Сочинение Доримена в рассказе Мещанин во дворянстве Мольера

Мещанин во дворянстве сочинение

ПРОБЛЕМАТИКА И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОМЕДИИ МОЛЬЕРА «МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ»

«Мещанин во дворянстве» — яркий образец «высокой комедии». Несмотря на то что пьеса была написана в жанре «комедии балета» (по указанию короля в нее были включены турецкие танцы), Мольер сумел сделать так, что танцевальные сцены в сюжете превратились лишь на внешнюю украшение сатирической по содержанию комедии.

Опираясь на законы классицизма, которые господствовали в то время в литературе, драматург создает комедию характера, выписывая ее на фоне комедии нравов. Носители обычаев — это все персонажи пьесы, за исключением главного действующего лица Журдена. Ведь только через действия и разговоры персонажей можно узнать о традициях и привычках общества. За смешными событиями комедии скрыты серьезные выводы, а комические образы становятся сатирическими.

В «Мещанин во дворянстве» основной темой комедии Мольер избрал попытку буржуа имя Журден угодно стать знатным дворянином.

Заметим, что до этого главный герой Журден имеет все, чего может желать человек: семью, деньги, здоровье. Однако в его сознании глубоко закрепилось мнение о превосходстве дворянства над всеми другими сословиями в государстве. Поэтому на момент действия в пьесе мечта быть одним из представителей «высшего света» становится для Журдена смыслом его жизни. Прекратив заниматься делами, Журден нанимает себе учителей, которые, насмехаясь над его за глаза, учат Журдена за огромные деньги всего, что нужно знать в дворянской среде. В сценах обучения дворянских «наук» стремление подражать аристократам драматург высмеивает с особой силой. Мольер показывает, что Журден не только не узнал ничего нового, но и прекратил понимать нормальные человеческие отношения. Автор смеется не с запоздалого влечения к наукам — ему неприятны люди, которые преклоняются перед фальшивыми кумирами.

В своем стремлении «одворянитися» Журден теряет собственное достоинство, превратившись в шута. Достаточно вспомнить появление господина Журдена утром перед слугами и учителями. Его лицо простое и грубое, а на голове — ночной колпак. Узкие чулки чуть натянуты на толстые икры. Красные бархатные брюки, зеленый камзол, башмаки на каблуках, банты, пряжки, шпага и поверх всего халат из цветной индийской ткани, — так одет новоявленный дворянин.

Журден перестает быть собой. Герой считает истиной любую глупость, лишь бы это продвигало его в «высший свет». В сцене с подмастерьями, которые надевают его в новое «барское» наряды, щедрость заказчика возрастает по мере того, как часто к нему обращаются «Ваша милость», «Ваша светлость», «Ваше превосходительство».

Впрочем, М. к своему герою относится неоднозначно. Ведь от природы Журден толковый, знает цену копейке, разбирается в людях (видит насквозь мошенника-портного). Сцена составления письма маркизы Доримены, когда он решительно отвергает чрезмерно раздутые варианты послания, свидетельствует о ясности мысли и сообразительность Журдена. Беда мещанина, на мой взгляд, в том, что он выбрал неверный образец для подражания. К тому же в Журдена есть многое, чем он справедливо может гордиться: состояние, умение распоряжаться дела, умная дочка, уважение представителей своего сословия, которые поддерживали его, пока тот «не потерял смысл на знатности».

Готов даже «отрубить два пальца на руке, чтобы только родиться графом или маркизом», Журден доходит до того, что не дает согласия на брак своей дочери Люсиль с Клеонтом только потому, что он не дворянин. Но остроумный слуга Клеонта находит выход. Он переодевает своего хозяина турецким пашой, сватает за него Люсиль, а для Журдена устраивает «посвящение в муфтии». Все герои получают то, чего хотели: три пары женятся (Клеонт и Люсиль, Дорант и Доримена, Ковьель и Николь), а Журден становится, хотя и причудливым, но дворянином. Мольер не показал нам, как вести себя Журден, когда откроет обман и станет посмешищем. Но, видимо, автор и не ставил себе это целью.

Высмеивая простоватого героя, Мольер одновременно разоблачает и аристократическую верхушку, показав в лице графа Доранта и маркизы Доримены их общественную и моральную никчемность, а также материальную зависимость от буржуазии. Граф Дорант — мошенник, который обманывает Журдена, пользуясь его деньгами. Кроме дворянского титула, у него ничего нет, поэтому и приходится бывшему аристократу льстить дурацки богачу, чтобы иметь возможность удовлетворять свои потребности. Собственно, и Доримена полюбила Доранта только после того, когда получила дорогой подарок.

Как видим, о настоящих чувствах здесь не было. Зато на любовь способны другие герои — Люсиль и Клеонт, Николь и Ковьель. Именно они воплощают в комедии мольеровский идеал гармоничного сочетания настоящей достоинства, честности и образованности. Изображая смешные ситуации, в которые попадает бедный Журден, М. обобщает общественные явления, не забывая о моральные уроки, без которых невозможна комедия классицизма.

Мольеровская комедия содержит много признаков классицизма (защиту высоких нравственных идеалов, предусматривающей наказание порока и победу добродетели, противопоставление отрицательных и положительных персонажей, соблюдение правила трех единств). Однако «король французской комедии» был и новатором в драматургии. Это выразилось в введении в пьесу живого народного языка, свободном отношении к правилу трех единств и в суровых жанра.

«Сочинение Мольера «Мещанин во дворянстве»»

В произведениях выдающегося французского комедиографа Мольера отразились проблемы и эстетичные поиски его времени, а его судьба отобразила положение писателя в общественной жизни Франции XVII столетие. В историю мировой литературы Мольер вошел как основатель «высокой комедии». Несмотря на правила, соблюдение которых было обязательным для драматургов его времени, Мольер создал художественно совершенные комедии с напряженным сюжетом и интересными характерами. В основе сюжетов его комедий лежит конфликт, известный классицистам,- противостояние страстей здравому смыслу. В основе комизма – несоответствие реальных событий тома, как они воспринимаются персонажами. Эту общую комическую установку Мольер насыщает исторически достоверными персонажами, раскрывает наиболее типичные характеры.

Как художник в свое время Мольер хорошо понимал, чего нуждается в публика, и создавал пьесы, которые пользовались незаурядной популярностью. Но талант его заключается в том, что, развлекая зрителя, он его воспитывает, поворачивает к моральным ценностям. Имена многих его персонажей стали общими и означают человека, которому присущие те или другие черты. Яркий образ создает Мольер в комедии « Мещанин-Шляхтич». Главный герой Журден имеет все, чего может желать человек: семью, деньги, здоровье. И Журдену захотелось выбиться в шляхтиче. Это становится его маниакальной идеей, которая наносит немало хлопоты его семье, но нравится целой груде шарлатанов, которые питаются возле него и потешаются над ним: парикмахеры, сапожнике, «учителя» этикета. Пользуется прихотью Журдена и аристократ Дорант. Он знает, что Журден влюбленный в благородную До-рімену, с которой он и сам не против пожениться. Дорант приводит Доримену в дом Журдена, где их ждет роскошный обод. От своего имени он дарит красавицы ценности, которые передал ему для Доримены Журден. Возникает комическая ситуация, герои говорят, не понимая друг друга, каждый о своем: Доримена думает, что ценности дарил Дорант, и приходит в негодование, когда Доньев преуменьшает их ценность, желая выглядеть скромным в глазах своей избранницы. Желание стать шляхтичем лишает Журдена остатков здравого смысла: он не дает согласия на брак своей дочери Люсиль из Клеонтом только потому, что тот не шляхтич. Но остроумный слуга Клеонта находит выход. Он переодевает своего хозяина турецким подножный кормом, сватает за него Люсиль, а для Журдена устраивает «посвящение в муфтии». Комедия завершается настоящим праздником веселья. герои получают то, к чему стремились: три пара влюбленных соединяются (Клеонт и Люсиль, Дорант и Доремена, Ковель и Николь), а Журден становится, хотя и химерическим, но шляхтичем. Мольера справедливо называли автором «высокой комедии». За смешными событиями комедии прячутся серьезные выводы, а комические образа становятся сатирическими. Поведение Журдена, Доранта обусловленная их положением в обществе. Журден стремится стать шляхтичем, чтобы довести всем и себе свою значимость. Но Мольер показывает, что человека нужно ценить такой, которой она есть, что каждый должен делать в жизни свое дело. Дорант – аристократ, но ничего, кроме титула, у него нет: ни денег (их он берет взаймы в Журдена), ни аристократических, приподнятых чувств. Он использует Журдена, чтобы справить на Доримену впечатление богатея. Маркиза же дает согласие на брак потому, что считает Доранта действительно тем, за кого тот себя выдает. Ее разочарование автор мудро вынес за границы комедии. В комедиях Мольера здравый смысл побеждает, и он не является ручательством нравственности человека. На примере отрицательных персонажей автор показывает, что коварный, лицемерный человек может быть умным, и побеждают всегда человеческие добродетели.Начиная из первых своих произведений Жан-Батист Поклен (сценическое имя – Мольер) опирался на народное творчество, народный юмор. И неизвестно, стал ли бы он большим драматургом, если бы не пятнадцатилетняя школа жизни, которую он прошел во время путешествования с бродячим театром. Но не следует отбрасывать и роли прекрасного образования, полученного им, которое дало возможность войти в высочайшие общественные круги и быть осведомленным во всех сферах общественной жизни. Как выходец из буржуазной среды, Мольер оставлял за собой право высмеивать его отрицательные черты, а как человек просвещен, он получил право на высмеивание недостатков дворянских кругов.

«Мещанин- дворянин» – одна из наилучших пьес драматурга. В этом произведении сатиру автора и направлено на два общественных класса. Изображая доверчивого и доброжелательного купца Журдена, автор гневно осуждает его стремление любым путем приобрести дворянские манеры. Хотя Журден и нанимает себе разных учителей, которые учат его манерам, танцам, музыканту, тем не менее остается напыщенным и грубым. Здравомыслящая жена Журдена не только не поддерживает своего мужчину, а и старается привести его на ум: «А мне так совестливо смотреть, которую ты моду завов. Собственного жилья не познать. Можно подумать, что в нас ежедневно праздник: из самого утра, только и знай, играют на скрипках, песни поют,- соседям и тем покоя нет». Но острейшее перо сатиры Мольер направил на изобличение паразитирующей знати. Талант Мольера оказался не только в написании ряда сатирических произведений, а и в создании комедии балета. Этот жанр был развит им для придворных торжественностей. Но гений драматурга оказался в объединении двух художественных жанров для показа важных общественных проблем в свое время.

Сочинение на тему: ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПЬЕСЫ МОЛЬЕРА «МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ»

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПЬЕСЫ МОЛЬЕРА «МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ»

«Зеркалом общества» называл театр великий писатель-сатирик Жан Батист Мольер. «Изобра­жая людей, вы пишете с натуры, — говорил он. — Портреты их должны быть схожи, и вы ниче­го не достигли, если в них не узнают людей ва­шего века».

Своей основной задачей, задачей своего твор­чества писатель считал стремление «дать на сце­не приятное изображение общих недостатков» и тем самым способствовать их исправлению. А недостатков в современном ему обществе было довольно много — к такому выводу великий дра­матург пришел, наблюдая за людьми, их поступ­ками, желаниями, страстями, образом жизни.

В сердце Мольера все больше нарастал протест против социальной несправедливости и несовер­шенства существующего мира. И этот протест он выражал на страницах своих произведений. Вни­мание Мольера, как автора комедий, привлека­ли нарушения норм человеческой морали, откло­нения от естественных стремлений во имя наду­манных ценностей.

Читайте также:  Образ и характеристика Миши в сказке Городок в табакерке

По его мнению, фальшивые идеалы лежат в основе извращенной морали. Именно поэтому он требовал от людей подлинной нравственной стро­гости, умения подчинять свои желания и пове­дение требованиям разума.

Одним из ярких реалистических произведе­ний писателя стала комедия «Мещанин во дво­рянстве». В основу пьесы был положен сюжет о богатом буржуа, готовом в своем стремлении к аристократическим титулам принять нелепое, фантастическое звание «мамамуши» и подверг­нуться маскарадному обряду посвящения в это звание. Герой Мольера, господин Журден — не­ожиданно разбогатевший простодушный, недалекий мещанин, единственное желание которого — стать дворянином. Для достижения этой цели герой готов на любые унижения, готов выполнять самые нелепые советы тех, перед кем он прекло­няется. Его невежество, доверчивость и просто­душие побудили наглого обманщика Доранта подвергнуть Журдена «воспитанию». Он обеща­ет обучить героя манерам маркизов, призывает во всем положиться на него. На самом же деле им руководят исключительно корыстные интересы. Проходимец играет не только на стремлении ме­щанина стать дворянином, он подыгрывает неда­лекому простаку абсолютно во всем, стремясь получить за свою «бесценную» помощь как мож­но большее вознаграждение и таким образом обо­гатиться, не прилагая особых усилий. Так, Дорант пользуется желанием Журдена ухаживать за маркизой Дорименой. Для афериста это — пре­красная возможность устроить праздник в честь своей дамы и хорошо поживиться за счет довер­чивого героя. Он внушает Журдену, что маркиза к нему неравнодушна, и тем самым подталкива­ет героя к активным и нередко комичным дей­ствиям.

Но комедия Мольера — это не просто история одного доверчивого и невежественного мещани­на. В лице персонажей драматург показывает ничтожество и пустоту духовного мира всего дво­рянского общества. Автор рисует яркие, красно­речивые портреты тех, на кого так стремится быть похожим Журден.

Дорант — граф, человек благородного проис­хождения, обладающий изысканными манера­ми, на самом деле оказывается самым настоящим авантюристом, мошенником. Ради собственных корыстных интересов, ради обогащения он готов на любую подлость. В его пустой и черствой душе нет места заботам о судьбах тех, кого он обманы­вает и использует. Он не способен на сочувствие, на настоящие, высокие чувства. Это пустой и бес-

смысленный человек, вызывающий только воз­мущение и неприязнь.

Маркиза Доримена лишь внешне отличается от проходимца-графа. Она ведет себя с людьми подчеркнуто вежливо, на самом же деле полнос­тью играет на стороне Доранта, бессовестно обди­рая простоватого мещанина.

Так стоят ли такие люди того, чтобы за приоб­щение к их обществу человек терял собственное достоинство, забывал о чести, о нравственности, об искренности чувств? Конечно же, не стоят! Это — основная мысль, которую стремился донести до нас автор комедии «Мещанин во дворянстве». Представители дворянского сословия выступают в его произведении в неприглядном, комическом виде. Даже наивный, тщеславный, эгоистичный мещанин Журден выглядит на фоне аристокра­тов намного выше в нравственном отношении. Он хотя бы честен с самим собой и с окружающими, чего не скажешь о представителях дворянской среды. Кроме того, он стремится к знаниям, го­тов упорно обучаться наукам. Этого не может по­нять его окружение, а потому не может простить герою его прихоть. Дворяне открыто смеются над наивным мещанином, получая от этого истинное удовольствие.

Всеми доступными ему художественными средствами, создаваемыми им яркими образами писатель дает понять, что единственное, к чему действительно стоит стремиться, — это духовная красота и естественность, искренность чувств, богатство внутреннего мира. Эта мысль подтвер­ждается образами простых людей, вызывающих симпатию своей чистотой, нравственностью, цельностью натуры.

Произведения Мольера привлекают нас не только глубиной затронутых философских воп­росов, но и реалистичностью созданных автором образов. Здесь нет исключительно положитель­ных героев. Так, Клеонт, возлюбленный дочери Журдена, не отличающийся благородством про­исхождения, обладает высоким чувством соб­ственного достоинства и готовностью отстаивать свои права, бороться за свои чувства. Однако ав­тор не выводит его фигуру на первый план, отво­дя большую роль в развитии интриги его слуге. Характер самого Журдена противоречив. Он и тщеславен, и наивен, и доверчив, и взбалмошен, и любопытен, и эгоистичен. Все положительные персонажи комедии — яркие, многозначные, полнокровные образы, в то время как характеры представителей дворянства почти обезличены, упрощены. В этом проявилось мастерство Моль­ера как комедиографа.

Жан Батист Мольер считается основополож­ником «высокой комедии», так как в его произ­ведениях затронуты серьезные проблемы — со­циальные, философские, нравственные. Еще

А. С. Пушкин отмечал, что «высокая комедия не основана единственно на схеме, но на развитии характеров, — и нередко она близко подходит к трагедии». Это суждение наилучшим образом подтверждает творчество Мольера, в особеннос­ти его комедия «Мещанин во дворянстве».

Вл. А. Луков. Зарубежная литература. Практикум.
Занятие 5. Комедия Ж. Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»

Занятие 5. КОМЕДИЯ Ж. Б. МОЛЬЕРА «МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ»

План практического занятия

1. История создания комедии «Мещанин во дворянстве».

2. Типология конфликта в комедии. Отражение социальных противоречий эпохи абсолютизма.

3. Система образов в комедии. Принципы создания характера.

4. Концепция комического в «Мещанине во дворянстве».

5. Место комедии «Мещанин во дворянстве» в творчестве Мольера, ее художественное значение.

Одна из главных целей практического занятия состоит в раскрытии больших возможностей классицистического метода, его способности своими специфическими средствами глубоко проникнуть в социальную действительность. Дословный перевод названия комедии Жана Батиста Мольера, написанной в 1670 г.,— «Буржуа-дворянин». Название отражает целую эпоху в истории третьего сословия. На это указывал Г. В. Плеханов: «В истории духа и нравов французской буржуазии мы видим. по меньшей мере две существенно отличные друг от друга эпохи: эпоху подражания дворянству и эпоху противоречия ему. Каждая из этих эпох соответствует определенной фазе развития буржуазии. Наклонности и направления вкуса всякого класса зависят, следовательно, от степени его развития и еще больше от его отношения к высшему классу — отношения, определяемого названным развитием»[2].

Назревающий в обществе классовый конфликт находит художественное воплощение в опосредованной форме. Журден экономически уже властелин, перед ним заискивают не только люди искусства, но и дворяне. Однако в социальной и культурной сфере он еще полное ничтожество. Во времена Мольера «естественный человек», стоящий вне цивилизации и судящий ее со стороны, еще смешон (у Мольера это и трагикомический образ Альсеста в «Мизантропе», и сатирический образ Журдена). Конфликт его комедии строится на «безумной» борьбе Журдена с разумным порядком вещей. В творчестве Мольера еще сохраняется, хотя и не во всеобщем значении, и видоизмененная, ренессансная концепция «единой цепи бытия» как воплощения высшей разумности. Согласно этой концепции, все в мире связано и восходит от камня к богу. В каждом звене «единой цепи» тоже действует закон восхождения: среди камней благороднейшим является алмаз, среди металлов — золото, в государстве все восходит к королю, в семье — к отцу, в мире небесных светил — к солнцу и т. д. Мир, таким образом, связан едиными законами. Эта концепция позволила Мольеру придать своей комедии значительность, ни в коей мере не нарушая требования классицизма изображать в комедиях только частные ситуации, отдельные пороки людей.

В комедии два тесно связанных частных сюжета. Как классицист, Мольер опирался на античную традицию, итальянскую «ученую» комедию, вводя линию молодых влюбленных, которые стремятся соединиться. Лирическая линия Клеонта и дочери Журдена Люсиль дважды пародийно оттенена: во-первых, более приземленной, но полной искренности любовью слуг — Николь и Ковьеля (см. известную сцену «любовной досады», д. III, явл. 10), во-вторых, расчетливыми отношениями, прикрытыми прециозностью, между графом Дорантом и маркизой Дорименой (см. д. III, явл. 19, д. V, явл. 2). Нужно при этом учитывать, что влюбленные — также постоянные персонажи итальянской народной комедии масок (комедиа дель арте).

Вторая сторона сюжета представляет собой развитие традиции французского фарса (там это ссора между глупым мужем и умной и злой женой, здесь, в комедии Ж. Б. Мольера, это изображение утратившего разум отца семейства, который сам вынуждает семью идти на обман и дурачить его).

В «Мещанине во дворянстве» обе линии неразрывно связаны (единство действия!), создают цельную систему образов. Комедия характера предстает на фоне комедии нравов — так можно определить основной закон этой системы, придающей ей художественное своеобразие.

Носители нравов — это все герои комедии, за исключением Журдена. Сфера нравов — обычаи, привычки, традиции общества. Персонажи могут выразить эту сферу только вместе, в совокупности (Дорант и Доримена; Люсиль, Клеонт, г-жа Дурден, Ковьель и Николь; учителя музыки, танцев, фехтования, философии и т. д.). Все они именно персонажи, они персонифицированы, наделены характерными чертами, но не характером. Черты эти, даже комически заостренные, тем не менее не нарушают правдоподобия.

В этом отношении нужно предостеречь студентов от неправильного вывода об индивидуализации мольеровских персонажей с помощью речи. Часто приводится в пример речь учителей фехтования и философии. Но Мольеру она необходима не для индивидуализации (индивидуализация речи связана с выделением конкретного человека, «индивидуума»; профессиональные, сословные черты составляют оттенок его речи, а не существо, как у Мольера), а для контраста с речью других учителей. Они почти всегда появляются не поодиночке — и вместе обрисовывают нравы своей среды.

Журден, в отличие от персонажей комедии нравов, выступает как комедийный характер. Можно познакомить студентов с точкой зрения Д. Д. Обломиевского[3], который оспорил известное высказывание А. С. Пушкина о том, что у Мольера, в отличие от Шекспира, герои — это только «типы такой-то страсти, такого-то порока». Д. Д. Обломиевский говорит о «сложности», «многокачественности» характера мольеровских героев, сконцентрированного вокруг какого-то доминирующего качества. Так, Гарпагон, о котором Пушкин говорил, что он у Мольера «скуп — и только», на самом деле соединяет в себе «скупость и страсть к обогащению со склонностями к молодым девушкам, самовлюбленностью, с доверием к лести», считал Д. Д. Обломиевский.

Думается все-таки, что именно Пушкин проник в самое существо проблемы. Герои Мольера, безусловно, предстают в самых различных отношениях, ситуациях, но, как говорил А. С. Пушкин, «у Мольера лицемер волочится за женою своего благодетеля, лицемеря; принимает имение под сохранение, лицемеря; спрашивает стакан воды, лицемеря»[4]. Лицемерие для Мольера вовсе не доминирующая черта в характере Тартюфа, оно и есть сам характер героя. У классицистов характер — это отличительное свойство, генеральное качество, специфика того или иного человеческого типа. Характер может быть предельно, до неправдоподобного заострен, потому что такое заострение не искажает его, а, напротив, выявляет. Этим характер отличается от нравов — характерных черт, каждую из которых нельзя заострять до противопоставления другим, чтобы не исказить связи во всей картине нравов. Нравы — это общее, обычное, привычное; характер — особенное, редкое именно по степени выраженности свойства, распыленного в нравах общества.

Особенность мольеровских характеров состоит в том, что тенденция, существующая в действительности, доводится до такой степени концентрации, что герой «выламывается» из естественного, «разумного» порядка. Таковы герои комедий Мольера Дон Жуан, Альсест, Гарпагон, Тартюф, Оргон — герои высшей честности и бесчестности, мученики благородных страстей и глупцы.

Читайте также:  Анализ рассказа Никита Платонова

Таков Журден. Сорок с лишним лет он жил в своем мире и не знал, что «говорил прозой». Этот мир был гармоничен, потому что в нем все были на своих местах.

Журден был достаточно умен, по-буржуазному сметлив (см. многочисленные примеры этой сметливости в тексте). Стремление попасть в мир дворян, ставшее характером буржуа Журдена, разрушает гармоничный семейный порядок. Вспомним о «единой цепи бытия»: отец семейства уподобляется королю в государстве, солнцу среди светил. Обязанностью главы семьи является мудрое и гуманное управление в этой маленькой ячейке общества. Журден же становится в одно и то же время и самодуром, тираном, препятствующим Клеонту жениться на любящей его Люсиль только потому, что он не дворянин, и наивным ребенком, которого легко обмануть, играя на его дворянских пристрастиях.

Устами Клеонта (частично выполняющего функции резонера) изложена идея пьесы: «Люди без зазрения совести присваивают себе дворянское звание,— подобный род воровства, по-видимому, вошел в обычай. Но я на этот счет, признаюсь, более щепетилен. Я полагаю, что всякий обман бросает тень на порядочного человека. Стыдиться тех, от кого тебе небо судило родиться на свет, блистать в обществе вымышленным титулом, выдавать себя не за то, что ты есть на самом деле,— это, на мой взгляд, признак душевной низости»[5].

Обращает на себя внимание противоречие этой тирады дальнейшему развитию сюжета комедии. Благородный Клеонт буквально через час (обратите внимание, что действие развивается без всякого перерыва) выдает себя за сына турецкого султана, а честные г-жа Журден и Люсиль помогают ему в обмане.

Как это объяснить? В эпоху Возрождения концепция «единой цепи бытия» требовала от каждого соответствия своему месту и предназначению. Если какое-то звено разрушилось, вся цепь утрачивает гармонию (например, у Шекспира убийство монарха сопровождается бурей, ливнем, мертвецы выходят из могил и т. д.) и восстанавливается только тогда, когда «вывихнутое» звено «вправляется». Мольер же воспринимает мир не в гармонии, а в движении, он все отчетливее видит невозможность вернуться к прежнему состоянию общества (нужно отметить, что Мольеру уже не свойственно целостное восприятие мира как вселенной, живущей по единым законам, мир для него — это общество и царящие в нем нравы).

Мольер гениально предугадывал идеи, которые будут высказаны через многие десятилетия просветителями и романтиками. Классицисты видели мир соразмерным герою и соответствующим ему (так, героизму корнелевского Родриго соответствовало героическое состояние художественного мира, воссозданного в «Сиде»). Мольер одним из первых изобразил несоответствие мира и живущего в нем героя. Возникает мотив слепоты героя, как бы не понимающего, что вокруг него происходит (Оргон и г-жа Пернель в «Тартюфе»). В «Мизантропе» Альсест глубоко осознает порочность мира, борется с ним, но терпит поражение и уезжает из Парижа, разрывая последние связи с обществом.

В «Мещанине во дворянстве» Журден, в отличие от Оргона, так и не прозревает и, в отличие от Альсеста, не терпит поражения. Конечно, его победа эфемерна (он торжествует в мире фантасмагории, карнавала, балета), но она эфемерна только в том, что касается его новых титулов. Журден, вынудив своих родных и слуг вопреки свойственной им честности идти на обман, изменяет мир реальный, прежде всего его нравственный облик. Теперь, прозреет Журден или нет, прежняя гармония уже не восстановится, мир бесповоротно изменился, приспособившись к заблуждению героя.

Французские романтики, изображавшие трагическое противоречие личности и общества или способность сильной романтической личности подчинять себе обстоятельства, не случайно будут видеть в Мольере одного из своих великих предшественников (см., например, манифест французского романтизма — «Предисловие к «Кромвелю» В. Гюго). Но несоответствие мира и героя, т. е. то, что для романтиков предстанет в драматическом, трагическом свете, для Мольера было еще источником комического.

Комическое у Мольера отличается от комического у Шекспира или Лопе де Вега, чьи комедии воспевали избыток жизненных сил, радость ощущения бытия. В произведениях Мольера веселый, жизнерадостный смех все чаще сочетается со смехом трагикомическим и сатирическим.

На практическом занятии при анализе комедийного мастерства драматурга следует остановиться на средствах сатирического и карнавально-комедийного изображения, рассмотрев комедийную характеристику героев через описание, слово и действие. Так, анализ описания костюма Журдена, его речи, отношения к искусству и науке, его действий (сражение на рапирах с Николь, поклон перед Дорименой и т. д.) — все это позволит увидеть сатирическую заостренность образа Журдена. Гегель, который усматривал в комедиях Мольера только сатирический («прозаический») смех, хорошо объясняет, в чем он заключается: «Прозаическое основано здесь на том, что индивиды относятся к своим целям с крайней серьезностью», они выступают «как объекты чужого смеха»[6].

Карнавальный же смех предполагает, что герой смеется над собой вместе со всеми. В карнавально-комедийном ключе решена, например, сцена «любовной досады». Анализируя принципы построения диалога в этой сцене (сниженная параллель в репликах слуг, перипетийное развитие, контрастный диалог и т. д.), можно напомнить, что при построении такого типа диалогов Мольер использовал традиции диалога комедиа дель арте, значительно обогатив их.

Однако следует учитывать, что сатирический и карнавально-комедийный смех довольно сложно сочетается в комедии. А. В. Луначарский, описывая исполнение роли Журдена французскими актерами Кокленом-младшим и Вильбером, отмечал как раз сложность смеховой палитры Мольера, позволяющую придавать комедии весьма различные трактовки: «Журден у Вильбера — не гротеск, не карикатура, долженствующая возбудить презрительный хохот, как это было у Коклена,— он взрослый ребенок, с радостным смехом тянущийся ко всему, что звенит, блестит и развлекает. На него невозможно сердиться, потому что он само добродушие. И этим великолепно оттеняется другая сторона сатиры Мольера, бьющая как раз по тому изысканному обществу, в которое бедняга Журден тщился попасть. Заслонившись смехотворной его фигурой, но поставив рядом с ним его достопочтенную семью, Мольер красками почти нынешнего «Свободного театра» малюет скверные рожи всех этих мелких и крупных обирал, от великосветского портного до элегантного маркиза, принятого у короля и беспощадно, не без некоторого, однако, самоунижения, обирающего и морочащего слабоумного чудака»[7].

Информация к домашнему размышлению

Комическое у Мольера воплощается в жанре. При характеристике жанра недостаточно отметить соединение в «Мещанине во дворянстве» комедии нравов и комедии характера: перед нами еще и комедия-балет. Жанр этот весьма искусственный и несколько противоречит классицистскому требованию чистоты жанров. «Мещанин во дворянстве» был написан по заказу короля Людовика XIV, любившего балеты. Обиженный непочтительностью турецкого посольства, прибывшего во Францию, король захотел увидеть балет, в котором турки предстали бы в смешном виде. Мольер придал этой незамысловатой шутке глубину подлинной сатиры на современное общество. Драматург писал комедии-балеты с 1661 г. («Докучные»). Как классицист, Мольер стремился к единству жанра. В предисловии к «Докучным» он писал: «. чтобы не разрывать нить пьесы такими интермедиями, мы решили связать их как можно теснее с сюжетом, соединить балет и комедию в одно целое»[8].

«Мещанин во дворянстве» — вершина жанра комедии-балета. Балет здесь — не интермедия, более того, балет после четвертого действия составляет кульминацию комедии. Он и есть выражение того фантасмагорического мира, который, в отличие от мира реального, полностью соответствует характеру Журдена.

Подумайте над концепцией современной театральной постановки «Мещанина во дворянстве» как комедии-балета.

“Мещанин во дворянстве” – краткое содержание комедии Жан-Батиста Мольера

История создания

Осенью 1669 году столицу Франции должны были посетить гости из Оттоманской империи. Правитель желал встретить послов очень помпезно, однако удивить прибывших не получилось, их не тронули ни богатства двора, ни роскошные убранства дворца. Многие из них даже заявили, что прием прошел крайне бедно и скудно.

И хотя позднее выяснилось, что делегация состояла из толпы самозванцев, по репутации короля Людовика XIV был нанесен серьезный удар, чтобы как-то отомстить обидчикам, правитель приказал Мольеру написать комедийную пьесу, которая бы высмеяла обычаи и традиции турок самым жесточайшим образом.

Талантливому драматургу ничего не оставалось делать, как приступить к созданию комедии. И уже через короткий промежуток времени в королевском театре состоялась премьера спектакля под названием «Турецкая церемония». Но позднее автор переделал комедию, дополнив ее высмеиванием дворянства, и дал пьесе новое название «Мещанин во дворянстве».

Жанр пьесы

Мольер чаще всего в своих произведениях он старался показать людям их пороки. А вот центральной темой этой комедии стало высмеивание простого буржуа, который стремится любыми путями стать аристократом.

Написание этой книги было вызвано насущными проблемами, которые в те времена были в социуме. В тот период обнищавшей аристократии приходилось общаться и брать в свои круги простых мещан, имевших лишние средства. Они с легкостью приобретали дворянские титулы и родовые поместья.

При чтении произведения можно сразу понять, как абсурдна была сама затея. Главный герой «Мещанина во дворянстве» Журден — зажиточный буржуа, он вынужден стать заложником собственных амбиций и желаний. Мечтая стать дворянином, он начинает брать уроки, чтобы стать таким же образованным, как и остальная знать, но не желая тратить на это много времени. Это приводит к тому, что он становится всеобщим посмешищем, так как его сущность от полученных знаний не меняется, а остается прежней. Он все так же груб, склочен и агрессивен.

Таким образом, автор подводит к основной читательской мысли, что нельзя стать тем, кем ты не являешься изначально. Мужчина в возрасте, сколотивший хорошее состояние собственным трудом, позволил учителям вытянуть из своего кошелька значительную сумму и втянуть себя в аферу, затеянную окружающими во главе со слугой Ковьелем, в результате которой вместо заветного дворянского титула он получает только бутафорский сан турецкой аристократии.

Писатель пытается показать, что излишняя тщеславность и высокомерие может стать большой преградой и в итоге помешать достичь желаемой цели. А невежество и зависть обязательно выставят действующее лицо в комическом свете. Именно об этом повествует комедия «Мещанин во дворянстве».

Краткое содержание произведения

Известное произведение состоит из нескольких комичных ситуаций и забавных сюжетов. Каждый из них подробно описан в отдельном акте:

  1. В первом акте описывается ситуация, в который главный персонаж комедии становится жертвой лести преподавателей. Учителя пытаются таким образом вытянуть побольше денег из зажиточного буржуа.
  2. Во втором акте число наставников, которые пытаются обучить Журдена грамоте, заметно увеличивается, притом каждый из них пытается доказать, что его наука самая необходимая, а также важная для истинного аристократа.
  3. В третьем описывается сюжет, в котором явно проглядывается сущность Журдена, его высокомерный характер, очевидная глупость. Он с легкостью позволяет своему мнимому товарищу графу Доранту тянуть из себя денежные сбережения и выставлять себя полным дураком.
  4. В четвертом акте действия происходят в доме высокомерного буржуа, где разыгрывается план турецкого фарса, который необходим, чтобы Журден попал в несуществующий класс аристократии, после чего он бы выдал свою дочку за турецкого султана, а на самом деле за переодетого возлюбленного собственной дочери Клеонта.
  5. В пятом, заключительном акте Журден, находясь в счастливом настроении в связи с полученным титулом мамамуши, дает разрешение на браки и своей дочки, и служанки.
Читайте также:  Сочинение Город Калинов и его обитатели в пьесе Островского Гроза

К творению Мольера сочинил музыку известный композитор того времени Жан-Батист Люлли. Произведение создавалась в эпоху классицизма, поэтому при его написании необходимо было придерживаться определенных канонов. Но все-таки ему пришлось немного отойти от направления и создать новый жанр — комедийный балет.

Писатель смог избежать жанрового конфликта, поэтому текст получился очень гармоничным, что сделало комедию крайне популярной на протяжении многих лет. Пьеса до настоящего времени ставится во многих театрах мира, и каждый раз постановки получают положительные рецензии и отзывы. Кроме этого, изучение произведения входит в общеобразовательную систему.

Главные персонажи

При анализе «Мещанина во дворянстве» стоит учитывать характеристику главных персонажей. Все они имеют свой склад характера, достоинства и недостатки:

  1. Главный герой комедии господин Журден — мужчина, который страстно мечтает приобрести дворянский титул. Он по-своему наивен, непосредственен, щедр, но в то же время глуп и безрассуден. В желании влиться в число аристократов, он совершает совершенно необдуманные поступки. Он уверен, что деньги правят миром, поэтому в желании стать идеалом прибегает к услугам дорогих портных и известных учителей. Его используют в своих целях как собственные родственники, так и абсолютно посторонние люди. Его грубость и невоспитанность создают серьезный контраст с претензиями на благородство и изящество.
  2. Жена Журдена согласно описанию является полной противоположностью мужа. Она хорошо воспитана, образована и умна. Женщина, трезво смотрящая на ситуацию и оценивающая собственные возможности. Выдавая дочь замуж, она в первую очередь ищет мужчину, который был ей равен по уму и положению в обществе.
  3. Дорант имеет в роду аристократов, но дружит с главным персонажем исключительно в меркантильных целях. Он тщеславен, хитер, поэтому часто пользуется его простодушным характером и на регулярной основе берет у него деньги в долг. Кроме этого, он не стесняется выдавать подарки Журдена, которые он презентует маркизе, за собственные.
  4. Вдовствующая маркиза Доримена является представительницей известного дворянского рода. Именно из-за нее Журден совершает свои глупые и безрассудные поступки. Женщина славится лживым и лицемерным характером. Принимает его знаки внимания только благодаря подаркам.
  5. Влюбленная пара — дочь Журдена Люсиль и Клеонт. Считаются людьми нового поколения с хорошим воспитанием, они отличаются умом и находчивостью. Девушка отвечает молодому человеку взаимностью, она не гонится за высоким статусом, открыто говорит о чувствах и желаниях.

Идея создания этого произведения заключается в том, чтобы показать публике, насколько глупо гнаться за титулами. Автор открыто критикует в своей комедии аристократический лад, указывает на унижения, которым подвергаются простые люди от главенствующей знати.

Многие учителя настоятельно рекомендуют почитать текст и постараться понять его главную мысль. Желательно записать собственные размышления в дневник, а затем тщательно проанализировать их. До сих пор многие цитаты из произведения «Мещанин во дворянстве» можно применить ко многим современным людям.

Сочинение Мольера “Мещанин во дворянстве”

В произведениях выдающегося французского комедиографа Мольера отразились проблемы и эстетичные поиски его времени, а его судьба отобразила положение писателя в общественной жизни Франции XVII столетие. В историю мировой литературы Мольер вошел как основатель “высокой комедии”. Несмотря на правила, соблюдение которых было обязательным для драматургов его времени, Мольер создал художественно совершенные комедии с напряженным сюжетом и интересными характерами. В основе сюжетов его комедий лежит конфликт, известный классицистам,- противостояние страстей здравому смыслу. В основе комизма – несоответствие реальных событий тома, как они воспринимаются персонажами. Эту общую комическую установку Мольер насыщает исторически достоверными персонажами, раскрывает наиболее типичные характеры.
Как художник в свое время Мольер хорошо понимал, чего нуждается в публика, и создавал пьесы, которые пользовались незаурядной популярностью. Но талант его заключается в том, что, развлекая зрителя, он его воспитывает, поворачивает к моральным ценностям. Имена многих его персонажей стали общими и означают человека, которому присущие те или другие черты. Яркий образ создает Мольер в комедии ” Мещанин-Шляхтич”. Главный герой Журден имеет все, чего может желать человек: семью, деньги, здоровье. И Журдену захотелось выбиться в шляхтиче. Это становится его маниакальной идеей, которая наносит немало хлопоты его семье, но нравится целой груде шарлатанов, которые питаются возле него и потешаются над ним: парикмахеры, сапожнике, “учителя” этикета. Пользуется прихотью Журдена и аристократ Дорант. Он знает, что Журден влюбленный в благородную До-рімену, с которой он и сам не против пожениться. Дорант приводит Доримену в дом Журдена, где их ждет роскошный обод. От своего имени он дарит красавицы ценности, которые передал ему для Доримены Журден. Возникает комическая ситуация, герои говорят, не понимая друг друга, каждый о своем: Доримена думает, что ценности дарил Дорант, и приходит в негодование, когда Доньев преуменьшает их ценность, желая выглядеть скромным в глазах своей избранницы. Желание стать шляхтичем лишает Журдена остатков здравого смысла: он не дает согласия на брак своей дочери Люсиль из Клеонтом только потому, что тот не шляхтич. Но остроумный слуга Клеонта находит выход. Он переодевает своего хозяина турецким подножный кормом, сватает за него Люсиль, а для Журдена устраивает “посвящение в муфтии”. Комедия завершается настоящим праздником веселья. герои получают то, к чему стремились: три пара влюбленных соединяются (Клеонт и Люсиль, Дорант и Доремена, Ковель и Николь), а Журден становится, хотя и химерическим, но шляхтичем. Мольера справедливо называли автором “высокой комедии”. За смешными событиями комедии прячутся серьезные выводы, а комические образа становятся сатирическими. Поведение Журдена, Доранта обусловленная их положением в обществе. Журден стремится стать шляхтичем, чтобы довести всем и себе свою значимость. Но Мольер показывает, что человека нужно ценить такой, которой она есть, что каждый должен делать в жизни свое дело. Дорант – аристократ, но ничего, кроме титула, у него нет: ни денег (их он берет взаймы в Журдена), ни аристократических, приподнятых чувств. Он использует Журдена, чтобы справить на Доримену впечатление богатея. Маркиза же дает согласие на брак потому, что считает Доранта действительно тем, за кого тот себя выдает. Ее разочарование автор мудро вынес за границы комедии. В комедиях Мольера здравый смысл побеждает, и он не является ручательством нравственности человека. На примере отрицательных персонажей автор показывает, что коварный, лицемерный человек может быть умным, и побеждают всегда человеческие добродетели. Начиная из первых своих произведений Жан-Батист Поклен (сценическое имя – Мольер) опирался на народное творчество, народный юмор. И неизвестно, стал ли бы он большим драматургом, если бы не пятнадцатилетняя школа жизни, которую он прошел во время путешествования с бродячим театром. Но не следует отбрасывать и роли прекрасного образования, полученного им, которое дало возможность войти в высочайшие общественные круги и быть осведомленным во всех сферах общественной жизни. Как выходец из буржуазной среды, Мольер оставлял за собой право высмеивать его отрицательные черты, а как человек просвещен, он получил право на высмеивание недостатков дворянских кругов.
“Мещанин – дворянин” – одна из наилучших пьес драматурга. В этом произведении сатиру автора и направлено на два общественных класса. Изображая доверчивого и доброжелательного купца Журдена, автор гневно осуждает его стремление любым путем приобрести дворянские манеры. Хотя Журден и нанимает себе разных учителей, которые учат его манерам, танцам, музыканту, тем не менее остается напыщенным и грубым. Здравомыслящая жена Журдена не только не поддерживает своего мужчину, а и старается привести его на ум: “А мне так совестливо смотреть, которую ты моду завов. Собственного жилья не познать. Можно подумать, что в нас ежедневно праздник: из самого утра, только и знай, играют на скрипках, песни поют,- соседям и тем покоя нет”. Но острейшее перо сатиры Мольер направил на изобличение паразитирующей знати. Талант Мольера оказался не только в написании ряда сатирических произведений, а и в создании комедии балета. Этот жанр был развит им для придворных торжественностей. Но гений драматурга оказался в объединении двух художественных жанров для показа важных общественных проблем в свое время.

Сочинение по литературе на тему: Сочинение Мольера “Мещанин во дворянстве”

Другие сочинения:

Рецензия на книгу Мольера “Мещанин во дворянстве” Книга Ж.-Б. Мольера “Мещанин во дворянстве” вышла в Москве в 1977 году в издательстве “Лениздат”. Читая книгу, некоторые места я перечитывала несколько раз, а в общем все было понятно. “Мещанин…” – комедия-балет. Я считаю, что главная мысль в ней – Read More .

Последняя великая комедия Мольера “Мещанин во дворянстве” Последняя великая комедия Мольера – “Мещанин во дворянстве” (1670) – написана в жанре “комедии-балета”: по указанию короля в нее нужно было включить танцы, в которых содержалась бы насмешка над турецкими церемониями. Сотрудничать нужно было со знаменитым композитором Жаном Батистом Люлли Read More .

Бессмертные комедии Мольера “Скупой” и ” Мещанин во дворянстве” В комедии “Скупой” использованные мотивы комедии древнеримского драматурга Плавта “Горшок”. Но она насквозь современная. М. показал в ней страшную власть денег над душами людей. Герой комедии Гарпагон – воплощение скряжничества и вместе с тем целиком реальная фигура ростовщика XVII ст. Read More .

Почему смешон господин Журден (По комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”) Ж. Б. Мольер написал более тридцати комедий. В них он высмеж ханжество, лицемерие, тупость и легкомыслие, дворянскую спесь и чванливость французских буржуа. В своей комедии “Мещанин во дворянстве” он обратился к актуальной в то время проблеме: обнищанию аристократов и проникновению Read More .

Своеобразие и самобытность комедий Мольера (по комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”) Когда Людовик XIV спросил У Пуало, кто является самым Замеча­тельным писателем века, Тот ответил: “Мольер”. М. Булгаков На его могиле нет памятника. Чугунная плита, лежавшая на том месте, где под четырьмя футами освященной земли похоронили комедиографа и актера, разруши­лась от Read More .

Ж. Б. Мольер Мещанин во дворянстве Перед нами комедия в трех действиях, написанная в прозе Ж. Б. Мольером. Название ее Мещанин во дворянстве. Центральный персонаж пьесы – Журден, удачливый и богатый торговец, заболевший неукротимым желанием вести тот образ жизни, который свойствен аристократам. Кроме него в комедии Read More .

Актуальность образа главного героя комедии Мольера “Мещанин во дворянстве” Это вовсе не комедия, это дело очень Серьезное. Мольер Желание каждого человека выбиться в жизни – стать лучше, умнее, богаче, вполне понятно. Достойно уважения его стремление подняться на ступеньку выше. Главное здесь – не выглядеть смешным, подражая лишь каким-то внешним Read More .

Мещанин во дворянстве (комедия Ж. Б. Мольера) “Мещанин во дворянстве” (“Le bourgeous-gentilhomme”, 1670) – последняя великая комедия Ж. Б. Мольера. Премьера комедии состоялась 14 октября 1670 г. (королевский замок Шамбор). Первое представление для парижской публики было дано 23 ноября 1670 г. (театр Пале-Рояль), и в том же Read More .

Ссылка на основную публикацию