Революция в романе Пастернака Доктор Живаго

Интеллигенция и революция в романе Пастернака “Доктор Живаго” (стр. 1 из 3)

1. Роман «Доктор Живаго» как произведение русской и мировой литературы

2. Юрий Андреевич Живаго – представитель интеллигенции в романе

1. Роман «Доктор Живаго» как страница русской и мировой литературы

Двадцать третьего октября 1958 года Борису Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе “За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы”. Роман “Доктор Живаго” занимает, пожалуй, центральное место в творчестве Бориса Леонидовича. Этому произведению Пастернак посвятил свои лучшие годы литературной жизни и действительно создал шедевр, равного, которому нет. Этот роман — лучшая, гениальнейшая и незабвенная страница русской и мировой литературы. Да, по гениальности и мастерству написания с этим романом, мало какие произведения могут сравниться. Во-первых, роман многогранен: в нем поставлено огромное количество проблем: человек и совесть, человек и человек, человек и любовь, человек и власть, вечное и мимолетное, человек и революция, революция и любовь, интеллигенция и революция, и это еще не все. Но я бы хотел остановиться на проблеме взаимоотношения интеллигенции и революции. Во-вторых, это произведение потрясает своим художественным своеобразием; а между тем “Доктор Живаго” даже не роман. Перед нами род автобиографии, в которой удивительным образом отсутствуют внешние факты, совпадающие с реальной жизнью автора. Пастернак пишет о самом себе, но пишет как о постороннем человеке, он придумывает себе судьбу, в которой можно было бы наиболее полно раскрыть перед читателем свою внутреннюю жизнь.

Диапазон оценок романа велик, что понятно, когда речь идет о произведении, не вписывающемся в привычный круг литературных представлений.

Сам Борис Леонидович считал свой роман первой настоящей работой. « Я в ней хочу дать исторический образ России за последнее сорока пятилетие, и в то же время всеми сторонами своего сюжета, тяжелого, печального и подробно разработанного, как в идеале у Диккенса или Достоевского, – эта вещь будет выражением моих взглядов на жизнь человека в истории и на многое другое…»- писал Пастернак в письме Ольге Ивинской.

Борис Леонидович отдавал себе прямой отчет в том, что романом отныне круто менял весь маршрут своей жизни, свою судьбу, но у него вырвалось наружу «желание начать договаривать до конца…» Пастернак ощущал неправедность своего спокойного существования в условиях тоталитарной власти и хотел эту несправедливость искупить.

Создание романа – сознательная жертва – недаром первым из сочиненных стихов Юрия Андреевича – «Гамлет» насыщенно новозаветным смыслом. «Чашу сию» Пастернак выпил и именно поэтому был счастлив.

Д.С.Лихачев уверен, что автор (Пастернак) пишет о самом себе, но пишет как о постороннем, он придумывает себе судьбу, в которой можно было бы наиболее полно раскрыть перед читателем свою внутреннюю жизнь, что жизнь Юрия Андреевича Живаго – это альтернативный вариант жизни самого Пастернака.

Доктор Живаго – выразитель сокровенного, лирический герой Пастернака, который и в прозе остался лириком. Реальная биография Бориса Леонидовича не давала ему возможности высказать до конца всю тяжесть положения между двумя лагерями в революции. В романе эта двойственность замечательно показана в сцене сражения между партизанами и белыми. Доктор Живаго ранит одного из юнцов Белой армии, а затем находит и у этого бойца и у убитого партизана один и тот же 90-й псалом, по представлениям того времени, оберегавший от гибели. Живаго переодевает белого солдата в одежду партизана, выхаживает его, зная намерение парня после поправки вернуться в армию Колчака. Он лечит Человека.

В «Докторе Живаго» же Пастернак взглянул на события гражданской войны с позиции «неприсоединившегося» интеллигента. «… революция там изображается вовсе не как торт с кремом. Почему – то ее принято изображать как торт с кремом…» – это из слов автора о своем романе.

Юрий Андреевич – человек твердых убеждений, основу которых составляет взгляд на человека, как на высшую ценность жизни. Гуманистические принципы доктора ставят его выше того выбора, перед которым встает бессильный Мечик, включившийся в схватку, и не способный на жертвенность. Живаго не принимает законы этой схватки, обрекающей народ на несчастья и лишения.

С этим связано определенное понимание героем своего долга, оказывающегося сильнее личных симпатий: доктор с одинаковой заботой выхаживает раненых партизан и Сережу Ранцевича, добровольца колчаковской армии, видя в них, прежде всего страдающих людей.

У Пастернака одна из центральных проблем романа – незащищенность творческой личности, проблема свободолюбивой, ответственной личности, утверждающей, а не разрушающей жизнь.

Писатель убеждает нас в том, что интеллигенция в 20-е годы «колебаться» могла только в сторону неприятия революции. Вот только характеры этого неприятия различны: один доказывает этим свою несостоятельность, другой, наоборот демонстрирует незыблемость своих взглядов.

«Доктор Живаго»- с оглядкой на десятилетия, последовавшие за «триумфальным шествием» революции. События Октябрьской революции входят в Живаго так же, как входит в него сама природа. Он их воспринимает, как нечто независимое от воли человека, подобно явлениям природы.

Размышления и рассуждения о революции в романе доказывают, что это не “праздник угнетенных”, а тяжелая и кровавая полоса в истории нашей страны.

Сегодня, спустя многие десятилетия, трудно уже сказать, что же дала она, во имя чего лилась кровь, разделилась страна, возникло огромное русское зарубежье. Вероятно, она была неизбежна, иного стране не было дано. Не потому ли в день Октябрьского переворота многие интеллигенты восприняли ее восторженно, как выход из мира лжи и тунеядства, разврата и лицемерия. Тесть Живаго говорит ему: “Помнишь ночь, когда ты принес листок с первыми декретами. это было неслыханно безоговорочно. Эта прямолинейность покоряла. Но такие вещи живут в первоначальной чистоте только в головах создателей, и то только в первый день провозглашения. Иезуитство политики на другой же день выворачивает их наизнанку. Эта философия чужда мне. Эта власть против нас. У меня не спрашивали согласия на эту ломку”.

Всякая власть должна стремиться к тому, чтобы люди были счастливы. Но счастье нельзя навязать силой. Счастье каждый человек ищет сам, нет его готового. И нельзя ради даже самых высоких идей жертвовать человеческими жизнями, радостями, правами, которыми человек наделен от рождения. И хочется, чтобы нынешняя наша революция принесла как можно меньше бед.

В книге есть очень глубокая мысль. Рассказывая о Стрельникове, автор пишет: ” А для того, чтобы делать добро, его принципиальности недоставало беспринципности сердца, которое не знает общих случаев, а только частные, и которое велико тем, что делает малое”. Я понимаю это так, что не следует думать только о всеобщем, а потому ничейном благе, но прежде всего делать добро конкретным людям, как бы мало оно не было.

В романе главная действующая сила — стихия революции. Сам же главный герой никак не влияет и не пытается влиять на нее, не вмешивается в ход событий. “Какая великая хирургия! Взять и разом артистически вырезать старые вонючие язвы! Простой, без обиняков, приговор вековой несправедливости, привыкшей, чтобы ей кланялись, расшаркивались перед ней и приседали”. В том, что это так без страха доведено до конца, есть что-то национально близкое, издавна знакомое. Что-то от безоговорочной светоносности Пушкина, от невиляющей верности фактам Толстого. Главное, это гениально! Если бы перед кем-нибудь поставили задачу создать новый мир, начать новое летосчисление, он бы обязательно нуждался в том, чтобы ему сперва очистили соответствующее место. Он бы ждал, чтобы сначала кончились старые века, прежде чем он приступил к постройке новых, ему нужно было бы круглое число, красная строка, неисписанная страница. “А тут нате, пожалуйста. Это небывалое, это чудо истории, это откровение ахнуто в самую гущу продолжающейся обыденщины, без наперед подобранных сроков, в первые подвернувшиеся будни, в самый разгар курсирующих по городу трамваев. Это всего гениальнее. Так неуместно и несвоевременно только самое великое”. Эти слова в романе едва ли не самые важные для понимания Пастернаком революции. Во-первых, они принадлежат Живаго, им произносятся, а, следовательно, выражают мысль самого Пастернака. Во-вторых, они прямо посвящены только что совершившимся и еще не вполне закончившимся событиям Октябрьской революции. И, в-третьих, объясняют отношения передовой интеллигенции и революции: “. откровение ахнуто в самую гущу продолжающейся обыденщины. ” Революция — это и есть откровение (“ахнутое”, “данное”, и она, как и всякая данность, не подлежит обычной оценке, оценке с точки зрения сиюминутных человеческих интересов. Революции нельзя избежать, в ее события нельзя вмешаться. То есть вмешаться можно, но нельзя поворотить. Неизбежность их, неотвратимость делает каждого человека, вовлеченного в их водоворот, как бы безвольным. И в этом случае откровенно безвольный человек, однако обладающий умом и сложно развитым чувством, — лучший герой романа! Он видит, он воспринимает, он даже участвует в революционных событиях, но участвует только как песчинка, захваченная бурей, вихрем, метелью. Примечательно, что у Пастернака, как и у Блока в “Двенадцати”, основным образом — символом революционной стихии — является метель. Не просто ветер и вихрь, а именно метель с ее бесчисленными снежинками и пронизывающим холодом как бы из межзвездного пространства. Нейтральность Юрия Живаго в Гражданской войне декларирована его профессией: он военврач, то есть лицо официально нейтральное по всем международным конвенциям. Прямая противоположность Живаго — жестокий Антипов-Стрельников, активно вмешивающийся в революцию на стороне красных. Стрельников — воплощение воли, воплощение стремления активно действовать. Его бронепоезд движется со всей доступной ему скоростью, беспощадно подавляя всякое сопротивление революции. Но и он также бессилен ускорить или замедлить торжество событий. В этом смысле Стрельников безволен так же, как и Живаго. Однако Живаго и Стрельников не только противопоставлены, но и сопоставлены, они, как говорится в романе, “в книге рока на одной строке”. Что такое Россия для Живаго? Это весь окружающий его мир. Россия тоже создана из противоречий, полна двойственности. Живаго воспринимает ее с любовью, которая вызывает в нем высшее страдание. В одиночестве Живаго оказывается в Юрятине. И вот его чрезвычайно важные размышления-чувства: “. весенний вечер на дворе. Воздух весь размечен звуками. Голоса играющих детей разбросаны в местах разной дальности как бы в знак того, что пространство насквозь живое. И эта даль — Россия, его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть! О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь! О, как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это им самим в лицо! То ли это слова Пастернака, то ли Живаго, но они слиты с образом последнего и как бы подводят итог всем его блужданиям между двумя лагерями. Итог этих блужданий и заблуждений (вольных и невольных) — любовь к России, любовь к жизни, очистительное сознание неизбежности совершающегося. Вдумывается ли Пастернак в смысл исторических событий, которым он является свидетелем и описателем в романе? Что они означают, чем вызваны? Безусловно. И в то же время он воспринимает их как нечто независимое от воли человека, подобно явлениям природы. Чувствует, слышит, но не осмысливает, логически не хочет осмыслить, они для него как природная данность. Ведь никто и никогда не стремился этически оценить явления природы — дождь, грозу, метель, весенний лес, — никто и никогда не стремился повернуть по-своему эти явления, личными усилиями отвратить их от нас. Во всяком случае, без участия воли и техники мы не можем вмешиваться в дела природы, как не можем просто стать на сторону некой “контрприроды”. В этом отношении очень важно следующее рассуждение о сознании: “. Что такое сознание? Рассмотрим. Сознательно желать уснуть — верная бессонница, сознательная попытка вчувствоваться в работу собственного пищеварения — верное расстройство его иннервации. Сознание — яд, средство самоотравления для субъекта, применяющего его на самом себе. Сознание — свет, бьющий наружу, сознание освещает перед нами дорогу, чтобы не споткнуться. Сознание — это зажженные фары впереди идущего паровоза. Обратите его светом внутрь, и случится катастрофа!” В другом месте Пастернак устами Лары высказывает свою нелюбовь к голым объяснениям: “Я не люблю сочинений, посвященных целиком философии. По-моему, философия должна быть скупою приправою к искусству и жизни. Заниматься ею одною так же странно, как есть один хрен”. Пастернак строго следует этому правилу: в своем романе он не объясняет, а только показывает, и объяснения событий в устах Живаго — Пастернака действительно только “приправа” . В целом же Пастернак принимает жизнь и историю такими, какие они есть. В этом отношении очень важно рассуждение Живаго — Пастернака об истории: “За этим плачем по Ларе он также домарывал до конца свою мазню разных времен о всякой всячине, о природе, об обиходном. Как всегда с ним бывало и прежде, множество мыслей о жизни личной и жизни общества налетало на него за этой работой одновременно и попутно. Он снова думал, что историю, то, что называется ходом истории, он представляет себе совсем не так, как принято, ему она рисуется наподобие жизни растительного царства. Зимою под снегом оголенные прутья лиственного леса тощи и жалки, как волоски на старческой бородавке. Весной в несколько дней лес преображается, подымается до облаков, в его покрытых листьями дебрях можно заблудиться, спрятаться. Это превращение достигается движением, по стремительности превосходящим движение животных, потому что животное не растет так быстро, как растение, и которого никогда нельзя подсмотреть. Лес не передвигается, мы не можем его накрыть, подстеречь за переменою мест. Мы всегда застаем его в неподвижности. И в такой же неподвижности застигаем мы вечно растущую, вечно меняющуюся, неуследимую в своих превращениях жизнь общества — историю. Толстой не довел своей мысли до конца, когда отрицал роль зачинателей за Наполеоном, правителями, полководцами. Он думал именно то же самое, но не договорил этого со всею Ясностью. Истории никто не делает, ее не видно, как нельзя увидеть, как растет трава. Войны, революции, цари, Робеспьеры — это ее органические возбудители, ее бродильные дрожжи. Революции производят люди действительные односторонние фанатики, гении самоорганизования. Они за несколько часов или дней опрокидывают старый порядок. Перевороты длятся недели, много — годы, а потом десятилетиями, веками поклоняются духу ограниченности, приведшей к перевороту, как святыне”. Перед нами философия истории, помогающая не только осмыслить события, но и построить живую ткань романа: романа-эпопеи, романа — лирического стихотворения, показывающего все, что происходит вокруг, через призму высокой интеллектуальности.

Обратная сторона революции в романе Пастернака «Доктор Живаго»

Обратная сторона революции в романе Пастернака «Доктор Живаго»

Революция в романе «Доктор Живаго» занимает ключевое место не только с точки зрения события социального, она чрезвычайно значима для философско-эстетического миропонимания автора. Революция в романе предстает под разными именами и в разных обличьях. Для Пастернака характерно обходиться, в том числе без самого слова «революция», но в широком смысле подразумевать именно ее. Иногда это психологические штрихи, иногда образы природы и т. д.
Изначально революция представлялась герою событием, с которым он связывал свои мечты и идеалы. Во многом Юрий Живаго понимал революцию «по-блоковски», связывая ее с поэтическими элементами – музыкой, природой стихией и т. д. Как и Блок, на тот момент в представлениях главного героя революция была стихией не «столько разрушительной, сколько воодушевляющая и сплачивающая» .
Ключевым в этом смысле предстает стихотворение «Рождественская звезда», в котором под интерпретацией смены Ветхого Завета на Новый Завет кроется отсылка к пониманию Пастернаком значения революции с точки зрения духовности.

Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и сена
Средь целой Вселенной,
Встревоженной этою новой звездой.

Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочета
Спешили на зов небывалых огней

Как верно заметил Межаков-Корякин: «По отношению к Ветхому Завету Новый Завет является революционным, поэтому-то Вифлеемская звезда и сравнивается у Пастернака с пламенеющим стогом, с горящей скирдой, с отблеском поджога, с пожаром на гумне и с хутором в огне» . Подобные аналогии отсылают нас к чему-то грандиозному, революционному, новому, что должно прийти на место старого.
Здесь следует сравнить с поэмой «Двенадцать»:

Читайте также:  Образ и характеристика Насти в рассказе Барышня-крестьянка Пушкина сочинение

Так идут державным шагом –
Позади – голодный пес,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос .

В поэме Блока образ Христа следует впереди красногвардейцев, олицетворяющих революцию. У Пастернака «сравнения, создающие образ Рождественской звезды, выражают его понимание христианства как силы революционной по отношению к дохристианскому миру» . Ранее мы отмечали ключевую роль в понимании Пастернака, которую занимает образ Христа, призванный одухотворить, став существенной частью поэзии нового времени.
Главный герой Пастернака видит в христианской революции иные силы, не разрушительного плана, а напротив – созидательного и спасительного. Важное наблюдение сделал Гаев, отметив, что «по мнению Пастернака, даже и не верующим в Бога людям нельзя не видеть, что история, в подлинном смысле этого слова, родилась вместе с христианством в том «новом способе существования и новом виде общения, которое называется Царствием Божием» и в котором – продолжает анализ Гаев – «нет народов (в языческом смысле слова), а есть лишь личности». Утверждая революционность христианства, Юрий Живаго видел в ней возможность для появления новых культурных ценностей, которые могли бы преобразовать уже созданное.
Однако по мере происходящих событий в романе сама идея революции для героя будет терять прежний ореол. С одной стороны революция представлялась Пастернаку по масштабу близкому библейскому аналогу, но при этом благодаря классикам русской литературы добавляющих к ней ноты «артистичности», творчества, созидательности, художественности. «В том, что это так без страха доведено до конца, есть что-то национально-близкое, издавна знакомое. Что-то от безоговорочной светоносности Пушкина, от невиляющей верности фактам Толстого» .
Турышева очень верно обозначает, как данный монолог главного героя, который приходится на завершение восьмой главы шестой части «жестко контрастирует с началом следующей, девятой главы, где возникает образ трех «страшных, слившихся вместе зим» – образ, в мифопоэтическом плане очевидно прорастающий семантикой смерти» .
«Настала зима, какую именно предсказывали. Она еще не так пугала, как две наступившие вслед за нею, но была уже из их породы, темная, голодная и холодная, вся в ломке привычного и перестройке всех основ существования, вся в нечеловеческих усилиях уцепиться за ускользающую жизнь» .

Здесь уже посредством метафоры Пастернак показывает обратную сторону революции. «Жесткий контраст» между признанными классиками литературы, чьими именами Живаго фактически благословляет революцию и метафорой «пугающей зимы» характеризует процесс ее отделения от поэзии. «Их было три подряд, таких страшных зимы, одна за другой, и не все, что кажется теперь происшедшим с семнадцатого на восемнадцатый год, случилось действительно тогда, а произошло, может статься, позже. Эти следовавшие друг за другом зимы слились вместе и трудно отличимы одна от другой» .
Не случайно Власов подчеркивает, что «образ метели, вьюги, один из лейтмотивов пастернаковского романа, неразрывно, генетически связан с образом блоковской революционной стихии, безраздельно господствующей над миром, очевидно» . Изначально революция у Юрия Живаго – это синоним творчества, поэзии (как и у Блока).
По мере рассмотрения революции, интересным природным образом предстает в романе водопад. В данный элемент пейзажа Пастернак вкладывает многостороннюю семантику. Водопад предстает не только в качестве красочного элемента, дополняющего картину мира, автор наделяет его объемной семантической нагрузкой.
«В окрестности был водопад. Он раздвигал границы белой ночи веяньем свежести и воли. Он внушил доктору чувство счастья во сне. Постоянный, никогда не прекращающийся шум его водяного обвала царил над всеми звуками на разъезде и придавал им обманчивую видимость тишины» .
Данный символ фигурирует в седьмой главе двадцать первой, двадцать второй, двадцать четвертой частях. «Водопаду не было кругом ничего равного, ничего под пару. Он был страшен в этой единственности, превращавшей его в нечто одаренное жизнью и сознанием, в сказочного дракона или змея-полоза этих мест, собиравшего с них дань и опустошавшего окрестность» . Гаспаров, анализируя данную метафору Пастернака, провел очень верную аналогию с революционным движением: «Подобно тому как шум водопада превращает все остальные звуки в тишину, огромная скорость революционных событий создает иллюзию того, что течение повседневной жизни полностью прекратилось» .
Юрий Живаго видел особое знамение в этом природном явлении. Описывая его воздействие на главного героя, Пастернак говорит о «чувстве счастья во сне», «блаженства и освобождения», которое тот оказывал на доктора. В работе Юдзи Кадзиямы «Образ воды в творчестве Пастернака («Февраль. Достать чернил и плакать. », «Повесть и «Доктор Живаго») «вода описывается как символ перемен» . В частности Кадзияма приводит в пример зарождение отношений между Юрием и Мариной: «С этого воскресного водоношения и завязалась дружба доктора с Мариною» . Также описание воды упоминается при отъезде Лары, что само по себе подразумевает изменения.

В дальнейшем при описании водопада мы увидим, что он особым образом воздействует на ощущения не только Юрия Живаго, но и Васи Брыкина, эпизодичного персонажа в романе. «Он был виден не отовсюду, а только по ту сторону рощицы, с края обрыва. Вася устал ходить туда глядеть на водопад, чтобы испытывать ужас и восхищение» . В данном случае здесь происходит совпадение с концепцией главного героя, когда эпизодический персонаж декламирует ключевую мысль, которую мы приписали бы скорее Юрию Живаго. Здесь мы обнаруживаем разделение общего восприятия от водопада как символа революции, образующего двойственное воздействие фактически на двух персонажей: «ужас и восхищение».
Еще одной примечательной метафорой к приближению революционных событий, выраженных с помощью природного образа – является лес. Данное описание идет в том же временном диапазоне, что и приведенное нами выше описание водопада.
«Молодой лес под насыпью был почти еще гол, как зимой. Только в почках, которыми он был сплошь закапан, как воском, завелось что-то лишнее, какой-то непорядок, вроде грязи или припухлости, и этим лишним, этим непорядком и грязью была жизнь, зеленым пламенем листвы охватившая первые распустившиеся в лесу деревья» . Любопытно в данном описании то, что «лес» можно представить в качестве аналога прежнего миропорядка, пораженного «грязью» и «припухлостью», который соответственно можно трактовать как приближение революции. Если интерпретировать подобным образом, то мы увидим, что понимание революции Пастернаком, выраженное посредством данного образа выходит за рамки узкого, прямолинейного восприятия. Абсолютно чистым и стерильным может быть только неживое. Живое же всегда шероховато, коряво. Жизнь – нарушение порядка. Полный порядок – энтропия, смерть. Революция не инородна течению жизни, она является ее частью. «Там и сям мученически прямились березы, пронзенные зубчиками и стрелами парных раскрывшихся листиков» .
Однако по мере прочтения романа мы все отчетливее видим появление суррогата революции, «темного двойника», который называется тем же именем, но противоположен первообразу. И потому анти-поэтичен, что, по сути, является ключом к поэтологическому пониманию революции. «Образ «темной» зимы, исполненной «не человеческих усилий» сохранить жизнь, очевидным образом противопоставлен живаговскому присвоению революции светоносного пушкинского начала» – продолжает мысль Турышева.
В том числе это коснется самой структурной организации произведения. Так, для глав, повествующих о дореволюционной России, как верно заметил Ермолов Л. И. «характерно ведение времени не только по «светскому» отсчету, но и по православному календарю» . В первой части упоминается «канун Покрова», в третьей главе той же части автор говорит о «казанской, в разгар жатвы». В дальнейшем подобные упоминания уже не будут иметь место в той части произведения, в которой будут присутствовать события революции. Светоносный образ революции, в ранних этапах присутствующий на разных художественных уровнях в романе постепенно будет все сильнее видоизменяться в сторону «ужаса».

На почве переосмысления революции зарождается и новый этап понимания Юрием Живаго роли поэзии. Точнее было бы сказать так: у Пастернака есть определенное понимание того, какой должна быть поэзия нового времени, она, по задумке автора-героя, должна была родиться вместе с революцией. Однако изначальные представления о революции как блага, страшного с точки зрения отказа от привычного, но величественного с точки зрения сулящего будущего, перешли к ее полному неприятию, как событию антисоциального и антидуховного.
В связи с этим поменялся и принцип осмысления поэтом себя и своего творчества. Желание создать новое искусство не ушло, даже после того, как изначальные представления о революции увенчались крахом. В качестве отличительной особенности этой поэзии должна была стать фигура Христа, ведущая к новому, она и осталась, изменился изначальный вектор, по которому должно было двигаться поэтическое искусство. Об этой разнице писал М. Слоним, рассуждая над образом главного героя: «В сущности, в его лице Пастернак ставит вопрос о творческой личности в революции, о безысходном противоречии между тем, кто утверждает свое право думать, и говорить, и жить по-своему, и стихией разрушения…» .
Иными словами творческая личность заняла иную сторону, не ту, которую планировала занять изначально. Если раньше поэт готов был использовать свое поэтическое слово, свой дар для воспевания всеобщей мечты, нового духовного поворота, то в дальнейшем первоначальный курс изменился.

Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья

При попытке объяснить роль поэзии в новом мире, уместно вспомнить строки Пушкина. Ужас, который испытывает Юрий Живаго перед революцией с одной стороны, заставляет его острее чувствовать любовь к прежней жизни.

Жизнь вернулась так же беспричинно,
Как когда-то странно прервалась.
Я на той же улице старинной,
Как тогда, в тот летний день и час.

А с другой стороны Юрий Живаго попадает в новую реальность, которая требует от него обрыва связей, сжигание мостов, нарушения обетов (разрыв с семьей). Главный герой испытывает перелом, связанный с трагизмом раздвоения. Большое значение здесь имеют отношения между Ларой и Юрием, окончательно лишившие последнего возможности возвращения к прежнему укладу. Революция предстает не только общенародным событием, революция происходит в сознании самого персонажа. Создание поэзии – это риск, дерзание, жертва, неизбежная потеря и обретение нового. Поэзия для главного героя есть порыв навстречу непредсказуемости.
Революция создала такие условия Юрию Живаго для творчества, при которых невозможно даже приблизительно предсказать дальнейший поворот чьей-либо судьбы. От того в поэзии главного героя прекрасное граничит с ужасным. Под этими обозначениями подразумевается именно понимание близости предела главным героем, его балансирование над пропастью, ощущение радости от возможности существовать и страхом, что в любой момент этого состояния может не стать. «У него темнело в глазах от радости и, как впадают в беспамятство, он проваливался в бездну блаженства» – данный отрывок произведения приходится на момент сближения отношений между Юрием и Ларой, что, конечно же, приумножает ту остроту, которую привнесла революция в судьбу героя. Все это придает огромную мотивацию созидательному процессу, в условиях, когда ставка «жизни» стала настолько высокой.

То, в избытке счастья,
Слезы в три ручья,
То душа во власти
Сна и забытья.

То возврат здоровья,
То недвижность жил
От потери крови
И упадка сил.

Но сердца их бьются.
То она, то он
Силятся очнуться
И впадают в сон.

По мере переосмысления революции, значимым мотивов новой поэзии стало присутствие самопожертвования. Данный мотив во многом обрел свой окончательный облик в стихотворениях Живаго, вследствие переосмысления героем революционных событий. Ляхова Е.И. в работе «Поворотный «ключ» (о «Сказке» Юрия Живаго) верно отметила: «Сказочному герою (который совершает подвиги своего ролевого поведения без рефлексии) необходимо покинуть сказочную схему и прийти к осознанию необходимости для личности жертвенного способа существования» .
Данный мотив мы видим, к примеру, в таких стихотворениях, как:

Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других
Как бы им в даренье.

(«Свадьба»)

… Я ими всеми побежден,
И только в том моя победа .

(«Рассвет»)

…Чтоб тайная струя страданья
Согрела холод бытия.

(«Земля»)

Слишком многим руки для объятья
Ты раскинешь по концам креста.

(«Магдалина II»)

Таким образом, мы видим, что революционные события, присутствующие в произведении во многом повлияли на ту поэтическую линию, которая воплощается в творчестве Юрия Живаго. Ипостасью стихотворений стало именно духовное самопожертвование, что во многом отсылает нас к библейским событиям. Смирнов высказал очень верное наблюдение по этому поводу: «Стихи Юрия Живаго живут вопреки тому, что их автор карается преждевременной смертью» и подобно Евангельскому слову показывают любовь к жизни и важность духовного подвига.

Власов А. С. «Стихотворения Юрия Живаго». Значение поэтического цикла в общем контексте романа Б. Л. Пастернака. URL: http://vlasov.kostromka.ru/articles/001.php

Пастернак Б. Л. Полн. собр. Соч. Москва. 2003-2005.

Межаков-Корякин И. И. «К проблеме личности в романе «Доктор Живаго». Сборник статей посвященных жизни и творчеству Б. Л. Пастернака. Мюнхен 1962. https://ilibrary.ru/text/1232/p.1/index.html

Гаев Арк. «Б. Л. Пастернак и его роман «Доктор Живаго»». Сборник статей посвященных жизни и творчеству Б. Л. Пастернака. Мюнхен 1962.

Турышева О. Н. «Читательский опыт в романе «Доктор Живаго»». «Поэтика романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»». Новый филологический вестник № 4 (23) Москва. 2012.

Гаспаров Б.М. Временной контрапункт как формообразующий принцип построения романа Пастернака «Доктор Живаго» / Б.М. Гаспаров // Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы.

Кадзияма Юдзи. «Образ воды в творчестве Б Л Пастернака («Февраль. Достать чернил и плакать. », «Повесть и «Доктор Живаго»). Новый филологический вестник. 2013. № 4 (27).

Ермолов Л. И. «Время в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Известия Саратовского университета. 2012 Т. 12 Сер. Филология. Журналистика, вып. 2.

Слоним М. Роман Пастернака // Критика русского зарубежья : в 2 ч. М., 2002. Ч. 2.
https://ilibrary.ru/text/469/p.1/index.html

Ляхова Е.И. «Поворотный «ключ» (о «Сказке» Юрия Живаго)». Новый филологический вестник № 1 (28) . Москва. 2014.

Смирнов И. П. Роман тайн “Доктор Живаго” Издатель: Новое литературное обозрение.

Неразрывная связь жизни человечества и природы в поэзии Б. Л. Пастернака

Школьное сочинение

Мы крепко связаны разладом,

Столетья нас не развели.

Я волхв, ты волк, мы где-то рядом

В текучем словаре земли.

Поэзия Бориса Пастернака во многом сложна и неоднозначна. В ней нет легких и простых мыслей, нет прозрачных образов, привычных тем. Так, например, в стихотворения о любви он нередко включает философские размышления о жизни, о человеческом предназначении. Или рисуя историю, прослеживая судьбу отдельного героя, связывает его жизнь с огромным миром, с жизнью всей планеты. Связь поколений и миров, часто присутствующая в произведениях Пастернака, оправдывает восприятие времени как единого для Вселенной вообще. Равенство всех предметов и существ мира в ней наиболее очевидно представляется после знакомства со стихотворением “Сестра моя— жизнь”:

Что в мае, когда поездов расписанъе

Камышинской веткой читаешь в купе.

Оно грандиозней Святого писанъя

И черных от пыли и бурь канапе.

Это стихотворение — концентрация мироощущения лирического героя: равенство человека и жизни, человека и мира, жизни и мира выводит на восприятие солнца, которое, “садясь, соболезнует мне”. Равенство предметов мира идет из взгляда на все сотворенное кем бы то ни было, как имеющее одинаковые права на существование. Вещь сотворена, и, следовательно, вместе со своим возникновением она вошла в историю и стала равна ей.

Естественно, в неразрывной связи с окружающим миром выступает и природа, составляющая одну из главных тем поэзии Б. Пастернака. У поэта мы не встретим определенно пейзажных стихотворений.

Говоря о творчестве Б. Пастернака, В. Альфонсов отмечал, что “стихи о природе у него много шире и емче по содержанию. Природа, в сущности, — один из образов, даже синонимов жизни”. Так, природа, как реальное проявление жизни мира, встречается в стихотворении “Плачущий сад”. Здесь виден очень интересный переход от описания сада к душевному миру самого лирического героя:

Ужасный! — капнет и вслушивается,

Все он ли один на свете.

Мнет ветку в окне как кружевце,

Если есть свидетель,

К губам поднесу и прислушаюсь,

Все я ли один на свете.

Жизнь в природе — единственная форма существования, в ко торой лирический герой ощущает себя способным к действию, при рода становится средством приобщения к истории. То же смещение образного восприятия лирического героя заметно и в стихотворениях “Зеркало”, “Девочка”:

Дорожкою в сад, е бурелом и хаос

К качелям бежит трюмо.

Огромный сад тормошится в зале

В трюмо — и не бьет стекла.

Отождествление себя с садом становится для лирического героя средством самовыражения: сад, как мир, характеризуется общностью существующей в нем жизни:

Из сада с качелей.

Вбегает ветка в трюмо!

Родные, громадные, с сад,

А характером — сестра!

Пастернак прекрасно осознавал сложность собственной поэзии. Поэтому он часто давал своим стихотворениям “разъясняющие” заглавия— “Март”, “Август”, “Бабье лето”, “Зимняя ночь”, “Февраль. Достать чернил и плакать. ” и многие другие. Поэт наделяет природу человеческими чертами, утверждая мысль о том, что человек является всего лишь частью Вселенной, частью природы. М. Эпштейн писал: “Ни у кого природа не одушевлена так, как у Пастернака; причем у нее душа озорницы, проказницы, движения которой суматошны и порывисты”. И действительно, картины природы у поэта не просто одушевлены, они предстают как неотъемлемая часть человеческой жизни. В ней, как и в самой жизни, преобладают сумятица, непостоянство, хаос. В ней — точно так же покой, тишина и красота сменяются шумом, порывом ветра, дисгармонией. А потом снова — умиротворение и благодать:

За окнами давка, толпится листва,

И палое небо с дорог не подобрано.

Все стихло. Но что это было сперва!

Теперь разговор уж не тот и по-доброму.

Сначала все опрометью, вразноряд

Ввалилось в ограду деревья развенчивать,

И попранным парком из ливня — под град,

Потом от сараев — к террасе бревенчатой.

Теперь не надышишься крепью густой.

А то, что у тополя жилы полопались,—

Так воздух садовый, как соды настой,

Шипучкой играет от горечи тополя.

Природа и человек постоянно, почти во всех произведениях поэта, идут рядом, перевоплощаются друг в друга, отражают общую душу мироздания. Но особенно ярко слияние образа природы с миром человеческой души прослеживается в стихотворении “Март”. В первый месяц весны вся природа пробуждается ото сна. Просыпается и полной грудью вдыхает новые силы и человек.

Солнце греет до седьмого пота,

И бушует, одурев, овраг,

Как у дюжей скотницы работа,

Дело у весны кипит в руках.

Весна сравнивается здесь с “дюжей скотницей” неслучайно. Этот образ является неким символом силы, здоровья, трудолюбия. В то же время скотница — это реальный человек, простая труженица, всю жизнь свою проводящая рядом с природой, в ее непосредственном окружении. Таким образом, автор вплотную приближает человека к природе, а природу — к человеку. И жизнь, которой подчинено все вокруг, проникает в каждый уголок этого мира. Цветением жизни, весной охвачены и природные явления, и атрибуты человеческого быта:

Настежь все, конюшня и коровник,

Голуби в снегу клюют овес,

И всего живитель и виновник, —

Пахнет свежим воздухом навоз.

Будучи единым целым с окружающим миром, человек только в природе ощущает родственную душу, чувства которой созвучны его собственным настроениям. Радость, надежда, вдохновение или боль, тоска, одиночество — все эти чувства одинаково присущи как миру природы, так и человеческой душе. Так, в стихотворении “Бабье лето” мы видим постепенное угасание летнего тепла, летних ярких красок. Вместе с гибелью лета человек также впадает в уныние и грусть. Неминуемый приход мертвой зимы соотносится с душевным состоянием человека, лишенного счастья жизни, измученного, обреченного на безрадостное существование. Его жизнь, как проселочная дорога, “спускается в балку”:

Что глазами бессмысленно хлопать,

Когда все пред тобой сожжено,

И осенняя белая копоть

Паутиною тянет в окно.

Б. Пастернак обладал уникальной способностью “подсмотреть” в природе те состояния, которые сопутствуют любым переменам в мире. Ведь всякий рост, любое развитие всегда связаны с усилием, иногда — болезненным, после которого все предстает в совершенно другом обличье. После болезни человек возрождается, становится сильнее. Так же после долгой зимней спячки, после длительного забытья начинает гореть новыми красками и природа:

И блестят, блестят, как губы,

Не утертые рукою,

Всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность, взаимоподчиненность всех составляющих мироздания отражается не только в простых и естественных, “бытовых”, повседневных отношениях природы и человека. Через образы природы Пастернак дает и определение поэзии: “Это — ночь, леденящая лист, это — двух соловьев поединок. “

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты — вечности заложник

У времени в плену, —

призывает поэт в стихотворении “Ночь”. Творчество и природа сливаются воедино, потому что и то и другая по сути являются средствами постижения мира, постижения человеческой жизни. Именно поэтому Пастернак заявляет, что он стихи разбил бы, как сад, внес бы в них “дыханье роз, дыханье мяты, луга, осоку, сенокос, грозы раскаты”. “Божьим миром” называл Борис Пастернак мир природы, окружающий мир, кипящий настоящими страстями, живущий настоящими чувствами, изменчивый и непостоянный, как душа человека. И человек — Божье творение — тоже является частью этого мира. Но он также несет этот мир в себе, в своем сердце. Поэтому провести грань между природой и человеком невозможно. Как невозможно провести грань между человеком и самой жизнью. И даже само мироздание — “лишь страсти разряды, человеческим сердцем накоплено”.

Революция в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»

В романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак передает свое мироощущение, свое видение событий, потрясших нашу страну в начале XX столетия. Известно, что отношение Пастернака к революции было противоречивым. Идеи обновления общественной жизни он принимал, но писатель не мог не видеть, как они оборачивались своей противоположностью. Так и главный герой произведения Юрий Живаго не находит ответа на вопрос, как ему жить дальше: что принимать, а что нет в новой жизни.

В описании духовной жизни своего героя Борис Пастернак выразил сомнения и

В романе «Доктор Живаго» Пастернак возрождает идею самоценности человеческой личности. Личное преобладает в повествовании. Жанру этого романа, который условно можно определить как прозу лирического самовыражения, подчинены все художественные средства. В романе существует как бы два плана: внешний, повествующий об истории жизни доктора Живаго, и внутренний, отражающий духовную жизнь героя. Автору важнее передать не события жизни Юрия Живаго, а его духовный опыт.

Поэтому главная смысловая нагрузка в романе переносится с событий и диалогов героев на их монологи.

Искренняя любовь к жене, матери его детей, хранительнице домашнего очага, — это природное начало в Юрии Живаго. А любовь к Ларе сливается с любовью к самой жизни, со счастьем существования. Образ Лары — это одна из граней, отражающих отношение самого писателя к миру.

Основной вопрос, вокруг которого движется повествование о внешней и внутренней жизни героев, — это их отношение к революции, влияние переломных событий в истории страны на их судьбы. Юрий Живаго не был противником революции. Он понимал, что у истории свой ход и его нельзя нарушить.

Но Юрий Живаго не мог не видеть ужасные последствия такого поворота истории: «Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и человекоубоину, которой не предвиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали. От крови тошнило, она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза».

Юрий Живаго не воспринимал революцию в штыки, но и не принимал ее. Он был где-то между «за» и «против».

Герой стремится прочь от схватки и в конце концов уходит из рядов сражающихся. Автор не осуждает его. Он расценивает этот поступок как попытку оценить, увидеть события революции и гражданской войны с общечеловеческой точки зрения. Судьба доктора Живаго и его близких — это история людей, чья жизнь выбита из колеи, разрушена стихией революции. Семьи Живаго и Громеко уезжают из обжитого московского дома. на Урал искать убежище «на земле».

Юрия захватывают красные партизаны, и он вынужден против своей воли участвовать в вооруженной борьбе,- Его родные высланы новой властью из России. Лара попадает в полную зависимость от сменяющих друг друга властей, а под конец повествования она пропадает без вести. Видимо, она была арестована на улице или погибла «под каким-нибудь безымянным номером в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера». Самого Юрия Живаго понемногу покидают жизненные силы.

И жизнь вокруг него становится все беднее, грубее и жестче. Сцена смерти Юрия Живаго, внешне ничем не выделяясь из общего хода повествования, несет в себе тем не менее важный смысл. Герой едет в трамвае и у него начинается сердечный приступ.

Он рвется на свежий воздух, но «Юрию Андреевичу не повезло. Он попал в неисправный вагон, на который все время сыпались несчастья…» Живаго так и умирает у трамвайных колес. Жизнь этого человека, задыхавшегося в духоте замкнутого пространства страны, потрясенной революцией, обрывается…

Пастернак говорит нам, что все происходившее в те годы в России, было насилием над жизнью, противоречило ее естественному ходу. Еще в одной из первых глав романа Пастернак пишет: «…очнувшись, мы уже больше не вернем утраченной памяти. Мы забудем часть прошлого и не будем искать небывалому объяснения. Наставший порядок обступит нас с привычностью леса на горизонте или облаков над головой. Он окружит нас отовсюду.

Не будет ничего другого». Эти глубоко пророческие слова, мне кажется, как нельзя лучше говорят о последствиях тех далеких лет. Отказ от прошлого оборачивается отказом от вечного, от нравственных ценностей.

И этого нельзя допускать.

Дайджест:

Стихотворения Юрия Живаго в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Свидетельство Юрия Живаго о своем времени и о себе — это стихи, которые были найдены в его бумагах после его смерти. В романе они выделены в отдельную часть. Перед нами. .

На тему: Революция в романе Доктор Живаго, Пастернак ­Революция Многие сходятся в том, что роман «Доктор Живаго» занимает центральное место в творчестве Б. Л. Пастернака. Этот человек был величайшим русским писателем и поэтом своего времени. К тому же. .

Взаимоотношение человека и революционной эпохи в романе «Доктор Живаго» Главный герой романа Юрий Живаго врач и поэт, пожалуй, поэт даже больше, чем врач. Для Пастернака поэт это «вечности заложник у времени в плену», то есть взгляд Юрия Живаго на. .

Изображение природы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» 1. Творчество Б. Пастернака. 2. Цикл стихотворений в «Докторе Живаго». 3. Изображение природы в романе. Находясь под влиянием музыкальных произведений А. Н. Скрябина, Борис Пастернак шесть лет серьезно занимался музыкой. .

Трагедия интеллигенции в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» показывает нам состояние интеллигенции в переломную эпоху. Революции, произошедшие в начале века, круто изменили тогда жизнь каждого отдельного человека. От революционных событий, как правило, ждут. .

Какова функциональная значимость природно-пространственных образов в романе Пастернака «Доктор Живаго»? Какова функциональная значимость природно-пространственных образов в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»? Приступая к выполнению задания, вспомните, что в романе Б. Па­стернака «Доктор Живаго» изображены необъятные пространства. От­метьте, что Западная Галиция. .

Дети в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Многие писатели обращались к детской теме в своем творчестве. И каждый из них находил что-то особенной в этом образе. Например, для некоторых дети были символом чистоты, «сосудом божьей радости». Для. .

Характер героя и средства его создания в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» В человеке, в его скромной особенности, В его праве на эту особенность — Единственный и вечный смысл борьбы за жизнь. В. Гроссман Есть что-то жестокое и единственно правильное в стремлении. .

«Стихотворения Юрия Живаго» в романе «Доктор Живаго» Замечательный русский поэт Борис Леонидович Пастернак долгие годы вынашивал идею написать роман. Ему довелось жить в сложное для страны время, в эпоху трех революций. Он был знаком с Маяковским, начинал. .

Художественное своеобразие романа «Доктор Живаго» Пастернака Б. Л Роман «Доктор Живаго» едва ли не самое загадочное произведение русской литературы XX века. И загадочность его в первую очередь заключается в том, что к нему неприложим инструментарий анализа традиционного романа. .

«Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости…» . По роману Б. Пастернака «Доктор Живаго» 1. «Доктор Живаго» Пастернака. 2. Автор и его герой в романе. 3. Страдание в романе. Это высказывание Гоголя мне хотелось бы проиллюстрировать анализом романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Роман «Доктор. .

Характеристика героя Евграф Живаго, Доктор Живаго, Пастернак ­Евграф Живаго Евграф Живаго — второстепенный, но весьма значимый персонаж романа «Доктор Живаго»; сводный брат Юрия Андреевича, который каким-то загадочным образом всегда появляется в нужном месте и в нужный момент. .

Характеристика героя Юрий Живаго, Доктор Живаго, Пастернак ­Юрий Живаго Юрий Живаго — главный герой романа Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго»; преуспевающий медик, служивший во время войны; муж Антонины Громеко и сводный брат генерал-майора Ефграфа Живаго. Юрий рано. .

Сочинение: Природное и историческое в романе Пастернака «Доктор Живаго» Природное и историческое в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Русская литература знает немало великих произведений, посвящен­ных целым историческим эпохам, грандиозным изломам времен, изме­нениям вековых устоев. Для широкомасштабного отражения такого ро­да. .

Краткое содержание «Доктор Живаго» Пастернака Б. Л В начале романа его герою Юрию Живаго — десять лет. Мать его умерла, а отец, разорившийся миллионер, сводит счеты с жизнью, выбросившись на ходу из курьерского поезда. В его разорении. .

На тему: любви в романе Доктор Живаго, Пастернак ­Тема любви в романе Свои взгляды на любовь Борис Пастернак в полной мере раскрыл в романе «Доктор Живаго». Будучи в душе поэтом, этот выдающийся писатель даже в книге о революции. .

Вся жизнь Живаго в одноименном романе Б. Л. Пастернака Природа это сфера, поглощающая пространство романа. Чтобы понять причины поведения Живаго в определенных ситуациях, нужно разобраться в значении для него природы и ее месте в произведении. Вся жизнь Живаго инстинктивное. .

Как объясняется название сборника Б. Пастернака «Сестра моя жизнь»? Как объясняется название сборника Б. Пастернака «Сестра моя жизнь»? В чем заключается своеобразие поэтического стиля Б. Па­стернака? Б. Пастернак воспринимает мир через предметное, материаль­ное. Его поэзия насыщена метафоричностью. Метафора строится. .

Чем символичен образ свечи в романе «Доктор Живаго»? Написав в 1922 году книгу стихов «Сестра моя — жизнь» и взяв за основу сюжета любовный роман, Пастернак проводит своих героев через времена года. Начавшись весной, роман бурно развивается летом. .

Характеристика героя Лара, Доктор Живаго, Пастернак ­Лара Лара — один из главных женских образов в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»; жена Паши Антипова и возлюбленная Юрия Живаго. Полное имя героини — Лариса Федоровна Гишар, после. .

Характеристика героя Антонина, Доктор Живаго, Пастернак ­Антонина Антонина — жена Юрия Андреевича Живаго и мать двух его детей; дочь Александра Александровича и Анны Ивановны Громеко. Юра и Тоня дружат с самого детства. Когда у него умерли. .

Роман «Доктор Живаго». Нобелевская премия Над романом «Доктор Живаго» художник работал на протяжении 10-ти лет. Действие в романе разворачивается на фоне событий революции, гражданской войны, сталинизма, который только рождается. В центре книги — история врача. .

Доктор Живаго характеристика образа Лары Лара — главная героиня романа; дочь инженера-бельгийца и обрусевшей француженки Амалии Карловны Гишар. Приехав после смерти мужа с Урала в Москву, мать Л., по совету своего любовника Комаровского, открывает швейную. .

Біблійні мотиви в романі Б. Л. Пастернаку «Доктор Живаго» Біблія сама по собі багато значила для Б. Л. Пастернаку. В «Охоронній грамоті» він писав: «Я зрозумів, що, приміром, Біблія є не стільки книга із твердим текстом, ськільки записний зошит. .

«Доктор Живаго» і «Кінармія» Однієї із самих значних віх в історії Росії першої третини XX століття, поряд з Великою Жовтневою революцією, з’явилася Громадянська війна 1918-1921 років. У той же час вона ввійшла в російську. .

Характеристика героя Комаровский, Доктор Живаго, Пастернак ­Комаровский Комаровский — один из наиболее отрицательных персонажей романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»; преуспевающий московский адвокат, который, пользуясь своим превосходством, склоняет молодую Ларису Гишар к сожительству. Помимо этого он. .

Ощущение истории. Каковы взгляды Б. Л. Пастернака на ис­торию? Каковы взгляды Б. Л. Пастернака на ис­торию? Мы можем увидеть другую тему: дело в том, что Пастернак воспринимал жизнь как «становящуюся историю».Будучи уже зрелым человеком, Пастернак стал со­временником великих исторических. .

Художня своєрідність роману Б. Пастернаку «Доктор живаго» Твір по літературі: Художня своєрідність роману Б. Пастернаку «Доктор живаго» Є книги, які треба читати повільно, як можна повільніше, тому що вони змушують міркувати над кожною фразою й любуватися цілими. .

Анализ стихотворения Пастернака «Разлука» В период с 1945 по 1955 год Пастернак работал над романом «Доктор Живаго», который стал его главным прозаическим произведением. Книга удостоилась Нобелевской премии по литературе, за которую писатель подвергся жестокой. .

Анализ стихотворения Пастернака «Ветер» В 1955 году Пастернак завершил работу над ключевым своим прозаическим произведением — романом «Доктор Живаго». Книга получила высокую оценку за рубежом, после ее издания Бориса Леонидовича наградили Нобелевской премией по. .

Анализ стихотворения Пастернака «На Страстной» В стихотворении «На Страстной» описывается весна, пробуждение природы. Основная темапроизведения — изменения, которые происходят в окружающем мире и в душе человека. В стихотворении чувствуется напряженная борьба стихий ночи и дня. .

Краткая хроника жизни и творчества Пастернака Б. Л 1890, 29 января. В Москве в семье художника Леонида Осиповича Пастернака и пианистки Розалии Исидоровны, урожденной Кауфман, родился сын Борис. 1901-1908 гг. Обучение в 5-й Московской гимназии. По окончании поступает. .

Тема истории в поэзии Пастернака Рубеж ХІХ-ХХ веков в России — время кризиса, исторического перелома. В такие времена «слышно, как время идет» , поэтому в литературе активизируется ощущение истории. Это ощущение свойственно и Б. Пастернаку. .

Родство с миром в лирике Б. Л. Пастернака «…Единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас» — так понимал природу искусства Борис Пастернак, и этим словам он оставался верен всю жизнь. Пастернак. .

Анализ стихотворения Пастернака «Ты так играла эту роль!» Не секрет, что Борис Пастернак воспринимал человеческую жизнь, как игру, в которой присутствует множество ролей. Время от времени каждый из нас примеряет на себе новый образ, наиболее полно соответствующий тому. .

Как в поэзии Б. Л. Пастернака раскрывается тема «очеловеченности» природы? Пастернак занимался написание стихотворений, посвященных природе в форме не обычных пейзажных зарисовок. Им, как и всеми поэтами, безусловно, описывалась весна и зима, рассветы и закаты, однако данные произведения посвящались не. .

Адриан в романе «Доктор Фаустус» Долгие годы Т. Манн находился под известным воздействием «философии жизни» Ницше. В своей статье Т. Манн полемизирует с этой философией. Он отвергает положение Ницше о том, что выше самой жизни. .

Анализ стихотворения Пастернака «Ночь» В 1957 году Пастернак написал стихотворение «Ночь». На первый взгляд тема его совершенно понятна — через образы людей профессий обыденных Борис Леонидович рассуждает о творческой деятельности. Среди пастернаковской лирики произведение. .

Модификация литературной традиции «романа о художнике» в романе Т. Манна «Доктор Фаустус» План «Роман о художнике» в романе Т. Манна «Доктор Фаустус» Роман «Доктор Фаустус» как модификация «романа о художнике» Добро и зло в структуре личности художника Томас Манн. Происходил из известной. .

Каким предстает мир природы в лирике Б. Л. Пастернака? Февраль. Достать чернил и плакать Б. Пастернак Поэт Борис Пастернак — лирический живописец. Огромное количество его стихов посвящено природе. В постоянном внимании поэта к земным пространствам, к временам года, к. .

Интеллигенция и революция в романе Доктор Живаго Пастернака

В 1946-м году Пастернак писал, что начал писать роман, чрезвычайно важный, на его же взгляд, для творчества, для самоопределения внутреннего и народного и одной из тем романа “Доктор Живаго” можно назвать слияние этих двух “определений” в одну как нечто, что не может не существовать вообще и существовать как раздельные единицы. Сам роман полон отсылок к Евангелию, если не сказать, что он сам является одной большой к нему отсылкой. Это важнейший пункт для понимания произведения.

Писатель в своём романе рассматривает революцию под углом обзора её как некой стихии глазами личности в отдельности от идеологий. Революция здесь – не поединок красных и белых, а взгляд человека на бессмысленную, взаимоуничижающую «мясорубку» судеб. Главному герою (Юрию Андреевичу Живаго) не понять, как верно жестокость движет массами, но и не хочет понимать – ему нужно простое человеческое счастье в семье и в любимом деле врачевания. По сути он – антогонист революционной идеи, но, что интересно, -не антогонист самой революции. Вся его природа (природа русского интеллегента) отторгает эту философию.

Поначалу Юрий Живаго видел в потенциале революции как акта даже надежду на преображение, видел в этом нужду общества как организма. Однако Юрий же после происшествия Октября познаёт карикатурность предлагаемых альтернатив теми, кто (её) строил, говоря о невозможности творцов революции “переделать” общественную жизнь” по той простой причине, что само слово “жизнь” (священное понятие, по мнению главного героя) извращено представляется этим творцам и этими творцами, ибо они её по-настоящему не знают и их дерзновенное “покушение” на эту самую жизнь не может в своей сути принести ничего благополучного для народа.

В биографии Юрия Андреевича есть надрывные, трагедийные факты, давший отпечаток на его характере и на его действиях в рамках романа – самоубийство отца (миллионера, но разорившегося), смерть матери в раннем детстве.

Однако учился Юрий успешно и женился по любви, родился сын. Герой получает профессию, которую любит до глубины души – он врач. Всё складывается идиллично. Впрочем начинается первая мировая война и Юрию Живаго предстоит ехать на фронт.

Автор вкладывает ведущую мысль в уста героини Ларисы о той войне: что она предвосхитила в своём катастрофическом ужасе грядущие испытания для России, несущие в себе некоторый даже апофеоз людской жесткости.

Юрий Андреевич прожил всего-ничего после гражданской войны, ибо всё его существо воспротивилось новому устрою жизни и не смог он под него подстроиться, в отличие от его дворника, например.

Осмысление революции в романе подтверждают философский тезис, выдвинутый Пастернаком, что это кровавая, трагичная полоса ужаса в истории нашего народа, а не «воскресение проклятьем заклеймённых».

Также читают:

Картинка к сочинению Интеллигенция и революция в романе Доктор Живаго Пастернака

Популярные сегодня темы

Раскольников главный герой романа «Преступление и наказание» Достоевского. Сам Родион был обычным бедным студентом, которым пытался помочь всему миру, но после понимал, что многое не в его силах.

Друг. Как редко мы задумываемся над значением данного слова! Часто мы считаем друзьями тех, кто проводит с нами большое количество времени, с кем мы смеемся и беззаботно разговариваем.

Чтение книг — увлечение для людей по всему миру. Чтение полностью поглощает, вовлекая в свой мир приключений и страстей, интриг.

Произведение писателя не имеет определенного жанрового направления и может восприниматься в виде сказки, мифа, легенды, свободного эпоса, однако в любом случае роман является высокодуховной автобиографической книгой

Начало дня знаменуется восходом Солнца. Многие люди воспринимают этот факт как банальность и даже не смотрят на небо, хотя именно оттуда они получают тепло и свет. Когда зачинается рассвет

Cочинение «Человек и революция в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» »

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
Б. Пастернак
Борис Пастернак — величайший русский писатель и поэт XX века. Двадцать третьего октября 1958 года ему была присуждена Нобелевская премия по литературе “За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы”.
Роман “Доктор Живаго” занимает, пожалуй, центральное место в творчестве Бориса Леонидовича. Этому произведению Пастернак посвятил свои лучшие годы литературной жизни и действительно создал шедевр, равного которому нет.
Этот роман — лучшая, гениальнейшая и незабвенная страница русской и мировой литературы. Да, по гениальности и мастерству написания с этим романом мало какие произведения могут сравниться.
Во-первых, роман многогранен: в нем поставлено огромное количество проблем: человек и совесть, человек и человек, человек и любовь, человек и власть, вечное и мимолетное, человек и революция, революция и любовь, интеллигенция и революция, и это еще не все. Но я бы хотел остановиться на проблеме взаимоотношения интеллигенции и революции.
Во-вторых, это произведение потрясает своим художественным своеобразием; а между тем “Доктор Живаго” даже не роман. Перед нами род автобиографии, в которой удивительным образом отсутствуют внешние факты, совпадающие с реальной жизнью автора. Пастернак пишет о самом себе, но пишет как о постороннем человеке, он придумывает себе судьбу, в которой можно было бы наиболее полно раскрыть перед читателем свою внутреннюю жизнь.
Как уже было сказано выше, я бы хотел остановиться на проблеме интеллигенции и революции, ибо, как мне кажется, именно в ней наиболее полно раскрываются интереснейшие моменты романа.
В романе главная действующая сила — стихия революции. Сам же главный герой никак не влияет и не пытается влиять на нее, не вмешивается в ход событий.
“Какая великая хирургия! Взять и разом артистически вырезать старые вонючие язвы! Простой, без обиняков, приговор вековой несправедливости, привыкшей, чтобы ей кланялись, расшаркивались перед ней и приседали”.
В том, что это так без страха доведено до конца, есть что-то национально близкое, издавна знакомое. Что-то от безоговорочной светоносности Пушкина, от невиляющей верности фактам Толстого. Главное, это гениально! Если бы перед кем-нибудь поставили задачу создать новый мир, начать новое летосчисление, он бы обязательно нуждался в том, чтобы ему сперва очистили соответствующее место. Он бы ждал, чтобы сначала кончились старые века, прежде чем он приступил к постройке новых, ему нужно было бы круглое число, красная строка, неисписанная страница.
“А тут нате, пожалуйста. Это небывалое, это чудо истории, это откровение ахнуто в самую гущу продолжающейся обыденщины, без наперед подобранных сроков, в первые подвернувшиеся будни, в самый разгар курсирующих по городу трамваев. Это всего гениальнее. Так неуместно и несвоевременно только самое великое”.
Эти слова в романе едва ли не самые важные для понимания Пастернаком революции. Во-первых, они принадлежат Живаго, им произносятся, а следовательно, выражают мысль самого Пастернака. Во-вторых, они прямо посвящены только что совершившимся и еще не вполне закончившимся событиям Октябрьской революции. И в-третьих, объясняют отношения передовой интеллигенции и революции: “. откровение ахнуто в самую гущу продолжающейся обыденщины. ”
Революция — это и есть откровение (“ахнутое”, “данное”, и она, как и всякая данность, не подлежит обычной оценке, оценке с точки зрения сиюминутных человеческих интересов. Революции нельзя избежать, в ее события нельзя вмешаться. То есть вмешаться можно, но нельзя поворотить. Неизбежность их, неотвратимость делает каждого человека, вовлеченного в их водоворот, как бы безвольным. И в этом случае откровенно безвольный человек, однако обладающий умом и сложно развитым чувством, — лучший герой романа! Он видит, он воспринимает, он даже участвует в революционных событиях, но участвует только как песчинка, захваченная бурей, вихрем, метелью. Примечательно, что у Пастернака, как и у Блока в . “Двенадцати”, основным образом — символом революционной стихии — является метель. Не просто ветер и вихрь, а именно метель с ее бесчисленными снежинками и пронизывающим холодом как бы из межзвездного пространства.
Нейтральность Юрия Живаго в Гражданской войне декларирована его профессией: он военврач, то есть лицо официально нейтральное по всем международным конвенциям.
Прямая противоположность Живаго — жестокий Антипов-Стрельников, активно вмешивающийся в революцию на стороне красных. Стрельников — воплощение воли, воплощение стремления активно действовать. Его бронепоезд движется со всей доступной ему скоростью, беспощадно подавляя всякое сопротивление революции. Но и он также бессилен ускорить или замедлить торжество событий. В этом смысле Стрельников безволен так же, как и Живаго. Однако Живаго и Стрельников не только противопоставлены, но и сопоставлены, они, как говорится в романе, “в книге рока на одной строке”.
Что такое Россия для Живаго? Это весь окружающий его мир. Россия тоже создана из противоречий, полна двойственности. Живаго воспринимает ее с любовью, которая вызывает в нем высшее страдание. В одиночестве Живаго оказывается в Юрятине. И вот его чрезвычайно важные размышления-чувства: “. весенний вечер на дворе. Воздух весь размечен звуками. Голоса играющих детей разбросаны в местах разной дальности как бы в знак того, что пространство насквозь живое. И эта даль — Россия, его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть! О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь! О, как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это им самим в лицо! То ли это слова Пастернака, то ли Живаго, но они слиты с образом последнего и
как бы подводят итог всем его блужданиям между двумя лагерями. Итог этих блужданий и заблуждений (вольных и невольных) — любовь к России, любовь к жизни, очистительное сознание неизбежности совершающегося.
Вдумывается ли Пастернак в смысл исторических событий, которым он является свидетелем и описателем в романе? Что они означают, чем вызваны? Безусловно. И в то же время он воспринимает их как нечто независимое от воли человека, подобно явлениям природы. Чувствует, слышит, но не осмысливает, логически не хочет осмыслить, они для него как природная данность. Ведь никто и никогда не стремился этически оценить явления природы — дождь, грозу, метель, весенний лес, — никто и никогда не стремился повернуть по-своему эти явления, личными усилиями отвратить их от нас. Во всяком случае, без участия воли и техники мы не можем вмешиваться в дела природы, как не можем просто стать на сторону некой “контрприроды”.
В этом отношении очень важно следующее рассуждение о сознании: “. Что такое сознание? Рассмотрим. Сознательно желать уснуть — верная бессонница, сознательная попытка вчувствоваться в работу собственного пищеварения — верное расстройство его иннервации. Сознание — яд, средство самоотравления для субъекта, применяющего его на самом себе. Сознание — свет, бьющий наружу, сознание освещает перед нами дорогу, чтобы не споткнуться. Сознание — это зажженные фары впереди идущего паровоза. Обратите его светом внутрь, и случится катастрофа!”
В другом месте Пастернак устами Лары высказывает свою нелюбовь к голым объяснениям: “Я не люблю сочинений, посвященных целиком философии. По-моему, философия должна быть скупою приправою к искусству и жизни. Заниматься ею одною так же странно, как есть один хрен”.
Пастернак строго следует этому правилу: в своем романе он не объясняет, а только показывает, и объяснения событий в устах Живаго — Пастернака действительно только “приправа” . В целом же Пастернак принимает жизнь и историю такими, какие они есть.
В этом отношении очень важно рассуждение Живаго — Пастернака об истории: “За этим плачем по Ларе он также домарывал до конца свою мазню разных времен о всякой всячине, о природе, об обиходном.

Ссылка на основную публикацию