Сочинение Образ и характеристика царя Гвидона в сказке о царе Салтане

Сочинение Образ и характеристика царя Гвидона в сказке о царе Салтане

Царь Салтан – великодушный и наивный правитель, появившийся в сказке Александра Сергеевича Пушкина. Автор создал образ большого ребенка, топающего ногами, слепо верящего придворной лижи и мечтающего о простом счастье.

История создания

К одной из самых знаменитых своих сказок Александр Пушкин шел несколько лет, набрасывая в тетради заметки для будущего произведения и раздумывая над формой подачи. Писатель даже помышлял о том, чтобы историю о царе Салтане изложить в прозе. В качестве художественного каркаса автор взял народную сказку «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», добавил рассказы няни Арины Родионовны и былички, подслушанные у простого люда. В томительные годы ссылки в Михайловском лишенный свободы выбирать место жительства поэт много общался с народом – коротал вечера в обществе крестьян и дворовых.

Александр Пушкин

К лету 1831 года Пушкин принял участие в затее Василия Жуковского, который предложил нескольким писателям попробовать силы в народном творчестве. Александр Сергеевич выставил на «конкурс» «Сказку о царе Салтане», правда, потом снова ее переписал. Первым, кто услышал творение из уст автора, оказался Николай I. В 1932 году оно появилось в составе сборника сочинений писателя.

Торжественное и длинное название «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» было выбрано в подражание лубочным повествованиям. Придумывая имя главному герою, Пушкин остроумно переделал двойной титул «царь-султан», получилось колоритное, указывающее на восточные корни, но со славянским оттенком имя.

Книги «Сказка о царе Салтане»

Славный сын Салтана Гвидон назван на западноевропейский манер. Имена отца и сына символичны, олицетворяют противостояние запада и востока. Еще один яркий персонаж произведения – царевна Лебедь – полностью взят из русского фольклора: Александр Сергеевич наделил ее чертами Василисы Премудрой.

Критики встретили произведение холодно, среди них нашлись и такие, которые заподозрили, что Пушкин теряет талант. На поэта обрушился шквал обвинений в том, что тот не сумел передать колорит русского фольклора, выдав лишь жалкое подобие народного образца. Только в 20 веке критики начали петь хвалебные оды в адрес произведения.

Сюжет

Однажды царь Салтан подслушивает мечтательный разговор на тему «если б я была царица» трех сестриц, прявших вечерком около окна. Обещание одной девушки особенно понравилось государю, ведь она собралась родить ему богатыря. На радостях Салтан женится на ней, оставшихся двух мечтательниц отправляет служить ко двору и уезжает в дальние страны на войну.

Царь Салтан и три девицы

В его отсутствие на свет появился обещанный богатырь – сын Гвидон, но завистливые сестры роженицы хитростью избавились от царицы и ее отпрыска. Гвидона вместе с матерью закрыли в бочке и выбросили в море. Это необычное судно доставило героев к берегам необитаемого острова Буяна, который и стал новым местом жительства. Здесь юноша основал чудесный город, а помогла ему в этом прекрасная лебедь, спасенная Гвидоном от коршуна.

Гвидон, желающий увидеть отца, с помощью побывавших в его владениях купцов зовет царя Салтана в гости. Однако государя больше привлекает весть о чудо-белке, которая грызет золотые и изумрудные орехи и умеет петь. Тогда царевич решает поселить на своем острове это сказочное животное, построив для него хрустальный дом.

Князь Гвидон

Во второй раз царь вновь отказался от приглашения, узнав о тридцати трех богатырях, и тогда морское войско во главе с дядькой Черномором появляется на острове Буян.

И в третий раз Гвидону не удалось заманить отца в гости – тот прознал о красавице-царевне Лебеди, которая своим ликом затмевает божий свет. Гвидон настолько проникся новостью, что собрался жениться на девушке. Бросившись за помощью к лебеди, с удивлением обнаружил, что она и есть та самая царевна.

Царевна Лебедь

Царь Салтан, наконец, прибыл на остров, где ждала его вся семья – жена, сын и невестка. Пушкин закончил сказку на позитивной ноте – строившие козни женщины прощены, а государь закатил пир на весь мир.

Характеристика царя Салтана

Главный персонаж произведения представлен в комическом ключе. Внешность у героя царская – солидная борода, подобающее одеяние, состоящее из красных сапог и длинного плаща с изящными узорами, вышитого золотом. Однако характер – совсем не самодержца.

Царь Салтан и Бабариха

Царь Салтан, доверчивый, добродушный и справедливый, – идеал царя-батюшки для русского народа. Его легко обманывает окружение, но врожденная способность прощать заставляет героя закрывать на все глаза и жить в мире иллюзий.

В культуре

В конце 19 века композитор Николай Римский-Корсаков написал по мотивам сказки великолепную оперу, пережившую множество постановок.

Царь Салтан в мультфильме

В наше время музыку использовала олимпийская чемпионка Мария Киселева в авторском спектакле на воде «Сказка о царе Салтане», который до сих пор колесит с гастролями по России. Водная сказка – это микс спорта и искусства, где участвуют актеры цирка, хореографы, чемпионы по синхронному плаванию, по прыжкам в воду и аквабайку. В интервью Мария Киселева отмечала:

«Для каждого спектакля мы пишем оригинальную музыку. Теперь мы пошли дальше – в новом шоу прозвучит классическая музыка Римского-Корсакова, которая была специально написана для «Сказки о царе Салтане», но в оригинальной обработке. Она будет идеально сочетаться с действием на площадке».

Произведение вошло и в кинематографическое наследие. Впервые пушкинское творение запечатлели на пленке в 1943 году. Режиссеры Валентина и Зинаида Брумберг создали черно-белый мультфильм, в котором Салтан говорит голосом актера Михаила Жарова. Цветной мультик увидел свет намного позже – в 1984 году. Эта картина стала последней работой легендарного режиссерского тандема Ивана Иванова-Вано и Льва Мильчина. Салтана озвучил Михаил Зимин.

Владимир Андреев в роли царя Салтана

В 1966 году за сюжет сказки взялся Александр Птушко, сняв художественный фильм. На съемочной площадке трудились Лариса Голубкина (царица), Олег Видов (Гвидон), Ксения Рябинкина (царевна Лебедь). Роль Салтана досталась Владимиру Андрееву.

Характеристика и образ царя Гвидона из сказки о царе Салтане Пушкина

В финале сказки о царе Салтане справедливость торжествует, а зло получает по заслугам. И все благодаря Гвидону – главному положительному герою произведения.

Гвидон – единственный наследник царского рода. Пока его отец, царь Салтан, был в военном походе, завистники заточили новорожденного царевича вместе с матерью в пустую бочку и пустили ее в плавание по океану. Но царевич с царицей не погибли. Волны выбросили бочку к чудесному острову, где Гвидон стал князем.

Гвидону присущи многочисленные достоинства. Он смел и всегда знает, как действовать в безвыходных ситуациях. Оказавшись на пустынном острове, он находит способ добыть пропитание. Заботу о матери он принимает на себя, оберегает ее от невзгод. Он дорожит семейными узами, поэтому всеми силами стремится наладить добрые отношения с отцом.

Гвидон – отзывчивый человек, который не пройдет мимо того, кто терпит бедствие. Для спасения Лебедя он пожертвовал единственную стрелу, рискуя из-за этого остаться без ужина. В награду за свое спасение царевна-лебедь превратила остров в прекрасный город и населила его людьми. Для Гвидона она создала дворец, где он стал жить со своей матерью и управлять новым государством. Подданные довольны мудрым правлением Гвидона. При нем их княжество расцвело, появились в нем чудесные вещи: белка, обеспечивающая всех золотыми монетами, дружина, выходящая из моря. Заморские купцы зачастили к ним в гости, чтобы своими глазами увидеть диковинки и поведать о них всему свету.

Многое умеет Гвидон. Едва появившись на свет, он начал быстро расти и через несколько дней превратился в сильного и красивого юношу. Богатырская сила помогла ему разрушить бочку и выбраться наружу. Перед этим ему удалось уговорить бурное море не гонять их бочку по волнам, а выплеснуть ее на берег. Будучи могучим богатырем, Гвидон готов превратиться в кого угодно, даже в ничтожную козявку, только бы перелететь море и посмотреть на отца.

В целом Гвидон – добродушный, снисходительный, надежный человек, который чтит родителей и дорожит семейным благополучием. Гвидон разоблачил мошенников, но не опустился до мести. Для него главное – восстановить справедливость. А виновников можно простить, если попросят за себя хорошенько.

Автор не скрывает своей симпатии к Гвидону. У читателей этот герой вызывает только положительные эмоции. Действительно, царевич Гвидон безупречен во всем, в его поведении не к чему придраться, он достоин восхищения.

2 вариант

Главный герой сказки «О царе Салтане» является сын царя, Гвидон. Волею судьбы его мать и отец были разлучены завистливыми родственницами.

Сказки это отражение реальной жизни, где есть как хорошие, так и плохие люди. Царь с женой разлучен в связи с тем, что ему пришлось поехать на войну. Этим воспользовались враги, и избавились от молодой царицы и малыша, посадив их бочку, которую бросили в море.

Дети быстро растут, а в сказке еще и становятся благородными, умелыми, красивыми. Так случилось и с Гвидоном. За время путешествия в бочке он вырос и на острове уже выступает как вполне сложившийся молодой человек. Князь метко стреляет из лука и убивает злого колдуна. Это никого не удивляет ведь это сказка. Мало того Гвидон находит общий язык не только с волнами, но и с лебедем, которого спас. Так же он трепетно заботится о матери.

В благодарность за спасение лебедь дарит ему прекрасный город, который возник на необитаемом острове за ночь. Жители сами по себе богаты, но молодой князь старается еще приумножить богатство своего народа. Так белочке он построил домик, за ней присматривают и охраняют слуги. А она умножает богатство княжества золотыми скорлупками и изумрудными ядрышками. Узнав о том, что существуют морские богатыри, он хочет на них посмотреть. Во всем ему помогает лебедь. Это оказываются братья лебедя. По ее просьбе они начинают охранять остров.

Он не только рачительный хозяин, но еще и гостеприимный. Проходящие торговые суда с удовольствием посещают город возникший неоткуда. Благодаря купцам и узнал о чуде острове царь Салтан.

Несмотря на то, что князь и его мать чуть не погибли в морской пучине, Гвидон не может оставить мысль увидеть отца, и опять же с помощью лебедя он летает посмотреть на него, обернувшись то мухой, то комаром, то шмелем.

И конечно, невозможно обойтись без прекрасной царевны. Ей оказывается лебедь. Несмотря на то, что князь взрослый он просит благословления у матери-царицы. Все это в духе того времени. С ее разрешения они живут все вместе и ждут в гости царя.

Проходит совсем немного времени и все встречаются и, хотя Гвидон желал наказать своих обидчиков он, как и отец отпускает всех. У молодого князя своя жизнь, мать и отец сравнительно молодые обрели вновь счастье. Поэтому никто не захотел омрачать светлое будущее темным прошлым.

Те, кто не желает никому зла всегда награждается исполнением всех заветных желаний. Так и Гвидон увидел отца, получил в жены девушку, о которой мечтал и получил возможность побывать там, где родился.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ царя Гвидона из сказки о царе Салтане

Популярные сегодня темы

В пьесе Вишневый сад Чехов описывает безысходность, с которой сталкиваются помещики, а в след за этим и вся Россия.

Почти всю картину занимает большое окно, которое разделяет ее на две половины, на два мира. По одну сторону окна, внутри дома – тепло и уютно. Все в доме изображено в мягких, пастельных тонах.

Жанровая направленность произведения определяется автором в качестве драматического эскиза, ключевой темой которого является изображение устаревших порядков русского общества.

На переднем плане картины мы видим зелёные яблоки, лежащие в тарелке. Их шесть штук. У одного, повёрнутого к нам, один бочок красный. Или это отражается красный цвет от букета рябины.

Семья — это опора человека. Любовь и поддержка близких помогают преодолевать трудности. Мы не выбираем семью, в которой рождаемся. От родителей ребенок берет лучшие и худшие качества.

Краткая характеристика главных героев «Сказки о царе Салтане»

Творчество А. С. Пушкина входит в общеобразовательную школьную программу. В 3 классе ученикам для ознакомления предлагается «Сказка о царе Салтане». Характеристика главных героев и их описание помогут детям лучше понять смысл произведения и проанализировать действия персонажей. Такой разбор необходим для анализа темы, а также для осознания главной мысли, которую автор вложил в эту волшебную историю.

Описание сюжета

Молодая царица рожает сына, пока её муж находится в военном походе. Царю сразу же отправляют счастливое известие с гонцом. Но недруги молодой матери в лице её сестёр и сватьи бабы Бабарихи перехватывают сообщение и меняют его на поддельное письмо. В нём сообщалось, что у царицы родился не ребёнок, а какое-то непонятное существо, которое не только человеком, но и зверем трудно назвать.

Не доверять сообщению оснований у царя не было. Однако он велел ничего не предпринимать до его возвращения. Но и это донесение было также перехвачено и заменено на другое. В нём говорилось, что царь приказывает избавиться от жены и наследника, посадив их в бочку и выбросив в океан.

Пока бочка плавала в океане, маленький мальчик волшебным образом вырос и стал красивым юношей. Он просит волну смилостивиться над ними и выбросить бочку на сушу. Волна доставляет юношу с матерью на остров.

Чтобы добыть еды, молодой человек делает лук и отправляется на охоту. Там он видит, как коршун пытается убить лебедя. Юноша пожалел несчастную птицу и спас её, убив злого коршуна.

Лебедь оказался заколдованной царевной, которая отблагодарила своего спасителя, построив при помощи волшебства красивый город на острове, где молодой человек стал правителем, назвавшись князем Гвидоном.

Постепенно купцы, которые плавали в дальние страны за товаром, узнали о чудном граде и стали часто заплывать в гости. От них юноша узнал о том, как поживает его царь-батюшка. Но этого ему было мало, он захотел увидеть отца собственными глазами. Тогда благодарная птица решила ему помочь. Она стала превращать князя в разных насекомых.

Летая незамеченным насекомым в палатах царя Салтана, молодой человек узнаёт из разговоров, что в мире существуют чудеса:

  • белка, которая грызёт орехи и выплёвывает золотые скорлупки, при этом она ещё и умеет петь;
  • морская дружина, которая во главе с дядькой Черномором состоит из 33 богатырей;
  • царевна со звездой во лбу, краше которой нет на свете.

Возвращаясь на свой остров, он грустил, что никогда не увидит таких чудес, поэтому лебедь решила ему их подарить. Во дворце появилась чудо-белка, морские богатыри оказались братьями верной лебеди, а красавицей-царевной была она сама. Гвидон как узнал об этом, сразу женился на ней.

Через некоторое время царь Салтан, узнав, что все чудеса собраны на странном острове Буяне, решил сам его посетить. Он тут же признал в матери юного князя свою жену, а в юноше — сына. Царь выяснил, что произошло на самом деле, но чтобы не омрачать радость воссоединения семьи, простил всех виновников.

Персонажи сказки

Всех персонажей произведения условно можно разделить на главных и второстепенных. Действующих лиц в истории довольно много, но главные герои «Сказки о царе Салтане» выделяются очень чётко:

  1. Царь Салтан — добрый правитель, обманутый своими подданными.
  2. Князь Гвидон — сын Салтана, красивый и добрый юноша, правитель на острове.
  3. Царевна-лебедь — девушка невиданной красоты, жена Гвидона, волшебница.
  4. Ткачиха — сестра царицы, завистница и враг.
  5. Повариха — вторая сестра царицы, недоброжелательница.
  6. Сватья баба Бабариха — вредная старуха, помощница сестёр в плохих делах.
Читайте также:  Симеонов-Пищик в пьесе Вишневый сад Чехова образ и характеристика сочинение

Именно вокруг этих героев крутится весь сюжет сказки. Без них история стала бы непонятна, да и попросту неинтересна. Однако это не все персонажи. Есть ещё и второстепенные герои, которые в произведении прописаны не менее интересно, но на развитие сюжета влияют только косвенно:

  1. Царица — мать Гвидона, жена Салтана.
  2. Купцы — путешественники по морю, которые занимаются куплей и продажей различных товаров.
  3. Морская дружина — 33 молодых морских воина во главе с дядькой Черномором, братья царевны.
  4. Поющая белка, грызущая орехи с золотой скорлупой, — одно из чудес света.
  5. Волна — в сказке описана как одушевлённый персонаж, она послушно выкинула бочку с узниками на берег.
  6. Коршун — злой чародей, которого убивает Гвидон.
  7. Гонец — несознательный слуга, не умеющий в точности выполнять поручения.

Хоть эти персонажи второстепенные, именно они придают атмосферу волшебства произведению. Без них невозможно представить общую картинку сказки и понять смысл сюжета.

Характеристика главных героев

Главные герои — это персонажи, вокруг которых завязан весь сюжет истории. Их образы могут быть положительными, отрицательными или даже нейтральными. Всё зависит от их поведения и действий.

Царь Салтан

Автор не даёт чёткого описания внешности царя. Можно предположить, что это был взрослый мужчина, не лишённый привлекательности, иначе о браке с ним не мечтали бы юные девушки. Если описать персонажа языком, понятным для детей, то характеристика царя Салтана (3 класс) будет выглядеть следующим образом:

  • добрый — простил сестёр царицы, когда узнал, что они натворили;
  • мудрый — не стал сразу принимать решение о судьбе царицы и новорождённого сына, а велел подождать его возвращения;
  • любопытный — ему интересно было слушать рассказы корабельщиков о разных мировых новостях, а также подслушивать, о чём беседуют девицы за рукоделием;
  • смелый — он сам ходил в военные походы, а не отсиживался во дворце.

Если судить по поступкам, то царя можно охарактеризовать как положительного персонажа. Единственным минусом можно считать его малодушие.

Он не разобрался, почему царский приказ не был исполнен, не стал выяснять, где его жена и ребёнок. Не смог он найти и виновных.

Князь Гвидон

Гвидон — один из явных положительных героев. Его образ прописан довольно подробно. В характере персонажа прослеживаются следующие черты:

Даже для учеников характеристика Гвидона (3 класс) проста и понятна. Несмотря на все невзгоды, юноша не озлобился и не возненавидел своего отца. Он не держал зла на тётушек за их подлые поступки и наглый нрав.

Можно, конечно, обвинить юного князя в меркантильности, так как все чудеса мира он хотел видеть у себя на острове Буяне. Но если вдуматься, то эти чудеса юноше были не очень и нужны, он просто хотел с их помощью заманить отца к себе в гости. А это говорит о любви молодого человека к родителям, что характеризует его только с положительной стороны.

Сватья баба Бабариха и сёстры

Давать характеристику каждому из этих персонажей по отдельности не совсем правильно. Они всегда действовали сообща. Именно поэтому образы этих женщин сливаются в один общий портрет.

Ткачиха и повариха — сёстры царицы. Они тоже хотели выйти замуж за царя. Одна желала наткать ему полотна после брака, другая — вкусно накормить. Изначально характер у девушек был вполне обычным, но зависть и ненависть к сестре превратили его в отвратительный и наглый.

Они не побоялись даже гнева царя, строя козни молодой царице. Однако надо отдать им должное: ума они были, видимо, недалёкого. Им вряд ли пришёл бы в голову такой хитроумный план, как замена письма к царю и обратно. На это их надоумила сватья баба Бабариха.

Доподлинно неизвестно, кем была эта женщина. Исходя из смысла текста, можно сделать вывод, что она мать всех сестёр. На такое предположение наталкивают строки из сказки, когда Гвидон жалеет и прощает своих обидчиц:

Но жалеет он очей

Старой бабушки своей.

Да и само понятие сватья — это мать одного из супругов. Учитывая, что Бабариха действовала вместе с сёстрами царицы, то, скорее всего, это их родственница, а не царя Салтана.

Все три персонажа представлены яркими отрицательными героями. Их действия направлены только во вред другим и в угоду себе. Автор высмеял их в истории, наградив одну из них кривым глазом, а другую — распухшим носом после укусов Гвидона, обернувшегося насекомым.

Царевна-лебедь

Главная героиня появляется во второй части истории и сразу притягивает к себе внимание читателя. Она была царевной неописуемой красоты, умеющей превращаться в лебедя и обладающей кротким нравом и скромностью.

Царевна благодарна молодому человеку за своё спасение от злого чародея, поэтому помогает ему во всех его желаниях. Девушка даже выходит замуж за юного князя. Очень ярко автор описывает внешность царевны:

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Царевна-лебедь — это не только положительный, но и самый яркий персонаж этой волшебной истории.

Краткий анализ

Безусловно, характеристика князя Гвидона (3 класс) очень важна для понимания смысла сюжета. Но также немаловажно уметь делать краткий анализ всего произведения. Если не вдаваться в его углублённые литературные характеристики, то разбор (своеобразный паспорт) будет выглядеть следующим образом:

  1. Название — «Сказка о царе Салтане».
  2. Год написания — 1831.
  3. Автор — Александр Сергеевич Пушкин.
  4. Жанр — стихотворная сказка.
  5. Тема — доброта и взаимовыручка.
  6. Смысл — добро всегда побеждает зло.

Сказка учит читателя думать своей головой и всегда проверять информацию. Она несёт детям простые, но проверенные истины:

  1. Делать добро.
  2. Помогать людям, попавшим в беду.
  3. Прощать врагов.
  4. Любить и почитать родителей.
  5. Всегда оставаться верным своему слову.

Нет ничего удивительного, что именно это произведение А. С. Пушкина проходят в начальной школе. К этому возрасту дети уже умеют отличать добро от зла, хорошее от плохого. Да и сама сказка написана простым и понятным языком, который без труда воспринимается третьеклассниками. А это один из самых важных аргументов для понимания смысла произведения и формирования отношения к нему.

Тайная идея сказки о царе Салтане

Тайные намёки А.С.Пушкина в «Сказке о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Анализ названия сказки.

В сказках Пушкина имена героев, на которых надо обратить особое внимание, перечисляются в названиях. В рассматриваемой сказке важные герои:
– Салтан,
– Гвидон Салтанович,
-Лебедь.
Даны пояснения к образам героев:
Салтан – царь,
Гвидон Салтанович – сын царя, славный и могучий богатырь,
Лебедь – царевна, прекрасна.
Больше всего в названии говорится о Гвидоне. Во-первых, его родство с царём дважды упомянуто: отчеством (Салтанович) и прямым текстом («Сказка….о сыне его…»). Во-вторых, титулы Гвидона отсутствуют в отличие от титулов других героев. В- третьих, он «славный и могучий богатырь». Из этого можно сделать вывод, что Гвидон главный носитель тайных намеков. Титул отца противопоставлен богатырству сына. Вокруг этого противопоставления сосредоточен тайный смысл сказки.

Рассмотрим имена персонажей.

Царь – титул самодержца на Руси. Имени Салтан нет. Салтан (султан)– титул самодержца у мусульман на востоке. Объединяя оба титула в одном лице, Пушкин подчеркивает, что русский монарх – божий помазанник – царь – отец для всех православных и мусульман огромной России.

Слово Гвидон – имеет европейские корни. Оно либо от еврейского гидеон (воин), либо от германского гвидо (“обширный”), либо слово происходит от итальянского guidare, что переводится, как править, управлять. Таким образом, имя Гвидон обозначает «военный обширный правитель». Говоря иначе, Гвидон военный правитель, опирающийся на обширные массы народа. Гвидон в сказке олицетворяет передовой западный образ правления того времени.

Лебедь считается древнерусским символом чистой любви и совершенства. В русском фольклоре говорится о мудрых волшебных девах, которые плавают в водах белыми лебедями.

Существует несколько вариантов интерпретации этого имени. Первый. Бабариха – жена Бабара. Данная интерпретация не содержит тайного намёка и не представляет интереса для анализа. Второй. Бабариха – языческое древнерусское имя эпической ведуньи, которая связана с силой солнечного света и исцеляет больных этой силой. Такая трактовка имени позволяет выдвинуть интересную гипотезу тайного смысла сказки.

Имя Черномор Пушкин сначала использовал в поэме «Руслан и Людмила». Там он злой колдун. Значит Черномор – колдун и в этой сказке, но он ещё дядька 33 богатырей. Дядька в русской армии – опытный солдат, приставляемый к новобранцам из числа старослужащих (обычно унтер-офицер) для надзора, ухода и помощи в освоении ратным искусством и армейским бытом. Пословица: «Бог батька. Государь дядька». Дядька Черномор – добрый и заботливый волшебник.

Важную роль в сказке играет имя острова. Остров Буян в русских поверьях представляется местом, откуда берут свое начало жизненные и творческие силы.Остров связан с заговорами, в них он выступает как “центр мира” (на нем дуб о четырех ветвях, на нем камень алатырь, который посреди моря лежит, на нем голова самого Адама)1
«На море, на Океане, на острове Буяне
стоит бел горюч камень Алатырь,
под тем камнем сокрыта сила могучая
и силе той нет конца…».
«Остров-Буян, где живет Стратим-птица, всем птицам мать,
Индрик-зверь, всем зверям отец,
Кит-рыба, всем рыбам мать, да инорокая змея Гарафена (Скоропея).
На зеленом кусте сидит пчелиная матка, всем маткам старшая,
и ворон, всем воронам старший брат.
Там Дуб мокрецкий да Алатырь камень».

Образы главных героев.

Образ царя Салтана противоречивый.
Царь подслушивает чужие разговоры.
«Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;»

Царь в гневе мог поступить безрассудно.
«Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;»

Любая царская воля выполнялась беспрекословно.
«Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю —
Ей и сыну злую долю,
………………………….

Царь заботливый, любящий.
«Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.»

Царь не женился снова, грустил по царице и сыну.
«Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице;».

Интересует царя жизнь за морем и чудеса. Узнав о Гвидоне, царь Салтан загорается желанием погостить у князя, но подчиняется давлению родни и не едет.

«Молвит он: «Коль жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу».
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.»
Только после четвертого приглашения царь Салтан собирается в дорогу.
«Но Салтан им не внимает
И как раз их унимает:
«Что я? царь или дитя? —
Говорит он не шутя: —
Нынче ж еду!» — Тут он топнул,
Вышел вон и дверью хлопнул.»
При встрече с женой царя Салтана охватила буря чувств. Только сейчас он узнаёт всю правду.
«Царь глядит — и узнает.
В нем взыграло ретивое!
«Что я вижу? что такое?
Как!» — и дух в нем занялся.
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,»….
Царь милосерден, узнав правду, не отдал виновных под суд.
«Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.»
В образ Салтана А. С. Пушкин формулирует мысль, что царь обычный человек со своими достоинствами и недостатками. Нельзя государству зависеть от воли одного человека каким бы хорошим он не был.

Мы знаем из названия сказки что Гвидон – «могучий и славный богатырь».
Богатырь это:
– Воин, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью, защитник Родины.
– Рослый, физически сильный человек.
Подвиг Гвидона как война это победа над Коршуном.
Рослость Гвидона видна из его рождения:
«Сына бог им дал в аршин».
Силу Гвидона мы можем оценить по его делам.
«Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» — молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.»
……………………………..
«Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,»
Сын Салтана обладает ведичекскими волшебными способностями. Его слушается волна. Он может расти не по дням, а по часам, когда это требуется.
«И растет ребенок там
Не по дням, а по часам».
Когда царица с приплодом вышли из бочки волшебный рост ребёнка закончился.
Он может через море перелететь комаром, мухой, шмелём. Самостоятельно возвращает себе человеческое обличие в своём уделе. Он благороден. Спасает Лебедь от Коршуна вместо того, чтобы добыть «дичину» на ужин.
В сцене знакомства царевича и лебеди явный намёк на тайный смысл. Лебель обещает:
«Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня»
Царица с сыном заснули без ужина после долгого голодания в бочке, хотя царевич мог сделать новую стрелу и добыть что-нибудь на ужин. Они добровольно принимают дополнительный трёхдневный пост.
«Улетела лебедь-птица,
А царевич и царица,
Целый день проведши так,
Лечь решились на тощак».
Ночь прошла.
«Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Он скорей царицу будит;
Та как ахнет. «То ли будет? —
Говорит он, — вижу я:
Лебедь тешится моя».
Царицу с сыном никто в городе три дня не кормил по велению Лебедя? Или три дня они спали? Или город появился на третий день? Зачем автор говорит о трёхдневном посте героев? Наверно, Пушкин дает понять читателю, что начинается новая жизнь изгнанников в славе Божьей, для приготовления к которой необходим дополнительный суровый пост.
Сына Салтана народ выбрал правителем на острове Буяне и нарек Гвидоном. Свободные выборы правителя подчёркивает имя «Гвидон», европейские корни которого намекают на «обширного правителя» – правителя, опирающегося на обширные массы народа

«Все их громко величают
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой;
И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь Гвидон.»
Князь любит отца, не смотря на то, что с ними сделали по его-де указу.

«Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца».

При всём своём благородстве князь став насекомым калечит своих тёток.
«…комар-то злится, злится—
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз»

«Гвидон-то злится, злится.
Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз,
И ткачиха побледнела:
«Ай!» и тут же окривела;»
Зачем Гвидону хочется заполучить чудеса, о которых говорят родственники? Чтобы привлечь внимание царя Салтана и укрепить его в желании посетить остров. Не это главное. Князь заботится о процветании своего государства. Чудеса позволяют ему построить рай на острове.
Белка снабжает княжество золотом и изумрудами.
«Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной—
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету,
Да пускают в ход по свету;
Девки сыплют изумруд
В кладовые, да под спуд;
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты;»
Откуда белка берет золотые орехи? Надо полагать с ели, под которой она сидит. На ели орехи не растут. Можно предположить, что под елью понимается кедр. На кедре растут орехи, которые можно сравнить с золотыми по их ценности. Может это намек на богатства Сибири?
Второе чудо. У Гвидона есть войско, которое белке честь отдает:
«Отдает ей войско честь»;
есть пушки ( «пушки с пристани палят»), но князю надо 33 богатыря с дядькой Черномором. Имя дядьки прямо указывает на важность Черного моря для безопасности России. Волшебная сила Черномора вместе с божественной силой богатырей, которых 33 что намекает на их связь с Иисусом, делают остров Буян абсолютно безопасным и источником могучей русской силы. Подчеркивается, что богатыри Божьей силой только охраняют государство и не нападают на другие земли.

Читайте также:  Сочинение Семья Кабановых в пьесе Гроза Островского

«Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить —
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.»
Последнее чудо. Царевна Лебедь завершает создание гармоничного княжества, в котором все прекрасно. Все богаты, полная безопасность, мудрая выборная власть, заботящаяся о процветании всех. Идеальное государство.

Имя царевны многое объясняет. Краткие намёки в её описании усиливают и поднимают на новую высоту образ царевны.
Царевна – оборотень.
«Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:»

Царевна из божественного рода. 33 богатыря её родные братья.
«Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.»
Интересен внешний вид царевны.
«Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,»
Речь идёт о нимбе ауры царевны. Мощность её нимба превышает нимбы святых.
«Месяц под косой блестит»
Месяц в древнерусских верованиях представлялся как образ смерти, образ загробного мира. Коли этот символ блестел под косой царевны, то она была тесно связана с загробным миром. Могла призывать на помощь умерших.
«А во лбу звезда горит.»
Звезда во лбу – это третий глаз. Черта божеств. Третий глаз позволяет им видеть прошлое и будущее, быть вездесущими, знать и видеть все, что творится в любом уголке мироздания. С помощью третьего глаза бог созидания Вишну, грезящий на водах, проницает завесы времен, а бог разрушения Шива, выбрасывая из третьего глаза потоки мистической силы, способен испепелять целые миры. Изображение «третьего глаза» на лбу божеств часто можно увидеть в росписях и на скульптурах индуистских и буддийских храмов, а обычай ставить пятнышко между бровями индийских женщин, а в религиозных ритуалах и всем принимающим в нем участие, восходит именно к этой традиции.
Возникает вопрос. Почему богиня, обладающая безграничными силами и защищаемая 33 братьями богатырями, могла стать жертвой коршуна, который всего на всего чародей? Царевна использовала коршуна – чародея, чтобы познакомиться с сыном Салтана в выгодных для Гвидона обстоятельствах. Дабы её дальнейшая помощь была оправдана чувством благодарности.
О ясновиденье царевны так же свидетельствует то, что лебедь уже ждала князя у берега, когда ему она была необходима.
«К морю князь — а лебедь там
Уж гуляет по волнам»
Царевна Лебедь – языческая богиня.
Бабариха языческая ведунья. Они тесно связаны. Язычество объединяет их и обуславливает их взаимосвязь и взаимопомощь в сотворении идеального государства – рая на земле на основе русского языческого духа в сочетании с европейским свободомыслием того времени.

Бабариха в повествовании появляется в момент формирования дворцового заговора.
«А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести ее хотят,»
Главными зачинщиками заговора являются ткачихи с поварихой. О мотивах участия Бабарихи в заговоре сестёр нет ни слова.
« В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене.»
Если предположить, что автор ввел в сказку Бабариху как языческую ведунью, связанную с силой солнца, то Бабариха, используя волшебство, сильно влияла на события. Она помешала ткачихе с поварихой убить царицу с приплодом, пробудила волшебные силы младенца, заставив страдать его с матерью в бочке, помогла Гвидону сотворить идеальное государство.
За эту трактовку образа Бабарихи говорит то, что:
1. Не указаны в тексте мотивы неприятия Бабарихой царицы;
2. Бабариха занимает высокое положение при дворе Салтана. Ткачиха с поварихой не могли провернуть интригу с гонцами. Нет у них власти, чтобы поменять гонца, заменить депешу царицы, скреплённую её печатью, другой депешей.
«Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:»
…………………..
Можно предположить, что как-то они смогли завладеть печатью и подделать депешу царицы. Ответную депешу царя они ни как не могли подделать. Где им взять царскую печать? Только с помощью волшебства это возможно. Ни ткачиха, ни повариха волшебными качествами не обладали. Получается только Бабариха -языческая ведунья могла это сделать.
Гонец царя получил депешу и приказ.
«Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царева возвращенья
Для законного решенья».

Кто мог себе позволить обобрать государево гонца, напоить его так, что он забыл царский приказ. Это или одно из главных лиц государства и или с помощью волшебства.
«А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую».

3. Почему заговорщики решили царицу и приплод в бочке пустить в Окиян? Бог мог спасти безвинных страдальцев, что и случилось. Можно было бы убить их по-настоящему, а не отдавать на волю волн. Очевидно, авторитет Бабарихи склонил ткачиху с поварихой к этому решению.
4. То что ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой сидят возле царя Салтана во время приёмов купцов говорит о том, что их заговор не был раскрыт, что они занимают высокое положение при дворе.
5. Троица не хочет допустить поездки Салтана в гости к Гвидону потому, что Бабариха зная правду должна усилить княжество чудесами, а ткачиха с поварихой догадываются что царица и приплод не погибли. Имя Гвидон им ничего не говорит.
6. Троица по очереди рассказывает о чудесах вроде бы, что бы оказать давление на Салтана, а на самом деле это затеяно Бабарихой что бы появилось идеальное государство. Давление на царя можно было бы оказать другим способом. Ткачиха с поварихой простые женщины. Чудеса, о которых они рассказывают, им могла сообщить Бабариха.
7. Троица сопровождает Салтана в плавании на остров Буян. Столь высок их статус, что им нельзя было отвертеться. Бабариха хочет посмотреть на результат творения. Она знает правду и вспыльчивый характер царя, но надеется на Бога. Бог сохранил заговорщиц.
«Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.»

Обращает на себя внимание наименование товаров, которыми купцы торговали:
1 купцы –
«Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;»
2 купцы –
«Торговали мы конями,
Всё донскими жеребцами,»
3 купцы –
«Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом,»
4 купцы –
«Торговали мы недаром
Неуказанным товаром;»
С каждым разом ценность товара возрастает. Следовательно «неуказанный товар» дороже булата, чистого серебра и злата. При этом он «неуказанный» то есть запрещённый к ввозу и провозимый контрабандой. Получается товар это западное свободомыслие.
Сопоставляя образы царя Салтана, князя Гвидона, сватьей бабы Бабарихи, можно сделать следующие выводы:
1. Язычество (Бабариха) почитается востоком и православным миром (царём Салтаном)
2. Язычество помогает сотворить идеальное государство на стыке востока и запада князю Гвидону.
3. Салтан (восток) и Гвидон (запад) противопоставляются друг другу в вопросе организации власти. Царь Салтан самодержец. Гвидон выбранный на должность князя богатырь.
4. Салтан и Гвидон садятся в конце сказки за пир. Старая форма правления видит преимущества новой формы власти и добровольно готова к переменам.
Все волшебные силы на стороне новой формы власти – царевна Лебедь, Бабариха.

Главной идеей сказки было побудить власть имущих реформировать государственный строй сверху. Этот вывод подтверждает тот факт, что первым читателем сказки был Николай I. Длина и подобострастие названия сказки говорит о том, что она – прошение о даровании гражданских свобод обществу.

Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Характеристика героев произведения.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Технологическая карта урока литературногочтения в 3 классе. УМК “Начальная школа ХХI века”.

Скачать:

ВложениеРазмер
chtenie_3_kl.docx502.59 КБ
prezentatsiya_k_uroku_chteniya_v_3_klasse.pptx992.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Характеристика героев произведения.

Создать условия для развития умения работать с текстом, составлять сравнительные характеристики героев с опорой на текст

1. Обеспечение целостного восприятия и осмысления сказки

2. Развитие навыка выразительного чтения стихотворного текста, обогащения словарного запаса.

3. Воспитание интереса к сказкам А. С. Пушкина , любви и уважения к членам своей семьи.

Проявляют способность осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвуют в их обсуждении, дают и обосновывают нравственную оценку поступков героев. Выразительно читают сказку; выбирают нужный тон, темп чтения, указывают паузы и выделяют при чтении логические ударения в стихотворной строке.

Осознают значимость чтения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: общеучебные – владеют приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – выделяют существенную информацию из текста; строят рассуждения; осуществляют сравнение, обобщение, делают выводы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие.

Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи.

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Основное содержание темы, понятия и термины

Образы героев сказки (царь Салтан, князь Гвидон, царевна Лебедь, царица-мать). Эпизодические герои и их роль в сказке. Инсценирование сказки.

Методы и приемы

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы, обобщение, самоанализ.

Практический: работа с учебником, выполнение двигательных упражнений.

Иллюстративный: работа с иллюстрацией на слайде, иллюстрациями на бумаге.

Демонстрационный: просмотр видеофрагмента.

Компьютер, проектор, иллюстрации к сказке

Оборудование доски к концу урока выглядит следующим образом:

ность о бучающихся

I .Организационный момент

рование к учебной деятельности

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Личностные: проявляют эмоциональ

ную отзывчивость на слова учителя

II. Постановка учебной задачи, целей урока

Постановка учебной задачи, целей урока

Называю тему урока. Предлагаю сформулировать учебную задачу

Ребята, с какой сказкой мы знакомились , последние несколько уроков? («Сказке о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди »)

-Сегодня у нас заключительный урок по данной сказке.

– Какие цели мы перед собой поставим? (Будем:

  • Учиться анализировать поступки героев.
  • Развивать навыки выразительного чтения.
  • Развивать умение находить необходимые отрывки в тексте.)

Называют сказку. Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему и цели урока

Регулятивные принимают и сохраняют учебную задачу

III.Актуализация знаний учащихся.

Понимание текста на уровне
содержания
и смысла

– Давайте проверим, как хорошо вы её знаете, и сыграем в игру «Правильно – неправильно» . Я буду читать строчки из сказки, а вы будите говорить, правильно я прочитала или допустила ошибки.

1) «Здравствуй, красная девица,-

Говорит он, – будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу ноября (-) (сентября)

2) Остров, на котором жил Гвидон, назывался Боян (-) (Буян)

3) Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку, прочитали закон . (-) (указ)

4) Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (+)

5) Гвидон превращался в муху, комара, стрекозу (-) (комар, муха, шмель)

6) Смотрит- видит дело лихо:

Бьётся лебедь средь зыбей,

Орёл носится над ней. (-) (коршун)

7) Ребёнок родился 71 см . (+) (аршин – старинная русская мера длины 71 см)

8) Гвидон сам построил город на острове. (-) ( лебедь ему сделала подарок)

9) Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем (+)

10) Белка песенку поёт «Во поле берёза стояла» (-) (Во саду ли в огороде)

11) Гвидон пять раз летал к Салтану. (-) (3)

12) Лебедь стала женой князя Гвидона. (+)

13) Царевна-лебедь встречала Гвидона у моря словами:

« Здравствуй, принц , ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный.. (-) (князь)

14) О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи (-) ( От корабельщиков)

15) Каждая из героинь – ткачиха, повариха, Бабариха осталась без одного глаза. (-) (Гвидон пожалел свою бабушку)

Принимать участие в игре. Строят речевые высказывания.

Предметные: владеют содержанием сказок.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы

IV. Включение в систему знаний и умений.

Инсценирова ние отрывков сказки. Анализ сказки

ких способностей. Выразительное чтение наизусть. Осуществление анализа произведения.

Организую инсценирование отрывка сказки. Выбор царем Салтаном третьей сестры .Провожу беседу.

– Как царь выбирал себе жену?

– На каком выборе он остановился? Почему?

Организую инсценирование отрывка сказки. Князь Гвидон превращается в комара. Провожу беседу.

Что заставило Гвидона превратиться в комара?

Организую инсценирование отрывка сказки. Корабельщики у царя Салтана. Провожу беседу

У кого корабельщики увидели чудо-белочку? Где он ее взял? Почему так захотелось Гвидону иметь чудо-белочку? (Он хочет увидеть своего отца, чудесами заманить в гости к себе на остров.)

Участвуют в инсценировании сказки. Отвечают на вопросы

Личностные: определяют свои эмоции и выражают их в устной форме.

ной работы с взаимопроверкой

Работа с текстом и иллюстрациями

Развитие навыков поискового чтения

Организую работу с иллюстрациями на слайде.

А теперь предлагаю поработать с иллюстрациями к сказке. Найдите в тексте описание рисунка

Работают с текстом, ищут описание рисунка в учебнике.

Выразительно читают отрывок из сказки.

ные – воспринимают речь учителя; высказывают предположе

ния; выделяют существенную информацию из текста

Развитие навыков здорово

го образа жизни

Организую выполнение двигательных упражнений

– Ребята, в кого превращался князь Гвидон? (Комара, муху, шмеля) Давайте изобразим данные превращение князя. Поиграем в игру превращений. Когда я говорю « Гвидон» вы встаете, говорю «комар, муха или шмель» – вы приседаете.

Выполняют двигательные упражнения

Личностные – установка на здоровый образ жизни.

VII. Включение в систему знаний и умений.

тик главных героев

Осуществление анализа произведения, составление сравнительной характеристики героев.

Организую характеристику основных героев сказки с использованием иллюстрации.

На какие две группы можно разделить главных героев сказки. (Положительные и отрицательные, добрые и злые) Кого можно отнести к положительным героям. Какие черты характера ему (ей) присущи?

Салтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка.

Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать. ( Князь Гвидон очень добрый, он защищает слабых, не жалеет своей единственной стрелы для спасения Царевны Лебеди. Гвидон уважает и очень любит свою мать, просит у нее благословения на княжение и на свадьбу. Ему важно одобрение матери, ее поддержка.)

Царевна Лебедь – добрая, скромная, щедрая. ( В благодарность за спасение своей жизни царевна Лебедь исполняет все желания князя.) Она его жалеет и сочувствует, пытается во всем помочь

Кому противопоставлены положительные персонажи сказки? Какие черты характера им присущи?

Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые.

– Давайте подумаем, кем приходились повариха и ткачиха Гвидону? (тетки), а сватья баба Бабариха? (родной бабушкой).

– Почему родные люди поступили с Гвидоном и его матерью так жестоко? (их съедала зависть и злость)

-Что приобрели завистницы, стала ли их жизнь счастливее?

– Какой вывод можно сделать в этой ситуации? (Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Родители должны любить своих детей, защищать от бед, а дети обязаны почитать и уважать родителей, тогда род будет процветать и крепнуть)

Дети слушают вопросы учителя и аргументировано отвечают.

тивные – четко, при помощи выразитель

ных средств формулируют свои мысли; слушают и слышат.

ные – высказывают предположе

ния, обсуждают проблемные вопросы;

строят речевое высказывание в устной форме.

Просмотр видеофрагмента мультфильма «Сказке о царе Салтане …» (конец сказки)

Определение степени овладе

дения. Осуществление анализа компози

Организую просмотр отрывка мультфильма. Провожу беседу.

Кто и как был наказан в этой сказке?

А вы бы простили? Вам хочется изменить конец сказки?

Смотрят отрывок мультфильма. Отвечают на вопросы учителя.

ные – обсуждают проблемные вопросы;

строят речевое высказывание в устной форме; выделяют существенную информацию из отрывка мультфильма

VIII. Домашнее задание

Написать аннотацию к сказке по алгоритму:

Краткое описание содержания:

(Название сказки: «Сказке о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Жанр: сказка в стихотворной форме

Главные герои: Царь Салтан, царица, князь Гвидон, царевна Лебедь, ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха

Краткое описание содержания: Гвидон спасает лебедь. Лебедь за спасение оплатила службой, советом, любовью.)

Записывают в дневник домашнее задание

Регулятивные принимают и сохраняют учебную задачу

ся в своей системе знаний

Организую подведение итогов урока обучающимися.

– Давайте подведём итоги урока.

– «Сказка о царе Салтане…» народная или авторская?

– Что делает «Сказку о царе Салтане» волшебной?

Чему нас, читателей, учит А.С.Пушкин посредством сказки о царе Салтане?… ( А.С.Пушкин посредством сказки учит нас любить и уважать свою семью. Родители должны любить своих детей, защищать от бед, а дети обязаны почитать и уважать родителей…)

– Какие мы ставили цели урока?

– Мы добились целей?

Отвечают на вопросы учителя.

Анализируют проделанную работу.

Регулятивные – анализируют проделанную работу; осознают то, что усвоено на уроке

ся в своей системе знаний

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Чем был интересен урок, что нового открыли для себя?

– Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу с помощью смайликов

Высказывают свои успехи и затруднения. Делятся впечатления

Сказка о царе Салтане

«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ» Н. А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА

Перу Николая Андреевича Римского-Корсакова принадлежит пятнадцать опер; «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» — его десятое произведение в этом жанре.
Мысль написать оперу на сюжет пушкинской сказки была подсказана композитору замечательным русским критиком В. В. Стасовым. Римский-Корсаков приурочил
сочинение «Салтана» к столетию со дня рождения поэта, написав первые страницы клавира в феврале 1899 года (в партитуре опера была закончена 18 января 1900 года).
В качестве либреттиста композитор привлек к работе В. И. Вельского, вместе с которым написал литературный текст оперы, всячески стремясь сохранить содержание, дух и образный строй пушкинской сказки.

Сюжетная основа и развитие действия пушкинского «Салтана» остались неприкосновенными. Были уточнены и несколько изменены лишь некоторые детали:
младшая сестра получила имя Милитрисы; царство Салтана было названо Тмутараканью, а княжество Гвидона — Леденцом; три появления царевича у Салтана
были сведены к одному; были добавлены два эпизодических персонажа — Старый дед и Скоморох.
Последнее изменение, пожалуй, самое существенное, так как оба этих героя — представители народа, а роль народа в опере по сравнению с пушкинской сказкой значительно усилена.
Кроме «Сказки о царе Салтане», в либретто оперы был также введен фрагмент маленькой пушкинской «Сказки о медведихе», использованный в рассказе Старого деда в первом действии.
«Сказка о царе Салтане» занимает в творчестве Римского-Корсакова особое место. Эта жизнерадостная, полная юмора опера, удивительно созвучная по тону и настроению пушкинскому оригиналу, отличается глубокой народностью, необычайной красочностью и яркой театральностью. Она представляет собой естественное продолжение таких его опер, как «Майская ночь», «Снегурочка» и «Садко», где причудливо и органично сочетаются фантастические сцены, картины
природы и жанрово-бытовые эпизоды. Безусловно также родство музыкального языка и характеристик некоторых героев оперы с «Верой Шелогой» и «Царской невестой», написанными непосредственно перед «Салтаном».
Вместе с тем, в «Сказке о царе Салтане» как бы зреют черты, которые мы встретим в более поздних операх Римского-Корсакова. Так, например, сказочно-шутливое противопоставление порядков и образа жизни царства Тмутаракани и княжества Леденец в какой-то степени предвосхищают глубокое различие видимого и невидимого града Китежа (опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»). Любопытно отметить, что музыкальные характеристики Леденца и невидимого Китежа очень схожи.
До известной степени родственны друг другу царь Салтан и царь Додон из «Золотого петушка»: оба они властолюбивы, эгоистичны и ограниченны. Однако если в «Сказке о царе Салтане» образ властелина Тмутаракани нарисован композитором в юмористических тонах, то в характеристике героя «Золотого петушка» появляются уже черты обличительной сатиры.
Быть может, поэтому во внешне сходных маршеобразных фанфарных характеристиках обоих царей есть глубокое различие: тема Салтана полна комизма, тема же Додона — иронична, гротескова.
Эстетические идеалы Римского-Корсакова — воплощение в музыке красоты и гармонии, торжества света над мраком, добра над злом — органически присущи
народному эпосу, созвучны его идеям. И, быть может, поэтому композитор так часто обращался к сказкам как к источнику вдохновения.
Сказочные темы и образы пронизывают все его творчество. Его «Шехеразада» навеяна арабскими сказками «1001 ночи», оркестровая «Сказка» — вступлением
к «Руслану и Людмиле» Пушкина. Операми-сказками, кроме «Царя Салтана» и «Золотого петушка», могут быть названы «Снегурочка» и «Кащей бессмертный»; необычайно велика роль фантастических эпизодов в операх «Майская ночь», «Млада», «Ночь перед рождеством», «Садко», «Китеж».
Среди всех «сказочных» произведений Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» четкостью своего замысла, отсутствием сложных аллегорий, ясностью образов,
лаконизмом изложения наиболее близка народному творчеству. Это как бы опера-сказка в ее наиболее чистом виде. В ней нет острых конфликтов, бурных страстей, запутанных ситуаций, глубоких психологических переживаний. Не случайно драматическая завязка действия — решение завистливых сестер и сватьи эабы Бабарихи извести Милитрису—вынесена композитором в пролог.
Вдохновленный гением Пушкина, Римский-Корсаков, сочиняя своего «Салтана», еще раз предстал перед слушателями чудесным музыкальным сказочником.
Строение «Салтана» во многом напоминает композицию народных сказок. Довольно часто употребляется прием репризности, много повторяющихся сцен (похвальба
сестер, появление Лебедь-птицы). Сказочно-театрален фанфарный клич-заставка, начинающий каждую картину оперы, как бы приглашающий зрителей послушать что-то интересное и увлекательное, как это было принято в народном кукольном театре. Само действие развивается неторопливо; обстоятельно описываются
различные детали.
Примечательным композиционным приемом оперы является наличие оркестровых антрактов перед началом каждого действия и оркестровых эпизодов внутри
действий.
В оркестровых вступлениях к первому и второму актам композитор рассказывает слушателям о том, чего не будет на сцене: об уходе царя Салтана на войну, о странствии по морю бочки с заключенными в ней Милитрисой и подрастающим царевичем. Следует отметить, что эти события имеют самое первостепенное
значение в развитии сюжета. В оркестровом антракте к последней картине оперы — «Три чуда» — композитор предвосхищает то, что увидят в княжестве Гвидона царь Салтан, его приближенные и зрители. Примечательно, что в партитуре «Салтана» перед каждым из названных оркестровых вступлений Римский-Корсаков выписал полностью стихи Пушкина, которые легли в основу этих антрактов.
В других оркестровых вступлениях и инструментальных эпизодах рисуется происходящее на сцене (появление города Леденца, превращение Лебеди в девушку,
полет шмеля).
Развитие действия оперы во многом основано на ярких контрастах, что, опять-таки, типично для сказок.
Так, княжество Леденец противопоставлено царству Тмутаракани, кротость Милитрисы — злобе и жестокости ее сестер и т. д. Герои оперы довольно четко делятся на «плохих» и «хороших». Почти все они по-сказочному ясны, понятны и определенны. В характеристиках Салтана, Гвидона, Бабарихи, старших сестер,
Старого деда, Скомороха, царевны Лебеди господствует либо какая-нибудь одна черта, либо группа близких друг другу черт.
Музыкальная тема (лейтмотив), характеризующая царя Салтана, рисует его властность, капризность, недалекий ум. Тема эта маршеобразна, ее мелодическая
линия и гармоническое сопровождение просты. Этот лейтмотив развивается: он различно звучит в разных ситуациях — то бодро, воинственно, когда царь идет в
поход, то печально, когда он оплакивает будто бы погибшую жену.
Музыка, рисующая царевича Гвидона, полна молодецкой удали, недаром его лейтмотив напоминает призывный клич. Другая тема, характеризующая Гвидона-мальчика (в первом действии), построена на интонациях детской песенки «Ладушки».
Довольно схожи музыкальные портреты Ткачихи, Поварихи и сватьи бабы Бабарихи. Их образы — олицетворение злого начала в опере. Римский-Корсаков не поручает им, в отличие от других героев, каких-нибудь пространных сольных номеров, они чаще поют в ансамблях, причем мелодической основой их вокальной
партии является скороговорка, очень удачно раскрывающая сущность характеров этих злых, сварливых и завистливых женщин. В их обрисовке намечаются уже
некоторые черты музыкальной сатиры, гротеска, которые так ярко воплощены в музыке «Золотого петушка».
Несколько более сложен образ царевны Лебеди. Он не нов в творчестве Римского-Корсакова. Лебедь родственна Снегурочке и Волхове из «Садко»—фантастическим его героиням, олицетворяющим близкую и доброжелательную людям природу. Царевна Лебедь — носительница основной идеи оперы: победы красоты, добра и справедливости над тупостью, хитростью и злом. Ее музыкальный образ дан сначала в оркестре;
он окружен ореолом чего-то чудесного, нереального.
Необычайность своей героини композитор подчеркивает красочностью гармоний, яркостью и выразительностью оркестрового колорита. Черты инструментальной
мелодики он вносит даже в ее вокальную партию, насыщая ее колоратурными руладами, как бы подражающими пению птиц.
«Птичий» облик Лебеди подчеркивается Римским-Корсаковым лишь до той поры, пока она не превращается в прекрасную девицу, полюбившую Гвидона.
Теперь композитор наделяет царевну Лебедь уже новыми чертами. Музыка, характеризующая ее, становится теплой, задушевной, в вокальной партии исчезают
инструментальные фиоритуры, она становится очень песенной.
Самая цельная и человечная героиня оперы — Милитриса, нежная и преданная, полная самоотверженной любви к Салтану и сыну, благодарная царевне Лебеди.
Этот глубоко лирический образ также не нов для Римского-Корсакова. Милитриса во многом напоминает Марфу из «Царской невесты» и, в свою очередь, предвосхищает Февронию из «Невидимого града Китежа». Благодаря Милитрисе вся опера становится более земной, реальной. Не случайно первое действие, главной героиней которого она является, наиболее глубоко и сердечно. Именно здесь в музыке
раскрываются большие человеческие чувства.
Значительное место в опере занимает народ. В «Сказке о царе Салтане» много небольших хоров и развернутых хоровых сцен, в которых жители Тмутаракани
и Леденца выражают свое отношение к происходящему (сочувствуют Милитрисе, славят порядки княжества Гвидона и т. д.). Новые, по сравнению с Пушкиным, персонажи оперы — Скоморох и Старый дед — также представляют народ, как бы олицетворяя его мысли и чувства.
Глубоко народен музыкальный язык оперы. Композитором широко использован фольклор: величальные, детские и колыбельные народные песни, присказки и
скороговорки. Мастерски обработанные, они становятся неотъемлемой частью всей музыкальной ткани оперы, являясь мелодической основой многих сольных, хоровых
и оркестровых эпизодов, в равной степени принадлежащих «реальным» и фантастическим персонажам.
Так, например, известная народная песня «Во саду ли, в огороде» использована Римским-Корсаковым в музыкальной характеристике сказочной белочки,
грызущей, на удивление царю Салтану и всем присутствующим, орехи с золотой скорлупкой; так, народная песня «Отдавала меня матушка» явно слышна в дуэте Старшей и Средней сестер в прологе оперы и т. д.
Народны по своему музыкальному языку и те страницы оперы, где нет подлинных мелодий. Это в первую очередь относится к хоровым эпизодам «Салтана», а также к музыкальным характеристикам Милитрисы, Скомороха и Старого деда.
В опере есть еще один своеобразный герой, который не числится в списке действующих лиц. Это море.
То грозное, то ласковое, оно сопутствует Милитрисе и Гвидону, сначала угрожая им, потом помогая спастись, найти свое счастье. Картины моря написаны в опере
мастерски. Один из величайших музыкальных маринистов – Римский-Корсаков вновь проявил себя здесь как превосходный музыкальный живописец.
Опера искрится яркостью красок, расцвечена меткими звукописными зарисовками. То слышится жужжание шмеля, то — шум веретена, то возникает переливчатый
колокольный звон, так похожий на настоящий и в то же время отнюдь не представляющий собой простое звукоподражание.
«Сказку о царе Салтане» с полным основанием можно назвать оперой симфонической. Ее музыка — это как бы единое музыкальное полотно, где одна большая сцена сменяет другую, продолжая и развивая единую сюжетно-музыкальную драматургическую
линию. Скрепляет музыкальную драматургию наличие непрерывно развивающихся и видоизменяющихся лейтмотивов.
«Салтан» написан в лучших традициях русской сказочной оперы, и прежде всего «Руслана и Людмилы» Глинки. Их роднит также использование в качестве сюжетной основы произведений Пушкина, горячо любимого обоими композиторами.
Впервые на сцене опера была поставлена в Москве, в частном театре Солодовникова, 21 октября 1900 года (ее премьера совпала с празднованием тридцатипятилетия
музыкальной деятельности Римского-Корсакова). Дирижировал известный русский композитор М. М. Ипполитов-Иванов. Декорации к спектаклю были написаны художником М. А. Врубелем. Партию царевны Лебеди пела его жена, первая исполнительница многих женских ролей в операх Римского-Корсакова — Н. И. Забела-Врубель. Публика восторженно встретила это новое сочинение композитора.
В Петербурге премьера «Салтана» состоялась 22 декабря 1902 года в Большом зале консерватории в исполнении певцов труппы У. Гвиди.
31 января 1908 года опера была показана в Киеве под управлением Е. Д. Эспозито.
На государственной сцене — в Большом театре в Москве — «Сказку о царе Салтане» впервые поставили только через пять лет после смерти Римского-Корсакова
(премьера — 5 октября 1913 года). Дирижировал Э. А. Купер, декорации были написаны К. А. Коровиным.
Царя Салтана пел Григорий Пирогов, царевну Лебедь — по очереди Е. А. Степанова и А. В. Нежданова. 2 марта 1915 года опера впервые прозвучала в Мариинском театре в Петербурге под управлением известного английского дирижера Альберта
Коутса. Режиссером обеих этих постановок был В. А. Лосский. После Великой Октябрьской социалистической революции он же осуществил новые театральные
редакции «Сказки о царе Салтане» на сценах ленинградского Театра оперы и балета имени С. М. Кирова, московского Большого театра, свердловского театра оперы и балета. В разное время опера шла также в Каунасе, Риге, Куйбышеве, Кёльне (ФРГ).
17 января 1959 года в Большом театре Союза ССР состоялась премьера «Сказки о царе Салтане» в новой сценической редакции (постановщик Г. П. Ансимов, дирижер В. В. Небольсин, художник В. К. Клементьев).
Царя Салтана пел И. И. Петров, Милитрису — Е. Ф. Смоленская, царевну Лебедь—В. М. Фирсова, Гвидона — В. В. Ивановский.
Созданная более полувека назад, «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова по-прежнему сохраняется в репертуаре театров, доставляя огромную радость и взрослым, и детям.
С. Зив

Действующие лица Введения:

Царь Салтан – Бас

Младшая сестра – Сопрано

Средняя сестра – Меццо-сопрано

Старшая сестра – Сопрано

Сватья баба Бабариха – Контральто

Действующие лица оперы:

Царь Салтан – Бас

Царица Милитриса (младшая сестра) – Сопрано

Ткачиха (средняя сестра)– Меццо-сопрано

Повариха (старшая сестра – Сопрано

Сватья баба Бабариха – Контральто

Ссылка на основную публикацию