Сочинение Анализ рассказа Набокова Рождество

Филологический анализ. Набоков “Рождество”

Бесспорно, в жизни каждого человека бывают моменты, подобные озарению. Но как вычленить это внезапно охватившее тебя чувство из бездны житейских мелочей, запечатлеть эти внезапно открывшиеся истины, движения души хотя бы в маленьком рассказе.
Имя В. Набокова стоит в ряду известнейших мастеров слова первой половины ХХ века. Его произведения поражают тонким психологизмом и умением проникнуть в святая святых человеческой души.
В начале рассказа “Рождество” перед нами предстает человек, явно переживший большое горе. “Так бывает

Деталь интерьера – “низкий плюшевый стул” – в буквальном смысле сопереживает герою. Проникается к нему сочувствием и читатель.
Слепцов сидит, забившись в угол, “словно в приемной у доктора”. Данная, казалось бы, незначительная деталь подсказывает читателю:

Внутренний конфликт и является в рассказе Набокова сюжетообразующим.
Автор разделил свой рассказ на четыре части, каждая из которых означает ступень: с каждым шагом Слепцов приближается к нервному срыву – обрыву, бездне? С каждой главой нарастает драматизм повествования.
Вторая часть имеет трехчастную композицию: утро – день – вечер. Сообразно природе меняется и душевный настрой Слепцова. Вначале его глазами мы видим восхитительный утренний пейзаж. “Весело выстрелила под ногой половица”, “райские ромбы” стекол, “сладко хрустнувшая дверь”, “блистательный мороз”. Все эти детали говорят о способности героя чувствовать природу, находить в ней пусть не утешение, но хотя бы забвение.

Он видит в живой природе душу, образно воспринимает ее красоту. На фоне этой природы остался в его памяти и нежно любимый сын…
Только теперь мы узнаем причину терзаний Слепцова: сын, видимо, был единственным близким человеком, единственным утешением, надеждой. Оттого-то и удивляется Слепцов тому, что “сам он еще жив”, ведь гроб был наполнен “его жизнью”.
Набоков создает удивительно привлекательный образ мальчика-подростка. “Неповторимым смехом” играет его лицо, “весело расставлены милые, гладкие, коричневые ноги”. Герой помнит его облик и одежду до мельчайших подробностей. Сознание отца воссоздает живой облик сына; Слепцов просто не в силах примириться с фактом смерти.

Он проводит час у могилы. Но здесь ему кажется, что он еще “дальше от сына”. Читая это описание, невольно вспоминаешь родителей Базарова и концовку тургеневского романа.
Мы ничего не знаем о мыслях, которые приходят в голову Слепцова. Да и способен ли думать человек в таком состоянии?! “Сурово затосковав”, “с тяжелым рыданием” он входит в старый дом, откуда веет “не зимним холодком”. Не зимний – склепный холод, мебель в саванах, тревожно желтые и черные цвета – этим нагнетанием деталей Набоков достигает почти мистического эффекта! Слепцов перебирает вещи сына, “горбясь, всхлипывая всем корпусом”.

Все знакомо: “тут”, “вон”, “а вон”. Череда параллельных конструкций передает “мучительный процесс узнавания”. Сын, как и отец, любил природу.
“Порванные”, “мертвые” рядом с “пахнущим летом травы зноем”, яркие бабочки. Эти детали-подробности в совокупности рисуют внутренний образ героя. Диалог со слугой Иваном дополняет образ героя, делает его психологически насыщенным.
В угнетенном состоянии застает героя главный христианский праздник – Рождество. Слуга Иван – хранитель традиций имения – не забывает принести елку, которую Слепцов просит убрать. Он удивляется: “Неужто сегодня Сочельник? Как это я забыл.” Набоков воспроизводит поток сознания Слепцова.

Не в силах принять смерть сына, он уверен в бессмысленности своего существования, более того – в неизбежности скорой смерти: “А я умру – конечно. Это так просто. Сегодня же…

Жизнь – горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплотная, лишенная чудес”, – такое определение дает человеческому существованию обезумевший от горя человек. В самом деле, когда дети гибнут раньше своих родителей, в расцвете сил, это невозможно ни понять, ни принять. Набоков воспроизводит вечную жизненную драму, от которой не застрахован ни один из нас. Но если его герой, взойдя на последнюю ступень отчаяния, не видит смысла жить дальше и бороться, то автор – тот, кто мудрее своего героя, – подсказывает неожиданный выход.

Размышления героя прерывает звук, подобный чеховскому звуку лопнувшей струны…
Итак, душевные переживания отца, потерявшего сына, Набоков ставит в центр своего произведения. Именно внутренний мир Слепцова во всей сложности его переживаний – объект изображения, а не внешние черты, отраженные всего в одной портретной детали – “большое бородатое лицо”.
В рассказе две сюжетные линии, в каждой из которых отражена одна из граней авторского замысла. Первая: Слепцов и его сын. Перечитывая дневник своего ребенка, отец неожиданно узнает о чувстве, которое сын питал к какой-то девушке: “Мы…переглянулись, моя прелесть, моя радость…” Необычайно трогательно это первое чувство.

Однако эта тайна, недосказанность между отцом и сыном доставляет отцу такую же муку, как и смерть.
Вторая сюжетная линия: Слепцов и Иван. Детали помещичьего быта, безумно дорогие и для Слепцова, и для автора мелочи, традиции. Так, в тексте упоминается “Фрегат “Паллада”, знаменитое произведения И. А. Гончарова, воспевавшего когда-то уклад деревенской России.

Заметим, Иван – “тучный слуга, недавно сбривший себе усы”. Что это: проявление новой моды, окончательно побеждающей патриархальные устои?
Теперь обратим внимание на встречающиеся в произведении детали – символы. Бабочки, которых собирал сын Слепцова, – какие ассоциации они вызывают?
Красота, стремительный полет, краткость жизни – как похожи они на самого мальчика. Он умирает в расцвете сил в далеком Петербурге, грезя о своих бабочках и, возможно, о любимой. И – о чудо! – куколка, которую он считал мертвой, согретая теплом комнаты, – оживает, на глазах изумленного Слепцова превращаясь в бабочку: “Оно стало крылатым незаметно, как незаметно становится прекрасным мужающее лицо”.
Как известно, путь к философии любого писателя лежит через его филологию. Попробуем проанализировать язык кульминационной сцены. Неопределенные местоимения показывают смятение, удивление, которые вызывает “тонкий звук” в душе Слепцова.

Обилие однородных сказуемых и обстоятельств, выраженных деепричастиями, передает стремительность происходящих действий, уменьшительные формы указывают на трепетное отношение к новорожденному существу. Местоимение “оно” говорит нам о том, что Слепцов просто не представляет, как описать случившееся. Множество точных цветовых эпитетов позволяют не только увидеть, но буквально ощутить это “трепетное” новорожденное существо.

Повторами “так”, “оттого-то” Набоков усиливает эффект напряженного ожидания. Градация как нельзя точнее передает переворот, свершившийся в душе “прозревшего” Слепцова.
Вторым образом-символом является само Рождество, вынесенное в заглавие. Этот главный христианский праздник одновременно радостен и в то же время напоминает человеку о предстоящих родившемуся Христу страданиях. Ель, принесенная Иваном, означает вечную молодость. Слепцов просит убрать ее, потому что хоть неявно, но винит в смерти сына Бога, считая ее несправедливостью.

Возможно, ель – горькое напоминание о счастливых минутах, проведенных вместе с сыном. Вообще образ Бога зримо присутствует на страницах рассказа. Сельская церковь, ее крест намекают, напоминают о Нем.

Но само имя Бога появляется лишь в конце.
Еще раз всмотримся в организацию времени и пространства. Герой совершает как будто “челночное” движение. Галерея, соединяющая дом, где Слепцов жил с сыном, и нежилой флигель, символизирует разрыв между счастливым прошлым и бесприютным настоящим.

Пространство предельно насыщено запахом, звуком, цветом. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что автор, как и его герой, тонко чувствует природу. Более того, именно в ней он видит оправдание человеческого существования и утешение – видит Бога.
Рассказ “Рождество”, безусловно, творение подлинного мастера слова, наследника реалистических традиций XIX века. Однако отразились в произведении Набокова и веяния века XX – предельное внимание к человеческой индивидуальности.
Перед нами вечный конфликт отцов и детей, жизни и смерти. Проблема дворянских гнезд и разрыва связи поколений разрешилась благодаря природе, напоминающей о “вечном примирении и о жизни бесконечной”!

Анализ рассказа Рождество Набокова сочинение

Тема жизни и смерти является важной и волнующей для каждого человека, в какое бы время он ни жил. Поэтому писатели и поэты часто обращались и обращаются к этой теме. Короткий рассказ Владимира Набокова «Рождество» также повествует о страданиях отца, потерявшего единственного сына.

Все это случилось как раз под Рождество в Петербурге. И вот герой привез тело своего ребенка в деревню, на свою родину. Прошли похороны, и убитый горем отец остается в одиночестве.

Автор поделил свой рассказ на четыре части. События первой части приходятся на вечер. За окном стоит тьма, и такой же мрак присутствует в душе Слепцова. Время для него остановилось, он устал физически и морально, измучен своим страданием и чувством полной безысходности.

Проходит ночь, наступает солнечный зимний день. Слепцов по-прежнему угнетен и подавлен, но красота природы смягчает его боль. Герой вспоминает сына, ведь все вокруг связано с ним. Во второй главе читатели узнают про смерть мальчика, до этого причина скорби Слепцова им была не известна.

Третья глава начинается с поездки героя на кладбище. После возвращения у него появляется желание побывать в комнате сына. Он выдвигает ящики стола и достает из них предметы, которые были дороги его мальчику, рассматривает коллекции бабочек, обращает внимание на коробку с коконом индийского шелкопряда. Воспоминания слегка притупляют его страдание, и Слепцов не хочет расставаться с этими вещами. Он покидает комнату сына и несет ящик с его содержимым к себе во флигель.

Четвертая часть рассказа эмоционально самая яркая и наполненная. Слуга Иван приносит в комнату молодую ель, символ наступающего Рождества. Но Слепцов просит унести ее и начинает читать дневник сына. Оказывается, его мальчик был влюблен, но кем была эта девочка, никто уже никогда не узнает. Героя охватывает отчаяние, он корит себя за то, что так мало знал о своем сыне, о его мыслях и чувствах. И в голове его рождается мысль о смерти, которая избавила бы его от этих мучений. И на мгновение земная жизнь показалась ему горькой, бесцельной и лишенной чудес.

И вдруг прямо на его глазах произошло чудо. Кокон бабочки-шелкопряда, который все считали мертвым, прорвался, и из него выползло непонятное существо размером с мышь. И вот его складки начали расправляться, незаметно появились крылья, и вскоре герой увидел крупную прекрасную бабочку. Это было чудо, случившееся как раз в канун Рождества.

Рассказ заканчивается чудесным рождением бабочки, которое является символом вечной жизни и постоянного обновления. Все это происходит в ту самую ночь, когда родился Спаситель. Для героя это стало поворотом от смерти к жизни.

Сочинение 2

Основной темой произведения является рассуждение писателя на вечную тему жизни и смерти, используя в рассказе образ главного героя – Слепцова, познавшего сильное человеческое переживание в связи с потерей единственного сына, бывшего для него в качестве самого близкого человека, его надеждой и утешением.

Структура произведения состоит из четырех частей, выражающих определенный этап в состоянии героя, который приближает Слепцова к падению в бездну, и демонстрирующих нарастающий драматизм рассказа. За все время повествование описывается полный день из жизни героя, за который он успевает обдумать вопросы смерти и принять решение о дальнейшей жизни.

Линия смерти представлена в рассказе образом умершего сына Слепцова, воспоминания о котором преследуют героя на протяжении всего произведения, в качестве же линии жизни изображена картина возрождения огромной ночной бабочки, индийского шелкопряда среди множества мертвых насекомых накануне рождественского праздника.

Сюжетную линию рассказа иллюстрируют изображения художественных деталей в виде низкого плюшевого стула, сочувствующего герою, треснувшей восковой капельки, передающей душевный надлом горюющего отца, церковного креста, символизирующего сияние новой жизни и, конечно, образов бабочек, ассоциирующихся со стремительным полетом, красотой и краткостью человеческой судьбы.

Кроме описаний природных явлений, писатель использует временные и пространственные художественные детали, выражающиеся в воспоминаниях героя, перемещении его мыслей о жизни сына в городе, его посещении деревенской усадьбы, вида нежилого флигеля, символизирующего временной разрыв между прошлым счастьем и тоскливым настоящим. Слепцов тонко ощущает запахи, звуки, цвета, которые наполняют окружающее его пространство, осознавая в природе оправдание людской жизни и божественное утешение.

В роли основного символа произведения выступает рождественский христианский праздник, напоминающий герою об обреченном на вечные страдания Иисусе Христе, с неизменным атрибутом в виде зеленой ели, означающей вечную молодость. В душе героя поселяется сознание бесцельности и бесплодности жизненных испытаний, но чудесное превращение из кокона бабочки, заставляет Слепцова изменить свой внутренний душевный настрой в сторону наличия в земной жизни истинных чудес в виде продолжения его ребенка в образе великолепного насекомого, рожденного в преддверие божественного праздника.

Читайте также:  Сравнительная характеристика Маруси и Сони (по повести В дурном обществе Короленко)

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Рождество

Популярные сегодня темы

Суриков Василий Иванович начал писать картину Степан Разин в 1900 году. Сразу после представления полотна публике, картина имела огромный успех. Это 6-ти метровое полотно, отражающее суть исторического эпизода

Татьяна одна из второстепенных героинь рассказа Тургенева “Му Му”. Автором она представлена 28 летней прачкой, которая не покладая рук трудится у одной из московских барынь

Успех ученика – это плод работы учителя. Каждый в мире успешный человека благодарен в первую очередь трем людям: родителям и учителю. Мы сейчас учимся в школе, и некоторые очень отрицательно настроены на своих же учителей

Замечательная, добрая сказка «Стрижонок Скрип» была написана Виктором Петровичем Астафьевым в 1961 году. Историю птиц, которую повествует он в своем произведении, можно полноправно назвать аллегорией человеческой жизни.

Екатерина Сергеевна Локтева является младшей сестрой Анны Сергеевны Одинцовой. Катя – одна из самых ярких второстепенных героев романа.

Сочинение: Анализ рассказа В.Набокова «Рождество»

Повествование начинается с описания возвращения Слепцова из села. В данном тексте присутствует объективный повествователь. Повествователь все знает о герое, его взгляд как бы сверху: «Когда на следующее утро, после ночи, прошедшей в мелких нелепых снах, вовсе не относившихся к его горю, Слепцов вышел на холодную веранду, так весело выстрелила под ногой половица, и на беленую лавку легли райскими ромбами отраженья цветных стекол». Автор-демиург в этом тексте, он знает каждую деталь, происходящую с героем. Он знает о всех действиях героя. О внутренних переживаниях повествователь тоже знает, и он с точностью передает поток сознания Слепцова: «А я умру – конечно. Это так просто. Сегодня же…».

Главный герой произведения – Слепцов. Он потерял сына. Сын, видимо, был единственным близким человеком, единственным утешением, надеждой. Оттого–то и удивляется Слепцов тому, что «сам он ещё жив», ведь гроб был наполнен «его жизнью».

Систему персонажей можно представить в следующем виде:

Девушка из дневника- СЫН => СЛЕПЦОВ жизнь мальчика в деревне, его влюбленность, дневник, переезд в Петербург, смерть, горе отца, похороны мальчика в деревне.

Перевернутая фабула => горе отца, жизнь мальчика в деревне, переезд в Петербург, смерть, похороны мальчика в деревне, его влюбленность, дневник, горе отца.

Не виден замысел автора при обычной фабуле. Внутренний конфликт героя (Слепцова) и является в рассказе Набокова сюжетообразующим. Т.о. автор «перевернул» фабулу, чтобы показать главный конфликт.

Автор разделил свой рассказ на четыре части, каждая из которых означает ступень: с каждым шагом Слепцов приближается к нервному срыву – обрыву, бездне. С каждой главой нарастает драматизм повествования. За четыре главы успевают пройти целые сутки: 1 глава – ночь, 2 – утро, 3 – день («после обеда»), 4 – ночь. За сутки Слепцов успел и подумать о смерти всерьез, и принять новую жизнь.

В тексте можно увидеть художественные детали. Деталь интерьера – «низкий плюшевый стул» – в буквальном смысле сопереживает герою. Проникается к нему сочувствием и читатель. Слепцов сидит, забившись в угол, «словно в приёмной у доктора». Данная, казалось бы, незначительная деталь подсказывает читателю: этот человек болен, нуждается в помощи. Он «медленно» (т.е. с трудом осознавая, что делает) смотрит на свою руку. Треснувшая капелька воска символизирует «трещину» в душе героя. Сильная деталь церковный крест, которая появляется в конце второй главы. Можно понять один из эпизодов этой главы: «Слепцов…свернул с тропы и…пробрался…к тому месту, где парк обрывался к реке», как попытку самоубийства. Слепцов, скорее всего, хотел утопиться в озере. «А над белыми крышами придавленных изб…слепо сиял церковный крест». Возникает образ религии, бога. Слепцов не смог этого сделать.

Обратим внимание на встречающиеся в произведении детали – символы. Бабочки, которых собирал сын Слепцова, – ассоциируются с определенными моментами: красота, стремительный полёт, краткость жизни. Похожи они и на самого мальчика. Он умирает в расцвете сил в далёком Петербурге, грезя о своих бабочках и, возможно, о любимой. И куколка, которую он считал мёртвой, согретая теплом комнаты, оживает на глазах изумлённого Слепцова, превращаясь в бабочку: «Оно стало крылатым незаметно, как незаметно становится прекрасным мужающее лицо».

Сообразно природе меняется и душевный настрой Слепцова. Его глазами мы видим восхитительный утренний пейзаж. «Весело выстрелила под ногой половица», «райские ромбы» стёкол, «сладко хрустнувшая дверь», «блистательный мороз». Все эти детали говорят о способности героя чувствовать природу, находить в ней пусть не утешение, но хотя бы забвение. Он видит в живой природе душу (олицетворение: «ёлки поджимали зелёные лапы»), образно воспринимает её красоту (куст – фонтан). На фоне этой природы остался в его памяти и нежно любимый сын…

Всмотримся в организацию времени и пространства. Герой совершает как будто “челночное” движение (по прихоти воспоминаний он переносится то в Петербург, то снова в усадьбу; едет до кладбища и возвращается обратно). Галерея, соединяющая дом, где Слепцов жил с сыном, и нежилой флигель, символизирует разрыв между счастливым прошлым и бесприютным настоящим. Пространство предельно насыщено запахом, звуком, цветом. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что автор, как и герой, тонко чувствует природу. Более того, именно в ней он видит оправдание человеческого существования и утешение – видит Бога.

Образом–символом является само Рождество, вынесенное в заглавие. Этот главный христианский праздник одновременно радостен и напоминает человеку о родившемся Христе, который обречен на страдания. Ель (символ Рождества), принесённая Иваном, означает вечную молодость («Зелёная. Пусть постоит»). Слепцов просит убрать её, потому что хоть неявно, но винит в смерти сына Бога, считая её (смерть) несправедливостью. Возможно, ель – горькое напоминание о счастливых минутах, проведенных вместе с сыном. Вообще образ Бога зримо присутствует на страницах рассказа. Сельская церковь, ее крест намекают, напоминают о Нём. Но само имя Бога появляется лишь в конце (крылья разворачиваются “до предела, положенного Богом”). Человеческая жизнь полна страданий. Недаром одна из истин буддизма гласит: жизнь есть страдание. Кроме того, в христианстве человек при рождении становится грешным и обречен страдать за свои грехи.

Главная тема рассказа Набокова «Рождество» – тема жизни и смерти. Чтобы ее показать автор использовал более мелкую тему отцов и детей. Через смерть сына отец осознает два вечных понятия: жизнь и смерть. Он хочет сделать выбор в пользу последнего. Однако его сомнения разрешились благодаря природе, напоминающей о “вечном примирении и о жизни бесконечной”!

Идея, на мой взгляд, и выражается в этой бабочке, в частичке природы. Природа, Бог – это истины, которые помогают человеку жить, преодолевать трудности, дают сигналы, показывают знаки. Человеку необходимо лишь повнимательней присмотреться к ним.

В финале произведения «Слепцов зажмурился…и ему показалось, что до конца понятна земная жизнь – горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишенная чудес…» и как опровержение его мыслей «в то же мгновение щелкнуло что-то…», из кокона появилась бабочка. Оказалось, что жизнь не бесплодна и абсолютно не лишена чудес. Мысли о том, что бабочка мертва, не оправдались. Она вылупилась от тепла. Эта бабочка – продолжение жизни мальчика.

Сочинение: Анализ рассказа В.Набокова «Рождество»

Повествование начинается с описания возвращения Слепцова из села. В данном тексте присутствует объективный повествователь. Повествователь все знает о герое, его взгляд как бы сверху: «Когда на следующее утро, после ночи, прошедшей в мелких нелепых снах, вовсе не относившихся к его горю, Слепцов вышел на холодную веранду, так весело выстрелила под ногой половица, и на беленую лавку легли райскими ромбами отраженья цветных стекол». Автор-демиург в этом тексте, он знает каждую деталь, происходящую с героем. Он знает о всех действиях героя. О внутренних переживаниях повествователь тоже знает, и он с точностью передает поток сознания Слепцова: «А я умру – конечно. Это так просто. Сегодня же…».

Главный герой произведения – Слепцов. Он потерял сына. Сын, видимо, был единственным близким человеком, единственным утешением, надеждой. Оттого–то и удивляется Слепцов тому, что «сам он ещё жив», ведь гроб был наполнен «его жизнью».

Систему персонажей можно представить в следующем виде:

Девушка из дневника- СЫН => СЛЕПЦОВ жизнь мальчика в деревне, его влюбленность, дневник, переезд в Петербург, смерть, горе отца, похороны мальчика в деревне.

Перевернутая фабула => горе отца, жизнь мальчика в деревне, переезд в Петербург, смерть, похороны мальчика в деревне, его влюбленность, дневник, горе отца.

Не виден замысел автора при обычной фабуле. Внутренний конфликт героя (Слепцова) и является в рассказе Набокова сюжетообразующим. Т.о. автор «перевернул» фабулу, чтобы показать главный конфликт.

Автор разделил свой рассказ на четыре части, каждая из которых означает ступень: с каждым шагом Слепцов приближается к нервному срыву – обрыву, бездне. С каждой главой нарастает драматизм повествования. За четыре главы успевают пройти целые сутки: 1 глава – ночь, 2 – утро, 3 – день («после обеда»), 4 – ночь. За сутки Слепцов успел и подумать о смерти всерьез, и принять новую жизнь.

В тексте можно увидеть художественные детали. Деталь интерьера – «низкий плюшевый стул» – в буквальном смысле сопереживает герою. Проникается к нему сочувствием и читатель. Слепцов сидит, забившись в угол, «словно в приёмной у доктора». Данная, казалось бы, незначительная деталь подсказывает читателю: этот человек болен, нуждается в помощи. Он «медленно» (т.е. с трудом осознавая, что делает) смотрит на свою руку. Треснувшая капелька воска символизирует «трещину» в душе героя. Сильная деталь церковный крест, которая появляется в конце второй главы. Можно понять один из эпизодов этой главы: «Слепцов…свернул с тропы и…пробрался…к тому месту, где парк обрывался к реке», как попытку самоубийства. Слепцов, скорее всего, хотел утопиться в озере. «А над белыми крышами придавленных изб…слепо сиял церковный крест». Возникает образ религии, бога. Слепцов не смог этого сделать.

Обратим внимание на встречающиеся в произведении детали – символы. Бабочки, которых собирал сын Слепцова, – ассоциируются с определенными моментами: красота, стремительный полёт, краткость жизни. Похожи они и на самого мальчика. Он умирает в расцвете сил в далёком Петербурге, грезя о своих бабочках и, возможно, о любимой. И куколка, которую он считал мёртвой, согретая теплом комнаты, оживает на глазах изумлённого Слепцова, превращаясь в бабочку: «Оно стало крылатым незаметно, как незаметно становится прекрасным мужающее лицо».

Сообразно природе меняется и душевный настрой Слепцова. Его глазами мы видим восхитительный утренний пейзаж. «Весело выстрелила под ногой половица», «райские ромбы» стёкол, «сладко хрустнувшая дверь», «блистательный мороз». Все эти детали говорят о способности героя чувствовать природу, находить в ней пусть не утешение, но хотя бы забвение. Он видит в живой природе душу (олицетворение: «ёлки поджимали зелёные лапы»), образно воспринимает её красоту (куст – фонтан). На фоне этой природы остался в его памяти и нежно любимый сын…

Всмотримся в организацию времени и пространства. Герой совершает как будто “челночное” движение (по прихоти воспоминаний он переносится то в Петербург, то снова в усадьбу; едет до кладбища и возвращается обратно). Галерея, соединяющая дом, где Слепцов жил с сыном, и нежилой флигель, символизирует разрыв между счастливым прошлым и бесприютным настоящим. Пространство предельно насыщено запахом, звуком, цветом. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что автор, как и герой, тонко чувствует природу. Более того, именно в ней он видит оправдание человеческого существования и утешение – видит Бога.

Образом–символом является само Рождество, вынесенное в заглавие. Этот главный христианский праздник одновременно радостен и напоминает человеку о родившемся Христе, который обречен на страдания. Ель (символ Рождества), принесённая Иваном, означает вечную молодость («Зелёная. Пусть постоит»). Слепцов просит убрать её, потому что хоть неявно, но винит в смерти сына Бога, считая её (смерть) несправедливостью. Возможно, ель – горькое напоминание о счастливых минутах, проведенных вместе с сыном. Вообще образ Бога зримо присутствует на страницах рассказа. Сельская церковь, ее крест намекают, напоминают о Нём. Но само имя Бога появляется лишь в конце (крылья разворачиваются “до предела, положенного Богом”). Человеческая жизнь полна страданий. Недаром одна из истин буддизма гласит: жизнь есть страдание. Кроме того, в христианстве человек при рождении становится грешным и обречен страдать за свои грехи.

Главная тема рассказа Набокова «Рождество» – тема жизни и смерти. Чтобы ее показать автор использовал более мелкую тему отцов и детей. Через смерть сына отец осознает два вечных понятия: жизнь и смерть. Он хочет сделать выбор в пользу последнего. Однако его сомнения разрешились благодаря природе, напоминающей о “вечном примирении и о жизни бесконечной”!

Идея, на мой взгляд, и выражается в этой бабочке, в частичке природы. Природа, Бог – это истины, которые помогают человеку жить, преодолевать трудности, дают сигналы, показывают знаки. Человеку необходимо лишь повнимательней присмотреться к ним.

В финале произведения «Слепцов зажмурился…и ему показалось, что до конца понятна земная жизнь – горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишенная чудес…» и как опровержение его мыслей «в то же мгновение щелкнуло что-то…», из кокона появилась бабочка. Оказалось, что жизнь не бесплодна и абсолютно не лишена чудес. Мысли о том, что бабочка мертва, не оправдались. Она вылупилась от тепла. Эта бабочка – продолжение жизни мальчика.

Сочинение: Анализ рассказа В.Набокова «Рождество»

Анализ рассказа В.Набокова «Рождество»

Повествование начинается с описания возвращения Слепцова из села. В данном тексте присутствует объективный повествователь. Повествователь все знает о герое, его взгляд как бы сверху: «Когда на следующее утро, после ночи, прошедшей в мелких нелепых снах, вовсе не относившихся к его горю, Слепцов вышел на холодную веранду, так весело выстрелила под ногой половица, и на беленую лавку легли райскими ромбами отраженья цветных стекол». Автор-демиург в этом тексте, он знает каждую деталь, происходящую с героем. Он знает о всех действиях героя. О внутренних переживаниях повествователь тоже знает, и он с точностью передает поток сознания Слепцова: «А я умру – конечно. Это так просто. Сегодня же…».

Главный герой произведения – Слепцов. Он потерял сына. Сын, видимо, был единственным близким человеком, единственным утешением, надеждой. Оттого–то и удивляется Слепцов тому, что «сам он ещё жив», ведь гроб был наполнен «его жизнью».

Систему персонажей можно представить в следующем виде:

Девушка из дневника- СЫН => СЛЕПЦОВ жизнь мальчика в деревне, его влюбленность, дневник, переезд в Петербург, смерть, горе отца, похороны мальчика в деревне.

Перевернутая фабула => горе отца, жизнь мальчика в деревне, переезд в Петербург, смерть, похороны мальчика в деревне, его влюбленность, дневник, горе отца.

Не виден замысел автора при обычной фабуле. Внутренний конфликт героя (Слепцова) и является в рассказе Набокова сюжетообразующим. Т.о. автор «перевернул» фабулу, чтобы показать главный конфликт.

Автор разделил свой рассказ на четыре части, каждая из которых означает ступень: с каждым шагом Слепцов приближается к нервному срыву – обрыву, бездне. С каждой главой нарастает драматизм повествования. За четыре главы успевают пройти целые сутки: 1 глава – ночь, 2 – утро, 3 – день («после обеда»), 4 – ночь. За сутки Слепцов успел и подумать о смерти всерьез, и принять новую жизнь.

В тексте можно увидеть художественные детали. Деталь интерьера – «низкий плюшевый стул» – в буквальном смысле сопереживает герою. Проникается к нему сочувствием и читатель. Слепцов сидит, забившись в угол, «словно в приёмной у доктора». Данная, казалось бы, незначительная деталь подсказывает читателю: этот человек болен, нуждается в помощи. Он «медленно» (т.е. с трудом осознавая, что делает) смотрит на свою руку. Треснувшая капелька воска символизирует «трещину» в душе героя. Сильная деталь церковный крест, которая появляется в конце второй главы. Можно понять один из эпизодов этой главы: «Слепцов…свернул с тропы и…пробрался…к тому месту, где парк обрывался к реке», как попытку самоубийства. Слепцов, скорее всего, хотел утопиться в озере. «А над белыми крышами придавленных изб…слепо сиял церковный крест». Возникает образ религии, бога. Слепцов не смог этого сделать.

Обратим внимание на встречающиеся в произведении детали – символы. Бабочки, которых собирал сын Слепцова, – ассоциируются с определенными моментами: красота, стремительный полёт, краткость жизни. Похожи они и на самого мальчика. Он умирает в расцвете сил в далёком Петербурге, грезя о своих бабочках и, возможно, о любимой. И куколка, которую он считал мёртвой, согретая теплом комнаты, оживает на глазах изумлённого Слепцова, превращаясь в бабочку: «Оно стало крылатым незаметно, как незаметно становится прекрасным мужающее лицо».

Сообразно природе меняется и душевный настрой Слепцова. Его глазами мы видим восхитительный утренний пейзаж. «Весело выстрелила под ногой половица», «райские ромбы» стёкол, «сладко хрустнувшая дверь», «блистательный мороз». Все эти детали говорят о способности героя чувствовать природу, находить в ней пусть не утешение, но хотя бы забвение. Он видит в живой природе душу (олицетворение: «ёлки поджимали зелёные лапы»), образно воспринимает её красоту (куст – фонтан). На фоне этой природы остался в его памяти и нежно любимый сын…

Всмотримся в организацию времени и пространства. Герой совершает как будто “челночное” движение (по прихоти воспоминаний он переносится то в Петербург, то снова в усадьбу; едет до кладбища и возвращается обратно). Галерея, соединяющая дом, где Слепцов жил с сыном, и нежилой флигель, символизирует разрыв между счастливым прошлым и бесприютным настоящим. Пространство предельно насыщено запахом, звуком, цветом. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что автор, как и герой, тонко чувствует природу. Более того, именно в ней он видит оправдание человеческого существования и утешение – видит Бога.

Образом–символом является само Рождество, вынесенное в заглавие. Этот главный христианский праздник одновременно радостен и напоминает человеку о родившемся Христе, который обречен на страдания. Ель (символ Рождества), принесённая Иваном, означает вечную молодость («Зелёная. Пусть постоит»). Слепцов просит убрать её, потому что хоть неявно, но винит в смерти сына Бога, считая её (смерть) несправедливостью. Возможно, ель – горькое напоминание о счастливых минутах, проведенных вместе с сыном. Вообще образ Бога зримо присутствует на страницах рассказа. Сельская церковь, ее крест намекают, напоминают о Нём. Но само имя Бога появляется лишь в конце (крылья разворачиваются “до предела, положенного Богом”). Человеческая жизнь полна страданий. Недаром одна из истин буддизма гласит: жизнь есть страдание. Кроме того, в христианстве человек при рождении становится грешным и обречен страдать за свои грехи.

Главная тема рассказа Набокова «Рождество» – тема жизни и смерти. Чтобы ее показать автор использовал более мелкую тему отцов и детей. Через смерть сына отец осознает два вечных понятия: жизнь и смерть. Он хочет сделать выбор в пользу последнего. Однако его сомнения разрешились благодаря природе, напоминающей о “вечном примирении и о жизни бесконечной”!

Идея, на мой взгляд, и выражается в этой бабочке, в частичке природы. Природа, Бог – это истины, которые помогают человеку жить, преодолевать трудности, дают сигналы, показывают знаки. Человеку необходимо лишь повнимательней присмотреться к ним.

В финале произведения «Слепцов зажмурился…и ему показалось, что до конца понятна земная жизнь – горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишенная чудес…» и как опровержение его мыслей «в то же мгновение щелкнуло что-то…», из кокона появилась бабочка. Оказалось, что жизнь не бесплодна и абсолютно не лишена чудес. Мысли о том, что бабочка мертва, не оправдались. Она вылупилась от тепла. Эта бабочка – продолжение жизни мальчика.

Сочинение Анализ рассказа Набокова Рождество

Эти слова заставили отыскать на книжной полке книгу Набокова, попался «Круг», полистала, глянула в «Оглавление», выбрала «Рождество»…

Начала читать, стало грустно, тоскливо, но остановиться было невозможно… С тех пор прочитано много произведений Набокова, да и о его творчестве немало, но время от времени перечитываю «Рождество». Может быть, потому, что произведения В.Набокова рассчитаны на творческие возможности читателя. Автор писал, что он пишет «для художников». Отсюда и поэтические особенности его рассказов:

– внимание к деталям;

– основанность рассказов на оттенках того или иного настроения;

– внутренняя наполненность души человеческой.

Все эти особенности прослеживаются и в «Рождестве».

. Творчество Набокова созвучно нашему времени; поскольку предельно индивидуалистично, а по степени воздействия на стилевые процессы в русской, да и мировой литературе последней трети XX века. В. Набоков – один из самых эстетических влиятельных художников.

Некоторые критики называли ранние рассказы Набокова «лабораторными», считали, что в них все талантливо, но бессодержательно, красочно, но бесцельно.

В одном из своих последних интервью Набоков заявил: «Я верю, что когда-нибудь появится переоценщик, который объявит, что я не был легкомысленной жар-птицей, а наоборот, строгим моралистом…»

Особое удовольствие доставляет мне наблюдение за стилем писателя, основными чертами которого являются:

– смысловая плотность текста;

– языковая игра, в которую вовлекается читатель;

– наделённость писателя цветовым слухом, «цветовым ощущением».

Поскольку главные свойства создаваемого Набоковым художественного мира – многослойность и многоцветность, его произведения непросто интерпретировать.

Ключом к интерпретации произведения может служить его заглавие. В силу своей выделенности из основного текста заглавие занимает самую сильную позицию любого произведения и служит его смысловой, эмоциональной и композиционной доминантой. Заглавие анализируемого рассказа «Рождество» характеризуется особой семантической сложностью. События в рассказе Набокова развиваются накануне Рождества, одного из главных христианских праздников в честь рождения Иисуса Христа, который празднуется в основном 25 декабря. Заимствован христианством из дохристианских культов умирающих и воскресающих богов, «рождение» которых праздновалось в период зимнего солнцестояния. К празднику готовится Иван, слуга Слепцова, устанавливая во флигеле ёлку. Ни в коем случае не хочется проводить параллели между рассказом Набокова и легендой об Иисусе Христе (некоторые произведения Набокова прочитываются как пародии на те или иные факты культуры). Да, через несколько часов во флигеле зародится новая жизнь – на свет появится удивительная бабочка, индийский шелкопряд. Но хочется верить, что к жизни возродится и душа Слепцова, ведь так загадочно об этом сказано в финале рассказа: «И тогда простёртые крылья, загнутые на концах, тёмно – бархатные, с четырьмя слюдяными оконцами, вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья».

Сюжет рассказа «Рождество» прост. У Слепцова, главного героя повествования, несчастье: он хоронит сына, привезя «тяжелый, словно всею жизнью наполненный гроб, в деревню» из Петербурга. Проведя ночь в «мелких снах», утром он идет к мостику, вспоминает, каким счастливым был сын летом, когда «легким взмахом сачка срывал бабочку, севшую на перила».

Посетив могилу сына, Слепцов идет в его комнату, перебирает вещи сына: тетради, расправилки, коробку с коконом индийского шелкопряда, затем во флигеле читает его дневник, из которого узнает, что волновало сына в прошедшее лето. Понимает, что этого о своем сыне он раньше не знал…

Смертельная тоска охватывает героя… Он решил уйти из жизни «сегодня же»:»…и на мгновение ему показалось, что до конца понятна, до конца обнажена земная жизнь – горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишённая чудес…»

Но в это время что-то щелкнуло – это из кокона появилась бабочка, медленно развернула крылья, и эти «крылья вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья» …

Вот и весь сюжет, но при его пересказе исчезло что-то главное, что доставило при чтении эстетическое наслаждение, вызвало чувство сопереживания… Захотелось перечесть текст еще раз, а потом в руках оказался «Словарь символов» Джека Тресиддера. И началось увлекательное разгадывание текста Набокова. Но сначала , наверное, нужно немного сказать о символе вообще.

Слово «символ» пришло в наш язык из греческого и обозначает «условный знак». В основе своей символ всегда имеет переносное значение. Взятый же в словесном выражении – это троп.

В символе наличествует всегда скрытое сравнение, та или иная связь с явлениями быта, с явлениями исторического порядка, с историческими сказаниями, верованиями, например, крест как символ христианства, распятого Христа. Происхождение символа очень древнее, хотя в конкретных исторических условиях возникают и новые символы или изменяется смысл старых.

Многие символы приняты на вооружение психологией, так как отражают глубины человеческого сознания и подсознания. Простые идеи, выраженные символом, несущим эмоциональную окраску, приобретают новую силу. В процессе обмена идеями между людьми даже культурами символы предшествовали слову. Общепринятая система жизненных символов позволяет людям чувствовать гармонию друг с другом. С другой стороны, символы могут быть воображаемыми, имеющими совершенно произвольную форму.

Можно принять современное толкование слова «бабочка» – это символ суетности, легкомыслия. Возможно, это значение поможет понять характер взаимоотношений отца и сына при жизни: внешние доброжелательные контакты и незнание того, что делается в душе, поэтому так велика для Слепцова горечь утраты, потому жизнь дальше кажется ему невозможной. А в древности бабочка являлась символом бессмертия, ее жизненный цикл стал превосходным примером этого: жизнь (яркая гусеница), смерть (темная куколка), возрождение (свободный полет души). Каким глубоким философским содержанием наполняется рассказ Набокова!

Интересно значение других слов-символов: мост – метафора трудного перехода между миром живых и миром мертвых: а еще символ памяти. Недаром описание внешности сына даётся именно на мосту, вот таким он остался в памяти отца: «Неповторимым смехом играет лицо под загнутым краем потемневшей от солнца соломенной шляпы, рука теребит цепочку и кожаный кошелёк на широком поясе, весело расставлены милые, гладкие, коричневые ноги в коротких саржевых штанах, в промокших сандалиях».

Поражает умение Набокова в одном предложении сказать очень много…

Словесная плотность характерна и для следующего предложения, пожалуй, это самое информационно насыщенное предложение: «Совсем недавно, в Петербурге,- радостно, жадно заговорив в бреду о школе, о велосипеде, о какой-то индийской бабочке,- он умер, и вчера Слепцов перевёз тяжёлый, словно всей жизнью наполненный гроб в деревню, в маленький белокаменный склеп близ сельской церкви».

Обратим внимание на слово» гроб». В «Словаре символов» читаем Гроб – защищающая оболочка, символизирует надежду на возрождение. Недаром сын Слепцова похоронен в склепе.

Елка – символизирует возрождение, уход старого и рождение нового.

Свеча считается важнейшим символом христианских традиций, являясь эмблемой Христа, Церкви, Благодати, Веры и Свидетельства. Свеча краткосрочностью своего существования символизирует одинокую трепетную душу.

Дым – символ вознесения молитв или благочестивых душ, а также символ укрытия и мимолетности жизни.

Крест имеет ещё несколько значений: символ Космоса, Древа Жизни, символ энергии добра.

Зеркало имеет позитивную символику, так как в древности оно ассоциировалось со светом, особенно из-за напоминающих зеркало дисков солнца и луны, которые, как предполагали, отражают божественный свет. Отсюда и вера в то, что злые духи не любят зеркал и, как и духи тьмы, а также злые люди, не могут отражаться в них. В рассказе «Рождество» в зеркале на мгновение появляется отражение слуги Ивана, думается, что при отсутствии прямых характеристик героев, это добрый знак.

Иван помнит о празднике, видимо, по традиции он наряжает ёлку, находящийся в своём мире, мире горя, отчаяния, Слепцов не понимает, почему ёлка оказалась в гостиной. Автор подаёт нам «знаки»: в этот момент в руках Слепцова – деревянный ящик, а древесина – символ защиты, жизненной силы, прикосновение к дереву придаёт человеку волшебные силы, заключённые в нём.

И слон является символом силы, проницательности, долголетия, процветания, счастья, возможно всего этого желал своему сыну Слепцов как любящий отец, потому что рассматривание слона, нарисованного сыном, было последней каплей, приведшей его к приступу страшных сухих рыданий, после которых он решил покончить с жизнью.

Таким образом, используя простые легко запоминающиеся символы, многие из которых имеют несколько значений, Набоков создает своеобразные, многослойные тексты, передает читателям глубочайшие мысли о человеческой жизни и природе.

В поэтике Набокова, как и в поэтике Гоголя, Булгакова, среди других средств художественной изобразительности большое место занимает цветопись. Набоков не пишет, а рисует. Его пейзажи, детали быта дышат живыми красками действительности.

Перечитаем пейзажную зарисовку из 2 части рассказа, описание утра накануне «Рождества»:

«… Слепцов вышел на холодную веранду, так весело выстрелила под ногой половица, и на беленую лавку легли райскими ромбами отражения цветных стекол. Дверь поддалась не сразу, затем сладко хряснула, и в лицо ударил блистательный мороз. Песком, будто рыжеет корицей, усыпан был ледок, облепивший ступени крыльца, а с выступа крыши, остриями вниз, свисали толстые сосули, сквозившие зеленоватой синевой. Сугробы подступали к самым окнам флигеля, плотно держали в морозных тисках оглушенное деревянное строеньице. Перед крыльцом чуть вздувались над гладким снегом белые купола клумб, а дальше сиял высокий парк, где каждый черный сучок окаймлен был серебром, и елки поджимали зеленые лапы под пухлым и сверкающим грузом.»

Мы зримо представляем себе парк, в котором оказался Слепцов, мир героя рухнул, но в природе все по-прежнему, она торжественна, величава, вечна. В ней ничего не изменилось после смерти подростка ( Набоков не говорит о возрасте сына Слепцова, и это мои предположения).

Только между строк мы можем прочесть, что тяжёлая для Слепцова ночь – символ смерти – сменяется утром, которое несёт надежду. А снег, укрывший как саваном землю, символ холода, холодного чувства, отчуждения.

Выписав из текста все слова и сочетания, обозначающие цвет, убеждаемся, что среди них преобладают светлые тона над темными (см. таблицу). Чаще других употреблены прилагательные белый и черный (по 7 раз).

Белый цвет – символ чистоты, истины, невинности и жертвенности или божественности. Белый – позитивная сторона антитезы «черное – белое». Семантика черного цвета неоднозначна. Он обозначает не только беду, несчастье, но и справедливость. Как не вспомнить булгаковского Воланда, одетого в черную мантию, представляющего силу, которая «вечно хочет зла и вечно творит добро».

Слово «7» символизирует космический и духовный порядок и завершение природного цикла. Употреблением антонимов «черный – белый» 7 раз Набоков подчеркивает равновесие добра и зла в мире. Семерка – число, которое используется, чтобы указать на что – то необычное, даже сверхъестественное, на незаурядные способности и качества. Она объединяет явления, которые выходят из рамки обычного восприятия, выглядят непостижимым образом, кажутся таинственными. К сожалению, семерка учит, что все или почти все в жизни человека – несчастье, тлен или суета сует. О значении других чисел, употреблённых в рассказе, будет сказано ниже.

Зеленый цвет связан с жизнью растений, весной, молодостью. (ель).

Коричневый цвет – смирение, отречение, бедность.

Желтый – наиболее противоречивый из всех цветов – от позитивного до негативного.

Теплые тона желтого разделяют солнечную символику золота, счастья, изобилия. Негативный оттенок – цвет умирающих листьев, его связывают со сроком приближения смерти, загробной жизнью.

Синий цвет – цвет неба, символ вечности, истины, веры, чистоты, целомудрия.

Серый – отречения, смирение, меланхолия, безразличие. Как цвет праха, иногда ассоциируется со смертью, трауром и душой.

Употреблены оттенки цветов: синеватый, розоватый, зеленоватый, темно-синий, темно-бархатный и небесно-лазурный в рассказе, что делает описания более колоритными, запоминающимися . В 11 веке у древних славян цвета радуги ограничивались четырьмя цветами:

«В радуге свойства суть червленое, и синее, и зеленое, и багряное. »

Четыре цвета связаны с четырьмя стихиями: зеленый от воды, синий от воздуха, красный от огня, черный или багряный от земли.

Со временем человек создал новые слова для обозначения цветов, и процесс этот еще не закончен.

Строго говоря, языковые средства изображения мира у Набокова мало чем отличаются от тех, которые имелись в распоряжении других писателей, это цветные прилагательные (белый, черный, зеленый, синий и др.), глаголы (синеет), существительные (синева, голубизна), словосочетания (металлической искрой, седой ёж, оснеженный куст, слюдяные оконца, ледяная луна, серебристый туман). Совершенно по-новому звучат слова в этих словосочетаниях, превратившись в говорящую «живопись». Краски приобретают особую яркость и свежесть. Такие описания невозможно пропустить при чтении:

«Деревья – груды серого инея – отбрасывали черную тень на сугробы, загоравшиеся там и сям металлической искрой».

«… над белыми крышами придавленных изб, за легким серебряным туманом деревьев, слепо сиял церковный крест».

Мир красок, цветовая палитра, многозначность толкования цветов – это одна из сторон отражения мироощущения, миропонимания автора, это проявление разных смысловых ассоциаций. Об этом хорошо сказал другой поэт, Расул Рза:

Цвета проносятся сквозь наши души,

Как тёплые, прохладные ветра,

Окрашивая цветовою гаммой

Голоса и память…

Большое значение в поэтике Набокова имеет и освещение. Цвет и свет в рассказе «Рождество» неотделимы друг от друга: «При тусклом свете лампы шелком отливали под стеклом ровные ряды бабочек».

Чтобы побыть в комнате сына, Слепцов берёт из рук Ивана лампу и входит в дом один. Один-число, символизирующее первичную цельность, Божественную сущность (Создателя), источник жизни. Это выражение первичной сущности, нечто неделимое, мистический центр, из которого произошло всё сущее. В обыденном понимании один – эмблема начала, знак человеческого «я», а также одиночества. Слепцов уединяется в комнате сына, он хочет понять, почему ЭТО произошло именно с ним, сейчас он одинок не только в этой комнате, а во всей Вселенной…

Два – это символ разделения целого на части, символ отдельности человека от мира, природы и других людей. Это знак сравнения одного с другим. А еще два – символ взаимоотношений и взаимодействий человека с тем, что его окружает.

Два символизирует несколько ситуаций. В – первых, это символ разделения единого на части. Во – вторых, что очевидно из первого, – это символ объединения частей и связи между частями целого.

Крупный индийский кокон был куплен за три рубля. Три – одно из самых положительных чисел – эмблем не только в символике, но и в религиозной мысли, мифологии, легендах. Христианская доктрина Троицы (Триединого Бога), которая позволила соединить в едином Боге Отца, Сына и Святого Духа, является примером того, как число три может заменять число один при обозначении более многопланового и мощного союза. Три христианские добродетели – Вера, Надежда, Любовь часто появляются втроём. Пифагор считал три числом гармонии, а Аристотель – законченности.

Четыре по праву является символическим и магическим числом. Оно часто фигурирует в религиозных книгах, притчах, мифах и нередко присутствует в фольклоре, пословицах и поговорках. Смысл четырёх вполне определен, накрепко «впечатан» в обыденное сознание и связан главным образом со статичностью и законченностью.

Никаких качественных изменений четыре не обещает, да у нее и задачи другие: она хранит уже созданное.

Четверка – это знак замкнутого пространства и временного цикла, а также основательности, неизменности и защищенности.

Ещё четыре – весьма «человеческое» число. У нас четыре конечности, мы смотрим на мир из неподвижной точки на все четыре стороны, живем в доме с четырьмя стенами. Крест – ориентир в пространстве и символ самого пространства.

Четыре руки богини – значимый символ целостного мира, живущего в установленных законами рамках. Одна рука богини дает, другая – отбирает, третья – наказывает, четвертая – гладит по головке.

Четыре – это закрытый повторяющийся цикл чередований четырех времен года. Это четыре части суток – утро, день, вечер, ночь, и четыре сезона года – весна, лето, осень, зима. «Четырьмя слюдяными оконцами» на крыльях защищает индийский шелкопряд Слепцова, возвращает его к жизни.

И ещё об одном числительном хочется сказать. Шесть – число союза и равновесия, шестиугольник – это фигура, известная как Звезда Давида, символизирует союз двух семитских народов – государства Израиль и Иудеи. Иногда она считается символом человеческой души.

Символ глубоко эмоционален, чтобы его постичь, необходимо «вжиться» в настроение текста.

В рассказе нет описания внешности Слепцова, но по отдельным деталям мы можем понять его психологическое состояние, «прочувствовать» переживаемое им горе, и символические значения слов, прилагательные со значением цвета и света помогают в этом:

Наблюдая над текстом рассказа Набокова, я убедилась, что его язык, стиль – неповторимы и своеобразны. Каждое слово вызывает определенные ассоциации. Рассказ «Рождество» заставил задуматься об истинных ценностях, суетности бытия, вечности мироздания.

Ссылка на основную публикацию
Название: Анализ рассказа В.Набокова «Рождество»
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 04:23:05 02 февраля 2008 Похожие работы
Просмотров: 16738 Комментариев: 45 Оценило: 36 человек Средний балл: 4.1 Оценка: 4 Скачать