(Люди вечно торопятся жить: то на службу, то домой, то на дачу… А разве сегодня не так?) ( Ответы учащихся ) слайд 11

Итак, наш герой одинок!

-Актуальна ли проблема одиночества, поднятая Достоевским, в наше время?

– Герой, как и все Мечтатели, грезит о Любви. (Зачитать)

– Однажды Судьба послала ему встречу. (Зачитать.)

– Что происходило с Мечтателем в тот момент, когда он увидел Настеньку? Слайд 12

– Что он чувствовал в эти минуты?

-Мог ли Мечтатель выговориться перед кем-нибудь до Настеньки

– Спасает ли любовь героя от одиночества?

– Почему их роман недолог?

Он снова одинок, но именно те минуты, проведенные со своей любовью, делают его счастливым и именно эти минуты остались в его воспоминании, обратимся к эпиграфу романа. Слайд 13

– Так счастлив ли наш Мечтатель? Слайд 14

Давайте прочитаем последние строки произведения: (чтение ) « Мечтатель умеет ценить каждое мгновение жизни, каждую минуту счастья! И с благодарностью воспринимает жизнь как Божий Дар. А это не всем дано ».
Счастье, по мнению Достоевского, это не жизненная удача, а простое, искреннее проявление жизни. Нельзя замыкаться в одиночестве! Надо любить! Слайд 15
Ребята, учитесь видеть красоту вокруг, ценить счастливые моменты и как говорил Ф.М. Достоевский: «Красота спасёт мир!»

1. О чём повесть «Белые ночи»?

2. Чему учит нас эта повесть?

«Белые ночи» – повесть об одиночестве человека, не нашедшего себя в мире, о его несостоявшемся счастье. Повесть Достоевского учит нас понимать жизнь в различных ее проявлениях, находить в ней истинные ценности.

Творчество Ф.М. Достоевского никого не оставляет равнодушным. И мы сегодня имеем возможность виртуально посетить выставку картин, современного художника Ильи Сергеевича Глазунова. Всемирную славу Илье Сергеевичу принесли иллюстрации к произведениям его любимого философа, писателя, русского пророка Федора Михайловича Достоевского. Он единственный художник, который проиллюстрировал все произведения великого писателя. Слайд 16

VIII. Выставление оценок. Слайд 17

IX. Домашнее задание.

– Письменно ответьте на один из вопросов: «Что нового открылось мне в образе Мечтателя на сегодняшнем уроке?», « Актуальна ли проблема, поднятая в произведении, в наши дни?»

– Соотнесите содержание повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» со словами Н.В. Гоголя из повести «Невский проспект»: «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется…».

Ссылка на основную публикацию