Портрет Сони в рассказе В дурном обществе

Образ Сони в повести В дурном обществе Короленко сочинение и характеристика

Тема детства характерна для творчества многих русских писателей. К ней обращались такие великие мастера слова, как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, М. Горький. Нашла она отражение и в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». Владимир Галактионович изображает нелёгкое детство детей, оказавшихся в очень непростых условиях.

Главными героями являются мальчики Валек и Вася, у каждого из которых есть сестра.

Соня – дочь судьи, сестра Васи. Значение её образа в произведении велико. Сонечка – девочка, оставшаяся без матери. Её всего четыре года, а она уже пережила страшную потерю. Отец очень любит свою дочь, очень похожую на мать. В облике Сони судья видит черты покойной жены. Этот человек сильно страдает из-за смерти любимой жены. Он впадает в депрессию. Становится замкнутым и грубым. Но только не по отношению к дочери.

Вася тоже страстно любит свою младшую сестричку. Хочет чаще находиться рядом с ней. Однако каждый раз, когда мальчик предпринимал попытки поиграть с Сонечкой, старая ворчливая няня выхватывала её и быстро уносила. В этот момент Вася сравнивал себя с коршуном, а Соню – с маленьким беззащитным цыплёночком.

Хотелось ли Соне играть с братом? Наверное, хотелось. Но у неё никто и не спрашивал, так как за Васей закрепился имидж не очень образцового мальчика.

Соня – добрый ребёнок. Об этом свидетельствует история с куклой.

Как-то раз брат попросил у Сонечки куклу для сестры Валека. Маруся была очень больна, и Васе хотелось её как-нибудь поддержать. Доброе сердце мальчика не могло оставаться глухим к горю новых знакомых. Валек и Маруся были не просто бедными, они были нищими. Вася надеялся на то, что огромная яркая кукла Сони доставит Марусе радость, поможет ей хотя бы на время забыть о невзгодах.

Сонечка вначале воспротивилась предложению отдать незнакомой девочке любимую игрушку. Однако рассказ брата о бедной больной Марусе заставил Соню расстаться на время с подарком мамы.

Соня проявляет лучшие качества, стараясь отвлечь от пропавшей куклы внимание няни. Она демонстрирует преданность брату. Соня понимает, чем может грозить Васе этот поступок. По-детски наивно она заверяет, что кукла ушла гулять и скоро вернётся.

Но под натиском нянек и отца Соня всё же рассказывает правду. Можно ли её за это осуждать? Конечно, нет!

Кроме того, возможно, именно это и изменило отношение отца к сыну. Судья, узнав о благородстве Васи, наконец, стал уважать его.

Думаю, Соня заслуживает уважения. У неё доброе сердце, о красоте которого говорит финал повести. Вместе с братом Соня навещает могилку Маруси.

Мне бы хотелось иметь такого друга, как Соня!

История Сони

Короленко очень тонко умел подмечать пороки и недостатки общества, в котором мы живём. Его повесть «В дурном обществе» — не исключение. Она показывает всю несправедливость мира: кто-то рождается в богатой семье, а кто-то — в бедной. Несмотря на это, необходимо всегда сохранять свои человеческие качества, быть терпеливым к окружающим людям и помогать нуждающимся, если у вас есть возможность.

В центре событий в повести стоят два ребёнка из одной семьи, брат и сестра, Вася и Соня, о которой поговорим подробно.

Соне четыре года, она маленькая девочка, которая растёт в состоятельной семье. У неё черные волосы, красивые глаза, круглое лицо и упитанная фигура. Соню интересуют подвижные и активные игры, она много бегает и играется, как и многие дети.

Девочка много и часто улыбается, смеётся, её жизнь полна счастья и беззаботности. Я думаю, что главная причина, по которой Короленко вводит этого персонажа — это показать на контрасте между Соней и Марусей, как сильно отличается жизнь в разных финансовых условиях, как сильно разнятся дети, воспитанные в разных условиях, и чем они похожи. У Сони прекрасные волосы, горничная в них даже вплетает ленту, чтобы девочка выглядела совсем сногсшибательно, но при этом у Маруси нет такой ленточки, а её волосы ещё красивее, чем волосы Сони. Это говорит о том, что благодаря уходу и аксессуарам не самые красивые волосы можно сделать гораздо ярче и красивее, но ведь не у каждого есть деньги на это.

Соня ни в чём не нуждается: у неё есть кровля над головой, она никогда не знала голода, ей всегда было к кому обратиться, чтобы поплакать, пожаловаться, найти убежище, где её пожалеют и поймут. На контрасте с новыми друзьями Васи это показывает, что дети, имеющие всё, гораздо счастливее, хотя, как люди, они абсолютно одинаковы, но жизнь несправедлива. Отношение с отцом у Сони хорошие: он в ней души не чает, в отличие от её брата, которого отец считает хулиганом, впутавшимся в плохую компанию.

Однажды Вася берет куклу у Сони и отдаёт её болеющей Маруси, заранее спросив разрешения у Сони. Когда отец узнал, что пропала кукла его дочери, он подумал, что Вася ворует и ещё больше разгневался на него. То, что Соня поделилась куклой с девочкой, у которой не было совсем кукол, говорит нам о том, что Соня добрая и не жадная, что не свойственно детям её возраста. Она милосердная и понимающая. К сожалению, игрушка не помогла Маруси побороть болезнь, но поступок Сони и её брата оказали свой положительный эффект в виде радости на лице бедной Маруси.

Сочинение про Соню

В своих произведениях многие авторы, так или иначе, пытаются обсудить тему девства, создать некий монолог, который бы описывал все их мысли и переживания насчёт данной темы, так как тема детства близка каждому человеку, и далеко не каждый человек прошёл данный этап в своей жизни легко и беззаботно. Часто, ввиду тех или иных обстоятельств, человек попросту не получает самого важного аспекта в своей жизни – счастливого детства. Почти все проблемы с человеческой психике и личности, так или иначе, связаны с детством, и потому многие авторы стараются достучаться до читателя и заставить его размышлять на данную тему. Одним из таких автор был Короленко.

В своих произведениях Короленко часто обращался к данным темам, так как они были для него весьма близки и интересны. Он старался изучить систематику данной проблемы, понять всё то, что является причиной несчастливого детства, и если поймёт, через свои произведения донести эту информацию до своих читателей, дабы сделать детство будущих детей лучше. Каждый раз, отдаваясь размышлениям, автор также создавал прекрасные произведения, которые помимо проблемы детства также задевали в себе ещё множество различных аспектов. Одним из таких произведений было “В дурном обществе”.

В произведении автор рассказывает нам потрясающую историю, из которой читатель может почерпнуть много важного для своего развития, а также развития своей эмпатии и личности. Из него мы узнаём о понятиях настоящей дружбы, самоотверженности, добра и зла, и, конечно же, несправедливости жизни, которое выражается в образе Сони.

Соня – четырёхгодовалая девочка, которая уже в таком раннем возрасте претерпела страшные несчастия, потерю любимого человека, отчужденность, одиночество. Она живёт в состоятельной семье, однако, как известно деньги не приносят счастья, потому она желает большего, чем просто материальная благообеспеченность. Также через её образ автор выражает несправедливость распределения благ между людьми, так как Соня, которая и не желала всего этого, а просто желала быть рядом со своей матерью, получает именно это. Жизнь тяжело её даётся, ведь она попросту не знает, как жить дальше без самого близкого человека в своей жизни, что очень сильно влияет на её развитие, и скорее всего, отразится во взрослой жизни. Так или иначе, то, что случилось с этой маленькой девочкой – уже случилось, и это не изменить, что и говорит нам автор произведения, через её образ.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Сони в повести В дурном обществе

Популярные сегодня темы

Жанровая направленность произведения представляет собой роман в виде трилогии, основной тематикой которого является изображение судьбы молодого советского ученого

Стоя перед полотном, зритель видит, что на нем изображен не какой-то знаменитый человек или ученный, а простая девочка. Исходя из названия картины, понимаешь, что она посвящена девочке и зовут ее Мила

На балу полковник выделялся, среди других, в первую очередь своим высоким ростом. Потом уже бросалась в глаза военная осанка и серебряные эполеты. Его стройная, статная фигура гордо возвышалась

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» не всеми воспринимается одинаково, многие мнения сталкиваются между собой, образуя дискуссию.

Роман в стихах, несмотря на неопределенный конец, представляет собой произведение, обладающее продуманной структурой.

Подготовка к сочинению « Сравнительная характеристика Маруси и Сони» (По повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»)
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Технологическая карта урока литературы по теме: “Подготовка к сочинению « Сравнительная характеристика Маруси и Сони» (По повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Скачать:

ВложениеРазмер
kryuchkova_v.a._razrabotka_uroka_po_literature.docx38.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы

Урок-исследование, направленный на формирование УУД в рамках изучения литературного произведения

Подготовка к сочинению « Сравнительная характеристика Маруси и Сони» (По повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Сопоставить образы Маруси и Сони, подготовиться к написанию сочинения.

Крючкова Вероника Александровна, МБУ СОШ №86 г.о. Тольятти, учитель русского языка и литературы

– формировать умение анализировать текст художественного произведения;

– развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы;

– формировать умение сопоставлять героев, формулируя собственное отношение к каждому из персонажей;

– формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесных образов;

– обогащать словарный запас.

– формировать умение проверять и оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников;

– планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;

– развивать логическое мышление;

-развивать и совершенствовать приемы умственной деятельности;

– контролировать и оценивать процесс и результаты действия;

– закрепить навыки работы с черновым материалом;

– формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения ; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.

– научиться в процессе подготовки к сочинению и на этапе его написания использовать определения понятий;

– уметь подобрать языковой материал в соответствии с замыслом;

– уметь высказать свое мнение, уметь слушать и вступать в диалог;

– участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

– развивать умение работать в парах.

Повесть В.Г. Короленко « В дурном обществе».

УМК В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.

П.И. Чайковский «Болезнь куклы»

1.Этап мотивации и самоопределение к деятельности

2.Этап актуализации знаний и пробного учебного действия

3.Этап подготовки к изучению новых знаний, постановка учебной задачи

4) Организация деятельности по анализу повести. Обсуждение ответов на вопросы

5) Закрепление материала, самостоятельная работа

6) Этап рефлексии

8) Итоговый этап.

Включение в деловой ритм урока. Устное сообщение учителя.

– Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем знакомиться с повестью В. Г. Короленко « В дурном обществе» В.Г.Короленко в своем произведении сумел показать, что самый великий дар человека – чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей. Особое внимание в тексте уделено детям – представителям двух миров: миру нищих и миру обеспеченных, богатых. Писатель показал, что в жизни ребенка бывает не только горе, страдание, но и радость, которую приносят сочувствие, сострадание, дружеская привязанность – все прекрасные и благородные чувства, способные осветить самые темные углы подземелья.

Учитель формулирует проблемную задачу по теме урока. Предлагает записать в тетради эпиграфы к уроку:

“улыбка Маруси стала мне почти так же дорога, как улыбка сестры”. (Вася)

Беда и радость ходят рядом

Людей спасает только человечность

Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

О судьбах каких героев мы будем говорить на уроке?

Как вы определите цели нашей сегодняшней беседы?

Чтобы достичь цели, что мы можем сегодня выполнить на уроке?

(работать с текстом, слушать учителя и одноклассников, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать поступки и т.д.)

Сегодня на уроке мы будем сравнивать двух героинь повести – Марусю и Соню.

Учитель сообщает тему и цель урока

Работа с термином «сравнение».

Что такое сравнение? (Сравнение – это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.)

– Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…)

– Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет)

– На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)

– Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)

Определяем схему, по которой будем характеризовать героинь повести.

Образ литературного героя (портрет; внутренние переживания поступки героя, влияние на окружающих; жесты, мимика; отношение других действующих лиц к данному герою; имя; обстановка)

Войдя в жизнь Валека и Маруси, наблюдая за ними, Вася невольно начинает сравнивать Марусю с сестрой Соней. Что побудило Васю к такому сравнению?

1.Портреты Маруси и Сони.

Выразительное чтение портретов Маруси и Сони. Чтение отрывка, описывающего Марусю.

Найдите художественные средства выразительности (эпитеты, сравнения), с помощью которых автор выражает свое отношение. (Эпитеты- крошечное создание, белокурые волосы;

Сравнение – …как былинка, … как головка полевого колокольчика)

Можно ли сказать, что автор любуется Марусей, ее красотой (белокурые волосы, бирюзовые глаза, длинные ресницы).

Найдите детали портрета, показывающие сочувственное отношение писателя к своему герою.

(Крошечное создание, кривые ножки, головка, как головка полевого колокольчика, платье грязно и старо, шаталась, как былинка.

Прочитайте описание портрета Сони.

Какой автор показывает эту девочку?

Что явилось причиной того, что девочки выглядят по-разному?

2. Условия жизни героинь.

Сравните условия жизни Маруси и Сони и как отразились эти условия на внешности и характерах Сони и Маруси.

(Условия жизни: Маруся была нищей, бездомной; Соня из «приличного общества»).

(Самым грустным в этой картине была Маруся, едва выделявшаяся на фоне серого камня странным и маленьким туманным пятнышком. Все это поражает Васю. Он наглядно представляет, как жестокие, холодные камни высасывают из нее жизнь.)

Как вы понимаете слова о серых камнях, которые высосали из Маруси жизнь? Как называется художественное средство, которое использует автор?

Символом чего является «серый камень»?

(Серый камень- голод, холод, безжалостность, черствость, страх, равнодушие. Серый камень — символ человеческой жестокости, несправедливости законов, которые заставляют страдать.)

Какие выводы мы можем сделать о жизни девочек на основании этих характеристик?

4. Анализ главы «Кукла»

(звучит музыка П.И. Чайковский «Болезнь куклы»)

-Какие игрушки могли окружать Соню?

(У Сони была большая кукла, с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери. На эту куклу я возлагал большие надежды и потому, отозвав сестру в боковую аллейку сада, попросил дать мне ее на время. Я так убедительно просил ее об этом, так живо описал ей бедную больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, которая сначала только прижимала куклу к себе, отдала мне ее и обещала в течение двух-трех дней играть другими игрушками, ничего не упоминая о кукле).

-Почему у Маруси не было игрушек?

-Выделите в описании куклы ключевые слова- эпитеты.

Какую роль сыграла детская игрушка в жизни Маруси?

«Действие этой нарядной барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, опять ожила. Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своей новой знакомой… Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по – прежнему шлёпая по полу слабыми ногами».

1.Заполнение таблицы : «Сравнительная характеристика Маруси и Сони» (работа в парах)

2. Создание синквейна

Работа в группах:

Самостоятельная работа с проверкой.

Составьте небольшую характеристику Маруси и Сони, используя материалы сегодняшнего урока, в виде синквейна.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

3. Составление плана сочинения. (используя материал таблицы)

Организация рефлексии учащихся. Учитель просит учащихся каждой группы подумать, с какими заданиями они справились легко и без затруднений, а какие вызвали у них трудности. Просит подумать в чем причины этих трудностей.

Одним предложением записать, что нового и наиболее ценного каждый узнал на уроке.

Сегодня на уроке я научился….

-Своей работой на уроке я….

-Урок заставил меня задуматься….

– А особенно мне удалось…

– Мне показалось важным…

– Мне было интересно, потому что…

– Для меня стало открытием, что…

Заключительные слова учителя.

Люди, я прошу вас, ради Бога,

Не стесняйтесь доброты своей,

На земле друзей не так уж много– опасайтесь потерять друзей!

Написать сочинение: «Сравнительная характеристика Сони и Маруси»

Образ и характеристика Маруси в рассказе “В дурном обществе”: описание внешности и характера

Маруся с куклой и Тыбурций.
Иллюстрация П. Павлинова

Маруся является одной из центральных героинь рассказа “В дурном обществе” Короленко.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Маруси в рассказе “В дурном обществе”, описание внешности и характера героини.

Смотрите: Все материалы по рассказу “В дурном обществе”

Образ и характеристика Маруси в рассказе “В дурном обществе”: описание внешности и характера

“. Несмотря на свои четыре года. ”

Маруся – приемная дочь нищего Тыбурция:
“. я – Тыбурций, а он – Валек. Я нищий, и он – нищий. “

Маруся и ее семья живут в старой часовне, в “подземелье”:
“. в подземелье Валек и Маруся живут там постоянно. “

Маруся и ее семья голодают из-за нищеты:
“. мы все, здесь находящиеся, страдаем скорее излишнею худобой, а потому некоторое количество провизии не можем считать для себя лишним…”
“. Она и Валек ели с жадностью, которая ясно показывала, что мясное блюдо было для них невиданною роскошью; Маруся облизывала даже свои засаленные пальцы. ”
“. Маня была голодна. “

Внешность Маруси:
“. грязное личико, обрамленное белокурыми волосами и сверкавшее на меня детски‑любопытными голубыми глазами. ”
“. ответила девочка, слегка сверкнув бирюзовыми глазами. ”
“. гладя рукой белокурую головку девочки. ”
“. ее белокурые волосы. ”
“. бледное лицо девочки вспыхивало румянцем. ”
“. Она ласково подала мне свою крохотную ручонку и, глядя снизу вверх голубыми глазами, спросила. ”
“. движения ее тонких рук были медленны; глаза выделялись глубокою синевой на бледном лице; длинные ресницы были опущены. При взгляде на эту крохотную грустную фигурку. ”
“. Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. “

Маруся – слабый, болезненный ребенок. Судя по всему, она болеет чахоткой:
“. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка: руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по‑детски грустно. “

Болезнь и “подземелье” высасывают все силы из Маруси:
“. Несомненно, кто‑то высасывает жизнь из этой странной девочки, которая плачет тогда, когда другие на ее месте смеются. ”
“. высасывая из нее румянец, блеск глаз и живость движений. ”
“. о «сером камне», высасывавшем из Маруси ее веселье. “

Маруся плохо ходит несмотря на то, что ей 4 года:
“. Она падала, вновь приподымалась и, наконец, направилась нетвердыми шагами к мальчишке. ”
“. шлепала по каменному полу непроворными ножонками. ”
“. по‑прежнему шлепая по полу слабыми ногами. “

Маруся – странная девочка:
“. из этой странной девочки. “

Маруся – грустный, невеселый ребенок:
“. грустная улыбка Маруси. ”
“. эту крохотную грустную фигурку. ”
“. глаза смотрели порой так не по‑детски грустно. ”
“. Отчего она такая? – спросил я

– Невеселая? – переспросил Валек. “

Маруся не любит играть:
“. она не любит играть. “

Маруся редко смеется:
“. плачет тогда, когда другие на ее месте смеются. ”
“. моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась, то смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик, которого на десять шагов уже не слышно. “

Маруся – тихий ребенок:
“. Применяясь к тихой солидности нашей дамы. ”
“. тихие переливы ее слабого смеха. ”
“. Маруся звенела слабыми переливами своего жалкого смеха. “

Маруся – простодушный ребенок:
“. Да, голодна! – с жалобным простодушием повторила девочка. “

“. наша Маруся начала прихварывать. ”
“. Она ни на что не жаловалась, только все худела; лицо ее все бледнело, глаза потемнели, стали больше, веки приподнимались с трудом. ”
“. Маруся все больше хиреет. Теперь она совсем уже не выходила на воздух. ”
“. Маруся, которая увядала, как цветок осенью. ”
“. Маруся опять слегла, и ей стало еще хуже. “

Маруся очень радуется кукле, которую приносит Вася. Эта кукла стновится первой и последней радостью в жизни девочки:
“. Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своею новою знакомой… Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по‑прежнему шлепая по полу слабыми ногами. ”
“. Я понял, что хотел лишить моего маленького друга первой и последней радости ее недолгой жизни. ” (кукла – )

В конце рассказа маленькая Маруся умирает от болезни:
“. отец тебя отпустит попрощаться с моей девочкой. Она… она умерла. “

Это был цитатный образ и характеристика Маруси в рассказе “В дурном обществе” Короленко, описание внешности и характера героини.

В.Г. Короленко “В дурном обществе”. Описание городка Княжье-Вено. Портрет как средство изображения героев/

Ребята что такое портрет

+ Портрет* – от фр. Portrait – портрет, изображение.

В литературе часто встречается психологический портрет, в котором автор через внешность героя автор стремится раскрыть его внутренний мир, его характер.

– Сейчас мы с вами сравним внешний облик героинь и образ их жизни в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» ответив на следующие вопросы и заполним таблицы.

Содержимое разработки

Тема: «Описание городка Княжье-Вено. Портрет как средство изображения героев»

Цели: 1) сравнение жизненного уклада жителей города в повести;

2) раскрыть душевные качества ребят, которые способствуют возникновению взаимной симпатии героев;

3) рассмотреть жизнь обитателей подземелья;

4) закрепить понятие «портрет в художественном произведении».

Оборудование: Портрет писателя, учебник литературы для 5 класса под редакцией Коровиной В.Л., картина к произведению «В дурном обществе»

Проверка домашнего задания

Образ серого, сонного города. Отношения Васи с отцом

– От чьего имени ведется рассказ?

+ Вася — сын судьи. Судья — едва ли не единственный представитель закона в маленьком городке, «местечке», находящемся на юго-западе Российской империи.

– В каком городе происходят события?

– Как описывает автор городок, в котором происходит действие рассказа? Найдите эпитеты в этом описании. Какой образ создает автор?

+ «Сонные, заплесневевшие пруды», «серые заборы», «подслеповатые, ушедшие в землю хатки» — все это создает образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий.

– Что побудило старого Януша прогнать из замка некоторых жильцов? Кому они были неугодны?

+ «Но Януш и старые ведьмы с криком и ругательствами гоняли их отовсюду, угрожая кочергами и палками, а в стороне стоял молчаливый будочник, тоже с увесистою дубиной в руках». Будочник — полицейский, значит, изгнание совершалось с ведома и под покровительством полиции.

– Как складывались отношения Васи с отцом? Обратим внимание на желание Васи сблизиться с отцом, на глубокое горе отца после смерти любимой жены.

+ Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Вася чувствовал горе оттого, что умерла мама; ужас одиночества углублялся, потому что отец отворачивался от сына «с досадой и болью». Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.

– Почему мальчик начал бродяжить?

+ Герой «не встречал привета и ласки» дома, но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нем жила жажда познания, общения, добра. Он не мог примириться с затхлой жизнью городка: «Мне все казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то; казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно».

Формирование понятия «портрет в литературном произведении».

Ребята что такое портрет

+ Портрет * – от фр. Portrait – портрет, изображение.

В литературе часто встречается психологический портрет, в котором автор через внешность героя автор стремится раскрыть его внутренний мир, его характер.

– Сейчас мы с вами сравним внешний облик героинь и образ их жизни в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» ответив на следующие вопросы и заполним таблицы.

1. Как выглядит герой?

2. Из какой он семьи? Из какого общества?

3. Какие поступки он совершает?

4. Какие качества героя проявляются в этих поступках?

– Охарактеризуйте Соню, заполнив правую колонку таблицы.

была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она резво бегала, звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы.

Пять прилагательных, характеризующих героя

Ваше отношение к герою

– Соня: Соня и Маруся были в одном возрасте, но Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она резво бегала, звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы каждый день горничная вплетала алую ленту. Соня росла в достатке, за ней ухаживала Няня.

– Охарактеризуйте Марусю, заполнив правую колонку таблицу. Как вы понимаете слова «серый камень высосал из Маруси жизнь»?

Пять прилагательных, характеризующих героя

болезненная, беззащитная, нежная, дружелюбная, сострадательная, хрупкий цветок…

Ваше отношение к герою

+ Маруся: белокурая девочка с голубыми глазами; бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно, почти никогда не бегала и смеялась очень редко; платье ее было грязно и старо, большие и роскошные волосы, которые Валек заплетал каждое утро. Маруся росла в нищете и часто бывала голодна. За ней ухаживал брат Валек. Он доставал ей еду.

– Охарактеризуйте Валека, заполнив правую колонку таблицу. Ему нравилось заниматься воровством?

худощавый и тонкий. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами

Пять прилагательных, характеризующих героя

Ваше отношение к герою

+ Валек: мальчик лет девяти, старше Васи, худощавый и тонкий. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами, очень солидный и внушавший уважение своими манерами взрослого человека; и внушал почтение своею авторитетностью и независимым тоном, с каким отзывался о старших. Кроме того, он часто сообщал много нового.

– Охарактеризуйте Васю, заполнив правую колонку таблицу. Что почувствовал Вася, когда узнал, что его друзья нищие и воры? Какие чувства борются в душе героя?

Пять прилагательных, характеризующих героя

милосердный, сострадательный, смелый, заботливый, рискует, спасает – самоотверженная доброта…

Ваше отношение к герою

+ Вася: Девятилетний мальчик , большой сорванец, непоседа , в первые же дни внес оживление в общество своих новых друзей, сын справедливого господина судьи.

– О своей внешности рассказчик (Вася) не сообщает ничего, указывая лишь на рост в сравнении с Валеком: “Это был мальчик лет девяти, больше меня. ” И всё-таки, прочитав повесть, можно представить физический облик Васи. Как именно? В тексте нет упоминаний о цвете волос Васи, форме носа, разрезе глаз, походке, жестах, одежде и т.п. Но из всей совокупности чувств, поступков, размышлений мальчика в сознании читателя возникает его облик.

– Разные условия жизни детей являются результатом жестокости людей и несправедливости законов. Невинные и беззащитные дети оказываются один на один между жизнью и смертью и зачастую гибнут

Составить рассказы о героях повести, используя таблицы

Портрет, описание внешности Васи из рассказа в дурном обществе

Ответы

О своей внешности рассказчик (Вася) не сообщает ничего, указывая лишь на рост в сравнении с Валеком: “Это был мальчик лет девяти, больше меня. ” И всё-таки, прочитав повесть, можно представить физический облик Васи. Как именно? Этот вопрос предлагается классу. Ответы учащихся разнообразны, что понятно: в тексте нет упоминаний о цвете волос Васи, форме носа, разрезе глаз, походке, жестах, одежде и т. п. Но из всей совокупности чувств, поступков, размышлений мальчика в сознании читателя возникает его облик.

Потеряв мать, забытый отцом, который отдался своему горю, Вася с шести лет рос без присмотра, как деревце в поле. Можно фиксировать внимание учащихся на изобразительных средствах рассказа, используя для этого приём “читаем — видим”.

Читаем: “. Мне стало тесно в доме и в садике, где я не встречал ни в ком привета и ласки. Я начал бродяжить. Всё моё существо трепетало тогда каким-то странным предчувствием жизни. С тех пор к прочим нелестным моим эпитетам прибавились названия уличного мальчишки и бродяги, но я не обращал на это внимания. Когда все углы города стали мне известны до последних грязных закоулков, тогда я стал заглядываться на видневшуюся вдали, на горе, часовню. Мне захотелось осмотреть её всю, заглянуть внутрь. ” Видим: бродяжничанье Васи — детская реакция на пренебрежение домашних. В таких условиях это единственный способ удовлетворить естественную пытливость мальчика, растущего без привета и ласки в родном доме, охваченного странным предчувствием жизни. Он узнал город вплоть до последних грязных закоулков и стремился осмотреть загородную часовню, на которую уже стал заглядываться. Мы наблюдаем и видим мальчика, хотя в тексте нет описания его внешности. Видим так отчётливо, что понимаем несоответствие его действительного облика нелестным эпитетам, относящимся к Васе: сорванец, бродяга, негодный мальчишка, отпетый маленький разбойник, у которого руки и ноги налиты ртутью, но всё же сын таких почтенных родителей.

Таким ли встаёт Вася в нашем воображении? Выберем несколько описаний из его характеристики — и перед нами совсем другой мальчик Вася, который у Януша со слезами вырвал свою руку, который робел и замыкался в себе, притерпелся к упрёкам, хмуро выслушивал замечания, чьё сердце загоралось жалостью и сочувст­вием к страданиям бедняков и т. п.

Читаем: “Я уходил потому, что не мог уже в этот день играть с моими друзьями по-прежнему безмятежно. Чистая детская привязанность моя как-то замутилась, к ней примешалась острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли”. Видим: Вася, поняв, что новые его товарищи вынуждены воровать, не просто ушёл, он от них уходил (длительное действие). Глагольная форма говорит об усилиях скрыть своё состояние и о невозможности сделать это иначе, как только удалившись от друзей, чтобы не оскорбить их. Называя действия, глаголы неизбежно отсылают нашу мысль к персонажу, всё более проясняя его облик.

Рассказ от первого лица избран автором сознательно, в целях типизации. Любой ребёнок — это подтвердят ответы учащихся — на месте Васи вёл бы себя точно так и чувствовал то же, что он. Портрет героя — отвлечённый. Читатель представляет себе “обобщённого” мальчика 8–9 лет, который узнал и увидел много такого, чего не видели дети значительно старше его. И возможности визуального воплощения этого образа юными художниками будет отличаться свободой выбора и наибольшей степенью самовыражения.

Когда умерла мать Васи, ему было шесть лет. Отец совсем забыл о нем, весь отдавшись своему горю. Вася рос как дикое деревце в поле, – никто его не окружал заботой, но ни кто и не стеснял его свободы.
Жил Вася в Княж-городке, где доживали свои дни жалкие останки гордого панского величия. Город раскинулся внизу заплесневевших прудов. Серые заборы, пустыри с кучами хлама перемещались с ушедшими в землю хатками. Деревянный мост кряхтел, шатался точно дряхлый старик. Река, через которую перекинут мост, вытекала из пруда и впадала в другой. Посредине одного из прудов находился остров. На острове – старый, полуразрушенный замок. Вася всегда со страхом смотрел на это величавое дряхлое здание. Всякий бедняк мог найти в старом замке убежище. «Живет в замке» – эта фраза выражала крайнюю степень нищеты и падения. Но однажды общество замка разделилось. Вася со своими друзьями наблюдал, как происходило изгнание жильцов. И несчастные темные личности понурясь навсегда оставляли остров. После этого старый замок, от которого веяло прежде на Васю каким-то величием, потерял в его глазах всю свою привлекательность. Вася не мог забыть жестокости, с которой жильцы замка гнали своих несчастных сожителей, оставшихся без крова, у него сжималось сердце. На примере старого замка Вася впервые узнал истину, что от великого до смешного один только шаг. Великое в замке поросло плющом, мхами, а смешное казалось Васе отвратительным. Самая замечательная личность, не ужившаяся в старом замке – Тыбурций Драт. Происхождение его было неизвестно. Наружность пана Драта не имела ни одной аристократической черты, но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светилось, вместе с лукавством, острая проницательность, энергия и недюжий ум. В них струилась глубокая неустанная печаль. Никто не знал, откуда у пана Тыбурция явились дети. Мальчик лет семи высокий, тонкий, черноволосый, угрюмо-шатавшийся по городу, и маленькая трехлетняя девочка.
С тех пор как умерла Васина мать, а лицо отца стало еще угрюмее, его очень редко видели дома. Вася старался избегать встречи с отцом. Когда в доме все еще спали, Вася перелезал через забор и шел к пруду, где его ждали такие же сорванцы-товарищи. Васю звали бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в других наклонностях, что он сам поверил в это. Отец тоже поверил этому и делал попытки заняться воспитанием сына, но все кончалось неудачей. Видя строгое угрюмое лицо отца, на котором лежала суровая печать неизлечимого горя, Вася робел и замыкался в себе. Мальчику хотелось, чтобы отец обнял его, посадил на колени и приласкал, но отец смотрел на сына отуманенными глазами, и он весь сжимался под этим непонятным для него взглядом. Отец часто спрашивал Васю: «Ты помнишь матушку? » Конечно, Вася помнил ее. После смерти матери, впервые перед Васей открылся весь ужас загадки о жизни и смерти. Как прежде ему казалось, что она с ним, что сейчас он встретит ее милую ласку, но его руки протягивались в пустую тьму, и в душу проникало сознание горького одиночества. Тогда он сжимал руками свое маленькое, больно-стучавшее сердце, и слезы прожигали горячими струями его щеки. Но на вопрос высокого угрюмого человека, в котором Вася желал, но не мог почувствовать родную душу, он съеживался еще более и тихо выдергивал из его руки свою ручонку. И отец отворачивался от сына с досадою и болью. Между ними стояла какая-то неодолимая стена. Любя маму, когда она была жива, отец не замечал Васю из-за своего счастья. Теперь Васю закрывало от него тяжелое горе. И постепенно пропасть, разделявшая их, становилась все шире и глубже. Отец все больше убеждался, что сын – дурной, испорченный мальчишка, с черствым, эгоистическим сердцем. Отец понимал, что должен любить его, но не находить для этой любви угла в своем сердце. Вася чувствовал это. Наблюдая за отцом, слыша его глухие стоны от нестерпимой душевной муки, сердце мальчишки загоралось жалостью и сочувствием.

Как выглядела соня из рассказа в дурном обществе?

Литература | 5 – 9 классы

Как выглядела соня из рассказа в дурном обществе.

Кругла как пышка, и упруга, как мячик.

Она так резво бегала.

Так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья”.

Почему Вася и Соня приходили на могилу Маруси?

Почему Вася и Соня приходили на могилу Маруси?

В рассказе “в дурном обществе”.

В дурном обществе сравнить жизнь сони и маруси?

В дурном обществе сравнить жизнь сони и маруси.

Выпишите портретные характеристики Сони и Маруси из рассказа Короленко “В дурном обществе”?

Выпишите портретные характеристики Сони и Маруси из рассказа Короленко “В дурном обществе”.

“В дурном общество ” мне надо описать Соню ?

“В дурном общество ” мне надо описать Соню .

Чьими глазами даётся портрет Васи, Валека, Сони, Маруси, Тыбурция из рассказа “В дурном обществе?

Чьими глазами даётся портрет Васи, Валека, Сони, Маруси, Тыбурция из рассказа “В дурном обществе.

Опишите героев рассказа В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ?

Опишите героев рассказа В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ.

Васи, Маруси, Валека, Сони, Тыбурция.

Какие обеты могли дать Вася и Соня из рассказа “Дурное общество”?

Какие обеты могли дать Вася и Соня из рассказа “Дурное общество”?

Что мог сказать Янушь отцу Васи?

Сравнительная характиристика сони и маруси из рассказа в дурном обществе?

Сравнительная характиристика сони и маруси из рассказа в дурном обществе.

Условие жизни Сони и Маруси в рассказе в дурном обществе?

Условие жизни Сони и Маруси в рассказе в дурном обществе.

В дурном обществе составить сравнительную таблицу Маруси и Сони?

В дурном обществе составить сравнительную таблицу Маруси и Сони.

На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Как выглядела соня из рассказа в дурном обществе?, относящийся к категории Литература. Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников 5 – 9 классов. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям. Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы помогут найти нужную информацию.

Когда увидел что светофор горит идёт не спешит, а когда смотрит уже красный и бежит во всю ;..

Для того что бы сочинить сказку в первую очередь должно быть вдохновение, фантазия или воображение. Еще можно придумать Главного героя, вокруг которого будет происходить сюжет. Если нет фантазии или воображения, то можно изменить народную сказку, э..

Какой этот козёл? Какой была её мама? Умеет ли плавать козлёнок.

Хорошая книга ярче звёздочки светит. Книга – твой друг, без неё как без рук. Книга и труд хорошие плоды дают. Лучше печатного слова не скажешь.

Мы понимаем это высказвание как если бы не существовало бы сыновей древней руси то и не было русского языка и не было бы народа. Нужно относиться к языку с уважением и к народам.

Лиса с журавлем подружилась. Вот и вздумалось однажды лиса угостить журавля. Пошла звать его в гости. Идет журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Покушай мой голубчик – куманек. Сама стряпала. Журавль хлоп -..

Стрекоза, ты ленивая, любишь веселье, но надо и трудится, и помогать другим, и не мешать другим во время работы. Муравей, ты жестокий. Девушкам надо уступать.

Но вот насытясь разрушеньем И наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, Своим любуясь возмущеньем.

Двоих разъяренных женщин отвели к царю Соломону на суд. Обе они тянули каждая в свою сторону молодого человека. Одна говорила, что он – муж ее дочери, а другая – что он – муж ее дочери. Царь тогда сказал : “Пусть убьют его и он не достанется ником..

Для поучения то что животных ты (Вы) обидишь а они спасут Вывод : Животные добрее чем мы. И если мы их даже обидим они все равно спасут нас.

Читайте также:  Сочинение Интерьер в поэме Гоголя Мертвые души
Ссылка на основную публикацию