Сочинение Хлестаков и хлестаковщина 8 класс

Сочинение Хлестаков и хлестаковщина в комедии Гоголя Ревизор 8 класс

Понятия «Хлестаков и хлестаковщина» имеют одинаковое значение в комедии «Ревизор. В произведении автор описывает плутовского героя, поведения которого выходят за рамки традиционной литературы. Главным героем книги является Иван Александрович Хлестаков, простой канцелярский работник, живущий в Петербурге. Другими персонажами комедии считаются сельские чиновники, которые страшились приезда и проверки ревизора. По описанию автора, Хлестаков не испытывал никаких эмоций. Его не волновали ненависть, любовь, зло и доброта. Главной целью героя были деньги и игры в карты. Качество труса заставляла показывать храбрость и говорить претензии в нужной ситуации. А лесть формировала хвастовство и развитие воображения. Герой никогда не отказывался от подарков, взяток и мольбы со стороны женщин.

Гоголь описал хлестаковщину как пустую трату собственной жизни и времени, которая сопровождается враньем, притворством и лицедейством. В комедии по приезду в уездный городок, Хлестакова приняли за городского ревизора. По подсказке слуги Осипа Хлестаков решил притвориться ревизором. Ложь стала для героя главным орудием в этой игре. Ревизор начал врать без остановки, говоря, что он вельможа, руководящий 1000 работниками. Он приврал, что ест блюда из Парижа, дружит с братом Пушкина и является незаменимым человеком на государственной службе. Всеобщий страх чиновников парализовал их бдительность и волю.

Хлестаковщина стала заражать сельский народ своим ядом. Правило не предусматривало никаких нравственных воздаяний. А наказанные обидчики расплачивались за преступление деньгами. Роль Хлестакова полностью понять невозможно. Жители городка знали его как вельможу, главу департамента, важным человеком или главнокомандующим. Благодаря Хлестакову, хлестаковщина стала известным понятием. Автор описывал хлестаковщину как самое опасное явление, отравляющее окружающий мир.

По своему явлению Хлестаков был непредсказуемым и действовал по обстоятельствам. На приеме у городничего герой произнес феерическую речь, основанную на лжи. В конце комедии ложь помогает ему обмануть и сбежать из городка, прихватив с собой деньги чиновников. При создании образа Хлестакова, автор использовал все качества, которые есть у каждого человека. Хлестаков совмещает в себе чиновника, фантазера, вдохновителя, важного и простодушного человека.

Вариант 2

Хлестаков – один из ключевых персонажей произведения, на действиях которого, в основном, построен его сюжет. Хотя автор ставил своей целью высмеять негативные стороны российской действительности и существующего строя, типаж и действия самого данного героя комедии представляют собой не такое редкое явление и в наше время.

Гоголь стремился показать глупость и бездарность чиновников, в ведении которых отданы огромные средства и судьбы миллионов. С этой целью он подчеркивает ничтожность персонажа, который нее просто ввел и заблуждение, заставив верить, что ревизор из столицы, но сделал это не столько по своему злому умыслу, а благодаря страху чиновников перед начальством и глупости.

Главное качество Хлестакова и других, подобных ему – это самомнение. Молодой человек дослужился только до низкого чина гражданской службы, но, даже оказавшись без денег в незнакомом городе, под угрозой ареста за долги, он не теряет уверенности в себе и ведет себя достаточно нагло. Безграничное самомнение хлестаковых – их главное оружие, которое, однако, можно успешно применять лишь против недалеких людей.

Другая показательная черта данного персонажа и подобных ему – это глупость. Гоголь постоянно показывает, что речи Хлестакова бессвязны и могут казаться правдоподобными, если не рассматривать их в комплексе. Мнимый ревизор одновременно говорит о себе, что достиг больших успехов на государственной службе, при этом же является видным литератором, автором многих произведений, знакомым Пушкина. Однако все это лишь красивая обертка. Из слов Хлестакова видно, что он не обладает глубокими знаниями ни по одному из предметов, по которым высказывается. Позволяет ему играть данные роли его вовлеченность в петербургскую жизнь, без которой он не может жить. Театр, светские мероприятия, на которых ему приходилось бывать, дают герою комедии неких незначительный запас сведений, используемых им для конструирования важных социальных ролей.

Показательно в Хлестакове и сочетание страха одновременно с готовностью подвергать себя риску. Он труслив, но любовь к хорошей жизни, женщинам и вкусным обедам пересиливают опасения расплаты, которая должна постигнуть его рано или поздно.

Хлестаковщина – более распространенное явление, чем может показаться на первый взгляд. Герой комедии является воплощением безосновательного самомнения, глупости и неспособности к достижению реальных результатов практически в любых областях. Он не расчетливый авантюрист или мошенник, сознательно рискующий ради выгоды, но человек, который может лишь создавать вокруг себя впечатление значимости. Подобных ему, к сожалению, очень много в нашем мире и сегодня.

Сочинение 3

Произведение «Ревизор», Николай Васильевич написал в 1835 году, но и по сей день сюжет этой комедии очень актуален. Героями развернувшегося действия становятся жители и чиновники, маленького провинциального городка. Коих в России великое множество.

История разворачивается вокруг персонажа, который при других обстоятельствах, вряд ли стал главным. Иван Александрович Хлестаков – самый неординарный образ в пьесе. Глуповатый молодой человек 23-х лет, который проигрался по дороге из Пензы, и остался без средств на дальнейшее существование. Денег нет не только на оплату гостиничного номера, но и на еду.

По великой случайности местные чиновники принимают его за столичного ревизора, прибывшего инкогнито для проверки дел в городе. Поначалу все в замешательстве. Хлестаков смущаясь принимает первых посетителей, занимая у каждого небольшие суммы денег. Чиновники рады услужить заезжему гостю, чтобы он «закрыл глаза», на беспорядки и разруху в их ведомствах. Лишь когда поток услужливых просителей иссякает, Хлестаков начинает понимать, что его принимают за кого-то другого, но пути назад уже нет. Всю сложившуюся ситуацию он описывает в письме к петербургскому приятелю. Где высмеивает характеры чиновников, их подхалимство и глупость. Почувствовав свою власть, обнаглевший самозванец, получив приглашение, попадает в гости к городничему, где заигрывает с его женой и дочкой. Глупость и безрассудство превосходит над разумом героя. Хлестаков теряет всякую осторожность, только благодаря верному слуге Осипу, им удаётся уехать из города, накануне разоблачения.

Комедия Гоголя очень современна. И по сей день актуальна. Как и раньше чиновники боятся проверяющих инстанций. Процветает коррупция, попустительство к проблемам города и его жителям. Хлестаковщина, как явление отражает в себе всю примитивность сознания, казаться лучше, чем ты есть на самом деле, приспосабливаться. Такие качества присуще каждому человеку, но гордится ими или стараться избавится, зависит от каждого из нас.

Хлестаков и хлестаковщина

Комедия Гоголя «Ревизор», пожалуй, одно из немногих произведений, которое, «собрав в одну кучу всё дурное в России», сумело вскрыть и одно из самых опасных явлений как того времени, так и современной России – хлестаковщину.

Если обратиться к словарю Ожегова, то мы найдём в нём очень простое определение этого явления: «беззастенчивое, безудержное хвастовство», употребляется в разговорной речи. Но понятие это намного шире. Оно включает в себя, в первую очередь, такое явление, как приспособленчество.

Но говоря о беспринципности чиновничьего мира, Гоголь, прежде всего, высмеивает глупость и невежество самого народа, который «всех и всего боится».

Почему, по мнению автора, городничий и чиновники города N ничего не боятся? Да они просто уверены, что человек по сути своей продажен. Исходя из этого, они и действуют.

Обратим внимание на главного героя этой комедии. Кто он вообще такой?

Хлестаков Иван Александрович – мелкий чиновник в одном из департаментов Петербурга, случайно застрявший в уездном городке. Автор рисует его легкомысленным и безответственным молодым человеком с талантом гениального вруна. Можно даже сказать, что Хлестаков – это некий собирательно-обобщённый образ русского человека, который сам «весь стал ложь» и, что самое страшное, не замечает этого. Порой, «ввиду своей глупости и поверхности», действия гоголевских чиновников воспринимаются тем же Хлестаковым не как «подмазывания», а как искреннее радушие бескорыстных людей.

Но что помогло Хлестакову так ловко провести чиновников? Ответ очевиден: страх. Страх за свою жадность, взятки и осознание собственной вины.

Конечно, у любого здравомыслящего человека сразу бы возникла мысль: а вдруг меня с кем-то спутали? Но не у Хлестакова. Он всё с ним происходящее воспринимает, как должное. И тем не менее ему достаёт ума выйти «победителем» из этого положения: в дураках остаётся городничий со своими приближёнными.

Но беда такой концовки в её двойственности. Да, с одной стороны, «зло» как будто наказано. И это замечательно.

Но где гарантия, что Хлестаков, почувствовав свою безнаказанность, не станет и в дальнейшем «проворачивать» такие махинации? И вновь ему всё будет сходить с рук. Ведь Гоголь пишет о том, что из таких городков, как город N, состоит и вся остальная Россия.

Возникает вполне закономерный вопрос: откуда берутся Хлестаковы? И вновь ответ лежит на поверхности: они сформировались тем политическим строем, который породил тех же «держиморд и городничих»: Хлестаков хоть и «пустышка», но вполне и светский человек. Слегка начитан, немного грамотен.

В конце концов, Хлестаков – это и главное, пусть и не вполне положительное, лицо комедии. Через его образ Гоголь высмеивает не только душевную пустоту и простоту вкупе с хвастовством, но и стремление человека выдать желаемое за действительное. Можно даже утверждать, что «хлестаковщина» в данном случае обозначает лишь следующее: это «увеличенная в разы ничтожность» всех героев комедии.

В заключение хотелось бы заострить внимание читателя вот на чём. «Ревизор» – это комедия, поистине бессмертная, но пока есть жизнь на нашей планете, на ней будут «царить» Хлестаковы.

И даже то обстоятельство, что поколения сменяют друг друга ничего не изменит: ведь способы достижения своих собственных целей остаются прежними. Возникает вопрос: что делать? Учиться жить правильно. Или, говоря простым языком, учиться жить «по совести».

На этом всё. Всем хорошего настроения и пока.

Образец 5

Хлестаков – одно из главных действующих лиц юмористического проведения «Ревизор» известного отечественного литератора Н.В. Гоголя, олицетворяющего в себе основные черты русского социума XIX столетия. Его краткие особенности читателям преподносит в втором действии его личный прислужник Осип. Пустоватый и безмозглый сын обеспеченного папы, разочаровавший своего предка, увлекшийся всеми грехами в столичном мире. Гуляка, не в состоянии предвидеть последствия своих поступков, с безмерным чувством собственного достоинства. Также безвольный трусишка.

После выхода самого Хлестакова сомнения в правдивости высказываний Осипа исчезают. По причине легкомыслия и апатии наш персонаж оказывается в опале у дорогого папы, а следом спускает все собственные денежные средства в карты и задерживается в захолустном городе без шанса покинуть его. Но в то же время неспособный отвернуться от прошлых наклонностей, даже невзирая на боязнь быть помещенным в тюрьму, Иван требует к себе особенного внимания и отношения, все больше и больше погружаясь в долги.

От выдворения и заключения под стражу его избавляют местные сановники, признавшие в нем столичного ревизора. Охваченный постоянным вниманием и уважением Хлестаков в одночасье приспосабливается к обстановке, с охотой разыгрывая свое новое амплуа. Попав в выигрышную для себя ситуацию, он быстро дарует свободу личным желаниям: обчищает как должностных лиц, так и обыкновенных людей, ухаживает за супругой и дочкой градоначальника, неистово лжёт, стремясь всеми возможными способами всколыхнуть в находящихся рядом ещё больше паники и уважения к нему. В одной из наиболее блестящих сцен всего сочинения он объявляет себя автором «Женитьбы Фигаро», «Роберта-Дьявола» и «Нормы», рассказывает о близких дружеских отношениях с Пушкиным и считает себя выше правительственного совета. Радуя самого себя, Хлестаков не может удержаться даже на секунду, вранье его делается всё нелепее, но самое восхитительное то, что весь этот беспредел происходит без последствий для него. Одурачив, обокрав и при этом высмеяв, доверчивых людей городка, персонаж насовсем оставил их, возвратившись в былую шикарную жизнь выставочных залов и приемов.

Читайте также:  Анализ произведения Дядя Ваня Чехова

Хлестаков – один из наиболее блестящих фигур из родной письменности. Его фамилия была и продолжает быть всеобщей, а мысль и поступки создали феномен под определением хлестаковщина, указывающее на стремление постоянно выглядеть лучше, чем ты есть в действительности, готовность обратить на себя внимание не настоящими, а вымышленными поступками.

К несчастью, первообраз Хлестакова существовал на самом деле. Аристократия XIX столетия, ставшая правой рукой царскому режиму, имела большое количество недостатков. И непутевые дворянские дети, такие как Иван, были обыкновенным явлением той поры. Да, и сегодня «Хлестаковы» никуда не делись, что делает труд Гоголя востребованным и по сей день.

Также читают:

Картинка к сочинению Хлестаков и хлестаковщина в комедии Ревизор

Популярные сегодня темы

Деревенские женщины далекой сибирской деревни пребывают в радостном волнении и ожидании. В деревню приехал фотограф и завтра будет фотографировать учеников сельской школы на одну большую фотокарточку.

Булгаков пишет наиболее харизматичными образы нечистой силы в своем романе. Они как бы противопоставляются образам обывателей, которые склонны к мелким порокам и мелочности в целом.

Теодор Драйзер великий американский писатель. Пожалуй, самым известным и значимым его произведением является роман Американская трагедия. Роман был опубликован в 1925 году

Родители на день рождения сделали подарок – билет в дельфинарий. Так родители исполнили мою маленькую заветную мечту. Подарок вызвал у меня чувство радости и благодарности

Михаил Юрьевич Лермонтов написал величайшее произведение «Мцыри». Это огромный вклад в литературу. В произведении много романтических образов и моментов. Все действия происходят на территории Кавказа.

Хлестаков и хлестаковщина – сочинение (8 класс)

Главный герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» — Хлестаков Иван Александрович, мелкий петербургский чиновник. Что же представляет собой Хлестаков? Это, скорее, призрак. Он и вельможа, и главнокомандующий, и чуть ли не второй человек после императора.

Хлестаков — плут и мот, любитель веселой праздной жизни, поэтому ему постоянно нужны деньги. Его ложь похожа на творческое вдохновение художника. Он лжет бескорыстно, ничего не требуя в эту минуту, только бы верили. Лжет безобидно, но так искусно, что сам себе начинает верить и сам себя обманывает.

Внешне Хлестаков похож на самого непримечательного прохожего. Автор описывает его как молодого человека примерно 23 лет, худощавого телосложения. И при этом отмечает, что он немного глуповат и «без царя в голове». Но весь город принимает его за грозного проверяющего и старается задобрить этого ничтожного человечка. В чиновниках, которые ему угождают, тоже нет ничего особенного, запоминающегося.

Именно образ главного героя и олицетворяет хлестаковщину — особое явление российского чиновничьего аппарата. Автор высмеивает в комедии глупость и невежество служилого люда, который всех и всего боится. Чиновники представлены взяточниками, глупцами и никчемными человечишками. Всех героев автор беспощадно критикует, в пьесе нет ни одного положительного персонажа.

Хлестаковщина — как вирус, все нею заражаются: и городничий со своей семьей, высеченная вдова унтер-офицера. Ей не требуется наказать обидчика, важнее возместить ущерб в деньгах. Алчность и глупость торжествуют в обществе.

Символичны фамилии персонажей: попечитель Земляника отвлекает всех и сладкими разговорами уводит от главного; споры помещиков Добчинского и Бобчинского похожи на диалог с зеркалом; городничий Сквозник-Дмухановский и судья Ляпкин-Тяпкин проявляют небрежное и халатное отношение к службе. Гоголь обличает коррумпированность чиновников, их трусость и малодушие, неспособность отвечать за свои поступки, ложь и лицемерие, свойственное им ради спасения карьеры.

Хлестаковщина – оригинальная совокупность пороков, которая в обществе современников писателя считалась позволительной. Это понятие обычно связывают только с коррупцией, однако автор вложил более глубокий смысл в этот термин. На самом деле сюда можно включить все негативные стороны характера человека и рассматривать как глобальную проблему несовершенства человека.

Сочинение №2

Новая комедия Гоголя взволновала людей будоражащими эмоциями. Не удивительно, ведь русская общественность встретилось с истинным шедевром. Прошло около двух веков, но «Ревизор» звучит не менее остро. Не обязательно долго искать подтверждение. Всем известно, что персонажами Гоголя населена реальная жизнь.

По мнению автора, зрителю сложнее всего разобраться с образом Хлестакова. Гоголь дает глубокую характеристику этому герою в указаниях артисту – исполнителю данной роли. Хлестаков строил козни в уездном городе без всякого злого умысла. Этот персонаж похож на танцовщика. Своим движением он оживляет действие, заставляет события развиваться. Хлестаков виртуозно притворяется ревизором, но догадывается о том, что чиновники посчитали его государственным человеком, только через три действия. Характерно, что это открытие не вызвало у лжеревизора никаких чувств.

Уездные чиновники поражены поведением Хлестакова. Он показался им расчетливым и ловким человеком, которого следует опасаться. Никто из них не сумел разоблачить отчаянное вранье Хлестакова, гениально обыгрывающего различные ситуации. Сам по себе Хлестаков не является злым или жестоким. Он абсолютно бездушное существо, способное в любую минуту стать кем угодно: хоть засекреченным ревизором, хоть ничтожным чиновничишкой. В короткой памяти Хлестакова отсутствует прошлое, а о будущем он не думает. Он живет одной минутой, и в эту минуту артистично меняет обличье.

Писатель, знакомый с жизнью мелких столичных чиновников, придал образу Хлестакова черты типичного неграмотного хвастуна. Герой пользуется французскими словами, значение которых не понимает, не гнушается пошлыми оборотами и литературными штампами. Духовно убогий персонаж аналогично мыльному пузырю научился раздуваться в благоприятных обстоятельствах.

Комедия перевернула самосознание россиян. Имя Хлестакова навсегда стало нарицательным. В понятии хлестаковщина объединились неугомонное словоблудие, обман, бесстыдное фанфаронство в совокупности с неистощимым легкомыслием. Гоголь выудил лжеревизора из глубокой пучины национального характера. Писатель уверен, что любому русскому человеку свойственно иногда становиться Хлестаковым, невзирая на положение в обществе, образование, возраст.

Только смех способен искоренить хлестаковщину. Относясь к ней слишком серьезно легко погрузиться в отчаяние, а шуточный подход позволит пойти по пути самосовершенствования и найти дорогу к новой жизни.

3 вариант

Хлестаков – главный персонаж произведения Гоголя “Ревизор”. В данном произведении этот человек предстаёт перед читателем хоть и не как отпетый хулиган и мошенник, однако как довольно пренеприятная личность, которая готова пойти на всё, из чего можно получить хоть какую то прибыль без труда. Таким образом, и проходит произведение. В нём Хлестаков обманом становится местным ревизором, и тем самым получает огромную выгоду от данного обмана. С помощью своей выдуманной должности он манипулирует чиновниками, что ему очень просто даётся. Тем самым он создает для себя отличную почву, на которой может получать постоянную прибыль, однако почва это создана с помощью обмана.

Хлестаков как человек довольно не стереотипная личность. Он не мыслит стереотипами, а потому является очень и очень опасным соперником, который к тому же весьма креативен. Благодаря этой своей креативности, Хлестаков добивается достаточно немалых вершин, однако после получает своё наказание. Также он довольно безучастный человек, так как судьба других людей его абсолютно не волнует, так как же, как и не волнуют его любые эмоции, так как их он просто лишён. Хлестаков по настоящему не испытывает никаких эмоций, даже радости в его жизни нет, а потому он не живёт, а скорее существует, просто понапрасну растрачивая свою жизнь.

Есть такое понятия как Хлестаковщина. Так вот это понятие названо аккурат в честь данного персонажа. Хлестаковщиной называют такой образ жизни, в котором человек добывает для себя выгоду незаконным путём, обычно обманом, и тем самым живёт всю свою жизнь. Такие люди обычно очень ленивы и бесчувственны, ровно, как и сам Хлестаков, потому и им так просто делать то, что они делают. Благодаря такому образу жизни они конечно могут обрести материальное благополучие, однако за это благополучие они платят довольно большую цену, отдавая за неё всю свою человечность и души без остатка. Такие люди в итоге становятся опустошенными и довольно безжизненными, и под конец своей жизни, которая всегда оканчивается рано, очень сильно жалеют о том, что они совершили, и также очень сильно жалеют о том, чего они совершить не успели. По правде бедные люди, ведь для них даже нет никакой надежды для исправления, потому как это не их выбор, а их личность и характер, который не изменить. Именно это и значит термин Хлестаковщина, который и произошёл от персонажа Хлестакова.

Хлестаков и хлестаковщина

Популярные сочинения

В образе Мелехова автор изобразил донского казака, участвующего в Гражданской войне не из корыстных побуждений, а переходящего с одной стороны на другую, в поисках тех

Наша планета населена огромным количеством животных, часть из которых до сих пор не исследована, и четверть из которых ещё даже не была открыта. Эти животные представлены в самых разных видах, формах

Дружба – незаменимая часть жизни человека. Каждый строит дружбу ценой множества компромиссов, но в основе искренность, уважение и любовь к другому, принятие его таким, какой он есть – со всем своим

Хлестаков и хлестаковщина в комедии Гоголя «Ревизор»

Хлестаков и хлестаковщина в комедии Гоголя «Ревизор» – это два неразрывные понятия, называющие явления, которые в своё время вышли за рамки традиционного представления о плутовском герое в литературе и театре. Никакого нарочного обмана или даже попытки его не было в сознании молодого канцелярского служащего из Петербурга. Этот обман был выстроен провинциальным чиновничьим ужасом – ревизор мог разрушить взяточническое мироустройство и покарать за реальные провинности, которые все пытались скрыть. Гоголь отказал Хлестакову во всех возвышающих чувствах – ни любви, ни ненависти он не испытывал, не был ни добрым, ни злым, никакие нравственные бури не тревожили его сердца, была только непрекращающаяся борьба с безденежьем, игра в карты со случайными знакомыми и неуёмное франтовство.

Хлестаков – это человек-пустота, человек, могущий играть любые роли и заменить на любом месте самоё себя. Внутренняя трусоватость заставляет его храбриться и выставлять претензии, а лесть вызывает в нём поток хвастовства и колоссальную игру воображения, где собственная значимость принимает чудовищные размеры, не сопоставимые ни с чем. Хлестаков охотно принимает всяческие «ухаживания» – взятки, приёмы, смиренные мольбы о покровительстве, благосклонность нежных глупышек-дам, – утверждая, что любит правдивость в речах просящего: «Я сам тоже — я не люблю людей двуличных. Мне очень нравится ваша откровенность и радушие, и я бы, признаюсь, больше бы ничего и не требовал, как только оказывай мне преданность и уваженье, уваженье и преданность».

Читайте также:  Анализ рассказа Чехова Палата № 6 10 класс

Хлестаковщина, то есть пустое прожигание жизни, непреднамеренное враньё вселенских масштабов, ничтожное лицедейство, призрачность человеческой фигуры, в которой отсутствие содержания кажется чуть ли ни инфернальным – проявляет себя наиболее ярко в момент претворения Хлестаковым роли ревизора. Эту роль ему навязали извне, войти в неё подсказал слуга Осип, и Хлестаков бессознательно потянулся к выгоде. Ложь стала не столько способом выставить в себя в наивыгоднейшем свете, сколько правилом игры, в которую было втравлено всё общество. Хлестаков лжёт самозабвенно и безостановочно. Он – высокий вельможа, на службе у которого несколько тысяч курьеров, суп ему везут из Парижа, к столу подают арбузы по семисот рублей штука, во дворец каждый день с удовольствием приглашают. брат Пушкин с ним на короткой ноге. По словам Хлестакова он везде незаменим, и в этом – прав, так как пустые сосуды действительно нужны, чтобы была возможность целомудренно хранить общественную скверну. Никто даже не пытается остановить этот поток неправды, ибо у каждого она своя, и каждый знает об этой личной неправде и трусит безмерно. Страх более даже, чем невежество парализует волю человека ко сколько-нибудь здравым мыслям. Люди становятся сосудами лжи и ужаса, который заставляет трепетать всякий раз, когда совесть нечиста.

В комедии «Ревизор» Хлестаков и хлестаковщина становятся некими образами-символами, которые можно прочитывать не только в контексте чиновничества, но и всего русского народа вообще, готового обманываться и пресмыкаться перед сильнейшим. Хлестаковщина вливает свой яд во всех, все нею заражаются – от городничего и его семьи до высеченной вдовы унтер-офицера, чьё достоинство было поругано. Никакого нравственного воздаяния она не требует, обидчик должен быть наказан, но ущерб измеряется исключительно в деньгах. Как человека она себя не ставит ни во что, но чин её покойного мужа оскорблён – она требует компенсации. Вообще соотнесение себя с положением или функцией в обществе признак не только хлестаковщины, однако, это соотнесение в её составе имеет специфику мнимости и подложности. Чин столь же фантастичен, сколь и преклонение перед ним.

Полностью понять, кем именно в системе власти представлял себя Хлестаков невозможно, ибо приметы слишком разрослись: он и вельможа, и главнокомандующий, и глава департамента и чуть ли не второй после императора человек. Эта близость к имперской власти заставила самого Николая І после премьеры признать, что досталось всем, а ему самому больше других. Хлестаковщина – оригинальное обобщение, доведение до абсурдной вершины той части пороков, которая (к несчастью) в тогдашнем российском обществе считалась понятной всем и позволительной. На мелкие шалости молодых франтов смотрели с деликатным снисхождением, если не сочувственно. Никто даже не подозревал колоссальной опасности, которую таит в себе хлестаковщина в соседстве с чем-либо, отравляющая всё вокруг, и, главным образом, наделённая властью. Её коварство скрыто ещё и в невинности, непреднамеренности её носителя.

Гоголю удалость вывести на свет божий хлестаковщину из самой атмосферы русской жизни, где она не идентифицировалась как нечто враждебное, и подвергнуть её бичеванию смехом. Сам смех, который был подан в сцеплении с горечью и гротеском, стал образом положительного персонажа, который в одиночку противопоставлен всему дурному, как животворящее начало мира и человека.

Сочинение Хлестаков и хлестаковщина 8 класс

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Сочинение 8 класс. Хлестаков и хлестаковщина

Поразительно, что в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» нет ни одного бледного, незапоминающегося образа. Все герои, от городничего до слесарши Пошлепкиной, имеют яркие характерные черты. Для того чтобы сыграть любую (пусть самую незначительную) роль в этой комедии, нужно быть очень талантливым актером, артистом от бога. Что уж говорить о роли Хлестакова, которую Гоголь называл самой сложной в комедии!
Хлестаков как литературный персонаж – чудо. В создании этого характера проявился весь гений Гоголя. И, в первую очередь, нужно отметить многогранность образа Хлестакова. В русской комедии, существовавшей до Гоголя, каждый отрицательный герой являлся воплощением какого-нибудь одного порока. И порок этот, естественно, был слишком преувеличен, ведь персонаж на протяжении всего действия должен был демонстрировать лишь его.
Все не так в «Ревизоре». Хлестаков – маленький, худенький и неказистый Хлестаков – один воплощает в себе множество пороков: хвастовство, расточительность, глупость. И за время действия комедии успевает их все показать нам. И вот что интересно: этого в общем-то ничтожного и совсем неприметного человека принимают за важного чиновника. Почему? Тут нет ни вины, ни заслуги самого Хлестакова. Просто все городские чиновники слишком напуганы возможностью тайной ревизии, чтобы долго рассуждать. Они видят приезжего с несколько странными манерами и, недолго думая, начинают входить к нему в доверие.
Будь Хлестаков чуть умнее или хотя бы чуть наблюдательнее, он бы, конечно, догадался, что дело тут нечисто. В самом деле, почему ему, «финтирлюшке», оказывают такие почести? он ни на секунду не задумался над этим.
Вдруг, в одночасье, Хлестаков приобретает то, на что он не мог рассчитывать и о чем мог только мечтать. Деньги, внимание женщин, почести внезапно обваливаются на него. И он без раздумий этим пользуется, открывая перед нами, зрителями и читателями, свои наихудшие стороны.
Кульминацией внезапного взлета Хлестакова «из грязи в князи» становится сцена его вдохновенного вранья в доме городничего. Монолог Хлестакова потрясает: герой за несколько минут успевает проделать головокружительную карьеру. Причем сам начинает верить во все, что говорит. Он лжет мастерски, вдохновенно, с упоением. Наконец-то его мечта о красивой жизни вроде бы стала реальностью. Его уносит все дальше.
Читая монолог Хлестакова, восхищаешься этим человеком. Но это не восторженное, а, если можно так сказать, ироническое восхищение. Каких высот может достичь человек в своей лжи! Как виртуозно он придумывает все новые и новые подробности своей несуществующей жизни?
Перед подобной наглостью городничий, Ляпкин-Тяпкин, Земляника, Бобчинский и Добчинский – все отступают на второй план. И ведь снова верят ему. Городничий, обманывавший стольких людей, считает, что мнимый ревизор всего лишь «прилгнул» немного.
Неудивительно, что Хлестаков начинает вести себя развязно и крайне нагло. Он почувствовал свободу, понял, что ему все дозволено. И принял это как должное. Он вообразил, что его ценят бескорыстно, так же как раньше предполагал, что деньги ему одалживают из великодушия. И эта уверенность в собственной исключительности заставляет героя вести себя вальяжно и раскованно. Так ему кажется. На самом-то деле все его поведение можно описать одним лишь словом – пошлость.
Итак, Хлестаков – пустышка, возомнившее о себе ничтожество. А ведь это – огромное литературное обобщение. Отсюда и пошло слово «хлестаковщина». Хлестаковщина – это желание сыграть роль значительнее той, что тебе отведена. Хлестаковщина – это обозначение нравственного падения человека. Хлестаковщина – это символ пустоты, глупости и ничтожества, прикрывающихся цветистыми фразами. Или, как говорил Герцен, хлестаковщина – это черта эпохи свойственная всем, от самых низших до самых высших чинов; от простого будочника до Николая I. И в самом деле, каждый любит прихвастнуть, показать себя гораздо более значительной персоной, чем на самом деле. Пусть не все люди таковы, но, по крайней мере, подавляющее большинство. Так что хлестаковщина – явление не только широко распространенное, но еще и вневременное. Как во времена Гоголя существовали «Хлестаковы», так существуют они и сейчас.
Почему так случилось? Да просто потому, что в персонаже Хлестакова – правда. Гоголь не придумывал его, не сочинял ему характер. Он просто взял правдивый жизненный образ и воплотил его в образе художественном. И нам смешно на него смотреть не потому, что смешны его реплики, а потому, что слишком правдоподобны.
Я думаю, что хлестаковщина будет существовать всегда. Такова уже человеческая трудновоспитуемая природа. Но, наверное, эту пресловутую природу можно и нужно переделывать. Гоголь свое творчество посвящал как раз тому, чтобы, выставляя людские пороки в комическом свете, изживать их. А смех – одно из самых лучших средств воздействии на людей. Если мы смеемся над Хлестаковым – значит и над собой тоже. А тот, кто смеется над собой, не может быть потерянным человеком.

Сочинение Хлестаков и хлестаковщина

Образ Ивана Александровича Хлестакова, главного героя комедии Николая Васильевича Гоголя “Ревизор”,— один из самых примечательных и характерных в творчестве писателя, “любимое дитя его фантазии”. В образе мелкого петербургского чиновника Гоголь воплотил хлестаковщину — особое порождение российского сословно-бюрократического строя.

Комедия “Ревизор” — поистине гениальное произведение: оно заключало в себе такую взрывную силу, какой еще не знала русская драматургия. Это произведение — меткий укол в самое больное место: глупость и невежество народа, который всех и всего боится. В этой комедии нет ни одного положительного героя — все персонажи подверглись жестокой критике автора. Основной удар пришелся по чиновничеству, представленному в комедии рядом взяточников, глупцов и просто никчемных людей. Назвав Хлестакова главным героем, Гоголь подчеркнул его особую роль в пьесе.

Что же такое хлестаковщина? Название этого явления, совершенно очевидно, происходит от имени главного героя произведения. Иван Александрович Хлестаков — молодой человек, плут и мот, любитель покутить и по этой причине постоянно нуждающийся в деньгах. Волей случая в уездном городе, куда он приехал, его приняли за ревизора, приехавшего проверить результаты деятельности городского правления. Каково же было удивление ничего не подозревающего Хлестакова, когда местные чиновники наперебой стали предлагать ему деньги и всячески опекать, домогаясь его благосклонности. Разобравшись в ситуации, Хлестаков решает использовать ее себе во благо. С подсказки своего слуги Осипа он вступает в предложенную ему игру, не пытаясь объяснить окружающим ошибочность ситуации. С помощью убедительной лжи он заставляет трепетать местных чиновников перед его ничего не значащей персоной и под занавес удаляется победителем, оставив в дураках городничего и его приближенных.

Образ мыслей Хлестакова типичен для большинства героев Гоголя: алогичность, бессвязность его речей и безудержная ложь просто ошеломляют. Возможно, с образом Хлестакова связана некоторая “чертовщина”, возможность невозможного. Не наваждение ли, что солидный и опытный городничий принимает “фитюльку” за “значительное” лицо. Мало того — весь город вслед за ним в припадке умопомрачения несет “ревизору” дань, умоляет о защите, старается умаслить этого ничтожного человечка.

Создавая образ Хлестакова, Гоголь несколько отступил от современной ему русской и западно-европейской литературной традиции. Обычно двигателем интриги в комедии выступал “плут”, домогающийся какой-либо цели. Цель эта могла быть как бескорыстна, так и корыстна. Гоголь своим Хлестаковым начисто порвал с этой традицией. Хлестаков не ставил перед собою никаких целей обмана чиновников хотя бы потому, что цель и преднамеренный обман несовместимы с его характером. Как правильно заметил один из первых рецензентов комедии П. А. Вяземский: “Хлестаков — ветреник, а впрочем, может быть и добрый малой; он не взяточник, а заемщик…”. Между тем городничий и другие чиновники приготовились видеть внем как раз взяточника. Тончайший комизм действия состоит в том, что простодушие и глупость все время сталкиваются с плутовством и хитростью — и берут верх! Именно на долю Хлестакова, не обладающего ни умом, ни хитростью, ни даже внушительностью фигуры, выпадает неожиданный успех. А охваченные страхом чиновники “сами себя высекли”…

Читайте также:  Тема одиночества в рассказе Тоска Чехова сочинение

Не последнюю роль в том, что Хлестакову так ловко удалось провести чиновников, сыграл всеобщий страх. Это тот импульс, на котором держится весь конфликт в комедии. Именно страх не дает открыть глаза городничему и чиновникам, когда Хлестаков в самоупоении обрушивает на них такой поток вранья, в который трудно поверить здравомыслящему человеку. Каждый персонаж под влиянием страха превратно истолковывает слова другого: ложь принимается за правду, а правда — за ложь. Причем безудержно лжет не только Хлестаков — напропалую лгут и городничий, и попечитель богоугодных заведений, стараясь представить вверенное им хозяйство в наивыгоднейшем свете.

Феерическая сцена вранья на приеме у городничего наиболее ярко вырисовывает свойственное Хлестакову желание порисоваться, сыграть роль чуть повыше той, что предназначена судьбой. Из служащего, который “только переписывает”, он в считанные минуты вырастает почти до “главнокомандующего”, который “всякий день во дворец ездит”. Гомерический размах ошарашивает присутствующих: “тридцать пять тысяч курьеров” несутся во весь опор, чтобы разыскать Хлестакова — без него некому управлять департаментом; солдаты при виде его “делают ружьем”: суп в кастрюльке едет к нему прямо из Парижа. В мгновение ока он строит и рушит фантастический мир — мечту современного меркантильного века, где все измеряется сотнями и тысячами рублей. Речь Хлестакова отрывочна, но скачет дальше во весь опор. В своих собственных глазах он уже герой-любовник, очаровывающий мать и дочь, зять городничего, “значительное лицо”, которому смиренно предлагают взятки. Он входит во вкус, все более свыкаясь с новой ролью. Если у первого посетителя он застенчиво просит взаймы, то от Бобчинского и Добчинского буквально с порога требует денег.

И исчезает Хлестаков особенным образом — “как лживый олицетворенный обман, …бог весть куда”. Ведь это лишь мираж, призрак, порожденный нечистой совестью и страхом. В гротескной форме “немой сцены”, когда чиновники узнают о прибытии настоящего ревизора, подчеркнуто ее символическое значение: мотив наказания и высшей справедливости. В комедии “Ревизор” выразилась вся боль писателя: Гоголь не мог безучастно смотреть на те злоупотребления, которые царили в кругу чиновников. В этом обществе правили жадность, трусость, ложь, подражательство и ничтожность интересов, а люди были готовы на любые подлости для достижения своей цели. Все это и породило такое явление, как хлестаковщина. Гоголь в образе Хлестакова и чиновничества отобразил извечные проблемы России. Он понимал, что изменить ничего не может, но хотел хотя бы обратить на них внимание других.

Обобщая характеристику хлестаковщины, можно сказать словами самого Гоголя, что это ничтожество, возведенное в энную степень, “возникшая до высшей степени пустота”. Это явление, вызванное тем политическим и социальным строем, в котором жил сам Гоголь. Это символическое, обобщенное изображение современного русского человека, “который стал весь ложь, уже даже сам того не замечая”…

2 вариант

Хлестаков – главный герой Гоголевской комедии «Ревизор». Это мелкий, ничего собой не представляющий человек. Он не имеет ни одной положительной черты, ни одного возвышенного чаяния. Нет в нем ни любви, ни чести, ни стремления к свободе, ни выдающегося интеллекта.

Как говорит о нем сам автор: «приглуповат и, как говорят, без царя в голове». Но также в Хлестакове отсутствуют и резко отрицательные черты, такие как злоба, жестокость. Он, по сути, пуст. Единственное, что тревожит этого человека – постоянное безденежье. А все немногочисленные черты его характера – это плутоватость и бахвальство.

Хлестаковщина же – это общественное понятие, которое соединяет в себе все присущие герою черты и распространяет в гипертрофированной форме на остальное общество. Оно подразумевает бесцельное прожигание жизни, непреднамеренный обман, трусость, глупую, плохо продуманную ложь.

Оказавшись в уездном городке, где местные нечистые на руку чиновники со страхом ожидали приезда ревизора, Хлестаков случайно занимает его место. Он не стремился никого обмануть, но принял навязанную ему роль. Глаза прожженных плутов-чиновников застилает ужас того, что ревизор может разрушить весь их тщательно выстроенный мир. Поэтому они не видят, что перед ними всего лишь мелкая сошка.

Хлестаков самозабвенно врет, рассказывая несвязанные между собой сказки о своей жизни: его и во дворец приглашают, и суп ему прямо из Парижа привозят, и несметное число курьеров на него работает, и еще много другого. Окружающие, не задумываясь, верят его басням, каждый из них стареется получше выслужиться перед крупной персоной, заслужив тем самым его расположение.

Гоголь постарался «собрать в кучу все дурное, что есть в России … и за одним разом посмеяться над всем». Он вскрыл хлестаковщину как всеобщий порок тогдашнего российского общества. Чинопоклонство, раболепие, слепой страх, взяточничество – все здесь. Смех великий писатель рассматривал как оружие против этой скверны.

3 вариант

Хлестаков – это главный герой выдающегося произведения «Ревизор». Он молод, хитер и остроумен. Он любит от души повеселиться и готов тратить на свои развлечения уйму денег. На самом деле он ничего из себя не представляет, он никчемный человек, ничего не добившийся в своей жизни. Исходя из его фамилии Гоголь придумал новое слово «хлестаковщина».

Главного героя в одном из уездных городов приняли за другого человека. Неизвестно почему, но все местные жители, в том числе и чиновники, решили, что Хлестаков тот самый ревизор, которого с нетерпением все ждали. Недолго думая, все тут же ринулись ему угождать. Чиновники давали ему взятки, а другие несли ему все, что у них было, и просили его о защите. Хлестаков сначала даже не понял что происходит, а осознав, что его приняли за другого человека, не стал никому ничего объяснять. Тем более что и его слуга Осип посоветовал включиться в эту игру.

Так жалкий Хлестаков стал уважаемым человеком. Странно, что даже городничий ни в чем не усомнился и принял какого-то странного и никому не известного человека за такую персону как ревизор. Всеми героями комедии двигал страх, вот почему они прислуживали перед ошибочным ревизором. Каждый старался угодить и извлечь свою выгоду. С одной стороны Хлестакова нельзя ни в чем обвинять. Он ни за кого себя не выдавал, это люди решили, что он ревизор. С другой стороны он виноват в том, что не открыл правду, а воспользовался двоякой ситуацией ради личной наживы.

Гоголь всегда указывал на ничтожность чиновников, которые не выполняют свои обязанности. Хлестаков обманул этих самых никчемных чиновников и скрылся в неизвестном направлении. Таким образом, автор принизил чиновников, показав какие они на самом деле жалкие и мелкие людишки. В моем понимании «хлестаковщина» – это увеличенная в разы ничтожность человека.

Сочинение: Н.В.ГОГОЛЬ “Хлестаков и хлестаковщина”

Первое же представление пьесы Н. В. Гоголя “Ревизор” на сцене Малого театра произвело настоящий фурор и вы­звало массу противоречивых отзывов со стороны совре­менников Гоголя: от восторга до возмущения. Это и не­мудрено, ведь больше всего нас раздражает в людях то, с ем борешься в себе или чего себе позволить не можешь.

В комедии Гоголя очень мало вымысла, его произведение — скорее отражение действительности. Поэтому очень многие увидели в комедии не чиновников города, не Хлестакова, — а себя, и, конечно же, это вызвало недовольство. Гоголю самому было очень интересно работать над пьесой . Он даже писал своему другу: “Я помешался на комедии”.
[sms]

Кто же такой Хлестаков, почему его приезд в город N всколыхнул размеренную и безмятежную жизнь тамош­них чиновников?

Со слов слуги Осипа мы узнаем, что Хлестаков на са­мом деле — молодой мот, транжира и выскочка, как пи­шет Гоголь, “без царя в голове”. Этот человек, промотав­ший состояние и не имеющий денег даже на то, чтобы заплатить за обед, никого сознательно не обманывал. Его-поведение выдавало в нем “пустейшего” человека, к тому же — страшного хвастуна и волокиту.

В то время, как Хлестаков находится в гостинице, со страхом думая о том, что его за долги могут посадить в тюрьму, чиновники города с не меньшим ужасом ожидают приезда ревизора из Петербурга. Несмотря на безобразное и зачастую неадекватное поведение Хлестакова, ни у кого из власть имущих города не возникает подозрения, что молодой человек — не тот, за кого его принимают. Глупый же Хлестаков непреднамеренно, “без всякого соображения”,’ играет чужую роль, понимая это лишь к середине четвер­того действия. Именно поэтому Хлестаков для Гоголя был “самым трудным образом в пьесе”.

Хлестаков ведет себя совершенно естественно, привыч­ным образом, но в том-то и весь парадокс происходящего, что его поведение полностью согласуется с ожидаемым чиновниками поведением ревизора: он берет взятки, ведет , себя нагловато, кичится создавшимся положением. Самое смешное то, что, когда он говорит о себе правду, окружающие не верят ему: “Врет, врет — и нигде не оборвется!”, “И| не покраснеет! О, да с ним нужно ухо востро!” — а самое беззастенчивое вранье принимают за чистую монету. Чем больше Хлестаков, хвастаясь, придумывает небылиц, тем г выше о нем мнение городничего и его помощников.

Самое парадоксальное, что Хлестаков никого специально не обманывает. Он не умеет планировать, и мы это понимаем с самых первых слов о нем его слуги Осипа. Для Хлестакова не существует завтра, он не умеет оценивать последствия своих поступков и поэтому не несет за ответственности. Это тип человека, живущего сегодняшним здесь и сейчас. Он легко входит в сложившуюся ситуацию (сам он их выбирать не умеет) и так же легко выкручивается из положения, ставшего для него за­труднительным. Его безудержное вранье — это не сознательная хитрость, а игра. Хлестаков — гениальный актер, поскольку он никогда не задумывается о результатах своей игры, не строит планов. Не задумываясь, он берет круп­ ные суммы денег у чиновников и готов тут же их проиг­рать. Он слишком глуп и непостоянен, чтобы быть алч­ным или корыстолюбивым. Его желания низменны, а чув­ства мелки. Хлестакову хочется жить в роскоши, вкус­но есть и сладко спать, но для этого нужно работать, а трудиться Хлестаков не умеет.

Сегодня имя Хлестакова стало нарицательным. Так называют тип людей, которым присуща крайняя несерьез­ность, хвастовство, беззастенчивая ложь, неумение оценить действительность.

О манере разговора Хлестакова Гоголь пишет, что “речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно”. Такая речь органично сливается с образом “актера по жизни”. Выражения, которые он употребляет, так же неожиданны и непредсказуемы, как и он сам: лите­ратурные штампы, употребляемые Хлестаковым для при­дания речи утонченности и красоты, смешиваясь с фран­цузскими словечками и бранью, образуют в результате на­стоящий словесный винегрет.

Значительность созданного Гоголем образа Хлестакова в том, что такой тип людей можно встретить даже се­годня. Хлестаков сегодняшнего дня будет одет в другую одежду, будет жить в современной квартире и бестолково зуждать не о балах, графьях, и дворцах, а о презентаци-бизнесе, политике и компьютерных технологиях. И тому я считаю, что Гоголь в свое время создал по-настоящему бессмертное произведение.[/sms]

Ссылка на основную публикацию