Патриотизм в произведении Левша Лескова

Сочинение Патриотизм в повести Левша Лескова

Вопрос русского патриотизма, величия русской души будет постоянно развивать в произведениях русских писателей и поэтов, независимо от изменений в жизни человека. Произведение Н. С. Лескова «Левша» – как раз один из ярчайших примеров раскрытия темы патриотизма.

Левша – главный герой – собирательный образ русского человека. Автор не просто оставил его без имени. Он подчеркнул этим, что данная характеристика подойдёт для любого крестьянина на Руси. Оборванный, с побоями, пьющий «по-чёрному», но трудолюбивый и любящий свою родину – вот он, русский человек.

Главный герой подковывает миниатюрную блоху, купленную в Англии Александром I. Сложно себе представить, что гвоздики для подковы невозможно было увидеть ни в один микроскоп. За сделанное им чудо, его отправляют в Англию, чтобы представить блоху с целью «утереть нос» англичанам. И тут Левша предстаёт перед нами истинным патриотом: несмотря на предложенные в Англии богатства и привилегии (у героя была возможность остаться и построить блестящую карьеру) он не оставляет Россию, а, посмотрев на достижения индустриальной Англии, возвращается. Он решает остаться в «рваной рубахе», непризнанным мастером своего дела, но дома.

Судьба играет злую шутку с героем. Во время поездки в Россию, он заболевает и, всё же добравшись до родины, умирает, забытый, ограбленный и покинутый всеми. Но, даже умирая, Левша беспокоится не о себе, а о судьбе России, его дома, Родины, старается принести пользу государству. Он докладывает о том, что лучше не чистить ружья кирпичом, ведь из-за этого они выходят из строя. Однако никто не прислушивается к его советам, думая, что сказанные им слова – предсмертный бред. Примечательно, что одна из причин проигрыша в Крымской войне 1852-1856 гг. – это не что иное, как предсказания Левши по поводу чистки ружей.

Левша – истинный русский человек с широкой душой, мастер своего дела и, главное, патриот. Герой несомненно вызывает уважение, показав всему миру, какие люди есть в России, но что они способны; что, казалось бы, невозможные вещи становятся реальность в умелых руках русских мастеров, доказал, что в нашей стране есть люди, готовые бескорыстно отдать себя Родине.

2 вариант

Тема патриотизма является одной из центральных в рассказе Николая Семеновича Лескова “Левша”. Главный герой произведения, ремесленник и мастеровой, чье настоящее имя так и не раскрывается читателю на протяжении всего действия. С помощью этого приема, автор подчеркивает, что Левша – типичный русский мастер, со всеми присущими нашему народу достоинствами и недостатками. Несмотря на достаточно правдивый образ, главный герой изображен с нескрываемой автором симпатией.

К сожалению, в последнее время репутация отечественных мастеровых оказалась значительно подпорчена. Зато в середине позапрошлого века весь мир признавал за русскими последователями Кулибина и братьев Черепановых безусловный авторитет. Левша поистине выдающийся мастер, ему удалось даже подковать блоху. Но, несмотря на успех, со стороны сильных мира сего, в том числе императора Николая, последовал шквал несправедливой критики. Левша, как и большинство русских людей, даже не почувствовал ущемления своих прав. Напротив, продолжил свою работу во благо государства.

Во время заграничной поездки главный герой проявил себя настоящим патриотом. Коммерчески сметливые англичане сразу поняли, что такой мастер принесет им сверхприбыли. Разумеется, они были согласны поделиться деньгами и с Левшой. Но главный герой вызвал недоумение у иностранцев, поскольку, в отличие от позднесоветских и российских “колбасных” эмигрантов, не мыслил своего дела не на благо родной стране. Морально несломленный, приниженный русскими властями, Левша до самой смерти оставался верен своей родной стране. Таким образом, Лесков показал главную ценность русского человека – любовь к родной стране.

Практически любой человек, оказавшись на месте Левши, возмутился бы проявленной по отношению к нему несправедливостью. Кажется власти редко по достоинству оценивали выдающихся людей, при этом вся наша страна, в том числе и элита, держится за счет труда, порой незаметного, настоящих мастеров своего дела. Более того, любое проявление таланта рассматривается как нечто само-собой разумеющееся. Многие ли смогли бы подковать блоху? Совершенно несправедливо было обвинять Левшу за то, что насекомое перестало танцевать. Но главный герой не бунтует, не возмущается и не продается. Высшим благом для себя он определил служение своему народу, славу Родины. Именно такой патриотизм – самый искренний и настоящий, воспевается в данном рассказе.

Также читают:

Картинка к сочинению Патриотизм в повести Левша

Популярные сегодня темы

Иуда представляет собой канонический образ, который вводит Булгаков как одного из немногих учеников проповедника Иешуа. Автор меняет имя этого героя, которого называет Иудой из Кириафа.

Когда с деревьев осыпались листья, зайчиха родила трех зайчат. Охотники зовут таких зайчат, рожденных осенью, листопадничками.

Чиновники в поэме Гоголя «Мертвые души» представляют из себя целый ряд различных образов. В произведение описываются они как по отдельности, так и как целый коллектив. Образы чиновников показаны здесь, как сатира.

Удивительное чувство любовь. Это чувство охватывает весь роман – эпопею Михаила Шолохова «Тихий Дон».В этом романе раскрывается тема любовного треугольника. Но, как известно – третий лишний. И этим лишним была Наталья.

Одна из главных достопримечательностей Российской Федерации – прекрасное озеро Байкал, что расположено на юге Восточной Сибири. Оно возникло многие миллионы лет назад в тектоническом разломе

В каких эпизодах раскрывается патриотизм главного героя в сказе Н. С. Лескова «Левша»?

Н. С. Лесков — один из немногих русских писате­лей, посвятивший свое творчество раскрытию исклю­чительной нравственной красоты человека.

Таким человеком, праведником, радеющим за зем­лю русскую, является и герой одноименного сказа Лескова — Левша. В центре повествования — мотив состязания. Тульские мас­тера, учившиеся «по Псалтырю и Полусоннику», бе­рутся за дело, доселе ими невиданное, — подковать танцующую стальную блоху английской работы. И делают это на удивление зрителей «без мелкоскопов» и других сложных инструментов.

Левша — мас­тер-искусник, подковавший блоху, – является олице­творением всего талантливого русского народа. Но подкованная блоха перестает танцевать, ведь несмот­ря на смекалку, русские умельцы не получили самых простых технических знаний, которыми владеет лю­бой английский мастер.

Левша бескорыстен и неподкупен. Он отказывает­ся от выгодных предложений англичан, по достоинст­ву оценивших талант русского мастерового, его душа рвется на родину, ведь он узнал важный «секрет», ко­торый нужно донести аж до самого государя.

Но как встречает родина одного из самых умелых своих мастеров? Если английского шкипера ждет теп­лая постель и услужливый доктор, то Левшу, не имеющего нужного «тугамента», — полицейский участок и побои, в результате которых народный уме­лец погибает. Но даже перед смертью не забывает он о пользе, которую может принести своей отчизне, рас­крыв тщательно оберегаемый английский «секрет»: нельзя ружья изнутри кирпичом чистить! Действи­тельно, в то время этот факт имел место. Делалось это для того, чтобы стволы внутри были блестящие, не учитывая того, что при этом стиралась нарезка, влияющая на качество стрельбы. И это ли не суть на­шей жизни — для внешнего лоска уничтожить то, что действительно нужно и важно. Из-за формально­сти — отсутствия документа погиб один из талантли­вейших мастеров России, как гибли тысячи непри­знанных родным отечеством простых мужиков — умельцев своего дела. А истинную суть русского мас­терового заметил лишь англичанин: «У него хоть и шуба овечкина, да душа человечкина».
Он истинный патриот, патриот в душе, одарен от рождения, ему присуща высокая нравственность и религиозность. Он прошел через множество испытаний, но даже в смертный час он помнит о том, что должен сообщить военный секрет англичан, незнание которого отрицательно отражается на боеспособности русской армии.

Образ Левши показан писателем как собиратель­ный образ всего русского народа. Лесков стремится открыть нам, что духовная ценность человека заключается в его связи с родной землей, национальными традициями, природой отчего края, то есть всего того, что зовется Родиной, и Левша является ярким примером русского патриота, кровными узами связанного со своей Родиной и до последнего вздоха заботившегося о благе её.

Билет №5

1 . А.С.Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства.

Дворянское общество в РОМАНЕ «Дубровский» представлено рядом персонажей, одни из которых изображены всесторонне и полно (Троекуров, Дубровский), другие — менее подробно (князь Верейский), о третьих вспоминается вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова).

Рассмотрим двух непохожих друг на друга представителей русского барства – Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилу Петровича Троекурова. Они ровесники, рождены в одном сословии, воспитаны одинаково, сходствовали отчасти и в характерах и в наклонностях, но какие же они разные!

Андрей Гаврилович Дубровский — небогатый дворянин, отставной поручик гвардии, владел семьюдесятью душами, принципиальный, честный и гордый человек. Его жизненные принципы достойны уважения, и крестьяне его любят за доброе отношение к ним. С крепостными Андрей Гаврилович хоть и строг, но справедлив, участлив, никогда не обидит без причины. Троекуров и Дубровский-старший по-разному смотрели на крестьянина и на смысл жизни. Крестьян своих кистеневский барин не притеснял, поэтому и они относились к нему с любовью и уважением. Отношение Троекурова к крепостным крестьянам Андрей Гаврилович осуждал, потому и сказал своему другу: «. .псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам». Так же любя, как и Троекуров, охоту, Дубровский, однако, относился к праздным, разгульным попойкам соседа неблагосклонно и с неохотой посещал их. Сильно развиты у этого человека чувство собственного достоинства и гордость.

Ни в первые годы своей жизни в поместье, ни потом Андрей Гаврилович не соглашался воспользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от остальных помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии Кирилы Петровича свои мысли. Заискивать перед богатым соседом было не в его правилах. Образ Андрея Гавриловича Дубровского — образ благородного дворянина, заботящегося не только о своем: кошельке, но и о вверенных, ему крестьянах. Несмотря на бедность, Дубровский ни при каких обстоятельствах не теряет человеческого достоинства. Именно такие дворяне, при положительном стечении обстоятельств, были бы сторонниками демократических преобразований в России.

Эти же качества перенял у него его единственный сын Владимир.

Совсем другой тип русского барина представлен в образе Кирилы Петровича Троекурова. Изображение быта и нравов провинциального дворянства связано в первую очередь с его образом. В Троекурове автор отобразил самую прочно стоящую на ногах часть дворянства, владык мира, ярых сторонников крепостного права. Именно эта часть дворянства в начале восемнадцатого века диктовала свои условия стране и чувствовала себя привольно, особенно в глубинке России. Изображение Троекурова — это изображение типического характера в типических обстоятельствах.

Получая огромные доходы от эксплуатации подвластных им крестьян, помещики не утруждали себя никакими делами, праздно и разгульно проводя время. Они не желали никаких демократических преобразований в стране, так как подобные мероприятия угрожали их безраздельному владычеству и благосостоянию.

Что касается Кирилы Петровича Троекурова, то «его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Пушкин пишет, что он «привык давать волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума», «надменный … с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно». Это надменный, своенравный и жестокий человек, и для достижения своих целей он не останавливается ни перед чем, попирая писаные и неписаные законы (вспомнить и пересказать, как и по какой причине он отнял имение у А. Г. Дубровского). Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность… Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское». Науками этот своенравный русский барин себя не утруждал. Автор с явной иронией и осуждением говорит, что «Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного». А так как физических сил у Троекурова было хоть отбавляй, то он часто устраивал в своем поместье всевозможные увеселительные мероприятия и давал «полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Одной из затей, предназначенных для увеселения гостей, а более всего — для него самого, была затея с медведем, которого Троекуров специально содержал в поместье, чтобы при случае подшутить над гостем (пересказать эпизоды о забавах с использованием медведей).

Читайте также:  Сочинение Жизнь, история и судьба Печорина 9 класс

Почти каждый из гостей избалованного донельзя помещика побывал в комнате с медведем и не только испытал нечеловеческий страх, но и получил физические увечья. Но жаловаться на Кирилу Петровича никто не решался — слишком уж безграничной была его власть в округе.

Больше других развлечений Кирила Петрович любил охоту с собаками, он готовился к ней заранее и тщательно. После охоты обычно в поместье барина устраивалась длительная попойка всех его участников. Очень часто друзья хлебосольного хозяина разъезжались по домам только под утро.

Чтобы читатель получил полное представление об избалованности и самодурстве Кирилы Петровича, автор вводит в повесть эпизод, подробно описывающий псарню помещика, предмет его гордости и восхищения. В псарне этой «…более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирилы Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят». Какая забота о животных, какое благородство — не правда ли? Да, все это выглядело бы именно так, если бы крепостные люди этого барина, на которых держалось его благосостояние, жили лучше собак или по крайней мере хотя бы так же.
Собаки Троекурова живут куда лучше и комфортнее, чем бедные крестьяне, трепещущие при одном упоминании имени барина, но, на удивление, уважающие его за силу: «…они были ему преданы: они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство».
Ничего не стоит Троекурову унизить человека, даже того, к кому он питает уважение. А не подчиниться воле деспота и самодура : — значит стать его заклятым врагом. И уж тогда Кирила Петрович не остановится ни перед чем, лишь бы продемонстрировать свое превосходство. Именно так он поступил с Андреем Гавриловичем Дубровским.
Дочь свою он «любил до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением». Отношения с Машей, как, впрочем, и со всеми остальными, он строил на требовании полного ее подчинения своей персоне. Никакие слова-просьбы Маши об отмене свадьбы с нелюбимым человеком Кирила Петрович не удосужился даже выслушать. Конечно, это можно списать на его чрезмерную заботу о судьбе дочери, но счастлива ли от этого Маша, выпадет ли на ее долю счастье узнать, что такое взаимная любовь? Почти с уверенностью можно сказать — нет! Маша, как и онегинская Татьяна, воспитана на принципе: «Но я другому отдана; я буду век ему верна».

Итак, в образе Троекурова автор показал далекую от реформаторских идей часть поместного дворянства, ведущую разгульную жизнь, праздный образ жизни. Отличительные черты этих дворян — необразованность, примитивность, алчность и самолюбие. Прочно стоящая на ногах, эта часть поместного дворянства яростно защищает старинный уклад жизни, основанный на порабощении человека человеком, и для обеспечения своего господства готова на самые жестокие меры.

Билет №6

А.С.Пушкин. «Дубровский». Конфликт Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилы Петровича Троекурова. Помогает ли этот конфликт лучше узнать героев романа? Проанализируйте эпизод.

Вспомнить и пересказать суть конфликта (часть1, стр. 65-68).

В начале романа Андрей Гаврилович Дубровский и Кирила Петрович Троекуров предстают перед нами как приятели, хотя они и были при некотором сходстве характеров и жизненных обстоятельств очень разными.

Троекуров надменен и груб даже с людьми самого высокого звания. Никто и ничто не способно заста­вить его преклонить голову. Кирила Петрович посто­янно окружает себя многочисленными гостями, кото­рым он демонстрирует свое богатое имение, псарню и которых шокирует сумасшедшими забавами. Это своенравный, самолюбивый, тщеславный, избало­ванный и извращенный человек.

Единственный, кто пользуется уважением Троеку­рова, — это Андрей Гаврилович Дубровский. Троеку­ров сумел разглядеть в этом бедном дворянине смело­го и независимого человека, способного горячо от­стаивать чувство собственного достоинства перед кем бы то ни было, умеющего свободно и прямо высказы­вать собственную точку зрения. Подобное поведе­ние — редкость в окружении Кирилы Петровича, по­этому иначе, чем с другими, сложились его отноше­ния с Дубровским.

Правда, троекуровская милость быстро сменилась на гнев, когда Дубровский пошел наперекор Кириле Петровичу. (Вспомнить и пересказать суть конфликта (часть1, стр. 65-68).

Кто виноват в ссоре? Троекуров властолюбив, а Дубровский решителен и нетерпелив. Это человек го­рячий и неосмотрительный. Поэтому несправедливо было бы возлагать вину только на Кирилу Петровича.

Конфликт помог лучше узнать каждого из героев.

Троекуров, безусловно, неправильно повел себя, не только позволив псарю оскорбить Андрея Гаврилови­ча, но и поддержав слова своего дворового громким смехом. Не прав он был и когда рассердился на требо­вание соседа выдать Парамошку для наказания. Од­нако и Дубровский виноват. Он прутьями проучил пойманных покровских мужиков, ворующих у него лес, и отобрал у них лошадей. Подобное поведение, как утверждает автор, противоречило «всем поняти­ям о праве войны», а написанное несколько ранее письмо Троекурову по тогдашним понятиям об этике­те было «весьма неприлично».

Коса нашла на камень. Кирила Петрович выбирает самый страшный способ мести: он намеревается ли­шить соседа крыши над головой, пусть даже и непра­ведным путем, унизить, раздавить его, заставить по­виноваться. «В том-то и сила, — утверждает Троеку­ров, — чтобы безо всякого права отнять имение». Богатый барин подкупает суд, не задумываясь ни о нравственной стороне дела, ни о последствиях совер­шающегося беззакония. Своенравие и властолюбие, горячность и пылкий нрав в два счета разрушают дружбу соседей и жизнь Дубровского.

Кирила Петрович отходчив, через некоторое время он решается на примирение, так как «от природы не корыстолюбив», но оказывается слишком поздно.

Троекуров, по словам автора, всегда «выказывал все пороки человека необразованного» и «привык да­вать полную волю всем порывам своего пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Дубров­ский не захотел смириться с этим и понёс тяжелое на­казание, обрекая на нищету не только себя, но и собст­венного сына. Обостренное честолюбие и уязвленная гордость не позволили ему трезво взглянуть на сло­жившуюся ситуацию и пойти на компромисс, ища примирения с соседом. Будучи человеком глубоко порядочным, Андрей Гаврилович не мог предположить, как далеко Троекуров может зайти в желании отом­стить, как легко может быть подкуплен суд, как без законного основания могут выставить на улицу. Он мерил окружающих своей меркой, был уверен в собст­венной правоте, «не имел ни охоты, ни возможности сыпать около себя деньгами», а потому «мало беспо­коился» о возбужденном против него деле. Это сыгра­ло на руку его недоброжелателям.

Обрисовав конфликт между Троекуровым и Дуб­ровским-старшим, А. С. Пушкин обличил жесткость и мстительность, показал цену горячности, остро по­ставил нравственные вопросы своего времени, кото­рые очень близки и сегодняшнему читателю.

Билет №7

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 369 ;

Итоговое сочинение

Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс 🙂

Анализ произведения «Левша» (Н. С. Лесков)

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 12.01.2020

Благодаря писательскому таланту Николая Лескова в повести «Левша» раскрываются сильные стороны простого русского народа, образ жизни и характерная обстановка, царившая в Российской империи в первой половине XIX столетия.

История создания

Читатели журнала «Русь» стали первыми, кто в 1881 году познакомился с опубликованным в издании «Сказом о тульском Левше и о стальной блохе». В дальнейшем Николай Лесков включил свое произведение в сборник «Праведники».

Повесть «Левша» уникальна, прежде всего, тем, что в ней гармонично переплетена реальность и вымышленные события. Писатель сделал это столь искусно, что воссоздается полная уверенность в реальности описанной истории.

В основу произведения легли правдивые события, а также исторические персонажи. Так, российский император Александр I в сопровождении верного казака Матвея Платова и в самом деле посещал Англию, где ему были оказаны высокие почести. По распоряжению императора в Англию отправились и два тульских оружейника, Леонтьев и Сурнин, чтобы перенять навыки и секреты заморских мастеров. И если Леонтьев пренебрег оказанным ему доверием, пустившись во все тяжкие, то Сурнин более ответственно подошел к поставленной задаче. В течение семи лет он обучался премудростям английских оружейников, после чего вернулся на родину. Благодаря приобретенным знаниям Сурнин смог внести весомый вклад в развитие оружейного производства в России. Считается, что именно Сурнин и стал прототипом тульского умельца по прозвищу Левша.

Жанр, направление

Жанровая принадлежность «Левши» всегда вызывала споры среди литературоведов. Так, одни считали, что произведение обладает типичными чертами повести, а другие были уверены, что это сказ в чистом его виде. Сам же Николай Лесков настаивал на том, чтобы его детище определялось как сказ. Кроме того, данное произведение зачастую относят к так называемой «цеховой» ли «оружейной» легенде, сложившейся в узких кругах людей этой профессии.

Лесков не скрывал, что к написанию «Левши» его подтолкнула история-басня, услышанная им от некоего оружейника из Сестрорецка. Писатель был настолько впечатлен услышанным, что вскоре принялся за написание повести. В ней он высказал свою искреннюю любовь к простому трудовому народу, восхищение его талантами, необычайной смекалкой, скромностью и любовью к отчизне. Лесков щедро сдобрил произведение фольклором, крылатыми фразами, элементами волшебства, благодаря чему оно вошло в золотой фонд русской литературы.

В своей книге Николай Семенович поднял много важных тем, среди которых особенно выделяется одна – способность России оценить свои таланты по достоинству. Автор с сожалением констатирует тот факт, что ни власть, ни простой люд не способны видеть всю удивительную мощь и уникальность самородков – истинных мастеров своего дела.

Император Александр I, большой любитель и поклонник всего западного, решил посетить Англию. В европейской державе он с удовольствием знакомился с техническими новинками, восхищаясь талантом заграничных мастеров. Там же он приобрел уникальную вещицу – крошечную стальную блоху, способную танцевать. По возвращении на родину государь позабыл об этой игрушке, но спустя время она попалась на глаза императору Николаю I. Подивившись необычайно искусной работе, он отправил генерала Платова в Тулу на поиски талантов. Император мечтал утереть нос англичанам, и доказать, что русские мастера способны превзойти их в столь тонком деле.

Платову удалось отыскать трех искусных оружейников, которым он передал приказ императора – придумать и сделать нечто необыкновенное, чтобы по сравнению с ним стальная блоха казалась бы грубой поделкой. Поблагодарив за высочайшее доверие, оружейники приступили к работе.

Спустя несколько недель Платов появился у оружейников и, узнав, что работа готова, взял с собой Левшу и отправился в императорский дворец. Левша продемонстрировал изумленному Николаю I свою работу – на каждой лапке английской блохи красовались крошечные подковки, которые можно было разглядеть только под микроскопом.

Император был несказанно рад такой победе, и сразу же отправил подкованную блоху в Англию, а вместе с ней и Левшу. Англичане были также поражены мастерством тульских оружейников. Они предложили Левше навсегда остаться в Англии, чтобы совершенствовать свой редчайший талант, однако мастер отказался от заманчивого предложения и вернулся на родину.

Во время морского путешествия Левша познакомился с полшкипером, с которым изрядно напился. В Петербурге иностранного моряка отправили в госпиталь, а бедолагу Левшу – в «холодный квартал», где его обобрали до нитки. Затем умирающего мастера перевезли в больницу для бедных. Перед смертью он пытался передать государю важную информацию через доктора Мартын-Сольского, однако граф Чернышев не собирался связываться с оружейником, который в скорости умер в полной безвестности.

Главные герои и их характеристика

  1. Император Александр I – живой, любознательный, весьма впечатлительный мужчина, который преклонялся перед всем иностранным. Он полагал, что только заграницей способны создавать по-настоящему великие творения. Мягкий и неконфликтный по своей природе, он аккуратно выстраивал отношения с англичанами.
  2. Император Николай I – прямолинейный, грубоватый, честолюбивый, истинный «солдафон», который из принципа не собирался ни в чем уступать иностранцам. Простой народ, его проблемы и нужды были ему совершенно неинтересны.
  3. Платов Матвей Иванович – донской казак, граф, ставший воплощением истинной отваги и безмерной любви к родине. Этот человек обладал удивительной силой воли, мужеством, размашистой удалью. Обладая горячим нравом, мог в сердцах обидеть человека, но после непременно раскаивался в своей горячности и просил прощение. Платов всем сердцем любил русский народ, и не сомневался в его превосходстве над чужеземцами.
  4. Тульские мастера – оружейники высочайшего класса, которые, помимо технических навыков, обладали смелым воображением и неограниченной фантазией. Это были православные, истинно верующие люди, которые перед началом любой работы обращались за помощью к Господу. Они любили и всем сердцем почитали государя, в котором видели отца всего русского народа. Стали олицетворением всех лучших качеств русского народа.
  5. Левша – талантливый мастер, искусный оружейник, который любил свою работу. Это был простой, неказистого вида мужичок с родимым пятном на щеке. В нем сочеталась доброта, искренность, простодушие, вера и любовь к своей отчизне. Он мог устроить себе безбедную жизнь в Англии, однако тоска по родине была столь сильной, что он без сожаления отказался от всех заграничных благ.
  6. Полшкипер – приятель Левши, который знал русский язык. Стал собутыльником мастера во время морского путешествия в Россию. Принимал активное участие в печальной судьбе Левши, попавшего в ужасные условия Обуховской больницы.
  7. Доктор Мартын-Сольский – добрый и отзывчивый человек, опытный врач, который всеми силами пытался вылечить Левшу. Именно он стал доверенным лицом оружейника, которому тот доверил секрет государственной важности.
  8. Граф Чернышев – военный министр, откровенно глупый, самодовольный и недалекий. Он был настоящим профаном в военном деле, вследствие чего русская армия оказалась под ударом противника в Крымской войне.
Читайте также:  Сочинение Лиза Мохова в романе Тихий Дон Шолохов

Тема и проблемы

  1. Тема русских талантов – центральная в произведении Лескова. Он доказал, что перед настоящими профессионалами своего дела нет никаких преград – без каких-либо специальных инструментов и увеличителей Левша смог выковать не только подковы для блохи, но даже гвоздики, чтобы с их помощью подковать металлическое насекомое. Но, помимо таланта, он и его коллеги-оружейники обладали неисчерпаемым трудолюбием, усердием и серьезным отношением к работе. Они стали символом всех неутомимых тружеников и умельцев, которыми так богата матушка Россия.
  2. Тема патриотизма – не менее важна в повести Николая Семеновича. Левша не позарился на всевозможные блага, что предлагали ему в Англии. Он стремился вернуться на родину, чтобы послужить на ее благо. И даже умирая на холодном полу в больнице, всеми забытый и брошенный, он не переставал думать о своей стране. Левша пытался передать государю важный секрет, который он узнал заграницей – нужно отказаться от чистки ружей кирпичом, из-за которого те быстро приходили в негодность. Доктор Мартын-Сольский пытался передать важную информацию императору, однако на его пути встал самодовольный болван Чернышев. Из-за его халатности государь так и не узнал секрет европейской армии, и во время Крымской кампании русское войско потерпело поражение. В противовес патриотизму простого русского мужика Лесков поставил наплевательское отношение чиновников к своему народу.
  3. Проблема социальной несправедливости в России. В повести «Левша» переплетается увлекательная история о том, как была подкована крошечная блоха, с невеселыми размышлениями автора о судьбе талантов из народа. Он продемонстрировал, с каким уважением отнеслись к тульскому мастеру в Англии, как ему предложили прекрасные условия для работы и достойную жизнь. И в то же время показал, с каким пренебрежением и жестокостью отнеслись к Левше на родине, которой он мог принести огромную пользу своим талантом и трудолюбием.
  4. Проблема любви к родным местам, своему краю. Недаром в народе говорят «Где родился, там и пригодился». Место, в котором человек родился и прожил жизнь, является самым любимым и дорогим его сердцу. Оно, словно, магнит, будет притягивать его отовсюду, где бы он ни был. Недаром Левша рвался в Россию, ведь только здесь он чувствовал себя по-настоящему счастливым. Связь с родным местом будем неразрывна до тех пор, пока жив человек.
  5. Проблема талантливых людей и их отношения к труду. Многие истинные мастера являются фанатиками своего дела. Они готовы сутками корпеть над работой, чтобы создать очередной шедевр. Как следствие, многие из них попросту выгорают, утрачивают здоровье и последние силы. Они отдают всего себя на алтарь любимому делу, и считают это единственно верным решением.
  6. Проблема отношения власти к простому народу. Лесков с грустью констатирует грубое, откровенно жестокое отношение представителей власти к простым людям, которые не могут постоять за себя. Ему тяжело осознавать, что даже талантливые мастера, настоящие самородки не способны претендовать на уважение со стороны власти, не говоря уже о простых скромных тружениках. Левша умер в ужасных условиях, на полу больницы для бедных, и никто даже не попытался спасти его или хотя бы облегчить последние часы жизни.

Главная мысль

В своем сказе Николай Лесков воплотил в Левше самые лучшие качества русского народа: трудолюбие, скромность, честность, любовь к родине. Простой тульский мастер стал символом народного таланта и истинной праведности. Он всего себя без остатка отдавал отечеству, ничего не требуя взамен. Левша мечтал прославить Россию, и трудился на благо страны со всем пылом и страстью, на которые был способен. Подобный пример бескорыстия и самоотверженности навсегда остается в народной памяти, в сердца простых людей. Главная мысль произведения заключается в том, что Россия богата по-настоящему талантливыми и великими людьми, готовыми отдать жизнь за отчизну, вот только они оказываются бесправными и никому не нужными на своей родной земле.

Особенности

В повести «Левша» Николай Лесков мастерски отобразил целую эпоху из жизни российского государства. Соединив вымысел и реальность, он придал своему произведению такую яркость и самобытность, что оно на протяжении многих лет не оставляет читателей равнодушными.

Герои повести предстают во всей своей красе, со своими достоинствами и недостатками, слабостями и сильными качествами. Их характеры, порой, настолько противоречивы, что могут поставить в тупик читателя. Так, например, казачий атаман Платов мог в порыве гнева поднять руку на беззащитного человека, мелкую сошку, но при этом был добрым, отзывчивым стариком, который умел признавать свои ошибки.

Лесков очень талантливо воспроизвел и язык, особенности речи каждого из персонажей. Благодаря этому характеристика персонажей становится максимально точной и емкой. Неудивительно, что многие слова и фразы из повести «Левша» были разобраны народом, став крылатыми выражениями.

Чему учит?

В своем произведении Николай Семенович в ненавязчивой форме учит доброму и, прежде всего, справедливому отношению к людям. Социальный статус и толщина кошелька не могут выступать критериями в оценке отдельной личности. Судить о человеке можно лишь по его поступкам и моральным качествам.

Сочинение на тему: патриотизм в произведениях Лескова

В том же ключе решал проблему национального характера и Лесков. Своеобразие его постановки этой проблемы состоя­ло, между прочим, в том, что он не брал экстремальных си­туаций в жизни родины и народа для разработки этой темы. В Творчестве Лескова нет ни войн, ни революций, ни вообще крупномасштабных столкновений между государствами и на­родами. Лесков брал достаточно обыкновенные ситуации и показывал превосходство русского народа над другими в мир­ной жизни. Причем заметим — и для Толстого, и для Лескова принципиально важно было то, что это превосходство не кич­ливое, не заносчивое, а скромное, доказываемое не громким словом, но удивительным делом. В знаменитом сказе «Левша» Лесков рассказывает легендарный случай, историю о том, как тульские мастера «аглицкую блоху на подковы подковали». Причем мало того, что эта работа видна только в самый силь­ный «Мелкоскоп», но мастера ведь работали «гораздо секрет­нее»: на каждой подковке имя русского мастера проставлено, а Левша — тот и вовсе мельче этого работал — он гвоздики выковывал. Прелесть рассказа прежде всего в том, что произ­вел это чудо простой русский мастер, без образования, не имевший никакого понятия о «мелкоскопах» и Прочих ино­земных ухищрениях, только одной лишь своей смекалкой и мастерством: «Государь спросил: «Где же ваш Мелкоскоп, с которым вы могли произвести такое удивление?» А Левша от­ветил: «Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши».

Талантливость и скромность — вот что бросается в глаза в героях Лескова в первую очередь. «Ведь ты русский чело­век? – говорит один из персонажей рассказа «Очарованный странник». – Русский человек со всем справится». И при этом сделает все мало того что отлично, но еще и просто, ес­тественно, спокойно. Примечательно, что и свой рассказ о русских людях Лесков ведет просто, используя прием речевой стилизации под народную разговорную речь – сказ.

Но талантливость и скромность – лишь первые, наиболее очевидные признаки национального характера. Более глубокий его слой – любовь к России и смирение перед Богом. Левша в Англии не поддается ни на какие уговоры остаться, во всем держится своего русского обычая и, как выясняется в конце рассказа, имеет поистине государственное мышление. Тоскуя по России, он помнит, что надо передать государю важное дело: «…у англичан ружья кирпичом не чистят, пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся».

С таким народом можно оптимистично смотреть и на судьбу родины: в случае войны или еще какой неприятности со стороны иноземцев русский народ себя в обиду не даст. Об этом – рассказ «Железная воля», где немец Пекторалис, приехав в Россию с грандиозными планами и железной волей, постоянно попадает в смешные и глупые положения именно из-за своей немецкой натуры, а русский человек, даже самый негодящий пьяница вроде Сафроныча, уповая на бога и не за­носясь, в смирении и покое торжествует над немецкой «же­лезной волей». В начале рассказа приведен примечательный диалог, в котором один из собеседников прямо высказывает взгляды Лескова. Речь идет о том, что в случае столкновения России и Германии «немцы нас вздуют», а у русского народа не найдется иных союзников, кроме как «авоська с небоськой», на что старик Вочнев отвечает: «Зачем же так пренеб­регать авоськой с небоськой? …они очень добрые и теплые русские ребята, способные кинуться, когда надобно, и в огонь и в воду, а это чего-нибудь да стоит… именно в деле с немцем, который без расчета шагу не ступит и, как говорят, без инст­румента с кровати не свалится… Ну, железные они, так и же­лезные, а мы тесто простое, мягкое, сырое, не пропеченное тесто, – ну а вы бы вспомнили, что и тесто в массе топором не разрубить, а пожалуй, еще и топор там потеряешь».

Глубинной же основой русской натуры Лесков считал хри­стианскую праведность, способность переносить страдания ради правды и веры. Это качество отображается им во многих рассказах, но особенно ярко, пожалуй, – в «Очарованном стран­нике». Создал Лесков и цикл рассказов о русских праведниках – внешне непримечательных и скромных, а внутренне удивитель­ных, несгибаемых людях истинно духовной жизни. Рассказы Лескова – свидетельство глубокой веры писателя в русский на­род, его потенциальные творческие и духовные силы.

Патриотизм оружейника Левши

Н. С. Лесков – один из немногих русских писате­лей, посвятивший свое творчество раскрытию исклю­чительной нравственной красоты человека. “Пока­жите мне у другого писателя такое обилие положи­тельных русских типов?”, – с гордостью произносил Лесков. И действительно, в произведениях Лескова выведена целая галерея персонажей-праведников. Это и квартальный Рыжов из рассказа “Однодум”, и орловский мещанин Голован из рассказа “Несмер­тельный Голован”. К праведникам, радеющим за зем­лю русскую, можно отнести и героя одноименной сказки Лескова – Левшу. В центре повествования – обычный для сказки мотив состязания. Тульские мас­тера, учившиеся “по Псалтырю и Полусоннику”, бе­рутся за дело, доселе ими невиданное – подковать танцующую стальную блоху английской работы. И делают это на удивление зрителей “без мелкоскопов” и других сложных инструментов. Левша – мас­тер-искусник, подковавший блоху, является олице­творением всего талантливого русского народа. Но подкованная блоха перестает танцевать, ведь несмот­ря на смекалку, русские умельцы не получили самых простых технических знаний, которыми владеет лю­бой английский мастер.
Левша бескорыстен и неподкупен. Он отказывает­ся от выгодных предложений англичан, по достоинст­ву оценивших талант русского мастерового, его душа рвется на родину, ведь он узнал важный “секрет”, ко­торый нужно донести аж до самого государя.
Но как встречает родина одного из самых умелых своих мастеров? Если английского шкипера ждет теп­лая постель и услужливый доктор, то Левшу, не имеющего нужного “тугамента”, – полицейский участок и побои, в результате которых народный уме­лец погибает. Но даже перед смертью не забывает он о пользе, которую может принести своей отчизне, рас­крыв тщательно оберегаемый английский “секрет”: нельзя ружья изнутри кирпичом чистить! Действи­тельно, в то время этот факт имел место. Делалось это для того, чтобы стволы внутри были блестящие, не учитывая того, что при этом стиралась нарезка, влияющая на качество стрельбы. И это ли не суть на­шей жизни – для внешнего лоска уничтожить то, что действительно нужно и важно. Из-за формально­сти – отсутствия документа погиб один из талантли­вейших мастеров России, как гибли тысячи непри­знанных родным отечеством простых мужиков – умельцев своего дела. А истинную суть русского мас­терового заметил лишь англичанин: “У него хоть и шуба овечкина, да душа человечкина”.
Образ Левши показан писателем как собиратель­ный образ всего русского народа. Лесков стремится открыть нам, что духовная ценность человека заключается в его связи с родной землей, национальными традициями, природой отчего края, то есть всего того, что зовется Родиной.

Читайте также:  Герои сказки Снежная королева

Сочинение по литературе на тему: Патриотизм оружейника Левши

Другие сочинения:

Патриотизм летописи – художественный анализ Политические взгляды и симпатии летописцев были различны. Несмотря на это, вся летопись проникнута одной идеей – утверждением единства Русской земли. Горячий патриот, летописец не устает призывать князей и весь русский народ к защите единства и независимости всего Русского государства. У Read More .

Высочайший патриотизм Высочайший патриотизм, заявлял Чернышевский, заключен в страстном беспредельном желании блага своей родине. Этой животворной идеей была проникнута и воодушевлена жизнь и деятельность великого революционера-демократа. Чернышевский гордился славной историей русского народа. Еще на заре своей сознательной жизни он страстно верил, что Read More .

Патриотизм и нравственные проблемы в произведении “Слово о полку Игореве” Патриотизм – чувство великое и необходимое. И складывается оно, прежде всего, из любви к Родине, преданности ей, готовности в любой момент защищать ее свободу и независимость. Именно эта основная мысль и заложена в небольшом, но очень важном памятнике литературы древней Read More .

Истинный и ложный патриотизм в “Война и мире” В процессе реализации своего грандиозного замысла, связанного с созданием романа о декабристе, который возвращается из многолетней сибирской ссылки, Л. Н. Толстой намеренно обращается к историческим событиям памятного всем 1812 года. Это было время, отмеченное особым подъемом патриотизма и национального самосознания. Read More .

Служение Отчизне и патриотизм в лирике Пушкина Молодой А. С. Пушкин, только что окончивший Царскосельский лицей, оказался перед прозой жизни, столкнулся с несправедливостью крепостнического строя. Россия после славных побед над Наполеоном начинала поддаваться губительному гниению изнутри. Не выдерживая испытания временем, рушились вековые устои самодержавия, Захватническая внешняя политика Read More .

Истинный патриотизм и героизм в понимании “Дубина народной войны поднялась со всей своею грозной и величественной силой и, не Спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.” Роман Read More .

Патриотизм русского народа в Отечественной войне 1812 года Роман “Война и мир” в жанровом отношении является романом – эпопеей, так как Толстой показывает нам исторические события, которые охватывают большой отрезок времени (действие романа начинается в 1805 году, а заканчивается в 1821, в эпилоге), в романе свыше 200 действующих Read More .

Патриотизм, выносливость, мужество, жизнерадостность главного героя Цели: продолжить работу над идейно-художественным содержанием поэмы; развивать творческие способности учащихся; совершенствовать навыки составления сравнительной характеристики литературных героев; воспитывать чувство патриотизма, мужество, душевную стойкость. Оборудование: раздаточный материал для работы в группах. ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний Read More .

Русский национальный характер в произведении Н.С. Лескова “Левша” (стр. 2 из 2)

Левша готов пожертвовать собой ради Отечества, во имя дела. Он едет в Англию без документов, голодный (ему в дороге “на каждой станции пояса на один значок еще перетягивали, чтобы кишки с легкими не перепутались”), чтобы показать иностранцам русскую смекалку и умение, и вызывает уважение англичан своим нежеланием остаться в их стране.

Мастерство и умение Левши вызвало заслуженное уважение у англичан, но, к сожалению, он был лишён технических знаний, доступных английским мастерам, и, как результат, подкованная Левшою с товарищами “нимфозория” больше не может танцевать: «Это жалко, – сожалеют англичане, – лучше бы, если б вы из арифметики по крайности хоть четыре правила сложения, знали, то, бы вам было гораздо пользительнее, чем весь Полусонник. Тогда бы вы могли сообразить, что в каждой-машине расчет силы есть; а то вот хоша вы очень в руках искусны, а не сообразили, что такая малая машинка, как в нимфозории, на самую аккуратную точность рассчитана и ее подковок несть не может. Через это теперь нимфозория и непрыгает и дансе не танцует».

Когда Левша возвращается на родину, он заболевает и умирает, никому не нужный. Брошенный на пол в “простонародной” больнице, он олицетворяет собой негуманность, недальновидность и неблагодарность государственной власти – причину неустроенности России, как считает автор.

Из всего рассказа становится очевидным, что Лесков сочувствует Левше, жалеет его, авторские комментарии наполнены горечью. В образе Левши отразились поиски Лесковым положительного национального героя, и, на мой взгляд, этот образ очень близок к цели.

3. Русский национальный характер Левши, героя сказа Н.С.Лескова

Лесков не дает имени своему герою, подчеркивая тем самым собирательный смысл и значение его характера. В образ Левши собраны основные черты русского национального характера.

Религиозность русского народа проявляется в эпизоде, когда тульские мастера, в том числе Левша, перед началом работы пошли поклониться иконе “мценского Николы” – покровителя торгового и военного дела. Также религиозность Левши “переплетается” с его патриотизмом. Вера Левши – одна из причин, по которой он отказывается остаться в Англии. “Потому,- отвечает,- что наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы.”

· Сила воли, мужество и смелость

Левша в числе трех оружейников в течение двух недель упорно работал над диковинной блохой. Все это время они сидели взаперти, держа в тайне свою работу. Именно здесь проявляется сила духа, так как пришлось работать в тяжелых условиях: с закрытыми окнами и дверями, без отдыха, чтобы во время работы не разу не выйти из их “тесной хороминки”, в которой “от безотдышной работы в воздухе такая потная спираль сделалась, что непривычному человеку с свежего поветрия и одного раза нельзя было продохнуть”.

·Терпение и стойкость

Много раз Левша проявляет терпение и стойкость: и когда Платов “словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели”, и когда Левша, плывя из Англии домой, несмотря на ненастье, сидит на палубе, чтобы поскорей увидеть Родину:

“Как вышли из буфты в Твердиземное море, так стремление его к России такое сделалось, что никак его нельзя было успокоить. Водопление стало ужасное, а, левша все вниз в каюты нейдет – под презентом сидит, нахлобучку надвинул и к отечеству смотрит. Много раз англичане приходили его в теплое место вниз звать, но он, чтобы ему не докучали, даже отлыгаться начал.”

Будучи в Англии, Левша отвергает выгодные предложения англичан: обосноваться в Лондоне, выучить науки, побывать на заводах на практике, устроиться на престижную работу, жениться, обзавестись семьей. (“Оставайтесь у нас, мы вам большую образованность передадим, и из вас удивительный мастер выйдет”, «Англичане назвались, чтобы его родителям деньги посылать”, “ мы вас женим”), так как он любит свою Родину, любит её обычаи, её традиции. Левша не представляет свою жизнь вне России. “Мы,– говорит,– к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница — старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить”, “а я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать ”.

Левша – истинный патриот, патриот в душе, одарен от рождения, ему присуща высокая нравственность и религиозность. Он прошел через множество испытаний, но даже в смертный час он помнит о том, что должен сообщить военный секрет англичан, незнание которого отрицательно отражается на боеспособности русской армии.

Несмотря на его сильную привязанность к Родине, Левша отказывает англичанам в просьбе остаться очень вежливо, стараясь их не обидеть. Он делает это так, что его отказ не только не расстроил англичан, а даже вызвал у них уважение. И атамана Платова он прощает за грубое обращение с собой. “У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина”,— говорит о своем русском товарище “аглицкий полшкипер”.

· Трудолюбие и одарённость

Одной из основных тем в рассказе является тема творческой одаренности русского человека. Талант, по Лескову, не может существовать самостоятельно, он обязательно должен основываться на нравственной, духовной силе человека. Сам сюжет, сама история этого сказа рассказывает о том, как Левша, вместе со своими товарищами, смог “переплюнуть” английских мастеров без всяких приобретённых знаний, только благодаря одарённости и трудолюбию. Необыкновенное, чудесное мастерство – основное свойство Левши. Он утер нос «аглицким мастерам», подковал блоху такими мелкими гвоздями, что и в самый сильный «мелкоскоп» не увидишь. Образом Левши Лесков доказывал, что неверно мнение, вложенное в уста императора Александра Павловича: у иностранцев “такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся”.

Собственное имя Левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства, но его похождения могут служить воспоминанием эпохи, общий дух которой схвачен метко и верно. Образ Левши, по мысли писателя, напоминает о тех временах, когда имело значение «неравенство талантов и дарований», и заставляет с грустью смотреть на современность, когда, «благоприятствуя возвышению заработка, машины не благоприятствуют артистической удали, которая иногда превосходила меру, вдохновляя народную фантазию к сочинению подобных нынешней баснословных легенд».

В настоящей работе мы рассмотрели русский национальный характер на примере произведения Н.С.Лескова “Левша”. Анализируя это произведение, находя в его главном герое признаки русского национального характера, мы обнаружили, что “Левша” является произведением, в котором Лесков, непревзойдённый мастер сказа, мастерски выделил основные черты русского национального характера и показал их на примере своих героев, в особенности Левши. Автор, чтобы сделать это, использует различные языковые средства выразительности, такие как использование “народных” словечек (“нимфозория” – инфузория, “укушетка” – кушетка и т.д). Это придаёт “Левше” особый “шарм”.

Левша – символ русского народа. Левша олицетворяет русский народ, он религиозен, патриотичен, трудолюбив, добр и свободолюбив. Лесковым представлен поистине великий человек: талантливый мастер, с широкой душой, горячим любящим сердцем, с глубокими патриотическими чувствами.

Таким образом, в завершении данной работы, следует сказать, что русский национальный характер, безусловно, имеет свои характерные черты, отличные от черт присущих иным народам и такие непонятные для них. Та внутренняя сила, духовность и жертвенность народа, его доброта, душевная простота, сострадание и бескорыстие и, вместе с тем, инертность, нелогичность и нерациональность поступков, поведение, оправданное чаще всего лишь интуицией, все это делает русский народ не похожим ни на один народ в мире. Россия же, в которой живет такой необыкновенный народ, не похожа ни на одну страну в мире.

произведение левша русский национальный характер

Список используемой литературы

1. Лесков Н.С. Левша. – Астрель, АСТ, 2006 г.

2. Вьюнов Ю.А. “Слово о русских”. М.,2002.

3. Верещагин Е.М. Костомаров В.Г. “Язык и культура”. M,1990.

4. Тер-Минасова С.Г. “Язык и межкультурная коммуникация”. М.,2000.

5. “Большая Советская энциклопедия”. М, Советская энциклопедия, 1970г.

6. Лосский Н. О. О русском характере. М., 1990.

Ссылка на основную публикацию