Описание Васютки (его внешность, портрет) в рассказе Васюткино озеро 5 класс

Васютка характеристика и образ

Васютка характеристика и образ героя рассказа Астафьева

1. Общая характеристика. Васютка – главный герой автобиографического рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”.

Это обычный тринадцатилетний мальчик из Сибири. Потерявшись в тайге, он не растерялся, а сумел самостоятельно выйти к Енисею.

При этом Васютка обнаружил неизвестное до этого, богатое рыбой озеро, которое назвали его именем.

2. Внешний вид. Васютка похож на “коренастого, маленького мужичка”.

3. Образ жизни. Васютка – сын начальника рыболовецкой бригады. Каникулы он проводит вместе с рыбаками. Бригада проделала большой путь вниз по Енисею и остановилась на отдых.

Васютке, конечно, скучно без друзей, но он не сидит без дела. Днем мальчик ходит по лесу и собирает для взрослых шишки, а вечером слушает их “были и небылицы”.

4. Поведение в лесу. Сходство Васютки с “маленьким мужичком”не только внешнее. Для своего возраста мальчик очень самостоятельный. Родители не только не боятся отпускать его в лес одного, но и доверяют ружье. Когда Васютка понял, что заблудился, он ненадолго поддался безотчетному страху и отчаянию.

Придя немного в себя, мальчик вспомнил слова старших: “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!”. Это сразу же придало ему сил и заставило трезво оценить ситуацию. Все действия Васютки в лесу тщательно обдуманны и целенаправленны. Мальчик не просто слушал “были и небылицы” взрослых. Он прекрасно знает, что должен делать человек, заблудившийся в лесу. Точно так же вел бы себя и настоящий охотник.

Первым делом Васютка разводит костер, ощипывает, потрошит и запекает убитого глухаря. После нехитрого ужина мальчик прибирает остаток мяса и готовит ночлег на месте костра, чтобы спать на прогретой земле. Острое чувство одиночества все же накатывает на Васютку вместе с темнотой. Он принимает огромный пень за неведомого врага, но мужественно преодолевает страх и усмехается над самим собой: “Ну и трус же я!”. Васютка даже не подозревает, что на его месте даже взрослый человек мог бы уже давно обезуметь от ужаса и отчаяния. Мальчик же спокойно засыпает крепким здоровым сном.

Утром Васютка серьезно задумывается над тем, как ему выбраться из тайги. Выстрелив дважды в воздух и не дождавшись ответа, мальчик взбирается на высокое дерево. Не увидев ничего обнадеживающего, Васютка вновь проявляет “слабость”: “Э-эй, мамка! Папка! Дедушка! Заблудился я. “. Спустившись и обдумав положение, Васютка решает идти на север, чтобы выйти в тундру.

Определить в лесу верное направление для него не составляет никакого труда. Мальчик прекрасно ориентируется в лесу. По участившимся пучкам травы он выходит к воде, которая оказывается лесным озером. При виде множества белой рыбы у Васютки появляется надежда на то, что озеро проточное, т. е. из него вытекает река.

На следующий день надежда превращается в уверенность, когда мальчик находит убитую им утку, которую течением отнесло дальше. Выйдя на небольшую речку, Васютка уже практически спас себя. Ему пришлось еще раз заночевать в лесу, подкрепившись ягодами, орехами и мясом. Наконец, “маленький мужичок” вышел на берег Енисея и был подобран катером.

5.Лучшие качества мальчика. Васютка уже может считать себя самостоятельным мужчиной и охотником. Один в тайге он продемонстрировал незаурядное мужество, находчивость, сообразительность и самообладание. Если бы мальчик безвольно дожидался помощи, его бы, скорее всего, ждала верная гибель. Даже родной отец после пятидневных поисков с отчаянием признается: “Напрасно все. нету, пропал парень. “.

Вернувшись домой, Васютка спешит рассказать не о своих приключениях, а об “открытии”. Крохотное “голубое пятнышко” на карте вполне справедливо с тех пор называется “Васюткино оз.”.

Образ и характеристика Васютки из рассказа Васюткино озеро Астафьева 5 класс сочинение

Васютка – главный герой рассказа «Васюткино озеро» тринадцатилетний мальчик, который живёт вместе с семьёй и бригадой на берегу Енисея. Васютка очень умный мальчик, всегда внимательно слушает и запоминает рассказы взрослых, обдумывает несколько раз все свои решения. Когда Васютка видит, что отец и бригада заняты работой, он не просто смотрит за их деятельностью, а ещё и помогает, выполняя хоть и не очень тяжёлый, но всё же труд – собирает кедровые орехи.

Но самое любимое занятие Васютки – охота. Ему очень сильно нравится сам процесс, осознание того, что он добытчик. Но просто так, без дела Васютка птицу не убивал, только когда она была действительно нужна ему для пропитания. Также Васютка постоянно делал на дереве насечки, которые помогали не сбиться с пути не только ему, но и его семье, бригаде и другим посетителям этих мест.

Но вот однажды с Васюткой случилась страшная беда – он потерялся и потерялся он отнюдь не на тёплом острове, а в жестокой, холодной, очень опасной для человека Сибири. Даже учитывая то, что Васютка делал насечки, очень тяжело ориентироваться в лесу и выхода он найти не мог. Главное правило, которым стоит пользоваться, когда потерялся – далеко не уходить и оставаться на том же месте, и этим правилом Васютка пренебрёг. Сначала он долго отчаянно искал выход, а потом поняв, что это бесполезно решил разживаться едой. Васютка был парень очень смышленый и сильный духом и это дало ему возможность выжить в тайге пять дней. Каждый раз когда Васютка куда – то уходил он брал с собой ломоть хлеба и делал он это специально, на случай если заблудется. Этот ломоть он очень экономно ел, в течении всех пяти дней и всё больше ел кедровых орехов, от которых по его словам очень сильно болели зубы и язык. Помимо этого он поймал птицу и приготовил её охотничьим способом.

Но самое интересное случилось с ним, когда он нашёл озеро, которое никто до этого не видел. Оно было небольшим, но удивляло количеством рыбы, которая даже выпрыгивала из воды. Васютка очень обрадовался находке, ведь подумал, что когда его взрослые наконец-то его найдут, то он обязательно покажет им озеро и все очень обрадуются. Помимо этого, именно озеро помогло Васютке спастись. Он понял, что озеро проточное и это значит, что оно впадает в Енисей, на берегу которого и жили взрослые. Он пошёл по течению и вскоре его подобрали рыбаки и отвезли домой.

Именно знания, мужество и умения помогли Васютке выжить и найти озеро, которое вскоре приняло обозначение «Васюткино озеро».

Сочинение Характеристика и образ мальчика Васютки

Главным героем произведения является мальчик по имени Васютка, тринадцати лет, родившийся в семье начальника рыболовецкой бригады.

Летние каникулы парнишка проводит вместе с семьей, занимаясь рыболовецким промыслом в таежном лесу. Васютка – трудолюбивый, смекалистый ребенок, родившийся в таежных краях и любивший родные места. Он помогает взрослым в их сложной работе, знакомясь с образом жизни рыболовов, в свободное время бродит по лесу, изучая природу, собирая кедровые орехи, ягоды, а по вечерам обожает сидеть у костра и слушать невероятные истории рыбаков.

Бегая по лесу, Васютка не забывает уроки и советы, данные ему отцом и дедом, о том, что в тайге необходимо быть внимательным и серьезным, ведь тайга не любит слабых людей. Он ориентируется на местности, используя зарубки на деревьях, рассматривая заросли мха.

Однажды, увлекшись охотой за глухарем и позабыв об осторожности, мальчик забредает далеко в лесные дебри и понимает, что заблудился. Сначала Васютка, находясь в растерянности, чувствует навернувшиеся на глаза слезы и ощущает дикий приступ страха, но вспомнив отеческие наказы и наставления, берет себя в руки и начинает думать, как найти дорогу к стоянке лагеря.

Мальчик понимает, что не стоит тратить силы на бесполезный крик о помощи и организовывает ночлег, позаботясь о мерах безопасности. Васютке удалось разжечь костер и приготовить незатейливый ужин. Поскольку мальчик отличается наблюдательностью и смекалистым умом, он двигается по направлению к северу и обнаруживает небольшое озерцо. Исследовав водоем, Васютка обнаруживает, что он является проточным озером, впадающим в реку. Кроме того, озеро оказывает богатым разнообразной рыбой.

Читайте также:  Анализ рассказа Шукшина Калина красная

Несколько дней мальчик шагает вдоль реки и находит дорогу к родным, которые потеряли уже всякую надежду на поиск мальчика.

Вернувшись к родным, Васютка рассказывает о своем необычной приключении, отец Васютки гордится сыном, не растерявшимся в трудной ситуации и мужественно преодолевшим все трудности пребывания в таежном лесу. Рыбаки, обследовав нашедшее мальчиком озеро, понимают, что Васютка открыл новое место для удачного лова рыбы и в честь храброго парнишки называют озеро его именем – Васюткино.

Вариант 3

Рассказ написанный в 1952 году и позднее опубликованный при прочтении будоражит наши чувства и мысли. Это история о ситуации, в которую может попасть каждый человек, а так же как в ней не потеряется и не растеряться.

Повествование ведется от третьего лица и можно заметить, что в рассказе представлено минимальное количество героев. Вся эта неторопливость и последовательность в действиях заставляет читателя сочувствовать мальчику.

В данном произведении мы видим обыкновенные будни рыбацкого стана. Василий это обычный школьник и сын бригадира, которому исполнилось тринадцать лет, очень прилежный и трудолюбивый. Он как и все озорлив и любит порезвиться. Василий никогда не откажет в помощи взрослым, так как он считает себя самостоятельным человеком.

Одно из любимых занятий Василия это охотится, и собирать кедровые орехи. И вот однажды, зайдя глубоко в лес, он понимает, что заблудился. После продолжительных часов блуждания по лесу он понимает, что никто ему не поможет выбраться. Васютку начинает одолевать паника и ужас, но на помощь приходит рассудительность не погодам взрослого парня. Его выдержке может позавидовать любой читатель. Он начинает вспоминать, как можно выжить в таких условиях. Главным помощником в трудной ситуации становятся советы, всплывшие в его памяти от отца и бывалых охотников. Он находит водоем и вспоминает уроки, где если идти по пути водоёма можно выйти к берегу Енисея. Так же автор очень ярко и красочно изображает окружающую природу, которая по своему дополняет картину и помогает мальчику добраться до нужного пункта. Все это поддерживает боевой дух и позволяет ему продержаться в лесу несколько дней.

Как бы не было тяжело школьнику, но за эти дни он прошел большой путь, который не под силу многим взрослым. Несмотря на это он находит путь домой и сообщает рыбакам о своей находке в глубине леса. В конце рассказа автор повествует о том как мальчика возвращают к матери и тот показывает рыбакам свою находку. Такая развязка произведения заставляет нас улыбнуться.

Характеристика 4

Васютка (Василий Шадрин) – главный герой рассказа Виктора Петровича Астафьева «Васюткина озеро». На момент повествования мальчику 13 лет, Васютка является сыном бригадира рыбаков – Гриория Афанасьевича Шадрина.

Васютка растет в таежном краю в районе города Игарка. Все лето мальчик вместе с родителями живет на берегу Енисея в рыболовецкой избушке. Отличительной чертой Васютки является любознательностью, он внимательно слушает рассказы взрослых, запоминает навыки и премудрости жизни в тайге. Васютка следует правилам таежной жизни, он непренебрегает советаи старшего поколения.

Мальчик трудолюбив, он не может сидеть без дела. Дни в рыболовецком стане были однообразными и скучными, здесь не было ровесников Васютки, его товарищей, поэтому не с кем было и поиграть, некуда было сходить. Чтобы хоть как-то занять свое время, мальчик отправлялся в лес за кедровыми орехами, которыми «снабжал» рыбаков. Для того, чтобы не заблудится в лесной чаще Васютка оставлял зарубки на деревьях.

В свои 13 лет Васютка многое знает. Мальчик умеет стрелять из ружья, по деревьям определять южную и северную стороны, также Васютка знаком с приметами о погоде. Эти знания помогают ему не только выжить в тайге, но и выбраться из нее, когда Васютка, погнавшись за глухарем, теряет дорогу к жилью рыбаков. Пять дней продолжались поиски мальчика, родные начали терять надежду на его спасение. Однако Васюткино понимание природы спасает его. Ориентируюсь по сторонам света, мальчик понимает, что лучше идти на север, ведь к югу тайга разрослась настолько, что найти ее конец будет невозможно. Васюка обнаруживает озеро богатое белой рыбой, по этому признаку мальчик понимает, что оно поточное, что оно сможет вывести его к какой-нибудь небольшой речке, впадающей в Енисей. Так он и нашел дорогу к Енисею, где его подобрала шлюпка с рыбами.

Васютка прошел очень долгий и трудный путь в холоде и темноте. Но обладая сильным характером и хорошими знаниями и умениями, он смог выбраться из тайги. Васютка проявил такие качества, как храбрость и находчивость. По возвращению домой мальчик рассказал о водоеме, который обнаружил. Озеро было богато рыбой и бригаде Шадрина оно настолько понравилось, что было принято решение назвать его в честь отважного мальчика – Васюткиным.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Васютки из рассказа Васюткино озеро

Популярные сегодня темы

«Капитанская дочка» является исторической повестью, но нельзя отрицать значимости любовной линии между Петром Гриневым и Машей Мироновой. Девушка изменила характер молодого человека, помогла повзрослеть ему и стать смелым.

Сюжетная композиция произведения построена вокруг постановки любительского спектакля, участниками которого являются представители русской интеллигенции, проживающие в летний период на дачных участках.

Поэма «Мцыри» была написана в 1839 года, а это на заре его жизненного пути бессмертным писателем, любителем гражданской, философской, духовной тематики Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, который прожил довольно короткую

Рассказ «Великие путешественники» повествует о том, как автор в шестилетнем возрасте со своей старшей сестрой и хозяйским сыном Степкой решили отправиться в кругосветное путешествие, не спросив разрешение у родителей.

Действие в комедии происходит в небольшом уездном городе. У него нет названия, так как Гоголь в этом произведении собирает «в одну кучу всё дурное России». На примере комических образов главных героев, автор высмеивает нравы и обычаи российского

Цитатная характеристика Васютки из рассказа “Васюткино озеро”

Ответ

Полное имя Васютки – Василий Шадрин:

“. Да это я, Васька! Заблудился я. “
“. Подплывая к стоянке бригадира Шадрина. “

Возраст Васютки – 13 лет:

“. Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки — озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашёл его и людям показал. “

Внешность Васютки в рассказе описана так:

“. Когда Васютка с ружьём на плече и с патронташем па поясе, похожий па коренастого, маленького мужичка. “

“. Патронов осталось десять штук. Стрелять Васютка больше не решился. Он снял телогрейку, бросил на неё кепку и, поплевав на руки, полез на дерево. “

“. Васютка сдвинул свои густые брови, силясь что-то припомнить. “

“. Расправив полы ватника, Васютка защитил от ветра кучу веток. “

“. Васютка снял прохудившиеся сапоги, размотал грязные портянки Высушил сапоги и портянки, оторвал от кальсон тесёмки и подвязал ими державшуюся на трёх гвоздях подошву правого сапога. “

“. Мальчик расцарапал себе лицо, порвал телогрейку, но ничего этого не замечал. “

Васютка и его семья живут у реки Енисей в Заполярье (в районе города Игарка в Красноярском крае):

“. Ниже и ниже но Енисею спускалась бригада. Но уловы по-прежнему были малы. “
“. Заполярная тайга не страшна зверьём. “

Васютка родился и вырос в тайге. В жизни он видел только один город – Игарка:

“. Васютка дальше Енисея ещё никогда не бывал и видел только один город — Игарку. “

Васютка учится в школе в ближайшей деревне:

“. Васютка старался думать сначала о доме, а потом ему вспомнилась школа, товарищи. “
“. Одно утешало: скоро начнётся учебный год, и мать с отцом отправят его в деревню. “

Читайте также:  Сочинение Двойники Печорина в романе Герой нашего времени Лермонтова

Васютка любит природу. Ему нравится бродить по лесам и собирать орехи:

“. Орехами рыбаков снабжал Васютка. Все ближние кедры он уже обколотил. С каждым днём приходилось забираться всё дальше и дальше в глубь леса. Но эта работа была не в тягость. Мальчишке нравилось бродить. Ходит себе по лесу один, напевает, иногда из ружья пальнёт. “

Васютка знает интересные факты о птицах:

“. Бранился Васютка так, для солидности. Он ведь знал, что кедровка — птица полезная: она разносит по тайге семена кедра. “

Васютка умеет различать диких птиц в лесу:

“. увидел поднимающуюся с земли большую чёрную птицу. «Глухарь!» — догадался Васютка, и сердце его замерло. Стрелял он и уток, и куликов, и куропаток, но глухаря подстрелить ему ещё не доводилось. “

Васютка умеет охотиться и стрелять из ружья:

“. Он подождал, пока утки поравняются с мысом, выцелил пару и выстрелил. Две нарядные свиязи опрокинулись кверху брюшками и часто-часто задвигали лапками. “

“. А что? Влёт ещё лучше, оказывается, стрелять: сразу вон несколько ухлопал. “

Васютка умеет определить по деревьям в лесу, где север, а где юг:

“. Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Та-ак… Почти голая сторона у ели — значит, в ту сторону север, а где ветвей больше — юг. Та-ак…”

Васютка знает приметы о погоде:

“. поглядел на озеро, на кровянистое небо и с тревогой проговорил:
— Ветер завтра будет. А вдруг ещё с дождём. “

“. Васютка вспомнил слова дедушки: «Вызвездило — к холоду!» — и на душе у него сделалось ещё тревожнее. “

Васютка – шустрый мальчик:

“. Ох-хо-хо, парнишка-то был какой, парнишка-то, шустрый, востроглазый. “

Васютка в школе хулиганит на уроках и на переменах. Когда он теряется в лесу, он жалеет о том, что плохо себя вел в школе:

“. Жалко ему самого себя стало, начало донимать раскаяние. Не слушал вот он на уроках и в перемену чуть не на голове ходил, покуривал тайком. “

Васютка – любознательный мальчик. Он хочет многое узнать и увидеть в жизни:

“. А много ли в жизни хотелось узнать и увидеть Васютке? Много. Узнает ли? Выберется ли из тайги. “

Васютка – умный и наблюдательный мальчик. Он знает, что белая рыба водится в проточных озерах. И эти знания помогают Васютке спастись и добраться домой:

“. Мысль, которая вчера вечером беспокоила Васютку, снова полезла в голову: «Откуда в озере столько белой рыбы?» Он не раз слышал от рыбаков, что в некоторых озёрах будто бы водится белая рыба, но озёра эти должны быть или были когда-то проточными. “

В.П. Астафьев “Васюткино озеро”: описание, герои, анализ рассказа

Историю о том, как в критической ситуации не растеряться, поддавшись панике, и, мобилизовав силы, сделать всё, что от тебя зависит, рассказывает в своём произведении «Васюткино озеро» В. П. Астафьев.

Сюжет рассказа взят из детства писателя, проведшего свои ученические годы в Красноярском крае. Даже фамилия бригадира является реальной и принадлежит известной династии сибирских промысловиков.

История создания

Написано «Васюткино озеро» было в 1952 году, а опубликовано – в 1956. Но началом появления рассказа на свет стал тот год, когда пятиклассник Витя, выполняя задание учителя литературы, поведал в сочинении, посвященном ушедшему лету, о том, как потерявшись в тайге, провел наедине с природой много тревожных суток, обнаружил неизвестное старожилам озеро и, в конце концов, смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика привел к тому, что его работа была напечатана в школьном журнале.

Созданное по памяти детское сочинение и стало основой для писателя.

Описание рассказа

Простым, но образным языком рассказчик повествует о буднях рыбацкого стана в Сибири. Тринадцатилетний Васютка, сын бригадира, пытается в меру своих сил помогать взрослым, добывает для них кедровые орехи.

В один из дней, захватив ружьё и провиант, парнишка зашел подальше в лес, надеясь на богатый урожай, и заблудился. После тщетных попыток отыскать дорогу Васютка осознает, что помощи ждать неоткуда, рассчитывать надо только на себя.Ужас, паника и растерянность постепенно уступают место спокойной рассудительности. Не зря парень рос в этом суровом краю, с малолетства слыша наставления стариков о том, как вести себя в подобном случае. Применяя советы бывалых охотников и собственные навыки, мальчику удаётся не только продержаться в жестких условиях несколько дней, поборов в себе страх, но и добыть себе пропитание, обогреться, обнаружить затерянный водоем с ценной рыбой, и, вспомнив уроки географии, выйти к берегу Енисея, к людям.

Шестьдесят километров прошел школьник за пять долгих, полных неизвестности и тревоги, дней. Зная, что рыбаки давно тоскуют без улова, Васютка, прибыв домой, без промедления сообщил об увиденном озере. Указав путь бригаде заветный маршрут, подросток чувствует причастность к общему делу. Впоследствии водоём был нанесен на карту и назван именем Василия.

Главный герой

Василий Шадрин – обычный деревенский школьник, озорник и хвастунишка. Он любит приключения, считает себя вполне взрослым и самостоятельным человеком. Его характер сложился под воздействием отца, немногословных жителей таежной деревни. Обычаи и традиции сибирского края также наложили свой отпечаток. Автор не дает подробной характеристики главного героя, его личность раскрывается в процессе повествования.

Попав в безвыходное, пугающее положение, зная, чем может обернуться потеря дороги в лесу, ясно представляя последствия, Васютка проявил мужество и выдержку, практическую сметку и рассудительность, не утратив при этом чувства юмора. Не поддавшись страху, отважно преодолевая препятствия, парнишка думает не только о себе, но и об общих интересах.

Анализ рассказа

Во вступлении, ведущемся от третьего лица, автор говорит о новом озере и о роли Васютки в этом открытии. Глубокая любовь к родине и убежденность, что каждого из нас ждут большие и малые победы, сквозит в начальных строках.

Завязка происходит, когда, увлекшись охотой за глухарем, подросток заблудился. Кульминацией выступает момент, когда таёжники спасают отчаявшегося Васютку. Развязка рассказа – это возвращение парня к матери и начало промысла в открытом озере.

Рассказчик применяет традиционную композицию с последовательным повествованием и минимальным количеством героев. Неторопливость и подробность изложения позволяет представить себя на месте центрального персонажа, читатель сочувствует Васе, переживает за него.

Для Астафьева характерно использование сравнений. Благодаря красочным описаниям природа низовья Енисея оживает. Образности действующим лицам добавляет применение в прямой речи местного диалекта.

Преодолевать трудности, всегда искать выход из непростой ситуации, использовать все возможности – вот чему учит эта история. Огромное желание жить помогло маленькому сибиряку выбраться из тайги.

Васютка в рассказе “Васюткино озеро”: образ, характеристика, описание характера и внешности

Васютка. “Васюткино озеро”.
Художник В. Дугин

Васютка в рассказе “Васюткино озеро” Астафьева: образ, характеристика, описание внешности и характера

“. Да это я, Васька! Заблудился я. ”
“. Подплывая к стоянке бригадира Шадрина. “

“. Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки — озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашёл его и людям показал. “

“. Когда Васютка с ружьём на плече и с патронташем па поясе, похожий па коренастого, маленького мужичка. “

“. Патронов осталось десять штук. Стрелять Васютка больше не решился. Он снял телогрейку, бросил на неё кепку и, поплевав на руки, полез на дерево. “

“. Васютка сдвинул свои густые брови, силясь что-то припомнить. “

“. Расправив полы вaтнuкa, Васютка защитил от ветра кучу веток. “

“. Васютка снял прохудившиеся сапоги, размотал грязные портянки Высушил сапоги и портянки, оторвал от кальсон тесёмки и подвязал ими державшуюся на трёх гвоздях подошву правого сапога. “

“. Мальчик расцарапал себе лицо, порвал телогрейку, но ничего этого не замечал. “

“. Ниже и ниже но Енисею спускалась бригада. Но уловы по-прежнему были малы. ”
“. Заполярная тайга не страшна зверьём. “

“. Васютка дальше Енисея ещё никогда не бывал и видел только один город — Игарку. “

“. Васютка старался думать сначала о доме, а потом ему вспомнилась школа, товарищи. ”
“. Одно утешало: скоро начнётся учебный год, и мать с отцом отправят его в деревню. “

“. Орехами рыбаков снабжал Васютка. Все ближние кедры он уже обколотил. С каждым днём приходилось забираться всё дальше и дальше в глубь леса. Но эта работа была не в тягость. Мальчишке нравилось бродить. Ходит себе по лесу один, напевает, иногда из ружья пальнёт. “

“. Бранился Васютка так, для солидности. Он ведь знал, что кедровка — птица полезная: она разносит по тайге семена кедра. “

“. увидел поднимающуюся с земли большую чёрную птицу. «Глухарь!» — догадался Васютка, и сердце его замерло. Стрелял он и уток, и куликов, и куропаток, но глухаря подстрелить ему ещё не доводилось. “

“. Он подождал, пока утки поравняются с мысом, выцелил пару и выстрелил. Две нарядные свиязи опрокинулись кверху брюшками и часто-часто задвигали лапками. “

“. А что? Влёт ещё лучше, оказывается, стрелять: сразу вон несколько ухлопал. “

“. Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Та-ак… Почти голая сторона у ели — значит, в ту сторону север, а где ветвей больше — юг. Та-ак…”

“. поглядел на озеро, на кровянистое небо и с тревогой проговорил:
— Ветер завтра будет. А вдруг ещё с дождём. “

“. Васютка вспомнил слова дедушки: «Вызвездило — к холоду!» — и на душе у него сделалось ещё тревожнее. “

“. Ох-хо-хо, парнишка-то был какой, парнишка-то, шустрый, востроглазый. “

“. Жалко ему самого себя стало, начало донимать раскаяние. Не слушал вот он на уроках и в перемену чуть не на голове ходил. “

“. А много ли в жизни хотелось узнать и увидеть Васютке? Много. Узнает ли? Выберется ли из тайги. “

“. Мысль, которая вчера вечером беспокоила Васютку, снова полезла в голову: «Откуда в озере столько белой рыбы?» Он не раз слышал от рыбаков, что в некоторых озёрах будто бы водится белая рыба, но озёра эти должны быть или были когда-то проточными. “

“. Рыбаки из бригады Григория Афанасьевича Шадрина — Васюткиного отца. ““. Васютка всегда немного робел перед большим, неразговорчивым отцом, хотя тот никогда его не обижал. “

“. Анна! Анна! Нашёлся пескаришка-то! Анна! Где ты там? Скорее беги! Отыскался он…В цветастом переднике, со сбившимся набок платком показалась Васюткина мать. Когда, она увидела спускавшегося по трапу оборванного Васютку, ноги её подкосились. Она со стоном осела на камни, протягивая руки навстречу сыну. “

“. Нету нам нынче фарту, — ворчал Васюткин дедушка Афанасий. “

История о Васютке и Васюткином озере

“. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился. “

“. Столько рыбы Васютка ещё никогда не видел. И не просто какой-нибудь озёрной рыбы: щуки там, сороги или окуня. Нет, но широким спинам и белым бокам он узнал пелядей, чиров, сигов. Это было удивительнее всего. В озере — белая рыба. “

“. Васютка, внук-то мой, потерялся. Пятый день ищем. “

“. Да знаешь ли ты, дэ тебя вынесло? Шестьдесят километров ниже вашего стану. “

“. Да это я, Васька! Заблудился я! Пристаньте, пожалуйста! Пристаньте скорее. “

“. Васютка сам нашёл его и людям показал. “

“. Вот и озеро Васюткино…С тех пор и пошло: Васюткино озеро, Васюткино озеро. “

Васюткино озеро на карте

“. На районной карте появилось ещё одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами: «Васюткино оз.». На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия. На карте же нашей страны озеро это сумеет найти разве сам Васютка.

Может, видели вы на физической карте в низовьях Енисея пятнышки, будто небрежный ученик брызнул с пера голубыми чернилами? Вот где-то среди этих кляксочек и есть та, которую именуют Васюткиным озером. “

«Васюткино озеро» характер Васютки

«Васюткино озеро» характер Васютки расскрыт с помощью цитат из рассказа Астафьева.

Читайте также:  Образ матери в поэме Реквием Ахматовой сочинение

Характеристика Васютки из рассказа «Васюткино озеро»

Главный герой рассказа «Васюткино озеро» оказался один среди дикой природы. Когда он заблудился, ему помогло знание законов леса: у него было ружьё, спички, хлеб. Он смог подстрелить птиц и приготовить их, переночевать в лесу, опознавать, где север, найти по признакам природы реку. Благодаря своему мужеству, Васютка вышел из леса победителем выжил, потому что не пал духом, потому что верил в себя.

Васютка не раз проявлял смекалку. И когда побежал в сторону, обратную той, откуда слышался гудок теплохода, и когда вaтникoм защищал от ветра в сыром лесу разгорающийся костёр. И когда подвязал тесёмкой от кальсон оторвавшуюся подошву сапога.

Но больше всего помогли Васютке выдержка, выносливость и самообладание, не дававшие ему опускать руки, терять надежду. Мальчик с честью выдержал испытание.

Черты характера Васютки:

смелость: «Трудно было мальчику преодолевать страх в ночном лесу. Ему казалось, что кто-то к нему крадётся, но он смог проявить смелость.»

Терпение: «Не раз к нему приходило отчаяние, но он был терпелив и снова и снова боролся за жизнь. Вышел к реке, и даже когда судно прошло мимо, не отчаялся. »

Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. «Кончались Васюткины силы. Хотелось лечь и не двигаться… Мальчик брел, почти падая от усталости». Васютка не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу «…отрезал мяса и, стараясь не смотреть на маленькую краюшку хлеба, принялся жевать», не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться.

Ссылка на основную публикацию
Заботливость.«Орехи кто-то должен добывать? Охота ведь рыбакам пощелкать вечером»
Эмоциональность«Шел по лесу, насвистывал, пел, что на ум приходило» «В несколько прыжков очутился возле глухаря. –Стоп, голубчик, стоп!- радостно бормотал Васютка»

«Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. Будь что будет!»

Рассудительность:Васютка обдумывал каждый свой шаг, взвешивал каждое действие, добывая еду, выбирая направление, устраиваясь на ночлег.

«Погасла звездочка – значит чья-то жизнь оборвалась»,- вспомнил Васютка слова дедушки Афанасия».

«…Вспомнил сова дедушки: «Вызвездило – к холоду!»

«Та-ак…Почти голая сосна у ели – значит в ту сторону север, а где ветвей побольше- там юг»

Самообладание:«Мальчик заговорил вслух: «Ладно, не робей! Найдем избушку. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдешь»

«Стрелять он не стал… Трепет перед драгоценным «припасом»крепко вбит»

«Пора! Васютка быстро встал на одно колено и попытался с маху посадить на мушку птицу»

Сообразительность.

Смекалка. Находчивость.

« Болото! Болото чаще бывает у берегов озер!»

«Обнаружив безымянный водоем, по обилию белой рыбы, он понял, что это проточное озеро, впадающее в какую-нибудь речушку, ведущую к Енисею. Так он и искал дорогу к реке»

Чтобы заметили Васютку с рыбосборочного катера, «он стал складывать все припасенные дрова: догадался, что у костра его скорей заметят»…»вспомнил про ружье, схватил его и начал палить вверх»

Чтобы подсолить мясо глухаря, «вспомнил, что мешок, который он взял для шишек, был из-под соли, и торопливо вывернул его»

«он вспомнил, как часто глухаря берут с собакой…Васютка пал на четвереньки, затявкал…и стал осторожно продвигаться вперед»

Воля. Мужество. Выносливость.