Сочинение Что значит быть счастливым по рассказам Бунина, Чехова, Куприна

Что значит быть счастливым. сочинение по рассказам Чехова, бБунина, куприна, Толстова, Аргументы

Ответ

Проверено экспертом

“Что значит быть счастливым”-на этот вопрос пытались ответить многие писатели,так как понятие счастья у каждого индивидуально и каждый сам решет,каков ответ на этот риторический вопрос.

Рассказ А.Куприна “Куст сирени”-это история любви,трогательная и авантюрная,полная страстей и веселого юмора.Неожиданное решение проблемы главного героя,делает рассказ очень оптимистичным,поднимающем настроение.Неудача молодых супругов,муж не поступает в академию,поставив кляксу на чертеже.Вера не опускает руки,находит выход из положения,сажая куст сирени там,где на карте стоит клякса и Алмазов сдаёт экзамен.Алмазов отвергал помощь жены,считая себя взрослым мужчиной,но после поступления он понял,что счастье в единстве супругов,помощи друг другу.

Главная мысль-это то,что любовь способна устранить любые преграды в жизни,самопожертвование ради любимого делает людей счастливыми, помогает понять друг друга,а куст сирени может сохранить семью.Сирень-это символ весны,молодости,любви.Именно куст сирени сблизил молодых людей,Веру и Алмазова,сделал их счастливыми.

Рассказ А.Чехова “О любви” называют “историей об упущенном счастье”,это произведение о силе чувств,моральных устоях и нравственности общества.История любви,которая не принесла радость,а скорее разочарование героям,история которая не имела развития и счастливого конца.Произведение неоднозначное,оно заставляет читателя задуматься и дать оценку действиям героям.Автор не показывает своего отношения к происходящему,оставляя события на “суд читателей”.

Понятия о нравственности,моральных законах не дали Анне и Алехину быть вместе,но любовь -это чувство безграничное и не подчиняется людским законам,сносит все преграды на пути,но герои поняли это слишком поздно,их сомнения были напрасны,а признание в любви и осознание ничтожности помех быть вместе делают их последнюю встречу полной новой боли.Алехин остаётся одиноким и безрадостным “благородным существом”,а Анна покидает его навсегда ,”в дурном настроении”,печальная и несчастная.Жизнь “в футляре” неискренняя,лишена чувств и эмоций,переживаний,но Алёхин сознательно жертвует любовью,в угоду мнению окружающих и репутации.

Трагичен рассказ И.Бунина “Кавказ”.На чужом несчастье счастья не построить.Герои рассказа не смогут быть счастливы,обман и угрызения совести,чувство вины,нравственный груз измены,смерть обманутого мужа-это не счастье,а сплошное несчастье.Мимолётное увлечение,роман с развлечениями-это не любовь,не счастье,которое скрывают от общества,как позор и прячут от людей.Герои рассказа ещё не поняли,что то,что они считали счастьем,уже осталось в прошлом. Обман,поруганная честь,унижения ложью,всё это в прошло,а впереди-осознание гибели мужа,пытавшего отстоять свою честь.

Трагический финал переворачивает смысл рассказа,из истории любви,рассказ превращается в драму,где любит только один и он погибает.Финал предсказуем,но не неизбежен,сложись обстоятельство по другому,трагедия могла бы миновать героев,но автор категоричен,он ставит роковую точку в судьбе обманутого мужа.

Может ли верность принести человеку разочарование?Конечно может,если человек верен тому,кто не может оценить верность,не всем дано быть чуткими и честными. .Иногда люди не замечают недостатков близких,любовь делает их слепой.Пьер Безухов, из “Война и мир” Л.Толстого,был ослеплён любовью к Элен,все вокруг видели правду,кроме Пьера,который доверял Элен.Она обманула доверчивого мужа,а что ещё хуже,не подумала скрывать это от общества.Измена жены принесла глубокое разочарование благородному человеку,он разочаровался в женщинах вообще,и в обществе ,которое его окружало.

Истории любви сделали одних счастливыми,других разочарованными,а третьих постигла трагедия.Так что значит быть счастливым?У каждого своё понятие о счастье и все стремятся быть счастливыми по-разному.Счастье не физическая величина,оно не материально,счастье-это состоянии души человека.Одних, улыбка близких делает счастливыми,а другие глубоко несчастны из-за отсутствия денег,одни живут для близких и счастливы,а другие-для себя,ища счастье в идеалах.Счастье не зависит от того,кто мы и что мы имеем,оно зависит от наших мыслей,побуждений,чувств,от того,к чему стремимся.

“Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.”

СОЧИНЕНИЕ. Что значит быть счастливым?(по рассказам А.П Чехова «О любви»,И.А. Бунина»Кавказ»,А.И…

«Когда ты будешь ценить то, что у тебя есть, а не жить в поиске идеалов, тогда ты по настоящему станешь счастливым.»

«Что значит быть счастливым?»-на этот вопрос пытались ответить многие писатели,так как понятие счастья у каждого индивидуально и каждый сам решет,каков ответ на этот риторический вопрос.Три разных истории повествуют о любви,но сделала ли любовь людей счастливыми или кто из них достоин счастья,авторы рассуждают в своих произведениях.

Рассказ Куприна «Куст сирени»-это история любви,трогательная и авантюрная,полная страстей и веселого юмора.Неожиданное решение проблемы главного героя,делает рассказ очень оптимистичным,поднимающем настроение.Неудача молодых супругов,муж не поступает в академию,поставив кляксу на чертеже.Вера не опускает руки,находит выход из положения,сажая куст сирени там,где на карте стоит клякса и Алмазов сдаёт экзамен.Алмазов отвергал помощь жены,считая себя взрослым мужчиной,но после поступления он понял,что счастье в единстве супругов,помощи друг другу.Главная мысль-это то,что любовь способна устранить любые преграды в жизни,самопожертвование ради любимого делает людей счастливыми,помогает понять друг друга,а куст сирени может сохранить семью.

Истрия об упущенном счастье или о силе моральных принципов. Рассказ А.П.Чехова «О Любви» -это произведение о силе чувств, моральных устоях и нравственности общества.История любви,которая не принесла радость,а скорее разочарование героям,история которая не имела развития и счастливого конца.Произведение неоднозначное,оно заставляет читателя задуматься и дать оценку действиям героям.Автор не показывает своего отношения к происходящему,оставляя события на «суд читателей».

Понятия о нравственности,моральных законах не дали Анне и Алехину быть вместе,но любовь -это чувство безграничное и не подчиняется людским законам,сносит все преграды на пути,но герои поняли это слишком поздно,их сомнения были напрасны,а признание в любви и осознание ничтожности помех быть вместе делают их последнюю встречу полной новой боли.Алехин остаётся одиноким и безрадостным «благородным существом»,а Анна покидает его навсегда ,»в дурном настроении»,печальная и несчастная.Жизнь «в футляре» неискренняя,лишена чувств и эмоций,переживаний,но Алёхин сознательно жертвует любовью,в угоду мнению окружающих и репутации.

В рассказе Бунина «Кавказ» нет имён и фамилий,автору не важно, кто герои,а важна сама ситуация и её моральная сторона.На чужом несчастье счастья не построить.Герои рассказа не смогут быть счастливы,обман и угрызения совести,чувство вины,нравственный груз измены,смерть обманутого мужа-это не счастье,а сплошное несчастье.Мимолётное увлечение,роман с развлечениями-это не любовь,не счастье,которое скрывают от общества,как позор и прячут от людей.Герои рассказа ещё не поняли,что то,что они считали счастьем,уже осталось в прошлом.Обман,поруганная честь,унижения ложью,всё это в прошло,а впереди-осознание гибели мужа,пытавшего отстоять свою честь.

Трагический финал переворачивает смысл рассказа,из истории любви,рассказ превращается в драму,где любит только один и он погибает.Финал предсказуем,но не неизбежен,сложись обстоятельства по другому,трагедия могла бы миновать героев,но автор категоричен,он ставит роковую точку в судьбе обманутого мужа. Трагическая концовка-это логическое завершение отношений, пронизанных ложью,изменой и обманом,отношений,не заслуживающих счастья.

Так что значит быть счастливым?У каждого своё понятие о счастье и все стремятся быть счастливыми по-разному.Счастье не физическая величина,оно не материально,счастье-это состоянии души человека. Одних, улыбка близких делает счастливыми,а другие глубоко несчастны из-за отсутствия денег,одни живут для близких и счастливы,а другие-для себя,ища счастье в идеалах.Счастье не зависит от того,кто мы и что мы имеем,оно зависит от наших мыслей, побуждений,чувств,от того,к чему стремимся.

«Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.»

«Подготовка к сочинению по рассказам А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени» на тему «Что такое счастье?»»
презентация урока для интерактивной доски по литературе (8 класс) по теме

Урок-полилог подготовка к сочинению-рассуждению.

Характер урока ориентирован на расширение представлений восьмиклассников о творчестве И. Бунина, А. Чехова и А. Куприна, особенности творческой индивидуальности каждого из писателей ,способствование формирования умения подбирать литературные произведения на заданную тематику при подготовке к ЕГЭ, развитие логического мышления, умения анализировать, систематизировать, обобщать, умения работать в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
podgotovka_k_sochineniyu_chto_takoe_schaste.pptx1.96 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Что такое счастье?

О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно – Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно. В бездонном небе легким белым краем Встает, сияет облако. Давно Слежу за ним. Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано. Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг. День вечереет, небо опустело. Гул молотилки слышен на гумне. Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне. И.А.Бунин

Толковый словарь С.И. Ожегова 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; 2. Успех, удача. СЧАСТЬЕ –

Влюблённость указывает человеку, каким он должен быть. А .П.Чехов

А.П.Чехов «О любви»

А .П.Чехов «О любви» — В чём суть рассказа? Смысл названия? — Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы? — Как вы понимаете слова Алёхина: “Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.” — А если бы Алехин и Анна Алексеевна раньше это поняли.

Что такое любовь? Солнечный удар, томление духа или благодать? Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена. И.А.Бунин

И.А.Бунин «Кавказ» — Каким настроением проникнут рассказ? — Как вы можете охарактеризовать любовные отношения героев? — Какую любовь изобразил писатель на страницах рассказа? Почему вы так думаете? — Счастливы ли герои в своих отношениях? Почему? — Смогут ли после всего герои быть счастливы?

Человек пришёл в мир для безмерной свободы, творчества и счастья А.И.Куприн

А.И.Куприн «Куст сирени»

А .И.Куприн «Куст сирени» — Какое настроение возникает после прочтения рассказа «Куст сирени»? — Счастливы ли герои рассказа? Почему? — Почему семья Алмазовых способна преодолеть трудности? — В чём заключаются семейные ценности каждого человека? — Какую проблему поднимает А.И.Куприн в своём рассказе ?

Христианская точка зрения на семейные отношения, на понятие счастья Любовь долготерпит , милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, Не радуется неправде, а сорадуется истине, Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. 1-е к Коринфянам 13: 4-7

— Что делает людей родными? —Следует ли прислушиваться к мнению других, когда любишь? — Семьёй ограничивается сфера деятельности женщины. Согласны ли вы с этим утверждением? — Когда человек по-настоящему счастлив? — В чём секрет семейного счастья? — Что означает «счастье» в вашем понимании? Вы счастливы? Диспут

любовь радость семья успех С Ч А С Т Ь Е В3аимопонимание доброта Упорство С Ч А С Т Ь Е Кластер

Домашнее задание Написать сочинение-рассуждение «Что такое счастье?» (Что значит быть счастливым?) (По рассказам А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени») (см. памятку «Как писать сочинение-рассуждение»).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материал предназначен педагогам.

Урок – практикум. Цель урока: определение идейного звучания произедения.

Презентация к открытому уроку по литературе в 8 классе по теме: “О чем говорят цвет?” (по рассказу А.И. Куприна “Куст сирени”).

Самоанализ урока по литературе в 8 классе по теме: “О чем говорят цвет?” (по рассказу А.И. Куприна “Куст сирени”).

Урок – семинар с применением проблемно-диалогической, личностно-ориентированной и исследовательской технологий.

Конспект урока литературы в 8 классе по рассказу А.И. Куприна “Куст сирени”. Тема: “Представление о любви и счастье в семье&quot.

Класс: 8Тема урока: «Тема любви в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»УМК: В.Я.КоровинаТип урока: урок художественного восприятия произведенияЦели: Образовательные:познакомить уч.

“Что значит быть счастливым?”

Все люди ищут счастья, да не все находят. И не для всех оно одинаково. Для кого-то счастье – богатство, для кого-то счастье – здоровье. Для героев рассказов Куприна, Бунина и Чехова счастье в любви. Только понимают они счастье по-разному.

Содержимое разработки

Тема: Урок-диспут по рассказам А.И.Куприна, А.П.Чехова, И.А.Бунина.

обучение навыкам сравнительно-сопоставительного анализа произведений, объединенных одной общей темой, монологической речи;

развитие умения анализировать литературное произведение, навыков работы в группе, активизация творческих способностей учащихся;

воспитание чувства ответственности за свою жизнь, умения радоваться жизни.

развитие умения работы с текстом, выделение значимого;

формулирование проблемы, что значит быть счастливым;

формирование своей точки зрения у учащихся по отношению к такому понятию, как «счастье»;

нахождение связи идей писателей с современностью.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, рабочие листы учащихся, импровизированное «Дерево счастья».

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная (для каждой группы свой вопрос для обсуждения, ответы даются по порядку от каждой группы, дополнения обязательны)

Тема: Урок – диспут «Что значит быть счастливым?»

Человек пришел в мир для безмерной свободы,

творчества и счастья.

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать сегодня на уроке.

Хотелось бы начать наш разговор «Что значит быть счастливым?» с притчи.

Старый мудрый кот лежал на травке и грелся на солнышке. Тут мимо него пронесся маленький шустрый котенок. Он кувырком покатился мимо кота, потом резко подскочил и снова начал бегать кругами.

Что ты делаешь?- лениво поинтересовался кот.

Я пытаюсь поймать свой хвост!- запыхавшись, ответил котенок.

Но зачем?- засмеялся кот.

Мне сказали, что хвост – это мое счастье. Если я поймаю свой хвост, то поймаю и свое счастье. Вот я и бегаю уже третий день за своим хвостом. Но он все время ускользает от меня.

Да, – улыбнулся кот,- когда-то я, также как и ты, бегал за своим счастьем, но оно все время ускользало от меня. Я оставил эту затею. Спустя время я понял, что нет смысла гоняться за счастьем. Оно всегда следует за мной по пятам. Где бы я ни был мое счастье всегда со мной, нужно всего лишь помнить об этом.

Мы гоняемся за тем, что находится совсем рядом.

О чем эта притча? (о счастье)

Тема сегодняшнего урока: Что значит быть счастливым?

Цель: показать мастерство А.И.Куприна, А.П.Чехова, И.А.Бунина в изображении мира человеческих чувств

узнать, как каждый из писателей отвечает на вопрос: «Что значит быть счастливым?»

Понять, что значит счастье для каждого из нас.

Эпиграф урока, как вы его понимаете?

Все люди ищут счастья, да не все находят. И не для всех оно одинаково. Для кого-то счастье – богатство, для кого-то счастье – здоровье. Для героев рассказов Куприна, Бунина и Чехова счастье в любви. Только понимают они счастье по-разному.

Нами прочитаны три замечательных рассказа, которые дают предмет для спора. В этих рассказах прослеживается общая тема. Нам предстоит разобраться: что значит быть счастливым не только для героев рассказа, но и для нас самих?

У каждой группы есть ряд проблемных вопросов, на которые вы должны ответить: в чем счастье героев?

I группа. А.Чехов «О любви»

По чьей вине два любящих человека не смогли стать счастливыми? Почему?

(Виноват Алехин, т. к. много рассуждал: чтобы любовь не разбилась о быт, погрязла в мелочах жизни, не выдохлась, необходимо расстаться, но прекрасное, которое потеряно, способно осветить жизнь человека удивительным огнем)

II группа. И.А. Бунин «Кавказ»

Какой выход нашли герои, чтобы быть счастливыми?

В чём счастье и несчастье героев рассказа?

Что он оставляет в душе читателя?

Виноват ли кто-нибудь из героев в разыгравшейся трагедии?

Можно ли простить измену?

(Вырвались на миг, заплатив за мгновение счастья ценою жизни другого человека. Нельзя отложить, нельзя упустить в жизни то, что называется любовью, которое приносит счастье, хотя бы на мгновение)

Главные герои рассказа Бунина «Кавказ» видят свое счастье в любви. Любя друг друга, стремясь к любимому навстречу, они забывают о чувствах других.

Муж заканчивает свою жизнь самоубийством, никого не осуждая, не преследуя. Очень больно, что свою жизнь этот достойный человек так оценил.

Автор ничего нам не говорит, но мне почему-то совершенно ясно, что у любовников после случившегося нет никакого совместного будущего. Если так уж любили, открылись бы мужу, не водили его за нос.

III группа. А.И. Куприн «Куст сирени»

Что помогло героям сохранить счастье? ( Умение проникать в душу любимого героя, стремление сделать другого счастливым, за обыденной семейной жизнью они не растеряли своего чувства. Герои все также любят друг друга, делают все для счастья любимого человека)

Алмаз – драгоценный камень, прозрачный, блестящий, многогранный. Намек на чистые, светлые чувства между супругами. Сирень весной – пора любви (4 лепестка символ Вселенной, 5лепестков приносит счастье).

В рассказе Куприна «Куст сирени» молодые супруги любят друг друга. В их доме, действительно, живет счастье. Но счастье само по себе не появляется, в данном случае это результат самоотверженности Веры. Она способна радоваться не своему счастью. Поэтому для Веры счастье означает не просто любить, а сделать счастливым любимого человека. Это признак благородной и возвышенной души.

Пока группы работают, играет классическая музыка.

Обсуждение вопросов. Выступает один из группы, остальные дополняют.

В рассказе Чехова счастье прошло мимо героев.

В рассказе Бунина герои, казалось бы, испытали всю полноту страсти.

И все-таки оба рассказа драматичны и даже трагичны.

В «Кавказе» герои словно «украли» свое счастье: они вынуждены скрываться, таиться, бежать, чтобы быть вместе. Именно потому, что любовь оказалась «украденной», она не была полной и привела к трагедии.

III. Счастье каждый воспринимает и чувствует по-своему.

А что же говорят о счастье известные люди? Поищем мудрости в афоризмах и пословицах, поговорках. Это было вашим домашним заданием.

«Если хочешь быть счастливым – будь им». Козьма Прутков

«Большинство людей счастливы настолько, насколько сами решили быть счастливы» Авраам Линкольн

«Обычно счастье приходит к счастливому, а несчастье – к несчастливому» Франсуа де Ларошфуко

«Каждый сам кузнец своей судьбы и счастья» Русская пословица

«Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом» Пифагор Самосский

«Не говори о прошлом: какой теперь в нем прок?

Будь счастлив настоящим. Смотри, какой денек!» Омар Хайям

С.Есенин «Вот оно глупое счастье»

Юлия Старостина «Счастье – это не просто слово»

Зинаида Гиппиус «Есть счастье у нас, поверьте,…»

И теперь я думаю, каждый из вас может и готов ответить на вопрос «Что значит быть счастливым?»

18 марта вы приходили голосовать. И я вас попросила ответить на вопрос: «Что значить быть счастливым?». Всем большое спасибо, не мне хотелось бы показать три фрагмента.

V . Рефлексия. Дочитаем нашу притчу (чтение притчи).

Оно всегда следует за мной по пятам. Где бы я ни был мое счастье всегда со мной, нужно всего лишь помнить об этом. Мы гоняемся за тем, что всегда рядом.

Я надеюсь, что каждый из вас определил для себя видение, что значит быть счастливым. У вас на столах лежать островки, их 10. (Приложение №1). Сейчас вы оцените свое настроение и эмоциональное состояние после того о чем говорили. Можно выбрать один остров, несколько. Почувствуйте себя свободными и счастливыми. Спасибо.

Когда вы будете уходить, я хотела бы, чтобы бы вы оставили яблоко на нашем «Дереве Счастья». А завтра мы придем на урок, а нас будет ждать целое фруктовое дерево, и может быть, это и будет для вас коротким мгновением счастья, это поднимет вам настроение. (Приложение №2)

Вернемся к эпиграфу урока: изменилось ли ваше понимание слов Александра Куприна.

Наше общение я хочу закончить словами И.Бунина. «Вечер»

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно-

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

VI. Выставление оценок. Спасибо за урок!

Домашнее задание: сочинение « Какое оно моё счастье»

Рабочий лист урока

Урок – диспут «Что значит быть счастливым?»

Человек пришел в мир

для безмерной свободы,

творчества и счастья.

Выдержки из текста

«. когда мы любим, то не перестаем себе задавать вопросы: честно или нечестно, умно или глупо, к чему поведет эта любовь и так далее. Хорошо это или плохо, я не знаю, но что это мешает, не удовлетворяет, раздражает, – это я знаю»

« Я любил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею; мне казалось невероятным, что эта моя тихая, грустная любовь вдруг оборвет счастливое течение жизни ее мужа, детей. »

«Честно ли это? Она пошла бы за мной, но куда? Куда бы мог я вести ее. И как бы долго продолжалось наше счастье? Что бы с ней случилось в случае моей болезни, смерти или, просто, если бы разлюбили друг друга?»

«.. . я признался в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как не нужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить. Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе»

Вопросы для обсуждения

1.По чьей вине два любящих человека не смогли стать счастливыми? Почему?

II. Значение слова «счастье»

Счастье– 1. чувство, состояние полного, высшего удовлетворения.

успех, удача. ( Толковый словарь С.И.Ожегова)

Рабочий лист урока

Рабочий лист урока

Урок – диспут «Что значит быть счастливым?»

Человек пришел в мир

для безмерной свободы,

творчества и счастья.

Иван Алексеевич Бунин «Кавказ»

Выдержки из текста.

«Я просыпался рано и, пока она спала, до чая, который мы пили часов в семь, шел по холмам в лесные чащи. Горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно. В лесах лазурно светился, расходился и таял душистый туман, за дальними лесистыми вершинами сияла предвечная белизна гор. »

«Когда жар спадал, и мы открывали окно, часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте.»

«. она порой ложилась на тахту, закрывала лицо газовым шарфом и плакала: еще две-три недели — и опять Москва!»

3.Вопросы для обсуждения.

1.Какой выход нашли герои, чтобы быть счастливыми?

В чём счастье и несчастье героев рассказа?

Что он оставляет в душе читателя?

Виноват ли кто-нибудь из героев в разыгравшейся трагедии?

Можно ли простить измену?

II. Значение слова «счастье»

Счастье– 1. чувство, состояние полного, высшего удовлетворения.

успех, удача. ( Толковый словарь С.И.Ожегова)

Рабочий лист урока

Рабочий лист урока Урок – диспут «Что значит быть счастливым?»

Человек пришел в мир

для безмерной свободы,

творчества и счастья.

Александр Иванович Куприн «Куст сирени»

2. Выдержки из текста.

«Жена, как только увидела его насупившееся лицо со сдвинутыми бровями и нервно закушенной нижней губой, в ту же минуту поняла, что произошло очень большое несчастье.

«До сих пор все экзамены сошли благополучно, и только одному Богу да жене Алмазова было известно, каких страшных трудов они стоили. »

«Но Верочка не давала падать ему духом и постоянно поддерживала в нем бодрость. »

«Муж и жена долго сидели в тяжелом раздумье, не произнеся ни слова. Но вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла»

«Напрасно Алмазов уговаривал жену отправиться домой. Она поехала вместе с мужем за город, все время, пока сажали кусты, горячо суетилась и мешала рабочим и только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась. »

«На другой день Вера никак не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. Она еще издали, по одной только живой и немного подпрыгивающей походке , узнала, что история с кустами закончилась благополучно. »

«И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь. Прохожие с недоумением останавливались , чтобы еще раз взглянуть на эту странную парочку. »

«. муж и жена вдруг одновременно засмеялись и поглядели друг на друга»

«. Я хотела сказать, что сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком..» (Сирень цветет весной- пора любви. ;4-лепестковая сирень-символ Вселенной ( греческая мифология), 5-лепестковая приносит удачу)

3. Вопросы для обсуждения

1..Что помогло героям сохранить счастье?

Алмаз – драгоценный камень, прозрачный, блестящий, многогранный.

II. Значение слова «счастье»

Счастье– 1. чувство, состояние полного, высшего удовлетворения.

успех, удача. ( Толковый словарь С.И.Ожегова)

Что значит быть счастливым? Диспут по произведениям А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна. – презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемГалина Алюшникова

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Что значит быть счастливым? Диспут по произведениям А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.” — Транскрипт:

1 Что значит быть счастливым? Диспут по произведениям А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна

2 Правила корректного спора. 1. Я критикую идеи, а не людей. 1. Я критикую идеи, а не людей. 2. Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению. 2. Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению. 3. Я выслушиваю соображения каждого, даже если с ним не согласен. 3. Я выслушиваю соображения каждого, даже если с ним не согласен. 4. Я пересказываю фразу, что мне не вполне понятна. 4. Я пересказываю фразу, что мне не вполне понятна. 5. Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему. 5. Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему. 6. Я сначала выясню все идеи и факты, относящие к обеим позициям, а потом попытаюсь их совместить так, чтобы это совмещение дало новое понимание проблемы. 6. Я сначала выясню все идеи и факты, относящие к обеим позициям, а потом попытаюсь их совместить так, чтобы это совмещение дало новое понимание проблемы. 7. Я изменяю свою точку зрения, когда факты дают для этого ясное основание1. 7. Я изменяю свою точку зрения, когда факты дают для этого ясное основание1.

3 Вопросы для обсуждения Что такое счастье? Что такое счастье? Сколько раз в жизни может любить человек? Сколько раз в жизни может любить человек? Какие ассоциации вызывает у вас слово семья? Какие ассоциации вызывает у вас слово семья? Следует ли прислушиваться к мнению других, например родителей, когда любишь? Следует ли прислушиваться к мнению других, например родителей, когда любишь? Что делает людей родными? Что делает людей родными? Правда ли, что любят одних, а женятся на других? Правда ли, что любят одних, а женятся на других? Сколько правды в народной мудрости Стерпится слюбится? Сколько правды в народной мудрости Стерпится слюбится? Что делать, если испытываешь сильное чувство к человеку, который уже состоит в браке? Что делать, если испытываешь сильное чувство к человеку, который уже состоит в браке? Можно ли сохранить любовь и уважение к человеку, с которым расстался? Можно ли сохранить любовь и уважение к человеку, с которым расстался? Свободная любовь признак прогресса или упадка общества? Свободная любовь признак прогресса или упадка общества? Когда человек по-настоящему счастлив?2 Когда человек по-настоящему счастлив?2

4 И.Бунин «Кавказ». В чём счастье и несчастье героев рассказа? В чём счастье и несчастье героев рассказа? Что он оставляет в душе читателя? Что он оставляет в душе читателя? Виноват ли кто-нибудь из героев в разыгравшейся трагедии? Виноват ли кто-нибудь из героев в разыгравшейся трагедии? Можно ли простить измену? Можно ли простить измену? Может ли человек по своей воле уходить из жизни? Может ли человек по своей воле уходить из жизни?

5 А.Куприн «Куст сирени». Какое настроение возникает после прочтения рассказа «Куст сирени»? Какое настроение возникает после прочтения рассказа «Куст сирени»? Что вас тронуло в этом произведении? Что вас тронуло в этом произведении? Счастлива ли Вера Алмазова? Счастлива ли Вера Алмазова? Назовите произведения о любви, самоотверженности, которые читали раньше. Назовите произведения о любви, самоотверженности, которые читали раньше. Что их объединяет, а что рознит? Что их объединяет, а что рознит?

6 А.Чехов «О любви». В чём суть рассказа? В чём суть рассказа? Ваши предположения о развитии событий. По каким приметам вы сделали такие выводы? Ваши предположения о развитии событий. По каким приметам вы сделали такие выводы? Как вы понимаете слова Алёхина: Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе. Как вы понимаете слова Алёхина: Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.

7 Согласны ли вы с такими утверждениями? Никогда не пилите друг друга, умейте прощать; Никогда не пилите друг друга, умейте прощать; не пытайтесь перевоспитать друг друга; не пытайтесь перевоспитать друг друга; не критикуйте друг друга, особенно в присутствии посторонних; не критикуйте друг друга, особенно в присутствии посторонних; научитесь ценить друг друга; научитесь ценить друг друга; оказывайте друг другу знаки внимания; оказывайте друг другу знаки внимания; будьте вежливы, общительны; будьте вежливы, общительны; помните только хорошее; помните только хорошее; берегите здоровье своё и родственников. берегите здоровье своё и родственников.

8 Любовь в письмах выдающихся людей XIX века Моя единственная Жозефина вдали от тебя весь мир кажется мне пустыней, в которой я один. Ты овладела больше чем всей моей душой. Ты единственный мой помысел; когда мне опостылевают докучные существа, называемые людьми, когда я готов проклясть жизнь тогда опускаю я руку на сердце: там покоится твоё изображение, смотрю на него, любовь для меня абсолютное счастье. Моя единственная Жозефина вдали от тебя весь мир кажется мне пустыней, в которой я один. Ты овладела больше чем всей моей душой. Ты единственный мой помысел; когда мне опостылевают докучные существа, называемые людьми, когда я готов проклясть жизнь тогда опускаю я руку на сердце: там покоится твоё изображение, смотрю на него, любовь для меня абсолютное счастье. Наполеон Бонапарт Жозефине, 3 апреля 1796 года Наполеон Бонапарт Жозефине, 3 апреля 1796 года

9 Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить. Прежде расставался со многими, к которым тоже крепко был привязан, но день, два, неделя и тоска исчезала, теперь чем далее от тебя, тем хуже. Потерпи ещё несколько, ангел мой, и будем молиться Богу, чтобы нам после того никогда более не разлучаться. Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить. Прежде расставался со многими, к которым тоже крепко был привязан, но день, два, неделя и тоска исчезала, теперь чем далее от тебя, тем хуже. Потерпи ещё несколько, ангел мой, и будем молиться Богу, чтобы нам после того никогда более не разлучаться. А.С. Грибоедов жене Нине. 24 декабря 1828 года А.С. Грибоедов жене Нине. 24 декабря 1828 года

10 Чем более я думаю, тем сильнее убеждаюсь, что мое существование не может быть отделено от вашего: я создан для того, чтобы любить вас и следовать за вами; все другие мои заботы одно заблуждение и безумие. Чем более я думаю, тем сильнее убеждаюсь, что мое существование не может быть отделено от вашего: я создан для того, чтобы любить вас и следовать за вами; все другие мои заботы одно заблуждение и безумие. А.С. Пушкин Н.Н. Гончаровой, март 1830 года А.С. Пушкин Н.Н. Гончаровой, март 1830 года

11 Любовь и брак в высказываниях и афоризмах. Любить значит делать добро. Л.Н. Толстой Любить значит делать добро. Л.Н. Толстой Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто её видел. Постоянство в любви это вечное непостоянство, побуждающее нас увлекаться по очереди всеми качествами любимого человека, отдавая предпочтение то одному из них, то другому. Ф.Ларошфуко Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто её видел. Постоянство в любви это вечное непостоянство, побуждающее нас увлекаться по очереди всеми качествами любимого человека, отдавая предпочтение то одному из них, то другому. Ф.Ларошфуко Благодеяние любви не только в том, что она внушает нам веру в другого человека, но и в том, что мы обретаем веру в себя. Р.Роллан Благодеяние любви не только в том, что она внушает нам веру в другого человека, но и в том, что мы обретаем веру в себя. Р.Роллан Жениться это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности. А.Шопенгауэр Жениться это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности. А.Шопенгауэр Хороший брак покоится на таланте к дружбе. Ф.Ницше Хороший брак покоится на таланте к дружбе. Ф.Ницше То, что мы видим так мало удачных браков, как раз и свидетельствует о ценностной важности брака. М.Монтень То, что мы видим так мало удачных браков, как раз и свидетельствует о ценностной важности брака. М.Монтень Тот, кто имеет, зачем жить, вынесет любое как Ф.Ницше Тот, кто имеет, зачем жить, вынесет любое как Ф.Ницше Иногда надо замолчать, чтобы тебя услышали. Станислав Лем Иногда надо замолчать, чтобы тебя услышали. Станислав Лем

«Что значит быть счастливым?» (урок-диспут по произведениям А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна)

Данная презентация к уроку “Что значит быть счастливым?” помогает учителю сопоставить произведения А.П.Чехова, И.А.Бунина и А.И.Куприна, увидеть, что такое счастье для каждого из писателей.

Просмотр содержимого документа
««Что значит быть счастливым?» (урок-диспут по произведениям А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна)»

Что значит быть счастливым?

( по произведениям А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна)

А.И.Куприн «Куст сирени»

«Человек пришёл в мир для безмерной свободы, творчества и счастья»

Какой приём лежит в основе построения композиции?

2 часть – НАДЕЖДА

3 часть – СЧАСТЬЕ

Построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется

Автор использует антитезу в изображении героев

Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова.

Беспомощен пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб.

Находчива, активна, деятельна, точна, быстра.

Не видит выхода, не верит в успех.

Верит в успех дела, надеется на положительный исход.

Подчиняется жене, действует по её плану.

В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее.

Поговорим об образах главных героев

Почему автор наделяет героя такой замечательной фамилией – Алмазов?

Случайно ли он выбирает имя для своей героини – Вера?

Автор не дает нам внешнего описания героев? Как вы думаете, почему?

Что спасло семейное счастье героев?

  • «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком»
  • Любить- значит делать добро.

Чем же заканчивается эта история?

«Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…» Почему автор именно так заканчивает рассказ?

Рассказ «Кавказ» И.А.Бунина

Любовь в изображении И.А.Бунина

в рассказе «Кавказ»

Любовь – она бывает разной.

А.П.Чехов «О любви» – история об упущенном счастье

«Влюблённость указывает человеку, каким он должен быть»

  • Она жертвует любовью ради семьи, ради спокойствия возлюбленного.
  • «Ей казалось ,что она уже недостаточно молода, чтобы начать новую жизнь».

Особенности взаимоотношений каждой семейной пары

1. Семья Луганович : взаимное уважение, отсутствие общих интересов.

2. Семья из рассказа «Кавказ» : себялюбие, неуважение к личности человека, недоверие.

3. Семья Алмазовых : доброта, отзывчивость, общие интересы, забота.

В чём счастье и несчастье героев

В рассказе Чехова счастье прошло мимо героев. В рассказе Бунина герои, казалось бы, испытали всю полноту страсти. И все-таки оба рассказа драматичны и даже трагичны. В «Кавказе» герои словно «украли» свое счастье: они вынуждены скрываться, таиться, бежать, чтобы быть вместе. Именно потому, что любовь оказалась «украденной», она не была полной и привела к трагедии.

«СЧАСТЬЕ – ЧУВСТВО И СОСТОЯНИЕ ПОЛНОГО, ВЫСШЕГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ». ОЖЕГОВ С.И. СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Читайте также:  Стиль и язык романа Капитанская дочка Пушкина художественные особенности
Ссылка на основную публикацию