Сочинение Образ Дона в произведении Тихий Дон Шолохова

Образ Дона в романе Тихий Дон Шолохова

Практически во всех произведениях русской классической литературы немаловажную роль играют образы природы. Пейзажи, в которых живут герои книг, не только раскрывают внутреннее состояние персонажей, но и меняются вместе с ними. Роман Михаила Александровича Шолохова “Тихий Дон” не стал исключением.

Название книги очень символично. “Тихий Дон” предстает перед нами отнюдь не спокойной и размеренной рекой. Река очень изменчива и непостоянна, как и жизнь людей. Дон ,словно живой, то бурлит, багрянится от крови, бушует, выходит из берегов, то не спеша переливается на солнце. Дон – как зеркало, отображает все то, что происходит с казачеством. 1912- 1922 – тяжелые годы для донских казаков. Революция и первая мировая война, братоубийства, тысячи павших с сражениях накладывают свои отпечатки на реку, которая сопереживает и беспокоится, за тех, за кем наблюдала с рождения и чьи жизни закончились в ее водах. О том, что происходит за эти десять лет c казачеством, мы узнаем из произведения “Тихий Дон”.

Дон символизирует стабильность и надежду, которая так необходима во время войны. Чтобы не происходило с народом, одно останется неизменным – Дон, уносящий воды к морю. Река будет продолжать движение и ничто этого не изменит. Смотря на нее, люди верили, что час, когда возвратится мир и покой в их жизнь – близок. Война закончится и все вернется на круги своя – семья, работа, быт. Это то, что заставляло простой народ вставать по утрам – вера в лучшее и надежда. Когда героям становилось особенно тяжело, они обращались к Дону за помощью. (Аксинья просит реку забрать свою безответную любовь)

Дон – символ Родины, то, что люди хотели защитить и за что были готовы воевать и отдать свои жизни. В предвоенное время люди трудились, заводили семьи, наслаждались жизнью. Река обеспечивала их водой. В военные годы казаки смотрели на Дон и он предавал им сил, ведь это то, что они хотели бы уберечь и сохранить для следующих поколений. Это мощь и величие Родины, которая способна преодолеть все: войны, мятежи, революции.

Дон – защитник казаков. Река всегда за них. Например, Дон разделяет белых казаков от чужаков – красных солдат. Река скрывает участников банды Фомина на одном из островов. А буря на берегу Дона сближает Аксинью и Григория.

Дон – центральная фигура в произведении писателя и полноправный участник и свидетель всех событий, которые произошли на его берегах. Он вселял надежду в людей, был символом всего того, за что они боролись. Дон стал для казаков олицетворением Родины. Река – это то постоянное, что объединяло мирное и военное время.

Не зря автор назвал роман ” Тихий Дон” , так как непрерывное течение реки как течение времени и истории. Мы не в силах остановить его. Чтобы не происходил с людьми, глядя на эту великую реку они будут помнить о прошлом и чтить его память, но и не забывать о будущем, которое непременно будет лучше, чем настоящее.

2 вариант

Фактически в любом литературном труде родной словесности серьезное место занимают изображения природы. Картины, где проживают действующие лица произведений, не просто показывают внутреннее богатство героев, но и преображаются рядом с ними. Любовное произведение Михаила Александровича Шолохова “Тихий Дон” не стало исключением.

“Тихий Дон” возникнет перед нашими глазами отнюдь не мирной и монотонной речушкой. Водный поток сильно капризен и изменчив, как и жизненный путь людей. Дон, будто настоящий человек, то волнуется, то краснеет от кровопролития и буйствует, то не торопясь сияет на солнышке. Дон – как отражение, показывает все то, что случается с казачеством. 1912- 1922 – трудные периоды времени для казаков с Дона. Смена власти и тотальная война 1914-18 годов, а за ней гражданская война, тысячи мертвых тел в боях, все это переносится на реку, которая разделяет переживания людей и волнуется за них. О том, как живется казакам в эти трудные годы, мы видим из литературной работы “Тихий Дон”.

Дон олицетворяет нерушимую стену и веру, которая так нужна в ходе кровопролития. Чтобы не случилось с людьми, он будет непоколебимым – той рекой, которая все равно уносит водные массы на море. Река будет продолжать движение и так будет всегда. Глядя на нее, народ верит, что момент, когда вернётся спокойная жизнь и безмятежность в их мир – скоро наступит.

Военные действия завершатся и всё возвратится к прежнему положению дел – вернутся родные, трудовая деятельность, спокойная действительность. Это то, что необходимо было обыкновенным людям, чтобы подыматься утром и начинать жить. Когда главным персонажам было очень плохо, они обращались к Дону за поддержкой. (Аксинья призывает речку утащить собственные несчастные любовные чувства)

Дон – символика родной земли, то, что народ хотел сохранить и за что был согласен драться и отдать свою жизнь. В довоенный период люди работали, заводили близких, получали наслаждение от жизни. Река давала им воду. В боевые периоды времени казаки смотрели на Дон и он давал им силу и твердости духа. Это сила и могущество родной земли, которая может осилить все: кровопролития, бунты, смены государственного строя в стране.

Дон – покровитель казаков. Река навсегда за них. К примеру, Дон делит белых казаков от чужих солдат – красноармейцев. Река прячет сообщников шайки Фомина на одном из участков суши. А ураган на суше Дона связывает Аксинью и Григория. Дон – основной образ в литературной работе, такое же действующие лицо, как и все персонажи, свидетель всех историй, произошедших на его берегах.

Не случайно писатель назвал любовное произведение “Тихий Дон”, потому что постоянное течение речных потоков как ритм жизни и развития событий. Мы неспособный прервать и как-нибудь задержать его. Чтобы не случилось с народом, наблюдая за этой грандиозной рекой, он будет хранить память о былых временах и не забывать о грядущем времени, которое обязательно будет лучше.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Дона в романе Тихий Дон

Популярные сегодня темы

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» писатель поднимает много разных проблем. Эти проблемы волнуют человечество испокон веков. И современного человека тоже. Однако больше всего в произведении затронута тема добра и зла.

Один из второстепенных персонажей повести А. И. Куприна «Олеся» – полесовщик Ярмола Попружук. Он появляется в первых строках произведения как слуга начинающего писателя Ивана Тимофеевича.

Наверное, для многих детей зима является самым лучшим и любимым временем года. Ведь в это время они могут долго находиться на улице, кататься на санках, лыжах или коньках

Капитан Алексей Иванов, главный герой рассказа, за несколько лет, потерянных на войне, лишился способности к искренней эмпатии и навыка разрешения частых бытовых проблем

В произведении Антона Павловича Чехова Яша второстепенный персонаж. В своём произведении» вишнёвый сад» Чехов представляет обычную, бытовую жизнь дворянского поместья.

Образ Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»

Бессмертное произведение М.А. Шолохова «Тихий Дон» раскрывает в себе суть казачьей души и русского народа без украшений и умалчиваний. Любовь к земле и верность своим традициям наряду с предательством, отвага в борьбе и трусость, любовь и измена, надежда и утрата веры – все эти противоречия органически сплелись в образах романа. Этим автор достиг такой искренности, правдивости и жизненности изображения народа в пучине страшной действительности первой трети ХХ века, благодаря чему произведение до сих пор вызывает дискуссии и различные мнения, но не теряет своей популярности и актуальности. Противоречия – основная черта, характеризующая и образ Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» Шолохова.

Противоречивость характера героя

Жизненный путь главного героя автор изображает, применяя метод параллельного ведения сюжета. Одна линия – это любовная история Григория, вторая – семейно-бытовая, третья – гражданско-историческая. В каждой их своих социальных ролей: сына, мужа, отца, брата, любовника он сохранил свою горячность, противоречивость, искренность чувств и непоколебимость стального характера.

Двойственность натуры, возможно, объясняется особенностями происхождения Григория Мелехова. «Тихий Дон» начинается с повествования о его предках. Дед его Прокофий Мелехов был истинным донским казаком, а бабка – пленной турчанкой, которую тот привез из последнего военного похода. Казацкие корни наделили Гришку упорством, силой и стойкими жизненными принципами, а восточная кровь одарила особой дикой красотой, сделала его натурой страстной, склонной к отчаянным и часто необдуманным поступкам. В течение всего своего жизненного пути он мечется, сомневается и многократно меняет свои решения. Однако мятежность образа главного героя объясняется его стремлением найти правду.

Молодость и отчаянность

В начале произведения главный герой романа предстает перед читателем в образе горячей молодой натуры, красивым и свободным донским парубком. Он влюбляется в соседку Аксинью и начинает ее активно и дерзко завоевывать, несмотря на ее семейное положение. Бурный роман, завязавшийся между ними, он не слишком скрывает, благодаря чему за ним закрепилась слава местного ловеласа.

Чтобы избежать скандала с соседом и отвлечь Григория от опасной связи, родители решают женить его, на что он с легкостью соглашается и оставляет Аксинью. Будущая супруга Наталья влюбляется при первой же встрече. Хотя ее отец и сомневался в этом горячем вольном казаке, свадьба все-таки состоялась. Но смогли ли узы брака изменить пылкий характер Григория?

Молодого Гришку Мелехова отличает такая черта, как беззаботность. Он живет легко и игриво, будто бы по инерции. Он выполняет домашнюю работу автоматически, флиртует с Аксиньей, не задумываясь о последствиях, послушно женится по указке отца, собирается на службу, в общем, спокойно плывет по течению беззаботной молодой жизни.

Гражданский долг и ответственность

Внезапную весть о войне и призыв на фронт Гришка воспринимает с честью и старается не посрамить давний казачий род. Так автор передает его удаль и смелость в боях Первой мировой войны: «Крепко берег Григорий казачью честь, ловил случай выказать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к австрийцам, снимал без крови заставы, джигитовал казак…». Однако пребывание на фронте не может пройти бесследно. Множество человеческих жизней на собственной совести, пускай и врагов, но все же людей, кровь, стоны и смерть, которые окружали его, сделали душу Григория черствой, несмотря на высокие заслуги перед государем. Он и сам понимал, какой ценой достались ему четыре Георгиевских креста за отвагу: «Война из меня все вычерпала. Я сам по себе страшный стал. В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе…»

Главной чертой, характеризующей образ Григория в «Тихом Доне», является упорство, которое он пронесет сквозь годы тревог, потерь и поражений. Его умение не сдаваться и бороться, даже когда душа его была черна от гнева и многочисленных смертей, которые ему пришлось не только увидеть, но и нести грехом на своей душе, позволило противостоять всем невзгодам.

Идейные искания

С наступлением Революции герой пытается разобраться, чью сторону принять, где же правда. С одной стороны, он присягал государю, которого свергли. С другой, – большевики обещают равенство. Он, было, сперва стал разделять идеи равенства и народной свободы, но когда не увидел ни того, ни другого в поступках красных активистов, возглавил Казачью дивизию, воевавшую на стороне белых. Поиски правды и сомнения – основа характеристики Григория Мелехова. Единственной правдой, которую он принимал, это борьба за возможность мирной и спокойной жизни на своей земле, выращивания хлеба, воспитания детей. Он считал, что воевать надо с теми, кто отбирает эту возможность.

Читайте также:  Сочинение по рассказу Господа Головлевы Салтыкова-Щедрина

Но в водовороте событий Гражданской войны, он все более разочаровывался в идеях тех или иных представителей военно-политических движений. Он видел, что у каждого правда своя, и все используют ее, кому как удобно, а судьба Дона и людей, живущих там, никого не волновала. Когда казачьи войска расформировывались, и белое движение все больше напоминало банды, началось отступление. Тогда Григорий решил принять сторону красных и даже возглавил конный эскадрон. Однако, вернувшись домой по окончании Гражданской войны, он стал изгоем, чужим среди своих, так как местные советские активисты, в частности, в лице его зятя Михаила Кошевого, не забыли о его белом прошлом и грозили расстрелом.

Осознание главных ценностей

В произведении Михаила Шолохова центральное внимание уделено проблеме поиска личностью своего места в мире, где все привычное и родное вмиг изменило свое обличье, обернувшись жесточайшими условиями жизни. В романе автор утверждает простую истину: даже в нечеловеческих условиях нужно оставаться людьми. Воплотить, однако, этот завет смогли далеко не все в то тяжелое время.

Нелегкие испытания, выпавшие на долю Григория, такие как потеря любимых и близких людей, борьба за свою землю и свободу, изменила его, сформировала нового человека. Некогда беззаботный и дерзкий паренек осознал истинную цену жизни, мира и счастья. Он вернулся к своим истокам, к родному дому, держа на руках самое ценное, что у него осталось, – сына. Он осознал, какая цена была заплачена за то, чтобы стоять на пороге родного дома с сыном на руках под мирным небом, и понимал, что нет ничего дороже и важнее этой возможности.

Женские образы в романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон» (ЕГЭ по литературе)

В романе – эпопее «Тихий Дон» Михаил Шолохов подробно описывает жизнь казачек прошлого века. Автор произведения раскрывает образ настоящей русской жены – преданной, робкой и терпеливой. Шолохов создает портрет истинной матери казачьего семейства, чье горячее сердце содержит в себе природную мудрость. В романе фигурирует и образ красивой и сильной девушки, которая, по замыслу автора, не получила настоящую любовь.

В первых эпизодах произведения автор показывает читателям портрет настоящей русской женщины Василисы Ильиничны – хранительницы очага семейства Мелеховых. Она «хлопотливая и рачительная хозяйка», которая оберегает в себе домашнее тепло и уют. Василиса Ильинична всю свою жизнь провела в трудах, о чем свидетельствуют ее руки: загрубелые, шершавые, «раздавленные многолетней работой».

Мать Григория Мелехова многие годы терпела постоянные побои мужа, его измены, тяжелый неженский труд.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Про себя жена казака Пантелея Прокофьевича говорила: «По месяцу вся синяя, как железо, ходила, а ить выжила же, и детей воскормила, и из дому ни разу не счиналась уходить». Но жизненные тяготы не стали тяжелой ношей для Ильиничны, а превратились в мудрость, которую мать семейства пытается передать своим детям и невесткам.

Рассудительность Ильинична проявляет в эпизоде, где дает согласие на брак дочери Дуняши и Мишки Кошевого, убийце своего старшего сына, Петра. Старушка смирилась с новоиспеченным зятем, но ее тяготит присутствие “душегуба” Мишки в доме. Ильиничне тяжело осознать, что «Дуняшка с мужем работали так, словно на пустом месте создавали собственное гнездо».

В начале романа сталкиваются две женщины – Аксинья и Наталья. Между ними идет ожесточённая борьба за сердце Григория Мелехова. В этой схватки раскрываются два противоположных характера: мягкая, уступчивая, терпеливая и домашняя Наталья и властная, грубая, сильная.

Аксинья. В течение романа Григорий метался от одной женщины к другой – выбор главного героя зависел от ситуации или от собственного душевного состояния, которая происходила на тот момент.

Наталья – настоящая русская жена, которая «всем взяла: что на полях, что дома…”. Она выросла в богатой семье Коршуновых, но с детства была приучена к непосильному труду: у нее такие же руки, как и у Ильиничны: «большие, раздавленные работой». Наталья была «дюже красивая»: смелые серые глаза, неглубокая розовеющая ямка и высокие красивые ноги.

Восемнадцатилетняя Наталья влюбилась в казака Григория Мелехова, а позже выходит за него замуж. Но сразу после свадьбы новоиспеченный муж Натальи понял, что до сих пор любит Аксинью, часто вспоминает ее исступлённую любовь. Григорий не выдержал «холодок, смущенную покорность» со стороны своей жены, поэтому и ушел к Аксиньи. На протяжении всего романа Григорий метался от одной девушки к другой, не находя спокойствие своему горячему сердцу.

Важно понять, что с начала романа Мелехов посеял в сердце Натальи обиду, не оправдав ее ожиданий на любовь и взаимопонимание. Можно сказать, что проблема трагедии любви Григория и Натальи заключается в том, что оба героя не могут услышать друг друга. Это подтверждает эпизод, в котором состоялся разговор между Натальей и Григорием после возвращения домой главного героя с поля боя. Они были «чужие друг другу больше, чем когда бы то ни было». Наталья обвиняла Григория в пьянстве и в случайных связях, на что главный герой отвечал: «все время на краю смерти ходишь, ну и перелезешь иной раз через борозду». Можно сказать, что водкой и бабой Григорий пытался забыться. Но Наталья не смогла услышать казак. Для нее Григорий – «кобелина проклятый, ненаедный».

Проблема Натальи заключается в том, что она не может и не хочет отпускать свои обиды, которые съедают ее изнутри. Она пыталась покончить жизнь самоубийством, перерезав свое горло косой. Наталью спасли, но на месте пореза остались шрамы, а сама шея немного кривится. Узнав, что Григорий до сих пор встречается с Аксиньей, уже беременная вторым ребенком Наталья решается сделать аборт, но все прошло неудачно: Наталья умирает от сильного кровотечения.

Аксинья, молодая красавица-казачка, становится главной проблемой несчастья в любви Натальи и Григория. Она – жена Степана Астахова и соседка семьи Мелеховых. Аксинья – очень красивая женщина с

губительной, огневой красотой. Бесстыдно – жадные, пухловатые губы, густые черные брови, статная фигура – в казачке все было прекрасно.

Аксинья не хочет уступать возлюбленного Наталье. Она готова биться за свое счастье до конца, «Гришку отнять у всех, залить любовью, владеть им». Казачка, в отличие от Натальи, обладая боевым характером, заявляет всем – «А Гришку твоего, захочу — с костями съем и ответа держать не буду!»

Важно сказать, что любовь Аксиньи к Григорию – настоящая, искренняя. Казачка способна не нагружать своими проблемами Мелехова, при этом предоставляя ему полную свободу. Образ Аксиньи – сложный, так ка сочетает в себе две противопоставленные черты характера: она любит Григория, но при этом изменяет ему с Листницким. Почему она поступает так подло и низко? На мой взгляд, Аксинья просто не знает, как должна выглядеть настоящая семья. Именно поэтому казачка рушит личное счастье собственными руками.

Но такой сильный внутренний стержень достался красавице-казачке от долгой и бедной радостями жизни. В шестнадцать лет Аксинью изнасиловал собственный отец, которого позже забили мать и старший брат. Она мучается и от «больших железных рук» нелюбимого мужа.

Влюбившись в Григория, Аксинья мечтает овладеть им до конца. Ей это удается: несколько раз Григорий уходил от жены к девушке, с которой был по-настоящему счастлив. У пары даже рождается ребенок, девочка Таня, но она умирает на руках у матери от скарлатины.

Автор романа не дает Аксиньи и Григорию создать семью. В одном из эпизодов пара решает бежать с Дона от преследований Красной Армии, а уже на новом месте попытаться воссоздать старую любовь. Но шальная пуля вмешалась в планы счастливых людей: Аксинью ранят красноармейцы, и она умирает на руках Григория.

Можно сказать, что на протяжении всего романа образ Аксиньи развивался. Если в начале произведения перед читателями предстает женщина с порочной красотой, то в последних эпизодах можно наблюдать, как ее женская страсть переходит в материнские чувства, которые она проявляет в отношении к детям Мелехова. Но важно сказать, что образ Натальи Мелеховой, наоборот, на протяжении романа только не выдерживает испытания на прочность образа безупречной жены и матери. Если в первых эпизодах Наталья – идеальная жена и мать, то в последующих этот портрет разрушается.

Женские образы в романе «Тихий Дон» объединены общей темой – они все были несчастны. И Ильиничну, и Наталью, и Аксинью тяжело ранила любовь, оставив после себя шрамы, которые долго заживали.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id60726

Герои и образы романа М. Шолохова “Тихий Дон”. Образ Дона в романе “Тихий Дон”

Многие произведения, написанные в ХХ веке, посвящались авторами теме войны. Одни описывали ужасы баталий, другие – героические поступки солдат, а третьи – внутренний душевный мир людей, которые оказались свидетелями всех непростых событий прошлого века.

Михаил Шолохов в своем романе «Тихий Дон» раскрывает перед нами целый мир, в котором сложно и запутанно переплелись судьбы героев. Произведение можно назвать предельно философским, но одновременно и патриотическим, что дало ему возможность пройти цензуру. Присутствует в нем и глубокий подтекст, хоть и не всем удается понять его с первого прочтения. Образ Дона в романе «Тихий Дон» имеет немаловажное значение, об этом поговорим подробнее.

История романа. Первоначальная идея

Уже в 20-х годах у Михаила Шолохова возникла идея – создать произведение, которое расскажет о простых людях, о том, как у них менялись взгляды на жизнь, как разгорался конфликт между «свояками», как зарождалась Советская власть. В 1925 году автор приступил к написанию романа «Донщина». Это было первоначальное название произведения. Шолохов и не предполагал, что события развернутся так широко, и он создаст целую эпопею.

Идея автора – раскрыть исторические условия жизни простых людей так, чтобы стало понятно, почему они привели к революции. Образ Дона в романе «Тихий Дон» предстал перед читателем как символ мощи народной, казачьей воли, широкой души. Перемена замысла послужила тому, что роман стал называться «Тихий Дон». Авторский взгляд подразумевает и то, что в романе раскрывается быт казаков до революции и во время Гражданской войны. Главной задачей произведения Шолохов ставит показать трагические судьбы людей, которые попали в страшный водоворот событий начала 20 века.

Работа в Вешенской

Новый замысел романа созрел у автора в 1926 году. Шолохов начал сбор материала. Для этого он поселился в станице Вешенской, объезжал ближайшие хутора, разговаривал с местными жителями, участниками революции и войны. Так накапливался материал, созревал сюжет. Для более тонкого изучения казачества Шолохов тщательно изучал материалы из архивов Ростова и Москвы. Роман публиковался по мере написания частей. Пресса не смолкала, во всех изданиях публиковались рецензии и отзывы о произведении.

Читайте также:  Сочинение Сходства и различия Онегина и Ленского

Над своей четвертой книгой Михаил Шолохов работал гораздо медленнее, читатели очень переживали за судьбы героев и писали много писем автору. Был период, когда в среде литераторов возникло мнение, что роман написал не Шолохов, а какой-то убитый офицер. Рукопись якобы была найдена в его сумке. Автору пришлось доказывать свою правоту перед ростовской комиссией, которая была специально создана, чтобы опровергнуть клевету. Произведение выдержало испытания временем, образ Дона в романе «Тихий Дон», а также другие реальные герои раскрыли всю сущность того времени. Итак, мы разобрались в истории написания эпопеи. Теперь рассмотрим более подробно образы.

Образ Дона в романе Шолохова «Тихий Дон»

Бессмертную эпопею «Тихий Дон» Шолохов назвал в честь могучего, несмолкающего, рокочущего Дона. И это не напрасно. Конечно же, дело не только в географии. Смысл намного важнее и глубже.

События, действительно, происходят на берегах могучей реки, и образ Дона в романе «Тихий Дон» играет немаловажную роль. Протекает река на юге России, местность эту с давних времен облюбовали донские казаки – вольнолюбивые и свободные. Дон и является символом их свободы.

Дед, отец, да и сам Григорий Мелехов, а также другие герои произведения родились и выросли в горячих степях, которые с двух сторон подступают к реке. Две природные мощи – земля и вода – повлияли на формирование характеров этих людей. Неудивительно, что Шолохов использовал слово Дон в названии романа. Так отчего же «тихий»? Ведь описанные в романе события происходили в начале 20 века, которые никак нельзя назвать спокойными. Миллионы людей стали жертвами революции и войны, реки были багряными от крови.

Скрыт в названии особенный смысл. Жизнь меняется, идет своим чередом, а тихие воды реки вечны и неизменны. Образ Дона в романе Шолохова «Тихий Дон» очень важен. Могучая река, которая дала жизнь сухим степям, взрастила свободолюбивых казаков, сама же приняла в свои объятья их тела.

Живой Дон

Дон может быть разным по характеру. То он спокойно катит свои воды под солнцем, а то бушует и разливается, выходя из берегов. Но какие бы события ни происходили в жизни людей, река неизменно устремляет свои воды к морю. Ничто на свете не остановит этот процесс: ни войны, ни злоба людская, никакие революции. Дон в произведении – символ стабильности и надежды.

Образ Григория Мелихова в романе «Тихий Дон» сопоставляется с могучей рекой. После многолетних скитаний он возвращается. За эти годы казак потерял отца, брата, невестку, любимую женщину. В хуторе от многих домов остались одни пепелища, друзья детства не вернулись с войны. Но Григорий берет сына на руки. Он есть его зерно, росток, надежда на будущее. Финал романа олицетворяет продолжение жизни. Описание Дона здесь гармонирует полностью с образом вольного казака – сильного духом, прошедшего через многие нелегкие испытания на жизненном пути. Дон еще скован льдом, но кое-где уже виднеется черная вода, река сбрасывает с себя «цепи» и несется вперед, к морю.

Наталья

Рассматривая женские образы в романе «Тихий Дон», особое внимание хочется уделить Наталье. Две женщины полюбили одного казака – классический треугольник. Наталья – законная супруга. Аксинья – жена соседа, любит Григория страстно, горячо.

Жизнь Натальи изуродована и трагична. Эта женщина глубоко нравственна, будучи невестой, она разглядывала своего нареченного влюбленными глазами. С нетерпением она считала до свадьбы дни. Удивительно, но именно застенчивая Наталья настояла на замужестве, когда родители противились этому.

Но так сложилась жизнь, что брак ее стал несчастливым. Образ Григория Мелихова в романе «Тихий Дон» раскрывает читателю своенравного казака, который покорен Аксиньей и готов идти с любимой на край света. Он честно признается Наталье, что не любит ее. Вся семья Мелеховых встала на сторону невестки. За бескорыстность, простоту, трудолюбие все они полюбили Наталью. Она обо всех заботится, свое же горе переживает в себе. В ее лице Шолохов рисует нам образ трудолюбивой казачки, верной жены и любящей матери.

Безответная любовь

Женские образы в романе «Тихий Дон» можно охарактеризовать как полярные. Если Аксинья – боевая и горячая, то Наталья – скромная и послушная жена. Не познав семейного счастья, она находит утешение в детях. После рождения Полюшки и Мишатки похорошела и расцвела она необыкновенно. А с какой гордостью показывала Наталья своих детей Григорию. Образ Мелихова в романе «Тихий Дон» меняется в этой сцене. Сердце его в этот момент заливает волна нежности и сострадания к своей жене. Но и теперь он не испытал к ней любви. Притянул к себе и поцеловал в белый лоб.

В последние дни на смертном одре проявляется величие Натальиной души, ее самозабвенная любовь, мужество и нравственная чистота. Просит она надеть на нее ту самую зеленую юбку, которая нравилась Грише, а Мишатке наказывает поцеловать отца, как тот вернется. Несмотря на все обиды, которые нанес ей при жизни муж, Наталья прощает его и не держит зла.

Образ Аксиньи в романе «Тихий Дон»

Центральным в романе является образ Аксиньи. Женщина красива, сильна и независима, способна на пылкие чувства. Образ Аксиньи в романе «Тихий Дон» олицетворяет истинную казачку, которая способна принести себя в жертву ради любви.

Жизнь героини очень непроста. О связи с Григорием говорил весь хутор, что стало известно ее мужу. На его вопрос о том, правда ли это, казачка гордо созналась в своем грехе без колебаний. Способность нести ответственность за поступки подтверждает ее сильный дух. Отношения между Аксиньей и Григорием не были легкой интрижкой. Свою любовь они пронесли через многие испытания на протяжении нескольких лет. Оба были уверены в силе своих чувств, хотя все хуторяне приняли их связь как безнравственную. Именно у Аксиньи возникли мысли порвать с условностями и покинуть хутор. Женщина, не задумываясь, шла за любимым, не задавая лишних вопросов. Настолько сильной была ее любовь.

Григорий Мелехов

Образ Мелехова в романе «Тихий Дон» многогранен. Поначалу кажется, что он – главный герой. Но потом читатель видит его примитивный кругозор, понимает, что не видит он дальше «дедовой сабли». Сразу даже не скажешь, отрицательный или положительный это персонаж. Прежде всего Григорий – правдоискатель. Однако живет он с молодости бездумно, следует устоявшимся традициям. Родители женили его на нелюбимой девушке, как и все, он готовился к службе. Все происходило будто без его участия. Даже страстная любовь к Аксинье не перевернула его жизнь. Все шло по накатанной. В мир этот Григорий пришел не для того, чтобы проливать кровь. Но суровые времена в его натруженные руки вложили казачью саблю.

Трагедия Григория

Образ Григория в романе «Тихий Дон» можно назвать трагичным. Последним для него испытанием в романе стала гибель любимой Аксиньи. Женщина получила пулю в тот момент, когда вдвоем с Григорием они направлялись в новую, как им казалось, счастливую жизнь. Все в душе его погибло, замерло в один момент.

В конце романа казак остается совсем один. Все дорогие ему люди оставили этот мир. Образ Мелехова в романе «Тихий Дон» собирательный. Он объединил в себе те несчастные судьбы, которые в злые годы замирали и возрождались вновь, с новыми силами начинали жизнь. Единственной ниточкой, связывающей Григория с жизнью, стал его сын Мишатка, родная земля, хутор и, конечно же, Дон-батюшка, сила и мощь которого передавалась казакам из рода в род.

Шолохов не создал в романе образ идеального казака. Но ему удалось описать судьбу целого поколения – сильного духом, вольного казачества.

Роман-эпопея о всенародной трагедии (по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”)

Школьное сочинение

Не сохами-то славная землюшка наша

Распахана наша землюшка лошадиными

А засеяна славная землюшка казацкими

Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами. Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами, Наполнена волна в тихом Дону отцовскими,

Эти слова старинной казачьей песни служат одним из эпиграфов к первой книге романа М. А. Шолохова “Тихий Дон”. Взяты они не случайно. Именно эти строки служат ключом к пониманию как всего произведения в целом, так и той глубоко народной в своей основе авторской концепции бытия мира и человека, которая воплощена в нем. Роман Шолохова — о великой трагедии, которая постигла донское казачество в годы революции и гражданской войны.

Уже в самом названии романа-эпопеи заложен глубокий символический смысл. Дон — река равнинная, спокойная, но в непогоду он становится буен и опасен, как море, как океан. В старинных казачьих песнях о батюшке “тихом Доне”, который то “чистехонек”, то “мутен” бежит, сосредоточено главное противоречие, присущее казачьему племени, соединившее в одних и тех же людях несовместимое: самую мирную и созидательную профессию землепашца с воинской доблестью, с постоянной готовностью к войне, а значит, смерти и разрушению. Эти противоречия приобретают особую остроту в переломные моменты истории, в горькое время, когда Дон становится местом братоубийственной войны и разделяет уже не берега, а людей, принося в казацкие курени страшные вести.

Драматичность судеб донского казачества, оказавшегося на изломе истории, ярко и впечатляюще показана М. Шолоховым на примере семьи Мелеховых, прежде всего, на примере главного героя романа — Григория Мелехова.

“Мелеховский двор — на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север, к Дону. С юга — меловая хребтина горы. На запад — улица, пронизывающая площадь, бегущая к займищу”. Перед нами разворачивается эпическое, насыщенное красками, запахами и звуками родной земли живописное полотно из жизни донского казачества. С огромной любовью рисует Шолохов широкие донские степи и вольную казацкую реку, описывает хуторские обычаи и нравы, показывает любовь казаков к труду и воинской службе, воссоздает их яркую, самобытную речь.

М. Шолохов поэтизирует мирный труд как источник нравственного здоровья, красоты и человеческого обаяния. Сцены, посвященные описанию мирной жизни, традиционного быта казаков, их хозяйственных забот, праздников, свадеб, игрищ, лихих скачек, выписаны им с особой любовью.

Для писателя главную ценность представляет человек, который в слитости с естественным миром природы ведет размеренный образ жизни, терпеливо и достойно вынося ее тяготы, человек, родственно близкий к окружающим, таким же, как и он, и в этой родственности, естественности и целесообразности ощущающий свою целостность и гармоничность связей с миром. Но традиционный жизненный уклад казаков рушится под ударами надвигающихся исторических катаклизмов.

Революция и гражданская война несут в этот замкнутый мир крутые перемены. Главному герою Шолохова, этому чистому и цельному человеку, суждено пройти “по мукам”.

Вначале перед нами обыкновенный хуторской парень, с привычным кругом хозяйственных работ, занятий, развлечений. Он живет, подчиняясь веками сложившимся законам и традициям. Он — типичный представитель казачества, веками живущего на Донской земле. Живет естественно, как трава в степи, следуя устоявшимся традициям. Даже любовь к Аксинье, захватившая его страстную натуру, ничего не может изменить. Подчиняясь традициям и воле отца, он женится на Наталье, создает семью, готовится к службе. В жизни Григория все происходит как будто без его участия, невольно, как невольно он рассекает во время косьбы утенка и содрогается от содеянного. Смерть человека, убитого им лицом к лицу, и опыт войны в целом переворачивают жизнь Григория, заставляют задуматься, прислушаться к себе, присмотреться к людям. Так начинается его сознательная жизнь, которая, к сожалению, оказалась трагической, исполненной горя, утрат, нелегких испытаний и постоянного поиска правды.

Читайте также:  История создания Путешествия из Петербурга в Москву Радищева: история написания и публикации книги

“Взрослая” жизнь постоянно ставит героя перед выбором, сделать который оказывается необыкновенно сложно и который не всегда оказывается верным. Большевик Гранжа, с которым Григорий встретился в госпитале, будто открывает ему правду и перспективу перемен к лучшему. “Автономист” Ефим Изварин и Федор Подтелков сыграли заметную роль в формировании убеждений героя. Трагически погибший Подтелков оттолкнул Мелехова, расстреляв безоружных пленных, поверивших обещаниям большевика. Григория ошеломили бессмысленность этого убийства и бездушие, с которым оно было совершено. Григорий — воин, ему самому не раз приходилось проливать чужую кровь, но поступок Подтелкова нарушает не только законы человечности, но и законы войны. Мелехов же соблюдал своеобразный кодекс чести: “Хочешь живым быть, из смертного боя целым выйти — надо человечью правду блюсти”.

Григорий не может равнодушно наблюдать за происходящим, честный “до донышка”, он не может не видеть обмана: уже после года власти красных нет обещанного равенства: “Взводный в хромовых сапогах, а “Ванек” в обмоточках. Комиссара видал, весь в кожу залез, и штаны и тужурка, а другому на ботинки кожи не хватает”. Григорий делает неутешительные выводы: “уж ежели пан плох, то из хама пан во сто раз хуже”.

Гражданская война бросает Григория Мелехова то в конницу Буденного, то в белый стан, но это уже не бездумное подчинение укладу или року, а сознательный поиск им своего места в жизни, своего пути. В душе Григория идет постоянная мучительная борьба: “Трудно нащупывалась тропа; как в топкой гати, зыбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности — по той ли, по которой надо, идет. Тянуло к большевикам — шел, других вел за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем”. Но чем дольше длится этот поиск, тем яснее и ярче перед ним открывается настоящая правда: главные жизненные ценности — родной дом, мирный труд на родной земле. Пусть вокруг война, кровь, разруха и безысходность, но “когда представлял себе, как будет к весне готовить бороны, арбы, плесть из краснотала ясли, а когда разденется и обсохнет земля, — выйдет в степь; держась наскучавшимися по работе руками за чепиги, пойдет за плугом, ощущая его живое биение и толчки; представляя себе, как будет вдыхать сладкий дух молодой травы и поднятого лемехами чернозема, еще не утратившего пресного аромата снеговой сырости, — теплело на душе”.

Но бывшему сотенному атаману советская власть не позволяет жить мирно, грозит арестом, тюрьмой и расстрелом. Продразверстка добытого тяжелым трудом хлеба поселила в умах многих казаков желание “перевоевать” и вместо власти Советов поставить свою, казачью. На Дону образуются банды. Узнав о бунте казачества в верховьях Дона против Красной Армии, Мелехов выступает на стороне бунтовщиков. Теперь Григорий борется за то, что ему по-настоящему дорого: “Будто и не было за плечами дней поисков правды, испытаний, переходов и тяжелой внутренней борьбы. О чем было думать? Зачем металась душа, — в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудро-простой. Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь — всегда боролись люди и будут бороться, пока светит им солнце, пока теплая по жилам сочится кровь. Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее; надо биться крепко, не качаясь, — как в стенке, — а накал ненависти, твердость даст борьба!” Григорий, скрывающийся от преследования коммунистов, попадает в банду Фомина. Но вскоре понимает, что у бандитов нет будущего. Ему, как и большинству казаков, ясно: “Сеять надо, а не воевать”. Григорий всей душой тянется к мирному труду. Последним испытанием, последней трагической потерей становится для него гибель любимой женщины — Аксиньи, получившей пулю по дороге к счастливой, свободной, как им казалось, жизни. Все, что любил, ценил и чем дорожил в своей жизни Григорий, погибло.

На своем нелегком жизненном пути Григорию пришлось пережить многое, совершить тяжелые ошибки; утратить многое из того, что нам нравилось вначале в веселом, сильном, зверовато-красивом парне. Но Григорий Мелехов никогда не кривил душой, честно и бескомпромиссно искал свою правду, искренне стремился разобраться в происходящих событиях. Куда прислониться, с кем пойти? — этот нелегкий вопрос решал в те грозные годы не только Мелехов, но и все честное казачество.

Григорий прошел “по мукам”, прошел через несправедливость, утраты, разочарования, и сама душа его выжжена, как черная после палов степь. Но все-таки остается последняя, очень важная ниточка, связывающая Григория с жизнью, — его родной дом. Дон, родная земля, ждущая хозяина, маленький сынишка — его будущее, его след на земле, то, ради чего действительно стоит жить, то, во что испокон веков верили и к чему стремились донские казаки, в чем они видели настоящую правду, в чем заключалась для них главная мудрость жизни.

Сочинение по роману Тихий дон Шолохова

Главная роль в романе, отведена Григорию Мелехову. Молодой казак, испытывающий симпатию к своей замужней соседке (её звали Аксинья) и симпатия эта обоюдна. Пока муж Ксюши находился на военных сборах и Григория и Аксиньи закрутился роман, о котором узнал её муж.

После скандала на хуторе, отец Гриши насильно женит своего сына на одной хуторной красавице, дочке своего знакомого, Наталье, но сердце Григория отдано Аксиньи, Забегая вперёд, скажу, что несмотря на то что Григорий полюбил свою жену, он никогда не забывал о Ксюше, и был с ней до самого конца.

Позже Григория призывают на войну, туда он идёт весёлым, легкомысленным парнем, даже не представляя, как изменится концу военных действий. Более того, он даже не догадывается, что война продлится так долго, и что она станет значимой частью его жизни. Человек может изменить ход войны, так же как и война может изменить человека, в конце, уже не узнать того юного Григория Мелехова, он стал мужчиной, с суровым взглядом и сединой.

Из-за долгой продолжительности войны, многие казаки (и не только), бросают фронт, офицерам стреляют в спины, тогда то и появляются лозунги “власть рабочим”. Появляются “красные”, которые начинают войну против правительства, к ним то и присоединился Григорий. В оппозицию к “красным” приходят “белые”. Сначала Григорий загорается идеей коммунизма, но вскоре понимает, что он не хочет никакой войны, а хочет спокойно жить, пахать землю,рыбачить, пасти коров. Казаки уходят к себе домой, и выясняется, что их земля, имущество, которое многие копили десятками лет, теперь общее, и должно делиться поровну.

Григорий так и не нашёл своего места, и метался от большевиков, к меньшевикам, и обратно.

За всё время войны, у Григория родилось трое детей, девочка, от Ксюши, и девочка с мальчиком, от Наташи. Но обе дочки умерли. Так же как и отец, и мать, так же как его брат со своей женой, Наташа, Аксинья. За годы войны, он лишился всей своей семьи, кроме сына и сестры. Он лишился своей молодости, получив взамен седину и множество ранений.

В войне не бывает выигравших — только проигравшие. (Артур Невилл Чемберлен (с))

Вариант 2 сочинения

В романе «Тихий Дон» М.А. Шолохова события происходят в период гражданской войны. Наряду с историческими фактами описывается трагедия, произошедшая в жизни Григория Мелехова. Начинается произведение с рассказа о том, как живет беззаботный парень, он увлекается рыбалкой и охотой. Юноша отлично ездит на конях и является истинным казаком. В душе он бунтарь. У Григория не счастливый брак потому, что он женат на не любимой девушке Наталье. Он всем сердцем любит Аксинью, но она замужем. Григорий переживает страшную драму. Затем автор в своем романе описывает начало Первой мировой войны. Григорий вынужден пойти защищать Родину. На фронте он хочет забыть про свои неудачи в личной жизни.

Участие в боевых действиях меняет мировоззрение Григория. Он считает эту войну бессмысленным кровопролитием. Парень не хочет быть преданным настоящей власти. В период гражданской войны парень переходит на сторону красных. Его родной брат остается верным царю и защищает белых. Гражданская война разрушила семью и превратила родных братьев в настоящих врагов. На Дону Григорий против большевиков, потому что грабят народ. У парня возникает много вопросов, на которые он не в силах найти ответы. Он везде себя ощущает чужим. Потом он встал на сторону Буденого и начал воевать против поляков. Он долго метался и не мог сделать выбор, на чьей он стороне. Его нейтралитет может быть воспринят властями как предательство.

Григорий разочаровался и в белых и в красных. Он никому уже не верит и не воспринимает их лозунги в серьез. Начав убивать, парень потерял себя и задушил свои нравственные принципы. Ему не нравится все происходящее, он хочет бежать от этой жестокости.

Григорий принимает решение отказаться от оружия. У него начинается внутренняя борьба. Он настоящий казак и не хочет принимать сторону белых и красных. Он не верит в хороший исход войны. Борьба двух политических групп испортила жизни и судьбы многих простых людей.

Григорий сходится с любимой Аксиньей. Вместе они хотят начать жизнь с чистого листа и отправляются на Кубань. Они решают бежать, но их преследуют. В итоге убивают Аксинью. Теперь Георгий потерял интерес убегать и вернулся домой на хутор. Из родных людей у парня остался только сын. Дальше его судьба не известна читателям. Скорее всего, его арестовали, но мы будем надеяться на положительный конец.

Роман Шолохова М.А. рассказывает нам об ужасах войны и об искалеченных человеческих судьбах. У главного героя были нравственные принципы и ценности.

По роману Тихий дон

Популярные сочинения

В произведении Максима Горького «На дне» повествуется о жизни людей, чьим пристанищем стала ночлежка. Здесь показывается незамысловатая, как в начале может показаться

Приятного времени суток, Настя! Это письмо пишу тебе я – твой лагерный друг.

Шолохов – один из важнейших писателей для Российской литературы. В своих произведениях Шолохов показывал родину своего времени именно такой, какой она и являлась, без каких бы то ни было масок

Ссылка на основную публикацию