Печорин и Максим Максимыч отношения и дружба сочинение

Дружба в романе Герой нашего времени (тема дружбы) сочинение

В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» поднимается много тем. Одной из самых важных является тема дружбы.

Главным героем романа является Григорий Печорин. Все остальные герои лишь помогают раскрыть его характер и душу, но не являются предметом романа. Предмет романа — это чувства и эволюция чувств Григория Печорина.

Григорий Печорин сам замечает за собой, что не пригоден для дружбы. Ему принадлежит мысль о том, что в дружбе один всегда раб другого. Печорин был гордым человеком и не мог покоряться кому-то. Он — прирожденный лидер, требующий подчинения.

Его отношения с Максимом Максимовичем сложно назвать дружбой. Максим Максимыч с теплотой и уважением вспоминает про Печорина. Он полюбился ему чем-то особенно сильно. Однако, Максим Максимыч очень проницательный и чуткий. Он сразу понял, что не был другом для Печорина, который холодно к нему относился. Он лишь собеседник для него, приятель. Григория не волновала душа Максима Максимыча, ни его мысли, слова.

Далее следуют взаимодействия Печорина с Грушницким. Печорин в открытую смеется над Грушницким. Он сразу прознал его искусственность и фальшивость. Грушницкий понимал это, и от этого Печорин не нравился ему. Их отношения закончились трагично — гибелью Грушницкого.

Конечно, у самого Печорина иногда возникали моменты, когда ему был необходим друг, товарищ, которому можно высказать свои чувства и спросить совета. Например, гибель Грушницкого не оставила равнодушным Печорина. Он беспокоился и грустил, но не мог найти себе отдушины.

В романе встречаются и такие люди, с которыми Печорин мог бы построить дружбу и обрести эмоциональную близость. Это прежде всего доктор Вернер. Он также был очень умен и проницателен. Однако, внутренние преграды не позволили Печорина обрести с ним дружбу. Он не мог прислушаться к другому человеку, а также разделить его чувства, сочувствовать, жертвовать собой. Он не мог покоряться, смиряться. Печорин был очень гордым и неуступчивым. Он не мог поступиться своими принципами, чувствами, эмоциями ради создания крепких душевных связей с кем-либо из остальных героев произведения.

Однако, в Печорине, как и в любом другом человеке, есть чувства, которые требуют выражения. Если он не мог найти это выражение в дружбе, то ему приходилось искать выражения в любви, которая также не принесла ему счастья и удовлетворения из-за его моральных барьеров и комплексов.

2 вариант

В произведении Лермонтова «Герой нашего времени» поднимается сразу несколько тем. Но одной из самых нужных и важных является дружба.

Главным героем этого произведения является Печорин. Конечно, есть и другие герои, но при помощи остальных героев раскрывается постепенно образ и характер этого героя.

У Печорина практически нет друзей, да он и не стремиться, с кем-то подружиться. А немного позже он понимает, что не умеет дружить. Ему не нравится в дружбе одно качество именно поэтому все так и произошло. А именно то, что он становится рабом своего лучшего друга и он командует им и управляет. А Печорин этого не любит, потому что сам любит кем-нибудь покомандовать, а отдавать свой хлеб никому не хочется.

Хотя у него такой скверный характер, но есть герои, которые тепло и даже с радостью отзываются о нем. Таким героем является Максим Максимович. Хотя по-настоящему они даже и друзьями никогда не были. Сначала Максим Максимович раскрывает перед ним свою душу, но в ответ ничего не получает, да и Печорин никогда не любил слушать и никого никогда не слышал. Ему больше всего нравилось, когда слушали его и все его приключения. И вот с такой холодностью он относился ко всем.

Дальше Печорин познакомился с Грушницким. И практически сразу же начал над ним смеяться и издеваться. И это очень сильно не понравилось Грушницкому. Он видел в нем искусственность и нотки фальши. И в итоге герой погибает. От этого Печорин очень сильно переживал и не мог долго найти места. Кроме этого бывали моменты, когда ему требовалась твердая рука и помощь, вот только ждать ее было не откуда.

Конечно, здесь встречаются и такие герои, с которыми наш главный герой мог бы построить близкие отношения и даже стать друзьями, если бы у него было желание. Этим героем является Вернер. Это умный и проницательный человек, который не только выслушает, но и даст нужный и правильный совет. Вот только Печорин опять боится заводить дружбу, ведь дружить он не умеет. У него есть принципы, против которых он никогда не пойдет, даже если это требуется в некоторых случаях. Он никогда не умел слышать и слушать людей, а также разделять с ними чувства.

Он всегда искал чувства, которые бы его удовлетворяли и в дружбе он их отыскать так и не смог. Тогда он попытался поискать их в любви, но и здесь его ожидает горечь и разочарование.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема дружбы в романе Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Нижний Новгород – мой родной город. При одном его упоминании у меня возникают сотни теплых эмоций и воспоминаний. Это моя Родина, патриотом которой я являюсь. Это город со своей историей, со своими неповторимыми

Этим вопросом задаются многие, но ответить на него сможет далеко не каждый. Сегодня мы поговорим о том, возможна ли дружба на просторах интернета.

Первый снег – это самая настоящая сказка для меня. Он выпадает всегда неожиданно и несет с собой особый уют, спокойствие и доброту. Когда я вижу первые снежинки за окном, мне сразу хочется

Так сам рассказчик называет жилище этого самого станционного смотрителя. Там, всё-таки, чувствуется женская рука. Глаз «отдыхает» на комнатных растениях, на пестрой занавеске, которая отделяет кровать от остального помещения.

Михаил Юрьевич Лермонтов создал уйму гениальных произведений, которые увековечили его имя в русской литературе. Он писал пробирающие до глубины души стихотворения, глубокомысленные рассказы и повести

Дружба в жизни Печорина

Дружба в жизни людей играет большую роль. Человек существо социальное. Кроме близких и дальних родственников у него обязательно появляются друзья, приятели. Кто-то сохраняет дружеские отношения с детства и до преклонных лет, кто-то относится к дружбе поверхностно.

Печорин утратил романтическое отношение к дружбе и любви, он не умел крепко привязываться к людям, был критичен к ним.

Печорин и Максим Максимыч

С Максимом Максимычем Печорин прослужил год. Сам Максим Максимыч сильно привязался к молодому сослуживцу. Узнав, что тот остановился в одной гостинице, буквально светился от радости. Он не поехал по служебным делам, ждал, чтобы провести с Григорием Александровичем вечер, как когда-то они коротали вечера в крепости. Слуге Печорина он сказал:

Простодушный штабс-капитан был уверен, что Печорин, узнав о том, что он находится в гостинице, тут же прибежит. Однако Печорин предпочел ночевать в доме некоего полковника Н., и в гостиницу явился и только для того, чтобы отправиться в путь. Печорин, не то, чтобы не был рад встрече. Но он не выразил такой радости и эмоциональности, как штабс-капитан. Очевидно, он не придавал столь огромного значения отношениям, сложившимся между ними за время службы в крепости.

Максим Максимыч решил, что тот загордился и предпочитает его скромной персоне богатых и знаменитых. Но нет. Печорин также бы встретил Максима Максимыча даже в том случае, если бы он был владельцем парочки деревень в российской глубинке. У него такой характер. Он не впускал людей глубоко в душу, потому что когда привязываешься, и приходится расставаться, расставания проходят больнее. Тяжело бывает разочаровываться в предательстве тех, кому доверял.

Печорин и Грушницкий

Печорин именно держал людей на некотором расстоянии от себя, не впуская глубоко в сердце. Печорин хорошо знал Грушницкого, и не любил.

Тем не менее, к Грушницкому Печорин относился как приятелю. При встрече они обнялись, на протяжении всего развития событий до самой встречи у дома Лиговских продолжали встречаться. Втайне Печорин забавлялся Грушницким, старался разозлить его. Печорина раздражало то, что приятель считал княжну Мери почти своей. Он видел, что в избалованной барышне любви ни на грош. Она считала Грушницкого разжалованным, видя его хромоту, сочувствовала ему. Но не более. Печорин понимал, что как только Грушницкий наденет офицерский мундир, девушка потеряет к нему интерес. Так и случилось. Его забавляла и сама княжна. Он знал, что от любви до ненависти один шаг, и сначала возбудил в душе девушки ненависть к своей персоне.

Читайте также:  Жорж Бенгальский в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

Печорин и Вернер

Вернера Григорий Александрович искренне уважал. Они почти с полуслова понимали друг друга. Вернер был примечательной наружности, за что молодежь прозвала его Мефистофелем. Он был умен, образован, и у Печорина всегда находились темы для беседы с Вернером. С доктором Печорину не было скучно. Вернер стал секундантом Печорина во время дуэли его с Грушницким. Суть отношений между ними Печорин как-то высказал Вернеру:

Трудно не согласиться с Печориным в том, что дружба редко бывает равноправной, когда люди привязываются друг к другу по велению души. И счастливы те, кто имеют именно таких – бескорыстных и сердечных друзей. На жизненном пути Печорина такого друга, наверное, не было, либо он не разглядел в людях бескорыстия. Он считает, что

И хотя Печорин считает что «повелевать … – труд утомительный», он людей использует. На всем протяжении романа доктор Вернер служил для Печорина источником информации. Грушницкий был в роли подопытного кролика, за которым Григорий Александрович наблюдал и потешался. Впрочем, Печорин никого не считал друзьями, а только приятелями, и никогда никого не впускал в свое сердце.

Сочинение на тему Печорин и Максим Максимыч

Казнь декабристов разделила двадцатые и тридцатые года позапрошлого века, подобно стене. Теперь не услышишь слово Свобода, и среди бурь пустых приходилось не жить, а томиться Лермонтову и его современникам. В этой стране рабов и господ, в своем времени, многие оказались лишними людьми. Таким лишним человеком оказался и Печорин, который является главным героем знаменитого произведения Лермонтова Герой нашего времени. Открывая книгу, мы тут же погружаемся в мир, где живут два разных человека: Печорин и Максим Максимыч, о которых и пойдет речь в нашем сочинении.

Печорин и Максим Максимыч

Изучая роман, мы замечаем, как в лице одного человека автору удается отразить судьбы разных поколений. Кто-то может заинтересоваться, для чего автору создавать образы Печорина и Максима Максимыча, и в чем смысл их противопоставления. Но именно это противопоставление двух героев наиболее полно раскрывает образ лишнего человека. Взаимоотношения Печорина и Максим Максимыча, в который раз докажут, что главному герою друзья не нужны, и он идет по собственному пути, наплевав на окружающих. В итоге, окружающие Печорина люди страдали, были несчастны или оставались с разбитым сердцем.

Встреча

Первая встреча Печорина и Максим Максимыча произошла в одной из кавказских крепостей. Там и служил штабс-капитан Максим Максимыч, которому оставалось недолго до заслуженного отдыха. Жизнь текла размеренно, пока его будни не были развеяны приездом Печорина. Молодой офицер сразу вызвал симпатию у штабс-капитана, и он почувствовал желание оберегать и опекать Печорина. Максим Максимыч предлагает отбросить формальности, но Печорин придерживается другого мнения. С наставником держится официально, ведет себя тактично и не позволяет вольностей. По своему характеру Печорин был сумасбродным, и многие его поступки не укладывались в голове, но штабс-капитан находил им оправдание, объясняя все молодостью и беспечностью.

Вторая, и последняя встреча Печорина и Максим Максимыча, которая произойдет спустя пять лет, расставит все точки в отношениях мужчин. За это время капитан не изменился и был рад встрече с тем, кого считал своим другом. Печорин же был холоден, чем причинил капитану душевную боль, и только тогда Максим Максимыч понял, что дружбы между ними не было.

Отношения Печорина и Максима Максимыча

Действительно, капитан испытывал самые лучшие чувства по отношению к Печорину. Он полюбил молодого офицера, и ничто не могло повлиять на это мнение, даже черствость и бездушность Печорина, с которой тот отнесся к смерти Беллы. Максим Максимыч относился к офицеру не просто как к другу, он испытывал отцовские чувства. И только последняя встреча дала понять мужчине, насколько тот ошибался. Как оказалось, капитан просто выдавал желаемое за действительность, а вот Печорин не изменяет себе, и даже по отношению к Максиму Максимычу он поступает привычным образом. Растоптал и забыл. Для него все люди были прохожие, и он не был способен на любовь и теплые чувства.

Сравнительная характеристика

Печорин и Максим Максимыч — два героя романа, две противоположности. Пятидесятилетний штабс-капитан дисциплинирован, ценит долг, добр, скромен и отзывчив. Он способен на любовь и сочувствие. Печорин другой. В свои двадцать пять лет он пресытился жизнью и умирает от скуки. По его признаниям мы понимаем, что Печорин испорчен обществом. Он не терпит отказа и его желания превыше всего. Если Максима Максимыча тянет к общению, и он приятельски относится к окружающим, то Печорин индивидуалист. Он замкнутый человек, которому безразличны судьбы других людей. Если Максим Максимыч способен на любовь, то для Печорина такие чувства как любовь и дружба незнакомы.

Максим Максимыч — это образ, вобравший в себя все положительные черты русского народа, а вот Печорин со своим личностным началом оказался лишним.

Сочинение на тему: ПЕЧОРИН И МАКСИМ МАКСИМЫЧ

ПЕЧОРИН И МАКСИМ МАКСИМЫЧ

Центральной проблемой в романе М. Ю. Лер­монтова «Герой нашего времени» является про­блема личности, ее отношения к обществу и миру, ее обусловленности социально-историческими обстоятельствами и одновременно противостоя­ния этим обстоятельствам. Все средства, все об­разы и сюжеты произведения служат одной цели — изображению и раскрытию характера и судь­бы главного героя — Печорина, как героя особой исторической эпохи. В «Герое нашего времени», как и в других произведениях поэта, почти нет однозначных образов, нет деления на положи­тельных и отрицательных персонажей. Автор раскрывает весь внутренний мир действующих лиц, а этот мир часто бывает сложен и противо­речив.

Наиболее ярко противоречивость и раздвоенность главного героя романа проявляются в со­поставлении его с Максимом Максимычем. Имен­но от этого простого армейского офицера, скром­ного и доброго человека, способного неплохо раз­бираться в людях и предугадывать события, мы впервые узнаем о Печорине — человеке лет двад­цати пяти: «он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький». Максим Максимыч — добрый и отзывчивый, честный и бескорыстный человек. Он относится ко всем ок­ружающим с симпатией и отеческой любовью, именно поэтому готов простить и «странности» Печорина, которого он не может до конца понять. Максим Максимыч сам признается, что не пони­мает всех тонкостей в объяснениях Печорина, что ответы молодого человека часто ставят в тупик. Странности замечает он и в поведении Печорина, который мог непогожий день выдержать на охо­те, а простудиться от ветра из форточки; от стука ставня у себя в комнате вздрогнет и побледнеет, а один ходил на кабана; то молчит часами, то сме­шит так, что «животики надорвешь». Максим Максимыч уверен, что есть люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться не­обыкновенные вещи. Именно таков, по его мне­нию, Печорин. Трагическую судьбу героя, все происходящее с ним он приписывает предопре­делению свыше. Единственное, чего никак не может понять старый офицер, так это то, почему многие люди недовольны жизнью, скучают и ме­чутся. Сам Максим Максимыч не знает беспокой­ного стремления к истине, он не искушен в про­тиворечиях жизни, не имеет больших жизнен­ных притязаний. Потому и душевные метания людей, подобных Печорину, объясняет лишь их «странностями».

Максим Максимыч во многом осуждает Печо­рина. Из его рассказа мы узнаем, что герой Лер­монтова — это индивидуалист, не считающийся с тем, как его поведение отразится на людях, ко­торые встречаются на его пути. Это человек, иг­рающий на слабостях и недостатках людей: Аза­мата, падкого на деньги, он заставляет украсть лучшего козла из отцовского стада; его страстное желание завладеть конем Казбича использовал для того, чтобы похитить красавицу Бэлу. Ста­рик пытается усовестить молодого человека, ука­зать ему на то, что он сделал несчастной ни в чем не повинную девушку. Но Печорин не привык отступать от своих желаний. Объяснения героя совершенно обезоруживают Максима Максимы­ча. Но даже в этом случае он готов в какой-то сте­пени оправдать молодого человека. «Видно в дет­стве был маменькой избалован», — замечает он.

Сам Печорин в душе сознает, что приносит окружающим только несчастья. Он раскаивает­ся в том, что стал причиной гибели Бэлы; проявив холодность при встрече с Максимом Максимычем после долгой разлуки, он, словно извиняясь, об­нял старика. Однако противоречия в его харак­тере и в его сердце неискоренимы. Он и сам при­знается, что у него душа испорчена светом, что у него ненасытное сердце — «ему все мало». Он видит для себя единственный выход: путешество­вать в Америку, Аравию, Индию — «авось где-нибудь умру на дороге».

Читайте также:  Почему Герасим утопил Муму сочинение для 5 класса

В романе М. Ю. Лермонтовым Максиму Максимычу отведена важная роль — он первым пред­ставляет нам главного героя и рассказывает о его поступках, характере, рассуждениях. Но на этом его роль вовсе не ограничивается. Он показан ав­тором как полная противоположность Печорина. Положительные качества старого офицера при­званы подчеркнуть испорченность и противоре­чивость главного героя. Если штабс-капитан всю свою жизнь посвящает заботе о других, то моло­дой человек живет только для себя. Если Максим Максимыч инстинктивно тянется к общению, к людям, то Печорин замкнут в себе, безразличен к судьбе окружающих. Добрый старик, облада­ющий открытой душой, глубоко привязанный к своим друзьям и окружающим его людям, ждет того же и от остальных. Но герой Лермонтова не оправдывает его ожиданий. После долгой разлу­ки штабс-капитан волнуется, терпеливо поджи­дая у ворот человека, который принес ему когда- то немало тревог и огорчений. «Он едва мог ды­шать, пот градом катился с лица его, мокрые клочки седых волос, вырвавшись из-под шапки, приклеились ко лбу его; колена его дрожали…» А Печорин даже не вспоминает о старике. Он бы спокойно мог уехать из города, если бы Максим Максимыч вовремя не прибежал на вокзал. Ста­рый офицер предстает здесь человеком, который через многие годы разлуки пронес привязанность к своему случайному товарищу. Он способен на многое ради дружбы. Он не помнит зла, oн ожи­дает от окружающих добра и участия. Он совер­шенно бескорыстен и готов забыть обиду. Он не требует благодарности и признания своих заслуг. Бэла не вспомнила перед смертью о Максиме Максимыче, а он лишь смиренно произносит: «Ну, да бог ее простит. И вправду молвить: что ж я такое, чтоб обо мне вспоминать перед смер­тью. » Ни обиды, ни служебные заботы, ни по­стоянные опасности военной жизни не смогли ожесточить «золотое сердце» старика. Такие люди освещают жизнь мягким, добрым сердеч­ным светом, помогают понять, что хорошо и что плохо, помогают осознать и исправить свои ошиб­ки. Все отдавая друзьям, забывая о самих себе, они остро воспринимают холодность и равноду­шие. Потому старый офицер очень переживает после того, как Печорин фактически оттолкнул его.

Да, герой поступает плохо со старым товари­щем. Но его равнодушие по отношению к стари­ку — это внешнее проявление характера, под ко­торым кроется горькое одиночество. Осуждая и одновременно прощая и жалея молодого челове­ка, Максим Максимыч внушает и нам некоторое сочувствие к судьбе героя. Этот старый человек олицетворяет в романе народ и время. Он высту­пает в некотором роде неподкупным, праведным судьей, который судит Печорина, проверяет ис­тинность его натуры, подтверждает действитель­ность его трагедии. И он полностью оправдывает героя. Оправдывает самой своей жизнью, своим бесцельным существованием в какой-то степени повторяя судьбу Печорина.

Создав в романе образы двух таких разных людей, показав историю их жизни, их судьбы, оказавшиеся глубоко трагичными, М. Ю. Лер­монтов написал историю своего времени. Образ

Максима Максимыча — это собирательный образ русского человека, отражающий все положитель­ные, добрые, возвышенные черты русского наро­да. Отразив в произведении трагическую судьбу главного героя, он отразил трагедию всего наро­да, всей страны в непростое, трагическое время, ознаменовавшееся отчаянными поисками людь­ми своего места в жизни, своей роли в обществе, смысла существования. Время и общество дела­ло эти поиски бесплодными, обрекая человека на одиночество или гибель.

Любовь и дружба в жизни Печорина

Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

Григорий Александрович Печорин – главное действующее лицо романа «Герой нашего времени». Остальные же герои этого произведения, лишь окружают его, находятся на втором плане, помогая лучшему раскрытию личности, показывая с помощью взаимодействия как светлые, так и темные стороны характера Печорина. Но это совсем не означает, что эти личности совершенно статичны, так как они растут и меняются от повести к повести, оживая на страницах романа.

Печорин – образованный, светский дворянин, знавший свет и уже уставший от него. По его же словам, он «к дружбе неспособен». Он не верит в ее искренность, друзья не остаются у него в сердце надолго. Но это отнюдь не препятствует тому, чтобы другие люди сами стремились к нему на встречу.

В первой повести мы знакомимся с Максимом Максимычем, знавшим Печорина в крепости на Кавказе. Он говорит о нем с теплотой, хоть и не может не заметить его некоторой странности в обращении. При новой встрече несмотря на явное расположение к нему Максима Максимыча Печорин не проявляет взаимности в ответ. Он холоден, а на Максима Максимыча это действует отрезвляюще. Он видит, что для Печорина он не представляет интереса, он гость из прошлого, которого не хочет вспоминать Печорин. Максим Максимыч оказался для него, возможно, старым знакомым, но отнюдь не другом.

Ещё один заметный персонаж в жизни Печорина – Грушницкий. С первых строк о нем говорится, что они «встретились старыми приятелями». Но за этой маской расположения, скрыто совсем другое. Печорин не принимает Грушницкого всерьез, подсмеивается над ним. Он видит его искусственность насквозь. «Я его понял, и он за это меня не любит». Развязкой этих отношений становится дуэль, на которой и погибает Грушницкий. Это не оставляет Печорина равнодушным, хотя он и не испытывает дружеских чувств по отношению к Грушницкому. Для него он был лишь минутным развлечением.

С молодым доктором Вернером у Печорина могла бы сложиться дружба. Они во многом похожи. Их обоих отличает аналитический ум, развитый интеллект, сильная воля. Но они оба неспособны к дружбе. Дружба основана на доверии, открытости и естественности в отношениях, чего сам Печорин не находит в себе. Он говорит, что «из двух друзей всегда один раб другого»

Значит ли все это, что Печорин неспособен к дружбе? В минуты душевного напряжения, как, например, после дуэли с Грушницким ему хочется дружеского участия, разговора с кем-нибудь. Но он множество раз разочаровывался в жизни, людях в ней, он уже не способен по настоящему привязаться к кому-либо. Он становится равнодушным к своей жизни и к людям.

Это отношение проявляется но протяжении всего романа не только в дружбе, но и в любви. Часто в своем эгоизме Печорин забывает об интересах других, сначала привязывая людей к себе, а потом утрачивая к ним интерес. Ни одна из его «влюбленностей» не закончилась счастливым концом, нигде он не нашел настоящего душевного единения и родства душ.

Бела для Печорина должна была стать чем-то новым, тем, что разгонит его скуку, принесет исцеление от тоски. Ему было интересно наблюдать за развитием событий, интересно добиваться ее, заставить доверять. Но когда он наконец достиг желанного, он снова разочаровался. «Я опять ошибся, – говорит Печорин, – любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой». Это достигает предела, когда после смерти Белы, он даже не горюет и старается просто забыть это как какое-то досадное происшествие. В этом проявляется ощутимое малодушие.

Так же как и Бела, княжна Мери оказалась «жертвой» чар Печорина. Он сумел заинтересовать ее. Она приняла его равнодушие за загадочность, его язвительность за острый ум. Он надевал перед ней маску, стараясь только заставить ревновать Грушницкого и чаще видеться с Верой. Но, в конце концов, Мери удивила самого Печорина. Там, где он ожидал увидеть светскую кокетку, он нашел благородную и чуткую душу, достойную внимания. При их финальном объяснении он говорит ей, что лишь «смеялся» над ней. Хотя это и не совсем правда. Он решил оборвать все ее надежды сразу, чтобы потом не было ещё хуже. Это одно из немногих событий, в которых проявляется его жестокое, но благородство. В конце концов он оказался неспособен отдать свою свободу и добровольно оставил Мери.

Глубже было его чувство к Вере, замужней женщине. Эта привязанность была для него самой долгой. Он каждый раз возвращался к ней. Она была единственной, кто, зная его недостатки, все же любил его. Она была готова принять порицание света, пренебречь замужеством. «С тех пор, как мы знаем друг друга, – говорила Вера, – ты ничего мне не дал, кроме страданий». И даже несмотря на это она продолжала сама искать встречи с ним. Она понимала Печорина как никто другой и принимала его. Когда же он понимает, что разлука неизбежна, что он больше никогда ее не увидит, его одолевают настоящие слезы. В этом эпизоде выявляется все его подавляемое одиночество, безысходность, которую раньше он всегда скрывал под маской холодности и отчужденности.

Читайте также:  Лирика Тютчева - сочинение

Ни любовь, ни дружба в конечном счете не принести никому из героев счастья. Воспитание, уже сложившийся характер Печорина каждый раз препятствовал созданию близких и доверительных отношений. Ему с его замкнутостью было сложно, почти невозможно открыться кому-либо. Он закостенел в своей скрытности и хладнокровии. Ему легко увлечься, но трудно сохранить это быстро улетучивающееся чувство. Но когда наконец это случалось, судьба, в которую он потом стал верить, была не на его стороне. Он не умел по настоящему любить, и в конечном итоге он смог лишь заставить страдать тех, кто был ему предан.

42688 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

Дуэль Печорина с Грушницким (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Анализ сцены дуэли Печорина с Грушницким (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Любовь и дружба в жизни Печорина

Смотрите также по произведению “Герой нашего времени”:

Сочинение: Последняя встреча Максима Максимыча и Печорина

ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА МАКСИМА МАКСИМЫЧА И ПЕЧОРИНА

Условия успешного выполнения работы

  • Жанр сочинения – анализ эпизода, литературно-критическая статья.
  • Содержание — творческая работа логического плана на литературную тему.
  1. Прочитайте вариант анализа эпизода последней встречи Максима Максимыча и Печорина.
  2. Выскажите свое мнение о прочитанном, ссылаясь на критерии оценивания творческой работы.
  3. Отредактируйте текст творческой работы, внеся необходимые поправки в форму и содержание.
  1. Вступление: определен объект анализа — эпизод последней встречи Максима Максимыча и Печорина.
  2. Основная часть:
  • начало встречи Максима Максимыча и Печорина: мгновения ожидания радости;
  • мотив ожидания, нетерпения, длинный церемониал встречи в изображении М.Ю. Лермонтова;
  • «Где же?»: мотив раздражения и неловкости — способ создания внутреннего напряжения повествования;
  • задыхающийся ритм повествования о первых мгновениях встречи давних знакомых;
  • «протянул» руку (Печорин) и «схватил обеими руками» (Максим Максимыч) — какие разные слова!
  • странный разговор героев.
  1. Вывод: «Мне пора» — заключительный аккорд эпизода, разящий ледяным холодом.

В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» эпизод последней встречи штабс-капитана Максима Максимыча и главного героя произведения Г.А. Печорина — пожалуй, один из самых важных и значительных в сюжетно-композиционном строе романа. Он помогает читателю понять одну из самых главных причин, заставляющих Печорина мучиться, скитаться по свету, приносить несчастья совершенно невинным людям.

Лермонтов, создавая портрет героя своего поколения, времени, раскрывает в этом эпизоде душу Печорина, обнажает ее, и суть характера лермонтовского героя становится нам понятной.

Давайте обратимся к тексту: «— Чья это коляска. — Моего господина… — А кто твой господин? — Печорин…»

Так начинается эпизод последней встречи Максима Максимыча и Печорина. Читатель вместе с Максимом Максимычем вздрагивает от радости. Зная, что связывает Печорина со штабс-капитаном, мы, как и он, не сомневаемся, что сейчас произойдет трогательная встреча друзей, сейчас появится Печорин и бросится на шею доброму старику.

Максиму Максимычу важно одно: увидеть Печорина. «Да где же он сам остался?» — вот что интересует старика. «Слуга объявил, что Печорин остался ужинать и ночевать у полковника Н…» Максим Максимыч убежден, что Печорин сейчас прибежит, пойти к полковнику сам он не может: он не в том чине, чтобы запросто являться в дом к высшим чинам. Он знает свое место.

Ожидание, нетерпение, длинный церемониал встречи — все это определяет состояние Максима Максимыча, не Печорина. Он холоден и спокоен — более того, ему скучно. Первое, что мы о нем узнаем: он «зевнул раза два» — никакого волнения при мысли о предстоящей встрече, никакого движения души.

Только здесь, в середине второй из пяти повестей, составляющих роман, Лермонтов рисует портрет Печорина — первый психологический портрет в русской литературе. Для Лермонтова важно не живописное представление от Печорина, а те особенности его внешности, которые помогут понять характер, психологию. Сра-

зу, с первого взгляда, в Печорине угадывается сильный человек. «Его походка была небрежна и ленива, но… он не размахивая руками, — верный признак скрытности характера…» Небрежность и сдержанность, стройность, прямизна стана и расслабленность. Глазам Печорина Лермонтов посвящает целый абзац. То, что они «не смеялись», — «признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

Напряженное ожидание Максима Максимыча, наконец, разрешилось: Печорин пришел. Но теперь нет штабс-капитана. А лошади уже заложены. Внутреннее напряжение рассказчика (а вместе с ним и читателя) растет, ведь Печорин может так и уехать, не дождавшись Максима Максимыча. Правда, он не торопится. На предложение рассказчика Печорин реагирует так, как нам хотелось: «быстро», с восклицанием «ах!», с вопросом «где же?». Но ему «вчера говорили» — а он вчера не торопился и сегодня чуть не уехал… Что же все это значит?

«Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи…» Спокойный, медлительный тон, которым Лермонтов повествует о Печорине, сменяется бешено быстрым, вдыхающимся ритмом повествования о Максиме Максимыче: он бежал, «что было мочи… едва мог дышать; пот градом катился с лица его, мокрые клочки седых волос приклеились ко лбу его; колена его дрожали… он хотел кинуться на шею Печорину».

Прерывистое, учащенное дыхание бегущего взволнованного человека слышно в описании Максима Максимыча.

И сразу же быстрый, бешеный темп сменяется медленным: «…он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку». Два длинных похожих слова «довольно холодно» — и замедляющий речь оборот «хотя с приветливой улыбкой» — и снова длинное протяжное слово «протянул», так непохожее на быстрые слова, рисующие Максима Максимыча. Читатель на минутку останавливается, как и Максим Максимыч, натолкнувшись на медленное спокойствие Печорина, и сразу же снова торопится вместе со штабс-капитаном, который «на минуту остолбенел, но потом жадно схватил его руку обеими руками: он еще не мог говорить». «Протянул» и «схватил» — какие разные слова, да еще «довольно холодно протянул» и «жадно схватил»! Так в одной фразе раскрываются обе души: ждущая, любящая, открытая и холодная, равнодушная, замкнутая.

Странный разговор происходит между Максимом Максимычем и Печориным. Если прочесть отдельно все реплики Печорина, вовсе не создается впечатление, что Печорин холоден, неприветлив. Сами по себе слова Печорина даже могут показаться теплыми. Но мы ведь помним, что он мог прийти еще вчера вечером, а пришел только сегодня утром и чуть не уехал, забыв о Максиме Максимыче. И мы слышим, что говорит старик, — в сравнении с его словами реплики Печорина оказываются убийственно холодными, пустыми, бездушными:

  • Как я рад, дорогой Максим Максимыч. Ну, как вы поживаете? — сказал Печорин.
  • А… ты. а вы? — пробормотал со слезами на глазах старик… — сколько лет… сколько дней… да куда это?

Печорин «сказал». Старик «пробормотал со слезами на глазах». Приветливые слова оказываются слишком спокойными, слишком гладкими и потому пустыми рядом со сбивчивой речью Максима Максимыча: «а… ты. а вы?». Обычно говорят: «Сколько лет, сколько зим» — время измеряют годами. Максим Максимыч сказал иначе: «Сколько лет… сколько дней» – каждый день без Печорина старик помнил о нем, мечтал хотя бы о случайной встрече, мечтал как о чуде, не веря. Чудо осуществилось, и что же? Ответы Печорина на прерывистые вопросы старика оказываются нестерпимо холодными, даже грубыми: «Еду в Персию — и дальше», «Мне пора…»

Ссылка на основную публикацию