Сочинение История жизни Петра Гринева (Капитанская дочка)

Образ и характеристика Петра Гринева в повести Капитанска дочка Пушкина сочинение

Гринев – парень, лет семнадцати – восемнадцати. Именно от его лицо ведется повествование в повести Пушкина « Капитанская дочка». Петр Андреевич Гринев из знатного дворянского рода, его отец, Андрей Петрович, глубокий патриот с дворянской честью. Много времени он уделял воспитанию сына, развивая в нем качества дворянина, а именно патриотизм, отвагу, честность, великодушие.

Гринев младший получил домашнее образование, обучением которого занимался крепостной Савельич. Именно он обучил Петра грамоте. В душе юнца осталось множество военных историй, которые рассказывал его наставник и они отложили огромный отпечаток на будущем парня. Гринев отлично владел французским языком.

В семнадцатилетнем возрасте Петр отправила отдавать долг Отечеству, то есть, на службу. Но ожидания Гринева младшего рухнули, как стена, когда он узнал, что вместо пышной столичной жизни его ждет небольшой город Оренбург. Главной целью отца было не развлечение сына и удовлетворение его прихотей, а то, чтобы он стал настоящим офицером.

Образ Петра Гринева, созданный Пушкиным в «Капитанской дочке» — это не просто положительный персонаж. В повести показывается его взросление, закалка нравственных качеств и умение преодолевать трудности.

Гринев не был ветреным и беззаботным молодым человеком, но иногда совершал странные поступки. Как, например, выпивал с Зуриным и проигрался ему по полоний. Но это послужило хорошим уроком.

В Белогорской крепости, где он служил, сразу со всеми подружился и нашел общий язык. Он даже стал своим человеком в семействе Мироновых. Служба приносила сплошное удовольствие Петру.

Когда была дуэль, читатель видит Гринева как смелого юношу, который готов отстаивать честь и достоинство девушки, к которой не равнодушен. Смелость Петра проявляется еще в том случаи, когда отказывается от присяги на верность самозванцу.

За год жизни в Оренбурге он пережил множество испытаний и трудностей. За это время он вырос, повзрослел, стал настоящим мужчиной. В общем, стал тем, кем и хотел быть, кем хотела его видеть отец. Мужественным и стойким к трудностям, Офицером с большой буквы.

Вариант 2

Повесть «Капитанская дочка» описывает период восстания Пугачева, а повествование ведется от имени Петра Гринева, который вспоминает свою жизнь.

Сначала читатель видит молодого юношу, обладающего благородством и чувством достоинства, который сам способен принимать решения, он мужественный, отзывчивый и самостоятельный, он чист душой и верен своему классу, так как он дворянин, и конечно же верен государыне. Петр Гринев меняется на глазах читателя. Он из гвардейца, мечтающего лишь о столичных удовольствиях, из наивного юнца превращается в офицера, с умом и мудростью выходящего из затруднительных положений.

Пушкин не случайно выбрал Гринева повествователем, потому что он хотел, чтобы это был человек, который непосредственно участвовал в тех событиях и был знаком с Пугачевым. И Гринев как никто подходил для этого, потому что его отряд сражался против восставших отрядов Пугачева, когда они напали на крепость, но всё же отряд Петра проиграл. Когда произошла встреча Гринева и Пугачева, Гринев узнал в «лжецаре» провожатого, который провожал их с Савельичем во время пурги на постоялый двор. Пугачева расположили к молодому офицеру общие воспоминания, а так же он оценил его честность и отвагу. Пугачев по своей натуре был недоброжелателен к дворянам, но своей мудростью и смелостью Гринев заслужил его уважение и спас жизнь не только себе, но и своей невесте. Хотя Гринев и не разделял взгляды Пугачева, но он испытывал к нему сочувствие, потому что Пугачев проявлял к нему свое внимание и участие. Три раза Гринев был помилован Пугачевым, и сам Гринев рассказывает, что воспоминания о Пугачеве у него связаны с мыслями о пощаде.

Пушкин, выбирая рассказчиком Петра Гринева, не прячется за него, на протяжении всего повествования позиция автора четко прослеживается. Мысли и размышления Гринева заложены в него писателем, и ситуации подобраны так, что Гринев ведет себя именно так, как хочет Пушкин.

В повести как бы происходит слияние мирной жизни обычного, хоть и обладающего особенными личными качествами, человека Петра Гринева и исторических событий. Пушкин хотел показать, что жизнь обычных людей и составляет основу процессов, происходящих в истории.

Сочинение Характеристика и образ Петра Гринева

«Капитанская дочка» – одно из самых известных произведений А. С. Пушкина, наполненная глубоким психологизмом за счёт взаимодействия совершенно отличающих друг от друга героев. Историческое произведение у писателя приобрело форму романа, вскоре став известным и оценённым широким кругом читателей. Повествование ведётся от лица 18-три летнего Петра Гринева, главного героя, о котором и пойдёт речь.

Юноша родился в дворянской семье, чьё поместье располагается в Симбирской губернии. Отец его преданно служил Родине и считает это долгом каждого, поэтому сын, будучи даже не рождённым, был записан в Семёновский полк. Андрей Петрович воспитывал Петра как бесстрашного, великодушного и честолюбивого дворянина.

Образованием мальчика, а впоследствии и юноши занимался крепостной Гриневых. Савельчи обучил молодого дворянина некоторым наукам, но больше Петру запомнились истории о войне, сказки. После 12-тилетия образованием мальчика занимался Французский гувернёр, не утруждавший себя в работе, но все-таки обучивший младшего Гринева французскому языку.

В 17 лет юношу отправили на службу в Оренбург, что являлось не очень хорошей перспективой. Однако отец Петра считал службу в армии именно такой – суровой, в которой нет места бездельничеству.

Путешествие в столь отдаленный край действительно изменит жизнь и характер героя, закалит его. К примеру, встретившись в трактире и проиграв солидную сумму денег, главный герой осознаёт реалии мира, стараясь не поддаться влиянию общества и волнению со стороны Савельича, он стоит на своём, отдавая долг и не позволяя принизить своё достоинство, что говорит о просыпающемся честолюбии мальчишки.

Заячий тулуп, отданный, как мы узнаем впоследствии, Пугачеву, представлял большую ценность, но Пётр проявил великодушие и доброту, забыв о жадности.

В Белогорской крепости Гринев не скучал, нашёл новое увлечение и подружился с Мироновыми. Его поведение благоприятно сказалось на отношениях со многими, исключая Швабрина. Разногласия между героями стали предвестником конфликта, дуэли. На ней Пётр вновь показал решимость, желание постоять за себя и близкого человека.

Храбрость и честолюбие герой проявит во время захвата Пугачевым крепости. Пётр откажется служить самозванцу, сохранит честь и достоинство.

Особое место в душе героя занимает Маша Миронова. Безграничная любовь, искренность и желание бескорыстно помогать ей и её семье представляет нам Гринева как чувствительного, доброго и храброго человека, способного на подвиг ради любимых.

Поступки Петра возвышают его в глазах читателя. Он – пример нравственности и чести, присущей немногим людям.

Вариант 4

Повесть «Капитанская дочка» по жанру является историческим произведением. Но в ней речь идёт не только о пугачёвском восстании. Основой сюжета становится военная служба молодого дворянина Петра Гринёва, вовлечённого в эти события. Образ главного героя помогает раскрыть идею произведения – только нравственно сильные люди способны победить трудности. Эпиграфом произведения служит народная мудрость «Береги платье снову, а честь смолоду». Такой наказ юный Пётр получил от отца, и это стало главным принципом его жизни.

Детство Петруши, как у всех поместных дворянских детей, было беззаботным. Сначала его воспитателем был крепостной «дядька» Савельич, который брал мальчика на охоту и рыбалку, рассказывал ему народные сказки. Он привил Петру дух «простонародья», что и заложило в нём многие нравственные начала. А от гувернёра – француза было мало толка, и он был изгнан Гринёвым – старшим за «небрежение» к обязанностям. В становлении личности юноши, основная роль принадлежала родителям. Добрая и ласковая мать передала ему лучшие душевные качества. Отец – человек с сильным характером, отставной премьер – майор, мечтал воспитать сына настоящим офицером. Ещё до появления на свет Пётр был приписан к Семёновскому полку. Но, когда пришло время, отец вместо Петербурга решил отправить сына «понюхать пороха» под Оренбург и дал наказ – беречь честь смолоду. Так на семнадцатом году Гринёв отправился служить Отечеству.

По дороге в крепость Пётр знакомится с людьми, которые в дальнейшем сыграют важную роль в его судьбе. Проиграв в бильярд ротмистру Зурину, юноша выполняет договор и расплачивается с ним. Петр считает, что честь и совесть дороже ста рублей. А впоследствии, в трудную минуту ротмистр придёт ему на помощь. Пётр проявляет щедрость и дарит «заячий тулуп» крестьянину, который показал ему дорогу во время бурана. «Вожатым» оказался сам Пугачёв, и потом он не раз спасёт Гринева от гибели.

Служба в крепости, знакомство со Швабриным, с семьёй капитана Миронова и его дочерью ещё ярче раскрыли образ главного героя. Он стал не только хорошим офицером, но и проявил себя как, смелый, искренний и благородный человек. Он дерётся на дуэли за честь Маши, он романтик – пишет девушке стихи и признаётся ей в своих чувствах. Он незлопамятен и прощает Швабрина: «Я искренне простил ему нашу ссору». При захвате крепости бунтовщиками, Гринёв отказался целовать руку новому «царю» и остался верен присяге. За что и снискал уважение Пугачёва.

Все дальнейшие поступки Гринёва характеризуют его как решительного и мужественного человека. Он любит Машу, и готов отправиться в ссылку, лишь бы не запятнать имя девушки. Благодаря любви и смелости капитанской дочки, Пётр выходит на свободу, и они создают счастливую семью.

Образ Петра Гринёва раскрывает главный смысл повести – невозможно стать счастливым человеком, если потерять честь и достоинство. Важно сохранить нравственные принципы в любых обстоятельствах и пронести их через всю жизнь.

Сочинение про Гринева

Главный персонаж романа А.С.Пушкина – юный офицер, которого отец послал служить в крепость. Он порядочный и высоконравственный, молодой юноша.

Детские годы Гринёв провёл в отцовском доме, под наблюдением стремянного. Также его учил и француз, учитель Бопре, какой вскоре запил.

Отец Петра, Андрей Петрович, офицер в отставке, при служении графа Минихе, пристроил его служить в Петербург. А когда наследнику исполнилось семнадцать лет, переменил своё мнение и перевёл в Белогорскую крепость. Там Пётр встретил свою настоящую любовь, простую, стеснительную, привлекательную девушку Марию, которая была дочерью коменданта. Что Гринёв честный и ответственный человек, автор показывает в происшествии, которое произошло по пути замок. Когда Гринёв проиграл у Зурина сто рублей, Гринёв заставил Савельича вернуть долг.

Когда Швабрин обидел Машу, Гринёв не подумав, рискуя потерять свою жизнь, вызывает его на поединок. Под Оренбургом во время службы Петра вспыхнул бунт во главе с Емельяном Пугачевым. Бунтовщики берут крепость и у главного героя возникает выбор, либо оказаться на стороне мятежников, либо смерть. Выбрав сторону чести, Гринёв только случайно не был убит. По пути в замок, Петр от чистой души подарил незнакомому человеку заячий тулуп. Этим человеком оказывается, Пугачев. Но и после всего этого Гринёв не дал Емельяну присягу на верность. По своей милости Пугачёв освобождает Петра с обещанием, что он не пойдёт наперекор ему. Гринев, не захотев давать обещание ответил: ” не в моей воле идти против тебя, а когда прикажут делать нечего пойду”. Этот ответ мог заставить Емельяна Пугачева передумать, но он отпускает Петра.

В этом произведении Пушкин смог показать изменение Петра Гринева из ветреного, безответственного парнишки в очень стойкого, храброго, мягкосердечного, благородного мужчину, который может отвечать за свои слова и поступки. Во всех непростых и критических обстоятельствах Петр Гринев остаётся преданным своим убеждениям и сумел сберечь те черты, которые привили Пете ещё в детском возрасте. Недаром в конце произведения возникла поговорка ” Береги честь смолоду “.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Петра Гринёва в повести Капитанска дочка

Популярные сегодня темы

Есть множество тем, который Иван Алексеевич Бунин посредством своего несомненного таланта вложил в этом столь небольшом, по объёму, но огромном, по философской нагрузке, произведении. Мне нужно рассказать об одном.

Жанровая направленность произведения представляет собой сочетание публицистической и художественной прозы, основной тематикой которой становится проблема крепостничества в России.

Старшее поколение в романе представлено в лице нескольких персонажей, но главную роль забирает себе Николай Петрович Кирсанов.

Петруха – сын Екатерины, который является «несчастным пьяницей». Его настоящее имя Никита Алексеевич Зотов, но все его называют просто Петрухой, потому, что он ненужный и никчемный и не достоин своего имени

Я каждый день стараюсь оказать ей помощь, пусть даже маленькую, но все же. Проснувшись утром, я первым делом заправляю свою постель

Сочинение Образ Петра Гринёва (характеристика) в Капитанской дочке

Одним из главных героев произведения Пушкина «Капитанская дочка» является Пётр Гринёв, шестнадцатилетний юноша, молодой дворянин. Будучи мальчиком, он получил очень слабенькое образование, его нельзя было назвать прилежным учеником (стоит только вспомнить, что из географической карты он сделал воздушного змея), да и учителя не особенно занимались им и его образованностью. Маленький Петруша урокам предпочитал игры с ребятами. Когда мальчик подрос, отец отправил его на службу в Оренбург, чтобы Пётр взялся, наконец, за ум. На протяжении всего произведения Пушкин показывает нам превращение Петра из ничего не смыслящего в жизни разгильдяя в зрелого юношу, человека чести. В самом начале своего путешествия Петруша ещё не умеет даже распоряжаться финансами, он легко проигрывает в карты практически случайному человеку, но впоследствии извлекает из этого хороший урок.

Читайте также:  Характеристика и образ Аксиньи Астаховой в романе Шолохова Тихий Дон сочинение

Когда Пётр впервые встречается с Пугачёвым, ещё не зная, кто он, он щедро одаривает незнакомого человека, жалует ему свой тулуп. В этом проявляется не только великодушие героя, но и его забота о незнакомом человеке, у которого нет достаточно тёплой для такой суровой зимы одежды.

В Белогорской крепости, куда юношу отправили по службе, он полюбил девушку Машу. Это была очень чистая, светлая любовь, в которой не было мести корысти, ведь Маша не была красавицей и не обладала богатым приданым. Когда девушку попытался очернить другой офицер, Швабрин, Гринёв рискнул жизнью на дуэли, защищая честь девушки, что позиционирует его как благородного и отважного юношу. Но не только в этом проявились его смелость и наличие чести.

Когда Пугачёв захватывает крепость, Пётр отказывается присягать ему, хотя может лишиться за это жизни. Он, однако, не раз говорит Пугачёву, что присягнул на верность Государыне и своей родине и не может от этого отречься. В дальнейшем, сколько бы раз судьба ни сталкивала его с Емельяном, Пётр отказывается служить ему, оставаясь верным своей присяге.

Большое значение в его жизни имеет и любовь к Маше Мироновой. Ради девушки он рискует несколько раз не только своей жизнью, возвращаясь к Пугачёву в захваченную крепость, но и своей честью. Гринёв попадает в тюрьму по ложному обвинению в предательстве Родины, он может оправдать себя, но не делает этого, заботясь о чести любимой девушки.

Таким образом, мы видим, как Петруша Гринёв вырастает в отважного, верного, великодушного и сострадательного человека, человека чести, и становится по-настоящему положительным героем.

Сочинение 2

Петр Андреевич Гринев – молодой дворянин. До 16 лет герой воспитывался и обучался дома. Петр Гринев хорошо владеет французским языком, увлекается литературой, сочиняет стихи. Герой обладает романтическим складом характера, он искренний чувствительный человек.

Когда юноше исполнилось 16 лет, его отец принял решение отправить служить молодого Петра в Оренбург в Белогорскую крепость. Отец Гринева был твердым гордым человеком, он хотел, чтобы его сын вырос смелым и честным мужчиной. Наставления отца сыну: «береги честь смолоду». Эта фраза становится стержнем повествования, молодой Гринев следует завету родителя, что помогает ему во многих жизненных ситуациях.

По дороге в крепость, Гринев встречает Емельяна Пугачева. Тогда беглый казак еще не был известен. Будущий предводитель крестьян, помог Петру в метель отыскать дорогу к постоялому двору, за что молодой человек в благодарность подарил Пугачеву заячий тулуп. Эта встреча оказалась судьбоносной для Гринева.

В Белогорской крепости Петр знакомится с Машей Мироновой – дочерью коменданта. Между молодыми людьми появляются взаимные чувства любви и уважения. Сложные неприятельские отношения складываются у Гринева с Швабриным, попавшим в крепость за дуэль. Когда Швабрин оскорбил Машу, Петр вызвал офицера на дуэль. Такое поведение героя говорит о нем как честном, благородном, мужественном человеке.

Гринев хороший офицер, начальство довольно его службой. Петр один из немногих, кто защищал крепость от банды Пугачева. Во время разговора с предводителем бунтовщиков герой отказывается перейти на его сторону, и честно говорит о том, что если ему прикажут сражаться против банды Пугачева, то он исполнит свой долг перед отечеством. Петр не побоялся отправиться на спасение Маши Мироновой, находившейся в плену у Швабрина. Гринев тайно пробрался в крепость, понимая, что за это могут казнить. Ему удалось спасти девушку. Помня о добром поступке Гринева, Емельян Пугачев отпускает Машу и Петра из крепости.

Действия Гринева характеризуют его как смелого, храброго человека. Гринев способен на искренние чувства. В конце повести он женится на Маше Мироновой и находит счастье в семейной жизни.

Таким образом, в повести «Капитанская дочка» образ Петра Гринева показан в эволюции развития личности главного героя: в крепость Петр едет молодым легкомысленным юношей, затем в ходе развития сюжета предстает уже смелым храбрым офицером, верным слову и чести, в конце повести, Гринев показ уже как ответственный решительный мужчина.

Характеристика 3

В данном замечательном произведении рассказывается об исторических событиях, которые несут в себе идею того, какое воспитание следует давать следующим поколениям, и чему их стоит учить. Петра Гринева можно назвать главным героем данного произведения, от личности которого ведется рассказ. Будучи семнадцатилетним молодым человеком и сыном дворянина, который жил в Симбири. Его отца, Андрея Петровича Гринева, можно назвать человеком чести, а также долга перед своей страной. Сыну он хотел объяснить то, что следует развивать в себе такие качества, как достоинство и честь, храбрость, а также патриотизм. До того, как у героя родился сын, он решил записать мальчика в Семеновский полк. Петр обучался на домашнем обучении, и первым наставником мальчика стал человек по имени Савельич, что старался вырастить мальчика грамотным и честным человеком.

Во время своего двенадцатого дня рождения, мальчику бал выписан гувернер из столицы, который не выполнял свои обязанности честно, так как не хотел тратить время на воспитание юноши. Однако, мальчик, несмотря на все это, смог выучить французский язык, что помогло ему заниматься различными переводами. В семнадцатилетнем возрасте, юноша решил пойти на службу. Однако, город, в который его отправили, не соответствовал его желаниям и мечтам. Ведь, Петр, хотел поехать в Москву, а был отправлен в Оренбург. Нельзя говорить о том, что автор наделил главного героя исключительно положительными качествами. В нем, по ходу формирования его личности и характера, закладывались некоторые сильные качества, которые помогли ему в дальнейшем понять, в какое направление продвигаться.

Когда он познакомился с Иваном Зуриным, то это послужило ему хорошим уроком того, что не всем людям можно и стоит доверять. Ведь его новый знакомый, подпоив юношу, выиграл у него в карточной игре немалую сумму денег. В моменте, связанным с дуэлью, Петр показал себя довольно храбрым и отважным юношей, так как не побоялся сразиться с оппонентом за то, чтобы честь девушки была сохранена. Также, герой стал свидетелем восстания, организованного Емельяном Пугачевым, что оказало на него колоссальное впечатление. Он отказал Пугачеву в том, чтобы присоединиться к его отряду, и должен был понести смертельное наказание. Однако, случай, спас юношу. Как-то раз, Гринев спас революционера от холода, за что Петр остался в живых. На протяжении всего произведения Гринев показывал себя отважным молодым человеком, который не страшился трудностей и опасностей на пути.

Сочинение Гринёв Пётр

В «Капитанской дочке» автор попытался раскрыть суть реально происходящих исторических действ, с помощью чего, старался донести до читателей нравственно-этическое значение данного произведения. Петра Гринева можно рассматривать как основного персонажа в данном романе, а также стоит отметить тот факт, что он является повествователем данной замечательной истории. Будучи семнадцатилетним сыном дворянина, который жил в Симбирской части России, герой получал образование на дому. Его отец старался прививать собственному сыну такие качества, с помощью которых он бы смог проявлять патриотизм, смелость и упорство. Еще до момента рождения Петра, его отец записал мальчика в Семеновский полк на службу.

Учителем Петра был крепостной человек по имени Савельич. Он обучал мальчика грамоте, и старался делать все, чтобы он вырос умным и образованным человеком. Когда мальчику исполнилось двенадцать лет, ему прислали другого учителя, который не так добросовестно и качественно выполнял свои обязанности. Однако, он сумел научить мальчика французскому языку, что помогло Петру заниматься профессиональными переводами. В возрасте семнадцати лет, мальчика направили на службу. Однако, местом его службы стала не столица, как мечтал сам Петр, ведь направили его в Оренбург. Из-за этого, юноша сильно расстроился.

Нельзя сказать о том, что автор наделил данного главного героя исключительно положительными чертами и качествами. Ведь в данной повести можно заметить то, что Петр со временем принимает свои недостатки, и старается их исправить. При этом, он становится весьма сильной и успешной личностью благодаря подобным изменениям. Когда он познакомился и Иваном Зуриным, то через некоторое время испытал горький урок. Ведь Зурин подпоил Петра, и начал играть с ним на деньги, при этом, конечно же, обыграл юношу, который находился в подобном состоянии. В моменте, связанным с дуэлью, Петр сумел раскрыться как человек, который не побоялся рискнуть собственной жизнью ради того, чтобы защитить честь девушки. Как-то раз он стал свидетелем бунта, который сопровождался при командовании Пугачева. Они предложили Петру стать частью их команды, однако, получили отрицательный ответ от него. Вследствие чего они чуть не казнили юношу, однако его спасло то, что он был знаком с Емельяном, и даже как-то раз спас его. Благодаря поступкам главного героя, можно научиться тому, что нужно стараться беречь свою честь смолоду, и соответственно жить по своим принципам и убеждениям.

Образ Петра Гринёва

Популярные сочинения

Художник Айвазовский был довольно своеобразным человеком и в ту же очередь уникальным творцом. Он был человеком вдохновения, он не мог работать без него и кстати часто находил то самое вдохновение благодаря путешествиям. Однажды поездка

Рассматривая картину Николая Михайловича Ромадина «Лесное озеро» не покидает ощущения присутствия тайны. Хочется погрузиться в эту сказочную атмосферу, где имеют место и вода, и растения, и ароматный воздух.

Начнем наше рассуждение с того, а что же такое силы и откуда они у нас берутся?

Образ и характеристика Петра Гринева в романе “Капитанская дочка”: описание внешности, характера и воспитания героя

Гринев и Марья Миронова.
Художник С. Герасимов

Петр Гринев – главный герой исторического романа “Капитанская дочка” Пушкина.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Петра Гринева в романе “Капитанская дочка”: описание внешности и характера, воспитания и родителей героя и т.д.

Смотрите:
Краткое содержание романа
Все материалы по “Капитанской дочке”

Образ и характеристика Петра Гринева в романе “Капитанская дочка”

“. у батюшки триста душ крестьян, «легко ли! – сказала она, – ведь есть же на свете богатые люди. “:

“Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно. »”

“. потом Петр Андреевич женился на Марье Ивановне.”

“Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась. ” (в 16 лет он отправляется на службу в Оренбург)

“. Надели на меня заячий тулуп, а сверху лисью шубу. “

“. Мы сняли мундиры, остались в одних камзолах и обнажили шпаги. ” (о внешности Гринева больше ничего не известно. Гринев ведет рассказ от своего имени и поэтому сам не описывает свою внешность)

“. В то время воспитывались мы не по‑нонешнему. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре и хотя по контракту обязан он был учить меня по‑французски, по‑немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое‑как болтать по‑русски, – и потом каждый из нас занимался уже своим делом. “

“. для меня выписана была из Москвы географическая карта. Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги. Я решился сделать из нее змей . Тем и кончилось мое воспитание.

Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. “

“. Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом, по милости майора гвардии князя Б., близкого нашего родственника. “

“. Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной. “

“. зачем изволили вы перейти из гвардии в гарнизон. “

“. Я был произведен в офицеры. Служба меня не отягощала. “

“. прапорщик Гринев находился на службе в Оренбурге. “

Петр Гринев – добрый, отзывчивый человек:

“. вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь. ” (Маша Миронова о Гриневе)

“. Я слишком был счастлив, чтоб хранить в сердце чувство неприязненное. Я стал просить за Швабрина. “

“. Будучи от природы не злопамятен, я искренно простил ему и нашу ссору, и рану, мною от него полученную. “

“. С неспокойной совестию и с безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска. “

“. Мне было стыдно. Я отвернулся и сказал ему: «Поди вон, Савельич; я чаю не хочу». “

“. Наконец я сказал ему: «Ну, ну, Савельич! полно, помиримся, виноват; вижу сам, что виноват. “

“. Мне было жаль бедного старика; но я хотел вырваться на волю и доказать, что уж я не ребенок. “

“. Я взглянул на Марью Ивановну Мне стало жаль ее, и я спешил переменить разговор. “

“. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. “

“. долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы. “

“. Мне было досадно, однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения. “

“. Ого! Самолюбивый стихотворец и скромный любовник! – продолжал Швабрин. “

“. Тут он остановился и стал набивать свою трубку. Самолюбие мое торжествовало. “

“. Рассуждения благоразумного поручика не поколебали меня. Я остался при своем намерении. “

“. видя мое упрямство, оставила меня в покое. “

“. Не упрямься! что тебе стоит? плюнь да поцелуй у злод… (тьфу!) поцелуй у него ручку. “

“. Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее. “

“. С грустию разлуки сливались чувства благородного честолюбия. “

“. «Целуй руку, целуй руку!» – говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению. ” (Гринев отказывается целовать руку Пугачева)

“. Я взял руку бедной девушки и поцеловал ее, орошая слезами. “

“. Мы вспомнили и прежнее счастливое время… Оба мы плакали. “

“. великодушно извинял своего несчастного соперника. “

“. Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом и обратил глаза в другую сторону. “

“. решился перед судом объявить сущую правду, полагая сей способ оправдания самым простым, а вместе и самым надежным. “

“. обвинения, тяготеющие на мне, я надеюсь их рассеять чистосердечным объяснением истины. “

“. Я чистосердечно признался в том Марье Ивановне и решился, однако, писать к батюшке. “

“. Я воображал себя ее рыцарем. Я жаждал доказать, что был достоин ее доверенности, и с нетерпением стал ожидать решительной минуты. “

“. Читатель извинит меня: ибо, вероятно, знает по опыту, как сродно человеку предаваться суеверию, несмотря на всевозможное презрение к предрассудкам. “

“. У Швабрина было несколько французских книг. Я стал читать. “

“. Я уже сказывал, что я занимался литературою. Опыты мои, для тогдашнего времени, были изрядны, и Александр Петрович Сумароков, несколько лет после, очень их похвалял. Однажды удалось мне написать песенку, которой был я доволен вынул я из кармана свою тетрадку и прочел ему следующие стишки. “

“. У Швабрина было несколько французских книг. Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе. По утрам я читал, упражнялся в переводах, а иногда и в сочинении стихов. “

“. и monsieur Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании, которыми я и воспользовался. Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника. “

“. проклятый мусье всему виноват: он научил тебя тыкаться железными вертелами да притопывать, как будто тыканием да топанием убережешься от злого человека. ” (учитель Бопре научил Гринева фехтовать)

“. к Савельичу, который был и денег, и белья, и дел моих рачитель. “

“. Но любовь сильно советовала мне оставаться при Марье Ивановне и быть ей защитником и покровителем. “

“. Теперь понимаю: ты, видно, в Марью Ивановну влюблен. О, дело другое! Бедный малый. “

“. «Милая Марья Ивановна! – сказал я наконец. – Я почитаю тебя своею женою. Чудные обстоятельства соединили нас неразрывно: ничто на свете не может нас разлучить». “

“. потом Петр Андреевич женился на Марье Ивановне. Потомство их благоденствует в Симбирской губернии. “

Это был цитатный образ и характеристика Петра Гринева в романе “Капитанская дочка”, описание внешности, характера, воспитания героя и т. д.

Читайте также:  Анна Павловна Адуева в романе Обыкновенная история Гончарова

46 Комментарии

Спасибо за цитаты, очень пригодились)))

ЗАМЕЧАТЕЛЬНО. ОГРОМНОЕ СПАСИБИЩЕ. ❤

Спасибо огромное! Очень помогли

ОЧЕНЬ.МНОГО.ЦИТАТ. Можно просто полную сравнительную характеристику составить)

Спасибо очень помогло!

Огромное вам спасибо,вы мне очень помогли Ответить Удалить

Статья вряд ли может помочь, цитаты вообще не в тему, пишите про внешность – цитата про одежду. Внутренние качества человека подтверждаются на примере его поступков, а не с его слов, которые и употребляют в другом значении. НЕ НАЙДЕНО ПОЛЕЗНЫМ

Уважаемый читатель! Спасибо за комментарий. По вашему негативному отзыву мы узнаем в вас строгого учителя литературы. Обычно такие отзывы пишут именно учителя. К сожалению, эта статья показалась полезной многим людям, но не вам. Сожалеем.

На ваш комментарий мы даем ответы:

Во-первых, если вы преподаватель, то должны хорошо знать текст романа. Как известно, роман “Капитанская дочка” написан от лица главного героя, от имени Петра Гринева. Простой вопрос: каким образом сам Петр Гринев должен описать свою внешность? Как это преподнести читателю? Может быть, так: “Я, рассказчик, Петр Гринев, мужчина среднего роста с зелеными глазами, большими ушами и т.д.”?

Но это несколько странно, не так ли? Именно поэтому в романе НЕТ описания внешности Гринева в деталях. Это нормально для произведений, где рассказ ведется от 1-ого лица.

Во-вторых, о поступках и характере Гринева мы узнаем от самого же Гринева. Все потому что рассказ ведется от первого лица. А значит, по вашей логике, никакой информации о Гриневе вообще нельзя доверять, ведь он говорит о самом себе. А значит, может соврать?!

Но ведь сам Пушкин “назначил”, избрал Петра Гринева рассказчиком в романе. Очевидно, что голос Гринева – это по сути голос самого Пушкина. А значит, оценкам и мнению Гринева как рассказчика мы можем доверять. Иначе весь роман можно поставить под сомнение, ведь все содержание романа – это рассказ самого Гринева. А стоит ли ему доверять?!

На наш взгляд, роман и не стоит читать, если не доверять Гриневу как рассказчику.

Правильно сказали, а то бывают же нахалы. А насчет характеристики: очень понятно и ясно. Я всегда, абсолютно всегда смотрю характеристики персонажей только на вашем сайте. Продолжайте в том же духее��

Образ Петра Гринева

Повествование в повести «Капитанская дочка» ведется от имени Петра Андреевича Гринева. Это – молодой человек, 17-18 лет. Он сын дворянина, живущего в Симбирской губернии, отставного премьер-майора. У его отца – Андрея Петровича Гринева глубоко развито чувство дворянской чести и долга перед государством. Своего сына отставной майор записал в Семеновский полк, еще не зная, кто родится у него. Он воспитывал в сыне качества, которыми должен обладать настоящий дворянин – честь, бесстрашие, великодушие.

Петр Андреевич получил домашнее воспитание. Сначала его «образованием» занимался стремяный, крепостной Гриневых, Савельич. Наверняка, он научил Петра разбираться не только в собаках. Русской грамоте обучил Петра Савельич. Проводя с ребенком много времени, он наверняка рассказывал ему военные истории, сказки, оставившие свой след в душе мальчика. Когда мальчику исполнилось 12 лет, ему выписали из Москвы гувернера, не очень утруждавшего себя занятиями с дворянским отроком. Однако восприимчивый ум мальчика получил необходимые знания в области французского, что позволило ему заниматься переводами.

Однажды отец вошел в комнату и увидел, как его чадо «изучает» географию. Превращение географической карты в летающего змея при спящем учителе разгневало старого майора, и гувернер был вытолкан взашей из имения.

Когда Петру Андреевичу исполнилось 17 лет, отец позвал к себе сына и объявил, что отправляет его на службу отечеству. Но вопреки ожиданиям Петруши, его отправили не в столицу, а в дальний Оренбург, граничащий с киргизскими степями. Такая перспектива не очень обрадовала молодого человека.

«– Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.»

В этих словах Андрея Петровича выражается характер офицера старой закалки – человека решительного, волевого и ответственного, но более того – выражается отношение отца к сыну. Ведь ни для кого не секрет, что все родители стремятся пристроить любимых чад туда, где комфортно, и нужно меньше трудиться. А Андрей Петрович хотел воспитать из сына настоящего мужчину и офицера.

Образ Петра Гринева, созданный Пушкиным в «Капитанской дочке» — это не просто положительный персонаж. В повести показывается его взросление, закалка нравственных качеств и умение преодолевать трудности.

Во время пути Петр Андреевич познакомился с Иваном Ивановичем Зуриным, который воспользовался неопытностью Гринева, впервые выпорхнувшего из отчего дома. Он подпоил молодого человека и обыграл его.

Нельзя сказать, что Петр Андреевич был ветреным и бесшабашным. Просто он еще был молод. И на мир смотрел по-детски невинными глазами. Этот вечер и знакомство с Зуриным послужили для Гринева хорошим уроком. Он больше никогда не увлекался играми и спиртным.

В эпизоде с заячьим тулупом Гринев проявил душевную доброту и великодушие, впоследствии, спасшие ему жизнь.

В Белогорской крепости, куда оренбургский генерал направил его служить, Гринев быстро поладил с обитателями крепости. В отличие от Швабрина, которого здесь многие не уважали, Гринев стал своим человеком в семействе Мироновых. Служба его не утомляла, и он в свободное от занятий время увлекся литературным творчеством.

В истории с дуэлью он проявил если не храбрость (в данном случае это слово просто неуместно), то решимость, стремление постоять за честь девушки, которая ему нравилась.

Свою храбрость он покажет позднее, когда под страхом смерти откажется присягать самозванцу, целовать ему руку. Пугачев оказался тем самым спутником, который помог Гриневу добраться до постоялого двора, и которому Гринев подарил свой заячий тулуп.

Чувство чести и долга перед государством и императрицей, которой принес присягу, честность до конца перед Пугачевым, и не только перед ним, возвышают молодого человека в глазах читателя. Гринев проявит мужество и тогда, когда поедет в Белогорскую вызволять Машу из рук Швабрина. В его пользу говорит и тот факт, что Гринев готов идти на каторгу, чтобы только не вовлекать в разбирательство Машу – дочь капитана Миронова, которую он успел полюбить.

За год, что прослужит Гринев в Оренбургской губернии, год, насыщенный событиями, которые не раз ставили его перед нравственным выбором. А за то время, что он проведет в заключении, он получит нравственную закалку. Этот год сделал из мальчика мужчину.

Образ и характеристика Петра Гринева из повести Капитанская дочка Пушкина сочинение 8 класс

Одно из всемирно известных произведений в прозе Пушкина Александра Сергеевича «Капитанская дочка» рассказывает о жизни дворян при подавлении крестьянского бунта при Екатерине II.

Пётр Андреевич Гринёв — один из главных героев исторического романа. На момент событий ему семнадцать — восемнадцать лет. Герой не получил достойного образования и остался недорослем. С юных лет он привык проводить время в кругу дворовых мальчишек, играя в чехарду. Несмотря на отсутствие серьёзного образования, молодой человек воспитан. Ни разу за всё повествование он не грубит страшим. Также герой уважает своих родителей и ни на минуту не забывает наказ отца. Пётр Андреевич Гринёв — положительный персонаж. Молодой человек добр и милостив. Когда он встречает бедняка, которой соглашается показать путь до близлежащей деревеньки, главный герой, пожалев худо одетого проводника, отдаёт ему заячий тулуп.

Как выяснится позже, вожатый был бунтовщиком Емельяном Пугачёвым. И именно этот подарок в скором времени спасёт жизнь Гринёву. Мужчина не жалеет себя в бою, не прячется за спинами товарищей. Даже когда Петра Андреевича ведут на казнь, молодой человек не трусит и с гордостью готов принять смерть. Несмотря на уговоры своего дядьки, Гринёв не просит пощады у главы бунтарского отряда — Пугачёва. Главный герой справедлив и честен, поэтому не льстит преступнику при встрече с ним и открыто говорит, что не хочет переходить на сторону врага. Главный герой всегда готов заступиться за себя и за возлюбленную. Поэтому он и вступает в схватку с Швабриным. Честный главный герой противопоставлен Швабрину, который часто играет не по правилам.

Пётр Андреевич показан честным и ответственным человеком. Автор описывает его именно так, чтобы передать образ дворянина конца 17 века верного присяге.

Образ и характеристика Петра Гринева

Первое, что нельзя не отметить, так это безусловно то, что яркий и запоминающийся образ Петра Гринева в знаменитом и известном произведении великого русского писателя Пушкина Александра Сергеевича завораживает и притягивает к себе внимание читателей с первой минуты знакомства с данным героем. Этот герой запоминается многим своей открытостью, разносторонностью и широтой. Создавая данный образ автор произведения воплотил в нем все то, что так близко и знакомо многим людям.

Если рассматривать данного героя более близко, то вполне легко можно понять насколько его образ разница с образом его отца. Сам по себе это молодой, можно сказать ещё совсем юный парень, который только начинает формироваться как личность, соответственно большую часть своего времени он находится в поиске самого себя, своих идеалов, создании своих принципов и так далее.

Читая самые первые страницы данного произведения можно легко понять, что данный герой является довольно таки легкомысленным и ещё всерьез не относится к жизни. Все его детство протекало достаточно беспечно, именно поэтому начиная взрослеть он очень много не знает, и лишь постепенно начинает узнавать новое, открывая себя и свою душу.
Нужно отметить, что данному герою приходится довольно таки не просто, так как по своей сути он все детство был своеобразным бездельником и даже некой недорослью. Естественно у такого ребенка и отношение к жизни было соответственное, он считал что можно вот так всю жизнь прожить без особых проблем и трудностей.

Читайте также:  Анализ рассказа Лескова Запечатленный ангел

Раскрывая негативные черты данного героя автор в это же самое время старается показать и его положительные стороны. Это очень хорошо заметно особенно на контрасте противопоставлений его поступков.

Вообще нужно сказать, что данный герой совместил в своем характере как черты своей матери, так и отца. Он по словам автора произведения является как бы “кувшином”, в который поровну взяли от одного и от второго родителя.

Если от матери он взял доброту, порядочность, и прекрасное восприятие окружающего мира, то от отца унаследовал честность, прямохарактерность, твердость в принятии решений и так далее.

Надо сказать, что все эти качества настолько отлично дополняли друг друга, что в итоге получился порядочный юноша, который покорял многих глубиной своей души и её широтой. Читатели кстати сказать, именно за это и относились к данному герою особенно, запоминая его и пронося в памяти его образ до конца прочтения данного произведения.
И так день за днем взрослея Петр Гринев только усовершенствует в себе все унаследованные от родителей качества, более того в это же время он развивает в себе и познает свою личность. Личность, которая с каждым днем становится все лучше и лучше.

На протяжении всей своей жизни данный герой не разу не изменил своим представлениям и взглядам на этот мир, на его устои, на человеческие чувства и долг перед своей родиной.

Нужно отметить, что создавая каждый образ и каждого героя в данном произведении автор ни в коем случае не хотел кого-то идеализировать. Он просто хотел показать, что в каждом человеке, без исключения могут совмещаться сразу несколько казалось бы противоположных сторон, и это вполне естественно.

Что же касается образа Петра Гринева, то он был создан для того, чтобы ярко и контрастно показать, насколько может отличаться человек в разные периоды своей жизни. Если в детстве человек живет одними взглядами на жизнь и окружающий мир, то взрослея он меняет свои взгляды, расставляя приоритеты в нужном для себя порядке. Самое главное, не перепутать и понять, что действительно является важным, а что второстепенным.

Характеристика и образ Петра Гринева сочинение

Пётр Андреевич Гринёв — центральный персонаж исторической повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». В начале произведения Гринёв представлен нам легкомысленным семнадцатилетним недорослем, который только играет с дворовыми ребятишками, гоняет голубей да учится фехтованию. Он с малолетства записан в Семёновский полк, однако, по желанию отца, отправляется не в столичную гвардию, а в армейское подразделение глухого села Оренбургской губернии. Петруша разочарован: он грезил службой в престижном полку. По дороге юношу встречают невзгоды взрослой жизни: долги, буран, опасные связи. Но Гринёв с честью переносит все трудности. Именно в поездке раскрывается милосердие Петруши. Оно выражается в отношении к крепостному и к бедному вожатому. Несмотря на причитания Савельича, щедрый Гринёв дарит вожатому не только деньги «на водку», но и новенький заячий тулуп. Доброе отношение к бедняку чуть позже спасёт жизнь Савельичу и Петру Андреевичу.

Прибыв в крепость, в которой Петруша должен был служить, главный герой знакомиться со Швабриным. Раскрывается ещё одна черта Петруши — дружелюбие. Он с радостью проводит время в компании нового друга. Но когда Швабрин начинает смеяться над чувствами Петруши, тот готов постоять за себя. Именно из-за этого главный герой соглашается на дуэль с подлецом, который не раз уже предавал других. Гринёв не раз предстаёт перед читателем как человек чести. Он не желает сдаваться и признавать предателя Емельяна Пугачёва воскресшим правителем. Для него репутация важнее жизни.

Описывая Пётра Андреевича Гринёва, Александра Сергеевича Пушкина пытался создать образ идеального дворянина конца 18 — начала 19 веков, которому присущи милосердие, честность, доброта и другие положительные качества.

Характеристика Петра Гринёва из повести Капитанская дочка

Очень часто, говоря о чести, нам ставят в пример Петра Гринёва. Почему именно его?
Чем так выделяется этот персонаж?

Петр Гринёв является главным героем повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». С первых глав мы узнаём историю его жизни. Он, будучи дворянином, должен был получит соответствующее образование, но он «жил недорослем, гоняя голубей», говорит Петр сам про себя. Петрушу очень любили и баловали дома, он рос, окруженный добротой и честолюбием. Молодой человек жаждал служить в полку и с удовольствием отправляется на службу. В сцене прощания его с родителями, отец даёт сыну очень важный совет, который в будущем повлияет на жизнь Гринёва. «Береги платье снову, а честь смолоду» – таков завет и путь отца.

Гринёв действительно последовал совету отца. При первой встрече с Емельяном Пугачёвым он повёл себя очень достойно, отдав ему свой тулуп и спася от голода и холода, но не стал присягать ему.

Пётр достойно ведёт себя и на службе. С рождения он был записан в Семёновский полк, но по желанию отца он едет служить не в Петербург, а в Оренбург в Белогорскую крепость. Петра там приняли хорошо, он сразу поладил с семьей Мироновых и остальными обитателями. Ему было приятно общение со Швабриным, но когда Петр понял, что перед ним жадный, завистливый, лишенный своего мнения человек, он разочаровался в нём. Зато в Маше Мироновой он увидел доброго, честного человека и не ошибся.

Жизнь в Белогорорской крепости стала проверкой характера и убеждений Гринёва. Там он столкнулся с обманом, предательством, страхом и лицемерием. Оставаясь верным себе, он смог это преодолеть. Даже такой негодяй как Пугачёв оценил честность и откровенность Петра, за что был помилован и отпущен. Гринёв не пытается понравится людям, подстроиться под ним, он всегда остаётся верным своим убеждениям и поэтому нравится людям и так легко находит с ними общий язык. Петр не может перебежать на другую сторону в сражении, даже когда это угрожает его жизни, он даже не задумывается о возможности такого решения.

В нужные моменты Петр может принимать взрослые взвешенные решения, размышлять, как надо поступить и что сказать. Вчерашний недоросль становится ответственным и самостоятельным. Он не боится поступать правильно в отличие от Швабрина.

Читателю интересно наблюдать за развитием Гринёва, ведь изначально нельзя было сказать, что он будет поступать таким образом. Его характер закаляется по мере того, как он преодолевает жизненные трудности на своём пути. Например, в кульминационном моменте его ареста он проявляет высшее благородство. Петр не оправдывается, не ищет защиты в лице кого-нибудь вышестоящего, не придумывает, как получше рассказать о своих обстоятельствах. В итоге правда оказывается на его стороне.

Несмотря на героизм Гринёва Пушкин описывает его, как простого человека, храброго солдата, хорошего сына, верного друга и порядочного дворянина. Он не восхваляет его, не ставит каждому в пример. Гринёв изображен со своими минусами и слабостями, ведь ему присущи легкомыслие, мечтательность и небольшая лень. Это наталкивает читателя на мысль, что такие люди должны быть в мире, что они не идеализированы и что, возможно, таких даже много. Если задуматься, то поведение Гринёва вполне обычно, такая храбрость и честность должны быть нормой. И хоть не каждый человек ведёт себя, как Пётр, надо верить, что такие люди есть и самим быть такими. Пушкин хотел видеть такими всех представителей дворянства, но и в наше время нужны такие люди, как Пётр Гринёв. И хорошо бы, если у каждого такого Пётра была своя верная и любящая Маша Миронова.

Образ и характеристика Петра Гринева из повести Капитанская дочка Пушкина

У каждого мальчика есть своя компания, и я не исключение, но именно это сочинение я хочу посвятить своему лучшему другу Жоре. Знакомы мы еще с самого детства, наши мамы гуляли вместе с нами в парке.

Мы живем в прекрасной, великой стране. Она богата необъятными просторами, красивой природой, морями, горами, полезными ископаемыми, величественной архитектурой. А еще она имеет самое главное богатство – людей, которые в ней проживают.

Семья, для человека это дом, где его любят и ждут. Где он найдет поддержку и понимание. Это его тыл. Семья это основа семейных ценностей, если не будет первого, то не будет и второго. Существует несколько важных терминов, которые как бусины можно

Жизнь человека, очень сложная штука и только от него самого зависит, как он ее проживет и чего он сможет добиться в этой жизни. Еще с самого своего рождения, он обречен на постоянный поиск и различного рода страдания, которые

Школа – это мой мир, где я набираюсь знаний, учусь всему новому. И конечно же это место, где я каждый день вижусь со своими друзьями. У нас очень дружный класс. Ми всегда друг другу помогаем.

Если бы я была президентом, то я бы постаралась сделать мир чуточку лучше. Ведь, очень приятно пройтись весенним деньком в солнечную погоду по чистому родному городу?

Сочинение: Образ Петра Гринева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Второй теме, несомненно, Пушкин отводит значи­тельно меньше страниц, однако достаточно, чтобы раскрыть суть крестьянского бунта и познакомить читателя с предводи­телем крестьян Емельяном Пугачевым. Чтобы его образ был более достоверным, автору нужен был герой, лично знавший Пугачева и впоследствии высказавшийся бы относительно ви­денного. Таким героем стал Петр Гринев, дворянин, честный, благородный молодой человек.

Детство Петруши Гринева ничем особенным не отличалось от детства других детей поместных дворян. Устами самого героя Пушкин с иронией говорит об обычаях старинного поместного дво­рянства: «Матушка была еще мною брюхата, как уже я был запи­сан в Семеновский полк сержантом. Если бы паче всякого чаяния матушка родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало о смерти неявившегося сержанта, и дело тем бы и кончилось».

Описания самостоятельной жизни Петра Гринева уже ли­шены иронии. Из предоставленного самому себе и простому русскому крестьянину Савельичу молодого человека получился благородный дворянин. Проигравшись по неопытности в карты, Петр ни за что не поддался уговорам Савельича упасть в ноги победителю с просьбой простить долг. Им руководит честь: проигрался — отдай. Юноша понимает, что должен отвечать за свои поступки.

Встреча с «вожатым» выявляет в Петре Гриневе такое чисто русское качество, как щедрость. Оказавшись во время пурги в степи, Гринев с Савельичем случайно наткнулись на челове­ка, знавшего дорогу. Потом, уже на постоялом дворе, Петру Гриневу очень захотелось отблагодарить этого незнакомого че­ловека. И он предложил ему свой заячий тулуп, который, по словам Савельича, стоил немалых денег. На первый взгляд, поступок Гринева — проявление юношеской беспечности, но на самом деле это проявление благородства души, сострадания к человеку.

Прибыв на службу в Белогородскую крепость, Петр Гринев влюбился в дочь капитана крепости Машу Миронову. Благо­родство и честь не позволяют ему простить Швабрина, оклеве­тавшего Машу. Результат этого — дуэль, которая могла стоить Петру Гриневу жизни.

Автор не зря вводит в повесть умного, начитанного и вместе с тем подлого и бесчестного Швабрина, причем тоже дворяни­на. Сравнивая двух молодых офицеров, Пушкин утверждает, что высокая нравственность — удел людей’не отдельного сосло­вия, и тем более она никак не связана с образованностью: под­лецами могут быть дворяне, а благородство может быть отли­чительной чертой простого человека, Пугачева например.

Не заставила пушкинского героя изменить идеалам морали и возможность казни. Он не переходит в лагерь противника, чтобы сохранить жизнь, слишком хорошо усвоил он слова, ска­занные в напутствие отцом: «Береги платье снову, а честь смо­лоду». Честен Гринев и в разговоре с Пугачевым: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить н могу». Более того, на вопрос Пугачева, может ли Гринев дат обещание не идти против него, если прикажут, юноша с той у искренностью и прямотой ответил: «Как могу тебе в этом обе щаться.„ Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя -пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник; сам требуешь повиновения от своих. На что это будет похоже, если я от служ­бы откажусь, когда служба моя понадобится?»

Искренность Гринева поразила Пугачева. Проникшись ува­жением к молодому человеку, он отпускает его. Разговор Пуга­чева с Гриневым очень важен. С одной стороны, он показывает благородство дворянина, с другой — такое же качество его про­тивника: оценить другого человека по достоинству может толь­ко равный.

Все то же благородство, а также любовь и нежная привязан­ность не позволяют Гриневу назвать на суде имя Маши Миро­новой, а ведь это могло многое объяснить в истории с Пугаче­вым, избавить от заключения.

События в повести излагаются от лица Гринева, который спустя много лет рассказывает о двух годах из своей жизни, о встрече с Пугачевым. Повествователь стремится рассказать все без преувеличений, объективно. Пугачев в его глазах не вы­глядит сущим зверем. И мы верим ему, мы не можем не верить: слишком хорошо знаем мы этого человека — благородного, че­стного, справедливого. И мы задумываемся: кто же на самом де­ле этот Пугачев и что же это такое — пугачевщина. [/sms]

Ссылка на основную публикацию