Сочинение на тему Любовь в пьесе Бедность не порок Островского

СПАДИЛО.РУ

История создания и постановки

Пьеса «Бедность не порок» была задумана и написана А. Н. Островским летом 1853 г. Первоначально комедия носила название «Гордым Бог противится». В ходе работы замысел драматурга расширился. Он значительно изменил и обогатил образы Мити и Любима Торцова.

В ноябре 1853 г. Островский дважды читал свое новое произведение в узком кругу друзей. Писатель с гордостью признавался, что такого успеха «не имела до сих пор ни одна моя комедия».

Драматург надеялся поставить комедию на сцене к святкам, так как именно в эти праздничные дни разворачивается ее действие. Однако цензурная проверка и репетиционная подготовка затянули время постановки.

Премьера пьесы состоялась в конце января 1854 г. в московском Малом театре. Небывалому успеху способствовал удачный актерский состав, в котором особо отмечали П. М. Садовского, исполняющего роль Л. Торцова. В сентябре 1854 г. комедия была поставлена в Петербурге. В этом же году она была впервые опубликована отдельным изданием.

Теплый прием пьесы публикой во многом основывался на использовании вставных музыкальных номеров с песнями и плясками. Островский включил в нее множество старинных народных, записанных и лично сочиненных песен.

Смысл названия

Использовав в качестве окончательного названия поговорку, Островский подчеркнул народный характер своей комедии. Выражение «бедность не порок» отражает весь нравоучительный смысл произведения, возвышает образы главных положительных героев (Мити и Любима Торцова) и противопоставляет их мнимым добродетелям Гордея Карпыча и Коршунова.

Центральная тема произведения также заложена в названии

Молодой приказчик Гордея Карпыча Митя обладает самыми лучшими человеческими качествами: добротой, отзывчивостью, мягкостью характера, честностью. Единственным его недостатком является беспросветная бедность, что в глазах хозяина выглядит пороком. Митя никак не может поправить свое положение. К тому же он пересылает большую часть своего и без того небольшого жалования матери.

Для способного приказчика, конечно, есть вариант перейти на службу в другую семью. В доме Торцова его удерживает любовь. Страсть Мити к Любови Гордеевне — настоящее, искреннее и чистое чувство. Девушка чувствует это и сама влюбляется в скромного молодого человека. Взаимному счастью опять же мешает бедность Мити. Для богатого купца брак дочери с нищим подчиненным — вещь невозможная.

Гордей Карпыч считает идеальным мужем для дочери фабриканта Коршунова. Он находится под его полным влиянием и предпочитает не замечать нечистых действий Африкана Савича. Ослепленный купец даже готов пожертвовать счастьем своей действительно любимой дочери. В душе он понимает, что обрекает Любовь на муку, отдавая ее за жадного старика.

Спасителем и главным положительным героем в пьесе выступает еще один «порочный» человек. Любим Торцов и правда ведет недостойный образ жизни. Однако через рассказ об истории своего «падения» образ Любима Торцова очищается.

Раздел отцовского имущества, скорее всего, был произведен Гордеем нечестно. Любим признается, что и сам виноват вследствие молодости и глупости: «…такого-то дурака разыгрываю, что на редкость». Внезапно свалившееся в руки богатство вскружило голову молодому человеку, в которой «как в пустом чердаке, ветер так и ходит!». Пристрастившись к пьянству, Любим промотал свою долю наследства, чему активно способствовал Коршунов.

Просветление нашло на Любима после попадания в больницу. Тогда у него и возникла мысль обратиться за помощью к родному брату. Искреннее и горячее желание «за ум взяться» не смягчило сердце Гордея. Он грубо встретил Любима и отказал ему в помощи, почитая это за стыд.

Любим с горя вновь начал пить и «позорить» брата своим поведением. При этом в душе он остается очень хорошим человеком. Горький жизненный опыт позволяет Любиму прекрасно разбираться в людях.

Появление хмельного Любима Торцова в финале произведения — центральный эпизод пьесы. Его иносказательное обличение Коршунова («я бедных не грабил, чужого веку не заедал, жены ревностию не замучил») наконец-то открывает Гордею глаза на все происходящее. После речи Любима Африкан Савич показывает свое истинное лицо, чем вызывает гнев Гордея Карпыча. В порыве он обещает отдать дочь за Митю.

В результате Гордей вынужден поблагодарить брата за то, что он его «на ум наставил, а то бы свихнулся совсем». Истинная порочность благодаря Любиму выявлена. Очень показательна оговорка Разлюляева в финале: «пьянство не порок… то бишь — бедность не порок».

Проблематика

Наравне с проблемой различения истинных пороков и добродетелей Островский поднимает вопрос об чрезмерном увлечении мнимыми культурой и образованностью в ущерб национальным традициям. Гордей Карпыч стыдится своего «мужицкого» происхождения. Он простодушно считает, что красивая «небель», ученый «фицыянт» и шампанское делает его культурным человеком. Действительный уровень развития купца отражает его фраза: «жить в Москве али бы в Питербурхе, а бы, кажется, всякую моду подражал!».

Защищая народные культурные традиции, Островский в то же время осуждает традиционный взгляд на семейные отношения. В XIX веке в народной среде продолжало господствовать мнение о том, что дети должны беспрекословно подчиняться родительской воле.

Любовь Гордеевна обязана выйти замуж за выбранного отцом жениха. Несмотря на любовь к Мите и его предложение обвенчаться тайно, она заявляет: «Должна я ему [отцу] покориться, такая наша доля девичья».

Композиция

Пьеса состоит из трех действий. Она насыщена большим количеством народных песен и их фрагментов, пословиц и поговорок. Герои разговаривают живым, образным языком, поэтому воспринимаются читателями и зрителями спектакля очень близко.

Счастливая концовка немного натянута автором. Спасительное появление Любима Торцова можно сравнить с классическим древнегреческим приемом («бог из машины»).

Произведение Островского «Бедность не порок»: анализ пьесы

Пьеса «Бедность не порок» была написана в 1853 году. Она создавалась для московского Малого театра и была посвящена актеру Прову Садовскому. Роль Любима Торцова автор писал специально для своего друга. Сначала произведение называлось «Гордым Бог противится», только затем оно получило известное сегодня название «Бедность не порок». Анализ пьесы позволяет увидеть духовный мир разных слоев общества. Власти долго не разрешали ставить столь острый по содержанию спектакль. Постановку на сцене Малого театра критики восприняли далеко не однозначно.

Основной смысл пьесы

Жанр произведения — комедия. Даже в характерах героев есть комические черты. По ходу сюжета постоянно возникают смешные ситуации. Этот жанр подразумевает торжество добра над невежеством, и в пьесе так и происходит. В своем сочинении «Бедность не порок» автор высмеивает некоторых представителей купеческого сословия, готовых в погоне за модой отречься от своих традиций и привычек.

Постепенно становится понятно, что название пьесы отображает уверенность Островского в нравственной чистоте небогатых, но умных людей и духовной несостоятельности многих зажиточных граждан. Выбор в качестве названия народной пословицы «Бедность не порок», значение которой можно раскрыть по-разному, позволяет понять, почему люди, имеющие материальный достаток, в духовном плане оказываются нищими.

Главная мысль произведения заключается в возвышении образов положительных героев:

Они, в отличие от других персонажей — Гордея Карпыча и Коршунова, обладают подлинной добродетелью.

Сюжет произведения

Приказчик купца Гордея Карпыча Митя очень беден и поэтому хозяин считает его никчемным человеком. Но молодой человек обладает качествами, отличающими человека с большой буквы:

  • Всеобъемлющей добротой.
  • Отзывчивостью.
  • Честностью и порядочностью.
  • Необычайной мягкостью характера.

Именно эти качества ценятся в людях, но они же, не дают возможности Мите поправить материальное положение. Чувства, которые испытывает парень к Любови Гордеевне, не дают ему перейти на более престижное место. В ней он видит смысл своей жизни и надеется на создание семьи. К тому же девушка отвечает взаимностью. Но Торцов никогда не разрешит дочери выйти замуж за нищего молодого человека, который, по мнению купца, не имеет никаких перспектив в карьере.

В качестве подходящего мужа для дочери отец выбрал фабриканта Коршунова. Стараясь не замечать, что Африкан Савич нечист на руку, и, главное, совершенно не нравится Любаше, купец готов устроить так называемое счастье любимой дочери. Проблема в том, что в душе он не может не понимать, насколько тошно девушке будет жить с этим жадным стариком и всю жизнь мучится от невозможности стать счастливой.

Главным спасителем является Любим Торцов. Его считают никчемным и недостойным приличного общества человеком. Однако зритель начинает понимать метания героя, когда становится известна история его конфликта с братом.

Гордей нечестно разделил наследство отца, а Любим по глупости и молодости промотал то, что ему причиталось. Только после попадания в больницу, откуда он вышел по-настоящему повзрослевшим, Любим понял, что попросту прожигает жизнь и решил обратиться за помощью к родному брату. Но искреннее желание начать новую жизнь не смягчили Гордея, который посчитал, что это уронит его престиж в глазах общества.

В результате понимая суть проблемы, Любим продолжил пить и вести разгульную жизнь. При этом он отлично разбирался в людях и сознательно обличает своего, так называемого друга Коршунова в обмане, грабеже простых людей и нелюбви к жене. Разоблачение вызывает гнев Африкан Савича и видя неадекватное поведение потенциального зятя, Гордей Карпыч решает изменить свой план, обещая отдать дочь за Митю. Кажется, он с открытой душой благодарит брата, что он открыл ему глаза на истинный порок.

Проблематика и композиция

Кроме выявления истинных пороков и добродетелей, Островского интересует вопрос о замене национальных традиций зарубежными ценностями и науками. Образование нужно, но оно не должно идти в ущерб национальному самосознанию. Гордей Карпыч стыдится своего происхождения, ненавидя этот мир. Главным признаком культурности для него является красивая и модная обстановка в доме, правильное изъяснение и шампанское. Идея жить в столице купцу по душе.

Но защищая культурные традиции страны, Островский в то же время осуждает патриархальный взгляд на отношения в семье. Он считает, что дети не должны беспрекословно подчиняться воле родителей. Иногда им лучше идти собственным путем.

Композицию пьесы организуют три действия. В сюжете много народных песен и поговорок. Эта тема близка большинству читателей. Конечно, счастливая концовка не слишком вписывается сюжет и даже слегка натянута автором. Никто в пьесе не сказал: «Бедность не порок», это только подразумевалось, а главный герой, бедный, но достойный человек, подтвердил своими действиями этот вывод автора.

Произведение актуально до сих пор. Оно многократно ставился на сценах различных театров, в том числе современных, список постановок можно найти в Википедии. В 1969 году спектакль Малого театра был экранизирован режиссером Антониной Зиновьевой.

Любовь в патриархальном мире в пьесе «Бедность не порок»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 14:58, доклад

Читайте также:  Анализ произведения Шолохова Поднятая целина
Описание работы

В комедии «Бедность не порок» сталкивается идеальная любовь Мити и Любови Гордеевны, также патриархальная по своей сути, с темным безудержным самодурством Гордея, которое, по мнению Островского, есть лишь искажение и опошление идеи родительского авторитета, насмешка над ней. Не случайно именно Митя напоминает матери своей возлюбленной основной принцип, основную заповедь патриархально понятой обязанности родителей по отношению к детям: «За что девичий век заедаете, в кабалу отдаете? Нешто это не грех?

Файлы: 1 файл

Любовь в патриархальном мире в пьесе бедность не порок.docx

Любовь в патриархальном мире в пьесе «Бедность не порок»

«Бедность не порок» – гимн русскому купечеству – содержит в себе все приметы патриархального быта: крепость семейных устоев, доверие детей к родителям, нерушимость обычаев, царящих в этой купеческой среде, цельность и ясность мировоззрения, не омраченного никакими новшествами.

В комедии «Бедность не порок» сталкивается идеальная любовь Мити и Любови Гордеевны, также патриархальная по своей сути, с темным безудержным самодурством Гордея, которое, по мнению Островского, есть лишь искажение и опошление идеи родительского авторитета, насмешка над ней. Не случайно именно Митя напоминает матери своей возлюбленной основной принцип, основную заповедь патриархально понятой обязанности родителей по отношению к детям: «За что девичий век заедаете, в кабалу отдаете? Нешто это не грех? Ведь, чай, вам за неё надоть будет Богу ответ дать». Митя упрекает не за то, что судьбу Любови Гордеевны решили без её ведома и согласия, а за то, что в мужья выбрали плохого, жестокого, страшного человека. Любовь Гордеевна и не мыслит возможности нарушить отцовскую волю и готова покориться ей, принимая предстоящий брак как подвиг послушания, как жертву. Очень характерно, что дочь не просит отца послушать её, последовать её желанию, в отчаянии она молит его: «Тятенька! Не захоти ты моего несчастья на всю мою жизнь. Передумай. » При всем этом Любови Гордеевне не откажешь в своеобразном мужестве. Приняв решение, она проявляет твердость, не хочет никого мучить зрелищем своих страданий. Когда Пелагея Егоровна, пытаясь ей посочувствовать, хвалит и жалеет Митю, Любовь Гордеевна решительно её останавливает: «Ну, маменька, что там и думать, чего нельзя, только себя мучить».

Островский видит в поведении Любови Гордеевны не рабскую покорность, тем более не страх перед невзгодами, которые ждут девушку в случае нарушения отцовской воли. Героиню удерживает мысль о моральном долге, как этот долг понимается в её среде; «Должна я ему покориться, такая наша доля девичья. Так, знать, тому и быть должно, так уж оно заведено исстари. Не хочу я супротив отца идти, чтобы про меня люди не говорили да в пример не ставили. Хоть я, может быть, сердце свое надорвала через это, да по крайности я знаю, что я по закону живу, никто мне в глаза насмеяться не смеет».

Как этого и требует патриархальная мораль, Митя почтителен к старшим. Он с сердечным расположением относится к Пелагее Егоровне, находящемуся «в опале» Любиму. Следовательно, почтительность Мити бескорыстна и ничуть не связана с видами на какие-то выгоды. Митя бескорыстно и самоотверженно любит дочь Гордея. Его разговор с Пелагеей Егоровной о предстоящем браке Любови Гордеевны показывает, что он в отчаянии не только оттого, что любимая потеряна для него навеки, но едва ли даже не больше оттого, что просватали её за злого, страшного старика. Хотя в своих главных представлениях о жизни, в основных нравственных убеждениях Митя — человек патриархального мира, в нем уже видны некоторые черты, обусловленные влиянием нового времени. Уже во втором действии появляется новый оттенок, мотив, связывающий любовную фабулу пьесы с основным конфликтом — борьбой исконного, патриархального жизненного уклада и «наваждения моды». Выступая в фабуле защитником подлинной патриархальной культуры и связанных с ней персонажей, сам Любим иной. Его облик определяется связью с современной Островскому городской культурой. Ему одному присущ некоторый налет интеллигентности. «Забулдыга» Любим — наиболее здравомыслящий герой в пьесе, он смеется над дворянскими претензиями брата, понимает опасную власть денег над темными людьми, ценит скромного и честного Митю, видит, в чем состоит истинное счастье племянницы, и умеет спасти её от страшной участи.

Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьес Островского А. Н “Бедность не порок” и “Бесприданница”

Тема урока. Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьес « Бедность не порок» и « Бесприданница»

Цель урока. Понаблюдать как раскрывается тема любви в пьесах Островского, дать оценку прочитанному, оценить мастерство Островского. (слайд 2)

Сегодня мы продолжим говорить о замечательном художнике – Александре Николаевиче Островском.

В его облике нет ни капли возвышенного ( слайд 3): спокойно сидит Островский в шубейки на беличьем меху, запечатлённый точной кистью В.Петрова, и только глаза его – голубые, умные и острые, отнюдь не самоуверенные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые и не дающие солгать, только эти детские глаза его – свидетели совершающийся в нём горячей внутренней жизни…

Островский – драматург, а значит, как художник обручен с самой объективной и безличной формой литературы: его герои – это вовсе не он сам, хотя бы и в первозданном искусством виде. Чужие волнения, страсти. Ни слова о себе, о своих близких, о лично: такова участь драматического писателя. Островский приоткрывается нам в своих комедиях и драмах ничуть ни больше, чем Шекспир в «Отелло» или «Макбете». В его пьесах нет лиц, в которых мы узнаем бы автора (73 пьесы)

Удивительно ровная жизнь, как вехами (1823-1886) отмеченная лишь названиями новых и новых пьес. Его высылали из столицы за вольнодумство, как Пушкина, не приговаривали к каторги как Достоевского. Он не участвовал в сражениях как Толстой. он не был убит на дуэли, как Лермонтов. Он не покинул, подобно яснополянскому мудрецу, своё родовое поместье, напротив, на склоне лет он выкупил у мачехи сельцо Щёлоково и умер там в круги семьи 63 лет от роду.

Казалось бы «жизнь ровная, лишенная громких событий и, по- видимости, малоинтересная.

Но может ли быть малоинтересной жизнь человека, который населил русскую сцену толпой живых лиц? Который прошел свой путь, как рыцарь театра, безраздельно преданный одной этой страсти и ради неё готовый на любые испытания, на подвижнический, лишенный скорого вознаграждения труд? Важно открыть внутренние, духовное напряжение этой жизни, и тогда мы согласимся, что эта судьба полна интереса и поучительна не менее одной судьбы богатой круговоротом событий, страстей и перемен.

Сегодня мы поговори о пьесах «Бедность не порок» и «Бесприданница». Нас волнует одна обща тема – тема любви. (слайд 4 )

Жить – значит любить,

Любить – значит страдать.

  1. Проверка домашнего задания. (слайд5)
  1. К какому роду литературы относятся драматические произведения?
  2. Что называется комедией?
  3. Что такое сюжет?
  4. Каков сюжет драмы?
  5. Кто, на ваш взгляд, является главным героем произведения? Почему?
  6. Почему поэт Григорьев утверждал, что Любим Торцов – читая душа?
  7. Как развиваются взаимоотношения Любови Григорьевны и Мити?
  1. Инсценировка (слайд 6)
  2. Рассказ о патриархальной жизни и устоявшемся быте ( индивидуальное задание)
  3. Беседа по вопросам. (слайд 7)
  1. Кто вмешивается в размеренный быт жизни?
  2. Что мы узнаём о Коршунове?
  3. Почему Любовь Григорьевна согласилась выйти замуж?
  4. Почему произошел конфликт между Коршуновым и Гордеем Карповичем?
  1. Чтение по ролям
  2. Беседа по вопросам
  1. Почему так легко Гордей Карпович выдаёт замуж дочь за Митю?

Переходим к драме «Бесприданница»

  • Кого на Руси называли бесприданницами и почему?
  1. Беседа по произведению (анализ таблицы), индивидуальное задание. (слайд 9)
  1. Беседа по вопросам (слайд 10)
  2. Как эти герои относятся к Ларисе?
  3. Почему не делают её счастливой?
  4. Кто из них влюблён по-настоящему в Ларису?
  1. Инсценировка (слайд 11)
  2. Звучит романс «Ах, не любил он…»
  3. Беседа по вопросам
  1. Что вы узнали из этого эпизода?
  2. Каково отношение Паратова к Ларисе?
  3. Чего ждёт Лариса от Паратова?
  1. Чтение по ролям
  2. Просмотр отрывка из фильма «Жестокий романс»
  3. Слова учителя (слайд 13)

Воля, свобода, решетка…

Вздрогнула, когда раздался выстрел.

Смотрит на мостовую.

Пистолет, бутафорское оружие…

  1. Анализ слайда 12
  2. Слова учителя

Лариса – произносила монолог о смерти. Ей эта смерть досталась. Допета печальная песня Ларисы, прерван грустный романс, словно птица с подбитым крылом металась она по этой жизни, полной жестокости. Трагедия героини – это трагедия одинокой души. В жизни она не узнала настоящей любви. Судьбы у героинь Островского разные.

  1. Звучит музыка( слайд 14)
  2. Художественные особенности пьес (индивидуальные задания). Исследовательская работа (слайд 15)
  3. Итоги урока
  4. Тестовая работа
  5. Домашняя работа.
  • Развёрнутый ответ на вопрос: « Что вам представляется самым важным в жизни с позиции наших дней?»

Просмотр содержимого документа
«Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьес Островского А. Н “Бедность не порок” и “Бесприданница” »

Тема урока. Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьес « Бедность не порок» и « Бесприданница»

Цель урока. Понаблюдать как раскрывается тема любви в пьесах Островского, дать оценку прочитанному, оценить мастерство Островского. (слайд 2)

Сегодня мы продолжим говорить о замечательном художнике – Александре Николаевиче Островском.

В его облике нет ни капли возвышенного ( слайд 3): спокойно сидит Островский в шубейки на беличьем меху, запечатлённый точной кистью В.Петрова, и только глаза его – голубые, умные и острые, отнюдь не самоуверенные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые и не дающие солгать, только эти детские глаза его – свидетели совершающийся в нём горячей внутренней жизни…

Островский – драматург, а значит, как художник обручен с самой объективной и безличной формой литературы: его герои – это вовсе не он сам, хотя бы и в первозданном искусством виде. Чужие волнения, страсти. Ни слова о себе, о своих близких, о лично: такова участь драматического писателя. Островский приоткрывается нам в своих комедиях и драмах ничуть ни больше, чем Шекспир в «Отелло» или «Макбете». В его пьесах нет лиц, в которых мы узнаем бы автора (73 пьесы)

Удивительно ровная жизнь, как вехами (1823-1886) отмеченная лишь названиями новых и новых пьес. Его высылали из столицы за вольнодумство, как Пушкина, не приговаривали к каторги как Достоевского. Он не участвовал в сражениях как Толстой.. он не был убит на дуэли, как Лермонтов. Он не покинул, подобно яснополянскому мудрецу, своё родовое поместье, напротив, на склоне лет он выкупил у мачехи сельцо Щёлоково и умер там в круги семьи 63 лет от роду.

Читайте также:  История создания рассказа Судьба человека Шолохова (интересные факты, прототипы героев)

Казалось бы «жизнь ровная, лишенная громких событий и, по- видимости, малоинтересная.

Но может ли быть малоинтересной жизнь человека, который населил русскую сцену толпой живых лиц? Который прошел свой путь, как рыцарь театра, безраздельно преданный одной этой страсти и ради неё готовый на любые испытания, на подвижнический, лишенный скорого вознаграждения труд? Важно открыть внутренние, духовное напряжение этой жизни, и тогда мы согласимся, что эта судьба полна интереса и поучительна не менее одной судьбы богатой круговоротом событий, страстей и перемен.

Сегодня мы поговори о пьесах «Бедность не порок» и «Бесприданница». Нас волнует одна обща тема – тема любви. (слайд 4 )

Жить – значит любить,

Любить – значит страдать .

Проверка домашнего задания. (слайд5)

К какому роду литературы относятся драматические произведения?

Что называется комедией?

Что такое сюжет?

Каков сюжет драмы?

Кто, на ваш взгляд, является главным героем произведения? Почему?

Почему поэт Григорьев утверждал, что Любим Торцов – читая душа?

Как развиваются взаимоотношения Любови Григорьевны и Мити?

Инсценировка (слайд 6)

Рассказ о патриархальной жизни и устоявшемся быте ( индивидуальное задание)

Беседа по вопросам. (слайд 7)

Кто вмешивается в размеренный быт жизни?

Что мы узнаём о Коршунове?

Почему Любовь Григорьевна согласилась выйти замуж?

Почему произошел конфликт между Коршуновым и Гордеем Карповичем?

Чтение по ролям

Беседа по вопросам

Почему так легко Гордей Карпович выдаёт замуж дочь за Митю?

Переходим к драме «Бесприданница»

Кого на Руси называли бесприданницами и почему?

Беседа по произведению (анализ таблицы), индивидуальное задание. (слайд 9)

На тему: Роль Любима Торцова в развитии сюжета в комедии Бедность не порок, Островский

Роль Любима Торцова в развитии сюжета

Комедия в трех действиях «Бедность не порок» была написана Александром Николаевичем Островским В 1853 году и через год вышла в печать. Премьера пьесы состоялась в январе 1854 года в Малом театре и имела большой успех. В своем произведении автор рассказал о драме, разворачивающейся в купеческом доме.

Главные герои бедный приказчик Митя и дочь богатого купца Любовь Гордеевна давно влюблены друг в друга, но бояться признаться.

В доме Торцова Гордея Карпыча царят патриархальные порядки и все прекрасно

Брат Гордея Карпыча Любим в свое время разорился в Москве. Половину отцовского состояния он промотал, а оставшуюся часть доверил фабриканту Коршунову, который его обдурил. Теперь, когда ему негде было жить, он приехал к брату, а тот принимал его неласково.

Любим Карпыч — человек мудрый и рассудительный. Он понял, что брат его стыдиться и решил его при возможности проучить. Такая возможность вскоре появилась.

Он и не подозревал, насколько хитер этот старый фабрикант. Со временем Гордей Карпыч решил отдать свою единственную дочь за него, чтобы заиметь богатого зятя в Москве. Эта новость потрясла не только Любовь Гордеевну, но и всех домочадцев.

Супруга Торцова Пелагея Егоровна как могла противилась решению мужа, но он был непреклонен в своем решении. Уж очень Гордей Карпыч хотел жить в столице и вращаться в высшем обществе. Окружающие и домочадцы казались ему невеждами.

Сложившиеся в его доме порядки были настолько патриархальны, что даже сильная любовь к Мите не могла заставить Любовь Гордеевну пойти против отцовской воли.

В этой нелегкой ситуации молодым на помощь пришел Любим Карпыч. Он бесцеремонно ворвался в дом брата, из которого его намедни выгнали, и раскрыл всем сущность Коршунова. Любим рассказал, как хитрый фабрикант отнял у него половину наследства. Он открыто потребовал вернуть ему долг, а заодно и заплатить хороший выкуп за племянницу.

Заносчивый Коршунов был оскорблен таким приемом в доме Торцовых.

Теперь он требовал от Гордея Карпыча прийти и кланяться ему в ноги, чтобы он взял в жены Любовь Гордеевну. Но и Торцов свое место знал. Он никогда и никому не кланялся в ноги и теперь не собирался.

В порыве он пообещал отдать дочь за любого другого претендента, хотя бы за Митю. Эти слова несказанно обрадовали всех. Воспользовавшись моментом, влюбленные попросили благословить их.

Так, Любим Карпыч не только помог молодым обрести счастье, но и открыл глаза брату. Благодаря этому персонажу, восторжествовала справедливость: Африкан Савич был посрамлен, а Гордей Карпыч — приведен в рассудок.

Дайджест:

Характеристика и характер Любима Торцова по пьесе Бедность не порок Любим Карпыч Творцов — «промотавшийся» брат Гордея Торцова. Его отец умер, когда герою было около двадцати лет. Имущество с братом разделили так, что самому Любиму Торцову достались «деньги, да билеты. .

На тему: Почему главным действующим лицом пьесы Островский сделал Любима Торцова в комедии Бедность не порок, Островский ­Почему главным действующим лицом пьесы Островский сделал Любима Торцова Произведение А. Н. Островского «Бедность не порок» было написано в 1853 году. Название было другое — «Гордым бог противится», но смысл. .

Характеристика героя Коршунов, Бедность не порок, Островский Коршунов Коршунов Африкан Савич — персонаж комедии А. Н. Островского «Бедность не порок», богатый фабрикант из Москвы, друг Гордея Карпыча. Фамилия героя говорит сама за себя. Это деловитый купец, который. .

Любовь в патриархальном мире в пьесе «Бедность не порок» Александра Николаевича Островского называли «Колумбом Замоскворечья», района Москвы, где жили люди из купеческого сословия. Он показал, какая напряженная, драматическая жизнь идет за высокими заборами, какие шекспировские страсти кипят порой в. .

Любовь патриархального мира в пьесе Островского «Бедность не порок» История любви приказчика Мити и Любы Торцовой разворачивается на фоне жизни купеческого дома. Островский в очередной раз восхитил своих поклонников замечательным знанием мира и удивительно ярким языком. В отличие от. .

Роль природы в нравственном развитии Пьера Безухова Почти такую же роль играет природа в нравственном развитии Пьера Безухова. После расстрела пленных, когда Пьеру по­казалось, что его вера в жизнь окончательно погибла и никогда уже не возродится, к. .

Роль педагога в развитии детей младшего дошкольного возраста Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребенка, развития умения соотнесения творческих навыков и. .

На тему: РОЛЬ ЯЗЫКА В КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ» Комедия «Недоросль» признана лучшим про­изведением выдающегося русского драматурга Д. И. Фонвизина. В ней писатель правдиво изоб­разил русскую крепостническую действитель­ность, выставил ее, по словам В. Г. Белинского, «как бы на позор. .

Роль любовного сюжета в романе «Обломов» Гончарова И. А Из наслаждений жизни Одной любви музыка уступает; Но и любовь — гармония… Л. С. Пушкин Роман Гончарова имеет весьма незатейливое содержание: в нем подробно описывается примерно полгода из жизни главного. .

Споры о заимствовании сюжета комедии Гоголя «Ревизор» Никто не говорит о заимствовании Гоголя у Вельтмана, а между тем обстановка во время ожидания генерал-губернатора чрезвычайно напоминает ту, которая описана Гоголем в начале комедии. В. Гиппиус писал: «Внутренняя пустота. .

На тему: Проблема отцов и детей в пьесе Гроза, Островский ­Проблема отцов и детей В своих произведениях Александр Николаевич Островский отразил современную ему действительность, быт и нравы людей, живших в то время, существование противоречий в обществе и извечную проблему столкновения. .

Приемы комического и их роль в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Наследие Н. В. Гоголя нельзя представить без комедии «Ревизор», в которой великий писатель учинил публичную казнь смехом над чиновниками-казнокрадами, взяточниками, подхалимами. Как сатирик Гоголь придает особенно большое значение именно комедии. .

На тему: Город Калинов и его обитатели в пьесе Гроза, Островский ­Город Калинов и его обитатели Пьеса «Гроза» А. Н. Островского стала одним из выдающихся произведений в русской литературе. Написанная на пике больших реформаций в стране, она частично отражает изменения, происходившие. .

На тему: Kакие темы поднимает Островский в пьесе «Гроза»? Kакие темы поднимает Островский в пьесе «Гроза»? Пьеса «Гроза» написана Островским в 1859 году и тогда же с успехом она была поставлена на столичных сценах. Пьеса драматурга, не утратив своей. .

Роль любовной драмы Чацкого в основном конфликте комедии «Горе от ума» «Горе от ума» — это единственное широко известное произведение А. С. Грибоедова. Эта комедия была написана в первой четверти девятнадцатого века. В своей комедии Грибоедов сумел отразить картину общества, сильно. .

На тему: Был ли иной путь у Катерины? в пьесе Гроза, Островский Был ли иной путь у Катерины? Пьеса «Гроза», которая была написана Островским в 1859 году, одна из самых популярных у автора. Такой успех произведения совсем неудивителен. В драме был описан. .

На тему: Почему Островский назвал свою драму «Гроза»? Почему Островский назвал свою драму «Гроза»? Александр Николаевич Островский — автор большого количества пьес, многие из которых до сих пор с успехом ставятся на театральных сценах и экранизируются. Одним из. .

Роль положительных персонажей по комедии Недоросль В комедии Д. И. Фонвизина » Недоросль» наряду с отрицательными героями есть и положительные. Яркие образы отрицательных персонажей несомненно оказали большое влияние на читателей, но нельзя не отметить и огромную. .

Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Монолог как средство раскрытия характера персонажа 1. Образ Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума». 2. Чацкий и общество. 3. А. С. Пушкин о главном герое комедии Грибоедова. Нередко образ Чацкого из комедии А. С. Грибоедова. .

Н. В. Гоголь. Ревизор. Какую роль в комедии играет «немая сцена»? «Немой сцене» сам Гоголь придавал большое значение. Актеры в первых постановках «Ревизора» редко выполня­ли содержание ремарки, относящейся к последней сцене, занавес почти всегда опускался сразу, и зрители не могли уви­деть. .

На тему: Бал в доме Фамусова в комедии Горе от ума Грибоедов ­Бал в доме Фамусова Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» предшествовала восстанию декабристов. Уже в 1820-х годах в обществе накалялась атмосфера, так как идеи свободы будоражили умы передового дворянства. .

Читайте также:  Свита Воланда в романе Мастер и Маргарита Булгакова описание членов свиты сочинение

На тему: Образ Анны Сергеевны Одинцовой и его роль в романе И. С. Тургенева «Отцы и Дети» Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети» играют важную роль в деле раскрытия идейного содержания романа. Каждый женский образ вводится автором в повествование в качестве олицетворения определенных качеств человеческого. .

Характеристика героя Лариса, Бесприданница, Островский Лариса Лариса Огудалова — главная героиня пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», дочь Хариты Игнатьевны. Это красивая и умная девушка с великолепными личностными качествами. Она скромна, начитана, открыта, честна, не льстива. .

О развитии литературы Германии к концу 50-х годов В ходе первоначального периода речь шла прежде всего о том, чтобы ликвидировать духовное наследие фашизма, чтобы расчистить путь для развития демократической и гуманистической литературы во всей Германии. Важнейшей и благороднейшей. .

На тему: Любовный треугольник в комедии Горе от ума Грибоедов ­Любовный треугольник Комедия «Горе от ума» была закончена в 1824 году, накануне восстания декабристов и поэтому она не могла не затронуть волнующую современников автора тему об общественном разладе. Но есть. .

На тему: РОЛЬ ДИАЛОГА В ПРОИЗВЕДЕНИИ «ПОСЛЕДНИЙ ДЮЙМ» Диалог — это вид устной речи, разговор двух или более лиц. В литературном произведении диалог является одной из основных форм рече­вой характеристики персонажей. В своей новел­ле «Последний дюйм» Джеймс Олдридж. .

Островский, Краткое содержание Бесприданница Островский, Краткое содержание Бесприданница Краткое содержание Основные действующие лица: Харита Игнатьевна Огудалова — вдова средних лет. Лариса Дмитриевна — ее дочь. Мокий Парменыч Кнуров — крупный делец, пожилой человек с. .

Размышление над стихотворением Бернса «Честная бедность» В стихотворении знаменитого шотландского поэта Роберта Бернса говорится о том, что бедность не является человеческим пороком. Бедный — это не значит плохой. Так же, как и богатство не означает, что. .

О развитии просвещения в первой половине XIX века Безусловным достижением являлось создание в начале века единой государственной системы образования. Кроме того, преемственность учебных программ всех ступеней школы, бесплатность государственного обучения позволяют считать этот проект наиболее прогрессивным из реформ. .

На тему: О чем мечтают герои комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? О чем мечтают герои комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? Комедия «Ревизор», несомненно, является одной из лучших работ Николая Васильевича Гоголя и шедевром русской литературы. Из-под пера этого писателя вышло немало. .

Как в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» доказано утверждение: «трусость — самый страшный порок»? Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» потрясает своей глубиной и всеохватностью. Сатирические главы, в которых свита Воланда морочит московских обывателей, мешаются в романе с лирическими главами, посвященными Мастеру и. .

Основа сюжета «Горячего сердца» В основе сюжета «Горячего сердца» — уездный детектив, расследование кражи, пущенное преступниками по ложному следу. В пьесе так много говорится о разбойниках, что, в сущности, комедия могла бы так и. .

«Честная бедность» Бернса Р Кто честной бедности своей Стыдится и все прочее, Тот самый жалкий из людей, Трусливый раб и прочее. При всем при том, При всем при том, Пускай бедны мы с вами. .

На тему: Роль Павлуши среди товарищей в рассказе Бежин луг, Тургенев Роль Павлуши среди товарищей Павлуша был одним из пяти крестьянских ребят, встретившихся заблудившемуся в лесу охотнику на тетеревов. От его имени и ведется повествование всего рассказа «Бежин луг». Описывая внешний. .

На тему: В чем актуальность комедии Недоросль, Фонвизин ­В чем актуальность комедии Для того чтобы понять актуальность комедии «Недоросль» в наше время, достаточно вспомнить, каковы основные проблемы, затронутые в ней. Данное произведение было написано в конце 18-го века. .

Переводная литература: Бернс «ЧЕСТНАЯ БЕДНОСТЬ» Кто честной бедности своей — Стыдится и все прочее, Тот самый жалкий из людей, Трусливый раб и прочее. При всем при том. При всем притом, Пускай бедны мы с вами. .

На тему: Роль знаний в жизни человека Роль знаний в жизни человека Для чего человеку знания, какова их роль в жизни человека? Вроде и простые вопросы, но иногда нужно отвечать на такие простень­кие вопросы, чтобы лучше понимать. .

На тему: Личность и ее роль в судьбе страны А. Толстой проблему «личность и история» решает несколько в ином ключе, чем решал в свое время Л. Толстой в «Войне и мире». Если для Л. Толстого народ — главная движущая. .

На тему: Ход времени в комедии Чехова «Вишневый сад» Ход времени в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад» Пьеса «Вишневый сад» и сегодня не сходит со сцен российских и за­рубежных театров. Проблемы, затронутые в ней, злободневны и поныне: это. .

На тему: Смысл названия комедии Недоросль, Фонвизин Смысл названия комедии «Недоросль» «Недоросль» — наиболее известное произведение Дениса Ивановича Фонвизина. Пьеса появилась в 18 веке и носила социально-общественный характер. Так как в ней большое значение придается любым именам. .

«Бедность не порок» анализ пьесы Островского – тема, история создания, идея, проблематика произведения

С творчеством Островского учащиеся традиционно знакомятся в 9 классе на уроках литературы. В пьесе Островского “Бедность не порок” отразилась картина современной автору жизни русского купечества. Информация о теме, идее, проблематике и жанре произведения будет полезна для подготовке к уроку, тесту, написанию творческой работы. В нашей статье вы найдёте краткий, а также полный анализ пьесы по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бедность не порок.

Год написания – 1853 год

История создания – пьеса была написана, чтобы высмеять моду на западные веяния в укладе жизни купечества, и подчеркнуть истинно русский характер, который представлен в этом сословии. Оказало влияние на содержание произведения его дружба с славянофилами. После прочтения и постановки пьесы Островский стал признан и знаменит, успех превзошёл все ожидания.

Тема – влияние денег на взаимоотношения людей в обществе, выбор жизненного пути, преграды и обстоятельства в судьбе человека.

Композиция – три действия с резкой неожиданной развязкой в последнем действии, насыщенность фольклорных моментов, окольцовывающих важные сцены, параллельное сопоставление героев.

Жанр – комедия в трёх действиях.

Литературное направление – критический реализм и романтизм.

История создания

Первоначально пьеса должна была называться “Гордым Бог противится”. Замысел появился в июле 1953 года, в августе – автор начал работу над произведением, а закончил его в конце этого же года.

Роли были распределены между актёрами ещё до окончания её написания. В 1854 году, 25 января пьеса была впервые поставлена в Малом театре в Москве. Она имела огромный успех, понравилась широкому кругу зрителей.

Произведение написано Островским под влиянием его друзей славянофилов, поэтому после постановки пьесы многие друзья автора узнали в ней себя. Истинно русский характер Любима Торцова сыграл решающую роль в судьбе пьесы. В этом герое критики увидели идеальный образ русского человека. Успех пьесы даже после первых прочтений её в Москве превзошёл все ожидания и даже мечты автора.

Нужно отметить тот факт, что пьесу Островский посвятил своему другу выдающемуся актёру театра Прову Михаловичу Садовскому. Именно он лучше всех сыграл роль Любима Торцова в пьесе. Московское купечество было хорошо знакомо Островскому, ведь ему пришлось оставить высшее образование и поступить на службу в суд. Именно купеческое сословие чаще всего обращалось в суды, здесь будущий драматург познакомился с исконно русскими характерами и персонажами, достойными войти в литературу.

“Бедность не порок” раскрывает тему настоящего русского характера, показывает то звено русского общество, которое сохранило все обычаи, традиции и внутреннюю суть народной души. Именно поэтому пьесу называют гимном русскому купечеству: быт, семейный уклад, обряды, привычки, традиции всё это описал автор в произведении. Тематика раскрывает взаимоотношения людей основанные на их уровне благосостояния. Автор затрагивает проблемы выбора будущего, послушания и уважения к старшим, тему любви, семьи, греха.

Красной нитью проходит через всё повествование мысль о том, что русский человек не идеален, он ошибается, тратит свою жизнь на грехи и беспутство, но он способен признать ошибки и стать на путь истинный. В этом сила русского человека. Чтобы понять, чему учит это произведение, нужно заострить внимание на фабуле. Вывод очевиден: никакие новомодные мировоззрения не могут ужиться в русской душе, если они противоречат народной мудрости, сердцу, здравому смыслу. Суть комедии Островского в том, что деньги не всегда всесильны, честь и достоинство у умного человека стоит превыше любых материальных благ.

Композиция

Комедия Островского состоит из трёх действий, это разделение имеет и смысловую основу. Кульминация действия происходит в последнем действии, за ней следует развязка и счастливый финал. Конфликт строится на требованиях моды, веянии времени и их столкновении с русской действительностью. В понимании Гордея Карпыча, образованность – это лишь внешняя сторона (новый сюртук, шампанское, меха и кареты).

Особенностью композиции пьесы можно считать насыщенность фольклорными элементами (пословицами, песнями, прибаутками), они окольцовывают каждое действие, сопровождают все важные моменты, подчёркивая и оттеняя их особым образом. Широко используется приём подготовленного появления героев: в начале о них говорят, потом – они выходят на сцену.

В пьесе герои рассматриваются параллельно, так легче воспринимаются их образы – в сопоставлении. Не последнюю роль в создании ярких сцен и восприятии происходящего играют авторские ремарки и декорации. Островский признанно считается “отцом русского театра” именно он создал теорию поведения действующих лиц на сцене, учитывая особенности жанра. Его пьесы ставятся более полутора столетия, они бессмертны, что обусловлено талантом и гениальностью автора.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Бедность не порок».

В “Бедность не порок” анализ будет неполон, если не отметить жанровую специфику произведения. Комедия Островского неповторима своими бытовыми картинами, чёткостью ремарок, глубиной монологов персонажей. Обязательными для автора были “говорящие” имена действующих лиц, их статичность и вместе с тем полнота образов. Сатиричность у драматурга тонкая, не язвительная, но бьющая точно в цель: не даром многие знакомые после постановки перестали общаться с Островским, узнав в героях пьесы себя.

Ссылка на основную публикацию