Почему Мцыри бежал из монастыря сочинение 8 класс

Сочинение Почему Мцыри бежал из монастыря с цитатами

Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» рассказывает о грузинском мальчике, которого взяли в плен, но из-за болезни оставили на попечение монахам. Тогда ему было шесть лет, сейчас он вырос, и не видит ничего кроме стен монастыря. Но в его сердце живут воспоминания о родине и однажды, он сбегает от монахов. Почему? Какие мотивы подвигли его на это?

Мцыри вырос, и должен в молодом возрасте принять монашеский обет, но его сердце жаждет свободы. Юноша бунтует, сбегает из монастыря во время грозы темной осенней ночью, даже природа протестует вместе с ним:

«Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!»

Он хочет попасть в земли своих предков и бежит в направлении гор. Монастырь являет собой образ неволи. Но даже здесь Мцыри видел, что каждый монах имеет отчизну, семью. То есть они «жили», а он был всего этого лишен:

«Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ – могил!»

За стенами монастыря он, наконец, узнает, что такое жизнь. Юноша сливается с природой и становится ее частью. Мцыри встречает у ручья грузинку и в его сердце рождается незнакомое дотоле чувство любви, но и его он отвергает, и бежит вперед к горам, к своему дому:

«Воспоминанья тех минут
Во мне, со мной пускай умрут.»

И вот герой попадает в лес, горные вершины теряются из виду и он в отчаянии, но тут ему встречается барс. Такой же борец, как и Мцыри. Существо, живущее свободой. Мцыри борется теперь уже за свою жизнь, бежит от смерти, олицетворением которой был и монастырь. Ведь он так хочет достичь родины. Юноша побеждает в схватке и понимает, что мог бы быть достойным воином своего племени:

«Но с торжествующим врагом
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу. »

Но природа в итоге губит героя. Ведь он вырос в каменных стенах монастыря и не был приспособлен к жизни:

«Но что ж? Едва взошла заря,
Палящий луч ее обжег
В тюрьме воспитанный цветок…»

Он просит похоронить его в монастырском саду, откуда видны вершины гор и слышны звуки природы, звуки жизни:

«Когда я стану умирать,
И, верь, тебе не долго ждать,
Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста…»

Итак, Мцыри бежал из монастыря, ради того, чтобы познать жизнь и добраться до родных мест. И этот внутренний огонь спалил его. Но его дух не сломлен и в сердце нет зла, так как перед смертью он все же сумел познать свободу:

«Знай, этот пламень с юных дней,
Таяся, жил в груди моей;
Но ныне пищи нет ему,
И он прожег свою тюрьму…»

Почему Мцыри бежал из монастыря с цитатами

Все люди просто обязаны обладать этими житейскими качествами, которые делают нашу непростую жизнь более простой и надежной, но к сожалению, это дано не каждому человеку, а это очень жалко, так как чем больше людей, которые могут сочувствовать

Мурильо является севильским художником, который посвятил практически все свое творчество написанию портретов. Именно поэтому частенько на его картинах были изображены простые ребята, которые играли во дворе и бегали из одного угла двора

В моей любимой семье четыре человека-это родители, я, моя младшая сестренка. Также у нас есть бабушки и дедушки, но они живут отдельно от нас.

Картина витязь на распутье кисти художника В. М. Васнецова является одной из самых известных картин данного художника . Картина была создана в 1882 году .

Одна из особенностей толстовского психологизма в романе-эпопеи “Война и мир” – это характеристика героев, данная через описание их семей. “Мысль семейная” – важная часть произведения, которая, по мимо своей основной функции, также

С детства моим воспитанием занимались родители, бабушка и дедушка. Каждый вкладывал в меня определенные понятия о жизни, доброте, справедливости. Все мои действия и поступки анализировались ними

Сочинение на тему: ПОЧЕМУ МЦЫРИ БЕЖАЛ ИЗ МОНАСТЫРЯ?

ПОЧЕМУ МЦЫРИ БЕЖАЛ ИЗ МОНАСТЫРЯ?

В поэме «Мцыри», написанной в 1839 году, М. Ю. Лермонтов повествует о трагической судьбе мо­лодого послушника, о его побеге из монастырских стен и о его гибели. Перед смертью он исповедуется старо­му монаху, но его речь совсем не похожа на исповедь, потому что он не раскаивается и не сожалеет о том, что совершил. Этот рассказ приоткрывает перед чита­телем загадочную и мятежную душу героя. Так поче­му же Мцыри бежал? Что движет им и к чему он стремится?

Мцыри горд и силен. Он дитя гор, сын отважного и свободолюбивого народа. Эти качества проявились у него уже очень рано: плененный в детстве, он тяже­ло заболел и был готов умереть так, как умирают на его родине: без слез и жалоб. Но судьба зло подшути­ла над ним, оставив жить, но лишив того, что дороже жизни, — свободы. Мцыри остался пленником на чужбине.

Несмотря на то что Мцыри всю сознательную жизнь провел в монастыре, мрачные стены не стали ему род­ными. Юный кавказец остался таким же чужаком, по­тому что принадлежал совершенно иному миру — миру свободы, необъятным просторам, горам… Он был рож­ден с пылким сердцем, которое жаждало бурной, яркой жизни, и потому он никогда не смог бы приспособиться, смириться со своей участью.

Люди, окружавшие Мцыри, не были ему врагами. Напротив, они спасли его от смерти, дали кров, пи­щу — ему не в чем упрекнуть их. Они видели в нем брата, желали ему добра. Но он не мог быть счастлив среди них, потому что отказ от мирской жизни для не­го не результат свободного выбора, как для других обитателей монастыря. Те, кто принял монашество со­знательно и добровольно, имели на то какие-то причи­ны. Они хотели этого, им по душе такая жизнь. А Мцыри был вынужден принять навязанный ему об­раз жизни. Он говорит монаху, спасшему его:

Пускай теперь прекрасный свет

Тебе постыл: ты слаб, ты сед,

И от желаний ты отвык.

Что за нужда? Ты жил, старик!

Тебе есть в мире что забыть,

Ты жил, — я также мог бы жить!

Он даже не успел узнать, чего его лишили, но чув­ствовал, что не сможет без этого жить. Как бы ни был благороден и достоин путь служения Богу и людям, человек вправе ненавидеть то, что ему навязали без его согласия. Поэтому Мцыри нельзя упрекнуть в том, что он так дерзко отзывается о монастыре, называет его тюрьмой. Для него это действительно так. Скучная, серая, монотонная и безрадостная жизнь в монастыре тяготит Мцыри. Он готов променять

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог.

Он мечтает о жизни, полной событий и пережива­ний. Отказ от всего мирского неприемлем для него, по­тому что как раз то, от чего он готовился раз и навсег­да отречься, и представлялось ему истинным счастьем. Ему опостылел монастырь. Его божество — свобода. Он бежит

…От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

Безусловно, Мцыри имеет в виду Кавказ, свою ро­дину. Именно туда и устремлены все его помыслы. Об­раз родины для Мцыри свят, светел и прекрасен. Он стремится туда, где осталось все, чего он был лишен на чужбине, в том числе и самое главное — свобода. Ро­дина в поэме — воплощение свободы, символ другого, идеального мира, где обитает счастье.

Кроме того, одна из главных причин побега — это желание Мцыри обрести то, что у него отняли еще в детстве, вместе со свободой. Сам Мцыри в самом начале исповеди говорит о своем сиротстве с тоской и сожалением; он вспоминает, что уже давно поклял­ся разыскать свою семью, своих родителей. Этот по­рыв вполне понятен: нельзя не сочувствовать челове­ку, который вырос без материнского тепла и отцов­ской заботы.

Одиночество тяготит героя. А жизнь в монастыре обрекает его на вечное одиночество, так как никто из тех, кто его там окружает, не в состоянии понять и разделить его чувства. Он хотел встретить людей, сходных с ним по духу; наконец, хотел любить — это так естественно для молодого человека.

Ему хотелось увидеть мир, увидеть красоты приро­ды, о которых он уже потом, на смертном одре, будет так восторженно рассказывать старцу. Разве справед­ливо было бы, если бы он так и не узнал самых про­стых, самых естественных человеческих радостей: ви­деть, слышать, чувствовать природу. Быть одним це­лым с природой, просить у нее убежища, общаться с ней на равных было для Мцыри счастьем. Там, среди необъятных просторов, он чувствовал себя свободным, и это чувство было для него настоящим раем.

Счастье в поэме приравнивается к свободе. Выхо­дит, что Мцыри бежал, чтобы познать счастье. А нужно было, если разобраться, не так уж и много. Пусть он и не смог осуществить свою мечту, но он по­лучил, как мне кажется, не меньше: он вкусил немно­го свободы, хоть и поплатился за это жизнью. Он сам сделал выбор и не пожалел об этом. Он сам сказал, что его жизнь была бы убогой «без этих трех блажен­ных дней». Лермонтов композиционно подчеркивает это. Вся жизнь Мцыри, с шести лет и до смертного часа, уместилась в одном стихе; исповедь героя — почти вся поэма — это его рассказ о трех днях, про­веденных на свободе, которые оказались важнее, ве­сомее и памятнее, чем долгие дни, месяцы, годы в угрюмых стенах монастыря. За три дня Мцыри успел испытать столько, сколько не испытал бы за всю жизнь в монастыре. Я утверждаю, что он был счаст­лив. Не каждый способен понять это счастье, но мя­тежный гений Лермонтова именно таким счастьем на­делил своего героя. По духу Мцыри близок поэту, он разделяет все порывы и переживания молодого по­слушника. Мцыри — романтическое воплощение сво­бодолюбия и храбрости.

Читайте также:  Образ и характеристика Никанора Босого в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

Почему Мцыри бежал из монастыря

Поэма «Мцыри», один из лучших образцов литературы эпохи романтизма, представляет собой произведение ярко метафоричное, построенное на масштабных, выразительных и хорошо запоминающихся образах. Практически каждый элемент поэмы несёт ту или иную смысловую нагрузку, будучи средством для выражения автором определённой идеи, под которую подводится практически всё – от композиции произведения до набора эпитетов для различных объектов.

Побег главного героя из монастыря – сюжетообразующий момент в произведении – вместе с последующими скитаниями за пределами его стен также с полным основанием может быть назван масштабной и развёрнутой метафорой поисков свободы, предназначения и истинной цели в жизни. Если рассматривать этот эпизод с такой точки зрения, нетрудно увидеть, что не случайно именно монастырь становится местом действия в поэме. Он выбран автором не только с целью изображения физически замкнутого пространства, но также как образ закрытости социальной и духовной, что в данном случае видится более существенным. Не менее важным моментом является также то, что монастырь, в отличие от тюрьмы (которая также вполне могла бы стать местом действия в поэме о поисках свободы и с которой монастырь неоднократно сравнивается), – место, куда, как правило, отправляются по доброй воле. Есть основания предполагать, что именно момент добровольного лишения себя свободы был для автора особенно важен. Люди, отказавшиеся от воли, скрывшиеся от мира по своему желанию пытаются навязать это же самое желание главному герою, изображённому в поэме личностью сильной, смелой и изначально не приспособленной к затворническому и ограниченному существованию.

Неслучайно Мцыри бежит из монастыря в грозу – когда все прочие монахи в ужасе толпятся в молитвенном зале, перепуганные грозным и непонятным явлением. Мцыри же устремляется навстречу стихии, которая видится ему столь родной и близкой. Нетрудно увидеть сходство образа грозы как исключительного природного явления с образом романтического «исключительного героя в исключительных обстоятельствах». Это своего рода уподобление героя стихийному явлению немало говорит о характере Мцыри и позволяет автору полнее раскрыть его образ.

Главы поэмы, посвящённые странствованиям Мцыри, также наполнены метафорами, через которые описаны многочисленные и разнообразные явления «большого мира», с которым сталкивается главный герой. Одиночество, поиск родственных связей, необходимость проявлять инициативу, лишения, любовь, борьба – всё это облечено в яркие и ёмкие образы, искусно вписанные в хронологические рамки трёх дней. Три – мистическое число, часто встречающееся в литературе и фольклоре и, скорее всего, избранное автором неслучайно. За это время главный герой успевает познать свободу и столкнуться как с положительными, так и с отрицательными сторонами жизни во внешнем мире. Однако же, какие бы лишения не приходилось выносить Мцыри на свободе, у него ни разу не возникает желания вернуться обратно. Свобода показана в поэме как естественное состояние человека – в противовес закрытому монастырскому существованию, подчёркнуто неестественному.

Но в то же время постоянно обращается внимание на то, что к этому нормальному, природному состоянию Мцыри не приспособлен. Выращенный в неволе, он не находит себе места в мире свободных людей. В своём монологе главный герой постоянно подчёркивает свою отчуждённость от них: «Я был чужой / Для них навек, как зверь степной». Для него, столько лет страстно желавшего вырваться за пределы монастырских стен, жизнь на воле среди таких же, равных ему по духу людей оказывается невозможна. Введённое в текст обоснование того, почему Мцыри бежал из монастыря – желание отыскать родину и семью – можно рассматривать как метафорическое изображение поисков духовного родства. В таком ракурсе ещё выразительней выглядит финал поэмы – возвращение Мцыри после долгих изматывающих странствий к тому же самому месту, откуда он сбежал. Естественное бытие, свобода оказываются для него гибельны; то, что должно было возвратить ему жизнь, страшным и парадоксальным образом его убивает. «Цветок темничный», как называет он сам себя, Мцыри попросту не может существовать вне своего заточения. Многолетнее затворничество и попытки переломить его свободолюбивую натуру не смогли победить его естественного стремления к жизни на воле, но в то же время отняли у него возможность такой жизни. Поэтому нетрудно понять, почему побег Мцыри завершился у стен монастыря – иного исхода быть и не могло. Это позволяет говорить о наличии в поэме не только очевидной проблемы свободы и неволи, лежащей в основе конфликта большинства романтических произведений, но также проблеме более глубокой – противоречия между необходимым и возможным. Свобода необходима Мцыри – её отсутствие медленно убивает его на протяжении многих лет монастырского заточения. В то же время она для него абсолютно невозможна. Свобода в чистом виде убивает Мцыри за три дня. В этом состоит конфликт произведения, не находящий своего разрешения. Таким образом, смерть главного героя представляется единственно возможной развязкой поэмы – и наилучшим выходом для самого Мцыри.

Побег Мцыри из монастыря и его цель сочинение рассуждение

Поэма «Мцыри»- одно из широко известных творений великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. В этом произведении поэт описывает трагедию Мцыри, в возрасте шести лет попавшего в монастырь к монахам. Рождённый потомком свободолюбивой и гордой нации, он с молоком матери впитал в себя любовь к родине и вольной жизни.

Мцыри рос в плену мрачных монастырских стен, но с каждым годом в нём всё больше росло и укреплялось желание покинуть этот приют, и вырваться на свободу. С самого детства в нём развивается дух мятежного горца, для которого свобода превыше всего. Юноша бежал из плена, когда над монастырём гремела гроза, когда монахи в страхе перед разбушевавшейся стихией молились своим богам.

Все годы, проведённые в монастыре, пленника не покидала мечта вырваться на волю и вернуться на родину, обретя свободу. Мцыри размышляет над сущностью человека, он пытается понять, в чем его предназначение.

Через три дня после побега, монахи нашли его опять возле стен монастыря. Выросший в монастырских стенах, Мцыри не смог отыскать дорогу к дому, и снова попал туда, где прошла его жизнь.

Израненный в борьбе с барсом, юноша находится на краю гибели, и в свой предсмертный час, он исповедуется монаху, рассказывая ему о событиях трех дней, прожитых на свободе. Для Мцыри три дня, которые он прожил вольным человеком, дороже всей его жизни, проведенной в плену. Мцыри с горечью сожалеет о том, что ему не пришлось пожить, юноша ставит в укор старому монаху, что тот тоже был когда – то молодым и жил полной жизнью. Он говорит, что монаху есть что забыть, а сам Мцыри прожил только три дня, он только почувствовал вкус свободы, ощутил себя вольным человеком, но по злой воле рока, ему приходится умирать. Его не страшит сама смерть, он жалеет, что не смог найти дорогу домой. Он сравнивает себя с цветком, выросшем в темнице, и попавшем в дивный сад. Но взошло солнце, и цветок погиб. Так же и Мцыри; жизнь прошла за мрачными стенами, а когда он совершил побег, схватка с барсом и незнание мира убили его. Но зато он обрел духовные свободу, и он не сломился, не струсил, напротив, он стал сильнее морально.

Мцыри – это настоящий символ мужества и свободы.

Вариант 2

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» была опубликована в 1840 году. События, описываемые в романе, происходят на Кавказе. Лермонтов, бывавший в этих краях, считал эту местность особенной. Абсолютная свобода и вольность производили на свет людей, способных противостоять превосходящим их силам природы и стихии.

История мальчика, вывезенного русским генералом из горного селения, легла в основу поэмы. По дороге маленький пленник заболел. И генерал вынужден был оставить его на попечение монахам. Так Мцыри оказался в монастыре, в котором он воспитывался и рос. Жизнь вдали от родины, недостаток солнечного света были тяжелы для него. Он чувствовал себя узником, вынужденным жить в заточении.

Несмотря на тоску по родине, Мцыри начал незаметно привыкать к непривычной для себя жизни. Он выучил чужой для себя язык и, казалось бы, готов жить по традициям, навязанным ему. Его окрестили согласно православной традиции, и он должен был принять монашеское послушание. И вдруг, словно по мановению, в душе юноши начало зреть чувство протеста. Как будто в сознании его что-то поменялось и взбунтовалось против уготовленной ему судьбы.

Улучив момент, Мцыри сбежал из монашеской обители. Он не знает дороги. Его ноги ведут его туда, куда зовёт сердце. Внезапно ему вспомнилось всё, что, казалось бы, он забыл навсегда. Память возвращала его в детство. Перед глазами у него стоял родной дом в горном ауле, череда родных лиц: отца, братьев и сестёр. Он вспомнил и то, что в детстве он говорил на другом языке. Слова из родной для него речи вспоминались им.

Всего три дня юноша был вне стен монастыря, который считал своим узилищем. Но этого ничтожно малого срока хватило для того, чтобы сердце его стало биться иначе. Мцыри так и не нашёл дорогу к родному дому. Его нашли без сознания, недалеко от стен монастыря. Придя в себя, беглец понимает, что он снова в монастыре. Обессиленный и сильно истощённый, он отказывается от пищи, тем самым приближая неминуемую смерть. И только монаху, крестившему его, Мцыри открывает свою душу. Юноша понимает, что монахи спасли его, и он обязан им своей жизнью. Но монастырь никогда не заменит ему родной дом.

Читайте также:  Анализ произведения Куприна Белый пудель

Не желая жить взаперти, молодой горец делает сознательный выбор между смертью и жизнью в неволе.

Сочинение на тему Побег Мцыри из монастыря

Героем поэмы является грузинский мальчик, который все детство провел в монастыре в окружении религиозных монахов.

Мцыри вырос одиноким юношей в мире молитв и постов, постоянно тоскующим по родной земле и мечтающим вернуться в семью. Перед принятием монашеского обета Мцыри решает совершить побег из ненавистного для него места.

Мысли о побеге посещали юношу с момента, когда привезли в монастырь, и она всегда думал о возможности добраться до родины и надеялся увидеть огромный мир, которого был лишен все годы детства в монастыре. В своих фантазиях Мцыри представлял кавказские горы, зеленые поля, родное село, близких людей.

Наконец, мечта юноши осуществляется, в ночную грозу он покидает стены монастыря.

Несколько дней Мцыри блуждает по лесным дебрям, страшась людей, страдая от холода и голода, не имея возможности нигде переночевать. И, несмотря на физические страдания, он ощущает в это время огромный прилив счастья, поскольку осознал воочию, что представляет собой свобода. Мцыри воодушевлен исполнившейся главной цели своей жизни – обретением свободной жизни.

Но перед юношей стоят и второстепенные цели, которые он хочет достигнуть, убежав из монастыря. Мцыри, являясь истинным романтиком, желает познать все прелести земной жизни и насладиться ими в полном объеме. Он тонко чувствует красоту природы и впечатлен внезапно охватившим его родством с земной стихией.

Независимый характер юноши всегда подсказывал ему, что жизнь в закрытом монастыре не была предначертана для него, он родился на этой земле для свободной жизни. Нахождение в монастыре ощущается им как тюремное заключение, а гордая душа рвется на волю беспрестанно.

За то время, которое молодой человек проводит вне монастыря, он обретает физические и духовные силы.

В один момент на одинокого мужчину нападает хищный барс и Мцыри, прежде слабый и робкий юноша, вступает в смертельную схватку с животным. В этой битве Мцыри одерживает победу, но хищник оставляет на теле юноши раны, несовместимые с жизнью.

Пытаясь найти дорогу из леса и преодолевая боль пот полученных ран, Мцыри снова натыкается на монастырские стены, где в бреду перед самой кончиной признается старому служителю монастыря о самых счастливых днях своей недолгой жизни.

К сожалению, юноше не удалось добраться до родной земли и увидеть близких людей, но это время, что он провел вне монастыря, он прожил независимым человеком, ощутившим в полной мере, что значит дышать вольно, легко и свободно.

Рассказав о судьбе свободолюбивого молодого человека, поэт раскрыл в произведении всегда влекущую его тему стремления к свободе, независимости, а также человеческой возможности обретения счастливой жизни. Свобода – жизненно необходимое качество живого организма и пускай она будет недолгое время присутствовать в жизни человека, на самая главная цель каждого – ощутить ее и постичь.

Также читают:

Картинка к сочинению Побег Мцыри из монастыря и его цель

Популярные сегодня темы

В повестях образы горцев основаны на правдивой действительности, на их обычаях и укладе их жизни.

Произведение является составной частью сказочного сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», написанной в жанре народного фольклора.

Для меня перед зимними каникулами, то есть новогодними праздниками это самое лучшее произведение. Ведь тут как раз речь о празднике! Точней, о том времени чудес, которое до него.

М. Ю. Лермонтов (1814-1841) – один из знаковых для русской литературы и культуры в целом людей. Как и многие представители творческой профессии, писатель прожил короткую жизнь.

Мир зачастую остается прежним по своим повадкам. Например, равнодушие людей друг к другу до сих пор царит среди народа. Дабы уменьшить число таких, кто всегда остаётся безучастным к окружающим

Сочинение на тему “Почему Мцыри бежал из монастыря? (по поэме Лермонтова “Мцыри)”

Поэма «Мцыри» была написана М.Ю. Лермонтовым в 1839 году. Это романтическое произведение, где, по главному принципу романтизма, мы видим исключительного героя в исключительных обстоятельствах. Главный герой этой поэмы – кавказский юноша Мцыри, попавший в плен к русским, а оттуда – в монастырь.

Произведение написано в форме его исповеди. Повествованию предшествует эпиграф: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Это цитата из Библии.

Сюжет поэмы заключается в следующем: Мцыри, практически всю сознательную жизнь воспитывавшийся в монастыре, сбегает из своей тюрьмы и проводит три чудесных дня на свободе, среди природы. Эти дни отнимают у Мцыри все силы, он возвращается в монастырь в немощном состоянии и там умирает.

Сбежав из своей «тюрьмы», герой мечтает попасть на свою родину, в страну предков, о которой у него до сих пор сохранились самые прекрасные воспоминания. Можно сказать, что его зовет туда кровь, там он жаждет обрести не только свободу, но и найти самого себя:

Прийти в родимую страну-

Мцыри невыносима монастырская жизнь. Его натура жаждет свободы, простора, приключений, битв, насыщенной событиями жизни. Только сбежав из монастыря, он понимает, что такое счастье, только тогда ему стало доступно это состояние.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Среди природы герой чувствует себя естественно, юноша ощущает себя частью всего сущего. Ведь в природе он как раз и видит проявление главного могущества во Вселенной – Бога. Мцыри чарует величественность открывшегося перед ним мира. Символично то, что в ночь побега героя природа тоже будто взбунтовалась, разразилась буря, которая не пугает, а скорее зачаровывает юношу. Мцыри воспринимает природу одухотворенно. Для него деревья – это «братья в пляске круговой», горные хребты – в «объятьях каменных». Он видит в природе ту гармонию, единение, братство, что не дано ему было познать в человеческом обществе:

Кругом меня цвел божий сад.
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж листов…

Все это напоминает герою о его далекой родине. Мцыри вспоминает о своем отце, помнит его оружие, вспоминает рассказы стариков, песни своих сестер. Одно из самых ярких его воспоминаний – это его игра на белом песке недалеко от горного потока:

В ущелье там бежал поток,
Он шумен был, но неглубок;
К нему, на золотой песок
Играть я в полдень уходил.

Тоска по родине, мечта вернуться на родную землю даже не дают Мцыри возможности познакомиться с повстречавшейся ему прекрасной грузинкой. Эта девушка была «стройна… как тополь, царь ее полей». Она жила в маленькой сакле. Герой хотел войти туда, «но… не смел». Ведь он отправился в путь, поскольку «цель одну, пройти в родимую страну имел в душе». Но Мцыри заблудился, потеряв из виду свой главный ориентир – горы.

За три дня, проведенных среди природы, герой не дошел до родной стороны, но он как бы слился с природой, получил то, что никогда не мог дать ему монастырь – ощущение собственной силы. За это время юноша словно перерождается. И кульминацией этого перерождения становится, безусловно, его схватка с барсом:

Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.

Мцыри побеждает дикого зверя. Это час его триумфа. Благодаря этой победе он осознает, что если бы жил на родине, то там стал бы знатным воином. Для него это очень важно, ведь он победил не только барса, но и рабский дух монастыря.

Тем не менее, монастырская жизнь все же негативно сказалась на здоровье героя и его духе. Мцыри был счастлив на воле, но он не приспособлен к такой жизни. Слившись с природой, он все же боится стихийных сил. В итоге юноша возвращается к монастырю. Но, несмотря на ощущение близкой смерти, дух его не сломлен. Мцыри просит перенести его в монастырский сад, дабы после смерти вновь воссоединиться с прекрасным, вольным миром природы.

Герой лермонтовской поэмы бежал из монастыря, чтобы обрести самого себя, воссоединиться с природой. И за эти три небольших дня он переживает целую огромную жизнь. Мы понимаем, что после смерти дух героя обязательно отправится к родной земле и будет там навеки вольным.

ПОЧЕМУ МЦЫРИ БЕЖАЛ ИЗ МОНАСТЫРЯ?

“Мцыри” – пламенная поэма М. Ю. Лермонтова о грузинском мальчике, потерявшем свободу и родину. Почти всю свою юность Мцыри провел в монастыре. Им безраздельно овладела огромная тоска по родному дому, где он провел недолгое, но счастливое детство. Единственной его мыслью была мысль о побеге. Часто он

Бродил безмолвен, одинок,

Смотрел, вздыхая, на восток,

Томим неясною тоской

Но стороне своей родной.

И Мцыри убежал. Три дня он бродил средь лесов, прятался, как зверь, от людей, испытывал недостаток в пище, но именно здесь,

Но не только тоска по земле родной томила его сердце. Мечты юноши также были устремлены к свободе. Родившись в горах и будучи от природы свободолюбивым и независимым, Мцыри не мог жить в неволе. Попав в плен, юноша почувствовал боль и тоску. Жизнь в монастыре была для него равносильна заключению в тюрьме, его сердце жаждало совсем другого:

Читайте также:  Герои повести Станционный смотритель Пушкина (характеристика)

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Мцыри был очень одинок, и в этом его бессилие. Он сравнивал себя с листком, оторванным грозою. Здесь у него не было ни матери,

В душе я клятву произнес:

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

А также Мцыри совершил побег с целью “узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”. Он видел, как монахи добровольно отреклись от всех радостей жизни. И поэтому Мцыри стремится также “узнать, прекрасна ли земля”. И когда, увидев, что проблуждав три дня, он опять вернулся к своей тюрьме – монастырю, юноша испытывает огромное чувство горечи и разочарования. Про звон монастырского колокола, по которому он узнал, что вернулся обратно, Мцыри говорит:

Казалось, звон тот выходил

Из сердца – будто кто-нибудь

Железом ударял мне в грудь.

Убедившись, что ему уже никогда не вернуться на родину, Мцыри умер, умер от тоски по своему краю и по свободной жизни.

В думах и мечтах Мцыри, в его стремлении к вольной, свободной жизни Михаил Юрьевич Лермонтов выразил мысли, волновавшие передовых людей того времени, к числу которых относился и сам автор поэмы. Известный русский критик В. Г. Белинский так писал об этом: “…что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью…”

Похожие сочинения:

Почему не удался побег Мцыри? Почему не удался побег Мцыри? Тема поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни.

МЦЫРИ КАК ГЕРОИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) Творческая деятельность М. Ю. Лермонтова относится к сложному периоду в русской истории – эпохе, когда подавлялось всякое стремление к свободе, правде, – к так называемому “безвременью”. Это время наложило отпечаток.

Жизнь и подвиг Мцыри (по произведению М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) В романтическом образе Мцыри поэт воплотил свою мечту об “огненной душе”, “исполинской натуре”, свой идеал героя, видевшего смысл жизни в борьбе. Характерная для романтических произведений композиция поэмы ограничила рассказ о.

Белинский о поэме “Мцыри” Белинский о поэме “Мцыри”: “Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его.

В ЧЕМ МЦЫРИ ВИДИТ СЧАСТЬЕ? (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) “Мцыри” – романтическая поэма М. Ю. Лермонтова. Сюжет этого произведения, его идея, конфликт и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. Лермонтов ищет своего идеального.

Идейно-художественное своеобразие поэмы МЦЫРИ МЦЫРИ Идейно-художественное своеобразие поэмы: Поэма “Мцыри” – типично романтическое произведение (единство человека с природой – сцена грозы и побег из монастыря; романтическая любовь – встреча с грузинкой; борьба – поединок.

РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ПОЭМЫ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “МЦЫРИ” Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – яркое явление романтической литературы. Произведение сохраняет все необходимые каноны романтизма: один герой, в котором воплощен абстрактный “любимейший идеал” – человек, рвущийся к свободе, передача.

СВОБОДНЫЙ ДУХ МЦЫРИ Тема Кавказа встречалась в творчестве Лермонтова и раньше, до написания им поэмы “Мцыри”, она найдет отражение и в его более поздних произведениях. Поэта привлекали образы смелых, мужественных, свободолюбивых людей, близких.

“ДЛЯ ВОЛИ ИЛЬ ТЮРЬМЫ НА ЭТОТ СВЕТ РОДИМСЯ МЫ?” (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) “ДЛЯ ВОЛИ ИЛЬ ТЮРЬМЫ НА ЭТОТ СВЕТ РОДИМСЯ МЫ?” (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) У каждого человека есть свои корни: это родина, родные и близкие люди. Что должен чувствовать.

Три дня на воле (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) Три дня на воле (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) Поэма 1839 г. “Мцыри” – одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его.

Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится? Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится? В центре поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – образ юноши-горца, поставленного жизнью в необычные условия. Ребенком больным и измученным, он попадает в.

Анализ поэмы “Мцыри” В 1873 году Лермонтову М. Ю. пришлось покинуть родной город, так как его сослали на Кавказ. Проезжая по военной грузинской дороге мимо разрушенного монастыря. Среди обломков и руин монастыря Лермонтов.

МЦЫРИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВ МЦЫРИ Поэма “Мцыри” была написана в 1839 году. Она переносит читателя в старинный монастырь и его окрестности на берегах Арагвы и Куры, где происходит действие в поэме.

ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “МЦЫРИ” ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “МЦЫРИ” Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта.

В ЧЕМ СЧАСТЬЕ И ТРАГЕДИЯ МЦЫРИ? Творчество Лермонтова пришлось на непростое и печальное время в истории России – николаевскую реакцию, наступившую вслед за расправой над декабристами. Пушкинская эпоха, верившая в прогрессивное переустройство общества, призывавшая к вольности.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “МЦЫРИ” ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “МЦЫРИ” Жизнь в неволе – не жизнь. Поэтому не случайно Лермонтов на описание жизни Мцыри в монастыре-тюрьме отвел всего один раздел, а.

Картины природы в поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри” и их значение Картины природы в поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри” и их значение Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри” прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из.

Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”? Русская литература 1-й половины XIX века Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”? Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” стала во многом подведением итогов размышлений поэта о человеке.

Поэма “Мцыри” М. Ю. Лермонтов. Поэма “Мцыри” Жанр – романтическая поэма. Время создания Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, приводит Лермонтова в.

МЦЫРИ КАК РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ Лермонтов был влюблен в Кавказ с самого раннего детства. Величественность гор, хрустальная чистота и одновременно опасная сила рек, яркая необычная зелень и люди, свободолюбивые и гордые, потрясли воображение большеглазого и.

Сюжет и композиция “Мцыри” Сюжет и композиция “Мцыри”. “Мцыри” (1839) Герой поэмы стал пленником русского генерала; он помещен в монастырь, где был “Искусством дружеским спасен”. Мцыри – не трус, он смел, отважен, в нем.

Анализ стихотворения Гумилева “Я в лес бежал из городов “Я в лес бежал из городов…” – одно из первых стихотворений Николая Гумилева, которое было опубликовано в 1902 году. В это время 16-летний поэт вместе с родителями проживал в Тифлисе.

Сочиненин по картине Сурикова “Посещение царевной женского монастыря” Какую огромную разницу белого и черного изображает на картине Суриков. Такой контраст между светлыми одеждами молодой царевны и черными, словно смоль рясами монахинь. Как намек на тусклую и ничем не.

Чем вызван и почему неизбежен конфликт между Кабанихой и Катериной? Чем вызван и почему неизбежен Конфликт между Кабановой и Катериной? Кабаниха и Катерина – это два разных человека, которые вместе жить никогда не смогут. У Кабановой свои принципы и нормы.

Почему так притягателен дом Турбиных (по роману М. Булгакова “Белая гвардия”) План 1. Линия дома и семьи в романе “Белая гвардия”. 2. Уют родного дома как консолидирующее начало. 3. Образ дома Турбиных. Основное действие в романе Михаила Афанасьевича Булгакова “Белая гвардия”.

Куда бы я хотел поехать летом и почему? Куда бы я хотел поехать летом и почему? Летом я хотел бы снова поехать в деревню. Мне нравится гостить у моей любимой бабушки. В деревне летом замечательно. Почему мне нравится.

Сочинение “Почему скисает молоко” Молоко – продукт полезный и питательный. Чаще всего в нашей стране люди пьют коровье или козье молоко. А еще часто люди употребляют молоко кобылье – оно тоже имеет очень ценный.

Почему В. В. Маяковский считал свою поэму “Облако в штанах” “катехизисом современного искусства”? Почему В. В. Маяковский считал свою поэму “Облако в штанах” “катехизисом современного искусства”? В своих рассуждениях подчеркните, что одна из четырех частей поэмы “Облако в штанах” (вторая часть тетраптиха) представляет.

Почему я люблю ходить за грибами Почему я люблю ходить за грибами Летом и ранней осенью я люблю ходить в лес за грибами. От нашего дома до ближайшего леса довольно далеко, поэтому мы с мамой добираемся.

ПОЧЕМУ ДОКТОР СТАРЦЕВ СТАНОВИТСЯ ОБЫВАТЕЛЕМ ИОНЫЧЕМ? (по рассказу А. Чехова “Ионыч”) Тему пошлости и бессмысленности жизни обывателя можно назвать одной из ведущих В творчестве Антона Павловича Чехова, замечательного русского писателя конца XIX века. Чехов разоблачает тупого, сонного российского обывателя, показывает его.

Ссылка на основную публикацию