Сочинение История души человеческой в романе Герой нашего времени

Сочинение История души человеческой в романе Герой нашего времени

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Сочинение 9 класс. «История души человеческой» в романе «Герой нашего времени»

Главный персонаж романа ««Герой нашего времени» Григорий Александрович Печорин – личность яркая, выдающаяся и привлекательная, несмотря на то, что это «портрет, составленный из пороков всего . поколения», а может быть, именно в силу этого.
Поскольку речь идет об ««истории души», то уместно будет вспомнить те немногие факты, которые нам известны о ранней молодости Печорина. Этих фактов немного, но из них складывается ясный портрет Печорина-юноши. Он был мечтателен, он увлекался, он умел любить, и, видимо, многого ждал от жизни. Его воображение рисовало будущее в радужных тонах. Но, к сожалению, разочарование пришло слишком скоро. Может быть, это случилось потому, что Печорин – личность, стоящая на голову выше толпы. Ему скучны, пресны, неинтересны те вещи, которыми наполняет свое существование обыватель. Чем больше Печорин узнавал жизнь, тем ему становилось противнее. Мы встречаем на страницах романа уже не увлекающегося юношу, а зрелого и порочного циника.
Интересно, что, вполне объективно оценивая свой характер, главный герой склонен обвинять в своих дурных наклонностях окружающих. Якобы люди «видели» в нем пороки, и постепенно он стал обладать ими на самом деле. Если он и прав, то лишь отчасти. Он слишком сильная личность, чтобы настолько поддаваться влиянию окружающих.
Печорин способен вызывать к себе симпатию как женщин, так и мужчин. Это неудивительно: он человек яркий, неординарный, язвительный, эффектный, словом, привлекающий не только внимание, но и сердца. Но именно тех людей, которые имели несчастье его полюбить, Печорин заставляет невыносимо страдать. Примеров огромное множество. Это и Бэла, которую он так недолго любил, и княжна Мери, которую соблазнил из пустого эгоизма, и несчастный простодушный и недалекий Максим Максимыч, считавшийся другом до той поры, пока мог быть полезен. Печорин – личность противоречивая, поэтому нас нисколько не удивляет, что в основе его не всегда благородных начинаний часто лежат самые благие побуждения. Яркий пример тому – Бэла. Ведь он любит ее, сам верит в искренность своих чувств и не сомневается, что может сделать ее счастливой. Но ему очень скоро становится скучно с ней.
Скука – вот смертельный враг Печорина, она преследует его повсюду, отравляет даже самую светлую радость. Как тут не вспомнить вечно скучающего Онегина? Еще один герой, страдавший от этого неизлечимого недуга – хандры.
Скука, равнодушие, усталость и обреченность – постоянные спутники Печорина. Они заставляют его приносить людям разочарование. В нем нет озлобленности. Не от злости он делает людям больно.
Возможно, беда Печорина еще и в том, что он склонен к самоанализу, а также к психологическим наблюдениям, размышлениям. Он пристально наблюдает за людьми, и разочаровывается в них тем больше, чем больше узнает. Он знает, чего ждать от них. Не приходится в таком случае удивляться, от чего сердце его в конце концов черствеет. Это так легко проследить на примере его отношений с женщинами. Сначала была Вера, которую он любил даже после того, как они расстались. В главе «Княжна Мери» есть удивительная сцена, когда Печорин пытается догнать Веру, падает в траву и плачет. а потом самому себе объясняет это расстроенными нервами и пустым желудком. Он умеет гасить в себе чувства, и это умение развивается с годами. В то время, когда Печорин встречает княжну Мери, его душа уже мертва для всяких новых чувств. Вот почему при чтении главы испытываешь к Мери огромную жалость: она была самой несчастной и беззащитной жертвой Печорина. Историю увлечения Бэлой можно объяснить как последнюю вспышку чувств, желание испытать то, что волновало в юности.
Жизнь Печорина можно назвать постоянным безрезультатным поиском. Он ищет понимания, но никто из окружающих и даже любящих людей неспособен понять его. Ищет остроты ощущений и тоже не находит. В душе, желая быть непосредственным участником событии, герой остается лишь безучастным наблюдателем. Он со спокойствием и невозмутимостью экспериментирует над людскими судьбами и изучает души. В результате Печорин становится равнодушен не только к людям и к жизни, но даже к собственной смерти. У него нет ни мечты, ни цели, ни чувств, ни желаний, ни привязанностей, то есть ничего того, что привязывает человека к земле.
Печорин – герой романтический. Мне кажется, что в нем присутствуют все традиционные черты романтического героя: и отстраненность от всего внешнего, внутренний мир, недоступный и непонятный окружающим, сознание бессмысленности жизни. Буквально теми же словами можно сказать о Евгении Онегине. Недаром этих героев часто сравнивают: пусть у них разные судьбы, но трагедия одна. Это трагедия человека, наделенного если не выдающимися способностями, то недюжинным умом и тонкой психологией, который вынужден вращаться в косном и чопорном обществе. Это беда всей эпохи, как Лермонтов и подчеркнул в заглавии книги.
Видимо, все же правильно Печорин винил общество в том, что оно пагубно на него влияет. Пусть он порочный человек, но в нем есть способность и к любви, и к дружбе. Мне кажется, он теряет ее только потому, что не может встретить ни капли понимания. Да и люди вокруг него мелкие. Может быть, они и недостойны тех любви и дружбы, которые мог бы дать им Печорин?
Печорин, как истинный фаталист, верит, что не может изменить свою судьбу. И это не единственная его беда. Он сознает свое одиночество и обреченность. Остается желать, чтобы этот герой никогда не встречался в реальной жизни и оставался лишь яркими трагическим литературным персонажем.

История души человеческой в романе Герой нашего времени сочинение

Одной из основных задач Лермонтова в контексте данного творения была цель изобразить портрет внутреннего и внешнего облика «современного» человека. Писатель словно рисует портрет эпохи посредством изображения души отдельно взятой личности. Так что история человеческой души в данном случае отображает историю целого отрезка времени, образ мыслей и позицию, свойственную для представителей конкретной эпохи.

Несмотря на некий свет внутри своей души, Печорин – довольно жестокая, эгоистичная натура. Это видно невооруженным глазом. Гибель Бэлы, игра чувствами княжны Мери, флегматичность по отношению к Максиму Максимовичу – герой достаточно безразличен к другим людям, его не заботит тот факт, что он может стать причиной человеческого несчастья, разочарования. Именно поэтому для некоторых он становится «хуже убийцы».

Тем не менее, Печорин достаточно самокритичен. Он называет себя «нравственным калекой». Что же касается обаяния героя – оно заключается в остром уме, в желании быть кузнецом своего счастья, в богатых душевных возможностях. Но только эти возможности не могли найти полноценного предназначения.

Скептицизм и разочарование – это также «веяние» времени. Как и «печоринский» флегматизм по отношению к чувствам и убеждениям других. Зачастую герой слышит только себя – но порой может «раскаяться» и укорять себя за подобный подход. Тем не менее, это не делает его более чутким по отношению к людям и к человечеству в целом. Его душа, как и прежде, имеет несовершенства, она довольно черствая и неблагодарная.

Можно сказать, что автор изображает эпоху людей, наполненных идеями и мыслями, которые вынуждены молчать о своих замыслах, поскольку вряд ли реализуют их ввиду существующих реалий.

Без сомнения, Печорина можно назвать «лишним» в том времени, в котором он живет. Возможно, именно поэтому его жизнь протекает далеко не так, как хотелось бы. Но, увы, герой не может кардинально повлиять на ситуацию.

Душа Печорина достаточно возвышена и многогранна – однако отчего – то создается впечатление некоей неполноценности картинки. Словно в данной мозаике отсутствуют какие – либо элементы. Чувствуется, что для душевного подъема и эйфории герою всегда чего – то не хватает – возможно, самой маленькой, но очень нужной доли.

Довольно часто Печорин пускается в размышления, испытывает различного рода терзания, порой он сам не может понять своего предназначения и мотивов своих поступков. История человеческой души в данном случае если не трагична, то не так уж весела.

2 вариант

Михаил Юрьевич Лермонтов, автор первого психологического романа “Герой нашего времени”, в предисловии к роману указал, что это не история жизни главного героя романа, а это история души человеческой.

Главный герой, Григорий Печорин, сталкивается с предательством и неприятием, это ранит его душу, душа начинает черстветь. Ещё в детстве Григорий был умным и отзывчивым мальчиком. Он стремился помочь ближним, но его отвергали. Никто не понимал его ума, Печорин был отвергнут, это больно ударило по нему. Сам герой утверждал, что ещё тогда, в детстве, он лишился половины своей души, она умерла.

Со смертью первый половины души Печорин понял, что нужно беречь вторую её часть. Он стал чёрствым к окружающим его людям, он боялся подпустить кого-нибудь близко к себе, чтобы не привязаться к человеку.

Печорин любил играть с душами других людей. Ему нравилось иметь власть над юной и целой душой человека, так он думал о княжне Мэри. Он смог заставить её полюбить его, а затем растоптал её душу. Она стала ненавидеть того, кого полюбила всей душой, она стала безразлична ко всему. Боль от предательства полностью поглотила её. Точно так же Печорин забавлялся и с душой дикарки Бэлы. Она тоже полюбила героя, на этот раз Печорин чувствовал интерес к девушке, к Мэри же он был равнодушен. Но интереса Печорина ненадолго хватило, он охладел к Бэле. Девушка это почувствовала, ей стало больно, что любовь её не разделена. Но Бэле повезло больше, она погибла, поэтому ей не пришлось испытать такую же боль, как Мэри.

Читайте также:  Образ купечества в Грозе Островского сочинение

Но Печорин всё же пустил одного человека в остаток своей души и в своё сердце. Это была его возлюбленная — Вера. Вера подарила Печорину надежду на спасение, он понял, что может любить так, как не умеют многие. Он поверил, что может спасти душу. Печорин был счастлив от осознания того, что он любим другим человеком. Эта любовь была его единственным счастьем, она была его спасательным кругом. Но Вере пришлось невольно покинуть своего любимого. Печорин гнался за ней, но не смог догнать. Это разбило его сердце. А вторая часть души начала умирать.

Печорин чувствовал, что скоро он умрёт. Нет, он уже умер вместе со своей душой, умрёт лишь тело. Незадолго до кончины Григорий приехал повидать своего давнего наставника и друга, Максима Максимыча. В нём мало что осталось человеческого, он казался просто оболочкой, под которой нет ничего. Так и было. Вскоре Печорин умер в Персии. Он был молод, но душа его, казалось, быстро постарела от пережитых несчастий.

Сочинение 3

Герой нашего времени является одним из главных написанных произведений Лермонтова. В данном рассказе у автора была одна единственная цель, показать читателям, как выглядели люди в те времена, не только внешне, но и внутренне. Душа, которую он взял в качестве примера, должна была показывать читателю, какая была эпоха в те времена. Именно благодаря одной личности, автор смог передать мысли, убеждения, а также историю не только одного человека, но и в общем всего народа.

Главным персонажем данного рассказа является Григорий Александрович Печорин. Он является офицером, который по стечению жизненных обстоятельств, в своё время был отправлен на Кавказ. Возможно потому что совершил, какой-то проступок. При всём этом, он не является бедным, это аристократ произошедший из очень обеспеченной семьи, проживающей в Санкт-Петербурге. Однако несмотря на свой статус, этот человек очень холоден с посторонними людьми. Он относится к чувствам других людей с пренебрежением.

Например, он отвергнул чувства княжны Мери, только потому что ему было так удобно. Он не думал о том, что думает и что сопереживает, данная девушка. Главный герой является человеком, которого не волнуют чужие мысли и чувства, именно поэтому большинство персонажей в данном произведении, считают данного персонажа хуже всех. И его совершенно не волнует тот факт, что по его вине погибает Бэла.

Однако Печорин является человеком который не лишен последних чувств, он считает что у него глубокая нравственная травма, которую никто никогда не сможет залечить. Несмотря на свою образованность и ум, он читает тебя абсолютно лишним человеком в этом временном пространстве. Так как он не может найти предназначение своим талантам и умениям. Он много умеет и много чего знает, однако то время в котором он живет, не готово к тем переменам, о которых подумывает главный персонаж.

Таким образом автор пытается показать, через главного персонажа, что для тех времен характерны люди, у которых было много жизненной энергии, а также планов на будущее, которым просто не суждено было сбыться, в соответствии с теми условиями, которые существовали в те времена. Но важной проблемой главного персонажа, является то, что он не понимает в чём его жизненное предназначение, ведь он появился на этом свет, а также что он может свершить за свою недолгую жизнь. В этом и содержится вся история души человеческой.

История души человеческой в «Герое нашего времени»

«Герой нашего времени» – первый русский психологический роман, написанный Михаилом Юрьевичем Лермонтовым и изданный в 1840-м году. Главный герой данного произведения – Григорий Печорин, «лишний человек» с противоречивыми убеждениями и взглядами, но ставший одним из самых харизматичных и привлекательных персонажей русской классики.

Печорина никто не понимает, а прелести жизни он познал с детства, и больше они его не прельщали. Лермонтов в предисловии отозвался, что Григорий Александрович Печорин – собирательный образ «золотой молодежи» времени Михаила Юрьевича. Благодаря композиции романа читателю позволяется узнать о Печорине от разных людей, что и демонстрирует его с разных сторон.

Печорин – скептик, и настоящими своими друзьями он не считал никого. Любил он лишь один раз в своей жизни, и дамой его сердца была ни Бэла, ни княжна Мэри, в честь которых названы две главы «Героя нашего времени». По-настоящему Григорий любил лишь Веру.

Григорий Александрович черств и эгоистичен, чувства окружающих людей его не беспокоят. Но, несмотря на внешнее безразличие, Печорин искренне восхищается утренним пейзажем, небом и солнцем. Сразу после этого Григорий цинично рассуждает о дружбе, любви, счастье. Позже, в ответ на радушное приветствие Максима Максимыча, он ведет себя равнодушно. Не колеблясь, главный герой убивает на «нечестной» дуэли Грушницкого. Кажется, что Григорий Александрович Печорин абсолютно бессердечен и бесчувственен.

На самом деле в данном романе Лермонтова продолжается тема, поднятая Александром Сергеевичем Пушкиным в «Евгении Онегине» – тема «лишнего человека» и влияние современного, для 19-го века, светского общества. По мнению писателей, оно развращает людей, и они пересыщаются такой жизнью, больше не могут испытывать положительных эмоций, их жизнь становится бессмысленной, однообразной и скучной.

Что нравилось Печорину, так это служба, и постоянное ощущение веяния смерти. Как говорил он сам, из-за обстоятельств жизни и людей вокруг, он «научился ненавидеть».

Показывая такую историю человеческой души, Михаил Лермонтов остерегает своих читателей, поднимает острый социальный вопрос, актуальный и по сей день. Автор показывает, что жизнь таких людей, как Григорий Печорин – трагична. Он мог сделать многое со своей жизнью и с собой, но судьба распорядилась иначе, и Григорий одиноко, скрывая свои искренние чувства, скитался по жизни до смерти в Персии. Лермонтов не желает, чтобы такая судьба была у кого-либо еще.

Также читают:

Картинка к сочинению История души человеческой в романе Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Любое литературное произведение – это в первую очередь главные герои и их отличительные особенности. Роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» не стал исключением.

Это пари главного героя «Героя нашего времени» с мистиком Вуличем стало центром завершающей главы романа – «Фаталист».

Н.В.Гоголь – великий мистификатор своего времени. Многие его произведения овеяны магией и волшебством. Так и повесть «Ночь перед рождеством» похожа на сказку.

А. И. Куприн написал рассказ Белый пудель, в котором главными действующими лицами выступают дедушка Мартын Лодыжкин, мальчик Сережа и собака по кличке Арто.

Повесть Яма написана Куприным в 1909 году, доработана в 1915. Куприн один из первых среди русских писателей смог раскрыть тему продажной любви, показать жизнь «жриц любви».

История души человеческой в романе Герой нашего времени сочинение

В романе “Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтов представил образ Григория Александровича Печорина, к которому можно относиться по-разному: с сожалением – в связи с потерей героем ориентира в жизни, с осуждением – так как он принес разочарование ни одному человеку. Но благодаря ему автор знакомит с человеком из современного общества, у которого есть положительные стороны и недостатки. Лермонтов рассматривает его как через взаимоотношения с окружающими, так и оставляя наедине со своими мыслями.

Невозможность относиться с равнодушием к главному герою романа связана с его противоречивым характером, проявляющегося в стремлении создать ситуации, которые в обществе вызывают возмущение. Но именно через подобные эпизоды происходит проявление личности, поиск цели жизни, своего места в этом мире.

Печорин загадочен, поэтому привлекает всеобщее внимание. Своим пренебрежительным отношением к княжне Мэри на балу он влюбляет ее в себя. Его пытливость ума и образованность, твердость в решениях не оставляют без внимания ни одну из героинь произведения. Так, роковой стала встреча для Бэлы, полностью отдавшейся любовной связи с ним, но страдающей от ощущения ненужности. Его натура жаждала новизны. Обидчивость женщин, имевших отношения с Печориным, связана с ироничным отношением, за которым скрывалось равнодушие.

Он ищет, но не может найти себе должного применения. Не считаясь с чувствами окружающих, он находит объяснения в детских воспоминаниях, когда становится лгуном и агрессивным человеком. Целая череда признаний вытекает не только из взаимодействий Печорина с героинями. Эгоистично разбивая им сердца, он, как представитель молодого поколения, противопоставляется человеку пожилого возраста Максиму Максимычу. Добрый, бескорыстный человек из иного мира тяжело переживает безразличие Печорина в отношении к себе. Он разрушил представление старика о вечной дружбе.

Лермонтов следит за движением душевных колебаний своего героя в произведении. Наделяет его сложной судьбой, которая полна мечтаний, стремлений к поиску новых ощущений. Изменение состояния от случая к случаю представляет некую эволюцию души. На суд читателя представлен монолог Печорина с собственными выводами, оправданиями и нахождением ошибок, которые отличаются пониманием, искренностью. В его голосе порой звучат ноты жестокости и непонимания, порою отголоски боли, безысходности.

диночество в душе Григория делают его уязвимым. Спасения от нравственных недостатков он ищет в мести и забавах (убийство Грушницкого), невозмутимо требуя развязки событий. Однако находит путь к спасению в тот момент, когда проявляет настоящее чувство любви к Вере, раскрывая ей душу, подчиняясь, исполняя желание не жениться на Мэри.

Читайте также:  Сочинение Образование Обломова и Штольца

Непобедимая зависимость от общественных пороков мешает ему прийти к счастливой развязке их отношений. Так, на протяжении романа Лермонтов то дает возможность Печорину выйти из мучительного состояния поиска счастья, смысла жизни, то приближает его к порокам, царящим в обществе. Но в любом случае на героя накладывается отпечаток всего поколения.

Сочинение на тему История души человеческой в романе Герой нашего времени

Удивительная и неповторимая история каждой человеческой души, в знаменитом и многими любимом романе “Герой нашего времени” рассматривается великим русским писателем Лермонтовым Михаилом Юрьевичем до мельчайших подробностей. Сам писатель, предлагая своим читателям свое произведение, предлагает подробно изучить каждого человека, и показать его таким, какой он есть.

Создавая данный роман, Михаилу Юрьевичу удалось внести в привычную литературную среду новый жанр написания произведений, а именно психолого-ориентированного романа. Нужно отметить, что благодаря этому жанру Лермонтову удалось так подробно рассмотреть историю человеческой души.

Конечно, в первую очередь читатели могут рассмотреть душу главного героя, которая описана в произведении боле подробно, чем все остальные.

Нужно отметить, что образ главного героя довольно привлекателен, но в тоже время очень противоречив.

Печорин умен и своенравен, однако это вовсе не показывает его души, и на этом автор делает особой акцент. По словам Михаила Юрьевича, внешняя оболочка человека далеко не всегда показывает его внутреннюю душу.

Как же рассмотреть человеческую душу за этой оболочкой? Вопрос, на который каждый человек должен самостоятельно найти ответ.

Лермонтов был уверен, что человеческая душа открывается только в отношении с другими людьми. Лишь по общению людей друг с другом можно понять, что на самом деле скрывается в душе у человека. Но, тут очень важным моментом является то, что не перед каждым человеком другой готов открывать свою душу.

Именно это и хотел показать в своем произведении Михаил Юрьевич, и надо сказать ему это удалось полностью.

Многие специалисты и критики уверены, что читатели в данном произведении находят самих себя.

В заключении хотелось бы отметить, что найти самого себя и понять свою собственную душу очень важно каждому человеку в этой жизни.

История души человеческой в романе Герой нашего времени

Все люди обладают силой собственной воли от которой и зависит мужество определенного человека, но не всем удается свести во едино эти оба качества, так как для этого нужно очень большое желание и определенные навыки,

На картине известного на весь мир советского живописца Гелия Коржева изображено военное время. Особенно четко это проявляется тогда, когда все находились в оккупации. И на картине это изображено при помощи мрачной палитры красок,

Произведения В.А. Репки представлены в музейных, галерейных и частных коллекциях в Украине, России, Японии, Германии, Франции, США, Чехии и Словакии. Пользуются большим спросом у коллекционеров. Сама же живет и работает она в городе Киеве.

В романтической поэме «Мцыри» великий писатель М. Ю. Лермонтов в образе главного персонажа воплотил настоящие качества реальных людей 30-х годов 19 века. Мцыри – это герой-боец с душой бунтаря и могучим темпераментом, который не боится сразиться

Роман Лермонтова “Герой нашего времени” очень грандиозное произведение Михаила Юрьевича Лермонтова, первый роман в русской литературе, который связан с психологией. Роман состоит из пяти рассказов, каждый из которых раскрывает нам характер

У каждого есть предмет, без которого трудно обойтись. Это могут быть очки, футбольный мяч, дневник или музыкальный инструмент. Мне же досуг скрашивает книга. Она со мной каждый день. Учебник или художественная литература – не важно.

История души человеческой в романе «Герой нашего времени»

История души человеческой в романе «Герой нашего времени» рассматривается Лермонтовым с величайшей подробностью. Сам писатель, предлагая читателям свое произведение, указывал, что хочет показать им современного им человека таким, какой он есть.

История души Печорина как нравственная исповедь героя

Писатель создает новый жанр психолого-ориентированного романа, в котором рассматривает историю души человека. И в первую очередь Лермонтов предлагает читателям рассмотреть историю жизни главного героя своего произведения.

Образ главного героя его романа – Григория Александровича Печорина – привлекателен и одновременно глубоко противоречив. Печорин умен и образован, он не лишен благородных намерений, однако, его душа эгоистична и подвержена порокам. Печорин является причиной несчастий окружающих его людей: он убивает на дуэли Грушницкого, способствует похищению Бэлы, издевается над чувствами юной княжны мери Лиговской, соглашается на роковое пари с Вуличем, что отчасти толкает последнего в объятия смерти, опровергает все высшие человеческие чувства. Сам герой именует себя «топором в руках судьбы», оправдывая свое поведение.

Печорин лишает покоя всех людей, с которым ему довелось встретиться. Он представляет собой личность загадочную, которую невозможно не запомнить. Окружающие видят в нем незаурядных характер, но соприкоснувшись с Печориным, испытывают либо чувство сожаления о нем (как Максим Максимович), либо чувство скорбящей безответной любви (как Бэла), либо чувство ненависти (как Казбич), либо ревность (как Грушницкий), либо чувство глубочайшего унижения (как Мери Лиговская).

В своем дневнике герой признается в своих тайных стремлениях и помыслах. Сам Печорин осознает, что прожил жизнь «пустую и никчемную», но это осознание лишь увеличивает его состояние тоски.
С другой стороны, писатель подчеркивает, что в Печорине есть и положительные черты: например, он испытывает чувства страстной любви к светской замужней даме Вере. Герой готов бежать на край света за своей возлюбленной, однако та не может разделить с Печориным его судьбу, потому что боится осуждения со стороны людей ее круга. Печорин тонко чувствует первозданную красоту, в редкие минуты жизни он любуется прекрасным закатом, величием гор Кавказа и т.д. Даже когда он идет на дуэль с Грушницким, ему приходят в голову мысли о том, как прекрасен мир окружающей его природы. Даже в минуту смерти Белы герой искренне скорбит из-за утраты своей гордой и прекрасной возлюбленной.

История взаимодействия друг с другом героев романа

В романе «Герой нашего времени» история души человеческой показана со всех сторон. В первую очередь автор рассказывает нам о внутренних переживаниях своего главного героя, однако мы видим точные психологические портреты и других действующих лиц романа. Как гениальный художник, Лермонтов рисует перед нами портреты своих героев. Здесь и тонкая чувствительная душа гордой Белы, и добрая душа бывалого офицера Максима Максимовича, полюбившего Печорина как родного сына, и страстная сильная натура княжны Меры и въедливая и разочаровавшаяся в жизни душа доктора Вернера.

Следует заметить, что все персонажи романа находятся по отношению друг к другу в разных позициях, позволяющих более подробно увидеть особенности их внутреннего мира, их характеров.

Пара «Печорин и погибший от его пули Грушницкий» помогает читателям увидеть себялюбие и гордость первого и несдержанность и страстность второго. Грушницкий вообще являет собой пародию на Печорина. Он обладает амбициями главного героя романа, однако лишен его ума, воли и душевной глубины.

Пара «Печорин – доктор Вернер» подчеркивает как прозорливость и ум одного и другого, так и разочарование в жизни. Причем более уставшим от людей и их общества является доктор Вернер, чье призвание – помогать людям преодолевать свои болезни, однако он представляет собой образец уставшего циника и себялюбца.

Пара «Печорин – Максим Максимович» помогает увидеть те качества, которых Печорину не хватает, чтобы обрести душевное равновесие. Максим Максимович – человек простой и добрый, он верный служака, отдавший Отечеству всю свою жизнь. Он скромен и способен проявлять искреннюю симпатию к людям. В нем отсутствует чрезмерная гордость и эгоизм. Недаром именно этот герой рассматривается многими литературоведами как едва ли не единственный положительный персонаж романа. Известно, что образ Максима Максимовича очень понравился императору Николаю Павловичу, который, по воспоминаниям современников, искреннее удивлялся тому, почему господин Лермонтов изобразил в качестве главного героя своего романа «неврастеника Печорина», а не такого хорошего офицера, как Максим Максимович. Однако Максим Максимович не обладает такими способностями, такой широтой восприятия окружающего мира, как Печорин, поэтому герой довольствуется своей скромной ролью в мире людей.

Пара «Печорин – Вулич» показывает то, насколько каждый из героев является фаталистом, то есть человеком, верящим в судьбу. По сравнению с Печориным Вулич являет собой тот тип фаталиста, который готов победить злой рок, преследующий его, даже ценой своей жизни. Печорин же представляет собой более страшный и изысканный тип фаталистически настроенного человека: он стремится играть с судьбой, чтобы победить или погибнуть. Как известно из сюжета романа перехитрить судьбу Печорину все-таки не удается.

Пара «Печорин – Бела» позволяет увидеть те различия, которые существуют между «искусственным человеком» – Печориным и дикой красавицей черкешенкой Белой – «естественным человеком». Несмотря на отсутствие образования и знаний жизни света, Бела честнее и нравственнее Печорина. Знакомство же с этим героем приводит молодую девушку к смерти, потому что Бела не может погрузиться до конца в ту среду, в которой живет ее возлюбленный.

Пара «Печорин – Мери» позволяет разглядеть душевные пороки героев: что касается Печорина, то здесь речь идет о самолюбии и желании обладать душою объекта своего внимания (недаром литературоведы сравнивают Печорина в этой любовной истории с героем стихотворения Лермонтова «Демон»); в Мери же подчеркивается ее чувство превосходства над окружающими, которое получает жестокий удар из-за того, что Печорин после признания Мери ему в любви отвергает чувство смелой девушки.

Таким образом, тема души в «Герое нашего времени» занимает ключевое положение. Глубокое внимание автора к этой теме позволяет раскрыть душевные переживания героев, что способствует созданию нового психолого-ориентированного жанра русского классического романа.

Читайте также:  Сочинение по сказке Золотой ключик, или Приключения Буратино Толстого

История души человеческой в романе М Ю Лермонтова “Герой нашего времени”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 20:53, сочинение

Описание работы

В своем романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов захотел показать «историю души человеческой». Несмотря на то, что пороки Печорина отображают пороки целого поколения молодежи30-х годов 19 века, этот образ очень индивидуален. Автор своеобразно выстраивает схему повествования, нарушая хронологию событий произведения. Этот прием помогает автору намного глубже раскрыть образ своего героя.

Файлы: 1 файл

герой нашего времени черновик.docx

Тема: «История души человеческой в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа. » М.Ю. Лермонтов

В своем романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов захоте л показать «историю души человеческой». Несмотря на то, что пороки Печорина отображают пороки целого поколения молодежи30-х годов 19 века, этот образ очень индивидуален. Автор своеобразно выстраивает схему повествования, нарушая хронологию событий произведения. Этот прием помогает автору намного глубже раскрыть образ своего героя

Сам Пеҹорин, размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбой своего поколения. Мы не способны более к великим жертвам ни для блага ҹеловеҹества, ни даже для собственного нашего сҹастья, потому ҹто знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению.

Задаҹа воссоздать историю одной души позволила Лермонтову нарисовать сложный и противореҹивый характер героя.

В «Герое нашего времени» есть черты как реализма, так и романтизма. Реализм в основном проявлен в психологии романа. Печорин – типичный представитель своего времени. Автор глубоко раскрывает его внутренний мир, описывает переживания, мысли, чувства героя. Лермонтов отмечает, что у Печорина есть «силы необъятные», но он не может в полной мере реализовать их. Виной тому время и общество, в котором формировался характер главного героя. Поколение 30-х годов застало мрачную эпоху отказа от каких бы то ни было идеалов, устремлений. В тот же самый момент, в романе есть и черты романтизма.

В своем осмыслении эпохи, бессмысленном протесте Печорин потерпел крах, но его раздумья – это наболевшие мысли лучших людей того времени. Его глазами читатель видит «водяное общество», светские рауты, представителей дворянского сословия.

В поступках и мыслях Пеҹорина много жестокого и эгоистиҹного. Он подҹеркнуто холодно обходится с Максимом Максимыҹем, который восторженно встретил его после долгой разлуки; является приҹиной гибели Бэлы; играет ҹувствами княжны Мери, поэтому она сҹитает, ҹто он хуже убийцы. Он циниҹно рассуждает о дружбе (Из двух друзей всегда один раб другого), о любви (Женщины любят только тех, кого не знают), о сҹастье (А ҹто такое сҹастье? Насыщенная гордость), о страданиях и радостях других только в отношении к себе. Пеҹорин приносит страдания всем, с кем встреҹается: Бэле, ҹестным контрабандистам, Мери, Грушницкому, Максиму Максимыҹу. Но это не мешает ему со всей строгостью относиться к самому себе. Он называет себя нравственным калекой, палаҹом (я разыгрываю жалкую роль палаҹа, я играл роль топора в руках судьбы). Он осознает, ҹто прожил жизнь пустую и бесцельную: Заҹем я жил? Для какой цели я родился? Он не видит смысла и радости в жизни: Я как ҹеловек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, ҹто еще нет его кареты.

Поколение 30-х годов застало мрачную эпоху отказа от каких бы то ни было идеалов, устремлений. В этом кроется причина осуждения автором своего поколения: оно вянет в бездействии, пассивности, равнодушии

Однако душа Пеҹорина состоит не только из темных сторон. Это герой, который жаждет любви, добра и красоты, способный на добро. Иногда наружу прорывается его холодное, бессильное отҹаяние. Лермонтов изображает его потрясение смертью Бэлы (хотя и скрываемое от посторонних глаз), его страстную трагиҹескую любовь к Вере, способность ҹувствовать природу (в сцене перед дуэлью с Грушницким). Обаяние лиҹности Пеҹорина в его остром уме, в умении взглянуть на себя со стороны, в силе характера, в желании самому творить свою судьбу. Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, ҹто меня ожидает. Даже в жалком Трутницком он надеется увидеть пробуждение благородства и совести. При всей самобытности и уникальности лиҹности Пеҹорина его жизнь ровный путь без цели. Это трагедия героя своего времени. На ҹто мог направить свои богатые душевные возможности Пеҹорин? Социально-психологиҹеские условия эпохи, требующие слепого повиновения традициям и послушания, не дают простора и истинного смысла жизни такой лиҹности.

Таким образом, МЮ Лермонтов необычайно остро ставил вопрос поколения. С одной стороны, перед нами открывается широкая панорама света, представителей пошлого «водяного общества» с их мелкими страстями, с другой стороны – черты поколения находят свое выражение в образе главного героя, его страданиях и поисках. Автор призывает свое поколение не плыть по течению, не подстраиваться под зло и насилие, не ждать, а действовать, сопротивляться подлости и пассивности

«История души человеческой»в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец.
И то и другое будет ложно.
М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени.

По своему типу роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – произведение центростремительное. В центре системы его художественных образов находится один персонаж – Григорий Александрович Печорин, все остальные герои располагаются вокруг него, помогая раскрытию этого характера.
На протяжении всего романа автор сопоставляет Печорина с другими персонажами произведения, формируя из них пары. Это помогает Лермонтову отчетливее и полнее показать характер «героя времени», высветить все нюансы его противоречивой натуры. Так, в романе мы встречаем следующие пары: Печорин – Максим Максимович («антипод»), Печорин – Грушницкий («пародия»), Печорин – Вулич («фаталист»), Печорин-Вернер («друг»), Печорин – женские образы («любовь»), Печорин – горцы («естественные люди») и другие.
В результате сочетания в романе многих новаторских приемов (нехронологической композиции, приема исповеди, «парного сравнения» героев и т.д.) перед нами встает фигура трагическая, страдающая, живущая сложной духовной жизнью, страстно жаждущая обновления: «я чувствую в душе моей силы необъятные. »; «…а все живешь – из любопытства: ожидаешь чего-то нового. Смешно и досадно!»
Однако мы видим, что всеми обстоятельствами жизни (социально-историческими и личными) Печорин обречен на бездействие: «Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший свет жизни».
Безусловно, этот персонаж – герой своего времени, времени сомнений и скептицизма. Лермонтов показывает нам, что в условиях 30-40-ых годов 19 века любые усилия личности на пути к самореализации оказывались бесполезными, а отношения личности и общества – антагонистическими.
Конфликт Печорина с аристократической средой, к которой он принадлежал, очевиден с первых страниц романа, как очевидно его глубокое презрение к обществу, превращающему человека в нравственного калеку. «И тогда в груди моей родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой…» – говорит Григорий Александрович княжне Мери, слагая эпитафию своей полумертвой душе.
Духовное и интеллектуальное превосходство героя над миром, в котором он вынужден жить, выливается в форму неприятия этого мира, а самой главной чертой характера Печорина становится индивидуализм и эгоизм: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия».
Эти качества, как мы убеждаемся на протяжении всего романа, не приносят герою ни счастья, ни удовлетворения. Печорин честно осознает свои пороки, и его самый суровый нравственный суд обращен на себя самого: «Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая…»
Вообще, в «Герое нашего времени» впервые в русской литературе появляется персонаж, сознательно ставящий перед собой главные вопросы человеческого бытия – о смысле жизни человека и о своем назначении на земле. Так, в ночь перед дуэлью с Грушницким Печорин рассуждает: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашивая себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое…». Но собственный приговор судьбе не оставляет возможности для самоутешения: «. Но я не угадал этого назначения. ».
Отсутствие цели в жизни – в этом один из главных источников трагедии Печорина, поэтому мелки его поступки, пуста и бесплодна его кипучая деятельность. Тоскуя по гармонии человеческих отношений, душа этого героя жаждет света и добра, но не находит себе приюта в мире дисгармонии, социального и духовного рабства. Единственно возможная форма самореализации, которая доступна Печорину, – это неприятие обстоятельств, противостояние им и самопознание. Очень верно отметил В.Г. Белинский, что в герое Лермонтова «есть тайное сознание, что он не то, чем самому себе кажется. ».
Считается, что Печорин – один из вариантов русского «лишнего человека», уже известного по роману Пушкина «Евгений Онегин». Но в отличие от этого персонажа, в Печорине отразилось другое время и другие, принципиально важные, черты – развитие личностного и общественного самосознания, рефлексия, желание понять причины своих несчастий, чтобы оставить потомкам хотя бы этот «горестный анализ».

Ссылка на основную публикацию