Сочинение Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина (8 класс)

Подскажите сочинение на тему — маша миронова нравственный идеал Пушкина! Заранее спасибо)))

Маша Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: «Маша, девка на выданье, а какое у ней приданое? — частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной невестою».

Познакомившись с Гринёвым, Маша полюбила его. После ссоры Швабрина с Гринёвым, она рассказала про предложение Швабрина стать его женой. На это предложение Маша, естественно, ответила отказом: «Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться. Ни за что! Ни за какие благополучия! » Маша, не мечтавшая о сказочном богатстве, не хотела выходить замуж по расчёту.

На дуэли со Швабриным Гринёв был тяжело ранен и несколько дней пролежал без сознания. Все эти дни Маша ухаживала за ним. Придя в себя, Гринёв признаётся ей в любви, после чего «она безо всякого жеманства призналась Гринёву в сердечной склонности и сказала, что её родители будут рады её счастью». Но Маша не хотела выходить замуж без благословения его родителей. Благословения Гринёв не получил, и Маша сразу же отдалилась от него, хотя ей очень трудно было это сделать, так как её чувства по-прежнему оставались сильны.

После захвата крепости Пугачёвым родители Маши были казнены, а её спрятала в своём доме попадья. Швабрин, запугав попа с попадьей, забрал Машу и посадил под замок, заставляя выйти замуж за него. К счастью, ей удаётся отправить письмо Гринёву с просьбой об освобождении: «Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь… «.

Гринёв не оставил её в трудную минуту и приехал вместе с Пугачёвым. У Маши состоялся разговор с Пугачёвым, из которого тот узнал, что Швабрин ей не муж. Она сказала: «Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят». После этих слов Пугачёв всё понял: «Выходи, красная девица; дарую тебе волю». Маша видела перед собой человека, который был убийцей её родителей, и, наряду с этим, её избавителем. И вместо слов благодарности «она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств».

Пугачёв отпустил Гринёва с Машей, сказав при этом: «Возьми себе свою красавицу; вези её куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет! » Они поехали к родителям Гринёва, но по дороге Гринёв остался воевать в другой крепости, а Маша с Савельичем продолжили свой путь. Родители Гринёва хорошо приняли Машу: «они видели благо дать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было её узнать и не полюбить». Любовь Гринёва к Маше уже не казалась его родителям «пустою блажью», они только и желали, чтобы их сын женился на капитанской дочке.

Вскоре Гринёва арестовали. Маша очень сильно переживала, ведь она знала настоящую причину ареста и считала себя виновной в несчастьях Гринёва. «Она скрывала от всех свои слёзы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти».

Маша собралась ехать в Петербург, сказав родителям Гринёва, что «вся будущая судьба её зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавше-

го за свою верность». В Царском Селе, гуляя по саду, она встретилась и разговорилась с одной знатной дамой. Маша рассказала ей про Гринёва, и дама обещала помочь, поговорив с императрицей. Вскоре Машу позвали во дворец. Во дворце она узнала в императрице ту самую даму, с которой разговаривала в саду. Императрица объявила ей об освобождении Гринёва, сказав при этом: «Я

Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина 8 класс

А.С.Пушкин был известным ценителем женской красоты. Но, помимо внешнего превосходства, он уделял огромное внимание душевным качествам девушек. Неспроста его любимыми героинями становятся Маша Троекурова, Татьяна Ларина, Маша Миронова. Образ женского нравственного идеала в произведениях А.С.Пушкина всегда одинаково высок и недосягаем.

Так, Маша Миронова, главная героиня повести “Капитанская дочка” способна на чистую и самозабвенную любовь. Девушка знает, что для создания крепкой семьи нужны искренние любовь и согласие между супругами, и потому отказывает Швабрину, который сватается за нее и к которому она не испытывает чувств. Зато, повстречав Петра Гринева, которого Маша Миронова искренне полюбила, она в первую очередь прислушивается ко мнению его родителей по поводу предстоящей свадьбы, потому что, в силу природного уважения к старине и обычаям, не может ослушаться родителей жениха. Девушка способна на любые уступки и жертвы в своей бескорыстной любви. Она едет к самой императрице Екатерине Второй с целью добиться амнистии для Петра Гринева.

Смелость, решимость и сила духа героини сочетаются в её душе со всеми мягкими и смелыми чертами, которые присущие её характеру. Так, несмотря на несправедливость и даже жестокость событий, происходящих с нею, она остаётся верна себе и своему возлюбленному. Девушку не сломила смерть её родителей, захват крепости и даже личная встреча с Пугачёвым. Преодолевая трудности с поистине мужественной выдержкой, она демонстрирует пример не только женской нравственной красоты, но и идеал стойкости для любого человека. Русским девушкам искони присущи самые разнообразные черты характера, будь то мягкость, чуткость и нежность или волевой характер, но именно у героинь А.С.Пушкина эти сильные национальные черты сливаются в одном человеке, рождая героиню, которой хочется гордиться.

Таким образом, мы делаем вывод, что нравственный идеал Пушкина – это человек, способный на подвиги во имя близких ему людей. Маше Мироновой необходимо было проявить огромную смелость, решаясь на поездку к императрице, но её непоколебимая, верная любовь помогает ей на этом пути. Мы понимаем, что подобные девушки всегда будут нравиться людям, которые их окружают, потому что излучаемый ими свет не может не манить к себе, однако лишь настоящие герои способны завоевать сердце такой духовно чистой девушки, потому что она способна с помощью собственного чуткого сердца отличить благородного человека от подлеца.

2 вариант

В повести Пушкина «Капитанская дочка» Маша Миронова является главной героиней. Ее образ и характер, ее жизнь автор описывает с большой симпатией. Девушка ничем особенным не выделяется: ей примерно восемнадцать лет, она «широколицая, розовощекая, со светлыми волосами, которые постоянно зачесаны за уши». Более близкое знакомство с героиней повести доказывает, что девушка очень добрая, веселая и радушная. Вызывают симпатию также спокойный характер Маши и ее порядочность.

В образе Маши гармонично сочетаются такие зачастую противоречивые качества как стойкость и хрупкость, отвага и женственность, ум и красота.

Маша выросла в семье коменданта Белогорской крепости Ивана Кузьмича Миронова – человека необразованного, но доброго и честного. В крепости всем заправляет его жена Василиса Егоровна. На служебные дела мужа она смотрит как на свои хозяйственные.

Петр Андреевич Гринев, который из Оренбурга был послан служить в Белогорскую крепость, вскоре стал родным для Мироновых и сам привязался к этому простому семейству. Когда поручик Швабрин позволил себе неуважительные слова и грязные намеки по отношению к Маше, между молодыми офицерами состоялась дуэль. Позже Гринев узнал, что злословие Швабрина было вызвано тем, что поручик в свое время сватался к девушке, но она ему отказала.

На дуэли Гринев был тяжело ранен, так как его соперник подло воспользовался тем, что он на мгновение отвлекся на голос слуги. Маша долгое время ухаживала за раненым, не оставляя его ни на минуту. Молодые люди сближаются и признаются друг другу в любви. Но Швабрин и здесь проявляет себя. Он гнусно клевещет на Машу в письме отцу Петра, после чего тот категорически запрещает сыну жениться на бесприданнице. Влюбленные страдают потому, что Маша не желает идти против воли родителей жениха.

Вскоре все в округе заговорили о Пугачеве и его войске. Мятежники взяли слабую Белогорскую крепость при первом же приступе. Комендант был казнен за отказ присягнуть в верности Пугачеву, Василиса Егоровна погибла от удара сабли. Осиротевшую больную Мшу прячет у себя попадья, но Швабрин, переметнувшийся к Пугачеву, запирает ее под замком о снова пытается заставить ее выйти за него замуж.

Петра Гринева тоже ждала виселица, но сам Пугачев отпускает его, узнав в офицере человека, который однажды в пургу и мороз подарил ему заячий тулуп. С помощью атамана Гринев освобождает Машу и отправляет ее к своим родителям, которые вскоре полюбили добрую и кроткую сироту. После подавления пугачевского восстания Гринев был арестован по ложному обвинению Швабрина. Ему грозит суд и пожизненная ссылка в Сибирь.

Но Маша спасает любимого, обратившись за милостью к царице, которую встретила в Царском селе волею случая. Императрица велела помиловать Гринева.

В образе Маши Мироновой мы видим пушкинский нравственный идеал женщины: автор преклоняется перед ее добрым и отзывчивым сердцем, способным на верную и искреннюю любовь. Это чувство, ради которого Маша идет на любые жертвы и добивается споаведливости.

Также читают:

Картинка к сочинению Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина

Популярные сегодня темы

Времена года все настолько разные, но каждый сезон уникален по-своему. Осень. столько красочного в ней, яркого, еле тёплого и такого радушного. Настроение меняется осенью, как и погода, поначалу ещё радостное

Сюжетная композиция произведения построена вокруг постановки любительского спектакля, участниками которого являются представители русской интеллигенции, проживающие в летний период на дачных участках.

Люди с древних времен объединялись в различные общества по разным причинам для облегчения своего образа жизни. Первобытные люди начинали объединяться в общины для того, чтобы можно было легче добывать пищу

Берг – офицер, служащий в штабе, выведен в романе, как олицетворение практичности и расчетливости, доведенной до предела.

Я хочу стать пограничником, так как это важно. Для страны важно, пусть это звучит так пафосно, но если вдруг враг придёт, кто его первым отражает?

Сочинение на тему: “Маша Миронова – нравственный идеал А.С. Пушкина”

Краткое содержание повести

На закате жизни помещик Петр Гринев повествует о ярких событиях своего прошлого. До шестнадцати лет он жил в Симбирской губернии, пока отец не распорядился отправить его в армию. Находясь в пути на место службы, юноша знакомится с Емельяном Пугачевым, который на тот момент являлся простым беглым казаком. Он соглашается проводить Гринева и его верного слугу Савельича в гостевой дом, за что в награду получает заячий тулуп Петра.

В Белогорской крепости молодой офицер знакомится с дочкой коменданта Марией. В девушку также влюбляется сослуживец юноши Швабрин, который вызывает Гринева на дуэль. Петр получает ранение. Отец рассказчика узнает о происходящем и запрещает ему жениться на капитанской дочке.

В то же время Пугачев со своими людьми производит захват крепости в оренбургской степи, в ходе чего погибают родители Маши Мироновой. Швабрин приносит присягу Пугачеву, в то время как Гринев отказывается совершить предательство. Савельич разговаривает с Пугачевым, тот вспоминает об оказанной помощи и решает пощадить юношу.

Гринев отказывается присоединиться к Пугачеву. Он отправляется в осажденный Оренбург и сражается против повстанцев. Однажды Гриневу приходит сообщение от Марии, в котором она рассказывает о том, что Швабрин хочет сделать ее своей женой.

Петр самовольно покидает службу и едет спасать Машу. Его арестовывают из-за подлого поступка Швабрина и собираются отправить в ссылку в Сибирь. Опечаленная дочь коменданта отправляется к Екатерине II и рассказывает, что возлюбленный не смог доказать свою невиновность перед судом лишь потому, что не желал ввязывать в это дело ее. Государыня соглашается помочь бедной девушке.

Формирование характера персонажа

В повести «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин описал много ярких героев — мужественных, самобытных и решительных. Мария Миронова, безусловно, выделяется на общем фоне. Известны следующие факты о героине:

  1. Девушка живет в Белогорской крепости, комендантом которой служит ее отец.
  2. Марии около 18 лет, она имеет круглое, румяное лицо и волосы светло-русого цвета, зачесанные за уши. Мать зовет ее трусливой, а Швабрин считает героиню дурочкой.
  3. Однако по мере развития сюжета становится заметна цельность характера и нравственная чистота Маши Мироновой. Девушка обладает искренностью, благоразумием и прекрасной душой. Она приветлива и радушна.
  4. Когда девушка оказывается в критическом положении, ее образ проявляется с незнакомой стороны. Она показывает силу духа и ведет себя очень стойко. Мария остается без семьи и ее хотят насильно сделать женой Швабрина, но она дает ему понять, что скорее умрет, чем «сделается вашей».
  5. Когда Мария узнает, что Петр Гринев арестован, она отправляется в Петербург, просить государыню о помощи. Девушка знает, что обвинения в предательстве и измене несправедливы, а ее любимый человек не должен заключаться под стражу. Героиня рассказывает Екатерине об отношениях Гринева и Пугачева, после чего возлюбленного Маши освобождают. Кроме того, императрица обещает устроить жизнь осиротевшей девушки.
Читайте также:  Сочинение Мой любимый герой в романе Герой нашего времени (9 класс)

Образ Марии Мироновой

Капитанская дочка росла в окружении «простых» людей, не отличающихся высокой культурой, но обладающих мужеством и честностью. Нахождение в таком обществе сильно повлияло на характер девушки и ее рассуждения о жизни.

Первое впечатление, складывающееся о Маше — обыкновенность. Автор как будто специально кратко подчеркнул ее внешнюю непримечательность. Рассказчик заметил: «С первого взгляда она не очень мне понравилась». Держится Мария застенчиво и скромно. Когда героиня слышит упоминание о себе, она тут же краснеет.

Постепенно становится заметно искреннее отношение Пушкина к Маше Мироновой. Рассказчик отмечает, что увидел в ней «благоразумную и чувствительную девушку». В свою очередь, героиня нашла в Гриневе человека доброго и честного. Она влюбляется в него и первой признается в своих чувствах. В этом плане героиня ведет себе очень уверенно, слабый человек никогда бы не смог решиться на такой серьезный шаг.

Наблюдая за отношениями молодого офицера и капитанской дочки, не возникает сомнений в том, почему Машу Миронову можно считать нравственным идеалом. Вся история их любви рассказывает о чистоте души девушки, ее бескорыстности и искренности. Отец Гринева запрещает ему жениться на Марии, но она не перестает считать его героем своего романа. Чем тяжелее складываются обстоятельства, тем сильнее становятся чувства главной героини и укрепляется ее характер.

Доброта и простота Марии безотказно действуют на людей. Окружающие любят девушку. Простая русская женщина Попадья рискует жизнью и скрывает от Пугачева, что юная героиня — дочь коменданта. Родители Гринева тоже привязываются к возлюбленной сына, потому что нравственную красоту героини Маши Мироновой невозможно не разглядеть.

Решение отправиться в Петербург говорит о стойкости ее духа и сильном характере. Удача благоволит капитанской дочке, однако, тот факт, что супруга смотрителя сразу же разговорилась с ней, указывает на то, что Мария умеет располагать к себе разных людей. После того как девушка добивается нужного результата, она сразу же отправляется домой, даже не пожелав изучить Петербург.

Ценность главной героини

В повести Пушкина «Капитанская дочка» нельзя выделить одного-единственного главного героя. На эту роль подходит и молодой офицер, и дочь коменданта. Казалось бы, само название указывает на то, что центральным персонажем является девушка, но в то же время повествование ведется от лица Гринева. Он также является участником большей части событий. Однако определенные моменты дают понять, что Маша Миронова — главная героиня:

  1. Она отличается смелостью. В течение всего повествования девушка проявляет храбрость. Несмотря на всю опасность своего положения и угрозы со стороны Швабрина, Мария отказывается принять предложение неприятеля. Когда возлюбленного девушки несправедливо обвинили в предательстве, она сразу же заступилась за него.
  2. Не возникает сомнения в преданности Маши. После того как произошла дуэль между Гриневым и Швабриным, юная героиня самоотверженно ухаживала за любимым. А когда Петр Андреевич оказался в Сибири, она поехала в Петербург просить помощи у императрицы. Хотя Миронова и оказалась в крайне тяжелом положении, она ни на минуту не утратила своей решительности.
  3. В глаза бросается скромность девушки и ее благочестивое воспитание. Отец Гринева верит в лживые слова Швабрина и отказывает благословлять брак Петра и Марии, но героиня настаивает на том, чтобы все традиции строго соблюдались. По ее мнению, счастья не будет, если каждый из родителей не согласится на этот союз. Когда Маша начинает жить с матерью и отцом Гринева, в их семью приходит понимание, и они меняют отношение к ней. Родители офицера начинают относиться к ней, как к родной дочери. Маша не смогла этого добиться, если бы не ее скромность и прилежность.
  4. Кроме того, Мария умеет находить общий язык с окружающими. Даже Савельич испытывает к героине теплые чувства. Если не ее способность ладить с людьми, девушка не смогла бы выжить.

Мария Миронова — один из ключевых героев повести «Капитанская дочка». Образ девушки нравится не только другим персонажам произведения, но и любителям литературы. Положительные душевные качества делают ее настоящим нравственным идеалом Пушкина.

Открытый урок по литературе “Маша Миронова – нравственный идеал А. С. Пушкина”
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Конспек открытого урока по литеартуре в 8 классе “Маша Миронова – нравственный идеал А. С. Пушкина” (урок – размышление)

Скачать:

ВложениеРазмер
урок – размышление в 8 классе93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе

«Маша Миронова – нравственный идеал А. С. Пушкина»

Учитель русского языка и литературы

Береги платье снову, а честь смолоду.

Тип урока: систематизация и обобщение материала.
Вид урока: урок-размышление.
Цели урока:

  • Обучающая : формировать умения понимать смысл, не выраженный словами; создать условия для раскрытия смысла названия повести.
  • Развивающая: развивать навыки анализа текста, развивать умение обобщать и систематизировать материал.
  • Воспитательная: приобщать ребят к урокам нравственности, находя их в поступках героев; формировать умение видеть честь и бесчестие в людях.

Методы и приемы: слово учителя, аналитическая беседа, индивидуальная работа учащихся, метод комментированного чтения, метод изучения проблематики литературного произведения, метод определения авторской позиции, расширение словарного запаса учащихся, описание иллюстраций.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстративный материал, ТСО (видеоматериал, мультимедийный проектор), карточки для индивидуальной работы на уроке, презентация.

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания учащихся. (СЛАЙД)

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке перелистаем страницы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», где в высшей степени проявляется благородство и нравственная красота героев.

Тема урока: «Маша Миронова – нравственный идеал А. С. Пушкина»

Я хочу привлечь ваше внимание к эпизодам, которые раскрывают честь и благородство героев, их душевную красоту. Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда формируются ваши взгляды на жизнь. И, я надеюсь, что нравственные уроки повести вам в этом помогут.

(Учитель раздаёт карточки для индивидуальной работы)

3. Актуализация знаний учащихся.

1) Словарная работа.

Прежде чем перейти к обсуждениям и размышлениям по теме урока, давайте выясним, что же такое честь, репутация, нравственность, совесть в словаре Сергея Ивановича Ожегова? (индивидуальное домашнее задание)

1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьейн. чести). Задеть чью-н. ч. Суд чести (офицерский).

2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Ч. семьи. Береги ч. смолоду

Приобретаемая кем-чем-н. общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-чего-н. Хорошая, плохая р. Незапятнанная р.

Внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности.

Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Люди с чистой совестью. С. нечиста у кого-н.

Запишите определения нравственных понятий в тетрадь (СЛАЙД № 2) :

Честь – хорошая, незапятнанная репутация.
Репутация – общественная оценка.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
Совесть – чувство нравственной ответственности перед окружающими людьми.

Беседа по вопросам (на первичное восприятие образа Маши Мироновой).

Итак, посмотрим, как (понятие чести) соотносится с героями повести Машей Мироновой и Петром Гриневым.

  • Расскажите о своем первом знакомстве с Марией Ивановной. Какое впечатление она на вас произвела? ( девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели)
  • А каково первое впечатление рассказчика о Марии Ивановне ?( С первого взгляда она не очень мне понравилась, Мне стало жаль ее)

4. Работа по теме урока.

1) Работа с текстом .

(Чтение отрывка из 3-ей главы повести. «А Мария Ивановна? – спросил я, – так же ли смела, как и вы. »)

— А Марья Ивановна? — спросил я, — так же ли смела, как и вы?

— Смела ли Маша? — отвечала ее мать. — Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется. А как тому два года Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась. С тех пор уж и не палим из проклятой пушки.

– Какие качества характера проявляются в Маше в мирное время?

– Права ли была Василиса Егоровна в оценке своей дочери?

– Наша задача – проследить, какие изменения и почему произошли в характере этой девушки по сравнению с началом повествования.

2) Вопрос классу .

  • С чего начинается любовь Гринева к Маше?

(Он пожалел девушку-бесприданницу).

– Под влиянием жизненных испытаний крепнет чувство Гринева к Маше: герой доходит до самопожертвования, до готовности пойти на смерть ради любимой.

3) Зачитайте в 5 главе (с.142) эпизод «Отказ Маши выйти замуж за Петра Гринева без благословения родителей».(..я пошёл объявить обо всём…)

  • Почему? Любит, но отказывается? Как это характеризует Машу?

4) Проверка индивидуальной работы ( по карточке, выданной в начале урока ).

  • Как проявился характер Маши в заточении у Швабрина?

( Маша проявила силу характера. Эта простая и скромная девушка, внешне ничем не примечательная, скорее погибнет, чем согласится выйти замуж за человека, которого не любит и не уважает, несмотря на трагизм своего положения. И тем более ненавистен ей Швабрин, что он примкнул к тем, от чьих рук погибли ее родители).

Физминутка (звучит музыка)

А теперь представьте себе бескрайнюю дорогу в зимний морозный день. По ней мчится тройка с бубенцами, в кибитке – Емельян Пугачев и П.Гринев.

5) Проверка индивидуальной работы ( по карточке, выданной в начале урока).

  • Что же чувствовал рассказчик, садясь в кибитку с Пугачевым? Чего он боялся?

(Гринев страшно боялся за жизнь, так как она дочь капитана Миронова. Но Пугачев об этом не знал. Швабрин или кто-то еще мог рассказать об этом).

– Итак, то, чего Гринев боялся, произошло. Швабрин, озлобленный и униженный, выдал Машу самозванцу, а Гринева обвинил в том, что тот солгал Пугачеву. Создается взрывоопасная ситуация.

– Что же спасает Гринева и его возлюбленную в тот страшный момент, когда Пугачев усомнился было в прямодушии молодого офицера?

(Искренность, отвага, чувство собственного достоинства, честь).

– Найдите подтверждение всего сказанного в главе 12 с.192 (чтение по ролям)

(«- Швабрин сказал тебе правду, – ответил я с твердостью… – Можно ли было при твоих людях объяснить, что дочь Миронова жива? Да они бы ее загрызли…
– И то правда, – сказал, смеясь, Пугачев. – Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку…
«…Моя искренность поразила Пугачева.
– Так и быть, – сказал он, ударяя меня по плечу. – Казнить так казнить, миловать так миловать…»)

– В русской литературе писатели часто своих героев проводили через испытания любовью. И Пушкин не исключение.

– Давайте вспомним, как герои: Швабрин, Зурин, Пугачев – относятся к любовному чувству Маши Мироновой и Петра Гринева . (СЛАЙД № 3)

(Эгоизм, ревность, зависть, бесчестие Швабрина. Легкомыслие Зурина, который говорит: «Женитьба – блажь…», «…развяжись ты с капитанской дочкой…» Пугачёв -серьёзно )

«Возьми себе свою красавицу, вези ее куда хочешь, и дай вам Бог совет да любовь!»)

Работа с текстом. ( Глава 12)

  • Прочитайте эпиграф к этой главе.

Как у нашей у яблоньки
Ни верхушки нет, ни отросточек;
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери.
Снарядить-то ее некому,
Благословить-то ее некому.

– Как он соотносится с Машей?

– Почему Маша упала в обморок после милостивых слов Пугачева?

Прочитайте эти слова. «Выходи, красна девица, дарую тебе волю, я государь».
( Она поняла, что ее освобождает убийца ее родителей.)

– Подумайте, какие черты характера Маши раскрываются в ее любви к Гриневу?

– Какой мы ее увидели в начале повести и в конце (в гл. 14)

(Пушкин показывает, как застенчивая, хрупкая, тихая, скромная, трусиха, красневшая при неосторожно брошенном слове, в минуты тяжелых испытаний находит в себе силы противостоять домоганиям Швабрина, а затем поехать в Петербург для свидания с царицей.)

Вывод . Просмотр СЛАЙД № 4 (таблица, записи в тетрадь).

– Как дополняет образ Маши Мироновой эпизод ее поездки в Царское Село и встречи с Екатериной?

Вывод: она готова на жертвы ради любимого, не уронив чувства человеческого достоинства. Девушка, которая никуда никогда не выезжала из своей захолустной деревушки-крепости, отправилась в Петербург к императрице.

– Где происходит встреча Маши с императрицей? ( В Царскосельском парке )

– Почему? Ведь автор волен был устроить эту встречу в иной обстановке. (СЛАЙД №5)

( У Пушкина с этим парком связаны самые светлые воспоминания. Прекрасное несовместимо с бессердечностью. Если бы эта встреча состоялась бы в официальной обстановке, вряд ли Маша смогла бы так убедительно и непосредственно рассказать о сути дела).

– Пушкин наделяет царицу спасительным милосердием (СЛАЙД№ 6) ) , которое императрица связывает, прежде всего с Марией Ивановной как дочерью человека, погибшего за царский престол. «…я в долгу перед дочерью капитана Миронова.»)

Вывод: все закончилось благополучно. Маша отправляется в деревню, надеясь на благоприятный исход.

Подведение итогов урока.

  • Почему Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка»? (СЛАЙД №7)

( последний эпизод объясняет название повести. Тихая, робкая девушка стала победительницей в сложнейших испытаниях. Сила любви, способность к большому и глубокому чувству, её простота, нравственная чистота, сила воли – всё это делает Машу нарвственным идеалом Пушкина. Автор пишет о ней с большой любовью и теплотой) 2) Эпиграф ко всей повести, который раскрывает основную идею, прежде всего, относится к самой героине, Маше Мироновой. И речь в этой пословице идет не только о чести офицера на царской службе, но и в более широком смысле – верность слову, долгу, внутреннее благородство.

Заключительное слово учителя.

– Почему произведение о далеких событиях, о людях 18 века, и теперь читается с интересом?
(Повесть преподносит нам нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести.)

Итак, ребята, роман Пушкина внешне прост – как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни человеческую, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные, нравственные загадки.

  1. Подготовиться к итоговому уроку по повести «Капитанская дочка» (вопросы с.214 – 215;
  2. Прочитать статью В. Коровина «Исторический труд А. С. Пушкина» с. 208-209

Докажите что маша миронова нравственный идеал пушкина

Прежде чем перейти к обсуждениям и размышлениям по теме урока, давайте выясним, что же такое честь, репутация, нравственность, совесть в словаре Сергея Ивановича Ожегова? (индивидуальное домашнее задание)

Конспек открытого урока по литеартуре в 8 классе “Маша Миронова – нравственный идеал А. С. Пушкина” (урок – размышление)

Гринев отказывается присоединиться к Пугачеву. Он отправляется в осажденный Оренбург и сражается против повстанцев. Однажды Гриневу приходит сообщение от Марии, в котором она рассказывает о том, что Швабрин хочет сделать ее своей женой.

Написать сочинение на тему «Маша Миронова — нравственный идеал А.С.Пушкина, подготовиться к тесту на знание содержания произведения

Капитанская дочкамаша миронова нравственная красота героини

– Наша задача – проследить, какие изменения и почему произошли в характере этой девушки по сравнению с началом повествования.

Сегодня на уроке перелистаем страницы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», где в высшей степени проявляется благородство и нравственная красота героев.

Благословения Гринев не получил, и Маша сразу же отдалилась от него, хотя ей очень трудно было это сделать, так как ее чувства по-прежнему оставались сильны.

Урок разработан с применением ТРКМ. Основой является проблемный вопрос: “Смела ли Маша?” По мере ответа на данный вопрос учащиеся раскрывают для себя характер героини.

Сочинение на тему нравственная красота маши мироновой

Наблюдая за отношениями молодого офицера и капитанской дочки, не возникает сомнений в том, почему Машу Миронову можно считать нравственным идеалом. Вся история их любви рассказывает о чистоте души девушки, ее бескорыстности и искренности. Отец Гринева запрещает ему жениться на Марии, но она не перестает считать его героем своего романа. Чем тяжелее складываются обстоятельства, тем сильнее становятся чувства главной героини и укрепляется ее характер.

Методическая разработка к уроку литературы в 9 классе. Предназначена для проведения урока в разделе” Творчество А.С.Пушкина. Роман “Евгений Онегин”.В ходе урока использованысовременные образовательные.

Маша не отходила от раненого, ухаживая за ним. Героине не свойственно жеманство, она просто говорит о своих чувствах (она безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности…).

– Под влиянием жизненных испытаний крепнет чувство Гринева к Маше: герой доходит до самопожертвования, до готовности пойти на смерть ради любимой.

Почему Маша Миронова нравственный идеал Пушкина?

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстративный материал, ТСО (видеоматериал, мультимедийный проектор), карточки для индивидуальной работы на уроке, презентация.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Но один взгляд девушки смог убедить стариков Гриневых в правильности выбора сына.Это была целомудренная и чистая девушка, воспитанная в лучших традициях.

В дальнейшем мы убедимся, что практически все писатели в своём творчестве обращались к женским образам. Но у Пушкина отношение к русским женщинам особое. Ему удалось раскрыть лучшие национальные черты характера русской женщины, довести её образ до совершенства, сделать образцом нравственности и добродетели.

Нравственная красота Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка»

Докажите, что эпиграф «Береги честь смолоду», раскрывающий основную идею, относится прежде всего к самой героине? (Речь идет о чести офицеров на царской службе, но в более широком смысле – о верности слову, долгу, внутреннем благородстве.)

Первое впечатление, складывающееся о Маше — обыкновенность. Автор как будто специально кратко подчеркнул ее внешнюю непримечательность. Рассказчик заметил: «С первого взгляда она не очень мне понравилась». Держится Мария застенчиво и скромно. Когда героиня слышит упоминание о себе, она тут же краснеет.

Маша самоотверженно отстаивает честное имя жениха,вступая в поединок с обстоятельствами и даже с самой императрицей, и она побеждает: Гринев оправдан,справедливость восторжествовала!

– Права ли Маша, считая себя виновницей ареста Петра Гринева? (Маша понимает, что ради спасения ее чести он никогда на суде не произнесет ее имени. Она принимает решение самостоятельно ехать в Петербург, составляет план действий, требующий смелости и энергии. Судьба ей покровительствует, но в ней самой скрыта способность притягивать к себе людей самых различных по характеру и положению)

Сочинение на тему «Образ Маши Мироновой» (8 класс)

Методы и приемы: слово учителя, аналитическая беседа, индивидуальная работа учащихся, метод комментированного чтения, метод изучения проблематики литературного произведения, метод определения авторской позиции, расширение словарного запаса учащихся, описание иллюстраций.

Мария Миронова искренне любила Петра Гринева. После его дуэли со Швабриным, она ухаживала за ним и всячески его поддерживала.

Любовь Петра Гринева и Маши Мироновой рождается в преддверии страшных исторических событий, унесших жизни многих людей. Любовь молодых людей будет подвержена серьезным испытаниям.

В главах, в которых полно раскрывается образ Маши (V,XII), Пушкин в качестве эпиграфов берет цитаты из народных песен, подчеркивая высокие душевные качества героини и ее близость к народу. (Зачитать: V гл. – стр.99, XII гл. – стр. 147).

Маша и Петр Гринев “Капитанская дочка” – история любви

Капитанская дочка росла в окружении «простых» людей, не отличающихся высокой культурой, но обладающих мужеством и честностью. Нахождение в таком обществе сильно повлияло на характер девушки и ее рассуждения о жизни.

Я хочу привлечь ваше внимание к эпизодам, которые раскрывают честь и благородство героев, их душевную красоту. Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда формируются ваши взгляды на жизнь. И, я надеюсь, что нравственные уроки повести вам в этом помогут.

Тэги: #миронов #пушкин #мари #докаж #конспект #заключаетс #марь #современн #ориентир #гринев #доклад #назв

Нашли неточность или устаревшие данные? Отредактируйте статью!

Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. Сочинение-рассуждение: описание, характеристика и отзывы

«Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина» – сочинение, традиционно предлагаемое ученикам на школьных уроках по русской литературе. Данная тема может показаться легкой, но это лишь на первый взгляд. Главная героиня повести «Капитанская дочка» – очень сложный персонаж для характеристики и потому требует особого подхода, в отличие, от других действующих лиц, например, таких как Петр Гринев, или Савельич, которые прописаны автором достаточно подробно, ярко и выразительно.

Портрет героини

Иначе подошел Пушкин к обрисовке Маши: в ее отношении писатель как будто намерено скуп на эпитеты. Девушка немногословна, особенно в первой сцене своего появления, и потому производит на Гринева впечатление недалекой провинциальной барышни. Последнему обстоятельству много способствовало поведение капитанской дочки, которая первое время дичилась рассказчика; кроме того, она была чрезвычайно замкнута и необщительна по своей натуре, что поначалу говорило не в ее пользу.

Характер Маши Мироновой

Почему «Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина» – сочинение, которое является программным в школьном образовательном процессе? Ответ следует искать в характере героини, вернее, в том запасе духовных сил, которые помогают ей не пасть духом после ужасной гибели родителей, с достоинством выдержать выпавшие на ее долю испытания и спасти жениха от грозившей ему страшной участи – ссылки и каторжных работ в Сибири. Именно во время бедствий Маша обнаруживает всю силу своего духа и проявляет несгибаемую волю. Она находит в себе силы противиться Швабрину, который в буквальном смысле шантажировал ее и угрожал казнью, вынести горькую утрату близких, заступиться за Гринева, который в глазах всех, даже родного отца, был предателем и государственным изменником.

Образ Маши Мироновой

«Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина» – сочинение, в котором должны быть указаны черты героини, позволившие ей пережить горе и в конце концов найти свое счастье в браке с любимым. Ключевые сцены в повести Пушкина – это сцены с ее участием. В первую очередь это касается, разумеется, финала произведения, когда Маша просит помощи у самой императрицы Екатерины II для своего жениха. Миронова проявляет при этом такую настойчивость, что помилование не заставляет себя ждать: буквально сразу по возвращении домой после разговора с государыней Маша получает новость об освобождении Петра Гринева.

Отношения Маши Мироновой с персонажами повести

Сочинение-эссе «Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина» должно показывать, что благодаря своим нравственным качествам героине удается выстоять в самых трудных испытаниях. Именно поэтому она удивительно быстро находит общий язык с окружающими. Савельич сразу к ней привязался и поклялся служить ей как своей госпоже; родители Гринева принимают ее у себя как родную; отец Герасим и его жена Акулина Памфилова с риском для жизни защищают ее и не выдают Пугачеву. Маша обладает удивительной способностью вызывать к себе доверие окружающих. Она настолько искренна, и добра, что никто из них не отказывает ей в сочувствии и помощи. «Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина» (сочинение) – краткое описание не только характера героини, но и ее отношений с окружающими людьми. Так Пушкин оттеняет наиболее выразительные качества девушки: честность, прямота, открытость. Несмотря на свою необразованность, Маша очень чутка: например, она сразу почувствовала неприязнь к Швабрину, и, хотя не смогла внятно объяснить Петру Гриневу причину своего отношения к отставному жениху, тем не менее читатель понимает ее правоту, которая подтверждается последующими событиями.

Маша Миронова и Петр Гринев

«Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина» – сочинение, которое должно быть посвящено не только характеристике главной героини, но и ее отношениям с Петром Гриневым. Как уже было сказано выше, девушка первое время его дичилась, но показателен тот факт, что впоследствии оба, несмотря на коварные ухищрения Швабрина, очень быстро нашли общий язык. Вначале рассказчик отнесся к ней с явным предубеждением, но впоследствии увидел в капитанской дочке добрую и благоразумную девушку. Они часто общались, что говорит о сходстве их характеров. В самом деле, Гринев, так же как Маша, честен, открыт, прямодушен, чем и вызывает уважение даже у Пугачева. Дело в том, что Петр с самого начала следовал наказу своего отца «береги честь смолоду»; то же самое можно сказать и о Маше Мироновой. Как Петр не запятнал свою дворянскую честь признанием самозванца императором Петром III и сохранил верность государыне Екатерине II, так и Миронова в критических условиях осталась верной своему жениху.

Образ Маши Мироновой в композиции повествования

«Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина» – сочинение-план отражает структуру повести писателя, поскольку композиция произведения помогает лучше понять характер героини. Выше уже говорилось о том, что значительная часть ключевых сцен связана именно с ее образом. Идея нравственной силы героини красной нитью проходит через все действие. Даже в тех сценах, где она отсутствует, ее образ является связующим звеном между героями. Стремление Гринева защитить честь капитанской дочки приводит его к дуэли со Швабриным, которая чуть не стоила ему жизни, отчаянная попытка Петра спасти девушку из заточения вновь сводит героя с Пугачевым и, наконец, рассказчик получает свободу благодаря ее энергичному заступничеству перед императрицей.

«Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина» – сочинение, пожалуй, одно из самых трудных в школьной программе, несмотря на небольшой объем повести Пушкина. Но в последнем обстоятельстве и заключается вся сложность его написания: ведь автор немногословен в отношении своей героини, поэтому приходится быть очень внимательным к тексту повествования: нужно цепляться буквально за каждое слово, чтобы составить о ней представление. Сочинение-рассуждение учит школьников работать с лаконичным языком Пушкина, который одним словом или кратким предложением умел передать свои мысли.

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» изображено множество ярких и самобытных персонажей – мужественных,

Решительных, справедливых. Однако мое внимание больше всего привлекла Маша Миронова – главная героиня произведения, дочь капитана Миронова.

Жизнь Маши проходит в Белогорской крепости, комендантом которой является ее отец. Портрет девушки ничем не примечателен: ей около восемнадцати лет, она «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши». Мать считает ее «трусихой», а злобный Швабрин характеризует девушку как «совершенную дурочку».

Однако дальнейшее знакомство показывает, что Маша имеет множество достоинств: она радушная, искренняя, милая, «благоразумная и чувствительная» девушка. Ее ровный характер и приветливость не могут оставить окружающих равнодушными.

Попав в критическую ситуацию, Маша раскрывается с новой стороны. Она проявляет неслыханную стойкость и силу духа, оказавшись в руках ненавистного Швабрина. Беззащитную девушку не могут сломить ни сила, ни угрозы, она готова скорее умереть, чем согласиться выйти замуж за нелюбимого человека. Оставшись без родителей, разлученная со своим женихом, Маша решается в одиночку бороться за свое счастье.

Узнав об аресте Петра Гринева и об обвинении его в измене и предательстве, она едет в Петербург с намерением подать прошение государыне. Уверенная в невиновности любимого, она так просто и искренне рассказывает о его отношениях с предводителем бунтовщиков Пугачевым, что склоняет на свою сторону Екатерину П. «По именному приказу» Гринева освобождают из заключения, кроме того, императрица берется устроить состояние осиротевшей Маши.

Я считаю, что Маша Миронова – одна из лучших героинь в русской литературе. В ней гармонично сочетаются нежность и сила воли, женственность и решительность, чувственность и ум. Знакомство с этой девушкой вызывает искреннюю симпатию и расположение. Мне очень хочется стать похожей на Машу, потому что я считаю ее идеалом женщины.
В повести «Капитанская дочка» Пушкин нарисовал яркие образы. Описывая поступки героев, их отношение к окружающим, их внешность, передавая мысли и чувства, писатель создает у нас четкое представление об их характерах, то есть об их внутренних качествах.

Одним из персонажей произведения является Маша Миронова – дочь коменданта Белогорской крепости. Во время первой встречи с ней мы видим обыкновенную русскую девушку: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши». Робкая и чувствительная, она боялась даже ружейного выстрела. Во многом ее робость и стеснение вызваны ее образом жизни: она жила довольно замкнуто, даже одиноко.

Из слов Василисы Егоровны мы узнаем о незавидной судьбе девушки: «Девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег. с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою». Но Маша отвечает отказом на предложение Швабрина стать его женой. Чистая, открытая душа ее не может принять замужества с нелюбимым человеком: «Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться. Ни за что! ни за какие благополучия!» Брак по расчету для нее немыслим, окажись она хоть в самом тяжком положении. Маша искренне полюбила Петра Гринева. И она не скрывает своих чувств, открыто дав ему ответ на его объяснение: «Она безо всякого жеманства призналась Гриневу в сердечной склонности и сказала, что ее родители будут рады ее счастью». Однако она ни за что не соглашается выходить замуж без благословения родителей жениха. Маше нелегко было отдалиться от Петра Андреевича. Чувства ее были все так же сильны, но гордость, честь и достоинство не позволяли ей поступить иначе после того, как она узнала о несогласии его родителей на этот брак.

Горькая участь ждет девушку впереди: родители ее были казнены, а ее спрятала в своем доме попадья. Но Швабрин силой забрал Машу и посадил под замок, заставляя выйти за него замуж. Когда же наконец приходит долгожданное спасение в лице Пугачева, девушку охватывают противоречивые чувства: она видит перед собой убийцу своих родителей и в то же время своего избавителя. Вместо слов благодарности «она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств».

Пугачев отпустил Петра с Машей, и Гринев отправил ее к родителям, которые хорошо приняли девушку: «Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить».

Ярко раскрывается характер Маши Мироновой после ареста Гринева. Она сильно переживала, так как знала настоящую причину ареста и считала себя виновной в несчастьях Гринева: «Она скрывала от всех свои слезы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти». Сказав родителям Гринева, что «вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что

Она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность», Маша отправляется в Петербург. Она решительно настроена добиться освобождения любимого, чего бы ей это ни стоило. Встретившись случайно с императрицей, но не зная еще, кто эта женщина, Маша открыто рассказывает ей свою историю и причины поступка Гринева: «Я знаю все, я вам все расскажу. Он для меня одной подвергался всему, что постигло его». Именно в этой встрече по-настоящему раскрывается характер скромной и робкой русской девушки безо всякого образования, нашедшей, однако, в себе достаточно силы, твердости духа и непреклонной решительности, чтобы отстоять правду и добиться оправдания своего ни в чем не виновного жениха. Вскоре ее вызвали ко двору, где и объявили об освобождении Петра Андреевича.

Прочитав произведение, мы понимаем, что образ Маши Мироновой был дорог и близок автору. Она олицетворяет собой, наряду с Татьяной Лариной, пушкинский идеал женщины – с чистой, хоть и немного наивной душой, добрым, отзывчивым сердцем, верной и способной к искренней любви, ради которой она готова идти на любые жертвы, совершать самые смелые поступки.

Ответ оставил Гость

Роман «Капитанская дочка» занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина. Это произведение основано на исторических событиях. Оно относит нас в 18 век, во времена правления Екатерины Великой, когда разгорелась крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. В самом названии «Капитанская дочка» содержится сопряжение двух миров: частного и общего. Произведение, повествующее об одном из взрывов в русской истории 18 века, облечено в формы «семейственных записок». Название романа подчеркивает косвенное отношение центральных героев к истории: Маши – капитанской дочки, Гринева – дворянского сына. Все происходящие события оцениваются прежде всего с нравственной, человеческой точки зрения, что очень важно для самого автора. Марья Ивановна Гринева – одна из главных героинь романа. С ней связана, прежде всего, любовная линия произведения. Петр Гринев знакомится с Машей в Белгородской крепости, куда он был направлен на службу. Родители Маши – Иван Кузьмич и Василиса Егоровна – люди простые, добрые, они верны своему дому и друг другу. Такой же была воспитана и Маша. Пушкин относится к ней с большой симпатией, потому облик ее поэтичен, грациозен и лиричен. Маша скромна и застенчива. Она стесняется, что за ней не дают приданого. Маша и Петр Гринев полюбили друг друга. Чувство Маши к Петру сильно и глубоко. Но в своей любви она более рассудительна. Маша разумно отказала Петру после получения письма от его отца, который противился браку сына с капитанской дочкой. Героиня была воспитана в патриархальных условиях: в старину брак без согласия родителей считался грехом. Кроме того, она знала, что отец, человек крутого нрава, не простит сыну женитьбы против его воли. Маша не хотела причинить боль любимому человеку, мешать его счастью. Она бескорыстна в любви, самоотверженна и тверда в своих убеждениях. Особенно эта твердость проявилась в главе «Сирота», когда даже грозящая смерть от рук Швабрина не изменила, а только усилила любовь Маши к Петру. «Я никогда не буду его женой: я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят», – такие слова бросает эта «тихая» девушка. Маша – человек сильной воли. На ее долю выпали тяжкие испытания, и она их с честью выдержала. Но вот за полосой испытаний наступила полоса затишья. Маша живет у родителей Гринева, которые «приютили сироту». Для них она – дочь героя. «Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить», – пишет Гринев. Родителей Петра привлекли к Марье Ивановне ее выдержка, разумность, ровность в обращении, а главное – искренняя и сильная любовь к их сыну. Она-то и помогла выдержать последнее испытание: Гринев был предан суду. Маша решилась на смелый поступок: поехала в Петербург, к царице с ходатайством о своем женихе. Невиновность Гринева стала ясна Екатерине из ее рассказа, из ее прошения. Гринев был оправдан. За все испытания Маша и Петр были вознаграждены тихой и счастливой семейной жизнью. Название повести тесно связано с образом Маши Мироновой. В произведении утверждается вера в человека, в безусловную ценность его чувств, в неуничтожимость добра, честности, благородства. Все эти качества воплощены в образе простой девушки – дочери капитана Миронова.

К восстанию А.С. Пушкин относился с горечью, потому что понимал, что оно возникло не на пустом месте. Вместе с этим, он видел всю бесперспективность подобной попытки улучшить жизнь: она тут же оборачивалась разбоем, убийствами и взаимным озлоблением. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» – пишет он.
Восставшие показаны по-разному. То о них пишется как о «страшных товарищах» Пугачёва, «злодеях», то описывается простоватый казацкий урядник Максимыч, которого язык не поворачивается назвать предателем – недаром Гринёв был рад его видеть во время перестрелки под Оренбургом. Явственно сочувствие к восставшим в эпизоде, когда капитан Миронов допрашивал старого башкира. Жестокие усмирения невольно готовили почву для будущих выступлений. Конечно, А.С. Пушкин сам был дворянином и сыном своего времени, поэтому он вполне искренне мог писать о «лукавых мятежниках, которые злобствовали втайне». Важно то, что при изображении отдельных лиц и конкретных ситуаций он руководствовался объективным рассмотрением того, что могло бы произойти.
Авторское отношение к Гринёву можно понять по косвенным признакам, потому что речь в повести идёт от лица самого Гринёва. Конечно, автор рассказчику симпатизирует, потому что вкладывает в его уста порой нелестные для него характеристики, – например, когда он накричал на Савельича после проигрыша Зурину. Вместе с тем о подвигах своих Гринёв повествует спокойно, не прибегая к преувеличениям или самолюбованию. Очевидно, что Гринёв пишет прямо и честно, и это является главным мерилом авторского к нему отношения.
К Пугачёву А.С. Пушкин относился как к сложной, противоречивой личности, о чём свидетельствуют эпизоды с его участием, когда он пребывал в различном состоянии души, совершая различные действия. Он мог быть гневен и жесток- так он казнил офицеров Белогорской крепости; мог быть задушевен и проникновенен, рассказывая калмыцкую сказку; помнил не только зло, но и добро, ценил спокойное мужество и при этом любил прихвастнуть и поважничать, словно играл в какую-то детскую игру. Стоит вспомнить про приём литературного параллелизма, часто используемый А.С. Пушкиным: добрейший Андрей Карлович Рейнсдорп,
комендант Оренбурга, отказывается помочь Гринёву вызволить дочь героически погибшего офицера, а Пугачёв делает это с охотой. Опять-таки, Пугачёв отпустил Гринёва, а Екатерина II помиловала вовсе не Гринёва, а помогла понравившей-ся ей дочери капитана Миронова.
Сама Маша Миронова тоже проходит сложный путь взросления. Из наивной девочки, не видевшей в своей жизни ничего, кроме Белогорской крепости, и постоянно молчащей, она выросла в самоотверженную молодую женщину, готовую ради спасения любимого человека ехать в далёкий и страшный Петербург, искать аудиенции у самой императрицы. Автор словно любуется её скромностью, бесхитростностью и верностью, постоянно акцентируя внимание на том, что она не манерничала, твёрдо отстаивала женское достоинство и свой выбор

Ссылка на основную публикацию