Особенности русской литературы 19 века

Особенности литературы XIX века

XIX век как культурная эпоха начинается в календарном XVIII веке с событий Великой Французской революции 1789–1793 года. Это была первая буржуазная революция мирового масштаба (предыдущие буржуазные революции XVII века в Голландии и Англии имели ограниченное, национальное значение). Французская революция знаменует окончательное падение феодализма и торжество буржуазного строя в Европе, а все стороны жизни, с которыми соприкасается буржуазия, имеют свойство ускоряться, интенсифицироваться, начинать жить по законам рынка.

XIX век — эпоха политических потрясений, перекроивших карту Европы. В социально-политическом развитии на авансцене исторического процесса стояла Франция. Как последствия Французской революции следует рассматривать и наполеоновские войны 1796–1815 годов, и попытку реставрации абсолютизма (1815–1830 гг.), и череду последующих революций (1830 г., 1848 г., 1871 г.).

Ведущей мировой державой XIX века была Англия, где ранняя буржуазная революция, урбанизация и индустриализация привели к расцвету Британской империи и господству на мировом рынке. Глубокие перемены происходили в социальной структуре английского общества: исчез класс крестьянства, шла резкая поляризация богатых и бедных, сопровождавшаяся массовыми выступлениями рабочих (1811–1812 гг. — движение разрушителей станков, луддитов; 1819 г. — расстрел демонстрации рабочих на поле Святого Петра под Манчестером, вошедший в историю как “битва при Питерлоо”; движение чартистов в 1830–1840 гг.). Под напором этих событий правящие классы пошли на известные уступки (две парламентские реформы — 1832 г. и 1867 г., реформа системы образования — 1870 г.).

Германия в XIX веке мучительно и запоздало решала задачу создания единого национального государства. Встретив новый век в состоянии феодальной раздробленности, после наполеоновских войн Германия превратилась из конгломерата 380 карликовых государств в союз сначала 37 самостоятельных государств, а после половинчатой буржуазной революции 1848 года канцлер Отто фон Бисмарк взял курс на создание единой Германии “железом и кровью”. Единое германское государство было провозглашено в 1871 году и стало самым молодым и агрессивным из буржуазных государств Западной Европы.

Соединенные Штаты Америки на протяжении XIX столетия осваивали бескрайние просторы Северной Америки, и по мере увеличения территории рос и промышленный потенциал юной американской нации.

В литературе XIX века два главных направления — романтизм и реализм. Романтическая эпоха начинается в девяностые годы восемнадцатого столетия и охватывает всю первую половину века. Однако основные элементы романтической культуры полностью определились и раскрыли возможности потенциального развития к 1830 году. Романтизм — это искусство, рожденное кратким историческим мигом неопределенности, кризиса, сопровождавшего переход от феодальной системы к системе капиталистической; когда к 1830 году очертания капиталистического общества определились, на смену романтизму приходит искусство реализма. Литература реализма на первых порах была литературой одиночек, да и сам термин “реализм” возник лишь в пятидесятых годах XIX века. В массовом общественном сознании современным искусством продолжал оставаться романтизм, на деле уже исчерпавший свои возможности, поэтому в литературе после 1830 года романтизм и реализм сложно взаимодействуют, в разных национальных литературах порождая бесконечное разнообразие явлений, не поддающихся однозначной классификации. В сущности, романтизм не умирает на протяжении всего девятнадцатого столетия: прямая линия ведет от романтиков начала века через поздний романтизм к символизму, декадансу и неоромантизму конца века. Последовательно рассмотрим обе литературно-художественные системы ХIX века на примерах их наиболее ярких авторов и произведений.

ХIX век — век сложения мировой литературы, когда убыстряются и интенсифицируются контакты между отдельными национальными литературами. Так, русская литература XIX века питала горячий интерес к произведениям Байрона и Гете, Гейне и Гюго, Бальзака и Диккенса. Многие их образы и мотивы прямо отзываются в русской литературной классике, поэтому выбор произведений для рассмотрения проблем зарубежной литературы XIX века продиктован здесь, во-первых, невозможностью в рамках краткого курса дать должное освещение различных ситуаций в разных национальных литературах и, во-вторых, степенью популярности и значимости отдельных авторов для России.

Литература

  1. Зарубежная литература XIX века. Реализм: Хрестоматия. М., 1990.
  2. Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. М., 1978.
  3. Реизов Б. Г. Стендаль. Художественное творчество. Л., 1978.
  4. Реизов Б. Г. Творчество Флобера. Л., 1955.
  5. Тайна Чарльза Диккенса. М., 1990.

Читайте также другие темы главы “Литература XIX века”:

Перейти к оглавлению книги “Зарубежная литература”

Общая характеристика русской литературы XIX века

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.

Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.

А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений.

Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» и многие другие.

Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим.

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».
Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма).

В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной форме. Примерами гротескной сатиры являются произведения Н. В. Гоголя «Нос», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города».

С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.

Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький.

Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

Русская литература XX века: общая характеристика

Описание литературного процесса XX века, представление основных литературных течений и направлений. Реализм. Модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Литературный авангард.

Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее “серебряным веком” (“золотым веком” называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре “серебряного века” были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.

Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем. Притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры начала XX века.

Однако переломная эпоха не только обогащала литературу и искусство: она постоянно напоминала писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие — с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв.

На рубеже XIX и XX вв. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово “кризис”. Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: “материя исчезла”. Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников. Также сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры (“Бог умер!” — воскликнул Ницше). Это привело к тому, что человек XX века все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных идей. Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором — все эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.

В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.

Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление “серебряного века” русской литературы. Термин этот связывают с именем Н. Бердяева, употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже художественный критик и редактор “Аполлона” С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий “На Парнасе серебряного века”. Пройдет несколько десятилетий и А. Ахматова напишет “…серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл”.

Читайте также:  Пьер Безухов и Элен Курагина в романе Война и мир (отношения и брак героев)

Хронологические рамки периода, определяемого этой метафорой, можно обозначить так: 1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник “Символы” Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) — 1917 год. По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны).

Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом. Схематично развитие литературных направлений начала века можно показать следующим образом:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Общая характеристика русской литературы 19 века: описание, особенности и интересные факты

XIX столетие является одним из самых знаменательных в русской литературе. Именно эта эпоха подарила миру имена великих классиков, которые оказали влияние не только на русскую, но и на всемирную культуру. Основными идеями, свойственными литературе этого времени, является рост человеческой души, борьба добра со злом, торжество нравственности и чистоты.

Отличие от предыдущего столетия

Давая общую характеристику русской литературе 19 века, можно отметить, что предшествующий век отличался очень спокойным развитием. На протяжении всего предшествующего столетия поэты и писатели воспевали достоинство человека, старались привить высокие морально-нравственные идеалы. И лишь в конце столетия начали появляться более дерзкие и смелые произведения – авторы начали акцентировать внимание на психологии человека, его переживаниях и чувствах.

Причины расцвета

В процессе работы над домашним заданием или докладом на тему «Общая характеристика русской литературы 19 века» у учащегося может возникнуть закономерный вопрос: а чем же были обусловлены эти перемены, почему литература смогла достичь такого высокого уровня развития? Причиной тому послужили общественные события – это и война с Турцией, и вторжение наполеоновских войск, и отмена крепостного права, и прилюдная расправа над оппозиционерами. Все это послужило тому, что в литературе начали применяться совершенно новые стилистические приемы. Работая над общей характеристикой русской литературы 19 века, стоит обязательно упомянуть, что эта эпоха по праву вошла в историю как «Золотой век».

Направленность литературы

Русская литература того времени отличалась очень смелой постановкой вопросов о смысле человеческого бытия, о самых актуальных общественно-политических, нравственных и этических проблемах. Значение этих вопросов она выводит далеко за пределы своей исторической эпохи. Готовя общую характеристику русской литературе 19 века, нужно помнить о том, что она стала одним из мощнейших средств воздействия как на русских читателей, так и на иностранных, приобретя славу влиятельной силы в развитии просвещения.

Феномен эпохи

Если нужно дать общую характеристику русской литературе 19 века кратко, можно отметить, что общей чертой данной эпохи было такое явление, как «литературоцентризм». Это означает, что литература стала способом передачи идей и мнений в политических спорах. Она превратилась в мощный инструмент выражения идеологии, определяла ценностные ориентиры и идеалы.

Нельзя сказать однозначно, хорошо это или плохо. Конечно, давая общую характеристику русской литературы XIX века, можно упрекать литературу того времени в том, что она была слишком «проповеднической», «наставнической». Ведь нередко говорят о том, что стремление стать пророком может привести к неуместному опекунству. А это чревато развитием нетерпимости к инакомыслию любого рода. Конечно, в таких рассуждениях есть доля истины, однако, давая общую характеристику русской литературе 19 века, необходимо учитывать исторические реалии, в которых жили тогдашние писатели, поэты, критики. А. И. Герцен, когда оказался в эмиграции, описывал этот феномен так: “У народа, которого лишили свободы слова и самовыражения, литература остается чуть ли не единственной отдушиной”.

Роль литературы в обществе

Практически то же самое говорил и Н. Г. Чернышевский: «Литература у нас пока сосредоточивает всю умственную жизнь народа». Здесь стоит обратить внимание на слово «пока». Чернышевский, который утверждал, что литература является учебником жизни, все равно признавал, что умственная жизнь народа не должна в ней сосредотачиваться постоянно. Однако «пока», в тех условиях русской действительности, именно она взяла на себя эту функцию.

Современное общество должно быть благодарно тем писателям и поэтам, которые в тяжелейших социальных условиях, несмотря на преследования (стоит вспомнить о том же Н. Г. Чернышевском, Ф. М. Достоевском и других), с помощью своих трудов содействовали пробуждению в человеке светлого, духовного начала, принципиальности, активного противостояния злу, честности и милосердия. Учитывая все это, можно согласиться с тем мнением, которое выражает Н. А. Некрасов в своем послании ко Льву Толстому в 1856 г.: «Роль писателя у нас прежде всего – это роль учителя».

Общее и отличное в представителях «Золотого века»

Готовя материалы по теме «Общая характеристика русской классической литературы 19 века», стоит сказать о том, что все представители «Золотого века» были разными, их мир был неповторим и своеобразен. Писателей того времени сложно подвести под какой-то один общий образ. Ведь каждый истинный художник (под этим словом понимается и поэт, и композитор, и живописец) создает собственный мир, руководствуясь личными принципами. К примеру, мир Льва Толстого не похож на мир Достоевского. Иначе воспринимал и преобразовывал действительность Салтыков-Щедрин, чем, к примеру, Гончаров. Однако есть у представителей «Золотого века» и общая черта – это ответственность перед читателем, талант, высокое представление о той роли, которую литература играет в жизни человека.

Общая характеристика русской литературы 19 века: таблица

«Золотой век» – это время писателей совершенно разных литературных направлений. Для начала рассмотрим их в сводной таблице, после чего каждое из направлений будет рассмотрено подробнее.

Ода, трагедия, эпопея

Г. Р. Державин («Анакреотические песни»), Херсаков («Бахариана», «Поэт»).

Преобладает национально-историческая тематика.

Преимущественно развит жанр оды.

Присутствует сатирическая направленность

Субъективность в оценке событий мира.

На первое место поставлены чувства, переживания.

Немаловажную роль играет природа.

Выражается протест против испорченности высшего общества.

Культ духовной чистоты и нравственности.

Утверждается богатый внутренний мир низших социальных слоев.

Рассказ, поэма, повесть, роман

А. С. Пушкин («Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Маленькие трагедии»), М. Ю. Лермонтов («Мцыри», «Демон»),

Ф. И. Тютчев («Бессонница», «В деревне», «Весна»), К. Н. Батюшков.

Субъективное преобладает над объективным.

Взгляд на реальность через «призму сердца».

Склонность к отражению бессознательного и интуитивного в человеке.

Тяготение к фантастике, условности всяких норм.

Склонность к необычному и возвышенному, смешение высокого и низкого, комичного и трагичного.

Личность в произведениях романтизма устремляется к абсолютной свободе, нравственному совершенству, к идеалу в условиях несовершенного мира.

Поздний А. С. Пушкин («Дубровский», «Повести Белкина»), Н. В. Гоголь («Мертвые души»), И. А. Гончаров, А. С. Грибоедов («Горе от ума»), Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Преступление и наказание»), Л. Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина»), Н. Г. Чернышевский («Что делать?»), И. С. Тургенев («Ася», «Рудин»), М. Е. Салтыков-Щедрин («Пошехонские рассказы», «Господа Гоголевы»),

Н. А. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо?»).

В центре литературного произведения – объективная реальность.

Реалисты стремятся выявить причинно-следственные связи в событиях.

Используется принцип типического: описываются типические герои, обстоятельства, конкретное время.

Обычно реалисты обращаются к проблемам настоящей эпохи.

Идеалом является сама действительность.

Повышенное внимание к общественной стороне жизни.

Русская литература этой эпохи стала отражением того скачка, который был сделан в предшествующем столетии. Начался «Золотой век» главным образом с расцвета двух течений – сентиментализма и романтизма. С середины столетия все большую мощь обретает направление реализма. Такова общая характеристика русской литературы 19 века. Табличка поможет учащемуся сориентироваться в основных течениях и представителях «Золотого века». В процессе подготовки к уроку нужно упомянуть, что дальнейшая социально-политическая обстановка в стране становится все более напряженной, растут противоречия между угнетенными классами и простым народом. Это приводит к тому, что в середине века несколько затихает развитие поэзии. А завершение эпохи сопровождается революционными настроениями.

Классицизм

Данное направление стоит упомянуть, давая общую характеристику русской литературы начала 19 века. Ведь классицизм, возникший столетие назад до начала «Золотого века», в первую очередь относится к его началу. Этот термин в переводе с латинского языка означает «образцовый» и непосредственно связан с подражанием классическим образам. Возникло это направление во Франции в XVII веке. По своей сути оно было связано с абсолютной монархией и утверждением дворянства. Для него характерны идеи высокой гражданской тематики, строгое соблюдение норм творчества, установленных правил. Классицизм отражает реальную жизнь в идеальных образах, которые тяготеют к определенному образцу. Данное направление строго придерживается иерархии жанров – высшее место среди них занимают трагедия, ода и эпопея. Именно они освещают самые важные проблемы для общества, призваны отображать наивысшие, героические проявления человеческой натуры. Как правило, «высоким» жанрам противопоставлялись «низкие» – басни, комедии, сатирические и другие произведения, которые также отражали действительность.

Сентиментализм

Давая общую характеристику развития русской литературы 19 века, нельзя не упомянуть и о таком направлении, как сентиментализм. В нем большую роль играет голос рассказчика. Данное направление, как было указано в таблице, отличается повышенным вниманием к переживаниям человека, к его внутреннему миру. В этом и состоит новаторство сентиментализма. В русской литературе особое место среди произведений сентиментализма занимает «Бедная Лиза» Карамзина.

Примечательны слова писателя, которые могут охарактеризовать данное направление: «И крестьянки любить умеют». Многие утверждали, что обычный человек, простолюдин и крестьянин, в нравственном отношении во многом превосходит дворянина или представителя высшего общества. Немаловажную роль в сентиментализме играет пейзаж. Это не просто описание природы, а отображение внутренних переживаний героев.

Романтизм

Это одно из самых противоречивых явлений русской литературы «Золотого века». Уже более полутора столетий ведутся споры о том, что же лежит в его основе, и сколько-нибудь признанного определения этому течению пока никто не дал. Сами представители данного направления делали акцент на своеобразии литературы каждого отдельно взятого народа. С этим мнением нельзя не согласиться – в каждой стране романтизм приобретает свои черты. Также, давая общую характеристику развития русской литературы 19 века, стоит отметить, что практически все представители романтизма ратовали за общественные идеалы, однако делали это по-разному.

Представители этого течения мечтали не о том, чтобы улучшить жизнь в ее частных проявлениях, а о полном разрешении всех противоречий. У многих романтиков в произведениях преобладает настроение борьбы со злом, протеста против царящей в мире несправедливости. Также романтикам свойственно обращение к мифологическому, фантастике, народным сказаниям. В противовес направлению классицизма серьезное влияние уделяется внутреннему миру человека.

Реализм

Целью этого направления является правдивое описание окружающей действительности. Именно реализм созревает на почве напряженной политической обстановки. Писатели начинают обращаться к социальным проблемам, к объективной действительности. Тремя главными реалистами этой эпохи считаются Достоевский, Толстой и Тургенев. Основная тема данного направления – быт, нравы, события из жизни простых людей из низших сословий.

XIX век в русской литературе

XIX в. справедливо называют «золотым веком» русской литературы. Уже в первой половине столетия литература сделала гигантский шаг вперед. В начале XIX в. на смену классицизму и сентиментализму пришел романтизм. В литературе это наиболее ярко отразилось в творчестве поэта В. А. Жуковского (1783-1852), а также в ранних стихотворениях А. С. Пушкина (1799-1837). Романтики в своих произведениях обращались к историческим событиям, легендам, устной народной поэзии.

На рубеже 20-30-х гг. начинает развиваться новое направление – реализм. Одним из первых реалистических произведений была комедия А. С. Грибоедова (1795-1829) «Горе от ума». Но подлинным основоположником реализма в отечественной литературе следует считать А. С. Пушкина, он же был и родоначальником русского литературного языка. Автор лирических стихотворений и язвительных эпиграмм, романа в стихах «Евгений Онегин», поэм «Медный всадник», «Борис Годунов», «Капитанская дочка» и др. , А. С. Пушкин не только проявил себя как великий поэт, но и сумел постичь суть важнейших явлений русской истории и действительности, изображенных им во всем многообразии, сложности и противоречивости. Реализм в значительной мере присущ роману М. Ю. Лермонтова (1814-1841) «Герой нашего времени». Н. В. Гоголь (1809-1852) развивал критический реализм, целью которого было обнаружение пошлостей жизни, а также социальная критика («Ревизор», «Мертвые души»). Гоголь углубил тему «маленького человека» («Шинель»), введенную в русскую литературу А. С. Пушкиным («Станционный смотритель»).

В 40-х гг. формируется школа писателей-реалистов («натуральная школа»), сплотившихся вокруг В. Г. Белинского (1811-1848). Реалисты стремились правдиво изображать повседневную жизнь. Они описывали подробности быта, особенности речи, душевные переживания крестьян, мещан, мелких чиновников. Карта Москвы и окрестностей в те времена насчитывала уже тысячи объектов, использованных писателями в качестве места действия в их произведениях. К лучшим произведениям того времени относятся «Бедные люди» Ф. М. Достоевского (1821-1881), «Записки охотника» И. С. Тургенева (1818-1883), «Сорока-воровка» А. И. Герцена (1812-1870), «Обыкновенная история» И. А. Гончарова (1812-1891).

В 1850- 1870-х гг. стали появляться афоризмы, пародии и стихи, подписанные Козьмой Прутковым. Козьма Прутков – обобщенный образ чиновника-бюрократа николаевской эпохи, считающего себя образцом мудрости. Афоризмы Козьмы Пруткова – острая сатира на бюрократизм, глупость, чинопочитание, пошлость и карьеризм.

Вокруг крестьянской реформы 1861 г. разгорелась идейно-политическая и литературная борьба. Наиболее радикально настроенные из «народных заступников» – революционеры-демократы, чьим вождем был Н. Г. Чернышевский (1828-1889), а главным рупором – журнал «Современник», даже призывали «Русь к топору». В этой атмосфере напряженной борьбы создаются такие шедевры русской литературы, как «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова (1821-1877), «Былое и думы» А. И. Герцена, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Гроза» А. Н. Островского (1823-1886), «Что делать?» Н. Г. Чернышевского, «Обломов» И. А. Гончарова, «Война и мир» Л. Н. Толстого (1828-1910), «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889). В этих, в полном смысле слова, классических произведениях, а этот ряд может быть еще значительно продолжен, наиболее ярко выразились высокая гражданственность, глубина изображения жизни, присущие русской литературе. Главенствующим литературным жанром был роман.

В последние десятилетия XIX в. проявились таланты А. П. Чехова (1860-1904), В. Г. Короленко (1853-1921), В. М. Гаршина (1855-1888). В своих произведениях они сумели показать, что недовольство самодержавной действительностью становится общенародным, что протест зреет даже в душах самых забитых и униженных «маленьких» людей. Мировой смысл приобрела тоска чеховских героев, характерное для них ощущение странности и неразумности жизни. У В. М. Гаршина уже намечается преодоление натуралистических тенденций и попытка объединения в лирической прозе романтических и реалистических принципов.

В 1890-е гг. «старая» литература, по выражению поэтессы З. Н. Гиппиус, «была на кончике», на ее смену шла литература «серебряного века» (эпохи модерна).

ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Для того чтобы хорошо понимать особенности русской культуры на рубеже XIX-XX вв., нужно иметь представление о характере отечественного права, экономики и политики этого периода. Это имеет ключевое значение. Роль русской культуры невозможно переоценить. Благодаря петровским реформам в империи утвердилась абсолютная монархия, а также законодательное оформление бюрократии. В особенности это отразилось на “золотом веке” Екатерины II. События начала XIX столетия Век ознаменовала министерская реформа Александра I. На практике проводилась она для того, чтобы укрепить феодально-абсолютистский порядок. В то же время необходимо учитывать влияние нового “духа времени”. Прежде всего, прослеживается отражение Великой французской революции на всей русской культуре.

Любовь к свободе является одним из ее архетипов. Она воспевается всей русской поэзией, начиная от Цветаевой и заканчивая Пушкиным. После того как были учреждены министерства, произошла дальнейшая бюрократизация управления. Кроме того, усовершенствовался центральный аппарат Российской империи. Учреждение Государственного совета – важнейший элемент европеизации и модернизации всей системы. Его главными функциями являются: обеспечение единообразия юридических норм и централизация законодательного дела. Золотой период Русская культура конца 19 – начала 20 века развивалась весьма интенсивно. Сильное воздействие на этот процесс оказали передовые западноевропейские мысли и мировой революционный прогресс. Также сказалась тесная взаимосвязь русской культуры с другими. Это был период, когда развивались французский утопический социализм и немецкая классическая философия. Данные идеи стали очень популярными на территории государства. Русская культура начала 19 века испытывала сильное влияние наследия, оставшегося от предыдущих поколений. Новые ростки творчества в литературе взошли именно благодаря ему. Это также относится к сферам культуры, живописи и поэзии. Произведения Ф. Достоевского, П. Мельникова-Печерского, Н. Лескова и Н. Гоголя пронизаны традициями древнерусской религиозной культуры. Также нельзя не отметить творчество других литературных гениев, чье отношение к православным течениям было более противоречивым. Речь идет о А. Блоке, Л. Толстом, А. Пушкине и так далее. В их творчестве прослеживается неизгладимая печать, которая свидетельствует об их православных корнях. Также нельзя забывать скептического И. Тургенева. В его произведении “Живые мощи” представлен образ народной святости. Также огромный интерес вызывает русская художественная культура того времени. Речь идет о картинах К. Петрова-Водкина, М. Врубеля, М. Нестерова.

Истоки их творчества кроются в православном иконописании. Древнее церковное пение стало ярким явлением истории музыкальной культуры. Сюда также можно причислить позднейшие опыты С. Рахманинова, П. Чайковского и Д. Бортнянского. Основные вклады Русская культура конца 19 – начала 20 века впитывала в себя лучшие достижения других народов и стран. При этом она не теряла свою самобытность. Кроме того, оказывалось существенное влияние на развитие других культур. Что касается истории европейских народов, то она оставила немалый след. Прежде всего, речь идет о религиозной русской мысли. Она формировалась под влиянием Запада. В свою очередь, западноевропейская культура испытывала влияние богословия и философии. В особенности это прослеживается в первой половине XX века.

Весомый вклад в развитие русской культуры внесли труды М. Бакунина, Н. Бердяева, П. Флоренского, С. Булгакова, В. Соловьева, а также многих других.

Нельзя забывать и о “грозе двенадцатого года”. Речь идет о сильном толчке к развитию русской культуры.

Отечественная война неразрывно связана с ростом национального самосознания и формированием “декабризма”. Также это повлияло на традиции русской культуры. В. Белинский писал о том, что тот год потряс всю страну, при этом возбудил народную гордость и сознание. Особенности исторического процесса Его темп был заметно ускоренным. Это обусловлено вышеописанными факторами. Полным ходом шла дифференциация разных областей культурной деятельности. В особенности это прослеживается в науке. Также усложнялся сам культурный процесс. Отмечалось большее взаимовлияние различных сфер. В частности, это относится к музыке, литературе, философии и так далее. Также нельзя не отметить того, что усилились процессы взаимодействия между составляющими элементами национальной культуры. Это официальная ее часть, которая опекалась государством, и область народных масс (то есть фольклорный пласт). Последняя является выходцем из недр восточнославянских родоплеменных союзов. Этот пласт сформировался еще в Древней Руси. Он полноценно существовал в течение всей отечественной истории. Что касается недр официально-государственной культуры, то здесь прослеживается наличие “элитарной” прослойки. Она обслуживала господствующий класс. В первую очередь это относится к царскому двору и аристократии. Данная прослойка была довольно восприимчива к иноземным новшествам. В этом случае целесообразно упоминание романтической живописи А. Иванова, К. Брюллова, В. Тропинина, О. Кипренского и остальных известных художников XIX столетия. Влияние XVIII столетия.

В первой его половине появились интеллигенты-разночинцы. К концу века выделилась особая социальная группа. Речь идет о крепостной интеллигенции. Туда входили поэты, музыканты, архитекторы и живописцы.

Если в начале столетия ведущие роли принадлежали дворянской интеллигенции, то в конце – разночинцам. В состав этого слоя начали вливаться выходцы из крестьян. В особенности это ощущалось после отмены крепостного права. К разночинцам можно было отнести образованных представителей демократической и либеральной буржуазий. Нельзя было сказать, что они принадлежали к дворянству. Скорее, их можно отнести к крестьянству, купечеству, мещанству и чиновничеству. Этим и подтверждаются такие важные особенности русской культуры, как начало ее демократизационных процессов. Их суть заключается в том, что образованными деятелями становились не только члены привилегированных сословий. Тем не менее, ведущее место по-прежнему принадлежало им. Увеличивалось число ученых, композиторов, художников, поэтов, писателей из непривилегированных слоев. В частности, это относится к крепостному крестьянству, причем преимущественно из круга разночинцев. Плоды XIX столетия Искусство русской культуры продолжает активно развиваться. Литература становится ведущей ее областью.

Прежде всего, здесь прослеживается влияние прогрессивно-освободительной идеологии.В сущности, многие произведения того периода наполнены революционными, боевыми призывами, а также политическими памфлетами. В этом заключено важнейшее значение русской культуры. Она очень вдохновляла передовую молодежь. Чувствовалось царствование духа борьбы и оппозиционности. Он пронизывал произведения прогрессивных писателей. Таким образом, литература стала одной из активнейших сил общества.

Можно взять, к примеру, богатейшую мировую классику и произвести сравнение русской культуры. Даже на ее фоне литература прошлого века выступает исключительным явлением. Толстовскую прозу и пушкинскую поэзию можно назвать настоящим чудом. Ясная Поляна стала интеллектуальной столицей неслучайно. Вклад А. Пушкина Трудно сказать, какой была бы культура России без него. А. Пушкин – основатель отечественного реализма. Достаточно вспомнить “Евгения Онегина”. Данный роман в стихах был назван знаменитым критиком энциклопедией русской жизни. Это наивысшее выражение реализма в произведениях гения. Также к выдающимся образцам данного направления литературы можно отнести повести “Дубровский”, “Капитанская дочка”, драму “Борис Годунов”. Что касается мирового значения Пушкина, то оно неразрывно связывается с пониманием универсального значения традиции, которая была создана им самим. Он проложил литературную дорогу для А. Чехова, Л. Толстого, Ф. Достоевского, И. Тургенева, Н. Гоголя, М. Лермонтова. Она стала полноправным фактом русской культуры. Кроме того, эта дорога представляет собой важнейший момент духовного развития человечества.

Вклад Лермонтова Его можно назвать преемником и младшим современником Пушкина. В первую очередь стоит выделить “Героя нашего времени”. Нельзя не отметить его созвучия с романом “Евгений Онегин”. Между тем “Герой нашего времени” – вершина лермонтовского реализма. Его творчество представляет собой высшую точку эволюции поэзии послепушкинского времени. Благодаря этому были открыты новые пути для развития отечественной прозы. Творчество Байрона – основной эстетический ориентир. Русский романтический индивидуализм подразумевает наличие культа титанических страстей.

Также сюда можно отнести лирическую экспрессию и экстремальные ситуации, которые сочетаются с философским самоуглублением. Таким образом, становится понятным тяготение Лермонтова к лироэпической поэме, романсу и балладе. Особое место в них занимает любовь. Также не стоит забывать о “диалектике чувств” – лермонтовском методе психологического анализа, который внес весомый вклад в последующую литературу. Изыскания Гоголя Его творчество развивалось в направлении от романтических форм к реализму.

Творения Гоголя многое привнесли в развитие русской литературы. В качестве примера можно взять “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Здесь воплощена концепция Малороссии – этакий славянский Древний Рим. Он словно целый материк на карте вселенной. Диканька – его своеобразный центр, средоточие национальной судьбы и духовной специфики. Кроме того, Гоголь основал “натуральную школу”. Речь идет о критическом реализме. Русская культура 20 века ознаменовалась всемирным признанием Гоголя. С того самого момента он стал действующим и возрастающим элементом мирового литературного прогресса. Его творчество имеет глубокий философский потенциал, который обозначается постепенно. Вклад Толстого Его гениальное творчество заслуживает особого внимания.

Оно стало новым этапом в развитии мирового и русского реализма. Прежде всего, стоит выделить мощь и новизну толстовского творчества.

Здесь очень многое зависело от демократических корней его деятельности, нравственных поисков и миросознания. Реализм Толстого отличает особая правдивость. Также нельзя не выделить прямоту и откровенность тона. Следствием этого становится резкое обнаружение социальных противоречий и сокрушительная сила. “Война и мир” – особое явление в мировой и русской литературе.

Это уникальный феномен искусства Толстого. Речь идет о гениальном сочетании многофигурной эпической “фрески” и психологического романа с размахом. Первая часть произведения была напечатана уже очень давно. За это время сменилось несколько поколений читателей. Тем не менее, “Война и мир” продолжает оставаться актуальным произведением для всех возрастов. Ю. Нагибин, современный писатель, назвал данное произведение вечным спутником человека.

Оно посвящено губительной войне XIX столетия. В нем утверждается нравственная идея торжества жизни над смертью. Русская культура 20 века предавала этому колоссальную значимость. Изыскания Достоевского Остается поразиться их титаническому характеру. Достоевский является великим русским писателем. Его нравственные изыскания несколько отличаются от толстовских. Прежде всего это проявляется в отсутствии анализа эпических масштабов. То есть описания происходящего нет. Приходится “уйти в подполье”. Только так можно увидеть то, что происходит на самом деле. Благодаря этому есть возможность взглянуть на самих себя. У Достоевского была потрясающая способность, которая заключалась в проникновении в самую суть человеческой души. В результате им было дано описание современного нигилизма. Этот настрой ума был охарактеризован им неизгладимо. Читателей до сих пор завораживает необъяснимая точность и глубина.

Что касается античного нигилизма, то он был неразрывно связан с эпикурейством и скептицизмом. Его идеал представляет собой благородную безмятежность.Также это относится к достижению спокойствия духа перед превратностями фортуны. Александр Македонский в свое время глубоко впечатлился нигилизмом Древней Индии. То же самое почувствовало и его окружение. Если брать в расчет философское отношение, то это несколько похоже на позицию Пиррона из Элиды. Результатом становится созерцание пустоты. Что касается Нагарджуны, то для него и его последователей нигилизм представлял собой преддверие религии. Современное течение несколько отличается от прошлого. Его основой по-прежнему является интеллектуальная убежденность. Это не благословенное состояние невозмутимости или философской бесстрастности. Скорее, речь идет о неспособности к созданию и утверждению. Это не философия, а духовный изъян. Основные этапы расцвета музыкального искусства XIX столетие отличилось интенсивным развитием литературы. Наряду с этим ярко засверкала музыкальная культура России. При этом она находилась в тесном взаимодействии с литературой. Так, русская художественная культура интенсивно обогащалась. Появлялись совершенно новые образы. Эстетический идеал Римского-Корсакова находится в основе его музыкального творчества. Прекрасное в искусстве является для него безусловной ценностью. Его оперы наполнены образами высокопоэтического мира. Это наглядно показывает то, что искусство имеет двойственную силу. Оно преображает и покоряет человека. У Римского-Корсакова эта функция искусства соединяется с его представлением о качестве средства для нравственного совершенствования. Данный культ неразрывно связан с романтическим утверждением Человека-творца. Он вовлечен в противостояние с отчуждающими тенденциями прошлого.

Эта музыка возвышает все человеческое. Ее цель – принести спасение от “страшных обольщений”, которые присущи буржуазному веку. В этом еще одно значение русской культуры.

Благодаря ей приносится польза обществу и приобретается великая гражданская цель. Творчество П. Чайковского внесло огромный вклад в расцвет отечественной музыкальной культуры. Он написал множество прекрасных произведений.

Опера “Евгений Онегин” носила экспериментальный характер. Кроме того, сам автор трактует ее как “лирические сцены”. Новаторская сущность оперы заключается в отражении новой передовой литературы. Русская культура начала 20 века Необходимо отметить, что на рубеже XIX-XX вв. в стране происходили достаточно сложные исторические и политические события. Именно благодаря им русская культура начала 20 века обогатилась многообразием форм и направлений. Она обрела новые тенденции, которые требовали осмысления возникших социальных и нравственных проблем. Следует сказать, что к началу XX столетия Россия была страной с большим количеством безграмотного населения. Образовательная система включала три ступени: высшую, среднюю и начальную.

Развитие последней началось благодаря инициативе демократической группы общества. В результате стали возникать школы обновленного типа. Русская культура конца 19 – начала 20 века оказала большое влияние на развитие образования и повышение грамотности населения. Среди передовых учебных заведений следует отметить рабочие просветительские общества и курсы, а также народные дома. Русская культура конца 19 – начала 20 века оказала влияние не только на жизнь внутри государства, но и за его пределами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Русская литература второй половины XIX в. – от Тургенева, Некрасова, Льва Толстого до Чехова и раннего Горького – прошла замечательный путь, накопила гигантские ценности.

Радуя читателей художественным совершенством, она отличалась гармонией яркой формы и богатого содержания, глубокой идейностью и высоком моральным чувством. Приводя слова Льва Толстого – «нет величия там, где нет простоты, добра и правды», один из… критиков метко указывал, что в них выражена «морально-художественная программа» русской литературы. Передовая литература была связана с освободительным движением, во многом сама способствовала росту этого движения. Наряду с народностью, патриотической думой о судьбах родины, всепроникающий реализм был коренной и определяющей чертой литературы. Ей свойственно до предела правдивое, честное и смелое воспроизведение существенных сторон действительности, глубокое постижение душевных движений личности, искренняя боль об «униженных и оскорбленных»; она страстно обличала общественное зло и билась над вопросом о путях его преодоления».

«Восьмидесятые годы подводят итог развитию русского классического реализма. Он сформировался и достиг расцвета в творчестве Пушкина, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Гончарова, Островского, Лескова, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Льва Толстого…. Русский классический реализм – это реализм исторический. К 80-м годам такой реализм оказывался для литературы великим, но пройденным этапом».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Особенности литературы 19 века

Особенности обусловлены тесной связью литературы с историей развития страны и спецификой общественно-политической жизни. К началу 19 века в России отсутствовали самые элементарные свободы: слова, собраний и печати. Поэтому важные социальные и философские проблемы не могли обсуждаться открыто, на страницах печати или в государственных учреждениях. Об этом прекрасно сказал в 19 веке А.Герцен: « У народа, лишенного общественной свободы, литература – единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести» (Т.3, 1956, с.443.)

В силу сказанного литература в России становится ведущей формой общественного сознания, т.е. вбирает в себя философию, политику, эстетику и этику. Этот синкретизм русской литературы прекрасно осознавали многие писатели и критики: « У нас в изящной словесности да в критике на художественные произведения отразилась вся сумма идей наших об обществе и личности» (Писарев, т.1, 1955, с. 192). Итак, особенность русской литературы 19 века обусловлена невозможностью в иных формах отражать самые жгучие проблемы современности.

Поэтому русская публика воспринимала литературу как явление общественного самосознания, а писателей – как духовных вождей нации, защитников и спасителей. « Поэт в России больше, чем поэт», – скажет позднее Е.Евтушенко. Именно эта роль литературы, заставляла русских писателей 19 века ощущать свою ответственность перед обществом. ставить в произведениях важные философские, социальные и психологические проблемы.

Центральными проблемами 19 века являлись вопросы о путях развития русского общества, улучшения жизни народа, личности.

Важной особенностью русской литературы являлось ее положительное начало. Еще В.Г.Белинский выдвигал требование: « Всякая критика действительности и всякое отрицание должны вестись во имя идеала». И хотя ведущим методом литературы второй половины 19 века становится критический реализм, с его острым обличением общественных недостатков, в литературе нет того, что сейчас именуется как «чернуха». Эта особенность русской литературы бросалась в глаза зарубежному читателю.

Осознание своего высокого предназначения и ответственности перед обществом обусловили высокую идейность русской литературы 19 века. Она не была просто « эстетической игрушкой» и средством развлечения. Важной ее особенностью также была внимание к простому народу.

По классовой принадлежности русские писатели первой половины 19 века были дворянами. Во второй половине века литература пополнилась разночинцами, но ведущее место в ней продолжали занимать дворяне. Однако по идеологии наша литература не была помещичьей, и либо защищала общечеловеческие идеалы (честь, достоинство, справедливость, доброту и т.д.), либо вставала на защиту народа. Внимание к народу было обусловлено рядом причин.

а) гуманистическими взглядами просвещенного дворянства. То бедственное положение, в котором находился крепостной народ, заставляло писателей размышлять над путями изменения ситуации.

б) пониманием того, что острые классовые и экономические противоречия могут закончиться социальным взрывом.

Следущая особенность литературы 19 века – ее своеобразное функционирование в обществе. Существование жесткой цензуры, с одной стороны, необходимость в распространении новых прогрессивных воззрений – с другой, привели к тому, что в первой трети 19 века литература существовала не только в письменном виде. Неопубликованные произведения читались в салонах Петербурга и Москвы, обсуждались на заседаниях литературных кружков и обществ и, благодаря этому, передовые идеи проникали в широкие массы.

Салоны– объединения, больше рассчитанные на общение и развлечение, чем на серьезные литературные дискуссии.

В литературных обществах уже вырабатывается единая концепция творчества. Это объединение единомышленников.

Задание: По учебникам прочитать раздел « Литературный процесс начала эпохи и составить таблицу, в которой будут обозначены от 2-х до 5 литературных обществ. ( За каждое о-во – 2 балла)

В таблице указать следующее:

а) название общества или салона

б) время возникновения

г) программа и цели литературного объединения

4. Проблема периодизации русской литературы 19 века.

На протяжении почти всего 20 века наше литературоведение вынуждено было жестко связывать историю литературы с историей общественного движения в России. В основу такой периодизации были положены периоды освободительного движения в России. В перестроечные годы – этот подход был отвергнут как чрезмерно политизированный и не отражающий специфики литературы. Было признано, что периодизация литературы – не может быть отражением периодизации исторической. Литература, хотя и связана с историей, но обладает специфическими закономерностями. Выделять периоды ее развития следует, исходя из закономерностей самой литературы. Ученые согласны в том, что за основу периодизации должны быть положены эстетические критерии.Поиск этих критериев напряженно велся в конце 90-х годов. Их отражением стали дискуссии в журнале « Вопросы литературы». Единого критерия так и не выработано, признано, что таких критериев может быть несколько: преобладание определенных жанров в тот или иной литературный период, особое решение проблемы героя, доминирование определенного метода.

Но даже с учетом эстетических критериев периодизации литературы в значительной мере условна. Ведь тенденции и приемы нового периода не возникают в один момент. Они зарождаются постепенно в недрах предшествующего периода.

В настоящее время на основе эстетических различий в литературе 19 века выделяется три периода.

Первый период.

1. В литературе зарождается и затем доминирует романтизм.

2. Для литературных произведений характерен малый объем произведений.

3. Преобладающее количество произведений написано либо стихами, либо тесно связаны со стиховым началом.Именно начало 19 века – «золотой век русской поэзии».

4. В силу стиховой природы произведениям свойствен высокий уровень обобщения. «Дело прозы -анализ, дело поэзии- синтез» (А.Н.Некрасов)

5. Главными проблемами литературы первого периода являются проблемы личности, свободы, счастья.

Литература к теме

История русской литературы XIX века. 1800 – 1830 годы: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.Н. Анохина. В 2 ч. Ч.1. – М.: Владос, 2001. – 288 с.

Ссылка на основную публикацию
ЖанрКогда и где возникПредставителиОсновные черты
XVII век, Франция
СентиментализмВо второй половине XVIII в. в Западной Европе и России , наиболее полно оформился в АнглииПовесть, роман, элегия, мемуары, путешествияН. М. Карамзин («Бедная Лиза»), раннее творчество В. А. Жуковского («Славянка», «Море», «Вечер»)Конец XVIII — первая половина XIX века , Европа, Америка
РеализмXIX в., Франция, Англия.Повесть, роман, поэма