Сочинение Дружба в лирике Пушкина (в творчестве, поэзии)

Дружба и друзья в лирике Пушкина сочинение, сообщение, доклад 9 класс

Тема Дружбы занимает очень большое место в творчестве Пушкина, как и сама дружба занимала огромное место в его жизни. Очень сильно повлияли на Александра Сергеевича друзья, им он посвятил множество стихов, их вспоминал в ссылке через многие годы (В основном, друзей по лицею.)

Часто Пушкин посвящает другу целое стихотворение. (Обычно оно и называется по фамилии этого приятеля.) Как я понял, часто Пушкин в таких стихах вспоминает общие события молодости, дает «характеристику» другу, как бы ведёт с ним разговор… Обращается обычно на «ты».

Вот стихов, обращенных к Чаадаеву, я нашел минимум четыре штуки (в их названии прямое обращение). К примеру, в «Чаадаеву с морского берега…» Пушкин говорит о «торжестве дружбы», напоминает Петру Яковлевичу о прекрасных годах.

А например, обращение «Гнедичу» начинается с воспоминаний, как тот «беседовал с Гомером». Николай Иванович практически сравнивается с пророком, которого, правда, никто не понял. Но Пушкин восхищен тем, что Гнедич (поэт и переводчик) ни на кого не в обиде остался. Пушкин восхищался этим поэтом-переводчиком, который, кстати, стал первым издателем «Руслана и Людмилы».

Стихотворение «Пущину» как раз благодарит лицейского друга (Ивана Ивановича) за визит во время пушкинской ссылки. В произведении «К Каверину» поэт учит своего друга-офицера, что каждому возрасту своё поведение, то есть неправильно, когда юноша «степенен». На Дельвига «милого друга» (тоже поэта) Пушкин рассчитывает, если вдруг потеряет вдохновенье. (В основном, все друзья Пушкина тоже увлекались поэзией и были, получается, его «коллегами», но это нормально для той эпохи. Кроме того, от этого дружба становилась лишь крепче!)

Также сочинил Пушкин несколько стихотворений не о конкретных друзьях, а о сомом понятии дружбы. Возьмём стихотворение «Коварность», где показано, как друг отворачивается от друга… Но поэт делает вывод, что если один из них, действительно, предал другого клеветой и язвительностью, то это «последний приговор» – никакие оправдания не помогут.

Именно в дружбе Пушкин ищет утешения (и немного в вине). Вот стихотворение «Погреб», где поэт жалуется, что измучен любовью к красотке, он призывает друзей открыть погреба, устроить пир, забыться разговором.

Дружба показана через годы, Пушкин отмечает с грустью, что всё уже круг друзей становится, так как люди просто умирают. Но друзья остаются в его воспоминаниях, стихах…

Вариант 2

Во времена поэтического ренессанса дружба являлась неотъемлемой частью жизни литературного общества. Друзей приобретали и теряли, с друзьями устраивали дуэли, и так далее. Многие авторы посвящали свои произведения друзьям и близким людям. Пушкин был отнюдь не исключением.

Основу для его понятия дружбы и товарищества заложили ещё во время его обучения в лицее. Там он встречает своих первых настоящих друзей, вследствие чего привязывается к ним и готов сделать ради них всё что угодно. Там он и знакомится с понятием дружбы до гроба и духом истинного товарищества.

Позже в своей жизни он встречает ещё огромное множество людей, но назвать своим другом он может далеко не всех. Он тщательно отбирает себе друзей, чтобы не ошибиться в выборе. Но истинным друзьям он максимально верен, а они верны ему, что и создает атмосферу товарищества. Своим друзьям Пушкин в благодарность за их дружбу или еще, по каким либо причинам, часто посвящал стихи и произведения. Каждое произведение уникально, так как он писал их разным людям, но общую характеристику им дать можно. Произведения были наполнены искренними словами о том, что он ценит дружбу с тем или иным человеком, и что для него данная дружба является нерушимой. Произведения, наполненные данными словами о дружбе, ещё сильнее укрепляли веру Пушкина в своих друзей, из-за чего он сильнее к ним привязывался, а они в свою очередь, привязывались к нему.

Вообще произведения Пушкина всегда отличались особым способом игры словами, из-за чего каждое его произведение создавало прекрасное впечатлении о личности его написавшего, из-за чего люди, которые не были знакомы с Пушкиным лично, характеризовали его как человека хорошего, с большим, но израненным сердцем. Как поэта его хвалили практически все читатели, говоря о его безмерном таланте. Так или иначе, Пушкин был, является, и будет одним их лучших отечественных писателей поэтической направленности.

В данном сочинении я поделился своим субъективным мнением насчёт такого писателя как Александр Сергеевич Пушкин, и его творчества на тему Дружбы и товарищества в его произведениях. Это мнение может быть опровергнуто, так как оно не претендует на истинную верность.

Сочинение Дружба и друзья в творчестве Пушкина

Обычно в стихах воспевают любовь и природу, но Пушкин очень много стихов посвятил дружбе. Друзья имели для него колоссальную роль. Их сообщество сформировалось во время учебы в лицее. Конечно, и до лицея, и после у Александра Сергеевича были друзья, но здесь появился «костяк» компании.

Многие стихи прямо обращены к одному другу (так и называются), с которым поэт на «ты», конечно. Например, «К Ломоносову», где друг (как и остальные) отправляется в путешествие. Скорее всего, это не буквальный путь, но работа, творчество. Александр Сергеевич желает своему другу избежать проблем и, что важно, не забыть о нём. Когда-нибудь они обязательно увидятся, снова дружески сядут за стол.

В «Послании к Галичу» Пушкин удивляется, что друг его не в пути. Пушкин сам задаёт вопросы, сам предполагает ответы друга. Неужели, теперь тот в келье? Или, что ещё странней, в театрах или на балах? Пушкин не воспевает друга, а, скорей, его ругает, ведь все те крайности не для него. Александр Сергеевич хотел бы увидеть Александра Галича за праздничным столом – в кругу друзей, как прежде, за беседой. Думаю, что в своём кругу Пушкин легко обсуждал философские, политические вопросы, тут и рождалась истина, вдохновение… Стихотворение похоже на письмо, веселое, полное хороших воспоминаний.

Послание очередное «К Юдину» Пушкин начинает с вопроса, мол, Павел Михайлович точно ли хочет знать, как живёт Александр Сергеевич. Далее приводится описание «скучной и провинциальной» жизни. Надо сказать, что автор вроде бы и доволен жизнью деревенской – без излишеств. В этом тихом уголке он спокойно пишет стихи… С Горацием, читая его труды, «общается» Пушкин. Павлу (своему ещё лицейскому товарищу) Пушкин доверяет и свои мечты, видения, которые скрашивают слишком спокойную, размеренную жизнь.

Дружба поддерживала Пушкина духовно, даже вдали от друзей. Он писал им письма, они приезжали. Однако важней для нас (читателей), что поэт обращался к друзьям в своих стихах, упоминал своих друзей в строках. С друзьями автор откровенен, грустно ли ему или весело.

Также читают:

Картинка к сочинению Дружба и друзья в лирике Пушкина

Популярные сегодня темы

Кошки – удивительные животные. Иногда они бывают ласковыми и нежными, а порой дикими и агрессивными. У каждой кошки характер формируется уже с раннего детства.

Наверное, многим знакомо такое понятие, как конфликт между поколениями. В чем же он заключается и почему происходит? Попробуем разобраться.

1899 – Рождение будущего писателя в слободе под Воронежом.

Полностью соглашусь со словами темы сочинения. Именно от нас самих зависит, будем ли мы счастливы. Что же для этого нужно? Думаю, чтобы обрести счастье, за него нужно бороться.

Мы живём в социуме, то есть в обществе, а поэтому этот социум оказывает на нас влияние. Мы зависим от мнения других людей, от общественного мнения. Что это такое?

Тема дружбы в лирике Пушкина (в творчестве, поэзии) сочинение

Стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, посвященные дружбе, занимают важное место в его творчестве. Это целое собрание интимной лирики, неразрывно связанной с жизненными событиями поэта.

Стихотворения либо открыто, посвящены, либо написаны в виде послания. Адресантами лирики А.С. Пушкина стали Кюхельбекер, Пущин, Чаадаев, Каверин. Многие из тех, кого поэт называл своими друзьями, появились в его жизни во время обучения в Царскосельском лицее.

Дружба лицейского периода – игривая, веселая, задорная и непокорная. Однако уже в этих стихах начинает звучать мотив единого братства, нерушимого союза. Характерной особенностью стихов этого периода является призыв молодого автора к наслаждению жизнью, любовью, радости жизни и трепетному чувству дружбы. В стилевом отношении ранняя поэзия – это подражание французскому мастеру слова Э. Парни. А также воссоздание классицистического стиля, но такого, каким он видится самому Пушкину.

Так, например, в стихотворении «Студентам» дружба воспевается на фоне веселого застолья. В строках стихотворения поэт передает радостное общение между друзьями, свободу и юношескую беззаботность:

Товарищ милый, друг прямой,

Не в первый раз мы вместе пьем,

Нередко и бранимся,

Но чашу дружества нальем —

И тотчас помиримся. —

Стихотворений лицейского периода довольно много, ведь именно здесь Пушкин обрел верных друзей, которые оставались рядом с ним на протяжении всей жизни.

По окончанию лицея лирика наполняется мотивами прощания и разлуки с друзьями.

Взгляды поэта начинают меняться под воздействием суровой реальности, лицейские грезы остаются позади. Уже в послании «К Чаадаеву» поэт говорит о друге как о соратнике, единомышленнике. Друзей объединяет духовный настрой, общие убеждения. Они верят в наступление «минуты вольности святой». Автор призывает не просто друга, а родного человека посвятить себя служению Отечеству.

В период южной ссылки, находясь на Кавказе, А.С. Пушкин меняет свое отношение к теме дружбы. Теперь автор рассматривает это светлое чувство через призму романтизма. В связи с этим его друзьями становятся горы, море, облака и воздух. Ярким примером является стихотворение «Дружба».

Вновь по-новому на тему дружбы заставила уже зрелого поэта осень в Болдино. В этот период были написаны новые стихотворения, одно из них «19 октября 1827», в котором Пушкин вспоминает о своих лицейских друзьях и говорит, что для него они все одинаково близки и важны где бы они ни были и чем ни занимались. Однако среди этих стихотворений появляются и те, в

которых четко прослеживается чувство одиночества, строки наполняет чувство печали и скорби об отсутствии рядом родной, близкой души.

Со времен А.С. Пушкин приходит к осознанию того, что дружба это не только веселье, гулянье и радость. Это еще и чувство сопереживания, сочувствия и тревоги о близких, а порой и чувство горечи потери.

Читайте также:  Герои произведения Тимур и его команда Гайдара

Тема дружбы в лирике Пушкина (в творчестве, поэзии)

Рукой русской художницы Ольги Белоковской написано немало шедевров, известных сегодня по всему миру. Ее картина “Портрет сына” не является исключением. На полотне изображен мальчик, который внимательно читает книгу. Видно,

На картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» можно заметить, что автор много сил приложил для написания такого шедевра. За основу художник решил взять сельскую жизнь и изменчивую погоду. Картину он написал в 1872 году в Санкт-Петербурге,

Княжна Мери или просто Мария — героиня произведения Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Она молода и красива. Особенно она отличается от других представительниц «водного общества» своими приличными манерами.

Одной из самых известных работ А. В. Тропинина является картина «Кружевница». В своей картине А. В. Тропинин изобразил обычную девушку, которая занимается вышивкой. Мы видим, как на секунду она оторвала взгляд от своей работы.

В этом сочинении я приведу свои мысли по поводу прозвищ. Это такие «дополнительные имена», которые даются человеку другими людьми. Обычно в прозвище содержится отличительная особенность человека, напоминание о каком-то обстоятельстве…

Сочинение Дружба в лирике Пушкина (в творчестве, поэзии)

Для Пушкина чувство дружбы &#151 это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни.

Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете “легкой поэзии” французского поэта Парни. Дружеская лицейская лирика поэта во многом подражательна и противопоставлена классицизму. В стихотворении “К студентам” поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радость дружеского беззаботного общения:

Друзья, досужий час настал,
Все тихо, все в покое.
Скорее скатерть и бокал,
Сюда вино златое!

В дружеской лирике также воспеваются и сентименталистские ценности, среди которых важное место занимает дружба “с Кифарой, с портиком, и с книгой, и с бокалом” (“К Каверину”, 1817). В этом послании Пушкин призывает всех своих друзей оставить волнения и заботы света и присоединиться к интимному кругу друзей, объединенных призывом:

Блажен, кто веселится
В покое, без забот.

Покой, беззаботное веселье, шумный пир друзей &#151 вот что составляют, по мнению поэта, человеческое счастье. Пушкин ставит это выше общественных и государственных дел:

И станут самые цари
Завидовать студентам.

В сердечности и искренности друзей Пушкин видит самое ценное: “Он друг без этикета. Не требует привета Лукавой суеты”. Это чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю жизнь. Чувство это присутствует даже в гражданской лирике петербургского периода. Поэты-декабристы видели в дружбе союз людей, скрепленный одной идеей, целью. Но в лирике Пушкина высокая цель не исключает наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и отечеству.

Соединение интимного чувства дружбы с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении “К Чаадаеву”. Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, а именно как друга. Это подчеркнуто обращениями типа: “мой друг”, “товарищ, верь”.

Юный Пушкин начинает разрабатывать в своих стихах тему свободы, и дружба становится как бы “третьим компонентом” в ряду “любовь и тайная свобода”. В стихотворении “Послание к кн. Горчакову” средоточием этой свободы опять становится “младых повес счастливая семья. где ум кипит, где в мыслях волен я”. Дружеское общение становится как бы почвой этой свободы.

Но дружеские пиры происходят все реже и реже. Наступает разочарование и в гражданских идеалах. Во время южной ссылки Пушкин оказывается целиком охвачен романтическими настроениями. Дружеская лирика в этот период творчества поэта очень своеобразна. Романтик никогда не ищет счастья в друзьях, он порывает со своим прошлым. Малочисленную дружескую лирику этого периода отчетливо характеризует стихотворение “Дружба”. Мотив этого стихотворения затем подхватит Лермонтов, что станет основным настроением его лирики.

Теперь друзьями Пушкина становятся море и горы, но с ними поэт не может быть на равных, хотя и говорит о шуме моря, прощаясь с ним, что шум этот как “друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час”. Уже само по себе стихотворение “К морю” является прощальным.

Южные романтические настроения поэта сменяются внутренним самосозерцанием. Душевная буря сменяется гармонией и покоем. Но наследие романтического периода &#151 свобода &#151 не оставляет поэта. В лирике этого периода звучит тема внутренней свободы. Дружеские чувства не зависят от политики, &#151 в них мы более свободны, чем в гражданских.

В стихотворении “19 октября 1827”, написанном к годовщине открытия лицея, Пушкин говорит о том, что он по-прежнему помнит о всех своих друзьях, где бы они ни были. Для него они все равны: и те, кто на “царской службе”, и те, кто в “мрачных пропастях земли”. “Я гимны прежние пою”, &#151 говорит поэт в стихотворении “Арион”. Пушкин остается по-прежнему верен своим друзьям-декабристам. Он поддерживает их в трудный для них час своим знаменитым посланием в Сибирь “Во глубине сибирских руд. “. В этом стихотворении нет ни строчки о политическом перевороте, оно целиком наполнено дружеским участием. Под мечом, упоминающимся в конце стихотворения (“И братья меч вам отдадут”), подразумевается, как мне кажется, не новое восстание, а символ дворянской чести.

Пушкин не разделяет политических взглядов декабристов, но душою он всегда остается с ними. Поэтому в своем посвящении юбилею Лицея в 1825 году он пишет:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа, неразделим и вечен.

Но в этом стихотворении, открывающем цикл стихотворений, посвященных лицейским годовщинам, уже четко просматривается тема одиночества. Поэту больно от того, что с ним нет его друзей:

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку.

Со временем эти настроения все больше и больше завладевают поэтом, и каждое последующее стихотворение, посвященное лицейской годовщине, все более мрачно окрашено. Стихотворение 1836 года, посвященное празднованию последней в жизни Пушкина лицейской годовщины, отличается настроением “не мальчика, но мужа”:

Теперь не то: разгульный праздник наш
С приходом лет, как мы, перебесился,
Он присмирел, утих, остепенился,
Стал глуше звон его заздравных чаш.

В начале творчества тема дружбы была связана с весельем и свободой, позже она все больше связывается с грустью потерь. Пораженный смертью Дельвига, Пушкин пишет: “И мнится, очередь за мной”. Стихотворение “Чем чаще празднует лицей. ” тоже наполнено грустью. Итак, в конце жизни, пережив “бурь порыв мятежный”, поэт возвращается к лицейской теме, но насколько иначе она звучит! Лицей становится в сознании Пушкина идеальным царством дружбы, а лицейские друзья &#151 идеальной аудиторией его поэзии, хранителями культа дружбы, как отмечают биографы поэта.

Сочинение – Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина

Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина

Много прекрасных стихотворений А.С. Пушкин посвятил своим друзьям. Дружба была для него той силой, которая объ­единяет людей, спасает от жизненных невзгод. Многих дру­зей поэт приобрел еще в лицее и сохранил эти отношения на всю жизнь. Светскому обществу, в котором Пушкин должен был вращаться, он предпочитал узкий круг по-настоящему близких людей.

И, признаюсь, мне во сто крат милее Младых повес счастливая семья.

Где ум кипит, где в мыслях волен я,

Где спорю вслух, где чувствую живее,

И где мы все – прекрасные друзья,

Чем вялые, бездушные собранья…

Так поэт писал в 1819 году в «Послании к кн. Горчакову». Пушкина объединяло с его лицейскими друзьями свободо­мыслие, живые чувства, любовь к искусству. Все это рождало особые стихи – живые, искренние, исполненные любви. Од­нако тема дружбы претерпела определенную эволюцию в твор­честве поэта.

В ранней лирике Пушкина возникает образ дружеской пи­рушки («К студентам»). Однако уже здесь образы друзей-лице­истов конкретизируются, обретая свои характерные черты. Так, Галич – «Эпикура младший брат», Дельвиг – «ленивец сон­ный», «Парнасский волокита», Горчаков – «красавец молодой» и «сиятельный повеса», Илличевский – «остряк любезный», Пущин – «товарищ милый, друг прямой», Малиновский – «повеса из повес», Вильгельм – «писатель», автор скучных сти­хов. Послание «К студентам» было написано в 1814 году. Все стихотворение пронизано юным восторгом, жизнерадостнос­тью. В нем поэт отдает дань молодости, общению с людьми, близкими по духу, по интересам. «Под стол холодных мудрецов», «Рассудок, бог с тобою. » – восклицает юный поэт. Те же моти­вы пира в звучат послании «Друзьям».

Другое послание – «Мое завещание друзьям». В нем в шут­ливой форме поэт говорит о том, как отлетит «веселой тенью» «Натихой берег вод забвенья». И он оставляет друзьям свое заве­щание:

И пусть на гробе, где певец Исчезнет в рощах Геликона,

Напишет беглый ваш резец:

«Здесь дремлет юноша-мудрец,

Питомец нег и Аполлона».

Дружба в этом стихотворении расценивается как святое чув­ство, узы ее «священны».

Мотив братского круга, встречи старых друзей возникает в «Элегии» («Опять я вам, о юные друзья!»). В соответствии с жан­ром в этом произведении звучит мотив печали, горести, забве­нья. В стихотворении «И я слыхал, что божий свет…» дружба сравнивается с любовью, страстью, но поэт отдает предпочтение последней. Романтический мотив разочарования в дружбе зву­чит в стихотворении «Дружба»:

Что дружба? Легкий пыл похмелья,

Обиды вольный разговор,

Обмен тщеславия, безделья Иль покровительства позор.

Тот же романтический мотив возникает в стихотворении «В.Ф. Раевскому» («Ты прав мой друг, – напрасно я презрел»):

Но все прошло! – остыла в сердце кровь,

В их наготе я ныне вижу –

И свет, и жизнь, и дружбу, и любовь,

И мрачный опыт ненавижу.

Мотив сомнения в привычных жизненных ценностях звучит в стихотворении «Демон».

Прекрасные строки поэт посвятил П.Я. Чаадаеву, который был его близким другом и имел на него большое влияние:

О, неизменный друг, тебе я посвятил И краткий век, уже испытанный судьбою,

И чувства, может быть спасенные тобою!

Ряд стихотворений поэт написал на лицейскую годовщину: «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор»), «19 октября 1827» («Бог помочь вам, друзья мои»), «19 октября 1828» («Усер­дно помолившись богу»).

Читайте также:  Сочинение Дикой и Кабаниха сходство и различие

Первое стихотворение «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор») было создало в 1825 году. Оно построено на основе антитезы. Жанр – дружеское послание. Нынешнее одиночество поэта (он находился в ссылке в Михайловском) противопостав­лено образу лицейского братства. Открывается стихотворение мотивом памяти. Поэт помнит обо всех друзьях: и о пирующих «набрегах Невы», и отех, коштам нынче «недосчитались». Здесь Пушкин имеет в виду умершего в Италии Корсакова:

Он не пришел, кудрявый наш певец,

С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:

Под миртами Италии прекрасной Он тихо спит…

Моряк Матюшкин, «волн и бурь любимое дитя», тоже не смог присутствовать на этом празднике, потому что отправился в кру­госветное путешествие. Поэт вспоминает о своих встречах с тре­мя друзьями – Пущиным, Дельвигом и Горчаковым. Пущин и Дельвиг навещали его в Михайловском, с Горчаковым Пушкин

виделся, когда тот приезжал к своему дяде, жившему неподалеку от Михайловского. Вильгельм Кюхельбекер стал настоящим бра­том Пушкина – «по музе, по судьбам». В этом стихотворении поэт создает образ дружества святого, лицейского братства.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

В послании 1827 года поэт передает свои пожелания друзьям:

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море,

И мрачных пропастях земли!

Таким образом, тема дружбы получает в творчестве А.С. Пуш­кина романтическую и реалистическую трактовку. Стихи его, посвященные друзьям, отличаются глубокой человечностью, искренностью, богатством переживаний.

Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина
статья по литературе (6 класс) на тему

Статья о теме дружбы в лирике Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
tema_druzhby_v_lirike_pushkina.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Тема дружбы в лирике Пушкина»

3.Пушкин и декабристы.

«Пушкин – это наше все»,- сказал Достоевский. Солнцем русской поэзии называл его Гоголь. Сам поэт свою заслугу видел в том, что лирой пробуждал у читателей «чувства добрые», под которыми он понимал любовь к Отечеству и ненависть к рабству.

Всей жизнью и творчеством Пушкин утверждал и такое благородное чувство как дружба. Дружбу он называл «отрадной звездой». Для Пушкина не было чувства сильнее и благороднее, чем дружба, не было связи прочнее товарищества. Дружбе, «светлому братству» он посвятил едва ли не самые волнующие строки. Дружба для Пушкина – «отрадная звезда», «святое братство» единомышленников, для которых любовь к товарищам была неотделима от любви к Отечеству. Пушкин был человеком большой души, искренним, самозабвенным, честным. Сойдясь однажды с человеком и полюбив его, он оставался верным ему до конца дней. Короткая, неспокойная, но прекрасная жизнь великого поэта прошла среди друзей. И когда их не было рядом, Пушкин тосковал.

Печален я: со мною друга нет,

С кем долгую запил бы я разлуку,

Кому бы мог пожать от сердца руку,-

И пожелать веселых много лет.

Я пью один; вотще воображенье

Вокруг меня товарищей зовет;

Знакомое не слышно приближенье,

И милого душа моя не ждет. 1

1 Пушкин А.С. «19 октября»

19 октября1811года в Царском селе в 20 км от Петербурга открылся Лицей, учебное заведение для подготовки дворянских «к важным частям службы государственной». Тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. В их числе был и двенадцатилетний Александр Пушкин.

Вы помните: когда возник Лицей,

Как царь открыл для нас чертог царицын.

И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей.

Тогда гроза двенадцатого года

Не испытал великого народа –

Еще грозил и колебался он.

Лицей для юного Пушкина и его товарищей стал школой гражданственности. Здесь родились мысли о человеческом достоинстве, о свободе, равенстве и братстве, о несправедливости строя, основанного на угнетении и произволе.

12 июня 1812 года пятисоттысячная армия Наполеона перешла Неман. Началась Отечественная война. Военные события потрясли лицеистов. Затем Иван Пущин скажет:

«Эти события сильно отразились на нашем детстве… Всякое воскресенье кто-нибудь из родных привозил реляцию; Кошанский читал их нам громогласно в зале. Газетная комната никогда не была пуста в часы, свободные от классов; читались наперерыв русские и иностранные журналы при неумолкаемых толках и прениях; всему живо сочувствовалось у нас: опасения сменялись восторгами при малейшем проблеске к лучшему». 3

Когда было получено известие о занятии Москвы войсками Наполеона, о пожаре, лицеисты не спали ночами, многие плакали.

2 Пушкин А.С. «Была пора: наш праздник молодой…»

3 Пущин И.И. «Записки о Пушкине»

Вы помните: текла за ратью рать,

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать.

Шел мимо нас… и племена сразились,

Русь обняла кичливого врага,

И заревом московским озарились

И полкам готовые снега. 4

Лицеист Пушкин сожалел, что не смог принять участия в войне с захватчиками. Свои патриотические чувства юный поэт выразил в стихотворении «Воспоминание о Царском Селе».

Страшись, о рать иноплеменных!

России двинулись сыны;

Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных,

Сердца их мщеньем зажжены.

Уж близок час паденья!

Ты в каждом ратнике узришь богатыря… 5

Русские войска одержали победу. Изгнав врага из пределов своего отечества, они освободили Европу. Лицей имел решающее влияние на поэтическое творчество Пушкина. Иван Пущин вспоминает:

«Пушкин… постоянно и деятельно участвовал во всех лицейских журналах, импровизировал так называемые народные песни, точил на всех эпиграммы и проч. Естественно он был во главе литературного движения, сначала в стенах Лицея, потом и вне его…» 6

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

И Цицерона не читал,

В те дни в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

Моя студенческая келья.

Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,

Воспела детские веселья,

4 Пушкин А.С. «Была пора: наш праздник молодой…»

5 Пушкин А.С. «Воспоминания о Царском Селе»

6 Пущин И.И. «Записки о Пушкине»

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны.

Добрые отношения у Пушкина-лицеиста установились с известным русским поэтом-романистом В.А.Жуковским. «Я сделал еще приятное знакомство, – писал Жуковский Вяземскому, – с нашим молодым чудотворцем Пушкиным. Я был у него на минуту в Царском Селе. Милое живое творение! Он мне обрадовался и крепко прижал мою руку к сердцу… Это надежда нашей словесности… Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет». В стихотворении «Благослови, поэт!», написанном незадолго до окончания Лицея, Пушкин выразил Жуковскому глубокую признательность за дружеские чувства и поддержку.

Не ты ль мне руку дал в завет любви священной?

Могу ль забыть я час, когда перед тобой

Безмолвный я стоял, и молнийной струей

Душу к возвышенной душе твоей летела

И, тайно съединясь, в восторгах пламенела.-

Нет, нет! решился я – без страха в трудный путь,

Отважной верою исполнилась грудь. 7

Царское Село, Лицей стали для Пушкина и его товарищей очень дорогим, можно сказать, святым местом благодаря высокой человечности, образованности и мудрости директоров и учителей. В стихотворении «19 октября 1825 года» Пушкин воздал должное тем, кто воспитал в лицеистах гражданский «пламень»

Наставникам, хранившим юность нашу,

Вам честию – и мертвым и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим. 8

В среде лицеистов царит культ дружбы. Ничто не ценилось так высоко, как дружество. Ему отдавалось предпочтение перед самыми светлыми человеческими чувствами.

7 Пушкин А.С. «Благослови, поэт»

8 Пушкин А.С «19 октября 1825»

В произведениях, письмах и дневниках Пушкина слова «товарищ», «друг», «друзья», «дружба» встречаются сотни раз. Шестнадцать раз употреблены эти слова только в одном стихотворении «19 октября 1825 года». Пушкину было свойственно возвышенное понятие о дружбе.

К Пущину: «Мой первый друг, мой друг бесценный». К Кюхельбекеру: «Я жду тебя, мой запоздалый друг…». К Чаадаеву: «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы…».

Жили лицеисты как одна большая семья. Особенно близкие отношения у Пушкина установились с двенадцатью одноклассниками. Их имена поэт называет в своих стихах. Это И.Малиновский, М.Яковлев, К.Данзас, Ф.Матюшкин, А.Горчаков и др. Самыми любимыми и преданными друзьями Пушкина были Дельвиг, Пущин и Кюхельбекер. Дружба с ними являлась для поэта прекрасным и волнующим мгновением.

Первым своим другом Пушкин назовет Ивана Пущина. В характеристике, составленной лицейским начальством, мы читаем: « Пущин Иван, 14-ти лет. С весьма хорошими дарованиями: всегда прилежен и ведет себя благоразумно. Благородство, воспитанность, благодушие, скромность, чувствительность с мужеством и тонким честолюбием, особенно же рассудительность – суть отличные его свойства. В обращении приятен, вежлив и искренен, но с приличною разборчивостью и осторожностью».

Антон Дельвиг, «товарищ юности живой». В лицейские годы Пушкина и Дельвига объединял интерес к литературе. Они вместе пережили «первые поэтические восторги». В 1814 году состоялся их литературный дебют: в тогдашних журналах были напечатаны стихотворения Пушкина и Дельвига. В одном из стихотворений, посвященной лицейской годовщине, Пушкин писал:

С младенчества дух песен в нас горел,

И дивное волненье мы познали;

С младенчества две музы к нам летали,

И сладок был их лаской наш удел:

Но я любил уже рукоплесканья,

Ты, гордый, пел для муз и для души;

Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,

Ты гений свой воспитывал в тиши. 9

Много приятных ощущений и радости принесла Пушкину дружба с Вильгельмом Кюхельбекером. Нежно и сердечно любил Пушкин своего товарища, доброго Кюхлю, чудака, долговязового, нескладного фигурой. Директор Лицея Е.А.Энгельгерд так характеризовал Кюхельбекера: «Читал все на свете книги обо всех на свете вещах, имеет много таланта, много прилежания, много доброй воли, много сердца и много чувства, но, к сожалению, во всем этом не хватает вкуса, такта, грации, меры и ясной цели. Он, однако, верная невинная душа, и упрямство, которое в нем иногда проявляется, есть только донкихотство чести и добродетели с значительной примеси тщеславия».

В стихотворении «19 октября 1825 года» великий поэт воздал должное лицейскому другу Кюхельбекеру:

Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасно должно быть величаво:

Но юность нам советует лукаво,

И шумные нас радуют мечты…

Опомнимся – но поздно! и уныло

Глядим назад, следов не видя там.

Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам? 10

В год окончания Лицея Пушкин адресовал Кюхельбекеру такие, проникнутые теплотой строки:

В последний раз, в сени уединения,

Моим стихам внимает наш пенат.

Лицейской жизни, милый брат.

Делю с тобой последние мгновенья. 11

И еще одна большая дружба входит в жизнь Пушкина в юношеские годы. На квартире у Карамзина поэт знакомится с Петром Яковлевичем Чаадаевым, гусарским корнетом, участником Отечественной войны 1812 года. Это был революционно настроенный, высокообразованный офицер, человек критического склада ума. Беседы и споры с Чаадаевым на политические темы производили на Пушкина сильное впечатление. Ему нравился человек, который, по

9 Пушкин А.С «19 октября 1825 года»

10 Пушкин А.С «19 октября 1825 года»

11 Пушкин А.С. «Разлука»

собственным словам, «В Риме был бы Брут». Чаадаев ценил Пушкина за свободомыслие, видел в нем талантливого поэта, защищал его от преследования властей. Пушкин называл Чаадаева мудрецом, был признателен ему за внимание и поддержку.

Пушкин гордился и дорожил дружбой с Чаадаевым. В 1821 году поэт в дневнике сделал запись: «Друг мой… Никогда тебя не забуду. Твоя дружба заменила счастье. Одного тебя может любить холодная душа моя».

Чаадаеву Пушкин посвятил одно из своих лучших произведений политической лирики:

…Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь, взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена! 12

1817 год… 9 июня состоялась церемония выпуска 29 воспитанников Лицея. Покидая Лицей, Пушкин и его друзья давали обещание сохранить товарищеские отношения на вечные времена. В альбомы друг друга лицеисты вписывали стихотворные посвящения. Основной их мотив: верность «святому братству», неразрывность связи лицейского круга. А в альбоме Кюхле А.С.Пушкин написал:

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),

Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

В лицейском альбоме И.Пущина юный поэт сделал запись:

Ты вспомни первую любовь.

Мой друг, она прошла… Но с первыми друзьями

Не резвою мечтою союз твой заключен;

Пред грозным временем, пред грозными судьбами.

О, милый, вечен он!

12 Пушкин А.С. «К Чаадаеву»

Мысли, посвященные прощанию с друзьями, Пушкин выразил в стихотворении «Товарищам».

Промчались годы заточенья;

Недолго мирные друзья,

Нам видеть кров уединенья

И царскосельские поля.

Разлука ждет нас у порогу,

Зовет нас дальний света шум,

И каждый смотрит на дорогу

С волнением гордых, юных дум. 13

В день окончания Лицея директор Егор Антонович Энгельгардт подарил всем выпускникам чугунные кольца – знак крепости, дружбы. Расставаясь, воспитанники Лицея поклялись: « И последний лицеист один будет праздновать 19 октября».

Клятву свою лицеисты сдержали. Первый раз день открытия Лицея был отмечен 19.10.1817 года, в Царском Селе. На встречу пришли Пушкин, Кюхельбекер, Малиновский, Вольховский, Корсаков, Илличевский и другие.

19 октября 1818 года на лицейский праздник у Пущина собрались 14 человек. «Снова возвратились в доброе старое время», – писал Корсаков своему товарищу Горчакову.

Пять трогательных посланий с выражением дружеских чувств написал Пушкин товарищам в лицейские годовщины. Самое яркое и впечатляющее из них «19 октября 1825 года». Начинается оно картиной осени, выдержанной в торжественных тонах:

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто по неволе

И скроется за край окружных гор. 14

Четырнадцатую годовщину основания Лицея поэт встречает один в Михайловском, где он отбывает пятилетнюю ссылку. Поэт печален. Он сожалеет, что в этот торжественный день с ним нет друзей, которых он бы мог обнять, «пожать от сердца руку». Автор скорбит: на «братской перекличке» бывшие лицеисты уже не услышат голос одноклассника Н.А.Корсакова. Он умер в Италии в 1820 году.

13 Пушкин А.С. «Товарищам»

14 Пушкин А.С. «19 октября 1825 года»

Кого меж вами нет?

Он не пришел, кудрявый наш певец,

С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:

Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец,

Не начертал над дружеской могилой

Слов несколько на языке родном,

Чтоб некогда нашел привет унылый

Сын севера, бродя в краю чужом. 15

19 октября 1836 года отметить день явились одиннадцать человек из двадцати трех живущих. Праздновали двадцатипятилетие. Это последняя встреча, на которой присутствовал Пушкин.

Всему пора: уж двадцать пятый раз

Мы празднуем Лицея день заветный.

Прошли года чредою незаметной,

И как они переменили нас!

Недаром – нет! – промчалась четверть века!

Не сетуйте: таков судьбы закон;

Вращается весь мир вкруг человека, –

Ужель один недвижим будет он? 16

Последним лицеистом пушкинского выпуска был А.Горчаков. Он умер 28 февраля 1883 года. День Лицея 1880, 1881, 1882 годов князь Горчаков отмечал один.

15 Пушкин А.С. «19 октября 1825 года»

16 Пушкин А.С. «Была пора: наш праздник молодой…»

Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина

Скачать сочинение

Дружба занимала особое место в жизни Пушкина. Это объясняется как личными качествами поэта, которого в его окружении знали как человека страстного, благородного и общительного, умевшего быть внимательным и верным другом, так и особыми обстоятельствами в ого частной жизни. У Пушкина не было доверительных, теплых отношений с родителями, но уже с отроческого возраста в число самых близких его людей входят товарищи по лицею.
Царскосельский лицей сыграл важнейшую роль в формировании поэта как личности. В особой атмосфере лицея одном из главных центров российского вольномыслия и оппозиционности царил культ поэзии и одновременно культ дружбы. С друзьями, которые вошли в жизнь Пушкина в лицейскую пору, он оставался духовно связанным до конца своей жизни.
Уже в произведениях лицейской поры Пушкин, обращаясь к теме дружбы (а ей посвящено значительное число стихотворений этого периода), руководствуется самыми высокими этическими нормами, видит в дружбе союз духовно связанных людей, объединенных общими чувствами, идеалами, стремлениями. Дружба это не «легкий пыл похмелья», но «обмен тщеславия, безделья», но «святое братство», нерасторжимый духовный союз. В стихотворении «Разлука» (1817), посвященном Кюхле (Вильгельму Кюхельбекеру), Пушкин пишет:
. Где б ни был я: в огне ли сметной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.
Мотив верности в дружбе проходит сквозь всю дружескую лирику Пушкина. Спустя много лет после окончания лицея, в стихотворении «19 октября 1827 года», поэт выразит свою верность лицейским товарищам в форме поэтической «молитвы»:
Бог помочь вам, друзья мои,
В заботах жизни, царской службы,
И на пирах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви!
В одном из шедевров пушкинской дружеской лирики поэтическом послании «К Чаадаеву» сплав нескольких тематических полей: любви, дружбы, творчества дополнен темой вольнолюбивых стремлений. Дружба в этом произведении предстает как союз людей, исповедующих сходные политические идеалы. Идея духовного единства подчеркнута доминирующими и стихотворении грамматическими (нормами первого лица множественного числа («мы», «нас», «горим», «посвятим»), обращенными к адресату послания призывами («Мой друг. », «Товарищ, верь. »). Ожидание «вольности святой» эмоционально и духовно сплачивает людей, связывает их нерасторжимыми узами, священной клятвой:
. Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Пушкину в этом произведении удалось осуществить то, что до него в русской поэзии не удавалось сделать никому: он выразил средствами «легкой поэзии», любовной лирики тему служения Отчизне и, соединив патриотическую идею с темой товарищества, возвысил идеалы дружбы до небывалой высоты.
Участнику декабрьских событий 1825 года И. И. Пущину, своему товарищу с лицейских времен, сосланному в Сибирь на каторгу, он посвящает строки, в которые вкладывает огромную нежность и сочувствие: «Мой первый друг, мой друг бесценный. ». Пушкин вспоминает в этом послании, как когда-то, в пору «северной ссылки», Пущий посетил его в Михайловском, и молит «святое провиденье», чтобы теперь его духовная поддержка помогла ссыльному другу:
..Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Особое место в дружеской лирике Пушкина занимают лирические послания друзьям на празднование ежегодной (19 октября) годовщины образования лицея, постоянно отмечавшейся лицеистами первого выпуска. Эти послания образуют своего рода отделы 1ый сюжет в лирической «летописи» поэта.
В стихотворении «19 октября» 1925 года звучит как и в юношеских произведениях лицейской поры мотив застолья, но он только подчеркивает одиночество поэта, с которым «друга нет». Вино («осенней стужи друг»), выпитое без товарищей в Михайловском уединении, даст лишь «минутное забвенье горьких мук». Воображение напрасно «товарищей зовет» они вдалеке, а иные уже ушли из жизни (в 1820 году во Флоренции умер Н. А. Корсаков). Как когда-то в «Пирующих студентах», Пушкин перечисляет дорогих его сердцу людей Пущина, Горчакова, Дельвига, Кюхельбеккера, благодарит их за то, что они, верные дружбе, посетили «поэта дом опальный».
Известные строки из этого стихотворения лучшее из того, что когда-либо было сказано о дружбе в русской поэзии:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
«Святое братство», возникшее в благодатную пору юности, неподвластно времени, не зависит от превратностей судьбы это духовная родина, в которой человек всегда может найти опору, о которой он всегда с благодарностью помнит:
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

98178 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Ссылка на основную публикацию