Сочинение Можно ли назвать Данко героем? (7 класс)

Сочинение Можно ли назвать Данко героем? (7 класс)

Иногда человек попадает в такую ситуацию, когда от его решимости, смелости, ответственности зависит здоровье или даже жизнь других. Кто-то оказывается в горящем доме, ему грозит гибель; кто-то провалился под лед; на кого-то напали бандиты – и, если рядом будет неравнодушный и храбрый человек, он придет на помощь. Часто это связано с риском для жизни, человек это понимает, но это его не останавливает. Этот поступок и называется подвигом.

Подвиги случаются не часто. О них говорят в книгах, кинофильмах, газетных очерках…

В рассказе А. М. Горького «Старуха Изергиль» главная героиня, старая цыганка, рассказывает легенду о Данко.

Данко – один из племени, похожий на других человек. Он не выделяется ни своей доблестью, ни силой, ни особой добротой. Но вот приходит беда: другое, большое и сильное племя пришло и вытеснило людей с их земли. Соплеменники Данко отступили в лес, но там их ждала гибель в болотах. И тогда Данко повел людей через лесные дебри. А когда стало совсем трудно, он вырвал свое горящее любовью к людям сердце из груди и осветил им путь.

Можно ли это назвать подвигом? Данко был вдохновлен одной целью: спасение людей. Наверное, он не догадывался, как отнесутся к его поступку соплеменники. А они готовы были убить его и растоптали его горящее сердце, когда Данко вывел их из леса на солнечные просторы степи. Но даже если бы он и знал о неблагодарности и коварстве людей, он бы не смог поступить по-другому. Ведь его сердце горело состраданием и любовью к поверженному народу. Данко рисковал своей жизнью и все же шел к своей цели- спасти родное племя. Ценой своей жизни Данко вывел людей к свету. И этот поступок можно назвать подвигом, а Данко – героем.

Но люди, ради которых он совершил свой подвиг, не смогли оценить значение его поступка. Когда в лесу они стали изнемогать от усталости и отчаяния, виновным оказался Данко. Люди, которых он спасал, стали окружать его, чтобы расправиться. И тогда Данко разорвал себе грудь и вынул горящее сердце. Люди опять пошли за ним. Но лишь почувствовали свое спасение, оказавшись на свободной земле, они потеряли интерес к человеку, отдавшему за них жизнь. И даже боязливо обходили растоптанное сердце.

Горький показал, что не всегда люди готовы принимать подвиг. Часто они пользуются тем, что сделал герой, но тут же платят ему неблагодарностью и равнодушием.

И все-таки именно герои делают нашу жизнь справедливее, чище, правильнее. Имя Данко стало нарицательным. Мы называем так самоотверженных людей, готовых отдать свою жизнь за счастье других.

2 вариант

Горький написал огромное количество различных текстов, которыми теперь не только гордятся читатели, но перечитывают их постоянно. Конечно, среди них здесь имеются и романтические произведения. А вот из произведения «Старуха Изергиль» выходят сразу два произведения, в которых восхваляются главные герои. Здесь они являются настоящими героями.

Наверное, каждый человек знает о легенде про Данко. И что он не пожалев себя помог другим людям и вывел их темного и страшного леса, а ведь они могли бы там погибнуть.

Но перед тем как продолжить описывать кто же такой настоящий герой, нужно сначала понять, кто же им может стать и что нужно сделать?

По-настоящему герой это тот человек, который в любую минуту готов жертвовать собой и он не боится смерти. Самое главное для него это помочь другим людям, а потом уже он будет думать о себе. И наш главный герой относится к таким людям. Он не растерялся в тяжелой ситуации и обещал, что поможет всем жителям. Когда они начали переживать и полошиться, он сделал так, чтобы они не только поверили в него, но и пошли за ним по пятам. И только благодаря этому они все остались живы, и вышли невредимые из густого и темного леса. Кроме этого он сам не надеялся, что делает правильно, он просто делал и делал это с благодарностью.

Данко всегда чтил и верил в приметы и старался соблюдать все традиции, которые чтили еще его родственники. А поскольку он является настоящим героем и это помогло ему вытащить у себя из груди сердце и помочь всем людям выбраться из леса. Он всегда переживал за каждого человека и всегда старался каждому из них помочь и выручить из любой даже самой сложной ситуации. Вначале у него возникает скандал с народом. И для того чтобы все исправить ему нужно было хотя бы что-то сделать. А самым удивительным является то, что когда они вышли из леса, то все стали радоваться, что не погибли, а остались в живых. И никто даже не понял того, что их герой погиб и вернуть его никому не удастся. Они даже ничего такого не заметили и продолжали жить обычной жизнью. Среди них был и тот, кто осторожно наступил на сердце и раздавил его. А сам Данко не жалел о том, что сотворил этот добрый поступок, и хотя бы теперь он уверен на сто процентов, что родился на свет не зря.

При помощи образа главного героя автор старался донести до читателя народ, который не имеет право голоса и является угнетенным народом. И только Данко здесь является не только положительным героем, но еще и лучиком солнца в этом темном царстве.

Рассуждение 3

Литературное творчество Максима Горького началось с романтических рассказов, среди которых особенно выделяется «Старуха Изергиль». Путешествуя по Бессарабии, автор встречался и общался с разными людьми, рассказы которых впоследствии использовались в его произведениях.

От старухи-цыганки Изергиль писатель услышал красивую древнюю легенду о Данко. Племя, к которому принадлежал юноша, было изгнано из обжитых земель более сильными захватчиками. Люди были вынуждены жить в лесу, возле болот, от которых исходил смрад, ядовитые испарения. В непригодной для проживания местности многие стали болеть, умирать.

Молодой, красивый, умный и харизматичный Данко убедил соплеменников двигаться через глухой лес, грязь, гнилые болота к свободе, к светлому будущему. Некоторые критики указывают на некую связь поступков Данко с образами Моисея, Прометея, Иисуса Христа. Даже имя его имеет общий корень со словами «дающий», «дать» (хотя в цыганском языке это слово обозначает «младший сын», «цыганенок»).

Дорога через преграды оказалась непосильной для племени: многие стали возмущаться, роптать, обвиняя Данко во всех бедах. Таким образом люди снимали с себя всю ответственность, некоторые даже призывали убить юношу. Их путь был очень трудным, но народ изначально должен был понимать, что избежать потерь не удастся.

Человек менее самоотверженный в такой ситуации вообще бы отказался от своей затеи. То, что случилось дальше, больше напоминает сказку. Данко – типичный герой – вырывает из своей груди пылающее сердце, принеся свою жизнь в жертву людям.

Этот момент особенно красочно описан автором в рассказе. Сердце юноши горело в его руке, пылало любовью к людям и мужеством, освещая идущим дорогу через лес. Завороженные таким зрелищем, люди без особого труда выбрались из чащи. Радость их была настолько велика, что они даже не обратили внимания на то, что под их ногами лежал уже неживой Данко. Никто не оценил подвига человека, который ради них пожертвовал своей жизнью. Кто-то, не заметив, наступил и растоптал лежащее на земле сердце героя, и оно рассыпалось на тысячи голубых искр.

Говорят, что и сегодня в степи перед грозой появляются голубые огоньки – это искры сердца Данко. Финал этой легенды свидетельствует о том, что даже в самые тяжелые времена среди людей всегда находятся герои, которые дают надежду на спасение.

Также читают:

Картинка к сочинению Можно ли назвать Данко героем?

Популярные сегодня темы

Жили две девочки с няней Прасковьей. Одна любую работу по дому делала, за это её прозвали Рукодельницей. Вторая ничего не умела, даже одевала её няня, за это называли её Ленивицей.

В православной традиции есть образ небесного Иерусалима, который представляет собой идеальный город. Пространство абсолютного счастья и божественной любви, именно о нем поется в песне

Русская природа очень красива, особенно зимой. Какой краской можно нарисовать снег? Белой? А можно лазурной, голубой и синей. Именно ими нарисована картина «Зимнее утро». Нарисовавший её художник, был импрессионистом

Осень – удивительное время года. Ее начало так похоже на лето, а конец посыпает улицы первым снегом. Середина же осени по праву считается золотой, ведь она – самый талантливый художник. И ее любимый цвет – желтый.

Александру Николаевичу примерно сорок пять лет, тщательнейшим образом выбритому равно как артист. Он обладает милыми, однако достаточно пронизывающими очами и обходительными повадками.

Сочинение Данко из повести Старуха Изергиль (характеристика и образ)

Данко – главный герой произведения Максима Горького «Старуха Изергиль». В нем можно увидеть образы тех замечательных личностей, которые старались вывести народ из «смрадного леса». И даже его можно сравнить с революционером, идущим до конца ради своей идеи. Этот молодой человек очень красив, здоров, имеет спортивную, крепкую внешность. Очень веселый и смелый. Сила, стойкость, находчивость – основные черты его характера. У него богатый внутренний мир и неимоверная сила духа. Выступая в роли лидера, мог нести ответственность за других людей. Он бескорыстный и уверенный в себе человек.

Данко мужественный и отважный, готов жертвовать собой ради других, даже ценой собственной жизни, будет делать все для благополучия родных и близких ему людей. Так же он добросердечный и сострадательный. Не по годам умен и сообразителен. Его харизма и ораторские способности располагают к себе окружающих, они готовы идти за ним. Данко относился с глубоким уважением к традициям своих предков и был не равнодушен к будущему соплеменников. В его думах было осчастливить всех окружающих. В моменты, когда все отворачивались от него он все равно не щадил себя ради блага остальных.

Герой мечтал прожить жизнь для народа. И однажды это исполнилась. Заблудившись в лесу со своим племенем, он достал свое горящее сердце, тем самым показав им путь, а потом умер. Народ же принял это как должное. Осуществляя мечты ближних, не каждый остается счастливым, но у него это получилось.

Народ провозглашает Данко героем, и он живет и творит в первую очередь для других. Несмотря на все это герой романа очень одинок и даже имеет конфликты с народом. Приносит в жертву все, что у него есть, свою жизнь. Будучи на смертном одре видит как народ ничуть не переживает за него, а наоборот радуется. Но Данко об этом не сожалеет, ведь самопожертвование – это его главный жизненный принцип и он ему оставался верен до конца.

Вот яркий пример образа героя того исторического времени, о котором писал Горький. Люди находились в местах с плохими для жизни условиями, а Данко стал спасительным лучиком на пути к лучшему. Вероятно, благодаря таким людям, «вытаскивающим сердце из груди» существует наш мир и всем нам надо стремиться быть хоть капельку похожими на Данко, тогда жить будет намного лучше, все обернется только в хорошую сторону. Автор произведения был бесконечно прав в том, что Данко лучший из людей.

Сочинение 2

Произведение «Старуха Изергиль» Горького, посвящена людям с горящими сердцами Главным героем этого произведения является Данко. Это физически крепкий и здоровый юноша, он был большим человеком, который смог пожертвовать собой и ради других людей принес свою жизнь в жертву во имя добродетели.

У Данко было храброе и мужественное сердце и несгибаемый характер. Если речь шла об угрозе любимым им людей, он не думал о себе. Также он испытывал и сострадание к окружающим. Он обладал качествами лидера. Он смог сплотить людей и повести за собой. Люди поверили в него, и пошли за ним. Он свято верил в традиции и уважал старших. Даже когда люди перестают верить в успех, Данко не перестает верить в успех, их предприятия.

Данко мечтал жить не для себя, а для народа. И вот когда он вместе со своим племенем заблудился в лесу, понял, что пришло его время. Он вынул из своей груди сердце и освятил им дорогу людям, которые вышли из леса, а Данко погиб. Он стал героем, который стал счастлив лишь после того как исполнил чужую мечту.

Но, даже имея всё эти четы характера, Данко был одинок, и имел конфликт с толпой. Огорчает то, что спасенные им люди отнеслись к этому не как к факту геройства, а как к его обязанности. Когда люди вышли из темного леса, они начали радоваться и ликовать. Никому не было дела до окровавленного юноши, который умирает, но этого никто не заметил. Но даже понимая, что он умирает, Данко ни на грамм не усомнился в своем поступке, он умер счастливым. Он прожил свою короткую жизнь, по принципу жить во имя самопожертвования.

Образ Данко олицетворяет революционное начало, которое появилось в тот временной период, когда было написано это произведение. Народ живший в непригодных для этого местах, олицетворяли рабочий класс и крестьяне, а Данко был надеждой людей на лучшее будущее.

История Данко это история сверхчеловека, нового поколения. Его образ является собирательным и символичным. Фигура Данко представляет героя, это личность, обладающая внутренней уверенностью. Именно такие люди и двигают мир вперед. Они не ждут взамен ничего для себя, они приносят себя в жертву ради других.

Выведя людей из темноты, Данко подарил им свет. Но у людей осталась в темнота внутри. Ведь именно человек гонимый страхом и раздавил сердце Данко, наступив на него. Дпнко это мужчина, который обладал лучшими качествами. Если в обществе будут присутствовать в нашем мире, то мир станет лучше.

Характеристика 3

Красота души… Многие ли из нас могут с гордостью признаться в том, что обладают этим неоценимым качеством? И что означает это выражение? Каким должен быть человек с красивой душой? Ответы на эти вопросы можно найти, прочитав замечательный рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль».

Читайте также:  Анализ рассказа Шукшина Алёша Бесконвойный

Произведение состоит из трех частей. Героем одной из них и является Данко. О нем повествует Изергиль своему собеседнику, внимание которого привлекли яркие вспышки в небе. Они напоминают о Данко, жизнь которого была такой же яркой и короткой, как эти искры. Они стали символом вспыхнувшей и тут же угасшей жизни юноши.

Для меня Данко навсегда останется примером глубокой гуманности. Читая книгу, я задавался вопросом: «А стоило ли ради таких неблагодарных людей жертвовать собой?» Мне было очень больно осознавать, что такой красивый юноша губит себя из-за соплеменников, не оценивших его великий подвиг.

Что сделал Данко для людей? Он нашел в себе решимость повести их за собой. В час опасности, нависшей над его племенем, благородный юноша решил избавить свой народ от преследования врагов. Он очень хотел вывести людей из мрака леса к свету. Они страшно страдали от смрадного запаха, который источали болотистые места. Измученные и отчаявшиеся, люди уже хотели сдаться врагам, однако Данко не позволил им это сделать. Он вселил в них надежду, наполнил их сердца верой в то, что не все потеряно и необходимо идти к своей цели, сохранив заветы, оставленные отцами.

Образ Данко вызывает глубокое уважение и восхищение. Ни на миг не задумался благородный юноша о том, на какую опасную тропу он ступил. Им движет только любовь к своему народу, сострадание к нему и огромное желание помочь.

Очень больших душевных сил потребовало от меня чтение страниц, описывающих подвиг Данко. Настолько велико было его стремление спасти свой народ, что он совершил невероятно самоотверженный поступок: разорвал грудь и вынул из нее свое горящее сердце. И стало вдруг так светло вокруг, что от непривычки даже глаза у людей разболелись. А Данко стоял, высоко держа в вытянутой руке свое сердце, которое, словно факел, освещало темный лес.

Я очень тронут поступком молодого человека! Так любить людей может только истинный гуманист. Думаю, моим сверстникам необходимо читать такие произведения, как рассказ «Старуха Изергиль». Данко навсегда останется для многих примером бесстрашия, справедливости и жертвенности. Его жизнь была очень короткой, однако о самом Данко будут помнить всегда.

Чаще всматривайтесь в небеса, они расскажут о многом.

Сочинение про Данко

Изергиль – старуха, которая знала очень много легенд и с удовольствием их рассказывала. Однажды она рассказала очень грустную, но вместе с тем и волшебную историю о Данко – спасители целого народа.

Как-то раз одно племя победило группу людей и она была вынуждена остаться жить в тёмном месте, где кругом лишь лес да болота. Им было очень тесно там жить, ведь они привыкли к просторной степи. Люди не знали, что делать, они хотели выйти из этой тюрьмы, но выходов у них было не так много. Они размышляли очень долго и даже пришли к выводу о том, что лучше будет сдаться своим врагам, стать их рабами на всю жизнь, чем оставаться умирать в этом жутком и скучном месте. И тогда обратил на себя внимание Данко. Он сказал, что нельзя сдвинуть камень, сидя на одном месте и приговаривая как бы хорошо было освободиться. Данко взял на себя ответственность вывести народ из лесов. Люди послушали Данко и пошли за ним, однако после долгих блужданий многие из них начали сердиться на Данко и говорить, что он их подвёл, а ещё позже они хотели и вовсе убить его. Тогда Данко вынул из груди своё сердце, которое тосковало, которое слишком любило людей, чтобы их ненавидеть, и осветил весь лес, вывел людей на свободу, а сам упал и умер. Люди, обрадовавшись воле, даже не заметили смерть Данко и лишь один человек, боясь чего-то, наступил на него и оно превратилось в искры.

Данко – герой. Это человек, живущий не эгоистичными целями, он вывел людей не для того, чтобы прославиться, а ради того, чтобы спасти их и помочь. Он хотел отдать всего себя ради народа. Большая любовь умещалась в Данко, и даже тогда, когда люди возненавидели его, он не смог ответить им тем же. Что-то христианское есть в этом персонаже. Данко – надежда на светлое будущее, это революционер, способный изменить сложившиеся условия, переломать устои. К сожалению, даже после того, как Данко спас людей, он остался одиноким. Конфликт с толпой вечен, ведь она не понимает подвигов, она эгоистична. Люди отнеслись к этому как к обязанности, им было всё равно на смерть своего спасителя. Человек, растоптавший его сердце был напуган. Чем? Скорей всего тем, насколько же сильная и бешенная энергия находилась в сердце Данко. Он боялся того, что оно ещё способно сделать. Быть может, он боялся мести, осознавая, что люди неблагодарны.

Данко – образ героя, героя искреннего, не гонящегося ни за чем, кроме блага народа. Он не просил медалей и наград, он прекрасно понимал, что умрёт, вырвав своё сердце, но всё же сделал это для того, чтобы «не угаснуть, а сгореть». Этот герой – пример того, каким нужно быть. Не стоит отсиживаться в стороне и бояться чего-то, всегда необходимо выступать, помогать человечеству, пусть даже и ценой собственной жизни.

Данко из повести Старуха Изергиль

Популярные сочинения

Жизнь каждого человека невозможна без целей. Какие-то из них маленькие, цели на один день. Закончить и сдать отчет, написать контрольную работу, поговорить с другом о чем-то важном.

А у меня два любимых учителя – по физике и по английскому языку. И я их обоих очень люблю. Учительница по физике пришла к нам в 7 классе. До этого у нас была другая учительница. И мы физику знали очень плохо

Не все любят снегопад. Автомобилисты, владельцы собственных домов, дворники, дорожные рабочие дружно восклицают, как только начинает идти снег: «Опять повалил!» Их можно понять, ведь снегопад для них – это лишние заботы и хлопоты:

Сочинение на тему “Легенда о Данко” А. М. Горького как утверждение подвига во имя людей”

«Легенда о Данко» М. Горького стала примером для многих поколений и символом огромной любви и самопожертвования во имя людей. Однако лишь немногие способны на подобные подвиги.

И, к сожалению, порой кажется, что таких людей просто уже не осталось. Они словно растворились в нашем мире и хорошо, если от них остались «голубые искры степи». Но подобная любовь растет и развивается именно среди людей, которых описал в своем произведении Горький. Только особое воспитание и окружение могло стать основой для появления такой личности, как Данко.

Горький ничего не говорит о том, как воспитывался юноша и откуда у него такое горячее поклонение и любовь к окружающим. Только вскользь упоминается, что в племени были «веселые, сильные и смелые люди». Все это было просто необходимо, так как они жили среди непроходимых лесов и прекрасной степи. А в таких условиях могли выжить только смелые и сильные люди. Но им пришлось сменить место обитания, и это надломило людей. Они уже не такие сильные и смелые как те, что способны были преодолеть все препятствия. Болота и тьма засасывали их души глубже с каждым днем. И никто и ни что не могло изменить сложившегося положения. Спасительные лучи солнца, которых так ждало племя, приносили лишь новые неприятности. «Там были болота и тьма, потому что лес был старый и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим».

Наступил переломный момент, когда «отцы задумались и впали в тоску». Нужно было сделать кому-то решительный шаг. Но тоска — очень плохой помощник в данном случае. Да и что могли сделать эти уже сломленные окружением люди. Повернуть назад к сильным и злым врагам для уничтожения? Или попытаться через непроходимый лес выйти к спасительному, а не губительному свету? Действительно, трудно выбрать, по какому пути пойти. Но тянуть дольше было просто не возможно. «И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору». И вольные люди выбрали свободу и, наверное, в данном случае любой ценой. Поэтому дорога назад была закрыта для них, так как они хотели сохранить свои заветы для будущих поколений. Оставалось одно — идти в темную и пугающую неизвестность.

Однако писатель показывает, что хоть они и были смелые, все равно не могли решиться сделать первый шаг, люди ослабли от дум. «Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, — и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче…»

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

И вот среди бывшего смелого, сильного и не порабощенного племени нашелся один, который смог сделать первый шаг в нужном направлении. «Но тут явился Данко и спас всех один». В легенде утверждается и превосходство Данко: «Красивые — всегда смелы». Но свое обаяние он использует не в корыстных целях. Он словно завораживает и зачаровывает уже сникших людей не только своим внешним видом, но и магическими словами. Возможно, люди давно хотели их услышать и последовать им, но среди них не оказалось того единственного человека, который взял бы на себя такую ответственность. И только молодой красивый юноша отважился на подобный шаг и смог зажечь своим огнем других людей. Люди «посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня».

Данко – единственный, кто смог сплотить людей во имя их собственного спасения. Великая любовь к людям оказалась способной зажечь искру надежды на спасение. И этот огонек освещал путь каждому идущему. А впереди шел тот, кто подпитывал постоянно маленькие огоньки, чтобы они не угасали в жадной гнилой пасти болота, которая глотала людей, и не испугались могучей стены деревьев, что заступали дорогу.

Но как быстро вспыхнула решимость людей, также быстро она и исчезла. Трудный путь оказался не по силам людям, которые все это время жили не на просторе степей, а в замкнутом пространстве. Они уже не те веселые, смелые и сильные люди. Теперь их можно охарактеризовать как утомленных, робких и слабых духом людей. Они нашли в себе силы пойти за ведущим, но не смогли преодолеть возникшие на пути преграды. Поэтому виноватым оказался именно человек, решившийся взять на себя ответственность и смело шагнувший вперед. «Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, — вот как!» Но не только трудный путь, но и правда оказалась непосильной ношей для людей. Слова Данко только разъяряли их. Они не могли и не хотели признаться самим себе в своем бессилии.

Однако юноша нашел в себе силы остановить то негодование, что начало кипеть в его груди. Смелым и сильным он оказался до самого конца. «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня…»

Огромная и безмерная любовь к людям дала Данко новый поток свежей силы и энергии. Сердцу, переполненному любовью к людям, не стало хватать места в груди. Оно словно просилось наружу. И писатель использует специальный прием для того, чтобы можно было передать словами ту безответную любовь к другим, которая копилась все это время в груди молодого человека. Сердце, как оказалось, своей любовью затмило даже солнце. «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота». Очарованные люди не брели понуро, а бежали, не замечая опасности, что их окружала. Великая любовь к людям победила все темное и непроходимое на пути человека.

Данко победил и выстоял в борьбе за степь, траву в брильянтах после дождя и реку, сверкавшую золотом. Все эти сокровища он подарил людям ценой собственной жизни. Но они, к сожалению, недооценили его поступок. Как и в любом деле нашелся осторожный человек, который «боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…».

Но и такая предосторожность не смогла до конца уничтожить ту память огромной и великой любви к людям, что хранилось в молодом сердце. Поэтому перед грозой в степи появляются голубые искорки.

Безграничная любовь к людям, воплощенная писателем в образе Данко, навсегда останется примером для многих поколений. И хочется верить, что в нашем мире остались хотя бы единицы среди молодых людей, которые могли бы не только повести за собой, но и вывести людей к свету.

Сочинение на тему «Данко и старуха Изергиль» по рассказу А.М. Горького

Перед вами сочинение по рассказу А.М. Горького «Старуха Изергиль», написанному в 1894 годе. Тема сочинения – «Данко и старуха Изергиль». Сочинение подходит для учеников 7 – 11 классов.

Данко и старуха Изергиль

Разоблачение буржуазной морали и индивидуализма, как основной ее черты, является характерным для творчества Горького в конце 90-х годов. В его произведениях этого времени воспевается героический, подвиг во имя свободы и счастья, люди с «солнцем в крови«, сильные, гордые, красивые.

Читайте также:  Образ и характеристика Отца в повести Детство Горького (отец Алеши) сочинение

Рассказ «Старуха Изергиль«, написанный в 1894 году, является одним из таких произведений М. Горького. Рассказ состоит из трех самостоятельных эпизодов. Первый — легенда о Ларре, человеке гордом и независимом; второй — рассказ Изергиль о своей молодости; третий — легенда о Данко.

Ларра полагал, что счастье в гордом одиночестве, но его холодный ум без доброго молодого сердца не дает ему силы и счастья. Гордости, уверенности в своем превосходстве недостаточно для этого. Только лишь кажущаяся сила Ларры, которому люди якобы не нужны, не выдерживает испытания одиночеством. И величайшее благо — жизнь становится для него безысходной мукой. В понимании Горького лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к родной земле дает человеку твердость в жизненных испытаниях.

Во втором эпизоде рассказа Изергиль повествует о собственной, по-своему значительной и красочной жизни. Она знала и любовь, и подвиги, не раз жертвовала собой ради достойного, с готовностью помогала хорошим людям. Ее рассказ — это не перечень любовных похождений, это жизненный поиск счастья и свободы трепетной души. Встречая свободолюбивых мужественных людей на своем пути, Изергиль стремилась оставить след в сердцах и воспоминаниях тех, кому дарила свою любовь. Не зная цели в жизни, живя для себя, она ищет свой способ оставить след па земле. И пусть о ней не сложена легенда, но ее мудрый жизненный вывод будит в ней высокие стремления. Она говорит:

«Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигу».

Уже в самом начале своего рассказа старуха Изергиль делит людей на «стариков с детства» и «юных, которые любят«. Это очень важно и для автора. Яркие, сильные люди всегда были привле­кательны для него. Для Горького сила — в стремлении вперед «к свободе, к свету«. Лишь горячее сердце, любовь к людям, сильная воля и готовность пожертвовать собой ради других помогут пройти этот путь. Сложен он и доступен только истинным героям.

Таким героем является Данко. Данко ведет свой народ на волю рабской жизни. На их пути необычайные трудности, непреодолимые препятствия. Изможденных и потерявших надежду людей спасает «молодой красавец» Данко. Он любит людей. В образ Данко Горький вложил идеалистическую идею о человеке, который все силы отдаст служению народу. И вот его молодое и горячее сердце вспыхнуло огнем желания спасти людей своего племени, вывести их из мрака. Он руками разорвал себе грудь и вырвал из нее свое сердце, и высоко поднял его над головой. Освещая путь людям ярким светом горящего сердца, Данко смело повел их вперед. И люди воспрянули духом и пошли за ним «к морю солнечного света и чистого воздуха«.

«Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер».

Умирает Данко, гаснет его смелое сердце, но образ юного героя жив, сохранилась огненная память о нем; перед грозой в степи вспыхивали голубые искры растоптанного сердца героя.

Идею беззаветной любви к людям, героического самопо­жертвования во имя счастья людей утверждает Горький в легенде о Данко. Яркий подвиг Данко и «мятежная жизнь» Изергиль — это разные проявления человеческой любви к людям. Конечно, жизнь Изергиль с ее исканиями, мучениями, иногда с эгоистическими мотивами не похожа на подвиг смелого Данко. Но эти два образа объединяет горячее стремление к свободе, любовь к людям, желание сделать что-то значительное для них, оставить о себе память и след на земле. Данко, жертвующий собой ради других, конечно, сильнее Изергиль. Он герой. Он воплотил в себе высшее понимание красоты и величия человека.

Ранние революционно-романтические произведения М. Горь­кого, к которым относится и рассказ «Старуха Изергиль«, имели большое значение в эпоху недовольства и ожидания решительных перемен в обществе. Герои этих произведений — люди «с солнцем в крови«, сильные, гордые, красивые. Эти герои — мечта Горького. Такой герой должен был «усилить волю человека к жизни: возбудить в нем мятеж против действительности, против всякого гнета ее«.

Надеюсь, вам понравилось сочинение «Данко и старуха Изергиль»

Урок литературы в 7-м классе по теме: “Легенда о Данко” (по рассказу М.Горького “Старуха Изергиль”

Разделы: Литература

Цели:

  • показать особенности раннего творчества М.Горького на примере рассказа “Старуха Изергиль”
  • проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия
  • через анализ легенды воспитать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям.

Оборудование:

  • портрет М. Горького
  • рисунки учащихся к легенде о Данко

Эпиграф к уроку

Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела,
который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно
заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать
грядущим поколениям. (Б. Шоу)

Ход урока

1. Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ легенды.

– “. Учитесь, читайте, научитесь уважать людей за их работу, за все то, что они сделали для Вас. ”, – так говорил человек, который сам был постоянно завален работой, просиживал за столом по 14 часов в сутки. Имя этого человека, портрет которого вы видите на доске, – Алексей Максимович Горький. Горький всегда пристально наблюдал за жизнью, видел в ней и радости, и горести, и разочарования, и негодования.

За несколько месяцев до создания рассказа “Старуха Изергиль” Горький писал: “Мечтать – не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Пусть отвращение к настоящему будет беспоойной, острой болью и жажда будущего – страстным мучением”. Так понимал высший смысл ижизни и искусства писатель. И сам искал сильное, яркое слово, которое могло бы подвигнуть человека на подвиг, заставить изменить жизнь. В детстве для себя Горький нашел такие слова. В чем? В книгах.

– Что же заставило его обратиться к книгам?

Слово ученика (рассказ о детстве писателя).

– В детстве будущему писателю пришлось много работать. Уже с девяти лет дедушка отдал его в магазин обуви, потом Горький поступил в иконописную мастерскую, на пароход в поварята, в помощники садовника. В 15 лет желание учиться было огромно. Он приезжает в Казань, полагая, что науки всем желающим даром преподаются. Оказалось, что это не так. Горький снова поступает на работу, а при возможности “почитывает книжки”. Только книги показывали ему иную жизнь. Книга для него – это чудо, в котором заключена душа написавшего ее. Нередко он плакал, читая, – так хорошо рассказывалось о людях. И мальчишка, задерганный дурацкой работой, обижаемый дурацкой руганью, давал себе торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда вырастет.

– И как же, когда вырос, Горький послужил людям? (Своими книгами.)

– Давайте подведем итог всему сказанному: о чем же размышлял в ранних произведениях писатель? (О сильной яркой личности, которая могла бы повести за собой людей и показать им, что жизнь можно изменить к лучшему.)

2. Словарная работа.

Что такое легенда? (Легенда – один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с шестого века. Первоначально – житие святого, написанное для чтения в день его памяти. В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.)

Работа в группах.(Обращение к ассоциативному мышлению учащихся.)

Составьте словесный портрет человека-легенды. (Затем все мнения детей озвучиваются и записываются на доске и в тетрадях, потом эти ключевые слова можно использовать при написании творческих работ.) Например: смелый, бесстрашны, умеющий преодолевать трудности, опасности, жертвующий собой во имя других, совершающий подвиг.

3. Работа с текстом художественного произведения. Чтение по отрывкам и обсуждение по проблемным вопросам.

“Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой – была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса.

– Какими вы видите людей этого племени? Могли ли они, на ваш взгляд, сделать что-то, чтобы чужие племена не сумели прогнать их в глубь леса?

– Люди были сильные, смелые, веселые. Такие, как они, должны идти до конца, ничего не бояться.

– Люди струсили и не стали сопротивляться, их, я думаю, ждет смерть.

– Люди привыкли к веселой, беззаботной жизни, поэтому, когда возникла опасность, они и не смогли бороться с чужими племенами.

– Если это сильные и смелые люди, как пишет автор, то почему же они испугались “тяжелой поры” и даже не стали сопротивляться?)

Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску.

– Как вы думаете, можно ли было как-то спасти племя от гибели?

(- Люди ушли в глубь старого леса, где были болота и тьма, они испугались за свою жизнь, но ничего не предпринимали. Думаю, они просто оказались слабыми.

– Вместо того чтобы искать выход, “отцы”, самые мудрые, я считаю, люди в племени, впали в тоску.

– Нужно было что-то делать, а не просто тосковать.)

Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна – назад, – там были сильные и злые враги, другая – вперед, – там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям. Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота. Они сидели, а тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота. Люди все сидели и думали. Но ничто – ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум. Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, – и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче .

Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни.

– Что помешало людям бороться за свое племя? Оставалась ли еще надежда на спасение?

(- Горький описывает, как страшно людям было в лесу: великаны-деревья сдвигались вокруг людей по ночам, тьма словно собиралась раздавить людей, а ведь они привыкли к свободе, к простору степи. Страх помешал им действовать.

– Люди, хотя и оказались в дремучем лесу, все-таки еще думали пойти бороться с чужаками, но боялись погибнуть, ведь вместе с ними умерли бы и заветы.

– Но если люди останутся в лесу и будут дальше гибнуть от смрада болот, то все равно заветы будет некому передать, поэтому все-таки надо никогда не терять надежды на спасение. Все равно нужно было что-то делать.

– Я думаю, что надежда у них все-таки была, потому что это были сильные люди и они не переставали думать, как выбраться из леса, а значит, когда-нибудь все равно выход бы они нашли.)

– Какие краски являются главными в описании природы, окружающей людей? (Краски тьмы: “там были болота и тьма. так густо переплелись ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую тьму”.)

Но тут явился Данко и спас всех один. Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:

– Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец – все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей.

Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.

– Веди ты нас! – сказали они.

– Как восприняли люди предложение Данко? Почему они поверили ему?

(- Люди обрадовались, что нашелся кто-то, кто предложил выход.

– Человек всегда рад тому, кто решит за него, что делать.

Читайте также:  Анализ письма Татьяны к Евгению Онегину - 9 класс

– В такой ситуации люди всегда пойдут за лидером и будут ему благодарны за спасение.

– Люди увидели, что он лучший из всех, и поэтому пошли за Данко.

– “Красивые – всегда смелы”, – так пишет Горький. Данко лучший из всех людей, потому что в его очах светилось много силы и живого огня, поэтому люди и поверили ему и пошли за ним.)

“Повел их Данко. Дружно все пошли за ним – верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они. Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.

Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, – вот как!

Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.

– Ты, – сказали они, – ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!

– Вы сказали: “Веди!” – и я повел! – крикнул Данко, становясь против них грудью. – Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!

Но эти слова разъярили их еще более.

– Ты умрешь! Ты умрешь! – ревели они. А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и

тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня. А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.

А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь.

– Проанализируем описание грозы. Как оно помогает отразить состояние людей и происходящее между ними?

(- Гроза – страшное явление: грозно зашептали деревья, грозно шумят молнии.

– Употребляются активные глаголы: грянула, скрипели, гудели, летая, освещали, исчезали – они передают динамику действия.

– Контраст: сгущающаяся тьма и холодный огонь молний, “молнии разрывали тьму в клочья”.

– Из тьмы выступало “что-то страшное, темное и холодное”. Автор даже не называет, что это. Неопределенное местоимение усиливает впечатление таинственности, загадочности, а значит, возрастает и страх.

– Разъяренные люди видятся Данко в зверином облике.

– Снова возникает образ кольца как угрозы, когда люди, как волки, стали плотнее окружать Данко, чтобы легче было схватить его и убить.)

– Как вы считаете, что может дальше произойти с Данко? Можем ли мы осуждать людей за трусость?

(- Людей много, это толпа, а толпа может растерзать.

– Данко может дальше убеждать людей и, возможно, убедит.

– Данко может бросить людей и спасти самого себя.

– Думаю, что Данко решился искать выход именно из-за того, чтобы спасти племя, поэтому он будет с ними до конца.

– Утомленные, люди пали духом и не могли идти дальше. Они устали, испугались трудностей, не знали, что ждет их впереди.)

– Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

– Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!

И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дожде . Гроза была – там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река. Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струёй из разорванной груди Данко.

Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, – кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер.

Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой. И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло. “

– Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!

– Какой момент следует считать кульминационным?

(- Когда Данко вырвал из груди свое сердце и осветил им путь людям.)

Какими средствами художественной выразительности изображается сердце героя?

(- Градация: “Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца”.

– Повторы: пылало, ярко, солнце, освещенный, факел.

– Перифраз: сердце – “факел великой любви к людям”, символ жертвенной любви.)

– Предполагали ли вы, что все может так закончиться? Напрасна ли смерть Данко?

(- Да, предполагал, но надеялся, что люди окажутся добрее.

– Думал, что герои спасутся. Они и спаслись, но какой ценой.

– Наверное, нельзя строго судить людей, ведь не каждый человек способен на смелый поступок.

– Данко погиб. Его гибель не напрасна. Он спас целое племя от гибели. И может быть, сейчас люди и не думают о благодарности, но потом, я уверен, они поймут, что для них сделал Данко.)

4. Подведение итогов урока.

– Какова же тема легенды? (Тема – подвиг Данко, жертвующего собой ради спасения людей.)

– Можно ли назвать Данко героем? (Дети говорят и о том, что подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание. И о том, что подвиг Данко должен служить напоминанием новым поколениям о том, каким должен быть настоящий человек.)

– Какие подписи можно сделать под иллюстрациями, выполненными вашими одноклассниками?

– Творческое задание: написать синквейн, в котором ключевое слово “Данко”.

Примеры синквейнов, составленных детьми.

Жалел, спасал, погиб.

Красивые – всегда смелы.

Жалеет, любит, жертвует.

Может победить смерть.

Любит, ведет за собой, погибает.

Во имя других готов пожертвовать собой.

5. Домашнее задание: напишите сочинения-миниатюры, выбрав одну из тем: “Можно ли назвать Данко героем?”, “Какого человека можно назвать красивым?”, “Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?”

Анализ «Легенды о Данко»: рассказ про самопожертвование

«Легенда о Данко» — красивая история, пересказанная М. Горьким. Она содержит в себе моральный посыл, прославляющий высшую человеческую благодетель — самопожертвование ради других. Краткий анализ «Легенды о Данко» поможет лучше подготовиться к уроку, посвящённому этому произведению.

История создания

В 1891 году Максим Горький посещает Бессарабию. Она вдохновляет его на написание «Старухи Изергиль». «Легенда о Данко» — это отрывок из третьей части. Название было определено условно, потому как сам писатель не озаглавил эту часть. Повесть относится к раннему творчеству автора. М. Горький смог написать один из образчиков романтизма в русской литературе. Это несложно узнать по следующим признакам:

  • в центре повествования проблема общества и человека;
  • главный герой — изгой;
  • душа персонажа устремлена к великим деяниям во благо остальных.

У третьей части рассказа несложная композиция, потому что он ведётся от лица старухи Изергиль. Действие разворачивается линейно: от экспозиции к развязке. Несюжетных элементов либо мало, либо они не имеют большого значения.

Спустя 17 лет после публикации рассказа «Старуха Изергиль» Горький признался, что самое большое сходство с образом Данко он нашёл в литераторе Августе Стриндберге. Этот человек был очень популярен у интеллигенции конца XIX века. Писатель утверждал, что Стриндберг, как и персонаж легенды, ведёт общество к свету и свободе, когда оно пребывает во тьме и заблуждениях.

Краткое содержание

«Легенда о Данко» кратко рассказывает о жизни племени весёлых и смелых людей. Их место стоянки окружали непроходимые леса с одной стороны, а с другой — безграничная степь. Именно оттуда появились другие люди, ещё более сильные и смелые. Они прогнали племя с насиженного места в густые чащи, где деревья не пропускали солнца, а болота источали ядовитые пары.

Чем дольше жили там люди, тем сильнее они болели. Жертвы росли, но уходить из леса было некуда. Позади враги, а впереди ещё больше болот и огромных деревьев. Чаща была такая тёмная, что в ней становилось сложно разглядеть товарища, идущего рядом. Если же налетал ветер, то всё вокруг начинало гудеть, от чего любой храбрец терял весь запал.

Люди хотели вернуться, чтобы пасть жертвами сильных врагов, но у них было знание, которое следовало сохранить. Их женщины громко плакали над умершими, и всё чаще среди мужчин пробегало трусливое предложение стать рабами. Но был среди них молодой красавец Данко, вставший во весь рост, громко сказавший: «у всего есть конец», и что им нужно пройти сквозь лес. Его глаза оказались наполнены силой и пылали огнём. Все ему тут же поверили.

Трудности путешествия заставили усомниться в совершении подвига. Люди воспротивились, обвинили юношу в том, что он неправильно ими руководит, и даже захотели убить.

Данко увидел их слабость и нерешительность, и огонь его сердца запылал ещё сильнее от доброты и сочувствия. Тогда он разорвал себе грудь, вынул пылающее сердце и поднял в руке, очаровав всех соплеменников. С этого момента они шли дальше, гибли, но никогда не жаловались. В конце концов, он довёл их до конца леса, радостно рассмеялся и умер.

Идея произведения

Проводя анализ «Легенды о Данко» многие специалисты склоняются к тому, что жанр этой истории близок к притче. В ней очень ярко выражены нравоучения. Максимом Горьким подняты вечные проблемы общества:

  • столкновение человека со своим собратом;
  • гуманизм;
  • жизнь во тьме и сопротивление выходу из неё.

Данко — явный романтический герой, который не проявлял участия в общественной жизни до тех пор, пока она не пришла к кризису. Его словно нет в обществе, но он появляется, чтобы предложить решение проблемы. Персонаж не видит смысла в возвращении, не знает какой будет путь впереди, но предлагает справиться с этим, ведь даже у трудностей есть конец.

Герой совершенно не обращает внимания на то, что он постепенно теряет доверие окружающих. Его не смущают агрессивные действия соплеменников, аргументы о плохом командовании. Наблюдая за этим, он лишь укрепляется в жалости и сочувствии к ним, что позволяет ему совершить высший акт добродетели — пожертвовать собой и спасти всех.

Старуха Изергиль хочет поведать о былых днях и великих людях. Слабость нового поколения порицается, а сила духа предков ставится в пример. Автор в своём сочинении предлагает прислушаться к благородству сердца и разглядеть такое же начало в других.

В главном герое можно заметить скрытое сравнение с Прометеем. У них есть общие идеи. Они оба пришли с целью развеять тьму, подарить людям огонь, воодушевить их на большие свершения. Сама идея «огненности души» — это следствие того, что писатель был большим огнепоклонником и увлекался античной философией. В ней огонь часто представлялся разумной субстанцией и основой мироздания. Эта идея получила большое развитие у философов того времени, например, у Гераклита.

Ссылка на основную публикацию