Сочинение Кухарка в повести Черная курица, или Подземные жители Погорельского

Сочинение Черная курица, или Подземные жители по повести Погорельского

Чёрная курица это волшебная сказка Антония Погорельского, написанная им для своего племянника. В произведении рассказано про два мира. Это мир пансиона, в котором живёт главный герой и другие ученики, и учителя. Их мир наполнен учением, встречами с гостями пансиона. На выходные дни мальчик оставался в пансионе. Его любимым занятием стало ухаживание за курочками. Он очень к ним привязался. Всю свою любовь, которую он не мог выразить родителям он передавал своим подопечным. Он был настолько храбр и смел, что однажды даже спас свою любимую курочку, которую звали Чернушка, от кухарки, отдав за её спасение самое ценное, что у него было: золотую монету.

Это был добрый и честный мальчик. Его сердце было наполнено состраданием и любовью к окружающим, поэтому у него было много друзей.

Другим миром, показанном в сказке был мир подземного царства. Это был тайный мир, о котором никто ничего не знал. В нём жило много маленьких людей, у которых даже был свой король с министрами. Как мы узнаём из сказки это подземные жители, которые очень боялись, что тайна их существования будет раскрыта и им придётся уходить в неведомые земли в поисках нового пристанища.

Чернушка, спасённая им от кухарки, оказалась министром этого необыкновенного царства. Решив отблагодарить Алёшу за своё спасение она показала ему свой мир. Познакомила его с жителями и сводила на охоту. Чернушке хотелось, что бы мальчик не чувствовал себя одиноким, а знал, что, у него есть друзья, даже когда в пансионе нет других детей. Именно там он получил необычный подарок конопляное семечко. Благодаря этому подарку, Алёша может отвечать любой урок, даже не выучив его.

Мальчик берёт такой подарок с радостью, хотя уже ясно, что все похвалы, которые он будет получать, будут не заслуженными и он ничего не будет знать по своим урокам. Он встанет на путь лицемерия и лжи. В итоге, так оно и получилось.

Из доброго и милого мальчика он превратился в гордого и надменного. Сначала он стыдился незаслуженного расположения к себе всех учителей, но со временем, стыд прошёл. Он стал шалуном. Учителя уже не знали, что с ним делать.

И вот однажды всё изменилось. Семечко пропало. Алёша уже не мог выучить нужный урок. Всё его ликование сменилось отчаянием. Но что же он делает дальше? Он не садится учить уроки, он уже настолько обленился, что предпочитает лишь жалеть себя.

Кульминацией произведения становится момент предательства. Мальчик рассказал учителю о подземном царстве и его жителях. Конечно, Чернушка прощает мальчика. Она помнит всё добро, которое он сделал. Но его трусливый поступок приносит несчастье маленькому народу.

Сказка учит нас, что доброту и честность надо воспитывать в себе хорошими поступками.

Сочинение 2

Главным героем произведения «Черная курица или Подземные жители» является молодой парень по имени Алеша. Он учится в пансионате. У него было огромное количество друзей, которые всегда готовы прийти на помощь или выручить в трудной ситуации. Практически на каждые выходные всех ребят забирали родители домой, а вот нашего главного героя никто не забирал, а все, потому что у него нет родителей. Пока все ребята находились дома и радовали родителей, Алеша сидит в пансионате и очень много читает книг. А когда ему надоедало читать, то он отправлялся на улицу, где гулял и играл один. Больше всего на свете ему нравилось играть с курицами, которых выпускали также прогуляться. Он даже своей любимице дал прозвище Чернуха. Однажды повариха отловила несколько куриц для того чтобы приготовить из них обед и вместе с другими курицами туда же попала и Чернуха. И тогда парень готов был пожертвовать своей золотой монетой, которую он берег до этого времени. И после этого повариха согласилась оставить курицу в живых.

Ночью Алеша увидел сон, в котором главной героиней была курица. Она решила провести его по одной тропе, которая ведет в интересное место. Вот только куда именно она его вела и что это было за место, он так и не узнал, а все, потому что неожиданно проснулся. На следующую ночь он все-таки узнал про это самое место. И им оказалось царство, в котором Чернуха была главной. Здесь жили только человечки маленького роста. Кроме этого здесь она подарила ему одно золотое зернышко, при помощи которого парень может знать все занятия и все уроки даже не открыв при этом учебники. Вот только парень никому не должен рассказывать про то, где он был и что видел.

Шло время, и все были удивлены, почему же он вдруг стал учиться лучше всех и очень быстро учил уроки и знал ответ на любой вопрос. Они много раз пытали мальчика, но он обещал курице не рассказывать ничего и держал свое слово. Вот только это портило парня и постепенно ему не хотелось ни с кем, ни дружить, ни общаться, ведь он считает себя самым умным, а другие намного хуже его. Все больше и больше он стал обманывать не только своих друзей, но и взрослых. И в итоге рассказал всю правду, но никто ему не поверил. И этим он потерял своего единственного друга по имени Чернуха. Она ушла от него, а он обещал, что больше такого не повториться и все будет по-другому. Но изменить уже ничего было нельзя.

Также читают:

Картинка к сочинению Черная курица, или Подземные жители по повести Погорельского

Популярные сегодня темы

Свобода. Кажется, какое простое и короткое слово, а какой может быть глубокий смысл скрыт в нём. Прежде чем доказать, что Мцыри свободолюбивая личность, нам следует понять, что он подразумевает под словом «свобода»

Осенью, как правило, наступает время собирать последний долгожданный урожай. То, что сажали весной и летом, наконец-то начинает приносить свои дары

На балу полковник выделялся, среди других, в первую очередь своим высоким ростом. Потом уже бросалась в глаза военная осанка и серебряные эполеты. Его стройная, статная фигура гордо возвышалась

Это философское произведение, в котором рассматривается тема поведения человека перед лицом необъяснимых явлений. Компания, собравшаяся для вечернего разговора, состоит из людей здравомыслящих

Сказка Астрид Линдгрен «Пеппи Длинный чулок» была написана в 1945 году. Писательница сочинила это произведение для своей любимой дочери Карин. Девочка в то время болела. Необычное имя для главной героини сказки придумала именно Карин.

Пушкин сделал!

готовые домашние задания

Home » читательский дневник » Погорельский А. “Черная курица или подземные жители” Читательский дневник

Погорельский А. “Черная курица или подземные жители” Читательский дневник

Автор: Погорельский А.

Название: “Черная курица или подземные жители”

Жанр: сказочная повесть

Тема произведения: о детях

Число страниц: 91

Главные герои и их характеристика

Алеша. Добрый и милый мальчик, всеобщий любимец. Отзывчивый, ранимый, большой фантазер и мечтатель. Не выдерживает испытание вседозволенностью и становится черствым эгоистом, за что оказывается сурово наказан. Понимает свои ошибки и вновь становится добрым товарищем и честным мальчиком.

Чернушка. Курица-министр. Благодарная, верная, честная. Прощает Алешу, несмотря на то, что сама оказывается строго наказана.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Сказка о том, как простой мальчик узнает тайну подземных жителей и получает волшебное семечко. Как мальчик становится плохим и как он раскаивается в своем поведении.

Сюжет — краткое содержание

Мальчик Алеша учится в пансионате и однажды спасает черную курицу от кухарки.

Курица ведет Алешу в подземный мир, где превращается в элегантного человечка, министра подземной страны.

Король подземной страны дарит Алеше волшебное семечко, которое позволяет не учить уроки, а все знать, даже не открывая книги.

Алеша теряет семечко и не может ответить урок, его строго наказывают, а Чернушка возвращает Алеше семечко, предупреждая, что мальчик должен исправиться.

Алеша рассказывает тайну подземных жителей, но его все равно секут розгами.

Чернушка говорит, что подземные жители уходят навсегда. Алеша заболевает, а после болезни становится прежним добрым мальчиком.

Понравившийся эпизод

Мне понравилась сцена охоты в подземном мире. Когда Алеша оказался в подземном мире, он сел на палочку с головой лошади и поскакал на ней по переходам. Вместе с охотниками он охотился на подземных крыс, видел деревья из мха и различные драгоценные камни.

План произведения для пересказа

  • Алеша учится в пансионе.
  • Алеша выручает Чернушку.
  • Чернушка и черные рыцари.
  • Алеша попадает в подземный мир.
  • Охота под землей
  • Волшебный дар короля.
  • Алеша зазнался.
  • Потерянное семечко.
  • Визит Чернушки.
  • Наказание и предательство.
  • Чернушка в цепях.
  • Болезнь и выздоровление.

Главная мысль

Своих друзей предавать нельзя, а свое слова нельзя нарушать. Всего в жизни следует добиваться своим трудом, а не волшебством.

Чему учит эта книга

Эта сказка учит нас доброте, благородству, отзывчивости. Умению быть благодарными и умению прощать. Учит трудиться, не искать легких путей, преодолевать собственные слабости и недостатки. Учит держать свое слово, учит помогать друзьям.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравилась эта сказка. Мальчик Алеша был добрым и хорошим, он спас Чернушку, не пожалев свою единственную монету, все свое богатство. Но волшебное семечко сыграло с Алешей дурную шутку, сделав его эгоистом, а потом и предателем. Но Алеша исправился, и поэтому он мне все-таки нравится. У каждого человека есть недостатки, но уважения заслуживает тот, кто находит силы эти недостатки исправлять.

Новые слова и выражения

Пансион — специальное учебное заведение в старину.

Империал — старинная золотая монета.

Кушак — пояс, ремень.

Шандала — особый подсвечник.

Пословицы к произведению

Давши слово, держись, а, не давши, крепись.

Эссе к сказке Антония Погорельского «ЧЁРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»

Из всех прочитанных мною книг больше всего мне запомнилась и понравилась поучительная повесть-сказка А. Погорельского «Чёрная курица или подземные жители». В этой истории очень необычный сюжет, в котором реальное переплетается с фантастическим. Реальное — жизнь десятилетнего мальчика Алёши в пансионе в Петербурге, фантастическое — его грёзы о подземном царстве гномов.

Действие в произведении динамично и увлекательно. Главный герой – скромный мальчик по имени Алёша, живущий в пансионате. Он дружит со всеми ребятами. Дни учения проходили для него коротко, когда все воспитанники уезжали домой на выходные или каникулы, Алёша читал книги про рыцарские подвиги. Во дворе пансионата жили курицы. Алёша любил их, но особенно он любил одну чёрную курицу, которую звали Чернушка. В один прекрасный день повариха решила поймать Чернушку и приготовить ее на обед, но Алёша спас свою любимицу, отдав при этом единственное и самое дорогое, что у него было – золотой империал, который подарила ему бабушка.

В ту ночь он не мог долго заснуть. Ровно в полночь соседняя кровать зашевелилась, и оттуда вылетела Чёрная курица. Она была очень загадочная, и что самое удивительное, курица умела говорить. Мальчик оделся и пошёл вслед за курицей. Вскоре они зашли в комнату двух голландок, которые тоже жили в пансионате. Алёша забыл предупреждения Чернушки и разбудил старушек. Но ему повезло, и он успел проскользнуть в дверь, где недавно скрылась Чернушка. Алеша попал в огромную залу, по стенам которой стояли рыцари – великаны. Далее всё было как во сне. Алёша увидел, как Чернушка сражается с огромными рыцарями. На этом всё закончилось, и Алёша проснулся в своей кровати. На следующую ночь случилось то же самое. Но на этот раз Алёша выполнил требования Чернушки и попал в подземный город с его необычными жителями. Чернушка в этом городе была министром. Много интересного узнал Алёша о подземных жителях, а их король в награду предложил выполнить его любое желание. Своё желание Алёша высказал с необдуманной поспешностью, и оно оказалось огорчительно мелким — всегда знать уроки, не уча их. Для исполнения этого желания ему было подарено конопляное зёрнышко. У Чернушки было лишь одно условие – он никогда не расскажет об их народе. Приняв такой уговор, он ничего не рассказывал ребятам про подземных жителей и про зёрнышко.

Как и было обещано, зёрнышко, полученное в дар, помогало Алёше всегда знать уроки. Теперь, ничего не делая, ничего не уча, мальчик всегда знал свой урок, и у него появилось много свободного времени. От успехов у него вскружилась голова, он зазнался, стал плохим товарищем и «из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный», со временем вообще стал зазнайкой, с которым теперь никто не хотел дружить. И вот однажды зёрнышко пропало, и вместе с ним Алёша потерял свой чудесный дар. История с зёрнышком завершается тем, что Алёше грозит наказание, если он не признается, как ему удается знать наизусть по двадцать страниц. И тогда мальчик выдает тайну, в которую, разумеется, никто не поверил, его даже высекли. Но не это и даже не исчезновение навсегда конопляного зёрнышка оказалось главным наказанием для мальчика. Ему предстоит расставание с Чернушкой. По вине Алёши король с целым народом своим должен переселиться далеко от здешних мест, а его друг, курица-министр, осужден носить золотые цепи. Алёша попрощался с Чернушкой и его охватило отчаяние от осознания непоправимости его опрометчивого поступка, из-за этого он сильно заболел. После выздоровления мальчик постепенно возвращается к жизни, к самому себе, прежнему и опять становится добрым, отзывчивым, смелым и хорошим товарищем.

Это очень трогательное и поучительное произведение показывает нам, что делать нужно всё своими руками. Когда тебе легко даётся какое-то дело, то не ценишь результат, если не сделал его сам. И можешь стать слишком уверенным в себе человеком и перестать ценить окружающих. Считать себя лучше других. А такой человек не может быть хорошим и поступать правильно.

Нравственные уроки жизни. Анализ сказки Антония Погорельского “Черная курица, или Подземные жители”

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Раскрыть идейное содержание сказки через анализ текста.
  • Развитие монологической и диалогической речи учащихся.
  • Развитие мыслительной деятельности учащихся: умение анализировать, синтезировать, обобщать.
  • Развитие умения сравнивать разные виды искусства.
  • Развитие навыков выразительного чтения текста.
  • Формирование нравственных ориентаций на распознание истинных и ложных ценностей.
  • Выявление актуальности произведения для современных школьников.
  • Создание психолого-педагогических условий для личностного роста каждого ученика.
  • Читайте также:  Сочинения по рассказам Пришвина

    Методы и приёмы: словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный.

    Оборудование:

  • Компьютер.
  • Проектор.
  • Презентация “Нравственные уроки жизни. Анализ сказки “Чёрная курица, или подземные жители”.
  • Мультипликационный фильм “Чёрная курица”.
  • Выставка рисунков учащихся по сказке А. Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”.
  • Ход урока

    1. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

    2. Основная часть.

    1. Постановка целей и задач перед учащимися.

    2. За правильные ответы на уроке и дополнения учащиеся будут получать жетоны, по количеству которых получат оценки в конце урока. Оценка “5” ставится за набранные 6 и более жетонов, оценка “4” за набранные 5 жетонов.

    По холодным улицам зимнего Петербурга едет карета. Ее пассажир – седой человек с удивительно добрыми и какими-то детскими глазами – глубоко задумался. Он думает о мальчике, которого собирается навестить. Это его племянник, Алеша-маленький.

    Экипаж останавливается, и пассажир с чуть печальным, но по-мальчишески отважным лицом задумывается о том, как одинок его маленький друг, которого родители отправили в закрытый пансион и даже навещают редко. К Алеше часто ездит только его дядюшка, потому что очень привязан к мальчику и потому что он хорошо помнит свое одиночество в таком же пансионе много лет назад.

    Кто же такой этот человек?

    Это Алексей Алексеевич Перовский. Сын вельможи, богатого и могущественного графа Алексея Кирилловича Разумовского, которому принадлежали подмосковное село Перово и село Погорельцы, Сосницкого уезда, Черниговской губернии, 53 тысячи крепостных крестьян. Сам граф был внуком регистрового казака Григория Розума, сыном последнего украинского гетмана, влиятельным екатерининским вельможей и виднейшим российским масоном.

    Сын такого человека мог бы быть принцем, но Алексей был незаконнорожденным. Хотя, находясь в доме своего отца на положении воспитанников, Перовские получили блестящее образование. Есть свидетельства, что к старшему — Алексею — граф Алексей Кириллович особенно благоволил. Но человек он был горячий, способный на страшные взрывы гнева. И вот в одну из таких злых минут он и сослал сына в закрытый пансион.

    Как Алеша был одинок в холодных казенных комнатах! Он очень тосковал и вот однажды решил бежать из пансиона. Памятью о побеге осталась на всю жизнь хромота: Алеша упал с забора и повредил ногу.

    Потом Алеша вырос. В августе 1805 года Алексей поступил в Московский университет и в октябре 1807 года закончил его со степенью доктора философских и словесных наук.

    В том же 1807 году состоялся его литературный дебют: он перевел на немецкий язык повесть Н.М.Карамзина “Бедная Лиза” и опубликовал свой перевод с посвящением отцу.

    В продолжение двух лет он вел жизнь прилежного чиновника: служил в Сенате, ездил с ревизиями по российским губерниям, — а затем, поселившись в Москве, стал добрым приятелем В.А.Жуковскому, П.А.Вяземскому, В.Л.Пушкину, И.А. Крылову и прочим литераторам “дружеской артели” и одним из учредителей “Общества любителей российской словесности”. Был дружен с Александром Сергеевичем Пушкиным, который очень ценил его добрую душу.

    Наступил 1812 год, и Антоний Погорельский воевал против Наполеона штаб-ротмистром Третьего Украинского полка, быть храбрым боевым офицером ему не помешала даже его хромота.

    Он вернулся в Петербург в 1816 году и сменил военный мундир на чиновничий — надворного советника. Однако вскоре обстоятельства сложились так, что на его попечении оказалась сестра с полуторамесячным племянником, которых он увез в свое наследственное малороссийское имение Погорельцы.

    Здесь, занимаясь садоводством, поставкой корабельного леса на николаевские верфи, обязанностями попечителя Харьковского учебного округа и — всего более — воспитанием племянника Алеши, Перовский сочинил первые в России фантастические повести.

    Сначала, в 1825 году, в петербургском журнале “Новости литературы” он опубликовал — под псевдонимом “Антоний Погорельский” — “Лафертовскую маковницу”. Тремя годами позднее выйдет книга “Двойник, или Мои вечера в Малороссии”, сказка “Чёрная курица, или подземные жители”, а потом к творческому багажу добавится и роман “Монастырка”.

    Литературное наследие писателя невелико, однако и оно едва изучено. Архив его почти бесследно исчез, беспечно предоставленный писателем воле судьбы и игре случая. В последние годы жизни, совершенно оставив литературную деятельность, равнодушный к писательской славе, Погорельский мало о нём заботился. Как утверждает легенда, управляющий его имением, страстный гурман, извёл бумаги своего патрона на любимое кушанье – котлеты в папильотках. (Папильотка — бумажная трубочка, надеваемая на ножки цыплят, индеек, дичи, а также на косточки отбивных котлет при их зажаривании. (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой))

    Погорельский написал несколько книг для взрослых, но одна его книга была для него особенно важной – это его сказка “Черная курица”. Ее он написал для своего племянника. Алеша-маленький рассказывал Погорельскому, как, гуляя на пансионатском дворе, он подружился с курицей, как спас ее от кухарки, которая хотела сделать бульон. А потом этот реальный случай превратился под пером Погорельского в волшебную сказку, добрую и мудрую.

    Летом 1836 года А.А.Перовский для лечения “грудной болезни” (ишемическая болезнь сердца) поехал в Ниццу и по пути туда умер в Варшаве. При нем находились сестра Анна и племянник Алексей.

    Племянник Перовского, тот самый, которому посвящена сказка “Чёрная курица, или подземные жители”, повзрослев, сам стал замечательным и знаменитым писателем. Это Алексей Константинович Толстой.

    4. Литературная викторина (слайд 13-33)

    Вопрос

    Ответ

    Назовите настоящую имя и фамилию писателя Антония Погорельского.Алексей Алексеевич Перовский

    Какие достопримечательности упоминаются в начале повести Антония Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”?Исаакиевская площадь, монумент Петра Великого, Адмиралтейство, Конногвардейский манежЧто было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни?Чтение книгНазовите имя кухарки, которая должна была погубить ЧернушкуТринушкаКак назывались спальные комнаты для мальчиков в XIX веке?ДортуарыВо время праздничного обеда в честь директора на десерт было подано много вкусных блюд, в том числе бергамоты. Что это такое?Сорт грушПочему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно?Алёша разбудил рыцарей“Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие свечи в серебряных шандалах…” Что такое “шандалы”?ПодсвечникиКакие животные находились в королевском зверинце?Большие крысы, кроты, хорькиЧем были усыпаны дорожки в подземном королевстве?Разные камни: брильянты, яхонты, изумруды и аметисты“Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел оно на них со вниманием, то увидел, что это…”Это был разного рода мох

    5. Анализ сказки А.Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”. Беседа с учащимися (Слайды 34-41)

    – Расскажите о жизни Алёши в пансионе (словесное рисование или пересказ текста)

    (“…в том пансионе находился один мальчик, по имени Алёша, которому тогда было не более 9 или 10 лет. Алёша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно…Дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алёша горько чувствовал своё одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг. Алёша знал уже наизусть деяния славнейших рыцарей. Любимое его занятие в длинные зимние вечера, по воскресеньям и другим праздничным дням было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие веки…Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора. Между курами он особенно любил чёрную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алёша лучшие кусочки приносил ей”, стр. 46-49).

    – Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма и попробуйте определить, есть ли разница в изображении спасения Чернушки Антонием Погорельским и создателями мультфильма.

    (Разница в том, что Антоний Погорельский в сказке показывает, как Алёша просит кухарку Тринушку не резать курицу. В мультфильме сцена спасения представлена по-другому: неожиданно налетает коршун, Алёша смело бросается с палкой на него и отбивает Чернушку).

    – Как вы считаете, почему Чернушка решила рассказать Алёше свою тайну?

    (Алёша был добрым мальчиком. Чернушка хотела отблагодарить мальчика за спасение её жизни. Чернушке, наверное, хотелось сделать жизнь Алёши интересней и познавательней).

    – Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма. Какие интересные деревья росли в сказочном саду?

    (Были деревья, плоды которого могли сделать человека мудрым; на другом дереве созревали семена доброты; росло дерево здоровья).

    – Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма. Что изменилось в самом Алеше, вокруг него, когда он получил конопляное семечко?

    (“С трепетом подошёл он к учителю, открыл рот, сам ещё не зная, что сказать, и – безошибочно, не останавливаясь, проговорил заданное. В продолжение нескольких недель учители не могли нахвалиться Алёшею. Все уроки без исключения знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так что не могли надивиться чрезвычайным его успехам. Он много стал думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алёши от этого совсем испортился: из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный. Алёша сделался страшный шалун. Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность ещё более портила его нрав. Тогда, когда он был доброе и скромное дитя, все его любили, и если, бывало, подвергался он наказанию, то все о нём жалели, и это служило ему утешением. Но теперь никто не обращал на него внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова”. Стр. 75-80)

    – Почему похвала вначале за отличные ответы не доставляла Алёше удовольствия?

    (“Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоит ему никакого труда. Алёша внутренне стыдился этим похвалам: ему совестно было, что поставляли его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал. Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: “Алёша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учёности, будешь самое несчастное дитя!” Стр. 75-76)

    – Какие советы даёт Чернушка Алёше, пока мальчик окончательно не потерял себя?

    (“Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку, и потому, если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собой”. Стр. 81)

    – Совпадают ли советы Чернушки с выводами учителя?

    (Да. И Чернушка, и учитель сходятся в единстве, что праздность развращает человека, труд– это условие нравственной красоты человека. “Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того Бог дал вам ум, чтобы вы во зло его употребляли”. Стр. 84)

    – Почему Алёша предал Чернушку?

    (Он испугался наказания). Просмотр фрагмента мультипликационного фильма.

    – Сказка завершается трагично. Жители подземного королевства ушли, Алёша наказан за предательство. Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма. Верит ли Чернушка, что Алёша исправится?

    (Да. Только верящий может сказать так: “Я тебя прощаю; не могу забыть, что ты спас жизнь мою, и всё тебя люблю…Одним ты можешь меня утешить в моём несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде”. Стр.86-88)

    – Исправился ли Алёша?

    (Да. Он “старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей”. Стр. 88)

    – Выводы. Запись в тетради.

    Книга напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его.

    Нравственные уроки жизни

  • Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.
  • Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.
  • Надо быть строгим к себе.
  • 6. Психолого-педагогическая ситуация (учащиеся работают на листочках в классе).

    Ребята, вообразите себе, что Вы попали в сказочный мир подземного царства. И Вам король предлагает вознаграждение за спасение Чернушки. Что попросил Алёша Вы уже знаете. А что попросили бы Вы?

    Я попросила бы зёрнышко здоровья, потому это здоровье – это самое главное. (3 человека).

    Я бы попросил, чтобы никогда не было зимы.

    Я попросил бы у Чернушки быть честным, не лгать другим людям, хорошо учиться.

    7. Работа с иллюстрациями учащимися. Рассказать, какой эпизод сказки изображён на рисунке. Почему выбран именно этот фрагмент.

    8. Домашнее задание. По выбору учащихся. (Слайд 42)

    1. Заполните таблицу “Истинные и ложные ценности жизни”

    Алёша до получения конопляного семечка

    Алёша после получения конопляного семечка

    (Задание должно быть выполнено ориентировочно следующим образом:

    Алёша до получения конопляного семечка

    Алёша после получения конопляного семечкаУмненький

    Верит в волшебство

    Остро чувствует своё одиночество

    Щедрость

    Его перестали любить товарищи

    2. Сочините свой вариант продолжения сказки “Что могло быть дальше?

    – Алёша стал милым, скромным мальчиком. И вот однажды сад снова появился, подземные жители вернулись. Узнав об этом, Алёша сразу побежал искать Чернушку. Он нашёл её. Так обрадовался, что даже заплакал и сказал: “Я думал, что не вижу тебя никогда!” На что Чернушка ответила: “Ну что ты, я вернулась, не плачь!” Вот так и закончилась эта поучительная история о мальчике Алёше. (Малыгина Светлана).

    – …Через несколько лет за Алёшей приехали родители. За примерное поведение родители повезли его в путешествие по разным странам. Конечно, никто родителям об этой истории ничего не сказал. Потом Алёша вырос, поступил в известный университет, учился только на отлично. Родители были за него рады. (Коваль Оксана).

    Читайте также:  Характеристика и образ Бубнова в пьесе На дне Горького сочинение

    «ЧЁРНАЯ КУРИЦА ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ» АНТОНИЯ ПОГОРЕЛЬСКОГО – ОБРАЗЕЦ ВЫСОКОНРАВСТВЕННОЙ ПРОЗЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

    В истории русской и всей мировой детской литературы немного можно найти произведений, которые всеми своими сторонами: темой, композицией, воспитательной направленностью, пониманием природы детей, стилем, языком и другими особенностями – были бы в такой же степени детскими, так всесторонне воплотили бы в себе особенности этой литературы, как волшебная повесть А. Погорельского «Черная курица или подземные жители». В ней как в фокусе сконцентрированы те особенности искусства для детей, над претворением которых бьется не одно поколение детских писателей многих стран.

    Доброта и скромность, беспредельная честность и смелость, прилежание и трудолюбие, верность слову и преданность дружбе, благодарность и презрение к эгоизму, славе, самонадеянности и к ложным ценностям, какой является жажда первенства над равными, ответственность человека за свои поступки перед собой, перед окружающими, умение критически смотреть на себя, постоянно работать над собой, бороться со своими недостатками и пороками, которые «обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку», – одним словом, весь комплекс нравственных качеств, без которых немыслима подлинная человеческая личность, составляет идейную сущность повести. И все эти сложные, весьма отвлеченные для ребенка понятия глубоко запрятаны в живой ткани произведения, вполне доступны маленькому читателю, так как они входят в его голову через сердце, вместе с чувствами и сопереживанием Сапожков, С. «Гений, парадоксов друг…» // Погорельский, А. Волшебные повести. Лафертовская маковница. Черная курица или подземные жители/ А. Погорельский. – М.: Дет. лит., 1992. – С.121. .

    Решению главной своей задачи писатель подчинил все компоненты произведения. События в повести происходят в пансионе. Чтобы глубже раскрыть внутренний мир Алеши, писатель сначала оставляет его одного во время каникул. Мы видим круг его представлений и желаний, его характер. Пространство и время, в котором находится герой, заполняется конкретными деталями, характерными для петербургской жизни конца XVIII века. Затем мы видим Алешу в период занятий, в общении со сверстниками, свидетелем и участником волшебных превращений, что еще глубже раскрывает его развивающийся характер.

    Погорельский хорошо чувствует и глубоко понимает своего героя. Одновременно он внимательно следит за читателем, тонко и умело направляет его, внушая ему необходимые мысли и чувства, превращая сложные понятия в легкоусвояемые.

    В развитии событий, в ходе изложения, в поступках героев соблюдается строгая логика, верность правде жизни и чувство меры. В центре внимания автора находится главный герой. Все остальные – учитель, его жена, директор училища, товарищи по пансиону – показаны в той мере, насколько это необходимо для более полного раскрытия образа Алеши.

    На все события автор смотрит глазами ребенка, но в то же время рассказывает о них как взрослый, нередко прибегая к приему несобственной прямой речи. Каждый шаг главного героя и поступки остальных мотивированы, подготовлены предшествующими событиями. В сюжете, в развитии событий нет резких скачков. Автор осторожно ведет читателя по намеченному пути.

    Сюжет повествования, композиция построены в расчете на маленького читателя. Об этом свидетельствует, например, довольно большая экспозиция, занимающая почти пятую часть повести. В ней довольно полно сообщены необходимые сведения, чтобы упредить возможные вопросы читателя и подготовить его к восприятию произведения. Читатель узнает, где и когда происходят события, кто такой Алеша, каковы его внешний вид, костюм, привычки и характер.

    Одиночество во время каникул вынудило его читать рыцарские романы и через них смотреть на мир. Этому способствует то, что двор, куда он изредка выходит гулять, отгорожен высоким забором. Для более глубокого раскрытия его характера очень кстати оказались дырки в заборе, через которые он надеется увидеть волшебника и рыцарей. В повествовании чувствуются интонации живой речи, следы непосредственного общения с ребенком.

    Чувства и характер мальчика реальны, даны в движении. Ему сначала было скучно в пансионе, но скоро стал привыкать, «и бывали минуты, когда, играя с товарищами, он думал, что в пансионе гораздо веселее, нежели в родительском доме».

    Наряду с чтением, вполне мотивирована и вторая его привязанность – короткое знакомство с курочками, особенно с Чернушкой. Алеша отличается зоркой наблюдательностью. Он все замечает. Читатель видит Петербург конца XVIII века, костюмы, прически, букли, тупей и длинную косу учителя, целую «оранжерею разных цветов» на голове его жены и старый изношенный салоп, накинутый на ее плечи. Мы видим и одежду Алеши: красную бекешу на беличьем меху и зеленую бархатную шапочку с соболиным околышком.

    Многообразны авторские приемы описаний. Так, образ директора училища рисуется через восприятие Алеши и дается в двух планах: возвышенно-романтические представления мальчика о нем сменяются обыденно-простыми и реальными. Вместо ретивого коня, на котором, по представлению Алеши, должен был он прибыть, мальчик видит самые обычные извозчичьи сани. Вместо блестящих рыцарских лат и шлема пернатого Алеша на нем видит серый фрак, его лысую голову с пучком волос.

    Естественным продолжением земных картин являются картины в сказочном подземном царстве, напоминающие те же земные.

    Придворный церемониал в подземном царстве так же торжествен и сложен, как и на земле, но деформирован в угоду ребенку, чтобы придать всему фантастический и сказочный характер. Здесь стена тронного зала сделана из такого же мрамора, какой Алеша видел в минералогическом кабинете, имеющемся в пансионе. Но зато палки с набалдашниками в виде лошадиных голов отлично скачут, как только сядешь на них. Дорожки в саду усеяны драгоценными камнями, но Алеша и не думал собирать их, чтобы разбогатеть, а только пожелал, чтобы и на земле их было бы так же много Погорельский, А. Волшебные повести. Лафертовская маковница. Черная курица или подземные жители / А. Погорельский. – М.: Дет. лит., 1992. – С. 37. .

    Автор последователен во всем. В зверинце волшебного подземного царства могли быть только такие животные, которые на самом деле живут в земле и под полом: крысы, кроты, хорьки. Автор избегает отвлеченной информации, а все дает через конкретные детали и факты. Описав сцену охоты, для вящей убедительности он сообщил о ее результатах: было убито восемь крыс, три убежали, одну ранили.

    Развитие характера Алеши показано очень убедительно. Перерождение его из скромного, умного и миленького, хорошо учившегося мальчика, каким мы его видим в начале повести, в самонадеянного ленивца и гордеца и обратное возвращение в прежнее состояние вполне естественно и убедительно. Все события и детали не выходят за пределы детского понимания. Этому же подчиняется и стиль, в котором чувствуются интонации устной речи и детского языка. Так, превосходная степень действия или состояния обозначается автором со свойственной детям привычкой несколько раз повторять одно и то же слово: «сделалось так светло, так светло, как будто днем».

    Писатель с большой деликатностью касается детской души, боясь ранить ее неосторожным прикосновением. В повести нет грубых, устрашающих сцен, способных напугать ребенка. Так же мягко и деликатно поступает с Алешей и Чернушка. Она настойчиво спрашивает мальчика, не боится ли тот идти за ней, но ни разу не говорит, чтобы он не боялся, дабы не задеть этим мальчишеское самолюбие.

    «Черная курица» создана в эпоху, переломную для истории русской литературы, когда романтизм достигал зенита, вытеснив остатки сентиментализма, а за ним быстро шагал уже нарождающийся реализм, но в детской литературе еще продолжал существовать и сентиментализм.

    Погорельский вошел в историю русской литературы как зачинатель романтизма в прозе. Еще более значительную роль сыграл он в истории детской литературы. «Черная курица» – произведение романтическое. Чернушка, подземные жители и события, связанные с ними, – все это аксессуары романтизма. Во многом романтичен и характер Алеши с его мечтами о рыцарях и волшебниках. В то же время в его образе, в чувствительности и слезах есть нечто от сентиментализма.

    События в романтическом произведении происходят, как правило, в выдуманных странах. Его герои – носители преувеличенных, неземных страстей. В характере героя, в конкретно-исторической обстановке петербургского быта и городского пейзажа конца XVIII века много реального. Поэтому повесть эта, романтическая в своей основе, имеет некоторый налет сентиментализма и явные черты зарождающегося реализма.

    Главная заслуга Погорельского перед русской детской литературой в том, что он, как никто до него, понимал природу детей, умел ненавязчиво, тактично воздействовать на юных читателей без дидактики и нравоучений. Всей системой образов и художественных приемов писатель сумел создать удивительно цельное, в полном смысле детское произведение, которое и в настоящее время входит в золотой фонд детской библиотеки А. Погорельский (1787-1836) // Сетин Ф.И. История русской детской литературы. Конец X – первая половина XIX века Указ. изд. С.205. .

    Очевидно, именно потому, что сначала это был живой рассказ маленькому слушателю, столь легка словесная ткань повести, так мягки в ней интонации, ясны мысли и подробны описания. Видно, автор стремился передать мальчику впечатления собственного детства, свои воспоминания о петербургском пансионе, откуда он бежал, повредив при этом ногу, отчего всю жизнь прихрамывал. В «Черной курице. » просматриваются и следы немецкой романтической литературы, н частности преданий о гномах. Но главным в повести остается внимание к формированию характера ребенка, к психологическим особенностям детского возраста, постепенное приобщение ребенка к восприятию фактов и рассуждений на отвлеченные темы.

    Здесь Погорельский проявил себя как писатель реалистического направления. Герой повести мальчик Алеша – психологически убедительный, живой образ ребенка. Переживания маленького человека, живущего в пансионе, тоскующего по родителям, его фантазии, взаимоотношения с учителями, любовь к животным – все это отражено в повести, воссоздано с талантом истинно детского писателя, мастерство которого проявилось и в органическом слиянии фантастического и реального.

    Описание жизни Алеши в пансионе ничуть не грешит против законов реального мира. Дни учения проходили для него «скоро и приятно». Но вот когда наступала суббота и все его товарищи спешили домой, к родным, тогда мальчик, оставаясь в опустевших комнатах, начинал горько чувствовать свое одиночество. И единственным его утешением были книги, которые учитель-немец позволял ему брать из своей библиотеки. А в то время в немецкой литературе царила мода на рыцарские романы и волшебные, полные мистики повести. Подобных произведений Алеша проглотил немало, поэтому и таинственный мир, в который он попал, построен по образцам таких повествований.

    Ведь любой увлекающийся чтением и наделенный богатым воображением ребенок, оставаясь надолго в своем одиночестве, начинает мечтать, представлять себя персонажем различных почерпнутых из книг историй, фантазировать. И у Алеши «юное воображение бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по темным дремучим лесам». Даже гуляя солнечным днем во дворе, он все ожидал встречи с волшебницей, которая сквозь дырочку в ограде передаст ему игрушку или письмецо от родных Погорельский, А. Волшебные повести. Лафертовская маковница. Черная курица или подземные Указ. изд. С. 77 . .

    Немудрено, что реальная черная курочка, к которой Алеша так привязан, что за ее спасение отдал бабушкин подарок – золотую монету, во сне мальчика превращается в волшебное существо – министра подземного царства. Такое слияние волшебного и реального планов вполне соответствует эмоциональному состоянию ребенка, когда он погружен в мечты и не очень отличает вымысел от действительности. Повесть предназначена читателю, для которого мечтать, фантазировать- то же, что дышать.

    Погорельскому одному из первых в русской литературе удалось подчинить педагогическую задачу художественному вымыслу. К нему вполне можно применить определение Н.И. Новикова – воспитание ребенка «приятным для него способом». На примере Алеши он убедительно показывал, что хорошо, а что плохо. Плохо лениться, заноситься перед товарищами, быть легкомысленным и болтливым (ведь из-за этого в подземном царстве и произошло несчастье). И хорошие черты тоже четко определены в поступках Алеши. Автор показывает и самоценность детского возраста, богатство душевного мира ребенка, его самостоятельность в определении добра и зла, направленность творческих способностей. Впервые после «Рыцаря нашего времени» Н.М. Карамзина героем произведения стал ребенок Проза в детском чтении. Антоний Погорельский // Арзамасцева, И.Н. Детская литература: Указ. изд. С.148. .

    Образ Алеши открывает целую галерею образов детей – в автобиографических повестях С.Т. Аксакова, Л.Н. Толстого, Н.М. Гарина-Михайловского, в XX веке – А.Н.Толстого, М.Горького и многих других писателей. Со времени опубликования «Черной курицы. » одной из ведущих идей русской литературы стала главная мысль Погорельского: ребенок легко переходит из мира мечты и наивных фантазий в мир сложных чувств и ответственности за свои дела и поступки.

    Закрепилась в детской литературе после этой повести и возможность существования двух планов повествования: детского и взрослого. У Погорельского это проявляется в манере рассказа, очень близкого к живому разговору воспитателя с ребенком. Речь повествователя рассудительна, сочувственна, с оттенками мягкого юмора и сентиментальности, уместной в воспоминаниях взрослого о своем детстве. Мир взрослого раскрывается в его рассуждениях с философским и психологическим подтекстом, в исторических отступлениях (например, в рассказе о том, каким раньше был Санкт-Петербург) и, наконец, в стремлении донести до слушателя-читателя аромат ушедшей эпохи: «Алешу позвали наверх, надели на него рубашку с круглым воротником и батистовыми манжетами с мелкими складками, белые шаровары и широкий шелковый голубой кушак, – описывает Погорельский детскую одежду XVIIIвека. – Длинные русые волосы, висевшие у него почти до пояса, переложили наперед по обе стороны груди, – так наряжали тогда детей, – потом научили, каким образом он должен шаркнуть ногой, когда войдет в контору директор, и что должен отвечать, если будут сделаны ему какие-нибудь вопросы».

    Еще одна важная заслуга Погорельского: своей повестью «Черная курица, или Подземные жители» он фактически положил начало формированию языка отечественной детской прозы. Его произведение написано тем же языком, какой постоянно звучал в культурных семьях того времени, – без трудных для детей книжных и устаревших слов. «Вдруг вышли они в залу, освещенную тремя большими хрустальными люстрами. Зала была без окошек, а по обеим сторонам висели на стенах рыцари в блестящих латах, с большими перьями на шлемах, с копьями и щитами в руках. Чернушка шла вперед на цыпочках, и Алеше велела следовать за собой тихонько, тихонько. » Погорельский, А. Волшебные повести. Указ. изд. С.78. В последней фразе явно чувствуется подражание рассказу ребенка, и таких фраз в повести немало: писатель сознательно обращается к детской интонации.

    Читайте также:  Сочинение по повести Гранатовый браслет Куприна

    Художественные достоинства и педагогическая направленность повести Погорельского сделали ее выдающимся произведением литературы XIX века. Она открывает собой историю русской художественной детской прозы, историю автобиографической прозы о детстве.

    Впервые в детской литературе появился настоящий, живой образ мальчика, который вызывает симпатии ребенка-читателя и пробуждает сопереживание. Этот образ помог сделать сложную проблематику повести доступной детскому восприятию. Вместе с девятилетним Алешей, героем повести, читатель совершает увлекательное путешествие к подземным жителям; вместе с ним заблуждается, совершает ошибки, вместе с ним задумывается над серьезным вопросом, в чем настоящая красота и ценность человека.

    Погорельский показывает, как легко вторгается сказка в жизнь мечтательного Алеши: «Вдруг сердце у Алеши еще сильнее забилось: ему послышался голос любимой его Чернушки, она кудахтала самым отчаянным образом, и ему показалось, что она кричит:

    погорельский сказка педагогический нравственность

    Кудах, кудах, кудуху!

    Алеша, спаси Чернуху. »

    Алеша – добрый, смелый и впечатлительный мальчик. В то же он любит пошалить. Автор сумел художественно передать особенности детского мышления и речи. Вот как передает он внутренний монолог Алеши: «Об исправлении самого себя он хотя и не забыл, но думал, что не может быть так трудно, как говорила Чернушка. «Будто не от меня зависит исправиться! — мыслил он,– стоит только захотеть, и все опять меня любить будут» Погорельский, А. Волшебные повести. Указ. изд. С.80. .

    Действие развертывается динамично и захватывающе. Повествование часто развивается у Погорельского как реалистическое, полное бытовых подробностей: «В тот день учитель и жена его в больших были хлопотах. Они давали обед директору училища, и еще накануне, с утра до позднего вечера, везде в доме мыли полы, вытирали пыль и вощили красного дерева столы и комоды». А порою это романтически-таинственный рассказ о волшебных превращениях: «Чернушка подняла хохол, распустила крылья. Вдруг сделалась большая-большая, выше рыцарей, и начала с ними сражаться». Или вдруг слышится живой, эмоциональный диалог: «Если ты меня не боишься, – продолжала курица, – так поди за мною. Одевайся скорее». – «Какая ты. Чернушка, смешная! – сказал Алеша.- Как мне можно одеться в темноте? Я платья своего теперь не сыщу, я и тебя насилу вижу!» Погорельский, А. Волшебные повести. Указ. изд. С.81.

    Таким образом, сюжет «Черной курицы» развивается, как мы уже заметили, в гармоничном соединении реального и фантастического планов повествования. Погорельский не дает готовых педагогических рецептов своему читателю. Он заставляет задуматься о лени, тщеславии, неумении хранить чужую тайну, о невольном предательстве, которое оборачивается непоправимой бедой для многих людей.

    «Чёрная курица, или Подземные жители»: история одного искушения

    Есть ли у детской литературы какая-то высшая цель? Должна она поучать, воспитывать, образовывать, развлекать? Естественно, верного ответа тут быть не может: для разных целей есть разные книги, да и в принципе книги никому ничего не должны. Но первое авторское произведение для детей на русском языке – сказка «Чёрная курица, или Подземные жители» – написано Антонием Погорельским в 1829 году с конкретной задачей: в качестве поучения для своего племянника Алёши (будущего писателя Алексея Константиновича Толстого). Чему же хотел автор научить своего племянника и актуально ли это для сегодняшних читателей?

    Карл Брюллов. Портрет Графа Алексей Перовского. Писатель работал под псевдонимом Антоний Погорельский

    Главный герой – Алёша, мальчик лет девяти-десяти – живёт и учится в пансионе. Автор описывает его как мечту любого родителя или воспитателя: «Алёша был мальчик умненькой, миленькой, учился хорошо, и все его любили». Правда, оторванный от семьи (родители Алёши жили далеко от пансиона, поэтому, оплатив его обучение на несколько лет вперёд, скрылись с горизонта), мальчик чувствует себя одиноко. От скуки он часто заглядывает в курятник, где подолгу возится с его обитателями. Особую привязанность он испытывает к чёрной курице Чернушке, которая кажется ему ласковей и смышлёней своих собратьев. К сожалению, не все обитатели пансиона разделяют нежные чувства Алёши к Чернушке. Кухарка Трина считает её бесполезной и ленивой птицей, потому что она не несёт яйца, и из совершенно закономерных хозяйственных побуждений хочет пустить её на мясо.

    Для Алёши эта новость становится настоящей трагедией. Он не может допустить гибели своей любимицы и любыми путями старается её спасти. Мольбы и уговоры на Трину не действуют, поэтому Алёша прибегает к крайним мерам: подкупает кухарку золотым империалом – своей единственной драгоценностью, доставшейся в наследство от бабушки.

    После спасения Чернушки с Алёшей начинают происходить удивительные вещи. Ночью Чернушка пробирается к нему в комнату и… заговаривает с ним человечьим языком. В благодарность за избавление от смерти под кухонным ножом она обещает показать Алёше кое-что интересное.

    Иллюстрация: Михаил Бычков

    В этот момент начинается сказочное двоемирие – разделение миров на реальный и фантастический.

    В фантастическом мире действуют свои правила. Чернушка проводит Алёшу через комнаты, полные разнообразных занимательных вещиц, но предупреждает, чтобы он ни в коем случае ничего не трогал. Однако Алёша оказывается не в силах совладать с искушением. Он просит у котика лапку, чем вносит хаос в волшебную действительность и подвергает опасности Чернушку.

    Следующей ночью Алёше даётся второй шанс узнать, что же хотела показать ему Чернушка. Правда, перед началом путешествия Чернушка отчитывает мальчика:

    Ты добрый мальчик,продолжала курочка,но притом ты ветрен и никогда не слушаешься с первого слова, а это нехорошо! Вчера я говорила тебе, чтоб ты ничего не трогал в комнатах старушек,несмотря на то, ты не мог утерпеть, чтобы не попросить у кошки лапку. Кошка разбудила попугая, попугай старушек, старушки рыцарейи я насилу с ними сладила!

    Алёша признаёт свою ошибку и впредь обещает быть более осмотрительным. Во время второго путешествия он изо всех сил старается сдержать слово, и это у него почти получается – он ничего не трогает, только кланяется китайской кукле. Этот жест тоже не одобряется Чернушкой, но не имеет таких роковых последствий, как его прошлая ошибка, и со второго раза Алёша попадает в волшебный мир и узнаёт тайну чёрной курицы.

    Иллюстрация: Михаил Бычков

    Оказывается, Чернушка вовсе не курица, а министр, а под землёй обитает крошечный народец, способный творить волшебство. В частности – исполнять желания. Именно это король и предлагает Алёше: в благодарность за спасение своего подданного он готов исполнить любое его желание.

    Алёша просит никогда не учить урок и всегда его знать. Желание кажется мелочным, король недоволен и стыдит Алёшу: «Не думал я, что ты такой ленивец». Но в этой ситуации обвинять Алёшу трудно: когда тебе не дают времени на размышление, непросто придумать что-то стоящее, и Алёша произносит первое, что приходит в голову. Король даёт мальчику конопляное зёрнышко, и пока он будет его хранить, можно даже не заглядывать в книги – урок всегда будет выучен.

    Правда, как это часто бывает в сказках, желание исполняется не просто так, а с условием. Алёша не должен никому рассказывать о подземных жителях. Иначе им придётся уйти с привычных мест и переселиться туда, где о них никто не знает.

    У нас существует закон, что если тот, кому мы показались, не сохранит этого в тайне, то мы принуждены бываем немедленно оставить местопребывание наше и идтидалеко-далеко в другие страны. Ты легко представить себе можешь, что королю нашему невесело было бы оставить все здешние заведения и с целым народом переселиться в неизвестные земли. И потому убедительно тебя прошу быть как можно скромнее, ибо в противном случае ты нас всех сделаешь несчастными, а особливо меня. Из благодарности я упросил короля призвать тебя сюда; но он никогда мне не простит, если по твоей нескромности мы принуждены будем оставить этот край…

    Алёша даёт обещание, и у него начинается совсем другая жизнь. Если раньше он был просто хорошим мальчиком, то теперь становится настоящей звездой. Учителя не могут нарадоваться его успехам, а слухи о его необыкновенных способностях разносятся по всему Петербургу.

    Иллюстрация: Михаил Бычков

    Сперва мальчик стыдится своей славы: вряд ли он думал о таком исходе, загадывая желание, и теперь чувствует, что не заслужил похвал и почестей. Но стыд быстро проходит, а удовольствие от всеобщего восхищения становится всё больше, и постепенно Алёша полностью отдаётся своему тщеславию.

    Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алёшин от этого совсем испортился: из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный. Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: «Алёша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учёности, будешь самое несчастное дитя!»

    Конечно, по законам жанра такое поведение не может остаться безнаказанным. Однажды Алёша теряет заветное зёрнышко и перед всем классом не может вымолвить ни слова. Мальчик приходит в отчаяние. Впрочем, подземный король милостив и готов дать Алёше второй шанс: ночью Чернушка возвращает зёрнышко в обмен на обещание исправиться и вести себя достойно. Алёша искренне обещает, он и правда не хочет зла Чернушке, но мысль снова оказаться в центре внимания, снова принимать похвалы и почести слишком соблазнительна.

    Иллюстрация: Михаил Бычков

    Алёша, оставшись один, начал рассматривать своё зёрнышко и не мог им налюбоваться. Теперь-то он совершенно спокоен был насчёт урока, и вчерашнее горе не оставило в нём никаких следов. Он с радостию думал о том, как будут все удивляться, когда он безошибочно проговорит двадцать страниц,и мысль, что он опять возьмёт верх над товарищами, которые не хотели с ним говорить, ласкала его самолюбие. Об исправлении самого себя он хотя и не забыл, но думал, что это не может быть так трудно, как говорила Чернушка. «Будто не от меня зависит исправиться!мыслил он.Стоит только захотеть, и все опять меня любить будут…»

    Но всё выходит совсем не так. Вместо того чтобы прийти в восторг от внезапных Алёшиных знаний, учитель приходит в ярость. Он уверен, что ученик просто обманывал его, из баловства не хотел отвечать урок раньше, не мог ведь он за ночь выучить двадцать страниц!

    Чем более вы от природы имеете способностей и дарований,сказал он Алёше,тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того Бог дал вам ум, чтоб вы во зло его употребляли. Вы заслуживаете наказание за вчерашнее упрямство, а сегодня вы ещё увеличили вину вашу тем, что солгали. Господа!продолжал учитель, обратясь к пансионерам.Запрещаю всем вам говорить с Алёшею до тех пор, пока он совершенно исправится. А так как, вероятно, для него это небольшое наказание, то велите подать розги.

    На самом деле перед Алёшей стоит сложный нравственный выбор: продолжать лгать учителю и настаивать, что он выучил всё за ночь, или предать подземных жителей. Причём решить надо за секунды. Совершает ли его Алёша? Формально – да. Он раскрывает учителю и товарищам тайну Чернушки. Но вовсе не потому, что он такой принципиально правдивый. Он настолько поражён недоброжелательной реакцией на свой блестящий ответ, что начисто забывает обо всём – и о данных обещаниях, и о любимой Чернушке, и о том, что волшебство теперь точно перестанет действовать.

    Принесли розги… Алёша был в отчаянии! В первый ещё раз с тех пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого жеАлешу, который так много о себе думал, который считал себя лучше и умнее всех! Какой стыд!

    Иллюстрация: Михаил Бычков

    Как же он должен был поступить, если любой путь тупиковый, если выбор стоит только между соврать или предать? Как измерить большее и меньшее из зол? Возможно, дело не в самом поступке, а в мотивах. Это же сказка, а сказочные правила часто меняются в зависимости от поступков и мыслей героев. Может, если бы Алёша открыл учителю правду не из собственного тщеславия, а от внутренней невозможности соврать, итог был бы другим. Перед похожим выбором стоял герой другой сказки – «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции» Сельмы Лагерлёф. В начале повести Нильс был наказан гномом за свои хулиганские проделки и стал коротышкой. Чтобы вернуть обратно свой рост, ему надо было выполнить несколько условий, последним из которых было позволить зарезать своего верного друга – гуся Мортена. Нильс принимает решение пожертвовать собой, навсегда остаться маленьким, быть разлучённым со своей семьёй, но не погубить друга. И в награду за такую храбрость и великодушие получает прощение и снова становится большим. Алёша же своим выбором губит и Чернушку, и себя.

    Иллюстрация: Михаил Бычков

    Искушение успехом (классическое в русской сказочной традиции испытание медными трубами) оказывается Алёше не по силам. Он не может не только грамотно распорядиться щедрым подарком, который сделала ему судьба, но и теряет свои собственные лучшие качества. Впрочем, автор (в отличие от подземного короля) прощает Алёшу, и спустя некоторое время после описанных событий мальчик возвращается к обычной жизни, снова становится добрым, скромным, прилежным и примером для своих товарищей.

    С точки зрения сегодняшнего восприятия сказка Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» выглядит наивной и излишне морализаторской (исследователи отмечают, что произведение Погорельского даёт начало «литературе совести»). Да и ориентиры в обществе во многом сместились. Скромность и абсолютная послушность ребёнка больше не расцениваются как однозначно положительные качества – наоборот, психологи отмечают, что это может быть симптомом тревожности и подавления личности. Однако нельзя назвать первую авторскую сказку для детей совсем уж неактуальной. В наше время торжества социальных сетей и, как следствие, жизни напоказ, когда многие стараются превратить свою жизнь в красивую картинку в Инстаграме, когда «казаться» становится важнее, чем «быть», история мальчика Алёши может стать очень поучительной. Как для детей, так и для взрослых.

    Автор «Стола» – о клише и симулякрах в фильме Фернанду Мейреллиша

    Жизнь в эпоху глобального карантина

    Что депутаты Госдумы действительно думают об обнулении сроков?

    Ссылка на основную публикацию