Сочинение Смысл названия произведения Матренин двор Солженицына
Александр Исаевич Солженицын в своём рассказе “Матрёнин двор” затрагивает проблемы наличия нравственности и духовности, как у каждого человека, так и у всего народа в целом. Автор обращает внимание читателя на важность сохранения всех добродетелей души в тяжелое время.
Но вот возникает вопрос: почему же А. И. Солженицын выбрал для своего произведения именно такое название? В чем состоит его смысл? Попробуем в этом разобраться.
Дело в том, что задача любого автора состоит в том, чтобы раскрыть основную суть произведения в названии, привлечь внимание читателя. “Матрёнин двор” – название, выбранное не случайно. После его прочтения в голове сразу возникает образ маленького сельского домика, где всё сделано своими руками, на совесть. Такая ассоциация вызывает в сердце спокойствие и тихую радость. Но, к сожалению, таких “дворов” становится всё меньше. Не ценится больше искренняя доброта и желание помогать людям. Все начинают думать только о себе и из-за этого рушиться общество.
Главная героиня рассказа – Матрёна Васильевна, сильно отличается от всех остальных жителей села. Она чуть ли не единственная, кто сумел сохранить в своём сердце лучшие качества: доброту и любовь к окружающим. Несмотря на все беды, которые случились с ней за всю жизнь, женщина продолжает ставить интересы других выше собственных, оказывать помощь всем, кто в ней нуждается. Образ Матрёны – это образ особо доброго человека, который делает добро вопреки всему, образ праведницы.
А. И. Солженицын хотел доказать читателям то, что не может существовать ни село, ни город, если в нём не будет людей, как Матрёна Васильевна. Пока живут такие праведники, как она, ещё можно надеяться на то, что общество избавится от губительных качеств и начнет по-настоящему ценить истинные добродетели. Вот почему название рассказа именно “Матрёнин двор” – символ тихого места, в котором, не смотря ни на что, сохранилось добро, теплота и любовь к людям.
Таким образом, можно сказать, что смысл названия рассказа “Матрёнин двор” Ф. И. Солженицына заключается в том, чтобы донести до читателя важность тихой, спокойной жизни и сохранения таких качеств, как добро, милосердие и любовь.
2 вариант
Изначально рассказ «Матренин двор» назывался «Не стоит село без праведников». Кто такие праведники? Это люди, живущие согласно религиозным правилам и нравственным устоям. Так вот, суть этого названия заключалась в том, что села России держатся на тех, кто живет по этим правилам и чтит такие общечеловеческие ценности как труд, сострадание, добро и взаимопомощь. Название было изменено с целью придания повествованию более частного характера. Название «Матренин двор» связано с именем ключевой героини Матрены Васильевны. Таким образом, автором были четко указаны границы нравственности, которые теперь не выходили за пределы Матрениного двора. Ценности и устои остальных жителей села порой сильно отличались от мировоззрения Матрены. Автор намеренно «оградил» жизнь Матрёны, ведь на ее примере он показал поразительный мир русской женщины.
Матренин двор – один из центральных образов в рассказе, он воплощает безмятежность и тишину. Двор был описан автором очень подробно, со всеми деталями, из которых было ясно, что в доме у Матрены довольно неопрятно. Автор подчеркивает, что в случае разрушения дома его хозяйку тоже ждет неминуемая гибель, ведь дом и человек неразрывно связаны.
Человек, от имени которого ведется рассказ вернулся на родину после пребывания в пустыне. Ему хотелось найти свое место где – то в самой глубинке, где свежо и прохладно. И именно таким местом стал для него Матренин двор. Хитросплетения судьбы привели его к Матрене, которая жила в нищете, ведь пенсию ей не выплачивали, а работа в колхозе прибыли не приносила. Пожилая и измотанная женщина – такой она предстала перед глазами путника.
Но несмотря не на что, Матрена в силу своей доброты была в любой момент готова бросить свои личные дела ради колхозных или ради того, чтобы помочь кому – ли в трудный момент. Предчувствуя скорую кончину она распорядилась чтобы приемная дочь Кира унаследовала ее горницу. Но родственникам было невтерпеж разделить наследство, они разобрали горницу, чтобы по бревнышкам перевезти ее к Кире. Желая помочь Матрена собственными руками помогала им разрушать свою избу, которая хоть и была ей дорога, но не настолько насколько были дороги Кира и Фаддей. Матрена всегда опасалась железной дороги, но ради них решилась к ней подойти, но на ее беду салазки с бревнами застряли и Матрена погибла под поездом. Можно сказать, что она была убита человеческим равнодушием и жадностью. Матрена стала жертвой своей доброты и бескорыстия, которые никто так и не оценил по достоинству.
Также читают:
Картинка к сочинению Смысл названия произведения Матренин двор
Популярные сегодня темы
Повесть Н.В.Гоголя «Невский проспект» начинается с описания этой улицы в разное время суток. Автор придаёт ей большое значение. И правда, она является жилой города на Неве.
В произведении «Чиполлино» автор изобразил общественные проблемы, также и социальные. В этой сказки все персонажи изображены в образе овощей и фруктов.
Действие в рассказе происходит в небольшой деревне, которая расположилась между озер и косогором. На косогоре поселилась новая жительница куница Белогрудка.
Отзывчивость – это одна из самых важных и нужных черт характера человека. Ведь как мы все знаем, если мы будем делать добро другим, оно обязательно вернется и к нам. Всю суть этого понятие можно определить, как помощь нуждающимся.
Александр Сергеевич Пушкин по праву может считаться творцом национального литературного языка. Завершив процесс его развития, он совершил открытие поистине мирового масштаба: книжная речь стала гораздо ближе
Смысл рассказа «Матренин двор»
«Матренин двор» — это второй рассказ Александра Солженицына. Он появился в 1959 году и был опубликован в журнале «Новый мир». Изначально произведение имело название «Не стоит село без праведника». Однако во избежании проблем с цензурой оно было изменено на более приемлемое. Это произведение положило начало теме деревенской прозы, которое затем широко использовалось в советской литературе. Печать этого рассказа сильно затянулась, потому что многие писатели, которые прочли этот рассказ, уверяли Солженицына, что не стоит этого делать. Однако после успеха «Одного дня Ивана Денисовича» писатель твердо решил, что произведение увидит свет. Рассказ вызвал волну оживленных споров. Они улеглись лишь к 1989 году, и работа была напечатана в журнале «Огонек». Но Солженицын не давал своего согласия на это действие, потому посчитал публикацию нечестной.
Смысл названия рассказа «Матренин двор»
Осталось ли хоть немного духовности и нравственности в людях? Это главный вопрос, который задает Солженицын своим читателям. Действие рассказа происходит в 1956 году. Всего несколько лет назад закончилась война, страна еще не отошла от ужаса и потрясений.
Когда мы видим название, в голове сразу возникает образ маленького сельского домика, а Матрена представляется нам добродушной старушкой, которая готова рассказать сказку и накормить своих внуков пирогами. Если вспомнить историю, то все больше людей переезжало в города, а таких милых старушек становилось все меньше. Люди замыкались, попросту начинали думать только о себе. А такие качества, как любовь к окружающим, готовность помочь по первому зову и открытость души становятся практически смешными. Да и в селах начинало происходить то же самое. Главная героиня, несмотря на окружающие перемены, не боится оставаться доброй и искренней. Именно поэтому Солженицын называет ее праведником, говорит, что на плечах таких людей и держится вся страна. Пока живы такие образцы для подражания, общество еще может «излечиться» от эгоизма.
Смысл произведения «Матренин двор»
Солженицын рассказывает нам, как, вернувшись из ссылки, устраивается на работу учителем. Жить ему приходится в доме у милой старушки Матрены Васильевны. Он много узнает об этой женщине. Это завязка, в которой нас просто вводят в курс дела. Постепенно герой начинает общаться с ней и узнает о нелегкой судьбе Матрены. Еще в Первую мировую войну на фронт ушел ее жених Фаддей. На фронте он пропал, но девушка все ждала его. Когда надежды ни у семьи парня, ни у самой невесты не осталось, было решено женить ее на младшем брате жениха Ефиме. Он любил ее, никогда не бил, но вот сама Матрена относилась к нему скорее по-дружески. Но через несколько лет возвращается Фаддей, который был готов зарубить топором и брата, и бывшую невесту. С горя он решает жениться на другой, которую тоже зовут Матрена.
Она родила ему шестерых детей. А вот у нашей героини все дети умерли. Она взяла на воспитание Киру, дочь Матрены. А в это время Ефим ушел на войну и там пропал, да так и не вернулся. И тогда герой понимает — на таких людях и держатся все села и города. Матрена никогда не жила для себя. Она помогала соседям, колхозу, бралась за всякую работу, даже за самую тяжелую. При этом женщина оставалась доброй и отзывчивой. Имея внутренний стержень, она смогла прожить свою жизнь так, что ее назвали «праведником». В старости она сама тянула все хозяйство, при этом не жалуясь, что ей тяжело. Героя поразила эта женщина, ведь в городе такую встретить просто невозможно.
Смысл финала рассказа «Матренин двор»
Рассказ заканчивается довольно грустно. Матрена погибает, помогая Фаддею перетаскивать часть своей же избы, которую женщина завещала Кире. Виноват в этой смерти Фаддей — он решил не ждать, пока его бывшая возлюбленная умрет и отдать наследство Кире уже сейчас, когда девушка выходит замуж. На ее похоронах все, конечно же, плачут. Но в головах у них лишь одно — как бы поскорее поделить все имущество Матрены. Их слезы — не больше, чем игра на публику. А виновник смерти женщины и вовсе не появился на похоронах. Фаддей — единственный человек, который просто не смог прийти из- за мук совести. Он и правда понимал, что к смерти причастен он. И если бы не его жадность, Матрена продолжала бы жить.
Герою приходится переехать из этого дома. Он наслушался многих слов о Матрене: многие называли ее странной, а некоторые и вовсе считали ее доброту неправильной. Также он понимает, что чем больше гибнет таких старушек, тем быстрее погибнет старая деревня: уютная, добрая, с маленькими домиками и отзывчивыми людьми. От этого герою становится по-настоящему печально.
Смысл названия рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор»
«Матренин двор» – рассказ А.И.Солженицына, написанный в 1959 году. Авторская цель в произведении достигается в разработке двух образов – рассказчика и главной героини, Матрены Васильевны. Акцент на ее имени возник в рассказе в связи с заглавием, придуманным редактором. В первоначальном варианте произведение называлось «Не стоит село без праведника».
Изменения были направлены на то, чтобы придать повествованию более частный характер. Автор не хотел, чтобы в его героине видели только развитие классической традиции воспроизведения народной судьбы в образе женщины-крестьянки (обобщенный характер называния сохранялся благодаря использованию имени героини поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», Матрены Тимофеевны).
Важно, что праведник у верующих – это человек, который живет праведной, соответствующей религиозным нормам, жизнью, не имеющий грехов. Именно такую женщину изображает Солженицын в своем произведении.
Рассказчик, от чьего имени ведется повествование, возвращаясь из пыльной горячей пустыни в Россию, мечтает заселиться «в средней полосе – без жары, с «лиственным рокотом леса». Ему хотелось «затесаться и затеряться в самой нутряной России, если такая где-то была, жила». И рассказчик находит такое местечко: «Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне; высыхающая подруженная речушка с мостиком, две-три ивы, избушка перекособоченная, а по пруду плавали утки и выходили на берег гуси, отряхиваясь».
Это Матренин двор, воплощение спокойствия и тишины. Тихий уголок, где ниоткуда не слышно радио и все молчит. И потому здесь можно расслышать слова, «те самые, за которыми потянула… тоска из Азии», от смысла которых душе становилось хорошо. Здесь становилось ясно, что нужно сделать, чтобы было не обидно жить и умереть.
Судьба приводит героя к пожилой и измотанной «черным недугом» женщине, которая жила очень бедно. Матрена «год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала… ни рубля. Потому что пенсии ей не платили… А в колхозе она работала не за деньги – за палочки».
Главным в характере Матрены была доброта. Она готова была прервать «свой черед дел» ради колхоза, к которому теперь не относилась, ради любой родственницы дальней или просто соседки. Однако доброта и погубила женщину: «… Чая недалекую смерть… объявила Матрена свою волю: отдельный сруб горницы, расположенный под общей связью с избой, после смерти ее отдать в наследство Кире».
Родственники, опережая события, начинают делить «добро» Матрены, разбирая «отдельный сруб горницы по ребрышкам», чтобы везти к Кире в Черусти. Эта спешка и явилась причиной гибели Матрены: «На переезде – горка, въезд крутой. Шлагбаума нет. С первыми санями трактор перевалил, а трос лопнул, и вторые сани…застряли… туда же… понесло и Матрену. Что она там подсобить могла… два паровоза сцепленных… тех троих расплющили».
Именно так закончилась жизнь этой праведницы. Праведность ее состояла в способности сохранить свою человеческую душу в совершенно непригодных для этого условиях. Однако окружающие люди не оценили доброту и почти святость Матрены. Даже ее сестры «слетелись», «захватили», «выпотрошили». Им не жаль сестры, главное – захватить добро. Ненасытным стариком называет Солженицын Фаддея, погубившего сына, женщину, которую он когда-то любил, зятя, которого должны были судить, дочь, у которой помешался разум. Это герой является воплощением агрессивного мира, безжалостного и бесчеловечного. Он просто обезумел от жадности.
Символично, что в эти дни несчастий и «мышами овладело безумие». Одна Кира выглядит человеком среди стаи воронья. Одна она жалеет Матрену – значит, сумела героиня сформировать в ней душу, способность к сочувствию, жалость.
Со смертью Матрены закончилась и жизнь рассказчика в этом, милом его сердцу, уголке. Матренин двор опустел: «Сделка состоялась. Козу забрала одна сестра, избу сапожник с женою, а в зачет Фаддеевой доли, что он «здесь каждое бревнышко своими руками перенянчил», пошла уже свезенная горница, и еще уступили ему сарай…»
Возможно, уже через несколько дней никто и не вспоминал об этой душевной, бескорыстной женщине, потому что среди своих односельчан Матрена оставалась «непонятной», «чужой». А между тем, это было их спасение, их ангел-покровитель, их оберег. А теперь что же будет с этой деревней, с другими русскими деревнями, со всей Россией?
Судьба Матрены очень прочно связана с судьбой русской деревни. Все меньше остается Матрен на Руси. А без них «не стоять селу», утверждает Солженицын.
Анализ «Матренин двор» Солженицын
А. Н. Солженицын, вернувшись из ссылки, работал в мильцевской школе учителем. Жил на квартире у Матрены Васильевны Захаровой. Все события, описанные автором, были реальными. В рассказе Солженицына «Матренин двор» описана нелегкая доля колхозной русской деревеньки. Предлагаем для ознакомления анализ рассказа по плану, данные сведения могут быть использованы для работы на уроках литературы в 9 классе, а также при подготовке к ЕГЭ.
Краткий анализ
Год написания – 1959 г.
История создания – Работу над своим произведением, посвященном проблемам русской деревни, писатель начал летом 1959 года на побережье Крыма, где гостил у своих друзей по ссылке. Остерегаясь цензуры, название «Не стоит село без праведника», было рекомендовано изменить, и по совету Твардовского, рассказ писателя назвали «Матренин двор».
Тема – Главной темой этого произведения является жизнь и быт русской глубинки, проблематика отношений простого человека с властью, нравственные проблемы.
Композиция – Повествование идет от имени рассказчика, как бы глазами стороннего наблюдателя. Особенности композиции позволяют понять самую суть рассказа, где герои придут к осознанию того, что смысл жизни не только (и не столько) в обогащении, материальных ценностях, а в ценностях нравственных, и эта проблема является общечеловеческой, а не отдельно взятой деревни.
Жанр – Жанр произведения определяется, как «монументальный рассказ».
Направление – Реализм.
История создания
Рассказ писателя автобиографичен, он, действительно, после ссылки учительствовал в деревушке Мильцево, которая в рассказе названа Тальново, и снимал комнату у Захаровой Матрены Васильевны. В своем небольшом рассказе писатель отобразил не только судьбу одного героя, но и все эпохальную идею становления страны, все его проблемы и нравственные принципы.
Сам смысл названия «Матренин двор» является отображением основной мысли произведения, где рамки ее двора раздвигаются до масштабов целой страны, и идея нравственности превращается в общечеловеческие проблемы. Отсюда можно сделать вывод, что история создания «Матрениного двора», заключает в себя не отдельную деревню, а историю создания нового взгляда на жизнь, и на власть, управляющую народом.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Проведя в «Матренином дворе» анализ произведения, необходимо определить главную тему рассказа, выяснить, чему учит автобиографическое сочинение не только самого автора, но, по большому счету, и всей страны.
Глубоко освещена жизнь и труд русского народа, его отношение с властью. Человек трудится всю свою жизнь, теряя в работе свою личную жизнь, интересы. Свое здоровье, в конце концов, не получая ничего. На примере Матрены показано, что она трудилась всю свою жизнь, не имея никаких официальных документов о своем труде, и не заработала даже пенсию.
Все последние месяцы ее существования ушли на то, чтобы собирать разные бумажки, а волокита и бюрократизм властей еще привел и к тому, что одну и ту же бумажку надо сходить получить не один раз. Равнодушные люди, сидящие за столами в конторах, могут легко поставить не ту печать, подпись, штамп, их не волнуют проблемы людей. Вот и Матрена, чтобы добиться пенсии, не единожды обходит все инстанции, кое-как добившись результата.
Жители деревни думают лишь о собственном обогащении, для них не существует нравственных ценностей. Фаддей Миронович, брат ее мужа, заставил Матрену при жизни отдать обещанную часть дома ее приемной дочери, Кире. Матрена согласилась, и, когда от жадности, двое саней подцепили к одному трактору, повозка попала под поезд, и погибла Матрена вместе с племянником и трактористом. Алчность людская превыше всего, в тот же вечер, единственная ее подруга, тетя Маша, пришла к ней в дом, забрать обещанную ей вещицу, пока не растащили родные сестры Матрены.
И Фаддей Миронович, у которого в доме тоже стоял гроб с покойным сыном, до похорон все-таки успел свозить бревна, брошенные на переезде, и не пришел даже отдать дань памяти женщине, погибшей страшной смертью из-за его неуемной жадности. Родные сестры Матрены, первым делом, забрали ее похоронные деньги, и начали делить остатки дома, поплакав над гробом сестры не от горя и сочувствия, а потому, что так положено.
Фактически, по-человечески, никто не пожалел Матрену. Алчность и жадность ослепила односельчанам глаза, и люди никогда не поймут Матрену, что своим духовным развитием женщина стоит от них на недосягаемой высоте. Она – настоящая праведница.
Композиция
События того времени описаны от лица постороннего человека, квартиранта, жившего в доме Матрены.
Рассказчик начинает свое повествование с того времени, как он искал работу учителя, стараясь найти для жительства глухую деревушку. По воле судьбы, попал он в деревню, где жила Матрена, и определился к ней на постой.
Во второй части, рассказчик описывает нелегкую судьбу Матрены, с самой юности не видевший счастья. Тяжелой была ее жизнь, в повседневных трудах и заботах. Всех своих родившихся шестерых детей ей пришлось схоронить. Много мук и горя вытерпела Матрена, но не озлобилась, и не очерствела ее душа. Она все так же трудолюбива и бескорыстна, доброжелательна и миролюбива. Она никогда и никого не осуждает, ко всем относится ровно и с добром, по – прежнему, трудится на своем подворье. Погибла, стараясь помочь своим родственникам перевести свою же часть дома.
В третьей части, рассказчик описывает события после смерти Матрены, все то же бездушие людей, близких и родных женщины, которые после смерти женщины, налетели, как вороны, на остатки ее двора, стараясь побыстрее все растащить и разграбить, осуждая Матрену за ее праведную жизнь.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Матрениного двора».
Публикация «Матрениного двора» вызвала много споров среди советских критиков. Твардовский в своих заметках писал, что Солженицын – единственный писатель, выражающий свое мнение без оглядки на власть и мнение критиков.
Все однозначно пришли к мнению, что произведение писателя относится к «монументальному рассказу», настолько в высоком духовном жанре дано описание простой русской женщины, олицетворяющей собой общечеловеческие ценности.
Смысл названия «Матренин двор»
Ценность рассказа состоит в очень реалистичном и достоверном изложении событий. Жизнь и смерть Матрены Захаровой показаны такими, какими они были на самом деле. Название рассказа имеет несколько значений.
Название рассказа показывает читателю, что на его страницах будет идти речь о жизни Матрены, ее доме и дворе. “Матренин двор” определяет пространство для совершения действия рассказа.
После долгих поисков герой находит двор, в котором он хочет поселиться. Но это не означает, что действие рассказа будет разворачиваться во дворе Матрены. Автор подробно описывает избу Матрены. “Кроме Матрены и меня, жили в избе еще: кошка, мыши и тараканы”.
Именно мыши и тараканы, бегающие под обоями, создают особую атмосферу жизни в избе. Образ избы является одним из главных образов рассказа. Он тесно связан с образом героини. Можно провести параллели между двумя образами Матреной и избой. Уже в названии они слиты воедино.
На протяжении всего рассказа автор показывает жизнь этих двух образов. Избу героини и вещи, находящиеся в ней, нельзя назвать предметами. Все они живые. Изба наполнена особенными воздухом, светом и атмосферой. Матрену, несмотря на всю ее энергичность, постепенно разил “черный недуг”, о котором ничего не могли сказать доктора.
Как болезнь Матрены медленно поражала ее, так и червоточина разрушала избу изнутри. Эти два существа, дом и Матрена, погибают от старости, а возможно и от порчи. На горницу “легло проклятье с тех пор, как руки Фаддея ухватились ее ломать”. В самом начале рассказа автор показывает целостность образа избы, а потом его постепенное разрушение. Жизнь героини неотрывно связана с “жизнью” избы. Если она умрет, то “погибнет” изба. Если разрушат избу, то погибнет Матрена.
Именно поэтому она долго не соглашается ломать избу, а когда, наконец, решается, то на нее наваливаются все новые и новые беды, предвещая неминуемую катастрофу. Колченогая Матренина кошка убегает из дома перед предстоящей катастрофой. Матрене “жутко было начать ломать ту крышу, под которой она прожила пять лет. для Матрены было это – конец ее жизни всей”.
Образ молодой героини у автора ассоциируется с образом только что срубленной избы. “Этот старый серый изгнивающий дом вдруг сквозь блекло-зеленую шкуру обоев, под которыми бегали мыши, проступил молодым, еще не потемневшими тогда, струганными бревнами и веселым смолистым запахом”. Матрена совершенно не похожа на односельчан.
Ее жизненная позиция не совпадает с позицией рядом живущих людей. В эпоху коллективизации ей удалось сохранить настоящую русскую душу. Здесь проявляется конфликт между Матреной и селом. Она была отзывчивая, всем всегда и во всем помогала. “Не выбивалась, чтобы купить вещи. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев”.
Для нее не свойственно стремление к приукрашиванию. Ведь богатство, вещи портят, прежде всего, душу. Автор наделил героиню православною верою в Бога. В самые тяжелые минуты своей жизни она обращается к Богу, но для этого совсем не обязательно молится. “Может быть, она и молилась, но не показано, стесняясь меня или боясь меня притеснить. Любовь и забота о ближнем, ее “доброе расположение духа” – все это привлекало автора, помогая залечить жизненные раны.
Образ рассказчика автобиографичен. Лагерное прошлое выступает во всех его действиях. Он по профессии учитель так же, как и автор. Он любит покой и уединение, не допускает, что бы другие люди вмешивались в его жизнь. Он довольствуется малым. Материнскую заботу, сосредоточенную в образе героини, рассказчик особенно ценит.
Героине удалось воспитать Киру. Это чуть ли не единственный человек, который искренно рыдает над ее гробом. Все остальные близкие ей люди никогда не понимали ее. Они использовали ее, надсмехались над ней, Грубо обращались с ней. Одним словом, они вели себя не праведно.
На их фоне особенно выделялась праведность Матрены. Врач, приехавший к ней, причинил больше боли и неудобства, чем помог. Посещения Матреной больницы приносили ей больше хлопот, чем дали, какой то положительный результат. Они только ее измучили и подорвали здоровье.
При описании рассказчик старается попасть в “нутряную Россию”. Автор использует настоящие русские слова, которые давно уже не употребляются. При описании избы он употребляет забытые слова, как “мосты”, “горница”. Исследователи отмечают, что примерно 40% лексики, используемой автором, заимствованы из словаря Даля. Особая ценность этого произведения заключается в глубоком и красочном изображении русского характера.
Анализ рассказа «Матрёнин двор» (А. И. Солженицын)
Фамилия Солженицына в наши дни ассоциируется исключительно с его романом «Архипелаг ГУЛАГ» и его скандальной славой. Однако свой путь писателя он начинал, как талантливый новеллист, изобразивший в своих рассказах судьбу простых русских людей середины двадцатого века. Рассказ «Матрёнин двор» является наиболее ярким примером раннего творчества Солженицына, в котором нашли отражение лучшие его писательские таланты. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его разбор.
История создания
История написания рассказа «Матренин двор» — это череда интересных фактов:
- В основу рассказа легли воспоминания Солженицына о его жизни после возвращения из трудового лагеря, когда он некоторое время жил в деревне Мальцево, в доме крестьянки Матрёны Захаровой. Она и стала прототипом главной героини.
- Работа над произведением началась летом пятьдесят девятого в Крыму, и была закончена в том же году. Публикация должна была состояться в журнале «Новый мир», но произведение прошло редакционную комиссию только со второго раза, благодаря помощи редактора А.Т. Твардовского.
- Цензоры не хотели пропускать в печать рассказ с названием «Не стоит село без праведника» (это было первое название работы Солженицына). Они увидели в нем недопустимый религиозный подтекст. Под давлением редакции автор изменил название на нейтральное.
- «Матренин двор» стал вторым произведением Солженицына после книги «Один день Ивана Денисовича». Оно породило много споров и разногласий, а после эмиграции автора его и вовсе запретили, как и все книги писателя-диссидента.
- Читатели увидели рассказа только в 1989 году, в эпоху Перестройки, когда вступил в силу новый принцип политики СССР — гласность.
Направление и жанр
Рассказ «Матрёнин двор» был написан в рамках реалистического литературного направления. Писатель стремится к достоверному изображению окружающей действительности. Созданные им образы, их слова и действия дышат достоверностью и натурализмом. Читатель может поверить, что описанные в рассказе события могли произойти на самом деле.
Жанр данного произведения можно определить, как рассказ. Повествование охватывает короткий промежуток времени и включает в себя минимальное число персонажей. Проблема носит локальный характер и никак не влияет на мир в целом. Отсутствие какой-либо конкретики только подчёркивает типичность показанных событий.
Смысл названия
Изначально Солженицын дать своему рассказу заглавие «Не стоит село без праведника», которое подчёркивало основную мысль писателя о высокодуховной главной героине, которая бескорыстно жертвует собой ради окружающих и этим скрепляет ожесточенных нищетой людей вместе.
Однако в дальнейшем, чтобы избежать советской цензуры, Твардовский посоветовал писателю заменить название на менее провокационное, что и было сделано. «Матренин двор» — это и отражение развязки произведения (смерти героини и раздела ее имущества), и указание на основную тему книги — жизнь праведницы в деревне, истощенной войнами и грабительской политикой власти.
Композиция и конфликт
Рассказ делится на три главы.
- Первая глава отведена под экспозицию: автор представляет нам своего героя и рассказывает нам о самой Матрёне.
- Во второй главе происходит завязка, когда обнажается основной конфликт произведения, а также кульминация, когда конфликт достигает наивысшей точки.
- Третья глава отведена под финал, в котором все сюжетные линии логично завершаются.
Конфликт в произведении носит локальный характер между праведной старушкой Матрёной и окружающими, пользующимися её добротой в своих целях. Однако художественные особенности рассказа создают ощущение типичности данной ситуации. Таким образом, Солженицын придаёт этому конфликту всероссийский философский характер. Люди ожесточились из-за невыносимых условий жизни, и лишь единицы способны сохранить в себе доброту и отзывчивость.
Суть: о чём?
Повествование начинается с того, что рассказчик, проведя десять лет в ссылке в трудовом лагере, селится в деревне Торфопродукт, в доме Григорьевой Матрёны Васильевной.
Постепенно главный герой узнаёт всю историю жизни Матрёны, о её неудачном замужестве, о смерти детей и мужа, о её конфликте с бывшим женихом – Фаддеем, о всех трудностях, через которые ей пришлось пройти. Рассказчик проникается уважением к старушке, видя в ней ту опору, на которой держится не только местный колхоз, но и вся Россия.
В конце рассказа Матрёна под давлением семьи Фаддея отдаёт его дочери Кире, которую она воспитывала, как свою часть своей избы, завещанной ей. Однако, помогая перевозить разобранную горницу, погибает. Родственники Матрёны грустят лишь напоказ, радуясь возможности разделить наследство старухи.
Главные герои и их характеристика
Система образов в рассказе «Материнин двор» изложена Многомудрым Литреконом в формате таблицы.
герои рассказа «материн двор» | характеристика |
матрёна | обычная русская крестьянка. добрая, отзывчивая и покорная старушка, всю свою жизнь жертвовавшая собой ради других. после того, как её жених – фаддей, без вести пропал, под давлением семьи вышла за муж за его брата – ефима. к сожалению, все её дети умерли, не прожив и трёх месяцев, так что многие начали считать матрёну «порченной». тогда матрёна взяла на воспитание киру – дочь фаддея от второго брака, и искренне полюбила его, завещав ей часть своей избы. она работала задаром и посвящала всю свою жизнь людям, довольствуясь малым. |
кира | простая деревенская девушка. до замужества воспитывалась матрёной и жила вместе с ней. единственный человек, кроме рассказчика, который искренне скорбит по погибшей. она благодарна старушке за любовь и доброту, а вот к своей семье относится холодно, ведь ее просто отдали как щенка чужой женщине. |
фаддей | шестидесятилетний русский крестьянин. был любимым женихом матрены, но попал в плен во время войны, и долгое время о нём ничего не было слышно. после возвращения возненавидел матрену за то, что та не дождалась его. женился во второй раз на женщине, которую также звали матрена. авторитарный глава семейства, не стесняющийся использовать грубую силу. жадный человек, стремящийся к накоплению богатств любой ценой. |
рассказчик игнатьич |