Сочинение Бородинское сражение в романе Война и мир Толстого

Бородинское сражение в романе Война и мир сочинение

Жанр, выбранный Львом Николаевичем Толстым, для воплощения авторского замысла – роман-эпопея, подразумевает не только наличие большого количества героев и сюжетных линий, но и опору в сюжете на важное историческое событие, которое значительно повлияло на судьбу народа. Таким событием в этом произведении является Отечественная война 1812 года. И, естественно, говоря о ней, невозможно не упомянуть Бородинское сражение, которому автор уделяет значительно место в романе.

писывая эту битву, писатель пытается ответить на такие глобальные вопросы, как “какая сила движет народом?”, “может ли один человек повлиять на судьбу целой страны” и многие другие, а также раскрывает одну из главных философских концепций произведения – “мысль народную”. Все это он делает, в первую с помощью мыслей, переживаний и поступков главных героев.

Андрей Болконский, поняв, что в одиночку ему не изменить ход войны, возвращается в армию, охваченный чувством долга. Отбросив все свои прежние предрассудки, он ведет в бой обычных, русских солдат, ставя себя с ними на равных. Именно в Бородинском сражении, а не при Аустерлице, Андрей совершает настоящий подвиг, достигает полной гармонии с собой и понимает, что главная цель его жизни – служить народу, помогать своей стране идти вперед. Заставив привыкнуть и полюбить героя, автор “убивает” его на поле боя. К сожалению, это логичный исход событий, которого требует реалистичное направление литературы.

В последние минуты жизни Толстой примеряет Андрея с Наташей, даруя ей прощение, а также со всем миром. В этот момент он принимает неизбежное, понимая, что прожил свою жизнь не зря. Даже лежащего рядом Анатолия Курагина он перестает ненавидеть, даруя ему прощения за все совершенные поступки.

От оков заблуждения на Бородинском сражении освобождается еще один главный герой произведения – Пьер Безухов. Попав в центр битвы, он осознает, что обычный рядовой солдат в этот момент намного полезнее его, растерянного и не по ситуации одетого. В этот момент рушатся все его идеалы и мечты. герой понимает, что невозможно решать судьбу народа в одиночку. Его глобальный план по убийству Наполеона Бонапарта – всего лишь желание навеки напечатлеть свое имя в истории, а значит, он ничем не душе того, кого мечтал умертвить.

Таким образом, с помощью Бородинского сражения, автор не только описывает реальные события, но и раскрывает глубокий философский замысел, заложенный в основу “Войны и мир”.

Сочинение на тему Бородинское сражение в романе Толстого Война и мир

Большинство литературоведов, исследователей творчества Льва Николаевича пишут, что классик искажал многие исторические факты в художественных целях. Это касается, в основном, военных сцен, и, в частности, битвы на Бородинском поле.

Непререкаемый факт – события, происходящие на поле Бородина явились коренным переломом в войне 1812 года. Если открыть том третий бессмертного творения Льва Николаевича, то можно найти ответ на вопрос: «Для какой цели русские и французы сошлись в смертельной схватке на Бородинском поле?»

Лев Николаевич детализирует с точностью до мелочей три даты: 24, 25 и 26 августа тысяча восемьсот двенадцатого года. 24 Наполеон по чистой случайности наткнулся на Шевардинское укрепление и разбил его, чем освободил путь своей армии вперед, форсировав впереди пролегающую реку Колочу. 25 августа – это «день тишины». Ни одна из сторон не предпринимает никаких действий. Тишина и покой.

26 августа – день сражения на Бородинском поле. Читателю важно помнить, что Лев Николаевич оценивает события на поле Бородина, как немыслимые и бессмысленные. Но Лев Николаевич кроме описания военных баталий, вскрывает глубокие душевные переживания своих любимых героев.

Например, Андрей Болконский перед битвой Бородинской взволнован и немного рассеян. Он предается воспоминаниям о лучших моментах прожитой жизни. Он уверен в победе русской армии и делится этой мыслью с Пьером Безуховым.

Тимохин ведает Андрею, что его солдаты не стали выпивать, потому что завтра для них важный день. Пьер идет вечером 25 августа на курган и видит ополченцев в белых рубахах, а Друбецкой поясняет, что таким образом они приготовились принять смерть.

Если посмотреть на состояние французского полководца Наполеона, то можно сделать вывод, что он раздражен. Наверное, наполеон осознает, что 26 августа состоится решающее сражение. Читатель может проследить в ходе его мыслей, что он не до конца уверен в своих бойцах….

Итак, решающее Бородинское сражение.

Наполеон сидит на возвышении, пьет пунш и наблюдает за происходящим. Почему Лев Николаевич показывает его именно таким в этот решающий момент? Читателю все предельно ясно: Наполеон оторван от французского народа. Он подчеркивает свое превосходство над всеми. Он равнодушно наблюдал за тем, как люди убивают друг друга, и мечтал только лишь о беспредельной власти, одному ему принадлежащей.

Совсем иначе показывает Толстой Кутузова. Для него Бородинская битва – это решающее сражение всей войны 1812 года. Он проиграл сражение на поле Бородина, но интуитивно понимал, что это еще не финальный аккорд войны.

Он дал возможность Наполеону войти в Москву, но тем самым обрек его на смерть. Французская армия подавлена и опустошена. Голод и холод гонит французов прочь от столицы России.

Таким образом, Кутузов понимал решающую роль Бородинского сражения. Но в большей мере для него важна великая сила русского народа, его стойкость и воля к победе, которая дала возможность русской армии победить в кампании 1812 года.

Бородинское сражение в романе Война и мир

Картина «Лунная ночь на Днепре» написана известным русским художником Куинджи. Она произвела сильное впечатление на зрителей на его персональной выставке, будучи там единственной картиной.

Все мы любим этот потрясающий праздник. Это самый лучший, чудесный, и волшебный праздник на свете. Скоро во всех домах будут праздновать Новый год, люди миллионными ждут этого дня, это день по настоящему, чудесен, прекрасен, волшебен.

Всем нам в детстве наши бабушки рассказывали сказки. Одним из самых любимых было повествование о молодом Царевиче Иване и его избраннице. Именно эпизод из этой сказки изобразил русский художник И.Я. Билибин. На картине мы видим Ивана-Царевича,

Настоящей волшебницей считают зиму. Вокруг все меняется с ее приходом. Не лютый мороз, не ветер, не могут отобрать у зимы ее волшебства. Приходит она всегда внезапно. Тихо и торжественно

Приближение нового года готовит встречу с дедушкой Морозом. Дед Мороз всегда занят. Ему предстоит разложить и вручить большое количество подарков. Помогать дедушке Морозу в этом будет Снегурочка.

Тарас Бульба – главный герой одноименной повести Н.В. Гоголя. Он сильная, волевая натура. Уважаемый, в куренях Запорожской Сечи, казак. Он не любит сидеть дома. Вся его душа, без остатка, требует свободы и воли.

Бородинское сражение в романе Война и мир Толстого

Лев Николаевич Толстой является автором в произведения “Война и мир”. Автор произведения позволил себе исправить некоторые факты, связанные с войной 1812 года. Многие историки по сей день рассуждают о том, почему он это сделал. Ведь Аустерлицкое сражение, действительно имело большое значение для победы русской армии, но главную победу Россия, смогла одержать лишь после Бородинского сражения.

То же самое время, автор указывает на то, что данное сражение не имело никакого значения с точки зрения истории, для дальнейшей победы России над французами. Но несмотря на его рассуждения, многими историческими деятелями, этот главный факт осуждается и находит спорные суждения. Для того чтобы наиболее точно и полно описать события, которые происходили в те времена, Лев Николаевич, рассказывает о русских людях и французах, которые сражались на поле боя.

Лев Николаевич Толстой всеми силами старается выразить своё непонимание, как могли поступить так русские солдаты во время боя. Так как русские солдаты, сражались практически на ровной местности, где не было возможности спрятаться и нанести гораздо больший урон врагу.

На протяжении чтения произведения, становится понятно, что автор описывает не только место действия, но и героев, которые участвовали в столь знаменитом сражении. Наиболее подробно он начинает описывать, Андрея Болконского. Он не спокоен, его постоянно терзают мысли о возлюбленной, он не может найти себе покоя и всё время находится в нервном состоянии. И для того чтобы хоть как-то сбросить груз со своих плеч, он рассказывает о своих чувствах Пьеру Безухову. Он старается подбодрить своего товарища и говорит ему о том, что во что бы то ни стало, завтра они смогут выиграть столь желанное сражение.

Пьер Безухов, ходит по округе и видит солдат, которые уже подготовились к тому, чтобы умирать, они одеваются в светлые одежды перед большим боем. То что видит персонаж, очень его впечатляет и запоминается в его памяти на долгое время. Также главный противник русской армии Наполеон, не спокоен в последнее время и не может с полным спокойствием отнестись к ситуации, которая складывается в округе. Ему не сидится на месте и он жаждет как можно скорее закончить бой победой. Но даже во время сражения, он сидит на своём коне и попивает пунш, но несмотря на такое изображение автором, главного противника русской армии, становится понятно, что Наполеон очень не уверен в той армии, которая его окружает.

2 вариант

Бородинское сражение в данной эпопее показано достаточно подробно и ярко, что помогает читателю понять и изучить исторические моменты, которые происходили в то время. Многие историки убеждены, что данное сражение явилось ключевым в рамках всей войны 1812 года. Именно благодаря нему, русские смогли победить французскую армию, оно решило исход войны.

В третьем томе романа причина данного сражения ставилась под сомнение автором, так как он считал, что от него не было проку, как французам, так и его соотечественникам, однако лидеры армий приняли решение о том, что оно должно состояться. Описанные действия сражения начинаются с того, как 24 августа 1812 года лидер французов не разглядев русские войска, а лишь наткнувшись на оборонительный редут, предпринимает решение сражаться прямо в этом месте. Уже 26 августа происходит само сражение, которое протекало в Бородино. Писатель, описывая ход и начало данной битвы, дает свою собственную оценку его причинам и сути. Он считает, что для русской армии такое сражение могло сулить лишь беды, так как все предпосылки и логические доводы, например такие как, армия должна была сражаться очень долгое время – около десяти часов, без перерыва в сложнейших условиях, были на стороне писателя.

Описание Бородинского сражения приведено с девятнадцатой по тридцать девятую главу второй части в третьем томе. Помимо хода битвы, автор показывает и основных участников на поле боя, которые являются героями как произведения в целом, так и героями на поле боя. Например, Андрей Болконский чувствовал воодушевление перед предстоявшей битвой. Он искренне верил в победу своих войск и был готов сделать все возможное для своего вклада в это сражение. Пьеру Безухову война показалась крайне непредсказуемой, и далекой от «реальных дел», которые якобы рассчитываются и планируются. Наполеон в данной битве был показан в плохом настроении, взволнованным и сердитым. Он понимал, что от исхода данной битвы будет зависеть и итог войны в целом. Он не рассчитывает на безоговорочную победу, понимая, что российская армия даст достойный отпор. Кутузов был показан собранным и отчаянным воином, который хотел лишь одного – победить иностранного врага всеми способами. Показывая такие картины в ходе сражения, писатель хотел, чтобы у читателя остались глубокие и сильные впечатления, связанные как с битвой, так и с войной в целом, и у него это великолепно получилось.

Также читают:

Картинка к сочинению Бородинское сражение в романе Война и мир

Популярные сегодня темы

Образ Агафьи Пшеницыной вызывает много двойственных мыслей, как в наше время, так и во времена Гончарова. Главная черта характера героини – любовь с большой самоотдачей к близким ей людям, которая переплетается с поклонением и смирением.

Читайте также:  Сочинение Фамусовская Москва в комедии Горе от ума Грибоедова

В моей жизни много любимых занятий, но больше всего мне нравится ездить на рыбалку. Как-то раз мы с папой на выходные дни отправились рыбачить. Взяв необходимое снаряжение, отправились рано утром в субботу на Каму

Очень важно задуматься над своим поведением. В центре внимания рассказа: плохой поступок Фильки. Этот ребёнок по характеру груб при разговоре с людьми. Не любит общаться.

«Тапер» – произведение Куприна, суть которого заключается в том, что истинный талант рано или поздно будет обнаружен и представлен широкой публике.

В наше время иногда сложно найти человека, который бы открыто говорил о том, что любит и ценит тот край, в котором родился. Однако, я являюсь именно такой личностью. Так же, как меня переполняет уважение и благодарность

Бородинское сражение в романе «Война и мир»

Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы…
М.Ю.Лермонтов

Изучив роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир», многие историки спорят о том, что Толстой позволил себе исказить некоторые факты Отечественной войны 1812 года. Это касается Аустерлицкого сражения и сражения под Бородино. Действительно, Бородинское сражение в романе «Война и мир» Толстого описано достаточно подробно, что позволяет изучить исторические события по страницам романа. Однако, мнение историков сходится на том, что главным сражением всей Отечественной войны 1812 года явилась именно Бородинское. Именно оно послужило причиной победы русских над французской армией. Именно оно стало решающим.

Ход Бородинского сражения

Откроем роман Л.Н.Толстого, третий том, часть вторую, главу девятнадцатую, где прочтем: «Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла. Результатом ближайшим было и должно быть – для русских то, что мы приблизились к погибели Москвы. а для французов то, что они приблизились к погибели всей армии… Результат этот был тогда же совершенно очевиден, а между тем Наполеон дал, а Кутузов принял это сражение».

Как описывает Толстой, 24 августа 1812 года Наполеон не увидел войска русской армии от Утицы до Бородина, а случайно «наткнулся» на Шевардинский редут, где ему и пришлось начать сражение. Позиции левого фланга были ослаблены противником, и русские потеряли Шевардинский редут, а Наполеон перевел свои войска через реку Колочу. 25 августа ни с той ни с другой стороны не последовало никаких действий. А 26 августа произошло Бородинское сражение. В романе писатель даже показывает читателям карту – расположение французской и русских сторон – для более четкого представления всего происходящего.

Бородинское сражение в оценке Толстого

Толстой не скрывает своего непонимания бессмысленности действий русской армии и дает свою оценку Бородинского сражения в «Войне и мире»: «Бородинское сражение не произошло на избранной и укрепленной позиции с несколько тогда слабейшими со стороны русских силами, а Бородинское сражение, вследствие потери Шевардинского редута, принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов, то есть в таких условиях, в которых не только не мыслимо было драться десять часов и сделать сражение нерешительным, но немыслимо было удержать в продолжение трех часов армию от совершенного разгрома и бегства».

Герои в Бородинском сражении

Описание Бородинского сражения приведено в 19-39 главах второй части третьего тома. При этом даётся не только описание военных действий. Толстой уделяет большое внимание размышлениям наших героев. Он показывает Андрея Болконского накануне сражения. Его мысли взбудоражены, и сам он несколько раздражен, испытывая странное волнение перед битвой. Он думает о любви, вспоминая все важные моменты своей жизни. Он уверенно говорит Пьеру Безухову: «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!

Капитан Тимохин рассказывает Болконскому: «Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят». Пьер Безухов пришел на курган, где готовились к бою, и ужаснулся, открыв для себя войну «не понаслышке». Он видит мужиков-ополченцев и недоуменно смотрит на них, на что Борис Друбецкой объясняет ему: «Ополченцы – те прямо надели чистые, белые рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Какое геройство, граф!»

Поведение Наполеона тоже заставляет задуматься. Он нервничает и последний день перед битвой «находится не в духе». Наверное, Наполеон понимает, что битва эта будет для него решающей. Кажется, он не уверен в своей армии, и что-то подвергает его сомнению. В самый ход Бородинского сражения Наполеон сидит на кургане у Шевардино и пьет пунш. Почему писатель показал его именно в такой момент? Что хотел показать? Мелочность и равнодушие к своим солдатам, или особую тактику великого стратега и уверенность в своих силах? По крайней мере, для нас – читателей – все становится понятно: Кутузов никогда бы не позволил себе такого поведения на генеральном сражении. Наполеон показал свою оторванность от народа, где он – и где его армия. Он показал все свое превосходство и перед русскими и перед французами. Он не снизошел, чтобы взять шпагу и вступить в бой. Он наблюдал за всем со стороны. Смотрел, как люди убивают друг друга, как русские громят французов и наоборот, а думал только обо одном – власти.

О словах Кутузова (приказ к сражению) Толстой говорит так: «…то, что сказал Кутузов, вытекало…из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека». Для него значение Бородинской битвы поистине было исходом всей войны. Человек, который чувствовал все, что происходит с его солдатами, наверное, не мог думать по-другому. Бородино для него было проиграно, но он знал, каким-то внутренним чувством, что война еще не закончена. Можно ли назвать это расчетом Кутузова, когда разрешив Наполеону войти в Москву, он подписывает императору Франции смертный приговор. Он обрекает французскую армию на полное опустошение. Он изнуряет их голодом, холодом и приводит их к бегству из Москвы. Помогает Кутузову в этом и природа, и русский дух и в победу, и вера в силы, пусть ослабевшие, но еще живые, и большое партизанское движение, которое развернул народ.

Выводы

Проведя небольшой анализ этого эпизода, я делаю вывод, что Кутузов признавал за русским народом великую силу, которая и привела Россию к победе. Расчет это или чистая случайность не имеет значения, но Бородинское сражение стало исходом всей войны 1812 года. Достаточно кратко я написал некоторые важные, на мой взгляд, цитаты, которые подтверждают эту мысль.

В моем сочинении на тему «Бородинское сражение в романе «Война и мир» я постарался раскрыть значимость Бородинской битвы в оценке Л.Н.Толстого, в его понимании смысла этой военной операции. А также значение Бородинского сражения в судьбах главных героев романа.

Бородинское сражение в романе «Война и мир» Толстого – сочинение рассуждение

Почему описание решающей битвы перед Москвой Толстой создал сквозь призму восприятия Пьера Безухова? Ведь герой не был образован в военном деле, имел жизненные принципы, не отягощенные злобой и агрессией. Автор попытался донести до читателя, что Бородинское сражение в романе «Война и мир» является трагедией человечества, а не стратегическим поражением из учебника истории.

Перерождение графа Безухова на поле

Когда начинается война, каждым человеком, независимо от возраста и пола, овладевают тревожные мысли. Пьер раньше был одиноким, замкнутым, находился в постоянном поиске смысла жизни. Как только армия Наполеона приблизилась к воротам Москвы, граф Безухов ощутил, что даже жизнь есть вздор, сравнив ее с грядущей бедой.

Значение бытовых удобств, богатства и суеты становится ничтожным для порядочного гражданина, ели угроза порабощения виснет над его народом. Каждый честный человек устремился туда, где решалась судьба его страны – на Бородино.

Вот литературный секрет автора – глазами Болконского или Ростова, которые читали картину 25 августа 1812 года, как привычные маневры, все выглядело довольно обыденно. С точки зрения же неискушенного обывателя море людей, стекающееся к месту сборов, свидетельствовало о патриотическом величии предстоящей битвы.

Утро 26 августа 1812 года

Графа Безухова встретило после сна яркое солнце, которое всегда являлось для людей символом жизни, залогом плодородия. Только сейчас лучи отражались зайчиками от стали солдатских штыков, которые начинали прорисовываться сквозь густой рассветный туман. Звон оружия звал героя, Пьера тянуло в гущу шумных событий. Там должна была открыться истина противостояния добра и зла. Первый залп орудия еще нравился графу, дым был похож на белый пушистый мячик. Все вокруг напоминало интересное приключение, Безухов напросился с одним генералом вглубь битвы и оказался на первой линии огня.

Барин выглядел нелепо среди пушек: одетый в штатское платье, в белой шляпе на голове, неуверенно держался верхом на лошади. Солдатам было неприятно видеть здесь, среди их кровавой работы, среди раненых и убитых мирного рассеянного господина.

Крещение огнем

Инстинкт самосохранения заставляет Пьера броситься на помощь артиллеристам. Батарея Раевского несколько раз в день переходила из рук российских солдат к французам и обратно. Историки подтверждают, что это были моменты, решающие исход битвы. Барин соглашается подносить солдатам ядра.

Гром, треск и свист услышал Пьер одновременно, когда рядом разорвались ящики с боеприпасами. Блеск огромного пламени ослепил его и заставил присесть на землю. Страх поглощает человека в момент опасности, поэтому не осознавая своих действий, граф побежал туда, где можно было спрятаться. В окопы. Но там враги уже убивают его соотечественников.

Безухов автоматически хватает за горло французского солдата. Перед ним чужое лицо человека, который раннее ничего плохого ему не сделал. Пьер еще не готов убить, но ему впервые приходится защищать свою жизнь.

Наконец, атака закончилась, герой может перевести дух, созерцая, как в этой временной передышке смешиваются раненные и убитые обеих армий. Война утратила первичный пафос, мужчина чувствует ужас, но наивно думает, что сейчас эти люди очнутся и прекратят убивать друг друга.

Бородинское поле вечером

Пьер Безухов осознал катастрофические последствия произошедшего в ту пору, когда катастрофу осознали все, кто остался в живых. Поля, луга и огороды нескольких деревень оказались заваленными телами людей. Пестрели разные мундиры, убитые застыли в разных позах, только кровь у всех было темного красного цвета.

Перевязочные пункты на сотни метров вокруг пропитались кровью, которая смешалась с землей и превратилась в густую кровавую грязь. Поток раненых воинов, перепуганных, страдающих от боли, брел в направлении Можайска.

Утреннюю бодрость сменила мгла сырости, остро пахнущая дымом, смесью селитры и крови. Природа пыталась заставить людей прекратить стрелять и протыкать друг друга штыками – пошел дождь. Измученные солдаты не выдерживали психологического давления, вида тысяч убитых, раненых, искалеченных и измученных, но они сражались по инерции.

Наверно, невозможно остановить мгновенно страшное дело войны.

Бородинская битва глазами Андрея Болконского

Полк князя Болконского вступил в бой в середине дня. Две сотни солдат пали под ядрами орудий еще стоя в бездействии. Потом под огнем нескольких сотен неприятельских орудий погибла треть всего полка. Людей построили в колонны, заставив стоять под расстрельным огнем врага. То тут, то там выстрел попадал в толпу не атакующих солдат.

Эпизод ранения Андрея Толстой представил, как так, как гибли в тот день десятки тысяч солдат и офицеров. Патриот, который при Аустерлице поднял знамя, а под Шенграбеном командовал батареей, погиб бессмысленно. Война часто не дает возможности проявить героизм, отнимает жизнь просто так.

Вражеское ядро настигло боевого офицера, когда тот бесцельно шагал по полю, слушал шум пролетающих над головой снарядов. Был момент, когда Болконский мог избежать попадания. Адъютант успел пасть на землю и крикнуть «ложись», но офицер помнил, что на него смотрят подчиненные, чей боевой дух зависит от его поведения.

Читайте также:  Герои произведения 451 градус по Фаренгейту

Среди русского народа всегда встречаются люди, которые не бегут, не молчат, не прячутся. Как правило, они гибнут, но остаются в памяти окружающих героями, достойными светлой памяти.

Отношение Льва Толстого к Бородинской битве

Лев Толстой является известным гуманистом в мире классической литературы, он пытался передать будущим поколениям отвращение к войне. Автор лично провел на месте Бородинского сражения много времени, чтобы отразить в романе каждую деталь топографии. Чтобы представить масштаб развернувшейся трагедии 26 августа 1812 года.

По мнению писателя ни Наполеон, ни Кутузов не обладали такой мощной властью, которая была способна отвернуть гибель обоих армий или остановить сражение посреди дня. Две агрессивные силы сошлись на Бородинском поле, чтобы повернуть ход истории в другое русло.

Добрый мудрый Лев Толстой положил свой семилетний труд в создание романа, чтобы донести до мира простую истину – кровопролитие народов всегда остается самым грязным делом в прямом и переносном смысле. Раны и боль одинаково приносят страдания людям всех национальностей, не зависимо от веры и социального статуса.

Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир»

Описание Бородинской битвы занимает двадцать глав третьего тома «Войны и мира». Это – центр романа, его кульминация, решающий момент в жизни всей страны и многих героев произведения. Здесь перекрещиваются пути главных действующих лиц: Пьер встречает Долохова, князь Андрей – Анатоля, здесь каждый характер раскрывается по-новому, и здесь впервые проявляет себя громадная сила, выигравшая войну, – народ, мужики в белых рубахах.

Картина Бородинского сражения в романе дана через восприятие штатского человека, Пьера Безухова, самого, казалось бы, непригодного для этой цели героя, ничего не понимающего в военном деле, но сердцем и душой патриота воспринимающего все происходящее. Чувства, овладевшие Пьером в первые дни войны, станут началом его нравственного перерождения, но Пьер еще не знает об этом. «Чем хуже было положение всяких дел, и в особенности его дел, тем Пьеру было приятнее…» Он впервые ощутил себя не одиноким, никому не нужным обладателем огромного богатства, а частью единого множества людей. Решив ехать из Москвы к месту сражения, Пьер испытал «приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобство жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то…»

Это чувство естественно рождается у честного человека, когда над ним нависает общая беда его народа. Пьер не знает, что такое же чувство испытают Наташа, князь Андрей в горящем Смоленске и в Лысых Горах, а также многие тысячи людей. Не одно только любопытство побудило Пьера отправиться на Бородино, он стремился быть среди народа, там, где решается судьба России.

Утром 25 августа Пьер выехал из Можайска и приближался к расположению русских войск. По пути ему встречались многочисленные телеги с ранеными, и один старый солдат спросил: «Что ж, землячок, тут положат нас, что ль? Али до Москвы?» В этом вопросе не только безнадежность, в нем ощущается то самое чувство, владеющее Пьером. И еще один солдат, встретившийся Пьеру, сказал с грустной улыбкой: «Нынче не то что солдат, а и мужичков видал! Мужичков и тех гонят. Нынче не разбирают. Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва. Один конец сделать хотят». Если бы Толстой показал день накануне Бородинской битвы глазами князя Андрея или Николая Ростова, мы не могли бы увидеть этих раненых, услышать их голоса. Ни князь Андрей, ни Николай не заметили бы этого всего, потому что они – профессиональные военные, привыкшие к ужасам войны. Но для Пьера все это необычно, как неискушенный зритель он замечает все мельчайшие подробности. И глядя вместе с ним, читатель начинает понимать и его, и тех, с кем он встречался под Можайском: «удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то. »

И вместе с тем все эти люди, каждый из которых завтра может быть убит или искалечен, – все они сегодня живут, не задумываясь о том, что их ждет завтра, с удивлением смотрят на белую шляпу и зеленый фрак Пьера, смеются и подмигивают раненым. Название поля и деревни рядом с ним еще не вошло в историю: офицер, к которому обратился Пьер, еще путает его: «Бурдино или как?» Но на лицах всех встреченных Пьером людей заметно «выражение сознания торжественности наступающей минуты», и сознание это так серьезно, что во время молебна даже присутствие Кутузова со свитой не привлекло внимание: «ополченцы и солдаты, не глядя на него, продолжали молиться».

«В длинном сюртуке на огромном толщине теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице», – таким видим мы Кутузова перед Бородинским сражением. Опустившись на колени перед иконой, он потом «долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости». Это подчеркнутая автором старческая тяжесть и слабость, физическая немощность, усиливает впечатление духовной мощи, исходящей от него. Он преклоняет колени перед иконой, как и все люди, как солдаты, которых он пошлет завтра в бой. И так же, как они, он чувствует, торжественность настоящей минуты.

Но Толстой напоминает, что есть и другие люди, думающие об ином: «За завтрашний день должны. быть розданы большие награды и выдвинуты вперед новые люди». Первый среди этих «ловцов наград и выдвижений» – Борис Друбецкой, в длинном сюртуке и с плетью через плечо, как у Кутузова. С легкой, свободной улыбкой он сначала, доверительно понизив голос, ругает Пьеру левый фланг и осуждает Кутузова, а затем, заметив приближающегося Михаила Илларионовича, хвалит и его левый фланг, и самого главнокомандующего. Благодаря таланту всем нравиться он «сумел удержаться при главной квартире», когда Кутузов выгнал многих ему подобных. Вот и в этот момент он сумел найти слова, которые могут быть приятны Кутузову, и говорит их Пьеру, рассчитывая, что главнокомандующий их услышит: «Ополченцы – те прямо надели чистые, белые рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Какое геройство, граф!» Борис рассчитал правильно: Кутузов услышал эти слова, запомнил их – и вместе с ними Друбецкого.

Не случайна и встреча Пьера с Долоховым. Невозможно поверить, что Долохов, кутила и бретер, может извиниться перед кем бы то ни было, но он делает это: «Очень рад встретить вас здесь, граф, – сказал он ему громко и не стесняясь присутствия посторонних, с особенной решительностью и торжественностью. – Накануне дня, в который бог знает кому из нас суждено остаться в живых, я рад случаю сказать вам, что я жалею о тех недоразумениях, которые были между нами, и желал бы, чтобы вы не имели против меня ничего. Прошу вас простить меня».

Пьер и сам не мог объяснить, зачем он поехал на Бородинское поле. Он знал только, что в Москве оставаться невозможно. Он хотел своими глазами видеть то непонятное ему и величественное, что должно было произойти в его судьбе и судьбе России, а также увидеть князя Андрея, который смог объяснить ему все происходящее. Только ему мог поверить Пьер, только от него ждал в этот решающий момент своей жизни важных слов. И они встретились. Князь Андрей ведет себя по отношению к Пьеру холодно, почти враждебно. Безухов одним своим видом напоминает ему о прежней жизни, а главное – о Наташе, а князь Андрей хочет поскорее забыть о ней. Но, разговорившись, князь Андрей совершил то, чего ждал от него Пьер, – со знанием дела объяснил положение дел в армии. Как и все солдаты и большинство офицеров, он считает величайшим благом отстранение от дел Барклая и назначение на пост главнокомандующего Кутузова: «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой, родной человек».

Кутузов для князя Андрея, как и для всех солдат, – человек, который понимает, что успех войны зависит от «того чувства, которое есть во мне, в нем, – он указал на Тимохина, – в каждом солдате». Этот разговор был важен не только для Пьера, но и для князя Андрея. Высказывая свои мысли, он сам ясно понял и в полной мере осознал, как ему было жалко свою жизнь и своей дружбы с Пьером. Но князь Андрей – сын своего отца, и его чувства никак не проявятся. Он почти насильно выставил Пьера от себя, но, прощаясь, «быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал. »

26 августа – день Бородинского сражения – глазами Пьера мы видим красивое зрелище: пробивающееся сквозь туман яркое солнце, вспышки выстрелов, «молнии утреннего света» на штыках войск. Пьеру, как ребенку, захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки, это движение, эти звуки». Он долго еще ничего не понимал: приехав на батарею Раевского, «никак не думал, что это. было самое важное место в сражении», не замечал раненых и убитых. В представлении Пьера война должна быть торжественным событием, а для Толстого это – тяжелая и кровавая работа. Вместе с Пьером читатель убеждается в правоте писателя, с ужасом наблюдая за ходом сражения.

Каждый в сражении занимал свою нишу, выполнял честно или не очень свой долг. Кутузов это прекрасно понимает, почти не вмешивается в ход сражения, доверяя русским людям, для которых это сражение – не тщеславная игра, а решающая веха в их жизни и смерти. Пьер волей судьбы оказался на «батарее Раевского», где происходили решающие события, как потом напишут историки. Но Безухову и без них «казалось, что это место (именно потому, что он находился на нем) было одно из самых значительных мест сражения». Подслеповатым глазам штатского не видно всего масштаба событий, а видно только то, что происходит вокруг. И здесь, как в капле воды, отразился весь драматизм битвы, ее неимоверный накал, ритм, напряжение от происходящего. Батарея несколько раз переходит из рук в руки сражающихся. Пьеру не удается остаться созерцателем, он активно участвует в защите батареи, но делает все по наитию, из чувства самосохранения. Безухову страшно от происходящего, он наивно думает, что «. теперь они (французы) оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали! Но солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что-то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил».

Толстой стремился показать войну глазами ее участников, современников, но иногда смотрел на нее с точки зрения историка. Так, он обращал внимание на плохую организацию, удачные и неудачные планы, которые рушились из-за ошибок военачальников. Показывая военные действия с этой стороны, Толстой преследовал еще одну цель. В начале третьего тома он говорит, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Прошлой войне вообще не было оправданий, потому что вели ее императоры. В этой же войне была правда: когда враг приходит на твою землю, ты обязан защищаться, что и делала русская армия. Но как бы то ни было, война по-прежнему оставалась грязным, кровавым делом, что и понял Пьер на батарее Раевского.

Эпизод, когда ранили князя Андрея, не может оставить читателя равнодушным. Но самое обидное, что его гибель бессмысленна. Он не бросился вперед со знаменем, как при Аустерлице, он не был на батарее, как под Шенграбеном, – он лишь ходил по полю, считая шаги и прислушиваясь к шуму снарядов. И в этот момент его настигло вражеское ядро. Стоявший рядом с князем Андреем адъютант лег и ему крикнул: «Ложись!» Болконский стоял и думал о том, что не хочет умирать, и «вместе с тем помнил о том, что на него смотрят». Князь Андрей не мог поступить иначе. Он, с его чувством чести, с его благородной доблестью, не мог лечь. В любой ситуации находятся люди, которые не могут бежать, не могут молчать и прятаться от опасности. Такие люди обычно гибнут, но в памяти других остаются героями.

Читайте также:  Образ и характеристика Беликова в рассказе Человек в футляре Чехова

Князь был смертельно ранен; истекал кровью, русские войска стояли на занятых рубежах. Наполеон был в ужасе, он еще не видел подобного: «двести орудий направлены на русских, но. русские все так же стоят. » Он смел писать, что поле битвы было «великолепно», но его устилали тела тысяч, сотен тысяч убитых и раненых, но это уже не интересовало Наполеона. Главное, что не удовлетворено его тщеславие: он не одержал сокрушительной и яркой победы. Наполеон в это время «желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом. сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы. Он с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого считал себя причиной, но которого не мог остановить».

Здесь Толстой впервые показывает его естественным. Накануне битвы он долго и с удовольствием занимался своим туалетом, затем принял приехавшего из Парижа придворного и разыграл небольшой спектакль перед портретом своего сына. Для Толстого Наполеон – воплощение суетности, той самой, которую он ненавидит в князе Василии и Анне Павловне. Настоящий человек, по мнению писателя, не должен заботиться о впечатлении, которое он производит, а должен спокойно отдаваться воле событий. Таким он изображает русского полководца. «Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». Он не суетится, доверяя людям проявлять инициативу, где это нужно. Он понимает бессмысленность своих распоряжений: все будет так, как будет, он не мешает людям мелочной опекой, а верит в высокий дух русской армии.

Великий гуманист Л.Н. Толстой правдиво, документально точно отразил события 26 августа 1812 года, дав свою трактовку важнейшему историческому событию. Автор отрицает решающую роль личности в истории. Не Наполеон и Кутузов руководили сражением, оно шло, как должно было идти, как смогли «повернуть» его тысячи участвующих в нем с обеих сторон людей. Прекрасный баталист, Толстой сумел показать трагедию войны для всех участников, независимо от национальности. Правда была на стороне русских, но они убивали людей, гибли сами ради тщеславия одного «маленького человечка». Говоря об этом, Толстой как бы «предостерегает» человечество от войн, от бессмысленной вражды и от кровопролитий.

Читайте также:

Художественные особенности романа

Нравственно-философский смысл произведения

Описание Бородинского сражения в романе «Война и мир»

Описание Бородинского сражения в романе «Война и мир» занимает 20 глав третьего тома. Это ключевой момент произведения, его кульминация, важный эпизод в жизни страны и большинства героев этого повествования. Здесь соединяются пути основных действующих лиц. Лев Николаевич Толстой использовал много исторических фактов, чтобы построить эту художественную эпопею.

Общие сведения

Многие считают, что писатель подражал Лермонтову, и «Война и мир» написана на основе «Бородино». Но критики в один голос признали важность Бородинского сражения для этого романа:

  • точка бифуркации для главных героев;
  • сюжетный центр повести;
  • кульминация.

Бородинская битва — это пересечение путей основных персонажей. Безухов встретил Долохова, Болконский — Курагина, который предстал для него в другом свете. В сражении себя проявляет народ. Обычные крестьяне без амуниции, которые вышли на битву.

Каждая из воевавших сторон знает это сражение по-своему:

  1. Русские — как Бородинскую битву.
  2. Французы — как сражение под Москвой-рекой.

Это крупнейшее противостояние за всю войну 1812 года. Русской армией руководил Кутузов, а французскими войсками — Наполеон.

Краткое содержание

Бородинское сражение в «Война и мир» описывается через призму впечатлений далекого от войны героя Пьера Безухова, чьими глазами читатель видит все происходящее. Герой берет участие в битве, ничего не понимая в военном ремесле. Для автора главное, что он проявляет патриотизм. Толстой выбрал для описания сражения психологическую, а не историческую точку зрения.

Писатель начинает рассказ о битве с лета 1812 г. Наполеон продвигается в район Бородино и не замечает, что русская армия расположила неподалеку войска. Начало сражения было случайностью: французы неожиданно наткнулись на корпус в Шевардинске, завязался бой.

Бонапарт ослабил позиции русской армии, перебросив свои войска через речку. Писатель считает это сражение странным и бессмысленным: это относится и к важности боя для французских войск, и к смыслу для русских. Но Бонапарт бросает вызов Кутузову, а последний принимает его.

Русские войска теряют редут, который защищает один из флангов. Вследствие этого армия Кутузова сражается с солдатами Бонапарта, количество которых значительно ее превышает. Позиция русских была незащищенной и открытой. Местность недостаточно укреплена и невыгодна для Кутузова. Но русские воины вступили в бой и сильно ослабили французскую армию.

В произведении писатель анализирует сражение на Бородино и смысл битвы в жизни героев своего произведения. Основную часть занимают рассуждения главных персонажей эпопеи.

Пьер Безухов

Он был пленен французами, это становится для главного героя точкой нравственных изменений. Плен для Пьера сыграл в контексте внутреннего развития такую же роль, какую имел во время Шенграбенского сражения для Ростова и Аустерлицкой битвы для Болконского.

Перед войной Безухов часто чувствовал свое одиночество. Пьер считал себя бесполезным и ненужным человеком. Его роль состояла лишь в обладании бесчисленными сокровищами, но ему они были безразличны. Однако на войне Безухов почувствовал себя частью чего-то большего. Удобство жизни и комфорт конкретного человека, как и непосредственно его жизнь, стали для него бессмыслицей. Сейчас он пытается заново приобрести для себя смысл.

В этом ему помог обычный мужик Платон Каратаев. Читателю немного повествуется о биографии этого персонажа, но он проявляет человеколюбие, спокойствие, мудрость, облегчающие переживания непредсказуемости и безнадежности сражения.

Писатель описывает прибытие Безухова к месту битвы. Отправившись из Можайска, он по дороге встречает большое количество повозок, загруженных ранеными солдатами. Ощущение безысходности, тревожности и страха висит в воздухе. Встреченный мужик спросил у Пьера, тут ли им погибать или под Москвой. Этот вопрос стал демонстрацией чувств, которые охватывали Безухова. Он также узнает, что на поле битвы собирают всех: обычных крестьян, солдат, генералов — не разбираясь, кто есть кто. Это указывает на то, что неприятеля нужно победить общей силой, «навалившись» всем народом.

Безухов удивлен непринужденности и легкости, с которой идут в битву эти солдаты. Они не переживают о том, что их скоро покалечат или они погибнут. Для них есть лишь миг настоящего. Обычные мужики шутят и спокойно разговаривают. Один из встреченных Безуховым крестьян даже не знал, как называется город, возле которого будет битва. Но Пьер увидел, что каждый находящийся тут ощущает торжественность предстоящего момента. Бородино показало важность веры, духовную непоколебимость русского народа: крестьяне и воины собрались для молебна, продолжая молиться даже не обратив внимания на подъехавшего Кутузова.

Батарея Раевского

Пьер на Бородинском поле был в батарее Раевского, которая располагалась на кургане, насыпи по центру позиций русской армии. В батарее было 18 пушек. Их защита была ожесточенной, поскольку французы пытались захватить эту позицию, которая так важна для русских. Утром курган был атакован французскими частями под предводительством Богарне, пасынка Бонапарта. Военная часть Раевского перешла на защиту Багратиона. Курган давал возможность русской армии перекидывать корпуса по полю сражения, это было невыгодно для Бонапарта, потому он пытался разгромить батарею, так можно было разделить войско Кутузова.

После того как Багратион был взят, французский император на определенное время позабыл о планах захвата орудий. Французы видели, что положение русской армии в середине поля стало слабей. Наполеон заново отправил воинов на атаку кургана. Разрушение батареи не сильно ударило по основному войску Кутузова. Битва длилась уже 12 часов, но русские надежно занимали позиции.

При обороне батареи Раевского погибло несколько тысяч воинов. Именно на нее бросили все главные силы французы. Пьер на кургане держался отдаленно от остальных, чтобы не являться обузой для солдат. Столкнувшись с французом, Безухов почувствовал ужас, но он увидел, что противник ощутил это же. Пьер не понял, кто кого взял в плен: то ли он француза, то ли тот его. Противник бежит с кургана, везде погибшие и раненые солдаты.

Пьер, смотря на эти ужасные события, убежден, что после этого воюющие стороны поймут всю масштабность катастрофы и завершат сражение. Но бой не стихал. Для русской армии Бородино обозначало приближение потери столицы.

Андрей Болконский

Много командиров и солдат пали в сражении, одних взяли в плен, других покалечили, смертельное ранение было и у князя Болконского. Он перед боем чувствовал непонятное раздражение, тревогу и беспорядочность мыслей. Такое состояние являлось нехарактерным для него. Перед глазами Болконского пролетают все основные события, которые произошли в его жизни: патриотизм, любовь, боль, измена. Но князь убежден в благоприятном для русских войск исходе сражения. Андрей убеждает Безухова, что война будет выиграна, что бы ни произошло.

Князь видит, что бойцы готовы идти на смерть, осознавая сложность сложившейся ситуации:

  • солдаты офицера Тимохина не пьют самогон, как обычно перед битвой;
  • крестьяне надели чистые белые рубахи.

Для Болконского Бородинская битва стала завершающим этапом его духовных поисков: умирая на коленях своей любимой Наташи Ростовой, Андрей начинает думать не о высоком, недостижимом и холодном небе Бородино. В его мыслях зеленая трава, которой он, вероятно, скоро станет.

Глава со смертью князя может удивить читателя, поскольку его гибель является совершенно бессмысленной. Это не героический подвиг, как при Шенграбене или Аустерлице. Болконскому крикнули: «Ложись!». Но князь дворянского происхождения, ему не положено ложиться. Лечь означало утратить доблесть. Он умер, пытаясь отстоять идеалы, именно так, как воспитывал его отец.

Анализ романа

Бородинская битва показала сущность большинства главных героев. К примеру, Пьер наблюдает духовную бедность Долохова, который все же осознает безысходность сложившейся ситуации и просит у Безухова извинения за все его поступки. Болконский опять встретил Курагина: Казанова и красавец увел невесту у князя. Теперь он потерял ногу, то есть и свою привлекательность. Бородинская битва как бы расставила все на свои места.

Бонапарт ощутил волнение — состояние, которое похоже на чувства Болконского. Наполеон понимает, что битва на Бородино будет решающей для войны. Он сомневается в своей армии. Такое состояние заставило Бонапарта изолироваться от воинов, укрыться от битвы на кургане. Писатель считает, что французский император — равнодушный и жалкий человек, который демонстрирует высокомерность и гордыню в отношении обычных воинов. Наполеон с равнодушием смотрит на смерть, на войну, все его мысли о власти. Императору безразличны судьбы простых людей.

Кутузов в контексте Бородинской битвы является положительным персонажем, поскольку он един со своей армией, берет участие в сражении, не отрываясь от народа, не обращает внимания на свое звание. Русского командующего беспокоят жизни воинов и всех обычных людей. Кутузов осознает, что есть только один способ победить в войне, а не в сражении — это правильная стратегия. Главнокомандующий отдает Москву Бонапарту.

Но так французская армия подписывает себе приговор. Кутузову неинтересны власть, слава, одобрение высшего общества. Он мастер, который знает свое дело и исполняет роль командующего русскими войсками.

Краткое содержание позволит школьникам понять главный смысл романа «Война и мир» и на отлично подготовить домашнее задание. Помимо этого, именно оно поможет написать изложение или сочинение на тему Бородинское сражение прямо на уроке, даже без предварительного прочтения произведения.

Ссылка на основную публикацию