Рота Тимохина в романе Война и мир Толстого сочинение

Прохор Тимохин в романе Война и мир образ и характеристика капитана сочинение

В произведении Льва Николаевича Толстого «Война и мир» показаны различные герои, выделяющиеся особенными чертами характера, которые не могут быть незамечены читателем. Одним из таких персонажей является капитан Прохор Тимохин.

Прохор Ильич внешне может показаться неуклюжим человеком, но на самом деле это вызвано его военной карьерой и немолодым возрастом. Тимохин достаточно подтянутый, стройный мужчина. Его цвет лица зачастую оказывается красным, щеки пылают румянцем, что вызвано чрезмерным употреблением вина. Прохор Ильич улыбчивый мужчина, даже несмотря на то, что в его улыбке не хватает нескольких зубов, выбитых вражеским прикладом. С генералом Тимохин ведет себя робко, боязливо, не скрывая беспокойства и страха, что в его работе будут найдены недостатки.

Прохор Тимохин обладает добродушным и мягким характером. Он ответственно относится к своей профессии, что замечает даже сам Кутузов. В военном деле Прохор бесстрашный боец, который часто идет на риск, отважно бросается в горячие точки боя. Подчиненные Тимохина уважают его за то, что он уважительно к ним относится и общается с ними на равных без каких-либо излишних упреков и осуждений.

Тимохин выходец из простого народа. Он обычный крестьянин, самостоятельно достигший офицерского чина и уважения окружающих. Но к своей профессии он относится как к смыслу жизни, а не карьере. Во время Шенграбенского сражения была очевидна разница между Прохором Тимохиным и Долоховым, который во время боя напоминал капитану о своих боевых достижениях. Тимохин же шел на подвиги, не ожидая награды и похвалы взамен, поэтому его и похвалил Кутузов.

Автор положительно относится к данному герою. Лев Николаевич Толстой хотел показать в Прохоре Тимохине представителя простого крестьянского населения, который внес немалый вклад в победу над Французами, несмотря на свое происхождение. В герое изображено немало положительных черт характера, которые читатель не может не заметить. Прохор уважительно относится ко всем солдатам, что и вызывает их симпатию к капитану. Он достаточно открытый, дружелюбный мужчина, в искренности которого окружающие не сомневаются.

Сочинение Образ Тимохин

В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» капитан Прохор Ильич Тимохин выступает в роли второстепенного персонажа, участвующего в небольшом кусочке сюжета от общей картины повествования.
Описание героя автором говорит нам том, что Тимохин выходец их народа, из-за этого его уважают солдаты и не любят главнокомандующие. Капитан имеет незамысловатую внешность и нелепость в своих движениях. Каждый раз он теряется при виде начальства и становится похож на школьника, который не выучил домашнее задание к положенному сроку.

Характер героя так же раскрывается в главах, посвящённых Шенграбенскому сражению 1805 года. Когда застигнутые врасплох русские войска начали бежать с поля битвы, капитан Тимохин смог сохранить порядок в своей роте, и его батарея атаковали французские воска без задней мысли о побеге, тем самым совершив подвиг и переместив весы победы на нашу сторону. В этом поступке можно увидеть истинный героизм, который скрывается за простой и робкой душой.

И даже после завершения Шенграбенского сражения Тимохин помогает солдатам и спасает раненого в плечо Николая Ростова от верной гибели, сажая его в свою телегу. Но как узнается позже, его заслуги во время битвы никто из высших чинов не смог оценить по достоинству, и лишь Кутузов запоминает храброго капитана.

Прохор Ильич так же принимал участие в Бородинском сражении, защищая Москву, капитан командовал батальоном под руководством Андрея Болконского. Старый офицер очень уважительно относился к военачальнику Кутузову, о чем свидетельствует его смущение при критике Михаила Илларионовича со стороны графа Болконского, при этом его мнение не спрашивали и он, молча, стоял и краснел. После битвы Тимохин был ранен в ногу, из-за чего он не мог выехать из Москвы, но храброго война приняли в доме Ростовых, его и графа Болконского поместили в одну повозку, спасая жизнь доблестным войнам. И в очередной раз, автор обращает внимание на то, что эту битву выигрывают не генералы, а массивные войска солдат, которых ведут в бой никому не известные офицеры.

Введением такого персонажа как Тимохин, автор хотел показать всю смелость и отвагу простого народа в этой безжалостной войне. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что подобные выходцы из народа, как Тимохин, всегда сохраняют в себе лучшее качества человека – патриотизм, простоту в своих поступках и истинную отвагу. А все подвиги таких капитанов, как Тимохин остаются в тени, когда как вся слава достаётся ложным героям этого сражения.

Также читают:

Картинка к сочинению Прохор Тимохин в романе Война и мир

Популярные сегодня темы

Само слово «ода», в переводе с греческого языка, означает песня. Из самого названия, очевидно, что в произведении М.В. Ломоносов воспевает великую императрицу Елизавету II.

В романе «Тихий Дон» главная роль отводится семье, которая, по мнению автора, является оплотом всего, главным богатством человека. Весь духовный и житейский мир казаков построен на святом понятии семьи

В этом году родители подарили мне на день рождения двух крысят. Они купили их в зоомагазине вместе с книжкой по уходу за грызунами. Я давно мечтала о домашних питомцах, поэтому очень обрадовалась такому «пушистому» подарку.

Модные журналы рассказывают нам про стиль жизни, который предлагается через фигуры знаменитостей и популярные образы. В школе легко увидеть, как дети соответствуют разным стилям: кто-то спортсмен, другие увлечены интернетом

Скажу предельно честно – убираться не люблю, но и жить среди мусора тоже не выход. В детстве, родители дали мне на выбор три варианта поведения. Первый – я сама, добровольно убираюсь в комнате и делаю в ней

Капитан Тимохин в романе “Война и мир”: образ и характеристика, рота Тимохина, подвиг Тимохина

Шенграбенское сражение.
Багратион ведет солдат в атаку.
Художник В. Серов

Капитан Тимохин в романе “Война и мир” Толстого является одним из второстепенных персонажей.

Храбрый капитан Тимохин – это один из героев Шенграбенского сражения 1805 года. Также в этом сражении свой подвиг совершает капитан Тушин и его батарея.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика капитана Тимохина, описание его внешности и характера, а также описание подвига роты Тимохина в Шенграбенском сражении.

Подвиг Тимохина описан в томе 1 части 2 главе XX романа “Война и мир”.

Капитан Тимохин в романе “Война и мир”: образ и характеристика

Имя героя – Прохор Игнатьим Тимохин:
“. Прохор Игнатьич! – сказал полковой командир. “

Возраст капитана Тимохина – пожилой:
“. человек уже пожилой. “

Внешность капитана Тимохина:
“. и, хотя человек уже пожилой и не имевший привычки бегать, неловко цепляясь носками, рысью направился к генералу. Лицо капитана выражало беспокойство школьника, которому велят сказать невыученный им урок. На красном (очевидно, от невоздержания) лице выступали пятна, и рот не находил положения. ”
“. лицо капитана с красным носом и подтянутым животом. ”
“. капитана с красным носом. ”
“. отвечал капитан, краснея носом, улыбаясь и раскрывая улыбкой недостаток двух передних зубов, выбитых прикладом под Измаилом. ”
“. Офицер Тимохин, с красным носиком. ”
“. Красноносый капитан Тимохин. “

Капитан Тимохин – ротный командир. Он руководит ротой солдат-стрелков:
“. Вы на меня не претендуйте, Прохор Игнатьич! – сказал полковой командир, объезжая двигавшуюся к месту 3-ю роту и подъезжая к шедшему впереди ее капитану Тимохину. ”
“. Ротный командир, не спуская глаз с начальника. “

Тимохин – храбрый офицер:
“. Храбрый офицер! Ты доволен им? – спросил Кутузов. ”
“. Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью. “

Капитан Тимохин – добродушный человек:
“. Пьер обращался более к добродушному батальонному командиру Тимохину, чем к Болконскому. “

Капитан Тимохин – хороший офицер. Начальник им доволен:
“. – Ты доволен им? – спросил Кутузов у полкового командира.
– Очень доволен, ваше высокопревосходительство. “

Капитан Тимохин любит выпить:
“. У него была приверженность к Бахусу. ”
“. красном (очевидно, от невоздержания) лице. “

Капитан Тимохин – опытный офицер. В прошлом он участвовал в штурме Измаила в 1790 году:

“. Еще измаильский товарищ, – сказал он. ”
“. зубов, выбитых прикладом под Измаилом. “

Кутузов лично помнит Тимохина по штурму Измаила:
“. А, Тимохин! – сказал главнокомандующий, узнавая капитана. “

Читайте также:  Сочинение История России в произведениях Пушкина (7 класс)

Подвиг капитана Тимохина и его роты

Рота капитана Тимохина совершает подвиг в Шенграбенском сражении в 1805 году (том 1 часть 2 глава XX). Как это происходит?

В ходе Шанграбенского сражения русские солдаты начинают разбегаться:

“. солдаты всё бежали, разговаривали, стреляли в воздух и не слушали команды. “

“. но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг, без видимой причины, побежали назад, скрылись из опушки леса, и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина, которая одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов. “

“. Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одною шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали. “

“. Бегущие возвратились, батальоны собрались, и французы, разделившие было на две части войска левого фланга, на мгновение были оттеснены. Резервные части успели соединиться, и беглецы остановились. “

“. Долохов, бежавший рядом с Тимохиным, в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера. “

“. вот два трофея, – сказал Долохов, указывая на французскую шпагу и сумку. – Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. “

Также в Шенграбенском сражении совершает подвиг еще один офицер – капитан Тушин. Смотрите подробнее о подвиге батареи Тушина.

Капитан Тимохин в Бородинском сражении

“. Красноносый капитан Тимохин, бывший ротный командир Долохова, теперь, за убылью офицеров, батальонный командир, робко вошел в сарай. ” (том 3 часть 2 глава XXV)

“. Князь Андрей взглянул на Тимохина, который испуганно и недоумевая смотрел на своего командира. ” (том 3 часть 2 глава V)

“. С князем Андреем везли присоединившегося к ним в Москве майора его полка Тимохина с красным носиком, раненного в ногу в том же Бородинском сражении. “

“. В избе под образами лежал на лавках другой человек (это был Тимохин)..”

“. Тимохин, страдая от боли в раненой ноге, не спал. “

Это был цитатный образ и характеристика капитана Тимохина, описание внешности и характера Тимохина, а также описание подвига роты Тимохина в Шенграбенском сражении.

Что восхищает Толстого в Тушине, Тимохине, Денисове?

Средняя оценка: 4.1

Идея невероятного подвига есть основная идея русского воинского эпоса. Эта идея выступает на первых план во всех решающих эпизодах эпопеи Толстого. Толстой показывает, кем был совершен этот подвиг — в атаке шестого егерского полка, в атаке Тимохина, на батарее Тушина, и знакомит читателя с простыми людьми — героями этого подвига.

В ходе развития шенграбенского эпизода постепенно проясняется одна из главных мыслей Толстого: настоящим героем является самый простой, скромный человек. Это человек, каких много, который и не подозревает, в каком великом деле призван он принимать участие.

Этот мотив ширится и растет в дальнейшем ходе повествования. Накануне сражения, когда Наполеон, разъяренный несвоевременным перемирием, которое Мюрат поспешил заключить с Кутузовым, приказал возобновить военные действия, “четырехтысячный отряд Багратиона, весело раскладывая костры, сушился, обогревался, варил в первый раз после трех дней кашу, и никто из людей отряда не знал и не думал о том, что предстояло ему”.

Солдаты отряда показаны в обстановке будничного походного труда. Вот они строят “краснеющие свежею, вновь вскопанною глиною” укрепления. “Несколько’ батальонов солдат в одних рубахах, несмотря на холодный ветер, как белые муравьи, копошились на этих укреплениях; из-за вала невидимо кем беспрестанно выкидывались лопаты красной глины”.

Толстой отмечает, что, по мере приближения к неприятелю, все “веселее становился вид войск”. “рассыпанные по всему пространству, солдаты тащили дрова и хворост и строили балаганчики, весело смеясь и переговариваясь”.

Эта черта русских солдат отмечена и в бородинском эпизоде. Воинский подвиг совершается людьми, бодрыми духом, в дружном единении идущими в бой. Толстой показывает деловитость походного быта, дает ряд картин, рисующих солдатскую жизнь, — починка одежды около костров, обед, получение положенной порции водки. Это мирное начало, присущее народу, солдатской массе, неистребимое даже перед неприятельской цепью, особенно подчеркивается Толстым.

Когда раздался пушечный выстрел, свидетельствовавший о том, что сражение началось, новые черты — решительность и отвага — появились в быстрых движениях солдат. Те роты, которые четверть часа тому назад ели кашу и пили водку, теперь строились и разбирали ружья, и на всех лицах было чувство оживления: “Началось! Вот оно! Страшно и весело!” — говорило лицо каждого солдата и офицера”

Подвиг багратионовского отряда показан в действиях множества лиц — Тушина, Тимохина, самого Багратиона, Андрея Болконского и других. Они черпали силу в единстве всего войска, в спокойном, деловитом единении людей, чувствовавших свою связь с народом и осознававших свою непобедимость. Толстой с невероятной убедительностью раскрыл эту моральную спаянность всего отряда, взаимную поддержку, которую оказывали друг другу все, от солдата до Багратиона. Тушин, начальник батареи, начал обстрел Шенграбена по совету своего фельдфебеля. Багратион одобрил как это, так и ряд других действий, предпринятых по инициативе младших начальников, а когда наступил решительный момент, сам повел в атаку егерский полк.

В описании сражения нетрудно заметить две основные части. В первой из них центральной фигурой является Багратион. Объезжая позиции, он попадает на батарею Тушина. Напряжение боя растет непрерывно. С каждой минутой становилась все более очевидной опасность, в которой находился отряд. Багратион был спокоен, но сосредоточен. Он знал, что его воины с честью выполняют свой долг, и предоставлял младшим начальникам инициативу действия. И “присутствие его сделало чрезвычайно много. Начальники, с расстроенными лицами подъезжавшие к князю Багратиону, становились спокойны, солдаты и офицеры весело приветствовали его и становились оживленнее в его присутствии и, видимо, щеголяли перед ним своей храбростью”. В этой взаимной уверенности — полководца в своих солдатах и солдат в своем полководце — был залог успеха невероятной по силе воинского дерзания шенграбенской операции.

Объезжая позиции, Багратион направился к “самому настоящему полю сражения”. Хотя полковой командир доложил ему, что конная атака французов отбита, Багратиону стало ясно, что положение на передовой линии критическое. В его лице выразилась сосредоточенная и счастливая решимость, поразившая князя Андрея. На виду у французов Багратион вызвал два батальона егерского полка и сам повел их в атаку: “Ура-а-а-а!” — протяжным криком разнеслось по нашей линии, и, обгоняя князя Багратиона и друг друга, нестройною, но веселою и оживленною толпой побежали наши под гору за расстроенными французами.”

Во второй половине шенграбенского эпизода главными героями являются Тимохин и Тушин. Был момент, когда пехотные полки левого фланга, забытые проспорившими командирами, оказались застигнуты врасплох французами. Положение было отчаянное, восстановить порядок в войсках казалось невозможно. Но в этот момент случилось то, на что никто не рассчитывал. Тимохин со своей ротой, удержавшейся в порядке, атаковал французов с такой “безумной” решительностью, что французы побросали оружие и побежали.

Тимохин — один из многих участников боевых действий, и смысл его выступления в том, чтобы показать подлинный героизм простого воина, каких много в русской армии, и чьей доблестью и беззаветной преданность воинскому долгу непобедимо русское войско.

Тушин, при всей яркости своего индивидуального характера, всесторонне раскрытого в ряде эпизодов, тоже дан в “Войне и мире” как один из многих боевых офицеров русской армии. В повествовании не показана прошлая жизнь Тушина, завязка его личной судьбы — все то, что отличает данного героя от окружающих. Толстой намеренно подчеркивает в нем то, что роднит его со многими другими воинами русской армии. Тушин выступает как один из многих: мы о нем ничего не знаем за пределами его службы, и потому его имя имеет такое же обобщающее значение в романе, как и имя Тимохина. Подвигом этих рядовых русских воинов, живущих единой жизнью с людьми своего полка, своей батареи, заканчивается повествование о Шенграбенском сражении. В словах Андрея Болконского на военном совете — “успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой” — звучит голос самого Толстого.

Писатель утверждал, что подвиг русской армии есть подвиг простых людей, скромных, доблестных воинов, никому не известных, никем не замечаемых. Но что именно эти подлинные представители русской армии, боевые солдаты и офицеры, являются настоящими, действительными героями эпопеи.

Читайте также:  Сочинение Пьер и Долохов в романе Война и мир

См. также: Главные герои и темы романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Вместе с сочинением «Что восхищает Толстого в Тушине, Тимохине, Денисове?» часто ищут

Популярность темы: 9153 | Оценка: 4.1 | Закладки:

Тушин (Война и мир)

«Война и мир» – главное произведение Л. Н. Толстого. Эпопея вошла в золотой фонд русской и мировой литературы. Один из положительных второстепенных персонажей произведения «Война и мир» Тушин – офицер, штабс-капитан артиллерии. Рассматривая его характеристику, можно наблюдать, что на войне, как и в жизни, есть место честным, отважным людям, которым не чужды слова «честь», «достоинство», «сострадание».

Внешность персонажа

Тушин – небольшой, несколько сутулый человек, который командовал батареей. Толстой описывает его как худого человека, с маленькими руками, маленьким ростом. Он постоянно курит трубку, закусывая ее набок. В его фигуре было нечто особенное, что мало имело отношения к войне. В нем было что-то комическое, но при этом не отталкивающее, а наоборот – привлекательное, делающее его особенным. Его движения были неловкими, слабыми. Его возраст не описан в книге точно, но, вероятнее всего, это человек среднего возраста – не слишком молодой, но и не слишком старый. Тушин имел большие и добрые глаза, в которых выражался ум. Его голос был тонким и даже нерешительным, но очень приятным, запоминающимся. В одном из боев Тушин теряет руку.

Характер Тушина

Тушин характеризуется как умный и добрый человек. Это выражается в его поведении и в его внешности. Он относился к солдатам с сочувствием и состраданием, старался помочь им в сложных ситуациях. Это – робкий, скромный человек. Для него характерна скромность, при виде начальства он конфузится, стесняется. Тушин жалостливый, отзывчивый, чуткий. Он с уважением относится к здоровью солдат, ухаживает за ранеными, следит за их здоровьем и состоянием. Но при этом в боях Тушин проявляет себя как решительный, разумный руководитель, способный на подвиги.

Подвиг Тушина

Во время Шенграбенского сражения Тушин совершает настоящий подвиг. Батарея Тушина в романе «Война и мир» оказывается под пулями врага. Капитан проявляет смелость и решительность, принимая решение оставаться на месте и стрелять по французам, а не бежать с поля боя. Он действует не по приказу начальства, но его решение – взвешенное, смелое и героическое. Штабс-капитан поджигает деревню Шенграбен, тем самым значительно задерживая французов, так как они начинают тушить свою пожар на этой территории. Русские войска имеют возможность в это время отступить. Получается, что своим подвигом Тушин спасает множество жизней русских солдат, гибель которых была рядом.

Подвиг Тушина подкрепляется тем, что против 10 пушек французов батарея Тушина имела всего 4. По ходу сражения в батарее Тушина погибает 17 солдат и 1 офицер. Но все артиллеристы остались целы, они были оживлены и сохраняли веселое положение духа. Сам Тушин тоже не падает духом, несмотря ни на что продолжает обстрел. В то время, когда идут сражения, про батарею Тушина начальство просто напросто забыло. Приказ об отступлении последовал только тогда, когда сражение уже практически подошло к концу. В то время как Тушин выводит свою батарею, он лично помогает раненым, даже разрешает им сесть на пушки.

После того, как сражение закончилось, начальство оставляет подвиг Тушина незамеченным. Начальство и адъютанты делали ему лишь замечания, он услышал от них только упреки и указания, что делать и куда идти. Несмотря на то, что среди высокого начальства подвиг Тушина остался незамеченным Андрей Болконский вступается за него, называет его героем Шенграбенского сражения. Тем не менее, Багратион молча выслушивает Болконского и отпускает Тушина, даже не поблагодарив его.

Прототип Тушина

Толстой не придумал Тушина, у персонажа был реальный прототип: это Яков Иванович Судаков. В самом романе не указано, был ли Тушин приставлен к награде, но известно, что Судаков был награжден орденом Святого Владимира.

Героизм не проявляют только атлеты и люди с явной героической внешностью. Чаще всего бывает наоборот – пустозвоны, кричащие о своих подвигах, оказываются неспособными на поступки, а тихие и скромные люди, такие как Тушин, оказываются настоящими героями.

Образ и характеристика капитана Тимохина в романе «Война и мир» Льва Толстого с цитатами

Лев Толстой ценил героизм солдат и офицеров низшего звена, которым редко доставалась слава и награды. Люди находились в первых рядах сражения, рисковали жизнью, массово гибли, оставаясь не замеченными генералами.

Образ и характеристика Тимохина в романе «Война и мир» отображают общий портрет скромного воина, которому чужд карьеризм.

Внешний вид

Прохор Игнатьевич был опытный пожилой стрелок, несколько неуклюж в силу своего возраста и специфики военного дела. Тимохин чтил субординацию, поэтому вел себя пред генералом робко, держался как школьник перед учителем. Лицо выражало искреннее детское беспокойство по тому поводу, что сейчас обязательно за что-то отругают.

Налитые щеки Прохора краснели в минуту доклада, становились алыми. Это могло казаться признаком застенчивости, хотя на самом деле так отражалось на мужчине излишнее потребление вина. Особенно отличался ярко краснотой нос, по которому начальство узнавало капитана издалека.

Солдатская выправка украшала офицера подтянутым животом. Во рту не хватало двух зубов, которые враг выбил прикладом еще под Измаилом. Тимохин любил улыбаться, часто это делал, не стесняясь, показывал свой недостаток.

Характер

Прохор Ильич командовал стрелковой ротой. Кутузов обратил внимание на порядок в роте, отметил капитана, что тот храбрый офицер еще до начала знаменательного Шенграбенского сражения. Командующий помнил стрелка еще с 1790 года, когда штурмовали Измаил. Тимохин дрался с врагами отчаянно и смело. Как настоящий солдат готов был в любой момент отдать свою жизнь за победу в бою.

Товарищи считают Прохора добродушным, начальство его хвалит. Когда Пьер Безухов присутствовал на Бородинском поле, то считал более удобным задавать вопросы благосклонному Ильичу, чем озабоченному военными делами Болконскому.

Подвиг роты Тимохина

Отступая в 1805 году на территории Австрии, Кутузов приказал Багратиону задержать противника. Решено было дать бой под деревней Шенграбен. Левое крыло линии русских солдат оказалось самым слабым. Нападение французов получилось несколько неожиданным в силу интриг, имеющих место среди генералов.

Выстрелы раздались тогда, когда большинство солдат занимались хозяйственной работой. Образовалась паника, люди побежали в разные стороны, никто не слышал приказа. Болконский с правого крыла мог видеть, как быстро французы заполняют собой опушку леса. Создавалось впечатление, что враг без усилий захватил левое крыло.

Вдруг французы, казалось, без видимой на то причины, развернулись и побежали в свою сторону. Из леса показалась рота капитана Тимохина. Только эта горсть солдат осталась не разрозненной под контролем своего командира, порядок ряда был удержан, а пример капитана поддерживал роту.

Это был момент, спасший отход армии. Бегущие солдаты, не слыша за спиной преследовавших их выстрелов и победного крика врага, остановились, опомнились, услышали команду командиров и снова сомкнули линию обороны.

Героизм Тимохина и карьеризм Долохова

Рядом с капитаном в Шенграбенском сражении бежал разжалованный в рядовые за хулиганство Долохов. Федор первый схватил за воротник французского офицера, что давало ему право взять трофеи. В конце сражения Долохов подбежал к командиру полка, схватился за стремя его лошади, прижался всем телом и крикнул:

Бородинское сражение

Проком Ильич защищал Москву, командуя батальоном стрелков под руководством князя Болконского. Старого офицера смущали рассуждения Андрея, критиковавшего Кутузова за отступление под Смоленском, его мнения не спрашивали и он молчал, краснея и сопя.

Поле битвы Тимохин покинул с раненой ногой, поэтому самостоятельно выехать с Москвы не смог бы. Но бравого воина приняли с остальными офицерами в доме Ростовых. Утром граф Илья Андреевич приказал разгрузить с повозок имущество, чтобы вывезти на них раненных.

Тимохина погрузили на одну телегу с Андреем Болконским, спасая жизнь доблестному капитану. Лев Толстой обращает внимание потомков на то, что сражение выигрывает не генерал, а солдатская масса, которую в бой ведут маленькие по чину, никому не известные офицеры. Чтить память о защитниках Родины есть долг каждого гражданина.

Творческая история романа Л. Н. Толстого “Война и мир”

Школьное сочинение

“Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых, всех ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, в котором я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюбят жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы”, — писал Л.Н. Толстой. И он действительно создал такое великое произведение, которое и сейчас, по прошествии более ста лет со времени его написания, увлеченно читают люди всех возрастов. И плачут. И смеются. И начинают любить жизнь.

Читайте также:  Анализ произведения Уайльда Портрет Дориана Грея

Но контуры будущего шедевра определились не сразу. Толстого, как и всех передовых людей того времени, волновали важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства. Он обращался к изучению великих исторических событий начала века. В его сознании своеобразным ключом ко многим вопросам являлись Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Это была эпоха исключительной активности народных масс, подъема национального самосознания, революционных устремлений передовой дворянской интеллигенции. Толстой хотел написать такое произведение, в котором бы раскрывалось народное значение Отечественной войны 1812 года, была показана роль народных масс и отдельных людей в ходе исторических событий. Он стремился понять и запечатлеть черты национального характера великого народа, характера, с особенной силой проявившегося в один из самых острых исторических моментов.

Процесс создания романа-эпопеи “Война и мир” не был для его автора быстрым и легким. Долгое время Толстой собирал материалы, обдумывал идею, изучал и проверял исторические факты, которые должны были лечь в основу его романа. Многое вызывало сомнения, кое-что решительно отвергалось. Менялся также сам замысел произведения. Первоначально писатель задумывал роман о декабристе, возвращающемся в 1856 году из Сибири белым как лунь стариком и “примеряющем свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России”, и приложил немало усилий, провел глубокие документально-исторические изыскания в этом направлений. Потом, как писал сам Толстой о дальнейшем развитии этого замысла, он перешел к 1825 году, “эпохе заблуждений и несчастий” своего героя, и оставил начатое. Так как в 1825 году герой был уже взрослым, состоявшимся человеком, то “чтобы понять его. нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала со славной для России эпохой 1812 года. “. Толстой в очередной раз оставил написанное и “стал писать со времени 1812 года”. Но оказалось, что “между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерами и лицами великой эпохи” личность его героя отступила на второй план, а на первый план стали” с равным интересом для автора, “молодые и старые люди, мужчины и женщины того времени”. И в третий раз Толстой вернулся к мысли о том, что он не имеет права писать о торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав “наших неудач и нашего срама”. Писатель пришел к выводу, что если “причина нашего торжества” лежала в “сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений”. Поэтому от 1856 года он вернулся к 1805 году и вместо одного героя решил провести “многих. героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов”. Сохранились черновики того романа, которые практически не имеют ничего общего с окончательным текстом. Да и до появления этого окончательного варианта “Войны и мира” прошло немало времени, произошли события, повлиявшие на замысел автора.

Намерение Толстого отразить в своем произведении полувековую историю русского народа не осуществилось. Он вынужден был сжать исторические рамки романа, но по мере работы над ним глубже становилось его содержание. Все большее место в новом произведении занимал народ как носитель духовных ценностей; изображение конкретной исторической эпохи приобретало общечеловеческое значение.

Претерпевало существенные изменения и переработки и место действия. Если в одном из первых вариантов романа мы читаем: “Это было между Тильзитом и пожаром Москвы. “, то в другом попадаем на аристократический бал в Петербурге. Ставя перед собой цель создать историческое произведение, Толстой предпринимал немало попыток начать роман с широкой исторической панорамы, как, например: “Летом 1805 года дипломатические сношения России со всеми европейскими державами, за исключением Франции, особенно оживились. “

Множество идей, вариантов, черновых текстов, которые были написаны, подвергалось многочисленным переделкам, проверялось и в конечном итоге все же было отброшено. Это подтверждает свидетельства о том, какая серьезная и кропотливая работа велась автором будущего шедевра. Действительно, шедевра, так как несмотря на то что произведение Толстого неоднократно критиковалось современниками, оно является бесспорным образцом художественно точного изображения эпохи. И достигал этой точности писатель не путем беспрекословного следования работам современных ему историков, а часто даже вопреки их сведениям и трактовкам, что делает роман еще более выдающимся и неповторимым. Л.Н. Толстой лично посещал места былых сражений, общался со стариками — свидетелями тех событий, составлял планы битв и делал зарисовки. Именно в результате подобных исследований писатель пришел к убеждению, что бородинская позиция выглядела не так, как ее изображают ученые-историки. Отсюда в тексте “Войны и мира” появился даже план сражения, на котором дана расстановка сил “по Толстому”. Действительно, исследование Толстым событий 1812 года было настолько детальным, что многие специалисты не исключали возможности и целесообразности отдельной публикации результатов этих историко-философских рассуждений. Следует сказать, что “исторические рассуждения” в первоначальных вариантах романа касаются не только Бородинского сражения, но также и войны 1805 года, хотя впоследствии автор полностью исключил их из своего произведения. И причин этому было несколько. Одна из них: писатель не имел возможности лично обследовать место событий при Аустерлице. А значит, он не имел о нем “особого мнения”. То есть, при детальном описании места битвы и самого сражения ему пришлось бы следовать мнению историков, которым, как уже было отмечено, он не всегда мог доверять.

Но все-таки главное, что позволяет нам понять мотивы Толстого, то, что, создавая свой роман, он не стремился к написанию только лишь исторического документа. Да, он мечтал в рамках художественного произведения высказать некоторые личные идеи из военной и политической истории и даже хотел сформировать на их основе концепцию исторического развития. Но все же главным в его замысле и в самой этой концепции оставалось другое — писатель стремился выставить на первый план основную, по его мнению, движущую силу истории. А силой этой является русский народ, так как историю, по твердому убеждению Толстого, творит не личность — ее вершат народные массы. Вот почему так много внимания автор уделил попыткам проникнуть в самую глубь души человека. Он стремился досконально изучить простых русских людей, их образ жизни, их психологию, мотивы тех или иных поступков. Именно поэтому он вводит большое количество вымышленных персонажей, описывая при этом ярко и точно историю жизни каждого из них: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Марья Болконская, Наташа Ростова, капитан Тушин, Платон Каратаев и многие другие. Вымышленные герои — но сколько в них истинно человеческого, русского, народного! Эта народная мысль у Толстого напрямую связана с идеей бессмертия. В глазах писателя народ — это и есть само бессмертие, сама история, сама жизнь. “Что за славный народ!” — восклицает Наполеон, глядя на убитого русского гренадера. И правда: народ, а не он — Наполеон, личность — является настоящим героем. “. Я старался писать историю народа. И потому Ростопчин, говорящий: “Я сожгу Москву”, как и Наполеон: “Я накажу свои народы”, — не может никак быть великим человеком, если народ есть не толпа баранов. ” — так кратко определил главную идею своей исторической концепции Л. Н. Толстой.

Да, труд над романом был долгим, упорным (роман писался на протяжении шести лет), нелегким (текст романа переписывался семь раз), автору не раз приходилось сомневаться, исправлять, совершенно изменять написанное. Но именно поэтому произведение Толстого стало по-настоящему великим. Не случайно “Войну и мир”, с ее панорамой подлинных исторических событий, происходивших на огромной территории Центральной и Восточной Европы, называют “романом-эпопеей”. Значение этого произведения для формирования мировоззрения русских людей невозможно переоценить.

Ссылка на основную публикацию