Сочинение Мечты Манилова в Мертвых душах Гоголя

Сочинение Манилов в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)

Описывая Манилова, Гоголь постоянно подчеркивает: персонаж этот, по сути, – никакой. Манилов никакой настолько, что создание его портрета Гоголь считает крайне трудной задачей. Он из тех людей, которые «ни то не се», ни рыба ни мясо: «один только бог разве мог сказать, какой был характер Манилова».

Внешне Манилов выглядит представительно, приятно: видный мужчина, белокурый, голубоглазый. Однако стоит чуть присмотреться – и вот уже обнаруживается в его облике и характере слащавость: «чересчур … передано сахару», по выражению Гоголя.

Ну, казалось бы, ладно – пускай Манилов был абсолютно никакой. Пусть его главный недостаток в том и заключался. Пусть он был слащавый, приторный в общении и только этим хоть немного как будто выделялся. Пусть. Он был таким, каких много. Он – такой, как все. Только тогда зачем же Гоголю понадобилось вводить его в поэму? Чем Манилов заслужил это? Ведь неспроста же помещик Манилов удостоился чести быть включенным в число главных героев «Мертвых душ»?

Конечно же, все это не просто так. Подчеркивая размазанность, неопределенность характера Манилова, Гоголь словно отсылает читателя к Библии: «Знаю твои дела: ты не холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих!» (Откровение 3, 14; 3,15).

Вот такой и выходит Манилов: ни холодный, ни горячий, а теплый («ни в городе Богдан ни в селе Селифан», «черт знает что такое», человек, способный на любого нагнать смертельную скуку, зато воспитанный, обходительный, располагающий к себе в самом начале беседы, но способный затянуть общение и быстро надоедающий).

А когда нет вокруг собеседников – т.е. большую часть времени, – молчаливый, склонный впадать в оцепенение и задумчивость («тоже разве богу было известно», о чем он думает), Манилов погружается в себя. Он живет в воображаемом мире. Он способен читать одну и ту же книжку два года, а вернее – он ее не читает, но она постоянно лежит у него в кабинете, заложенная на одной из первых страниц.

Чичиков приезжает в имение Манилова за мертвыми душами, но самая мертвая душа в этом имении – это сам Манилов. Вот и вокруг него все кажется каким-то замершим, застывшим, мертвым, неестественным. Во всем – манерность и вычурность. Манерность присутствует в обращении супругов Маниловых между собой и в их обращении с собственными детьми. И даже имена детей – Фемистоклос и Алкид – говорят сами за себя. (Это опять к вопросу о мертвой душе Манилова и о мертвой атмосфере в его семье: налицо тяга к древним, т.е. мертвым, языкам).

Для Манилова важны этикет, церемонии, ритуалы. Причем он сильно перебарщивает со всем этим. В этой связи Гоголь описывает несколько комических ситуаций. Одна из них: Чичиков и Манилов топчутся у дверей гостиной и не могут войти в нее, т.к. каждый из них не соглашается пройти первым, а только после другого.

Вот такой он – Манилов. Любезный, церемонный, мило улыбающийся, ведущий бесконечные разговоры ни о чем, думающий и мечтающий – тоже ни о чем. Абсолютно пустой человек.

Сочинение 2

Одним из ярких персонажей галереи помещиков, изображённых Гоголем в романе «Мёртвые души», является Манилов. Этот герой обладает приятными чертами лица. У него белокурые волосы, заманчивая улыбка. Голубые глаза, «сладкие, как сахар», он прищуривает всякий раз, когда смеётся. Впрочем, некоторая приторная слащавость прослеживается и в остальных чертах его видной внешности.

Точный возраст Манилова автор не указывает. Но известно, что он ещё непожилой мужчина. Раньше был офицером. Вышел в отставку. Женился и счастлив в браке с супругой Лизанькой. Имеет двоих сыновей – Фемистоклюса и Алкида. От прежней армейской жизни у него осталась только привычка курить трубку.

Среди офицеров слыл скромным, деликатным, образованным человеком. Став помещиком, старался поддерживать такое же впечатление окружающих о своей персоне. Например, в кабинете Манилова постоянно лежала на столе какая-то книга. Правда, за два года он сумел прочитать из неё лишь четырнадцать страниц.

Много говорить этот герой не любит. Предпочитает предаваться размышлениям и фантазированию. Его фантазии совершенно оторваны от реальности. Он частенько мечтает о строительстве подземного хода от собственного дома или каменного моста через пруд, на котором бы торговали в лавках разным мелким товаром купцы. И его абсолютно не смущает, что пруд покрылся зеленью и вскоре превратится в болото.

Всегда рад гостям и радушно их принимает. Однако длительное общение с ним вызывает смертельную скуку у собеседников, поскольку он избегает споров, со всеми соглашается и пытается добиться расположения. К примеру, он восхищается Чичиковым, щедро расточает ему комплименты. Надеясь укрепить с ним дружбу, за «мёртвые души» не берёт ни гроша и даже хочет покрыть расходы на оформление купчей.

Размеренное однообразное бездеятельное существование вполне устраивает Манилова. Его не волнует, что в каждой комнате дома чего-то недостаёт. Состоянием хозяйства он не интересуется, не подсчитывает доходы и убытки. Не знает, сколько у него умерло крепостных. Не умеет управлять подчинёнными, но к крестьянам относится хорошо. А вот они злоупотребляют его добротой: пьянствуют, обворовывают. Прислуга иногда спит до полудня и не сильно утруждается, выполняя ту или иную работу.

Кругозор героя ограничен, а духовный мир скуден. Ни по какому вопросу у него нет личного мнения и чётких убеждений. Он не разбирается в людях.

Характеристика Манилова 3

Мягкость и доброта – особенные черты характера, обладатель которых нередко оказывается замечательным человеком, к которому тянутся все, кто его окружает. Но если этими качествами человек наделен в избытке, он становится бесхарактерным, пустым. Эту проблему Н.В.Гоголь затрагивает в своей поэме “Мёртвые души”, раскрывая её в образе помещика Манилова.

Несмотря на стремление писателя обличить в своём произведении пороки русских помещиков, Манилов предстаёт перед читателем вежливым, обходительным хозяином: “. в первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!». “. Создаётся хорошее впечатление о данном персонаже и при описании его семьи, где царит уют, взаимопонимание и поддержка. Близкие Манилова всегда находят в нём участие, учителя его сыновей с благодарностью и восхищением отзываются о добром помещике.

Однако при обращении к эпизодам, где Н.В.Гоголь иллюстрирует устройство быта в имении Манилова, становится ясно, что мягкость характера способна действовать против него. Это отражается в обустройстве сада, усадьбы, где “всегда чего-нибудь не хватает”. Автор отмечает также отсутствие заинтересованности помещика в ведении собственного хозяйства, из-за чего оно не приносит ему достаточного дохода: крестьяне пьянствуют и ленятся. Проявляет апатию к жизни и сам Манилов, предпочитающий вести размеренный образ жизни, проводить всё своё время в мечтаниях, которые, по замечанию писателя, “лишены задора”. С первого взгляда кажется, что этот вежливый помещик никому не причиняет вреда, но вместе с тем он не приносит и пользы, в то время как Н.В.Гоголь был убеждён, что каждый человек в силах сделать что-то фундаментальное, важное, то, что принесёт пользу его собственной родине. Но, к сожалению, даже благородные по своей натуре люди не способны были предпринять усилия для повышения благосостояния страны: им мешала лень и мягкость характера.

Итак, мы понимаем, что в характере Манилова раскрывается собирательный образ каждого помещика, бесцельно живущего на земле. Такие люди о многом мечтают, но из-за отсутствия внутренней основы, стержня, столь необходимого для свершения великих дел, они бездействуют. Можно сделать вывод, что лень и апатия, присущие Манилову – это не меньший порок, чем те, которыми обладали другие помещики в произведении, ведь подвергаясь его соблазну, человек попусту растрачивает свою единственную жизнь.

Манилов в произведении Мертвые души

Популярные сочинения

Птицы на протяжении всех веков были верными спутниками человечества. Они не только украшают наш мир своими цветными перышками и прекрасным пением, но и трудятся на благо человечества и приносят много пользы

Про любовь писали многие поэты. Но у Ахматовой любовь не приносит счастья, а только горе, разлуку, страдания. У неё любовь – это роковой поединок. Нет идиллии и безмятежности. Стихотворения «Вечер»

Высоко-высоко в горах, в сокрытой от людей тёмной пещере, лежал мудрый дракон. Он охранял огромную кучу золота позади себя и любил наслаждаться тишиной, изредка нарушаемой шумом речушки

Сочинение Характеристика и образ Манилова в поэме Гоголя Мертвые души

Поэма «Мертвые души» написанная Гоголем считается одной из лучших его работ. Читая данное произведение можно встретить такого героя, как помещик Манилов. Этот персонаж вызывает интерес у читателя. Манилов живет на полную ногу и в комфорте. Также он целый день тратит на свои мечты, они не покидают его голову. Данные мечты ничего хорошего собой представляют. Такая жизнь ведет к беспорядку в доме и на участке. Крепостные стали ленивые и не покорные. Но, Манилов не посвящает себя в бытовые дела, всем управляет приказчик.

Манилов довольно молчаливый человек, он только и думает целый день, как воплотить в жизнь свои мечты. У помещика есть жена, которую он не разлюбил за 8 лет брака. Женщина посвящает себе воспитанию детей. Кстати звать их довольно странно для России, Фемистоклюс и Алкид. Когда Манилов впервые с кем-то знакомится, люди просто поражены манере его общения. Он очень культурен и приятен, он нравится людям. Помещик старается не смотреть на негативные качества людей, он замечает только хорошие. Бывали случаи, что своими хорошими манерами общения и поведение он раздражал людей. Иногда он просто «перегибал палку».

Человек этот практически ничем полезным не занят. Манилов любил проводить время в своей комнате и мечтать. Или просто размышлять о чем-то. Кабинет его был совсем не для работы. Помещик читал одну и ту же книгу в течении двух лет, в которой лежала закладка на одной странице. С Людьми он специально, даже излишне приятен. Он может обсыпать людей комплиментами и любезностями, но, по сути, его речь пустая и не имеет никакого интереса.

Изначально складывается впечатление, что перед вами очень приятный человек. А далее он быстро гаснет и становится довольно скучным. Помещик не умеет высказывать свои мысли, да в принципе у него и нет своего мнения. Человек довольно прямолинейный и в каком-то смысле мертвый душой. Персонаж очень серый и не имеющий характера, он даже не имеет каких-то особенных умений и склонностей.

Данного героя окружают вещи, которые вообще не имеют никакого толку. Это говорит о том, что помещик относится к жизни безразлично. Дом всегда открыт на распашку, хочешь заходи, хочешь выходи.

Подытожим. Автор заостряет внимание читателя на внутреннем мире Манилова. Его душа пуста и ничтожна. А прикрыта она праздной жизнью и чрезмерными приятными манерами. Данный герой не имеет практически нечего плохого, но в нем нет ничего и хорошего. Гоголь не дает шанса этому герою произведения как-то поменяться или переродится. Этот человек по сути своей пустое место, поэтому и меняться в нем просто нечему. Данный персонаж передает поведение некоторых людей в реальной жизни, которые только и занимаются тем, что мечтают не пойми о чем.

Вариант 2

Манилов – первый помещик, с которым Н.В. Гоголь знакомит читателя. При этом его образ можно считать центральным, он лучше всего запоминается. Автор мастерски создает характеристику героя. Когда Чичиков только въезжает в Маниловку, создается впечатление уютного дома, приятных и радушных хозяев. Все так и веет гостеприимством и даже уютом. Но, пробыв в этом доме какое-то время, становится душно, противно, хочется оттуда сбежать вместе с главным героем.

Первоначально складывается приятный образ умного и интеллигентного человека, но потом собеседнику открывается его пустота, посредственность, пошлость. С барином становится неинтересно, приторно, тошно ведь Манилов никогда не имеет своего мнения, а лишь поддерживает светскую беседу выученными общими фразами. Изначально Манилов кажется собеседникам милым, приятным и добрым человеком, но общение с ним вызывает скуку смертную. В его речах нет задора, индивидуальности, живого слова. При этом беседы его заискивающие, он отчаянно ищет расположения собеседника. Герой испытывает к Чичикову восторженную симпатию.

У помещика достаточно приятная внешность. Он не стар, белокур, с голубыми глазами и заманчивой улыбкой. Одевается дорого, хоть и безвкусно. И на первый взгляд, это видный мужчина. Его глаза «сладкие как сахар» с милым прищуром, особенно, когда смеется. Такой же сладкой и манящей была улыбка героя. Вообще в описание героя очень много «сахара». В чертах лица, мимике, выражениях и беседах. «Черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару». «Являл в лице своем выражение не только сладкое, но даже приторное».

Мужчина уже 8 лет женат. Любит свою супругу Лизу. И она мужем очень довольна. Они трогательно и нежно приносят друг другу кусочки фруктов, конфетки и прочие вкусности. Общаясь при этом совершенно приторными голосами, что вызывает у читателя отвращение или смех. Дети их названы совершенно странными и вычурными именами: Фемистоклюс и Алкид. А воспитанием их занимаются слуги.

Читайте также:  Жизнь Матрены в рассказе Матренин двор Солженицына (история Матрены)

Большинство знакомых считают Манилова скромным, воспитанным, деликатным, сердечным и образованным человеком. Отчасти, это действительно так. В сделке с Чичиковым он ведет себя бескорыстно в материальном плане. И даже юридические издержки берет на себя. Но его выгода в том, что ему приятно быть полезным Чичикову, это льстит помещику.

Характер героя определить трудно, он, что называется ни то, ни се. Но детали, прописанные автором, достаточно красноречивы. Манилов никогда не доводит дела до конца. А чаще их и вовсе не начинает. А только грезит о том, что хорошо бы сделать. Строит планы, которые никогда не осуществит. Одним из таких мечтаний становится мост, о котором каждый гость Маниловки слышит по нескольку раз. На столе у хозяина лежит пыльная книга, открытая много лет на одной и той же странице. Мебель обтянута дорогим иностранным сукном, на, правда, его на все предметы не хватило.

Маниловщина – это ложная идиллия, утопия своего рода. И она затягивает, если вовремя из нее не вырваться. Поэтому из поместья так хочется сбежать, поскорее уехать, пока еще есть силы бороться.

Сочинение про помещика Манилова

Манилов – один из пяти помещиков произведения Гоголя “Мертвые Души”. Каждый помещик описан в книге по убывающей черте человечности, первый в которой Манилов, сумевший сохранить в себе некоторые аспекты привлекательности. Каждый помещик парадирует человеческие грехи: лень, корысть, мошенничество, лицемерие, нелепость и прочие. Манилову пришлось взять на себя роль мечтателя, мысли которого всегда возвышены над облаками, никогда не спускавшиеся на землю.

Манилов отставной офицер приятной наружности, который ведет праздничный образ жизни: он ленив и нелеп, безответственен и чрезмерно мечтателен. Ему комфортно в своей обстановке. Он постоянно курит длинную трубку, воспитывает двух сыновей и все ещё любит жену за восемь лет супружеской жизни. Первое впечатление о нем благоприятное. Благодаря воспитанию он видит в людях только приятное, отчего показывается крайне слащавым и легкомысленным.

Он приятен в общении, поскольку использует чрезмерно “сладкие” речи, чтобы угодить своему собеседнику. Манилов любит погружаться в свои мечтания с утра до вечера, из-за чего создается образ “маниловщины”. Жизнь вокруг замирает настолько, что книга уже два года лежит открытой на одной и той же странице. Манилов мечтает создать высокую надстройку над поместьем таким образом, чтобы было видно всю Москву. Однако при этом же забывает о управлении хозяйством, из-за чего поручает его приказчику. В свою очередь, и он особо не волнуется о жизни крестьян. В конце концов, двести крестьянских изб выживают как-то сами по себе, отдавая себя на произвол судьбы.

Манилов бескорыстен. Кроме мечтаний, он часто молчит, или же курит свою любимую длинную трубку. Он не следит за своими крестьянами, вследствие чего даже не может ответить на вопрос о числе жертв Чичикову. Манилов решает отдать души крестьян бесплатно, так как удивляется намерениям гостя и тому, что тот желает взять за несуществующий товар настоящую цену.

Образ и характеристика Манилова

История Гоголя представляет собой масштабную аллегорию, которая изображает глубоко мистические и религиозные смыслы. Пласт описания помещиков представляет перед читателем изображение грехопадения, а также образы воплощенных грехов как таковые. Эти образы Гоголь располагает в особом порядке, для того чтобы составить и смысловую канву и интересные структурные рифмы.

Манилов является первым помещиком, к которому приезжает Чичиков и такое положение вполне обосновано. Ведь в смысловом контексте Манилов – образ детства, наименьшая степень мертвенности и в чем-то даже наименьшая степень греховности.

Этот герой действительно является по детски наивным, он ко всем относится благодушно: вице-губернатор – «милый», полицмейстер – «очень приятный». Он создает положительное и приятное впечатление, общается с использованием множества комплиментов к собеседнику. Таким образом, этот человек является безобидным и простым.

Тем не менее, фигура Манилова при ближайшем рассмотрении является даже отвратительной. Его абсолютная инфантильность преобразована в ужасные формы, которые во взрослом возрасте просто недопустимы. Гоголь подчеркивает этот факт характерными деталями, «книжка, заложенная закладкою на 14 странице, которую он постоянно читал уже два года» и горки золы из трубки, которые тщательно складывались на окне.

Таким образом, Манилов является абсолютно никчемной личностью, в которой фантазии полностью вытесняют подлинное существование, он обитает в грезах и в этом начало его мертвенности. Также и отношения в семье его являются полностью фальшивыми и карикатурными.

С супругой он общается абсурдными сахарно-нежными фразами, которые не имеют ничего общего с подлинными чувствами, но, скорее, призваны только хранить комфорт и «радужное» детское настроение. Сама супруга тоже не отличается зрелым характером. Детям он дает странные имена и оба они обращаются с детьми наподобие кукол или чего-то такого, ту не идет речь о воспитании или передаче опыта.

Манилов – душа, пойманная в сети сказок и грез, не имеющая возможности сделать нечто стоящее в этом мире. Также он олицетворяет в целом детскую глупость и слабость несформированной личности, начало грехопадения.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Манилова в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

Сегодня мы поговорим о роли отца в семье и в жизни детей. Семья как маленькая государство и этим государством надо управлять умно и грамотно, поэтому, когда в семье не бывает отца, говорят семья «без главы»

Повесть «В людях» Максима Горького является одной из частей известной автобиографической трилогии писателя. Повесть была опубликована в 1916 году. Произведение повествует читателю о нелёгком отрочестве тве будущего великого писателя.

1) Вступление. Рассказ о Бояне, жителях Руси о войнах и правителях. 2) Затмение солнца. Победа Игоря и его самоуверенность довела до беды. Пока войска наслаждались пиром пришли враги и некоторых убили, а выживших взяли в плен.

Человек, который не знает истории семьи и страны не человек, а овощ. Он не живет, а существует. Он извлекает выгоду из всех преимуществ, достигнутых людьми, которые раньше жили, но не благодарен и не ценит это.

Роман Федора Достоевского «Белые ночи» относится к сентиментальному жанру, то есть ведущей темой произведения являются чувства, переживания, эмоции героев, а сюжет служит лишь их отражением и не имеет реальной значимости

Сочинение на тему Образ Манилова в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Многие писатели первой половины XIX века особое место в своем творчестве отводили теме России. Как никто иной, они видели всю тяжесть положения крепостных крестьян и безжалостную тиранию чиновников и помещиков. Нравственные ценности отходят на второй план, а на первый выходят деньги и положение в обществе. Крепостное право лежит в основе государственной системы России. Люди не стремятся к лучшему, не Интересуются науками и искусством, не пытаются оставить потомкам никакого духовного наследия. Их цель — богатство. В своем стремлении к наживе человек не остановится ни перед чем: будет воровать, обманывать, продавать. Все это не может не волновать людей мыслящих, которым не безразлична судьба России. И конечно же, Н. В. Гоголь не мог оставить это без внимания.
Смысл названия поэмы «Мертвые души» очень символичен. Гоголь не жалеет красок, показывая читателю духовное убожество, грозящее России.
Мы можем только посмеяться над тем, что не в силах исправить. Целая галерея помещиков проходит перед читателем по мере развития сюжета «Мертвых душ». Начало развития сюжета — пустой, праздный мечтатель и фантазер Манилов. Уже описание поместья говорит ц том, что его хозяин большой выдумщик. Дом Манилова стоит на возвышенном месте, «открытом всем ветрам», склон этой горы был покрыт остриженным дерном, среди которого попадались клумбы с кустами сирени и белой акации и несколько берез. Под двумя из них находилась беседка с помпезным названием «Храм уединенного размышления». Сходство с английским парком подчеркивалось прудом, заросшим зеленью. Во внутреннем убранстве поместья Манилова также отразилось несоответствие грез помещика и реальности. В отдельных комнатах мебели не было вообще, в других была, но в ней чего-то недоставало: если в гостиной кресла были покрыты дорогой материей, то на два кресла материала не хватило, и они стояли, покрытые простой рогожей.

Среди этого «великолепия» живет хозяин — Манилов со своей семьей. Эта жизнь очень похожа на идиллию: Манилов со своей женой любят друг друга, внешние проблемы решаются сами по себе без участия помещика. Все, что остается Манилову, это сидеть и мечтать о каких-нибудь новых усовершенствованиях в усадьбе: построить мост с купеческими лавками или провести подземный ход от дома. Но, несмотря на мечты хозяина, все остается по-прежнему: крестьяне как бедно жили, так бедно и живут, восьмилетний сын Фемистоклюс как был неграмотен, так и остается. Однако Манилов смешон и не вызывает отвращения, как Плюшкин или Коробочка. Он способен радушно принимать гостей и искренне стараться сделать им приятное. Манилов даже способен на благородные поступки: имея возможность заработать на мертвых душах, он отдает Чичикову их бесплатно.

Уже в самой фамилии проявляется его характер. Описание начинается с картины деревни Маниловки, которая «немногих могла заманить своим местоположением». С иронией описывает автор господский двор, с претензией на » англицкий сад с заросшим прудом», жиденький кустиками и с бледной надписью «Храм уедимнённого размышления». Говоря,о Манилове автор восклицает: » Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова». Он добр по натуре, вежлив, обходителен, но всё это приняло у него уродливые формы. Манилов
прекраснодушен и сентиментален до приторности. Отношения между людьми
представляются ему идиллическими и праздничными. Манилов совершенно не знал
жизни, реальность подменялась у него пустой фантазией. Он любил поразмышлять и помечтать, при это иногда даже о вещах,полезных для крестьян. Но его прожекторство было далеко от запросов жизни. О действительных нуждах крестьян он не знал и никогда не думал.(или живет в иллюзорном мире, и сам процесс фантазирования доставляет ему огромное
удовольствие, он является сентиментальным фантазёром, не способным к
практическому действию)

Манилов мнит себя носителем духовной культуры. Когда-то в армии он считался
образованнейшим человеком. Иронично автор высказывается об обстановке дома
Манилова, в котором «вечно что-нибудь недоставало», о его слащавых
отношениях с женой. В момент разговора о мертвых душах Манилов сравнивался
со слишком умным министром. В сравнении с другими помещиками Манилов и в
самом деле кажется человеком просвещённым, но это лишь одна видимость

Несмотря на то, что в произведении присутствует изрядная доля юмора, «Мертвые души» можно назвать «смехом сквозь слезы». Автор упрекает людей в том, что в этой борьбе за власть и деньги они забыли о вечных ценностях. Жива только внешняя обокотором они живут. Все это Гоголь не смог игнорировать и в полной мере отразил в «Мертвых душах». Люди мало изменились, поэтому «Мертвые души» — это предостережение и для нас.

Cочинение «Манилов 4»

Манилов— персонаж поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Имя Манилов (от глагола «манить», «заманивать») иронически обыгрывается Гоголем. Оно пародирует лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность.
(Историческим прототипом, по мнению Лихачева Д., мог быть царь Николай I, обнаруживающий родство с типом Манилова.)

Манилов – сентиментальный помещик, первый «продавец» мертвых душ.
Образ Манилова динамически разворачивается из пословицы: человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.

1) Характер героя не определен, не уловим.
«Один бог разве мог сказать, какой характер у Манилова. Есть род людей, известных под именем: ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.»
Слабоволие Манилова подчеркивает и то, что хозяйством у помещика занимается пьяница-приказчик.
Обобщенность, абстрактность, безразличие к деталям — свойства миросозерцания Манилова.
В своем бесплодном идеализме Манилов антипод материалиста, практика и русофила Собакевича
Манилов – мечтатель, и мечты его полностью оторваны от действительности. “как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост”.
Помещик только занимался прожектерством: мечтал но эти прожекты не воплощаются в жизнь.
Сначала он кажется приятным человеком, но потом с ним становится смертельно скучно, потому что он не имеет собственного мнения и может только улыбаться и говорить банальные приторные фразы.
В Манилове нет живых желаний, той силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать какие-то поступки. В этом смысле Манилов, – мертвая душа, «не то, не сё».
Он настолько типичный, серый, нехарактерный, что у него даже нет определенных склонностей к чему-либо, нет имени и отчества.

2) внешность – В лице Манилова «выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно…»;
отрицательное качество: «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару»;
Сам Манилов – человек внешне приятный, но это если с ним не общаться: разговаривать с ним не о чем, он скучный собеседник.

Читайте также:  Капитан Тимохин в романе Война и мир Толстого образ, характеристика сочинение

3) образование – Манилов считает себя воспитанным, образованным, благородным.
Но в кабинете Манилова два года подряд лежит книжка с закладкой на 14-й странице.
Он во всем проявляет «прекраснодушие»,живость манер и любезное щебетание в разговоре.
Зацепившись за любую тему, мысли Манилова уплывают вдаль, в отвлеченные размышления.
Утонченная деликатность и сердечность Манилова выражается в абсурдных формах неуемного восторга: «щи, но от чистого сердца», «майский день, именины сердца»; чиновники, по словам Манилова, сплошь препочтеннейшие и прелюбезнейшие люди.
У Манилова чаще всего встречаются слова в речи: «любезная», «позвольте», да неопределенные местоимения и наречия: какой-нибудь, этакое, какое-то, этак…
Эти слова придают оттенок неопределенности всему, что говорит Манилов, создают ощущение смысловой бесплодности речи: Манилов мечтает о соседе, с которым можно было бы беседовать «о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку», «как было бы в самом деле хорошо, если бы жить этак вместе, под одной кровлею, или под тенью какого-нибудь вяза пофилософствовать».
Думать о реальной жизни, а тем более принимать какие-то решения этот герой не способен. Все в жизни Манилова: действие, время, смысл – заменены изысканными словесными формулами.
Манилов— западник, тяготеет к просвещенному европейскому образу жизни. Жена Манилова изучала французский в пансионе, играет на фортепиано, а дети Манилова— Фемистоклюс и Алкид — получают домашнее образование;
Сравнение Манилова со «слишком умным министром» указывает на призрачную эфемерность и прожектерство высшей государственной власти, типические черты которой — пошлая слащавость и лицемерие.
Претензии на изысканность, образованность, утонченность вкуса еще более подчеркивает внутреннюю простоту обитателей усадьбы. В сущности, это декорация, прикрывающая скудость.

4) качества: положительные – восторженности, симпатии ( Манилов еще сохраняет симпатию к людям), гостеприимства.
человеческие Манилов – семьянин, любит жену и детей, искренне радуется приезду гостя, всячески старается угодить ему и сделать приятное.
И с женой у него слащавые взаимоотношения. Любовь Манилова и жены пародийно-сентиментальна
Манилов был бесхозяйственным, дело «шло как-то само собою». Бесхозяйственность Манилова открывается нам еще по дороге в усадьбу: все безжизненно, жалко, мелко.
Манилов непрактичен – он берет купчую на себя и не понимает выгоды продажи мертвых душ. Он позволяет крестьянам пьянствовать вместо работы, его приказчик не знает своего дела и так же, как и помещик, не умеет и не хочет вести хозяйство.
Манилов скучный собеседник, от него «не дождешься никакого живого или даже заносчивого слова», что, поговорив с ним, «почувствуешь скуку смертельную».
Манилов – помещик, совершенно равнодушный к судьбам крестьян.
Гоголь подчеркивает бездеятельность и социальную бесполезность помещика: хозяйство идет как-то само собой; ключница ворует, слуги М. спят и повесничают…

5)Вещи, окружающие Манилова, свидетельствуют о его неприспособленности, оторванности от жизни, о безразличии к реальности:
дом Манилова открыт всем ветрам, повсюду видны жиденькие верхушки берез, пруд полностью зарос ряской, зато беседка в саду Манилова высокопарно поименована «Храмом уединенного размышления».
Господский дом стоит на юру; у сереньких изб деревни Манилова ни одного деревца — «только одно бревно»;
Печать серости, скудности, неопределенности цвета лежит на всем, что окружает Манилова: серый день, серые избы.
В доме у хозяев тоже все неопрятно, тускло: шелковый капот жены бледного цвета, стены кабинета выкрашены «какой-то голубенькой краской, вроде серенькой»…, создаётся «ощущение странной эфемерности изображаемого»
Обстановка всегда рельефно характеризует героя. У Гоголя этот прием доведен до сатирического заострения: его герои погружены в мир вещей, их облик исчерпывается вещами.
Поместье М — первый круг Дантова ада, куда спускается Чичиков, первая стадия «омертвелости» души (пока еще сохраняется симпатия к людям), заключающаяся, по Гоголю, в отсутствии какого бы то ни было «задора».
Поместье Манилова – парадный фасад помещичьей России.

6)досуг Манилова составляет :
Манилов проводит время в беседке с надписью «Храм уединенного размышления», где ему приходят в голову разные фантастические проекты, (например провести подземный ход от дома или выстроить через пруд каменный мост); в кабинете Манилова два года подряд лежит книжка с закладкой на 14-й странице; в картузах, табачнице рассыпан пепел, горки выбитой из трубки золы аккуратно расставлены на столе и окнах, погруженный в заманчивые размышления, никогда не выезжает на поля, а между тем мужики пьянствуют…

Заключение.
Гоголь подчеркивает пустоту и ничтожность героя, прикрытую сахарной приятностью облика, деталями обстановки его поместья.
В Манилове нет ничего отрицательного, но нет и ничего положительного.
Он – пустое место, ничто.
Поэтому этот герой не может рассчитывать на преображение и возрождение: в нем нечему возрождаться.
Мир Манилова – это мир ложной идиллии, путь к смерти.
Недаром даже путь Чичикова в за

Мечты Манилова и жизненные цели героя поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души”

Характеристика помещика

Чичиков добирался до деревни Манилова долго, так как вместо обещанных 15 верст, дорога заняла 30 верст. Увиденное не обрадовало Павла Ивановича: господский дом одиноко стоял на возвышении, а местность была неухоженной. Неподалеку расположилась беседка, которая называлась «храм уединения». С другой стороны находился пруд, который полностью зарос зеленью.

Небольшие серенькие избы удивляли Чичикова тем, что между ними не было деревьев. Вся деревня вызывала странное ощущение запустения, но Павел Иванович попытался объяснить все стремлением Манилова следовать английской моде.

Помещик — деловой и сентиментальный человек, который обладает приятной внешностью и обаянием. Но за этим скрывается его настоящая сущность: черствая, бездушная, ничтожная. Он добродушно встречает Чичикова и приглашает его в дом.

Некоторые особенности внешности Манилова:

  • белокурый;
  • голубоглазый;
  • обладает приятными чертами лица.

Но в то же время помещик был слишком сахарным и добродушным. Подобная внешность только отталкивала. Первое впечатление о мужчине было хорошим, но постепенно оно менялось. Мужчина был скучным собеседником, так как он не высказывал личной точки зрения и обходился общими фразами.

Характерные черты поведения Манилова:

  1. Не высказывает критики.
  2. Деликатный и сердечный в общении, особенно сильно это проявляется в его стремлении показывать восторг.
  3. Любимые выражения — «приятнейшая», «любезная», «милый» и другие. Его речь насыщена местоимениями, наречиями, междометиями. Все это подчеркивает тот факт, что у Манилова нет определенного отношения к окружающему миру.

У помещика двое сыновей, которые обладают необычными именами. Старшего звали Фемистоклюсом, ему было 7 лет, а младшему Алкиду исполнилось только 6 лет. Первому ребенку пророчили большое будущее в роли дипломата, так как он отличался остроумием. У Алкида не было таких серьезных успехов, но отец все равно возлагал на него надежду.

Помещик женат больше восьми лет, но все еще сохранил романтичный настрой. Он постоянно делает маленькие сюрпризы своей жене. Их брак кажется благополучным и счастливым.

Образ жизни

Манилов является зажиточным помещиком, так как у него в деревне около 200 домов. Но в реальности он совершенно не занимается своими владениями, позволяет им развиваться самостоятельно. Без хозяина места быстро пришли в запустение.

В сравнении с Собакевичем, Манилов не жесток с крестьянами. Он не наказывает их, не морит голодом, но и не стремится улучшить их жизнь. Помещик равнодушно относится к хозяйству и совсем им не занимается. Он не ездит на поля, полностью поручив управление своему приказчику.

Манилов даже не смог ответить Чичикову, сколько у него крепостных и кто из них уже умер. Помещику сложно понять зачем Павлу Ивановичу столько мертвых душ. В то же время он начинает мечтать о том, чтобы пожить вместе с Чичиковым на берегу моря.

Настоящий глава хозяйства — приказчик, но он беспробудный пьяница. Слуги предпочитают спать и бездельничать. Манилов ведет праздный образ жизни, он постоянно курит трубку и представляет разные картины. Он мечтатель, но его фантазии невозможно реализовать.

Дома в деревне помещика ветхие и серые, безликие, но Манилова это не беспокоит. Он отдал мертвые души Чичикову даром, а не продал, как другие. Помещик оплачивает все расходы по оформлению купчей. Все это делает его непрактичным и желающим выслужиться перед Чичиковым.

Манилова нельзя назвать жестоким или злым. И с учителями, и с кучером он ведет себя вежливо. Но помещик отличается наивность и доверчивостью, поэтому его легко обмануть. В нем есть доброта, мягкость, но без критического взгляда на жизнь — эти качества губительны.

Мечты героя

У Манилова нет жизненных целей, так как вся его деятельность сводится к фантазиям. Он не обращает внимания на то, что крестьяне отпрашивались у него, а сами шли пьянствовать. Помещик смотрел на пруд и не видел, насколько он заросший. В этот момент мужчина представлял, как построит каменный мост или сделает подземный ход. Рядом с прудом должны были торговать купцы, которые поставляли бы товары для крестьян.

Манилов не привык доводить что-то до конца. В его кабинете лежала книга с закладкой на 14 странице, и за два года помещик так и не прочитал ее. Он мечтал поставить в гостиной мебель, которая будет обтянута шелком, но ткани не хватило на два кресла, поэтому их украсили рогожей.

В некоторых комнатах мебели не было, и Манилов мечтал, как обставит их, но не предпринимал для этого никаких действий. Помещик был полностью очарован Чичиковым и начал мечтать о том, как они вместе будут жить в одном доме. После прощания Манилов представляет, как они с Павлом Ивановичем построят большой дом и будут приезжать на светские вечера, царь сделает их генералами.

Основная роль персонажа

Гоголь уделял особое внимание описанию каждого помещика поэмы «Мертвые души». Мечты Манилова о мосте, подземном ходе, огромном доме с бельведером никогда не будут воплощены в жизнь, потому что помещику чужд любой труд.

Ко всем людям, в том числе и крестьянам, он относится добродушно, не осуждает и не ругается с ними. Но все это происходит не из человеколюбия, а потому что ему удобно так себя вести. Если гость ему выгоден, то Манилов ведет себя заискивающее.

Гоголь же описывал помещика достаточно кратко: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы». По мнению писателя, людей, вроде Манилова, очень много в мире, их портреты сложно сделать уникальными. У них нет ничего особенного и выдающегося.

Роль Манилова в поэме заключается в том, чтобы показать губительность праздного образа жизни. Если человек будет, как помещик, постоянно предаваться фантастическим мечтам, то в его жизни быстро воцарит разруха, поэтому необходимо уделять внимание реальным проблемам и решать их.

Особенности изучения в школе

В поэме Гоголя «Мертвые души» мечты Манилова символизируют бесполезные фантазии, которые никуда не ведут. У помещика нет имени и отчества, кроме приятной внешности и добродушия у него ничего нет. Он духовно пустой человек, который не имеет никакой особой роли в мире. В произведении Гоголя Манилов только предается мечтам о том, как он преобразует усадьбу. Он даже не понимает, что его фантазии невозможно воплотить в жизнь.

В школе поэму «Мертвые души» изучают в 10 классе. Ученикам перед написанием сочинения стоит сделать цитатные характеристики персонажей, то есть выписать из книги цитаты, которые их описывают. Такая краткая информация поможет лучше представить особенности всех героев.

Сочинение на тему «Образ и характеристика Манилова» пишется в классе, поэтому школьникам нужно предварительно подготовиться. Им нужно знать не только внешние особенности персонажа, но и черты их характеров. Задача учеников выразить свое отношение к «маниловщине» и привести аргументы в защиту своей позиции.

Перед сочинением школьники могут сделать сравнительную характеристику всех персонажей произведения «Мертвые души» — это позволит увидеть особенности каждого героя. Подробный анализ позволит лучше понять авторский замысел.

Манилов не является отрицательным персонажем, но и положительным его сложно назвать. Все что у него есть — это духовная пустота и ничтожность. Иногда этого персонажа сравнивают с Обломовым, но особенность помещика — это полное удовлетворение от жизни.

Термин «маниловщина» означает стремление вести праздный образ жизни, который наполнен мечтами и бездействием. Для человека — это плохое состояние, так как отсутствие занятий и стремлений приводит к духовному регрессу.

Ser-Esenin.ru

В помощь школьнику и студенту!

Сочинение на тему: Манилов. Произведение: Мертвые души

Манилов – сентиментальный помещик, первый «продавец» мертвых душ.

Гоголь подчеркивает пустоту и ничтожность героя, прикрытую сахарной приятностью облика, деталями обстановки его поместья. Дом М. открыт всем ветрам, повсюду видны жиденькие верхушки берез, пруд полностью зарос ряской. Зато беседка в саду М. высокопарно поименована «Храмом уединенного размышления». Кабинет М. покрыт «голубенькой краской вроде серенькой», что указывает на безжизненность героя, от которого не дождешься ни одного живого слова. Зацепившись за любую тему, мысли М. уплывают вдаль, в отвлеченные размышления. Думать о реальной жизни, а тем более принимать какие-то решения этот герой не способен. Все в жизни М.: действие, время, смысл – заменены изысканными словесными формулами. Стоило только Чичикову облечь свою странную просьбу о продаже мертвых душ в красивые слова, и М. тут же успокоился и согласился. Хотя раньше это предложение казалось ему диким. Мир М. – это мир ложной идиллии, путь к смерти. Недаром даже путь Чичикова в затерявшуюся Маниловку изображен как путь в никуда. В М. нет ничего отрицательного, но нет и ничего положительного. Он – пустое место, ничто. Поэтому этот герой не может рассчитывать на преображение и возрождение: в нем нечему возрождаться. И поэтому М., наряду с Коробочкой, занимает одно из самых низких мест в «иерархии» героев поэмы.

Читайте также:  Сочинение Кому на Руси жить хорошо Некрасова (по произведению)

Этот человек немного напоминает самого Чичикова. “Один бог разве мог сказать, какой характер у М. Есть род людей, известных под именем: ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур передано сахару”.

М. считает себя воспитанным, образованным, благородным. Но заглянем к нему в кабинет. Мы видим кучки пепла, запыленную книгу, которая уже второй год открыта на 14-й странице. в доме всегда чего-нибудь недостает, только часть мебели обита шелковой тканью, а два кресла обиты рогожей. Слабоволие М. подчеркивает и то, что хозяйством у помещика занимается пьяница-приказчик.

М. – мечтатель, и мечты его полностью оторваны от действительности. Он мечтает о том, “как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост”. Г. подчеркивает бездеятельность и социальную бесполезность помещика, но не лишает его человеческих качеств. М. – семьянин, любит жену и детей, искренне радуется приезду гостя, всячески старается угодить ему и сделать приятное.
МАНИЛОВ — персонаж поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» (перв. том 1842 под ценз, назв. «Похождения Чичикова, или Мертвые души»; втор, том 1842-1845). Значимое имя М. (от глагола «манить», «заманивать») иронически обыгрывается Гоголем, пародирующим лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность. Возможные литературные источники образа М.— персонажи произведений Н.М.Карамзина, например Эраст из повести «Бедная Лиза». Историческим прототипом, по мнению Лихачева, мог быть царь Николай I, обнаруживающий родство с типом М. Образ М. динамически разворачивается из пословицы: человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. Вещи, окружающие М., свидетельствуют о его неприспособленности, оторванности от жизни, о безразличии к реальности: господский дом стоит на юру, «открытом всем ветрам»; М. проводит время в беседке с надписью «Храм уединенного размышления», где ему приходят в голову разные фантастические проекты, например провести подземный ход от дома или выстроить через пруд каменный мост; в кабинете М. два года подряд лежит книжка с закладкой на 14-й странице; в картузах, табачнице рассыпан пепел, горки выбитой из трубки золы аккуратно расставлены на столе и окнах, что составляет досуг М. М., погруженный в заманчивые размышления, никогда не выезжает на поля, а между тем мужики пьянствуют, у сереньких изб деревни М. ни одного деревца — «только одно бревно»; хозяйство идет как-то само собой; ключница ворует, слуги М. спят и повесничают. Портрет М. построен по принципу количественного нагнетания положительного качества (восторженности, симпатии, гостеприимства) до крайнего избытка, переходящего в противоположное, отрицательное качество: «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару»; в лице М. «выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно…»; «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше…» Любовь М. и жены пародийно-сентиментальна. После восьми лет супружества они по-прежнему носят друг другу конфетки и лакомые кусочки со словами: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек». Обожают сюрпризы: готовят в подарок «бисерный чехольчик на зубочистку» или вязаный кошелек. Утонченная деликатность и сердечность М. выражается в абсурдных формах неуемного восторга: «щи, но от чистого сердца», «майский день, именины сердца»; чиновники, по словам М., сплошь препочтен-нейшие и прелюбезнейшие люди. Образ М. олицетворяет общечеловеческое явление — «маниловщину», то есть склонность к созданию химер, псевдофилософствованию. М. мечтает о соседе, с которым можно было бы беседовать «о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказать, паренье этакое…», философствовать «под тенью вяза» (пародия Гоголя на отвлеченность немецкого идеализма). Обобщенность, абстрактность, безразличие к деталям — свойства миросозерцания М. В своем бесплодном идеализме М.— антипод материалиста, практика и русофила Собаке-вича. М.— западник, тяготеет к просвещенному европейскому образу жизни. Жена М. изучала французский в пансионе, играет на фортепиано, а дети М.— Фемистоклюс и Алкид — получают домашнее образование; их имена, кроме того, заключают в себе героические претензии М. (Алкид — второе имя Геракла; Фемистокл — вождь афинской демократии), однако алогизм имени Фемистоклюс (имя греческое — окончание «юс» латинское) высмеивает начатки образования полуевропейского русского дворянства. Эффект гоголевского алогизма (уродство, нарушающее благопристойную норму предметного ряда) подчеркивает упадочность «маниловщины»: за обедом у М. на стол ставится щегольский подсвечник с тремя античными грациями и рядом «медный инвалид, хромой… весь в сале»; в гостиной — «прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей» — и два кресла, обтянутые рогожей. Поместье М — первый круг Дантова ада, куда спускается Чичиков, первая стадия «омертвелости» души (М. еще сохраняет симпатию к людям), заключающаяся, по Гоголю, в отсутствии какого бы то ни было «задора». Фигура М. погружена в тусклую атмосферу, выдержанную в сумеречно-пепельных и серых тонах, создавая «ощущение странной эфемерности изображаемого» (В.Маркович). Сравнение М. со «слишком умным министром» указывает на призрачную эфемерность и прожектерство высшей государственной власти, типические черты которой — пошлая слащавость и лицемерие (С.Машинский). В инсценировке поэмы, осуществленной МХАТом (1932), роль М. исполнял М.Н.Кедров.
Манилов— персонаж поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Имя Манилов (от глагола «манить», «заманивать») иронически обыгрывается Гоголем. Оно пародирует лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность.

(Историческим прототипом, по мнению Лихачева Д., мог быть царь Николай I, обнаруживающий родство с типом Манилова.)

Манилов – сентиментальный помещик, первый «продавец» мертвых душ.

Образ Манилова динамически разворачивается из пословицы: человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.

1) Характер героя не определен, не уловим.

«Один бог разве мог сказать, какой характер у Манилова. Есть род людей, известных под именем: ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.»

Слабоволие Манилова подчеркивает и то, что хозяйством у помещика занимается пьяница-приказчик.

Обобщенность, абстрактность, безразличие к деталям — свойства миросозерцания Манилова.

В своем бесплодном идеализме Манилов антипод материалиста, практика и русофила Собакевича

Манилов – мечтатель, и мечты его полностью оторваны от действительности. “как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост”.

Помещик только занимался прожектерством: мечтал но эти прожекты не воплощаются в жизнь.

Сначала он кажется приятным человеком, но потом с ним становится смертельно скучно, потому что он не имеет собственного мнения и может только улыбаться и говорить банальные приторные фразы.

В Манилове нет живых желаний, той силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать какие-то поступки. В этом смысле Манилов, – мертвая душа, «не то, не сё».

Он настолько типичный, серый, нехарактерный, что у него даже нет определенных склонностей к чему-либо, нет имени и отчества.

2) внешность – В лице Манилова «выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно…»;

отрицательное качество: «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару»;

Сам Манилов – человек внешне приятный, но это если с ним не общаться: разговаривать с ним не о чем, он скучный собеседник.

3) образование – Манилов считает себя воспитанным, образованным, благородным.

Но в кабинете Манилова два года подряд лежит книжка с закладкой на 14-й странице.

Он во всем проявляет «прекраснодушие»,живость манер и любезное щебетание в разговоре.

Зацепившись за любую тему, мысли Манилова уплывают вдаль, в отвлеченные размышления.

Утонченная деликатность и сердечность Манилова выражается в абсурдных формах неуемного восторга: «щи, но от чистого сердца», «майский день, именины сердца»; чиновники, по словам Манилова, сплошь препочтеннейшие и прелюбезнейшие люди.

У Манилова чаще всего встречаются слова в речи: «любезная», «позвольте», да неопределенные местоимения и наречия: какой-нибудь, этакое, какое-то, этак…

Эти слова придают оттенок неопределенности всему, что говорит Манилов, создают ощущение смысловой бесплодности речи: Манилов мечтает о соседе, с которым можно было бы беседовать «о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку», «как было бы в самом деле хорошо, если бы жить этак вместе, под одной кровлею, или под тенью какого-нибудь вяза пофилософствовать».

Думать о реальной жизни, а тем более принимать какие-то решения этот герой не способен. Все в жизни Манилова: действие, время, смысл – заменены изысканными словесными формулами.

Манилов— западник, тяготеет к просвещенному европейскому образу жизни. Жена Манилова изучала французский в пансионе, играет на фортепиано, а дети Манилова— Фемистоклюс и Алкид — получают домашнее образование;

Сравнение Манилова со «слишком умным министром» указывает на призрачную эфемерность и прожектерство высшей государственной власти, типические черты которой — пошлая слащавость и лицемерие.

Претензии на изысканность, образованность, утонченность вкуса еще более подчеркивает внутреннюю простоту обитателей усадьбы. В сущности, это декорация, прикрывающая скудость.

4) качества: положительные – восторженности, симпатии ( Манилов еще сохраняет симпатию к людям), гостеприимства.

человеческие Манилов – семьянин, любит жену и детей, искренне радуется приезду гостя, всячески старается угодить ему и сделать приятное.

И с женой у него слащавые взаимоотношения. Любовь Манилова и жены пародийно-сентиментальна

Манилов был бесхозяйственным, дело «шло как-то само собою». Бесхозяйственность Манилова открывается нам еще по дороге в усадьбу: все безжизненно, жалко, мелко.

Манилов непрактичен – он берет купчую на себя и не понимает выгоды продажи мертвых душ. Он позволяет крестьянам пьянствовать вместо работы, его приказчик не знает своего дела и так же, как и помещик, не умеет и не хочет вести хозяйство.

Манилов скучный собеседник, от него «не дождешься никакого живого или даже заносчивого слова», что, поговорив с ним, «почувствуешь скуку смертельную».

Манилов – помещик, совершенно равнодушный к судьбам крестьян.

Гоголь подчеркивает бездеятельность и социальную бесполезность помещика: хозяйство идет как-то само собой; ключница ворует, слуги М. спят и повесничают…

5)Вещи, окружающие Манилова, свидетельствуют о его неприспособленности, оторванности от жизни, о безразличии к реальности:

дом Манилова открыт всем ветрам, повсюду видны жиденькие верхушки берез, пруд полностью зарос ряской, зато беседка в саду Манилова высокопарно поименована «Храмом уединенного размышления».

Господский дом стоит на юру; у сереньких изб деревни Манилова ни одного деревца — «только одно бревно»;

Печать серости, скудности, неопределенности цвета лежит на всем, что окружает Манилова: серый день, серые избы.

В доме у хозяев тоже все неопрятно, тускло: шелковый капот жены бледного цвета, стены кабинета выкрашены «какой-то голубенькой краской, вроде серенькой»…, создаётся «ощущение странной эфемерности изображаемого»

Обстановка всегда рельефно характеризует героя. У Гоголя этот прием доведен до сатирического заострения: его герои погружены в мир вещей, их облик исчерпывается вещами.

Поместье М — первый круг Дантова ада, куда спускается Чичиков, первая стадия «омертвелости» души (пока еще сохраняется симпатия к людям), заключающаяся, по Гоголю, в отсутствии какого бы то ни было «задора».

Поместье Манилова – парадный фасад помещичьей России.

6)досуг Манилова составляет :

Манилов проводит время в беседке с надписью «Храм уединенного размышления», где ему приходят в голову разные фантастические проекты, (например провести подземный ход от дома или выстроить через пруд каменный мост); в кабинете Манилова два года подряд лежит книжка с закладкой на 14-й странице; в картузах, табачнице рассыпан пепел, горки выбитой из трубки золы аккуратно расставлены на столе и окнах, погруженный в заманчивые размышления, никогда не выезжает на поля, а между тем мужики пьянствуют…

Гоголь подчеркивает пустоту и ничтожность героя, прикрытую сахарной приятностью облика, деталями обстановки его поместья.

В Манилове нет ничего отрицательного, но нет и ничего положительного.

Он – пустое место, ничто.

Поэтому этот герой не может рассчитывать на преображение и возрождение: в нем нечему возрождаться.

Мир Манилова – это мир ложной идиллии, путь к смерти.

Недаром даже путь Чичикова в затерявшуюся Маниловку изображен как путь в никуда.

И поэтому Манилов, наряду с Коробочкой, занимает одно из самых низких мест в «иерархии» героев поэмы.

Образ Манилова олицетворяет общечеловеческое явление — «маниловщину», то есть склонность к созданию химер, псевдофилософствованию.

Ссылка на основную публикацию