Сочинение на тему Смысл жизни для Фамусова и для Чацкого

“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. “

Школьное сочинение

Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.

Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера “Семейная тайна”, которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией “Горе от ума”, которую закончил в Петербурге в 1824 году.

В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим “единым лицом двадцатитысячную армию”. В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”

Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.

В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(“века минувшего”) и прогрессивного дворянства (“века нынешнего”). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — “забрать все книги бы да сжечь”.

Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители “века минувшего” чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время “ужасным веком”. Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием “ума” во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: “Умный, бодрый наш народ”, — говорил писатель словами Чацкого.

Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.

Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу “Горе от ума”, по оценке критиков, самая “антибарственная” комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.

Чацкий и Фамусов по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (Школьные сочинения)

Бессмертная комедия А. С. Грибоедова посвящена одному из самых сложных и насыщенных событиями периодов в жизни России – началу 19 века. В это время русское общество находилось в состоянии эмоционального подъёма, вызванного победой в Отечественной войне 1812 года, культурного и политического роста. Однако отношение к этим процессам у разных групп русского дворянства было резко противоположным.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Большая часть аристократии являлась сторонниками сохранения существующих в стране порядков, оплотом консервативного самодержавия, но уже всё мощнее становился лагерь передовых людей эпохи, выступавших с прогрессивными идеями, понимавших необходимость проведения реформ в жизни России. Конфликт противоборствующих лагерей разрастался в конце 10-х – начале 20-х годов 19 века, в пред декабрьскую эпоху, о которой идёт речь в грибоедовской комедии, где взгляды передовой части общества отстаивает Чацкий, а одним из его идейных противников, типичным представителем «века минувшего», является Фамусов.

Вильгельм Кюхельбекер писал в своём дневнике: «В «Горе от ума», точно, вся завязка состоит в противоположности Чацкого прочим лицам». Мне кажется, что противопоставление «Чацкий – Фамусов» можно назвать наиболее ярким, развёрнутым в этой комедии. Ведь пылкий молодой человек и отец Софьи не сходятся во взглядах по всем основным вопросам, стоявшим перед русским обществом того периода; столкновение двух героев происходит на протяжении всего произведения – начиная с приезда Чацкого в дом Фамусова и заканчивая отъездом, окончательным разрывом главного героя с барской Москвой.

Конфликт Александра Андреевича Чацкого с Фамусовым – это важная составляющая конфликта передового человека эпохи с силами реакции, с «веком минувшим». Началом служит утренняя встреча Павла Афанасьевича с молодым дворянином, сыном его покойного друга, воспитавшимся в доме Фамусова, росшим вместе с дочерью хозяина дома – Софьей. Но уже в первой беседе двух героев, несмотря на дружеский, слегка покровительственный тон Фамусова, чувствуется, что разговор ведут антагонисты. Павел Афанасьевич на правах старшего даёт Чацкому совет пойти послужить, а в ответ слышит гордое:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Совершенно не понятная фраза для того, кто считает главным в жизни чины, богатство, восторгается такими, как Максим Петрович или Кузьма Петрович, и не видит дурного в лицемерии и подхалимстве! И чем дальше развивается действие комедии, тем меньше приятельского и больше враждебного в отношении Фамусова к Чацкому. Иного трудно ожидать, поскольку в затхлую атмосферу борской Москвы вихрем ворвался носитель прогрессивных идей, горячий сторонник обновления жизни русского общества. Ведь Фамусов боится всего нового как огня, с любовью говорит о старых консерваторах времён Екатерины:

Читайте также:  Анализ произведения Недоросль Фонвизина (комедия)

Не то, чтоб новизны вводили, – никогда,

Спаси на Боже! Нет.

Противнику любых перемен – Павлу Афанасьевичу – очень не нравится фраза Чацкого о Москве: «Дома новы, но предрассудки стары». Хозяин дома прекрасно понимает, в отличие от полковника Скалозуба, о чём именно говорит главный герой комедии. Фамусов вовсе не глуп и довольно хитёр, он чувствует: молодой человек своими речами и поведением выступает против всего, что составляет жизнь барской Москвы и «века минувшего» в целом. Для московского барина служба – это источник получения личной выгоды, возможность жить хорошо самому и пристроить многочисленных родственников. Карьерист Фамусов даже не задумывается о том, что служба не только «подписано, так с плеч долой», но и забота о народе, государстве, и вдруг появляется человек, который «чинов не хочет знать», «служит делу, а не лицам».

Чацкий как будущий декабрист по своим убеждениям отказывается заниматься подхалимством, разрывает службу со столичными министрами. Если вспомнить роман «Война и мир», то умный и честный Андрей Болконский, как и герой Грибоедова, прорывает с кружком Сперанского, увидев фальшь и лицемерие царского фаворита. Такие поступки консерваторы воспринимают одинаково враждебно. По мнению Фамусова, Чацкий оплошал, отпустив своих крепостных на волю, лишился постоянного источника дохода. Но ведь именно так поступали многие из тех, кто в декабре 1825 года вышел на Сенатскую площадь. Молодой дворянин искренне любит простой русский народ, называет его «умным», «бодрым», ратует за возвращение общества к русской национальной культуре, презирает слепое преклонение «века минувшего» перед всем иностранным. По мнению Чацкого, русские дворяне говорят на смеси «французского с нижегородским», нанимают в качестве учителей для своих детей полуграмотных французских актёров и парикмахеров, немецких солдат. А Фамусов с уверенностью заявляет, что «нам без немцев нет спасенья» и двери домов московских дворян открыты для любого иностранца. Конфликт Чацкого и Фамусова – это столкновение ума, таланта, просвещённости с косностью, мракобесием, ненавистью к наукам и образованию. Главный герой комедии отстаивает право человека свободно мыслить, заниматься наукой. Чацкого можно смело назвать одним из образованнейших людей эпохи, типичным представителем интеллектуальной элиты русского общества. Фамусов же именно в образованности видит причину сумасшествия молодого человека, считает просвещение злом и предлагает радикальное средство избавления страны от этого зла:

Уж коли зло просечь,

Забрать все книги бы, да сжечь.

Честному, искреннему, благородному Чацкому в лице хозяина дома противопоставлен лицемер и ханжа, который часто говорит одно, а думает при этом другое, объявляет о том, что «монашеским известен повелением», и пристаёт к служанке Лизе. Главный герой комедии всегда откровенно высказывает собственные мысли, не желая приспосабливаться к собеседнику, будь то Фамусов, Скалозуб или Молчалин. Поэтому с такой саркастической иронией Чацкий выслушивает наставления Фамусова, его рассказ о Максиме Петровиче.

На примере Чацкого и Фамусова А. С. Грибоедов великолепно показывает столкновение новой молодой силы со старым веком. «Прошедшего житья подлейшие черты» прекрасно видны в образе Павла Афанасьевича, типичного представителя своего времени, которое обвиняет в своих обличительных монологах главный герой комедии. Чацкий обличает общественное зло, существующие порядки, потому что видит в торжествующих пороках не проявление личных качеств Фамусова и других членов консервативного общества, а проявление «стихий общественной жизни».

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id60326

Фамусов и Чацкий в комедии Горе от ума сочинение

В комедии Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” мы видим столкновение и конфликт разных сторонников общества, а именно Фамусова и Чацкого. Фамусов и его общество это полное олицетворение взглядов прошлого века, но полной противоположностью таковых является Чацкий.

Фамусов и его семья только внешне пытаются показать, что это люди чести, образованности, но на деле это люди, которые преследуют лишь материальные ценности и не больше. Чацкий же является олицетворением нынешнего века. Он является человеком духа, нравственности, морали. Он старается внести свет, в общество порочных людей. Он вступает в борьбу, которая приносит ему душевные муки и волнения.

Чацкий – сын друга Фамусова. Он влюблен в Софью Павловну, с которой вместе воспитывался. Он романтик в душе, и его порывы можно сравнить с декабристами. Он мечтает служить народу, но не прислуживать, стремиться выступать против чиновников, чинопочитания, лжи, лицемерия. Александр Андреевич мечтает объехать весть свет. Чацкий стремится к честности, верности, дружбе. Он очень сильно любит Родину. Отслужив, он возвращается к своей возлюбленной Софье Павловне. Но, увы, Софья его не ждала.

Фамусов – зажиточный московский чиновник, он любитель веселья, богатых светских ужинов, высоких чинов и слепого подчинения высокопоставленным чинам. Павел Афанасьевич любитель лести, чинопочитания. Унижение перед сильными, высшими чинами. Именно это Павел Афанасьевич советует молодым людям, которые желают служить.

Чацкий был, действительно, человеком образованным. Он объехал много стран, чтобы получить новые знания. Настоящее образование развивает в человеке гуманность, чувство нравственности, а также любовь к родине и к окружающему миру.

Но фамусовское общество не готово к таким изменениям и таким убеждениям. Они считают убеждения Чацкого дикостью. Общество высмеивает Александра Андреевича, ведь он противоречит традициям Москвы.

В комедии – трагедии раскрывается борьба между слоями. Это выглядит как противостояние между Чацким и барской Москвой. В борьбе которой каждая из сторон пытается доказать свою правоту. Но Чацкому не становится легче, ведь в обществе в котором он жил, не было единомышленников. Даже возлюбленная Софья Павловна отвергла его, выбрав вместо него Молчалина. Ценности Чацкого были непризнанны обществом. Чацкий был, попросту, отвергнут обществом.

Столкновение и конфликт взглядов Фамусова и Чацкого

Чацкий и Фамусов олицетворяют два поколения российского дворянства в начале девятнадцатого века. Их ценности и взгляды на жизнь противоположны, в столкновении мнений этих героев автор показал борьбу идей своего времени, вызванную сменой столетий и войной 1812 года.

Чацкий – представитель «новых людей». Он образован, хорошо пишет, облоадает остроумием. Просвещение для него является несомненным благом, также как и прогресс. Чацкий желает разрушать отжившее и строить новое общество, которое должно быть в согласии с «духом времени».

Представитель консервативных кругов дворянства Фамусов, как и Чацкий неглуп. Однако он в излишнем распространении образования видит опасность. Это типично для консерватора, который соглашается допустить в жизнь что-либо новое только в случае острой необходимости.

Коренным образом отличаются и взгляды этих персонажей на службу. Чацкий признает необходимым приносить пользу обществу и родной стране, однако, ему претит унижение. Он не хочет жертвовать свое достоинство ради карьеры.

Фамусов просто не понимает Чацкого. Для представителя старшего поколения угодничество и низкопоклонство – это часть естественного порядка вещей, ему сложно даже представить, как все может быть устроено иначе. Он приводит в пример своего дядю, который насмешил императрицу, когда повел себя, по сути, как шут.

Отношение к семье также отличается кардинальным образом. Если Чацкий ставит во главу угла любовь, то его старший оппонент видит в браке скорее сделку. По мнению Фамусова, главное в браке – это положение супругов и материальный достаток, а чувства не играют особой роли. Главное при выдаче дочери замуж – это обеспечить ее. Здесь он озвучивает позицию, которой придерживалось большинство населения страны, представители и знати и простого народа.

Столкновение старого и нового в лице Фамусова и Чацкого оканчивается поражением представителя прогрессивных взглядов, которому симпатизирует автор. Он оказывается в меньшинстве и покидает сцену, время подобных людей еще не пришло. Идеи приоритета личности перед устоявшимися порядками еще должны были пробивать себе дорогу.

Читайте также:  Анализ произведения Прощание с Матёрой Распутина (повести)

Также читают:

Картинка к сочинению Фамусов и Чацкий в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

Максим Горький написал прекрасное произведение, которое называется “Детство”. В нем он повествует о своем сиротском детстве. Главные герои — это семья Кашириных, их образы настолько разнообразны

Мечта – удивительный и невероятно притягательный мир. Мир фантазии, в котором возможно всё. Но очень часто можно услышать – «Хватит мечтать, это всего лишь пустая трата времени!». Это не совсем так.

Зимой в 1946 году художником была написана великолепная картина «Первый снег». С одного взгляда на нее, сразу появляется эмоция радости. Ведь вспомните себя в детстве. Как вы ждали тот самый первый снег

События истории в данном произведении были отражены таким образом, что автор полностью сопоставил их с происходящими в нем действиями. За основу сюжета произведения взяты реальные исторические личности

Однажды на рассвете в окрестностях столицы Франции рассказчик проснулся хотя и внезапно, но в прекрасном расположении духа. Он с удовольствием наблюдал за постепенным пробуждением природы

Сочинение Чацкий и Фамусов (сравнительная характеристика)

Произведение Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” стало бессмертно, оно остаётся актуальным на протяжении многих лет. В нем автор будто предвидел обстоятельства в обществе после военной кампании тысяча восемьсот двенадцатого года. Произошло разделения высшего света на две части. У каждой были свои интересы, понятия и взгляды на жизнь. Грибоедов очень четко и точно передал противостояние двух сообществ в своем произведении. Главными героями, которые отображают все общество в целом, являются Чацкий и Фамусов.

Сам автор говорит, что в его произведении присутствуют двадцать пять недогадливых людей и лишь один сообразительный молодой человек с разумом.

Единственным здравомыслящим человеком автор называет Чацкий. Но совершенно не берет во внимание другого не менее важного персонажа, Фамусова. У Фамусова много недостатков и недочётов, он достаточно хорошо соображал.

Если оценивать ситуацию со всех возможных сторон, то оба героя, Фамусов и Чацкий, в какой-то степени правы. Их разум живёт и развивается, только у каждого это происходит по своему. Каждый из них индивидуальная личность.

Фамусов живёт только прошлым. Все, что не соответствует его нормам и понятием является для него диким и не привычным.

Чацкий же наоборот живёт мыслями о будущем и стремится к познанию и чему то новому. Чацкий грамотно распределяет приоритеты и отдает предпочтения в первую очередь человеческим качествам, деньги, положение в обществе для него стоят на второстепенном плане.

Как мы видим мнения и взгляды Чацкого и Фамусова заметно различаются, но все же у них есть общая черта, они оба дворянского происхождения. Но тут тоже идут противоречия Чацкий стремится к познаниям, он на стороне просвещения, Фамусов же напротив отрицает все, что связано с просвещением и образованием.

Фамусов боится, что нормы, которые устоялись за длительный промежуток времени, вдруг распадутся. Чацкий же выступает за то, что бы сменить устоявшиеся нормы на новые.

Кульминационный сценой произведения Александра Грибоедова в произведение “Горе от ума” это спор между двумя главными героями. Суть спора состоять в том, что положение в обществе не должно никаким образом влиять на характер и поведение человека. Положение в обществе и поставленный определят только трудовую деятельность человека. Поэтому дворяне должны служить делу, не ставив себя выше других. Такую позицию выдвигает Чацкий, соответственно Фамусов отрицает ее.

Мы уже увидели, что взгляды на людей и их обязанности у героев разные. А какие же у них взгляды и отношения к семейным ценностям?

Фамусов считает, что чувства в отношениях это лишняя и совсем не нужная вещь. Ему важны не личностные качества человека, с положение в обществе и благосостояние. Богатый муж, в достатке с высоким чином в обществе, все это является залогом счастливой жизни в браке.

Позиция Чацкого сильно отличается от позиции Фамусова. Для него прежде всего важны человеческие чувства и эмоции. И семьи без любви и чувств не существует. Деньги это второстепенная дополняющая часть жизни, но никак не главная.

Вариант 2

Одна из наиболее распространённых проблем в человеческом обществе, есть, и будет оставаться конфликт поколений. Эта проблема будет преследовать человечество на протяжении всего его существования, так как этого попросту не избежать. Дело вот в чём, ведь, как и старому поколению, невозможно уступить молодым новаторским идеям, которые как бы разрушают устоявшийся устой консерваторской жизни, так и молодому поколению, которое стремится в бой, не очень хочется уступать старым консервативным законам, и таким образом мы получаем достаточно запутанную замкнутую систему конфликтов, выхода из которой ещё не разу не находили. Прекрасным примером описания данной проблемы послужит произведение Грибоедова “Горе от ума”.

В своём произведении автор описывает данную проблему достаточно подробно, однако, не напрямую, а через тонкую пелену юмора и классического литературного языка. В нём автор рассказывает нам историю молодого человека – Чацкого, который рассказывает о своём новаторском мышлении приверженному консерватору – Фамусову, а тот в свою очередь не принимает его философии, и вместе с ним не принимает его и люди окружающие Фамусова, так как представляют собой олицетворение консерваторов и сложившихся устоев. Таким образом, мы видим конфликт обществ Фамусова и Чацкого, в котором Чацкий представляет новое поколение, которое стремиться к прорывам, и поколение старое, Фамусовское.

Чацкий и Фамусов, как ни странно, два абсолютно противоположных человека, чьи взгляды и убеждения разительно отличаются. Если Чацкий считает, что необходимо всеобщее просветление, научное развитие, и развитие собственной личности и интеллекта в частности, то Фамусов, член общества старых ценностей и закалки, считает что всё новое, как правило, несёт за собой невзгоды и проблемы, которые Фамусов в его возрасте видеть не хочется. Также Фамусов придерживается данного мнения, потому что он попросту боится потерять под быстрым ходом нового то, что он уже имеет, и чего он так долго добивался. Чацкий же пытается переубедить его в этом, приводя в аргументы все блага нового устоя жизни, однако Фамусов лишь высмеивает его, благодаря чему Чацкого принимают лишь за сумасшедшего, и больше Чацкий решает не бороться с консервативными взглядами этих людей.

Таким образом, мы видим различия и сходства двух персонажей из произведения “Горе от ума”.

Чацкий и Фамусов (сравнительная характеристика)

Популярные сочинения

Рождество Христово — великий христианский праздник, символизирует собой возможность спасения, открывающуюся для людей с приходом в мир Иисуса Христа. Праздник Рождества Христова занимает большое место в жизни всего мира.

Человек – существо социальное. Он взаимодействует с внешней окружающей средой, с другим человеком и также с самым собой.

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова

Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного столетия другим, завершившаяся война 1812 года требовала от помещиков переоценки ценностей и изменения взгляда на общественную жизнь. В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворян обозначена в пьесе как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов являются главными противниками.

Проблема ума в комедии

А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.

Читайте также:  Внешность Пьера Безухова описание

Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.

Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.

Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова

Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».

Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам».

Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.

Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».

Семейные ценности Чацкого и Фамусова

Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

Выводы

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.

Сочинение: Фамусов и Чацкий

В 1824 году А.С. Грибоедов написал свою комедию “”Горе от ума””, которая оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. В этой пьесе Грибоедов показал важную проблему всех времен – конфликт между “веком нынешним” и “веком минувшим”.

Одним из самых ярких представителей “века минувшего” является Павел Афанасьевич Фамусов, в чьем доме и происходит действие всей комедии. Фамусов – старый московский барин, заслуживший общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел. Он является не только радушным и гостеприимным хозяином, но и убежденным крепостником, яростным противником просвещения. Вот что он говорит по поводу книг: “Забрать все книги бы да сжечь”. Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками.

Для Фамусова свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего – это то, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна!” Фамусов заполняет свою неделю посещениями “нужных” людей: приемами, обедами, крестинами. Примером человека, достигшего в своей жизни всего, является для него Максим Петрович, добившийся продвижения по службе с помощью “расшаркиваний” перед императрицей и жертв собственным достоинством. “Как тот и славился, чья чаще гнулась шея”, – говорит об этом Чацкий. Все нравственные идеалы Фамусова лежат в материальной сфере, ко всему относится он с точки зрения практической выгоды, даже к любви. Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей: “Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара”. Далее он добавляет: “Вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених”.

Фамусов служит управляющим в казенном месте, служба для него – возможность иметь связи, чины, а не служить отечеству или выполнять гражданский долг, одним словом, Фамусов относится к службе формально, бюрократически (“подписано, так с плеч долой”). Кстати, о делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, “чтоб множество не накоплялось их”. Это и служит доказательством формального отношения к службе. На службу к себе он берет только родных и близких. Он ценит людей деловых, способных заменить его. Фамусов уважает лесть и назкопоклонство.

Одним из главных действующих лиц пьесы также является Александр Андреевич Чацкий. Его и Фамусова можно смело назвать антогонистами, то есть один – полная противоположность другому. Родители Чацкого были близкими друзьями Фамусова, поэтому после их смерти Фамусов взял под опеку и воспитал Александра Андреевича. В дальнейшем, когда Чацкий подрастет и станет личностью, его отношение к старику, добровольно воспитавшему его, становится презрительным и граничит с неуважением. Будучи юношей, Александр Андреич покинул родные края и уехал за границу. За это время семья Фамусова о нем ничего не слыхала. Но прошло время, и Чацкий как ни в чем не бывало вернулся.

Сначала Фамусов был рад его нежданному появлению, и он распрашивает его о том времени, которое Чацкий провел в отдалении. Но Александр Андреевич только и говорит о Софье, о том как она расцвела и похорошела. Позднее он стал просить у Фамусова руки его дочери, на что получил весьма резонный ответ: Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, подитка послужи. Далее Чацкий начал пропагандировать и высказывать свои идеи, а все просьбы Фамусова “помолчать” игнорировал. В общем, отношения Чацкого и Фамусова очень сложны. Таким образом, мы видим, что конфликт между Чацким и Фамусовым не бытовой, не конфликт “отцов” и “детей”, а “века минувшего” и “века нынешнего”. Ведь всегда будет существовать консервативное общество и прогрессивные люди.

Ссылка на основную публикацию
Название: Фамусов и Чацкий
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 15:29:06 05 октября 2003 Похожие работы
Просмотров: 20356 Комментариев: 50 Оценило: 79 человек Средний балл: 4.2 Оценка: 4 Скачать