Сентиментализм в Путешествии из Петербурга с Москву Радищева

Сентиментализм. А.Н. Радищев “Путешествие из Петербурга в Москву”

Разделы: Литература

  • выявить умение учащихся ориентироваться в литературных направлениях классицизм и сентиментализм;
  • провести сравнительный анализ жанров сентиментализма;
  • формировать умение вести аргументированную литературную дискуссию.

Тип урока: урок логического мышления.

Оформление и оснащение урока:

  • ученические столы расставлены в неровный полукруг;
  • один стол стоит отдельно для индивидуальной работы;
  • на магнитной доске – название урока;
  • интерактивная доска схема – классицизм, фото “дорога”;
  • на демонстрационном столе – предметы для ассоциативной схемы (дорога и Вешки), предметы для Воспоминания: кофейная чашка, газета.

“Путешествие из Москвы в Петербург”. Да, да, я не оговорилась. Именно так называется не книга А. Н. Радищева, а изящное эссе Александра Сергеевича Пушкина. Однажды, собираясь из Москвы в Петербург, он попросил у приятеля книгу “скучную, но любопытную”. Как вы, наверное, догадались, приятель дал ему “Путешествие” Радищева. Книга действительно, произвела на Пушкина сильное впечатление. Он ответил писателю собственным путешествием, повторившим дорогу Радищева только в обратном направлении, он посвятил Радищеву несколько статей, одну из которых закончил весной 1836 года. Эта статья так и называется “Александр Радищев”. В ней Пушкин подробно анализирует жизнь писателя и его главную книгу. И в этой статье есть один эпитет, который не только очень точно характеризует книгу Радищева, но, может быть, открывает тайну ее художественных особенностей. Как вы думаете, что это за эпитет, каким словом характеризует Пушкин “Путешествие из Петербурга в Москву”?

Я назову вам это слово в конце урока.

А теперь давайте вспомним все: традиции в литературе, литературные направления, классицизм, сентиментализм, Ломоносов, Державин, Карамзин,

Один из учащихся пересаживается за отдельный стол, ему предлагается в конце сделать выводы по поводу услышанного.

А вам я предлагаю три шага сравнения.

1. Шаг первый. Классицизм и сентиментализм.

Всякое новое направление в литературе есть отрицание предыдущего, оказавшегося в чем-то несостоятельным и исторически конечным.

К концу 18 века для многих несостоятельность классицизма была очевидна.

Как вы думаете, в чем она проявилась? Для того чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что мы знаем о классицизме:

2. Шаг второй. Сравнение “Бедной Лизы” и “Путешествия…”

А.С. Пушкин “ … нет истины, где нет любви” – о каком из этих произведений поэт сказал эти слова?

Перед вами 4 предмета. К какому из двух произведений вы бы отнесли их и почему: масляная лампа, кофейная чашка, газета, цветок.

3. Шаг третий. Сравнение текстов и глав “Путешествия…”

Самая – первая – “Выезд”

Самая – длинная – “Спасская полесть”

Самая – короткая – “Черная грязь”

Самая – поэтичская – “Тверь”

Добавьте свои определения.

Ученик делает вывод и обобщение.

Возвращение к интриге

3. Приглашение в путешествие – составление ассоциативной схемы.

Задание всем – составить рисунок (план, чертеж) – конспект диалога учителя с одним из учеников, прокомментировать его, присоединиться к одному из мнений.

Диалог учитель-ученик. Составление ассоциативной схемы “дорога”. Суть противоречия:

Радищев – гражданин или философ.
София
Спасская полесть
Едрово
Медное
Пешки

Комментирование и обсуждение схемы “Гражданин – философ”.

Вывод: Сентиментализм – смещение акцентов от государственной жизни в мир человеческой души. “К сердцу, душе человека, мимо громов, побед, государств, космоса – к великому космосу сердца”. (Б. Зайцев)

Радищев – человек своей эпохи и в тоже время из другой, потому что он хочет исправить ситуацию. Радищев дает ответ на вопросы, которые сам ставит в конце своей книги “Слово о Ломоносове”. 4 учащихся заранее готовили ответы на эти вопросы. Почему книга о злоупотреблениях верховными властями и безобразиях крепостного права заканчивается торжественным благодарственным словом о Ломоносове?

Названные учащиеся выходят в центр класса, предлагают ответы, подготовленные дома.

Слушайте внимательно, каждому из вас предстоит согласиться или опровергнуть предложенные высказывания.

Какой ответ вам кажется ближе, понятнее – присоединяйтесь к его автору.

Вывод: “Человек, рожденный с нежными чувствами, одаренный воображением, побуждаемый любочестием, исторгается из среды народныя”.

Возвращение к интриге.

Создание 4 групп: задания для работы.

1. Объективно или субъективно рассказывается история о путешествии?

Докажите, что автор активен в своих эмоциональных проявлениях – инсценирование или литературная композиция.

2. Составьте схему из предложенных понятий.

Лиза – олицетворение природы.

Эраст – носитель культуры.

Крестьянка Лиза влечет к себе горожанина Эраста.

Народ – олицетворение нравственной сущности.

Государство, правительство, правитель – форма насилия.

3. Закончите стихотворение Радищева:

Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду? –
Я тот же, что и был и буду весь мой век:
Не скот, не дерево, не раб, но человек!
Дорогу проложить, где не бывало следу,
Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах,
Чувствительным сердцам и истине я в страх
В острог Илимский еду.

4. Докажите, по принципу доказательства теоремы, что “Путешествие…” принадлежит литературе сентиментализма.

5. Раскрытие интриги.

Что обозначает слово “посредственная”?

Посредством сентиментализма выразил Радищев свою идею.

Исследовательский проект по литературе 18 в.

Черты классицизма, сентиментализма и реализма в “Путешествии из Петербурга в Москву” А.Н. Радищева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Презентация по творчеству А.Н. Радищева.123 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Исследовательский проект ученика 9 кл. Стерлина Александра. Черты классицизма, сентиментализма и реализма в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

Сопоставительная таблица. Правила «триединства» Путешествие из Петербурга в Москву. Действие на протяжении в несколько дней. «Зимою ли я ехал летом, для вас, думаю, равно». «Я вылез из кибитки и пошёл пешком». Классицизм Сентиментализм Реализм

Деление на «положительных и отрицательных героев.» Крестьянство- крепостники. Возмущение их взаимоотношений. По сословному признаку. «Нет, барин, грешно бы было так же работать. У него на пашне сто рук для одного роста, а у меня две для семи ртов; сам ты счёт знаешь. Да хотя растянись на барской работе, то спасибо не скажут». «Ты во гневе твоём,- говорил я сам себе,- устремляешься на гордого господина, изнуряющего крестьянина своего на ниве своей; а сам не то же ли или ещё хуже того делаешь?» «Одни судятся своими равными; а другие в законе мертвы».

Образ главного героя. Народ в рабстве, будущее России. «- В неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину».

Основная идея произведения. Патриотизм, высокая идейность, рыцарская совестливость. Улучшение нравов, просвещение. Система революционных взглядов : против войны, цензуры, злоупотреблений, самодержавие, крепостничество. «Я взглянул окрест меня- душа моя страданиями человечества уязвлена стала». «Разум мой вострепетал от сея мысли,и сердце далеко её от себя оттолкнуло. Я человеку нашёл утешителя в нём самом». «- А кто тебе дал власть над ним? – Закон. – Закон? И ты смеешь поносить сие священное имя? Несчастный. »

Передача внутреннего состояния человека. Бескомпромиссность Целый мир душевных движений, внимание к частной личности. Призыв к возмущению, публичному протесту, борьбе. «Жестокосердный помещик! Посмотри на детей крестьян, тебе подвластных. Они почти наги. Отчего? Не ты ли родших их в болезни и горести обложил сверх всех полевых работ оброком?» «Все вняли чувствованию души моей». «Искажённые взгляды и озирание являли нечаянное нашествие ужаса и предстоящей беды». «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». «Тилемахида», том 2, кн.18, стих 514.

Способ передачи действительности. Единство действия. Черты и детали реалистические; образы, имеющие прототипы; Общественный конфликт. «Сколь мне ни хотелось поспешить в окончании моего путешествия, но, пословице, голод- не свой брат- принудил меня зайти в избу». «Показывала она мне состав своего хлеба. Он состоял из трёх четвертей мякины и одной части несеяной муки».

Позиция автора. Горе страдания, возмущение, власть имущих, демократизм. «Сия укоризна, произнесённая не гневом или негодованием, но глубоким ощущением душевной скорби,исполнила сердце моё грустью. Я обозрел в первый раз внимательно всю утварь крестьянской избы».

Язык произведения. Метафорический язык сложный, разработанный. Публицистичность, вольный язык. «Друг мой! Т ы близ моего сердца живёшь- и имя твоё да озарит сие начало». «Посмотрел я на часы. Первого сорок минут. Я выехал в субботу. Сегодня праздник. Пашущий крестьянин принадлежит, конечно, помещику,который оброку с него не берёт».

Жанр произведения. Путешествие, в ходе которого человек духовно развивается и познаёт окружающий мир. Воспитание качеств свободной личности. Сатира и революционно пропагандистский памфлет. «Изрекши сие, обратил я взор мой на мой сан, познал обширность моей обязанности, познал, откуда проистекает моё право и власть». «О! если бы человек, входя почасту во внутренность сою, исповедал бы неукротимому судии своему, совести, свои деяния.

Вывод: Это уже новая литература, признающая первостепенное значение личности, её внутренней жизни. Это произведение ближе к реалистическому направлению.

Образ автора в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева и жанр сентиментального путешествия.

Повествование В «Путешествии» ведется от первого лица. Автор является непосредственным очевидцем и героем произведения. Таким образом повествование приобретает характер личных записок и образ автора неразрывно связан с личностью самого Радищева, сливается с ним.

Автор в произведении, как и сам Радищев, человек образованный, хорошо знакомый с политической ситуацией, любящий русский народ, страдающий за него.

Сентиментализм разрушал эстетику классицизма. Нормы, правила, образцы и авторитеты – все это были для него сковывающие путы своего рода феодального принуждения. Сентименталисты хотели говорить о жизни, о человеческой жизни и о своем отношении к ней, о человеческих чувствах и переживаниях. Сентименталистов интересует прежде всего именно индивидуальный человек. Их искусство в высшей степени человечно. Человек, со всеми его психологическими переживаниями, для них – высшая ценность. Они объявляют человека высоким существом, если он глубоко чувствует, потому что они уверены, что подлинное здоровое человеческое чувство всегда «добродетельно». Сентиментализм поднимает как свое знамя свободное человеческое чувство, признанное классицизмом незаконной «страстью», подлежащей подавлению. Свобода чувства была для Руссо основой требования свободы личности. Культ человека у него заключал в себе будущую декларацию прав человека и гражданина французской буржуазной революции.

Сентиментализм культивировал интерес к конкретным переживаниям человека. Руссо и в «Новой Элоизе», и в гениальной «Исповеди» показал всю сложность эмоциональной, психологической жизни личности. Но это вовсе не значит, что чувствительный герой сентиментальных произведений – слезлив и что сентиментализм – это плаксивость.

В высшей степени распространен был в европейской сентиментальной литературе жанр путешествия, традиция которого была открыта «Сентиментальным путешествием по Франции и Италии» Стерна. С этой традицией связано и «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. От Стерна и традиции, связанной с ним, Радищев взял ряд технических приемов связывания кусков произведения: мы встретим у него и найденную рукопись, и рассказ встреченного в путешествии человека, и экскурсы в воспоминания самого путешественника в качестве методов включения в книгу ее отдельных частей. Но механизм использован Радищевым вовсе не по-стерновски и с другими целями. Его интересует не столько психология его героя, сколько социально-политическая среда, его окружающая.

Традиции гражданской поэзии XVIII века и ода «Вольность» А.Н.Радищева.

Первым из дошедших до нас крупным датированным (и то не совсем точно) стихотворением его является ода «Вольность», написанная в 1781–1783 гг. в связи с победой американской революции и являющаяся частично как бы приветствием русского революционера своим собратьям за океаном*.

Ода «Вольность» вырастает на основе старой классической жанровой формы «философской оды», но наполненной новым содержанием. По-видимому, в области поэзии Радищев отказался от классических традиций позднее, чем в области прозы. Однако это не значит, что жанр оды «Вольность» связан только с опытом дворянской поэзии. От русских дворянских поэтов-классицистов Радищев взял лишь некоторые внешние признаки композиционного, метрического и, может быть, языкового порядка. Общий же характер оды связывает ее с той традицией французской политической декламационной поэзии, которая выросла на основе классических норм перед великой революцией и в начале ее.

Ода «Вольность» не является отказом Радищева от революционных позиций даже в области стиля и жанра, но она показывает, что еще в начале 80-х годов Радищев как поэт ориентировался скорее на французскую традицию, передовую по существу, но не отказывавшуюся от использования в своих целях поэтических форм старого искусства, чем на предромантическую поэзию германских народов. Потом учителями Радищева-поэта стали немцы.

Особую роль в русском литературном процессе XVIII века играет творчество А.Н. Радищева (1749–1802), обозначившего переходный этап развития русской литературы от классицизма к просветительскому реализму.

Творчество А.Н. Радищева связано с традициями не только русской, но и европейской литературы Просвещения, идеалы которой были ему близки, в первую очередь, своим гуманистическим пафосом. В центре внимания автора знаменитых «Путешествий из Петербурга в Москву» находился человек, его социальные отношения, его внутренний мир, творчество и нравственность. Писателя очень волновал вопрос о «частной вольности», о личной свободе, который с конца 1776 года приобрел в крепостнической Рос-сии острое политическое содержание. Все это нашло непосредственный отклик в произведениях Радищева начала 1780-х годов, где тема «вольности» становится одной из главных.

К 1781 — 1783 годам относится создание оды «Вольность», включенной затем в текст «Путешествия из Петербурга в Москву». Создавая оду «Вольность», Радищев обратился к традиционному жанру поэзии классицизма — оде. «Предмет» радищевской оды необычен: восхваляется не государь, не выдающийся политический деятель, не полководец:

О дар небес благословенный Источниквсехвеликих дел,

О вольность, вольность, дар бесценный,

Позволь, чтоб раб тебя воспел.

Тематика, система образов, стиль оды «Вольность» — все это неразрывно связано с традициями русской гражданской поэзии XVIII века. Автор оды использовал традиции переложения псалмов и придал библейскому тексту смелый тираноборческий смысл. Знаменитое державинское стихотворение — переплетение 81-го псалма «Властителям и судиям» (1780) явилось ближайшим предшественником «Вольности».

Радищевская ода знаменовала новый этап в истории русской общественно-политической мысли и литературы. Впервые в художественном произведении с такой последовательностью и полнотой была обоснована идея правомерности народной революции.

В оде Радищева обнаруживаются определенные исторические закономерности, помогающие оценить конкретную ситуацию в крепостнической России конца XVIII века.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 880 ;

Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева

«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева (1749 – 1801) завершает традицию просветительского реализма в русской литературе XVIII в. и в то же время порывает с ней. Сохраняя чисто просветительскую веру в возможность прозрения человека (не только дворянина, но и крестьянина), Радищев не разделяет главный тезис просветителей о возможном преобразовании «неразумного» самодержавно-крепостнического государства с помощью воспитания, постепенного улучшения нравов, морального совершенствования. Радищев впервые в истории общественной мысли России выдвигает идею народной революции как радикального средства для лечения застарелых социально-политических недугов. В этом отношении он оказывается полной противоположностью и писателям-просветителям XVIII в., и будущим дворянским революционерам-декабристам, и близкому к ним Пушкину. В то же время Радищев – прямой предшественник революционно-демократического направления 2-ой пол. XIX в., в первую очередь – Н.Г. Чернышевского.

Большинство отпечатанных экземпляров книги Радищева в 1790 г. были арестованы и изъяты из обращения; вторую жизнь «Путешествию» дал А.Н. Герцен, издавший его в 1858 г. в Лондоне. Непосредственного влияния на русскую литературу XVIII-XIX вв. книга не оказала. Эта «серьезная, печальная, исполненная скорби книга» (Герцен) была написана человеком, который оказался не в состоянии мириться с окружающим его злом. «Я взглянул окрест, – пишет Радищев, – и душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры во внутренность мою – и узрел, что бедствия человека происходят только от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы».

Как просветитель, Радищев ставит перед собой ясную задачу: научить читателя прямо взирать на вещи, познать истину, снять с глаз «бельмо», подобно тому, как сняла с глаз автора бельмо некая странница.

Читатель должен осознать действительные причины зла, а также заразиться авторским, радищевским, отношением к окружающему злу – самодержавно-крепостническому строю в целом. «Путешествие» Радищева отличается своеобразным сплавом чисто просветительских и сентименталистских тенденций. По жанру книга примыкает к путевым запискам, самому распространенному жанру в литературе сентиментализма. Автор не только рисует то горестные, то наполненные сатирическим пафосом картины русской общественной жизни – он негодует, скорбит, возмущается: «Звери алчные, пиявицы ненасытные! Что мы крестьянину оставляем? Воздух, один только воздух!» Эмоциональный пафос подкреплен строгой логикой композиции – Радищев делает все, чтобы воздействовать и на ум, и на чувства читателя. Все главы книги, помимо последующей («Слово о Ломоносове») носят название станций от Петербурга до Москвы; автор словно берет читателя за руку и проезжает с ним весь маршрут; и этот путь, с точки зрения Радищева, должен стать для читателя путем в поисках и обретении истины. Читатель разделяет иллюзию о просвещенной монархии как идеальном государственном устройстве – Радищев вводит в рассказ аллегорический сон, в котором самодержавие представлено в виде «чудища»; читатель имеет слабое представление о русском крепостничестве – Радищев рисует картины продажи крестьян с аукциона (глава «Медное») и ужаса рекрутчины (глава Тородня»). Наконец, сатирически изобразив дворян-помещиков, Радищев вводит в главу «Зайцево» изображение сцен крестьянского восстания – для того, чтобы читатель мог вслед за автором воскликнуть: «О! Если бы рабы, тяжкими узами отягченные, тряся в отчаянии своем, разбили железом, вольности их препятствующими, главы наши, главы бесчеловечных своих господ и кровию нашей обагрили нивы свои! . Не мечта сие, но взор проницает густую завесу времен, от очей наших будущее скрывающую; я зрю сквозь целое столетие».

Пушкин в своей статье «Александр Радищев» назвал «Путешествие . » «сатирическим воззванием к возмущению». Он полагал, что в конце своей жизни, возвратившись из ссылки в 1797 г., Радищев не смог бы «без омерзения глубокого слышать некогда любимые свои мысли, проповедованные с высоты гильотины, при гнусных рукоплесканиях черни . Могли чувствительный и пылкий Радищев не содрогнуться при виде того, что происходило во Франции во время Ужаса?» (курсив Пушкина).

Пушкинская оценка творчества и самой личности Радищева очень примечательна. Он выговаривает А. Бестужеву (будущему декабристу, критику) за то, что тот в своем образе российской словесности XVIII в. забыл о Радищеве, но он же называет «Путешествие» «весьма посредственную книгою», полной «напыщенных выражений» и «пошлого и преступного пустословия». (Слог «Путешествия» у Радищева действительно архаичен даже для прозы конца XVIII в. язык Радищева сильно проигрывает на фоне ясного, конкретного, лишенного церковно славянизмов языка Фонвизина и Крылова). Однако, называя Радищева преступником, Пушкин восхищается его благородством – «духом необыкновенным и рыцарской совестливостью».

Резко отзываясь о прозе Радищева, Пушкин дает высокую оценку его поэзии, особенно стихотворению «Осьмнадцатое столетие», написанному в последний год жизни Радищева; оно содержит яркий портрет целой эпохи, уходящей в прошлое – «столетье безумно и мудро». Не проза, не знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву», а поэтическое наследие Радищева оказало большое воздействие на дальнейшее развитие русской литературы. В своей оде «Вольность», которая тоже содержит прямой призыв к революционному «возмущению», Радищев создал язык гражданской поэзии, который станет достоянием декабристов и раннего Пушкина. Когда Пушкин в черновике своего «Памятника» скажет: «Вослед Радищеву восславлял я свободу», он будет иметь в виду знаменитую оду Радищева «Вольность», широко распространяющуюся в списках в начале XIX в., и свою собственную оду под тем же названием.

Литература сентиментализма – Н.М. Карамзин

Во 2-ой половине XVIII в. в европейской литературе утверждается новое литературное направление – сентиментализм. Его появление было вызвано кризисом просветительского рационализма. Сентиментализм возник как художественная критика абсолютизации разумного начала в человеке, в природе, в мире. «Человек велик своим чувством», – провозгласил Ж.Ж. Руссо, и эти слова стали настоящим девизом писателей сентиментального направления. Открытие богатого внутреннего мира частного человека, вне зависимости от его сословной принадлежности, явилось одним из главных завоеваний сентименталистской литературы. Сентиментализм не следует путать с сентиментальностью. Что понимали под словом «чувство» писатели нового направления? Прежде всего – «естественные чувства», т.е. чувства человека, не испорченного цивилизацией – чувства, которые соответствуют «естественной природе» человека. Здесь обнаруживается органическая связь сентиментализма с комплексом просветительских идей. Сентименталисты разделяли нормативный идеал человеческой личности, провозглашенный Просвещением. Но если у просветителей главным критерием идеальной личности являлся разум, то у сентименталистов – чувство, естественная природа. Поэтому в методе создания человеческого характера, в мотивировках сюжета сентиментализм близок просветительскому реализму. Писатель исходит, с одной стороны, из реальных закономерностей социальной среды, а с другой стороны – утверждает определяющую роль идеального начала (будь это разум или естественная природа).

Русский сентиментализм является частью общеевропейского литературного процесса и в то же время – закономерным продолжением национальных традиций, сложившихся еще в эпоху классицизма. Хронологические рамки русского сентиментализма охватывают приблизительно период с 1760 по 1810 гг.; на 1780 – 1790 гг. падает время его расцвета, связанного прежде всего с именами поэта И.И. Дмитриева и Н.М. Карамзина (1766 – 1826). Однако первые следы нового литературно-художественного течения можно заменить еще в любовной лирике А.П. Сумарокова, затем – в творчестве поэтов кружка М.М. Хераскова середины 1770-х гг. Русский сентиментализм формируется в недрах классицистской эстетики, он более дидактичен и даже рационалистичен, чем сентиментализм, связан с моралью и идеологией литературы «воспитания».

Признанным главой русского сентиментализма, его теоретиком и практиком являлся Н.М. Карамзин. На рубеже XVIII-XIX вв. он становится ведущей фигурой в историко-литературном процессе России. В его творчестве представлены практически все излюбленные жанры сентиментализма – в поэзии это дружеское послание, элегия, романс, любовная песня; в прозе – повесть, дневник, путевая литература. На страницах «Московского журнала», созданного Н.М. Карамзиным, в 1780 – 1790 гг. появляются его публицистические и литературно-критические статьи с обоснованием эстетики сентиментализма. Поэзия Карамзина – не слишком яркое явление в литературе XVIII в., но в ней намечается резкий отход автора от одической и сатирической поэзии с ее гражданским пафосом в мир интимных переживаний частного человека – и этим самым он прокладывает дорогу «легкой поэзии» 1810 – 1820 гг., в которой принципиальный отказ от гражданских тем будет носить явный отпечаток политической оппозиционности. Но первостепенное значение для русской литературы XVIII-XIX вв. имеет, конечно, проза Карамзина. В 1791 – 1792 гг. на страницах «Московского журнала» публикуются «Письма русского путешественника», типичные для сентиментальной литературы жанр путевых записок. В «Письмах» Карамзин дает в целом объективный портрет жизни Западной Европы времен Великой Французской революции; при этом Карамзин не просто рассказывает об увиденном, но и передает те чувства, которые он испытывает при путешествии, постоянно анализирует свои переживания.

Повесть – ведущий жанр литературы сентиментализма. Карамзин дал классический образец «чувствительной повести», создав «Бедную Лизу». Знаменитая фраза – «И крестьянки любить умеют» – определяет основную идею повести. Главная героиня выступает как воплощение сентиментального представления о «естественном человеке». Сюжет традиционен для литературы сентиментализма: трагическая судьба соблазненной дворянином молодой девушки из крестьянской среды. Читателей поразила новизна писателя в изображении внутреннего мира героев – выразительность жеста, лирический пейзаж, недоговоренность фразы.

Другая повесть Карамзина – «Наталья, боярская дочь» – была первой попыткой создать историческую повесть довольно условным (бытовые детали эпохи, слегка архаизированная лексика). Характеры, мироощущение, чувства, поступки и речи героев повести, Натальи и Алексея, свойственны скорее влюбленным XVIII в., чем молодым людям допетровской Руси. Но сам принцип изображения исторического прошлого через частную жизнь человека явился новым словом в русской литературе XVIII в.

Совершенно особое место в прозе Карамзина занимает рассказ-миниатюра «Остров Борнгольм» и повесть «Сиерра-Морена». В них явственно отразился тот кризис, который пережил Карамзин (а вместе с ним многие его современники) после якобинского террора во Франции, когда все просветительские надежды на мирное преобразование общества оказались разбитыми вдребезги. «Столетье безумно и мудро» обнажило катастрофичность самого человеческого бытия, разум оказался бессилен перед лицом иррационального к этому времени зарождается у Карамзина его замысел «Истории государства Российского» – для того, чтобы в истории родной страны обрести опору, найти ответы на больные и тревожные вопросы современности.

В маленьком рассказе (или новелле) «Остров Борнгольм» таких ответов нет. Но в нем есть ощущение резкого и непоправимого разрыва между идеалом и действительностью. Это уже черта не сентименталистского, а нового – романтического – мироощущения. В рассказе проступает черты предромантизма. Лиричный северный пейзаж, суровая обстановка готического замка, атмосфера недосказанности, намек на преступную кровосмесительную страсть – все это делает рассказ Карамзина настоящим шедевром русской предромантической прозы.

Творчество Карамзина-прозаика подготавливало реформу русского литературного языка, глашатаем которой он станет в начале XIV в., объединив вокруг себя молодых писателей нового поколения.

Лекция № 3 (2 часа)

Тема: Русская литература XIX в.

План

1. Художественное своеобразие русского романтизма.

2. Романтизм в поэзии В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова. Творчество А.С. Грибоедова. Творчество А.С. Пушкина.

3. Романтизм и реализм в творчестве поэта. Новаторство прозы А.С. Пушкина. Роман в стихах “Евгений Онегин” и становление русского реализма.

4. Творчество М.Ю. Лермонтова. Идейные и художественные особенности его лирики. Психологизм в поэзии, драматургии, прозе.

5. Творчество Н.В. Гоголя и проблема народности. Особенности реализма. Гротеск в гоголевской поэтике. Формирование национальной реалистической комедии.

Литература

1. История отечественной литературы : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [Т. А. Алпатова, А. П. Ауэр, И. А. Беляева и др.] ; под ред. С. А. Джанумова. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 336 с. – (Сер. Бакалавриат).

2. Якушин Н.И. «История русской литературы XI-XIX веков». – Издательство: “Русское слово”, 2013 г.

Русская литература XIX в. в целом сохраняет и развивает высокий учительский, гражданский, гуманистический пафос, восходящий не только к просветительской идеологии XVIII в., но и к традициям древнерусской словесности, где книги всегда были окружены ореолом святости.

Периодизация русской литературы XIX в. в современной литературной критике, как уже отмечалось раньше, исходит из представления об автономной независимости литературы как формы художественного освоения действительности. Не отрицая в целом связи русской литературы XIX в. с революционно-освободительным движением, критики рассматривают в первую очередь движение самой литературы, и из литературы естественно вырастает общее представление о ее историческом контексте. С этой точки зрения русская литература XIX в. делится на два больших периода, хронологически они охватывают приблизительно 1800 – 1849 гг. и 1850 – 1890 гг. Эти хронологические рамки довольно условны, но они опираются на доминантную черту в развитии русской литературы. Такой доминантой в литературном процессе России XIX в. является движение от романтизма к реализму. К 1845 – 1849 гг. в творчестве писателей «натуральной школы» реализм побеждает окончательно, и на протяжении 2-ой половины XIX в. в русской литературе наблюдается безраздельное господство этого стилистического направления. Кризис реализма в середине 1890-х гг. и возникновение модернистских течений определяет собой качественно новый период в истории русской литературы в целом.

Александр Радищев. “Путешествие из Петербурга в Москву”

Ну вот, уважаемые читатели, вместе с Николаем Михайловичем Карамзиным мы объехали пол-Европы и теперь по трапу корабля сходим на берег в Кронштадте и, как и он, готовы воскликнуть: «Берег! Отечество! Благословляю вас! Я в России и через несколько дней буду с вами, друзья мои. Всех останавливаю, спрашиваю, единственно для того, чтобы говорить по-русски и слышать русских людей». А не отправиться ли нам снова в путешествие, но уже не за границу, а по России, скажем, из Петербурга в Москву?

Представляю, как вы сейчас поморщились: «Это что, Радищев?!» Да, уважаемые читатели, в четырнадцать лет я тоже засыпала с этой книгой в руках, которую безуспешно, как прилежная ученица, пыталась прочесть, потому что её «задали на лето». Студенткой филологического факультета я относилась к Александру Николаевичу Радищеву как к безумцу, который знает, что перед ним бездна, и всё равно делает шаг вперёд! Это ж надо додуматься: в сумеречном 1788 году книгу, которую цензура сначала разрешила, потом запретила, напечатать в домашней типографии, потратить собственные средства лишь для того, чтоб её открыл единственный читатель, которому она была адресована, – Екатерина Алексеевна Романова, императрица российская. Результат известен: Петропавловская крепость! Ещё хорошо, что смертную казнь милостиво заменили острогом в Сибири. Так ради чего это всё?

Ради чего это всё? Такой вопрос у меня возник и потом, когда я книгу прочитала. И я счастлива, что наступило это «потом». Ради чего? Его фамилия – Радищев – уходит своими корнями в церковно-славянский язык. «Радеть» – значит не просто стараться, а страстно болеть за дело. Позже таких людей, как Александр Николаевич Радищев, будут называть пассионариями (от латинского passio – страсть).

Что же случилось в восьмидесятые годы восемнадцатого столетья в России, что эпохе потребовались пассионарии, и таким стал первый русский диссидент Александр Николаевич Радищев? Родовитый, но небогатый дворянин, патологически честный чиновник, не берущий взяток, активно выступающий против всякой несправедливости. В конце восемнадцатого века в Россию из Европы на смену чопорному, мраморному классицизму пришёл сентиментализм. Вроде бы явление чисто культурологическое: в литературе и искусстве одно художественное направление сменило другое. Но это, представьте себе, имело огромное значение для сегодняшней нашей жизни. Не было бы таких понятий, как толерантность, гражданское общество, гуманизм, если бы в конце восемнадцатого века впервые не было заявлено, что человек ценен и интересен не своим положением в обществе, подвигами и преданностью долгу и господину, а чувствами. Это была эпоха, когда слезами умиленья не стеснялись плакать даже мужчины. Ещё не пришло время сказать, что все люди равны в своих правах, а вот о том, что они равны в чувствах, уже было сказано в полный голос. Как тут снова не вспомнить Николая Михайловича Карамзина! Он один из первых провозгласил, что «и крестьянки любить умеют».

Радищев пошёл дальше – он напомнил своим соотечественникам, на какой земле они живут, кто эту землю обрабатывает, кому они обязаны своим благосостоянием. А, значит, жалость и сочувствие – это меньшее, чего они достойны. Его путешественник в тряской карете едет из Петербурга в Москву, от деревни к деревне. Их названия и сегодня можно отыскать на этом маршруте: София, Тосна, Любань, Спасская Полесть, Чудово, Подберезье…

В каждом населённом пункте путешественник наблюдает зверские обычаи крепостнической России: насилие, попрание закона, противоестественное владение одного человека многими. «Порабощение есть преступление» – считает Радищев. «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй!» Этим эпиграфом из «Тилемахиды» Тредиаковского начинает он своё повествование. Реальная действительность, описанная Радищевым, заполнена такими чудовищами. Радищев начисто лишает читателя надежд на гуманную власть, на торжество закона, на малейшую возможность добиться справедливости в государстве, где узаконено рабство. И не важно, какое это рабство – физическое или духовное. «Звери алчные, пиявицы ненасытные» – это Радищев о хозяевах жизни. Он открыто заявляет о моральном превосходстве народа, о красоте и порядочности крестьянок.

Была ли у Радищева надежда увидеть своё произведение напечатанным, легально изданным? На первом этапе его раздражение «просвещённой монархией» было столь велико, что он, забыв о неминуемых последствиях, с маниакальным упорством жаждал прочтения своей повести императрицей.

Первым, кто попытался напечатать «Путешествие…» в своём журнале, был Пушкин. Радищева к тому времени уже не было в живых. Со стороны Пушкина это был поступок. Поэт восхищался Радищевым-гражданином, но писателем считал его плохим, а «Путешествие» «весьма посредственным произведением». Но ведь и Пушкина кое-кто гениальным поэтом вовсе не считал. Например, Лев Николаевич Толстой (не меньший авторитет в нашей литературе) вполне аргументировано утверждал, что «Евгений Онегин» – слабое в художественном отношении произведение. Так что мы можем согласиться с Пушкиным, а можем и нет! Но для этого повесть Александра Николаевича Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» необходимо для начала прочитать.

Изменилась ли Россия за двести пятьдесят лет? Перечитайте главы «Чудово», «Спасская Полесть», перескажите ситуации, описанные в них, современным языком и попробуйте ответить на этот вопрос.

Ольга Кузьмина. 18 февраля 2019 года

Путешествие из Петербурга в Москву

Радищев, испытавший сильное влияние философии Просвещения, сделал из нее крайние и бескомпромиссные выводы. В его время почти все образованные люди читали произведения французских философов. Почему же именно Радищев отважился отрицать самодержавие и защищать свободу человека?

Очевидно, именно потому, что писатель обладал особенно ранимой, особенно возбудимой совестью. Его нравственные идеалы и культура чувств были столь высоки, что он воспринимал насилие, нарушение свободы как личную свою беду и переживал как незаслуженно нанесенную ему личную обиду, испытывая нестерпимо острую боль.

В этом духе он и начинает главное свое сочинение — «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), подчеркивая, насколько лично, как человек, потрясен увиденным вокруг: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры во внутренность мою и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы. Я ощутил в себе довольно сил, чтобы противиться заблуждению; и — веселие неизреченное! Я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благоденствии себе подобных» .

Это стремление к сочувствию, состраданию сделало Радищева философом, гражданином и писателем. Оно определило и жанр сочинения — «путешествие», широко распространенный в сентиментализме. «Путешественник» может естественно обозреть все места, которые встречаются ему на пути, и от первого лица эмоционально приподнято рассказать о том, что он увидел и что поразило его воображение. Однако чувствительность Радищева по сравнению с сентименталистами и их вождем Карамзиным носила резко радикальный и социально конкретный характер.

Все главы книги — от «Софии» до «Спасской полести» — пронизаны одной идеей: в России закон спит и царит беззаконие. Это беззаконие противоречит всем «естественным законам», от природы данным человеку. Закон в стране не соблюдает никто — ни ямщики и мелкие чиновники, ни наместники и сановники. У русского человека нет «личной сохранности», «личной вольности», «собственности». Может быть, иначе обстояло бы дело при просвещенном государе? В главе «Спасская полесть» нарисована картина (вторая часть «сна»), в которой беззаконие не исчезает. Но, может быть, помогут частные меры и реформы или стихийные бунты крестьян? Радищев и на этот вопрос отвечает отрицательно. Он приходит к выводу, что все дело в монархии, в самом принципе единодержавного правления, а избавление от самодержавия относит к отдаленному будущему.

Пока существует самодержавие, всегда есть угроза, что оно непременно станет деспотией или тиранией. Екатерина II мыслила себя просвещенной императрицей, но каково при ней живется крепостному крестьянству и другому простому люду («Любани»)? Под «страданиями человечества» Радищев понимал участь крепостного крестьянства. Он был убежденным противником «рабства в России». Многие главы «Путешествия. » («Хотилов», «Зайцево», «Едрово», «Любани») проникнуты, с одной стороны, сочувствием к крестьянам, с другой — беспощадной критикой екатерининского царствования, в котором «две трети граждан лишены гражданского звания и частию в законе мертвы», одна треть представляет собой «зверей алчных, пиявиц ненасытных». Ужасающие и вопиющие картины произвола и беззакония, нарисованные Радищевым, должны были воздействовать на «естественные» чувства дворян и пробудить в них сострадание к обездоленным. Радищев надеялся, что социальный инстинкт внушит дворянам мысль о неизбежном возмездии со стороны народа. Поэтому писатель призывал дворян отказаться от сословных привилегий, употребить все свое влияние на восстановление «природного всех равенства». Именно этими качествами — повышенной эмоциональностью в обрисовке русской жизни и горячим желанием ее изменить — объясняется высокий дидактико-патетический стиль, свойственный « Путешествию. ».

Объявление о продаже крепостных в газете «Московские ведомости». 1797 г.

Дворяне игнорировали «уроки» Пугачева и Радищева. Им были непонятны мысли писателя-философа, побуждавшие к интеллектуальному напряжению. Радищев не изменил своим убеждениям, и его писательское перо все более крепло. Один из его лирических шедевров «Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду. » (1791), согретый глубоким личным чувством, лишен и учительной интонации, и проповеднического тона, и архаической лексики.

Не менее глубокой была элегия «Осьмнадцатое столетие» (1801—1802), в которой Радищев подводил трагический итог прошедшему блестящему веку Просвещения, сыном которого он был. Пушкин назвал эту элегию лучшим поэтическим произведением Радищева и восхищался «стихами, столь замечательными под его пером». «Вослед Радищеву» он славил свободу в оде «Вольность», поспорил с ним в «Путешествии из Москвы в Петербург». Мысли Радищева волновали Пушкина в течение его жизни, и это лучшее доказательство того, что критический писательский пафос писателя-сентименталиста 1 с течением времени не угас. Слово Радищева о свободе и «естественных правах» человека, о сочувствии ближним и соучастии к людям никогда не умрет, потому что оно входит в состав непреходящих нравственных ценностей всего человечества.

Вопросы и задания

  1. Где учился А. Н. Радищев? Какими науками и чьими сочинениями увлекался он в Лейпциге?
  2. За что писатель был сослан в Илимский острог? Где служил писатель до и после ссылки? В чем состояла его неуступчивость в Комиссии составления законов?
  3. В какой оде Радищева прозвучала идея возмездия тиранам?
  4. Какими словами писатель выразил удивление и потрясение человека и гражданина увиденным во время путешествия («Путешествие из Петербурга в Москву»)?
  5. Какими произведениями Радищева восхищался Пушкин и что ценил в них?
  6. Познакомьтесь с текстом «Путешествия из Петербурга в Москву», проанализируйте одну из глав (на выбор) или подготовьте к инсценированному чтению один из диалогов.
  7. Что в диалоге с крестьянином («Любани») поразило автора «Путешествия. » и какие мысли вызвало впоследствии? О чем говорят слова крестьянина: «Видишь ли, одна лошадь отдыхает, а как эта устанет, возьмусь за другую. »?
  8. Литературовед В. А. Западов пишет: «Все главы от «Софии» до «Спасской полести» объединяет сквозная тема закона и всеобщего беззакония. Беззаконие царит на всех ступенях общества; вопреки законам поступают все — от ямщика и мелкого чиновника до наместника и ближайших помощников государя». Найдите примеры этому в «Путешествии. ».
  9. Какие произведения XVIII века Вы назвали бы великими и таланту какого писателя этого века можно «дивиться»?

1 Писатель-сентименталист главнейшей особенностью «человеческой природы» объявляет чувство. Определение сентиментализма см. во второй части учебника в «Кратком словаре литературоведческих терминов».

Читайте также:  Образ и характеристика Спицына в повести Дубровский Пушкина
Ссылка на основную публикацию