Сочинение Любовь в жизни Обломова

Любовь в жизни Обломова

Введение

Роман Ивана Гончарова «Обломов» был напечатан в 1859 году, практически сразу взволновав современников писателя и заинтересовав критиков сложностью описанных персонажей и неоднозначностью поднятых автором вопросов. Одной из лейтмотивных тем романа является тема любви, наиболее ярко раскрывающаяся через образ главного героя – Ильи Ильича Обломова. С персонажем читатель знакомится в самом начале произведения как с человеком мечтательным, апатичным, ленивым, не желающим что-либо делать. И если бы не чувство, внезапно вспыхнувшее к Ольге Ильинской, в судьбе героя, скорее всего, так и не произошло бы ничего значительного. Любовь в жизни Обломова к Ольге стала тем самым поворотным моментом, когда человек должен выбрать: идти дальше или оставить все, как есть. Илья Ильич не был готов меняться, поэтому их отношения закончились расставанием. Но на смену стихийным чувствам пришла тихая, умиротворяющая жизнь в доме Агафьи Пшеницыной, которая, тем не менее, привела к ранней смерти Ильи Ильича.

Две любви Обломова в романе Гончарова воплотили в себе два женских образа, два примера реализации чувств к близкому человеку и два пути для главного героя, имевшие трагичное завершение. Почему ни одна женщина не смогла вытащить Илью Ильича из болота «обломовщины»? Ответ кроется в особенностях характеров героинь и жизненных приоритетах самого Обломова.

Обломов и Ольга Ильинская

Чувства Ольги и Обломова развивались стремительно, практически с первых знакомств герои почувствовали влечение друг к другу: Илья Ильич был очарован гармоничностью, умом и внутренней красотой Ильинской, а девушку привлекла доброта, покладистость и нежность мужчины. И, казалось бы, сильные чувства, вспыхнувшие между героями, могли развиваться и стать подспорьем счастливой семейной жизни. Однако различия в характерах героев и разное видение идеальной совместной жизни привели к скорому расставанию Обломова и Ольги.

Илья Ильич видел в девушке идеал «обломовской» женщины, способной создать для него спокойный домашний уют, жизнь, в которой каждый день будет похожим на другой, и тем и будет хорош – никаких потрясений, несчастий и переживаний. Для Ольги же такое положение дел было не только не приемлемым, но и ужасающим. Девушка мечтала изменить Обломова, искоренить в нем всю апатичность и лень, сделав яркой, стремящейся вперед, деятельной личностью. Для Ольги постепенно сами чувства отошли на второй план, тогда как ведущим в отношениях стал долг и «высшая» цель – сделать из Обломова некое подобие своего идеала. Но Илья Ильич, возможно, ввиду своей чувствительности, а, возможно, потому что был намного старше девушки, первым понял, что может стать для нее обузой, балластом, который будет тянуть ее к ненавистной «оболомовщине» и не сможет дать ей того счастья, о котором она мечтает.

Отношения Обломова и Ольги Ильинской были стихийным, но быстротечным чувством, о чем свидетельствовало даже то, что они познакомились весной, а расстались поздней осенью. Их любовь действительно была подобна хрупкой ветки сирени, которая, подарив миру свою красоту, неминуемо отцветает.

Обломов и Агафья Пшеницына

Отношения Обломова и Агафьи Пшеницыной имели абсолютно иной характер, чем бурная, яркая, запоминающаяся любовь между Ильей Ильичем и Ольгой. Для героя забота мягкой, тихой, доброй и хозяйственной Агафьи действовала как целебный бальзам, помогающий восстановить душевные силы после трагичного разрыва с Ильинской. Постепенно, сам того не замечая, Обломов полюбил Пшеницыну, а женщина полюбила Илью Ильича. В отличие от Ольги, Агафья не пыталась идеализировать мужа, она обожала его таким, какой он есть, была готова даже заложить собственные драгоценности, чтобы тот ни в чем не нуждался, всегда был сыт и окружен теплом и уютом.

Любовь Агафьи и Обломова стала тем самым отображением иллюзий и мечтаний героя, которым он посвящал многие годы, лежа на диване в своей квартире. Умиротворение и покой, граничащие с деградацией личности, полной отрешенности от окружающего мира и постепенным умиранием и были главной жизненной целью героя, тем самым обломовским «раем» без которого он чувствовал себя несостоявшимся и несчастным, но который в итоге и погубил его.

Обломов, Агафья и Ольга: пересечение трех судеб

Ольга и Агафья в романе «Обломов» – два противопоставляемых автором женских персонажа. Ильинская представляет собой образ современной, устремленной в будущее, феминизированной девушки, имеющей на все свое личное мнение, тогда как Пшеницына – воплощение истинно русской женщины, хранительницы домашнего очага во всем повинующейся своему мужу. Для Ольги любовь была тесно связана с чувством долга, обязанностью изменить Обломова, Агафья же обожала Илью Ильича, даже не думая о том, что ей в нем может что-либо не нравиться.
Любовь Обломова к двум важным в его судьбе женщинам также была разной. К Ольге герой ощущал действительно сильное, охватывающее его полностью чувство, которое заставило его даже на время отказаться от привычного, ленного образа жизни и начать действовать. К Агафье же у него была совершенно другая любовь – похожая на чувство благодарности и уважения, спокойное и не волнующее душу, как и вся их совместная жизнь.

Любовь к Ольге была для Обломова вызовом, неким испытанием, пройдя которое он, даже если бы возлюбленные все равно расстались, возможно, смог бы измениться, освободившись от пут «обломовщины» и начав жить полноценной, активной жизнью. Герой же не хотел меняться, не хотел отказываться от мечтаний и иллюзий, потому и остается у Пшеницыной, даже когда Штольц предлагает забрать его к себе.

Заключение

Основная причина погрязания Ильи Ильича в «обломовщине» и постепенный распад его как личности кроются не в чрезмерной заботе Агафьи, а в самом герое. Уже в начале произведения он не ведет себя как человек, интересующийся окружающим миром, его душа давно живет в мире грез, а сам он даже не пытается вернуться к реальной жизни. Любовь, как чувство возрождающее, должна была бы разбудить героя, высвободить его из «обломовской» полудремы, однако, уже было поздно (вспомним слова Ольги, которая говорила, что он уж давно умер). Изображая любовь Обломова к Ольге, а затем к Агафье, Гончаров предоставляет читателю широкое поле для размышлений о природе и смысле любви в жизни каждого человека, важности этого чувства в судьбе самого читателя.

Сочинение: “Любовь в жизни Ильи Обломова” (по роману И.А. Гончарова “Обломов”)

Любовь – это чувство необыкновенной силы, способное “воскрешать” души, изменять людские жизни, сподвигнуть на преступление или наоборот, на прекрасный поступок. Любовь не зависит от предпочтений, возраста, опыта. Это волшебное, неземное чувство описывали многие авторы. Так и Гончаров в своем произведении “Обломов” намерен максимально раскрыть в своем главном герое вопрос: “что же есть любовь?” на примере главного героя.

Первая любовь Обломова была поздней, ему на тот момент уже было за 30 лет. Он влюбился в Ольгу Ильинскую, с которой познакомился при содействии Штольца, привезшего Обломова в ее дом. Хозяйка привлекает внимание Ильи Ильича буквально с первого взгляда, с первой встречи. Высокий интеллект Ольги также был буквально на лицо. Обломов был потрясен пением этой женщины, которая выкладывала в свое творчество всю душу. И поскольку герой произведения воспринимает окружающий мир не разумом, а сердцем, он не смог сохранить равнодушие.

Илья Ильич полюбил Ольгу, и эта любовь в его обыденной жизни сразу же занимает самое главное место. И она, казалось, даже была взаимной. Вначале Ольга пыталась “разбудить” возлюбленного, чтобы заставить его вести привычную ей деятельную жизнь, но после сама не заметила, как полюбила этого человека всей душой. Ольга смогла разглядеть незапятнанную душу и добрейшее сердце за внешними неподвижностью, необщительностью, ленью. Такие его качества, как мягкосердечность и непосредственность привлекают Ольгу.

Любовь пары необычайно романтична: летняя пора, парки, аллеи, сирень, поцелуи. Однако романтика, к сожалению, не может длиться бесконечно, она неизбежно разбивается о реальность действительности. Илья и Ольга не сходятся в своих представлениях о жизни, они совершенно разные люди. Для Обломова идеальное будущее – тихая семейная жизнь, прогулки по саду, приятные задушевные беседы за чаем, много гостей. Для Ольги же – жизнь представляется непрерывным движением вперед, достижением новых побед, покорением вершин. Ее жизненная энергия на время заражает и Обломова, с ней ему удается настигнуть упущенное, пусть эти перемены и временные. Он начинает читать книги, больше общаться с людьми, постепенно втягиваясь в жизнь общества.

Гончаров в своем романе подробно раскрыл тайну любви Ильи к Ольге. Ольга, как со временем поняла, по неопытности спутала симпатию с истинной любовью. Замуж за Илью она не собирается, пока он не добьется успеха в жизни. Потому он, со своей стороны, начинает оттягивать свидание. Ему чужда такая жизнь. Трагедия любви заключалась в том, что Илья действительно полюбил Ольгу.

(Кадр из фильма Н. Михалкова “Несколько дней из жизни И.И. Обломова”. Ольга – Елена Соловей, Обломов – Олег Табаков)

В прощальной сцене Ольга рассказывает правду о своих чувствах. Эта правда жестока, но необходима. Она признается, что была влюблена в образ “будущего” Ильи, который придумала сама. Разрыв становится неизбежен.

Спустя время, Обломов встречает другую женщину – Агафию Матвеевну, которая любит его беззаветно и жертвенно, беря на себя все заботы. Такая женская любовь – воплощение идеала. И хоть Агафья не блещет таким умом, как Ольга, и не умеет так прекрасно петь, она готова отдать ради Ильи жизнь. И с этой женщиной герой находит истинное счастье. Однако когда что-нибудь заставляло его вспоминать о пережитой любовной трагедии, его разбитое на кусочки сердце снова болело.

Любовь в жизни Обломова одновременно была трагичной и прекрасной. Он обретает истинное счастье, которое заключалось для него в покое и смирении.

Любовь в жизни Обломова сочинение

Как только роман “Обломов” был напечатан, он сразу же вызвал у критиков и специалистов в области литературы целый шквал рассуждений, вопросов, споров. Однако, нельзя не сказать того, что роман был признан и полюбился многим людям.

В романе очень открыто обсуждаются несколько тем и основных проблем людей, живущих в то время. Очень интересной и весьма захватывающей становиться тема любви в данной романе.

Главный герой, Илья Обломов, человек которому кажется совершенно не нужна действительность, так как он предпочитает жить в своем мире иллюзий с первой же встречи влюбляется в молодую девушку Ольгу, с которой его знакомит лучший друг и соратник по жизни Алексей Штольц.

Как и дружба между двумя этими героями возникновение чувства для многих людей остается загадкой. Однако одно можно утверждать точно, именно эти чувства стали поворотным моментом, когда человек должен выбирать как ему жить дальше. И если бы не встреча с Ольгой Илья Обломов возможно никогда бы не задумался об этом выборе, ведь ему казалось что его жизнь сложена и она вполне его устраивает.

Говорят, что любовь меняет человека. Но, несмотря на это главный герой не готов был меняться и не предпринял ничего для того, чтобы это произошло. Именно поэтому их чувства и начинающиеся отношения закончились расставанием. Хотя нельзя не сказать, что главный герой был интересен своей избраннице не меньше, и в её юном сердце так же зарождалось чувство.

На смену его чувствам, которые он испытал первые и последний раз в своей жизни пришла вроде бы тихая, ненапряженная, спокойная и слишком обычная жизнь в доме другой женщины Агафьи. Однако, этот герой не был морально готов к такому ходу событий и это привело к его слишком ранней смерти.

Два совершенно разных чувства испытал наш герой, но ни одно из них не смогло сделать его по-настоящему счастливым.

Читайте также:  Сочинение Любовь в рассказе Куст сирени Куприна

Сочинение Любовь в жизни Обломова

Главный герой романа Гончарова Илья Ильич Обломов – человек, живущий в мечтах, в своем собственном тихом и спокойном мирке. Он не слишком любит появляться на люди в шумных обществах. Он вообще не любил суеты и движения вперед. Леность его и отдаленность от действительности подчеркивают даже мелкие детали в романе: книга, заложенная на одной странице уже несколько лет, старый халат Ильи Ильича.

Он воспитан в таком духе, с детства был мечтателем с очень тонкой натурой, воспитанным на сказках. Он очень любит в своей квартире мечтать целыми днями, поспать, поскандалить с слугой.

Но, однажды, появляется в городе его старый друг – Штольц. Этот человек – полная противоположность Ильи Ильича. И у него даже получается вытащить его в люди. Видя, какое существование влачит его товарищ, он хочет растормошить его, вывести из этого состояния. Именно с этой целью он и знакомит его с Ольгой Ильинской.

Ольга – женщина под стать самому Штольцу. Она не витает в облаках, как Обломов. Была она к нему приставлена Андреем для того, чтобы не давать ему засиживаться дома, чтобы тот начал жить полной жизнью. Между Ольгой и Ильей внезапно вспыхивают взаимные чувства. Герой даже перестает спать днем, становится более живым. По просьбам Ольги он появляется на людях, прогуливается с ней, принимает участие в поездках. Это знакомство всколыхнуло его, словно пробудило ото сна. Однако, не надолго.

Илья Ильич уже был в том возрасте, когда очень тяжело изменить себе и своим жизненным укладам, даже ради любимого человека. Да и чувства их были не глубоки. Он увлекся девушкой, но не мог полностью смириться с тем, что измениться ему придется навсегда. Как только романтические встречи стали перерастать в более серьезные отношения и появились на горизонте житейские проблемы, которые придется решать, Обломов испугался их. Ему захотелось назад – в свою тихую и уютную «обломовщину». Расстаться с этой жизнью он не мог.

А Ольга же любила не столько самого Илью Ильича, сколько образ его измененного, перевоспитанного, под который она и старалась подстроить его. Но, разочарованная конечным результатом, она оставляет эту надежду – увидеть рядом с собой «нового» Обломова. У нее просто не хватило сил на это.

Так и заканчивается любовь героев. Любовь, которая не смогла заставить никого из них отказаться от своих стереотипов и принять друг друга такими, какие они есть. Их чувства, возникнув так внезапно и, развившись до самого своего апогея, гаснут, оставляя каждого при своем. Однако, Ильинская через всю свою жизнь пронесла светлые и добрые воспоминания об Обломове – человеке с чистой душой.

Илья Ильич, после разрыва с Ольгой вновь впадает в свое привычное состояние бездействия. Вновь он ходит по квартире в своем старом халате и все размышляет. А хозяйка квартиры, Пшеницина, всей своей сущностью напоминает ему о любимой «обломовщине», в которой он вырос. От нее так и веяло тем, что было близко Обломову – добродушием, спокойствием, размеренным укладом жизни. Так, незаметно, и становится она женой Ильи Ильича. Чувства к ней родились и протекали безо всяких потрясений, они были спокойны и размеренны. Не нужно было меняться, о чем-то переживать и беспокоиться. Все, что и нужно было Обломову. С Пшенициной он мог спокойно продолжать жить так, как привык.

Любовь в жизни Обломова

Каждое лето – это маленькая жизнь, наполненная интересными приключениями. Обычно я провожу лето в деревне у моей бабушки. Моя бабушка легендарная женщина.

Роман «Дубровский», принадлежащий перу Александра Сергеевича Пушкина, по праву можно назвать лучшим произведением своего времени. Автор мастерски раскрыл конфликт произведения через стройную и гармоничную систему образов.

Очень талантливый художник, который работал в бытовом и портретном жанре, а эта сатирическая картина это подтверждает еще раз, так как «Свежий кавалер», стал очень популярной картиной у любителей искусства и живописи. На переднем плане мы видим

Что такое для меня понятие личности? Во-первых, это то, когда человек может самостоятельно отвечать за свои поступки и действовать, не боясь осуждения. Считаю, что только личность может быть лидером в каком-либо обществе и вести за собой других,

Что же такое смелость или трусость? Начну, пожалуй, разбирать данные слова по отдельности, рассказывая о них самое главное. И так, для начала, что же такое смелость? Смелость – это очень хорошее качество человека,

Картина «Март» мастерски написана замечательным русским художником, Исааком Ильичом Левитаном. Всё полотно картины пронизано солнечными лучами и хрустальной прозрачностью воздуха. Каждая деталь на картине, будто говорит о скором наступлении

Отражение русской действительности в романе И. А. Гончарова “Обломов”

Школьное сочинение

Правдивость, глубина, жизненность характеров и проблем, актуальность поставленных вопросов — характерные черты творчества Ивана Александровича Гончарова — особенно ярко раскрылись в романе “Обломов”.

В центре внимания писателя всегда были судьбы его родины. Сам он так отзывался о своем творчестве: “То с грустью, то с радостью, смотря по обстоятельствам, наблюдаю благоприятный или неблагоприятный ход народной жизни”. Исторической эпохой, взрастившей творчество этого писателя, были 40-60-е годы XIX века, время глубокого кризиса феодально-крепостнического строя, период ликвидации крепостного права и подъема демократического движения в России.

Первый роман Гончарова — “Обыкновенная история” (1847) — принес ему громкую известность и всеобщее признание.

С большой силой художественного обобщения Гончаров показал крушение старого, патриархального уклада жизни. “Обыкновенная история ” — первая часть трилогии Гончарова, запечатлевшей жизнь русского общества на разных стадиях его развития. В 1859 году вышел роман “Обломов”, справедливо считающийся вершиной творчества писателя, а еще через десять лет была напечатана третья часть трилогии — роман “Обрыв”.

У главного героя “вершинного” романа — Обломова — ярко проявляются черты “естественного человека”, удивительным образом сохранившиеся в середине XIX века. Придерживаясь идеологии природной жизни, герой существует согласно собственным принципам, собственному пониманию цельного и гармоничного человека: он решительно отвергает суету, тщеславие, карьеризм, погоню за выгодной женитьбой и богатством. “Нет, — восклицает он, — это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, какой указала природа целью человека”. Но по своей наивности он не задумывается над тем, что все это возможно для него — барина, так как у него есть “Захар и еще триста Захаров”, обеспечивающих ему такое беззаботное существование. Илья Ильич радуется своей неподвижности и независимости, не отдавая себе отчета в том, что сам является частью ненавистного ему мира. Лишь иногда прозрение озаряет его, и тогда он с гнетущим беспокойством начинает задумываться над своей жизнью и над причинами, которые погубили все то доброе, что было в нем заложено: “Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища. Какой-то тайный враг наложил на него тяжелую руку в начале пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения. ” Ответ на мучивший героя вопрос приходит в “Сне Обломова”, где Гончаров рисует картину патриархально-крепостнической утопии, главным содержанием которой являются “сон, вечная тишина, вялая жизнь и отсутствие движения”. Таким образом, тем врагом, который погубил все 1 доброе в Илье Ильиче, явился сам способ его жизни, все то, что впоследствии приобрело определение — обломовщина.

В образе Обломова критик Н.А. Добролюбов увидел отражение русского национального характера, назвал его “коренным типом” русской жизни, а литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский характеризовал свойства Обломова как “черту национального психического склада”. Исследователь А. Г. Цейтлин считал, что герой романа соединяет в себе черты национально-исторические, рожденные и обусловленные конкретной крепостнической эпохой русской жизни, и свойства общечеловеческие, по-своему проявляющиеся в соответствующих социально-исторических ситуациях различных стран. А сам автор подчеркивал, что его герой воплощает “элементарные свойства русского человека “. Таков, например, слуга Захар, которого отличают постоянное брюзжание и строптивость, упрямство, неповоротливость, косность и неряшливость, неопрятность и преклонение перед барством, но прежде всего — лень. Вот отчего он уподоблен своему барину. “Обломовская” жизнь Захара закончилась таким же драматическим финалом, как и судьба его барина: он стал нищим, подобно тому, как нищим духовно и нравственно стал под конец жизни и сам Обломов. Крепостнический уклад жизни сформировал их обоих, лишил уважения к труду, воспитал безделье и праздность. В одном из откликов на роман верно говорилось о том, что Захар и Обломов “выросли на одной и той же почве, пропитались одними и теми же соками”.

Таким образом, в Обломове воплотились черты характера, порожденного русской патриархальной помещичьей жизнью. Этот образ — крупнейшее мировое обобщение, он является воплощением жизненного застоя, неподвижности, беспробудной человеческой лени.

Обломовское начало живет не только в Захаре, но и в гостях героя, и в быте вдовы Пшеницыной. Оно распространилось по деревням и селам крепостнической России, укоренилось в ее столице, оно проявляется не только в поведении бар, но и в косности чиновников, крепостных крестьян, людей интеллигентных профессий.

Типичность созданного образа подтверждается еще и тем, что у главного героя романа “Обломов” было несколько реальных прототипов. В своих воспоминаниях “На родине” Гончаров рассказывал о трех из них: Козыреве, не вылезавшем из халата, никуда не выезжавшем из имения и не желавшем знать о своих доходах; Гастурине, отличавшемся теми же свойствами; о Якубове, своем крестном, весь день лежавшем в постели, где его и заставали гости. Кроме того, в беседе с издателем М.О. Вольфом Гончаров и в себе признал черты своего героя. “Обломов — это я . я рисовал Обломова с себя”, — говорил он. Но если вся страна будет состоять из одних “обломовых”, чьи духовные порывы уничтожила лень, то впереди ее ждут разруха, пошлость и нищета. Такие перспективы, конечно, не могут радовать, и это заставляет автора искать “положительные начала русской жизни”.

Друг главного героя, Андрей Штольц, олицетворяет еще одну сторону русской действительности. В его характере преобладают воспитанная с детства привычка к труду, самостоятельность, воля к достижению цели, бесстрашие перед трудностями. Он кипит жаждой знаний, жаждой деятельности, жаждой живого общения. В его характере удивительным образом переплелись унаследованные от отца-бюргера деловитость и аккуратность, унаследованные от матери высокая духовность и тонкая душевность. Идеалом для него является осмысленный труд, который он определяет как “образ, содержание, стихию и цель жизни”. Хорошо усвоив уроки отца, быт обломовского дома и княжеского замка, Штольц научился удобно и практично устраиваться в жизни. Этот герой “нового века” по-своему симпатичен автору. Писатель дает ему “наполненную, волнующую жизнь, в которой цвела неувядаемая весна”, дарит ему семейное счастье с Ольгой Ильинской. Штольц выходит победителем из всех жизненных ситуаций, обретает комфорт, изобилие, благоденствие среди картин и цветов в крымском доме, но почему-то Гончаров не показывает нам своего героя в “деле”, не изображает его общественного служения. Сохраняя верность жизненной правде, Гончаров отмечает, что практичность, холодный расчет часто получают у него перевес над трепетностью чувства — ум Штольца преобладает над его сердцем.

Главное качество Штольца — непримиримое отношение к обломовщине в любых ее проявлениях. Он же нашел и само это слово “обломовщина”. Но, к сожалению, иногда в нем самом проглядывает то, что можно было бы назвать “отсветом обломовщины”. Кипучая деятельность Штольца направлена на узкопрактические цели, лишена интереса к реальности, в нем нет тяги к деятельности на благо общества, к искусству. “Мы не Титаны с тобой, — говорит он Ольге, — мы не пойдем, с Манфредами и Фаустами, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту. ” Успокоение для себя он находит в тихой и комфортной семейной жизни. И потому вовсе не он положительный герой романа.

Читайте также:  Сочинение по произведению Макар Чудра Горького

Многие критики усматривали в этом образе типическое, находили его “живым человеком”, но большинство из них соглашались с Н.А. Добролюбовым, считавшим, что “Штольц не дорос еще до идеала общественного русского деятеля”.

По-настоящему положительным героем, а точнее, героиней, является Ольга Ильинская. Это живое лицо, также непосредственно взятое писателем из жизни. Воспоминания современников Гончарова и исследование О.М. Чеменной называют в качестве прототипа Ольги Екатерину Майкову, которой был увлечен писатель и которая была самым близким ему человеком в 50-е годы. Образ Ольги Ильинской — образ красивой, молодой и энергичной женщины, обладающей необыкновенной простотой и естественностью, женщины, которую влечет к значительным делам и борьбе, имеющим общечеловеческий смысл, — воплотил лучшие свойства передовой русской женщины 50-х годов. Это образ тонко чувствующего, духовно одаренного человека, обладающего гармонией ума, воли и сердца. Именно такие как Ольга способны выступить на “трудный и тернистый, исполненный лишений и невзгод” путь и в любом забытом уголке сохранить заветы своей молодости.

Продолжатель реалистических традиций Пушкина и Гоголя, Гончаров прежде всего ценил в литературе объективность и глубину изображения жизни. Он исходил из убеждения, что “действительность, какая бы она ни была, нуждается в эпически спокойном изображении”. Именно поэтому он выбрал для своего творчества жанр романа, как жанр, наиболее полно отвечающий этим требованиям. Все картины и образы, созданные писателем в романе “Обломов”, — удивительно яркие, полные, содержащие в себе характерные черты общества и людей его времени. Этому роману, а также его героям, суждено не просто оставаться понятными и современными для читателей всех поколений и времен. Они прочно вошли в саму нашу жизнь, их имена стали нарицательными, а слово “обломовщина” даже вошло в “Толковый словарь живого великорусского языка” В. И. Даля.

Cочинение на тему: «Любовь в романе «Обломов»».

Любовь в романе «Обломов», как и в других русских романах, играет огромную роль. Влюбленностью можно объяснить многие поступки героев, она (любовь) – причина радостей и страданий, это главное чувство, пробуждающее душу к жизни. В романе «Обломов» любовь оживляет главного героя, приносит счастье. Она же заставляет его страдать — с уходом любви в Обломове исчезает желание жить. Почему мы говорим о видах любви? Потому, что каждый любит по-своему. Нельзя провести четкие границы между разными видами любви, как и дать определение этому чувству. Для одних любовь – это всепоглощающая страсть, для других – лишь ожидание другой, настоящей любви, потребность в нежности. Вот почему Гончаров в своем романе «Обломов» представляет нам несколько видов любви.


По мнению Стендаля, любовь разделяется на четыре рода: любовь страсть, любовь – влечение, любовь – тщеславие, физическая любовь. К какому из этих родов относится чувство, возникающее между Ольгой и Обломовым?

Оба героя давно ждали любви. Илья Ильич, может быть, и не подозревал об этом, но ждал инстинктивно. И вот любовь приходит к нему и поглощает его полностью. Это чувство воспламеняет его душу, питаясь накопившейся за время спячки и ищущей выхода нежностью. Оно ново душе Обломова, привыкшей хоронить все чувства на дне сознания, поэтому любовь возрождает душу к новой жизни. Для Обломова это чувство -жгучая любовь – страсть к женщине, сумевшей так изменить его.

Что же особенного в любви Ольги к Обломову? Я бы сравнил это чувство с любовью скульптора к своему гениальному творению. Ольге удается изменить Илью Ильича, выбить из него лень и скуку. За это она и любит Обломова! Вот что герой пишет своей возлюбленной: «Ваше настоящее «люблю» не есть настоящая любовь, а будущая. Это только бессознательная потребность любить, которая, за недостатком настоящей пищи, высказывается иногда у женщин в ласках к ребенку, к другой женщине, даже просто в слезах и истерических припадках… Вы ошибаетесь, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Погодите – он придет, и тогда вы очнетесь, вам будет досадно и стыдно за свою ошибку… «. И вскоре Ольга сама убеждается в справедливости этих строк, полюбив Андрея Штольца. Значит, ее любовь к Обломову была лишь ожиданием, вступлением к будущему роману? Но любовь эта чиста, бескорыстна, самоотверженна; и мы убеждаемся, что Ольга может любить и верит в то, что любит Обломова. К сожалению, ее сердце ошибается, и ошибка чудовищна. Обломов понимает это раньше Ольги.

С уходом этой любви Обломов не находит, чем занять пустоту в душе, и вновь целые дни спит и лежит без дела на своем диване в Петербурге, в доме Агафьи Пшеницыной. Казалось, ничего не заменит Обломову ушедшей любви. Со временем, вжившись в размеренный быт своей хозяйки, наш герой смирит порывы сердца и станет довольствоваться малым. Опять все желания его будут ограничиваться сном, едой, редкими пустыми разговорами с Агафьей Матвеевной. Пшевицына противопоставляется автором Ольге: первая – отличная хозяйка, добрая, верная жена, но в ней нет высокой души; Штольц говорит о ней: «простая баба; грязный быт, удушливая сфера тупоумия, грубость – фи!» Вторая – утонченная натура, далекая от рутинного быта. Наверное, Обломов, да и любой мужчина, желал бы встретить женщину, совместившую в себе черты и Ильинской, и Пшеницыной.

Окунувшись в простую полудеревенскую жизнь в доме Пшеницыной, Илья Ильич будто бы попал в прежнюю Обломовку. Только все в этом доме, в отличие от этого «обломка рая», трудятся и работают, стараясь для Ильи Ильича. Лениво и медленно умирая в душе, Обломов влюбляется в Агафью Матвеевну. Мне кажется, его любовь недорого стоит, потому как она не выстрадана им. Она ближе к физической любви – Обломов любуется круглыми локтями Пшеницыной, вечно двигающимися за работой. Я воспринимаю эту любовь как благодарность героя Агафье и как сбывающуюся мечту жителя райской Обломовки.

А Агафья Матвеевна? Разве ее любовь такова? Нет, она самоотверженна, преданна; в этом чувстве Агафья готова утонуть, отдать все свои силы, все плоды своих трудов Обломову. Кажется, что вся жизнь ее прошла в ожидании человека, которого можно было бы преданно любить, заботиться о нем, как о родном сыне. Обломов именно таков: он ленив – это позволяет ухаживать за ним, как за ребенком; он добр, мягок – это трогает женскую душу, привыкшую к мужской грубости и невежеству. Как трогательны любовь и сочувствие грубой женщины к беспомощному и опустившемуся до полного упадка души барину! Это чувство исполнено материнской нежности. Откуда в простой женщине такие чувства? Возможно, это качество ее души и привлекает к себе нашего героя.
Другу Обломова, Штольцу, непонятна эта любовь. От него, деятельного человека, далеки ленивый домашний уют, порядки Обломовки, а тем более женщина, огрубевшая в своей среде. Вот почему идеал Штольца -Ольга Ильинская, тонкая, романтическая, мудрая женщина. В ней отсутствует и малейшая тень кокетства.

Однажды во время путешествия по Европе Штольц влюбляется в Ольгу. Отчего? Андрей не узнает в ней своей прежней подруги, юной девочки, на чьем лице он всегда без труда читал вопрос, живую мысль.

Он слишком углубился в разгадку перемены в Ольге… «Как она созрела, боже мой! Как развилась эта девочка! Кто же был ее учителем. Не Илья же. » Андрей ищет и не находят объяснения перемене в Ольге. Наконец, задавшись вопросом «любит или нет?», Штольц и сам без памяти влюбляется в недавнюю подругу. Настает минута объяснения – и Андрей умоляет Ольгу о помощи. Он просит объяснить ее неожиданную перемену. И тут он узнает от Ольги об их романе с Обломовым и не верит в то, что можно любить Илью. Ольге кажется, что до сих пор она любит его и, страстно желая подарить эту любовь Штольцу, находит в себе ответ: «Женщина истинно любит однажды». Штольц предлагает Ольге выйти за него замуж — и она соглашается.

Итак, Штольц влюбляется в «новую» Ольгу. Эта неизвестность, тайна «новой» Ольги и захватывает Андрея. Он знает, что благодаря своему характеру будет счастлив лишь с живой, деятельной Ольгой. Его любовь. чиста и бескорыстна, он не ищет в ней выгоды, каким бы неугомонным «дельцом» ни был.
А что происходит с Ольгой? Мучения терзают ее. Ей кажется, что единственная любовь – Обломов. Соглашаясь на брак со Штольцем, Ольга верит, что когда-нибудь любовь придет и к ней. А сейчас она не может отличить свою дружбу от любви и не знает, что происходит в ее душе. Я назвал бы ее настоящее и будущее чувство: любовь – дружба – долг, так как три этих понятия слишком тесно сплелись в ее отношении к Штольцу.
Подводя итоги, я еще раз хочу сказать, что сила, глубина и качество любви зависят от самих людей. Но и люди меняются от этого чувства! Как разом оживает Обломов, когда видит, что его счастье с Ольгой зависит от победы над ленью! И сама Ольга взрослеет, набирается опыта после истории с Обломовым. Как счастлива хозяйка Агафья, когда ее ежедневные хлопоты и вечное движение приобретают смысл ради удобства Ильи Ильича. И Обломов искренне благодарит ее за это. О многих чувствах нельзя сказать с уверенностью, что это любовь или не любовь. Гончаров не хочет раскрывать перед читателем все двери святая святых души его героев. А сделай он это, перед нами не возникал бы вечный вопрос: двигаться вперед или покоиться? Любить или не любить?

Трудно сказать, каков идеал счастья и любви у писателя Гончарова, не имевшего свою собственную семью. Однако свои мечты, задумки, идеи автор, как правило, воплощает в главном герое. Они духовно сцеплены и неразлучны. Именно он и позволит мне создать представление об авторском идеале.

«Идеал счастья, нарисованный Обломовым, заключался не в чем другом, как в сытной жизни, – с оранжереями, парниками, поездками с самоваром в рощу и т. п., – в халате, в крепком сне, да для промежуточного -в идиллических прогулках с кроткою, но дебелою женою и в созерцании того, как крестьяне работают». Это мечты Обломова, которые годами отпечатываются в его воображении. Мечты уносят Обломова в детство, где было уютно, тихо и спокойно.

Идеал семьи для Обломова идет именно из детских воспоминаний… «Няня ждет его пробуждения. Она начинает натягивать ему чулочки; он не дается, шалит, болтает ногами; няня ловит его, и оба они хохочут…»
«Смотрит ребенок и наблюдает острым и переимчивым взглядом, как и что делают взрослые, чему посвящают они утро. Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка…» И если мы сравним порядок жизни семьи Обломова и жизнь, описываемую Обломовым Штольцу, то получим две очень похожие картинки: Утро… Поцелуй жены. Чай, сливки, сухари, свежее масло… Прогулки с женой под синим-синим небом, по тенистым аллеям парка. Гости. Сытный обед. «В глазах собеседников увидишь симпатию, в шутке искренний, незлобный смех… Все по душе!» Вот идиллия, «обломовская утопия».

Эта идиллия частично олицетворяется в отношениях Обломова и Агафьи Матвеевны. Эта женщина, в которой Обломова так восхищают полные локти с ямочками, подвижность, хозяйственность, лелеет и опекает его, как ребенка. Она обеспечивает ему покой и сытую жизнь. Только был ли это идеал любви? «Он сближался с Агафьей Матвеевной – как будто подвигался к огню, от которого становится все теплее и теплее, но которого любить нельзя».

Читайте также:  Тема творчества в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

Обломов не мог любить Агафью Матвеевну, не мог оценить ее отношение к нему. А заботу ее воспринимал как должное, как привык с детства. «Его как будто невидимая рука посадила, как драгоценное растение, в тень от жара, под кров от дождя, и ухаживает за ним…». Опять же видим — «обломовская утопия». Что еще нужно для счастливой жизни? Зачем Гончаров бередит этот тихий, спокойный «пруд»? Зачем он вводит в роман Ольгу как мощное «противоядие» жизни Обломова?

Любовь Ильи и Ольги, я бы сказала, даже представляется страстной. Она искрой пробегает между ними, распаляя интерес друг к другу. Она заставляет очнуться Обломова, дает Ольге почувствовать свои силы женщины, она содействует ее духовному росту. Но не имеют их отношения будущего, потому как Обломов никогда не преодолеет «овраг», разделяющий Ольгу и Обломовку.

В конце романа я не вижу полной картины любви и семейного счастья. С одной стороны, только Агафья Матвеевна – олицетворение семьи, с другой стороны, Ольга – это любовь.
Но нельзя забыть Ольгу и Штольца. Пожалуй, их союз близок к идеалу. Они стали как единое целое. Их души слились воедино. Они думали вдвоем, читали вдвоем, вместе растили детей – жили разнообразно и интересно. Ольга, вглядываясь лучистыми глазами в глаза Штольца, как бы впитывала его знания, его чувства. Семейный быт не смог приземлить их отношений.

«Штольц был глубоко счастлив своей наполненной, волнующейся жизнью, в которой цвела неувядаемая весна, и ревниво, деятельно, зорко возделывал, берег и лелеял ее». Мне кажется, именно Ольга и Штольц символизируют идеал любви и семьи в понимании И. А. Гончарова.

Сочинение Любовь в жизни Обломова по роману Гончарова

Началом романтических отношений в романе Гончарова «Обломов», автор выбрал весенний период не случайно. Весна ассоциируется с началом новой жизни, первым цветением, готовностью к новым отношениям. В романе показаны различные взаимоотношения и поведение с другими героями, но особое место занимает любовная история Обломова и Ольги. Символизирует начало любви ветка сирени – трепетный цветок весны.

Герои изначально противопоставлены друг другу характерами: он уже взрослый мужчина, мечтатель, интроверт по темпераменту и нежелающий приспосабливаться к изменениям в его жизни. Ольга напротив, живет одним днем, яркая молодая девушка, которой нравится познавать новое и она принимает сама вызов, брошенный ей, изменить стиль жизни Обломова.

Любовь Обломова можно назвать мечтанием о красивой духовно девушке, которую он идеализировал. Он любовался Ольгой, вдохновлялся, а потому она была его музой. Ольга же скорее любила придуманный себе образ будущего Обломова, после того, как она его изменит. Таким, какой он сейчас, она не пыталась его принять, полюбить.

В силу разницы возраста, они не смогли быть вместе. Им хотелось разной любви. Илья хотел уже создать семью, каких-то крепких отношений. Ольга была легка, и ей наоборот бы хотелось романтики. Поэтому и произошло трагическое расставание. А, кроме того, изменить темперамент человека, его взгляды на жизнь, заставить его отказаться от привычной жизни, она не смогла.

И могло быть два исхода развития событий: если бы они остались вместе, то обоих затянул бы быт, «обломовщина». И автор поздней осенью, когда уже снег накрывает все живое, их разлучает. Но не навсегда, ведь позже они встретились. Тогда Ольга призналась мужу, что не испытывает былых чувств к Обломову, но что-то в нем ее по-прежнему цепляло. Возможно, это было сделано для того, чтобы показать, что ни один человек не проходит в жизни, не оставляя следов. А воспоминания нельзя перечеркнуть. На этом примере хорошо видно, что изменить человека невозможно, если не любить его таким, какой он на самом деле.

Противоположна характером Ольге героиня Агафья. Хозяйственная женщина, отлично подходит на роль матери, спокойна, уравновешена, она действительно любит Обломова и готова поддерживать комфортную для него жизнь. Это показано и тем, что она готовит любимые его блюда, несмотря на рекомендации врачей о соблюдении диеты. Она и становится продолжением своего возлюбленного. И здесь автор показал, что если отдавать всю себя любви, то можно потерять свою индивидуальность.

Любовь Ольги и Штольца показывает, что супруги должны быть друзьями, одинаково мыслить и с пониманием относиться друг к другу. Штольц противоположен Обломову, у него яркая жизнь, он экстраверт и каждый его день ярок. Ольга нашла в нем те черты, которыми обладала и сама. Именно поэтому и зародились их чувства.

Весь роман посвящен любви. Автор рассматривает разные судьбы и любовь в разных ее видах. Однако можно сделать вывод, что любовь похожих по темпераменту людей, дает плоды. В других случаях положительного финала ждать не стоит.

Вариант 2

Роман «Обломов» И.А. Гончарова был опубликован впервые в 1859 году. Публикация вызвала множество споров среди литературных критиков и читателей. Однако, все рассуждения и вопросы, которые вызывает произведение, приводят к тому, читатель и критики роман признали и полюбили. Несмотря на то, что в романе присутствуют картины застоя, сам автор описывает без сарказма и злой сатиры. Добрый юмор писателя указывает на его симпатию к главному герою.

Помещик Илья Ильич Обломов – центральная фигура романа. Человек неглупый и добродушный, он, однако, неспособен к действию. Все его занятия сводятся к возлежанию на диване. Лёжа он рассуждает о жизни. Предел его мечтаний – спокойная и размеренная жизнь в родовом имении Обломовка. Никакие жизненные перипетии не способны поднять Илью Ильича с дивана.

С интересом воспринимается история любви Обломова. Друг Ильи Ильича – Андрей Штольц – намерен вытащить своего друга из привычного для него сонного состояния. С этой целью он выводит его в свет и знакомит с Ольгой Ильинской. Этой женщине Штольцем была уготовлена задача растормошить Обломова. Андрей переживал за своего друга и хотел, чтобы тот узнал жизнь за пределами своей квартиры. Чтобы все радости жизни были ему доступны.

В устоявшийся уклад жизни главного героя вторгается чувство любви. Обломов влюбился в Ольгу. Героиня отвечает ему взаимностью. Ей хочется, чтобы её избранник сопровождал её повсюду. Илья Ильич , как будто встряхнулся и стал более подвижным. На время он даже забыл про дневной сон, такой привычный и такой милый его сердцу. Но романтические отношения не могут продолжаться до бесконечности. Обязательно приходит момент, когда нужно принять решение.

Каждое решение подразумевает под собой какие-то последующие действия. Вот как раз таки к действию Обломов не был готов и никогда к этому не стремился. Милее всего ему было бездействие и покой. Лучшей жизни, чем та, в которой не нужно принимать решений, и нет никакой ответственности, он и представить себе не мог. Вот так и пожертвовал Илья Ильич своей любовью ради своего покоя. Ильинская оставляет надежду на то, что из Обломова можно будет «выковать» человека, которого она хотела бы видеть рядом с собой.

Главный герой возвращается к прежнему образу жизни. Главные атрибуты этой жизни – диван и старый халат Ильи Ильича. А ещё такая «близкая», понятная, а потому «удобная» квартирная хозяйка Пшеницина. Она не посягала на то, чтобы изменить что-то в самом Обломове или в привычной для него жизни. Обломов как будто бы испытывал симпатию к Агафье Матвеевне. Но была ли это любовь, если чувства эти были размеренными и обыденными?

Любовь в жизни Обломова

Романтические отношения в романе «Обломов», написанном И.А.Гончаровым, начинаются именно весенней порой, потому что именно это время года принято ассоциировать с началом новой жизни и новых отношений. Особое место в романе отведено отношениям Ильи Обломова и Ольги Ильинской.

Обломов – это уже взрослый мужчина, обладающий темпераментом интроверта, а так же очень подверженный мечтаниям, он не желает менять свой привычный уклад жизни. Ольга же совсем противоположна ему по характеру: она молода, любит открывать для себя что-то новое и жить насыщенной, яркой жизнью. Герои абсолютно разные, но всё же Ольга проявляет интерес к Обломову, желая изменить его самого и стиль его жизни.

Ольга становится для Ильи Обломова идеалом, девушкой-мечтой, он любуется ею и воспринимает ее как свою музу. А Ольга представляет себе уже изменившегося Обломова и влюбляется в придуманный образ, и даже не пытается принять его такого, какой он есть.

Герои не смогли быть вместе и расстались с приходом глубокой осени, что очень символично, так как природа их отношения увяли вместе изменениями в природе. Произошел этот разрыв из-за разницы в возрасте, да и представления о любви у героев были совсем разные. Ольге хотелось романтики и легкости, а Обломов же хотел создать семью и крепкие отношения. Да и изменить Обломова Ольга так и не смогла. Здесь можно было представить второй вариант развития их отношений: они могли бы и дальше быть вместе, но тогда их поглотил бы совместный быт.

Не смотря на то, что Илья Обломов был очень увлечен Ильинской, он даже старался измениться, но не смог и в конечном итоге сошел с дистанции, уступив Ольгу более активному Штольцу. Возможно, трагедия Обломова в том, что его ошибкой было принятие именно такого решения, но он больше не хотел прикладывать никаких усилий для своих отношений с Ольгой. Штольц же в свою очередь – это персонаж энергичный, с характером экстраверта, он каждый день проживает ярко, именно поэтому Ольга остается с ним, так как находит в нем черты, присущие и ей самой.

Позже Ольга и Обломов встречаются вновь, хотя Ольга и признается Штольцу, уже своему мужу, в том, что Обломов ее до сих пор чем-то цепляет, хотя никаких чувств она к нему и не испытывает. Может быть именно этим Гончаров хотел показать, что каждый человек оставляет свой след в жизни другого человека, хоть и в воспоминаниях.

Совсем другие отношения у Обломова и Агафьи, которая являет собой образец хозяйственности и уравновешенности. Она отдает всю себя любви и создает комфорт своему возлюбленному, старается во всем ему угодить, даже забывая о себе. Поэтому Обломову с ней и уютно, как он и хотел, потому что нет никаких бурь и страстей.

Из таких разных отношений можно понять, что одинаковые темпераменты дают плоды в отношениях, если же люди слишком разные, то рано или поздно отношения закончатся.

Также читают:

Картинка к сочинению Любовь в жизни Обломова

Популярные сегодня темы

Жюльен Сорель независимый, с чувством собственного достоинства молодой человек, страстно желающий изменить свою судьбу любым способом. Он умен, красив и страшно обаятелен. Герой – сын плотника

Роман «Герой нашего времени» рассказывает несколько историй, связанных с приключениями Григория Печорина – молодого дворянина и офицера. Он был избалован и любил найти приключения.

Комедийную пьесу «Дядя Ваня», написанную одним из величайших писателей той современности Антоном Павловичем Чеховым читатель увидел в конце девятнадцатого века. Писатель напрочь отбросил все традиции

Жила в Кавказских горах старая бабушка Анисья. Ей было много лет. О её возрасте никто не знал, и сама она не помнила. Во времена её молодости горы были каменистые, и по ним можно было гулять

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»- это история об одном человеке. А если говорить точнее, роман является историей одной души. Души неспокойной и ищущей.

Ссылка на основную публикацию