Особенности композиции комедии Грибоедова Горе от ума

Особенности композиции комедии Горе от ума Грибоедова

Произведение отличается своеобразной композиционной структурой, которая имеет собственные авторские особенности, рознящими его с принятыми творениями классицизма.

Как и принято в классических формах литературы, композиционно в пьесе представляются несколько конфликтов в качестве любовного треугольника с участием главного персонажа, а также социально-политическая сюжетная линия.

Писатель сохраняет в пьесе традиционные для классицизма правила применения триединства повествования в виде совершения событий в одно и в тоже время и в одном месте, но третий догмат в форме единства действия любовного конфликта изменяется автором, поскольку завязывается любовный сюжет не в начале произведения, а лишь в середине, а его развязка не заканчивает социальную направленность пьесы, выражающуюся в противостоянии основного героя окружающему его обществу.

Кроме того, отличительной чертой пьесы является его структурированность, заключающаяся в четырех, а не в пяти традиционных действиях, повествование которых включает в себя взаимосвязующие диалектические мотивы, чередующиеся между собой. Авторский замысел раскрытия темы произведения с использованием четырехактности обладает особой содержательностью, поскольку завершает произведение в виде открытого пространства, в котором главный персонаж остается непобежденным духовно, демонстрируя век минувший как идейно несостоятельным.

Используемые в произведении сюжетные конфликты раскрываются писателем при помощи конкретных бытовых обстановок в определенный исторический период в отличии от идей классицизма, в котором все демонстрируется с применением абстрактных образов.

Социальная линия пьесы получает свое развитие совместно с любовным сюжетом, переплетающимся с противоречиями основных персонажей. Именно социальный конфликт произведения является значительным в пьесе, поскольку проходит сквозь все повествование, обрамляя любовный сюжет. Кроме того, в социальной сюжетной линии писатель задействует всех героев пьесы, тогда как любовный конфликт, являющийся второстепенным, представляется в виде треугольника.

Использование писателем при написании оригинальной композиции пьесы принимается не всем литературоведческим обществом того периода времени, однако многие из критиков подчеркивают особенное мастерства автора, решившего пренебречь канонами традиционного классицизма и создать смелое произведение.

Вариант 2

«Горе от ума» – комедия в стихах, написанная Александром Грибоедовым. Сюжет произведения содержит описание светского общества при крепостном праве в 1808-1824-х годах.

Комедия делится на 4 акта, которые переплетаются между собой, составляя всю картину происходящего. Весь сюжет развивается в доме Фамусова в один день. Строение композиции противоречит 3-ему пункту «трёх единств» эпохи классицизма, ибо после кульминации и усмирения конфликтов никто не наказывается, что сказалось на отзывах критиков об комедии. Но соблюдены остальные 2, единства времени и места. Несмотря на всё выше сказанное, необычность, мелодичность и качество композиции обеспечили положительные впечатления об комедии, отметив музыкальный дар Грибоедова, но имелись и паузы в определённых сценах, придавая большую ритмичность при чтении.

В сюжете присутствуют 2 конфликта: любовный и социальный, которые дают понять о присутствии элементов 3-ёх литературных течений: постепенного уходящего классицизма, нового для того времени романтизма и непривычного реализма. В конечном итоге конфликты сливаются между собой, придавая двойственность происходящему, но стоит отметить, что социальному конфликту было отведено больше внимания. Социальный конфликт можно назвать элементом реализма, в нём описываются общественные проблемы того времени: крепостное право, низкопоклонство, деспотизм. А любовный – элементом романтизма, отметив отношения между Чацким и Софьей.

В 1-ом акте подробно описываются жизни Чацкого и Софьи, ситуация в месте всех событий, доме Фамусова и взаимоотношения между Софией и Молчалиным, также присутствует завязка идейного конфликта.

Во 2-ом акте конфликты начинают постепенно развиваться, независимо друг от друга, но во второй половине любовные распри выходят на первый план.

Кульминация обоих конфликтов происходит в 3-ем акте, а их развязка в 4-ом. Монологи имеют большую роль, так как детально раскрывали мировоззрения персонажей, давая читателю более обширную картину светского общества того времени. Заметно возрастание числа стихов после каждого акта и драматический накал к последнему акту. Общим конфликтом двух сторон, Чацкого и Фамусовского общества было столкновение двух иных мировоззрений, одно из которых было подавлено количеством. К концу комедии Чацкого выгоняют из дома и он покидает Москву, разочаровавшись в своей возлюбленной и обществе.

Качественно составленная композиция комедии «Горе от ума», не имеющая лишних персонажей и деталей, покрыла некоторые недостатки произведения, обеспечив себе место в бессмертном списке русской литературы.

Горе от ума – особенности композиции

А.С. Грибоедов написал чудесное произведение «Горе от ума». Комедия очень полюбилась читателям, ее цитируют образованные люди. Сам сюжет может показаться немного необычным и запутанным. Вначале читатель думает, что произведение написано о любви между Чацким и Софьей. Вчитываясь в произведение можно разглядеть еще одну тему, которую осветил автор – социальная жизнь и взаимоотношения Чацкого с остальными персонажами.

Начинается произведение со сцены, происходящей в доме Фамусова. Софья, Молчалин, Лиза и сам хозяин дома ждали появления Чацкого. Но, пока его не было Софья начала негативно о нем высказываться. Чацкий сильно не нравился девушке, а после того как парень иронично и зло пошутил над Молчалиным у нее появилась к нему даже ненависть и призрение. Чацкий сам виноват в том, что к нему плохо относится Соня и вся остальная компания. Между молодыми людьми начинается развязываться конфликтная ситуация. Во втором действии мы видим откровенное противодействие между Чацким и Фамусовым. Параллельно с этими негативными событиями Чацкий успевает переживать о возможном сватовстве Скалозуба и Софии. В третьем действии страсти усиленно накаляются. Напряжение растет. София разбивает сердце Чацкому тем, что открыто, сообщает ему о своей симпатии к Молчалину.

Софья специально решила распустить слух о том, что Чацкий стал сумасшедшим. Эта история быстро стала популярной и через пару дней о ней знали все. Девушка сделала это преднамеренно. Таким образом, она хотела наказать парня за то, что он позволил себе издеваться над Молчалиным. Чацкий своими глупыми шутками и издевками над людьми настроил всех против себя. В последнем четвертом акте Чацкий подслушал один разговор между Софией, Лизой и Молчалиным. От услышанного ему стало очень больно, и он уехал из Москвы. У произведения нет счастливой концовки.

Читая книгу, создается впечатление, что Грибоедов скомпоновал сцены и отдельные эпизоды в хаотичном порядке. В «Горе от ума» сильно много внимания уделяется описанию одиночества героя Чацкого. Его судьба достаточно трагична, его предал близкий друг, его отвергало общество. Он страдал от неразделенного чувства любви. Каждый персонаж комедии не случайный гость. В целом совокупность образов и действий делает произведение увлекательным и интересным для читателя.

Также читают:

Картинка к сочинению Особенности композиции комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

Пластов Аркадий Александрович, знаменитый русский художник 20 века. Родился в прекрасной семье. Его родители были потомственные иконописцы.

Антон Павлович Чехов всегда погружал читателей в проблемы обычных людей. Рассказывал об их страданиях и переживания. Так сказать, рассматривал жизнь „маленького” человека без высших чинов.

Роман Мастер и Маргарита произвёл на меня очень сильное впечатление. Вечная тема добра и зла, раскрыта Михаилом Афанасьевичем Булгаковым в произведении совершенно неожиданно. Это не стандартное изложение

А я так мечтал! Так мне хотелось пойти с отцом и братом на рыбалку… Давно уже хотел, но даже спросить не решался. Всегда представлял, как это здорово – взять удочку, как взрослый, выйти на речку

В данном произведении главным героем является Родион Раскольников. Это не совсем обычная личность, в одной из своих статей он описал придуманную им же теорию об исключительности некоторых людей

Жанровое своеобразие комедии Грибоедова “Горе от ума”
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Открытый урок позволяет раскрыть жанровое своеобразие пьесы, выяснить – комедия или драма?

Скачать:

ВложениеРазмер
zhanrovoe_svoeobrazie_komedii_griboedova.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Жанровое своеобразие комедии Грибоедова «Горе от ума».

Сюжет и композиция.

– Раскрыть жанровое своеобразие пьесы.

– Выяснить – комедия или драма?

– Изучить мнение критиков по данному вопросу.

– Особенности композиции пьесы.

Тексты…внешне даже самые яркие и податливые,

говорят лишь тогда, когда умеешь их спрашивать.

«Горе от ума»…до сих пор неразгаданное и, может

быть, величайшее творение всей нашей литературы…

I. Проверка домашнего задания.

Чтение сочинений «Перечитывая комедию Грибоедова…».

II. Слово учителя.

Мы перечитали комедию вместе. Ваши выступления показали, как много интересных наблюдений, открытий вы для себя сделали.

Теперь нам предстоит обобщить наши наблюдения, систематизировать их, перевести на литературоведческий язык, то есть проделать важную аналитическую работу для того, чтобы понять авторское отношение к героям, увидеть не только то, ЧТО хотел сказать Грибоедов в своем произведении, но и КАК он это сделал и ЗАЧЕМ.

В первый эпиграф урока вынесены слова из работы французского историка Марка Бока (1886-1944)”Апология истории, или Ремесло историка”.

С чего начать анализ произведения?

С его жанра, потому что жанр-это те “ первые ворота, ” через которые читатель входит в художественный мир произведения. Жанр во многом организует наше восприятие: ведь у каждого жанра свои законы, и грамотный читатель их должен знать, чтобы “уметь спрашивать”.

III . Сопоставление разных высказываний о жанре комедии.

(Для эффективности работы желательно раздать ученикам заранее подготовленный материал.)

МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАЗДАЧИ НА УРОКЕ

“…Комедия “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия, и скажем сами за себя – больше всего комедия – какая едва ли найдется в других литературах…”

“Горе от ума”. – гениальнейшая русская драма; но как поразительно случайна она! И родилась она в какой – то сказочной обстановке: среди грибоедовских пьесок, совсем незначительных; в мозгу петербургского чиновника с Лермонтовкой желчью и злостью в душе и с лицом неподвижным, в котором “жизни нет ”; мало этого : неласковый человек с лицом холодным и тонким, ядовитый насмешник и скептик…написал гениальнейшую русскую драму. Не имея предшественников, он не имел и последователей себе равных”

“По существу, “Горе от ума” следовало бы назвать комедией, а драмой, употребляя этот термин не в родовом, а в видовом, жанровом его значении. ”…”

Реализм “Горе от ума” – это реализм высокой комедии – драмы, стиль строгий, обобщенный, лаконичный, экономный до последней степени, как бы приподнятый, просветленный”.

«Горе от ума» все пропитано стихией смеха, в самых разных его модификациях и применениях… Стихия комического в «Горе от ума» – стихия сложнейше противоречивая… Тут образуется некий сложный сплав самых разных элементов, порой едва совместимых, порой контрастирующих: тут и «легкий юмор», «трепещущая ирония», даже «вроде ласкающий смех» и тут и «едкость», «желчь», сатира.

… Трагедия ума, о которой идет речь в комедии Грибоедова, освещена остроумно. Вот на этой острейшей грани соприкосновения трагического элемента с комическим в «Горе от ума» и выявляется своеобразный подтекст собственно авторского восприятия всего происходящего…»

Как оценили жанр пьесы Грибоедова литературные критики, писатели, поэты: И.А. Гончаров, А. Блок, Н.К. Пиксанов, А.А. Лебедев? (Оценка неоднозначная: комедия или драма.)

IV. Слово учителя.

Каков жанр «Горя от ума» – комедия или драма? Обратимся к тексту произведения и найдем в нем подтверждения выводам исследователей.

АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ КОМЕДИИ.

1. Приемы комического:

а) Главным прием, используемый в комедии Грибоедова, – комические несоответствия:

Фамусов (управляющий в казенном месте, но к обязанностям своим относится халатно):

Дай волю вам, оно бы и засело;

А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

Комические несоответствия в речи и поведении:

Фамусов ( Лизе ): Ой! Зелье, баловница…

( Софии ): Свободен, вдов, себе я господин…

Монашеским известен поведеньем.

Скалозуб (характер героя не соответствует его положению и тому уважению, которое ему оказывают в обществе):

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу:

Мне только бы досталось в генералы.

Есть противоречия и в высказываниях о нем других персонажей комедии: с одной стороны, он «слова умного не выговорил сроду», с другой – «и золотой мешок, и метит в генералы».

Молчалин (несоответствие мыслей и поведения: циник, но внешне угодлив, обходителен).

Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более наперстка,

Я гладил все его: как шелковая шерстка!

Лизе о любви к Софье:

И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека…

Пойдем любовь делить плачевной нашей крали…

Чацкий (несоответствие между умом и смешной ситуацией, в которую он попадает: например, речи Чацкого, обращенные к Софье, он произносит в самый неподходящий момент).

б) Комические ситуации: разговор глухих (монолог Чацкого в I действии, разговор графини бабушки с князем Тугоуховским).

в) Комический эффект создает пародийный образ Репетилова.

г) Прием гротеска в споре гостей Фамусова о причинах сумасшествия Чацкого и т.д.

2. Язык «Горя от ума» – язык комедии (разговорный, меткий, легкий, остроумный, порой резкий, богат афоризмами, энергичный, легко запоминающийся).

Приведите примеры запоминающихся афоризмов из комедии Грибоедова (работа над интонацией произнесения!).

АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ ДРАМЫ

  1. Драматический конфликт героя общества.
  2. Трагедия любви Чацкого и любви Софьи.

Мы убедились: в пьесе есть элементы и комического, и драматического начала. Вот почему мнение критиков неоднозначно.

V. Инсценировка финальных сценок, подготовленных учащимися (в двух интерпретациях – комической и трагической).

VI. Слово учителя.

«Горе от ума» – это, бесспорно, комедия. Но особая, созданная на русской почве, а значит – грустная. Это первая грустная комедия, «смех сквозь слезы» (Гоголь), и первый из типично русских героев: страдающих, ищущих, которых впоследствии назовут в русской классике «лишними людьми»… Вот, вероятно, почему реплика Фамусова в конце комедии быстро забывается – и финал пьесы чаще всего мы связываем с чувствами Чацкого, с его драматической судьбой…

Комедия Грибоедова оказывается сродни «высокой» комедии, своеобразие, которой однажды так охарактеризовал А.С. Пушкин: «… высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров… нередко (комедия. – Авт.) близко подходит к трагедии».

VII. Работа над сюжетом и композицией комедии.

Своеобразие жанра пьесы, представляющее собой, по сути, «внутренний подрыв» основ классицистической драмы (как рода литературы), естественно, привело к видоизменению традиционного любовного сюжета и композиции пьесы.

1. Познакомьтесь с фрагментом из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний», посвященной литературоведческому разбору «Горя от ума» и подумайте, какую роль и почему отводит писатель любовной интриге пьесы.

Между нею (Софьей) и Чацким завязался горячий поединок, самое живое действие, комедия в тесном смысле, в которой принимают близкое участие два лица: Молчалин и Лиза. Всякий шаг Чацкого, почти всякое слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье, раздраженного какой-то ложью в ее поступках, которую он и бьется разгадать до самого конца. Весь ум его и все силы уходят в эту борьбу: она и послужила тем мотивом, поводом к раздражениям, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль, роль гораздо большего, высшего назначения, нежели неудачная любовь, словом роль, для которой и родилась вся комедия».

2. Выделите в комедии те явления, сцены, которые непосредственно связаны с любовным конфликтом, и определите их роль в композиции произведения. Сюжет «Горя от ума» строится на развитии «любовного треугольника», соответствующего в основном классицистической «системе амплуа», за исключением Молчалина, которого любит София, но который никак не подходит под амплуа «добродетельного героя». Кроме того, в пьесе появляются еще два «любовных треугольника», усиливающие комизм положения героев.

3. Охватывает ли любовный конфликт всех героев произведения, исчерпывается ли любовной историей все содержание пьесы?

Нет. Общественный конфликт в пьесе оказывается шире любовного сюжета.

4. Многих современников Грибоедова смутило необычайное построение пьесы. Существуют два высказывания Пушкина, причем разделяет их всего несколько дней: «Во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины»; «Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собой признанным. Следовательно, не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова. Цель его – характеры и резкая картина нравов». Что заставило великого писателя при более внимательном чтении изменить свое мнение? (Безусловное признание художественного мастерства и поэтического таланта Грибоедова и необходимость понимания авторского замысла.)

VIII. Слово учителя .

Основным принципом общего плана пьесы Грибоедова является закон художественной симметрии.

В комедии четыре действия, и прежде всего она делится на две половины, которые находятся в диалектической взаимосвязи друг с другом. В первой половине преобладает комедия, основанная на любовной интриге (и потому первые два действия «мало населены»), во второй – общественная комедия, но обе комедии не обособлены, а тесно переплетаются. Общественная тема – столкновение Чацкого с фамусовской Москвой – намечается в первом действии, усиливается во втором, в третьем достигает кульминации и окончательное завершение получает в четвертом действии. Те же этапы развития проходит и любовная интрига; при этом ее «центр тяжести» лежит в первых двух действиях пьесы – они перенасыщены интригующими каждого из героев сомнениями: «Который же из двух?»

Для Фамусова – это либо Молчалин, либо Чацкий; для Чацкого – Молчалин или Скалозуб; возможно, что для Скалозуба существует тот же вопрос, что для Фамусова; тут же строится и комический треугольник, вносящий дополнительные забавные недоразумения: Фамусов – Лиза – Молчалин; впрочем, как выясняется в конце второго действия, и тут двум неудачливым соперникам противостоит третий – Петруша.

В свою очередь, каждое действие делится на две относительно самостоятельные картины, причем в обеих половинах пьесы по «краям» находятся «любовные» картины, а в центре – «общественные»…

Таким образом, общий план пьесы классически строен; в основе его – сопоставление любовной драмы и общественной трагедии Чацкого, которые, конечно, взаимодействуют и взаимопроникают, но в то же время и ритмично чередуются, подробно рифмам при кольцевой рифмовке в двух четверостишиях.

IX. Домашнее задание.

1 группа – как развивается общественный конфликт в комедии?

2 группа – сопоставить взгляды Чацкого и представителей фамусовского общества по основным проблемам, поднятым в комедии.

3 группа – дать характеристику Фамусова.

4 группа – найти в тексте и выписать высказывания персонажей комедии об уме, безумии и глупости, распределив их в два столбика: ум в понимании Фамусова и ум в понимании Чацкого.

2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение по теме «Реализм общественного конфликта в комедии Грибоедова» (по карточке 13).

Реализм общественного конфликта в комедии

Отечественная война 1812 г. пробудила политическое и национальное сознание многих русских людей, захваченных большими историческими событиями, открыла великие силы, таившиеся в русском народе. «Еще война длилась, когда ратники, возвратясь в домы, первые разнесли ропот в классе народа», – писал декабрист А. Бестужев. «Мы проливали кровь, – говорили они, – а нас опять заставляют потеть на барщине. Мы избавили родину от тирана, а нас вновь тиранят господа». На Дону и в других районах России, вспыхнули крестьянские волнения. Между тем многие помещики-крепостники, не слишком обременявшие себя патриотическими заботами в 1812 г., по возвращении в Москву, «спаленную пожаром», вернулись к прежнему образу жизни и, сделав вид, что, собственно, ничего страшного не случилось, стремились сохранить незыблемыми крепостной быт и присущие ему нравы и устои…

Постепенно в русском дворянском обществе того времени складываются два враждующих между собой лагеря, борьба между которыми и определила всю общественную и культурную жизнь России первых десятилетий XIX в. Свободолюбивая молодежь сразу же столкнулась с реакционными защитниками феодальных порядков. Декабрист Якушкин в своих записках говорит об этом времени: «В 14 году существование молодежи в Петербурге было томительно. В продолжение двух лет мы имели перед глазами великие события, решавшие судьбы народов, и некоторым образом участвовали в них; теперь было невыносимо смотреть на пустую петербургскую жизнь и слушать болтовню стариков, выхваляющих все старое и порицающих всякое движение вперед. Мы ушли от них на 100 лет вперед». Жить по-старому передовая и мыслящая молодежь не могла и не хотела. И дело заключалось не только в ее политических взглядах; сменилось все: жизненные идеалы, представления о смысле жизни, о чести и достоинстве человека, понятия о прекрасном, о дружбе, о славе, о любви…

В русской общественной мысли и в русской литературе после 1812 г. слились в нерасторжимом единстве и просветительские идеи, и романтическое воодушевление. Передовая дворянская молодежь во время Отечественной войны глубоко прониклась патриотическими чувствами, уважением и сочувствием к закрепощенному народу. Естественно, что вместе с этим она ополчилась против взглядов и нравов старого крепостнического общества, видя в нем неразумие, невежество, эгоистические интересы, вражду к свободе личности. Можно было бы привести немало свидетельств о новых мыслях и чувствах, владевших и воспитанниками лицея, и студентами Московского университета, и многими офицерами, участниками войн с Наполеоном!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

папка содержит презентацию и аудио- и видеоприложения к этой презентации. Работа рассчитана на 1 урок и может стоять в череде уроков как в начале изучения произведения, так и в конце.

Тема. Жанровое своеобразие стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». Главный герой произведения . Его характеристика. Цели:1. Организовать работу учащихся с текстом с целью выяснения худож.

Урок-лекция по творчеству А.Н. Радищева в 9 классе.

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме» Класс: 5. Тип урока: урок открытия нового знания.

Презентация о жанровом своеобразии пьесы “Вишнёвый сад” А.П. Чехова + характеристики персонажей.

Цель:- ознакомить обучающихся с тематикой лирики Некрасова, ее своеобразием;- совершенствовать навыки анализа поэтического текста.

Особенности композиции комедии “Горе от ума” Грибоедова

Особенности композиции комедии “Горе от ума” Грибоедова

Н. К. Пиксанов об особенностях композиции “Горе от ума”:

“Блестящий стилист, гениальный ваятель образов, Грибоедова был еще и мудрым строителем. В композиции “Горя от ума” также сказалось это замечательное мастерство. Оно поражает своей зрелостью, смелой уверенностью.

Островский. нередко сильно колебался в композиции пьесы. У Грибоедова этого нет. На протяжении всех творческих работ . сценарий “Горя от ума” не испытал никаких перестроек. Ни одна сцена не была перемещена.

Это красноречиво говорит за то, что в сознании Грибоедова быстро и непоколебимо сложился стройный, целостный сценарий.

Сам Грибоедов указал основной мотив в развитии пьесы. Герой влюблен в девушку, “для которой единственно он явился в Москву”, а “девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку”. С интимной любовной драмой тесно переплетается драма общественная.

Равноправно ли представлены в сценическом плане любовная и общественная драмы? Следует твердо сказать – да.

. следует признать, что одним из высоких достоинств пьесы является ее общая ритмичность, ее своеобразный темп. Темп и ритмичность организованы в пьесе так мастерски, что дают нам право называть “Горе от ума” музыкальной драмой.

Правда, есть в пьесе случаи замедления, даже как бы приостановки сценического движения. Таковы: сцена заигрывания Фамусова с Лизой. рассказ Лизы о тетушке Софьи, у которой сбежал француз. диалоги Загорецкого с графиней-бабушкой и этой последней с князем Тугоуховским. отъезд Хрюминых и Горичей и интермедия Репетилова. Такие сцены излишне замедляют движение, отводят его в сторону от магистрали.

Но есть в “Горе от ума” замедления особого типа. Мы назовем их интервалами, или лучше – паузами, и они имеют большую ценность в композиции, придавая сценическому движению ритмичность.

Такой паузой можно счесть добродушную реплику Скалозуба. о гвардейцах и армейцах; она является интервалом между двумя напряженными сценическими моментами: спором Фамусова с Чацким и обмороком Софьи. Еще отчетливее пауза: появление слуг, приготовляющих комнаты к балу, между объяснением Чацкого с Софьей и Молчалиным и съездом гостей. Особенно ценна, прямо музыкально, пауза в четвертом акте, когда уезжает Репетилов и последняя лампа гаснет, – замирание сценического движения накануне катастрофы.

Есть в сценическом движении пьесы явственные повороты, когда течение борьбы круто изменяется. Таковы обморок Софьи, сплетня о сумасшествии Чацкого. Особенно заметно ускорение темпа в четвертом действии.

Если сопоставить количество стихов в четырех актах. то увидим, что число стихов возрастает с каждым актом – до третьего, самого обширного включительно. Затем кривая круто понижается: четвертое действие самое короткое.

Особенно заметно это на сценической ситуации Чацкого. Катастрофически стремительны и переживания Софьи. В литературной критике не отмечался параллелизм этих двух душевных катастроф: Чацкого и Софьи. Но он необычайно обогащает динамику четвертого акта.

. на параллелизме построены диалоги Фамусова и Чацкого во втором действии. Эта словесная дуэль построена симметрически, как быстрый обмен обвинениями и возражениями.

Но особенную ценность и изящество . имеют бытовые зарисовки барской Москвы. Фамусовская Москва, будущий враг и победитель Чацкого, впервые начинает вырисовываться в первом акте, в первом же диалоге Чацкого и Софьи. Во втором действии. галерея московских портретов сильно обогащается меткими характеристиками Максима Петровича. и т.д. И наконец, в третьем действии появляются, на смену мимолетным словесным характеристикам, живые “действующие лица”.

Это нарастание, эта градация в бытописи Москвы тоже принадлежит к числу высоких образцов грибоедовского мастерства.

Высокий лиризм, каким напитано “Горе от ума”, придает ему величайшее, истинно музыкальное единство, сообщает драматическому движению стремительность и все возрастающий подъем. “

(Н. К. Пиксанов, статья “Грибоедов-мастер”, книга “Грибоедов: Исследования и характеристики”, 1934 г.)

Д. Д. Благой о композиции пьесы “Горе от ума”:

“Смелым нововведением. было композиционное членение комедии на четыре акта, вместо канонических пяти. Однако в пьесе характерно содержится рефлекс пятого акта: третье действие явно распадается на две картины.

Зато единства времени и места автором целиком соблюдены: действие всей пьесы происходит в доме Фамусова, не выходя за пределы классических 24 часов.”

(Д. Д. Благой, статья “Грибоедов” в “Литературной энциклопедии в 11 томах”, том 2, 1929 г.)

В. В. Розанов о композиции пьесы “Горе от ума”:

“. самое построение комедии чрезвычайно бедно, безжизненно, и до некоторой степени. не “умно”. Менуэт или польский, который отплясывают . москвичи, вопреки укорам Чацкого, есть единственное в ней жизненное и, так сказать, физиологическое действие.

Вообще недостаток физиологии, жизнеоборота . поразителен в пьесе.

(В. В. Розанов, “Литературные очерки”, 1899 г.)

С. Бураковский об оригинальности пьесы “Горе от ума”:

“Комедия “Горе от ума” нанесла решительный удар всем старым произведениям . которые, можно сказать, списывались с французских образцов. Оригинальность ее заключалась в составе и завязке действия, а также в самой форме.

. Грибоедов. уничтожил общепринятую завязку драм, резонеров, наперсников или наперсниц – одним словом, весь механизм старинных комедий.

Развязка комедии оригинальна: не прибегая ни к каким сторонним средствам, автор, при помощи одной искусной сцены, ставит главные действующие лица в такое положение, что они сами не могут не чувствовать позорных следствий своего ложного поведения.

Явление разъезда в сенях. хорошо и смело своей новизной. На сцене оно живописно и производит сильное впечатление.

Все эти особенности комедии Грибоедова встречены были враждебным отношением к ней современной критики, но вместе с тем они же обнаружили в писателе присутствие высокого поэтического таланта и сделали бессмертными его произведение в истории русской словесности.”

(С. Бураковский, книга “«Горе от ума» А. С. Грибоедова. Разбор комедии для учащихся”, 1891 г.)

Это был анализ особенностей композиции комедии “Горе от ума” Грибоедова, взгляд критиков на композицию пьесы.

Сюжетно-композиционные особенности комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1. Вступление. Простота и естественность как композиционные свойства комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

2. Основная часть. Сюжетно-композиционные особенности комедии.

? Основные элементы сюжета в развитии любовного и социального конфликта пьесы.

3. Заключение. Композиционное своеобразие комедии.

Простота и естественность построения комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» были отмечены еще современной автору критикой. Так, В.Г. Кюхельбекер писал: «…не трудно было бы доказать, что в этой комедии гораздо более действия или движения, чем в большей части тех комедий, которых вся занимательность основана на завязке. В «Горе от ума» точно вся завязка состоит в противоположности Чацкого прочим лицам… Дан Чацкий, даны прочие характеры, они сведены вместе, и показано, какова непременно должна быть встреча этих антиподов, – и только. Это очень просто, но в сей-то именно простоте – новость, смелость, величие того поэтического воображения, которого не поняли ни противники Грибоедова, ни его неловкие защитники» («Дневник»). Композиция произведения обусловлена его конфликтом и построена по ясному и простому плану. Попробуем рассмотреть сюжетно-композиционную структуру комедии более подробно.

В основе сюжета «Горя от ума» лежат два конфликта – любовный и социальный. Их развитие тесно переплетается в событийном ходе пьесы. Попробуем выделить основные элементы сюжета в комедии Грибоедова. Экспозиция – это утро в доме Фамусова (до приезда Чацкого). Мы впервые встречаемся с героями, узнаем об обстоятельствах их жизни. Очень важен разговор Софьи с Лизой, в котором последняя дает меткие характеристики Скалозубу и Чацкому. Завязка – приезд Чацкого. Далее следует развитие действия. Чацкий по-прежнему любит Софью, он пытается угадать своего счастливого соперника и в течение дня трижды посещает дом Фамусова. Любовную тему развивают различные эпизоды пьесы – приезд Скалозуба, падение Молчалина с лошади и т. д. Одновременно, общаясь с обитателями фамусовского дома, Чацкий начинает обозначать свою гражданскую позицию. Уже во втором разговоре с Павлом Афанасьевичем он высказывает свои взгляды на государственную службу, на «век нынешний» и «век минувший», на раболепство, чинопочитание, шутовство. Так идет параллельное развитие социального и любовного конфликта пьесы. Кульминацией обеих линий становится сцена бала. Как замечают исследователи, «композиционная функция образа бала состоит в том, что именно здесь главный определяющий мотив – безумие – переходит из любовной интриги в общественный конфликт…»[15 – Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. М., 2002, с. 108.]. Софья, раздраженная колкостями Чацкого, пускает сплетню о его сумасшествии. Слух этот с готовностью подхватывают все гости Фамусова. Чацкий – человек совершенно чуждый им по своим взглядам, устремлениям, поведению. Борьба «века нынешнего» с «веком минувшим» достигает своей высшей точки в третьем действии пьесы. В отличие от французской комедии классицизма, обличающей, как правило, какой-то отдельный порок, ярко выраженный в характере персонажа, Грибоедов в своей комедии обличает все современное ему общество. Об этом писал еще Н.В. Гоголь: «Наши комики двинулись общественною причиною, а не собственною, восстали не против одного лица, но против множества злоупотреблений, против уклонения всего общества от прямой дороги» (Выбранные места из переписки с друзьями). Развязкой любовной коллизии становится сцена разоблачения Молчалина в финале. Социальный же конфликт не имеет своей развязки. Как точно замечает И.А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» у Грибоедова «две комедии как будто вложены одна в другую: одна… частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно вторая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел» («Мильон терзаний»).

Современники Грибоедова отмечали разнообразие психологических и общественных типов, представленных в комедии. Кроме главных и второстепенных героев, у драматурга присутствует еще множество внесценических лиц, вносящих в пьесу самые разнообразные темы и мотивы. Все это расширяет художественное пространство «Горя от ума», углубляет ее проблематику и способствует более полной обрисовке характеров персонажей.

Таким образом, любовная интрига и общественная коллизия тесно переплетаются в грибоедовской комедии. Первична – любовная история. Однако «вседневный мотив» этот очень скоро переходит у Грибоедова в столкновение мировоззрений, нравственных принципов «века нынешнего» с «веком минувшим». Драматург создает новую поэтику – поэтику реализма в русской литературе. Подчеркивая остроту социального конфликта пьесы, Грибоедов создает широкую панораму русской жизни, и типизирует, и индивидуализирует характеры. Как точно замечает И. А. Гончаров, «в группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы».

Сочинение: Сюжетное и композиционное своеобразие комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Сюжет и композиционное построение комедии А. С. Грибое­дова сами по себе уже достаточно оригинальны. На первый взгляд может показаться, что основное в сюжете — история любви Чацкого к Софье. Действительно, эта линия очень важ­на: любовная интрига движет действие. Но все же главное в ко­медии — общественная драма- Чацкого. На это указывает и за­главие пьесы.

История несчастной любви Чацкого к Софье и его конфликт с московским дворянством, тесно переплетаясь, соединяются в единую линию сюжета и развиваются одновременно. Первые сцены, утро в доме Фамусова — экспозиция пьесы. Появляются Софья, Молчалин, Лиза, Фамусов, подготавливается появление Чацкого и Скалозуба, мы узнаем о характерах и взаимоотноше­ниях действующих лиц. Движение, развитие сюжета начинает­ся с первого появления Чацкого. Софья вначале отзывалась о Чацком очень холодно, а теперь, когда тот, оживленно пере­бирая московских знакомых, заодно посмеялся и над Молчали­вым, холодность Софьи перешла в раздражение и негодование: «Не человек, змея!» Так Чацкий, сам того не подозревая, вос­становил героиню против себя.
[sms]

Все происшедшее с ним в начале пьесы получит в дальней­шем свое продолжение и развитие: он разочаруется в Софье, а его насмешливое отношение к московским знакомым перерас­тет в глубокий конфликт с фамусовским обществом. Из спора Чацкого с Фамусовым во втором действии комедии ясно видно, что дело тут не просто в недовольстве друг другом. Здесь столкнулись два мировоззрения. Кроме того, во втором же дей­ствии намеки Фамусова на сватовство Скалозуба и обморок Со­фьи ставят Чацкого перед мучительной загадкой: неужели из­бранником Софьи может быть Скалозуб или Молчалин? А если это так, то кто же из них.

В третьем акте действие становится очень напряженным. Софья недвусмысленно дает понять Чацкому, что не любит его, и открыто признается в любви к Молчалину, о Скалозубе же говорит, что это герой не ее романа. Кажется, вот все и выяснилось, но Чацкий Софье не верит. Еще больше его убеждает раз­говор с Молчалиным, в котором тот демонстрирует свою без­нравственность и ничтожество. Продолжая свои резкие выпады против Молчалина, Чацкий вызывает ненависть Софьи к себе, и именно она, сначала случайно, а потом и намеренно, пускает слух о сумасшествии героя. Сплетня подхватывается, молние­носно распространяется, и о Чацком начинают говорить в про­шедшем времени. Это легко объясняется тем, что он уже успел настроить против себя не только хозяев, но и гостей. Общество не может простить Чацкому критики. Так действие достигает высшей точки, кульминации.

Развязка наступает в четвертом акте. Чацкий узнает обо всем и тут же наблюдает сцену между Молчалиным, Софьей и Лизой. «Вот наконец решение загадке! Вот я пожертвован ко­му!» — наступает окончательное прозрение. Уязвленный Чац­кий произносит свой последний монолог и покидает Москву. Оба конфликта приведены к концу: крушение любви становит­ся очевидным, а столкновение с обществом завершается разры­вом. Порок не наказан, и добродетель не торжествует. От сча­стливого финала Грибоедов отказался.

Рассуждая о четкости и простоте композиции пьесы, В. Кю­хельбекер заметил: «В «Горе от ума». вся завязка состоит в противоположности Чацкого прочим лицам . тут. нет того, что в драматургии называется интригою. Дан Чацкий, даны прочие характеры, они сведены вместе, и показано, какова непременно должна быть встреча этих антиподов, — и только. Это очень просто, но в сей-то простоте — новость, смелость. »

Особенность композиции пьесы в том, что ее отдельные сце­ны, эпизоды соединены, казалось бы, произвольно. Но все соот­ветствует замыслу драматурга. С помощью композиции, например, Грибоедов подчеркивает одиночество Чацкого. Сперва ге­рой с разочарованием видит, что его бывший друг Платон Ми­хайлович «стал не тот» в короткий срок; теперь Наталья Дмит­риевна руководит каждым его движением и хвалит теми же словами, что позже Молчалин — шпица: «Мой муж — прелест­ный муж». Итак, старый друг Чацкого превратился в обычного московского «мужа-мальчика, мужа-слугу». Но это еще не очень большой удар для Чацкого.

Дальше Чацкий в середине своего пламенного монолога, сначала обращенного к Софье, ог­лядывается и видит, что Софья ушла, не дослушав его, и вооб­ще «все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам». И наконец, особенно остро чувствуется одиночество главного героя, когда к нему в друзья начинает навязываться Репетилов, заводя «дельный разговор. про водевиль». Сама возможность слов Репетилова о Чацком: «Мы с ним. у нас. одни и те же вкусы» и снисходительной оценки: «он не глуп» — показывает, как далек Чацкий от этого общества, если ему уже не с кем поговорить, кроме восторжен­ного болтуна Репетилова, которого он просто не выносит.

Через всю комедию проходит мотив падения. Фамусов с удовольствием вспоминает, как его дядя Максим Петрович упал три раза подряд, чтобы посмешить государыню Екатери­ну Алексеевну; падает с лошади Молчалин, затянув поводья; спотыкается, падает при входе и «поспешно оправляется» Ре­петилов. Все эти эпизоды связаны между собою и переклика­ются со словами Чацкого: «И растерялся весь, и падал столько раз. » Чацкий тоже падает на колени перед разлюбившей его Софьей.

Также настойчиво повторяется мотив глухоты: Фамусов за­тыкает уши, чтобы не слышать крамольных речей Чацкого; всеми уважаемый князь Тугоуховский ничего не слышит без рожка; Хрюмина, графиня-бабушка, сама совершенно глухая, ничего не расслышав и все перепутав, назидательно говорит: «Ох! глухота большой порок». Никого и ничего не слышит, ув­лекшись своими монологами, Чацкий и позже Репетилов.

В «Горе от ума» нет ничего лишнего: ни одного ненужного персонажа, ни одной бессмысленной сцены, ни одного напрасного штриха. Все эпизодические лица введены автором с опреде­ленной целью. Благодаря внесценическим персонажам, которых в комедии множество, расширяются границы дома Фамусова и границы времени.

Грибоедов развивал традиции Фонвизина, Новикова, Крыло­ва, обогатив классическую комедию психологизмом и динами- кой в изображении характеров. Он соединил сатиру и лирику, комедию и драму, гражданскую патетику и водевильные сцены, выступив как драматург-новатор.[/sms]

“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. “

Школьное сочинение

Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.

Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера “Семейная тайна”, которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией “Горе от ума”, которую закончил в Петербурге в 1824 году.

В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим “единым лицом двадцатитысячную армию”. В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”

Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.

В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(“века минувшего”) и прогрессивного дворянства (“века нынешнего”). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — “забрать все книги бы да сжечь”.

Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители “века минувшего” чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время “ужасным веком”. Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием “ума” во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: “Умный, бодрый наш народ”, — говорил писатель словами Чацкого.

Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.

Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу “Горе от ума”, по оценке критиков, самая “антибарственная” комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.

Читайте также:  Анализ рассказа Бунина Солнечный удар сочинение 11 класс
Ссылка на основную публикацию