Образ Жюли Карагиной в романе Война и мир сочинение-характеристика

Жюли Карагина в романе “Война и мир”: образ и характеристика в цитатах, описание внешности и характера

Борис Друбецкой и Жюли Карагина
(актриса в титрах не указана).
Фильм “Война и мир” 1965 г.

Жюли Карагина в романе “Война и мир” – это одна из второстепенных героинь.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Жюли Карагиной в романе “Война и мир”, описание ее внешности и характера.

Жюли Карагина в романе “Война и мир”: образ и характеристика

Жюли Карагина – девушка из хорошей московской дворянской семьи:
“. Жюли Карагина, дочь прекрасных, добродетельных матери и отца, с детства известная Ростовым. “

Возраст Жюли Карагиной – 20-21 год в начале романа (в 1805 г.):
“. Жюли было двадцать семь лет. После смерти своих братьев она стала очень богата. ” (в 1811 году)

Внешность Жюли Карагиной:
“. с круглолицею улыбающеюся дочкой. ”
“. Она была теперь совершенно некрасива; но думала, что она не только так же хороша, но еще гораздо больше привлекательна теперь, чем была прежде. В этом заблуждении поддерживало ее то, что, во-первых, она стала очень богатой невестой, а во-вторых, то, что чем старее она становилась, чем она была безопаснее для мужчин. ”
“. Туалеты ее были всегда самые модные. ”
“. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза. “

Жюли никто не берет замуж, и она становится “старой невестой”:
“. Жюли находилась в том периоде стареющейся светской барышни, которая чувствует, что наступил последний шанс замужества и теперь или никогда должна решиться ее участь. ”

Жюли становится богатой невестой, когда все ее братья погибают на войне:

“. была в трауре по случаю смерти своего брата, убитого в Турции. ”
“. по случаю смерти братьев, сделавшись одной из самых богатых невест в Москве. ”
“. теперь богатая невеста по случаю смерти последнего из ее братьев. “

Жюли – одна из самых богатых невест Москвы:
“. между двумя самыми богатыми невестами – Жюли и княжной Марьей. “

Семья Жюли владеет огромными имениями:
“. у них огромное имение. ”
“. выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях. “

В приданое за Жюли отдаются два имения и леса:
“. что отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские имения и нижегородские леса)..”
“. Она знала, что за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать этого, и она получила то, что требовала. “

Жюли – глупая и наивная девушка:
“. Она была окружена молодыми людьми, которые, как она думала, вдруг оценили ее достоинства. ”
“. иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви. “

Жюли притворяется “поэтической натурой”:
. Но моя поэтическая Жюли. ”
“. молодой девушке, поэтической и любящей, как вы. “

Жюли ведет себя неестественно:
“. тайное чувство отвращения к ней к ее ненатуральности. “

Жюли похожа на куклу:
“. счастливее, чем с какой‑нибудь куклой Жюли. “

Жюли страстно хочет выйти замуж:
“. какое-то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности. “

Жюли посещает все балы и театры, чтобы наконец выйти замуж:
“. Не было бала, театра, гулянья, который бы пропускала Жюли. “

Жюли старается показать окружающим, что она – истинная патриотка:
“. опять вступившая с ней в переписку, писала ей из Москвы патриотические письма. ”
“. Я вам пишу по‑русски, мой добрый друг, – писала Жюли, – потому что я имею ненависть ко всем французам, равно и к языку их, который я не могу слышать говорить. “

Жюли умеет играть на арфе:
“. Жюли первая, по просьбе всех, сыграла на арфе пиеску с вариациями. ”
“. Жюли играла Борису на арфе самые печальные ноктюрны. “

Жюли Карагина и Николай Ростов

Жюли Карагина с детства знает семью Ростовых:
“. с детства известная Ростовым. “

Жюли нравится Николай Ростов:
“. граф Николай слишком молод для того, чтобы сделаться для меня чем-нибудь, кроме как другом. Но эта сладкая дружба, эти столь поэтические и столь чистые отношения были потребностью моего сердца. “

Графиня-мать Ростова хочет женить Николая на Жюли Карагиной ради ее денег:
“. представлялось только одно средство – женитьба Николая на богатой невесте Партия эта была Жюли Карагина. ”
“. вся надежда поправления дела основана теперь на его женитьбе на Карагиной. “

Николай не женится на Жюли, потому что не хочет жениться ради денег:
“. Maman меня давно женить хочет на богатой, но мне мысль одна эта противна, жениться из‑за денег. “

Жюли Карагина и Борис Друбецкой

Борис Друбецкой ухаживает за Жюли ради ее денег:
“. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных. ”
“. он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. “

Борис не любит Жюли:
“. какое‑то тайное чувство отвращения к ней. “

Жюли противна Борису. Она это подозревает, но старается не замечать:
“. Жюли видела нерешительность Бориса, и иногда ей приходила мысль, что она противна ему. “

Наконец Борис делает Жюли предложение:
“. она заставила Бориса сказать ей все, что говорится в таких случаях, сказать, что он любит ее и никогда ни одну женщину не любил более ее. ” (том 2 часть 5 глава V)

После женитьбы Борис надеется редко видеть жену, которая ему так противна:
“..«Я всегда могу устроиться так, чтобы редко видеть ее, – подумал Борис. – А дело начато и должно быть сделано!»..”

Борис и Жюли играют блестящую свадьбу и заселяются в роскошный дом:
“. Жених с невестой, не поминая более о деревьях, обсыпающих их мраком и меланхолией, делали планы о будущем устройстве блестящего дома в Петербурге, делали визиты и приготавливали все для блестящей свадьбы. “

После свадьбы Жюли получает титул княгини Друбецкой:
“. и несмотря на то, что Жюли, теперь княгиня Друбецкая. “

Жюли Карагина и княжна Марья Болконская

Жюли Карагина – подруга детства Марьи Болконской:
“. княжна Марья писала из Лысых Гор в Петербург своему другу Жюли Карагиной. ”
“. Письмо было от ближайшего с детства друга княжны; друг этот была та самая Жюли Карагина. “

С годами дружба Жюли и Марьи ослабевает, так как между ними мало общего:
“. Жюли, которая была в Москве и к которой княжна Марья писала пять лет сряду, оказалась совершенно чуждой ей, когда княжна Марья вновь сошлась с нею лично. ”
“. Жюли, от присутствия которой ей не было никакой радости, была здесь и виделась с нею каждую неделю. “

Взаимосвязь образов Жюли Карагиной и Марьи Болконской

Старый граф Безухой умер. Князь Василий не успел уничтожить его завещание в пользу Пьера и взять все наследство Безухова себе. Пьер ничего не понял в истории с завещанием — он думал о другом. В этом состоянии непонимания Толстой оставляет его и переносит нас в дом другого екатерининского вельможи, последнего, оставшегося в живых, — генерал-аншефа князя Николая Андреевича Болконского. О судьбе Пьера мы узнаем в этом доме — из письма, написанного Жюли Карагиной, той самой гостьей-барышней, что приезжала к Ростовым в день именин. Жюли горюет, провожая па войну своих; братьев, и пишет об этом подруге — княжне Марье Болконской, а старый князь Николай Андреевич, вручая дочери письмо, предупреждает:

  • «— Еще два письма пропущу, а третье прочту. боюсь, много вздору пишете. Третье прочту».
  • И письмо Жюли, и ответ княжны Марьи написаны по-французски, поэтому, не углубляясь в перевод, мы как-то проскальзываем мимо, а жаль — так ясно видны в этих письмах обе девушки: искренне неискренняя Жюли, каждое слово которой как будто продиктовано Анной Павловной Шерер и проверено княгиней Друбецкой, и чистая,умная, естественная в каждом слове княжна Марья.

В письме Жюли есть два сообщения, очень важные для обеих подруг: одно — о предполагаемом сватовстве Анато-ля Курагина к княжне Марье, и другое — длинное, туманное и нежное — о «молодом Николае Ростове», ибо, по мнению Жюли, между нею и Николаем были отношения, служившие «одною из самых сладостных отрад» ее «бедного сердца, которое уже так много страдало». И ведь сама верит, бедняжка, тому, что пишет! Николай, польщенный вниманием Жюли и не менее польщенный ревностью Сони, действительно улыбался в ответ на призывные улыбки Жюли, а она вырастила в своем воображении «столь поэтические и столь чистые отношения. » Не торопитесь осуждать ее — нет такой девушки, которая не строила бы воздушных замков на такой же шаткой основе; ничего в этом нет худого — таково свойство молодости.

Й княжна Марья не осуждает Жюли: «Почему приписываете вы мне строгий взгляд, когда говорите о вашей склонности к молодому человеку? В этом отношении я строга только к себе. »

Все девушки, читающие «Войну и мир», всегда влюблены в Наташу, всем хочется быть, как она, все_льсххг=ве§я-надёждои

что хоть частица Наташй

ёсть в них, — и это правда, конечно, есть; в каждой молодой, жаждущей жизни, любви и счастья девушке живет Наташа Ростова. Никто не хочет быть, как княжна Марья, с ее некрасивостью и тяжелой поступью, с ее добротой и смирением, с ее жалостью к людям. Но в каждой девушке есть, непременно должна быть и княжна Марья, без этого она превратится в Элен. Княжна Марья, с ее неуверенностью в себе, с ее тайным убеждением, что любовь придет к кому угодно, только не к ней, с глубоко скрытой мечтой о любви, о НЕМ.

Она пишет, что брак есть «божественное установление, которому нужно подчиняться», — она так думает, но в глубине души мечтает не о божественном установлении, а о земной любви, семье, ребенке — и откуда ей знать сейчас, что Николай Ростов, чей уход в армию сегодня оплакивает Жюли, станет отцом ее детей, ее любимым.

Вот странно: письма девушек очень похожи одно на другое. Казалось бы, тот же возвышенный язык, те же поэтические фразы. Но в письме Жюли — болтовня, легкомыслие, сплетни; в письме княжны Марьи — никакой суетности: душевная чистота, спокойствие и ум. Даже о войне, в которой обе ничего не понимают (только княжна Марья признается в этом, а Жюли — нет), — даже о войне Жюли пишет не своими словами, а теми, какими говорят в гостиных: «Дай бог, чтобы корсиканское чудовище, которое возмущает спокойствие Европы, было низвергнуто ангелом, которого всемогущий. поставил над нами повелителем. » Княжна Марья со всей своей верой не вспоминает ни чудовищ, ни ангелов; она знает, что здесь, з деревне, «отголоски войны слышны и дают себя тяжело чувствовать». Она видела рекрутский набор и потрясена горем матерей, жен и детей; она свое думает: «человечество забыло законы своего божественного спасителя, учившего нас любви и прощению обид. оно полагает главное достоинство свое в искусстве убивать друг друга».

Она умна, княжна Марья. И, кроме того, она дочь своего отца и сестра своего брата. Княжна Марья ошибается в Жюли, как Пьер ошибся в Борисе, и еще раньше — Андрей в своей жене, и позже — Наташа в Анатоле. Она молода и неопытна, слишком верит людям и не замечает внутренней фальши красивых слов Жюли, но чувство собственного достоинства не позволит ей схитрить, умолчать, не вступиться за человека, которого она уважает.

Жюли пишет о Пьере: «Главная новость, занимающая всю Москву, — смерть старого графа Безухова и его наследство. Представьте себе, три княжны получили какую-то малость, князь Василий ничего, а Пьер — наследник всего и, сверх того, признан законным сыном и потому графом Безу-ховым. я забавляюсь наблюдениями над переменой тона маменек, у которых есть дочери-невесты, и самых барышень в отношении к этому господину, который (в скобках будь сказано) всегда казался мне очень ничтожным».

Княжна Марья отвечает: «Я не могу разделять вашего мнения о Пьере, которого знала еще ребенком. Мне казалось, что у него было всегда прекрасное сердце, а это то качество, которое я более всего ценю в людях. Что касается до его наследства и до роли, которую играл в этом князь Ва« силий, то это очень печально для обоих. Я жалею князя Василия и еще более Пьера. Столь молодому быть отягощенным таким огромным состоянием, — через сколько искушений надо будет пройти ему!»

Может быть, даже князь Андрей, умный и взрослый друг Пьера, не понял так отчетливо и с такой болью, какую опасность таит в себе обрушившееся на Пьера богатство, — это поняла одинокая, запертая в деревне княжна Марья, потому что ее отец и брат, ее одиночество и, может быть, тягостные уроки математики научили ее думать, а думает она не только о себе.

Так что же общего между нею и Жюли? Конечно, ничего, кроме детских воспоминаний и разлуки, еще подогревающей прежнюю дружбу. По-разному сложатся судьбы подруг, но уже сейчас нам ясно то, чего обе они не понимают: эти две девушки — чужие друг другу, потому что Жюли, как все в свете, как маленькая княгиня Болконская, довольна собой. Княжна Марья умеет судить себя, сдерживать и ломать себя иногда, в себе искать причины своих неудач — ее сердце готово ко всем чувствам, какие дано испытать человеку, — и она испытает их, в отличие от Жюли.

Княжна Марья Болконская и Жюли Карагина

Скачать сочинение
Тип: Обзорная тема (по произведениям нескольких авторов)

В роман-эпопея «Война и мир» Льва Николаевича Толстого построен на приеме антитезы. Практически у каждого персонажа в романе есть антипод. Примером такой «пары» являются княжна Марья Болконская и Жюли Карагина.
В начале романа Толстой почти не описывает внешность Жюли, нет подробного описания ее лица, как, к примеру, у Наташи Ростовой или Марьи. Первое и единственное описание внешности Жюли за весь том: «круглолицая улыбающаяся дочка». Однако постоянно автор говорит об улыбке Жюли. В 18 главе 1 части 1 тома единственным используемым Толстым в отношении Карагиной эпитетом является «улыбающаяся». Единственной ее репликой за всю главу была похвала пафосной реплики Николая Ростова: «C’est bien beau ce que vous venez de dire, [ Прекрасно! прекрасно то, что вы сказали]». Хотя даже сам Николай «чувствовал, так же, как и другие, после того как слово уже было сказано, что оно было слишком восторженно и напыщенно для настоящего случая и потому неловко». Таким образом, у читателя создается впечатление о Жюли, как об особе поверхностной, не умной и типичной для человека представленного в романе светского общества (как, к примеру, Элен Курагина – однообразной, неинтересной, не чувствующей). Однако из-за представленного позже письма девушки, мы видим другую Жюли, чувствующую, видящую. это проявляется в, к примеру, ее искренней любви к Марье. Помимо написанных ею слов о тяжелом бремени разлуки с Болконской, она также знает особый взгляд Марьи, который за некрасивостью лица княжны могли изредка видеть только близкие люди: «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». В следующий раз Жюли Карагина появляется только в 5 части 2 тома. В течение всех этих лет Жюли и Марья переписывались, однако по приезде княжны Болконской в Москву, Жюли «оказалась совершенно чужою ей, когда княжна Марья вновь сошлась с нею лично». Помимо внешних изменений (уже это была не «круглолицая улыбающаяся дочка», а 27-летняя женщина «с жемчугами на толстой красной шее ( обсыпанной пудрой) сидела с счастливым видом», с «красным лицом и подбородком, почти всегда осыпанным пудрой, влажными глазами и на выражением лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия»; растолстевшая, уже вовсе не красивая, чьи эмоции подавил «вид» и принятое «выражение лица»). Для нее стала характерна манерная, нарочитая меланхоличность, которую она выставляла напоказ: «Жюли казалась разочарована во всем, говорила всякому, что она не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в какие радости жизни, и ожидает успокоения только там». Из-за отчаяния, вызванного страстным желанием выйти замуж, Жюли полностью погрязла в созданном ею же образе, неестественность которого оттолкнула и разочаровала княжну Марью.
В отличие от Жюли Карагиной, Толстой почти сразу описывает внешность Марьи, акцентируя внимание на глазах: «некрасивое слабое тело и худое лицо. Глаза, всегда грустные, теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало». Внешность княжны, в отличие от внешности Жюли, одновременно и более переменчива, и более постоянна. Автор не указывает в дальнейшем на перемены во внешности Марьи, однако он очень часто описывает выражение лица, которое у Марьи постоянно меняется, в зависимости от эмоций, которые она испытывает. Ее душевное состояние всегда сказывается на ее лице6 она покрывается красными пятнами, меняется ее взгляд. Ее выражение лица искреннее ее мыслей, например, когда отец сообщает ей о смерти Андрея, появляется ее «лучистый взгляд», необъяснимый, но необходимый в тот момент для Николая Болконского (хотя ни он этой необходимости не признает, ни она ее не осознает). Различны также и то, как героини видят войну. Жюли в своем письме судит о ней поверхностно, так, как о ней говорят в обществе, называя, например, Наполеона «корсиканским чудовищем». Марья же видит последствия войны своими глазами: «я видела раздирающую душу сцену. Это была партия рекрут, набранных у нас и посылаемых в армию. Надо было видеть состояние, в котором находились матери, жены и дети тех, которые уходили, и слышать рыдания тех и других. Подумаешь, что человечество забыло законы своего Божественного Спасителя, учившего нас любви и прощению обид, и что оно полагает главное достоинство свое в искусстве убивать друг друга». Ее волнует не то, кто стоит во главе государства или кто командует войском, ее сердце волнует, то, какое влияние сама война оказывает на людей, то, как из-за нее страдают люди, то, сколько горя она приносит. В Москве книжна Марья впервые представлена вне пространства дома. Она чувствует себя некомфортно, ее преследует чувство страха, она погружена в свои мысли. Марью можно назвать затворницей, в то время как Жюли, наоборот, в пространстве дома мы ни разу не наблюдаем, она постоянно на приемах, в гостях, в движении.
Марья – домашний человек, не привыкший к общению с гостями, живущий по устоявшимся законам Лысых гор, установленными ее отцом, не задумывающийся о нарядах и прочих важных для светской дамы вещах: «Княжна Марья вовсе не думала и не помнила о своем лице и прическе.» В то время как Жюли этим жила. Она не пропускала ни одного бала или приема, «туалеты ее были всегда самые модные».
Причина несчастья, метаний и постоянной жажды Жюли Карагиной – отсутствие опоры, ориентира, ощущения единства с чем-либо. Во втором томе она представляет себе цель (выйти замуж), в процессе погони за которой она теряет себя, погрязая в созданном для достижения этой самой цели образе. Опорой Марьи же является вера и семья, к членам которой она испытывает искреннюю любовь и благоговение. У Карагиной дома и семьи нет, она бывает и успевает везде, при этом не являясь частью чего-либо. Для Марьи семья – неотъемлемая часть ее (доказательством являются ее волнение и беспокойство, которые она испытывает, когда провожает брата на войну, забота, которую она проявляет, даря ему образок), осознавая свою причастность, она живет главным образом не для себя, а для других составляющих целого.
Толстой противопоставляет Жюли и Марью на всех уровнях, тем самым демонстрируя последствия образов жизни, мышления и поведения обеих героинь: кроткость и фривольность, искренность и манерность, самоотдача и эгоцентричность. Посредством деталей Л.Н. Толстой дает понять, образ жизни какой из героинь автор считает истинным и правильным.

Читайте также:  Анализ пьесы Пушкина Каменный гость

9772 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Тема счастья в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Княжна Марья Болконская и Жюли Карагина

Смотрите также по произведению “Война и мир”:

Творческая история романа Л. Н. Толстого “Война и мир”

Школьное сочинение

“Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых, всех ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, в котором я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюбят жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы”, — писал Л.Н. Толстой. И он действительно создал такое великое произведение, которое и сейчас, по прошествии более ста лет со времени его написания, увлеченно читают люди всех возрастов. И плачут. И смеются. И начинают любить жизнь.

Но контуры будущего шедевра определились не сразу. Толстого, как и всех передовых людей того времени, волновали важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства. Он обращался к изучению великих исторических событий начала века. В его сознании своеобразным ключом ко многим вопросам являлись Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Это была эпоха исключительной активности народных масс, подъема национального самосознания, революционных устремлений передовой дворянской интеллигенции. Толстой хотел написать такое произведение, в котором бы раскрывалось народное значение Отечественной войны 1812 года, была показана роль народных масс и отдельных людей в ходе исторических событий. Он стремился понять и запечатлеть черты национального характера великого народа, характера, с особенной силой проявившегося в один из самых острых исторических моментов.

Процесс создания романа-эпопеи “Война и мир” не был для его автора быстрым и легким. Долгое время Толстой собирал материалы, обдумывал идею, изучал и проверял исторические факты, которые должны были лечь в основу его романа. Многое вызывало сомнения, кое-что решительно отвергалось. Менялся также сам замысел произведения. Первоначально писатель задумывал роман о декабристе, возвращающемся в 1856 году из Сибири белым как лунь стариком и “примеряющем свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России”, и приложил немало усилий, провел глубокие документально-исторические изыскания в этом направлений. Потом, как писал сам Толстой о дальнейшем развитии этого замысла, он перешел к 1825 году, “эпохе заблуждений и несчастий” своего героя, и оставил начатое. Так как в 1825 году герой был уже взрослым, состоявшимся человеком, то “чтобы понять его. нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала со славной для России эпохой 1812 года. “. Толстой в очередной раз оставил написанное и “стал писать со времени 1812 года”. Но оказалось, что “между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерами и лицами великой эпохи” личность его героя отступила на второй план, а на первый план стали” с равным интересом для автора, “молодые и старые люди, мужчины и женщины того времени”. И в третий раз Толстой вернулся к мысли о том, что он не имеет права писать о торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав “наших неудач и нашего срама”. Писатель пришел к выводу, что если “причина нашего торжества” лежала в “сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений”. Поэтому от 1856 года он вернулся к 1805 году и вместо одного героя решил провести “многих. героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов”. Сохранились черновики того романа, которые практически не имеют ничего общего с окончательным текстом. Да и до появления этого окончательного варианта “Войны и мира” прошло немало времени, произошли события, повлиявшие на замысел автора.

Намерение Толстого отразить в своем произведении полувековую историю русского народа не осуществилось. Он вынужден был сжать исторические рамки романа, но по мере работы над ним глубже становилось его содержание. Все большее место в новом произведении занимал народ как носитель духовных ценностей; изображение конкретной исторической эпохи приобретало общечеловеческое значение.

Претерпевало существенные изменения и переработки и место действия. Если в одном из первых вариантов романа мы читаем: “Это было между Тильзитом и пожаром Москвы. “, то в другом попадаем на аристократический бал в Петербурге. Ставя перед собой цель создать историческое произведение, Толстой предпринимал немало попыток начать роман с широкой исторической панорамы, как, например: “Летом 1805 года дипломатические сношения России со всеми европейскими державами, за исключением Франции, особенно оживились. “

Множество идей, вариантов, черновых текстов, которые были написаны, подвергалось многочисленным переделкам, проверялось и в конечном итоге все же было отброшено. Это подтверждает свидетельства о том, какая серьезная и кропотливая работа велась автором будущего шедевра. Действительно, шедевра, так как несмотря на то что произведение Толстого неоднократно критиковалось современниками, оно является бесспорным образцом художественно точного изображения эпохи. И достигал этой точности писатель не путем беспрекословного следования работам современных ему историков, а часто даже вопреки их сведениям и трактовкам, что делает роман еще более выдающимся и неповторимым. Л.Н. Толстой лично посещал места былых сражений, общался со стариками — свидетелями тех событий, составлял планы битв и делал зарисовки. Именно в результате подобных исследований писатель пришел к убеждению, что бородинская позиция выглядела не так, как ее изображают ученые-историки. Отсюда в тексте “Войны и мира” появился даже план сражения, на котором дана расстановка сил “по Толстому”. Действительно, исследование Толстым событий 1812 года было настолько детальным, что многие специалисты не исключали возможности и целесообразности отдельной публикации результатов этих историко-философских рассуждений. Следует сказать, что “исторические рассуждения” в первоначальных вариантах романа касаются не только Бородинского сражения, но также и войны 1805 года, хотя впоследствии автор полностью исключил их из своего произведения. И причин этому было несколько. Одна из них: писатель не имел возможности лично обследовать место событий при Аустерлице. А значит, он не имел о нем “особого мнения”. То есть, при детальном описании места битвы и самого сражения ему пришлось бы следовать мнению историков, которым, как уже было отмечено, он не всегда мог доверять.

Но все-таки главное, что позволяет нам понять мотивы Толстого, то, что, создавая свой роман, он не стремился к написанию только лишь исторического документа. Да, он мечтал в рамках художественного произведения высказать некоторые личные идеи из военной и политической истории и даже хотел сформировать на их основе концепцию исторического развития. Но все же главным в его замысле и в самой этой концепции оставалось другое — писатель стремился выставить на первый план основную, по его мнению, движущую силу истории. А силой этой является русский народ, так как историю, по твердому убеждению Толстого, творит не личность — ее вершат народные массы. Вот почему так много внимания автор уделил попыткам проникнуть в самую глубь души человека. Он стремился досконально изучить простых русских людей, их образ жизни, их психологию, мотивы тех или иных поступков. Именно поэтому он вводит большое количество вымышленных персонажей, описывая при этом ярко и точно историю жизни каждого из них: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Марья Болконская, Наташа Ростова, капитан Тушин, Платон Каратаев и многие другие. Вымышленные герои — но сколько в них истинно человеческого, русского, народного! Эта народная мысль у Толстого напрямую связана с идеей бессмертия. В глазах писателя народ — это и есть само бессмертие, сама история, сама жизнь. “Что за славный народ!” — восклицает Наполеон, глядя на убитого русского гренадера. И правда: народ, а не он — Наполеон, личность — является настоящим героем. “. Я старался писать историю народа. И потому Ростопчин, говорящий: “Я сожгу Москву”, как и Наполеон: “Я накажу свои народы”, — не может никак быть великим человеком, если народ есть не толпа баранов. ” — так кратко определил главную идею своей исторической концепции Л. Н. Толстой.

Да, труд над романом был долгим, упорным (роман писался на протяжении шести лет), нелегким (текст романа переписывался семь раз), автору не раз приходилось сомневаться, исправлять, совершенно изменять написанное. Но именно поэтому произведение Толстого стало по-настоящему великим. Не случайно “Войну и мир”, с ее панорамой подлинных исторических событий, происходивших на огромной территории Центральной и Восточной Европы, называют “романом-эпопеей”. Значение этого произведения для формирования мировоззрения русских людей невозможно переоценить.

Читайте также:  Тема воспитания и образования в комедии Недоросль Фонвизина

Женские образы в романе «Война и мир»

Великие русские писатели XIX века, создавая положительные женские образы, всегда акцентировали внимание не на совершенных чертах лица или красоте фигуры, а на богатстве внутреннего мира своих героинь, который одухотворяет их внешний облик. Таковы, например, пушкинская Татьяна Ларина или тургеневская Лиза Калитина. Этот же художественный принцип при создании женских образов своего романа использовал Л.Н. Толстой. Женские образы в романе «Война и мир» играют важную роль. Они не только определяют поведение главных героев, но и имеют самостоятельное значение. Так же как и мужские образы, они раскрывают представление автора о красоте, добре и зле. При изображении своих героинь писатель использовал прием противопоставления. Сопоставляя совершенно разных по складу характера, воспитанию, стремлениям и убеждениям девушек – Наташу Ростову, Марью Болконскую и Элен Курагину, Толстой стремился выразить мысль, что за внешней красотой часто скрывается пустота и притворство, а за видимой некрасивостью – богатство внутреннего мира.

Наташа Ростова и Мария Болконская – любимые героини Толстого с противоположными характерами. Эмоциональная, очаровательная, полная жизни и движения Наташа сразу выделяется среди сдержанных, благовоспитанных девушек-дворянок. Впервые она предстает в романе тринадцатилетней черноглазой некрасивой, но живой девочкой, которая, раскрасневшись от быстрого бега, буквально врывается в гостиную, где взрослые ведут скучный разговор. Вместе с Наташей в этот чинный мир врывается свежее дыхание жизни. Не раз Толстой подчеркнет, что Наташа не была красива. Она может быть прекрасной, а может быть уродливой, – все зависит от ее душевного состояния. В ее душе ни на секунду не прекращается напряженная работа, не доступная постороннему глазу.

Душевная красота Наташи, ее жизнелюбие, жажда жизни распространяются на близких и родных ей людей: Петю, Соню, Бориса, Николая. В этот же мир невольно оказался вовлеченным князь Андрей Болконский. Не смог устоять перед ее обаянием и Борис Друбецкой, товарищ детства, с которым Наташу связала детская клятва. Наташа встречается с Борисом, когда ей уже 16 лет. «Он ехал с твердым намерением ясно дать почувствовать и ей и родным ее, что детские отношения между ним и Наташей не могут быть обязательством ни для нее, ни для него». Но, увидев ее, он потерял голову, потому что тоже погрузился в ее мир радости и добра. Он забыл, что хотел жениться на богатой невесте, перестал ездить к Элен, и Наташа «казалась по-прежнему влюбленной в Бориса». В любой ситуации она предельно искренна и естественна, в ней нет ни тени притворства, лицемерия и кокетства. В Наташе, по словам Толстого, «постоянно горел внутренний огонь и отблески этого огня сообщали ее внешности нечто лучшее, нежели красота». Не случайно именно Наташу любят Андрей Болконский и Пьер Безухов, не случайно в нее влюбляется Василий Денисов. Развитию этих качеств героини способствует атмосфера дома Ростовых, полная любви, уважения, терпения и взаимопонимания.

Иная атмосфера царит в имении Болконских. Воспитанием княжны Марьи занимался отец – гордый и самодовольный человек с трудным характером. Стоит вспомнить об уроках математики, которой он не столько обучал, сколько мучил свою дочь. Княжна Марья унаследовала его скрытность, сдержанность в выражении собственных чувств и врожденное благородство. Старый князь Болконский деспотичен и строг с дочерью, но по-своему любит ее и желает ей добра. Образ княжны Марьи отличается особенной привлекательностью. Автор постоянно напоминает о ее некрасивом лице, но читатель совершенно забывает о нем в те моменты,когда проявляется лучшая часть ее духовного существа. В портрете Марьи Болконской, предельно лаконичном, запоминаются ее лучистые глаза, которые делали некрасивое лицо княжны прекрасным в минуты сильного душевного подъема.

Марья Болконская – обладательница живого ума. Немалый вклад в развитие ее умственных способностей привнес отец, придававший большое значение образованию. У Наташи Ростовой несколько иной склад ума. Она не размышляет над событиями так, как Марья, серьезно и глубоко, но сердцем и душой понимает то, что не дано понять другому человеку. На вопрос об интеллектуальных способностях Наташи Ростовой прекрасно отвечает Пьер: она «не удостаивает быть умной», потому что она гораздо выше и сложней понятий ума и глупости. Наташа отличается от ищущих, умных и образованных героев тем, что воспринимает жизнь, не анализируя ее, а познает ее целостно и образно, как художественно одаренный человек. Она великолепно танцует, вызывая восторг окружающих, так как пластический язык танца помогает ей выразить свою переполненность жизнью, радость слияния с ней. У Наташи прекрасный голос, который чарует слушателей не только своей красотой, звучностью, но и силой, искренностью чувства, с которым она отдается пению. Когда Наташа поет, для нее весь мир заключается в звуках. Но если этот порыв прерывается чьим-то посторонним вторжением, для Наташи это кощунство, потрясение. Например, после того, как во время ее пения в комнату вбежал восторженный младший брат с известием о приходе ряженых, Наташа разрыдалась и долго не могла остановиться.

Одной из главных черт характера Наташи является влюбчивость. На своем первом в жизни взрослом балу она, войдя в зал, почувствовала себя влюбленной во всех. Иначе и быть не может, потому что любовь – сущность ее жизни. Но это понятие у Толстого имеет очень широкий смысл. Оно включает в себя не только любовь к жениху или мужу, но и любовь к родителям, семье, искусству, природе, родине, к самой жизни. Наташа остро ощущает прелесть и гармонию природы. Очарование лунной ночи вызывает в ней чувство восторга, которое буквально переполняет ее: «Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, – сказала она почти со слезами в голосе. – Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало».

В противоположность эмоциональной и живой Наташе в кроткой княжне Марье смирение и сдержанность сочетаются с жаждой простого человеческого счастья. Не имея возможности познать радости жизни, Марья находит радость и утешение в религии и общении с божьими людьми. Она безропотно подчиняется своему чудаковатому и деспотичному отцу не только из страха, но и из чувства долга дочери, не имеющей морального права судить своего отца. На первый взгляд она кажется робкой и забитой. Но в ее характере есть наследственная болконская гордость, врожденное чувство собственного достоинства, которое проявляется, например, в ее отказе от предложения Анатоля Курагина. Несмотря на стремление к тихому семейному счастью, которое глубоко таит в себе эта некрасивая девушка, она не хочет стать женой светского красавца ценой унижения и оскорбления своего достоинства.

Наташа Ростова – это страстная, порывистая натура, которая не может скрывать своих чувств и переживаний. Полюбив Андрея Болконского, она не могла думать о чем-то другом. Разлука становится для нее непосильным испытанием, потому что она живет каждым мгновением и не может откладывать счастье на какой-то установленный срок. Это качество характера Наташи толкает ее к измене, которая в свою очередь рождает в ней глубокое чувство вины и раскаяния. Она слишком сурово судит себя, отказываясь от радостей и удовольствий, ибо считает себя недостойной счастья.

Из состояния мучительного кризиса Наташу выводит известие об угрозе французов, подступивших к Москве. Общая для всей страны беда заставляет героиню забыть о своих страданиях и горестях. Как и для других положительных героев романа, для Наташи главной становится мысль о спасении России. В эти трудные дни особенно сильной становится ее любовь к людям, желание сделать все возможное, чтобы помочь им. Эта самоотверженная любовь Наташи находит свое высшее выражение в материнстве.

Но, несмотря на внешнее различие, непохожесть характеров Наташа Ростова и княжна Марья имеют очень много общего. И Марья Болконская, и Наташа наделены автором богатым духовным миром, внутренней красотой, которую так любили в Наташе Пьер Безухов и Андрей Болконский и которой восхищается Николай Ростов в своей жене. Наташа и Марья до конца отдаются каждому своему чувству, будь то радость или печаль. Их душевные порывы часто самоотверженны и благородны. Они обе больше думают о других, близких и любимых людях, чем о себе. Для княжны Марьи Бог всю жизнь оставался тем идеалом, к которому стремилась ее душа. Но и Наташа, особенно в тяжелые периоды своей жизни (например, после истории с Анатолем Курагиным), отдавалась чувству преклонения перед Всевышним. Им обеим хотелось нравственной чистоты, духовной жизни, где не было бы места обидам, злобе, зависти, несправедливости, где все было бы возвышенно и прекрасно.

При всем несходстве характеров Марья Болконская и Наташа Ростова – патриотки, чистые и честные натуры, способные на глубокие и сильные чувства. Лучшие черты любимых героинь Толстого особенно ярко проявились в 1812 году. Наташа близко к сердцу приняла бедствие, которое обрушилось на Россию с приходом Наполеона. Она совершила подлинно патриотический поступок, заставив сбросить с подвод имущество и отдать эти подводы под раненых. Граф Ростов, гордясь своей дочерью, произнес: «Яйца. яйца курицу учат». С самоотверженной любовью и мужеством, поражая окружающих, Наташа, до последнего дня ухаживала за князем Андреем. С особой силой в эти дни проявилась твердость характера скромной и застенчивой княжны Марьи. Компаньонка- француженка предложила княжне Болконской, оказавшейся в трудном положении, обратиться за помощью к французам. Княжна Марья посчитала это предложение оскорблением ее патриотических чувств, перестала общаться с мадемуазель Бурьен и выехала из имения Богучарово.

Человеческую сущность героинь Толстого определяет слово «женственность». Это и Наташино обаяние, нежность, страстность, и прекрасные, наполненные каким-то внутренним светом, лучистые глаза Марьи Болконской. Обе любимые героини Толстого находят свое счастье в семье, заботе о муже и детях. Но писатель проводит их через серьезные испытания, потрясения и душевные кризисы. При первом знакомстве (когда Наташа была невестой князя Андрея), они не поняли друг друга. Но пройдя трудный путь разочарований и обид, княжна Марья и Наташа породнились не только по крови, но и по духу. Судьба случайно свела их вместе, но обе они поняли, что близки друг другу, и поэтому стали не просто настоящими подругами, а духовными союзниками со своим непроходящим желанием делать добро и дарить окружающим свет, красоту и любовь.

Семейная жизнь Марьи и Наташи – это идеальное супружество, крепкая семейная связь. Обе героини посвящают себя мужьям и детям, отдавая все свои душевные и физические силы воспитанию детей и созданию домашнего уюта. И Наташа (теперь Безухова), и Марья (Ростова) счастливы в семейной жизни, счастливы счастьем своих детей и любимых мужей. Толстой подчеркивает красоту своих героинь в новом для них качестве – любящей жены и нежной матери. Наташа Ростова в финале романа – уже не очаровательная тоненькая и подвижная девушка, а зрелая сильная женщина, любящая жена и мать. Всем своим существом она отдается заботам о муже и детях. Вся жизнь сосредотачивается для нее в здоровье детей, их кормлении, росте, воспитании. Их отношения с Пьером удивительно гармоничны и чисты. Наташина непосредственность и обостренная интуиция прекрасно дополняют интеллигентную, ищущую, анализирующую натуру Пьера. Толстой пишет о том, что Наташа не особенно разбирается в политической деятельности мужа, но она чувствует и знает главное – ее добрую, справедливую основу. Другой счастливый союз – это семья Марьи Болконской и Николая Ростова. Самоотверженная нежная любовь княжны Марьи к мужу и детям создает в семье атмосферу духовности, облагораживающе действует на Николая, который ощущает высокую нравственность того мира, в котором живет его жена.

Наташа Ростова и Марья Болконская противопоставлены в романе Элен Курагиной. За внешней блистательностью этой героини скрывается злое и безнравственное существо. На глазах читателей Элен последовательно совершает несколько предательств. Как и все представители семьи Курагиных, она живет по неизменному закону исполнения личных желаний и не признает никаких моральных норм. Элен выходит замуж за Пьера только с целью обогащения. Она открыто изменяет мужу, не видя в этом ничего постыдного и противоестественного. Она не хочет иметь детей, потому что семья для нее ничего не значит. Следствием ее интриг в свете становится смерть. Будущего для этой героини автор не видит.

Холодности и эгоизму Элен противопоставлена естественность и переменчивость Наташи. Элен, в отличие от Наташи, не способна ощущать вину, осуждать себя. В образе Элен воплотились внешняя красота и внутренняя пустота. Не раз в романе мы видим ее «однообразную», «неизменяющуюся улыбку», не раз автор обратит наше внимание на «античную красоту ее тела». Но о глазах Элен в романе не сказано ни слова, хотя известно, что именно они являются зеркалом души. А вот о глазах своих любимых героинь Толстой пишет с большой любовью: у княжны Марьи они «большие, глубокие», «всегда грустные», «привлекательнее красоты». Глаза Наташи «оживленные», «прекрасные», «смеющиеся», «внимательные», «добрые». И у Наташи, и у Марьи глаза являются отражением их внутреннего мира.

Эпилог романа отражает представление писателя о подлинном назначении женщины. По мнению Толстого, оно неразрывно связано с семьей, с заботой о детях. Женщины, оказавшиеся вне этой сферы, либо превращаются в пустоту, либо, как Элен Курагина, становятся носительницами зла. Л.Н. Толстой не идеализирует семейный быт, но показывает, что именно в семье заключаются для людей все вечные ценности, без которых жизнь теряет смысл. Высшее призвание и назначение женщины писатель видит в материнстве, в воспитании детей, ибо именно женщина является хранительницей семейных устоев, тем светлым и добрым началом, которое ведет мир к гармонии и красоте.

Читайте также:

Художественные особенности романа

Нравственно-философский смысл произведения

Женские образы в романе “Война и мир” Л.Н. Толстого
статья по литературе (10 класс)

сравнительная характеристика женских образов в романе, их роль и протатипы героинь.

Скачать:

ВложениеРазмер
zhenskie_obrazy_v_romane.docx34.95 КБ

Предварительный просмотр:

Женские образы в романе –эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»

Женщина, видишь ли, это такой предмет,

что сколько ты ни изучай ее,

все будет совершенно новое.

Лев Николаевич Толстой

Женские образы в русской литературе XIX в.

Классическая литература – это источник, откуда мы, читатели, знакомимся с эпохой того или иного времени. Через произведения XVIII в. — начала XIX в. мы узнаем, картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. Она настолько богата и разнообразна, что может нам рассказать о любой проблеме, актуальной и по сей день.

Сколько существует в ней произведений, повествующих нам о женской судьбе. Это и «Светлана» у В.А. Жуковского, и «Недоросль» Д.И. Фонвизина, и «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Они жили в одно время и находились в одинаковых обстоятельствах. Софья, из комедии «Недоросль», Софья из пьесы «Горе от ума», Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин» …и это далеко не все героини, с которыми связаны лучшие страницы классической литературы.

Каждый автор искал свой «идеал женщины», но Л.Н. Толстой не ищет «идеал», он показывает нам настоящую женщину, живую. Он показывает нам, как она есть, и в романе «Война и мир» выводит несколько характеров русской женщины начала XIX столетия, со своими положительными и отрицательными сторонами. Что именно так они должны были чувствовать, мыслить, поступать, и всякое другое изображение их было бы ложно. Мы видим свою близость с ними.

Цели и задачи исследования

Цель: изучить женские образы в романе – эпопее «Война и мир»

Из цели ставим следующие задачи:

– проанализировать главные черты характера героинь в романе – эпопее «Война и мир»

– прототипы героинь Л.Н. Толстого.

– классифицировать женские образы по сходству характера.

Женские образы в романе – эпопее «Война и мир»

Женщины занимали не последнее место в жизни писателя, поэтому и нашли отражения в его произведениях. Героинь Толстой создает с самыми разнообразными характерами, со всеми оттенками. Это и деловые женщины, знающие цену материальным благам и умеющие достигнуть своей цели. Это и «готовые игрушки» для первого встречного, кроткие, нежные создания. Это прелестницы, играющие чужими чувствами, и мученицы, угасающие под гнетом. Каждый раз, создавая образ женщины, Толстой пытался понять загадочную неповторимость души прекрасной половины человечества и каждый раз открывал для себя что-то новое.

Толстой создал в романе образы прекрасных женщин – это Марья Болконская и Наташа Ростова. Но так же интересны и светские дамы романа – это и Элен Курагина, и княгиня Друбецкая, и Анна Павловна Шерер. Судьбы всех этих женщин, их характеры и их поступки мне хотелось бы подробно проанализировать.

Матери – хранительницы семейного очага.

Красота души придает прелесть

даже невзрачному телу

Марья – хранительница семейного очага. Прототипом княжны Марьи является, мать писателя, княгиня Мария Николаевна, по отцу – Волконская. Лев Николаевич рано потерял мать. Из преданий он вынес представление о ней как о женщине с весьма привлекательной внешностью. Не отличаясь красивой внешностью, Мария Николаевна обладала высокими духовными качествами. Она была умна, широко образованна для своего времени; прекрасно знала четыре европейских языка: французский, немецкий, английский и итальянский. И это нашло полное отражение в романе.

Княжна Марья живет в имении Лысые Горы со своим отцом. Отец Николай Андреевич, — человек не из приятных: часто груб, ругает княжну дурой, чрезмерно строг. Но, несмотря на это, он по-своему любит свою дочь и желает ей добра. Старый князь Болконский стремится дать дочери серьезное образование, сам дает ей уроки.

Толстой не дает нам, читателям, точного описания Марьи. Для него важно не описание внешности, а красота ее души. Интересный момент – княжна Марья «всегда хорошела, когда плакала». Нам известно, что светским красавцам она казалась “дурною”. Себя она тоже считала некрасивой, когда видела в зеркале. Анатоля Курагина, сразу увидевшего красоту Наташи Ростовой, княжна Марья ничем не заинтересовала. Она не выходит в светское общество, потому что живет одиноко в деревне, смертельно боится строгого отца, но ни на кого не обижается.

Главные идеи о войне и мире высказывает в книге, как раз таки княжна Марья. Она пишет в письме Жюли, что война — это знак того, что люди забыли Бога. Это в начале произведения, еще до страшных событий 1812 года. К этой же мысли придет после многих жестоких сражений, после тяжелых ранений ее брат, Андрей Болконский, —военный, который посмеивался над своей сестрой и называл ее «плаксой».

Княжна Марья не раз говорит своему брату, князю Андрею, что он когда – нибудь поймет выражение, “счастье прощать”. И он, повидавший много, переживший счастье и горе, знакомый со всеми великими идеями века, — поймет, что права была его сестра, которая проживает жизнь в захолустье и которая, боясь отца, разучивает сложные науки и плачет над задачами по геометрии. Он находит в себе силы простить Анатоля и Наташу. Обратила ли княжна брата в свою веру? Сказать трудно. Князь Андрей и сам очень проницателен. Он предсказывает участь Наполеона, Сперанского, исход сражений и мирных договоров. А вот участь самого князя Андрея предсказала его сестра. Она знала, что он не погиб, и молилась за него, как за живого (чем и спасла, наверное). Она понимает, что дорога каждая минута и, не задумавшись, пошла в трудную дорогу из Воронежа в Ярославль по лесам. И автор, всегда на ее стороне. Даже в сцене богучаровского бунта права она, никогда не управлявшая имением робкая княжна, а не мужики, предполагающие, что им лучше будет под властью Наполеона.

Можно сказать, что сама княжна чуть было не ошиблась в Анатоле. Но ошибка эта другого рода, чем ошибка Наташи. Наташей движут ее чувствства. Княжной Марьей движет Вера. Поэтому она не имеет права на ошибку. Она все принимает как испытание, которое посылает ей Бог. Что бы ни случилось, она будет нести свой крест. Наташа хочет быть счастливой. Княжна Марья хочет быть покорной Богу.

Марья Болконская очень умна, но она не выставляет свою «ученость» напоказ, поэтому с ней интересно и легко. Анатоль Курагин, как типичный представитель светского общества, не может, и не хочет разглядеть эту поистине редкой красоты душу. Он видит только невзрачную внешность, не замечая внутреннюю красоту.

Несмотря на то, что Марья и Наташа разные, они крепко сдружились в конце романа, хотя в начале романа их отношения не сложились. Наташа видела в ней препятствие, которое мешало их браку с князем Андреем. Марья же, видела в Наташе типичную представительницу светского общества, молодую, красивую, пользовавшуюся интересом у мужчин.

Их сближает страшное горе – смерть Андрея Болконского. Он много значил для них обеих, поэтому они испытывают схожие чувства у постели умирающего Андрея.

Союз Марьи и Николая – это счастливый союз. Марья создает в семье атмосферу тепла и уюта, одухотворенно действует на Николая, который ощущает возвышенность и высокую нравственность того мира, в котором живет его жена. На мой взгляд, не могло быть по-другому. Эта тихая и кроткая девушка, настоящий ангел, однозначно заслуживает всего того счастья, которым наградил ее Толстой в конце романа.

Наташа Ростова – центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Этот образ зародился у писателя, когда возник первоначальный замысел повести о вернувшемся в Россию декабристе и его жене, переносившей с ним все тяготы изгнания. Прототипом Наташи считается свояченица писателя Татьяна Андреевна Берс, в замужестве Кузминская, обладавшая музыкальностью и красивым голосом. Второй прототип — жена писателя. Сам Толстой признавался, что «взял Таню, перетолок с Соней, и получилась Наташа».

Мы не можем сказать, что она умна. Лев Николаевич показывает ее чувственную сторону, ее интуитивная чуткость; поэтому она необыкновенно музыкальна, обладает красивым голосом, отзывчива и непосредственна. В ее характере есть внутренняя сила, стержень.

Толстой показывает нам рост своего персонажа. Впервые мы видим ее еще девочкой, вбегающей в комнату, счастливым и радостным лицом. Этот чистый ребенок не может понять, как другим может быть грустно, если ей весело. Она не сдерживает себя, поступает чувствами, желаниями. Конечно, она немного избалована.

Она сразу влюбляется в Б. Друбецкого. Наташа уверена, что будет ждать исполнения шестнадцати лет и выйдет за него замуж.. Эта любовь для Наташи просто развлечение.

В начале романа Толстой называет ее «гадким утенком», который на протяжении романа превращается в «прекрасного лебедя». По мере развития сюжета Ростова превращается в привлекательную и обаятельную девушку. Она проницательна, по ее поступкам мы ближе узнаем о других героях романа. Она способна на самопожертвование. Доказывает свою любовь и дружбу Соне, помогает раненым солдатам, отдавая им подводы, ухаживает за умирающим Андреем, спасает мать после смерти Пети Ростова.

Но также Наташа может быть и эгоисткой, но ее эгоизм отличается от эгоизма Элен Курагиной. Ее эгоизм диктуется инстинктивным стремлением к счастью и полноте жизни. Став невестой Андрея Болконского, она не выдерживает долгой разлуки и увлекается Анатолем Курагиным. Но после случайной встречи в Мытищах с раненым Андреем, она признает свою вину и получает возможность ее искупления. Она снова готова к жизни. После смерти Андрея, она становится женой Пьера Безухова, близкого ей по духу и по-настоящему любимого. В эпилоге Наташа Ростова представлена Толстым как жена и мать, целиком погруженная в свои семейные заботы и обязанности, разделяющая интересы мужа.

В эпилоге автор высказывает нам свое мнение об истинном женском счастье, “Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она желала и теперь сама кормила”. Уже ничего не напоминает в этой сильной, широкой матери прежнюю Наташу. Толстой нарекает ее “сильной, красивой и плодовитой самкой”.

Она как часть природы, часть того естественного непостижимого процесса, в который вовлечены всю люди, земля, воздух, страны и народы.

(Элен Безухова, княгиня Друбецкая , А.П. Шерер)

Идеального человека нет. В человеке совмещаются как положительные, так и отрицательные стороны его характера. Редко баланс хорошего и плохого уравнивается.

В большинстве случаев, познакомившись с человеком, мы не думаем о его душе, а замечаем его привлекательную внешность. Но за красотой может скрываться настоящее уродство души человека. И Л. Н. Толстой убедительно показал нам этот обман на примере дам высшего света в своем романе

Элен Курагина — красивая женщина, ею восторгаются, ее хвалят, в нее влюбляются. Элен ухаживает за собой, всегда в центре внимания. Писатель подчеркивает, что она хочет как можно дольше оставаться прекрасной внешне, чтобы скрыть уродство души. Элен всегда удается достичь своей цели. Она решила выйти замуж за Пьера, и сделала все, чтоб этого добиться. Курагина хладнокровно добивается своей цели путем обмана. В этом поступке мы видим ее изнутри. Несмотря на скорый разрыв с Пьером, она осталась при богатстве, о котором мечтала.

Для этого она выбирает самый простой способ – цинизм и расчетливость В Элен влюблялись, но никто ее не любил по-настоящему. Она – как красивая картина, на которую можно смотреть и которой можно восхищаться, но никто не видит в ней живого человека.

Также можно выделить и Анну Павловну Шерер. Мы знакомимся с ней на первых страницах романа. Ее основная черта – это статичность. “Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может и не находит нужным исправляться”. – в описании героини мы видим иронию.

Анна Павловна — приближенная императрицы Марии Федоровны, хозяйка модного в Петербурге салона, описанием вечера в котором Толстой начинает свой роман. Анне Павловне 40 лет, у нее «отжившие черты лица». Героиня ловка, тактична, влиятельна при дворе, склонна к интригам. Ее отношение к какому-либо человеку или событию всегда продиктовано самыми последними политическими, придворными или светскими соображениями, она близка к семье Курагиных и дружна с князем Василием. Шерер постоянно «преисполнена оживления и порыва», «быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением», а в своем салоне, помимо обсуждения последних придворных и политических новостей, она всегда «угощает» гостей какой-нибудь новинкой или знаменитостью, а в 1812 г. ее кружок демонстрирует в петербургском свете салонный патриотизм.

Для Толстого женщина – это, прежде всего, мать , хранительница семейного очага. У светской дамы, хозяйки салона, Анны Павловны нет детей и мужа. Она – «пустоцвет». Это самое страшное наказание, которое только мог придумать для нее Толстой.

Еще одна дама высшего света – это княгиня Анна Друбецкая. С ней мы тоже знакомимся в салоне А.П. Шерер, когда она просит за своего сына Бориса. Затем мы видим, как она просит деньги у графини Ростовой. Это абсолютно беспринципная женщина, для нее главное – деньги и положение в обществе, ради всего этого она готова идти на любое унижение. Именно поэтому она женит своего сына Бориса на богатой, но глупой и самовлюбленной Жюли Карагиной.

В доме А.П. Шерер все фальшиво и напоказ: улыбки, фразы, чувства. Все это общество рассуждает о патриотизме, политики, а на самом деле, им глубоко безразлично все. Они беспокоятся только о себе, о своем положении, о своей карьере. Толстой срывает с них маски, показывая нам уродство их души. В них нет ни простоты, ни доброты, ни любви. Все лицемерно.

Л. Н. Толстой – тонкий психолог, он показывает нам жизнь, как она есть. Без фальши и лжи. Для него образ женщины, прежде всего – это мать. Материнство и семья – вот то, что главное должно быть у женщины.

Изучив характеристику женских образов, я классифицировала их на две группы:

Матери – хранительницы семейного очага. Сюда я включила княжну Марью Болконскую и Наташу Ростову. Потому что, это две героини, которые на протяжении всего романа сохраняют верность самим себе. Да, они ошибаются, но признают свои ошибки и исправляют их. Они похожи между собой тем, что живут не только ради себя, но и для других. Во время войны, они, не задумываясь, идут на самопожертвования.

Единственное их отличие в том, что княжна Марья живет в веря в бога, а Наташа Ростова живет сердцем. В конце романа Л. Н. Толстой, показывает нам счастливых женщин – матерей, заслуживших свое счастье.

Светские дамы. Сюда я включила Элен Курагину – Безухову, Анну Павловну Шерер и княгиню Друбецкую. Это лицемерные женщины. Они живут только ради себя, в них нет ничего святого. Ради достижения своих целей, они, не задумываясь, перешагивают через людей, играют чувствами других. И каждый из них получает по заслугам. Анна Павловна обречена на одиночество, Элен умирает в расцвете сил.

Мысли Толстого о подлинном предназначении женщины не устарели и в наши дни. Конечно, заметную роль в сегодняшней жизни играют женщины, посвятившие себя политической или общественной деятельности. Но все же многие наши современницы выбирают то, что выбрали для себя любимые героини Толстого, любить и быть любимыми.

1. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: [юбилейное издание 1828 – 1928]: В 90 т. Серия 1: Произведения. Т. 9 – 12: Война и мир. – М.: Гослитиздат, 1953.

2. Аникин Г.В. Национальный характер юмора и иронии в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» // Уч. зап. Уральского ун-та им. А.М. Горького. – Свердловск, 1961. – Вып. 40. – С. 23 – 32.

Ссылка на основную публикацию