Природа в лирике Лермонтова сочинение

Природа в поэзии М. Ю. Лермонтова

Пронзительные пейзажи в поэзии Лермонтова

Романтичная поэзия Лермонтова не оставляет равнодушным даже людей, мало интересующихся лирическими произведениями. Одной из ее характерных черт считается символичность и эмоциональность. Бесконечная любовь поэта к России отражена в каждом творении в форме описаний ее просторов. Пейзажная лирика присутствует не только в отдельных стихотворениях, ею пронизано каждое произведение.

Описание природы в стихах Лермонтова

Михаил Юрьевич создал очень яркие образы, надолго врезающиеся в память читателей. Удивительная сила слова, словно рисует картины перед поклонниками поэта. Шелест листьев, знойная песня пустыни, рокот горных рек – все это становится реальным уже с первых строк. Способность одушевлять деревья, ветер, горы, равнины и поля позволила сделать стихи невероятно пронзительными, острыми:

“На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она”.

Краткое четверостишие обладает характерной выразительностью. Легкий холод и щемящее одиночество чувствуется благодаря точно подобранным эпитетам: « на голой вершине», «севере диком» и пр. Поэт ассоциирует с этой несчастной сосной себя. Он также одинок и печален. Использование такого приема как олицетворение характерно для поэзии Лермонтова. Его стиль легко отличить среди сотен лирических произведений. Изящество, эмоциональность и выраженная страстность – все это присуще поэту не только в описаниях пейзажа:

“У Черного моря чинара стоит молодая;

С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская…”.

Легкая эротичность более всего свойственна описаниям природы Кавказа. Так, например, описывает Мцыри недолгое свое счастье на воле:

“Простерты в воздухе давно

Объятья каменные их,

И жаждут встречи каждый миг…”.

Умение органично переплетать эмоции главных героев и явления природы сделало произведения Лермонтова настоящим шедевром русской поэзии. Образность позволяет легко заучивать целые поэмы Михаила Юрьевича. Поколонники сравнивают четверостишия с музыкой, которую просто невозможно забыть.

Природа и человек в творчестве поэта

Во многих произведениях часто можно встретить не только олицетворение природных явлений, но и обратный прием – присвоение персонажу (человеку, демону, ангелу) качеств и способностей стихии. Вот как описывает Лермонтов искусителя в поэме “Демон”:

“Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь,- ни мрак, ни свет!”.

О нем же поэт отзывается:

“Скользил без звука и следа

В тумане легком фимиама;

Сиял он тихо, как звезда…”.

Органичное сочетание человеческого, сверхъестественного и природного позволило придать произведением особый, неповторимый оттенок.

Природа – символ свободы

Творчество Лермонтова изменялось в зависимости от его возраста и политических взглядов. Исследуя произведения поэта, можно сделать вывод о том, что природа для автора являлась неким символом свободы, справедливости и мудрости. Яростный противник царизма и угнетения крестьян Михаил Юрьевич часто отражал свои взгляды на существующую действительность в стихах. Например, в произведении “Листок” он открыто говорит о своем несогласии с существующими ценностями и нормами:

“До срока созрел я и вырос в отчизне суровой…”.

Отношение Лермонтова в России прослеживается в стихах не только раннего, но и позднего периода. Гонения и отчуждения выливались в описание странствующих туч и известного парусника, а жажда перемен в бушующих горных потоках. Однако постепенно стремление к коренным переломам сменяется разочарованием и тихой грустью. Автор жаждет покоя, мирного и справедливого, он чувствует себя одиноким, но продолжает восхищаться красотой и глубиной своей Родины.

Образцом поэзии Лермонтова можно назвать стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива…”. Спокойное, словно течение ручья, простое и скромное, как описанное автора осеннее поле – оно стало настоящим символом русской природы.

Завершая рассуждения на тему природы в поэзии Михаила Юрьевича, следует отметить, что его работы и сегодня остаются актуальными. Кипучая энергия и бесконечная любовь, желание познать законы мироздания – все это остается ценным и в 21-м веке.

Природа в лирике М. Ю. Лермонтова

М. Ю. Лермонтов беспредельно любил Родину, русский народ, тонко чувствовал красоту русской природы. Неудивительно, что пейзажные зарисовки являются неотъемлемой частью его лирических и прозаических произведений. С одной стороны, картины природы в лирике Лермонтова выполняют служебную функцию: они либо выступают фоном, на котором развертывается действие стихотворения, либо служат метафорой, сравнением и помогают раскрыть образ лирического героя, выявить те или иные оттенки его переживаний. Это проявляется в таких стихотворениях, как “Выхожу один я на дорогу. ”, “Горные вершины”, “Три пальмы”, и в других.
С другой стороны, мир природы обладает самостоятельностью, и мир этот дисгармоничен, расколот на землю и небо, низ и верх. С землей связано все конечное, преходящее, временное. Небо воплощает в себе вечность. Своеобразным связующим звеном между землей и небом выступают горы. Они незыблемы, не подвластны разрушениям. Именно здесь возможно достижение гармонии.
Такие мысли характерны для раннего периода творчества поэта. В молодости М. Ю. Лермонтов описывает “бури шумные”, величественные явления природы:

Ревет гроза, дымятся тучи
Над темной бездною морской,
И хлещут пеною кипучей,
Толпяся, волны меж собой.

В лирике зрелых лет картины природы как бы очищены от эмоциональных словесных украшений и преувеличений: в них все просто, правдиво и точно. Поэт реже употребляет метафоры, метафорические сравнения, отвлеченные эпитеты. По словам Белинского, в стихотворениях Лермонтова “говорит чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения: ему не нужно убранства, не нужно украшений”.
Так же беспредельно любят природу и романтические герои произведений Лермонтова. Герой поэмы “Измаил-Бей”, “как невесту в час свиданья, душой природу обнимал”. Мцыри, “как брат, обняться с бурей был бы рад”.
М. Ю. Лермонтов утверждает свою любовь к русской природе, к русской земле, возделанной народным трудом. Здесь можно проследить связь темы природы с темой Родины.
Тема Родины проходит через все творчество Лермонтова. Воплощение этой темы в лермонтовских произведениях связано с художественным методом. Лермонтов — романтик, поэтому помимо конкретного образа России в его лирике появляется обобщенно-символический образ Родины. Лермонтов называет свою любовь к отчизне “странной”. “Странность” заключалась в двойственном отношении поэта к Родине. М. Ю. Лермонтов осуждает казенный официальный патриотизм, и в то же время “с отрадой, многим незнакомой”, поэт смотрит на безбрежные леса и нивы, на степи и реки:

Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье.

Любовь к Родине означает у Лермонтова и любовь к природе. В стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен. ” природа названа “царством дивным”:

Зеленой сенью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива. ” для создания картины идеальной красоты поэт использует эмоциональные эпитеты: “сладостный листок”, “душистая роса”, “таинственная сага”, “мирный край”. Все средства направлены на то, чтобы показать поэтичность и вместе с тем успокоительное воздействие природы на человека:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.

По своему настроению стихотворение перекликается с описанием “природы голосов” в поэме “Мцыри”:

Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужных наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев.

Природа в поэме Лермонтова одушевлена, полна огромной : таинственной жизни.
“Волшебные, странные” голоса природы “речь свою вели I тайнах неба и земли”; все вокруг Мцыри сливалось воедино хвалебных одах создателю, но не человеку:

. не раздался
В торжественный хваленья час
Лишь человека гордый глас.

Сознавая трагичный характер своего одиночества, поэт не может ощутить полного слияния с природой. С особенной выразительностью это раскрывается в стихотворении “Выхожу один я на дорогу. ”, принадлежащем к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики. Блаженству умиротворения, которое царствует в природе, тихой беседе звезд, спокойному сну земли “в сиянье голубом” Лермонтов противопоставляет взволнованный мир человеческих чувств, муку неустанных вопросов, входящих в противоречие с гармонией вселенной:

Жду ль чего? жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть.

Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, отказа от жизни. При всей тяжести существования, при всех ударах судьбы поэт противится холодному сну могилы. Он воспевает торжественную и чудную тишину небес, вечный сон, который ему словно предлагается природой.
Эта мысль о разобщенности природы и человека остро выражена и в стихотворении “Три пальмы”, где человек предстает как разрушитель: он вносит в мир страдания и гибель:

Читайте также:  Образ и характеристика Вари в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение

По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий.

Завершается произведение и вовсе апокалипсической картиной:

И ныне все дико и пусто кругом.

Это закономерный итог вражды человека с природой. В этом противостоянии М. Ю. Лермонтов на стороне природы, он не может понять человека, осуждает его:

Я думал: “Жалкий человек.
Чего он хочет. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?”
(“Валерик”)

Так многообразно раскрывается в лирике М. Ю. Лермонтова тема природы.
В. Г. Белинский увидел в стихотворениях поэта “все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия”. Лермонтов, по словам Белинского, “поэт русский в душе — в нем живет прошлое и настоящее русской жизни”. Поэтому в его творчестве большое место занимает природа.

Человек и природа в лирике Лермонтова (сочинение)

Лирика Лермонтова поражает и восхищает нас своей музыкальностью. Он умел передать тончайшие душевные состояния, пластические образы и живой разговор в своей лирике. Музыкальность ощущается в каждом слове и в интонации. Не каждому лирику дано так тонко видеть и слышать мир, как это дано Лермонтову.

Описания природы у Лермонтова пластичны и понятны. Он умел одухотворять и оживлять природу: утес, тучи, сосна, волны наделены у него человеческими страстями, им ведомы радости встреч, горечь разлук, свобода, одиночество, грусть. Одна из ведущих тем творчества поэта — тема одиночества. Она воплощена в пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная боль. Сосна тоскует о пальме, от утеса улетела золотая тучка, одинокий парус качается на волнах голубого моря, дубовый лист сорвался с ветки и нигде не может найти приюта. Эти зарисовки заставляют нас задуматься о том, что даже в единении с природой лирический герой не может найти покоя, его охватывает чувство одиночества и тоски.
В изображении картин природы у Лермонтова раскрываются размышления поэта о значении природы в духовной жизни человека. В стихотворении «Из Гете» поэт показывает, как спокойствие и умиротворение природы благотворно воздействует на душевное состояние человека, наполняет его душу покоем и радостью.

Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы: Подожди немного, Отдохнешь и ты.

Стихотворение читается как бы нараспев и создает особенное настроение. Все средства изобразительности направлены на то, чтобы показать успокоительное воздействие природы на человека.

В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» также показаны лирические картины природы: «румяный вечер», «златойутренний час», «желтеющая нива» и кивающий головкой ландыш, однако мы видим несоответствие, которое мешает в полной мере насладиться идиллической картиной природы. Когда цветет ландыш, то желтеющей нивы быть не может. Что это означает? Возможно, это просто собирательный образ природы, либо поэт хотел этим показать, что идеальной картины быть не может. Тем более, что Лермонтов говорит следующее:
Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога Поневоле, есть над чем задуматься, ведь к богу обычно обращаются в самые тяжелые и безысходные минуты своей жизни. Тема одиночества звучит во многих стихах поэта, и, говоря об этом чувстве, Лермонтов неизменно обращается к картинам природы, будто пытается найти исцеление в ней.

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» мы видим, что спокойствию и блаженству, царящему в природе, противопоставлено душевное состояние героя, испытывающего муки и волнения.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно ?
Жду ль чего ? жалею ли о чем ?

На свои вопросы поэт сам дает ответ, и это придает стихотворению особенную тональность и остроту.

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Однако эти слова не означают желание расстаться с жизнью, а призывают к пробуждению дремлющей «жизни силы».
В стихотворении «Три пальмы» Лермонтов поднимает вопрос о разобщенности природы и человека. Здесь человек предстает как разрушитель, приносит в мир природы страдание и гибель

По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнем.

И в результате человеческих деяний стало «все дико и пусто кругом». Это закономерный итог варварского воздействия человека на природу.

Читая лирику Лермонтова, мы поражаемся разнообразию образов природы, которые создал поэт. Природа и помогает человеку, и исцеляет и воодушевляет лирического героя. С другой стороны, изображаемые картины природы нередко созвучны смятенному и тоскливому состоянию души человека.

Все это звучит в стихах. Думаю, что каждый человек может одно и то же стихотворение Лермонтова воспринимать по-своему и в зависимости от своего душевного состояния. Каждый может слышать и видеть в стихах свое, близкое именно ему.

Человек и природа в лирике М.Ю.Лермонтова – сочинение

Человек и природа в лирике М.Ю.Лермонтова

Автор: Лермонтов М.Ю.

Поэзия Лермонтова — это, прежде всего поэзия рефлексии, лирического размышления. Визуальные образы, поэтическая «живопись» не занимают в ней столь важного места, как, например, в произведениях Фета, Тютчева, Пушкина. Мы не находим в стихотворениях Лермонтова знакомых картин русской природы: лесов, одетых «в багрец и золото» или «околдованных» чародейкою-зимою, «вешних ручьев», сбегающих с гор, блестящей «подо льдом» речки. Лермонтовское видение природы космично, взгляд поэта обращен скорее за пределы видимого глазу пространства, нежели к пейзажным красотам окружающего мира. И потому столь нечастое у Лермонтова появление в поле зрения конкретных природных реалий — «белеющих берез», «серебристого ландыша», «темной аллеи» — несет в себе потенциал символических значений и ведет к философским обобщениям.

Лирический герой наедине не просто с природой, а с целой Вселенной — характерная для лермонтовской поэзии лирическая ситуация. Пейзажный фон в поэтических произведениях Лермонтова редко бывает детально проработанным. Небо и звезды — вот наиболее устойчивые атрибуты внешнего мира — мира природы — в лирике Лермонтова.

Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда со звездою говорит.

Пустыня, звезды, прочерченный в темноте вектор дороги задают пространственные координаты лермонтовского мира в стихотворении. При этом важнейший для лермонтовской лирики образ — образ дороги — получает обобщенное значение: дорога становится символом жизненного пути лирического героя. Горизонтальное измерение — герой движется вперед по дороге — сменяется вертикальным: обращенный к небу и звездам взгляд лирического героя переводит движение в вертикальную плоскость, в символическое пространство всей Вселенной. Однако гармония в мире природы остается недоступной для лермонтовского героя: ему дано лишь испытать ностальгию по тому согласию и пониманию («В небесах торжественно и чудно!»), что царят во внешнем по отношению к нему мире:

Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем?

«Свобода и покой» (почти пушкинские «покой и воля» — земная замена счастья) доступны лирическому герою лишь в том идеальном измерении бытия, где жизнь и смерть сливаются в вечный сон («Я б хотел навеки так заснуть»), подобный тому, что описан в первых строках стихотворения: «Спит земля в сиянье голубом». Земной же удел героя — вечный путь, поиск, удел странника и изгнанника.

Метафорический образ жизненных странствий героя создается в стихотворении «Тучи». Путь лирического героя проходит по тому же «маршруту», что и путь «небесных тучек»:

Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную.

Природные реалии представлены в лермонтовском стихотворении через олицетворение («вечные странники», «вам наскучили нивы бесплодные»), однако «ожившие» тучки остаются, равнодушны к судьбе своего «собрата» по изгнанию: только лирическому герою дано трагическое осознание своей судьбы, тучки же — «вечно холодные, вечно свободные» — чужды его страданиям и переживаниям.

Образы природы в лирике Лермонтова — не только источник поэтических сравнений и метафор. Они могут символически замещать лирического героя, который остается за кадром, вне изображаемого в лирическом произведении пространства. Так, например, дубовый листок (стихотворение «Листок»), сосна («Сосна»), утес («Утес») представляют лирическое «я» косвенно, благодаря проведению в стихотворениях сквозных мотивов, определяющих строй лермонтовской лирики. Мотив одиночества героя — универсальный мотив в лермонтовском творчестве — подчеркивается в каждом из этих произведений: дубовый листок, оторвавшийся «от ветки родимой», становится символом бесцельного и бесприютного скитальчества одинокого лермонтовского героя; сосна только в грезах может увидеть «прекрасную пальму», дотянувшись взглядом до «пустыни далекой», — однако несбыточность мечты в стихотворении подчеркивается повтором ключевого слова — «один»:

Читайте также:  Сочинение Был ли иной путь у Катерины? (Гроза Островского)

На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна.

Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.

И даже символ непроницаемости и неуязвимости — каменный утес — обречен в лермонтовском мире на вечное и безысходное одиночество:

Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.

Мотив одиночества прочитывается в этом стихотворении одновременно в двух планах: едва намеченная линия трагической неразделенной любви («Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана») наполняется дополнительным смыслом — стихотворение становится лирическим рассказом об экзистенциальном одиночестве и непрочности любых человеческих связей в этом мире.

Вместе с тем через образы природы в лирике Лермонтова воссоздается и тот идеальный мир, в который лирический герой уносится мечтой, памятью или воображением. В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен. » именно мир природы в знакомых герою с детства чертах противостоит маскарадному, подложному, насквозь пропитанному фальшью и неискренностью пестрому социуму. «Спящий пруд», туман над полями, темная аллея, опавшие и теперь шуршащие под ногами желтые листья — все это приметы подлинного, по-настоящему реального мира, воссозданного памятью героя. В образах природы материализуется мечта о прошлом, греза, лишь на время заменившая наскучившую, утомительную реальность. Из луча заходящего солнца в воспоминании рождается образ возлюбленной («Люблю мечты моей созданье/С глазами, полными лазурного огня») — зыбкий, ускользающий, но все-таки полный жизни. Не случайно в описании облика девушки Лермонтов прибегает к сравнениям из мира природы (« С улыбкой розовой, как молодого дня//3а рощей первое сиянье») — это единственная возможность сохранить подлинные черты дорогого лирическому герою лица.

Подлинный облик Родины запечатлевается в поэзии Лермонтова также через конкретные природные реалии — «желтеющую ниву», скромную «чету белеющих берез», «дымок спаленной жнивы». Пейзаж в стихотворении строится по принципу перехода от общего плана к крупному: лирическая перспектива постепенно сужается, и от картины «разливов рек» и «степей безбрежных колыханья» остается только убранное уже поле с оставленными на нем скирдами, а затем в поэтическом фокусе появляется крупным планом «чета белеющих берез». Цветовая палитра сведена к минимуму — желтый, белый и черный. Однако это и есть Родина, образ которой строится через частные и малозначимые, на первый взгляд, детали и вызывает подлинные, искренние чувства поэта:

Люблю Отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой.

Прозаические реалии, в том числе и реалии природные, становятся в стихотворении «Родина» основой подлинно поэтического образа России. Та же «желтеющая нива», которая устойчиво связывается в лирике Лермонтова с образом Родины, появляется и в стихотворении «Когда волнуется. ». Несовместимые с точки зрения соответствия закономерностям биологической жизни природные реалии — ландыш и «малиновая слива» — становятся знаками природной гармонии, к которой приобщается лирический герой Лермонтова. Картина, сотканная из автономных деталей, позволяет поэтически воссоздать краткое мгновение экзистенциального прозрения — «ив небесах я вижу бога». Образы природы — это знаки надежды, возможности обретения душевного равновесия и гармонии, к которым так стремится герой Лермонтова.

Таким образом, в лирике Лермонтова конкретные картины природы соединяются с космическим ее видением, а реальный план визуального изображения всегда имеет символическое, философское измерение. Природа — это мир, противопоставленный лирическому герою, мир, который прекрасен и недостижим для него. Приобщение к идеальному совершается в лирике Лермонтова через мечту, грезу, память, прозрение — но совершается уже не в земной жизни, а в прекрасном

«Природа в лирике М.Ю. Лермонтова»

Пушкин и Лермонтов — два великих поэта, положивших начало новой русской литературе. Но поэзия Лермонтова отличается от поэзии Пушкина.

Читая лермонтовские стихотворения последних лет, мы видим, что поэт не

отказался от желания свободы, хотя и сознавал ее недоступность. Белинский писал:

“Лермонтов — поэт русский в душе, в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни”.

В живописных полотнах Лермонтова проступает восхищение бесконечностью природы, ее покоем, ее гармонией, сближающей и связывающей явления как будто несовместимые: суровость и нежность, спокойствие и яркость, легкость и величие.

Лермонтов очень любил родную природу. В своих произведениях “Когда волнуется желтеющая нива”, “Прекрасны вы, поля земли родной”, “Родина” Лермонтов с любовью и нежностью описывает природу своей Родины. Он стремится подчеркнуть особенности природы. “Родиной” поэт завершает свое творчество и прощается с Россией. В этом “удивительном” стихотворении поэт создает русский пейзаж, который пройдет через всю нашу литературу и живопись и станет как бы эмблемой России:

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи кочующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

Наступление осени не страшит Лермонтова. Этот “дымок спаленной жнивы” напоминает ему о чем-то родном, близком сердцу. Ему нравится ночевать в чистом поле в обозе. Когда поэту бывает одиноко, он любит смотреть на холм, где “средь желтой нивы чета белеющих берез”.

Стихотворение “Родина” — попытка поэта собрать все, что ему дорого в родной стране. Поэт любит “ее степей холодное молчанье”. Наверное, внутреннее одиночество побуждает его особенно ценить эту суровость родной природы. И горячая душа поэта, зовущая к безграничности, замечает что-то родное в колыханье безбрежных лесов. Любовь к морю, мятежному, изменчивому, волнующему, бесконечному, переходит в любовь к “разливам рек ее”. Жизнь поэта была вечным скитанием и поиском родного тепла, которое где-то брезжило, но не приближалось.

По стихотворению “Когда волнуется желтеющая нива” можно судить о том, что Лермонтов очень любил лето. Он с таким восхищением описывает увиденную им природу, что его настроение невольно передается читателю:

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка.

Даже небольшие мелочи приятны Лермонтову. Кажется, что в этом стихотворении природа как бы оживает. Стоит Лермонтову появиться где-то, и все вокруг начинает с ним

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой.

Когда же путник устает или его замучит жажда, то:

. студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он.

Все это делает поэта очень счастливым. Он спокоен за родную природу. Теперь ему не страшна даже смерть. Лермонтов еще больше любит жизнь и старается не тратить время на пустяки, а как можно больше находиться в общении с природой:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога.

Лермонтов тонко чувствует красоту родной природы. Не удивительно, что пейзажные зарисовки являются неотъемлемой частью его лирических произведений. В лирике зрелых

лет картины природы как бы очищены от эмоциональных словесных украшений и

преувеличений — в них все просто, правдиво, точно и экономно. В его лирике “чистый”

пейзаж почти отсутствует. Он чаще всего рассказывает о том, какие мысли и чувства

вызывает природа. “Желтеющая нива”, бегущий по оврагу “студеный ключ”, “серебристый ландыш” — все это успокаивает поэта, снимает душевные тревоги. Лермонтов любит землю: “Как землю нам больше небес не любить”. Он весь на земле и

весь земной. И поступает подобно герою поэмы “Исповедь”, который в небесном видит

только земное, и не боится ни ада, ни “вечности”:

Он оправданья не искал;

Он знал людей и знал закон.

И ничего от них не ждал.

Лермонтов воспевает природу своей Отчизны: это любовь к стране и природе и ненависть к тем людям, что являются рабами самодержавия.

Произведения поэта, проникнутые любовью, нежностью к природе, к человеку, вызывают у меня восхищение.

Добролюбов писал, что поэт “. понимает любовь к Отечеству истинно, свято и разумно.

Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта”.

Природа в лирике М. Ю. Лермонтова

Сочинения по литературе: Природа в лирике М. Ю. Лермонтова Как и всякий поэт, Лермонтов в своих произведениях выразил ту эпоху, в которой он жил; а дух этой эпохи — рефлексия, сомнения, глубокие раздумья о жизни без надежды на будущее. Сознание своей исключительности в мире, где блаженствует лишь посредственность, вновь и вновь вызывает ощущение горестного одиночества. Этот устойчивый в лирике Лермонтова мотив звучит и в произведениях, посвященных природе. Там разыгрываются те же драмы, что и среди людей. “Тихонько плачет” покинутый тучкой одинокий старый утес. А как близок к лирическому герою Лермонтова листок, этот вечный странник, оторванный от ветки, никому не нужный, не знающий сна и покоя. Как характерно то, что “до срока созрел он”.

Читайте также:  Образ и характеристика Николаева в повести Поединок Куприна сочинение

Ведь так Лермонтов напишет и о целом поколении, сравнив его с ранними плодами (“Душа”). Стихотворения такого типа основаны на олицетворении, их можно назвать аллегорическими. Даже перевод Стихотворения Гейне звучит совершенно оригинально: “На севере диком. ” Очень точно Лермонтов использует прием одушевления. Прием одушевления — не редкость в поэзии, но, по наблюдениям исследователей, Лермонтов впервые в русской поэзии стал привлекать сравнения из мира природы применительно к человеку. “Он был похож на вечер ясный”, — пишет поэт о Демоне. В поздней лирике Лермонтова природа часто является умиротворенной и умиротворяющей. Она воплощает собою совершенство, гармонию, особенно часто эти чувства вызывают небо и звезды.

Часто гармония природы противопоставляется дисгармонии в душе человека. “В небесах торжественно и чудно, спит земля в сиянье голубом, что же мне так больно и так трудно?” Природа может таить опасность, казаться враждебной человеку, как это происходит в поэме “Мцыри”: “И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота”, героя “палит огонь безжалостного дня”. Но все чаще природа Манит человека, как родная стихия, близкая его душе: “О, я как брат обняться с бурей был бы рад!”, “глазами тучи я следил, рукою молнию ловил. ” (“Мцыри”). Мы видим, что природа для поэта — это великолепный божий сад. Лишь она может убаюкать душу, хоть на время, в поэтическом сне, помогает поэту забыться, примириться с жизнью.

Он желает, “чтоб, вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел” Над его изголовьем. И Мцыри высказывает ту же мечту перед смертью: “Ты перенесть меня вели в наш сад, в то место, где цвели акаций белых два куста. Трава Меж ними так густа”. Только это поможет ему умереть, примириться с судьбой, думая о Любви. Даже суровый, мрачный и скептически настроенный Печорин способен в редкие минуты почувствовать свет, исходящий от природы: “Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Весело жить в такой земле”. Конечно, поэту-романтику ближе всего вершины величественных гор, высокие недоступные звезды, космические глубины, облака, тучи и бури.

Но Лермонтов Всматривается и в мельчайшие явления окружающего мира, любит и “росой обрызганный душистый ландыш”, и “малиновую сливу под сенью сладостной зеленого листка”, И “холодный ключ”, играющий в овраге. В этих строчках из стихотворения “Когда Волнуется желтеющая нива. ” Лермонтов не описывает конкретный пейзаж, а лишь Вспоминает все любимые явления природы, самые светлые впечатления. И они вызывают Минуты умиления, когда мир предстает гармоничным и справедливым, когда земля и Небо, душа и мир объединяются в одном счастливом порыве. Только благодаря Природе переживает он такие мгновения, так как она, в отличие от человеческого мира, Являет собой плоды рук Творца в неискаженном, чистом образе. Не то, что мните вы, природа, Не слепок, не бездумный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф. Тютчев Лирика — один из основных литературных родов, предмет отображения которого — внутренний мир, собственное “я” поэта. В лирике любое явление и событие жизни, способные воздействовать на духовный мир человека, воспроизводятся в форме Непосредственного переживания поэта, определенного состояния его характера.

Этому роду литературы доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. С Обращения к лирике начался творческий путь Лермонтова. Он создавал лирические Произведения во все периоды своей короткой жизни. Однако лирика Лермонтова не Оставалась неизменной: она непрерывно пополнялась новым содержанием и Совершенствовалась в художественном отношении. Природа в творчестве Лермонтова всегда была символом свободы. В своих стихотворениях и поэмах он воспевал природу Кавказа. То были романтические зарисовки, поражавшие читателя необычными красками.

Лермонтов делится с нами своими мыслями, рассказывает о своих радостях и печалях, восторгах и скорби, вызванных теми или иными событиями личной или общественной жизни. В лирике Лермонтова звучит постоянное обращение к природе, помогающее раскрыть единство душевного мира лирического героя и мира природы. Лирический герой поэта в своем одиночестве тянется к природе, умеет видеть ее красоту. Природа словно подчеркивает одиночество лирического героя. Одиноко растет “на севере диком” Сосна, мечтая о далекой пальме; одиноким остается утес-великан в стихотворении “Утес”.

В раннем стихотворении “Осень” чуть ли не ученически воспроизведены основные детали Пейзажа: тут и пожелтевшие листья, и мрачная зелень елей, и туман, сквозь который Проглядывает тусклый месяц, и воспоминание о летнем многоцветье, и сожаление об Ушедшей весне с ее радостями. В сущности это описание того чувства утраты, которое Охватывает человека поздней осенью при созерцании увядающей природы. Но здесь Описание природы и само чувство грусти переданы приблизительно, без указания Конкретных примет эпохи или без связи с особенными событиями в жизни лирического Героя. По мере того как мужал Лермонтов, содержание лирических произведений о природе Обогащалось.

В них начинают появляться не только элегические или патриотические, но и Откровенно политические мотивы, а также философские раздумья о важнейших проблемах. Так, в небольшой зарисовке “Когда волнуется желтеющая нива. ” поэт выразил целую концепцию бытия. Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка.

Пейзаж словно бы заслонил всевозможные житейские дрязги, влил в душу успокоение и вызвал уверенность. Жизнь природы представляется гармоничной, и это помогает преодолеть противоречия духовной жизни человека. Природа познается поэтом как источник прекрасного, разлитого повсюду вокруг нас, и как воплощение целесообразного. Но разве человек не дитя природы? И почему человеческое общество должно выпадать из-под власти всеобщих законов бытия? Так созерцание природы помогает поэту уяснить, что высшая целесообразность и красота Должны восторжествовать и в человеческом обществе. Ведь не для одних же страданий Родился человек? Иначе зачем природа или Творец наделили его чувством Справедливости, стремлением к правде и жаждой счастья? Желтеющая нива, лес, порыв Ветра, ландыш серебристый — все это не разрозненные и тем более не изолированные Явления.

Это грани цельного бытия. Лермонтов умел одухотворять, оживлять природу: утес, тучи, дубовый листок, пальма, сосна, дружные волны наделены у него человеческими страстями, им ведомы и радость встреч, и горечь разлук, и неутолимая грусть. К 1841 году лирика Лермонтова достигла высшего расцвета. В последний год жизни поэт создал ряд произведений удивительного мастерства. Среди них особое место занимают “Родина”, “Прощай, немытая Россия”, “Выхожу один я на дорогу”. Природа здесь символизирует образ Родины.

В стихотворении “Выхожу один я на дорогу” пейзаж занимает всего пять строк из двадцати. Причем это очень необычный пейзаж, имеющий символическое значение. Вся картина жизни лирического героя представлена на космическом фоне и оттого приобретает вид сложного образа-символа, напоминающего о мучительно сложных вопросах, над решением которых бились современники Лермонтова: Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит. Что такое “кремнистый путь в пустыне”? Кремень напоминает о крови, о ранах, страданиях. Кремнистый путь — образное воплощение судьбы поэта, пытавшегося найти отклик у современников, но оставшегося безответным, осознавшего полнейшее одиночество в пустыне безлюдья. Но отчуждения и непонимания не должно быть! Ведь во Вселенной все связано друг с другом.

Даже звезда с звездою говорит. Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в поэзии, и, Перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и как человека. Белинский писал о Лермонтове: “. уже недалеко то время, когда имя его в литературе сделается народным именем, и гармонические звуки его поэзии будут услышаны в повседневном разговоре толпы, между толками ее о житейских заботах”.

Ссылка на основную публикацию