Сочинение Характеристика 3 братьев в сказке Конек-горбунок 4 класс

Характеристика 3 братьев из сказки Конек-горбунок

В одном селе живет старик с тремя сыновьями. Старшего сына зовут Данило, среднего – Гаврило, а младшего – Иван. Отец с детьми сеют пшеницу и продают ее в столице. Однажды кто-то начинает по ночам портить их посевы. Тогда три брата по очереди ходят в дозор, чтобы изловить вора.

Данило

Старший брат первым идет сторожить пшеницу. Ночь настала ненастная, и Данило испугался. Он закопался «под сенник» и так и не узнал, кто портит хлеб. Старший брат был очень хитрым человеком. Отцу и братьям он сказал, что всю ночь не спал и сторожил пшеницу.

Гаврило

Средний сын вторым отправляется в дозор. Он, как и Данило, пугается ненастной ночи. В страхе он убегает с поля и всю ночь ходит дозором « у соседки под забором». Гаврило хитрый, боязливый человек. Он обманывает отца и братьев, говорит тем, что всю ночь не спал и сторожил посевы.

Гаврило с Данилой похищают у Ивана чудных коней. Они хотят продать их в столице. Два брата очень похожи друг на друга. Они обладают такими качествами характера, как боязливость, хитрость, герои способны на обман.

Иван

Младший сын «старинушки» – главный герой сказки Ершова «Конек-горбунок». В начале сказки писатель говорит о том, что Иван «вовсе был дурак». Почему такую характеристику дает Ершов своему герою? Иван, в отличие от братьев, не умеет хитрить, это простой, прямодушный, ответственный, и даже, наивный герой. Он оказался честнее Гаврилы и Данилы, Иван сторожил поле всю ночь, не уходя с него; продав коней царю, он отдал вырученные деньги братьям. Иван не таит обиды на Гаврилу с Данилой за то, что они похитили его коней. Это также характеризует героя, как мягкого, беззлобного человека.

Старшие братья возвращаются домой, женятся, спокойно живут семейной жизнью и иногда вспоминают о младшем брате. Иван же остается в столице, его назначают начальником царских конюшен.

Благодаря помощи верного друга конька-горбунка Иван успешно выполняет сложные поручения царя. В конце произведения читатель узнает, что герой сам становится царем.

2 вариант

В сказке у отца три сына. Они занимаются выращиванием пшеницы и продажей её в столице. С некоторого времени у хлеборобов кто-то стал красть урожай с поля. Братья решили охранять пшеницу.

Первым отправляется в дозор старший брат Данило. Автор называет его «умным детиной». Данила оказывается трусом и лгуном. Ночью идёт дождь, он прячется от него под сенник и там спит до следующего вечера. Вечером Данила обливается водой, приходит домой и сообщает, что всю ночь не спал, но никакого вора не видел.

На следующую ночь в караул идёт средний брат Гаврило. Его Ершов характеризует не таким умным, как Данило, но и не совсем глупым. От холода и страха Гаврило сбегает с поля и всю ночь бродит около соседского забора. Утром он приходит домой и говорит, что всю ночь глаз не сомкнул, но никого не видел в поле, то есть тоже говорит неправду, как и брат.

На третью ночь пришла очередь сторожить младшему сыну Ивану. Автор называет его «дураком». Младший брат не проявляет никакого желания идти в дозор, лежит на печи и распевает песни. Он соглашается караулить поле лишь тогда, когда отец обещает купить ему за это подарки. В отличие от братьев, Иван вместо вил берёт с собой хлеб. Он честно несёт дозор и, когда обходит поле вокруг, замечает кобылицу. Иван хватает её за гриву и запрыгивает на спину. После долгой борьбы укрощает строптивое животное, а кобылица признаёт его своим хозяином. Она оказывается не простой лошадью. В обмен на свободу, кобылица обещает Ивану подарить трёх жеребят. Двоих из них она разрешает новоявленному хозяину впоследствии продать, а необычного конька-горбунка – оставить себе и ни за что на свете никому не отдавать. Таким образом, Иван из всех братьев предстаёт самым ответственным и честным. К тому же, в этой ситуации он проявляет себя храбрым, ловким, сильным и настойчивым человеком, который всегда добивается свой цели и не останавливается ни перед какими трудностями.

Впоследствии автор раскрывает дурные черты характера старших братьев ещё в одном случае. Однажды они случайно узнают, что у Ивана есть красивые золотогривые лошадки. Втайне от брата Данило с Гаврилой решают их продать, а выручку поделить между собой. Иван с помощью конька-горбунка разоблачает замысел братьев, но по своей доброте прощает их. Они договариваются вместе осуществить торг. По пути на базар старшим братьям приходит мысль избавиться от Ивана. Они посылают младшего брата добыть огонь в лесу, мечтая о его погибели от разбойников. Этот поступок характеризует братьев, как очень жестоких людей, готовых ради своей выгоды уничтожить родного человека. Для Ивана всё заканчивается благополучно. Он, в свою очередь, снова проявляет великодушие: все вырученные от продажи лошадок деньги отдаёт братьям и отцу, а сам поступает на службу к царю.

В итоге сказки, младший брат становится царём. Народная мудрость говорит о том, что быть простым и добрым – это никакая не дурость. Жизнь награждает ответственных и честных людей.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика 3 братьев из сказки Конек-горбунок

Популярные сегодня темы

Комедия Ревизор – известное произведение Н.В.Гоголя, описывающее быт и нравы, обличающее пороки жителей уездного городка N. В этой пьесе автор создаёт множество собирательных образов чиновников,

Русская природа очень красива, особенно зимой. Какой краской можно нарисовать снег? Белой? А можно лазурной, голубой и синей. Именно ими нарисована картина «Зимнее утро». Нарисовавший её художник, был импрессионистом

Знакомство с образом одного из главных героев рассказа А. П. Чехова “Толстый и тонкий” – с Порфирием – происходит на платформе Николаевского вокзала. Там он случайно встретил своего давнего школьного приятеля Мишу.

Василь Владимирович Быков известный общественный деятель и участник Великой Отечественной войны, чувства боли и сожаления о которой он отразил в своих произведениях.

По жанровой направленности произведение представляет собой русскую народную сказку, не имеющую аналогов в мировой литературе.

Характеристика трех братьев из сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок»

Данило и его описание

Братья Данило, Гаврило и Иван были крестьянами. Они жили вместе с отцом в маленьком селе. Вся семья работала в поле с утра до поздней ночи. Братья сеяли пшеницу, а когда приходило время, собирали урожай и возили в город продавать.

Про Данила, старшего брата Иванушки из «Конька-горбунка», известно, что он был «умный детина», но при прочтении сказки в этом можно усомниться, ведь каждого героя в произведении характеризуют его поступки, а не описание, которое дает автор. Когда в поле повадился кто-то ходить и вытаптывать пшеницу, отец принял решение, что сыновья будут по очереди ее охранять.

Данило ответственно подошел к заданию, собрался, но сторожить не стал. Придя в поле, он испугался и закопался в сено.

Сутки Данило прятался в стогу, а потом пришел домой, предварительно облив себя водой. Отцу он сказал, что промок под дождем, неся службу. За это он получил похвалу и ушел довольный.

Характеристика Гаврила

Школьники должны запомнить, как звали среднего брата в «Коньке-горбунке». Ему автор дал имя Гаврило. Именно он отправился в дозор на следующую ночь. Ершов пишет, что Гаврило был «и так и сяк». Взяв с собою вилы и топор, он пошел сторожить пшеницу. Но как только спустилась ночь, его тоже обуял большой страх. Всю ночь Гаврило провел под забором у соседки. Утром он пришел домой замерзший и голодный. Отец похвалил его за то, что он не спал всю ночь и стерег поле.

Гаврило поступил столь же нечестно по отношению к отцу, как и Данило, ведь он тоже обманул его. Оба брата имеют одинаковые отрицательные черты характера:

Братья поступили нечестно и по отношению к Ивану. Когда он получил двух прекраснейших коней, они решили украсть их и продать на рынке.

Но молодые люди не прилагали усилий, не знали, сколько хитростей и умения применил Иван для того, чтобы поймать вредителя пшеницы. Они просто хотели поживиться за его счет.

Личностные качества Ивана

Школьники читают произведение Ершова «Конек-горбунок» в 4 классе. Характеристика 3 братьев позволяет им лучше понять сюжет и смысл сказки, чтобы потом написать по ней сочинение.

Автор называет младшего брата Ивана дураком. Но именно он проходит через массу приключений, преодолевает множество препятствий, которые возникают у него на пути. Иван смог словить вора, который портил пшеницу. За это он получает от волшебной кобылицы ценный подарок в виде двух прекрасных жеребцов и одного маленького волшебного конька.

Чуть позже, когда братья украли лошадей у Ивана и захотели продать их, он не рассердился и простил их. Этим поступком он показал доброту и веселый нрав.

Иван совершил массу подвигов, выполняя поручения жар-птицы. Младший брат оказался очень острым на язык и быстрым на смекалку, хоть в начале произведения он отличался излишней ленью. Отец с большим трудом смог отправить его охранять поле. Но по мере развития сюжета персонаж предстает перед читателями в новом виде. Это уже не крестьянин, который должен молча выращивать пшеницу. Это отважный юноша, ему суждено стать королем.

В произведении «Конек-горбунок» братьев Ивана звали Данило и Гаврило. Они были умны, но предстали перед читателями с негативной стороны. Делая описание их характеров, ученики должны указать на отрицательные качества, которыми их наделил Ершов. Чем ближе к концу повествования, тем яснее видно, что ум не играет роли, если человек непорядочен.

Иван, в отличие от них, кажется в начале произведения глупцом, но затем автор описал его как честного и отважного человека, достойного уважения.

Ершов Петр сказка Конек – Горбунок

Читательский дневник по сказке Петра Ершова “Конек горбунок”

Автор: Петр Павлович Ершов

Читайте также:  Их воскресила любовь (сочинение по роману Преступление и наказание)

Число страниц: 22

Жанр произведения: сказка

Главные герои: Иванушка-дурачок, Конек-Горбунок, Заря, Афрон, Данила, Гаврила, Морской царь, ключница, Цап-царап.

Характеристика главных героев:

Иван — младший сын и брат.

Непослушный и капризный, простой, но добрый и честный.

Царевна — красивая и умная девушка.

Молодая и влюбчивая.

Царь — старый, седой.

Капризный, жадный и глупый.

Данила и Гаврила — старшие братья и сыновья.

Трусливые, глупые и скупые.

Конек-Горбунок — верный, преданный друг.

Умный, могучий и находчивый.

Все знает и умеет.

Краткое содержание сказки “Конек-горбунок” для читательского дневника

В самом начале мы знакомимся с тремя братьями — Данило, Гаврило и Иван.

Они живут в отчем доме и работают.

Занимаются тем, что выращивают и продают пшеницу.

Но вдруг пошло что-то не так.

Оказалось, что кто-то вытаптывает все их поля пшеницы.

Старшему и младшему брату не удалось узнать кто это.

А вот младший словил кобылицу.

Та обещает ему родить трех волшебных коней.

Но наказывает, чтобы двух из них Иван продал, а третьего оставил себе.

Но двух лошадей воруют братья.

Юноша на своем волшебном коне отправляется за ними в путь и догоняет братьев — воров.

Когда братья попадают на рынок, царь замечает Ивана и приглашает служить во дворец.

Молодой человек соглашается.

Со временем царь узнает, что у Ивана есть перо жар-птицы и велит привезти такое же ему.

Конек-горбунок помогает Ивану выполнить все просьбы царя, но правитель не унимается.

Он велит молодцу прыгать в чан с кипящим молоком, чтобы испытать омолаживающее зелье.

Волшебный конь и в этом помог: молодой человек прошел испытание и стал еще моложе и краше.

Тогда глупый царь тоже решил омолодиться и нырнул в кипящее молоко.

Но не тут-то было.

Царь сварился в молоке.

А Иван женился на молодой царь-девице, получив царство в придачу.

План сказки:

1. Кто-то ворует пшеницу

3. Обман братьев

4. Поимка виновного

5. Обещание кобылицы

6. Продажа двух коней

7. Знакомство с Коньком-Горбунком

8. Перо Жар-птицы

10. Чудо-юдо рыба кит

11. Купание в трех котлах

12. Помощь жеребца

13. Новый царь и царица

Синквейн

Необычный, дивный, странный

Не оставит, подскажет, поможет

Выручает каждый раз

Главная мысль:

Автор сказки, Петр Ершов рассказывает о ценности дружбы.

В любых ситуациях настоящий друг поддержит и поможет.

И не нужно смотреть на то, что он не такой, как все.

Ведь только по поступкам стоит судить.

Неизвестно что было бы, если бы у Ивана не было такого преданного друга.

В каждой неудаче и каждой сложной ситуации он моментально приходил на помощь.

Кроме того, юноше очень посчастливилось в жизни.

Жеребец помог ему жениться на царь-девице и стать царем.

Вот такова настоящая дружба.

Чему учит сказка “Конек-Горбунок”?

Произведение учит читателей ценить настоящую дружбу и поступки друзей.

Также на примере младшего брата можно научиться не унывать в сложных ситуациях.

Это ничем не поможет.

Наоборот, нужно собраться и искать пути решения данной проблемы.

А если есть друг, который поможет, то можно обратиться к нему.

Вдвоем всегда легче решать сложные ситуации.

Также нужно учиться быть таким же хорошим другом, как Конек-Горбунок.

Ведь всем хочется такой колоссальной поддержки со стороны друзей.

Краткий отзыв для читательского дневника по сказке “Конек — Горбунок”

Сказка обязательна к прочтению всеми детьми.

Она настолько увлекательная, хочется подольше читать.

Погружаешься в этот сказочный мир и как будто переживаешь все неудачи и победы с персонажами.

Очень хорошо работает воображение, так как присутствует большое количество описания сказочных событий.

Кроме того, сюжет довольно-таки непредсказуемый, до конца не понимаешь как сложиться судьба главного персонажа.

А после прочтения можно посмотреть мультфильм, снятый по книге.

И тогда можно сравнить свои представления и воображение с представлениями автора.

Половицы:

1. Верный друг лучше сотни слуг.

2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Не родись красивым, а родись счастливым.

Сочинение по сказке Конек-горбунок Ершова

Сказку – поэму «Конек-Горбунок» написал русский писатель Петр Павлович Ершов. Она стала классикой русской литературы.

Сюжет сказки увлекательный, что когда начинаешь читать книгу, то не можешь оторваться до последнего слова Она не только развлекательная сказка, она и поучительная. В ней переплелись сатира, мифы и сказки русского народа.

Главным героем этой сказки стал Иван – дурак. Он служит царю. Царь был деспотичным, не думал о народе, жестоко относился к своим слугам. Он мечтал вернуть молодость, для этого он должен был жениться на Царь – Девице.

Как и любая русская народная сказка начинается с жили были. В этой сказке была семья, в которой было три сына. Как и положено младший был дурак. Иван показан простодушным, смелым, честным и послушным. Эти его качества помогли ему выполнить наказ отца. Для того чтобы откупится волшебная кобылица, дарит ему своих жеребят Конька – Горбунка и двух великолепных скакуна.

Когда царь увидел коней, сразу купил их. Иван пошел сопровождающим к ним. Иван и с царем общался, как с простым человеком. Когда царь погиб, всё переходит Ивану, он стал новым царем той стороны. Мораль в том, что деньги и успех добивается тот кто прикладывает для этого усилия, а не к тот кто сидит и ждет готового.

Сказка состоит из трех частей. Первая часть знакомит нас с главными героями. Описываются их характеры. Хоть Иван и дурак, с самого начала произведения, но когда знакомишься с ним по ближе, выясняется, что это не так.

Не ординарная реакция на проблему помогает Ивану в сложных ситуациях. Это видит и кобылица, которую он поймал. За открытое сердце, честность получает награду, у него появляется верный друг и защитник в лице Конька – Горбунка.

В остальных двух частях, описываются приключения персонажей. Даже живя во дворце, Иван не меняется, остается прежним деревенским парнем. Хотя вокруг него куча людей, которым он не нравится, его характер только закаляется

Конек – Горбунок предан своему другу, он его любит, и заботиться о нем. Конек умен и добр по отношению к Ивану. Конек как и Иван в сказке является воплощением добра и честности. Без конька Иван не смог бы справиться со всеми трудностями. Ради любимого хозяина он часто рисковал жизнью. Благодаря усилиям Конька-Горбунка в сказке все закончилось победой добра над злом.

Сочинение 2

Главным героем в сказке является Иван-дурак, служащий царю. Царь был очень привередливый, он не думал о своем государстве, а также жестоко относился к своим подчиненным. Царь все время думал о своей молодости и ради этого готов жениться на царевне.

Также речь идет о старике, у которого было три сына, и самым младшим из них был Иван, который был самым глупым из всех и его прозвали дураком. Молодой человек ленивый и глупый, но также в нем имелись и положительные качества. Также Иван смелый и честный. Иван смог поймать кобылицу, в то время как остальные братья спали. В благодарность чудесная кобылица дала ему в подарок Конька-Горбунка,а также двух златогривых коней.

Главный герой Иван всегда исполнял все прихоти царя, служил ему верно и честно, хотя у того был тяжелый характер. Но Иван не унижался и не стелился перед царем, он всегда общался с ним как с простым человеком. Позже царь погиб, и все его богатое наследство перешло Ивану-дураку, а также он и сам стал царем.

Сказка учит читателя быть справедливым и честным, и тогда за это судьба вас отблагодарит. Иван Царевич в этой сказке овладел богатством и статусом благодаря своим качествам и благородству, а также ему достался верный друг в облике Конька.

И Иван и конек-Горбунок вызывают у читателя положительные эмоции. Они восхищают своей добротой, преданностью и верностью.

В самом начале сказки Иван оправдывал свое звание Дурака, ведь читателям он показан сначала глупым бездельником, который не хотел ничего делать, а только валялся на печи. Но чуть позже он смог проявит себя и показал свои хорошие качества, ведь он смог поймать кобылицу и договорится с ней о том, что та не будет больше топтать поле. В благодарность он и получил своего верного друга. Также у него хватило ума не рассказывать о всем происходящем свои родным людям, а Иван выдумал сказку о неком черте. А также он вместе с Коньком смог обмануть царя и поймал Жар-птицу.

Иван на протяжении всего произведения был положительным персонажем, он всегда всем помогал, никого не очернял и не оговаривал.

Также стоит отметить и качества еще одного положительного героя Конька-Горбунка, который ради своего хозяина готов пойти на все. Он преданный и бескорыстный друг.

Сказка является очень поучительной. Ведь хороший человек всегда будет победителем в жизни, а плохой человек всегда получит по заслугам за свои козни и другие нехорошие поступки. Так и по своим заслугам получил противный царь. Он сварился в кипятке из за своего коварства.

По произведению Конек-горбунок Ершова

Популярные сочинения

Картина «Аисты» была написана Алексеем Ивановичем Тихим в 1960 году. Она завораживает своей реалистичностью, яркостью красок, насыщенностью сюжета. Именно картина «Аисты» принесла художнику широкую известность.

Читайте также:  Анализ произведения Вампилова Студент

Рассказ «Старуха Изергиль» Максима Горького относится к раннему, романтическому периоду автора. Композиционно он поделён на три части, у каждой из которых свой главный герой: Ларра – первый, Данко – последний, а старуха Изергиль

Нелегко быть человеком мягкого темперамента, ведь каждый второй так и норовит задеть и сделать больно. таким и является главный персонаж произведения Шинель Акакий Акакиевич.

Игра-путешествие по сказке П.П.Ершова «КОНЁК – ГОРБУНОК»
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Методическая разработка урока – путешествия по сказке П. Ершова “Конёк – горбунок”

Скачать:

ВложениеРазмер
literaturnaya_igra_po_p._ershovu.docx31.83 КБ
igra_po_ershovu.pptx381.16 КБ

Предварительный просмотр:

«ЕСЛИ Б ЧУДО-ГОРБУНОК ВЕРНЫМ ДРУГОМ СТАТЬ МНЕ МОГ»

Игра-путешествие по сказке П.П. Ершова «Конек–Горбунок» (для учащихся 3-4 классов)

Оформление: сказка П.Ершова «Конек – Горбунок», портрет П.П.Ершова, карточки с заданиями, карточки с названиями команд, жетоны, рисунок с изображением Конька –Горбунка, призы. Ведущий: Сегодня, дорогие ребята, мы с вами встретимся с героями замечательной сказки « Конек-горбунок», которую написал русский писатель Петр Ершов. Ершов – родился и жил в городе Тобольске Тюменской области. Писатель создал свое произведение, когда ему было всего 19 лет. К сожалению, сказка оказалась единственным произведением Ершова, которое дошло до нас, и до сих пор оно потрясает всех своим юмором, знанием русских обычаев и традиций. Многие высказывания Для того, чтобы совершить путешествие – игру по сказке, необходимо разделиться на три команды. Каждая команда получает по флажку с изображением Конька- горбунка, который нужно поднять тогда, когда команда хочет ответить на поставленный перед ней вопрос. Выигрывает та команда, у которой будет больше правильных ответов. I. Вопросы для разминки.

1) Как вы думаете, кто является главным героем этой сказки?

Ответ : В этой сказке два главных героя : Конек – Горбунок, Иванушка.
И все же автор назвал сказку именем только одного героя.

2) А почему именно с Коньком – Горбунком подружился Иван? Хотели бы вы иметь такого друга? А знаете ли вы, откуда пришел этот замечательный герой в сказку Ершова?

Ответ: Другом Ивана он стал потому, что это верный, надежный друг, который не подведет в трудную минуту. Такого друга, наверное, мечтает иметь каждый человек. Образ чудо-конька возник из детских рисунков писателя, из его любимой самодельной игрушки. А какова была его дальнейшая судьба, мы узнаем, если перелистаем страницы сказки Ершова. II. Литературная викторина

1) Как звали трех братьев в сказке П. Ершова « Конек – Горбунок»?
(Данило, Гаврило, Ванюша)

2) Что рассказал старший брат, вернувшись под утро домой, не поймав ночного вора?

(Всю я ноченьку не спал;
На мое ж притом несчастье
Было страшное ненастье:
Дождь вот так ливмя и лил
Рубашонку всю смочил)

3) Что сказал средний брат, вернувшись с ночного дежурства?

( Всю я ноченьку не спал,
Да к моей судьбе несчастной
Ночью холод был ужасный,
До сердцов меня пробрал.)

4) А что рассказал Иван-дурак, когда утром вернулся после ночного караула?

(« Всю я ноченьку не спал,
Звезды на небе считал,
Вдруг приходит дьявол сам,
С бородою и с усам….
Вот и стал тот черт скакать
И зерно хвостом сбивать.
Я шутить ведь не умею
И вскочил ему на шею….» )

5) Откуда у Ивана появился Конек – Горбунок?
( Это подарок от кобылицы, которую поймал на своем поле Иван)

6) Опишите, как выглядел Конек – Горбунок.
( Это конек ростом три вершка ( вершок равен 4 см)
с аршинными ушами ( аршин равен 71 см), на спине с двумя горбами)

7) У Ивана – дурака, кроме Конька- Горбунка, было еще два великолепных коня. Где царь впервые увидел прекрасных коней? ( На базаре в конном ряду)

8) Сколько денег запросил Иван в обмен на коней? ( Десять шапок серебра)

9) Однажды Иван – дурак нашел перо Жар – птицы и взял его себе, хотя Конек-горбунок и предупреждал его, что много не покоя принесет оно с собою. Кто сообщил царю о том, что у Ивана есть перо Жар – птицы? (Спальник – слуга царя)

10. И вот Иван отправился на поимку Жар – птицы. Чем он приманивал Жар – птицу?
(Пшеном, смешанным с вином)

11. А когда Иван поехал за царь –девицей, то с ним приключилась небольшая неприятность. Какая неприятность случилась с Иваном? (Когда царь – девица играла на гуслях, Иван неожиданно заснул)

12. За что рыба – кит несла свое мучение?
(За то, что «без божия веленья проглотила среди морей три десятка кораблей»)

13. Почему царь сварился в котле, а Иван нет? (Ивану помогал Конек – Горбунок)

14. Назовите любимое занятие Ивана-дурака. (Иван очень любил петь и спать) III. Сказочный словарь .
Для проведения этого конкурса мы выбрали ряд устаревших слов, значения которых объясняются в подстрочном примечании. Надо найти значение слов (карточки разрезаны на две половины). Надо правильно совместить части карточек, выложив своеобразный словарь из десяти слов и их значений. Оценивается скорость выполнения заданий, кто быстрее сделает- поднимает флажок.

· Почивальня – спальня
· Стрельцы – старинное войско в Древней Руси
· Басурман – иноземец
· Городничий – начальник города в старину
· Глазей – подсматривающий
· Красно платье – нарядное, цветное, красивое
· Челядь – слуги
· Буерак – овраг, яма

Лубок (Раскрашенные картинки с изображением героев былин и сказок)

Малахай (Меховая шапка с длинными ушами. Длиннополая одежда без пояса)

Опояски (Длинный кусок ткани, которой опоясывались, в него зашивали деньги)

Постучали ендовой (Выпили вина)

Объясни значение подчёркнутых старинных слов :

  1. « Гости! Лавки отпирайте,
    Покупайте, продавайте!»
    (Гости – купцы, торговцы.)
  2. «Тут Иван с печи слезает,
    Малахай свой надевает.»
    (Малахай – широкая одежда без пояса.)
  3. «Вот неделей через пять
    Начал спальник примечать.»
    (Спальник – придворный, состоящий при великом князе или царе для личных услуг.)
  4. «Вот люблю дружка Ванюшу,
    Взвеселил мою ты душу,
    И на радости такой –
    Будь же царский стремянной !»
    (Стремянной – придворный, стоящий у царского стремени при выезде царя.)
  5. «Царь кричит на весь базар:
    «Ахти, батюшки, пожар!
    Эй, решёточных сзывайте!
    Заливайте, заливайте!»
    (Решёточные – пожарные.)
  6. «Постой немножко,
    Прикажи сперва окошко
    В почивальне затворить…»
    (Почивальня – спальня) IV. Составь портрет.

Каждая команда получает карточки с именами героев сказки «Конек–Горбунок». Пользуясь текстом сказки, они должны найти в книге словесный портрет данных героев и по желанию рисунок свой.

Чудо-юдо рыба-кит.
«Поперек моря лежит
Чудо- юдо рыба кит.
Все бока ее изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр–бор шумит.
На спине село стоит,
Мужики на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут,
А в дубраве меж усов,
Ищут девушки грибов…»

Царь–девица.
« Царь–девица подплывает,
Входит с гуслями в шатер,
И садится за прибор.
« Хм! Так вот та царь-девица!

Как же в сказках говорится , –
Рассуждает стременной, –
Что куда красна собой
Царь- девица, так что диво!
Эта вовсе не красива:
И бледна–то, и тонка,
Чай, в обхват–то три вершка,
А ножонка-то, ножонка!
Тьфу-ты! Словно у цыпленка!
Пусть полюбится кому,
А я и даром не возьму»

Жар–птицы.
« Неча молвить страх красивы!
Ножки красные у всех,
А хвосты-то сущий смех!
Чай, таких у куриц нету,
А уж сколько парень свету,
Чай таких у куриц нету,
А уж сколько парень свету,
Словно батюшкина печь»

Чудо–кони .
«Молодые, вороные,
Вьются гривы золотые,
В мелки кольца завитой
Хвост струится золотой,
И алмазные копыты
Крупным жемчугом обиты»

V. Чьи это слова?

Всю я ноченьку не спал;
На моё ж притом несчастье
Было страшное ненастье!
Дождь вот так ливмя и лил…
(Старшего брата Данилы.)

Ну, Иван, – ему сказала –
Коль сумел ты усидеть,
Так тебе мной и владеть.
(Кобылицы.)

Я с повинной головою,
Царь, явился пред тобою,
Не вели меня казнить,
Прикажи мне говорить.
(Спальника.)

Но, сказать тебе по дружбе,
Это – службишка, не служба.
(Конька – Горбунка.)

Коль себя не пожалеешь,
Ты опять помолодеешь.
(Царь – девицы.)

Будьте милостивы, братцы,
Дайте чуточку подраться.
(Ерша.)

Ты вот, так сказать, примерно,

Сослужил мне службу верно,

То есть, будучи при всем

Не ударил в грязь лицом”

(Старик о старшем сыне Даниле)

“Соколины твои очи

Не дадут мне спать средь ночи.

И во время бела дня –

Ох! Измучают меня”

(Царь о Царь-девице)

Я шутить ведь не умею

“Эй, хозяин,- полно спать!

Время службу исправлять”

“Что ты долго не являлся?

Где ты, вражий сын, шатался?”

Вы откуда и куда?”

(Рыба-кит Ивану и Коньку)

VI. «Кто это?» (определить по описанию героя сказки)

“Вьётся кругом над полями

Виснет пластью надо рвами

Мчится скоком по горам

Ходит дыбом по лесам”

(Кобылица – мать Конька-Горбунка)

Ражий парень, хоть куды!

Волос гладкий, сбоку ленты,

На рубашке прозументы,

Сапоги как ал сафьян

(Царский спальник об Иване-дурачке)

“Эта вовсе не красива;

И бледна-то, и тонка,

Чай в обхват-то три вершка;

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыпленка!

Пусть полюбится кому,

Я и даром не возьму.

(Иван-дурачок о Царь-девице)

“Ох, ты, вечная гуляка,

И крикун и забияка!

Всё бы, дрянь, тебе гулять

Всё бы драться да кричать”

(Дельфины об Ерше, когда его искали по Китову приказу)

“Он зимой тебя согреет,

Летом холодом овеет,

В голод хлебом угостит

В жажду мёдом напоит”

(Кобылица говорила Ивану о Коньке-Горбунке)

1) Чем занимались старик и его сыновья? ( Братья сеяли пшеницу, Да возили в град-столицу)

2) Где “караулил” поле старший брат? (На сеннике)

3) Как старик сумел уговорить младшего сына, Ивана-дурака, отправиться караулить поле? Что он ему пообещал? ( (Я куплю тебе лубков. Дам гороху и бобов)

4) Иван очень любил петь. Назовите некоторые из его песен. ( “Распрекрасные вы очи”, ”Ходил молодец на Пресню”)

5) Какие условия Иван-дурак поставил царю, когда соглашался идти служить в царскую конюшню? (Только, чур, со мной не драться, И давать мне высыпаться, А не то я был таков!)

6) Какой срок давал царь Иванушке, чтобы он достал Жар-птицу и Царь-девицу? (Три недели)

7) В какую сторону и сколько дней ехали Иван и Конек-Горбунок за Жар-птицей и Царь-девицей? (На восток, 8 дней.)

8) Чем наградил царь Ивана, когда он привез Жар-птицу? (Пожаловал чин ”царский стременной”)

9) Чем угрожал царь Ивану, если он не привезёт ему Царь-девицу? (Посадить на кол)

10) При помощи чего Иван поймал Жар-птицу? (Два корыта белоярова пшена, Да заморского вина)

11) Что потребовал у царя Иван для «царевниной поимки»? (Две ширинки, шитый золотом шатёр, Да обеденный прибор, Весь заморского варенья, И сластей для прохлажденья)

12) Какие условия выдвинула Царь-девица царю, когда он предложил ей выйти за него замуж? (То доставь ты мне в три дня Перстень мой из Окияна. Коль себя не пожалеешь, То опять помолодеешь)

13) С какой скоростью скакал Конек-Горбунок? (И в почин на первый вечер Верст сто тысяч отмахал И нигде не отдыхал)

14) Назовите родных Царь-девицы. (Месяц – мать мне, Солнце – брат)

15) Сколько лет рыба-кит был в немилости у Солнца и за что? (10 лет уж тут лежу … что без божьего веленья Проглотил среди морей Три десятка кораблей)

16) Что предлагал в награду рыба-кит Ивану и Коньку-Горбунку за то, что они помогли ему освободиться? (Раковин цветистых, Рыбок золотистых, Крупных жемчугов)

17) Какие рыбы помогали Ивану до с тать со дня морского сундук Царь-девицы? (Рыба-кит, белые осетры, ёрш, лещ, сом, черный рак, два дельфина, сельди)

18) Опишите сундучок Царь-девицы. (С перстнем красным сундучок Пуд, по крайней мере, во сто)

19) Сколько лет было Царь-девице? (Мне 15 только лет)

20) Сколько лет было Царю? (70 лет)

21) В сказке описываются 4 лошади – кобылица, два коня и игрушка-Горбунок. Какой масти были лошади? (Кобылица та была Вся, как зимний снег, бела Молодые, вороные, Вьются гривы золотые, В мелки кольца завитой Хвост струится золотой)

22) Какой рост Конька-горбунка? ( 3 вершка = 4,4 x 3 =13,2 см )

23) Вспомните эпиграф ко второй части. ( Скоро сказка сказывается, А не скоро дело делается!)

24) Сколько сказок было в книге слуги? (Пять.)

25) О чём эти сказки? (О бобре; о царе; о боярыне восточной; о князе Бобыле; о Царь-девице.)

26) На каком музыкальном инструменте играла Царь-девица? (На гуслях.)

27) В какой последовательности советовал конек-горбунок нырять Ивану в котлы? ( В молоко сперва ныряй,// Тут в котел с водой вареной,// А оттудова в студеной.)

28) Чем закончилась сказка ? ( Сердцу мило! Я там был; мёд, вино и пиво пил. По усам хоть и бежало, в рот ни капли не попало.)

29) А.С.Пушкин, прочитав сказку “Конек-горбунок”, сказал Ершову: “Ваша сказка – настоящая сокровищница русского языка”. Что же это за “сокровища ”? (Автор сказки использовал пословицы, поговорки, диалектные слова, народные фразеологизмы, загадки, приемы народных сказок – это все и есть сокровища русского языка.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: – Чему учит эта сказка? (Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее)

– Какова основная мысль сказки? (Эта волшебная сказка о простом русском парне, который попадает в трудности, но благодаря своему другу коньку преодолев ает их)

– Понравилась ли вам сказка?

– Эта сказка действительно стала классикой, её читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь читаете вы. Я очень надеюсь, что после глубокого анализа и характеристики героев вы начнёте осмысливать по-другому, сопереживая героям и высмеивая их недостатки.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

Характеристика трех братьев из «Конька Горбунка» Ершова

Многие знают и любят сказку Ершова «Конек Горбунок». Характеристика трех братьев из этого произведения поможет понять, чем младший брат Иванушка отличается от старших и почему его судьба складывается так удачно.

Главный герой проходит множество испытаний и совершает немало подвигов. В конце истории он находит свое счастье: становится царем сказочного царства и женится на прекрасной девушке.

Описание братьев

Русский прозаик и поэт Петр Ершов написал сказку в 1830 году. Он называл ее народным произведением, записанным со слов рассказчика. Сказка написана легкими и веселыми стихами с множеством метких выражений. Она содержит элементы сатиры, поэтому с интересом читается и взрослыми. Главный герой в ней — Иванушка-дурачок, фольклорный элемент многих русских, белорусских и украинских сказок, а также его волшебный спутник Конек Горбунок.

Иванушка родился в крестьянской семье. У него был старичок-отец и два старших брата.

Вся семья с утра до вечера трудилась в поле и выращивала пшеницу, выращенный урожай продавали в столице. В сказке «Конек Горбунок» братьев Ивана звали Данило и Гаврило.

Старший Данило

Автор называет старшего брата Иванушки из «Конька Горбунка» умным детиной. Но как видно из повествования, Данило обладал не столько умом, сколько большой хитростью. Его основные черты можно описать следующим образом:

  • он нередко отлынивал от работы;
  • любил выпить;
  • был трусоват и подловат;
  • нечист на руку.

Случилось так, что к ним на поле по ночам повадился воришка, который крал пшеницу. Отец решил, что нужно охранять поле. Первым в дозор выпало идти Даниле.

Он вооружился топором и вилами и отправился нести караул. Но ночь оказалась ненастной, вдобавок было страшновато. Старший братец не пошел на поле и спрятался под сенник. Утром он вернулся домой, предварительно облив себя водой.

Отцу Данило сказал, что промок под дождем, а на поле никого не видел. Отец поблагодарил его за работу.

Средний Гаврило

В «Коньке Горбунке» среднего брата звали Гаврилой. По словам Ершова, он был и так и сяк, то есть не отличался большим умом, но и глупым его нельзя было назвать. Из сюжета видно, что по характеру он мало чем отличался от Данилы.

После старшего брата ему пришел черед идти в караул. Но ночью захолодало, да и на поле было боязно оставаться одному. Поэтому Гаврило решил не мерзнуть, а переночевать у соседки под забором. Утром он вернулся домой и рассказал, что якобы всю ночь ходил вокруг поля, замерз, но никого не видел. Отец также похвалил его за верную службу.

Дурачок младший — Иван

Иванушку в семье считали дурачком, возможно, потому, что он был намного младше своих братьев и не обладал их хитростью и житейским опытом. На самом деле он был добр, щедр, честен и трудолюбив. Когда пришел черед сторожить поле, Иванушка очень не хотел идти в караул. Отец с трудом уговорил его, пообещав гороха и бобов.

В отличие от своих братьев, главный герой привык держать свое слово. Он честно пошел на поле. Ночью туда прибежала прекрасная кобылица и стала пастись на пшенице.

Иванушка поймал ее, хотя это было нелегко, и кобылица пообещала родить для него двух златогривых коней и маленького Горбунка. Вернувшись домой, Иван рассказал отцу и братьям кучу небылиц, чем очень всех рассмешил.

Приключения Иванушки

Герой хорошо спрятал коньков, рожденных кобылицей, но Данила с Гаврилой сумели их найти. Они позавидовали младшему брату, украли коней и решили их продать. Иван догнал братьев, когда те ехали на ярмарку, и начал стыдить. Братья отговорились тем, что крестьянская жизнь тяжела, а отец болен и работать не может. Это соответствовало действительности, поэтому Иван простил их и согласился продать коней.

Ночью Данило с Гаврилой увидели свет и подумали, что это жгут костер разбойники. Они отправили к ним Ивана за огнем, надеясь, что его там убьют. Но это оказалось перо Жар-птицы. Конек Горбунок советовал Ивану не трогать его, чтобы не попасть в беду. Но Иван был упрям, он подобрал и спрятал перо.

Коней удалось выгодно продать на ярмарке самому царю. Вырученные за них деньги Иван, не жалея, дает братьям. Замечательные скакуны не послушались конюха царя, и Ивана взяли на царскую службу. Там он столкнулся с интригами, но из всех невзгод герой вышел с честью. В этом ему помог Конек Горбунок. В испытаниях проявились лучшие качества характера бывшего деревенского простачка:

  1. Ответственность. Он честно несет царскую службу и выполняет все требования царя, сколько бы их тот ни поручал.
  2. Доброта. Иванушка пожалел Рыбу-кита, наказанного за жадность. Он освободил его и отпустил в море.
  3. Смелость. Главный герой не побоялся нырнуть в кипящую воду и молоко, хотя это грозило ему гибелью.

Благодаря этим качествам, Иванушка преодолел все препятствия, что казалось невозможным. Он прошел испытания и выполнил все приказы глупого и неблагодарного царя. Героя полюбила прекрасная Царь-девица и стала его женой. Жители сказочного государства выбрали Ивана царем.

Сказку Ершова читают ученики 4 класса. Характеристика 3 братьев из «Конька Горбунка» будет интересна как школьникам, так и ребятам младшего возраста.

Ссылка на основную публикацию