План рассказа Астафьева Стрижонок Скрип

Урок литературного чтения “В.А.Астафьев “Стрижонок Скрип”

Предметные: уметь восстанавливать сюжетную линию рассказа, характеризовать героев произведения, уметь анализировать литературное произведение, работать над правильным и выразительным чтением.

Коммуникативные: уметь стоить устное высказывание; выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственных в сотрудничестве; аргументировать свою позицию.

Регулятивные: уметь ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия

Личностные: проявлять интерес с творчеству В.А. Астафьева, осознавать что побеждает в жизни тот, кто умеет быть заботливым и смелым.

1. Включение в учебную деятельность.

– Давайте настроимся на урок. Прочитайте предложения на доске. (Слайд 2). Презентация

Я смогу выполнить все задания!
У меня все получится!
Желаю успехов себе и друзьям!

2. Речевая разминка

– Ребята, так как нам на уроке литературного чтения предстоит много читать и отвечать на вопросы, давайте проведем речевую разминку.

Прочитайте строки стихотворения: медленно проговаривая каждый слог, с понижение голоса, с повышением голоса, выразительно. (Слайд 3)

Над деревнею кружа
Веселились два стрижа:
То носились друг за другом,
То зигзагом, а то кругом,
То бросались сверху вниз,
То стрелой пронзали высь
.

3. Сообщение темы и цели урока.

– Мы продолжаем наше путешествие по Зеленой стране, которую населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе.

Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные. У нас есть все для путешествия в эту страну. Уши, чтобы слышать; глаза, чтобы видеть; сердце, чтобы все понять!

Она не за морями, не за горами, а рядом с нами! Мы продолжаем путешествовать по замечательной стране Природа.

– Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “природа”. Составьте кластер “Природа”. (Красота, птицы, животные, отдых, источник света, тепла и т.д.)

– Почему я заговорила о природе? (Раздел, который мы изучаем называется “Природа и мы”).

– С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? (Виктора Петровича Астафьева “Стрижонок Скрип”) (Слайд 4)

– Что вы запомнили об авторе, т.е Викторе Петровиче Астафьеве?

– Почему автор так назвал произведение?

– Сегодня мы продолжим работать над этим произведением.

– Как вы думаете, для чего я решила остановиться на этом рассказе? Какие цели мы можем поставить перед собой? (Охарактеризовать героев, проанализируем какие уроки жизни получил стрижонок, составим план произведения.)

4. Актуализация ранее изученного

– Вам было задано прочитать это произведение выразительно. Давайте проверим, как вы знакомы с текстом.

Четверо обучающихся выполняют Тест “Стрижонок Скрип” на нетбуках. Остальные отвечают на мои вопросы строками из текста.

(Коллективная работа над содержанием произведения, выборочное чтение)

– Прочитайте, что увидел стрижонок, вылупившись из яйца?

– Как погиб папа стрижат?

– Что думают люди, глядя с берега на суету птиц?

– Что хотелось сделать Скрипу когда он немного подрос?

– Почему мама не пускала его и била по голове? (Слайд 5)

– Что нового узнали о стрижах?

(Живут и строят норы в глиняном берегу над рекой. Точнее называются ласточки-береговушки. Живут стаей). (Слайд 6)

– Прочитайте, как реагируют стрижи в стае на грозный призыв “Тиу”.

– Почему такие маленькие птички смело бросаются атаковать крупного врага? (Стрижи берут верх своей несокрушимой численностью).

– Почему, оставшись сиротами, птенцы не погибли? (Так как стрижи – дружный народ). Прочитайте. Как взрослые стрижи отнеслись к осиротевшим птенцам?

– Сравните законы природы у животных (птицы выкармливают осиротевших птенцов; зайчихи кормят любых зайчат; пингвины устраивают детские ясли, согревая всех детенышей) и у людей. Выскажите свое мнение.

– Что заставило Скрипа заняться строительством норки?

(Потерял родную норку, а все остальные стрижиные дома были заняты).

– Как Скрип понял, что норка у него маленькая?

(Мальчишки вынули его из недостроенного домика. Поэтому норки стрижи делают глубокие). (Слайд 7)

– Прочитайте ощущение птички, находящейся в руках мальчика. Что пережил Скрип? (Страх). Почему?

– Подумайте, какую мысль приводит в этой главе Астафьев параллельно с жизнью птички? (Вторжение человека в природную жизнь губительно и страшно)

– Почему стрижи “сделались беспокойными”?

(Стрижи питаются насекомыми в воздухе, на лету. Это – комары, мошки, мухи. В августе погода становится заметно прохладнее и еды стрижам не хватает. Исчезают мошки. С этим и связан перелет птиц. Отсутствие питания).

– Вам было предложено составить рекламу этого произведения. Что у вас получилось? (2-3 уч-ся)

Физкультминутка для глаз

5. Этап упражнения в применении знаний, умений и навыков. Работа в группах.

Упражнение “Уроки жизни”

– Я предлагаю поработать в группе, посоветоваться и ответить на вопрос:

– Какие уроки усвоил Скрип, проследите по тексту?

1. Отбило охоту отнимать еду у других.

2. Опасно вылезать из норки, риск разбиться.

3. У маленьких птиц есть враги.

4. Опасность должна сплачивать стаю.

5. Без мамы холодно.

6. “Хорошо, когда умеешь летать!”

7. Необходимо трудиться, чтобы обезопасить себя.

– Подумайте, какие уроки жизни полезны и для вас.

– Мы говорим о скрипе, но ведь в рассказе присутствуют и другие герои. Назовите их.

– Составьте синквей. Первая группа – Белое Брюшко, второй группе – Стрижонок Скрип, третьей группе – стрижиха, четвертой группе – стая стрижей.

Давайте прочитаем, что у вас получилось.

Белое Брюшко.
Храбрый, внимательный.
Учил, защищал, атаковал, правил.
Заботился о стрижах.
Вожак.

Стрижонок Скрип
Любознательный, трудолюбивый, сильный
Не слушается, летает, строит, выживает
Стал стремительным и сильным
Приносит лето

Стрижиха
Строгая, заботливая, смелая
Кормит, воспитывает, оберегает
С ней очень хорошо
Мать.

Стрижи
Дружные, милосердные
Учат, кормят, оберегают
Помогают выжить
Народ

6. Составление плана рассказа. Упражнение “диафильм”. Фронтальная работа.

(Чтение и деление текста на части, вывешивание рисунков)

1. Первый день стрижей.

2. Жизнь стрижиной семьи.

4. Забота о сиротках.

5. Стрижи учатся летать.

7. Пора в дорогу.

7. Рефлексия. Итог урока.

Каждой группе предлагается задание. В конвертах лежат листочки. Прочитайте их. Что на них записано? Выберите из всех пословиц ту, которую можно отнести к рассказу Астафьева “Стрижонок Скрип”.

При солнышке тепло, при матери добро

“Дело словом не заменишь”

“Не страшись, да и не хвались”

“На друга надейся, а сам не плошай!”

“Один за всех, все за одного”.

“Больше дела, меньше слов”

“Мир не без добрых людей”.

“Хозяин всегда себе дело найдет”

“Страшна беда, пока не пришла”

“Учись смолоду – пригодится в старости”.

“У страха глаза велики”

“Глаза страшат, а руки делают”

– Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране, вы увидели, услышали, и я верю, что сердечко каждого из вас прочувствовало и как жилось нашему герою – Скрипу. И надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым.

Будем птиц любить, оберегать.
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все на веки.

– Какое задание понравилось больше?

– Какое задание было трудно выполнить?

Выберите из конверта листик такого цвета, каким бы вы оценили свою работу на уроке и приклей на наше дерево.

Зеленый – Урок полезен, все понятно.

Желтый – Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Стрижонок Скрип
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Урок литературного чтения на тему “Стрижонок Скрип” (1 урок) определяет следующие цели:

познакомить с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить анализиро­вать поступки героев, составлять сравнительное описание на ос­нове текста, делить текст на части, озаглавливать каждую часть; расширить знания о стрижах и лебедях; прививать любовь и бе­режное отношение к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
strizhonok_skrip.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК № 70 Класс: 4 – Б Дата: 27.02.2020

Тема: В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».

Цели: познакомить с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить анализировать поступки героев, составлять сравнительное описание на основе текста, делить текст на части, озаглавливать каждую часть; расширить знания о стрижах и лебедях; прививать любовь и бережное отношение к животным.

Предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение;

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Познавательные: анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).

Личностные: умение удерживать учебную задачу, ценностное эмоциональное отношение к произведению.

Тип урока: у рок открытия новых знаний.

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, литературное чтение, 4 класс, Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, – М: Просвещение, 2014 (Школа России), портрет В. П. Астафьева, книга В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип», записи на доске, карточки со словами, индивидуальные карточки.
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, рабочие тетради, карточки для работы в группах, индивидуальные наборы для оценивания: зеленый квадратик: мне все понятно, отлично; желтый квадратик: мне все понятно, но есть еще ошибки; красный квадратик: мне не все понятно, требуется помощь.

– чтение рассказа (приложение 1) упражнением «Робот» (по команде «Пуск» начинаем читать, по команде «Стоп» останавливаемся, закрываем глаза)

II. Проверка домашнего задания

Пересказ рассказа Е.Чарушина «Кабан».

III. Самоопределение к деятельности

Прочитайте слова: Чтение без размышления – пустое занятие (на доске)

Прочитайте хором, выделяя голосом прилагательное.

Подберите к этому прилагательному синоним (бесполезное, ненужное)

Я думаю, сегодня наш урок вызовет у вас размышления и, значит, не будет пустым, бесполезным.

И так, ребята, в путь за новыми знаниями, новыми размышлениями.

Первое размышление (строки на доске)

Человек – дитя природы и, как дитя родное, должен относиться к своей матери Земле, ибо без неё нам не прожить.

Чтение с доски слов и выделение голосом с уществительных , г лаголов.

Что хотел сказать автор нам, читателям? Определите главную мысль этого предложения (человек и природа неотделимы друг от друга).

Попробуйте догадаться, кто написал эти строки.

IV. Работа по теме урока.

1. Знакомство с творчеством В.П.Астафьева.

Работа в парах (приложение 2)

Возьмите листочки и в первой строчке узнаете, с творчеством какого писателя мы будем сегодня знакомиться? ( С творчеством Виктора Петровича Астафьева)

1.МЛКОПРВИКТОРЖЭЖУПЛПЕТРОВИЧЖВДАЛПАСТАФЬЕВЛА
2.ЛАКЛМТДЮБОВСЯНКАЭЖОЛППКРАСНОЯРСКОГОКРАЯДЩЗС
3.МУДПВСЕМЬЕДЛКРЕСТЬЯНИНАОПТИЮТБАБУШКАДУДКПЖ
4.УЛАПЛУКОРИРТЛСОЛДАТОМЭДЕЛРОЛЩНЛЕУДУКАЖПОРЮ
5.СЛЕСАРЕМЖОШГГРУЗЧИКОМЖДВАХТЁРОМДОУЧИТЕЛЕМУ
6.ВДЖЦКДПГРАЖДАНСКИЙЧЕЛОВЕКЛЖАЛПЬИЬАДЛШНЫОН
7. ДУКАЖПТЮШНСТРИЖОНОКСКРИПМЛКОПРВДЗХР

– Во второй строке узнайте, в каком селе и крае он родился? (в селе Овсянка Красноярского края)

– В третьей строчке найдите, в какой семье он родился и кто занимался его воспитанием?

( в семье крестьянина, воспитывала бабушка)

– 4 строка: Кем он был на фронте во время ВОВ? ( солдатом)

(Получил тяжёлое ранение и контузию. В госпитале он познакомился с медсестрой Марией Семёновной Корякиной, ставшей его женой. В 1945 г. вместе демобилизовались и поехали на родину жены – в г. Чусовой (Пермская область). Таким образом, мы можем сказать, что он наш земляк.

– 5 строка: Кем работал, когда вернулся с фронта? (слесарем, грузчиком, вахтёром, учителем)

– 6 строка: Найдите название первого его рассказа. (Гражданский человек)

– 7 строка: Найдите название произведения, которое будем читать сегодня. «Стрижонок Скрип» (показ книги «Стрижонок Скрип»).

– что вы узнали о стрижах из текста, который прочитали на пятиминутке чтения?

– задайте вопрос по тексту, который поможет определить, насколько точно твой одноклассник понял его содержание.

2. Работа с текстом

2.1.Словарная работа (приложения 3 – 5)

БЕСЦЕРЕМОННО – (беззастенчиво и развязно, выходя за границы вежливости).

ЗАПОЛОШНО – (суматошно, неспокойно, взбалмошно).

ЛЕПИТЬСЯ – (располагаться, прилепившись к чему-нибудь наклонному).

ЯР – (крутой берег, обрыв).

– Подберите синонимы к словам.

СЕРЬЕЗНЫЙ – (вдумчивый, сосредоточенный, озабоченный, глубокомысленный).

ПОТУХЛО – (погасло, прекратилось).

– Подберите антонимы к словам.

МЕРЦАЛА – (темнела, мрачнела).

ТРЕВОГА – (покой, спокойствие).

2.2.Чтение и анализ 1 части «Приятная суета в норке».

– с чего все началось? (Стрижонок первый вылупился из яичка);

– где появился птенец? Что представляло собой жилище стрижа? (Это глубокая норка в берегу);

– почему постоянно мерцало пятнышко света? (Норка узкая, когда мама стрижонка направлялась вдоль нее, вход закрывался);

– прочитайте, как стрижиха-мать заботилась о появлении потомства?;

– с чем сравнивает Скрип капли дождя?;

– какими на свет появляются птенцы? (Без оперения);

– прочитайте, чем порадовала мама-стрижиха своего первенца;

– что главное в этой части?;

– о ком рассказано подробно? Почему?

(Звучит фонограмма «Звуки леса»). Встанем, потянем ладоши к солнышку, а теперь присядем, зачерпнём в ладоши родниковой водицы, умоемся, вдохнём свежего воздуха, закроем глаза, послушаем звуки леса.

2.3.Чтение и анализ 2 части «Мама-стрижиха».

– почему вторую каплю дождя мама отдала не Скрипу, да еще и оттолкнула? ( Так как потомство стрижей большое, если кормить только одного птенца, остальные умрут);

– прочитайте, на что рассердился Скрип и как проучила его мама?;

– какой вывод после этого случая сделал для себя Скрип? (Что мама у них серьезная и строгая);

– найдите в тексте слова, характеризующие мать-стрижиху. Как называются эти поэтические средства? (Эпитеты: серьезная и строгая (мама); старательная (мать);

– почему «с рассвета и до вечера» носилась мама над берегом?;

– как погиб папа стрижат?;

– что думают люди, глядя с берега на суету птиц?

– что нового узнали из 2 главы о стрижах? (Живут и строят норы в глиняном берегу над рекой. Точнее называются ласточки-береговушки. Живут стаей);

– что главное во 2 части?;

– о ком или о чем рассказывает автор подробно? Почему?

2.4.Чтение и анализ 3 части «Сколько врагов у проворных стрижей!»

– самостоятельное чтение 3 части;

– о чем вы узнали из 3 части?;

– что интересовало подросшего птенца?;

– кто и зачем прервал эксперимент Скрипа? (Мама уволокла птенца, чтобы неразумный не разбился);

– прочитайте эпизод о врагах стрижей;

– прочитайте, как реагируют стрижи в стае на грозный призыв «Тиу!»;

– почему такие маленькие птички смело бросаются атаковать крупного врага? (Стрижи берут верх своей несокрушимой численностью);

2.5. Чтение и анализ 4 главы «Гибель мамы-стрижихи».

– самостоятельное чтение 4 части;

– расскажите о гибели мамы-стрижихи;

– какую ошибку допустил вожак? (Рано дал отбой);

– почему, оставшись сиротами, птенцы не погибли? ( Так как стрижи — дружный народ);

– как взрослые стрижи отнеслись к осиротевшим птенцам? Прочитайте;

– сравните законы природы у животных (птицы выкармливают осиротевших птенцов; зайчихи кормят любых зайчат, пингвины устраивают детские ясли, согревая всех детенышей) и у людей. Выскажите свое мнение;

– какое настроение вызвало у вас прочтение этой главы? Почему?;

– соотнесите иллюстрацию в учебнике (с. 101) с текстом.

VI. Рефлексия.
Выберите любую фразу и продолжите
Урок дал мне для жизни …
Мне было сложно …
Меня удивило …
Сегодня я узнал …
Мне захотелось …

Поясните смысл пословицы «При солнышке — тепло, а при матери – добро».

VIII. Домашнее задание: перечитать главы 1 – 4 (с. 97 – 100), составить план и по плану рассказать о маме-стрижихе.

Стрижи – ласточки-береговушки. Сразу по прилету с юга стрижи начинают строить гнездо, а по окончанию строительства откладывают обычно 2 яйца. Высиживают яйца оба родителя. Они выкапывают норку длиной до 60 см в жёстком глиняном берегу. Основной скрепляющий материал для гнезда – слюна. Она быстро застывает на воздухе. Родители не устают кормить своих птенцов. За день один стриж может поймать до 40 тыс. насекомых.

Эти маленькие птички могут развивать невероятную скорость в 170 км/час, в этом деле они настоящие чемпионы. Характерной особенностью стрижей есть то, что они умеют только летать. Для того, чтобы взлететь им необходим трамплин или возвышенность. Пьют и едят на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мелкие букашки. В полете они могут есть, пить, купаться, подыскивать строительные материалы для своего жилища и даже спать. «Дружный народ стрижи».

1.МЛКОПРВИКТОРЖЭЖУПЛПЕТРОВИЧЖВДАЛПАСТАФЬЕВЛА
2.ЛАКЛМТДЮБОВСЯНКАЭЖОЛППКРАСНОЯРСКОГОКРАЯДЩЗС
3.МУДПВСЕМЬЕДЛКРЕСТЬЯНИНАОПТИЮТБАБУШКАДУДКПЖ
4.УЛАПЛУКОРИРТЛСОЛДАТОМЭДЕЛРОЛЩНЛЕУДУКАЖПОРЮ
5.СЛЕСАРЕМЖОШГГРУЗЧИКОМЖДВАХТЁРОМДОУЧИТЕЛЕМУ
6.ВДЖЦКДПГРАЖДАНСКИЙЧЕЛОВЕКЛЖАЛПЬИЬАДЛШНЫОН
7. ДУКАЖПТЮШНСТРИЖОНОКСКРИПМЛКОПРВДЗХР

В. П. Астафьев. Стрижонок Скрип, с. 82

Мар 19

В. П. Астафьев. Стрижонок Скрип, с. 82

Ответы к стр. 82

  • Выпиши слова из рассказа Астафьева, которые помогают представить Скрипа.

В ылупился, удивлённо пискнул, первый стрижонок, подрос, появились перья, всё время хотелось есть, храбрый, растопырил крылья, полетел, сделался стремительным, сильным.

  • Восстанови последовательность событий в плане рассказа Астафьева “Стрижонок Скрип”.

1. Рождение стрижонка.
2. Мама прилетела.
3. Встреча с разбойником-соколом.
4. Смерть мамы-стрижихи.
5. На помощь приходят другие стрижи.
6. А что же там, за пределами норки? Первый полёт.
7. Пора на свободу.
8. Постройка своего гнезда.
9. Встреча с мальчишками.
10. В тёплые края.

  • Проведи небольшое исследование. Сравни научно-познавательный текст о стрижах из энциклопедии и художественный рассказ Астафьева. Обрати внимание на изобразительно-выразительные средства.

СТРИЖИ

Трудно определить разницу между концом апреля и началом мая, так как некоторые дни не похожи ни на то, ни на другое: они скорее напоминают февраль. Но когда растаял очередной снег и небо снова приняло безмятежно весенний вид, высоко в небе появились тёмные птицы. Силуэт этих птиц напоминает серп луны. Оперение их чёрного цвета, полёт необыкновенно стремителен, а голос – пронзительный визг. Это стрижи. Только увидев их, можно поверить, что наступил май. Стрижи возвращаются в наши края последними. Это бывает тогда, когда устанавливается тёплая весенняя погода, и насекомые, которыми питаются многие наши птицы, носятся в воздухе.

Стрижи – настоящие дети воздуха: здесь они добывают себе пищу, находят строительный материал для гнёзд. На землю они по доброй воле не садятся. А если птичья судьба сыграет с ними такую злую шутку, то поднимаются они с земли с большим трудом. Но как хороши стрижи в воздухе! Длинные, слегка изогнутые крылья позволяют им делать головокружительные развороты, движения их быстры и необыкновенно легки.

Во время полётов стрижи ловят мошек, комаров и других крылатых насекомых. В хорошую погоду воздух сухой, и насекомые могут летать высоко над землёй. Перед дождём, в сырую погоду, воздух содержит много влаги. Насекомые намокают. Им трудно подниматься вверх, и они летают близко от поверхности земли.

ИЛИ (из Энциклопедии):

При внимательном рассмотрении можно отличить ласточку от стрижа по внешности. Так, у ласточки грудка белого цвета, а стриж лишь под клювом имеет белое пятно. Строение лапки ласточки типично для многих птиц: три пальца расположены спереди, а один сзади. У стрижа все четыре пальца находятся спереди. Стриж не сидит на ветках или проводах, но умело карабкается по шероховатой вертикальной поверхности. Ноги у стрижей очень маленькие. Стрижи не ходят. Вся жизнь стрижей проходит в воздухе, где они не только едят и пьют, но и собирают материал для гнезда, купаются. Стриж более крупный, его крылья длиннее и более узкие, похожие на серп или изогнутую саблю, а хвост короче и шире, чем у ласточки. Стриж самая быстрая птица. Скорость его полета может достигать 160 км/ч. Он летит только по прямой и никогда не складывает крылья. Для поворота стрижу нужно сделать большой вираж. Стрижей отличает то, что в полёте они постоянно кричат. Их и прозвали стрижами за характерный крик, похожий на «стри-и». В кладке стрижа всего 2—3 яйца.

Параметры сравнения«Стрижонок Скрип»НПТ
ТемаО стрижахО стрижах и ласточках
СодержаниеСюжетная линияНаучные факты из жизни стрижей
ЯзыкСредства художественной выразительностиНаучные термины
Авторское отношениеЧётко выраженоНет
Наличие главной мыслиНаличие главной мыслиНе требуется
  • Где ты будешь искать информацию об Астафьеве? Запиши.

В энциклопедии, в Интернете, статьи в словаре.

План рассказа Астафьева Стрижонок Скрип

Цели: познакомить с рассказом В. Астафьева «Стрижонок Скрип»; развивать восприятие эмоционального содержания текста; совершенствовать выразительное чтение; обогащать словарный запас.

I. Организационный момент.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

– Ребята, начинаем наш урок. Что бы вы сказали о своем настроении в начале нашего урока?

II. Сообщение темы занятия.

– Сегодня на уроке мы будем работать с научно-познавательным текстом и художественным рассказом.

III. Словарная работа.

IV. Чтение научно-познавательного текста.

1. Упражнение-чтение «разведка».

– Перед вами текст. Ваша цель прочитать его. Чтение начнем по команде учителя. Во время чтения нужно найти ответы на вопросы. У каждого ряда будет свое задание.

1-й ряд . Во время чтения текста найти описание стрижа.

2-й ряд . Ответить на вопрос: «Когда возвращаются стрижи в наши края?»

3-й ряд . Почему стрижи в хорошую погоду летают высоко, а в сырую – над самой землей?

– Внимание! Приготовились, начали!

Читаем про себя, читаем только глазами, читать нужно все.

– Чтение заканчиваем по команде «Стоп».

Ответы на поставленные вопросы.

2. Выборочное чтение.

Найдите ответ на вопрос.

– Где селятся стрижи?

– Объясните значение выражения «Стрижи – настоящие дети воздуха».

– Перечитайте последний абзац. Расскажите, о чем говорится в этом отрывке, что особенно запомнилось и почему?

– Что нового вы узнали из этого текста? Все ли поняли?

V. Работа над рассказом В. Астафьева «Стрижонок Скрип».

1. Вступительное слово учителя.

– Сегодня мы прочитаем с вами рассказ и узнаем трогательную историю его героя.

– Прочитайте заглавие, фамилию автора.

Запись на доске:

Стриж Белое брюшко, Стрижонок Скрип, стрижиха-мама, стрижата – основные герои этой истории.

– Но главный герой – стрижонок Скрип.

– О чем говорит заглавие «Стрижонок Скрип»?

– Что мы можем предположить, каким был Скрип?

– Ну вот и посмотрим, что же здесь произошло.

2. Чтение рассказа целиком.

3. Проверка первичного, ориентировочного восприятия текста рассказа.

– Так кто же был стрижонок Скрип?

– Как сложилось его детство?

– Какое чувство пробудила у вас эта история?

– Что понравилось вам в этой истории?

– Итак, сначала стрижонок лишился отца, а потом матери. История грустная, но стрижи не оставили осиротевших птенцов одних. Не дали им умереть. Вожак Белое брюшко заменил им маму. (Отметить самостоятельность стрижонка.)

Вывод . А я обратила внимание на то, как мама заботливо ухаживала за своими детьми. Она была большая труженица. Я подумала о дальнейшей судьбе Скрипа.

Мне кажется, он вернется назад, вырастет сильным. Жаль маму, жаль неопытного стрижонка, но он не один. Вот это важно. Всегда он найдет поддержку у стаи.

4. Повторное чтение рассказа детьми с конкретными заданиями.

Работа над первой частью рассказа.

1) Упражнение «Финиш» – чтение до указанного выражения.

– О чем мы читали?

– Как родился стрижонок?

– Какие слова автор употребляет? (Вылупился, пискнул.)

– Прочитайте, как повел себя стрижонок. Хорошо ли ему было в гнездышке?

Вывод . Стрижонок испугался света, прижался тельцем к маме и задремал. Стрижонку было тепло, уютно рядом с мамой. Он сначала испугался, а потом успокоился.

2) Жужжащее чтение (указать границы текста).

– Как вели себя птенцы в гнезде без мамы? (Они пищали, беспокоились, звали маму.)

3) Чтение «про себя» (только глазами).

– Зачем улетела мама? (Она искала пищу птенцам.)

– Понравилась ли стрижонку капелька дождя? (Стрижонок жалел, что капля мала, она была вкусная.)

– Как вела себя мама? (Она радовалась, что Скрипу нравится капелька, и полетела за другой.)

Вывод . Вот мы с вами прочитали первую часть рассказа и увидели, что в ней тоже есть маленькие законченные части – рассказики.

– Вспомним, о чем первый. (Как родился Скрип. Рождение Скрипа.)

– А второй? (Стрижата первый раз остались одни.)

– А третий? (Мама улетела.)

4) Подготовка к выразительному чтению.

– Каждый ряд будет готовиться к выразительному чтению одной части. Но чтобы прочитать выразительно, нам необходимо решить ряд вопросов:

– Что должны понять наши слушатели?

– Какие чувства мы должны у них пробудить?

– Кроме того, слушатели должны понять, как автор относится к своим героям, какое отношение они вызывают у нас, то есть мы должны определить задачу чтения каждого отрывка.

Обсуждается первый отрывок «Рождение Скрипа».

– Давайте представим себе появление на свет Скрипа и первые минуты его жизни. Итак, Скрип вылупился из яйца, посмотрел кругом…

…Испугался, прижался к маме. Хорошо ему стало, тепло, и стрижонок задремал. Шел дождь, а ему казалось, что это мама долбит по скорлупкам клювом.

– Нам нравится Скрип? Мы рады, что ему хорошо?

– Когда будем читать, что передадим слушателям? (Мы скажем, что Скрипу спокойно, хорошо, он доволен.)

– Теперь готовьтесь сами, обдумайте эту мысль, и решите, как ее лучше выразить. Подумайте, каким тоном будете читать, прочитайте отрывок сначала для себя, потренируйтесь. Посоветуйтесь, где нужны паузы, решите вместе.

Учащиеся первого ряда приступают к работе.

Обсуждается второй отрывок «Мама улетела. Беспокойство стрижат».

– Если бы мы заглянули в гнездышко, то что бы там увидели? (Пищат, беспокоятся голые стрижата. И Скрип беспокоится, а мамы нет.)

– Значит, какое состояние стрижат сообщим слушателям? (Беспокойство стрижат. Стрижата зовут маму.)

Учащиеся второго ряда приступают к работе.

Обсуждается третий отрывок «Возвращение мамы».

– Какое настроение стрижат сообщим теперь слушателям? (Веселое, радостное.)

– А чувство Скрипа? (Удовольствие от вкусной капельки дождя, желание получить еще одну.)

– Итак, мы вместе со стрижатами рады, что мама наконец вернулась, а Скрип доволен вдвойне: ему досталась капелька. С одной стороны, он испытал радость, удовольствие, а с другой – выразил нетерпение: ведь ему еще хочется!

– Сообщить ясно эти мысли и чувства слушателям – задача чтецов третьего ряда.

Дается еще три минуты на самоподготовку и обсуждение чтения с соседом.

Затем предлагаются варианты чтения.

От каждого ряда читают два представителя, обсуждается их чтение.

– Что нового узнали?

– Что бы вы сказали о своем настроении? Постарайтесь объяснить свое состояние.

– Спасибо за урок!

Домашнее задание: подготовиться читать выразительно вторую и третью части рассказа.

Трудно определить разницу между концом апреля и началом мая, так как некоторые дни не похожи ни на то, ни на другое: они скорее напоминают февраль. Но когда растаял очередной снег и небо снова приняло безмятежно весенний вид, высоко в небе появились темные птицы. Силуэт этих птиц напоминает серп луны. Оперение их черного цвета, полет необыкновенно стремителен, а голос – пронзительный визг. Это стрижи. Только увидев их, можно поверить, что наступил май. Стрижи возвращаются в наши края последними. Это бывает тогда, когда устанавливается теплая весенняя погода, и насекомые, которыми питаются многие наши птицы, носятся в воздухе.

Стрижи – настоящие дети воздуха: здесь они добывают себе пищу, находят строительный материал для гнезд. На землю они по доброй воле не садятся. А если птичья судьба сыграет с ними такую злую шутку, то поднимаются они с земли с большим трудом. Но как хороши стрижи в воздухе! Длинные, слегка изогнутые крылья позволяют им делать головокружительные развороты, движения их быстры и необыкновенно легки.

Во время полетов стрижи ловят мошек, комаров и других крылатых насекомых. В хорошую погоду воздух сухой, и насекомые могут летать высоко над землей. Перед дождем, в сырую погоду, воздух содержит много влаги. Насекомые намокают. Им трудно подниматься вверх, и они летают близко от поверхности земли.

Целыми колониями селятся стрижи под крышами человеческих жилищ в незамысловатых карманообразных гнездах. Приходилось наблюдать, как над колонией стрижей появлялись пернатые хищники – канюки. На фоне светлого неба были хорошо видны их коричневатая окраска и широкий веерообразный хвост. Тотчас с пронзительным криком «стри-и, стри-и» навстречу им метнулась стая стрижей. Кажется, что они вот-вот столкнутся, но стрижи проносятся мимо, не переставая издавать свой пронзительный крик. Вдруг откуда-то сбоку на помощь первой партии стрижей спешит подкрепление. И вот уже несколько десятков птиц носятся в воздухе. И канюки отступили. Некоторое время стрижи преследовали удалявшегося врага. Успокоились они не сразу и еще долго метались над домом с громкими победными криками.

1. Плотно сожми губы и зубы.

2. Читай только глазами.

3. Читай как можно быстрей, читай все.

4. Ответь на вопросы к тексту.

Ответь на вопросы после команды учителя «Стоп».

1. Описание внешнего вида стрижа.

2. Когда возвращаются стрижи в наши края?

3. Объясни значение выражения: «Стрижи – настоящие дети воздуха».

4. Почему стрижи в хорошую погоду летают высоко, а в сырую – над самой землей?

5. Где селятся стрижи?

6. Перечитай последний абзац. Расскажи, о чем говорится в этом отрывке, что особенно запомнилось и почему.

Технологическая карта урока литературного чтения В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» 4 класс

МБОУ «Никологорская средняя школа Вязниковского района Владимирской области»

урока литературного чтения

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Составлено учителем начальных классов

высшей квалификационной категории

Тема: В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» (комплексный урок)

Цель: создать условия для ознакомления уч-ся с творчеством В.П.Астафьева на примере его произведения «Стрижонок Скрип»

-закрепление умения работы с текстом, учить анализировать поступки героев;

-обогащать словарный запас; развивать речь, мышление, память, воображение;

-развивать логическое мышление и кругозор учащихся.

(Р) – учащиеся научаться планировать свою деятельность, выполнять учебные действия по намеченному плану, анализировать, осуществлять самоконтроль;

(Л) – воспитывать любовь к живой природе, бережное отношение к «братьям нашим меньшим»; оценивать свои достижения по результатам деятельности, проявлять творческий интерес в ходе работы;

(К) – формулировать затруднения, договариваться, работая в группе, осуществлять взаимоконтроль, строить высказывания.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация

Мотивирует на предстоящую работу.

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжки, ручки, дневники?

Начинаем урок мы!

Л:самоопределение; Р: мобилизация эмоциональной устойчивости

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель подводит учащихся к теме урока (Слайд 1)

-Над произведением, какого автора мы работаем?

– Тема и цель урока?

Определяют тему и цели урока

Тема урока: В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Цель урока: вспомнить содержание рассказа и поделиться впечатлениями о прочитанном

Р: определение темы и целей

К: участие в учебном диалоге; построение высказывания

3. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

Задает вопросы, направленные на повторение темы

– Что вы знаете об авторе произведения?

– О ком читали рассказ?

– Что вы узнали о стрижах из научно-познавательной литературы? Где брали информацию ?

Рассказывают об авторе произведения. Отвечают на вопросы

В.П. Астафьев писал о природе и для детей, и для взрослых. Ему хотелось внушить людям, что всё, что окружает нас: от зелёной травинки, малой беззащитной птички, до неба, дающего нам возможность дышать, солнца- согревающего нас – всё это часть нашей жизни, т. е. и нас самих, потому что человек тоже есть создание природы и должен относиться к земле, как дитя родное, заботиться о ней, радовать её.

Р-уметь ориентироваться в своей системе знаний,

К: участие в учебном диалоге; построение высказывания

4. Применение знаний и умений

Решение частных задач

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемное задание)

7. Самооценка деятельности

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Организует беседу с учащимися по содержанию прочитанного

– Какие вопросы по прочитанному вы составили?

– Вспомним, какой план пересказа мы с вами составили? (Слайд 5)

– Ребята решили проиллюстрировать текст, расположим рисунки по плану. Я скопировала рисунки, получился диафильм.

– Озвучьте кадры диафильма (Слайды 6-11)

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес! (посмотрели вправо, влево)

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся покажем –

Крылья сложили вперед.

Организует работу в группах

Составление Синквейна по правилам (Слайд12)

Командиры выбирают задание: стрижонок, стрижиха, стрижи

Организует проверку задания

Подводит к заключительному этапу урока

-Прочитайте пословицы (Слайд 13)

-Как вы думаете, подходят ли они к тексту? Почему?

-Какие пословицы вы подобрали к тексту?

Предлагает составить отзыв о прочитанном рассказе по вопросам (Слайд 14)

Обобщает высказывания детей и читает слова автора сказанные им читателю, слова раскрывающие глубокий смысл его произведений, его творческого труда:«Ах, как бы мне хотелось. чтобы дети видели бы и знали, как трудно выращивается хлеб. как птички малые высиживают и выкармливают своих птенцов, как не проста жизнь в лесу, в воде, в воздухе – везде, где обитают братья наши младшие, нуждающиеся порой в защите человека, в том числе и в вашей, ребята. Ведь вы тоже вырастете и станете взрослыми, и всё, что есть на земле, достанется вам в наследство – берегите живую жизнь!» В.П.Астафьев (Слайд 15)

-Я желаю вам беречь природу и стремиться к творческому созидательному труду на благо Родины, быть настоящими гражданами своей страны.

Предлагает оцените себя и свою работу на уроке по критериям (Слайд 16)

-Подобрать книги на тему «Природа и мы».

-Книги каких авторов вы будете подбирать в библиотеке?

Задают и отвечают на вопросы:

Почему рассказ называется Стрижонок Скрип?

-Почему стрижонка назвали скрип?

– Какая была мама-стрижиха?

– Почему маме-стрижихе было трудно прокормить стрижонка?

– Почему мама-стрижиха вернула в норку стрижонка-скрипа?

– Как стрижи справляются с опасностью?

– Что случилось с мамой-стрижихой?

– Как стрижи помогали стрижатам-сиротам?

-Что произошло в жизни стрижонка-скрипа?

-Что послужило причиной для строительства другой норки?

Представляют творческие работы

Пересказывают текст по иллюстрированному плану

Работают в группе

Составляют Синквейн по заданному плану в соответствии с полученным заданием

Представляют свои работы

Высказывают свое мнение

Называют пословицы по содержанию произведения

Составляют отзыв о прочитанном по плану, делятся впечатлениями

Записывают домашнее задание.

Р: развитие умения анализировать познавательный объект (текст), выделять главное в тексте .

Р: умение самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её;

Л- уметь слушать одноклассников

К: строить речевое высказывание

Л- высказывают свое мнение

К- договариваются, принимают совместное решение

Р- анализировать, уметь ориентироваться в своей системе знаний,

Л- высказывать свое суждение

К- строить высказывание

Р: умение определять самостоятельно критерии оценивания,

Стрижонок Скрип В. П. Астафьев стр 109 – 110

1. Как стрижонок Скрип появился на свет? Как прошли первые дни его жизни? Чему важному хотела научить стрижонка мама?

Птенчик вылез из яйца и увидал дальний свет.

Сразу же он начал греться маминым теплом и уснул рядом с ней.

Когда стрижиха улетала в поисках еды, Стриж вместе с собратьями пищал, зовя ее.

Он не понимал, почему мама отталкивает его, пока кормит других.

Но стрижиха объяснила, что все равноправны.

Она строго-настрого запретила красть у собратьев еду, пытаться ухватить больше.

Ведь весь их род невероятно дружный и понимать это надо с первых дней жизни.

2. Какие слова выбирает автор, чтобы рассказать о стрижихе? Согласен ли ты с тем, что она была хорошей матерью? Объясни.

Для описания мамы главного героя Виктор Петрович использует трепетные слова, говорит о ней с любовью, нежностью и состраданием.

Также маме-стрижихе была свойственна справедливость и строгость.

Она воспитывает в детях правильные черты, которые сделают из них гордых представителей рода, защитников будущего поколения.

“Но она была хорошая мать. С рассвета и до вечера носилась она под берегом и водой, схватывала на лету мошек, комариков, дождевые капли. Приносила их детям”.

Я полностью солидарен с указанным утверждением.

Стрижихе приходилось очень тяжело.

Она воспитывала детей совсем одна, без помощи и поддержки.

При этом птица всегда оставалась идеальной мамой.

Она успевала, и прокормить малышей, и проследить за ними, и воспитать.

Автор говорит, что еда, принесенная ею, была невероятно вкусной – это заслуга материнской любви.

Когда Стриж мало не вылез из норы, стрижиха поругала его, потому что она безумно испугалась за его жизнь.

Стрижиха воспитывала своих детей согласно нормам морали, учила их быть дружными, справедливыми.

Она переживала за птенцов и рассказывала об окружающих опасностях, готовила к взрослой жизни.

Еще стрижиха была бесстрашной, способной на самопожертвование ради родных.

3. Почему стрижата остались одни? Как писателю удаётся показать, что стрижи очень дружные?

Мать стрижат ждала очень печальная участь – смерть в бою с соколом.

И совсем еще маленькие птенцы остались сиротами.

Но, благодаря дружности стрижиного рода, им удалось выжить.

Их спасли другие взрослые стрижи: согревали, кормили, поили.

“Дружно налетали стрижи, все как один”.

Мне очень жаль стрижиху и я очень рад, что их роду свойственна поддержка друг друга.

4. Как стрижонок Скрип научился летать? Какие слова помогают понять его состояние?

Птенчики уже подросли, и настало время для полетов.

Вожак стрижей толкнул Скрипа из норы, тот раскрыл крылья и взлетел.

Другие взрослые птицы-стрижи сопровождали его, не позволяя упасть.

Скрип проносился над различными просторами и вскоре понял, что справляется уже сам.

Его переполняли замечательные эмоции.

Восторженное состояние передают следующие слова:

“И от этого сделалось так радостно, что он взмыл высоко-высоко и крикнул оттуда солнцу, реке, всему миру: “Скрип!” – и закружился над рекой, над лесом”.

Такое еще необычное, новое умение дало герою возможность увидеть всю окружающую красоту, открыть для себя новый мир.

Ведь ранее его кругозор был ограничен, а сейчас он не имеет краев: летай сколько хочешь, смотри сколько хочешь, наслаждайся легкостью полета сколько хочешь.

Несомненно, это было ощущения непреодолимого счастья.

5. Почему Скрип оказался в руках ребят? Что он почувствовал в этот момент?

Жизненный путь Скрипа был наполнен различными приключениями.

И вот однажды с ним произошла неприятная ситуация – попал герой в «плен» к детям.

Когда Скрип вырос, настало время строить независимый дом.

Он вырыл нору, но не надлежащей глубины.

Она была такой, что рука человека могла туда проникнуть, а тем более ручка ребенка.

Видимо, так сказалась неопытность и усталость героя.

Из-за этого уже вскоре Скрипа схватил мальчишка, что нашел нору со своим другом.

Можно только представить, что чувствовала эта птица, попав в «страшные руки врага».

Автор детально не описывает состояние Скрипа, но, скорее всего, это был неимоверный страх и чувство бессилия.

Думаю, у него колотилось сердце, чуть ли не выскакивая из груди.

Ведь он понимал, что люди могут сделать с ним все что угодно. При этом, никто не сможет помочь.

К счастью, ребята оказались не жестокими и не издеваться над такой находкой: они отпустили птицу на волю.

Мне кажется, в этот момент наш герой не мог поверить своему счастью и за несколько последних минут впервые вздохнул на полную грудь.

6. Как писатель относится к поступку мальчиков? Обсудите с другом.

Мальчики поступили сначала плохо, а затем хорошо.

Нельзя доставать из гнезд птенцов или каких-либо других животных.

Они очень пугаются и тяжело переживают это.

При этом, такое поведение может быть опасно не только для природы, но и для самого человека.

При этом автор называет мальчишек хорошими.

Ведь они не стали издеваться над птицей, а выпустили ее на волю.

Хорошо, что Скрипу попались именно такие ребята.

Теперь он точно сделает себе такую нору, как следует и будет в безопасности.

А могло же все закончиться по-другому.

Место этих мальчиков, мог бы попасться озорной, невоспитанный, жестокий хулиган либо какой-то хищник.

Тогда все закончилось бы плачевно.

7. Отчего стрижи стали беспокоиться? Почему, прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо? Для чего автор выбрал именно эти слова?

Наступил конец летнего периода.

Именно тогда стрижи начали вести себя беспокойно.

Они понимали, что совсем скоро придется расстаться с родными краями и отправляться в дальний путь.

Также они осознавали, что этот путь будет тяжелым, как и места, в которых придется жить.

И не всем им удастся выжить в столь опасных условиях, и не все вернуться домой.

Поэтому такое необычное поведение птиц в тот период вполне оправдано.

Я думаю, что автор выбрал такие слова, так как они наиболее точно передают состояние страдающих птиц.

Тревога – из-за предчувствия чего-то неведомого, опасного; тоска – из-за расставания со столь родными местами.

Читая о таких изменениях в жизни птиц, мне и самому стало не по себе.

Я искренне надеюсь, что их путь выдастся легким, и все они выживут.

8. Подумай, что Астафьев мог наблюдать в жизни, а что создал своим воображением, фантазией, когда сочинял историю про стрижонка Скрипа. Как писатель, используя приём олицетворения, «оживил» историю?

Я думаю, что Виктор Петрович мог видеть маленьких стрижат, которые учатся летать; стрижей, спасающихся от хищников; норки этих птиц; перелет в теплые края; возможно даже он сам либо видел, как кто-то держит в руках стрижа.

А вот то, как стрижиха воспитывала детей, как на помощь птенцам пришли другие представители их рода, эмоции стрижей – плод воображения писателя.

Также, думаю, сложно было бы заметить переживания птиц в конце лета.

Да, все люди знают, что птицы улетают зимовать в теплые края, но о том, что переживают они это тяжело, я например, узнал впервые.

Благодаря олицетворению, Виктор Петрович наделил птиц человеческими качествами, чувствами, эмоциями.

Таким образом, мы лучше понимаем все особенности их жизни.

Мы и переживаем с ними, и грустим, и испытываем страх.

Я, например, как будто вместе со стрижами переживал все события. Это все благодаря таланту писателя.

9. Что ты можешь сказать об авторе этого произведения? Какой он человек? Как относится к природе? Где ты будешь искать информацию? Запиши в «Рабочую тетрадь».

Виктор Петрович – известный советский и русский писатель, прозаик.

Еще совсем ребенком он остался сиротой и воспитывался бабушкой с дедушкой.

Писатель был влюблен в природу и посвятил ей много произведений.

Астафьева считают признанным мастером, что знает и чувствует все живое.

С помощью темы природы он затрагивает глобальные проблемы, в том числе личностные.

Писатель умел сострадать и учил этому своих читателей.

Он просит не забывать, что природа и человек – единое целое.

Информацию я искал в интернете и в библиотеке школы.

10. Раздели текст на части, озаглавь каждую из них. С помощью плана перескажи произведение от имени стрижонка Скрипа. С каких слов ты начнёшь свой рассказ? Почему?

1) Неизвестный свет

3) Стрижиха пропала

4) Дружность стрижей

5) Стриж научился летать

7) В руках у мальчиков

8) Тревожность стрижей

9) Отправление в теплые края

Я начну со слов: «Однажды на свет появился стрижонок».

Потому что они сразу дают возможность понять, о чем будет идти речь в рассказе.

Дальше буду рассказывать о маминой заботе, воспитании.

Читайте также:  Сочинение по произведению Бородино Лермонтова
Ссылка на основную публикацию