Образ прекрасной дамы в творчестве Блока сочинение

Образ прекрасной дамы в творчестве Блока сочинение, текст для реферата

Образ Прекрасной Дамы очень важен для Александра Блока, он даже так назвал один из самых своих известных циклов. Этот образ постоянно встречается в его стихах. Она всегда, логично, прекрасная – в удивительном платье, стройная, изящная, загадочная… Как будто она, действительно, образ, идеал. Герой думает о ней, она его вдохновляет, но не всегда он решается с ней заговорить. Героиня противопоставлена остальному миру. Вокруг неё может быть грязь, зло, суета, но её ничто не может загрязнить. Наоборот, это она делает мир лучше своим присутствием, дарует свет всем. Никакая «земная» низкая мысль не касается Дамы, не очерняет её.

Известны его стихи про Даму в ресторане «по вечерам», где она против оставляется обычным гулякам. Героиня сохраняет достоинство и степенность в любой ситуации… Мне кажется, что только её свет спасает поэта, надежда на хотя бы мимолетное счастье… Иначе он не смог бы жить в таком страшном мире, каким он ему и виделся.

Она практически волшебница, ей подчиняется и живая, и неживая природа.

В разных образах предстаёт Дама. Иногда, например, её образ стилизован под «русскую красавицу»: первое в цикле стихотворение «Отдых напрасен». Тут она Царевна в тереме. То на Душа (стих «Душа молчит»), которая затерялась в выси. И тут она горда – не вмешивается в шум, а смотрит гордо вдаль. Иногда посвящает стихотворение Александр Александрович определенной женщине, например, стихотворение «Ночью сумрачной…» адресовано О. Соловьевой. Однако даже в таком случае образ адресата присоединяется к чему-то большему: тут бледноликая «дочь» (дева) слышит самого Б-га.

Для такого возвышенного образа, конечно, используется торжественная лексика: сумрачный, паренье, очи, вешний. Произведения Блока знамениты своей образностью, глубоким символизмом. С дамой часто ассоциирует поэт синее, что говорит о её загадочности и глубине.

Кстати, упоминает в своем идеале Блок и недостатки, которые Даму не портят. Вот в стихотворении «В предзакатные часы» автор слегка упрекает свою возлюбленную в «неверности очей и изменчивости души». Но и это простительно, ведь дама неуловима.

Для Блока, по-моему, Прекрасная Дама – мечта, любимый образ. Вот в «Кто-то шепчет…» поэт обращается к этому «милому сну», просит посмеяться… И Александр Блок ощущает в этом милом образе даже какую-то потустороннюю силу.

Как любой идеал, Дама просто недостижима… Но она вдохновляет всех, особенно Поэта.

Сочинение Образ прекрасной дамы в творчестве Блока

У многих деятелей русской литературы женщина предстаёт как явление прекрасное, наполненное загадочной привлекательностью и безмерной любовью. Такой же женщину представлял Блок.

Для писателя-поэта Блока женщина была чем-то вдохновляющим. Для него не было ничего прекраснее женщины, он считал женщину как величайшее творение бога, как когда либо им созданное. Но образ женщины не всегда был таким, каким он представлен в последних его произведениях. В его жизни произошло множество трагичных событий, вследствие которых он поменял свои взгляды на многие вещи, в том числе на женщину как на явление, но она так же осталась для него темой небесной и прекрасной.

В своих произведениях Блок превозносил её как существо прекрасно, которое требует ухода и любви. Через свои стихи он буквально обожествлял тот священный образ, которому был верен, из-за чего многие его читатели того времени также были верны этому образу, провозглашая его идеалом женственности и целомудрия, вследствие чего многие девушки старались придерживаться его.

Так были и люди, которые были не согласные с его мнением и всячески старались его опровергнуть, за якобы утопичные образы. Он как мог, отговаривался от критиков, говоря, что это всего лишь образ, которого, по его мнению, должны, придерживаться. Но, несмотря на это его, продолжали критиковать за его творчество и утопичные образы. Но вдохновлённый этим самым образом он продолжал своё творчество, несмотря на упрёки окружающих. За это он обрёл уважение среди многих его современников.

Пытаясь провозгласить свой созданный образ как нечто высокое, он, старался донести до читателей мысль уважать женщин, практически боготворить их за то, какие они есть, ведь, по его мнению, женщины прекрасны.

До многих людей данная мысль дошла прекрасно, до многих не дошла, а многие вообще старались изо всех сил опровергнуть данную идею, но так или иначе Блок создал потрясающий образ, который напрямую передаёт всю красоту женского пола и старается создать у читателей некоторый единый образ, которого они будут придерживаться. Это моё мнение и оно не претендует на исключительность или уникальность, из-за чего может быть опровергнуто.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ прекрасной дамы в творчестве Блока

Популярные сегодня темы

Каждый из нас заслуживает оценку со стороны благодаря собственным поступкам и действиям, которые нас и определяют. Одобрение или порицание окружающих нас людей иногда является важным моментом в становлении личностных

Если говорить об основной идее, которая содержится в данном замечательном произведении, то стоит отметить, что автор хотел обратить особое внимание на такую проблему, которая связана с тем, что многие талантливые мастера своего дела не были услышаны

Я думаю, что находиться рядом с обывателем неприятно и даже чревато последствиями. Безнравственные люди, которые руководствуются лишь своими желаниями, жаждой денег и власти, без колебаний могут предать или навредить

Александру Николаевичу примерно сорок пять лет, тщательнейшим образом выбритому равно как артист. Он обладает милыми, однако достаточно пронизывающими очами и обходительными повадками.

Одним из самых известных живописных произведений в мире является Мона Лиза. Эта картина, казалось бы, проста, но почему-то приковывает к себе взгляды множества людей.

Образ Прекрасной Дамы в поэзии Александра Блока. 11 класс. (Школьные сочинения)

Образ Прекрасной Дамы в поэзии Александра Блока.

«Прекрасная Дама» в лирике Блока – Сочинение для 11 класса.

Начиная с тысяча девятисотого года, своё развитие берёт эпоха лирики. В ней отражаются предчувствия поэта, его тревоги и упования на лучшее время. В своё творчестве, Блок сулил «неслыханные перемены, невиданные мятежи». Никто из поэтов, не смог бы похвалиться, такой беспощадной искренностью, такой честностью и мужеством, никто так не обнажал душу свою, зажатую в мощных тисках жестокого времени, как Блок.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Все эти чувства он мог показать народу, когда «раскололся мир и трещина пошла по сердцу поэта».

Этот поэт, бесспорно, первый в своём времени – лирик, и он вошёл в историю русской литературы, как певец, воспетый образ Прекрасной Дамы. Читая строки стихов, чувствуешь юную душу, наивысший взлёт его музы, озарённость и романтику, порыв томления и предчувствие, а ещё чистоту души и восторг – всё это, раннее творчество Блока!

«Стихи о Прекрасной Даме» – это нечто! Это явление, которое крепким особняком держится в русской литературе, а точнее – в поэзии. Одно только название, уже вне традиции того времени! Доселе, этот культ – Образ Прекрасной Дамы, поэзия не ведала! А всё потому, что этот культ – создал сам поэт!

Высокие чувства, верность и рыцарское служение молодого поэта, совсем ещё юноши, своей мечте. Он мечтал о любви нездешней, беззаветной, восхищённой. Он представлял «свою» даму наивысшим воплощением, совершенством, царицей этого мира, обладающей Вечной Женственностью! И каждая его встреча с нею – это событие, которое имело глубочайший смысл и … тайну.

«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, – тоскуя и любя».

Чтобы выразить несказанное, требуются слова … особенные, это скорее даже символы, либо намёки. Такого рода лирика, может жить, лишь в душе чистой …

«Ты в белой вьюге, в снежном стоне

Опять волшебницей всплыла,

И в вечном свете, в вечном звоне

Церквей смешались купола».

То, что она назвал свой цикл стихов – «Стихи о Прекрасной Даме», а ведь это романское, чужеродное словосочетание, вовсе не означает, что ту, которой он посвящает эти строки, которой поклоняется, требуется поселить в средневековый замок.

Та, имя которой читатель не ведает, является Блоку среди лугов и полей, среди великолепной природы, таинственной и расстилающейся за порогом шахматовского дома. Что из этого следует? Только то, что лирику русского поэма, невозможно расторгнуть с красотами русской природы.

Находясь в шахматовском уединении, он напряжённо работал, а вернее даже – горел. Как вспоминал сам поэт: «Я сильно светился» и лето тысяча девятьсот первого года, было для него «мистическим временем». Мечта поэта сосредоточилась на неземном, обретая сверхчувственные формы и этому способствовала его изолированность и уединённый образ жизни. Молодому Блоку является «видение, непостижимое уму», среди луков, полей … Он предчувствовал Прекрасную Даму, видел её и позже утратил, что описывал в своих стихотворениях – «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»; Молодая, золотая… шла Ты яркою стезею…»; «Ты в поля отошла без возврата».

Блок создавал «роман в стихах», а в нём «деревенское преобладает над городским; всё внимание направлено на знаки, которые природа щедро давала слушавшим её с верой». Поэт писал и о том, что чувствовал в то время – «необычайном слиянии с природой».

В цикле стихов нет пейзажа, но есть фон, который лириком наметился в несколько штрихов, и эти штрихи – конкретные, за ними просматриваются не только лирика, которая окутывает видение поэта, но и шахматовская природа.

«Кругом далёкая равнина.

Да толпы обгорелых пней.

Внизу – родимая долина,

И тучи стелются над ней».

И на этом штрихованном фоне, среди множества «знаков», коими являются закаты и зори, туманы и таинство природы, происходит что-то мистическое, какое-то явление, отчего автор пишет имя в цикле стихов – с заглавной буквы. А ведь у этой Прекрасной Дамы – множество имён! Она и Вечная Любовь, и Закатная Таинственная Дева, она и Величавая Вечная Жена и Дочь Света, а ещё Российская Венера, Владычица Вселенной, Хранительница Дева, Дочь Блаженной страны … Далёкая, Невозмутимая, Святая, Певучая, Тихая, Светлая, Ясная, Ласковая … Кажется, что всех имён Прекрасной Дамы, невозможно перечислить!

«Целый день передо мною,

Ярким солнцем залитая,

Шла Ты яркою стезею…

О, взойди же предо мною

Не в одном воображеньи!»

Но не произошло это … Не суждено было. Произошло искажение. И лирик это предчувствовал – «предчувствие изменения облика»: «Но страшно мне – изменишь облик Ты…». Уже тогда, поклонник стихотворений Блока, которые ещё не были напечатаны, эти строки, сильно напугали … Еле услышанный, приглушенный диссонанс, вторгся и вдалеке начала маячить, тень двойника, пока ещё неясная и сквозящая тревогой.

Читайте также:  Сочинение на тему Первый бал Наташи Ростовой в романе Война и мир

« Ты обманут неизвестным:

За священные мечты

Открывать свои черты».

Поэт, как певец, творит образ Прекрасной Дамы – это его идеал, и он неизмерим мечтой и действительностью. И всё-таки, как бы он не думал, что этот образ вне времени, а всё же, действительность ворвалась в его изолированный мир мечтаний, и нарушается гармония. Далеко в душе поэта таится смутное чувство неблагополучия в огромном мире:

«Мне страшно с Тобой встречаться.

Страшнее Тебя не встречать…

А хмурое небо низко –

Покрыло и самый Храм.

Я знаю: Ты здесь. Ты близко.

Тебя здесь нет. Ты – там».

Предтеча блоковской лирики – творчество Соловьёва Владимира и философия. Поэт принял творчество Соловьёва, как откровение, в стихах которого звучит тема – «подруги вечной», которая олицетворяет «Вечную Женственность»: «Знайте же: вечная женственность ныне в теле нетленном на землю идёт…». И не зря ведь, Александра блока друзья, воспринимали, как продолжателя творчества Соловьёва!

Вот только первоначальный, созданный когда-то, образ Прекрасной Дамы, стал тускнеть и двоиться. Это было начало страшной, неизжитой трагедии блоковской души.

В своей записной книжке, в тысяча девятьсот четвёртом году, поэт признался, что та Прекрасная Дама, коей он грезил – покинула его … навсегда. Она ушла в «поля без возврата». Теперь он создаёт гимны той, которая всецело погрузила его в мечту и исчезла. Она показывала ему многообразный и яркий мир, теперь же он страшный и влекущий.

«Много нас – свободных, юных, статных –

Умирает, не любя…

Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя!»

Всё, теперь её «имена» пишутся с буквы прописной и вдалеке, мимолётным огоньком, мелькает будущая тема творчества Блока – образ Родины.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id41891

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Откроется после 5 декабря. –>

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Эволюция образа прекрасной дамы в творчестве Блока

Александр Блок является ярчайшим представителем русского символизма. Он писал о сложной политической обстановке в стране, о дружбе, вере и, конечно же, о любви. Образ прекрасной дамы в творчестве Блока занимает особое место. Этот символ женского начала и доброты можно встретить в десятках произведений автора. Но портрет таинственной женщины не оставался неизменным. Он менялся вместе с жизнью и творчеством поэта.

Символ добра и женственности

В начале XX века символизм становится самым популярным направлением в литературе. Для стиля характерно активное использование символики, мотивов недосказанности и таинственности. Настроение создаётся при помощи специальных художественных средств: метафор и эпитетов. К самым ярким представителям символизма в России можно отнести:

Александр Блок был поклонником Тютчева, Фета и Жуковского. В своём творчестве поэты активно использовали женский образ как символ нежности, чистоты и красоты. Существенное влияние на творчество юного Блока оказали учения русского философа Владимира Соловьёва. Основной идеей работ религиозного мыслителя был культ Души Мира, воплощённой в женском образе. Она олицетворяла вечную женственность, объединяющую Бога и земную жизнь. Кроме этого, на творчество поэта влияли события из личной жизни и политическая обстановка в стране.

На протяжении многих лет Блок был влюблён в Любовь Менделееву, дочь известного химика. Именно она является прототипом таинственной незнакомки и Души Мира в стихотворениях поэта. Образ прекрасной дамы в лирике Блока всегда противопоставлен несовершенному окружающему миру. Любая женщина в стихах автора – олицетворение добра и красоты.

Отношения между супругами не были безоблачными. Писатель часто увлекался другими женщинами. У Л. Д. Менделеевой тоже случались романы на стороне. Февральская революция и Первая мировая война повлияли на мировоззрение поэта.

Со временем женские образы в произведениях Блока становятся более «земными» и автор детально прорисовывает внешний облик героинь.

Эволюция образа дамы

Изменение портретов и характеров женских персонажей можно проследить в сочинениях «Незнакомка», «Двенадцать» и в цикле «Стихи о прекрасной даме». Анализ этих произведений позволит понять значение образа женщины в поэзии Блока.

Ранее творчество

В 1905 году публикуется сборник «Стихи о прекрасной даме». Первые работы поэта наполнены юношеским романтизмом. Для героев произведений характерно отчуждение от общества, разочарование в жизни. Единственным символом надежды является загадочный образ женщины.

Александр Блок не рисует конкретного портрета. Автор называет её «ясной», «лучезарной», «озарённой». Такие эпитеты применяются неспроста. В раннем творчестве поэта представлен религиозный образ женщины. Связь женского облика с верой в Бога просматривается в самых известных стихотворениях цикла:

  • «Предчувствую тебя».
  • «Вхожу я в тёмные храмы…».
  • «Я, отрок, зажигаю свечи…».

Большинство стихотворений из сборника написано в период влюблённости Блока в Любовь Менделееву. Девушка долго не отвечала поэту взаимностью, став прототипом чистой, недосягаемой дамы.

Годы революции

В более поздних произведениях Блока появляется другой образ главной героини. Небесное божество трансформируется в реальную женщину, пребывающую на земле. Новый облик дамы представлен в знаменитом стихотворении «Незнакомка».

Стих был написан в сложный для Блока период жизни. Его супруга серьёзно увлеклась поэтом Андреем Белым. Кроме этого, в стране назревал политический кризис. Многие друзья и родственники Блока покинули Россию. Александр Александрович впал в депрессию и стал частым посетителем злачных питейных заведений.

В стихотворении прекрасная незнакомка таинственным образом оказывается в неблагополучном районе города. Автор позволяет рассмотреть внешний облик женщины:

  • «шляпа с траурными перьями…»;
  • «в кольцах узкая рука…»;
  • «тёмная вуаль…»;
  • «очи синие бездонные…».

Грязь в заведении и пьянствующая публика противопоставлены загадочному образу незнакомки. В стихотворении представлен конфликт реальности и мечты.

Поздняя поэзия

Александр Блок неоднозначно относился к революции. Он отказался покидать Россию, но до конца не принял советскую власть. Поэт видел негативное влияние политических событий на судьбы многих людей, в том числе женщин. Кроме этого, Блок полностью разочаровался в семейной жизни.

Образ идеальной чистой девушки постепенно уходит из творчества автора. На смену приходит строгое, а порой и жестокое описание возлюбленной лирического героя. Например, в стихотворении «В ресторане» Блок использует фразы:

  • «взор надменный…»;
  • «намеренно резко ты сказала…»;
  • «рванулась движеньем испуганной птицы…».

И всё же поэт продолжает восхищаться прекрасной дамой, сравнивая её со сном. В позднем творчестве А.А Блок отождествляет женщину с Родиной. Но, в отличие от других поэтов, он сравнивает её не с матерью, а с возлюбленной или женой. В таблице представлена эволюция образов женщины в творчестве поэта.

«Вхожу я в тёмные храмы…»«Незнакомка»«Двенадцать»
год опубликования1902 г.1906 г.1918 г.
описание внешностиотсутствуетесть описание наряда и частично внешностиподробное описание телосложения, внешности, одежды
восприятиерелигиозный образ недосягаемой красоты и чистотыпредставлен положительный образ реальной женщиныбытовой образ героини

В поэме «Двенадцать», презентация которой произошла в 1920 году, автор полностью отказывается от описания загадочной дамы. Блок перестаёт рассматривать женщину как образец непорочности и добра.

Он подробно описывает Катеньку, резко критикует её образ жизни, обвиняет в гибели офицеров. Но в её образе не наблюдается пренебрежительного отношения автора. Напротив, Блок сочувствует героине, которой пришлось пройти через суровую российскую реальность.

Таинственный портрет женщины навсегда стал символом мечты, женственности и божественного начала. Какими бы чертами ни была наделена героиня, она всё равно оказывается выше окружающей действительности.

Прекрасная Дама в лирике Александра Блока

Первый лирический сборник Блока, давший поэту известность, – “Стихи о Прекрасной Даме”. По композиции он был создан подобно роману с завязкой, развитием действия, апогеем и развязкой. Главные герои данного романа – поэт со своей любимой, взаимоотношение между ними обусловливаются поклонением рыцаря своей даме сердца.

Весь цикл стихотворений связан общностью смысла. Чаще всего в одном стихотворении нам слышится голос лирического героя, а в другом – героиня отзывается ему.

Действие разворачивается на фоне пейзажей русской

Блок переводил в символический план все богатство переживаемых им чувств к Любови Дмитриевне Менделеевой. Мотив встречи лирического героя и Прекрасной Дамы необычайно сложен и противоречив. Он выражается в страшном ожидании этой встречи и боязни разрушить идеал, огрубить мечту при прикосновении к ней. Замечательным в этом отношении является стихотворении “Предчувствую Тебя.

Года проходят мимо…”, которое предваряется эпиграфом: “И тяжкий сон житейского сознанья Ты отряхнешь, тоскуя и любя”.

В стихотворении описаны чувства лирического героя – молодого

Это извечный для романтиков конфликт идеала и действительности.

В стихотворении ярко выражена динамика чувств, переживаемых лирическим героем. Сначала показано рождение предчувствия появления Прекрасной Дамы, это предчувствие постепенно усиливается. Лирический герой уже уверен в приближении Прекрасной Дамы:

“Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую Тебя”.

Лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний, – так можно охарактеризовать ранний период творчества Александра Блока, прекрасного поэта серебряного века. В то время он был погружен в изучение идеалистической философии, которая проповедовала существование не только мира реального, но и некоего “сверхреального”, высшего “мира идей”, мира Вечной Женственности, Мировой Души. Сам Блок признавался, что им полностью овладевали “острые мистические переживания”, “волнение беспокойное и неопределенное”.

И наивысшим достижением этого периода в творчестве поэта стал цикл стихотворений о Прекрасной Даме.

Блок творит некий миф о божественной Прекрасной Даме. Неизменным поклонником и почитателем “Владычицы вселенной” становится лирический герой. Он сбегает из реального мира жестокости, несправедливости, насилия в неземной “соловьиный сад”, в мир Прекрасной Дамы, который мистичен, нереален, полон тайн, загадок.

Но это не значит, что он сер, невзрачен, блекл. Наоборот, краски, с помощью которых этот мир рождается и предстает перед лирическим героем, ярки, насыщенны, эмоциональны. Это пурпурные, пунцовые, бордо, белые, сине-лазурные и даже золотые.

Эти цвета сияют и переливаются, а значит, зажигают все вокруг чудесным, сказочным и небывалым светом.

Так же великолепна, светла сама Прекрасная Дама. Но, только попав в “рай”, герой не осознает всей ее прелести, его чувства к ней еще туманны, пламя будущих страстей лишь зарождается в душе юного романтика. Он хочет прояснить образ фантастической Девы, “ворожит” над ней.

Он устремлен к ней всем своим существом, счастлив лишь от одного сознания, что она существует, все это и наделяет его сверхчувственным мироощущением. Сложны отношения Прекрасной Дамы и героя, “я” – существа земного, устремленного душой в высь поднебесную, к той, которая “течет в ряду иных светил”.

Царевна не просто объект почитания, уважения молодого человека, она покорила его своей необычайной красотой, неземной прелестью, и он без памяти влюблен в нее, настолько, что становится рабом своих же чувств:

Твоих страстей повержен силой,

Порой – слуга; порою – милый;

Здесь соединяются чувство ожидания, веры в приближение Идеала и страх разрушения его при столкновении с реальностью. Таким образом, композиция стихотворения основана на антитезе ожидания Идеала и страха перед его изменением, преображением в действительности.

Стихотворение “Предчувствую тебя. Года проходят мимо…” рождает чувство трепета перед нестерпимой силой влечения лирического героя к своему идеалу, жаждой достичь его и трагической невозможностью осуществления мечты. Так звучит и поэтический итог, идея цикла “Стихов о прекрасной Даме” в целом. Мотив обмана, ошибки или сомнения станет сопровождающей мелодией всего творчества Блока:

“На белом холодном снегу

Он сердце свое убил.

А думал, что с ней в лугу

Средь белых лилий ходил”.

Результатом нахождения лирического героя в окружении Прекрасной Дамы становится вместе с тем и драматическое колебание в реальности идеала, и преданность ясным юношеским упованиям на будущую безраздельность пристрастия, любви и счастья, на предстоящее обновление общества. Существование героя в обществе Прекрасной Дамы, его приверженность в любви к ней вынудили молодого рыцаря отречься от альтруистических влечений, победить собственную нелюдимость и разобщение с окружающей средой, навеяли жажду созидать добро, доставлять окружающим его людям благо.

Абсолютно во всех произведениях сборника открывается необыкновенная одухотворенность лирического героя и самого поэта, изысканность души, постоянное желание увидеть истину бытия, достигнуть высших целей. И влюбленность выглядит как сила, обогащающая ощущение бытия, ее утрата оборачивается концом.

Похожие сочинения:

Прекрасная дама в лирике А. А. Блока Забудем дольний шум. Явись ко мне без гнева, Закатная, Таинственная Дева, И завтра и вчера огнем соедини. А. Блок Лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний.

ТВОРЧЕСТВО А. А. БЛОКА. ОБРАЗ ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ В ЛИРИКЕ А. А. БЛОКА Краткий очерк жизни и творчества А. А. Блока: увлечение поэзией В. Жуковского, возникновение желания пересоздать реальный мир; знакомство с русской символистской поэзией; служба в армии и т. д. Влияние идей.

Лирический герой Александра Блока Стихотворения великого поэта являются в первую очередь его дневником, отражающим мысли личности в момент создания очередного литературного шедевра. Ведь, на мой взгляд, любое стихотворение истинного поэта – это шедевр. Стихотворение.

Мечты и действительность в лирике Александра Блока Александр Блок – яркий представитель символистов. От символизма он не отступал, по сути, никогда. Лирика Блока представляет собой, в сущности, единое произведение. “Собрание стихотворений” в трех томах составлялось самим Блоком.

“Страшный мир” в лирике А. А. Блока Александр Блок был романтическим поэтом не только по системе отображения жизни, но и по духу ее восприятия. Он творил в порыве вдохновения, и эта способность осталась у него на всю.

Стихотворение Блока “Незнакомка” Цикл стихотворений А. А.Блока о Прекрасной Даме – является наивысшим достижением поэта в любовной лирике. Он творит некий миф о божественной Прекрасной Даме, неизменным поклонником которой становится лирический герой. Именно.

Тема любви в лирике А. Блока Предчувствую Тебя… А. Блок Александр Александрович Блок – величайший, выдающийся поэт “серебряного века”. В литературу он вошел как певец Прекрасной Дамы, тонкий лирик. Первый сборник А. Блока, появившийся в печати.

Стихотворение А. Блока “Вхожу я в темные храмы…” Символист А. А. Блок обесмертил свое имя созданием цикла стихов о “Прекрасной Даме”. В них – чистая отроческая любовь к прекрасному, рыцарское смирение идеалу, мечта о возвышенной любви, которая являлась.

Духовный путь Александра Блока Тема пути является одной из основных лирических тем поэтов серебряного века и особенно поэтов-символистов. Их стихи – это точная фиксация пути лирического героя и его поколения. Три тома лирики А.

Образ России в лирике Александра Блока Александр Александрович Блок творил жил на рубеже двух столетий. Это был по праву последний великий поэт старой России, и вместе с тем с его именем связано открытие первой страницы в.

Тема любви в лирике Блока Тематика поэтических произведений А. А. Блока многообразна. Поэт пишет о России, ее судьбе, о природе, поднимает социальные проблемы. Но большое место в поэзии Александра Блока занимает тема любви. Ранний цикл.

“Женские лики” в творчестве Александра Блока Творческая судьба поэта всегда была неразрывно связана с его личной жизнью. Через всю жизнь он пронес чувство безграничной любви к Л. Д. Менделеевой. Это она вдохновила его на те стихотворения.

Тема искусства в лирике Александра Блока Странное то было время… Грань веков, грань эпох, время смутных предчувствий и новых идей. Период, когда искусство слова напрочь лишилось плоти, обретя дух. Тема искусства в поэзии эпохи символизма была.

Моя любимая книга стихов Александра Блока Поэзия Александра Блока – явление удивительное. Именно этот поэт стал наиболее близким мне по духу. Но особенно дорога и понятна мне первая книга его стихов. И это неудивительно: она должна.

ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ В ЛИРИКЕ А. БЛОКА Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне – изменишь облик Ты, И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты. А. Блок С именем Блока в нашем.

Образ прекрасной дамы в романтическом мире раннего А. А. Блока Цикл “Стихи о Прекрасной Даме” (1901-1902) стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на “новую поэзию”, которая отражала философское учение Вл. Соловьева о Вечной.

Тема пути в лирике А. А. Блока А. А. Блок родился в Петербурге в дворянской семье. Его отец был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. Мать занималась литературной деятельностью. Никто в семье его никогда не “преследовал”.

Любовная лирика Александра Блока Предельно обострившиеся в начале XX столетия общественно-исторические противоречия вызвали в жизни гениальную лирическую исповедь, именуемую читателями поэзией Блока. Она покоряет сердца читателей зачаровывающей музыкой стиха, красотой выраженного чувства. Она учит.

В чем своеобразие любовной темы в лирике Александра Пушкина Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о.

Тема родины в лирике А. Блока В сборник стихов о России, наряду с новыми, впервые появившимися стихами, были помещены стихи, напечатанные несколько лет назад. И каждое стихотворение несет в себе определенную идейную нагрузку, оно – своеобразное.

Анализ цикла стихотворений “Стихи о Прекрасной даме” А. А. Блока Первый серьезный поэтический сборник А. А. Блока “Стихи о Прекрасной даме” выделил его среди других поэтов. Сборник написан под влиянием сильного чувства, которое испытывал Александр Александрович к Любови Менделеевой, своей.

“Земное” и “неземное” в “Стихах о прекрасной даме” Александра Блока Поэты серебряного века не только развили традиции предшественников, но и создали неповторимые шедевры. Александр Александрович Блок – один из изысканнейших поэтов русской классической литературы. Увлекшись в юности философией Владимира Соловьева.

Христианские мотивы в лирике Александра Пушкина С момента своего основания Русь – христианское государство. Православная вера стала частью сознания русских людей. Конечно же, это отразилось в литературе. Вся древнерусская литература писалась на церковнославянском языке. Высокому “штилю”.

Образ лирического героя в поэзии А. А. Блока А. А. Блок – крупнейший поэт-символист, творивший на рубеже двух грозных веков. За свою недолгую жизнь он написал очень много лирических стихотворений, пьес, поэм. Поэзия Блока несколько раз претерпевала серьезные.

Тема любви в лирике А. А. Блока Тема любви в лирике А. А. Блока Сама судьба мне завещала С благоговением святым Светить в преддверье идеала Туманным факелом моим. А. А. Блок Не “туманным”, а ярко пылающим факелом.

Мечты и действительность в лирике А. А. Блока Александр Блок – выдающееся явление в русской поэзии. Это один из наиболее замечательных поэтов “серебряного века” и яркий представитель символистов. От символизма он не отступал, по сути, никогда: ни в.

А. БЛОК . СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ Поиски эстетического идеала. Неоромантизм “младосимволистов” – младшие символисты: Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок считали символ “окном в Вечность” , то есть земным выражением неземных истин. Неоромантизм – литературное направление.

Сочинение на тему: “Ужас ожидания и радость встречи в стихотворении “Я долго ждал – ты вышла поздно…”А. Блока” Одно из лучших стихотворений А. Блока о любви “Я долго ждал – ты вышла поздно… ” входит в цикл “Стихи о Прекрасной Даме”. Создавая его, Блок был вдохновлен любовью Дмитриевной.

Поэтическая символика А. Блока Всякое стихотворение – это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов, которые светятся, как звезды. А. Блок План I. А. Блок – представитель русского символизма. II. Эволюция поэтической символики Блока. 1.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ А. БЛОКА (вариант 2) Имя Александра Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Это литературное течение, придя в Россию из Западной Европы на рубеже XIX и XX веков, обогатившись достижениями русской стихотворной.

Образ Прекрасной Дамы в творчестве А.А. Блока – эволюция и особенности женского портрета

История создания цикла

Название будущему циклу Александра Блока «Стихи о Прекрасной Даме» дал В. Брюсов в 1903 году, когда в альманахе «Северные цвета» были напечатаны первые 10 стихотворений поэта. Осенью 1904 был опубликован отдельный сборник ранних стихов с этим же названием. Второе издание сам Блок назвал трилогией. Первый том, вышедший весной 1911 года, содержал 300 «Стихов о Прекрасной Даме», которые были расположены в хронологическом порядке по году написания.

В 1916 году в издательстве «Мусагет» вышло собрание сочинений в четырех томах. Блок заново пересмотрел цикл, убрал отдельные стихотворения и внес другие, не вошедшие в ранние издания. В первый том вошли 3 рубрики:

  1. «Ante Lucem», написанный;
  2. «Стихи о Прекрасной Даме»;
  3. «Распутья».

В последнем прижизненном издании поэта в 1922 году в цикле было 164 стихотворения, разделенных на 6 частей по месту и времени написания. Прекрасная Дама в лирике Блока — это образ самой умной и прекрасной для него женщины — Любови Менделеевой, дочери известного ученого. Их взаимоотношения были непонятны окружающим. Его любимая женщина хотела реальной, земной любви и мечтала о настоящих поцелуях. Поэт же считал плотские утехи пороком. По его мнению, они мешают слиянию родственных душ, и физическая близость может быть только с женщиной легкого поведения.

Молодые люди были знакомы с юности, симпатизировали друг другу, потом их пути на какое-то время разошлись. Когда судьба их снова свела, решили, что это им послано свыше, поженились, но семейная жизнь не дала им настоящего счастья. Он настолько ее внешний облик и характер идеализировал в стихах, что не видел рядом с собой настоящую интересную личность.

Брак Блока и Менделеевой Соловьев назвал священной мистерией, которая могла бы подарить миру очищение. Но Любовь не верила в эту заоблачную женственность и одухотворенность, она хотела земного женского счастья.

Интерпретация женского образа

Появление в ранних стихах Александра Блока лейтмотива совершенной женской красоты критики и исследователи творчества поэта связывают с символизмом и учением Владимира Соловьева о Вечной Женственности. Именно она, согласно концепции, должна обновить и возродить мир. Любимая в его стихах Святая, Пречистая Дева, символ целомудрия и рыцарского преклонения. Она для него — Божество, для которого недоступны земные страдания, а он, лирический герой и двойник поэта — вечный раб, служащий своей царице: «безвестный раб, исполнен вдохновенья, Тебе поет».

Все таинства, совершающиеся в природе, — только для Нее, и днем, и ночью любимого преследует Ее «белая тень». Предмет поклонения поэта бесплотен, образ женщины не предполагает ничего земного. Он называет ее лучезарной, несказанной, озаренной. Однако в некоторых поэтических сочинениях образ Прекрасной Дамы прорисован более осязаемо и конкретно, без всякого намека на мистические сравнения: «Ты ли, подруга желанная, всходишь ко мне на крыльцо?». Здесь видится уже вполне земная женщина, и автор даже не употребляет в отношении ее заглавные буквы, как раньше.

После цикла ранних стихов образ женщины в поэзии Блока претерпевает изменение. Прежняя героиня цикла все так же недосягаема для земной любви. Более зрелые стихотворения поэта рисуют уже новый образ. Он по-прежнему идеален и воплощает свет и небесную красоту. Но вдруг этот ангел падает на землю, истекая кровавой звездой. Героя это явление огорчает, но когда он подходит к своей возлюбленной, видит, что она все так же очаровательна и мила.

Так возникает на страницах блоковских стихов образ другой героини — Незнакомки, которая, как ангел, сошла на землю. В одном из произведений девушка, как космическое тело, падая с небес, соединяет небо и землю: «Шлейф, забрызганный звездами, Синий, синий, синий взор. Меж землей и небесами вихрем поднятый костер». Мистический ареал Вечной Жены перерастает в облик романтической Незнакомки, вынужденной прозябать в грязной и пошлой земной обстановке.

Противопоставление мрачной обыденности пригрезившемуся во сне или спьяну образу воздушной красавицы позволяет читателю увидеть стихотворение «Незнакомка». Ответ самого поэта звучит трагически: «Ты право, пьяное чудовище!».

Он осознает, что идеальной любимой быть не может, идеал недоступен для земного жителя, и он вынужден смириться с этим. Так происходит эволюция женских образов в произведениях Блока: Дамы Сердца — Вечной Жены — падшего ангела — Незнакомки.

Разборы на уроке

В системе уроков литературы в 11 классе самый первый посвящен краткому обзору ранней лирики Блока и характеристике образа Прекрасной Дамы, который позволяет рассматривать связь поэта с символизмом на первом этапе творчества. Учитель, используя выполненную кем-то из учащихся презентацию, напоминает о жизненных перипетиях Блока. Видя в предстоящей революции темноту и хаос, Блок увлекается философией Соловьева, и спасение родины видит в Чистой Душе и Вечной Женственности.

Слушается в записи стихотворение «Бегут неверные дневные тени», которое входит в знаменитый цикл. Школьники отвечают на вопросы:

  1. Какие представления у вас возникают при слушании?
  2. Какое направление в литературе называется символизмом?
  3. Изложите суть концепции Соловьева (сообщение учащихся).

Можно создать игровой сюжет «Поэт и Прекрасная Дама», где используются письма поэта к Любови Менделеевой, в которых не только признания в любви, но и откровения по поводу средств изображения его Возлюбленной.

Учитель рассказывает о цикле, предложив детям заполнить таблицу об эволюции женского образа.

Сочинение Блок А.А. – Разное

Тема: – Эволюция образа прекрасной дамы в лирике А. Блока

Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне — изменишь облик
Ты, И дерзкое возбудишь подозренъе,
Сменив в конце привычные черты.
А. Блок

С именем Блока в нашем представлении связан, прежде всего, образ романтического поэта, воспевающего в своих стихах идеальную возлюбленную, воплощение совершенной женственности и красоты. Появление этого мотива (скорее, даже лейтмотива раннего творчества автора) связано с эстетикой символизма и с философией и поэзией Вл. Соловьева. Учение последнего о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить и возродить мир, прошло сквозь призму поэтического таланта Блока. При этом “Стихи о Прекрасной Даме” во многом автобиографичны, насколько это слово может быть применимо к поэтическому произведению. Блок воплотил в них интимно-лирические переживания своей юности. Любимая девушка становится в его стихах Святой, Пречистой Девой, символом женственности и красоты.
Весь цикл стихов о Прекрасной Даме пронизан пафосом целомудренной любви к женщине, рыцарского служения ей и преклонения перед него как перед олицетворением идеала духовной красоты, символом всего возвышенно-прекрасного. Героиня поэзии Блока видится герою не как земная женщина, а как божество. У нее несколько имен: Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая Дева, Владычица Вселенной. Она — небесная, таинственная, недоступная, отрешенная от земных бед:

Прозрачные, неведомые тени
К тебе плывут, и с ними
Ты плывешь,
В объятия лазурных сновидений,
Невнятных нам, —
Себя Ты отдаешь.

Она недоступна герою, потому что он — только человек, земной, грешный, смертный:

А здесь, внизу, в пыли, в уничиженъе,
Узрев на миг бессмертные черты,
Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
Тебя поет. Его не знаешь Ты.
Лирический герой цикла, двойник поэта —
Порой слуга, порою милый, И вечно — раб.

Рыцарь, коленопреклоненный монах, раб, он свершает свое служение прекрасной царице, Пречистой Деве:

Вхожу я в темные осрамы,
Совершаю бедный обряд,
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцанье красных лампад.

Во всем герою чудится ее присутствие — в бездонной лазури неба, в весеннем ветре, в песне скрипки:

С той поры, что ни ночь, что ни день,
Надо мной твоя белая тень,
Запах белых цветов средь садов,
Шелест, легких шагов у прудов.

При этом героиня почти бесплотна, бестелесна, ее образ не предполагает ничего конкретного, “осязаемого”, ведь все земное ей чуждо:

Вот лицо возникает из кружев,
Возникает из кружев лицо.
Вот плывут ее вьюжные трели,
Звезды светлые шлейфом влача.

“Мне не слышны ни вздохи, ни речи”, — говорит герой.
Для описания объекта своего поклонения автор использует эпитеты типа “лучезарный”, “таинственный”, “несказанный”, “озаренный”, “отрадный”. Но в некоторых стихах о Прекрасной Даме ее образ принимает более конкретные, земные черты, лишенные налета мистики:

Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?

Перед нами уже не отвлеченный образ, а земная женщина; следует заметить, что говоря о ней, поэт отказывается от прописных букв.
В стихах, последовавших вслед за циклом о Прекрасной Даме, можно проследить дальнейшее развитие ее образа. Героиня цикла так и осталась небожительницей, не снизошедшей к герою и его любви. В более поздних стихотворениях возникает фигура новой героини, также по-своему воплощавшей идеал красоты и света. Небесный ангел, Звездная Дева неожиданно падает на землю:

Звездой кровавой ты текла,
Я измерял твой путь в печали,
Когда ты падать начала.

Метафизическое падение Девы тревожит и печалит
героя, но затем он понимает, найдя свою возлюбленную
на неосвященной земле, в “неосвещенных воротах”, что
И этот взор не меньше светел,
Чем был в туманных высотах.
Спустившись с “небес”, героиня не потеряла своей красоты, прелести, очарования. Так рождается на свет Незнакомка — сошедший на землю ангел, “гений чистой красоты”, говоря словами А. С. Пушкина. В стихотворении “Шлейф, забрызганный звездами” героиня сравнивается с кометой, падающей вниз, соединяющей этим своим падением небо и землю:

Шлейф, забрызганный звездами,
Синий, синий, синий взор.
Меж землей и небесами
Вихрем поднятый костер.

Так образ мистической “Вечной Женственности” сменяется в поэтическом мире Блока романтическим образом живущей на земле Незнакомки. И тогда возникает другой конфликт:

Средь этой пошлости таинственной,
Скажи, что делать мне с тобой —
Недостижимой и единственной,
Как вечер дымно-голубой?

Героиня обречена на пребывание в мире пошлости и грязи. Как возможно сосуществование прекрасного и безобразного, возвышенного и обыденного? На этот вопрос Блок пытается дать ответ в своем стихотворении “Незнакомка”. Оно построено на противопоставлении двух миров. В первой части поэт дает картину уродливой повседневной реальности (духота улиц, скука, пыль, плач, визг). Обыденность, привычность происходящего подчеркиваются неоднократным употреблением сочетания “и каждый вечер”. И в то же время —

. в час назначенный
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

Образ Незнакомки нельзя толковать однозначно. То ли это только видение, пригрезившееся сидящему за стаканом вина герою? То ли это реальная женщина, наделенная атрибутами романтической возлюбленной — опять же, не без воздействия алкоголя? Наследник романтизма, Блок не избегает двусмысленности и иронии. Несомненным представляется одно: мечта и действительность несовместимы, в мире быта нет места идеалу. Последние строки выглядят саркастическим выводом:

Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Но — как знать? Может быть, это — вино поэзии? Романтический по своему характеру: образ Прекрасной Дамы придает трагическое звучание блоковским произведениям. Идеальная возлюбленная далека, недоступна, безжизненна она лишь символ. Со временем ее образ наполняется жизненным содержанием: поэт ищет свою героиню в этом мире. Но встреча не может принести ему ни радости, ни успокоения, так как невозможность существования ее на земле очевидна. Так развивается и находит свой конец в поэзии Блока образ Прекрасной Дамы — Вечной Женственности желанной подруги — падшего ангела — Незнакомки.

Ссылка на основную публикацию