Отношение Печорина к Бэле в романе Герой нашего времени

Отношение Печорина к Бэле (роман Герой нашего времени Лермонтова)

«Бэла» – первая глава, которая открывает роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». О главном герое рассказывает Максим Максимович, простой офицер, давно служащий на Кавказе и хорошо знающий жизнь горцев.

Почему Печорин оказался на Кавказе? Можно только предполагать. Вспомним, Пушкин был выслан за вольнолюбивую лирику, сам Лермонтов первый раз за стихотворение, написанное на смерть Поэта. В крепость Печорин отправлен после убийства на дуэли Грушницкого. Тоненький, беленький, мундир на нем новенький – так описывает Максим Максимович молодого офицера. Он принял прибывшего по-отечески тепло. Но добрый штабс-капитан не может понять странности Печорина, его скуку и равнодушие даже к собственной жизни.

Чтобы как-то отвлечь Григория Александровича, Максим Максимович берет его с собой на свадьбу горцев. Грациозная, хрупкая, с огромными черными глазами, дочь мирского князя Бэла сразу же понравилась Печорину. Она совсем не походила на тех женщин, которых герой встречал в светском обществе. И Бэла тоже искренне и просто в танце рассказала, что русский офицер ей симпатичен. Эгоистичный Печорин, вопреки предостережениям штабс-капитана, похищает княжну. Он не думает о том, что будет дальше, что будет с Бэлой, ее семьей. Герой проявляет кипучую энергию, добиваясь своего, играет на людских слабостях, чтобы заполучить дочь мирского князя.

Бэла – пленница в крепости. Гордая, свободолюбивая, она отвергает все подарки Печорина, не отвечает на внимание. Но герой тоже не намерен отступать от желаемого. Постепенно лаской и подарками Печорину удалось растопить сердце княжны. У девушки вследствие эгоистичных действий героя больше нет семьи: исчез Азамат, погиб отец. Григорий Александрович для Белы весь мир. Как только он добивается ответных чувств, охладевает: любовь дикарки ему так же скучна, как и любовь светской дамы.

Смерть Бэлы , как ни прискорбно, является выходом для всех: будущего у Печорина с дикаркой нет, да и герой не знает, где и как закончит свой жизненный путь. Печорин искренне говорит Максиму Максимовичу, что готов умереть за девушку, но больше ее не любит. Он действительно тяжело переживает гибель Бэлы, только свои чувства скрывает глубоко внутри. Спустя годы Печорин не хочет с Максимом Максимовичем предаваться воспоминаниям и при упоминании имени Бэлы бледнеет. В дневнике он напишет о своей неспособности любить. Так ли это? Почему он не способен искренне чувствовать? Кто виноват в этом?

Что же, Бэла лишь очередное приключение героя в надежде избавиться от скуки? Что же, герой – чудовище, хладнокровно использующий людей, расчетливый, эгоистичный. Нет, автор называет Печорина героем времени, т.е. лучшим представителем своего поколения.

Почему он не способен искренне чувствовать? Что заставляет его страдать? Почему прячет свои переживания глубоко внутри? Кто виноват в этом? М.Ю.Лермонтов ответит в своем произведении на эти вопросы.

2 вариант

“Герой нашего времени” – роман о метаниях потерянной души. На протяжении недолгой жизни Печорина у него возникало не так много поводов для радости и любви, как у других людей, однако даже у него в судьбе встречались люди, способные хотя бы ненадолго пробудить в нём жизнь, развеять тоску. Одной из них стала черкешенка Бэла.

М.Ю.Лермонтов приводит описание юной красавицы, из которого мы узнаем, что Бэла – княжна. Печорин встречает её на татарской свадьбе. Красота и грация девушки завораживает главного героя: “. глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу. “. Печорин также нравится Бэле, она выделяет его среди остальных людей. Молодой человек влюбляется в княжну, и с момента, когда Бэла оказывается в крепости, делает всё, чтобы покорить её сердце: в ход пускаются подарки и ласковые речи, мольбы и упрёки. В конце концов, Печорин решается и вовсе покинуть крепость, если девушка не даст ему надежды на совместное счастье. Кто знает, на что мог решиться отчаянный юноша, если бы Бэла наконец не пошла ему навстречу?

Обратимся и к обратной стороне любви Печорина. Молодой человек понимает, что навлекает на княжну позор, похищая ее из семьи, не получив даже её согласия. Герой поступает, преследуя исключительно собственную выгоду, не особенно интересуясь чувствами своей возлюбленной. Быстро пресытившись, Печорин теряет к красавице интерес. Его поведение становится совсем непонятным как читателю, так и окружающим его людям, и в частности – Бэле. Молодой человек не предпринимает шагов к тому, чтобы разорвать отношения с Бэлой, но и не живёт с нею прежней жизнью: он целыми днями пропадает на охоте. В свой черёд, Бэла, всю свою любовь и посвятившая Печорину, начинает тосковать и сохнуть. Писатель подробно описывает, как с каждым днём угасает яркая красота Бэлы, что видно во всех её чертах: “. большие глаза потускнели. “. В конце концов, в очередной отъезд Печорина и Максима Максимыча Бэла прощается с жизнью, убитая рукой Казбича. Максим Максимыч обращает внимание на то, что Печорин довольно равнодушно прощается с возлюбленной: ему жаль Бэлу, но это далеко не первая потеря в его жизни, а потому он остаётся сдержан и спокоен, несмотря ни на что.

Таким образом, любовь Печорина к Бэле в романе “Герой нашего времени” эгоистична, как и всё, что делает в своей жизни молодой человек. Однако мы понимаем, что душа его искалечена, а судьба никудышна, поэтому даже короткие мгновения любви способна вызвать в нём не каждая женщина. Бэла трагически погибает, но именно она – одна из немногих людей, с кем рядом Печорин ощущал простое человеческое счастье.

Также читают:

Картинка к сочинению Отношение Печорина к Бэле

Популярные сегодня темы

В разных литературных произведениях есть множество героев, с помощью которых автор выстраивает сюжет, но при этом сами эти герои не очень запоминаются из-за своего редкого появления.

Как и все дети, я с нетерпением жду лета. Я целый год жду летние каникулы, чтобы поскорее уехать с родителями к бабушке в деревню. Уже за месяц до поездки, я собираю свои вещи и беру все самое необходимое

Иван Александрович Гончаров написавший роман «Обломов» описал по настоящему, что было в XlX веке, показал образ русского общества, подходящий для эпохи. Выхода этого прекрасного романа ждали с нетерпение очень многие люди.

Папу Карло знают как добродушного папу деревянного мальчика по имени Буратино. Он – старый шарманщик, из друзей которого только пьяница Джузеппе, который и подарил ему полено, впоследствии ставшее самой известной куклой в городе.

Осознание того, что̀ конкретно для человека является ценным, всегда зависит от одного лишь человека и от того, какие ценности ему прививали с детства. Наши родители очень часто и есть примерами того, какие жизненно важные вещи мы должны пропагандировать.

Любовь и отношения Печорина и Бэлы в романе “Герой нашего времени”, взаимоотношения героев

Бэла.
Иллюстрация художник В. Серова

Печорин встречает юную черкешенку Бэлу на Кавказе. Их отношения складываются непросто и заканчиваются трагически.

В этой статье представлена история любви и отношений Печорина и Бэлы в романе “Герой нашего времени”: история взаимоотношения героев.

Любовь и отношения Печорина и Бэлы в романе “Герой нашего времени”

“. в крепости за Тереком. ” (Терек – река на Северном Кавказе)

“. Верст шесть от крепости жил один мирной князь. “

“. хоть он и татарин. ” (татарами называли тогда горцев-мусульман)

“. Послушай, милая, добрая Бэла, – продолжал Печорин, – ты видишь, как я тебя люблю. “

“. Бэла, – сказал он, – ты знаешь, как я тебя люблю. “

“. Я решился тебя увезти, думая, что ты, когда узнаешь меня, полюбишь. “

“. ты будешь владеть конем; только за него ты должен отдать мне сестру Бэлу: Карагёз будет ее калымом. “

“. Как я только проведал, что черкешенка у Григорья Александровича. “

“. Да, она нам призналась, что с того дня, как увидела Печорина, он часто ей грезился во сне и что ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления. Да, они были счастливы. “

“. Дьявол, а не женщина! – отвечал он, – только я вам даю мое честное слово, что она будет моя Хотите пари? – сказал он, – через неделю. “

“. он тотчас же отправил нарочного в Кизляр за разными покупками; привезено было множество разных персидских материй, всех не перечесть. “

“. сказал он мне, показывая подарки, – устоит ли азиатская красавица против такой батареи. “

Бэла принимает подарки Печорина, но не покоряется ему:

“. подарки подействовали только вполовину; она стала ласковее, доверчивее – да и только. “

“. Долго бился с нею Григорий Александрович; между тем учился по-татарски. “

“. Бэла, – сказал он, – ты знаешь, как я тебя люблю. Я решился тебя увезти, думая, что ты, когда узнаешь меня, полюбишь; я ошибся: прощай! оставайся полной хозяйкой всего, что я имею; если хочешь, вернись к отцу, – ты свободна. Я виноват перед тобой и должен наказать себя. “

“. Только едва он коснулся двери, как она вскочила, зарыдала и бросилась ему на шею. “

“. Месяца четыре все шло как нельзя лучше. “

“. Григорий Александрович наряжал ее, как куколку, холил и лелеял. “

“. черкесскими серебряными галунами, которых Григорий Александрович накупил для нее же. “

“. верно, между ними черная кошка проскочила. “

“. он переменился к этой бедной девочке; кроме того, что он половину дня проводил на охоте, его обращение стало холодно, ласкал он ее редко. “

“. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, – только мне с нею скучно. “

“. Нет, она хорошо сделала, что умерла: ну, что бы с ней сталось, если б Григорий Александрович ее покинул? А это бы случилось, рано или поздно. “

“. я во все время не заметил ни одной слезы на ресницах его: в самом ли деле он не мог плакать, или владел собою – не знаю; что до меня, то я ничего жальче этого не видывал. “

“. Я, знаете, больше для приличия, хотел утешить его, начал говорить; он поднял голову и засмеялся… У меня мороз пробежал по коже от этого смеха. “

“. Печорин был долго нездоров, исхудал, бедняжка; только никогда с этих пор мы не говорили о Бэле: я видел, что ему будет неприятно, так зачем же. “

Любовь Бэлы для Печорина по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.)

Сегодня нам известны сотни различных произведений. Все они собирают вокруг себя публику, где вкусы людей совпадают. Но только некоторые творения могут заставить проникнуться абсолютно всех. И здесь не обязательно владеть особыми навыками письма или придумывать нечто новое и загадочное. Достаточно лишь показать людям их самих. Много может дать ощущений фантастическая баллада, но настоящая, тяжелая, жизненная картина сделает намного больше.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Читайте также:  История создания пьесы Бесприданница Островского

Одним из таких шедевров мы смело можем назвать роман Лермонтова «Герой нашего времени».

Одним из ключевых моментов были отношения Беллы и Печорина. Здесь мы видим не просто очередную картину любви, которая, как корабль во время шторма, полностью подчинена порывам ветра. Это нечто большее.

Каждый человек не раз в своей жизни сталкивался с тем, что он не может заполнить пустоту внутри себя. Такое чувство часто толкало на глупые и необдуманные поступки. Ведь жить с таким грузом очень тяжело. Все мы по-разному пытаемся справиться с этим. Кто-то вообще старается не замечать боли. Но это скорее только делает хуже. Ведь однажды наступит такой момент, когда произойдет взрыв эмоций и чувств.

Любовь Печорина к Бэле показывает нам сравнение двух совершенно разных чувств. Первое – это, сознание самого Печорина в том, что он не может точно сказать – любит он Бэлу или нет. Говоря, что полюбил «от скуки», он пытается придерживаться своего характера, или, по крайней мере, того, в чём он пребывает. Но второе чувство – это то, что он действительно переживает.

Здесь автор показывает еще одну, всем знакомую, ситуацию, когда мы зависим от наших предыдущих поступков. Мы, как будто, боимся сделать что-то новое, ведь это может раскрыть нас настоящих.

Я считаю, что любовь Печорина, это попытка вырваться из капкана кокетливых барышень, светских вечеров и страсти, которая уже не доставляет удовольствия, и вернуться в мир настоящих, искренних чувств. Ведь именно персонаж Бэлы – это и есть олицетворение всего человеческого, чистого и трепетного. Сам Печорин видит, что он и Бэла – это два разных мира, две разные культуры, два разных вида познания жизни. Он не заботится о ней, как должно делать влюбленному человеку, но те чувства, то особенное состояние, которое его посещает рядом с героиней, не дает ему сил отпустить ее.

Печорин постоянно чувствует пустоту и от этого желание быть ближе к чистому существу становится все сильнее. Он управляет ее чувствами с помощью тех средств, к которым он давно привык: подарки, комплименты, хитрость. Он так искренне научился играть, что игра становится реальностью.

Печорин – это пример человека, который в жизни пережил много печали. Его душа давно стала черствой. Нельзя винить его за это. Ведь все мы рождаемся открытыми и готовыми познавать этот мир. Но наш герой, был не из тех, кто может пережить обиду, горе, а потом сделать вид, что ничего не было.

Этот человек – символ многих людей, чьи сердца грубеют и закрываются. Он гнался за любовью Бэлы, как за желанным призом, а получив его, сразу же потерял интерес. Печорин своим поведением показывает нам, что случается с человеком, который не может понять пустоту внутри себя и просто рвется за первым, что увидит.

Любовь к Бэле – это не просто страсть или желание завязать нормальные отношения. Это прежде всего жажда получить откровение о том, в чем смысл жизни, куда нужно идти, к чему стремиться.

Все мы ищем ответов на эти вопросы и, подсознательно, тянемся к свету. Ведь только, покинув тьму, мы можем увидеть себя такими, какие мы есть.

Самое главное – это помнить, что наша жизнь, как и жизнь Печорина, это постоянная борьба. Легко сдаться и потихоньку доживать годы, утешаясь развлечениями, которые все больше докучают. Намного сложнее идти до конца, падать и вновь вставать, каждое мгновение думая о том, что действительно важно.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id3990

Образ Бэлы в романе Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой нашего времени”

Образ Бэлы в романе “Герой нашего времени” является одним из самых трогательных и трагичных в русской литературе. Эта юная черкешенка благодаря Лермонтову стала символом чистоты и преданности. Интересно, что само имя Бэла, придуманное автором, впоследствии широко распространилось на Кавказе. Сама страна с ее природными данными, снежными вершинами гор, нравами и бытом местного населения всегда являлась лакомым кусочком для поэтов и писателей. В этом смысле Михаил Юрьевич не стал исключением.

Характеристика и образ Бэлы

Образ Бэлы во многом противостоит Печорину. Она искренна, красива, горда, наивна и свободолюбива. Она не искусна в любви, но факт, что она влюбилась в молодого офицера, говорит о ее незаурядном уме. Ведь черкесов Лермонтов изображает страстными, горячими, грубыми, а Печорин внешне более, чем хорош собой.

В главе «Максим Максимыч» автор подробно описывает портрет героя, его тонкие руки, статную, тонкую фигуру, нервный нрав, который прельщает женщин. Он страстен, его недюжинный ум и интуиция (об этом можно судить по главе «Фаталист») помогают «раскусить» неопытную черкешенку, дав ей полную свободу. Бэла цельная натура, по сути она счастливый человек, которому пришлось испытать настоящую жертвенную любовь, которая не всем дается.

Встреча Бэлы с Печориным произошла на свадьбе старшей сестры. Несмотря на скромность, по местному обычаю незамужняя девушка должна была спеть небольшой комплимент тому юноше, который ей понравится. Бэла выбрала русского офицера. Это был храбрый поступок с ее стороны, ведь он был чужаком. По сути девушка первая протянула руку навстречу своей судьбе.

Семья

О семье Бэлы Лермонтов дает краткую характеристику. Она дочь местного князя, то есть достаточно обеспечена и получила то воспитание, которое и полагалась девушке в ее положении. Ей не приходится зарабатывать себе тяжелым и грязным трудом. За шестнадцать лет она научилась всему тому, что должна была уметь княжеская дочь.

«Как она пляшет! как поет! а вышивает золотом – чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха…» – говорит ее младший брат, и это действительно так.

Анализ главы показывает, что княжеская семья была небольшая: отец, две дочери и сын. Мать видимо рано ушла из жизни. Сам князь был кунаком, то есть другом Максим Максимыча, а это означало, что они должны были поддерживать добрые, приятельские отношения. Бэла принадлежала к гордому, горному самобытному народу, которого автор охарактеризовал словами: «разбойники, голыши, зато отчаянные башки». Ведь они действительно храбро защищали свои земли от врагов, в лице русского воинства.

По вероисповеданию черкесы были мусульманами, и этот факт огорчал героиню. Будучи воспитанной в своей среде, она не захотела стать христианкой, хотя понимала, что в той жизни больше не встретится с Печориным. В этом проявилась ее преданность своему народу.

Внешность

В повести «Бэла» описание главной героини занимает немалое место. Она достаточна высока (что не типично для горных народов), с тонкой талией, стройна, с глазами как у горной серны, которые казалось заглядывали прямо в душу. Так могут смотреть только дети или люди с чистой, светлой душой. Такой была и молодая княжна. Ее глаза порой сверкали по выражению самого автора «как два черных угля» от радости, а то тускнели от грусти.

Впервые увидев девушку на свадьбе, Печорин был поражен ее внешностью, кротким нравом и скромностью. Этот светский лев, после истории с княжной Мэри и Грушницким, был направлен в «горячую точку», в место, где постоянно велась скрытая война местного населения с «захватчиками». И даже в таком месте Григорий не мог не потешить собственное самолюбие, влюбив в себя молодую, как он сам называл Бэлу, дикарку.

Характер

Первое, на что обращает автор внимание читателей — это гордый и независимый характер молодой черкешенки. После того, как Печорин узнал про страсть брата девушки: во чтобы то ни стало завладеть конем Казбича, он разработал и воплотил в жизнь план похищения Бэлы.

Будучи в плену, она не забывала, что является княжеской дочерью и никто не смел посягать на ее свободу, даже такой симпатичный похититель. Главный персонаж первой главы романа «Герой нашего времени» каждый по своему упрям, независим, свободолюбив.

Но, в отличие от Печорина, Бэла искренна, верна и преданна как любимому человеку, так и своему народу. Гибель девушки является кульминационным моментом в главе.

Печорин и Бэла

История любви Печорина и Бэлы ярко характеризует такое понятие как «любовь», которая может быть недолговечной, но прекрасной, гордой и страстной. Печорин в этой главе показывает себя храбрым, наблюдательным, искусным в бое. В нем тлеет надежда, что благодаря горной нимфе от него отойдет тоска.

Действительно, пока девушка была непокорна, он добивался ее всяческими способами. Ему нравилось быть завоевателем, хотелось покорить черкешенку. Однако, добившись своего, Григорий Печорин быстро охладевает. Этот несчастный человек, больше других страдающий от собственного равнодушия, отдает себе отчет, что не способен глубоко переживать. Даже такая удивительная девушка как Бэла не смогла вылечить его от хандры. В итоге гибель молодой черкешенки ложится тяжким бременем на душу еще юного человека, испорченную светом.

Как сложилась судьба героини Лермонтова

Судьба молодой и трепетной черкесской княжны сложилась на первый взгляд трагично. Бедную героиню жаль за ту недолгую жизнь, что была ей предначертана, но при этом этот небольшой период становится самым счастливым в судьбе Бэлы. Ведь не зря на смертном одре она говорит только о Печорине и совсем немного об отце и брате, полностью забыв о Максим Максимыче, к которому относилась нежно, как к отцу.

Взаимоотношения молодых героев вошли в тупик благодаря Григорию, а не Бэле, поэтому ее гибель Максим Максимыч видит как лучший выход из положения, так как гордая девушка рано или поздно погибла бы, не смирившись с судьбой нелюбимой жены.

Заключение

Михаил Юрьевич Лермонтов обладал тонким знанием человеческой души. Произведение «Герой нашего времени» — это попытка показать современника, много лет ищущего идеальный образ в каждой личности. Печорин совершал поступки, на которые не каждый решится за всю жизнь.

Он украл самую красивую и гордую девушку в ауле, не побоялся головореза Казбича, смеялся над жадностью и страстью Азамата, любил, как мог Бэлу, при этом оставаясь глубоко несчастным и, как он сам чувствовал, лишним человеком в обществе. Краткий эпизод, где он размышляет о любви, показывает все особенности этой незаурядной личности. Для него любовь дикарки так же неинтересна, как и любовь знатной барыни.

Если б он был верующим человеком, то пошел бы в монастырь, где есть ответы на все вопросы и терзания незрелой души. Чувствуя скорую гибель, Печорин едет в Персию, где хочет побыстрей уйти из этой жизни, чтобы не страдать от пустоты, которая гнетёт его изнутри.

Повесть “Бэла”. Печорин и Бэла. Максим Максимыч

/В.Г. Белинский. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова. С.-Петербург. 1840. Две части/

В то время, как какие-нибудь два стихотворения, помещенные в первых двух книжках “Отечественных записок” 1839 года 1 , возбудили к Лермонтову столько интереса со стороны публики, утвердили за ним имя поэта с большими надеждами, Лермонтов вдруг является с повестью “Бэла”, написанною в прозе 2 . Это тем приятнее удивило всех, что еще более обнаружило силу молодого таланта и показало его разнообразие и многосторонность. В повести Лермонтов явился таким же творцом, как и в своих стихотворениях. С первого раза можно было заметить, что эта повесть вышла не из желания заинтересовать публику исключительно любимым ею родом литературы, не из слепого подражания делать то, что все делают, но из того же источника, из которого вышли и его стихотворения, — из глубокой творческой натуры, чуждой всяких побуждений, кроме вдохновения. Лирическая поэзия и повесть современной жизни соединились в одном таланте.

Читайте также:  Цитаты героев из Мастера и Маргариты Булгакова

“Бэла”, заключая в себе интерес отдельной и оконченной повести, в то же время была только отрывком из большого сочинения, равно как и “Фаталист” и “Тамань”, впоследствии напечатанные в “Отечественных же записках”. Теперь они являются, вместе с другими, с “Максимом Максимычем”, “Предисловием к журналу Печорина” и “Княжною Мери”, под одним общим заглавием “Героя нашего времени”. Это общее название — не прихоть автора; равным образом, по названию не должно заключать, чтобы содержащиеся в этих двух книжках повести были рассказами какого-нибудь лица, на которого автор навязал роль рассказчика. Во всех повестях одна мысль, и эта мысль выражена в одном лице, которое есть герой всех рассказов.

В “Бэле” он является каким-то таинственным лицом. Героиня этой повести вся перед вами, но герой — как будто бы показывается под вымышленным именем, чтобы его не узнали. Из-за отношений его по “Бэле” вы невольно догадываетесь о какой-то другой повести, заманчивой, таинственной и мрачной. И вот автор тотчас показывает вам его при свидании с Максимом Максимычем, который рассказал ему повесть о Бэле. Но ваше любопытство не удовлетворено, а только еще более раздражено, и повесть о Бэле всё еще остается для вас загадочною. Наконец, в руках автора журнал Печорина, в предисловии к которому автор делает намек на идею романа, но намек, который только более возбуждает ваше нетерпение познакомиться с героем романа. В высшей степени поэтическом рассказе “Тамань” герой романа является автобиографом, но загадка от этого становится только заманчивее, и отгадка еще не тут. Наконец, вы переходите к “Княжне Мери”, и туман рассеивается, загадка разгадывается, основная идея романа, как горькое чувство, мгновенно овладевшее всем существом вашим, пристает к вам и преследует вас. Вы читаете наконец “Фаталиста”, и хотя в этом рассказе Печорин является не героем, а только рассказчиком случая, которого он был свидетелем, хотя в нем вы не находите ни одной новой черты, которая дополнила бы вам портрет “героя нашего времени”, но, странное дело! вы еще более понимаете его, более думаете о нем, и ваше чувство еще грустнее и горестнее.

Эта полнота впечатления, в котором все разнообразные чувства, волновавшие вас при чтении романа, сливаются в единое общее чувство, в котором все лица, — каждое столько интересное само по себе, так полно образованное, — становятся вокруг одного лица, составляют с ним группу, которой средоточие есть это одно лицо, вместе с вами смотрят на него, кто с любовию, кто с ненавистью, — какая причина этой полноты впечатления? Она заключается в единстве мысли, которая выразилась в романе и от которой произошла эта гармоническая соответственность частей с целым, это строго соразмерное распределение ролей для всех лиц, наконец, эта оконченность, полнота и замкнутость целого.

Глубокое впечатление оставляет после себя “Бэла”: вам грустно, но грусть ваша легка, светла и сладостна. И с каким бесконечным искусством обрисован грациозный образ пленительной черкешенки! Она говорит и действует так мало, а вы живо видите ее перед глазами во всей определенности живого существа, читаете в ее сердце, проникаете все изгибы его.

А Максим Максимыч, этот добрый простак, который и не подозревает, как глубока и богата его натура, как высок и благороден он? Он, грубый солдат, любуется Бэлою, как прекрасным дитятею, любит ее, как милую дочь — и за что? — спросите его, так он ответит вам: “Не то, чтобы любил, а так — глупость!” Ему досадно, что его ни одна женщина не любила так, как Бэла Печорина; ему грустно, что она не вспомнила о нем перед смертью, хоть он и сам сознается, что это с его стороны не совсем справедливое требование.

Характеры Азамата и Казбича — это такие типы, которые будут равно понятны и англичанину, и немцу, и французу, как понятны они русскому. Вот что называется рисовать фигуры во весь рост, с национальною физиономиею и в национальном костюме.

Обратите еще внимание на эту естественность рассказа, так свободно развивающегося, без всяких натяжек, так плавно текущего собственною силою, без помощи автора. Офицер, возвращающийся из Тифлиса в Россию, встречается в горах с другим офицером; одинокость дорожного положения дает одному право начать разговор с другим и так естественно доводит их до знакомства.

В Владикавказе автор опять съехался с Максимом Максимычем.

. Вы, любезный читатель, верно, не сухо расстались с этим старым младенцем, столь добрым, столь милым, столь человечным и столь неопытным во всем, что выходило за тесный кругозор его понятий и опытности? Не правда ли, вы так свыклись с ним, так полюбили его, что никогда уже не забудете его, и если встретите — под грубой наружностию, под корою зачерствелости от трудной и скудной жизни — горячее сердце, под простою, мещанскою речью — теплоту души, то, верно, скажете: “Это Максим Максимыч”. И дай бог вам поболее встретить, на пути вашей жизни, Максимов Максимычей!..

Поэт хотел изобразить характер и превосходно успел в этом: его Максим Максимыч может употребляться не как собственное, но как нарицательное имя, наравне с Онегиными, Ленскими, Зарецкими, Иванами Ивановичами, Никифорами Ивановичами 3 , Афанасиями Ивановичами, Чацкими, Фамусовыми и пр. Мы познакомились с ним еще в “Бэле” и больше уже не увидимся. Но в обеих этих повестях мы видели еще одно лицо, с которым, однако ж, незнакомы. Это таинственное лицо не есть герой этих повестей, но без него не было бы этих повестей: он герой романа, которого эти две повести только части. Теперь пора нам с ним познакомиться.

Читайте также анализ других произведений М.Ю. Лермонтова:

Роман М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” в таблицах

Герой нашего времени

1. История создания

• Замысел написания романа относится к 1836 г. – героем романа должен стать молодой гвардейский офицер на фоне столичной жизни.

• В 1837 г., после первой ссылки на Кавказ, замысел романа меняется – в основу должны лечь впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск, Кисловодск, в казачьи станицы, на Терек, пребывание в местах боевых действий, посещение Тамани, встреча с ссыльными декабристами.

• Роман Лермонтов писал в период 1837-1840 гг.

Точной датировки написания отдельных глав нет. Предположительно повести, входящие в роман, появлялись в такой последовательности:

1. «Тамань» – осень 1837 г., напечатана в «Отечественных записках» (1840 г. № 2)

2. «Фаталист» – напечатана в «Отечественных записках» (1839 г. № 11)

3. «Бэла» – напечатана в «Отечественных записках» (1839 г. № 3)

4. «Максим Максимыч» Апрель 1840 г. – опубликовано «Сочинение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

2. Сюжет, композиция, жанр

Сюжет и композиция

• Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, которые объединены общими героями и общим названием.

• Каждая из пяти повестей имеет свой жанр. Например: «Тамань» – остросюжетная и в то же время лирическая повесть; «Княжна Мери» – дневник; «Фаталист» – записки, сделанные героем по прошествии некоторого времени после описываемых событий.

? Автор отказывается от хронологической последовательности, он выбирает наиболее значимые эпизоды, уделяет больше внимания психологическим размышлениям, нежели описанию событий,

? Нарушение хронологии вызвано необходимостью соотнесения героя с другими персонажами, которые должны появляться в романе в определенной последовательности: «дикая черкешенка», «добрый штабс-капитан», «честные контрабандисты», «водяное общество», «друзья – Вернер, Вера, княжна Мери», а затем сама «госпожа судьба».

? Порядок следования глав обусловлен и тем, от чьего лица ведется повествование. Выбор рассказчика в каждой части романа неслучаен и служит общему замыслу романа.

? Композиция романа подчинена одной цели: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его жизни.

3. Система рассказчиков в романе

Смена рассказчиков в романе позволяет читателю увидеть героя как бы с трех точек зрения.

(рассказывает о Печорине в повести «Бэла»)

Какой рассказчик (краткая характеристика)

Этот человеческий тип характерен для России первой половины XIX века: это человек чести, воин­ского долга, дисциплины. Он простодушен, добр, искренен

Образованный офицер, который уже кое-что знает о столь странном чело­веке как Печорин. Свои наблюдения и выводы строит с учетом того, что ему известно о странностях и противоре­чиях характера героя. По уровню офи­цер и Печорин гораздо ближе, поэтому некоторые вещи, непонятные Максиму Максимычу, он может объяснить.

Человек, размышляющий о смысле жизни, о собст­венном назначении, пы­тающийся понять проти­воречивость своего харак­тера, Печорин сам себя судит и казнит.

Каким представлен герой

Из рассказа Максима Максимыча Печорин пред­стает перед читателем как таинственный, загадочный человек, которого нельзя понять и поступки которого нельзя объяснить.

«Ведь есть, право, эда­кие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи».

Впервые на страницах романа дан психологический портрет героя. Печо­рину придаются живые черты, автор пытается дать объяснение некоторым поступкам Печорина. Загадочность и отвлеченность образа уступают место конкретности и реалистичности.

«. Все эти замечания пришли мне на ум, может быть, только потому, что я знал некоторые подробности его жизни, и, может быть, на друго­го вид его произвел бы совершенно различное впечатление. »

Трагическая исповедь героя.

«История души человеческой . полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собой и когда она написана без тще­славного желания возбудить участие или удивление».

Такое распределение ролей между рассказчиками неслучайно: все начинается с внешнего, осуждающего и не очень проницательного взгляда Максима Максимыча, затем максимально объективная оценка странствующего офицера. И, наконец, последнее слово за самим Печо­риным – его искренняя и трагическая исповедь.

Печорин приносит несчастье и страдание Максиму Максимовичу, Бэле. Он ими не понят:

? Пытается искренне любить, уважать, дружить, но не находит в своей душе сил для долгого, постоянного чувства,

? На смену любви приходит разочарование и охлаждение.

? На смену дружескому расположению – раздражение и усталость от постоянной опеки.

Как складываются взаимоотношения героев:

«И точно, она была хороша: высокая, тонень­кая, глаза черные, как у горной серны». Бэла страдает от противоречия, которое живет в ней с того самого момента, когда она оказы­вается пленницей Печорина. С одной стороны, Печорин ей нравится («он часто ей грезился во сне. и ни один мужчина никогда не произво­дил на нее такого впечатления»), а с другой – она не может его полюбить, так как он иноверец.

Что толкает Печорина на похищение Бэлы? Эгоизм или желание испытать чувство любви, которое им уже забыто?

Печорин «наряжал ее, как куколку, холил, лелеял». Бэле было приятно такое внимание, она похорошела, чувствовала себя счастливой.

Четыре месяца продолжались нежные отношения между героями, а затем отношение Печо­рина к Бэле меняется. Он стал уходить надолго из дома, задумывался, грустил.

«Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни, невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».

Печорина привлекает цельность, сила и естественность чувств горной «дикарки», черкешенки. Любовь к Бэле – это не каприз и не прихоть со стороны Печорина, а попытка вернуться в мир искренних чувств.

Попытка приблизиться к человеку другой веры, другого образа жизни, узнать Бэлу поближе, найти некое гармоническое равновесие в отношениях с ней заканчивается трагически. Печорин – человек, который живет «из любопытства», он говорит: «целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».

Отношение к прошлому

Все прошедшее мучительно.

Все прошедшее мило.

Не может и не хочет вспоминать спокойно с Максимом Максимычем прошлого, особенно историю с Бэлой.

Общие воспоминания становятся основой для беседы, которую с таким нетерпением ожидает штабс-капитан.

Прошлое и напоминание о нем вызывает боль в душе Печорина, так как не может себе прос­тить историю, закончившуюся гибелью Бэлы.

Воспоминание о прошлом придают Максиму Максимычу некоторую значительность: он был участником тех же событий, что и Печорин.

Чем заканчивается последняя встреча героев

Неожиданная встреча с «прошлым» не раз­будила в душе героя никаких чувств, он как был равнодушен и безразличен к себе, таким и остается. Может быть поэтому на вопрос Максима Максимыча: «У меня остались ваши бумаги. я их таскаю с собой. Что мне с ними делать?», Печорин отвечает: «Что хотите. »

Отказ от продолжения встречи и разговора: «Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч. Однако прощайте, мне пора. я спешу. благодарю, что не забыли. »

«Добрый Максим Максимыч сделался упря­мым, сварливым штабс-капитаном!», он с пре­зрением бросает на землю тетрадки Печорина: «Вот они все. поздравляю вас с находкою. Хоть в газетах печатайте. Какое мне дело. »

Непонимание и обида на Печорина, разоча­рование: «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара. Вишь каким он франтом сделался, как побы­вал опять в Петербурге. »

Как повести располагаются в романеХронологическая последовательность
«Бэла»«Журнал Печорина»: «Тамань», «Княжна Мери»; «Бэла»
«Максим Максимыч»«Фаталист»
«Журнал Печорина»: «Тамань», «Княжна Мери»; «Фаталист»«Максим Максимыч»
Различия между героями
ПечоринМаксим Максимович
Пытается во всем дойти до самой сути, разобраться в сложностях человеческой натуры, и прежде всего, своего характера.Лишен понимания общего смысла вещей, добр и простодушен.
Всегда старается преодолевать обстоятельства.Покорен обстоятельствам.
Встреча Максима Максимыча с Печориным принесла штабс-капитану разочарование, она заставила бедного старика страдать и усомниться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми. Объяснение такому поведению Печорина мы находим в его же словах: «Послушайте, Максим Максимыч. у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив. Разумеется, это им плохое утешение – только дело в том, что это так».
Печорин и «честные» контрабандисты: Печорин молод, неопытен, чувства его пылки и стремительны, впечатлителен и романтичен, ищет приключений, готов рисковать.

В начале повести

В конце повести

«Долго я глядел на него с невольным со­жалением, как вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и, не знаю отчего, она произвела на меня самое неприятное впечатление». Пове­дение мальчика вызывает удивление и пробуждает любопытство – как слепой мальчик всюду ходит один, и при этом ловок и осторожен.

«Слепой мальчик точно плакал, и долго, долго. Мне стало грустно».

Судьба мальчика вызывает сочувствие, несмотря на то, что он обокрал Печорина.

«Странное существо. На лице ее не было никаких признаков безумия, на­против, глаза ее с бойкою проницатель­ностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какой-то магнетической властью. Она была да­леко не красавица. В ней было много породы. Хотя в ее косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное. »

«Лодка закачалась, но я справился, и между нами началась отчаянная борьба; бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, что уступаю моему против­нику в ловкости. сверхъестественным усилием повалила меня на борт. »

Предчувствие Печорина оправдапось: ун­дина оказалась не совсем простой девушкой. Она наделена не только необычной внешно­стью, но и имеет сильный, решительный, почти мужской, характер в сочетании с таки­ми качествами, как коварство и притворство.

Поступки Печорина в повести «Тамань» можно объяснить его желанием проникнуть во все тайны мира. Как только он чувствует приближение какой-либо тайны, сразу же забывает об осторожности и стремительно движется навстречу открытиям. Но ощущение мира как тайны, интерес к жизни сменяются равнодушием и разочарованием.

1. Водяное общество – для Печорина социально близкая среда, но, тем не менее, автор представляет отношения героя с дворянством как конфликт.

Из чего складывается конфликт?

Примитивность представителей «водяного» общества

Противоречивость характера Печорина: «врож­денная страсть противоречить»

Лицемерие и неискренность в прояв­лении чувств, способность на обман.

Эгоизм Печорина: «Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерение, разрушать заговоры, притворяться об­манутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все ог­ромное и многотрудное здание из хитростей и замыс­лов – вот что я называю жизнью».

Неспособность понять и принять Пе­чорина таким, какой он есть

Попытки найти некое гармоническое равновесие в отношениях с людьми оканчиваются для Печо­рина, к сожалению, неудачей.

• Мы видим Грушницкого глазами Печорина, оцениваем его поступки через восприятие Печорина: В Пятигорск Грушницкий приехал, чтобы «сделаться героем романа».

• «. Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою».

• Он носит модную маску разочарованных людей, говорит «пышными фразами», «важно драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект-его наслаждение».

• В его душе нет «ни на грош поэзии».

• Способен на подлость и обман (дуэль с Печориным).

• «Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях. Я его тоже не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».

• Рядом с Печориным Грушницкий выглядит жалким и смешным.

• Грушницкий все время пытается кому-то подражать.

• Даже на границе жизни и смерти самолюбие Грушницкого оказывается сильнее честности.

• По определению Печорина – это «человек замечательный». Вернер и Печорин «читают в душе друг друга».

• Он «скептик и материалист».

• Его отличает глубокий и острый ум, проницательность и наблюдательность, знание людей.

• У него доброе сердце («плакал над умирающим солдатом»).

• Скрывает свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки. Вернер и Печорин не могут быть друзьями, так как Печорин считает, что «из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать. »

Раздражение, которое вызвано отсутствием внимания Печорина к княжне.

• Ненависть, вызванная несколькими «дерзкими» поступками Печорина (Печорин переманил всех кавалеров княжны, перекупил ковер, накрыл ковром свою лошадь).

• Интерес, рожденный желанием узнать, кто же он такой, этот Печорин.

• Знакомство с Печориным меняет не только отношение княжны к герою, но и саму княжну: она становится искреннее, естественнее.

• Исповедь Печорина рождает в княжне сочувствие, сопереживание.

• В княжне происходят перемены, о которых Печорин замечает: «Куда девалась ее живость, ее кокетство, ее капризы, ее дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд. »

• Разбуженные любовью к Печорину чувства превращают княжну Мери в добрую, нежную, любящую женщину, которая оказывается способной простить Печорина.

«За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более, что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями. Неужели зло так привлекательно?»

• Печорин приносит Вере много страданий.

• Вера для Печорина – ангел-хранитель.

• Она ему все прощает, умеет чувствовать глубоко и сильно.

• Даже после долгой разлуки Печорин испытывает к Вере прежние чувства, в чем признается самому себе.

• «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья».

• «Она единственная женщина в мире , которую я не в силах был бы обмануть». Вера – единственный человек, который понимает, насколько одинок и несчастлив Печорин.

2. Грушницкий – карикатура на Печорина
3. Вернер – приятель и «двойник» Печорина
4. Мери. Этапы развития отношений между княжной и Печориным
5. Вера – единственная женщина, которую любит Печорин.
Вера о Печорине: «. в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, чтобы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ничей взор не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном».

Печорин ищет ответ на вопрос: «Существует ли предопределение?»

Героя занимают мысли о судьбе и воле человека. Речь идет о предметах более значимых, чем человеческие чувства, взаимоотношения, противостояния тому или иному кругу общества. Один из присутствующих замечает: «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дан рассудок, почему мы должны давать отчет в своих поступках. »

Верит в судьбу, предопределение

Не верит в судьбу, предопределение

Вулич – игрок, постоянно испытывающий судьбу. Он ищет власти над судьбой. Его смелость объясняется тем, что он уверен в том, что каждому человеку на­значен час его смерти и по-другому быть не может: «Каждому из нас назначена ро­ковая минута».

Печорин – не верит, что существует высшая сила, управляющая движениями людей. «Мне стало смешно, когда я вспомнил, что были неко­гда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтож­ных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права».

«И как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка. Я люблю сомне­ваться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера; напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь!»

Человек, у которого есть вера и цель, оказывается сильнее, чем человек, который не верит в судьбу, не верит в себя. Если для человека не существует ничего более важного, чем собственные желания, то он неизбежно теряет волю. Печорин понимает этот парадокс так: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению. »

Ссылка на основную публикацию