Основная идея “Левши” Лескова (6 класс)

Н.С. Лесков. Сказ “Левша”. Особенности проблематики и основная идея сказа.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Разработка урока поможет в его проведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_6_levsha.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Н.С. Лесков. «Левша».

Особенность проблематики и основная идея сказа.

  • учить школьников анализировать художественный текст в соответствии с его жанровыми особенностями; учить филологическому анализу (от идеи и замысла писателя к художественной концепции и средствам её создания);
  • обогащать словарный запас учащихся лексикой нравственной тематики;
  • воспитывать у учащихся чувство нравственной ответственности и глубокого уважения к ценностям русской жизни.

Дидактические задачи, направленные на достижение целей:

  • организационно-психологического этапа: подготовить учащихся к работе на уроке;
  • этап проверки домашнего задания, воспроизведения и коррекции опорных знаний учащихся: установить правильность и сознательность выполнения задания;
  • этап постановки темы, цели, задач урока: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся
  • этап актуализации знаний и умений учащихся: – воспроизведение связи прежних знаний в новой ситуации;
  • этап организации восприятия и осмысления новой информации : дать учащимся конкретное представление об основной идее изучаемого вопроса;
  • этап закрепления: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу, вырабатывать практические умения;
  • этап обобщения: выделить основное и сформулировать выводы;
  • этап контроля и диагностики : глубоко и всесторонне проверить знания учащихся, выявив причины появления обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.

Оборудование: художественный текст “Левша”, учебник литературы автор: Коровин Н.Я., конспект урока, диагностический материал, картинки по сказу Н.С.Лескова “Левша”, портрет Лескова, эпиграф, презентация «Тульские мастера», мультимедиа.

“ … Литературное творчество Лескова… – становится
…иконописью, он начинает создавать для России иконостас
её святых и праведников”.
М.Горький

1. Организационно-психологический этап:
Организация внимания.

2. Этап проверки домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Мы с вами прочитали сказ Николая Семеновича Лескова “Левша”.

« Особенность проблематики и основная идея повести».

Сейчас мы повторим пройденный материал: (работа в группах)

для этого выполним два вида заданий: 1. проведём конкурс внимательного читателя и 2. тестирование по литературным терминам.

Раздать карточки с заданием восстановить соответствие. (задание б)

а) Конкурс внимательного читателя «Разгадай кроссворд».

б) проверка на знание литературных терминов:

Антитеза – противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.
Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
Диалог – разговор двух или нескольких лиц.
Портрет – изображение внешности героя в произведении.
Эпиграф – краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль.

Основная часть урока.

3. Этап постановки темы, цели, задач урока.

Запись темы урока : Н.С. Лесков. «Левша».

Особенность проблематики и основная идея повести.

Все задания помогут вам осмыслить тему сегодняшнего урока:

Задача урока – понять всё самое важное, что хотел сообщить нам писатель Н.С. Лесков в своем сказе «Левша».

Эпиграфом урока я взяла слова писателя А.М. Горького « …Литературное творчество Лескова… – становится…иконописью, он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников”.

На доске написаны вопросы:

Какого человека называют праведником? Является ли Левша праведником?

Ответы на эти вопросы помогут нам определить тематику и основную идею повести.

Что такое проблематика – круг проблем, обозначенных в произведении. Развертывание проблемы ( более или менее осознанного противоречия) в процессе размышления: например , анализ чувства долга и свободы относится к нравственной проблематике. (проблема положения бедного талантливого мастера , проблема неграмотности простого народа , проблема преклонения перед иностранным , проблема бесправия простого народа ).

Идея – главная мысль, основной вывод, жизненный урок произведения (показать русский национальный характер на примере левши).

Выполняя устные и письменные задания, вы увидите результаты своей работы:

Отвечая на эти вопросы, мы с вами будем развивать умение анализировать текст.

4. Этап актуализации знаний и умений учащихся.

Устная работа по теории литературы.

– Что такое литературный жанр? ( Жанр – это сложившийся в результате развития художественной словесности вид произведений .)

– Что вы знаете о сказе как особом жанре литературы?

( 1. Сказ ведётся в манере, резко отличающейся от авторской, и ориентируется на формы устной речи. 2 . Сказовые формы повествования помогают писателю прибегать к стилизации (подражанию), например, народной речи. 3. В сказе имеются следующие особенности: поучительный смысл; близость к сказке: зачин, повторы, диалоги, концовка; словотворчество.) Словотворчество Лескова (учащиеся называют новые слова из сказа ).

Например: Кунсткамера
Кизлярка
Нимфозория
Дансе
Тугамент

Для чего используется жанр сказа? Жанр сказа помогает писателю рассказать о своём герое языком человека из народа, лучше понимающего и знающего простых людей.

– Итак, мы с вами выделили самые общие особенности сказа как жанра. Но ведь каждый писатель – яркая индивидуальность, и поэтому в его творчестве тот или иной жанр проявляется по-своему, по-новому. Сказ у Лескова служит изображению персонажей, именуемых праведниками.

(Работаю с эпиграфом, заранее записанным на доске: дети читают эпиграф)

  1. Этап организации восприятия и осмысления новой информации, усвоение исходных знаний, постановка проблемного вопроса.
  2. Кто такой праведник: вспомните из православия.

Праведник – очень важное слово не только для Лескова, но и для каждого из нас, поэтому значение этого слова можно найти в любом толковом или энциклопедическом словаре.

В тетеради записываются толкования как результат проведённой словарной работы:

ПРАВЕДНИК – а) человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов (Словарь С.И.Ожегова); б) святой, живший и творивший свой подвиг человеколюбия вне монастыря; человек, исповедующий и соблюдающий Заповеди Божии (Православный энциклопедический словарь.).

– А какие Заповеди Божии знаете вы?

В тетрадях учащихся появляется итоговое определение:

Праведник – это человек, живущий по Заповедям Божиим.

– Праведник ни при каких обстоятельствах не может изменить себе, а точнее – Богу, заповеди которого он чтит. Русская земля всегда была богата людьми праведной жизни.

ПРАВЕДНИК – нравственная основа христианского государства . (Вывод записывается в тетрадь.)

– Какое новое слово встретилось в выводе? (Слово “нравственный”.)

Можем мы сказать, что Левше свойственны нравственные качества?

Да! Дома вы прочитали текст и теперь мы приведем доказательства этому: Записать в тетради:

Обобщить! (Левша – неказистый мужичок, с выдранными «при ученье» волосами, одетый, как нищий – не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте , в качестве своей работы. Оказавшись в Англии, он стремится понять военные хитрости англичан и послужить Отечеству. Левша, который едет в Англию без документов, наспех одетый, голодный, чтобы продемонстрировать русскую смекалку и умение, является для писателя воплощением идеи самоотречения во имя славы Отечества . Не случайно повествователь передает его разговоры с англичанами, упорно пытающимися склонить Левшу к тому, чтобы остаться в Англии. Непреклонность героя вызывает уважение англичан. Талантливость и скромность мастера).

Презентация о тульских умельцах.

Вот такими нравственными качествами руководствуется Левша в жизни.

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек в жизни. (ЗАПИСАТЬ)

– И так: является ли Левша праведником? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, как изображён Левша в произведении. Для этого нам нужен текст.

Чтение и анализ эпизода “Левша на приёме у императора”.

– Как раскрывается характер Левши в этом эпизоде?

На доске и в тетрадях появляется запись:

Левша:
Скромность;
Чувство собственного достоинства;
Хоть шуба Овечкина, так душа человечкина.

Работа с пословицами.

Какая из пословиц созвучна теме урока?

Гордость бедностью смиряется.
На бедного везде каплет.
Хоть шуба Овечкина, так душа человечкина.

(Записывается в тетрадь.)

Третья пословица наиболее полно отражает тему урока, человек независимо от социального статуса, достоин сочувствия и уважения.

– Что сообщает Левша перед смертью и о каком качестве это свидетельствует.

(У англичан не чистят ружья кирпичом. Верность. Не случайно английский подшкипер и говорит: “У него хоть шуба Овечкина, так душа человечкина”.)

6. Этап организации усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для применения.( Можно дать в качестве домашнего задания).

Рассказ о Левше по плану (с опорой на текст):

А) “ – Горите себе, а нам некогда, – и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялся”.

Б) “Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится”.

В) “…Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может”.

Г) “Об этом, – говорит, – спору нет, мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные”.

Д) “…А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать”.

– Какими пунктами, по вашему мнению, нужно дополнить план?

( Православная вера 1.“…мы…привыкши в свой приход в церковь ходить”;
2. “наша русская вера самая правильная и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и питомцы”;
3. “вера у нас полнее”)

  1. Этап обобщения изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

Какова же проблематика данного сказа?

Беспокойство автора об ущербе преклонения перед иностранным.

Зачитать начало: “Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: “Так и так, и у нас дома свое не хуже есть”, — и чем-нибудь отведет”.

А какова идея сказа: показать, кто же создает и защищает свое, наше национальное богатство. И кто же это делает? На примере Левши показано, что это простой народ. Левша – тульский мастер создает национальное богатство, а защищает казак Платов. Не случайно они оба не имеют семьи – служение Отечеству и делу своему для них превыше всего.

А сейчас актуален сказ Лескова? (Да. В наше время “американизация” отечественной культуры идет полным ходом). Мы должны помнить, что нельзя преклоняться перед всем иностранным. Нужно оставаться верными самим себе, своей истории и культуре.

Вывод: В своем произведении Н. С. Лесков успешно объединил трагическое и комическое, ярко и точно выразив в них горе и радости, недостатки и преимущества, особенности характера и самобытность русского народ

Лесков показывает и отрицательные качества своего героя, но они преувеличены. Вполне справедливо считать, что Левша – образ русского праведника.

8. Этап контроля за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем.

Диагностика фактологических знаний учащихся. Выставление оценок.

9. Домашнее задание: Написать ответ на вопрос: в чем актуальность сказа Н.С. Лескова «Левша» в настоящее время? Подготовиться к сочинению (на выбор):

  1. Образ Левши (по рассказу Н.С. Лескова «Левша»).
  2. «Русская история в рассказе Н. С. Лескова «Левша»»

Основная идея Левши Лескова (6 класс)

Главной идеей в данном произведении является то, что автор хотел отметить такую особенность, согласно которой в России проживало множество талантливых людей, которые не всегда были оценены по достоинству. Также, стоит отметить и тот факт, что Лескову грустно было наблюдать за происходящим в его стране. Он хотел, чтобы развитие искусства и ремесел достигли уровня зарубежных стран, однако, из-за стагнации в системных устоях, понимал, что добиться этого за короткие сроки было бы крайне тяжело. Автор хотел добиться того, чтобы у читателей возникло осознанное понимание того, что не чин или должность решают то, насколько выдающимся является человек, а лишь то, через что он может выразить и показать себя.

Левшу писатель отобразил как невероятно талантливого человека. При этом, помимо своего огромного дара, он обладал небывалым чувством патриотизма. Ведь, те жертвы, на которые он шел ради своей страны, говорят о нем, как о человеке, достаточно многое. Ценой собственной жизни, он попытался донести важную информацию до правителя, однако, у него этого так и не вышло. Стоит добавить, что Левша показан человеком, который не предал Родину даже тогда, когда к нему поступали весьма заманчивые предложения со стороны зарубежных лиц. При том, что он защищал честь страны на международном уровне, герой не был оценен так, как должен был.

Автор показал, что даже среди простого русского населения есть по-настоящему талантливые люди, которые готовы бороться за судьбу своей страны, а также, они являются весьма старательными, яркими и удивительными личностями. При всем том, что герой не отличался большой смекалкой или хитростью, его можно назвать полезным человеком, который всю свою жизнь привык трудиться, и делал это весьма успешно. Англичане, заметив его талант, тут же захотели иметь у себя в стране мастера подобного уровня. Однако, он отказал им, и отправился к себе домой. Писатель вложил в данное произведение большой философский смысл, который заключался в том, чтобы донести до читателей идею того, что патриотизм должен находиться в каждом человеке, а также то, что нужно всегда оценивать талант по достоинству.

2 вариант

Если говорить об основной идее, которая содержится в данном замечательном произведении, то стоит отметить, что автор хотел обратить особое внимание на такую проблему, которая связана с тем, что многие талантливые мастера своего дела не были услышаны и поняты государством. Они были готовы идти на любые жертвы ради блага своей страны, и оставались верными ей до своего последнего издыхания. Лесков хотел показать, что мастера высшего класса содержатся не только в зарубежных странах, но также и в России. Тем самым он хотел показать свое отношение к Родине, и надеялся вызвать у читателей гордость за свою страну.

Будучи настоящим патриотом своей страны, Левше пришлось столкнуться с несправедливостью со стороны ее основных представителей, так как он не был поддержан с их стороны. Герой, ради того, чтобы в стране царило процветание, был готов даже к тому, чтобы отдать свою жизни, что говорит о том, что это является самопожертвованием ради Родины в самой высшей форме. Когда герой оказывается в зарубежной стране, по поручению правителя, он должен доказать англичанам, что и в России находятся невероятно талантливые и самобытные мастера, которые способны конкурировать с самыми прославленными творцами зарубежья. Несмотря на очень заманчивое предложение со стороны иностранных представителей, которое заключалось в том, чтобы Левша остался у них на постоянном проживании, и при этом получал бы всяческую помощь и поддержку с их стороны, герой отказывается. И делает он это не потому, что доволен текущим положением, а для того, чтобы побыстрее вернуться к себе на Родину, по которой он соскучился.

По своему возвращению на родную землю, герой решает пойти к правителю, для того, чтобы сообщить ему крайне важную информацию, которую ему удалось раздобыть на чужбине. Однако, по пути к нему, героя ограбили, и нанесли серьезные увечья, от которых он в дальнейшем скончался. Также, автор делает акцент на том, что в этот момент ему никто не оказал какой-либо помощи или содействия. И несмотря на то, что сам герой, который являлся олицетворением всего русского народа, крайне хорошо и уважительно относился к своей стране, он не был понят ни правителем, ни его ближайшими соратниками. Автор поднимает столь глубокую проблему, которая говорит о том, что следует оставаться верным до конца своим принципам и идеалам, а также, несмотря на все трудности, идти за своей мечтой и целью.

Также читают:

Картинка к сочинению Основная идея Левши

Популярные сегодня темы

Когда мне исполнилось 6 лет, я пошла в первый класс. Я очень стеснялась знакомиться с ребятами, поэтому стояла в сторонке. Спустя некоторое время ко мне подошла женщина и спросила, почему я не общаюсь с ребятами

Александр Сергеевич Пушкин в своём произведении “Дубровский”, раскрывает актуальные во все времена темы любви, дружбы и чести. Люди, которыми управляет любовь, совершают необъяниснимые никем поступки.

Полотно выдающегося русского художника О.А.Кипренского. Глядя на произведение «Портрет мальчика Челищева» зритель задается вопросом

Гоголь написал огромное количество разных произведений, но самым известным из них является «Тарас Бульба». В нем рассказывается об отважных сражениях казаков Запорожской сечи с их врагами.

Бытие Михаила Юрьевича Лермонтова достаточно тесно переплетается с его творческой деятельностью, что не может заинтересовать читателя его произведений. О Лермонтове часто говорят с неким уважением и величием

Обобщающий урок по теме “Левша – это…” (по сказу “Левша” Н.С. Лескова). 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6

Цели:

Обучающие:

  • помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание сказа, подвести к основной идее автора – патриотизму и талантливости народа противостоит безответственность и преступное отношение властей;
  • увидеть авторское отношение к персонажу произведения;
  • раскрыть талант и мастерство героя, его судьбу;
  • учить школьников анализу литературного произведения;
  • выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства, в частности с изобразительным искусством;
  • вырабатывать навыки комментированного чтения.

Воспитывающие:

  • воспитывать чувства гражданственности и патриотизма учеников через чтение и анализ художественного текста;
  • воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека;
  • воспитывать чувство сострадания, любви к людям, окружающему миру.

Оборудование:

  • портрет Н. С. Лескова; выставка книг по Лескову;
  • иллюстрации детей к сказу;
  • на доске – эпиграфы к уроку;
  • презентации (исследовательские работы) детей.
    • презентация 1
    • презентация 2
    • презентация 3

Тип урока: Урок-беседа, обобщение с элементами исследования.

Методы:

  • беседа по вопросам
  • аналитическое чтение
  • объяснительно-иллюстративный
  • беседа по вопросам
  • частично-поисковый

Виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебником, с иллюстрациями художников, поиск художественных деталей портрета, исследовательские работы детей.

Виды контроля знаний и обратной связи. Формы организации учебной деятельности: устные ответы учащихся на вопросы, характеристика героя по составленному плану, чтение в лицах сцены “Левша и государь Николай”, художественный пересказ, сообщения учащихся, индивидуальные задания.

Ход урока

“:там, где стоит “левша”, надо читать “русский народ”.
Н.С. Лесков

“У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина”.
Н.С. Лесков

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя с элементами беседы.

– Сегодня у нас урок – праздник и, надеюсь, урок – открытие. Праздник потому, что нельзя буднично, обыденно говорить о великом писателе. Открытие оттого, что произведение, над которым мы будем работать сегодня, отличается необычностью повествования, где “баснословный” склад легенды, яркая игра со словом поражают с первых её строк.

Цель нашего урока – попытаться продолжить тему урока “Левша – это:”, основываясь на осмысленном чтении произведения и глубоком разговоре о прочитанном, а также постараться доказать слова Лескова, вынесенные в эпиграфы урока.

(Тема и эпиграфы записываются учащимися в тетради).

– В нашей литературе есть авторы, чье творчество, вроде бы вписываясь в общий процесс, всё же стоит особняком, как бы поодаль. Я думаю, к числу этих немногих можно отнести Николая Семёновича Лескова.

3. Актуализация прежних знаний.

– На уроке предлагаю побывать в литературных ролях. Нам слово – ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ.

– На первых уроках мы определили тему и идею произведения, обозначили её проблему. Каковы они?

(Тема: о тульском умельце, талант народных умельцев. Идея: вызвать в читателе чувство гордости за Россию, её умельцев. Проблема униженности и бесправия народа, гибели талантов в России.)

Определение жанра произведения.

– Вспомните, какое произведение, написанное в жанре сказа, мы изучали в пятом классе. Кто его автор? (П.П. Бажов “Медной горы Хозяйка”).

– Вспомним: Гоголь и Рудый Панько, Пушкин и Белкин. Кто это? (Это автор и рассказчик).

– А Лесков ввёл в большую литературу фольклорное слово “Сказ”. Что это такое? Как вы определили жанр сказа?

(Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора).

– Чем сказ отличается от сказки?

(В основе сказа лежит легенда, возникшая в свою очередь на основе реального события. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи – сказителя).

Ученик читает 1 главу сказа.

Индивидуальное задание. Предоставляем слово ученику.

Сказ (от “сказывать”) – особый тип повествования, который строится как рассказ определенного лица. Сказ передает особенности речи рассказчика.
Поищем приметы сказа в главе 1. Это и просторечные, разговорные обороты (“через свою ласковость”, “дерябнул хороший стакан”); каламбуры (“на свою сторону преклонять хотели” – “Платов. этого склонения не любил”); повторы (“проездиться” – “объездил”); интонационный, ритмический рисунок (“И только он сказал себе такое слово, как государь ему говорит. “); даже рифма (Платов “этого склонения не любил и. все государя домой манил”); наконец, необычное употребление слов (“междоусобные разговоры” вместо “междоусобные войны”), а также словообразование (“чужестранность”).

– Кем мог быть рассказчик, повествователь?

(Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечий, инверсий, характерных для фольклорных произведений, исторические персонажи – АлександрI и Платов – показаны с точки зрения простолюдина.)

– Особенность манеры сказа: сказитель проводит одни взгляды, а автор склоняет к другим, прямо противоположным. Особенно это проявляется по отношению к Платову. Как?

(Платов – главный виновник гибели Левши, не дал времени сбегать за “тугаментом” и не вступился потом, когда Левшу не приняли без “тугамента” в больнице).

Индивидуальное задание. Предоставляем слово ученику.

– Н. С. Лесков передает живую устную речь: “Так может говорить человек из народа”. Подтвердим верность догадки строками из предисловия к первому изданию “Левши”: “Я записал эту легенду в Сестрорецке. от старого оружейника. Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти”. Бурная полемика вокруг “Левши” побудила Лескова написать “Литературное объяснение” и объявить, что легенду эту сочинил он сам “в мае месяце прошлого года и левша есть лицо. выдуманное”. Повествование, точнее сказ, писатель доверил рассказчику, старому оружейнику, который с явной симпатией и сочувствием говорит о главном герое и его трагической судьбе.

– Когда и где происходит действие?

– Какие реальные исторические события лежат в основе рассказа о поездке Александра Павловича в Европу?

(Действие происходит в России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном ,упоминается Венский конгресс1814-1815гг. Поездка Александра I и Платова в Лондон – исторический факт. Упоминается восстание декабристов 1825года, названное “смятением”.)

– Обратим внимание на подзаголовок “Левши”. Чем он необычен? На что настраивает читателя?

(“Сказ” (не “сказка”) – звучит значительно. “Стальная блоха” – нелепость? Некая забавная безделка? Хотя попробуй сделай ее! “Тульский”: Тула – город мастеров. Главный герой явно неказист – левша, к тому же косой. Что такой сотворит?).

– Как возник замысел “Левши”?

(Замысел “Левши” возник из поговорки “Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал”, или эта пословица в старых сборниках записана так “Туляки блоху подковали”. Существуют фольклорные рассказы о мастерстве тульских оружейников, которые отличались искусством изготовления миниатюрных предметов, еле видимых глазу или различимых только с помощью сильных линз).

Дважды два получалось пять, подкованная блоха не плясала, заковавший её мастер выходил героем,
благодарные соотечественники разбивали ему голову – на абсурде всходила загадка народной
гениальности и, оставаясь абсурдной, обнаруживала непреложный, реальный, бытийный смысл.
Л. Аннинский.

(На доске:

  • абсурд – нелепость, бессмыслица.
  • произвол – своеволие, самовластие).

4. Работа с текстом. Нам слово – СЛОВОВЕДЫ.

– А теперь самое время обратиться к толковому словарю “Левши”, составленному ребятами, понять тайну рождения новых слов у Лескова, удивиться безграничным возможностям языковой игры. Исследователи зафиксировали более 3000 новообразований разных частей речи в творчестве Лескова.

Индивидуальное задание. (Приложение №1 исследовательской работы ученицы “Народная этимология в сказе “Левша” Лескова Н.С.)

5. Нам слово – ЧЕЛОВЕКОВЕДЫ.

– Какие основные качества характера Левши вы увидели в сказе? Какой основной смысл имеет в данном тексте пословица: “У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина”?

Чтение в лицах сцены во дворце. (глава 13, стр. 254 учебник литературы для 6 класса под ред. В.П. Полухиной))

Ученики представляют образ Левши по заранее заполненной таблице в тетради, читают цитаты из текста.

(Качества характера Левши: преданность своему делу, трудолюбие, спокойствие, чувство собственного достоинства, удивительная талантливость, одарённость и поразительная невежество. Левша, безобразный внешне, красив душой).

Из общего стиля повествования “выбивается” 20 глава. Почему о прежней старине вспоминают потомки с гордостью и любовью?

(- это наша история; чувство гордости; вдохновляет народную фантазию ; это эпос, и притом с очень ” человечкиной душой”)

Индивидуальное задание. (Презентация № 2 исследовательской работы ученика “Последователи Левши” (по сказу “Левша” Лескова Н.С.)

– Прочитайте 20 главу и определите, кто теперь говорит с нами: автор или сказитель?

– Какие же черты, по-вашему мнению, входят в понятие ” русский национальный характер”?

(- доброта, патриотизм, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, вера, “человечкина душа”)

6. Работа с учебником.

– Многие художники обратились к сказу “Левша” создали свои произведения. Рассмотрим иллюстрации.

Индивидуальное задание.(Презентация № 3 исследовательской работы ученицы “Иллюстрации к сказу “Левша” Лескова Н.С.)

(За год до смерти писателя художник Валентин Серов написал портрет Лескова. Репродукция картины висит в лесковском музее, а оригинал находится в Третьяковской галерее в Москве. Близко знавших писателя людей поразило сходство Лескова с его портретом. Об этом портрете Вл.Гиппиус сложил поэтические строки:

Из черной рамы смотрит мне в глаза
Глазами жадными лицо Лескова,
Как затаенная гроза,
В изображенье умного Серова. )

7. Вывод урока. Выставление оценок.

– Чем же для каждого из вас стал Левша, этот герой, имени которого мы не знаем, да и кличка его пишется с маленькой буквы?

(Левша – главный герой, талантливый мастер, герой с “человечкиной душой” душа народа, его совесть, рыцарь добра и зла, олицетворение народного таланта, собирательный образ народа, выразитель русского народа, талантливый мастер, безымянный мастер, на нем держится Россия).

Учитель подводит итог и дописывает на доске тему: ” Левша – это символ русского народа.”(см. эпиграф к уроку)

Мы можем выделить четыре основных идейных мотива сказа “Левша” (ученики записывают в тетрадь):

  • Поразительные способности русского народа.
  • Истинный патриотизм Левши, народа.
  • Невежество, ограничившее его возможности.
  • Безответственное и преступное отношение к нему со стороны властей.

– Наш урок завершается, мы говорили сегодня не только о Левше, мы говорили о себе самих. Ведь мы – русские. Как же я, вы, все мы вместе соотносимся с таким понятием, как русский народ?

(Учащиеся: (отвечают по цепочке):

Мы должны знать свою историю, должны читать книги, создавать и беречь музеи, должны что-то уметь делать своими руками, гордиться своей страной, ее мастерами . )

8. Домашнее задание.

  • Написать сочинение на тему: ” Как я себе представляю Левшу?” или написать отзыв о сказе Н.С. Лескова “Левша”.
  • Внеклассное чтение. Прочитать рассказ Н.С. Лесков “Человек на часах”.

Анализ произведения «Левша» (Н. С. Лесков)

Автор: Guru · 24.07.2018

«Левша» — трогательная история о мастере, всю свою жизнь посвятившем работе на благо родины. Лесков создаёт множество литературных образов, живущих и действующих в обстановке давно минувших дней.

История создания

В 1881 году в журнале «Русь» публикуется «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе». Позже автор включит произведение в сборник «Праведники».

Вымышленное и действительное переплетаются в едином целом. В основу сюжета положены правдивые события, позволяющие адекватно воспринимать описанные в произведении характеры.

Так, император Александр I, сопровождаемый казаком Матвеем Платовым, действительно посещал Англию. В соответствии с его саном ему были оказаны должные почести.

Правдивая история Левши разворачивалась в 1785 году, когда два тульских оружейника, Сурнин и Леонтьев, по распоряжению императора отправляются в Англию с целью ознакомления с оружейным производством. Сурнин неутомим в приобретении новых знаний, а Леонтьев «погружается» в беспорядочную жизнь и «теряется» на чужбине. Спустя семь лет первый мастер возвращается домой, в Россию, и внедряет новшества с целью усовершенствования оружейного производства.

Считается, что мастер Сурнин является прототипом главного героя произведения.

Лесков широко использует фольклорный пласт. Так, фельетон о чудо-мастере Илье Юницыне, создающем крохотные замочки, по размеру не превышающие блохи, положен в основу образа Левши.

Реальный исторический материал гармонично встраивается в повествование.

Жанр, направление

По поводу жанровой принадлежности существуют разночтения. Одни авторы отдают предпочтение повести, другие – сказу. Что касается Н. С. Лескова, он настаивает, чтобы произведение определялось как сказ.

«Левшу» также характеризуют как «оружейную» или «цеховую» легенду, которая сложилась среди людей данной профессии.

По словам Николая Семеновича, истоком сказа является «баснословие», услышанное им в 1878 году от какого-то оружейного мастера в Сестрорецке. Легенда стала той отправной точкой, которая легла в основу замысла книги.

Любовь писателя к народу, восхищение его талантами, смекалкой нашло своё воплощение в рельефных персонажах. Произведение насыщено элементами волшебной сказки, крылатыми словами и выражениями, фольклорной сатирой.

Сюжет книги заставляет задумываться о том, может ли Россия по достоинству оценить своих талантов. Основные события произведения явно указывают на то, что и власть, чернь одинаково слепы и равнодушны по отношению к мастерам своего дела. Государь Александр I посещает Англию. Ему показывают изумительную работу «аглицких» мастеров — танцующую металлическую блоху. Он приобретает «диковину» и привозит её в Россию. На некоторое время о «нимфозории» забывают. Затем «шедевром» англичан заинтересовался император Николай I. Он отправляет к тульским оружейникам генерала Платова.

В Туле «мужественный старик» приказывает трем мастерам сделать что-нибудь более искусное, нежели «аглицкая» блоха. Умельцы благодарят его за государево доверие и приступают к работе.

Спустя две недели приехавший за готовым изделием Платов, не разобравшись, что именно сделали оружейники, хватает Левшу и везет его во дворец к царю. Представ перед Николаем Павловичем, Левша показывает, какую работу они выполнили. Оказалось, что оружейники подковали «аглицкую» блоху. Император счастлив, что русские молодцы его не подвели.

Затем следует распоряжение государя отослать блоху обратно в Англию, дабы продемонстрировать мастерство русских оружейников. Левша сопровождает «нимфозорию». Англичане радушно его принимают. Заинтересовавшись его талантом, делают все возможное, чтобы русский умелец остался на чужбине. Но Левша отказывается. Он тоскует по родине и просит отправить его домой. Англичанам жалко его отпускать, но силой не удержишь.

На корабле мастер знакомится с полшкипером, говорящим по-русски. Знакомство заканчивается попойкой. В Петербурге полшкипера отправляют в госпиталь для иностранцев, а Левшу, больного, заключают в «холодный квартал» и обворовывают. Позже привозят умирать в простонародную Обуховскую больницу. Левша, доживая последние часы, просит доктора Мартын-Сольского сообщить государю важную информацию. Но до Николая I она не доходит, так как граф Чернышев слушать ничего об этом не желает. Вот, о чем говорится в произведении.

Главные герои и их характеристика

Темы и проблемы

  1. Тема русских талантов проходит красной нитью через все творчество Лескова. Левша без каких-либо стекольных увеличителей смог сделать маленькие гвоздики, чтобы с их помощью прибить подковы металлической блохе. Его фантазии нет предела. Но дело не только в таланте. Тульские оружейники – труженики, не умеющие отдыхать. Своим усердием они создают не только диковинные изделия, но и неповторимый национальный код, который передается из поколения в поколение.
  2. Тема патриотизма глубоко волновала Лескова. Умирая на холодном полу в больничном коридоре, Левша думает об отчизне. Он просит доктора найти возможность сообщить государю, что ружья чистить кирпичом нельзя, так как следствием этого станет их непригодность. Мартын-Сольский пытается передать военному министру, Чернышеву, данную информацию, но всё оказывается безрезультатным. До государя слова мастера не доходят, чистка же ружей продолжается до самой Крымской кампании. Возмутительно это непростительное пренебрежение царских чиновников к народу и к своему отечеству!
  3. Трагическая судьба Левши – отражение проблемы социальной несправедливости в России. Сказ Лескова носит одновременно и веселый, и печальный характер. Увлекает повествование о том, как тульские мастера подковывают блоху, демонстрируя самозабвенное отношение к труду. Параллельно с этим звучат серьезные размышления автора о непростых судьбах гениальных выходцев из народа. Проблема отношения к народным умельцам на родине и на чужбине волнует писателя. В Англии Левшу уважают, предлагают ему прекрасные условия для работы, а также стараются его заинтересовать различными диковинками. В России же он сталкивается с равнодушием и жестокостью.
  4. Проблема любви к родным местам, к родной природе. Родной уголок земли особенно дорог человеку. Воспоминания о нем пленяют душу и дают энергию для создания чего-то прекрасного. Многих, как и Левшу, тянет к отчизне, так как никакие иноземные блага не смогут заменить родительскую любовь, атмосферу отчего дома и искренность верных товарищей.
  5. Проблема отношения талантливых людей к труду. Мастера одержимы поиском новых идей. Это труженики, фанатично увлеченные своим делом. Многие из них «сгорают» на работе, так как на реализацию задуманного отдают всего себя без остатка.
  6. Проблематика власти. В чём проявляется истинная сила человека? Представители власти позволяют себе по отношению к простым людям выходить за рамки «дозволенного», кричать на них, пускать в ход кулаки. Народные умельцы со спокойным достоинством выдерживают подобное отношение господ. Истинная сила человека в уравновешенности и стойкости характера, а не в проявлении несдержанности и душевном обеднении. Лесков не может остаться в стороне от проблемы бессердечного отношения к людям, их бесправия и угнетения. Почему по отношению к народу применяется столько жестокости? Неужели он не заслуживает гуманного отношения? Бедного Левшу безразлично бросают умирать на холодном больничном полу, не сделав ничего, что могло бы ему хоть как-то помочь выкарабкаться из крепких уз болезни.

Главная мысль

Левша – символ талантливости русского народа. Еще один яркий образ из галереи «праведников» Лескова. Как бы ни было тяжело, праведник всегда выполняет обещанное, до последней капли отдает себя отечеству, ничего не требуя взамен. Любовь к родной земле, к государю творит чудеса и заставляет поверить в невозможное. Праведники возвышаются над чертою простой нравственности и бескорыстно делают добро – в этом их нравственная идея, их основная мысль.

Многие государственные деятели этого не ценят, но в памяти народа всегда остаются примеры самоотверженного поведения и искренних, бескорыстных поступков тех людей, которые жили не ради себя, а ради славы и благополучия своего Отечества. Смысл их жизни – в процветании Отчизны.

Особенности

Собрав воедино яркие вспышки народного юмора и народной мудрости, создатель «Сказа» написал художественное произведение, отразившее целую эпоху русской жизни.

Местами в «Левше» сложно определить, где заканчивается добро и начинается зло. В этом проявляется «коварство» стиля писателя. Он создает характеры подчас противоречивые, несущие в себе положительные и отрицательные черты. Так, мужественный старик Платов, являясь натурой героической, мог ни за что поднять руку на «маленького» человека.

Тонкая авторская ирония звучит в адрес монархов и их окружения.

«Волшебник слова» — так назвал Горький Лескова после прочтения книги. Народный язык героев произведения – их яркая и точная характеристика. Речь каждого персонажа образная и самобытная. Она существует в унисон с его характером, помогая понять персонажа, его поступки. Русскому человеку свойственна изобретательность, поэтому он придумывает необычные неологизмы в духе «народной этимологии»: «пустяковина», «бюстры», «потюкивают», «валдахин», «мелкоскоп», «нимфозория» и т. д.

Чему учит?

Н. С. Лесков учит справедливому отношению к людям. Все равны перед Богом. Нужно судить о каждом человеке не по его социальной принадлежности, а по христианским поступкам и душевным качествам.

Только тогда можно найти бриллиант, светящийся праведными лучами тепла и искренности.

Н.С. Лесков “Левша”: описание, герои, анализ произведения

Тема патриотизма часто поднималась в произведениях русской литературы конца XIX века. Но только в рассказе «Левша» она связана с мыслью о необходимости бережного отношения к талантам, облагораживающим лицо России в глазах других стран.

История создания

Рассказ «Левша» впервые начал публиковаться в журнале «Русь» №№ 49, 50 и 51 с октября 1881 года под названием «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Идеей для создания Лесковым произведения послужила известная в народе прибаутка о том, что англичане блоху сделали, а русские ее «подковали, да назад отослали». По свидетельствам сына писателя, его отец проводил лето 1878 года в Сестрорецке, в гостях у оружейного мастера. Там он в разговоре с полковником Н. Е. Болониным, одним из служащих местного оружейного завода, выяснял происхождение прибаутки.

В предисловии автор написал, что он только пересказывает известную среди оружейников легенду. Этот известный прием, использованный когда-то Гоголем и Пушкиным для придания особой достоверности повествованию, в данном случае сослужил Лескову плохую службу. Критики и читающая публика буквально приняли слова писателя, и впоследствии ему пришлось особо объяснять, что он все-таки является автором, а не пересказчиком произведения.

Описание произведения

Рассказ Лескова жанрово наиболее точно было бы назвать повестью: в нем представлен большой временной пласт повествования, есть развитие сюжета, его завязка и завершение. Рассказом писатель назвал свое произведение видимо для того, чтобы подчеркнуть особую «сказительную» форму повествования, использованную в нем.

(Император с трудом и интересом рассматривает подкованную блоху)

Действие рассказа начинается в 1815 году с поездки императора Александра I с генералом Платовым в Англию. Там русскому царю вручают подарок от местных мастеров – миниатюрной работы стальную блоху, которая умеет «усиками водить» и «ножками перебирать». Подарок предназначен был показать превосходство английских мастеров над русскими. После смерти Александра I подарком заинтересовался его преемник Николай I и потребовал найти мастеров, которые бы были «никого не хуже», Так в Туле Платовым были призваны три мастера, среди них Левша, которые сумели подковать блоху и на каждой подкове имя мастера выставить. Левша же свое имя не оставил, потому что гвоздики выковывал, а «там уже никакой мелкоскоп взять не может».

(А вот ружья при дворе чистили всё по-старинке)

Левша был отправлен в Англию с «подкованной нимфозорией», чтобы там поняли, что «нам это не удивительно». Англичане были поражены ювелирной работой и пригласили мастера остаться, показали ему все, чему научены. Все Левша и сам умел делать. Поразило его только состояние ружейных стволов – их не чистили толченым кирпичем, поэтому точность стрельбы из таких ружей была высокой. Левша стал собираться домой, ему надо было срочно рассказать о ружьях Государю, а то «храни бог войны, они стрелять не годятся». От тоски Левша всю дорогу пил с английским другом «полшкипером», заболел и по приезде в Россию оказался при смерти. Но до последней минуты жизни пытался донести до генералов секрет чистки ружей. А если бы довели слова Левши до Государя, то, как пишет автор: «в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».

Главные герои

Среди героев рассказа есть вымышленные и есть реально существовавшие в истории личности, среди которых: два российских императора, Александр I и Николай I, атаман Войска Донского М. И. Платов, князь, агент русской разведки А.И. Чернышев, доктор медицины М. Д. Сольский (в рассказе – Мартын-Сольский), граф К. В. Нессельроде (в рассказе – Кисельвроде).

(Левша “безымянный” мастер за работой)

Главный герой – оружейных дел мастер, левша. Имени у него нет, только мастеровая особенность – работал он левой рукой. У лесковского Левши был прототип – Алексей Михайлович Сурнин, работавший оружейником, бывший на учебе в Англии и передавший после возвращения секреты дела русским мастерам. Не случайно автор не дал герою собственное имя, оставив нарицательное- Левша один из изображенных в разных произведениях тип праведника, с их самоотреченностью и жертвенностью. Личность героя имеет ярко выраженные национальные черты, но типаж выведен общечеловеческим, интернациональным.

Недаром единственный друг героя, о котором рассказано – представитель другой национальности. Это моряк с английского судна Полшкипер, сослуживший своему «камраду» Левше плохую службу. Чтобы рассеять тоску русского друга по родине Полшкипер заключил с ним пари, что перепьет Левшу. Большое количество выпитой водки и стало причиной болезни, а затем и смерти тоскующего героя.

Патриотизм Левши противопоставлен ложной приверженности интересам Отечества других героев рассказа. Император Александр I конфузится перед англичанами, когда Платов указывает ему, что и русские мастера могут делать вещи не хуже. У Николая I чувство патриотизма замешано на личном тщеславии. Да и самый яркий «патриот» в рассказе Платов таковым является только за границей, а приехав на родину, становится жестоким и грубым крепостником. Русским мастерам он не доверяет и боится, как бы они работу английскую не испортили и бриллиант не подменили.

Анализ произведения

(Блоха, подкованная Левшой)

Произведение отличается жанровым и повествовательным своеобразием. Оно напоминает по жанру русский сказ, основанный на легенде. В нем много фантазии и сказочности. К сюжетам русских сказкок есть и прямые отсылки. Так, император прячет подарок сначала в орешек, который кладет затем в золотую табакерку, а последнюю, в свою очередь, прячет в дорожную шкатулку, почти так же, как прячет сказочный Кащей иглу. В русских сказках цари традиционно описаны с иронией, как и в рассказе Лескова представлены оба императора.

Идеей рассказа становится судьба и место в государстве талантливого мастера. Все произведение пронизано мыслью, что талант в России беззащитен и не востребован. В интересах государства поддерживать его, оно же грубо губит талант, как будто это никому не нужный, повсеместно распространенный сорняк.

Другой идейной темой произведения стало противопоставление настоящего патриотизма народного героя тщеславию персонажей из высших слоев общества и самих правителей страны. Левша любит свое отечество самоотверженно и горячо. Представители знати ищут повод гордиться, но не дают себе труда сделать жизнь страны лучше. Это потребительское отношение и приводит к тому, что в конце произведения государство теряет еще один талант, который был брошен в жертву тщеславию сначала генерала, потом императора.

Рассказ «Левша» дал литературе образ еще одного праведника, теперь уже на мученическом пути служения русскому государству. Своеобразие языка произведения, его афористичность, яркость и точность формулировок позволили разобрать рассказ на цитаты, которые разошлись в народе.

Итоговое сочинение

Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс 🙂

Анализ произведения «Левша» (Н. С. Лесков)

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 12.01.2020

Благодаря писательскому таланту Николая Лескова в повести «Левша» раскрываются сильные стороны простого русского народа, образ жизни и характерная обстановка, царившая в Российской империи в первой половине XIX столетия.

История создания

Читатели журнала «Русь» стали первыми, кто в 1881 году познакомился с опубликованным в издании «Сказом о тульском Левше и о стальной блохе». В дальнейшем Николай Лесков включил свое произведение в сборник «Праведники».

Повесть «Левша» уникальна, прежде всего, тем, что в ней гармонично переплетена реальность и вымышленные события. Писатель сделал это столь искусно, что воссоздается полная уверенность в реальности описанной истории.

В основу произведения легли правдивые события, а также исторические персонажи. Так, российский император Александр I в сопровождении верного казака Матвея Платова и в самом деле посещал Англию, где ему были оказаны высокие почести. По распоряжению императора в Англию отправились и два тульских оружейника, Леонтьев и Сурнин, чтобы перенять навыки и секреты заморских мастеров. И если Леонтьев пренебрег оказанным ему доверием, пустившись во все тяжкие, то Сурнин более ответственно подошел к поставленной задаче. В течение семи лет он обучался премудростям английских оружейников, после чего вернулся на родину. Благодаря приобретенным знаниям Сурнин смог внести весомый вклад в развитие оружейного производства в России. Считается, что именно Сурнин и стал прототипом тульского умельца по прозвищу Левша.

Жанр, направление

Жанровая принадлежность «Левши» всегда вызывала споры среди литературоведов. Так, одни считали, что произведение обладает типичными чертами повести, а другие были уверены, что это сказ в чистом его виде. Сам же Николай Лесков настаивал на том, чтобы его детище определялось как сказ. Кроме того, данное произведение зачастую относят к так называемой «цеховой» ли «оружейной» легенде, сложившейся в узких кругах людей этой профессии.

Лесков не скрывал, что к написанию «Левши» его подтолкнула история-басня, услышанная им от некоего оружейника из Сестрорецка. Писатель был настолько впечатлен услышанным, что вскоре принялся за написание повести. В ней он высказал свою искреннюю любовь к простому трудовому народу, восхищение его талантами, необычайной смекалкой, скромностью и любовью к отчизне. Лесков щедро сдобрил произведение фольклором, крылатыми фразами, элементами волшебства, благодаря чему оно вошло в золотой фонд русской литературы.

В своей книге Николай Семенович поднял много важных тем, среди которых особенно выделяется одна – способность России оценить свои таланты по достоинству. Автор с сожалением констатирует тот факт, что ни власть, ни простой люд не способны видеть всю удивительную мощь и уникальность самородков – истинных мастеров своего дела.

Император Александр I, большой любитель и поклонник всего западного, решил посетить Англию. В европейской державе он с удовольствием знакомился с техническими новинками, восхищаясь талантом заграничных мастеров. Там же он приобрел уникальную вещицу – крошечную стальную блоху, способную танцевать. По возвращении на родину государь позабыл об этой игрушке, но спустя время она попалась на глаза императору Николаю I. Подивившись необычайно искусной работе, он отправил генерала Платова в Тулу на поиски талантов. Император мечтал утереть нос англичанам, и доказать, что русские мастера способны превзойти их в столь тонком деле.

Платову удалось отыскать трех искусных оружейников, которым он передал приказ императора – придумать и сделать нечто необыкновенное, чтобы по сравнению с ним стальная блоха казалась бы грубой поделкой. Поблагодарив за высочайшее доверие, оружейники приступили к работе.

Спустя несколько недель Платов появился у оружейников и, узнав, что работа готова, взял с собой Левшу и отправился в императорский дворец. Левша продемонстрировал изумленному Николаю I свою работу – на каждой лапке английской блохи красовались крошечные подковки, которые можно было разглядеть только под микроскопом.

Император был несказанно рад такой победе, и сразу же отправил подкованную блоху в Англию, а вместе с ней и Левшу. Англичане были также поражены мастерством тульских оружейников. Они предложили Левше навсегда остаться в Англии, чтобы совершенствовать свой редчайший талант, однако мастер отказался от заманчивого предложения и вернулся на родину.

Во время морского путешествия Левша познакомился с полшкипером, с которым изрядно напился. В Петербурге иностранного моряка отправили в госпиталь, а бедолагу Левшу – в «холодный квартал», где его обобрали до нитки. Затем умирающего мастера перевезли в больницу для бедных. Перед смертью он пытался передать государю важную информацию через доктора Мартын-Сольского, однако граф Чернышев не собирался связываться с оружейником, который в скорости умер в полной безвестности.

Главные герои и их характеристика

  1. Император Александр I – живой, любознательный, весьма впечатлительный мужчина, который преклонялся перед всем иностранным. Он полагал, что только заграницей способны создавать по-настоящему великие творения. Мягкий и неконфликтный по своей природе, он аккуратно выстраивал отношения с англичанами.
  2. Император Николай I – прямолинейный, грубоватый, честолюбивый, истинный «солдафон», который из принципа не собирался ни в чем уступать иностранцам. Простой народ, его проблемы и нужды были ему совершенно неинтересны.
  3. Платов Матвей Иванович – донской казак, граф, ставший воплощением истинной отваги и безмерной любви к родине. Этот человек обладал удивительной силой воли, мужеством, размашистой удалью. Обладая горячим нравом, мог в сердцах обидеть человека, но после непременно раскаивался в своей горячности и просил прощение. Платов всем сердцем любил русский народ, и не сомневался в его превосходстве над чужеземцами.
  4. Тульские мастера – оружейники высочайшего класса, которые, помимо технических навыков, обладали смелым воображением и неограниченной фантазией. Это были православные, истинно верующие люди, которые перед началом любой работы обращались за помощью к Господу. Они любили и всем сердцем почитали государя, в котором видели отца всего русского народа. Стали олицетворением всех лучших качеств русского народа.
  5. Левша – талантливый мастер, искусный оружейник, который любил свою работу. Это был простой, неказистого вида мужичок с родимым пятном на щеке. В нем сочеталась доброта, искренность, простодушие, вера и любовь к своей отчизне. Он мог устроить себе безбедную жизнь в Англии, однако тоска по родине была столь сильной, что он без сожаления отказался от всех заграничных благ.
  6. Полшкипер – приятель Левши, который знал русский язык. Стал собутыльником мастера во время морского путешествия в Россию. Принимал активное участие в печальной судьбе Левши, попавшего в ужасные условия Обуховской больницы.
  7. Доктор Мартын-Сольский – добрый и отзывчивый человек, опытный врач, который всеми силами пытался вылечить Левшу. Именно он стал доверенным лицом оружейника, которому тот доверил секрет государственной важности.
  8. Граф Чернышев – военный министр, откровенно глупый, самодовольный и недалекий. Он был настоящим профаном в военном деле, вследствие чего русская армия оказалась под ударом противника в Крымской войне.

Тема и проблемы

  1. Тема русских талантов – центральная в произведении Лескова. Он доказал, что перед настоящими профессионалами своего дела нет никаких преград – без каких-либо специальных инструментов и увеличителей Левша смог выковать не только подковы для блохи, но даже гвоздики, чтобы с их помощью подковать металлическое насекомое. Но, помимо таланта, он и его коллеги-оружейники обладали неисчерпаемым трудолюбием, усердием и серьезным отношением к работе. Они стали символом всех неутомимых тружеников и умельцев, которыми так богата матушка Россия.
  2. Тема патриотизма – не менее важна в повести Николая Семеновича. Левша не позарился на всевозможные блага, что предлагали ему в Англии. Он стремился вернуться на родину, чтобы послужить на ее благо. И даже умирая на холодном полу в больнице, всеми забытый и брошенный, он не переставал думать о своей стране. Левша пытался передать государю важный секрет, который он узнал заграницей – нужно отказаться от чистки ружей кирпичом, из-за которого те быстро приходили в негодность. Доктор Мартын-Сольский пытался передать важную информацию императору, однако на его пути встал самодовольный болван Чернышев. Из-за его халатности государь так и не узнал секрет европейской армии, и во время Крымской кампании русское войско потерпело поражение. В противовес патриотизму простого русского мужика Лесков поставил наплевательское отношение чиновников к своему народу.
  3. Проблема социальной несправедливости в России. В повести «Левша» переплетается увлекательная история о том, как была подкована крошечная блоха, с невеселыми размышлениями автора о судьбе талантов из народа. Он продемонстрировал, с каким уважением отнеслись к тульскому мастеру в Англии, как ему предложили прекрасные условия для работы и достойную жизнь. И в то же время показал, с каким пренебрежением и жестокостью отнеслись к Левше на родине, которой он мог принести огромную пользу своим талантом и трудолюбием.
  4. Проблема любви к родным местам, своему краю. Недаром в народе говорят «Где родился, там и пригодился». Место, в котором человек родился и прожил жизнь, является самым любимым и дорогим его сердцу. Оно, словно, магнит, будет притягивать его отовсюду, где бы он ни был. Недаром Левша рвался в Россию, ведь только здесь он чувствовал себя по-настоящему счастливым. Связь с родным местом будем неразрывна до тех пор, пока жив человек.
  5. Проблема талантливых людей и их отношения к труду. Многие истинные мастера являются фанатиками своего дела. Они готовы сутками корпеть над работой, чтобы создать очередной шедевр. Как следствие, многие из них попросту выгорают, утрачивают здоровье и последние силы. Они отдают всего себя на алтарь любимому делу, и считают это единственно верным решением.
  6. Проблема отношения власти к простому народу. Лесков с грустью констатирует грубое, откровенно жестокое отношение представителей власти к простым людям, которые не могут постоять за себя. Ему тяжело осознавать, что даже талантливые мастера, настоящие самородки не способны претендовать на уважение со стороны власти, не говоря уже о простых скромных тружениках. Левша умер в ужасных условиях, на полу больницы для бедных, и никто даже не попытался спасти его или хотя бы облегчить последние часы жизни.

Главная мысль

В своем сказе Николай Лесков воплотил в Левше самые лучшие качества русского народа: трудолюбие, скромность, честность, любовь к родине. Простой тульский мастер стал символом народного таланта и истинной праведности. Он всего себя без остатка отдавал отечеству, ничего не требуя взамен. Левша мечтал прославить Россию, и трудился на благо страны со всем пылом и страстью, на которые был способен. Подобный пример бескорыстия и самоотверженности навсегда остается в народной памяти, в сердца простых людей. Главная мысль произведения заключается в том, что Россия богата по-настоящему талантливыми и великими людьми, готовыми отдать жизнь за отчизну, вот только они оказываются бесправными и никому не нужными на своей родной земле.

Особенности

В повести «Левша» Николай Лесков мастерски отобразил целую эпоху из жизни российского государства. Соединив вымысел и реальность, он придал своему произведению такую яркость и самобытность, что оно на протяжении многих лет не оставляет читателей равнодушными.

Герои повести предстают во всей своей красе, со своими достоинствами и недостатками, слабостями и сильными качествами. Их характеры, порой, настолько противоречивы, что могут поставить в тупик читателя. Так, например, казачий атаман Платов мог в порыве гнева поднять руку на беззащитного человека, мелкую сошку, но при этом был добрым, отзывчивым стариком, который умел признавать свои ошибки.

Лесков очень талантливо воспроизвел и язык, особенности речи каждого из персонажей. Благодаря этому характеристика персонажей становится максимально точной и емкой. Неудивительно, что многие слова и фразы из повести «Левша» были разобраны народом, став крылатыми выражениями.

Чему учит?

В своем произведении Николай Семенович в ненавязчивой форме учит доброму и, прежде всего, справедливому отношению к людям. Социальный статус и толщина кошелька не могут выступать критериями в оценке отдельной личности. Судить о человеке можно лишь по его поступкам и моральным качествам.

Читайте также:  Образ и характеристика Прокурора в поэме Мертвые души Гоголя
Ссылка на основную публикацию