Образ мечтателя в творчестве Достоевского. Итоговое сочинение

Сочинение Образ мечтателя в повести Белые ночи Достоевского

Федор Михайлович Достоевский в своей повести Белые ночи описал одиноко человека, который часами любил просто бродить по улицам города и рассматривать окружающий мир. Достоевский называет молодого человека Мечтателем, он живет один. Друзей у Мечтателя почти нет, но своими друзьями он называет дома и улочки города.

В один из таких вечеров прогуливаясь, Мечтатель увидел плачущую девушку и решил ей помочь. Молодой человек пришел ей на помощь и предложил провести ее домой, девушка согласилась. Они по дороге к дому Настеньки так звали девушку, разговорились. Рассказы Мечтателя понравились Настеньке, и она любезно согласилась встретиться с ним на следующий вечер. Им обоим нужен был друг, который выслушает и поймет.

Так началась их дружба двух одиноких людей. Мечтатель очень образованный и умный человек. Умел заинтересовать интересными рассказами Настеньку и старался сгладить ее одиночество. Мечтатель влюбился в красивую молодую девушку, но ее сердце принадлежало другому.

Молодой человек берется помочь девушке с ее проблемой. Настеньку бросил молодой человек и не пришел на назначенное место в назначенное время. Мечтатель передает ему послания и говорит о том, как Настенька его сильно любит. Молодой человек готов помочь ей, хотя он понимает, что потеряет Настеньку навсегда.

Достоевский пишет о Мечтателе, как об ободранном котенке, который никому не нужен. Федор Михайлович пишет о том, что молодой человек сам себя уничтожает, он нелюдим. Все свое свободное время он проводит в своей комнате или прогуливается по городу. Влюбившись в прекрасную девушку, он и не надеется на то, что она ответит взаимность, ведь она влюблена в другого человека.

Мечтатель знал, что если поможет Настеньке воссоединиться со своим возлюбленным, то он останется один. Он был готов к тому, что произойдет и вот в то время когда молодой человек Настеньки так и не пришел Мечтатель понадеялся, что у него есть шанс признаться девушке в любви. В момент, когда Мечтатель признается в любви Настеньке, он не надеется на то, что она ответит взаимностью. Он хочет просто сказать ей о своих чувствах, чтобы она знала, что он чувствует.

Признавшись в своих чувствах, Мечтатель скидывает тяжелый камень со своей души и слышит в ответ, что девушка готова попробовать его полюбить, если тот подождет. В последний момент появляется молодой человек Настеньки, и они счастливые уходят. Мечтатель не держит зла на девушку, а наоборот желает ей счастья и хочет, чтоб у нее все было хорошо. Молодой человек отпускает девушку, которую так сильно полюбил.

Образ мечтателя в повести Белые ночи

Белые ночи это самое лирическое и сентиментальное произведение автора. В нем рассказывается о очень печальном и одиноком человеке. В произведении его зовут Мечтатель.

Однажды он знакомиться с точно такой же, как и он одинокой и печальной девушкой Настей. Она рассказывает о своей жизни и Мечтатель очень ее понимает, сочувствует ей и хочет помочь.

Настя живет у своей бабушки, она очень старая и кроме внучки у нее никого нет, поэтому она ее совсем не выпускает из дому. Может таким способом она оберегает внучку о реальной жестокой жизни. Но внучка слишком молода и не понимает этого. Поэтому хочет убежать из бабушкиного дома.

Мечтатель согласен забрать жить девушку к себе, и она согласна. Но вскоре появляется бывший возлюбленный, и Настя уезжает с ним. Герой рассказа опять остаётся совсем один.

У него опять исчезает смысл жизни, так как его возлюбленная больше не с ним. За время отношения с ней герой получил больше ощущений и позитивных эмоций, чем за всю свою жизнь.

Но эти страстные быстротечные ночи быстро закончились, и он стал жить своей обычной жизнью. Разные литературные критики это произведение оценили по-разному, многие назвали лучшим произведением. Другие говорили, что образ главного героя и его характер раскрыты не в полную силу.

Некоторые критики хвалили автора и говорили что это одно из лучших его произведений, написанных в лирическом ключе. Многие критики знавшие Достоевского лично говорили, что в этом произведении он в виде главного героя описал себя, один критик даже назвал белые ночи открытием нового литературного жанра.

Это произведение изобразило обычного среднестатистического человека, который не нашел себе места под солнцем на этой планете. Кроме этого герой повести выражен в том виде что он полностью является альтруистом, то есть готов отдать всего себя для того чтобы были счастливы все вокруг.

Эта повесть скорее нереальна, так как таких чувств и таких бескорыстных людей нет на земле, но если они и есть то их единицы.

Но если бы на земле жило много мечтателей с такими же чертами характера и повышенным альтруизмом, то мир был бы намного светлее и добрее. И всем людям было бы намного комфортнее и приятнее в нем жить.

3 вариант

Повесть Федора Достоевского «Белые ночи» признана сентиментальным произведением в его репертуаре. Роман состоит из пяти частей. Первые четыре части описывают нам ночь, а на пятой части рассказано утро

Образ главного героя занял молодой человек по прозвищу мечтатель, на момент написания рассказа ему двадцать шесть лет. Переехал в Санкт-Петербург на заработки теперь проживает в городе около восьми лет. Жизнь героя крутится вокруг его воображений и мечтаний. Автор не дал имени своему главному герою, он сдержал загадочность в его образе. О нем не описано ни чего, где родился, как рос и получал образование. Не упоминалась его семья, и как проводил свое детство. По поту домой с работы, главный герой на своем пути встречает молодую девушку. У молодых людей завязался разговор, там мечтатель рассказал о том что он счастливый человек, а счастливым делают его мечты. Но встреча с девушкой по имени Настенька, дает понять герою что счастье можно обрести и в реальном мире. В тот момент он и осознал, какое счастье можно получить от живого общения!

Настоящей жизни, у Мечтателя почти и нет, только Настенька, заполняет жизнь реальными радостям и счастьем . Герой глубоко убежден, что мир чудесен, в нем царит добро и справедливость. Своими поступками он раскрывает такую черту характера как наивность и своего рода ребяческое баловство, что явно определяет его не серьезность. Обладая чертой характера наивности и теплых чувств к Настеньке, герой строит ее судьбу с чужим мужчиной. Мечтатель точно убежден, что совершил правильный поступок и ей будет так лучше. Герой любил Настеньку и желал ей только самого лучшего. Он радовался за нее, не упрекая, чтобы ненароком не нагнать тоску на ее сердце. Мечтатель желает ей всего самого светлого и лучшего, неописуемо сильно благодарит ее за то что она подарила ему радость и блаженство в реальном мире.

Встреча с девушкой была не случайностью, что и понял Мечтатель .Решив сказать ей о том что у него наступают моменты сильной очки что угнетают его. Он был четко убежден, что больше не вернется к реальному рассудку и жизни, что потерял всякий смысл чувство реальности.

Пройдя придуманную им жизнь вдруг герой понимает , около него бурлит реальная жизнь , вокруг люди в своих заботах и они не отвлекаются на свои выдумки и мечты. Возникает вопрос, а как же живет он? Невероятно сложно принять реальность, где он одинок и тосклив. Куда подевались мечты? Как быстро летит время! Что сейчас происходит с его жизнью? Время поспешно уйдет и мечтатель один на один останется с одинокой старостью. Пытаясь освежить воспоминания в своей реальной жизни все затмевает мечтами, что увы, не стать реальностью. Мир что выдуман тобой улетит так же быстро, как сухая листва с деревьев. Страшно будет остаться одному и вновь мечтать, ведь ничего в реальности не держит. Чувство ранее задевшие все струны души своим великолепием, в миг стало ужасным кошмаром.

Федор Достоевский на примере своего главного героя показал портрет множества людей что убегают от реальности в искушающие небылицы. В мечтах есть все что пожелаешь, радость, веселье и яркие воспоминания придуманные в голове.

Повесть нас учит тому что реальная жизнь полна как и испытаний так и радость и удовольствием, это все в мире в одной золотой середине . Бороться за свое счастье, жить в ритме и проходить испытания уготованы судьбой – вот она настоящая жизнь без прикрас.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ мечтателя в повести Белые ночи

Популярные сегодня темы

Повествование начинается с того, что на зоне ранний подъем, но барак в этот раз не открывают. Поэтому все решают, что есть время подколымить, попытаться получить лишнюю порцию еды, главное всем знать меру и не стать стукачом

Главным персонажем произведения является небогатая старая помещица, попавшая из-за своей доброты в непростое положение

Мне кажется, что любовь, одна из движущих сил в нашем мире. Она двигает скалы ближе друг к другу, соединяет сердца, роняет звезды, для того, чтобы кто-то загадал найти свою любовь, и конечно же, нашел.

Однажды на рассвете в окрестностях столицы Франции рассказчик проснулся хотя и внезапно, но в прекрасном расположении духа. Он с удовольствием наблюдал за постепенным пробуждением природы

Быстрая смена событий, большой объем информации, и всеобщая усталость дают о себе знать. Человек устает, стремится расслабиться и пытается убежать от реальности. Возможно, ли убежать от реальности?

Образ мечтателя в творчестве Ф. М. Достоевского

Творчество Достоевского

Основная тема раннего творчества Достоевского — несчастные люди. Примерами могут служить произведения:

  • «Бедные люди».
  • «Двойник».
  • «Маленький герой».
  • «Записки из подполья».
  • «Униженные и оскорблённые».

Более зрелые романы литературоведы называют идеологическими, но, если задуматься, во всей прозе Достоевского просматривается итоговый образ мечтателя, причём его характер трансформируется от книги к книге. Кроме того, у писателя чётко прослеживаются два мечтательных типа:

Это интересная тема не только для сочинения или эссе на школьном уроке в классе, но и прекрасная идея для целой диссертации. Однако в рамках знакомства с образами мечтателей Достоевского можно рассмотреть произведения, где эта тема раскрыта наиболее ярко. К ним относятся:

  1. «Петербургская летопись».
  2. «Слабое сердце».
  3. «Белые ночи».
  4. «Неточка Незванова».
  5. «Преступление и наказание».

Петербургская летопись

Ф. М. Достоевский — автор не только художественных книг, он с удовольствием занимался написанием фельетонов — коротких сатирических очерков. В этом жанре представлена его «Петербургская летопись», где впервые рассказчиком выступает мечтатель. Он не романтичен, лишён исключительности и подлинной натуры. Его повествование сводится к освещению последних новостей, рассуждениям на злободневные темы, комментариям по поводу новинок литературы и театра. Всё это носит развлекательный лёгкий характер.

Бытовые зарисовки из этого цикла фельетонов позднее легли в основу некоторых книг Достоевского, так же как и черты мечтателя можно угадать в героях его ранних повестей. Особенно это заметно по повторяющемуся мотиву близости человека и Петербурга, представленному одновременно прозаичным и фантастичным, как и описываемые в произведении персонажи.

Активное написание романов и повестей не снизило тяги Достоевского к публицистике. Он писал для периодических изданий «Время» и «Эпоха», а в журнале «Гражданин» автору был отведён целый раздел «Дневник писателя».

Слабое сердце

Появившийся в 1847 году в «Петербургской летописи» образ был повторно использован Достоевским через год в повести «Слабое сердце». Он был воплощён в характере Васи Шумкова — петербургского чиновника, не обладающего высоким положением в свете, финансово несостоятельного, к тому же имеющего физический недостаток в виде кривобокости.

Но главному герою улыбнулась удача: ему предстоит свадьба с любимой девушкой, к тому же начальник поддерживает его финансово, давая на перепись документы и доплачивая за это несколько сотен в год. Шумков обсуждает свои дела с другом накануне Нового года, тот уговаривает Васю отложить работу и познакомить его с невестой и её семьёй.

Возвращается жених очень взволнованным и никак не может приступить к переписыванию бумаг, но потом берёт себя в руки и занимается работой круглосуточно, делая лишь короткие перерывы на сон. Потом Шумков вновь отправляется к невесте и пропадает. Вернувшись домой, Вася понимает, что переписывать нужно ещё очень много, поэтому к поставленному начальством сроку он не успеет.

Чувство вины заставляет его снова работать целую ночь. После этого с измученным Васей случается обморок, затем столбняк, а потом и вовсе приступ безумия: герой водит сухим пером по чистой бумаге, но ему кажется, будто он сумел ускорить работу. В таком состоянии он встречает начальника, но тот сокрушается над увиденным, говорит, что на самом деле задание было вовсе не срочным, и отводит Шумкова от службы.

Образ мечтателя ярко выраженного сентиментального толка играет существенную роль в произведении. Он воплощается в характере Васи Шумкова. Главного героя отличает нравственная мнительность, в итоге доведшая его до беды. Что касается остальных персонажей повести, тут можно выделить невесту Васи, Лизу Артемьеву. Героиня наделена настолько идеализированными чертами, что её реалистичность значительно уступает даже такому неоднозначному образу, как мечтатель.

Читайте также:  Анализ сказки Конек-Горбунок Ершова

Белые ночи

Осенью 1848 года писатель создал повесть «Белые ночи». Мечта и реальность — центральные темы этого произведения. Сюжет закручивается вокруг молодого чиновника, который в одну из петербургских белых ночей встретил девушку и влюбился. Но у его новой знакомой, которая представилась Настенькой, оказалась грустная история. С ранних лет она жила со слепой бабушкой, которая слишком опекала внучку и даже прикалывала её платье булавкой к своему, чтобы девушка всегда была рядом.

Невесёлая и однообразная жизнь Насти переменилась, когда в их дом приехал новый постоялец. Она влюбилась в красивого юношу, тот ответил ей взаимностью, но бедность молодого человека помешала ему тут же забрать с собой девушку, поэтому он обещал вернуться за ней через год. Это время прошло, жених приехал, но на свидание так ни разу и не пришёл.

Главный герой романа проникся рассказанной историей и захотел помочь бедной девушке. Он вызвался передать её возлюбленному письмо, но из этой затеи ничего не вышло. Настя стала понемногу привязываться к молодому человеку, принявшему в ее судьбе такое участие. Она призналась, что пока не любит его, но и к предавшему её возлюбленному уже не испытывает прежних чувств, а значит, у них всё может получиться.

Счастливая пара начинает мечтать о будущем, но всё идёт прахом, когда Настя встречает возле своего дома жениха. Она бросается к нему и уходит, оставив своего нового друга одного. На следующий день девушка пишет письмо с извинениями, и главный герой прощает её и продолжает любить. Теперь его квартира стала совсем одинокой и ему остались лишь внутренние переживания и несбыточные мечты.

Вот так печально заканчиваются «Белые ночи». Характеристика мечтателя по этой повести неоднозначна. Он представлен как человек прекрасной души, но вот сил, чтобы обрести собственное счастье, ему не хватает. У него даже своей истории нет, что объясняется следующими аргументами:

  • он не включён в жизнь;
  • у него нет движения и развития;
  • он не меняется;
  • не является деятелем.

Главный герой существует в воображаемом мире, который не соприкасается с действительностью. В итоге он теряет всяческую надежду на отношения с любимой, что выглядит как фатальная невозможность заставить мечту стать реальностью.

Неточка Незванова

В 1846 году Достоевский задумался о создании нового романа в трёх частях, а уже в 1847 приступил к его написанию. Однако арест 1849 года не дал писателю закончить произведение, в результате чего вместо романа была опубликована повесть.

Сюжет рассказывает о взрослении девочки в период с 8 до 17 лет. В начале повести она живёт с матерью и отчимом, который был одарённым музыкантом, но в то же время грубым и безжалостным человеком. Тем не менее главная героиня, Неточка, считает его отцом и мечтает остаться жить с ним после смерти родной матери.

Когда это случается, отчим бросает девочку одну на улице, но её берут в новый дом. Там она взрослеет, знакомится с новым для неё миром библиотеки, раскрывает в себе талант к пению. Там же ей открывается семейная тайна её нового дома. Оказывается, Александра Михайловна, заменившая Неточке мать, уже будучи замужем, влюбилась в мелкого чиновника. В обществе пошли пересуды, но муж Александры защитил жену, о чём постоянно ей напоминает. Неточка испытывает отвращение к мужчине и собирается покинуть этот дом.

Как видно из краткого содержания, раскрытие мечтателя в этом романе имеет несколько иное направление. Образ, воплощённый в Неточке, является порождением семейства, а читатель наблюдает за становлением мечтательного склада ума под давлением внешних обстоятельств, в частности, из-за напряжённых отношений подростка с отцом.

Преступление и наказание

Одним из известнейших романов Достоевского является «Преступление и наказание». Произведение было написано за два года и опубликовано в 1866 году. В нём повествуется о Родионе Раскольникове, бедном студенте, которого нехватка денег вынуждает уйти из университета. Поправить своё положение он решается с помощью убийства процентщицы.

Страшный замысел парень оправдывает в своей душе тем, что так он не только изменит к лучшему свою жизнь, но и избавит сестру от необходимости выходить замуж за нелюбимого мужчину. Родион воплощает в жизнь задуманное, но всё идёт не по плану, поэтому ему приходится совершить двойное убийство из-за не вовремя появившейся у процентщицы гостьи.

Параллельно рассказана история семьи Мармеладовых, с которой знакомится Раскольников. Мармеладовы находятся в состоянии крайней нищеты, и спасти их решается дочь Соня, решившая работать проституткой. Искренность и доброта девушки сподвигают Родиона открыть ей своё страшное преступление. Когда Раскольников оказывается осуждён за него и отправлен в Сибирь, Соня следует за ним, чтобы поддержать героя в сложной ситуации.

Сходство Раскольникова с мечтателем из «Петербургских летописей» неочевидно, однако его прообраз всё же прослеживается. Это выражается в отсутствии стремления главного героя добраться до своего места назначения и вытекающих из этого бесцельных скитаниях по городу. В этом произведении образ Петербурга вовсе не представляется мечтательным и лёгким, он монументальный, даже трущобный. В романе можно найти подробные описания трактиров, грязных улиц, бедняков.

Отдельность и исключительность Раскольникова раскрывают его как мечтателя. Такое направление писателем было взято ещё в «Белых ночах», но в «Преступлении и наказании» мечтатель трансформировался в героя-идеолога. Это превращение обусловлено тем, что впервые такой персонаж решился на практическое осуществление своих желаний, претворение их в жизнь.

Раскаяние в содеянном приводит героя к мысли, что абстрактные идеи вредят полноте жизни. В этом выражается окончательная цель эволюции мечтателя, изображаемого Достоевским.

Мировое значение

Проблематика, прослеживающаяся на страницах книг Ф. М. Достоевского, не потеряла своей актуальности в современном мире, поэтому его произведения продолжают пробуждать живой читательский интерес. Оценка его творчества является высокой и в России, и за рубежом. Критики отмечают проницательность прозаика, великолепные описания внутренней жизни людей, философичность сюжетов.

Достоевского именуют величайшим художником всемирной литературы, знатоком и исследователем человеческих душ. Образ мечтателя — одна из многих тем, которую можно выделить в его творчестве, поэтому исследованием его библиографии активно занимаются литературоведы, психоаналитики и другие специалисты.

Открытый урок литературы по теме «Образ мечтателя в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи”». 9-й класс

Класс: 9

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (110,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: определить нравственно-философскую проблематику повести и её связь с сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя.

обучающие: выявить характерные особенности образа мечтателя; повторить вопросы теории литературы (роман, сентиментализм, мотив); отработать навыки сравнительного анализа произведений (домашнее задание) и аналитического чтения текста;

развивающие: развитие у учащихся логического мышления, навыков сравнительного анализа в работе с художественным текстом и критической литературой; развитие ИК компетенции.

воспитательные: формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви к художественному слову, живописи, музыке, кинематографии; формирование этических навыков ведения дискуссии.

Оборудование: презентация, составленная учителем, раздаточный материал (отрывки из критических статей, материал для работы с картинами по повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи”, репродукции картин И. Глазунова).

Форма работы: фронтальная, статистические пары, индивидуальная.

Планируемые результаты: учащиеся раскрывают образ главного героя, постигают философское звучание темы одиночества, приходят к выводу о необходимости любви и участия в жизни людей.

Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь
разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время;
я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.
Ф.М. Достоевский

I. Организация класса (минута красноречия: какие ассоциации вызывает у вас слово мечта?)

В связи с этим, ребята попытаются сформулировать тему урока, его цель. Слайды 1,2

II. Изучение новой темы.

Вопрос классу: – Вы наверняка обратили внимание на необычное название одного из ранних произведений Ф.М. Достоевского. Критик Дружинин А.В. даже счёл название “немного странным и хитросплетённым”.

(Впервые опубликованные в 1848году, “Белые ночи” имеют два подзаголовка: “Сентиментальный роман” и “Из воспоминаний мечтателя”) Всего сколько слов? Слайд 3

Существует выражение: “За семью печатями”. Или: “за семью замками”. Как справедливо замечает Юрий Манн в статье “Боль о человеке”, “по счастливому совпадению, семь слов романа – это как бы семь ключиков к его художественной тайне”. И мы сегодня на уроке попробуем её приоткрыть

– Ребята, роман называется “Белые ночи”.

– Что это за явление: белые ночи? С чем у вас ассоциируется белый цвет? (вы невольно помечтали)

Один ученик садится к компьютеру и через интернет узнает прямое значение словосочетания “белые ночи”. Слайд 4.

– А почему у нас невозможно такое явление, как белые ночи?

– Но есть еще символическое значение этого словосочетания. Слайд 5.

– Белые ночи. Каким выразительным средством вы бы охарактеризовали это славосочетание?

– Ребята, скажите, к какому жанру относится произведение “Белые ночи”? Подсказку нам дает сам автор в подзаголовке.

Название соединяет в себе романтическую символику (ночь – пора мечтаний, пора поэзии) с точным указанием на петербургское происхождение героев и петербургский характер истории. А если перевести название повести на французский язык, то оно приобретает дополнительный смысл – “бессонные ночи”. В такие ночи не просто уснуть, кажется, должно что-то произойти.

(Сентиментальный роман) Слайд 6

– Что означает слово “сентиментальный”, где вы уже встречались с этим понятием?

(Сентиментальный – от франц. “чувственный”. При изучении творчества Карамзина, который был основоположником сентиментализма в России, его повести “Бедная Лиза”)

– Какие слова взял Достоевский в качестве эпиграфа? Какой комментарий вы можете дать к ним? (В качестве эпиграфа Достоевский взял три последние строчки из стихотворения И.С. Тургенева “Цветок” (1843), слегка изменив и тем самым отчасти переосмыслив их. В первом – уверенность, во втором – сомнение. Слайд 7.

Знать, был он создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего.

…Иль был он создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего. )

– От чьего лица ведется повествование в повести “Белые ночи”?

Тема мечтателя волновала Достоевского всю жизнь. Позднее он даже намеревался писать роман “Мечтатель”, ибо, как считал писатель, “и все мы более или менее мечтатели”.Слайд 8.

Словарная работа. Обратимся к словарю С.И.Ожегова

Мечта – 1. Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое. 2. Предмет желаний, стремлений.

Мечтательный – тот, кто предается мечтам, фантазер. Слайд 9.

Впервые Достоевский нарисовал психологический портрет мечтателя в1847 году в “Петербургской летописи” (так назывался воскресный фельетон, который писатель вёл в газете “Санкт-Петербургские ведомости”) (фельетоном называли занимательные материалы, различные статьи, заметки, помещаемые в нижней части газеты). Внимание на слайд “Петербургская летопись”: Слайд 10.

“…В характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, жадных действительности, но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностью, и человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода – мечтателем…

Они любят читать и читать всякие книги, даже серьёзные, специальные, но обыкновенно со второй, третьей страницы бросают чтение, ибо удовлетворились вполне. Фантазия их подвижная, летучая, лёгкая, уже возбуждена, впечатление настроено, и целый мечтательный мир вдруг овладевает всем бытием мечтателя. …

Постепенно, неприметно начинает в нём притупляться талант действительной жизни. Ему, естественно, начинает казаться, что наслаждения, доставляемые ему своевольной фантазией, полнее, роскошнее, любовнее настоящей жизни”.

– Как вы думаете, можно ли эту характеристику мечтателя отнести к герою “Белых ночей”? Найдите подтверждение в тексте.

Слайд 11. Отрывок из художественного фильма “Белые ночи” Режиссеры: Ю. Данилович, В. Семаков. В главных ролях: Мечтатель: Олег Стриженов, Настенька: Людмила Марченко, Мосфильм,1959

Как вы думаете, считает ли сам автор своего героя “существом среднего рода”?

А теперь обратимся к герою сентиментальной повести и попробуем выявить отличительные черты его. Слайд 12

Беседа по вопросам:

– Каков род занятий главного героя повести? (ничего не сказано, только мечтает, он – мечтатель)

– Каковы особенности мироощущения мечтателя? (по началу повести) Одиночество

– Какие общечеловеческие ценности лежат в основе такого мироощущения? (доброта, участие к людям, любовь к окружающему миру…)

– Это положительные черты? Значит, мечтательство совершенно безобидно? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, выберите геометрическую фигуру, в виде которой вы представляете себе жилище мечтателя .Слайд 13.

– Обоснуйте свой выбор.

2-3 уч-ся доказывают свою точку зрения

– Какие цвета преобладают при описании квартиры? (зелёный-цвет надежды, в конце – узнаём, что из окна был виден, жёлтый дом, жёлтый – “цвет радостный, бодрящий и нежный”, по определению Гёте.

– Как эта квартира характеризует героя?

Выводы: Мечтательство как мировосприятие характеризуется любовью ко всему окружающему, добротой, участием к людям. У Достоевского жилище героя всегда отражает его характер.

Бесконечно одинокий, смущающийся, когда ему приходится разговаривать с людьми, герой повести наделен способностью тонко чувствовать красоту и поэзию ничем не замечательных углов города.

– Ребята, как мечтатель воспринимает город? (город воспринимает поэтически. Каждое здание для него – живое существо). История с одним домом (зачитать)

Ребята, обратимся к мастерству Достоевского-художника. Какие краски использует автор в отрывке? (розовый) Почему? “Караул, домик красят в желтую краску!”

Читайте также:  Сочинение Письмо отца Самсона Вырина к дочери Дуне (Станционный смотритель)

– Кому из вас, ребята, не нравится желтый цвет? Слайд 14.

Есть ли в отрывке слово, которое можно было поставить в один ряд с этим словом? (желчь)

– При жизни Достоевского желтый и желчный писались через о. (“Это написание как-то грубее и выразительнее. Стоило бы и теперь восстановить это начертание: оно подчеркивало бы особенное значение, которое вложил в это слово Достоевский” В.Кожинов, литературовед).

В словаре Ожегова слово желчный – раздражительный, злой.

Сердце мечтателя не приемлет ничего желчного, злого, некрасивого.

Слайд 15. Дом, где жил Достоевский

Слайд 16. Дома города Прокопьевска. Как вы думаете, приятнее жить в таком городе?

– Какие цвета преобладают при описании квартиры? (зелёный-цвет надежды, в конце – узнаём, что из окна был виден, жёлтый дом, жёлтый – “цвет радостный, бодрящий и нежный”, по определению Гёте.

– Как эта квартира характеризует героя?

– О чем мечтает герой? Определите характер его мечтаний.

Выводы: Мечтательство как мировосприятие характеризуется любовью ко всему окружающему, добротой, участием к людям. У Достоевского жилище героя всегда отражает его характер.

Физминутка. Слайд 17-31.

Слайд 32

  • Что запечатлено на этих рисунках?
  • Что символизируют?
  • Какие ассоциации вызывают?

Слайд 33. Отрывок из кинофильма

– Вы узнали героиню романа? Как вы думаете, она мечтательница?

– О чем мечтает Настенька?

Однажды судьба послала им встречу.

Прогуливаясь бессонной ночью по набережной Екатерининского канала, Мечтатель встретил девушку. Зачитать описание ее внешности. Слайды 34, 35

– Перечитайте сцену первой встречи Мечтателя с Настенькой (чтение по ролям). (Со слов: “Да, если моя рука дрожит, то это оттого, что никогда ещё её не обхватывала такая хорошенькая маленькая ручка, как ваша” До слов: “О, вы меня не знаете!”) Почему он так легко и просто увлёкся девушкой? (Все его прежние встречи были воображаемые, а тут – настоящие встречи, знакомства, почти роман…)

– Ребята, что настораживает вас в этом отрывке, что кажется нелогичным? (девушка была в премиленькой желтой шляпке) – желтый желчный цвет выступает в соседстве со словом “премиленький”

– Каким было настроение Мечтателя в ночь, когда он встретил Настеньку? (хорошим, веселым).Почему?

Мечтатель упоен красотой петербургской ночи. Поддавшись ее очарованию, герой и мир вокруг воспринимает поэтически. Он чувствует гармонию во всем, его настроение радостное, в такой момент его не раздражает даже нелюбимый желтый цвет.

Наши герои стали встречаться.

– Любил ли Мечтатель кого-нибудь до Настеньки? (мечту, идеал)

– Что привлекло героя к ней?

Герой интуитивно почувствовал в Настеньке мечтательность, чистоту. Наивность. Он понял, что любовь к Настеньке спасет его от бесплодного мечтательства и утолит жажду настоящей жизни.

– Какой финал их отношений? Можно считать такое завершение несчастным?

Слайд 36. (показ финальных сцен фильма)

У Вероники Тушновой есть такие строки:

Улыбаюсь, а сердце плачет
В одинокие вечера.
Я люблю тебя, это значит –
Я желаю тебе добра

Рефлексия. Слайд 37

ОПРЕДЕЛИТЕ Слайд 38

ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕЧТАТЕЛЯ:ХАРАКТЕР МЕЧТАНИЙ ГЕРОЯ:
Фантастический

Приближённый к реальности

Лишённый всякого смыслаОригинал

Чудак

Актуально ли сегодня быть мечтателем?

Мечтатель умеет ценить каждое мгновение жизни, каждую минуту счастья! И с благодарностью воспринимает жизнь как Божий Дар. И это не всем дано.

Слайд 39 – 40. Итог урока: рисуем солнышко (мне очень понравилось, мне было весело, я много узнал нового, мне было скучно).

Д.З. Как вы думаете, удалось ли герою до конца избавиться от своего мечтательства? (как в конце он видит своё будущее)

Сочинение Мечтатель в повести Белые ночи (образ и характеристика)

В повести Достоевского «Белые ночи» мы знакомимся с грустной историей о трогательной любви и несбывшихся желаниях одинокого человека, который был отстранен от реальной жизни своими мечтами.

Одинокий человек в большом городе. Автор назвал его Мечтателем. Кем же он был и какова его судьба? Мы ничего из повести о его личной жизни не знаем. Вот только то, что он молодой человек 26 лет, который приехал в Петербург на заработки. Выглядит он непривлекательно, даже неаккуратно.

Живет одиноко, ни с кем не общаясь. У него нет друзей, их заменяют улицы и дома города. Мечтателю чужда реальность, от которой он спасается своим воображением и мечтами о лучшем мире.

Свою работу воспринимает как обязанность, которую необходимо исполнять, а после работы он ютится в своей маленькой комнатке, где любит лежать на кровати и мечтать. А еще он любит бродить темными закоулками города и также мечтать о чем-то хорошем. Таким образом, он и заполняет внутреннюю пустоту.

Что сделало мечтателя таковым – черты характера, или сама жизнь, в которой он не нашел себя.

Мечтатель очень застенчив, он отдаляется от общения с людьми, предпочитая витать где-то в облаках, и видит в этом счастье для себя. Но вот однажды он встречает одинокую, как и он, печальную девушку Настю, которая откликнулась на его предложение провести ее домой.

Настя внесла коррективы в жизнь Мечтателя. Он был образованным человеком, и его рассказы понравились девушке. Что-то сблизило их, и они начали встречаться.

Порядочность Мечтателя позволила Насте поделиться своим горем о том, что бросил любимый парень и ее переживания тронули Мечтателя. Так и началась их дружба. Они понимали, что необходимы друг другу, чтобы выговорится. Но Мечтатель влюбился в девушку, хотя ее сердце принадлежало другому человеку, и она не могла ответить взаимностью.

Обретя дружбу с Настей, Мечтатель понял и осознал, что кроме идеализированного им в своих мечтах мира, существует еще и мир реальный, где люди просто живут со своими проблемами и радостями. Благодаря Насте он узнал, что такое любовь. Его чувства светлы, как белые ночи. Он не был эгоистом, и хотя любил Настю, ради нее пожертвовал своим счастьем. Он отыскал ее возлюбленного и все рассказал о чувствах девушки.

Мечтатель поступает благородно по отношению к Насте. Он признался ей о своих чувствах, но когда девушка уже была готова попробовать быть с ним вместе, появился ее возлюбленный, и Настя уходит с ним. Понимая, что он все теряет, Мечтатель не озлобился, а искренне пожелал Насте счастья.

Белые ночи, во время которых Мечтатель окунулся в реальную жизнь и провел их с Настей, закончились, но он благодарен судьбе за эти прекрасные времена, которые подарили радость реальной жизни. Вот таков он, Мечтатель.

Сочинение 2

Мечтатель — это главный герой сентиментального романа Федора Достоевского «Белые ночи». Это собирательный образ человека, оторванного от реальной жизни, поэтому у героя и нет имени. Это символизирует то, что и в реальности для окружающих он не существует. Возможно, образ Мечтателя — типичный образ жителя Петербурга того времени.

Мечтатель — это мелкий чиновник. Он не успешен в службе. Ему, по словам автора, 26 лет, поэтому можно сделать вывод, что трудиться он давно. Герой не является карьеристом и не имеет каких-либо целей, связанных с продвижением по рабочей лестнице.

Мечтатель очень беден и иногда не вовремя платит за квартиру. Об его внешнем виде известно лишь то, что у него очень бледное лицо, притягательная улыбка. Также он постоянно носит шляпу.

Мечтатель — человек скрытный. У него нет близких друзей. Он очень одинокий. Его жизнь безрадостна и пуста, потому он сбегает от серой обыденности в мир цветных мечтаний. Он очень любит думать о фантазийном будущем, гуляя по улицам. Мечтатель наслаждается красотой природы, которая отражает его мечты. Так он проводит большую часть своего времени.

Мечтатель очень ждет большой любви в своей жизни, но он очень стеснителен, ведь в его жизни никогда не было ни одной женщины. Герой собирается подарить своей возлюбленной всю любовь, которая есть в нем, которая накопилась за всю его жизнь. Но внутренние барьеры мешают персонажу найти подругу или друзей, просто с кем-то заговорить.

Однажды он знакомится с Настенькой. Мечтатель влюбился в девушку, но она любила другого человека. И в этих отношениях и проявляется весь огромный любовный потенциал героя. Он нежен к девушке, защищает ее и пытается ей помочь. А самое главное, он не злиться, не винит ее, не мстит. Мечтатель очень благодарен Настеньке, что она подарила ему прекрасные минуты его жизни, когда он жил по-настоящему ярко и эмоционально. Мечтатель, оказывается, действительно умеет сильно и преданно любить. Однако, робость мешает ему открыто проявлять свои чувства, поэтому он так и не нашел себе пару.

О дальнейшей жизни героя ничего неизвестно, но автор намекает, что в ней очень мало изменилось. Мечтатель продолжил жить в своем вымышленном мире и не вернулся в реальность. Его характер остался прежним. Герой остался таким же одиноким, печальным, бедным человеком, которому не хватает дисциплины и силы воли, чтобы изменить себя и окружающий мир.

Мечтатель в повести Белые ночи

Популярные сочинения

Новый год радует всех своим наступлением. Его ждут и дети, и взрослые. В каждом доме люди украшают елочки и ждут подарков от Дедушки Мороза. А что же происходит в эту волшебную ночь в лесу?

Картина «Аисты» была написана Алексеем Ивановичем Тихим в 1960 году. Она завораживает своей реалистичностью, яркостью красок, насыщенностью сюжета. Именно картина «Аисты» принесла художнику широкую известность.

Мечта – это наше воображение, наши желания, наши стремления. Ярким примером мечты человека служит произведение Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Мечта: что это и зачем нам нужно? Часть 12. Мечтатели Достоевского

Син Ми Хе отмечет: “Позицию Достоевского невозможно вписать в рамки того или иного видения мечты (или скептического, или положительного). У Достоевского мечта осмыслена, безусловно, в русле широкой (в ее разных полюсах) традиции, заложенной русской словесностью в течение длительного времени и философскими поисками первой половины XIX в.”

Совершенно справедливо утверждение П.Е. Бухаркина, что “сложность, двузначность новой картины, равно как и ключевое место “мечтательства” в составе национального самосознания середины XIX столетия, засвидетельствованы Достоевским. В “Белых ночах” “петербургский мечтатель” выведен как особый национальный “тип”, столь же характерный, как гоголевские Манилов, Плюшкин или Хлестаков” .

Вот как описывает Достоевский типичного русского мечтателя середины ХIХ в.: “Имя ему легион. Это господин, имеющий доброе сердце и не имеющий ничего, кроме доброго сердца. Как будто какая диковинка – иметь в наше время доброе сердце! Этот господин, имеющий такое прекрасное качество, выступает в свет в полной уверенности, что его доброго сердца совершенно достает ему, чтоб быть навсегда довольным и счастливым. Он так уверен в успехе, что пренебрег всяким другим средством, запасаясь в житейскую дорогу. Он, например, ни в чем не знает ни узды, ни удержу. У него все нараспашку, все откровенно. Этот человек чрезвычайно склонен вдруг полюбить, подружиться и совершенно уверен, что все его тотчас же полюбят взаимно, собственно за один тот факт, что он всех полюбил“.

Илья Глазынов. Мечтатель. 1970 г.
Иллюстрация к повести Ф.М.Достоевского “Белые ночи”

Также Достоевский описывает, каким образом формируется современный мечтатель: “в характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностью и человек делается наконец не человеком, а каким-то странным существом среднего рода – мечтателем“.

Однако образ мечтателя претерпевал существенные изменения на протяжении творческого пути Достоевского: если до 1850 г. мечте в произведениях писателя соответствует высокая духовность, стремление к красоте и нравственному совершенству, то после – инфантильность и безответственность.

Так, Жилякова отмечает: “В творчестве 1850-х гг. и в последующие десятилетия в осмыслении темы мечтательства ощущается новая дистанция Достоевского, обусловленная жестким опытом сибирской каторги, сменившимся мировозрением, характером нового времени. Мечтательство чаще становится объектом иронии, осмысляется как проявление инфантильности, безответственности, эгоистического болезненного сознания. Мечтательство героев на протяжении всего творчества Достоевского будет сохранять в себе и знак высокой духовности, стремления к красоте и нравственному совершенству. Мечтательство, являющееся характерной чертой русской души и объективно отразившее в себе драматический процесс протекания духовной жизни русского общества 1840-1870-хх гг., явилось одной из центральных тем творчества Достоевского в постижении тайн человеческого духа”.

Достоевский изображает разные типы мечтателей (по классификации Э.М. Жиляковой ):

1. Мечтатель доброго сердца – Макар Алексеевич Девушкин (“Бедные люди”). Смысл жизни Девушкина заключается в заботе об “ангельчике” – бедной родственнице. Герой пытается помочь девушке бескорыстно и в меру всех своих возможностей, более того, он проявлял отзывчивость ко всем окружающим. Единственная мечта Девушкина – сделать счастливой свою родственницу Вареньку, но при этом герой сам решает, в чем должно заключаться ее счастье и разочаровывается, когда девушка поступает по-своему. Так, когда Варенька соглашается выйти замуж за бесчестного человека, Макар говорит: “Я и работал, и бумаги писал, и ходил, и гулял, все оттого, что вы здесь, напротив, поблизости жили” . Мечта Девушкина свидетельствует о неудовлетворенной потребности в ограничении своей жизни тесными рамками (по К. Хорни ). Данная потребность включает необходимость быть нетребовательным, довольствоваться малым и ограничить свои честолюбивые стремления и желания материальных благ; необходимость оставаться неприметным и играть второстепенные роли; умаление своих способностей и потенциальных возможностей, признание скромности как высшей добродетели; стремление скорее сохранять, нежели тратить; боязнь предъявлять какие-либо требования; боязнь иметь или отстаивать экспансивные желания.

П.М. Боклевский “Варенька Добросёлова и Макар Девушкин”. Иллюстрация к повести Бедные люди

2. Социальный мечтатель-утопист – повествователь “Петербургской летописи”. Мечтатель такого рода – распространенный тип в петербургском обществе. Достоевский говорит: “имя ему легион”. Он оценивает “доброе сердце” мечтателя как “прекрасное качество”. Черты мечтательности вполне типичны для любого человека. Достоевский, отметив в фельетоне, что “все мы более или менее мечтатели”, намекает на мечтательство как свойство, заложенное в каждом человеке.

3. Сентиментальный мечтател
ь – Вася Шумков (“Слабое сердце”). Специфика: высший начальник канцелярии Юлиан Мастакович, дав из милости первый служебный чин бедному юноше, Васе Шумкову, и сделавшись его “благодетелем”, заставляет его трудиться не только на службе, но и в личных интересах, также и дома, поручив ему переписывать в срок какое-то очень длинное и важное “дело” и оплачивая это скудными и редкими подачками.

По “слабости сердца” Вася не смог вынести такого беспросветного труда. Он полон благодарности начальнику и готов на него работать, но у него есть и свои личные интересы и стремления – любовь к бедной девушке, Лизаньке, сначала он часто ходил к ней, “мучаясь неизвестностью”, а затем, став ее женихом, впал в восторженно-мечтательное состояние и в результате запустил свою срочную переписку, рискуя тем самым потерять милость своего “благодетеля”. В результате он сходит с ума и умирает.

Весь этот мир со всеми жильцами его сильными и слабыми” кажется ему похожим на “фантастическую, волшебную грозу, на сон, который, в свою очередь, тотчас исчезнет”. “Какая-то странная душа посетила осиротевшего товарища бедного Васи. Он вздрогнул. Он как будто теперь понял. отчего сошел с ума его бедный, не вынесший своего счастья Вася. Губы его задрожали, глаза вспыхнули, он побледнел и как будто прозрел во что-то новое в эту минуту” .

4. Мечтатель-фланер
– Ордынов (“Хозяйка”). Ордынову “нравилось бродить по улицам”, “он глазел на все как фланер …он не терял ни одного впечатления и мыслящим взглядом смотрел на лица ходящих людей”, ибо ему “и себя бессознательно хотелось втеснить в эту чуждую жизнь” . Обладая свойствами фланера (человек без дела, праздношатающийся), все время балансирует на грани внешнего и внутреннего видения.

5. Мечтательница – Неточка Незванова (“Неточка Незванова”), В отличие от всех других персонажей Достоевского, мечты Неточки разделены жизненными этапами: в детстве она мечтает с отцом сбежать после смерти матери в “дом с красными занавесками” и радоваться жизни без притеснений матери; однако мать умирает, отец бросает ее, и она попадает в этот самый дом. Потом она мечтает подружиться с дочерью приютивших ее людей – Катей, и через какое-то время это получается, однако родители Кати против этой дружбы и они оставляют Неточку одну; Неточка живет у родственников Кати, узнает тайну этой семьи, находится в смятении из-за несправедливых нападок мужа на сестру Кати и нежеланием говорить сестре о том, что знает ее тайну. Достоевский называет свою героиню “настоящей мечтательницей”.

Фантазия моя слишком владычествовала над моим нетерпением, и я, по правде, была смела лишь в мечтах, а на деле инстинктивно робела перед будущим. И потому, будто предварительно согласясь с собой, я бессознательно положила довольствоваться покуда миром фантазии, миром мечтательности, в котором уже я одна была владычицей, в котором были только одни обольщения, одни радости, и самое несчастье, если и было допускаемо, то играло роль пассивную, роль переходную, роль необходимую для сладких контрастов и для внезапного поворота судьбы к счастливой развязке моих головных восторженных романов“.

Илья Глазунов. Иллюстрация к повести “Неточка Незванова”

6. Мечтатель-альтруист – Ростанев (“Село Степанчиково и его обитатели. Из записок неизвестного”). Добрейший, совестливый, уступчивый, склонный к самообвинению Ростанев по своему характеру не способен утвердить собственные достоинство, независимость и интересы. Главное его стремление – мир и “всеобщее счастье” в доме; довольство окружающих – глубокая душевная потребность, ради которой он готов жертвовать почти всем. Убежденный в доброте и благородстве человеческой природы, он бесконечно оправдывает даже самые дурные, эгоистические поступки людей, не хочет верить в злые замыслы и побуждения. В итоге, полковник оказывается жертвой моральной тирании своего приживальщика и самодурки матери, обращающихся с ним как с провинившимся ребенком. “Низкая душа, выйдя из-под гнета, сама гнетет” . Ростанев же почитает обоих наглецов людьми “высших качеств” и возвышенного благородства.

7. Мечтатель-индивидуалист
– отчим Неточки Незвановой – музыкант (“Неточка Незванова”). Данный персонаж – представитель низшего сословия, чьи мечты заключаются в полной радостей и изобилия жизни, без необходимости работать, в получении общественного признания и славы. Отчим Неточки – эгоистичный музыкант, уверенный в том, что развиваться музыкально ему мешает “злодейка” жена, которая якобы загубила его дарование. Только ее смерть “развяжет” его. Он высокомерен, глуп, ленив; много пьет; не любит ни жену, ни падчерицу (не смотря на ее глубокую привязанность). Не ценит дружбы, его мечты – это мечты типичного поклонника концепций о “стране изобилия”, который находит всяческие оправдания, чтобы не работать. Однажды он попадает на концерт знаменитого скрипача, приходит убитый сознанием своего ничтожества перед настоящим искусством. Неточка в волнении бросается к обезумевшему “отцу” и увлекает его прочь из дому, навстречу своей детской мечте, хотя сердце ее и болит по оставленной мертвой матери. На улице герой убегает от “дочери”, которая с криками пытается догнать безумца, но падает без чувств. Сам он вскоре попадает в больницу, где умирает.

Анализируя творчество Достоевского, мы предлагаем дополнить типологию Жиляковой еще одним типом мечтателя – “средним мечтателем” (“Белые ночи”). В “странных уголках Петербурга”, – пишет Достоевский, – живут подобные ему “существа среднего рода” – “мечтатели”, – чья “жизнь есть смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем тускло-прозаичного и обыкновенного” . Они пугаются общества живых людей, так как долгие часы проводят среди “волшебных призраков”, в “восторженных грезах”, в воображаемых “приключениях” – говорит о себе главный герой. Он считает свою жизнь невыразимо скучной, после “фантастических ночей” (ночных прогулок) на него уже “находят минуты отрезвления, которые ужасны”.

Кадр из фильма “Белые ночи” 1959 г.

Если обратиться к образу мечтателя, представленному в произведениях, написанных после 1850 г, то это один тип – несчастный, страдающий человек.

Может быть, кто из читателей подумает, что мой молодой человек был болезненная, экстазная, бедно развитая натура, бледный мечтатель, чахлый и испитой человек. Напротив, Алеша был в то время статный, краснощекий, со светлым взором, пышущий здоровьем девятнадцатилетний подросток” .

Оценивая роль и место мечты в жизни русского общества на примере анализа русской литературы XIX в., отметим главное. Типичный русский мечтатель – человек несчастный, с неудовлетворенными потребностями, что отражается в объекте мечтаний.

Высшие слои мечтают либо о несбыточном, либо о личном счастье, либо о неких духовных материях, что свидетельствует о неудовлетворенности потребностей в любви и в самоактуализации, которая включает также познавательные и эстетические потребности.

Низшие сословия, так же как и аналогичные социальные группы в Европе, мечтают об изобилии, без приложения каких-либо усилий.

Отличительной особенностью отечественного мечтателя являются довольно распространенные мечты о счастье для других, что говорит о неудовлетворенной потребности в ограничении своей жизни тесными рамками.

Урок по повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи”.
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Урок по литературе в 9 классе познакомит ребят с особенностями творчества Ф.М.Достоевского 40-х годов,с еще одной интерпретацией повести “Белые ночи”,поможет проследить , как тема ” маленького человека” раскрывается в произведениях писателей первой половины XIX века.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_po_povesti_f.m._dostevskogo.pptx1.57 МБ
urok_po_povesti_f.mdostoevskogo.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок по повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи». Учитель Демченко О.С

Цель урока: дать более полное представление о повести . Задачи урока: – познакомиться с творчеством писателя 40-х годов ; – рассмотреть жанровое своеобразие и композиционные особенности повести; – прикоснуться к теме Петербурга в творчестве Ф.М.Достоевского ; – особое внимание уделить образу главного героя ; – познакомить с еще одним вариантом интерпретации повести; – проследить , как тема «маленького человека» раскрывается в творчестве писателей первой половины XIX века .

Увертюра к уроку -музыкальное произведение Р.Шумана «Грезы». После прослушивания ответьте, пожалуйста , на вопросы : – Какое настроение владеет вами сейчас? – Как вы думаете , какие чувства , в этой пьесе хотел выразить композитор? – Что вы слышите ? Здесь звучит тема одного или нескольких героев? .

В период белых ночей встречаются в Петербурге Мечтатель- главный герой этого произведения и Настенька . В этом городе , по словам Н.В.Гоголя : «Все обман , все мечта , все не то , чем кажется…» А подзаголовок «Сентиментальная повесть» указывает на то , что речь здесь пойдет прежде всего о чувствах. Художественное своеобразие повести: Смысл названия

Композиция ее состоит из 4 глав – 4 ночей, 5 глава называется «Утро» ; Вторая ночь содержит историю Настеньки. Повесть заканчивается эпилогом . Повествование ведется от 1-го лица , от лица героя , который сам называет себя Мечтателем. Перед нами рассказ- исповедь .

В о время одной из своих прогулок Мечтатель встречает девушку , знакомиться с ней . Уже во время второго свидания Настенька рассказывает свою историю любви . Мечтатель сочувствует Настеньке , от всей души старается помочь, желает счастья, но скоро понимает, что сам влюблен в нее. Признание состоялось , хотя в самом начале знакомства Настенька предупреждала , что влюбляться в нее нельзя. На исходе 4 ночи , когда счастье уже было так возможно , за Настенькой является ее избранник. А Мечтатель остается один. Сюжет повести

Главный герой – Мечтатель. Этот тип, этот характер возникает во многих произведениях писателя 40-х годов. Еще в « Петербургской летописи» Достоевский попытался объяснить причину появления мечтателей в жизни. Писатель считал, что мечтательность возникает на почве неудовлетворенности окружающей действительностью слабых и забитых людей. Не чувствуя в себе достаточно сил для борьбы, они уходят в вымышленный мир, мир фантазий и мечтаний.

В «Белых ночах» два героя . И хотя рассказ ведется от лица Мечтателя и мы видим все его глазами , центральным действующим лицом является Настенька. Настенька- видение и реальность , олицетворение белой петербургской ночи. Из искусствоведческой работы А.А. Гозенпуда «Достоевский и музыка » – Согласны ли вы с этой точкой зрения?

Мечтатель терпит поражение в первом же столкновении с действительной жизнью. Он оказался побежденным даже в маленькой битве с судьбой за свое крошечное счастье. После ухода Настеньки герой вряд ли сможет измениться. Тип Мечтателя уже сформирован окружающей действительностью, полной противоречий , горестей и несчастий .Сам герой неспособен противостоять этой действительности , не проявляет он ни настойчивого желания, ни достаточной энергии . Он уходит в себя , замыкается в фантастическом мире отвлеченных мечтаний.

Но , оставшись наедине со своим несчастьем , Мечтатель все же благословляет Настеньку : «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастья , которое ты дала другому одинокому, благодарному сердцу! Боже мой! Целая минута блаженства! Да развеем этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую. »

Ф.М. Достоевский стал продолжателем традиции изображения типа « маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века. А одним из первых к этой теме обратился А.С. Пушкин. Самсон Вырин, Акакий Акакиевич и наш Мечтатель – герои разных произведений, у каждого из них свои жизненные обстоятельства, свои интересы, своя судьба. – Между тем, у них есть некоторая общность. В чем же она?

1. У них отнюдь не высокое социальное положение. 2. Все они вызывают жалость и сострадание к своей судьбе. 3.Каждый из героев переживает личную трагедию , теряя самое дорогое , что было у них в жизни: Самсон Вырин – горячо любимую дочку Дуняшу, Акакий Акакиевич- шинель, Мечтатель- Настеньку. 4. Именно эта утрата и ее последствия заставляют нас по –новому взглянуть на героя. С этого момента он становится нам по-настоящему интересен. 5. Одиночество- то , что составляет их жизнь , почти совсем лишенную радости. Общность героев :

6. Наконец , их сближает совершенная неспособность на какие-то решительные действия. С.Вырин , не сумев вернуть дочь, вернулся домой, смирился с потерей, начал пить и умер от горя и тоски. Акакий Акакиевич, не дождавшись справедливости, заболел и умер. Как сложится судьба Мечтателя , мы не знаем, но предположить можем. 7.Все герои оказываются в Петербурге. Этот город олицетворяет государство, которому, до « маленького человека» нет никакого дела. 8. Во всех трех произведениях авторы используют реалистичный взгляд на героев и происходящие с ними события.)

Домашнее задание : Письменно ответить на вопрос: « Что нового открылось мне в образе Мечтателя на сегодняшнем уроке? Соотнесите содержание повести Ф.М.Достоевского « Белые ночи» со словам Н.В.Гоголя из повести « Невский проспект» : «Все обман , все мечта , все не то , чем кажется…»

Ссылка на основную публикацию