Сочинение Образы отцов в романе Отцы и дети Тургенева

Cочинение «Образы “отцов” в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”»

Основной конфликт романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” заключается в идейном столкновении двух “поколений” русского общества: дворянского и разночинно-демократического.
Представителем молодого поколения в романе является разночинец Евгений Базаров, проповедующий нигилизм – учение об отрицании всяких принципов, принятых на веру. Его идейным противником в идеологическом споре являются братья Кирсановы, которые, по мнению самого автора, представляют собой лучшую часть дворянства того времени.
С Николаем Петровичем Кирсановым мы встречаемся на первой странице романа. “Барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах. ” – так рисует его автор. Николай Петрович имеет поместье в двести душ, которое он называет “фермой”. Помещик из него получился неважный, несмотря на то, что он ведет хозяйство на новый лад и “размежевался с крестьянами”. Он— нежный и любящий отец, искренне радуется приезду сына. “В кои-то веки дождался я Арка-ши. Я со вчерашнего дня и насмотреться на него не успел”. Во время жизни с сыном в Петербурге отец старается заводить знакомства с молодыми товарищами, но увлечения Аркадия Базаровым и его идеями он не понимает. “Но отвергать поэзию? – подумал он опять. – Не сочувствовать художеству, природе?”
Николай Петрович любит помечтать, читает Пушкина, играет на виолончели и восторгается природой – одним словом, живет чувствами. А Базаров высмеивает это: “Удивительное дело. — эти старенькие романтики! Разовьют в себе нервную систему до раздражения. ну, равновесие и нарушено”.
У Николая Петровича, в отличие от его брата Павла Петровича, мягкий характер, он многое прощает Базарову и даже защищает его: “Нет, брат, ты этого не говори: Базаров умен и знающ”.
Павел Петрович является во многом противоположностью своему брату. Он, бывший светский лев, также живет чувствами. Но если Николаю Петровичу любовь дает счастье и смысл жизни, то в судьбе Павла Петровича любовь к княгине Р. сыграла роковую роль. Отличают его от брата и такие качества, как высокомерие, самоуверенность и насмешливость.
Павел Петрович – аристократ до мозга костей. Он всегда безупречно одет и выбрит, надушен великолепным одеколоном. Автор так описывает старшего брата Кирсанова:
“. Человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки. На вид ему было лет сорок пять; его красиво остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно привлекательное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной. ”
Павел Петрович стоит на славянофильских позициях, но при этом одевается в английский костюм, а при разговоре с мужиками “морщится и нюхает одеколон”. В округе его считают гордецом, но уважают за его великолепные манеры. Павел Петрович дразнит “помещиков старого покроя либеральными выходками” и не сближается с представителями молодого поколения.
В спорах Базаров легко побеждает Кирсановых, которые не могут дать достойный отпор молодому поколению в лице Базарова, энергичному и знающему человеку, который с иронией относится к “старичкам Кирсановым”. Дядю Аркадия он считает “архаичным явлением”, а Николая Петровича— “отставным человеком”.
Взгляды Базарова не выдерживают испытания любовью, он с негодованием чувствует, что отрицаемая им ранее “романтика” берет в нем верх. Герой умирает по глупой случайности, пережив перед этим кризис своего столь прочного прежде мировоззрения.
Кто же победил в споре? За кем пойдет Аркадий, молодой представитель дворянства?
Но он выбрал жизнь, подобную жизни отца. Кровные узы оказались сильнее всякого нигилизма. Он женится, хозяйствует в имении, продолжая дело своего отца.
Тургенев в романе “Отцы и дети” показал, что дворянство перестает быть передовым классом в обществе. В России нарождается новая сила, имя которой нигилизм. Но автор в этой силе не видит ничего позитивного, а только одно разрушение и отрицание, которые ни к чему хорошему не ведут. При этом Базаров симпатичен и автору, и читателю своей энергией, трудолюбием, целеустремленностью, преданностью своим убеждениям.

Сочинение: Образы «отцов» в романе «Отцы и дети» (И. С. Тургенев)

(610 слов) В романе И.С. Тургенева описана Россия накануне великих преобразований, пребывающая в предвкушении перемен к лучшему. В то время каждый человек, считающий себя достойным гражданином, высказывал различные мысли и мнения о сути новых реформ, их методах, целях. Общество разделилось на два вполне обозначенных лагеря: умеренных либералов вкупе с консерваторами, а также радикальных революционеров-народников.

В произведении два лагеря представлены двумя разными поколениями. Единственный настоящий представитель “молодого мира” – нигилист Евгений Васильевич Базаров, юноша, верящий только в науку и не признающий авторитетов. “Старый мир” более многочислен: к нему относятся и Павел Петрович Кирсанов, и его брат Николай, и родители Базарова, и даже молодой Аркадий Кирсанов.

Павел Петрович, наверное, может считаться самым главным в этом лагере и самым ярым противником Базарова. Он – противоположность Евгения во всём, главным образом – во взгляде не жизнь. Он, в отличие от отвергающего всё нигилиста, в своих мыслях и поступках старается опираться на общепринятые авторитеты, «принсипы» (“Мы, люди старого века, мы полагаем, что без прин-сипов. шагу ступить, дохнуть нельзя”). Самыми важными из них он считает идеалы чести дворянина. Кирсанов мыслит достаточно либерально, как модно было мыслить в то время. Он много рассуждает о пользе для государства тех или иных изменений, а эталоном преуспевающей и благополучной страны считает Великобританию. Павел Петрович старается поступать в соответствии с правилами чести, которым подчиняются так любимые им английские лорды. И, по сути своей, действия его совсем не плохи или бесполезны: он нередко давал брату советы относительно управления имением, выручал его добрым словом или давал деньги. Павел Петрович много говорит о единении с народом, о его значимости, за что и подвергается насмешкам Базарова, который считает все доводы Кирсанова надуманными, притворными. Евгений видит в нём бесхарактерного и бездеятельного человека, а эти качества он в людях не любит более всего. Несмотря на его очевидные недостатки, Павла Петровича никак нельзя назвать плохим человеком. Он твёрдо придерживается своих убеждений, любит брата и племянника, старается помогать в управлении усадьбой, уважительно относится к каждому человеку. Если же говорить о манере Павла Петровича говорить, то она более чем необычна. В его монологах и рассуждениях часто встречаются иностранные обороты, а русские слова он любит произносить на французский манер, как было популярно в эпоху его молодости.

Другим ярким представителем «отцов» является Николай Кирсанов. В отличие от своего брата Павла, он никогда не был приверженцем старых взглядов, наоборот, всегда стремится жить в ногу со временем. Он проводит в своей деревне масштабные изменения, закупает современное оборудование, пытается использовать наёмный труд. Но все его старания заканчиваются провалом, и имение постепенно приходит в запустение. Бедность жителей проистекает не от жестокости помещика, а от его изобилующей либеральности. Когда Базаров в разговоре с Аркадием говорит, что «песенка Николая Петровича спета», Кирсанов-отец, немного поразмыслив, соглашается с этим. В общении с Базаровым он ещё сильнее уверовал в то, что взгляды молодых более полезны и надёжны, и что он только должен от них не отставать. Но слепая вера в новые идеалы не делает его глупым, злым, грубым. Напротив, Николай Петрович обладает прекрасным характером, он добр и радушен, чуток и щедр. Он восхищается Пушкиным, прогуливается в парке, наслаждаясь природой, музицирует. Мне кажется, он просто создан для тихой, уединённой жизни в своём доме.

Читайте также:  Образ и характеристика князя Всеволода в Слове о полку Игореве сочинение

Аркадий Кирсанов, сын Николая, в произведении изначально представляется нам представителем «детей», которым он соответствует и по возрасту, и по взглядам. Но со временем читатель понимает, что Аркадий очень сильно похож на отца, а все его нигилистические убеждения были лишь следствием общения с Базаровым. В финале он женится и, скорее всего, повторит судьбу своего отца.

Описывая семью Кирсановых, автор демонстрирует положение, в которое дворяне попали или вскоре попадут из-за реформ. Бессмысленная деятельность или вовсе её отсутствие, неопределённость взглядов… Тургенев говорил, что в «Отцах и детях» показал лучших представителей этого сословия. Если даже они не могут приспособиться к новым реалиям, то остальная часть дворянства и подавно.

Сочинение: Образы отцов в романе И. С. Тургенева Отцы и дети 2

Образы «отцов» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Автор: Тургенев И.С.

В своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев отобразил общественные процессы в России 59-60-х годы XIX столетия. В это время главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть преобразования, чтобы улучшить жизнь народа, ибо все приходили к пониманию необходимости изменить существующие и изживающие себя порядки. По отношению к этому вопросу общество разделилось на два лагеря: революционеров-демократов и либералов в союзе с консерваторами.

В романе И. С. Тургенев представил эти два лагеря как мир “отцов” и “детей”. Единственным представителем поколения “детей” является Евгений Базаров, молодой человек, закончивший университет, увлекающийся медициной и естественными науками. К противоположному лагерю относятся братья Кирсановы – Николай Петрович и Павел Петрович, родители Базарова, а также Аркадий Кирсанов, представитель молодого поколения дворянства.

Павел Петрович Кирсанов, военный в отставке, бывший светский лев, является антагонистом Базарова, его идейным противником. Если Евгений – нигилист, то есть человек, не верящий в авторитеты и отвергающий принципы, то Павел Петрович, напротив, не мыслит своей жизни без “принсипов” и авторитетов. “Мы, люди старого века, мы полагаем, что без прин-сипов. шагу ступить, дохнуть нельзя”, – говорит он. Павел Петрович -представитель либерального движения, склоняющийся К консерватизму. Больше всего он преклоняется перед английским аристократизмом. Для него идеал государства – Англия. Павел Петрович считает себя полезным человеком: он иногда заступается за крестьян перед братом, несколько раз одалживал ему деньги, когда имение стояло на грани разорения. Но Базаров упрекает его в том, что, рассуждая о народе, Павел Петрович не способен действовать, он “сидит сложа руки”, а маской неудачливого человека с разбитой судьбой прикрывает свою несостоятельность и бездейственность. Впрочем, Павел Петрович по-своему достойный человек: он любит брата и племянника, уважительно относится к Фенечке, благороден в своих поступках, безукоризненно вежлив. К сожалению, практицизм не является отличительным качеством этого дворянина: видя, что нововведения брата только лишь расстраивают имение, он не может ничего предпринять, чтобы поправить дела. Павел Петрович не соглашается с тем, что “его песенка спета”, он убежден в том, что “дети” не правы и что его идеи гораздо правильнее, чем их. Речь Павла Петровича своеобразна. Он часто употребляет иностранные слова, русские же говорит на французский манер, вместо общепринятых “этим” и “это” говорит “эфтим” и “эфто”. Его речь изобилует выражениями типа “считаю своим долгом”, “не соблаговолите ли вы. ” и т. д.

Брат Павла Петровича, Николай Петрович, дворянин, отец семейства и либерал, также является представителем “отцов”. Он либерал и гордится этим. “Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел. ; читаю, учусь, стараюсь встать вровень с современными требованиями. ” Но все его модные преобразования лишь расстраивают имение. Тургенев показывает картину бедности, отсталости народа: “пруды с худыми плотинами”, деревеньки с “до половины разметанными крышами”, мужички, “обтерханные, на плохих клячонках”. Подслушав слова Базарова о том, что “его песенка спета”, Николай Петрович соглашается с этим, не протестуя. Он охотно поверил в то, что идеи молодежи более современны и полезны. Николай Петрович прекрасный, заботливый и любящий отец, внимательный брат, чуткий и тактичный человек. То, что в сорокалетнем возрасте он играет на виолончели, читает Пушкина и восхищается природой, не вызывает у нас возмущения и непонимания, как у Базарова, но лишь улыбку умиления. Николай Петрович – человек, созданный для семейного счастья, для тихой жизни в своем имении.

Его сын Аркадий, только что закончивший университет, что называется, сын своего отца. Вначале он увлекся идеями Базарова, но, в конце концов, мы видим, что он был лишь временный попутчик молодого нигилиста и в дальнейшем повторит судьбу своего отца.

Итак, на примере образов Кирсановых Тургенев показывает то положение, в котором находилось дворянство пореформенной Руси, их неумение приспособиться к новым условиям, бесплодность их деятельности. Сам Тургенев писал, что он показал “сливки” дворянского общества. Если уж лучшие из дворян не могут выжить в новых условиях, то что же говорить о всех остальных.

Образы отцов в романе Отцы и дети Тургенева сочинение

Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» повествует нам о столкновении двух совершенно разных поколений, существовавших в российском обществе незадолго до времени «Великих реформ» Александра Второго. С одной стороны «отцы» – представители старого консервативного поколения, дворянство и аристократия. С другой «дети» – молодое, демократически настроенное поколение, отрицающее и критикующее взгляды и идеи «отцов».

Старое поколение представлено в романе главным образом братьями Павлом и Николаем Кирсановыми, а так же несколькими другими персонажами (как, например, Василий Иванович – отец главного представителя нового поколения, Евгения Базарова), которые, однако не так важны для сюжета, как братья Кирсановы.

Николай Петрович Кирсанов предстаёт перед нами с первых же страниц. Он владеет поместьем, которое сам называет фермой. Николай придерживается либерально-консервативных взглядов, он искрение верит идеалам прошлого, верит в любить и семью (что наглядно подтверждается его отношением к своему сыну, Аркадию, и к брату, Павлу). Его расхождения во взглядах с нигилистом Евгением Базаровым так же видны с первых страниц – Николай Петрович просто не понимает, как можно не любить стихи и не восхищаться поэзией. Сам он является довольно романтичной и мягкой натурой, любит Пушкина и прогулки на природе. Однако, несмотря на явные идеологические различия с Базаровым и даже некоторые насмешки с его стороны, Николай Петрович не вступает с ним в полемику, признавая, что старое поколение уже в прошлом, и будущее определять и формировать молодым людям, таким как Аркадий и Евгений.

Его брат, Павел Петрович Кирсанов – бывший военный и светский человек, переехавший в деревню к Николаю Петровичу после неудачной любви к некой княгине Р.. Как и брат, он – либерал и консерватор, однако он более жесткий в суждениях и активно навязывает свои взгляды молодежи, а конкретно – веру в идеалы и традиции прошлого, в любовь и понятия чести. Именно превосходство и «бессмертность» таких взглядов он активно доказывает нигилисту Базарову, что вызывает между ними массу споров.

Внешне Павел Петрович всегда выбрит и одет с иголочки, отличается изысканными манерами, в речи использует множество слов из иностранных языков (особенно из английского, поскольку из всех западных стран Павел больше всего почитает Англию). Так же как и брат, Павел искреннее и сильно любит свою семью, это видно в его поведении по отношению к Николаю и племяннику Аркадию. Несмотря на такую положительную характеристику, в образе Павла Петровича есть и минусы – его поведение довольно высокомерно, а «любовь» к крестьянству наигранна и неискренна (это видит Базаров, отмечая, что в общении с крестьянами он «нюхает одеколон»).

2 вариант

Известный роман Ивана Сергеевича создан для того, чтобы показать смен времен и обществ, в нем живущих. Здесь нет акцента на семейные узы, как таковые. Как отцам относятся люди, выросшие в эпоху дворянства и защищающие их принципы. Дети же представляют новое веяние, которые появилось совсем не давно, в сути своей является разночинством. Романа автора отображает историческое время, которое затрагивает 1850-1860 года. Это времена царской России.

Самым ярким и ярым представителем так называемых «детей» является Евгений Базаров. Это молодой человек, занимающийся медициной, он очень увлечен всеми естественными науками. У Евгения есть своя философия жизни, которую он везде продвигает. Из-за чего у героя постоянно происходят споры и столкновения со страшим поколением. Он же привык высмеивать их образ жизни, их понимания и мировоззрения. Эти факты очень раздражают «отцов». Когда их собственные дети начинают увлекаться нигилизмом, отцы начинают волноваться. Нигилизм и есть философия Базарова. Для молодых людей это новое веяние было очень интересно. Молодежь очень увлекался этими идеями, однако, не все становились на этот путь.

Особенно яркие состязания Евгений проводит с Павлом Петровичем Кирсановым, это дядя его друга. Павел Петрович является представителем дворянского рода, который построен на идеях консерватизма. Это военный человек, у него всё базируется на авторитетности и принципах. Он уверен, что будущее не может обойтись без добрых традиций. Герой очень любит своих близких людей.

Николай Петрович – консервативный человек, выросший на твердых принципах. Отец своего семейства, любит свое родство и заботится о нем. Николай Петрович по своей натуре романтик, очень любит стихи Александра Сергеевича и также восторгается природой. Сей факт постоянно критикует и высмеивает Базаров. Герою не до своего хозяйства, этот момент Евгений тоже не оставляет незамеченным. Герой очень добр, он заботливый и любящий отец. Герой соглашается с тем, что будущее принадлежит молодежи.

Также к представителям «отцов» относятся и родители самого Базарова. Они хранили и чтили традиции. Примечательно, что даже похороны младшего Базарова проходили по православным канонам. Несмотря на то, что Евгений не признавал этого.

Иван Сергеевич показал, как сменялись времена. На смену дворянских устоев пришли новые веяния, понимания и убеждения. Каждое поколение имеет свои недостатки. К сожалению, в каждом последующем их становится только больше.

Также читают:

Картинка к сочинению Образы отцов в романе Отцы и дети

Популярные сегодня темы

Каждый человек индивидуален. У каждого есть свои предпочтения, желания и потребности. С детства родители закладывают в нас самые лучшие качества, стараются сделать нас хорошими

Петр Гринев это один из главных героев произведения, Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Он офицер, ему шестнадцать лет и он служит в Белгородской крепости

Каждому человеку доводилось слышать такую фразу, как братья наши меньшие. Но кто они? Догадаться, конечно, не сложно – это любимые всеми животные. Видимо это выражение стало популярным в те годы

Своеобразной базой произведения «Маленький принц» нередко называют «Планету людей», поскольку сюжет обоих творений схож – только в первом случае мальчик присутствует на неведомой планете один

История ведется от первого лица. Этим лицом является главный герой – петербургский мечтатель и романтик. Он рассказывает читателям о событиях, которые произошли с ним пятнадцать лет тому назад.

Мир «отцов» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» (Литература XIX века)

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1862 году. Уже судя по самому названию произведения читатель может предположить, что основные столкновения будут происходить между «отцам» и «детьми». Действительно, конфликт разворачивается между нигилистами в лице Базарова и хранителями культурных традиций, которыми являются Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы, а также родители Базарова.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Собственно, они и представляют мир «отцов».

Николай Петрович Кирсанов – отец Аркадия. Впервые читатель знакомится с Николаем Петровичем, когда тот ожидает приезд своего сына. Он заметно волнуется, ведь не знает, каким приедет Аркадий. Николай Петрович старается следовать прогрессивным идеям, он даже заводит знакомства с друзьями Аркадия, чтобы не отставать от молодого поколения. Однако попытки «встать в ровень с современными требованиями» не увенчиваются успехом. Так, в то время было популярно мировоззрение, которое называлось «нигилизм», согласно которому отрицались общепринятые нормы, правила, принципы и авторитеты. Николай Петрович понимает нигилизм следующим образом: это мировоззрение, которое учит ничего не признавать и ни с чем не соглашаться. Герой романа старается следовать прогрессивным взглядам, однако он не может понять их в полной мере. Николай Петрович – мечтательна и романтическая личность. Он играет на виолончели и с удовольствием читает Пушкина, что не нравится Базарову. В одной из сцен Евгений говорит Аркадию: «Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время! Дай ему что-нибудь дельное почитать». То есть, на тот момент поэзия считалась «ерундой» среди молодых людей, что никак не может принять Николай Петрович. Тургенев же положительно, но в то же время и сочувственно относится к этому представителю мира «отцов». Автор подчеркивает наивность и отсталость героя, но в то же время отождествляет его с ним.

Павел Петрович Кирсанов также относится к миру «отцов». Он является олицетворением аристократизма и высшего дворянства. В молодости он вел светскую жизнь, был настоящим «светским львом». Но история с княгиней Р. изменила его судьбу. Несмотря на абсолютно противоположный образ жизни, Павел Петрович искренне любит своего брата и племянника, он также благосклонно относится к Фенечке, что характеризует его с лучшей стороны. Идеи Павла Петровича и Базарова резко противопоставлены друг другу. С первого дня их встречи между этими героями возникло чувство неприязни. Между Базаровым и Павлом Петровичем не раз происходили «схватки», где герои спорили о дворянстве, о русском народе, о нигилизме и об искусстве. Во всех этих спорах представитель мира «отцов» проповедует квасной патриотизм, восхваляя все русское. Также в подобных «схватках» у Павла Петровича проявляется такая черта, как упрямство, которое иногда доводит до смешного. То есть, Павел Петрович не хочет и не может принять прогрессивные идеи, предпочитая жить как истинный аристократ.

Также представителями мира «отцов» являют родители Базарова. Василий Иванович – отец Евгения. Он был полковым лекарем, а сейчас бесплатно оказывает помощь крестьянам. У Василия Ивановича всего лишь 22 души, однако он «посадил мужиков на оброк», что говорит о том, что он пытается следовать современным идеям. Но в этой же главе отец Базарова говорит: «Но мы, например, и о френологии имеем понятие». Френология – это псевдонаука, которая процветала в середине XVIII века. То есть, Василий Иванович остался где-то в прошлом. Арина Власьевна – мать Базарова. Она очень суеверная и чувствительная женщина. Героиня верит в приметы и гадания и лучше всего разбирается в хозяйстве. Тургенев пишет о ней: «Арина Власьевна была настоящая русская дворяночка прежнего времени; ей бы следовало жить лет за двести, в старомосковские времена». Действительно, качества, которыми обладает Арина Власьевна, в те времена уже не почитались. Отец и мать очень любят Базарова, однако он не могут разделить его взглядов и понять их. Тургенев, хотя и подчеркивает отсталость Василия Ивановича и Арины Власьевны, симпатизирует им. Также автор проводит такую мысль: дети могут уйти далеко вперед во взглядах, однако родители будут всегда любить своего ребенка, несмотря ни на что.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что И.С. Тургенев симпатизирует миру отцов в романе «Отцы и дети». Он не идеализирует этот мир, а подчеркивает его отсталость, осознавая свою принадлежность к нему.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id44471

Поколение «отцов» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети

По поводу идейного содержания романа «Отцы и дети» Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Сладость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко. Они лучшие из дворян – и именно потому выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».

Павел Петрович Кирсанов изображен как барин-аристократ с прекрасными манерами, тщательно следящий за своим внешним видом и исполнением дворянского этикета. Он сын генерала, служил в столице гвардейским офицером, мог сделать блестящую карьеру. Трагическая любовь к пустой светской красавице перевернула его жизнь, он уехал в имение, где живет с братом Николаем Петровичем.

Во взглядах Павла Петровича смешались западничество и славянофильство. В молодости он причислял себя к либералам. Русский народ Кирсанов считает патриархальным. Народ, по его мнению, «чтит предания», «не может жить без веры», но, разговаривая с мужиками, Павел Петрович «морщится и нюхает одеколон». Любовь к народу символизирует для него пепельница в виде крестьянского лаптя, стоящая на столе. Тургенев изображает любующегося собой аристократа, активная жизнь которого в прошлом. Автор уточняет: «Да и был он мертвец».

Появление Базарова, человека противоположных взглядов и устремлений, внесло в тихую, безмятежную жизнь «отцов» беспокойство и раздражение. Базаров презирает ценности дворянского класса, живет по своим законам. Даже лакей Прокофьич, привыкший к привычкам «настоящих господ», возмущен грубыми манерами гостя, которого привез Аркадий. Свой немыслимый балахон с кистями Базаров называет «одежонкой», будучи в гостях, ведет себя вызывающе с хозяевами.

Старший Кирсанов с первого взгляда «всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем; он подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его – его, Павла Кирсанова!» Кирсанов убежден, что живет правильно и достоин уважения. Он тепло относится к брату, Фенечке, племяннику Аркадию. Он способен на большое чувство, честен и благороден. После дуэли Кирсанов признает силу характера Базарова и отмечает мужество, с которым тот держался.

Заявления Базарова перечеркивают всю его жизнь. Оказывается, по мнению молодого нигилиста, Павел Петрович – «феодал», «архаическое явление», жизнь его – «пустота и распущенность», его «принсипы» – пустые слова человека, который «сидит сложа руки». В ответ Кирсанов бросается защищать аристократов и дворянство в целом. Он все-таки находит слабое место в жизненной философии Базарова, который предлагает все старое разрушить. Кирсанов совершенно справедливо замечает: «Вы все отрицаете… Да ведь надобно же и строить». Базаров отвечает: «Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить». Так Тургенев определяет суть нигилизма – разрушать, не заботясь о будущем. Базаров формулирует так: «Мы… решили ни за что не приниматься… И ругаться… И это называется нигилизмом».

Павел Петрович поражен кощунственными заявлениями Базарова о бесполезности культуры, искусства, поэзии, веры. Для него, как и для Тургенева, это были святые для разумного человека понятия. В этом Павел Петрович абсолютно прав. Спор двух представителей разных «исторических» типов обнажает внутреннюю пустоту убеждений одного и другого. За их словами ничего не стоит. «Отцы» уже все потеряли, «дети» – ничего позитивного не нашли.

Представителем поколения «отцов» является и Николай Петрович Кирсанов. Он добряк по натуре, спокойный, уравновешенный человек, любитель игры на виолончели. Вокруг него любящие его люди, счастье с Фенечкой и ребенком, хороший сын Аркадий. Но в целом жизнь его проходит в мелких житейских хлопотах. Николай Петрович сопротивляется распаду дворянской системы, пытается обустроить имение, не отстать от жизни, но «песенка его спета», он «человек отставной». Он, как истинный барин, во всех своих начинаниях демонстрирует полную неприспособленность к жизни. К резким заявлениям Базарова он относится с недоумением. Как можно не любить музыку, природу? Николай Петрович в душе сомневается, что Базаров на самом деле не чувствует прелести окружающего мира, склонен терпимо относиться к его заблуждениям.

Аркадий Кирсанов, несмотря на молодость, также по взглядам принадлежит к поколению «отцов». Его захватили бунтарские речи Базарова, он уважает в друге целеустремленность и стойкость, но характер у него добрый, покладистый, он не может быть лидером, только ведомым. Аркадий с молоком матери впитал идеологию и жизненные устои дворянства, ему привычны роскошь, покой и безмятежная жизнь дворянина. Он любит Катеньку Одинцову, счастлив с семьей, его вполне устраивает жизнь помещика. Из попытки подражать Базарову у Аркадия ничего не вышло. Он разочаровывается в идеях нигилизма.

Самыми трогательными в романе нарисованы старики Базаровы. Они простые, добрые люди, скромные великие труженики. Сына своего обожают, гордятся им, готовы все для него сделать. Отец Базарова – штаб-лекарь, служил во время Отечественной войны 1812 года. Он был знаком с участниками декабрьского восстания, помнит о них, с уважением о них отзывается. Вся жизнь его – созидательный труд. В саду он «сам каждое деревце сажал», с утра он уже с лопатой в руках. Отец Базаров в ущерб себе провел прогрессивные реформы и отдал землю крестьянам, о чем не жалел, а, напротив, гордился этим поступком. Мать Базарова Тургенев описывает с большой симпатией: «настоящая русская дворяночка». Она «с подчиненными обходилась ласково и кротко, ни одного нищего не пропускала без подачки и никогда никого не осуждала, хоть и сплетничала подчас». Базаров очень любит стариков, хоть и не показывает этого. Перед смертью он просит Одинцову позаботиться о стариках, потому что «…таких людей, как они, в нашем большом свете днем с огнем не сыскать». Семья заложила в Базарове истинные нравственные ценности, которые не в силах изменить никакие новые веяния. Тургенев с огромной силой таланта изображает горе родителей, потерявших молодого, полного сил сына. Автор подчеркивает, насколько важна связь между поколениями и как важно ее сохранять.

Ссылка на основную публикацию
Название: Образы отцов в романе И. С. Тургенева Отцы и дети 2
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 21:10:09 08 марта 2011 Похожие работы
Просмотров: 26 Комментариев: 14 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать