Сочинение Был ли иной путь у Катерины? (Гроза Островского)

Был ли иной путь у Катерины? – сочинение

Одной из самых впечатляющих книг А.Н. Островского стала пьеса «Гроза». Это произведение по праву может называться шедевром русской классической литературы. Любой ученик, читавший это произведение, знает, насколько оно печально. Но, несмотря на невероятно трагичный финал, пьесу относят к жанру драмы, а не трагедии. Этому есть объяснение. Необходимо заглянуть во внутренний мир главной героини пьесы и ответить на вопрос: «а был ли у нее иной путь, кроме самоубийства?»

Катерина – необычайно добрая и нежная девушка. Она росла в семье, где с детства героиню всячески окружали заботой и ласкою. Катерина росла в родительском доме, словно птичка на воле: делала, что и когда хотела, наделенная свободой и доверием со стороны родных. Героиня была по-настоящему счастлива, но все изменилось с ее замужеством. Попав в новый дом своего мужа Тихона, Катерине пришлось встретиться с жестокостью, алчностью и деспотичностью своей свекрови. Кабаниха была главой семейства, всех членов которого она держала в строгости и подчинении себе. Катерина, привыкшая к любви и атмосфере взаимопонимания, поникла и потеряла интерес к жизни.

Девушка изрядно нуждалась в любви, но от мужа Тихона ей не удавалось ее получить. Она жаждала защиты от злобной Кабанихи, но и тут Тихон ничем не мог помочь девушке, не имея сил и храбрости противостоять своей матери. Катерина, прибывающая в таких чуждых ей условиях, изо дня в день мечтала о воле, новой жизни. Ей хотелось стать птицей и улететь с этого дома, где нет места ни любви, ни заботе, ни счастью.

Улететь она, конечно, не могла. И тогда она встретила, как девушке тогда казалось, свое спасение в связи на стороне. Но и тут Катерину ждало глубокое разочарование, а вместе с ним и стыд, и упреки всего дома. И тогда девушка решилась наложить на себя руки. И нельзя сказать, что эта смерть была трагична для самой Катерины. Напротив, смерть стала лишь ее избавлением от зла и мрака, царившего в доме Кабанихи. Пожалуй, только так героиня смогла обрести желаемую ею свободу.

У Катерины не было иного выхода. Девушка была не способной потратить свою жизнь на пребывание в несчастье. Уйдя из жизни, Катерина получило то, что хотела. Потому эта пьеса может расцениваться не более, чем как драма. Катерина получила не трагичный, а, пожалуй, счастливый финал.

2 вариант

Островский написал много разных произведений. Но одним из ярких стало «Гроза». И одним из главных героев является девушка по имени Екатерина. У нее добрый, скромный и милый характер. Родители старались и делали для нее все что она пожелает. Кроме этого они старались воспитывать ее всегда в доброте и любви.

И только когда девушка попала совсем в другую семью, то поняла, что здесь все по-другому. Теперь ей приходится жить вместе со своим мужем Тихоном и его семьей, которая ее терпеть не может. Если раньше она прекрасно знала, что нужно ей делать, то теперь все изменилось. И она теперь себе не принадлежит, а все, потому что все за нее решает муж и его мать. Она старалась сделать все для того чтобы новая семья ее приняла, но этого не произошло. И поэтому ей ничего не оставалось, как быть среди них темным пятном, которая всегда и во всем виновата. Немного погодя она влюбляется по-настоящему, вот только с этим человеком быть не может, потому что он также как и она женат. Постепенно она начинает испытывать отвращение не только к своему мужу, но и ко всему обману и лжи, что царит вокруг нее. Вот только и здесь Екатерина ошиблась и выбрала совсем не того парня, которого нужно было. А все потому что он обманул ее и не вовремя не заступился, когда ей нужна была его помощь. А ведь сначала он позвал ее с собой, а потом молчком уехал, а про свою любовь и забыл.

Конечно, она могла бы пойти совсем другой дорогой. Можно было пойти в монастырь. Вот только как только они узнали, что она жената, то сразу же распрощались с ней.

И женщине ничего не оставалось, как просто распрощаться со своей жизнью навсегда. И тут уже ничего сделать нельзя было. Муж бы мог заступиться за жену и тогда все бы пошло по-другому, но мужу проблем с матерью не нужно было, ему просто нужна была мать и жена, которые заботятся о нем и делают все для того чтобы ему было комфортно и удобно жить.

Больше всего на свете девушка хотела хотя бы немного изменить мир в лучшую сторону. И сделать так чтобы люди стали друг к другу немного добрее и помогали друг другу. Но ничего такого ей не удалось сделать.

Также читают:

Картинка к сочинению Был ли иной путь у Катерины?

Популярные сегодня темы

Если бы всё было так просто! У тебя талант художника, но и мастерить полки ты тоже можешь.

История Гоголя представляет собой масштабную аллегорию, которая изображает глубоко мистические и религиозные смыслы. Пласт описания помещиков представляет перед читателем изображение грехопадения

Скалозуб – состоявшийся человек, имеющий высокий уважаемый чин. Как человек он показан верным своим идеалам, готовым всегда отстоять как свою честь, так и честь своих близких

Жанровая направленность произведения представляет собой короткую новеллу, основной тематикой которой является размышления о смысле человеческой жизни.

В рассказе идет речь, о том, что маленький мальчик Артем не хочет идти в школу из-за тог, чтобы его мама не скучала за ним, но вот ему исполнилось 7 лет и мать повела его в школу. Она сказала ему, что будет скучать и к его возвращению испечет ему блинов.

Сочинение на тему: “Был ли иной путь у Катерины” по пьесе А.Н. Островского “Гроза”

Драматизм пьесы

«Гроза» написана драматургом в 1859 году. Это был период общественного подъема перед крестьянской реформой. Драма стала завершающей в цикле произведений «о темном царстве» и быстро заслужила популярность у зрителей. Это вовсе не удивительно, поскольку в произведении показан протест против старого уклада. Общественность задумывалась, был ли другой выход у Катерины, воспринимала пьесу как «росток новой жизни». Цензоры увидели в Кабанихе прообраз царя, из-за чего советовали автору убрать ее из числа действующих лиц.

Произведение Островского поразило современников драматизмом судьбы главной героини. Ее восприняли как обличение купеческой безнравственности и произвола, господствующих в России. Неосознанный протест главной героини против самодурства и общественного деспотизма привел к добровольному уходу из жизни. Гибель женщины — вызов обществу, в этом заключается драматизм пьесы.

Интересно, был ли иной выход у Катерины, ведь она слишком молода, чтобы расставаться с жизнью. Если рассмотреть пути разрешения конфликтной ситуации, можно прийти к выводу, что у молодой Кабановой была возможность остаться в живых.

Выбор Катерины

В девичестве героиня «Грозы» была счастлива. Она свободно гуляла, любовалась природой, видела улыбки и доброе отношение к себе и отвечала тем же. Беззаботная пора счастья прошла, когда ее выдали замуж за слабохарактерного человека, к которому у девушки не было любви. Супруг находился под влиянием мамы и нередко обижал Катерину. Свекровь, грубая Кабаниха, ела невестку поедом.

Вдруг случилось неожиданное — Катерина влюбилась в Бориса. Она это сделала от отчаяния или потому, что ее душа желала всплеска чувств, новых эмоций.

Любовь на стороне — это грех, молодая женщина призналась в нем супругу. Он был готов простить жену, но Кабанова понимала, что возвращение в семью свекрови не приведет ни к чему хорошему. Ей придется терпеть упреки и унижения еще в большей степени. От безысходности она нашла единственный выход, который видела в тот момент, — броситься в глубокие воды Волги.

Был ли у Катерины другой выход, можно проанализировать с учетом обстоятельств, в которых она оказалась. Любовь к Борису — результат прозябания в атмосфере тупости и ханжества, царящих в доме Кабанихи. Молодая женщина мечтала о яркой и полной событиями жизни, но видела только деспотизм. И все же из ее ситуации были выходы:

  1. Остаться с Борисом, уехать с ним в Сибирь, куда он направлялся по воле дядюшки. Об этом она просила его во время последнего свидания. Однако безвольный любовник не в состоянии взять такую ответственность. Он отказал Катерине, после чего ее надежды на свободу были разрушены.
  2. Получить развод. Очень тяжелый, но возможный путь. В то время юридическая волокита могла длиться долго. Нужно было пройти много унижений. Бракоразводный процесс — редкость даже у дворян (достаточно вспомнить произведение о чете Карениных). В купеческих семьях, где жила Екатерина, он был почти невозможен.
  3. Уйти в монастырь. Замужнюю женщину могли не принять, да и по складу характера Катерина не была монашкой. Кроме того, Кабаниха могла ее легко отыскать и вернуть.
  4. Убить мужа и свекровь. Однако молодая женщина не могла причинить боль людям и нарушить божественные заповеди.
  5. Продолжать искать любовь на стороне или вернуться в отчий дом. Принцип Варвары («Делай что хочешь, лишь бы было шито-крыто») чужд молодой женщине. Натура Катерины не терпит лжи и неискренности. Она могла вернуться домой, но тогда бесчестие легло бы на всю семью.

Роковой поступок героини

Жизнь с Тихоном для молодой женщины была невыносимой. Он по-своему любил ее, однако не был мил, особенно после связи с Борисом, с которым она познала радость от близости с любимым мужчиной. Будучи цельной натурой, Катерина не терпела двуличия и уже не могла вернуться в дом Кабанихи: «Мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу. В могиле лучше… А о жизни и думать не хочется… И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны. Жить нельзя! Грех!».

Рассуждая о том, был ли иной путь у Катерины, в сочинении можно ответить положительно. Дорог было несколько, но единственным выходом для себя героиня видела самоубийство. Это решение не является слабостью ее характера, наоборот, подчеркивает ее решительность, силу духа.

Самоубийство в христианской религии — страшный грех. Однако и это не остановило Катерину: «Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…». Такая цельная личность, как она, видела свое спасение только в смерти. Оправдать поступок перед людьми ей было невозможно. Будущее не сулило ничего хорошего.

Героиня — «луч света в темном царстве». Он не гаснет после ее гибели. Наоборот, пробивает тучи невежества, закрывшие мир Кабаних. Это немой упрек Борису и Тихону — безвольным, слепо поддающимся обстоятельствам людям. Смерть Катерины побуждает встрепенуться апатичного, живущего словно во сне Тихона. Кратко обращаясь к матери, он восклицает: «Вы ее погубили! Вы! Вы!».

Читайте также:  Характеристика Гагина в повести Ася Тургенева образ сочинение

Творческое эссе для школьников

Пьеса А. Н. Островского «Гроза» — одно из самых впечатляющих произведений в русской классической литературе. Несмотря на горький финал, ее относят к жанру драмы, а не трагедии. Этому есть объяснение. Чтобы найти его, стоит заглянуть во внутренний мир главной героини и понять, были ли у нее другие пути, кроме самоубийства.

В девичестве Екатерина не знала печали и обид. Родители воспитали ее свободной и гармоничной личностью. Замужество не по любви круто изменило жизнь девушки. Она попала в дом к Кабановым, где на нее оказывали влияние:

  1. Кабаниха. Зажиточная купчиха, вдова, полноправная хозяйка в доме. Больше всего ценит принятые порядки, живет по обычаям домостроя. Держит в страхе сына и дочь, обижает невестку. Приятельница и кума купца Дикого.
  2. Тихон. Супруг героини находится под влиянием матери и нередко обижает безответную молодую женщину.
  3. Варвара. Дочь Кабанихи считает, что выжить в материнском доме можно только путем обмана. Умная и хитрая девушка помогает Катерине устроить свидание с Тихоном — племянником купца Дикого.

Связь на стороне стала отдушиной для Екатерины.

Отчаянно ища защитника в лице мужа, она сталкивалась с его безвольностью и беспрекословным подчинением матери. Вот почему отношения с Борисом стали для нее уходом от серости, безысходности, однообразия будней. Однако слабовольный мужчина не хочет брать ответственность за судьбу героини, чем только подталкивает ее к пропасти.

После того как в доме узнали об измене, у Катерины осталось мало путей для отступления. Борис уехал из Калинова, не решившись взять девушку с собой. Наследство оказалось для него важнее чести и достоинства возлюбленной. К родителям вернуться она не могла, поскольку навлекла бы позор на семью. К тому же Кабановы имели полное право вернуть ее в свой дом. То же ждало и в монастыре — забвение или возврат в дом супруга. Развод было получить сложно. Тихон готов был простить жену, но только не Кабаниха.

От старой купчихи Катерине досталось бы сполна. Героиня не боялась этого, но не хотела жить по-прежнему. Она предпочла другой путь, бросив вызов «темному царству» и погибнув в пучине вод. Существование вместе с деспотичной свекровью стало невыносимым, и это привело к нервному срыву: «Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя!». Находясь в полубезумном состоянии, Кабанова пришла к реке, в водах которой нашла успокоение.

Мог ли быть у главной героини другой выход? Если бы к моменту событий у нее были дети, она смогла бы найти силы и жить ради них. Предательство человека, которому она доверяла, а также безысходность привели к трагическому, но закономерному финалу. Смерть — единственный выход, который заставил встрепенуться даже ее безликого мужа. Однако таким, как Кабаниха, все равно. Вероятно, в доме появится новая невестка, которую грубая купчиха начнет неистово терроризировать.

В образе Катерины из пьесы «Гроза» автор передал новый тип цельной и самоотверженной молодой женщины. Муки совести и страх стать одной из «кабаних» привели ее к неминуемой гибели. Не мешало даже то, что самоубийство считается грехом. За это героиню называют «лучом света в темном царстве».

Был ли иной путь у Катерины?

Катерина Кабанова – героиня драмы А.Н. Островского «Гроза»
Замечательная женщина, доставшаяся в жены Тихону, слабому и безвольному человеку, не способного противостоять железной воле, деспотичности своей матери, Марфе Игнатьевне Кабановой, которая все время издевается над Катериной., сживает «со света белого».
Действие происходит в городе Калинове, «темном царстве».
В этом городе живут люди, не способные ценить красоту, требующие полного подчинения, злобные, лживые, подлые, по своей сути.
Таково большинство.
Катерина – одна из немногих, кто может противостоять этому.
Она чуткая натура, живая, способная любить, истинно чувствовать.
Всем своим существом Катя стремится противостоять «жестоким нравам» города.
Она была счастлива в родительском доме и с большим трепетом и любовью относилась к матушке «в ней души не чаяла».
«Гроза» – это высшее достижение Островского в предреформенные годы ( 1859 г.)
Центральный конфликт пьесы, задуманной как социально-бытовая драма, постепенно достигает истинного трагизма. Это происходит благодаря образу Катерины Кабановой.
Катерина – натура чистая, светлая, она любит и чувствует жизнь абсолютно искренне.
Книги, свечи, иконы – тот мир, который Катя любила. Это человек с высокой духовностью, душевной чистотой.
Это в ней самой, и остальной мир, порочный, людьми, живущими во тьме, полной темноте своей корысти, низости. Она для них была слишком прекрасна, для того мира, в коим она вынуждена была существовать.
Более всего самой Катерине нужна была поддержка, опора, она нежная, хрупкая, как цветок, нежный, беззащитный, ее ранимая душа не выдерживает грубого обращения.
Раньше для нее такой опорой была маменька.
Катя жила в своем мирке, где ей было спокойно, тепло, уютно.
В заботе, ласке и любви.
В замужестве она все теряет. Ее прежний мир разрушен, а новый для нее слишком жесток, мрачен, угрюм.
В нем нет ничего. Со стороны мужа она не получает ничего, кроме обостренного чувства одиночества. Пустота, холод, боль.
Катя медленно умирает. Душа ее увядает.
Жизнь «птички в клетке» – ее претит.
Улететь, убежать, взлететь высоко в небеса гордой и свободной птицей, не закованной в цепи устоев, традиций, которым чуждо любое обновление.
Свобода нужна ей как воздух, но нечем дышать. Единственное спасение – в молитвах, в обращении к Богу.
Мне видится, как Катерина, молясь, вспоминает то веселое беззаботное и счастливое время, когда юна, радуешься каждому дню, мгновению, секунде, дышишь полной грудью и чувствуешь себя свободной, от предрассудков, страданий, боли, где тебя понимают и любят.
Катя живет прошлым, но от этого душа стонет.
Хочет быть счастлива с мужем, любить его, но не может.
Катя кротко пытается примириться с «кабановскими нравами», но желание быть свободной сильнее.
Борис для несчастной женщины, словно спасительная соломинка, она хватается за нее, чтобы выжить.
Страсть захватывает ее целиком. Погружает в омут, помощи выбраться из него она просит у Господа, но не может перебороть искушение.
Ей была нужна поддержка мужа, свекрови, но никто из них ее не поддержал.

Я думаю, что для Кати существовал иной путь, без страха и упрека, и это не самоубийство.
Просто нужно перестать чувствовать себя жертвой, не искать поддержку и опору в других, ждать, что кто-то придет и поможет, а стать самой опорой для себя. Ведь ее богатый внутренний мир может дать ей и силы, и свободу.. Надо только не бежать и не искать опору в Борисе, как спасении, живя прошлым или жалея себя.
Противостоять «темному царству» Калинову, Кабанихе и Дикому, уничтожить все то, зло, подчинившее себе город.
Катерина – очень сильная личность, но ее беда в том, что она не осознает этого.
Прежде всего, нужно слушать себя, свое сердце, душу и не зависеть от внешних обстоятельств, они не способны сломить и покорить, думаю, Катерина сделала это сама.
Своей излишней впечатлительностью, иногда граничащей с сумасшествием, своей фанатичной религиозностью, своим смирением с судьбой, надеждой, верой, в кого-то, но не в себя.
Катя не смогла отдаться чувству к Борису, хотя оно захватывало ее целиком.
Не смогла раскрыть свой внутренний потенциал, свои удивительные способности тонко чувствовать, любить, ощущать гармонию с природой и с Богом.
Катерина – великая женщина, великий человек.
Про таких людей говорят, «поцеловал Господь».
Прекрасная. Будьте такими, цветами, в жизни любимых мужчин.
И только любовь, свет, «луч» сверкающего света души, идущий из глубины тебя, освещает тебе путь в любом, самом «темном» царстве. Светите для любимых. Будьте счастливы. И никогда не отрекайтесь от чувства, ведь именно, так не найдя выхода поступила Катерина, находите силы, с добротой и лаской относиться к родным людям, чтобы и они чувствовали: вы любите.

Был ли иной путь у Катерины? (по драме А. Н. Островского «Гроза»)

Драма «Гроза» А. Н. Островского была написана по личным впечатлениям драматурга после путешест­вия по верхней Волге, куда он отправился по поруче­нию Морского министерства для сбора сведений об экономическом состоянии края и особенностях быта местного населения. Основная тема пьесы — столкно­вение между старыми традициями и новыми веяния­ми, между стремлениями к свободе и теми обществен­ными и семейно-бытовыми порядками, которые гос­подствовали в предреформенной России. Но, кроме общей темы, произведение раскрывает и ряд частных тем, в числе которых — семейно-бытовой уклад купеческо-мещанской среды и положение женщины в этой среде.

Бесправность женщины в семье мы видим на при­мере Катерины, главной героини пьесы. Катерина вы­росла в патриархальной, религиозной, любящей се­мье. О своем детстве она вспоминает: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, рабо­тать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу но ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, жития разные, либо стихи поют. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!»

Выйдя замуж за Тихона, она попадает в чужую се­мью, где совсем другая атмосфера: «Да здесь все как будто из-под неволи». Н. Добролюбов пишет в статье «Луч света в темном царстве»: «Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не до­вольным, любящим разрушать во что бы то ни стало. Напротив, это характер по преимуществу созидаю­щий, любящий, идеальный», но «убитая дневной ра­ботой и вечной неволей, она уже не может с прежней ясностью мечтать об ангелах. », ее энергии требуется иной выход.

Катя — духовно богатая, поэтически возвышенная натура, тонко чувствующая, немного экзальтирован­ная. Полюбив Бориса, Катерина пугается силы и глу­бины своего чувства. Будучи воспитана в религиоз­ных традициях, героиня понимает, что это большой грех — замужней женщине любить другого мужчину. Автор показывает душевные страдания своей герои­ни, она пытается бороться со своим чувством: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. ». Возможно, если бы Варвара не устроила встречу Катерины с Борисом, измены бы и не случилось, ведь как героиня пытается сама себя отговорить от свидания: «Что она делает-то? Что она только придумывает. Вот погибель-то? Вот она! Бро­сить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не на­шли никогда». Но «чувство любви к человеку, жела­ние найти родственный отзыв в другом сердце, по­требность нежных наслаждений. » сильнее женщины: «Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь. »

Читайте также:  Анализ произведения Последний срок Распутина

Не в силах противостоять любви, Катерина изме­няет мужу с Борисом. Сознание своей вины тяжким грузом ложится на ее душу, хотя даже Варвара, сест­ра Тихона, учит ее жизни: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!»

Измена Катерины — это жажда свободы и счастья. Ведь замуж ее отдали рано, как подмечает Варя: «Молоду замуж-то тебя отдали, погулять-то в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще». В страсти к Борису «заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления. к нему вле­чет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей беззапретной свободы».

Она не идет на нравственные компромиссы, как Варвара («только бы шито да крыто было»). Ведь Ка­терина могла бы и дальше встречаться с Борисом втайне от мужа. Но она испытывает отвращение ко лжи и обману и терзается чувством вины. На мой взгляд, даже не столько перед мужем, свекровью, сколько перед Богом, так как ее понятия о морали ре­лигиозно окрашены.

Я считаю, что самоубийство Катерины — не столь­ко побег от деспотизма свекрови и способ избежать позора, косых взглядов горожан, сколько спонтанное решение, выход, который Катерина неожиданно от­крыла для себя. Это видно из ее монолога: «Куда те­перь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в моги­лу — все равно. Да, что домой, что в могилу. что в мо­гилу! В могиле лучше. А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, темно стало! И опять поют где-то? Что поют? Не разберешь. Умереть бы теперь. Что поют? Все равно, что смерть придет, что сама. а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться. Руки крест-накрест складывают. в гробу! Да, так. я вспомнила. А поймают меня, да воротят домой на­сильно. Ах, скорей, скорей! Друг мой! Радость моя! Прощай!»

Из монолога видно, что и мысль о побеге возникает, но отметается как неудачная. А будущая жизнь в доме Кабановых видится бессмысленной, лишенной радости. Муж, хоть и жалеет ее, не может защитить от нападок матери; Борис не смог (или не захотел) за­брать Катерину с собой. Возможно, если бы у героини были дети, она не приняла бы такого страшного реше­ния. Но тогда, наверное, и не случилось бы измены. «Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать — ангелы ведь это. »

Но, с другой стороны, с самого начала в разговоре с Варварой в речи Катерины появляются мысли о смер­ти. Возможно, Катерина покончила бы жизнь само­убийством, даже если бы и не случилось измены. Сама жизнь в доме свекрови была тягостной. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

Она не думает о том, что смерть — это тоже грех, возможно, даже более тяжкий, чем измена. После признания в измене положение в доме становится еще более тягостным, настолько, что и смерти Катерина уже не боится. Смерть ей представляется избавлени­ем от ее беспросветной жизни: «В могиле лучше. Под деревцом могилушка. как хорошо. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит. весной на ней травка вы­растет, мягкая такая. птицы прилетят на дерево, бу­дут петь, детей выведут, цветочки расцветут: жел­тенькие, красненькие, голубенькие. всякие. Так тихо! Так хорошо. »

В поведении Катерины есть и слабые, и сильные стороны. Но Катерину нельзя ни осуждать, ни опла­кивать, перед ее мужеством можно только прекло­няться как перед трагической героиней, у нее можно учиться мужеству героической воли.

Сочинение “Был ли иной путь у Катерины”: могла ли она поступить иначе?

В 1859 году А.Н. Островский написал пьесу “Гроза”, которая вызвала бурный общественный резонанс смелостью главной героини. Почему же эта история стала самой популярной из всей серии о “темном царстве”? Неужели причина только в поступке героини? А могла ли молодая женщина поступить по-другому? Школьникам предлагается написать сочинение “Был ли иной путь у Катерины”, где рассматриваются разные варианты развития дальнейшей жизни Кабановых.

Общественное значение пьесы

Прежде чем приступить к написанию сочинения “Был ли иной путь у Катерины”, будет нелишним узнать причины успеха этого произведения. “Гроза” была написана в 1859 году, когда вся Россия находилась в ожидании крестьянской реформы. Поэтому общество приняло ее с восторгом: пьеса была поставлена огромное количество раз на подмостках всех театров России.

Островский создал новый тип героини, которая стала олицетворением борьбы против старых порядков. Ее поступок выглядел в глазах общества как начало нового периода. Все восприняли пьесу не как личную драму, а как общественную. Некоторые просили Островского исключить из числа персонажей Кабаниху, потому что в ее образе они нашли схожесть с царем. “Гроза” удивила читателей силой и глубиной своей драматической истории, обличением купеческих нравов и бросила им вызов.

Краткое содержание

В сочинении “Был ли иной путь у Катерины в пьесе “Гроза” стоит напомнить о самом сюжете произведения, чтобы лучше провести анализ развития других вариантов истории. В одном городе, который находится на Волге, жило семейство Кабановых: Марфа Игнатьевна, Тихон, Катерина и Варвара. Кабаниха была деспотичной женщиной, командовала сыном Тихоном и унижала невестку Катерину. Кабанов всегда слушался маменьку, по-своему любил жену, но никогда не заступался за нее. Часто он выпивал вместе с богатым купцом, которого звали Савел Прокофьич Дикой. Купец имел такой же крутой нрав, как и Кабаниха.

Катерина была честной девушкой, очень набожной, старалась во всем угодить свекрови, но ей тяжело было среди них. Она не могла находиться в таком деспотическом, “домостроевском” обществе. К Дикому приезжает племянник Борис – образованный молодой человек. Он и Катерина влюбляются друг в друга. Но женщина не могла обманывать мужа и во всем ему созналась. Бориса Дикой отправляет из города, а Катерина, понимая, что больше не может так жить, кончает жизнь самоубийством. Конечно, многим читателям жаль девушку. Поэтому и было включено сочинение “Был ли иной путь у Катерины в пьесе “Гроза” в школьную программу.

Возможные варианты развития сюжета

Лучшим выходом из ситуации для молодой женщины было уехать с Борисом. Именно на это она надеется во время их последнего свидания, что он заберет ее с собой. Но молодой человек был чем-то похож на Тихона – не имел своего мнения, боялся ослушаться дядю и не был готов защитить Катерину. Поэтому он уезжает, оставляя бедную женщину.

Что можно еще написать в сочинении “Был ли иной путь у Катерины в “Грозе”? Другой вариант – это развестись с Тихоном. Но не следует забывать, что в то время получить развод было практически невозможно. Для этого нужно было пройти множество инстанций, которые бы Катерине ничего кроме унижения не принесли. Если для дворянских сословий развод был долгим и трудоемким процессом, то для купечества это практически не представлялось возможным.

Третий вариант – уйти в монастырь. Но замужнюю ее отправили бы обратно в семью Кабановых.

Четвертый, самый страшный – это избавиться от мужа и свекрови. Но такой поступок Катерина не смогла бы пойти: у нее слишком чистая, светлая душа, она очень набожная, поэтому не стала бы женщина нарушать заповеди.

В сочинении “Был ли иной путь у Катерины” можно упомянуть, что связь можно было скрыть – Варвара посоветовала ей хитрить. Но это противоречило бы принципам молодой женщины – она не смогла бы никого обманывать.

Вернуться в дом родителей тоже не представлялось возможным: ее бы нашли и вернули с позором обратно. Неужели для бедной женщины был только тот выход, который приготовил Островский?

Дальнейшая жизнь с Тихоном

Конечно, в сочинении “Был ли иной путь у Катерины” нельзя не рассмотреть вариант ее дальнейшей жизни в доме Кабановых. Да, молодая женщина могла попытаться продолжать жить с нелюбимым мужем. Но долго ли бы она выдержала постоянные упреки и издевательства свекрови? К тому же, познав настоящую любовь с Борисом, женщина такого склада, как Катерина, уже не могла бы жить с Тихоном.

Вот и получается, что броситься в Волгу – было единственным выходом для бедной женщины. Она не могла больше жить в деспотическом обществе, и самоубийство стало для нее спасением.

Это лишь некоторые мысли для сочинения “Был ли иной путь у Катерины в пьесе “Гроза”, кратко мы оговорили возможные варианты финала.

Был ли иной путь у Катерины? Урок литературы в 10 классе.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Урок литературы посвящён заключительным главам пьесы А. Н. Островского « Гроза». Мы постараемся с точки зрения православной морали понять, почему Катерина решилась уйти из жизни, и был ли у неё иной выход? А также поговорим о ценности человеческой жизни. Урок проводится в форме диалога.

Скачать:

ВложениеРазмер
byl_li_inoy_put_u_kateriny.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №3 с. Китаевского

Был ли иной путь у

Урок литературы по драме А.Н.островского «Гроза»

Учитель русского языка и литературы

Сегодняшний урок литературы посвящён заключительным главам пьесы А. Н.

Островского « Гроза». Мы постараемся с точки зрения православной морали понять, почему Катерина решилась уйти из жизни, и был ли у неё иной выход? А также поговорим о ценности человеческой жизни. Урок мы проведём в форме диалога. Давайте вспомним, по каким основным правилам строится диалог?

Это должно быть взаимо . ( слайд диалог).

11. Слово учителя.

Дар напрасный, Дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль, зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

О жизнь! Ты миг, но миг прекрасный,

Мне не возвратный, дорогой:

Равно: счастливый и несчастный

Расстаться не хотят с тобой.

Жизнь похожа на ранний дождь,

Быстрый, шумный, отважный.

Пролетела, и не найдёшь

Капли, сгибнешь от жажды!

Жизнь похожа на злой огонь,

На пожар басурманий:

Отпылает, как чей-то конь

Вдруг проскачет в седом тумане.

Жизнь – призванье и серый быт

Жизнь – и край, и планета.

И в XIX, и в ХХ, и в ХХI веке люди задумывались о смысле жизни. И недаром мы начали урок именно этими словами.

– Что может быть ценнее и дороже человеческой жизни? Как вы думаете, в чём её смысл? Это философский вопрос, но, тем не менее, он волнует каждого из нас, особенно в вашем возрасте.

Повернитесь друг к другу и образуйте группы по четыре человека. Постарайтесь сейчас наметить свои жизненные цели. Чего бы вы хотели добиться в жизни? ( слайд вопросы), (слайд жизненные цели).

– Как видите, ребята, у каждого свой путь, своё предназначение.

– А имеем ли мы право прерывать жизнь по собственной воле? Давайте попробуем ответить на этот вопрос, обратившись к драме А. Н. Островского « Гроза», к её заключительным действиям.

Учит. – Вспомним главных героев драмы. Давайте на минуту представим, что вы герои пьесы. Я буду называть качества героев, а вы постарайтесь их узнать. ( Слайд)

Дети. Катерина, Тихон,

Варвара, Борис Григорьевич.

Учит. – Давайте обратимся к образу Катерины. Она в центре драмы. Её имя переводится как чистая. Какие же черты характера воспитали родители в Катерине? (слайд)

– А каково её положение в доме Кабановых? Был ли брак с Тихоном по любви

Дети (предполагаемый ответ).

(Нет, выдавали замуж по сговору. Тихон по-своему любит Катерину, но не может противостоять матери, разрывается между ней и женой, поэтому старается уйти из дома, выпить, погулять. Но их брак освящён церковью. Незыблемость моральных устоев общества. Всегда. Даже, если жизнь чем-то неудобна и невыносима. Согласно этим устоям узы, освящённые церковью, нерушимы, если они и наложены без радости. А остальное – это грех, хоть он и освящён любовью. Беспрекословное подчинение свекрови. Муж – глава). ( слайд венчание)

Муж – повелитель твой, защитник, жизнь,

Глава твоя. В заботах о тебе

Он трудится на море и на суше,

Не спит ночами, в шторм выносит стужу

, Пока ты дома нежишься в тепле,

Опасностей не зная и лишений.

А от тебя он хочет лишь любви,

Приветливого взгляда, послушанья

Ничтожной платы за его труды.

Как подданный обязан государю,

Так женщина – супругу своему.

– Давайте вспомним великого Пушкина и, прежде всего, Татьяну и Онегина.

Почему она не изменила своему мужу, хотя не любила его? Что ответила Онегину? Маша Троекурова отвергает Дубровского после венчания. Что за долг двигал ею?

– Имела ли право Катерина любить другого мужчину? Почему?

– Она сама это понимает?

Дети. (Предполагаемый ответ).

Да. Она верующий человек. Её вера чиста и сокровенна в отличие от веры Варвары, которая приспосабливается, врёт; от Кабанихи – для неё вера – лишь показное, ненастоящее. Для Дикого её вообще не существует.

Учитель. – А Борис? Достоин ли он, по-вашему, любви Катерины?

Дети. – Нет. Он такой же безвольный, как и Тихон.

Учит. – Понятий «любовь», «любить», «любовник» не существовало в старой России. Как же тогда назвать Бориса? Он прелюбодей. Катерина и Борис совершили грех прелюбодеяния.

– Полюбив запретной любовью, обрела ли счастье Катерина? (нет) Что ещё пострадало? (честь семьи)

– Вспомним Лермонтова « Песню про купца Калашникова . » Почему вышел на бой Калашников? Что он защищал?

Дети. – Честь семьи.

Учитель. – А счастлива ли Дуня Вырина?

– Великий Крамской в 1883 году пишет свою « Неизвестную». Она до сих пор глядит на нас глазами, полными тоски и душевной боли, которые старается прикрыть высокомерием. И мы пытаемся понять, какую же цену платит она за окружающее её благополучие. И ясно лишь одно – нерадостная это цена.

– Вот, оказывается, почему так страдает Катерина.

– Что она говорит Варваре?

Дети. – Врать-то я не умею! Скрыть-то не могу!

Учитель. – Может ли она и дальше молчать?

Дети. – Нет. Она чиста, и содеянное тяготит её.

Учитель. – Что предлагает ей Варвара?

Дети. – Скрыть своё падение.

Учитель. – Если бы она это сделала, то что бы с ней было? Подумайте.

(Слайд варианты). И тогда Катерина кается всенародно.

(Работа с текстом) Обратимся к сцене покаяния. (Действие 4, явление. 5).

Учитель. – Где всё происходит?

– Кто при этом присутствует?

– Как ведёт себя Катерина?

– Силу или слабость проявила она, покаявшись?

Дети. – Силу. Только сильная личность способна на такой поступок.

Учитель. – Чистосердечно признавшись, Катерина была прощена мужем. Но не свекровью. Перед нею теперь два пути. Какие?

Дети. – Вернуться в дом Кабанихи и покориться или уйти из жизни. Жизнь для неё

уже не имеет смысла: душа-то уже погублена!

Для неё важно было покаяться! Она ещё страстно хотела жить.

Учитель. – Но она любит Бориса и тем труднее ей возвратиться к свекрови и Тихону. И

что она ещё делает?

– Идёт к Борису. Но он слабый человек и отказывается от неё.

Учитель. – Да. Катерина решила за всё ответить сама. И поэтому просит Бориса

только молиться о её грешной душе. И решается ещё на более тяжкий грех. Какой? (Слайд)

– Самоубийство исключает возможность покаяния. Катерина это знала. По народному преданию, её смерть напоминает нам добровольный уход в мир природы. Человек превращается в птицу, дерево, цветок.

– Какой она представляет свою могилу?

Белая берёзонька – это я молода,

Шелковая трава – моя русая коса,

Чёрный тёрн – мои чёрные очи .

– Поэтому для калиновцев смерть Катерины – смерть праведницы, хотя и похоронят её не на кладбище.

и пришлось нам нежданно- негаданно

Хоронить молодого стрелка,

Без церковного пенья, без ладана,

Без всего, чем могила крепка .

– Когда похоронят Катерину, будут ли за неё молиться в Церкви?

– Нет. Она это знает и говорит:

– Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот и будет молиться .

Учитель. – Катерины не стало, сожалеем ли мы об этом? Был ли У неё иной выход?

К кому можно было бы обратиться, кроме Церкви в наше время человеку попавшему в трудную ситуацию?

Учитель – Правильно. Современные психологи используют специальные механизмы, помогающие преодолеть душевный кризис. Это составление двух списков: позитивные и негативные стороны.

– Возьмите листы бумаги и попробуйте составить таблицу для будущей жизни Катерины. (Музыка).

Учитель – (Слайд) Итак, чего же больше у неё: позитивного или негативного?

Если мы закроем колонку с негативным списком, то жизнь героини будет наполнена такими ожиданиями и надеждами, с которыми можно не только наладить свою жизнь, но и построить её заново.

– Так кто же она, Катерина: жертва, праведница, луч света, на миг озаривший « тёмное царство», или свеча, трепетная, беззащитная, рассеивающая живой свет? До сих пор нет однозначного ответа на этот вопрос.

Но мы живём в 21 веке. Нравы и устои общества изменились. И мужчины, и женщины свободны в своём выборе. Браки совершаются по любви. Поэтому никогда не стоит посягать на свою жизнь. Надо помнить одно: всегда можно найти выход из сложившейся ситуации. Ведь жизнь одна и прожить дважды её нельзя. Однако, в наше время тоже совершаются самоубийства, причины которых различны. ( Слайд статистика ). (О сектах).

Если так будет продолжаться и дальше, то к 80 году нас останется только 38 млн.

– Возьмите листочки и напишите с одной стороны ваши положительные качества, а с другой – отрицательные. Теперь отрицательные оторвите. Посмотрите, какие вы замечательные, добрые, умные. Живите и радуйтесь жизни. И всегда помните, что

Учит. Минутность пребыванья на Земле

запечатлеет каждый, как умеет;

Коль притяженье зла преодолеет

Он будет памятен вдвойне

А если добра оставит след

Иль сотворит во благо дел прекрасных,

Пусть знает: жил мгновенье не напрасно

И на века оставил звёздный след.

– Итак, ребята, наш урок подошёл к концу. Какой вывод мы можем сделать?

Был ли всё-таки иной путь у Катерины?

С точки зрения христианской морали Катерина не имела права уходить из жизни по собственной воле. Если мы все это будем помнить, то сколько жизней можно спасти. Православный взгляд на русскую классическую литературу – единственно правильный, потому что наши русские писатели были православными людьми – они с молоком матери впитали православные истины. Их произведения просто непонятны без православной трактовки.

Но есть и другие взгляды на поступок Катерины, поэтому дома вы

1. Познакомьтесь со статьями Н. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» и

Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы».

Ответьте на вопросы:

– Почему Добролюбов считал, что характер Катерины – «шаг вперёд не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе»?

– Почему Добролюбов назвал Катерину «Луч света в тёмном царстве»?

– Почему Писарев отказывается считать «лучом света» героиню «Грозы»? (Задание

выполнить по хрестоматии).

2. Индивидуальное задание:

– Трактовка образа Катерины актрисами Стрепетовой и Ермоловой.

3. Мини-сочинение «Что вы вкладываете в понятие «жизнь»?

«Всё, что происходит в жизни – это уроки?». (Тема по выбору) Согласны ли вы с этим?

Учитель. – Спасибо вам, ребята за урок.

Все, кто принял участие в нашем диалоге, получают пятёрки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме “Русская литература конца XIX – начала XX века”. Материал содержит основные тезисы, фотографии.

На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют, какие трудности пришлось испытать героям.

лекция с элементами беседы. анализ стих.

Конспект урока может быть использован при изучении романа “Герой нашего времени” в 9 – 10 классах.

Презентация к уроку.

Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса.

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка.

Ссылка на основную публикацию