Сочинение Илья Бунчук в романе Тихий Дон Шолохова

Анализ эпизода «Бунчук в Тихом Доне» (Школьные сочинения)

В эпизоде раскрывается губительное влияние войны на человека. Бунчук был послан на работу в революционный трибунал при Донском ревкоме. Председатель ему сказал: “Это работа грязная, но нужно и в ней сохранить целеньким сознание своей ответственности перед партией, и ты только пойми меня, как надо. человечность сохранить”. Каждую ночь Бунчук командовал расстрелом (“ронял чугунно-глухие слова”). Бунчука истощала эта работа (“За неделю он высох и почернел. Провалами зияли глаза, нервно мигающие веки не прикрывали их голодного и тоскующего блеска”). Анна замечала эти изменения в нём, жалела его, уговаривала уйти с этой должности. Но Бунчук отказался. Он понимал, что эта работа надламывает его (“вредит здоровью и душе”), но всё-таки решил остаться, считая это своим долгом.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Он будет человеком, который очистит “грязь”, чтобы в будущем возник “цветущий сад”. Он видел в своём деле пользу. И считал, что обязан это делать ради счастливой жизни людей в будущем. Дальше он заверяет обеспокоенную Анну: “Нет, я крепок. Ты не думай, что есть люди из железа. Все мы из одного материала литы. В жизни нет таких, которые не боятся на войне, и таких, кто бы, убивая людей, не носил. не был нравственно исцарапанным”. Затем он вспоминает, как вчера приказал расстрелять казаков, тружеников. Тронул одного за руку, развязывая, и почувствовал чёрствую, мозолистую ладонь. Обычный человек, рабочий. А он его расстреливает. Ему было больно вспоминать об этом, его горло затянуло жёсткой спазмом. Возможно, в этот момент он усомнился в правильности своих принципов: точно ли это грязь? Точно ли это тот враг, мешающий счастью человечества?

С весной в городе начались убийства и грабежи, и Бунчук вернулся в ревком. Он сказал “с дрожащей радостной улыбкой”, что больше не работает в трибунале. Он уходил с удовлетворением, так как чувствовал, что ещё немного и не выдержит, надломится. Анна пришла к нему ночью, хотела “любить его со всей силой”, так как понимала, что вскоре может его лишиться. И поняла, что он бессилен. Отвращение и брезгливость охватили её. А Бунчук, заикаясь, паралично дёргая головой, сказал: “За что? За что судишь? Да, выгорел дотла. Опустошён я. ” Он вскочил с койки, закурил. “Долго, будто избитый, сутулился у окна”. Анна поняла его, обняла и спокойно, как мать, поцеловала в лоб. После этого случая Бунчук долго ещё ощущал “тёплую, налитую вровень с краями материнскую заботливость”.

В данном эпизоде много описаний, позволяющих увидеть героев и понять их чувства. Создаётся впечатление тяжести, надломленности и сжигающей боли. Такая работа измотала людей, “почернело” что-то внутри. И никто уже не мог стать прежним. Описывается процесс расстрела, как в работе (рытье ям) участвовали и смертники, и часть красногвардейцев. Чувствуется мысль, что люди были равны, но по стечению обстоятельств оказались по разные стороны.

Эпизод разделён на две части (приём антитезы): в первой происходят боль и муки Бунчука, “сжигающая” его работа; во второй – решение Бунчука уйти с работы и описание губительных последствий этого времени, и реакция Анны на это. “Теплело”, будто холод в душе Бунчука начал согреваться. Душа начала оттаивать после разрушающего влияния работы.

Бунчук – это обычный человек, которого заставили выполнять нечеловеческие задания. Для этой работы нужно было “лишиться” сердца, чтобы не чувствовать всей боли и жалости, не испытывать сомнений и опасений в несправедливости решений. Это была грязная работа, на которую шли либо дураки и звери, либо фанатики. Но Бунчук был другим и потому так остро чувствовал всю горечь этой “миссии” – уничтожение грязи, как он это называл.

Шолохов показал этим эпизодом, как влияет революция на человека, когда приходится идти против своих же. Убивать казаков, чья жизнь – это труд и семейный быт, это традиции и сила духа. Но из-за революции им пришлось отказаться от размеренного уклада жизни, и неизвестно ради чего. Что оборачивается трагедией для всех людей. Война разлагает душу, убивает в людях всё человеческое.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id25696

«Портретная характеристика Бунчука в романе «Тихий Дон»»

Одним из убежденных идейных борцов против старого режима является Илья Бунчук. Он предан своему делу до последнего вздоха, и это отражается даже в его внешнем облике, в котором будто сосредоточились приметы многих его предшественников – «железных комиссаров»: «загнутые челюсти… глаза, ломающие встречный взгляд». Автор передает серость, будничность героя: «…все было обычно в нем», выделяет его среди других только упрямство и какая-то злость. И дальше, по мере развертывания сюжета даны некоторые штрихи, которые дополняют его портрет: жестокий взгляд, сумрачный вид, земляной румянец лица, виски со вздувшимися венами, «в штатском чувствовал себя неуверенно и неуютно».

Так мелкими мазками художник создает яркий тип рабочего-революционера, отвыкшего от мирной жизни, для которого все сосредоточено на классовой борьбе. Зная идейную непоколебимость Бунчука, бросают на него самые опасные и трудные дела: агитацию среди бурлящих солдатских масс, боевую подготовку ополченцев на фронте, наконец, назначают комендантом Революционного трибунала, осуществляющего расстрелы «классовых врагов». Во имя торжества революционной идеи он был готов на любое дело. Ненависть к старому режиму не беспочвенна у Бунчука. Так Илья вспоминает встречу в Петрограде с тринадцатилетней дочерью своего друга, убитого на войне: «Вечером иду по бульвару. Она – этот угловатый, щуплый подросток – сидела на крайней скамье, ухарски раскинув тоненькие ноги, покуривая. На увядшем лице ее – усталые глаза, горечь в углах накрашенных, удлиненных преждевременной зрелостью губ. «Не узнаете дяденька?» – хрипло спросила она, улыбаясь с профессиональной заученностью, и встала, совсем по детски беспомощно и горько заплакала, сгорбясь, прижимаясь головой к локтю Бунчука.

Он чуть не задохнулся от хлынувшей в него ядовитой, как газ, ненависти, бледнея, заскрипел зубами, застонал». Бунчук верит в то, что советская власть принесет будущее его земле, по которой «…может, сын мой будет ходить, которого нет»196, поэтому он с таким фанатизмом отстаивает ее. Терпеливо герой сносит все оскорбления, которыми осыпает его арестованный офицер – корниловец Калмыков:

Бунчук, уклонившись от плевка взмахом поднял брови, долго сжимал левой рукой кисть правой, порывавшейся скользнуть в карман.

– Иди… – насилу выговорил он…

– Ты предатель! Изменник! Ты поплатишься за это! – выкрикивал он, часто останавливаясь, наступая на Бунчука.

– Иди! Прошу… – всякий раз уговаривал тот».

Но только Калмыков начинает порочить имя Ленина, герой не выдерживает и, «протяжно заикаясь», кричит: «Становись к стенке!» С безжалостной яростью, почерневшим лицом стреляет он в офицера. «Пуля вошла ему в рот. За водокачкой, взбираясь на ступенчатую высоту, взвилось хриплое эхо. Споткнувшись на втором шагу, Калмыков левой рукой обхватил голову, упал. Выгнулся дугой, сплюнул на грудь черные от крови зубы, сладко почмокал языком. Едва лишь спина его выпрямилась, коснулась влажного щебня, Бунчук выстрелил еще раз. Калмыков дернулся, поворачиваясь на бок, как засыпающая птица, подвернул голову под плечо, коротко всхлипнул». Как страшна эта картина! Смерть всегда неприглядна у Шолохова, кто бы ни умирал. А если это – смерть насильственная, то в натурализме ее описания всегда содержится немой укор убийце.

Объясняя затем свою беспричинную жестокость, ярый революционер говорит: «- Они нас или мы их!… Середки нету. На кровь – кровью. Кто кого… Понял? Таких как Калмыков, надо уничтожать, давить как гадюк! Злым будь!» А затем, наблюдая, как двое красноармейцев расстреливают пленного офицера, герой говорит «…чуть вызывающе: – Вот это мудро! Убивать их надо, истреблять без пощады!… Сгребать с земли эту нечисть! И вообще – без сантиментов, раз дело идет об участи революции». Для Бунчука не может быть метаний, нет середины, нет отдельных людей, главное для него – конечный результат. После этих злобных слов идут авторские слова: «…На третий день он заболел». Будто заболел герой не от тифа, а от накопившейся в нем ярости, ненависти и как-будто в наказание.

Анна Погедко, которую Илья встретил в пулеметной команде, ухаживает за ним во время болезни. Между ними возникает любовь, основывается она не только на взаимной симпатии, но и на их общем стремлении к победе советской власти. Причастность к делу революции налагает на них некую ответственность, они сдерживают свои чувства. Так, например, первый раз поговорив с Анной, Илья думает о ней не иначе, как о «умной девушке, хорошем товарище», встреться после долгой разлуки, они начинают говорить не о том, как они соскучились друг по другу, а о делах: «О мы там качнули дело! Сколотили целый отряд в двести одиннадцать штыков. Вели организационную и политическую работу…»В советской критике установилось мнение, что чувству, зародившемуся между героями, «не хватает того полного изображения, с которым выписаны… отношения Григория и Аксиньи, Григория и Натальи…»Действительно, мало между влюбленными чувственности, порывистости.

Выздоровев, Бунчук вновь возвращается «в строй», и партия, выказывая ему полное доверие, назначает его на новую должность – коменданта при трибунале Донского ревкома. Председатель предупреждает его: «Работа грязная, но нужно сохранить и в ней целенькое сознание… человечность…». «Целеньким» сохранить сознание на этой работе трудно, и «за неделю Бунчук высох и почернел, словно землей подернулся. Провалами зияли глаза, неровно мигающие веки не прикрывали их тоскующего блеска».

Читайте также:  Характерстика и образ Лизы Муромской в Барышне-крестьянке Пушкина

Анна просит Илью: «Уйди оттуда! Погибнешь ты на этой работе». В последующем за этим разговоре проявляется весь фанатизм Бунчука: «Истреблять человеческую пакость – грязное дело. Расстреливать, видишь ли, вредно для здоровья и души… На грязную работу идут либо дураки и звери, либо фанатики. Так, что ли? Всем хочется ходить в цветущем саду, но ведь – черт их подери! – прежде чем садить цветы и деревца, надо грязь чистить! Руки надо измарать!»

В этом монологе, сказанном, по сути, для себя, он пытается оправдать свои действия. Но, истребляя «человеческую пакость», уничтожая «клещей, гадов», герой испытывает угрызения совести: «…вот вчера пришлось в числе девяти расстреливать трех казаков… тружеников… Одного начал развязывать… Тронул его руку, а она… проросла сплошными мозолями…»

Осознает Бунчук, что его работа не до конца правая, и то, что он делает -страшный грех. С «большим удовлетворением» уходит он из ревтрибунала, так как чувствует, что еще немного и он сломается. Но революция уже опустошила и раздавила его. Гибель Анны Погудко становится последней каплей, после этого несчастья герой не может найти в себе силы жить дальше. Смерть становится для него счастливым случаем, чтобы избавиться от страдания: «Меньше всего пугали его думы о смерти. Он не ощущал, как бывало, невнятной дрожи позвоночного столба, сосущей тоски при мысли о том, что к него отнимут жизнь… усталость так велика, так ноет тело, что волновать уже ничто не в состоянии».

Образ и характеристика Ильи Бунчука в романе “Тихий Дон” Шолохова: описание в цитатах

Иллюстрация к роману “Тихий Дон”.
Художник О. Верейский

Большевик Бунчук является одним из ярких второстепенных персонажей романа “Тихий Дон” Шолохова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Ильи Бунчука в романе “Тихий Дон”: описание внешности и характера в цитатах.

Смотрите: Все материалы по роману “Тихий Дон”

Образ и характеристика Ильи Бунчука в романе “Тихий Дон” Шолохова: описание в цитатах

“. называли то Бунчуком, то Ильей Митричем, то Илюшей. “

“. на грустную землю, по которой мыкался он двадцать девять лет.” (Бунчуку 29 лет в 1918 г. на момент смерти)

“Сотник еще раз оглядел невысокую плотную фигуру Бунчука. Напоминал тот обдонское дерево караич: ничего особенного, бросающегося в глаза в нем не было, — все было обычно, лишь твердо загнутые челюсти да глаза, ломающие встречный взгляд, выделяли его из гущи остальных лиц.”

“Коричневые волосы на тыльной стороне ладоней лежали густо, как лошадиная шерсть.”

“. глядя на волосатые руки вольноопределяющегося.”

“Бунчук приложил волосатые пальцы к козырьку казачьей фуражки, свернул влево.”

“Бунчук указательным пальцем смахнул с широких и густых бровей дождевую сырость. “

“. разгладил широкой жилистой ладонью пожелтевший от старости газетный лист.”

“Бунчук улыбнулся ясной, простой, ребяческой улыбкой; странно было видеть ее на крупном угрюмом лице, будто по осеннему, тоскливому от дождей полю прожег, взбрыкивая и играя, светло-серый сосунок-зайчишка.”

“Лицо Бунчука, перерезанное обычной для него скупой, словно вынужденной, улыбкой смотрело с белого квадрата бумаги.”

“. целовала его большой лоб с приспущенной наискось русой прядью. “

“. на лице такого простого с виду человека.”

“Трезвые холодные глаза его выжидающе, напряженно мигали, широкая ладонь ползала под распахнутым воротником сорочки, гладя поросшую дремучим волосом грудь.”

“. поглядел на сотника жесткими зеленоватыми глазами. Неморгающий взгляд их был тверд, неломок.”

“. воле, которая светлела в жестких глазах Бунчука. “

“. наставленный, неломкий взгляд, сказал странно спокойным потухшим голосом. “

“. не сводя с нее неломкого, тяжеловесного взгляда.”

“Улыбался он редко, излучинами губ, глаза от улыбки не мягчели, неприступно сохраняли неяркий свой блеск.”

“И весь он был скуп на краски, холодно-сдержан, — караич, крутое, железной твердости дерево, выросшее на серой супеси неприветливой обдонской земли…”

“. поражался той непреклонной воле, которая светлела в жестких глазах Бунчука. “

“. разговор изобличает ваше нерабочее происхождение.

“. представлялось ему, что он, маленький разбойный ученик ремесленного училища. “

— В Петербурге, Ростове-на-Дону, в Туле на оружейном… Я хочу просить о переводе меня в пулеметную команду.

“Если я высказываюсь за поражение, то, следовательно, разделяю, и было бы смешно мне, члену РСДРП, большевику, не разделять точки зрения своей партийной фракции.”

“Должна быть рабочая диктатура. Крестьянство пойдет за нами, часть мыслящей интеллигенции тоже, а остальных… а с остальными мы вот что сделаем… — Бунчук быстрым жестом скрутил в тугой жгут какую-то бумагу, бывшую у него в руках, потряс ею, процедил сквозь зубы: — Вот что сделаем!”

“. случай столкнул его с вольноопределяющимся Бунчуком.”

“Я хочу просить о переводе меня в пулеметную команду. “

“Ушел-то я добровольно потому, что все равно и так взяли бы.”

“Думаю, что те знания, которые достал тут, в окопах, пригодятся в будущем… в будущем.”

“Пожалуйста. Меня интересует военное искусство. Хочу постигнуть.”

“Вы поговорите, сотник, с вольноопределяющимся Бунчуком. Он в вашем взводе.”

“За каким же чертом вы добровольно отправились на фронт и даже выслужились до офицерского чина?”

“Парень он странный, теперь объяснился, и многое стало ясным, а раньше я не знал, как его расшифровать. Знаешь, ведь он огромным успехом пользуется у казаков, в особенности у пулеметчиков.”

“Пулеметчики — все поголовно большевики. Он их сумел настроить.”

“Дезертировал… Понимаешь? Игнатьич, начальник пулеметной команды, — ведь он в одной землянке с Бунчуком, — говорит, что он не приходил от нас. Значит, как вышел от нас, так и махнул… Вот оно что.”

“А через день Бунчук, переодетый и подкрашенный до неузнаваемости, с документами на имя солдата 441-го Оршанского полка Николая Ухватова, получившего чистую отставку по случаю ранения в грудь, вышел из местечка, направляясь на станцию.”

“Итак, все же, кто ты? Погон нет, шинель солдатская… — Калмыков, шевеля ноздрями, презрительно и сожалеюще оглядел сутуловатую фигуру Бунчука. — Политический коммивояжер? Угадал?”

“Вы сможете в возможно короткий срок организовать нам пулеметную команду из рабочих-красногвардейцев? — спросил Абрамсон.”

“И после этого Бунчук долго ощущал на себе не только ласку любимой, но и ее теплую, налитую вровень с краями материнскую заботливость.”

“В марте Бунчук был послан на работу в Революционный трибунал при Донском ревкоме.”

“В эту же ночь Бунчук с командой красногвардейцев в шестнадцать человек расстрелял в полночь за городом, на третьей версте, пятерых, приговоренных к расстрелу. Из них было двое казаков Гниловской станицы, остальные — жители Ростова.”

“За неделю он высох и почернел, словно землей подернулся. Провалами зияли глаза, нервно мигающие веки не прикрывали их тоскующего блеска.”

“Не знала, что до дна вычерпала тебя работа.”

“Со дня смерти Анны чувства в нем временно атрофировались: ничего не хотелось, ни о чем не думалось.”

“. забрали несколько человек казаков-агитаторов, и 1 мая, уже под обстрелом немецких аэропланов, экспедиция тронулась по направлению на Каменскую.”

“Эшелон, с которым ехала подтелковская экспедиция. “

“Всех грабителей и обманщиков трудового народа, поименованных в списке ниже, всего в числе 80 человек, подвергнуть смертной казни через расстреляние. “

“. на грустную землю, по которой мыкался он двадцать девять лет.”

Роман-эпопея о всенародной трагедии (по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”)

Школьное сочинение

Не сохами-то славная землюшка наша

Распахана наша землюшка лошадиными

А засеяна славная землюшка казацкими

Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами. Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами, Наполнена волна в тихом Дону отцовскими,

Эти слова старинной казачьей песни служат одним из эпиграфов к первой книге романа М. А. Шолохова “Тихий Дон”. Взяты они не случайно. Именно эти строки служат ключом к пониманию как всего произведения в целом, так и той глубоко народной в своей основе авторской концепции бытия мира и человека, которая воплощена в нем. Роман Шолохова — о великой трагедии, которая постигла донское казачество в годы революции и гражданской войны.

Уже в самом названии романа-эпопеи заложен глубокий символический смысл. Дон — река равнинная, спокойная, но в непогоду он становится буен и опасен, как море, как океан. В старинных казачьих песнях о батюшке “тихом Доне”, который то “чистехонек”, то “мутен” бежит, сосредоточено главное противоречие, присущее казачьему племени, соединившее в одних и тех же людях несовместимое: самую мирную и созидательную профессию землепашца с воинской доблестью, с постоянной готовностью к войне, а значит, смерти и разрушению. Эти противоречия приобретают особую остроту в переломные моменты истории, в горькое время, когда Дон становится местом братоубийственной войны и разделяет уже не берега, а людей, принося в казацкие курени страшные вести.

Драматичность судеб донского казачества, оказавшегося на изломе истории, ярко и впечатляюще показана М. Шолоховым на примере семьи Мелеховых, прежде всего, на примере главного героя романа — Григория Мелехова.

“Мелеховский двор — на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север, к Дону. С юга — меловая хребтина горы. На запад — улица, пронизывающая площадь, бегущая к займищу”. Перед нами разворачивается эпическое, насыщенное красками, запахами и звуками родной земли живописное полотно из жизни донского казачества. С огромной любовью рисует Шолохов широкие донские степи и вольную казацкую реку, описывает хуторские обычаи и нравы, показывает любовь казаков к труду и воинской службе, воссоздает их яркую, самобытную речь.

Читайте также:  Образ и характеристика Андрея Соколова в рассказе Судьба человека Шолохова сочинение

М. Шолохов поэтизирует мирный труд как источник нравственного здоровья, красоты и человеческого обаяния. Сцены, посвященные описанию мирной жизни, традиционного быта казаков, их хозяйственных забот, праздников, свадеб, игрищ, лихих скачек, выписаны им с особой любовью.

Для писателя главную ценность представляет человек, который в слитости с естественным миром природы ведет размеренный образ жизни, терпеливо и достойно вынося ее тяготы, человек, родственно близкий к окружающим, таким же, как и он, и в этой родственности, естественности и целесообразности ощущающий свою целостность и гармоничность связей с миром. Но традиционный жизненный уклад казаков рушится под ударами надвигающихся исторических катаклизмов.

Революция и гражданская война несут в этот замкнутый мир крутые перемены. Главному герою Шолохова, этому чистому и цельному человеку, суждено пройти “по мукам”.

Вначале перед нами обыкновенный хуторской парень, с привычным кругом хозяйственных работ, занятий, развлечений. Он живет, подчиняясь веками сложившимся законам и традициям. Он — типичный представитель казачества, веками живущего на Донской земле. Живет естественно, как трава в степи, следуя устоявшимся традициям. Даже любовь к Аксинье, захватившая его страстную натуру, ничего не может изменить. Подчиняясь традициям и воле отца, он женится на Наталье, создает семью, готовится к службе. В жизни Григория все происходит как будто без его участия, невольно, как невольно он рассекает во время косьбы утенка и содрогается от содеянного. Смерть человека, убитого им лицом к лицу, и опыт войны в целом переворачивают жизнь Григория, заставляют задуматься, прислушаться к себе, присмотреться к людям. Так начинается его сознательная жизнь, которая, к сожалению, оказалась трагической, исполненной горя, утрат, нелегких испытаний и постоянного поиска правды.

“Взрослая” жизнь постоянно ставит героя перед выбором, сделать который оказывается необыкновенно сложно и который не всегда оказывается верным. Большевик Гранжа, с которым Григорий встретился в госпитале, будто открывает ему правду и перспективу перемен к лучшему. “Автономист” Ефим Изварин и Федор Подтелков сыграли заметную роль в формировании убеждений героя. Трагически погибший Подтелков оттолкнул Мелехова, расстреляв безоружных пленных, поверивших обещаниям большевика. Григория ошеломили бессмысленность этого убийства и бездушие, с которым оно было совершено. Григорий — воин, ему самому не раз приходилось проливать чужую кровь, но поступок Подтелкова нарушает не только законы человечности, но и законы войны. Мелехов же соблюдал своеобразный кодекс чести: “Хочешь живым быть, из смертного боя целым выйти — надо человечью правду блюсти”.

Григорий не может равнодушно наблюдать за происходящим, честный “до донышка”, он не может не видеть обмана: уже после года власти красных нет обещанного равенства: “Взводный в хромовых сапогах, а “Ванек” в обмоточках. Комиссара видал, весь в кожу залез, и штаны и тужурка, а другому на ботинки кожи не хватает”. Григорий делает неутешительные выводы: “уж ежели пан плох, то из хама пан во сто раз хуже”.

Гражданская война бросает Григория Мелехова то в конницу Буденного, то в белый стан, но это уже не бездумное подчинение укладу или року, а сознательный поиск им своего места в жизни, своего пути. В душе Григория идет постоянная мучительная борьба: “Трудно нащупывалась тропа; как в топкой гати, зыбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности — по той ли, по которой надо, идет. Тянуло к большевикам — шел, других вел за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем”. Но чем дольше длится этот поиск, тем яснее и ярче перед ним открывается настоящая правда: главные жизненные ценности — родной дом, мирный труд на родной земле. Пусть вокруг война, кровь, разруха и безысходность, но “когда представлял себе, как будет к весне готовить бороны, арбы, плесть из краснотала ясли, а когда разденется и обсохнет земля, — выйдет в степь; держась наскучавшимися по работе руками за чепиги, пойдет за плугом, ощущая его живое биение и толчки; представляя себе, как будет вдыхать сладкий дух молодой травы и поднятого лемехами чернозема, еще не утратившего пресного аромата снеговой сырости, — теплело на душе”.

Но бывшему сотенному атаману советская власть не позволяет жить мирно, грозит арестом, тюрьмой и расстрелом. Продразверстка добытого тяжелым трудом хлеба поселила в умах многих казаков желание “перевоевать” и вместо власти Советов поставить свою, казачью. На Дону образуются банды. Узнав о бунте казачества в верховьях Дона против Красной Армии, Мелехов выступает на стороне бунтовщиков. Теперь Григорий борется за то, что ему по-настоящему дорого: “Будто и не было за плечами дней поисков правды, испытаний, переходов и тяжелой внутренней борьбы. О чем было думать? Зачем металась душа, — в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудро-простой. Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь — всегда боролись люди и будут бороться, пока светит им солнце, пока теплая по жилам сочится кровь. Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее; надо биться крепко, не качаясь, — как в стенке, — а накал ненависти, твердость даст борьба!” Григорий, скрывающийся от преследования коммунистов, попадает в банду Фомина. Но вскоре понимает, что у бандитов нет будущего. Ему, как и большинству казаков, ясно: “Сеять надо, а не воевать”. Григорий всей душой тянется к мирному труду. Последним испытанием, последней трагической потерей становится для него гибель любимой женщины — Аксиньи, получившей пулю по дороге к счастливой, свободной, как им казалось, жизни. Все, что любил, ценил и чем дорожил в своей жизни Григорий, погибло.

На своем нелегком жизненном пути Григорию пришлось пережить многое, совершить тяжелые ошибки; утратить многое из того, что нам нравилось вначале в веселом, сильном, зверовато-красивом парне. Но Григорий Мелехов никогда не кривил душой, честно и бескомпромиссно искал свою правду, искренне стремился разобраться в происходящих событиях. Куда прислониться, с кем пойти? — этот нелегкий вопрос решал в те грозные годы не только Мелехов, но и все честное казачество.

Григорий прошел “по мукам”, прошел через несправедливость, утраты, разочарования, и сама душа его выжжена, как черная после палов степь. Но все-таки остается последняя, очень важная ниточка, связывающая Григория с жизнью, — его родной дом. Дон, родная земля, ждущая хозяина, маленький сынишка — его будущее, его след на земле, то, ради чего действительно стоит жить, то, во что испокон веков верили и к чему стремились донские казаки, в чем они видели настоящую правду, в чем заключалась для них главная мудрость жизни.

Портретная характеристика Бунчука в романе “Тихий Дон”

Одним из убежденных идейных борцов против старого режима является Илья Бунчук. Он предан своему делу до последнего вздоха, и это отражается даже в его внешнем облике, в котором будто сосредоточились приметы многих его предшественников – “железных комиссаров”: “загнутые челюсти. глаза, ломающие встречный взгляд”. Автор передает серость, будничность героя: “.все было обычно в нем”, выделяет его среди других только упрямство и какая-то злость. И дальше, по мере развертывания сюжета даны некоторые штрихи, которые дополняют его

Почему не дала всходов “поднятая целина”? (“Поднятая целина” М. А. Шолохова) Наряду с другими одной из важнейших тем нашей литературы является тема коллективизации. Ей посвятили свои произведения такие писатели, как М. Шолохов, А. Платонов, В. Гроссман, В. Белов. Но когда я.

Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой. Что смог сохранить в своей душе? Такие вопросы задает своим читателям Михаил Шолохов в рассказе “Судьба человека”.

Образ и характер Щукаря в романе Шолохов – один из тех писателей, которые видят жизнь во всей ее полноте, во всех ее переходах от величественного, трагического до комического. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме.

Гражданская война в “Донских рассказах” и романе “Тихий Дон” Тот беззаконен, безроден, скиталец бездомный на свете, Кто междоусобную брань, человекам ужасную, любит. Гомер Рассказ-предварение – один из излюбленных приемов Михаила Александровича Шолохова. Так, в конце первой главы пятой части.

Пласт народной жизни поднятый плугом коллективизации(по роману Михаила Шолохова “Поднятая целина”) “Великий перелом” в деревне, “революция сверху” оказались ненужными, разрушительными, ведущими в тупик. Причины трагедии и ее виновники в основном известны, хотя историкам предстоит еще очень много работы. Но большинство людей.

Судьба человека в годы Великой Отечественной войны (по повести М. А. Шолохова “Судьба человека”) Шолохов – один из тех писателей, для которых действительность часто открывается в трагических ситуациях и судьбах. Рассказ “Судьба человека” – истинное тому подтверждение. Для Шолохова было очень важно емко и.

Анализ произведения Главным героем рассказа является шофер Андрей Соколов. Это обыкновенный рядовой солдат Советской армии, переживший страшную трагедию во время Великой Отечественной войны, по­теряв самых близких людей. В произведении изображена суровая правда.

“Судьба человека” Шолохова Имя М. А. Шолохова В экспозиции автор спокойно рассказывает о приметах первой послевоенной весны, он как бы подготавливает нас к встрече с главным героем, Андреем Соколовым, глаза которого, “словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной.

Читайте также:  Анализ сказки Ворон-челобитчик Салтыкова-Щедрина сочинение

Казак и казачки в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон” “По Дону гуляет казак молодой, А девица плачет над быстрой рекой”. Из народной песни Было у Григория Мелехова за всю его жизнь только две женщины – Ната­лья и Аксинья. На.

Одержимый боец коммунизма и романтический мечтатель (образ Макара Нагульнова в романе “Поднятая целина”) Незабываемый образ Макара Нагульнова, преданного партии коммуниста, одержимого идеей всемирной революции, создал Михаил Александрович Шолохов в романе Поднятая целина. Макар беспредельно преданный партии человек, он резкий и порывистый, очень нетерпеливый.

Мастерство в изображении народной жизни в одном из произведений русской литературы XX века Народный роман. Если есть такой жанр, то это жанр моего любимого “Тихого Дона”. Удивительный, совершенно не похожий ни на кого Шолохов и не менее удивительный, совершенно уникальный роман. Только они.

Наталья Наталья – дочь Мирона Григорьевича Коршунова, жена Григория Мелехова. Наталья – “дюже красивая” девушка. У нее смелые серые глаза, смущенная и сдержанная улыбка, открытый взгляд. Наталья очень трудолюбива: у нее.

Муки совести Григория Мелехова 2 Я думают как прекрасна земля И на ней человек И сколько с войной несчастных Уродов теперь и калек. И сколько зарыто в ямы, И сколько зароют еще. И чувствую в.

Шолохов “Судьба человека” Особым произведением, поднявшим проблему психологии личности во время войны на новую высоту, является знаменитый рассказ М. А. Шолохова “Судьба человека”. Перед читателем предстает не просто история жизни солдата, а судьба.

Образ Григория Мелехова в романе М. Шолохова “Тихий Дон” Роман М. Шолохова “Тихий Дон” – произведение необыкновенной силы. На героях романа лежит отсвет исторических, социальных потрясений ХХ в. Шолохов создал галерею образов, которые по силе своей выразительности, художественной ценности.

“Донские рассказы” М. Шолохова Михаил Шолохов. Каждый открывает его по-своему. Каждому нравится свой герой его произведений. Это и понятно. Ведь судьбы героев, пробле мы, поднятые Шолоховым, созвучны нашему времени. Но мой Шолохов – не.

В чем смысл названия рассказа “Судьба человека” Рассказ Михаила Александровича Шолохова “Судьба че­ловека” был написан в середине пятидесятых годов двадцато­го столетия. Это было время пересмотра идеологических ус­тановок сталинской эпохи, когда в жестких ограничениях цензуры возникли некоторые послабления.

Спасительная женская любовь по роману М. Шолохова “Тихий Дон”) “Тихий Дон” М. Шолохова – роман о судьбах народа в переломную эпоху. Драматично складываются судьбы основных действующих лиц романа. Сложно складываются и женские судьбы, отмеченные глубоким и ярким чувством любви.

Великий перелом в деревне (по роману М. А. Шолохова “Поднятая целина” и современной публицистике) Где они, слова, когда говорим о человеческом горе? Почему всегда так трудно писать об этом и вдвое труднее, когда горе это, страдание эти не оправданы, не озарены стремлением к этой.

Сцена первого убийства Григорием Мелеховым человека Роман-эпопея М. А. Шолохова “Тихий Дон” повествует о сложнейшем времени в истории России, огромных социальных потрясениях в среде кубанских казаков. Рушился привычный уклад жизни, коверкались и ломались судьбы, обесценивалась человеческая.

Сейчас вы читаете: Портретная характеристика Бунчука в романе “Тихий Дон”

Сочинение по роману Тихий Дон Шолохова

Сочинение по роману Шолохова Тихий Дон задают написать в старших классах общеобразовательной школы. Здесь мы проанализируем роман-эпопею Шолохова, познакомимся с тематикой, главными героями, а также поделимся своим отзывом по роману Тихий Дон в нашем сочинении.

Тихий Дон Шолохов, сочинение

Тихий Дон — это грандиозная, масштабная работа Шолохова, за которую писатель был награжден Нобелевской премией. Читая роман Тихий Дон, читатель переносится в трудную для России годину, переживая вместе с героями период Первой мировой войны, революцию и годы Гражданской войны. Эти переломные для страны моменты так или иначе врывались в жизнь людей, меняли их взгляды, судьбы, и саму жизнь.

Автор изображает жизнь казачества в период 1912 по 1922 годы, отражая их жизненный уклад, нравы и традиции, останавливаясь на том, как политическое переустройство повлияло на судьбы донского казачества.

В романе мы знакомимся с разнообразными героями и судьбами, среди которых стоит выделить главного героя романа — Григория Мелехова. В образе Григория автор воплотил все донское казачество, которому пришлось жить в те тяжелые времена. Обычные люди, рожденные для труда, земледелия, и семьи, война разделяет на два лагеря. Брат идет против брата, распадаются родственные связи, рушатся судьбы. Казаки, как и Григорий, не понимают что делать. Сегодня они за белых, потом переходят на сторону красных, а поняв что они ничем не отличаются, и с обеих сторон царит жестокость и несправедливость, в отчаянии бунтуют и погибают так и не найдя своего счастья.

Помимо захватывающего сюжета, Тихий Дон помогает научиться отличать истинные ценности от мнимых, ценить любовь, доброе отношение, и находить счастье в каждом миге.

В своей работе автор затрагивает разнообразные тематики. Одной из тематик, которую Шолохов раскрывает на примере отношений Гришки и его двух женщин, является любовь. В любовном треугольнике находится его жена, которую Григорий может и не любит, но уважает и ценит. А также Аксинья, к которой Гришка испытывает страсть. Сколько бы ни бежал Гришка от Аксиньи, он всегда возвращается к этой сильной и привлекательной женщине.

Раскрыта в романе и тема семьи, которая показана на примере семейства Мелеховых. Мы видим, как важен дом для каждого из героев романа. Мы видим, как в тяжелые минуты войн и сражений Григорий мечтает о том, как вернется домой.

Раскрывается в романе Тихий Дон тема патриотизма, тема жизни и смерти. Автор показывает, насколько казаки любят свою Родину и готовы защищать Отчизну. Но с каждой минутой ужас братоубийственной войны лишь нарастал, и люди терялись в хаосе происходящих событий. Казаки не понимают, на чьей стороне сражаться, ни в одной из противоборствующих сторон нет ни поддержки, ни помощи, ни уважения к традиционным устоям. Везде царит разруха и смерть. Герои романа находятся в постоянном поиске правды, но так и не могут ее отыскать.

В завершение сочинения рассуждения по роману-эпопее Тихий Дон стоит сказать, что произведение Шолохова учит не только быть верными традициям и любви к Отчизне. Оно показывает всю нелепость происходящих событий безжалостной братоубийственной войны.

Сочинение по роману Тихий Дон, 11 класс

Роман Тихий Дон — это настоящая эпопея, повествующая о страшных событиях братоубийственной бойни. В то же время роман демонстрирует силу любви, которая готова пройти все испытания.

Тихий Дон переносит читателя в хутор Татарский, где и живут главные герои. Живут они своей размеренной жизнью до тех пор, пока война не врывается в их дом, и здесь начинается драма русского народа. Казаки, ищущие правды и справедливости, попадают в котел братоубийственной войны. Разные взгляды разделяют родных на два лагеря. Теперь нет родных и близких некогда людей, а есть лишь красные и белые.

В романе Тихий Дон автором мастерски раскрыт не только военный, но и любовный сюжет. Мы знакомимся с Натальей и Аксиньей, которые сыграли главную роль в жизни Григория Мелехова. Но и здесь главный герой тоже не может определиться. Он женат на Наталье, но любит замужнюю Аксинью. С одной стороны, он не хочет расстаться с женой, с другой — не может отказаться от любовницы. Вот так и мечется Григорий между двух женщин, пытаясь сбежать от проблем на войну.

Жестокость противоборствующих лагерей выматывает героя, лишает его нравственной опоры, ему хочется бежать, отказаться от оружия, чувствуя себя заложником политической системы, и внутренний конфликт раздирает Мелехова на части. Он теряет нравственную опору, и снова пытается сбежать. Захватив с собой Аксинью, он пытается добраться до Кубани, но по дороге возлюбленную убивают. Смысл жизни потерян, и он отправляется обратно на хутор, мечтая посвятить себя сыну. Ведь это все что у него осталось.

Сочинение рассуждение по роману Тихий Дон

Свое произведение Тихий Дон Шолохов писал целых пятнадцать лет. Эта работа писателя раскрыла многие проблемы общества молодой страны, и извечные вопросы, которые было не принято озвучивать. Прежде всего Шолохов затрагивает те проблематики, что были связаны с жизнью народа, и последствиями Первой мировой, революции и Гражданской войны. Происходящие события с их жестокостью, беспощадностью, и главное бессмысленностью, не оставляет в стороне никого. И Шолохов ставит целью показать, как ведет себя военное время по отношению к людям, как оно ломает их жизнь и калечит сознание.

В романе Тихий Дон Шолохов раскрывает бесчеловечность войны на примере судьбы семьи Мелеховых. И поначалу мы видим счастливых людей, до боевых действий живущих мирно и дружно. Нагрянувшая революция и Гражданская война принесла потери и боль. Многие герои из романа погибают. Убийство Петра, смерть Натальи, самоубийство Дарьи. Погибает и отец Гришки Прокофий Петрович, умирает Аксинья. Почти всех забирает у Григория война, оставляя в живых лишь сына и сестру Дуняшу.

Разрушительная война заставила идти брата против своего же брата, и на примере семьи Мелеховых развалила многие семьи. Гришка и его судьба лишь один из множества примеров, который демонстрирует читателю, как беспощадная война может ломать судьбы людей.

Тихий Дон — это просто замечательная работа Шолохова, по которой можно оставить лишь положительный отзыв.

Ссылка на основную публикацию