Отношение автора к Левше из рассказа Лескова 6 класс

Отношение автора к главному герою Левше 6 класс

Лесковым было написано данное великолепное произведение, которое отображает образ русских простых людей, которые жили в те непростые времена. Также, стоит отметить неоднозначное отношение самого писателя к главному герою произведения. С одной стороны, он его очень сильно уважал за его невероятный талант и мастерство, а с другой стороны он желал ему лучшего, и хотел показать, что не всегда патриотизм и прочие положительные чувства и свойства личности могут быть оценены по достоинству. Но нельзя не отметить тот факт, что самопожертвование, которое выбрал герой, для него самого было выбрано и потому, что он не смог отступить от своего выбора и принципов.

Стоит сказать, что писатель относился к Левше с уважением, и считал его талант поистине великолепным и редким. Отдельно можно отметить работу главного героя, которую он сделал вместе с мастерами из Тулы. В ходе всего повествования рассказчика, мы можем почувствовать атмосферу удивления и восхищения данным мастером со стороны автора замечательного произведения. Лескову импонирует и тот факт, что Левша является очень патриотичным и добрым человеком, который хочет проявить себя как талантливый русский человек, который гордиться своим местом рождения, и желает его прославить. Причем его желание не является корыстным или неправильным, оно рождается лишь с такими побуждениями, чтобы англичане поняли, что и в далекой стране есть искусные мастера. Из-за того, что Левша жертвует своими потребностями и нуждами ради своей страны, писатель оценивает очень высоко.

Однако стоит отметить тот факт, что писатель оставляет такую мысль для размышления как то, что из-за того, что Левша упускает множество возможностей сделать свою жизнь лучше, и жертвует собой во благо Родины, может показаться, что эти поступки сделаны напрасно. Ведь если задуматься, то можно отметить то, что данные поступки не были никем оценены, и даже царь, которому так сильно помог Левша, отверг его в те моменты, когда ему требовалась особая поддержка и внимание. Но все же, персонаж обладал сильными принципами, и старался делать собственный выбор исходя из них. Философский смысл в данной истории содержится однозначно, и он раскрывается в самых различных ее частях. Например, в конце автором оставлена такая идея, согласно которой, не стоит ожидать ответной положительной реакции от людей только потому, что им было сделано добро.

2 вариант

Произведение «Левша», написанное русским писателем Лесковым, показывает простых русских людей, способных на невероятные поступки ради своей Родины. В нем отражаются старания тульских оружейников, тонкость и филигранность их работы, полную и беспрекословную самоотдачу. Но в то же время можно отметить неуважение, жестокость и безразличие к этим мастерам от властей на Руси.

Главным героем и мастером, на которого обрушиваются все счастья и несчастья является Левша. От самого царя ему и его коллегам дано было задание сделать что-то такое, способное всех удивить и вознести страну над остальными державами. В отместку английским мастерам, создавшим маленькую железную блоху, наши умельцы умудрились подковать ее. Именно Левша был направлен в страну соперника, чтобы представить там свои способности и умелость. Там же он получил предложение остаться и обрести при этом все условия, чтобы жить и трудиться на благо Англии. Но мастер отказался. По пути домой, он заболел и в дальнейшем умер в одной из больниц родной страны без должного внимания и ухода.

Этим автор показывает свое отношение к мастеру Левше. Он относится к нему с уважением, считая талант и умение всех тульских оружейников невероятными. Отдельно в произведении отличается именно работа главного героя и его помощников. Автор удивляется их способности и восхищается проделанной работой. Лескова радует и отношение главного героя к Родине. Он отказывается остаться в другой стране, жить в подобающих условиях. Он прославляет свои родные места, что делает его настоящим патриотом. И делает он это отнюдь не в корыстных целях. Он жертвует своими нуждами и потребностями ради своей страны, что вызывает большое уважение.

В добавок к восхищению, Лесков испытывает к Левше сожаление и жалость. Он отказался от удобств, хороших условий и жизни в уважении ради своей страны, правители которой не оценили его жертвы. О нем просто забыли и оставили умирать в лечебнице. Если бы царь или его приближенные обратили внимание на своего героя, трагедии удалось бы избежать. И мастер мог бы продолжать творить на благо своей страны. Добро, сделанное для Родины, осталось забытым в самые сложные и последние для мастера минуты.

Также читают:

Картинка к сочинению Отношение автора к Левше

Популярные сегодня темы

Василий Теркин стал главным героем одноимённого произведения. В этом образе автору удалось соединить все положительные черты русского солдата: героизм, отвагу, честь, доблесть.

Григорий Мелехов – главный герой романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Он постоянно ищет смысл в жизни, свой истинный путь, но все попытки оказываются тщетными.

Творчество русского писателя Чехова в основном это сочетание некоего доброго, грустного юмора и человеческой глупости, а порой и легкой ноты трагизма. Все произведения олицетворяют проблемы человечества, обыкновенных людей в повседневной жизни.

Первое впечатление, которое я получила от увиденного кота – это заинтересованность. Картина достаточно яркая и веселая. В самом названии упомянуто, что животное ученое и, следовательно, художница изобразила его именно так

Литература Древней Руси появилась в XI – XII веках. В течение семи веков она активно развивалась. Большое влияние на ее становление оказала Византия. Древнерусская литература позаимствовала у нее систему жанров

Характеристика персонажей сказа Н.С. Лескова «Левша»
план-конспект урока (6 класс) на тему

конспект к уроку литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_48._harakteristika_personazhey_skaza_n.s._leskova_levsha.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 48. Характеристика персонажей сказа Н.С. Лескова «Левша»

Цель: обучать характеристике героев произведения; развивать навыки групповой работы, монологической речи, описания иллюстраций.

Планируемые результаты: умение извлекать из текста необходимую информацию, давать характеристику персонажей, составлять устный портрет героев, работать в группах, описывать иллюстрации и соотносить их с текстом произведения.

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих на учебном занятии).
  2. Проверка домашнего задания.

Пересказ эпизодов I-II главы. Выступление 2-3 человек в порядке повествования

  1. Работа по теме урока.
  1. Практическая работа в группах

– Найдите цитаты характеризующие Александра Павловича, Платова, Николая Павловича. Дайте краткие комментарии к каждой цитате.

Александр Павлович (Александр I): «Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми»; «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся»; «Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может»; «Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко»; «Пожалуйста, не порть мне политики»; «Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут»; «Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве».

Платов: «мужественный старик»; «не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались»; «хитро по-донски заговаривал»; «пальцы у него были куцапые»; «начал ругаться словами на казацкий манер»; «вместо ответа показал кулак — такой страшный, бугровый и весь изрубленный, кое-как сросся — и, погрозивши, говорит: “Вот вам тугамент!”»; «царедворцы. его терпеть не могли за храбрость»; Платов, чувствуя, что зря нападал на левшу, дает ему сто рублей и говорит: «Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал»; «И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, — и чем-нибудь отведет»; «а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит»; «Было ему и радостно, что он англичан оконфузил, а тульского мастера на точку вида поставил, но было и досадно: зачем государь под такой случай англичан сожалел!»; «а Платов доводил, что и наши на что взглянут — все могут сделать, но только им полезного учения нет. у англицких мастеров совсем на все другие правила жизни, науки и продовольствия».

Николай Павлович (Николай I): «Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил»; «Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают»; «был ужасно какой замечательный и памятный — ничего не забывал»; «Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано».

– Как автор изображает Александра Павловича и Платова? (Примерный ответ. Эти герои противопоставлены. Каждый имеет свое мнение. Император считает, что русским мастерам далеко до иностранных, а Платов уверен в высоком мастерстве русских. Опала Платова, его удаление от двора описываются так: во многих эпизодах Платов, подобно былинному герою, лежит на своей «досадной укушетке» и трубку покуривает. Но когда во дворце происходит «беспокойство», он с «укушетки» поднимается, как с печи, трубку бросает и является к государю).

– Найдите в сносках годы жизни Платова. Найдите несоответствие в тексте главы четвертой. ( Примерный ответ. Платов умер в 1818 году и не мог являться к царю Николаю I, который вступил на престол лишь в конце 1825 года. Но народное сознание «продлевает» жизнь «донского казака Платова», народного героя).

– Чем отличается историческая справка о Платове в учебнике стр. 269 от изображения Платова в сказе? (Примерный ответ. Справка касается официальных сведений, а в сказе изображение отличается живостью, непосредственностью, яркостью. Платов в сказе увиден глазами простого человека, в сказе отражаются народные представления о генерале Платове).

– Как вы считаете, на стороне кого из героев – Александра Павловича или Платова – симпатия автора? (Платова).

– Как изображается жизнь царской семьи? (Примерный ответ. Царственные особы говорят и ведут себя так, как представляется это простолюдинам, поступки объясняются с точки зрения житейской, с точки зрения народного здравого смысла. Например, «у государя от военных дел сделалась меланхолия и он захотел духовную исповедь иметь в Таганроге у попа Федота». О смерти царя сообщается между прочим, как о естественном событии: «Удивительная блоха из аглицкой вороненой стали оставалась у Александра Павловича в шкатулке под рыбьей костью, пока он скончался в Таганроге, отдав ее попу Федоту, чтобы сдал после государыне, когда она успокоится». Императрица о «верояциях» блохи говорит так, как сказала бы простая баба: «Мое теперь дело вдовье, и мне никакие забавы не обольстительны». Новый император Николай I показан, в противоположность брату, человеком, «в своих русских людях» очень уверенным).

– Зачем Платов взял с собой в Петербург левшу? (Примерный ответ. Платов не поверил мастерам, решил, что они ничего не сделали и обманули его. Все это случилось по недоразумению: мастерам хотелось похвалиться своей тонкой работой, они не открывали Платову секрет блоки, а тот рассердился еще и потому, что своими «куцапыми» пальцами «никак не мог ухватить ни блохи, ни ключика». Мастера же обиделись и решили открыть секрет своей работы только самому государю. Тогда Платов и схватил левшу, кинул «к себе в коляску в ноги»: «Ты мне за всех ответишь!» — и умчал «без тугамента» в Петербург).

– Как показан Платов в этом эпизоде? (Примерный ответ. Грубым, грозным, недоверчивым, скорым на расправу. Его характеризуют глаголы действия: сорвал., открыл, вздвигнут. закричал, ловил, рассердился, начал ругаться, кричал, крикнул, схватил, кинул, погрозил. Несмотря на гнев и ругань, автор изображает Платова уважительно: кулак, которым он грозит мастерам, «страшный, бугровый и весь изрубленный, кое-как сросся» — это свидетельство его былых боевых заслуг. Еще одно их свидетельство — ордена, которые Платов «подцепил на себя», идя к царю: ведь он должен был отвечать перед государем за работу мастеров).

– Как показано отношение рассказчика к Платову и Николаю I в главах одиннадцатой и двенадцатой? (Примерный ответ. Симпатии рассказчика все больше склоняются в сторону царя: «Николай Павлович был ужасно какой замечательный и памятный – ничего не забывал». На недоверие Платова отвечает: «Я знаю, что мои меня не могут обманывать». Платов же – «струсил», «хоть никакого в свете неприятеля не пугался», что ему придется отвечать перед государем за невыполненную работу тульских мастеров. Платов, не разобравшись, срывает зло на левше: «словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели». И все же уважение рассказчика к Платову сохраняется: «царедворцы . все от него отворачиваются, думают: попался Платов и сейчас его из дворца вон погонят, – потому они его терпеть не могли за храбрость»).

3. Работа с иллюстрациями

– Рассмотрите иллюстрации Н. Кузьмина к сказу на стр. 236, 244.

– Каким изображен Платов? (Примерный ответ. На первой иллюстрации Платов изображен на своей «укушетке»: на нем казацкие шаровары, он покуривает трубку, лицо выражает досаду и обиду — ведь он в отставке. На втором рисунке Кузьмина по всему видно старого вояку: Платов серьезный, хмурый седой старик с орденами, брови его сдвинуты, он сердито крутит длинный ус. В то же время рисунок декоративен: художник выписал украшения на мундире Платова, звездочки на его шпорах, цветочки под колесами атаманского экипажа).

IV. Закрепление изученного материала.

Обсуждение вопроса 5 рубрики «Размышляем о прочитанном» стр. 269. Выполнение задания рубрики «Учимся читать выразительно» стр. 269, первый абзац.

V. Подведение итогов урока.

– Какими средствами изображает Лесков своих героев? (Примерный ответ. Главные качества левши: одаренность, трудолюбие, сметливость, цепкий ум, скромность, верность и преданность своему отечеству. Основная идея автора: патриотизму и талантливости народа противостоит безответственное и преступное отношение властей. Лесков любуется своим героем, но чувства автора по отношению к народу и его судьбе противоречивы: с одной стороны, гордость за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм, с другой — горькое чувство от его униженности и бесправия, от безответственного и преступного отношения к народу со стороны властей. Царским чиновникам достается от Лескова едкая насмешка).

– По каким признакам можно определить авторское отношение к героям: Александру I, Платову? (Примерный ответ. В сказе «Левша» нельзя найти конкретного и однозначного мнения Н.С. Лескова. Это возможно сделать, лишь глубоко вчитываясь в текст произведения и зная политические воззрения автора. В первую очередь читатель знакомится с оценкой императоров. Александр I высмеивается автором за любовь ко всему иностранному и слабохарактерность. Он не хочет уважать свой народ, а восхваляет иностранных мастеров. Н.С. Лесков показывает, что государю, который не имеет патриотических чувств, не место на должности императора. Неприятными являются и люди, подчиняющиеся этим властителям. Одним из них является Платов. Хотя автор и ценит его веру в русский народ, герой описывается как человек, который боится потерять свое место и разгневать императорскую душу. Именно поэтому он позволяет плохо относится к людям, стоящим ниже его. Он треплет Левшу за волосы, ругается на него, что делает образ резко отрицательным).

VI. Домашнее задание

  1. Ответить на вопросы и выполнить задания 1-3 рубрики «Размышляем о прочитанном» стр. 268-269.
  2. Подготовить рассказ о судьбе косого левши.
  3. Подготовить выразительное чтение одной из глав сказа (главы тринадцатая – шестнадцатая).

Обобщающий урок по теме “Левша – это…” (по сказу “Левша” Н.С. Лескова). 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6

Цели:

Обучающие:

  • помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание сказа, подвести к основной идее автора – патриотизму и талантливости народа противостоит безответственность и преступное отношение властей;
  • увидеть авторское отношение к персонажу произведения;
  • раскрыть талант и мастерство героя, его судьбу;
  • учить школьников анализу литературного произведения;
  • выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства, в частности с изобразительным искусством;
  • вырабатывать навыки комментированного чтения.

Воспитывающие:

  • воспитывать чувства гражданственности и патриотизма учеников через чтение и анализ художественного текста;
  • воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека;
  • воспитывать чувство сострадания, любви к людям, окружающему миру.

Оборудование:

  • портрет Н. С. Лескова; выставка книг по Лескову;
  • иллюстрации детей к сказу;
  • на доске – эпиграфы к уроку;
  • презентации (исследовательские работы) детей.
    • презентация 1
    • презентация 2
    • презентация 3

Тип урока: Урок-беседа, обобщение с элементами исследования.

Методы:

  • беседа по вопросам
  • аналитическое чтение
  • объяснительно-иллюстративный
  • беседа по вопросам
  • частично-поисковый

Виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебником, с иллюстрациями художников, поиск художественных деталей портрета, исследовательские работы детей.

Виды контроля знаний и обратной связи. Формы организации учебной деятельности: устные ответы учащихся на вопросы, характеристика героя по составленному плану, чтение в лицах сцены “Левша и государь Николай”, художественный пересказ, сообщения учащихся, индивидуальные задания.

Ход урока

“:там, где стоит “левша”, надо читать “русский народ”.
Н.С. Лесков

“У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина”.
Н.С. Лесков

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя с элементами беседы.

– Сегодня у нас урок – праздник и, надеюсь, урок – открытие. Праздник потому, что нельзя буднично, обыденно говорить о великом писателе. Открытие оттого, что произведение, над которым мы будем работать сегодня, отличается необычностью повествования, где “баснословный” склад легенды, яркая игра со словом поражают с первых её строк.

Цель нашего урока – попытаться продолжить тему урока “Левша – это:”, основываясь на осмысленном чтении произведения и глубоком разговоре о прочитанном, а также постараться доказать слова Лескова, вынесенные в эпиграфы урока.

(Тема и эпиграфы записываются учащимися в тетради).

– В нашей литературе есть авторы, чье творчество, вроде бы вписываясь в общий процесс, всё же стоит особняком, как бы поодаль. Я думаю, к числу этих немногих можно отнести Николая Семёновича Лескова.

3. Актуализация прежних знаний.

– На уроке предлагаю побывать в литературных ролях. Нам слово – ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ.

– На первых уроках мы определили тему и идею произведения, обозначили её проблему. Каковы они?

(Тема: о тульском умельце, талант народных умельцев. Идея: вызвать в читателе чувство гордости за Россию, её умельцев. Проблема униженности и бесправия народа, гибели талантов в России.)

Определение жанра произведения.

– Вспомните, какое произведение, написанное в жанре сказа, мы изучали в пятом классе. Кто его автор? (П.П. Бажов “Медной горы Хозяйка”).

– Вспомним: Гоголь и Рудый Панько, Пушкин и Белкин. Кто это? (Это автор и рассказчик).

– А Лесков ввёл в большую литературу фольклорное слово “Сказ”. Что это такое? Как вы определили жанр сказа?

(Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора).

– Чем сказ отличается от сказки?

(В основе сказа лежит легенда, возникшая в свою очередь на основе реального события. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи – сказителя).

Ученик читает 1 главу сказа.

Индивидуальное задание. Предоставляем слово ученику.

Сказ (от “сказывать”) – особый тип повествования, который строится как рассказ определенного лица. Сказ передает особенности речи рассказчика.
Поищем приметы сказа в главе 1. Это и просторечные, разговорные обороты (“через свою ласковость”, “дерябнул хороший стакан”); каламбуры (“на свою сторону преклонять хотели” – “Платов. этого склонения не любил”); повторы (“проездиться” – “объездил”); интонационный, ритмический рисунок (“И только он сказал себе такое слово, как государь ему говорит. “); даже рифма (Платов “этого склонения не любил и. все государя домой манил”); наконец, необычное употребление слов (“междоусобные разговоры” вместо “междоусобные войны”), а также словообразование (“чужестранность”).

– Кем мог быть рассказчик, повествователь?

(Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечий, инверсий, характерных для фольклорных произведений, исторические персонажи – АлександрI и Платов – показаны с точки зрения простолюдина.)

– Особенность манеры сказа: сказитель проводит одни взгляды, а автор склоняет к другим, прямо противоположным. Особенно это проявляется по отношению к Платову. Как?

(Платов – главный виновник гибели Левши, не дал времени сбегать за “тугаментом” и не вступился потом, когда Левшу не приняли без “тугамента” в больнице).

Индивидуальное задание. Предоставляем слово ученику.

– Н. С. Лесков передает живую устную речь: “Так может говорить человек из народа”. Подтвердим верность догадки строками из предисловия к первому изданию “Левши”: “Я записал эту легенду в Сестрорецке. от старого оружейника. Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти”. Бурная полемика вокруг “Левши” побудила Лескова написать “Литературное объяснение” и объявить, что легенду эту сочинил он сам “в мае месяце прошлого года и левша есть лицо. выдуманное”. Повествование, точнее сказ, писатель доверил рассказчику, старому оружейнику, который с явной симпатией и сочувствием говорит о главном герое и его трагической судьбе.

– Когда и где происходит действие?

– Какие реальные исторические события лежат в основе рассказа о поездке Александра Павловича в Европу?

(Действие происходит в России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном ,упоминается Венский конгресс1814-1815гг. Поездка Александра I и Платова в Лондон – исторический факт. Упоминается восстание декабристов 1825года, названное “смятением”.)

– Обратим внимание на подзаголовок “Левши”. Чем он необычен? На что настраивает читателя?

(“Сказ” (не “сказка”) – звучит значительно. “Стальная блоха” – нелепость? Некая забавная безделка? Хотя попробуй сделай ее! “Тульский”: Тула – город мастеров. Главный герой явно неказист – левша, к тому же косой. Что такой сотворит?).

– Как возник замысел “Левши”?

(Замысел “Левши” возник из поговорки “Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал”, или эта пословица в старых сборниках записана так “Туляки блоху подковали”. Существуют фольклорные рассказы о мастерстве тульских оружейников, которые отличались искусством изготовления миниатюрных предметов, еле видимых глазу или различимых только с помощью сильных линз).

Дважды два получалось пять, подкованная блоха не плясала, заковавший её мастер выходил героем,
благодарные соотечественники разбивали ему голову – на абсурде всходила загадка народной
гениальности и, оставаясь абсурдной, обнаруживала непреложный, реальный, бытийный смысл.
Л. Аннинский.

(На доске:

  • абсурд – нелепость, бессмыслица.
  • произвол – своеволие, самовластие).

4. Работа с текстом. Нам слово – СЛОВОВЕДЫ.

– А теперь самое время обратиться к толковому словарю “Левши”, составленному ребятами, понять тайну рождения новых слов у Лескова, удивиться безграничным возможностям языковой игры. Исследователи зафиксировали более 3000 новообразований разных частей речи в творчестве Лескова.

Индивидуальное задание. (Приложение №1 исследовательской работы ученицы “Народная этимология в сказе “Левша” Лескова Н.С.)

5. Нам слово – ЧЕЛОВЕКОВЕДЫ.

– Какие основные качества характера Левши вы увидели в сказе? Какой основной смысл имеет в данном тексте пословица: “У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина”?

Чтение в лицах сцены во дворце. (глава 13, стр. 254 учебник литературы для 6 класса под ред. В.П. Полухиной))

Ученики представляют образ Левши по заранее заполненной таблице в тетради, читают цитаты из текста.

(Качества характера Левши: преданность своему делу, трудолюбие, спокойствие, чувство собственного достоинства, удивительная талантливость, одарённость и поразительная невежество. Левша, безобразный внешне, красив душой).

Из общего стиля повествования “выбивается” 20 глава. Почему о прежней старине вспоминают потомки с гордостью и любовью?

(- это наша история; чувство гордости; вдохновляет народную фантазию ; это эпос, и притом с очень ” человечкиной душой”)

Индивидуальное задание. (Презентация № 2 исследовательской работы ученика “Последователи Левши” (по сказу “Левша” Лескова Н.С.)

– Прочитайте 20 главу и определите, кто теперь говорит с нами: автор или сказитель?

– Какие же черты, по-вашему мнению, входят в понятие ” русский национальный характер”?

(- доброта, патриотизм, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, вера, “человечкина душа”)

6. Работа с учебником.

– Многие художники обратились к сказу “Левша” создали свои произведения. Рассмотрим иллюстрации.

Индивидуальное задание.(Презентация № 3 исследовательской работы ученицы “Иллюстрации к сказу “Левша” Лескова Н.С.)

(За год до смерти писателя художник Валентин Серов написал портрет Лескова. Репродукция картины висит в лесковском музее, а оригинал находится в Третьяковской галерее в Москве. Близко знавших писателя людей поразило сходство Лескова с его портретом. Об этом портрете Вл.Гиппиус сложил поэтические строки:

Из черной рамы смотрит мне в глаза
Глазами жадными лицо Лескова,
Как затаенная гроза,
В изображенье умного Серова. )

7. Вывод урока. Выставление оценок.

– Чем же для каждого из вас стал Левша, этот герой, имени которого мы не знаем, да и кличка его пишется с маленькой буквы?

(Левша – главный герой, талантливый мастер, герой с “человечкиной душой” душа народа, его совесть, рыцарь добра и зла, олицетворение народного таланта, собирательный образ народа, выразитель русского народа, талантливый мастер, безымянный мастер, на нем держится Россия).

Учитель подводит итог и дописывает на доске тему: ” Левша – это символ русского народа.”(см. эпиграф к уроку)

Мы можем выделить четыре основных идейных мотива сказа “Левша” (ученики записывают в тетрадь):

  • Поразительные способности русского народа.
  • Истинный патриотизм Левши, народа.
  • Невежество, ограничившее его возможности.
  • Безответственное и преступное отношение к нему со стороны властей.

– Наш урок завершается, мы говорили сегодня не только о Левше, мы говорили о себе самих. Ведь мы – русские. Как же я, вы, все мы вместе соотносимся с таким понятием, как русский народ?

(Учащиеся: (отвечают по цепочке):

Мы должны знать свою историю, должны читать книги, создавать и беречь музеи, должны что-то уметь делать своими руками, гордиться своей страной, ее мастерами . )

8. Домашнее задание.

  • Написать сочинение на тему: ” Как я себе представляю Левшу?” или написать отзыв о сказе Н.С. Лескова “Левша”.
  • Внеклассное чтение. Прочитать рассказ Н.С. Лесков “Человек на часах”.

Сочинение на тему Левша 6 класс

План сочинения по рассказу Левша:

1. Царь и поделка английских мастеров;

2. Черты характера главного героя;

3. Образ левши как воплощение национального характера;

4. Русский характер и судьба мастера;

5. Моё отношение к герою рассказа Левша.

Сочинение по литературе на тему Левша-это размышление о главном герое рассказа. Путешествуя по Европе царь Александр 1 был приятно удивлён английскими мастерами, которые показали ему искусно изготовленную ими блоху. Разглядеть это чудо инженерного искусства можно было только в микроскоп. Царю настолько понравилась, что он незамедлительно её купил. Английские мастера показались императору «умелее» русских. Вскоре, Александра 1-го на стало и удивительная блоха досталась его брату императору Николаю Первому.

Царь узнав от казака Платова судьбу блохи просит его во что бы то ни стало разыскать тульских мастеров и упросить их сотворить с английской блохой что-нибудь «этакое». И тульские умельцы прекрасно справляются с задачей подковав это малюсенькое чудо. Обрадованный умением своих мастеров царь отправляет блоху назад в Англию вместе с самым замечательным персонажем рассказа Левшой. Образ Левши центральный в произведении. В рассказе Левша не только умный и любознательный человек, он настоящий знаток своего дела, истинный народный герой.

А ещё Левша беззаветно любит свою Родину и готов отдать за неё свою жизнь. Характер главного героя впитал в себя все самые лучшие черты русского народа: патриотизм, терпеливость, честность, порядочность, трудолюбие и доброта. Обладая простотой, скромностью и кротостью Тульский мастер тем не менее смекалист и хитёр. А, как известно, русский народ очень ценит в человеке именно смекалку. Русская душа Левши проявляется во всём: отношение к труду, к жизни, к отечеству. Он всегда довольствуется малым и не ждёт щедрых вознаграждений за свой нелёгкий труд. Мне очень понравилось как русский мастер вёл себя среди иностранцев не подхалимничал, но и не возгордился своим умение перед английской публикой.

Всё у него по делу и на благо отечества. Можно бесконечно говорить о богатом внутренним мире тульского мастера, который словно родниковой водой подпитывается своей любовью к вере православной и Российскому государству. Находясь в чужой стране за тысячи вёрст от дома Левша и тут пытается быть полезным своей родине. Смекалистый и хитрый русский ремесленник узнаёт секрет чистки ружей и, конечно, хочет поскорее доложить о том императору. Левша прекрасно понимает важность этого секрета, ведь если случится война русские войска непременно проиграют потому что неправильно чистят ружья. От этого пострадают люди-соотечественники главного героя. Но судьба мастера сложилась трагически.

Он гибнет так и не успев передать секрет своему государю. Николай Лесков в образе Левши не только сконцентрировал русский национальный характер но и отразил судьбу многих талантливых мастеров, которые по разным причинам или остались безызвестными или бесславно умерли в дали от родины. Народный герой в рассказе писателя внешне простой и неприметный малый: худощавый и косой, неказистый и неопрятный. Однако, он талантлив и трудолюбив настолько, что автор открыто симпатизирует ему. Лесков восхищается терпением русского мастера, ведь именно эта черта всегда помогала русскому народу решать самые сложные задания и переносить любые беды посланные судьбой.

Сказ о Левше мне понравился во многом благодаря светлому образу народного мастера. Во многих произведениях русских классиков можно встретить едкую сатиру, высмеивающую отрицательные черты российского народа. В их книгах народ часто предстаёт ленивым, много выпивающим, глупым, невоспитанным и неспособным на тягу к знаниям и истине. Иногда даже обидно читать такие произведения. Ведь не может же весь народ обладать только скверными чертами национального характера! И после прочтения таких сатирических трудов остаётся какое-то ощущение беспросветности российской действительности. А вот Лескову удалось нарисовать удивительно светлый образ русского умельца, который стал олицетворением всего прекрасного, что есть в русском народе. Читая рассказ, я полюбил чистую душу главного героя. Он настоящий русский патриот, которых теперь осталось совсем мало.

Итоговое сочинение

Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс 🙂

Анализ произведения «Левша» (Н. С. Лесков)

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 12.01.2020

Благодаря писательскому таланту Николая Лескова в повести «Левша» раскрываются сильные стороны простого русского народа, образ жизни и характерная обстановка, царившая в Российской империи в первой половине XIX столетия.

История создания

Читатели журнала «Русь» стали первыми, кто в 1881 году познакомился с опубликованным в издании «Сказом о тульском Левше и о стальной блохе». В дальнейшем Николай Лесков включил свое произведение в сборник «Праведники».

Повесть «Левша» уникальна, прежде всего, тем, что в ней гармонично переплетена реальность и вымышленные события. Писатель сделал это столь искусно, что воссоздается полная уверенность в реальности описанной истории.

В основу произведения легли правдивые события, а также исторические персонажи. Так, российский император Александр I в сопровождении верного казака Матвея Платова и в самом деле посещал Англию, где ему были оказаны высокие почести. По распоряжению императора в Англию отправились и два тульских оружейника, Леонтьев и Сурнин, чтобы перенять навыки и секреты заморских мастеров. И если Леонтьев пренебрег оказанным ему доверием, пустившись во все тяжкие, то Сурнин более ответственно подошел к поставленной задаче. В течение семи лет он обучался премудростям английских оружейников, после чего вернулся на родину. Благодаря приобретенным знаниям Сурнин смог внести весомый вклад в развитие оружейного производства в России. Считается, что именно Сурнин и стал прототипом тульского умельца по прозвищу Левша.

Жанр, направление

Жанровая принадлежность «Левши» всегда вызывала споры среди литературоведов. Так, одни считали, что произведение обладает типичными чертами повести, а другие были уверены, что это сказ в чистом его виде. Сам же Николай Лесков настаивал на том, чтобы его детище определялось как сказ. Кроме того, данное произведение зачастую относят к так называемой «цеховой» ли «оружейной» легенде, сложившейся в узких кругах людей этой профессии.

Лесков не скрывал, что к написанию «Левши» его подтолкнула история-басня, услышанная им от некоего оружейника из Сестрорецка. Писатель был настолько впечатлен услышанным, что вскоре принялся за написание повести. В ней он высказал свою искреннюю любовь к простому трудовому народу, восхищение его талантами, необычайной смекалкой, скромностью и любовью к отчизне. Лесков щедро сдобрил произведение фольклором, крылатыми фразами, элементами волшебства, благодаря чему оно вошло в золотой фонд русской литературы.

В своей книге Николай Семенович поднял много важных тем, среди которых особенно выделяется одна – способность России оценить свои таланты по достоинству. Автор с сожалением констатирует тот факт, что ни власть, ни простой люд не способны видеть всю удивительную мощь и уникальность самородков – истинных мастеров своего дела.

Император Александр I, большой любитель и поклонник всего западного, решил посетить Англию. В европейской державе он с удовольствием знакомился с техническими новинками, восхищаясь талантом заграничных мастеров. Там же он приобрел уникальную вещицу – крошечную стальную блоху, способную танцевать. По возвращении на родину государь позабыл об этой игрушке, но спустя время она попалась на глаза императору Николаю I. Подивившись необычайно искусной работе, он отправил генерала Платова в Тулу на поиски талантов. Император мечтал утереть нос англичанам, и доказать, что русские мастера способны превзойти их в столь тонком деле.

Платову удалось отыскать трех искусных оружейников, которым он передал приказ императора – придумать и сделать нечто необыкновенное, чтобы по сравнению с ним стальная блоха казалась бы грубой поделкой. Поблагодарив за высочайшее доверие, оружейники приступили к работе.

Спустя несколько недель Платов появился у оружейников и, узнав, что работа готова, взял с собой Левшу и отправился в императорский дворец. Левша продемонстрировал изумленному Николаю I свою работу – на каждой лапке английской блохи красовались крошечные подковки, которые можно было разглядеть только под микроскопом.

Император был несказанно рад такой победе, и сразу же отправил подкованную блоху в Англию, а вместе с ней и Левшу. Англичане были также поражены мастерством тульских оружейников. Они предложили Левше навсегда остаться в Англии, чтобы совершенствовать свой редчайший талант, однако мастер отказался от заманчивого предложения и вернулся на родину.

Во время морского путешествия Левша познакомился с полшкипером, с которым изрядно напился. В Петербурге иностранного моряка отправили в госпиталь, а бедолагу Левшу – в «холодный квартал», где его обобрали до нитки. Затем умирающего мастера перевезли в больницу для бедных. Перед смертью он пытался передать государю важную информацию через доктора Мартын-Сольского, однако граф Чернышев не собирался связываться с оружейником, который в скорости умер в полной безвестности.

Главные герои и их характеристика

  1. Император Александр I – живой, любознательный, весьма впечатлительный мужчина, который преклонялся перед всем иностранным. Он полагал, что только заграницей способны создавать по-настоящему великие творения. Мягкий и неконфликтный по своей природе, он аккуратно выстраивал отношения с англичанами.
  2. Император Николай I – прямолинейный, грубоватый, честолюбивый, истинный «солдафон», который из принципа не собирался ни в чем уступать иностранцам. Простой народ, его проблемы и нужды были ему совершенно неинтересны.
  3. Платов Матвей Иванович – донской казак, граф, ставший воплощением истинной отваги и безмерной любви к родине. Этот человек обладал удивительной силой воли, мужеством, размашистой удалью. Обладая горячим нравом, мог в сердцах обидеть человека, но после непременно раскаивался в своей горячности и просил прощение. Платов всем сердцем любил русский народ, и не сомневался в его превосходстве над чужеземцами.
  4. Тульские мастера – оружейники высочайшего класса, которые, помимо технических навыков, обладали смелым воображением и неограниченной фантазией. Это были православные, истинно верующие люди, которые перед началом любой работы обращались за помощью к Господу. Они любили и всем сердцем почитали государя, в котором видели отца всего русского народа. Стали олицетворением всех лучших качеств русского народа.
  5. Левша – талантливый мастер, искусный оружейник, который любил свою работу. Это был простой, неказистого вида мужичок с родимым пятном на щеке. В нем сочеталась доброта, искренность, простодушие, вера и любовь к своей отчизне. Он мог устроить себе безбедную жизнь в Англии, однако тоска по родине была столь сильной, что он без сожаления отказался от всех заграничных благ.
  6. Полшкипер – приятель Левши, который знал русский язык. Стал собутыльником мастера во время морского путешествия в Россию. Принимал активное участие в печальной судьбе Левши, попавшего в ужасные условия Обуховской больницы.
  7. Доктор Мартын-Сольский – добрый и отзывчивый человек, опытный врач, который всеми силами пытался вылечить Левшу. Именно он стал доверенным лицом оружейника, которому тот доверил секрет государственной важности.
  8. Граф Чернышев – военный министр, откровенно глупый, самодовольный и недалекий. Он был настоящим профаном в военном деле, вследствие чего русская армия оказалась под ударом противника в Крымской войне.

Тема и проблемы

  1. Тема русских талантов – центральная в произведении Лескова. Он доказал, что перед настоящими профессионалами своего дела нет никаких преград – без каких-либо специальных инструментов и увеличителей Левша смог выковать не только подковы для блохи, но даже гвоздики, чтобы с их помощью подковать металлическое насекомое. Но, помимо таланта, он и его коллеги-оружейники обладали неисчерпаемым трудолюбием, усердием и серьезным отношением к работе. Они стали символом всех неутомимых тружеников и умельцев, которыми так богата матушка Россия.
  2. Тема патриотизма – не менее важна в повести Николая Семеновича. Левша не позарился на всевозможные блага, что предлагали ему в Англии. Он стремился вернуться на родину, чтобы послужить на ее благо. И даже умирая на холодном полу в больнице, всеми забытый и брошенный, он не переставал думать о своей стране. Левша пытался передать государю важный секрет, который он узнал заграницей – нужно отказаться от чистки ружей кирпичом, из-за которого те быстро приходили в негодность. Доктор Мартын-Сольский пытался передать важную информацию императору, однако на его пути встал самодовольный болван Чернышев. Из-за его халатности государь так и не узнал секрет европейской армии, и во время Крымской кампании русское войско потерпело поражение. В противовес патриотизму простого русского мужика Лесков поставил наплевательское отношение чиновников к своему народу.
  3. Проблема социальной несправедливости в России. В повести «Левша» переплетается увлекательная история о том, как была подкована крошечная блоха, с невеселыми размышлениями автора о судьбе талантов из народа. Он продемонстрировал, с каким уважением отнеслись к тульскому мастеру в Англии, как ему предложили прекрасные условия для работы и достойную жизнь. И в то же время показал, с каким пренебрежением и жестокостью отнеслись к Левше на родине, которой он мог принести огромную пользу своим талантом и трудолюбием.
  4. Проблема любви к родным местам, своему краю. Недаром в народе говорят «Где родился, там и пригодился». Место, в котором человек родился и прожил жизнь, является самым любимым и дорогим его сердцу. Оно, словно, магнит, будет притягивать его отовсюду, где бы он ни был. Недаром Левша рвался в Россию, ведь только здесь он чувствовал себя по-настоящему счастливым. Связь с родным местом будем неразрывна до тех пор, пока жив человек.
  5. Проблема талантливых людей и их отношения к труду. Многие истинные мастера являются фанатиками своего дела. Они готовы сутками корпеть над работой, чтобы создать очередной шедевр. Как следствие, многие из них попросту выгорают, утрачивают здоровье и последние силы. Они отдают всего себя на алтарь любимому делу, и считают это единственно верным решением.
  6. Проблема отношения власти к простому народу. Лесков с грустью констатирует грубое, откровенно жестокое отношение представителей власти к простым людям, которые не могут постоять за себя. Ему тяжело осознавать, что даже талантливые мастера, настоящие самородки не способны претендовать на уважение со стороны власти, не говоря уже о простых скромных тружениках. Левша умер в ужасных условиях, на полу больницы для бедных, и никто даже не попытался спасти его или хотя бы облегчить последние часы жизни.

Главная мысль

В своем сказе Николай Лесков воплотил в Левше самые лучшие качества русского народа: трудолюбие, скромность, честность, любовь к родине. Простой тульский мастер стал символом народного таланта и истинной праведности. Он всего себя без остатка отдавал отечеству, ничего не требуя взамен. Левша мечтал прославить Россию, и трудился на благо страны со всем пылом и страстью, на которые был способен. Подобный пример бескорыстия и самоотверженности навсегда остается в народной памяти, в сердца простых людей. Главная мысль произведения заключается в том, что Россия богата по-настоящему талантливыми и великими людьми, готовыми отдать жизнь за отчизну, вот только они оказываются бесправными и никому не нужными на своей родной земле.

Особенности

В повести «Левша» Николай Лесков мастерски отобразил целую эпоху из жизни российского государства. Соединив вымысел и реальность, он придал своему произведению такую яркость и самобытность, что оно на протяжении многих лет не оставляет читателей равнодушными.

Герои повести предстают во всей своей красе, со своими достоинствами и недостатками, слабостями и сильными качествами. Их характеры, порой, настолько противоречивы, что могут поставить в тупик читателя. Так, например, казачий атаман Платов мог в порыве гнева поднять руку на беззащитного человека, мелкую сошку, но при этом был добрым, отзывчивым стариком, который умел признавать свои ошибки.

Лесков очень талантливо воспроизвел и язык, особенности речи каждого из персонажей. Благодаря этому характеристика персонажей становится максимально точной и емкой. Неудивительно, что многие слова и фразы из повести «Левша» были разобраны народом, став крылатыми выражениями.

Чему учит?

В своем произведении Николай Семенович в ненавязчивой форме учит доброму и, прежде всего, справедливому отношению к людям. Социальный статус и толщина кошелька не могут выступать критериями в оценке отдельной личности. Судить о человеке можно лишь по его поступкам и моральным качествам.

Образ и характеристика Левши из рассказа «Левша» Лескова с цитатами

Мастер оружейного дела Левша – главный персонаж рассказа Н.Лескова. Интересный сказ, ставший сюжетом мультипликационных и художественных фильмов, театральных постановок, передает суть жизни русского таланта.

Образ и характеристика Левши в рассказе «Левша» помогают проникнуться событиями истории Руси, понять, как и чем жил простой тульский оружейник.

Внешность Левши

Мастер оружейник Левша остался для всех известным только по прозвищу. Никто не знает его настоящего имени. Прозвище дано за умелое владение левой рукой. Даже креститься мастеру удобней левой. Эта способность удивила англичан. Заморские инженеры даже не представляли себе, что можно стать искусным мастером, владея не правой рукой.

Левша страдает от косоглазия. Эта характеристика еще больше поражает. Как сумел косой человек выковать мельчайшие детали для миниатюрной блохи? Какова острота его зрения, что он работает без всяких микроскопов и сложных увеличительных приборов? Причем выполняет самую тонкую часть изделия.

Другие особые приметы:

    пятнышко на лице;

отсутствие на висках «волосьев».

Одевается крестьянин из-за бедности скромно:

    обувь крестьянина (опорочки) стоптанная;

казакин на крючках.

Паренек не стесняется своего внешнего вида. Привык к нему. В рассказе не присутствует ощущение неудобства, когда паренька переодевают, то есть одежда для него ничего не значит. Страшно читать страницы, где его раздевают в больнице и оставляют практически нагишом на холодном полу. Кому-то его новый костюм очень понравился.

Образ таланта из глубинки

Левша живет в городе Тула в маленьком домике. Тесная хоромина – так характеризует его рассказчик. Приехавшие с Платовым курьеры попытались проникнуть в избушку, но не сумели. Двери были настолько прочными, что остались стоять, выдержав многочисленные удары богатырской силы. Крышу дома сняли быстрее, по бревну. Теснота доказывается спертостью воздуха, которая, когда крыша была снята, так поднялась над домом, что всем вокруг не хватило воздуха. Бедный крестьянин любит своих родителей. Когда его просят остаться в Англии первая причина, почему он отказывается от новых условий жизни, – старенькие родители. Отца он ласково называет тятенькой, мать – старушкой. У Левши еще нет своей семьи, он не женат.

Характер героя из народа

Левша – один из трех самых искусных умельцев города оружейников Тулы. Это значит, что среди всех оружейников старинного города выбрали только тех, кто очень талантлив. Даже представить сложно, сколько настоящих мастеровых живет в городе оружейного производства. На Левшу и его друзей, по мнению рассказчика, надеется вся русская нация. Задача, которая стоит перед мастерами, – доказать, что русские искусники могут делать все лучше других, в данном рассказе, лучше англичан.

Мастера трудолюбивы и упорны. Работу они не отдали раньше завершения, не боясь гнева атамана, довели все до конца.

Особые качества личности

У главного героя много своих индивидуальных характеристик, но в то же время его качества личности делают Левшу символом всего русского народа, доброго и талантливого.

Образованность. Оружейник не обучен грамоте, не образован, как практически все крестьянство на Руси в те годы. Его школа состояла из двух учебников: «Псалтирь» и «Полусонник». Талант живет в мастере от природы. Он сумел его раскрыть.

Хитрость. Простой умелец не выдает задумок, которые возникли у трех оружейников насчет английской поделки. Молчит в Англии, не доверяя свои мысли заморским инженерам. Хитрит по-доброму, без зла и умысла.

Вера в Бога. К делу мастера не приступили без благословения высших божественных сил. Они отправились к иконе Николая чудотворца. Оружейники надеются на себя и на помощь свыше.

Решительность и смелость. Мастер не боится встречаться с русским императором. Не смущают рваные одежды. Он знает, что вместе с друзьями выполнил его приказ, готов ответить за работу. Смело говорит царю, что выгравировали на подковках свои имена, в чем заключалась его работа.

Преданный русскому народу, косой умелец Левша не остался за границей, не стал искать выгоды для себя, даже умирая, думал о том, как помочь Родине. Патриотизм простого крестьянина поражает.

Читайте также:  Образ и характеристика глуповцев в Истории одного города Салтыкова-Щедрина сочинение
Ссылка на основную публикацию