Сочинение на тему Обломов и Штольц

Сочинение Обломов и Штольц сравнительная характеристика

Иван Александрович Гончаров своим великолепным романом «Обломов» сумел показать две разные жизни, двух совершенно отличных друг от друга героев, являющимися антиподами. Илья Обломов и Андрей Штольц – центральные персонажи сего произведения, ведущие каждый собственный образ жизни. Один – мечтатель, любящий покой и уют. Второй – рьяный работник, продуктивный деятель, ищущий во всем совершенствование. Обломов и Штольц очевидно, различные натуры, у каждого свое мировоззрение.

На страницах романа Илья Обломов – полный мужчина, любящий провести свободное время в мечтах и сладостных грезах. Штольц же настоящий работодатель, способный к труду, сам он худой, в отличие от его друга. Если у Обломова глаза темно-серые «с приятной наружностью», то у Штольца они зеленые, «но выразительные».

Из-за собственного бездействия, Илья Обломова одолевает тоска, он редко выходит на свежий воздух, потому и слаб здоровьем. У друга же его самочувствие всегда отличное, «он сохранил силу души», постоянно находясь в движении. Если Обломов – помещик, то Штольц полная ему противоположность. Даже воспитательный процесс у героев проходил по-разному. Один получил «обломовское» воспитание, Андрей Штольц же – суровое и трудовое воспитание.

Илья Ильич полностью избалованный, Штольц себе такой слабости не позволяет. Соответственно, отсюда и приспособленность героев к тем или иным жизненным ситуациям: первый не знал трудностей, он «не терял ничего», второй постоянно преодолевал преграды. Тем самым, если Обломов не боролся, не терял, не искал, то, собственно, не о чем и говорить, потому как только те, кто постоянно пребывает в движении, тот и добивается всего, что он желает. Пример этому Штольц.

Обломов – ленивый, Андрей Штольц – трудолюбивый человек. Первый не читает книги, предпочитая газеты. Второй же, наоборот, интересуется художественными произведениями. Отсюда и вытекает простая истина, которую хотел донести до читателей Гончаров: никогда не стоит долго пребывать в мечтах и грезах, ибо они ослепляют настолько, что выходить из созданного внутреннего мира совершенно не желается, соответственно, это мешает действовать. Людям же, чтобы всего поставленного добиваться, чтобы все заветное осуществлять и воплощать в жизнь, важно не только быть трудолюбивыми и работоспособными, но и получить правильное воспитание! Главное не быть «занянчинным», а вовремя ступить на трудный путь, ибо только с помощью решительных шагов меняется жизнь к лучшему, и воплощаются тайные мечты в реальность

Вариант 2

В романе «Обломов» Иван Александрович описывает историю двух людей. Это два друга детства и они абсолютно разные, они словно два разных полюса. Обломов Илья Ильич флегматичный и ленивый, он привык, что всю жизнь его родители его баловали и поощряли во всем. Мама сильно опекала Обломова и никогда не разрешала ему ничего не делать самому. С детства он был окружен заботой, его одевали няньки и слуги, кормили и никогда не заставляли ничего делать.

Даже когда он вырос, он продолжал лежать на диване, был очень ленивым и ничего не соображал в отцовских делах. Он очень боялся сквозняков и постоянно кутался в халат и почти не выходил из дома. Для Обломова не было интересных людей, он ни с кем не общался. По-прежнему всю работу выполняли слуги. В доме воцарился полный бардак и хаос.

Даже когда он влюбляется в Ольгу, через какое-то время ему становится лень вести активную жизнь. Ему нравится спокойная размеренная жизнь, и он выбирает домашнее спокойствие. Между страстью и бурной жизнью, он решает выбрать тишину. Его любовь к Агафье Матвеевне больше была как к матери, а не как к женщине. У них родился замечательный сын, и Обломов вполне был счастлив, оставаясь до конца своих дней под полной опекой своей жены.

Друг Обломова Андрей Иванович Штольц был полной противоположностью. Его родители вырастили его активным и трудолюбивым человеком. За что бы ни брался Штольц, у него все получалось. Строгость отца немца и ласка русской матери сделали из него достойного человека.

Ему нравилось работать, и он считал, что это главный долг человека уметь себя обеспечить. Он пытается расшевелить своего друга и на какое-то время ему это удается. Он пытается ему показать другую жизнь, где можно от жизни получать все. Ему нравится брать от нее все самое лучшее, при этом Штольц никогда не мечтает он заядлый реалист.

Андрей Иванович всегда доводил свои дела до конца и никогда не оставлял ничего на потом. Он был очень активным, и его физическое здоровье было хорошим. Он отличался ответственностью за то, что он брался, делал.

Даже после смерти лучшего друга по просьбе Обломова Штольц берет под свою опеку его сына Андрюшку. Он сохраняет об Обломове самые лучшие воспоминания.

В романе «Обломов» писатель пытался сказать о том, что люди могут совершенно разные, но дружить. Они дополняли друг друга, и им было о чем поговорить. Каждый из них внес в жизнь другого свои коррективы.

Сочинение Сравнительная характеристика Обломова и Штольца 10 класс

Обломов представлял собой полного мужчину, который отрастил себе бороду и пузо, всегда думал при этом, что виноват весь мир. Штольц был тощий, щеки у него отсутствовали. Обломов обладал темно-серыми глазами. Штольц обладал зелеными глазами, которые были очень яркими и точными. Неопределенный цвет лица был присущ Обломову. Штольц обладал розовым, темным лицом. Обломов постоянно жаловался на плохое здоровье. Штольц обладал очень крепким здоровьем.

Перейдем к описанию характера и личности персонажей.

Обломов являлся потомственным дворянином, помещиком. Штольц помещиком не был, личный дворянин. Был на половину немцем, на половину русским. Коллежский секретарь-чин Обломова. Штольц являлся надворным советником. Воспитание у Облома было очень нежное и неприхотливое. Штольца воспитывали сурово, с трудовыми наклонностями.

Один был избалованный, другой вовсе не знал, что это такое. Первый никогда не знал трудностей, второго всю жизнь преследовали трудные времена. Обломов постоянно много думал, при этом ничего старался не делать. Штольц постоянно что-то делал, всегда думая при этом о последствиях. Характер Обломова очень апатичный и вялый, Штольц всегда был бодр. Один мягкий, другой твердый. Робость присуща Обломову, уверенность в себе была чертой Штольца.

Обломов себя не любил, самолюбие присуще второму. Бессильным, слабым таким был Обломов. Штольц очень сильная личность. Трусливый и отважный. Обломов был всячески против новых знакомств. Первый очень не любил жизнь, второй хотел жить очень долго и счастлив. Потомственный дворянин был жестким мечтателем, Штольц свои мечты воплощал в реальность. Управлять жизнью ленивцу вообще не хотелось, второй старался всячески бороться с судьбой.
Давайте отметим общие свойства двух персонажей.

Образование получали вместе, каждому в рассказе было по тридцать лет. Стан чиновника имели оба. Образование было у каждого. Были очень добрыми и умными людьми. Оба были глубокими и чуткими, честные и искренние. Обожали вместе музицировать и петь.

Сравнение героев

Произведение Гончарова содержит глубокий философский смысл. В романе показан разлад между патриархальным и буржуазным укладом жизни. Перед нами предстают главные персонажи – Илья Обломов и Андрей Штольц, относившиеся к одному классу и входящие в одно и то же общество. Если посмотреть на них, то можно подумать, что взгляды и мысли у них похожи. Однако, они полностью противопоставлены друг другу.

Штольц – разумный человек, у которого здравый смысл доминирует над чувством. Писатель пытается выяснить, почему эти люди так разнообразны. И причины эти он видит в происхождении, воспитании и образовании, так как все это закладывается в основу характера. Штольц получил воспитание в семье с небольшим достатком. Отец в детстве часто брал его с собой на полевые работы и рынок, постепенно приучая его к труду. Параллельно этому он занимался с Андреем разными науками, и в особенности обучал немецкому языку. Таким образом, отец научил его уважительно относиться к любому делу. Его матушка, в свою очередь, прививала ему любовь к литературе и эстетике. Так, Штольц предстал перед нами образованным и сильным молодым человеком.

В семействе Обломовых жизнь протекала совсем по-другому. В их доме постоянно домочадцы думали о еде. А после сытного обеда все погружались в сон. Так было ежедневно. Отдав Илью в гимназию, родители совсем не беспокоились успехами сына, а даже наоборот, пытались освободить от тех или иных занятий. Они не выпускали его на прогулку, боясь за то, что Илюша поранится или упадет. Таким образом, Обломов вырос ленивым и равнодушным ко всему человеком.

Давайте же, глубже, заглянем в характер каждого из них и выясним, в чем состоит трагизм их жизни. Если посмотреть на Штольца, то на первый взгляд он кажется нам идеальным юношей. Работает с удовольствием, не пренебрегая никаким трудом. С тех пор как Штольц ушел из дома, он, благодаря своему труду стал самодостаточным господином. Счастье ему представляется в виде материального благополучия. И оно у него есть, однако жизнь тосклива и монотонна.

В отличие от Обломова, Штольц лишен всяких переживаний и волнений. Все его дела расписаны строго по плану. Для Обломова трудиться оказалось слишком тяжело. Раз он был барином, то для чего ему нужна какая-то работа. Он ленился даже лишний раз встать с дивана и одеться. Для того, чтобы быть счастливым, Обломову необходимо вкусно покушать и крепко понежиться в кровати. У него была своя трагедия – нравственная. Из доброго и чистого человека он постепенно превращается в нравственного калеку. Но если они и различались по своему внутреннему миру, то все равно дружили давно. Их сближала доброта и честность каждого героя.

Также читают:

Картинка к сочинению Сравнительная характеристика Обломова и Штольца

Популярные сегодня темы

Проблема чинопочитания — главная проблема русского общества. Эта проблема не определённой эпохи. Эта проблема всегда была и есть до сих пор. Множество литературных произведений посвящено осмеянию чинопоклонства

Куприн не так часто писал о счастливой любви, наверное, поэтому его «Куст сирени» кажется таким особенным. Двое героев – муж и жена, они бедны, но в их семье царит любовь

Само слово «ода», в переводе с греческого языка, означает песня. Из самого названия, очевидно, что в произведении М.В. Ломоносов воспевает великую императрицу Елизавету II.

Каждый человек имеет заветную мечту. Но все мечтают о разном и это много о них говорит. В детском возрасте наши мечты – это новая игрушка, гора сладостей, поход в кино

«Церковь Вознесения на улице Неждановой» — это известная картина русской художницы, нашей современницы — Татьяны Назаренко. Центральное место в картине занимает церковь, освященная в честь Вознесения Господня

Сочинение Сравнение Обломова и Штольца (Гончаров)

Обломов и Штольц – два персонажа одного произведения Гончарова “Обломов”. В нём двое данных персонажей играют довольно серьёзную роль, так как они практически центральные его персонажи. В произведении они предстают перед читателем каждый в своём уникальном амплуа, и каждый в своей уникальной форме человеческой личности. Оба хоть и являются друг другу довольно близкими людьми, однако оба же от друг друга кардинально отличаются не только своими взглядами на жизнь и убеждениями, но также и своим образом жизни эти два человека совершенно не похожи. Автор создал их как некое противопоставление друг другу, которое будет держать баланс в произведении.

Эти два персонажа в произведении ведут совершенно разный образ жизни, который отличает их от друг друга. Один из низ, а именно Штольц, это человек, который всегда готов к активным действиям, и будет добиваться своего чего бы это ему не стоило. Другой же, Обломов, тот человек, который тратит свою жизнь на простое прозябание на задворках своей жилплощади, и он также не хочет ничего делать и не хочет ничего добиваться. Однако какими-то неведомыми путями двое данных людей смогли не только найти общий язык, но также начать крепкую дружбу, которая продлилась у них достаточно долго время.

Читайте также:  Характеристика и образ Аглаи Епанчиной в романе Идиот Достоевского сочинение

Корни мировоззрения и поведения обоих, скорее всего, строятся из их детства. Так как детство у обоих было совершенно разное, и можно даже сказать совершенно противоположное, то соответственно на выходе мы имеем двоих совершенно разных людей, имеющих свои уникальные взгляды на жизнь, которые противопоставляются друг другу. Если Обломова воспитывали не строго, и в детстве ему позволяли всё, о чём бы он не попросил своих родителей, то Штольцу пришлось немного потяжелее, однако в итоге он стал полностью самостоятельным целеустремлённым человеком, который знает чего он хочет, и который нацелен только на успех, и человеком, который является полным антиподом человека типа Обломова.

Через данные образы автор доносит своему читателю мысль о том, что в нашем обществе люди могут разделиться на две большие группы. На группу тех людей, которые стараются делать всё для себя и окружающих, находясь в постоянном самосовершенствовании и улучшении своего качества жизни, это максимально активные и амбициозные люди. И на группу тех людей, которым ничего не нужно кроме простого покоя, ведь они не готовы на радикальные действия, а уж тем более на активную деятельность, тем более физическую. Таким образом, мы видим, что автор создал два полностью противоположных образа, которые, тем не менее, отлично сочетаются в своём необычном тандеме.

Сочинение 2

Как известно, на протяжении существенной части истории Россия черпает собственную культуру из других стран. Собственно, этот вопрос вообще является довольно трудным и многогранным, но если упростить, то мы можем говорить, например о западной и восточной культуре, где, опять-таки довольно условно, представителем Запада является Европа, а представителем Востока – Россия. Конечно, Россия не в строгом смысле Восток, но наша страна тяготеет, наверное, более к созерцательной метафизике, нежели к прагматизму, а созерцательность – типичной восточный элемент.

Итак, Гончаров рассматривает Восток и Запад через Обломова и Штольца, соответственно. Обломов – созерцатель и лежатель на диване, он гедонист и ценитель нежности, но не сказать, чтобы он был полностью поглощен пороком. Все-таки Илья Ильич является глубоко чувствующим человеком, у него нежная душа и он способен на поступки ради любви.

Штольц в наши дни вполне мог бы стать активным либералом, критиком власти и действующим человеком, который способен к переустройству мира и на самом деле он патриот и он любит и страну и Обломова, но не совсем понимает. Во многом в этом сыграли обстоятельства, которые не позволили Штольцу размышлять, но заставляли действовать. Обломов в свою очередь мог не действовать и размышлять.

Есть ли какие-то элементы похожие на современность – весьма интересный вопрос и действительно стоит экстраполировать эти фигуры на образ современной России. Страны, которая тоже во многом лежит на диване, пользуясь доходами от именья, только получает выгоду не от сельского хозяйства, а от природных ресурсов, но разница, по большому счету, не существенная. В любом варианте мы можем продолжать созерцать, а Штольцы будут продолжать суетиться и недоумевать как вообще возможно не проявлять активности в этом мире.

Удивительно, но, на мой взгляд, и Обломов и Штольц не так отличаются, они просто воспитывались в разных обстоятельствах и принципы этих людей сформированы условиями. Безусловно, Обломов сам по себе более нежный и он видит мир довольно отстраненно, он ощущает бренность бытия, когда Штольц видит себя преобразующей силой, которая имеет значение. Каждая позиция является по-своему верной и, вероятно, Гончаров представляет в этих героях взаимодополняющие признаки, которые подобно культуре цивилизаций Востока и Запада тоже могут существовать в своем синтезе.

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца в романе Обломов

В своем произведении Иван Александрович описал историю двух разных людей с разными жизнями. Это были друзья, которые дружили с самого детства, которые настолько видимо, отличались друг от друга, что было трудно представить, что они вообще друзья. Обломов был человеком ленивым, он привык к тому, что его родители разрешали ему все и давали все, что он только хотел. Его мать настолько сильно заботилась о нем, что не давала ему ничего делать даже самые простейшие вещи. С детства его окружали любовью и вниманием. Обломова одевали и ухаживали за ним няньки, не какую даже самую простую работу ему не давали выполнять.

Даже когда он подрос, он все так же продолжал бездельничать и ничего не делать. Он считал что все люди это скучные существа и поэтому не заводил ни с кем общение . Обломов боялся холодов и постоянно укутывался в халат, за ним все так же ухаживали слуги и из-за этого в его доме был просто сплошной беспорядок.

Даже когда Обломов влюбился в Ольгу он все равно, в конце концов, выбрал домашний уют и покой. Он выбрал свое спокойствие между любовью и непреодолимой страстью. Но обломов любил Агафью которая скорее всего была ему как но не как девушка но не смотря на все это у них родился ребенок. Но противоположным человеком Обломова стал его друг Штольц. Его родители воспитывали в нем трудолюбие, в нем было полно энергии, и за какую-либо работу он не взялся, у него все отлично получалось. Благодаря его строгому отцу и доброй матушке Штольц вырос хорошим человеком.

Работа доставляла ему удовольствие, и он считал, что люди обязаны работать чтобы содержать себя. Он хотел убедить в этом друга и на некоторое время у него это получилось. Штольц хотел ему показать немного иную жизнь, от которой можно брать все.

Штольц всегда доводил дела до конца и не когда не оставлял их на потом. Он был энергичным человеком и во многом от других отличался своей ответственностью. Даже когда его друг умер он взял его сына себе, потому что Обломов перед смертью попросил чтобы он позаботился о нем вместо него. Он смог сохранить о своем друге лишь хорошие воспоминания.

Поэт в своем произведении хотел сказать, что даже если люди совершенно разные это не значит, что они не могут дружить. Поэтому герои романа хоть и разные, но они, в какой-то степени дополняли друг друга, и им было о чем говорить.

Сравнение Обломова и Штольца

Популярные сочинения

На сегодняшний день трудно представить мир, в котором никогда не было войны. Человечество никогда не сможет жить в полном мире. Каждый день где-то происходят войны, их можно не замечать

Повесть Валентина Распутина «Уроки французского» рассказывает о сложностях послевоенного уклада жизни. В стране господствовала разруха. Люди жили в бедности. Тяготы переносили не только взрослые, но и дети.

Главой семьи Болконских является Николай Андреевич, он генерал в отставке. Честный и неподкупный мужчина преклонных лет является князем, который очень сильный как личность

Теперь или никогда! Обломов и Штольц в романе И. А. Гончарова «Обломов» (ЕГЭ по литературе)

Роман И. А. Гончарова «Обломов» увидел свет в 1859 году после десятилетнего упорного труда и сразу же получил высокую оценку современников. Л. Н. Толстой был в восторге от произведения Гончарова и назвал его «капитальнейшей вещью». В этот переходный исторический период перед отменой крепостного права в литературе остро стояла проблема деятельного героя, человека, способного изменить жизнь в России к лучшему.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Очевидно, с этой целью был создан образ Андрея Штольца.

Главного героя Илью Ильича Обломова можно отнести к типу «лишних людей», подобных Онегину и Печорину, которые не смогли найти себя в жизни, определить смысл своего существования. Штольц был задуман как «противоядие» ленивому, апатичному и бездеятельному Обломову, «отравленному» патриархальным воспитанием в помещичьей среде.

Сначала главный герой романа И. А. Гончарова кажется простым и понятным. Перед нами обыкновенный лентяй, лежебока, у которого нет даже силы воли поднять себя с дивана. Но чем дальше читаешь это произведение, тем больше начинаешь понимать сложность и глубину характера Ильи Ильича Обломова. Автор стремился показать честную, добрую натуру, идеалиста, который разочаровался в жизни, не нашёл себе применения в современной ему действительности. Апатия и бессилие героя происходят оттого, что реальность не отвечает его идеалистическим взглядам. Писатель показывает, как не складывается судьба Ильи Ильича, как разрушается личность этого человека, духовно и интеллектуально одарённого.

Рядом с Обломовым изображён его деятельный друг Андрей Штольц. Созданный как антипод главного героя, деятельный и успешный человек Штольц хотел помочь своему другу преодолеть апатию и вновь вернуться к полноценной жизни, но у него ничего не получилось. Отец Штольца – немец, мать русская дворянка. От отца он перенял трудолюбие, ответственность и самостоятельность. Отец предоставлял Андрею полную свободу и независимость, не беспокоился, если сын пропадал надолго, уверенный, что Андрей не пропадёт. Но в то же время старший Штольц требовал, чтобы его сын выполнял полученные задания. Отец рано начал посвящать Андрея в свои дела, давал ему поручения. Из Штольца вырос деловой человек, находящийся в беспрерывном движении. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь». «Он шёл твёрдо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль». Штольц способен управлять своими чувствами, «мечте, загадочному и таинственному не было места в его душе». Штольц добился многого в своей жизни, «выше всего ставил настойчивость в достижении цели». Но всё же при всех положительных качествах этого героя, на формирование его личности сказалось и «бюргерское» воспитание, так как в некоторых жизненных обстоятельствах ему не хватает деликатности и такта.

Обломов же получил совершенно другое воспитание, живя в атмосфере ласки и любви. Большую роль здесь играла мать, которая каждое утро «осыпала его страстными поцелуями», потом осматривала его «жадными, заботливыми глазами». Уже тридцатитрёхлетний Илья Ильич, «увидев давно умершую мать, и во сне затрепетал от радости, от жаркой любви к ней».

Но у этой искренней и глубокой любви есть и оборотная сторона медали: ребёнку ничего не давали самостоятельно делать, хотя от природы он был живой и подвижный ребёнок, но за ним неусыпно следила нянька, чтобы он, не дай бог, не убежал к оврагу. Основные интересы обломовцев не простирались дальше обеда и послеобеденного сна, труд они считали проклятием. Маленький Илюша внимательно наблюдал за взрослыми, как и что делают они, чему посвящают они утро. Обломов-старик смотрел из окна и давал слугам указания, жена его толковала с портным, «как из мужниной фуфайки перешить Илюше курточку». Именно по образу жизни своих родителей Илья Ильич начертал себе идеал настоящей жизни, но воплотить его в реальной действительности не смог.

Положительная роль воспитания в семье Обломовых заключается в том, что здесь царят простые и сердечные нравы, нет злобы и ненависти. Теплота и любовь, которыми окружили Илью с детства, сформировали в нём добрый, честный, искренний характер, кроткий и незлобивый, он никому не причинит зла и вреда.

К отрицательным чертам Обломовки можно отнести то, что здесь отсутствуют высокие духовные запросы, люди думают только о кухне, еде и сне, это статичный мир, в котором нет движения и развития. Здесь Илью приучили к тому, что всё за него сделают слуги. Отсутствие привычки к труду привели к тому, что к взрослой жизни Обломов оказался не готов. Он не способен решить даже мелкие бытовые проблемы, например, написать письмо к старосте или переехать на другую квартиру.

Патриархальное воспитание, отсутствие трудовых навыков и привычки к самостоятельности помешали Обломову реализоваться в жизни. Безмятежность душевного покоя Обломова оборачивается душевным омертвением, утратой подлинно человеческих свойства души.

Даже активный и деятельный Штольц не смог вернуть Обломова к жизни.

«Теперь или никогда!» – эти слова, произнесённые Штольцем, прозвучали для Обломова грозно. Для него это был гамлетовский вопрос: быть или не быть? Подняться с дивана сейчас и начать деятельную жизнь или навсегда остаться в прежнем положении.

Читайте также:  Образ и характеристика Волкова в романе Обломов Гончарова сочинение

Почему же не происходит чудесного преображения Обломова, несмотря на усилия его деятельного и активного друга?

Да, именно Штольцу удаётся на короткое время поднять Обломова с дивана. В продолжение первой части романа Илья Ильич Обломов лежит на диване, и его посещают знакомые, приглашая в парк на праздничное гуляние, но Обломов отказывается следовать советам гостей. Его вообще не привлекает та жизнь, которую они ведут. Молодой Волков кружится в вихре света, Судьбинский занят служебной карьерой, литератор Пенкин восхваляет произведения «натуральной школы». Но по мнению Обломова, все они попусту тратят свою жизнь, раздробляются, размениваются на пустяки, а цельного человека в них не видно.

Наконец после «всепоглощающего» сна Обломова, в котором поэтически и с теплотой показан тот замкнутый патриархальный мир, лишённый забот и тревог суетного света, где прошло детство героя и завершилось его воспитание и формирование личности, появляется Штольц с его грозным и суровым призывом: «Теперь или никогда!»

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id50816

Дружба Обломова и Штольца в романе «Обломов»

Введение

Центральными героями романа «Обломов» являются Илья Ильич Обломов и Андрей Иванович Штольц. В произведении персонажи изображены как личности, обладающие противоположными характеристиками и ведущие разнонаправленный образ жизни. Однако, несмотря на внешнюю непохожесть характеров героев, дружба Обломова и Штольца длилась многие годы, являясь не только обоюдно приятным, но и полезным для обоих персонажей явлением. Они всегда рады были увидеться, поделиться проблемами или трудностями, оставаясь наиболее близкими людьми на протяжении почти всей жизни.

Причины дружбы между Штольцем и Обломовым

Дружба между Обломовым и Штольцем началась еще во времена их школьной учебы. На момент знакомства герои были схожи по характеру и имели общие увлечения. Маленький Илья изображен любопытным ребенком, которому многое было интересно. Он хотел познавать окружающий мир и узнавать как можно больше нового, даже юношей он все еще готовился к тому, что жизнь его «обретет другие, более широкие размеры», он был полон разных стремлений и надежд, готовился к важной роли в обществе. Однако, по причине «тепличного», «обломовского» воспитания и влияния родственников герой так и остается на месте, продолжая только надеяться и планировать, никогда не переходя к действиям. Вся активность Обломова переходит в мир мечтаний и грез, который он сам придумывает и которым живет.

Маленький Андрей Штольц был таким же любопытным ребенком, как и Илья, но его не ограничивали в познании мира и разрешали ему даже на несколько дней уходить из дому. И если в Обломове воспитание умертвило активное, деятельное начало, то на становление личности Штольца повлияла смерть его матери, которая нежно любила своего сына. Строгий, малоэмоциональный отец не мог дать сыну всей той любви и душевного тепла, которого он лишился после потери мамы. Видимо, именно это событие, сопряженное с необходимостью по распоряжению отца уехать в другой город и самостоятельно строить карьеру, произвело на юного Андрея Ивановича сильнейшее впечатление. Зрелый Штольц – личность, которой очень трудно разобраться в своих чувствах, более того, он не понимает любви, так как не может охватить ее рациональным умом. Именно поэтому многие исследователи сравнивают Андрея Ивановича с бесчувственным механизмом, что в корне неверно – на самом же деле Штольц, не менее душевный и добрый человек, чем Обломов (вспомним, как часто и абсолютно бескорыстно он помогает другу), но вся его чувственность спрятана глубоко внутри его души, непонятная и недоступная даже самому герою.

Взаимоотношения Штольца и Обломова начинаются как дружба двух очень похожих по своей природе и характеру личностей, однако разно воспитание делает из них совершенно разных и даже противопоставляемых персонажей, которые, тем не менее, продолжают видеть друг в друге то важное и близкое, что сблизило их в школьные годы.

Особенности дружбы Обломова и Штольца в зрелые годы

Отношения Штольца и Обломова в зрелые годы остаются такими же доверительными и нужными героям, как и в детстве либо юности. Сбегающий от реальной жизни в прекрасный мир иллюзий Илья Ильич и рациональный, все контролирующий, деятельный Андрей Иванович находят в друге те черты и качества, которые они не могут раскрыть в себе. Их дружба строится не только на взаимном понимании и сопереживании, но и на взаимной помощи героев друг другу. Только со Штольцем Обломов мог поделиться своими надеждами, планами, мечтами и только Штольц мог быстро и выгодно для Ильи Ильича решить проблемы с его поместьем. С другой же стороны, лишь в обществе друга Андрей Иванович обретал душевное равновесие и мог с ним поделиться своими проблемами.

Штольц при любом удобном случае пытается «расшевелить», активизировать Обломова, заставить его действовать «сейчас или никогда», тогда как Илья Ильич постепенно, неосознанно для обоих героев прививает другу те самые «обломовские» ценности, которых так боялся Андрей Иванович и к которым в итоге пришел – к спокойной, размеренной, однообразной семейной жизни.

Заключение

Тема дружбы в романе «Обломов» раскрывается на примере взаимоотношений двух противопоставляемых героев. Однако различия между Обломовым и Штольцем носят только внешний характер, так как оба они являются личностями, находящимися в постоянном поиске собственного счастья, но так и не сумевшими раскрыться полностью и реализовать весь свой потенциал. Образы героев трагичны, так как ни постоянно стремящийся вперед, деятельный Штольц, ни пассивный, живущий в иллюзиях Обломов не находят гармонии между двумя основными началами – рациональным и чувственным, что приводит к смерти Ильи Ильича и внутреннему смятению и еще большей запутанности Штольца.

Готовые сочинения по литературе. 10 класс (М. С. Селиванова, 2011)

Дорогие друзья! Школьная программа 10-го класса по русской литературе предполагает изучение большого количества произведений, обширных по объёму и сложных по содержанию. Вам предстоит изучить различные периоды развития русской классической литературы, познакомиться с величайшими произведениями реалистического направления. К ним относятся рассказы и романы И. С. Тургенева, пьесы А. Н. Островского и А. П. Чехова, романы И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, стихотворения Ф. И. Тютчева и поэмы Н. А. Некрасова. После разбора и обсуждения каждого литературного произведения в классе учитель обычно просит написать сочинение. Учащиеся часто испытывают трудности в обобщении своих знаний. Представленные в нашей книге готовые сочинения помогут вам справиться с этой задачей. Пользуясь планом, который прилагается к каждому сочинению, вы сможете создать свой текст, дополнить его собственными мыслями и примерами из литературных произведений. Помните, что каждое сочинение – это индивидуальная творческая работа, в которой отражены ваши личные суждения и впечатления. При этом не забывайте, что ваше мнение должно опираться на содержание произведения и на теоретические знания, полученные на уроках литературы. Не торопитесь переписывать готовое сочинение в тетрадь! Учитесь самостоятельно формулировать свои мысли, давать личную оценку героям, фактам и событиям. Пусть приведённые в книге тексты станут для вас обучающими образцами, которые помогут в развитии письменной речи. Желаем успехов!

Оглавление

  • «Тёмное царство» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
  • Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
  • Образ народа в цикле «Записки охотника» И. С. Тургенева
  • Смысл заглавия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Из серии: Средняя школа (Литера)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Готовые сочинения по литературе. 10 класс (М. С. Селиванова, 2011) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)

…пока умственную высоту будут предпочитать нравственной, до тех пор и достижение этой высоты немыслимо, следовательно, немыслим и истинный, прочный, человеческий прогресс.

Способы характеристики персонажей.

II. Основная часть.

Обломов и Штольц: «поэт мечты» и «поэт труда».

1. Внешний облик героев.

2. Воспитание и образование героев.

3. Герои и Ольга Ильинская.

4. Дальнейшая судьба героев.

Надежда на будущее.

Литераторы прибегают к различным приёмам характеристики героев для того, чтобы полнее и многограннее изобразить их характер и внутренний мир. Это может быть подробное описание обстоятельств воспитания и образования персонажа, сформировавшие его личность. Сон главного героя – популярный приём описания внутреннего состояния персонажа, неоднократно использовавшийся многими русскими классиками. Ещё одним способом характеристики литературного героя является приём антитезы (противопоставления) двух совершенно непохожих действующих лиц произведения. Таковы антагонисты Онегин и Ленский из романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов у И. С. Тургенева в романе «Отцы и дети», князь Мышкин и Парфён Рогожин из романа Ф. М. Достоевского «Идиот». Именно непохожесть характеризует героев наиболее ярко и глубоко.

Герои романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» совершенно не похожи друг на друга. И внешнее различие только подчёркивает их антагонизм. Илья Ильич Обломов, главный герой произведения, изнежен и вальяжен. Его кожа белая, тело полное, руки, не знающие труда, пухлые и мягкие. Это настоящий русский барин, медлительный и неторопливый. Его любимая одежда – халат, уютный и вместительный, как нельзя лучше подходящий Обломову. Андрей Штольц, друг главного героя, подтянутый и стройный. Он весь словно состоит из одних мышц, находящихся в непрерывном движении. Его кожа загорела от постоянного пребывания на свежем воздухе.

Столь не похожие внешне герои – близкие друзья. В детстве они жили по соседству и вместе выросли. Имение Обломова – образец классической русской усадьбы, райский уголок, находящийся вдали от больших дорог, городов, событий, самой жизни. Жизнь в Обломовке протекает размеренно и подчиняется своим правилам: приём пищи является своеобразным ритуалом, а любой труд представляется наказанием. Маленького Илью Ильича всегда окружали любящие родители, многочисленные родственники, гости, няньки, которые следили за каждым его шагом. Илья, как любой ребёнок, был любопытным и наблюдательным. Однако постоянный контроль и излишняя опека со стороны взрослых притупили эти черты.

Штольц воспитывался в других условиях. Родители уделяли много внимания его образованию. И если мать занималась с сыном музыкой и литературой, то отца беспокоила практическая сторона жизни. Штольца одного отправляли по делам, а когда тот пропал, отец не отправился искать сына, надеясь на его самостоятельность. Штольца с детства приучали к труду, усердию, самостоятельности. И он вырос упорным, честолюбивым, умным, деловым человеком, многого достигшим в жизни. И всё же маленького Штольца непреодолимо влекло в сонную Обломовку. Возможно, той гармонии и любви, атмосферы покоя и уюта, в которой вырос Илья Ильич, не хватало его другу в родительском доме.

Штольца всегда тянуло к ленивому и безмятежному Обломову. Душевная теплота, нежность, благородство, искренность ценились Штольцем выше деловой хватки и упорства других людей. Штольц в сравнении с Обломовым несколько проигрывает. Его деловитость абстрактна. Читатель не видит плодов его деятельности. Он не располагает к себе с первого взгляда, как Обломов. Но герои, безусловно, дополняют друг друга.

Встреча с Ольгой Ильинской раскрыла характеры обоих друзей с новой стороны, и в первую очередь личность Обломова. Он оказался, в отличие от Штольца, способным на сильную искреннюю любовь, которая изменила и главную героиню. Ольга, прямая и естественная, после встречи с Ильёй Ильичём превратилась из наивной девушки в прекрасную молодую женщину, тонко и глубоко чувствующую. Она обогатилась внутренне и приобрела громадный жизненный опыт, возвысивший её даже над развитым Штольцем. Ольга сразу увидела и оценила душевную красоту Ильи Ильича, но даже она оказалась неспособной победить обломовщину. Штольц полюбил уже «новую» Ольгу, которая изменилась благодаря Обломову, которая много пережила, страдала, боролась, но проиграла.

После этого судьбы героев разошлись. Обломов обрёл счастье в своём понимании – нашёл Обломовку в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Он опустился, обрюзг и уже очень отдалённо напоминал прежнего обаятельного барина. Штольц создал семью с Ольгой Ильинской. Они как будто счастливы, только иногда на Ольгу находит непонятная грусть и тоска, посещают воспоминания об Илье Ильиче.

Читайте также:  Жанр романа Дубровский Пушкина художественные особенности

Сын Обломова Андрей становится своеобразным средоточием лучших качеств обоих героев. Наследник Обломова и воспитанник Штольца в будущем, возможно, станет во всех отношениях прекрасным человеком, деятельным и активным, но с нежной поэтической душой и золотым сердцем.

Сочинение: Обломов и Штольц: два восприятия мира (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)

И. А. Гончаров работал над романом «Обло­мов» в течение десяти лет. В этом (лучшем!) про­изведении автор выразил свои убеждения и на­дежды; отобразил те проблемы современной ему жизни, которые волновали и глубоко задевали его, вскрыл причины этих проблем. Поэтому образ Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца приобрели типичные черты, а само слово «обломовщина» стало выражать вполне опреде­ленное, почти философское понятие. Нельзя ис­ключать и образ Ольги Сергеевны Ильинской, без которого характеры мужчин не были бы полно ос­вещены.

Чтобы понять характер человека, мотивы его поступков, нужно обратиться к истокам формиро­вания личности: детству, воспитанию, окруже­нию, наконец, к полученному образованию.

В Илюше сконцентрировалась, кажется, сила всех поколений его предков; в нем чувствовались задатки человека нового времени, способного на плодотворную деятельность. Но стремления Ильи самостоятельно познавать мир пресекались не спускавшей с него глаз нянькой, из-под надзора которой он вырывался лишь во время послеобе­денного сна, когда все живое в доме, кроме Ильи, засыпало. «Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смер­ти».

Внимательный ребенок наблюдает за всем, что делается в доме, «напитывает мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей», «глав­ная жизненная забота» которой есть хорошая еда, а потом — крепкий сон.

Тихое течение бытия нарушалось лишь иногда «болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом». Труд был главным врагом обитателей Обломовки, наказанием, наложенным «еще на пра­отцев наших». В Обломовке всегда при удобном случае избавлялись от работы, «находя это воз­можным и должным». Такое отношение к труду воспитывалось в Илье Ильиче, принявшим гото­вую норму жизни, передаваемую из поколения в поколение без изменений. Идеал бездействия под­креплялся в воображении ребенка нянькиными сказками о «Емеле-дурачке», получающем от вол­шебной щуки разные дары, причем незаслужен­ные. Сказки глубоко проникают в сознание Ильи, и он, будучи уже взрослым, «бессознательно грус­тит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

Стремление к самостоятельности, молодая энергия останавливались дружными криками ро­дителей: «А слуги на что?» Вскоре Илья сам понял, что приказывать спокойнее и удобнее. Лов­кий, подвижный ребенок постоянно останавлива­ется родителями и нянькой из боязни, что маль­чик «упадет, расшибется» или простудится, его лелеяли, как оранжерейный цветок. «Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая».

В таких условиях сложилась апатичная, лени­вая, трудная на подъем натура Ильи Ильича. Он был окружен чрезмерными заботами матери, сле­дящей за тем, чтобы ребенок хорошо поел, не перетрудился на обучении у Штольца, и готовой под любым, даже самым незначительным предло­гом не отпускать Илюшеньку к немцу. Она счита­ла, что образование не такая уж важная вещь, ради которой нужно худеть, терять румянец и пропускать праздники. Но все же родители Обло-мова понимали необходимость образования, одна­ко видели в нем только средство для продвижения по службе: чины, награды начали получать в то время «не иначе, как только путем ученья». Роди­телям хотелось преподнести Илюше все блага «как-нибудь подешевле, с разными хитростями».

Заботы матери пагубно сказались на Илье: он не приучился к систематическим занятиям, ни­когда не хотел узнать больше, чем задавал учи­тель.

Ровесник и друг Обломова, Андрей Иванович Штольц, любил Илью, пытался расшевелить его, привить интерес к самообразованию, настроить на деятельность, какой был увлечен сам, к которой был расположен, потому что воспитывался совер­шенно в других условиях.

Отец Андрея — немец дал ему то воспитание, которое получил от своего отца, то есть обучил всем практическим наукам, рано заставил рабо­тать и отослал от себя закончившего университет сына, как с ним поступил в свое время его отец. Но грубое бюргерское воспитание отца постоянно соприкасалось с нежной, ласковой любовью мате­ри, русской дворянки, которая не противоречила мужу, а тихо воспитывала сына по-своему:«. учила его прислушиваться к задумчивым зву­кам Герца, пела ему о цветах, о поэзии жизни, шептала о блестящем призвании то воина, то писателя. » Соседство Обломовки с ее «первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвиж­ностью» и княжеского «с широким раздольем бар­ской жизни» также помешали сделать Ивану Бог­дановичу Штольцу из сына такого же бюргера, каким он был сам. Дыхание русской жизни «отво­дило Андрея от прямой, начертанной отцом колеи». Но все же Андрей перенял от отца серьезный взгляд на жизнь (даже на все ее мелочи) и прагматичность, которые он пытался уравнове­сить «с тонкими потребностями духа».

Все эмоции, поступки и действия Штольц со­держал под «никогда не дремлющим контролем» разума и расходовал строго «по бюджету». Причи­ной всех своих несчастий и страданий он считал самого себя, вину и ответственность «не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь», в отличие от Обломова, который не находил сил признать себя ви­новным в своих бедах, в никчемности своей бес­плодной жизни: «. жгучие упреки совести язвили его, и он со всеми силами старался. найти вино­ватого вне себя и на него обратить жало их, но на кого?»

Поиски оказывались бесполезными, потому что причина загубленной жизни Обломова есть он сам. Ему было очень мучительно это сознавать, так как он «болезненно чувствовал, что в нем за­рыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое на­чало, может быть, теперь уже умершее. ». Обло­мова терзали сомнения в правильности и нужности прожитой жизни. Однако с «летами волнения и раскаяние являлись реже, и он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками. ».

Различно отношение Штольца и Обломова к воображению, имеющему два противоположных воплощения: «. друга — чем меньше веришь ему, и врага — когда уснешь доверчиво под его слад­кий шепот». Последнее произошло с Обломовым. Воображение было любимым спутником его жизни, только в мечтах он воплощал богатые, глу­боко зарытые способности своей «золотой» души.

Штольц же не давал воли воображению и боял­ся всякой мечты, ей «не было места в его душе»; он отвергал все, что «не подвергалось анализу опыта, практической истины», или принимал это за «факт, до которого еще не дошла очередь опыта». Андрей Иванович настойчиво «шел к своей цели», такое упорство он ставил выше всего: «. это было признаком характера в его глазах». Он лишь тогда отступал «от задачи, когда на пути его возникала стена или отверзалась непроходи­мая бездна». Он трезво оценивал свои силы и от­ходил, не обращая внимания на мнение окружаю­щих.

Обломов боялся любых трудностей, ему лень было приложить даже малейшие усилия к реше­нию не великих, а самых насущных проблем. Он находил утешение в своих любимых «примири­тельных и успокоительных» словах «авось», «может быть» и «как-нибудь» и ограждал себя ими от несчастий. Он готов был переложить дело на кого угодно, не заботясь о его исходе и поря­дочности выбранного человека (так он доверился мошенникам, обобравшим его имение). Как чис­тый, наивный ребенок, Илья Ильич не допускал и мысли о возможности обмана; элементарная ос­мотрительность, не говоря уже о практичности, совершенно отсутствовали в натуре Обломова.

Об отношении Ильи Ильича к труду уже говори­лось. Он, как и его родители, всячески избегал труда, который был в его представлении синонимом скуки, и все усилия Штольца, для которого «труд — образ, содержание, стихия и цель жизни», подвигнуть Илью Ильича на какую-нибудь деятель­ность были тщетны, дело не продвигалось дальше слов. Образно говоря, телега стояла на квадратных колесах. Ей требовались постоянные толчки изряд­ной силы, чтобы сдвинуться с места. Штольц бы­стро утомился («возишься, как с пьяницей»), разо­чаровало это занятие и Ольгу Ильинскую, через любовь к которой раскрываются многие стороны ха­рактеров Обломова и Штольца.

Знакомя Илью Ильича с Ольгой, Штольц хотел, «внести в сонную жизнь Обломова присутствие молодой, симпатичной, умной, живой и отчасти Насмешливой женщины», которая могла бы пробудить Илью к жизни, осветить его тусклое суще­ствование. Но Штольц «не предвидел, что он вно­сит фейерверк, Ольга и Обломов — и подавно».

Любовь к Ольге изменила Илью Ильича. По просьбе Ольги он отказался от многих своих при­вычек: не лежал на диване, не переедал, ездил с дачи в город исполнять ее поручения. Но оконча­тельно вступить в новую жизнь не смог. «Идти вперед — значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но с души, с ума; вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и про­зреть!» А Обломов боялся бурь и перемен, страх к новому он впитал с молоком матери, по сравнению с. которой, правда, ушел вперед (Илья Ильич уже отвергал «единственное употребление капита­лов — держать их в сундуке», понимая, что «долг всякого гражданина — честными трудами поддер­живать общее благосостояние»), но добился не­много, учитывая его способности.

Его утомляла беспокойная, деятельная натура Ольги, и поэтому Обломов мечтал, чтобы она ус­покоилась и тихо, сонно прозябала бы с ним, «переползая из одного дня в другой». Поняв, что Ольга никогда на это не согласится, Илья решает расстаться с ней. Разрыв с Ольгой обозначал для Обломова возврат к прежним привычкам, оконча­тельное духовное падение. В жизни с Пшеницы-ной Илья Ильич нашел бледное отражение своих мечтаний и «решил, что идеал его жизни осуще­ствился, хотя без поэзии. ».

Приложив немало усилий к пробуждению в Обломове тяги к деятельности, Ольга вскоре убежда­ется, по выражению Добролюбова, «в его реши­тельной дрянности», то есть в неспособности к духовному преобразованию, и бросает его.

Пройдя через любовь и разочарование, Ольга стала серьезнее относиться к своим чувствам, она так нравственно выросла, что Штольц не узнал ее, встретившись через год, и долго мучился, пытаясь разгадать причину разительных перемен в Ольге.

Понять ее сердце Штольцу было настолько труд­но, что «с него немного спала спесивая уверен­ность в своих силах». Выслушав исповедь Ольги о «прогулках, о парке, о своих надеждах, о просвет­лении и падении Обломова» и получив от нее со­гласие на брак, Андрей говорит самому себе: «Все найдено, нечего искать, некуда идти больше!» Од­нако это вовсе не означает, что он погружается в нечто похожее на обломовскую апатию. Семейная жизнь Штольца способствовала гармоничному, взаимообогащающему развитию обоих супругов. Однако теперь Андрей успокоился, он всем дово­лен, а Ольгу мучат сомнения: что дальше? неуже­ли жизненный круг замкнулся? Штольц говорит ей: «Мы не пойдем. на дерзкую борьбу с мятеж­ными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту». Он понимал, что Ольга переросла его, «видел, что прежний идеал его женщины и жены недосягаем, но он был счастлив» и стал лишь бледным отра­жением Ольги, в которой, по выражению Добро­любова, «более, нежели в Штольце, можно видеть намек на новую русскую жизнь».

Обломов и Штольц — люди с разным мировос­приятием, а следовательно, и разными судьбами. Главное их отличие в том, что деятельный, энер­гичный Штольц сумел правильно распорядиться своей жизнью и природными талантами, пытаясь «донести сосуд жизни до последнего дня, не про­лив ни одной капли напрасно». А у мягкого, до­верчивого Обломова не хватало силы воли проти­востоять трудностям жизни и отстаивать свое право на существование и самореализацию. Он «свое уменье затерял еще в детстве, в Обломовке, среди теток, нянек и дядек. Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить» СН. А. Добролюбов).

Ссылка на основную публикацию
Название: Обломов и Штольц: два восприятия мира (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 05:31:42 05 октября 2001 Похожие работы
Просмотров: 10361 Комментариев: 21 Оценило: 37 человек Средний балл: 4 Оценка: 4 Скачать