Сочинение Описание бала (рассказ После бала Толстого)

Описание бала в рассказе После бала Толстого

Иван Васильевич, от чьего имени ведётся рассказ, был приглашён на губернский бал в последний день масленицы. Он описывает бал в радужных красках. Герой был влюблён, и всё ему казалось преувеличенно прекрасным: и принимающая гостей чета старичков-хлебосолов, он – предводитель дворянства и камергер; она – дама в бриллиантах, с бюстом, напоминающим портрет императрицы Елизаветы; и сам праздник вызывал восторг.

Бал был великолепный: прекрасный зал с балконом, на котором играл знаменитый крепостной оркестр; замечательный буфет и море шампанского, которого Иван Васильевич не пил, так как был пьян от любви. Зато он до упаду танцевал вальсы, польки, кадрили, чаще всего с Варенькой, в которую был влюблён.

На ней было белое платье, розовый пояс подчёркивал тонкую фигурку. Сияюще белыми были и лайковые перчатки до локтей, и атласные башмачки. Хотя мазурку герой танцевал не с Варенькой, но видел из любого конца залы только её белое платье, прехваченное розовым поясом, ласковые милые глаза на разрумянившемся, с ямочками, сияющем лице.

Все любовались этой юной красавицей. Она отдавала предпочтение герою рассказа, выбирала его во время танца, просила повторить тур вальса ещё и ещё.

В то время как в зале танцевали, в гостиных любители игры сидели за карточными столами. К трём часам ночи должны были подавать ужин. Бегали с подносами лакеи. Главные герои не могли натанцеваться. Разлучаясь на время ужина, Иван Васильевич попросил Варю оставить за ним кадриль и не хотел расставаться с её веером, который оказался у него в руках. Она, оторвав одно пёрышко, протянула ему. Герой был в восторге от этого знака, что его любят.

Центром первой части рассказа, в которой описывается бал, является сцена танца Вареньки с отцом.

В ожидании ужина все гости стали просили станцевать статного полковника. Он был высокого роста, в военной форме с эполетами. Хозяйка бала обратилась к Варе с просьбой уговорить отца пройтись с нею в танце.

Иван Васильевич рассматривал полковника с интересом. Его звали Пётр Владиславович, он был свежим, красивым, седым стариком, прекрасно сложенным, с выправкой служаки николаевских времён, с по-николаевски же подкрученными усами, белыми бакенбардами, зачесанными наперёд висками. По-военному выпячивающуюся грудь небогато украшало несколько орденов. На лице, как и у дочери, и в губах, и в блестевших глазах была радостная, ласковая улыбка.

Он отказывался танцевать, но затем с улыбкой согласился; снял шпагу, надел на правую руку перчатку, сказав: «Надо всё по закону». Видно было, что он когда-то прекрасно танцевал, но утратил лёгкость и упругость молодости. Всё же он ловко вместе с дочерью сделал два круга мазурки. Варенька грациозно двигалась, подстраивая свои шажки под поступь отца. Все гости с умилением любовались отцом и дочкой, а в конце благодарили их громкими аплодисментами.

Иван Васильевич же отметил для себя одну деталь, которая его очень растрогала: на полковнике были не модные остроносые сапоги, а старомодные, без каблуков, и с четырёхугольными носками, очевидно, сшитые армейским сапожником. Эта экономия на собственных сапогах ради того, чтобы наряжать и вывозить дочь, вызвала у героя умилительно-восторженное чувство.

Иван Васильевич был так счастлив на балу, что любил весь мир, и одного боялся – чтобы что-то не разрушило его счастья.

2 вариант

Наша жизнь интересна и непредсказуема. Что готовит судьба человеку? Как же это прекрасно – жить, познавать мир вокруг, знакомиться, любить, ошибаться, разочаровываться. Очень часто первое впечатление о человеке бывает ошибочным– и хорошо если сначала кажется человек «плохим»,а знакомясь ближе, понимаешь, как же ошибался. В жизни зачастую происходит наоборот… Именно об этом рассказ «После бала» Льва Толстого.

Услышав слово «бал», человек представляет что- то приятное, праздничное, атмосферное. Особенно это было актуально для молодого поколения той эпохи, когда приглашение на бал– это значимое событие. Главный герой произведения «После бала» получил приглашение на бал от предводителя губернии, зная, что и он, и его жена люди простодушные и гостеприимные, с удовольствием согласился. И не ошибся. Гости – лучшие представители знати, великолепно украшенный зал, балкон, на котором разместился оркестр из крепостных музыкантов, богато накрытый стол и пьянящее шампанское, текущее рекой.

Иван Васильевич не пил, он и так был пьян от любви. Варенька, предмет его обожания, тоже была на балу. Одета в легкое белое, а розовый пояс подчеркивал тоненькую фигурку. Ослепительными были белоснежные перчатки и туфельки из атласа. Мазурку Иван Васильевич танцевал не с Варенькой, но видел ее из любого конца зала и не мог отвести взгляд от сияющих глаз, на румяном личике с милыми ямочками.

Во время танцев, ею любовались все без исключения. Она же отдавала предпочтение Ивану Васильевичу, выбирая его руку для танца, с просьбой повторить тур вальса снова и снова.

Тем , кто танцевать не хотел, в гостиной были накрыты столы для карточных игр. Там было шумно и витал дым душистых сигар. Около трех ночи ожидался ужин – везде сновали слуги с подносами. А Варенька со своим кавалером никак не могли расстаться. Иван Васильевич попросил оставить за ним кадриль и никак не отдавал ее веер, случайно оказавшийся у него в руках. В знак своей любви Варя оторвала перышко от веера и протянула любимому. Оба были счастливы, понимая, что чувства взаимны. И вот кульминация праздника, с Варей танцует ее отец – полковник. Зазвучала мазурка и пары «поплыли» в танце. Несмотря на возраст, Петр Владиславович, кружил дочь с молодецкой удалью. По окончанию танца, под аплодисменты, полковник подвел дочь к Ивану Васильевичу. В тот момент влюбленным казалось, что на Земле нет места несчастиям и печалям. Они искренне любили весь мир и друг друга, не подозревая, что завтра эта сказка закончится.

Также читают:

Картинка к сочинению Описание бала в рассказе После бала

Популярные сегодня темы

Прекрасный русский писатель Иван Алексеевич Бунин прославился, написав большое количество глубокомысленных произведений. К таким произведениям относится рассказ «Кукушка». Анализ данного произведения представлен в этой статье.

В «Мёртвых душах» Гоголь беспощадно обличает пороки крепостнического строя. Чтобы раскрыть замысел произведения, автор сатирически изобразил помещиков – крепостников и дал каждому меткую характеристику.

«Ревизор» Н.В. Гоголя ‒ комедия разоблачений. В ней автор показывает, как организован мир недобросовестных чиновников, не выполняющих свои служебные обязанности, и то, что отсутствие несерьезного отношения к своей работе в итоге

Всем нам знаком великий русский поэт Серебряного века Сергей Александрович Есенин. Расцвет его творчества пришёлся на первую четверть прошлого века. Стихи Сергея Есенина найдут отклик в душе каждого русского человека.

Книга «Портрет Дориана Грея» повествует о юном натурщике Дориане, обладающем красивой внешностью, портрет которого пишет его друг художник. В мастерского художника он знакомится с Генри Уоттоном

Сочинение После бала по рассказу Толстого (8 класс)

В рассказе Л.Н. Толстого «После бала» описана проблема дворянского сословия и бесправие низшего общества, нравственность людей.

Главный герой Иван Васильевич становится наблюдателем двух противоречивых сцен, произошедших в столь короткий период. Бал и утро после бала. Слово «утро» несет в себе светлую, свежую, ясную мысль. «После» – как послевкусие, в данном контексте горькое, противное.

Чудесный бал вырисовывается красотой дворянского общества, изысканными манерами, обходительностью между людьми, равными по сословию. Восемнадцатилетняя Варенька прелестна, величественна, имеет царский вид. Ее милое, сияющее лицо приводит в восторг Ивана Васильевича. Он испытывает самые нежные чувства, сравнивает себя с существом, не знающим зла и способным на одно добро. Любовь к Вареньке распространяется на всех окружающих. Их танец, да и сам отец, вызывают у Ивана Васильевича умиление. Дочь гордится отцом, радуется ему.

Наказание беглого татарина произошло утром в первый день Великого поста. Не даром в произведении упоминается, что бал был в прощеное воскресение. Масленичная неделя готовит к началу духовного и физического очищения. Страдания татарина сравниваются с Голгофой.

В мыслях Ивана Васильевича переплетается прекрасная музыка бала и визгливый писк, воздушные па с грубыми шагами солдат. Полковник с милой улыбкой предстает пред ним другой стороной. При встрече с ним Иван Васильевич испытывает стыд. Полковник сделал вид, что не знает его. Так делают двуличные люди, которые хотят скрыть под маской добродушия свою жестокость. Отец любит дочь и не хочет, чтобы она знала о его бесчеловечности. За культурными разговорами скрывается жестокий, безжалостный, грубый человек.

На сердце Ивана Васильевича тоска от увиденного. Он не понимает происходящего. Общественные условия, которым просто подчинялся генерал, признавались всеми необходимым. Горечь и разочарование главного героя указывают на горечь всей царской России.

Главный герой живет христианскими ценностями, несмотря на его богатство и происхождение. Иван Васильевич меняет всё в своей жизни, отказывается поступать на военную службу, как хотел прежде, делать карьеру. Действия генерала, казалось бы, происходят под влиянием среды. Но личная совесть делает человека нравственным. Каждый человек живет по своим убеждениям, у него есть выбор, как поступить.

Вариант 2 (сочинение)

Это одно из последних произведений автора. В данном рассказе описывается драматическое событие – наказание. Событие описывается глазами приличного, благородного и честного человека-очевидца. Герой искренне полюбил девушку. Но после того, как он увидел истинное лицо отца девушки, он не смог этого простить. Его чувства понемногу начали угасать, а мечта разрушилась.

Читайте также:  Анализ произведения Брэдбери Каникулы

Иван Васильевич искренний и благородный. Он предпочитает жить в гармонии со всем миром и с самим собой. В людях он также предпочитает видеть только хорошие качества и достоинства. Иван Васильевич молод и счастлив, мечтает стать военным. Герой видит танцующего полковника на балу. Полковник довольно галантен и обходителен с людьми, с его лица не спадает приятная улыбка. Но вскоре, Иван Васильевич становится свидетелем страшной ситуации. Истинное лицо и двуличие отца возлюбленной сильно потрясли героя. Его настигла ненависть по отношению к человеку, бьющего по лицу молодого солдата и ругающего его за то, что тот не сделал преступнику еще больнее. Спина бедного татарина была окровавлена, но полковнику этого было мало.

Нравственно чистый и совестливый Иван Васильевич не смог понять и оправдать такую жестокость и жажду крови полковника. Главному герою стыдно за поступок этого человека. Любящий и нежный отец своей дочери, который мило танцует с ней, на следующий день предстает уже в образе жестокого, злого полковника. Иван Васильевич исключительно порядочный и честный человек, каким он предпочел оставаться до конца. Он не стал карьеристом. И это подкупает. В рассказе поднята нравственная проблема.

Искренняя любовь полковника к своей дочери не вызывает сомнения. Но это не отменяет того, что он одновременно очень бессердечный, твердый и жестокий военный, в котором так сильно разочаровался Иван Васильевич. Тот неприятный случай навсегда запечатлелся в памяти героя и при каждой последующей встрече со своей возлюбленной, Иван Васильевич вспоминал окровавленную спину осужденного татарина. В итоге, он предал мечту стать военным, так же, как и не смог в будущем продолжать отношения с дочерью военного. Его любовь постепенно начала превращаться в отвращение. Ему стало сложно относиться к этим людям по-прежнему. То самое короткое, но важное событие в жизни героя, в итоге, изменило всю жизнь, взгляды и мечты.

Читатель начинает задумываться о смысле жизни. Разве могут одни и те же люди выглядеть и действовать в разных жизненных ситуациях по-разному? Поражает то, как в жизни быстро сменяются веселье и боль, радость и горе, счастье и страдание.

По рассказу После бала

Популярные сочинения

У любого человека в этом мире, как бы он не был одинок и необщителен, так или иначе, есть люди, которым он дорог, которые всегда примут его с распростёртыми объятиями, всегда будут любить его и всегда предоставят ему место

Каждый человек после долгой суровой зимы с нетерпением ожидает появления первой зелени, ярких солнечных лучей. Многие представители живописи находят неповторимые изменения среди явлений окружающего мира с приходом весны и запечатлевают их на полотне.

Безусловно, чтобы ни писал Александр Сергеевич Пушкин, это так или иначе будет связано с историей России, ведь все его произведения отражают эпоху, в которую творил великий писатель. XIX век с его культурой, традициями и бытом

Сочинения с планом по рассказу Толстого «После бала»

1. Почему рассказ называется «После бала»?

1.Проблемы, которые поднимает автор в рассказе.

2. Бал у губернского предводителя.

а) Счастливый влюбленный.

б) Танец Вареньки с отцом.

3. Прогулка на рассвете.

а) Наказание беглого татарина.

б) Встреча с отцом возлюбленной.

в) Ужас и переживания героя.

4. Выбор молодого человека.

Рассказ «После бала» относится к поздним произведениям Л.Н. Толстого. Он основан на реальных событиях, которые произошли с братом писателя. Известно, что вариантов названий для рассказа у автора было несколько. В начале этого произведения Л.Н. Толстой поднимает вопрос, что нужно человеку для его совершенствования? Влияет ли окружающая среда на этот процесс? Через историю, которой поделился главный герой, Иван Васильевич, писатель пытается ответить на эти вопросы. Почему же рассказ называется «После бала»?

Историю можно разделить на две части: бал и то, что случилось утром. Писатель при построении сюжетной линии использует контраст. На балу – добродушные симпатичные хозяева, зал прекрасный, буфет великолепный и море шампанского. Главный герой, Иван Васильевич переполнен самыми радужными мечтами. Его волнует самая большая любовь в жизни – красавица Варенька. Девушка восхищает его, Ивану Васильевичу дорого даже перышко от веера любимой. Варя затмила всех женщин на балу. Мир кажется прекрасным, и молодого человека переполняют чувства. Ко всем окружающим искренний Иван Васильевич испытывал «восторженно-нежное» чувство.

Танец Вари с отцом играет большую роль в сюжете и служит кульминацией. Иван Васильевич восхищается стройным, крепким стариком и его грациозной дочерью. Толстой подчеркивает детали: у отца Вари старомодные сапоги. Вероятно, он экономит средства, чтобы иметь возможность наряжать и вывозить в свет дочь. Старик показался молодому человеку очаровательным. Юноша возвращается домой, он счастлив. Его «душа пела». Любовь не дает уснуть, и Иван Васильевич отправляется на прогулку.

Противопоставляя бал сцене наказания арестанта, писатель использует яркие художественные детали и эпитеты. Так, мелодия – «неприятная, визгливая», а музыка – «жесткая, нехорошая». Неузнаваем и отец Вари, который командует солдатами. У него «оттопыренная губа», злобный взгляд. Старик бьет по лицу слабосильного солдата. Спина арестанта, которого проводят сквозь строй и бьют, превращается в кровавое месиво. Бедный осужденный татарин корчится, вздрагивает, страдает.

Молодой человек, которому еще пару часов назад мир казался трогательным и прекрасным, потрясен. Писатель огромное внимание уделяет внутреннему миру героя. Теперь уже ужас не дает ему заснуть.

Рассказ называется «После бала» потому, что именно события утра имели решающее значение в судьбе молодого человека, поменяли его планы. Каждый раз, когда молодой человек смотрел на девушку – он представлял себе ее отца на площади. Иван Васильевич не стал заниматься военным делом и не женился на Варе. Тем самым, писатель возлагает ответственность за свою судьбу на самого человека и отвечает на вопрос, поставленный в начале произведения. После бала произошло знакомство молодого человека со страшной действительностью, крушение юношеских надежд. Вместе со своим героем Л.Н. Толстой не понимает, что заставляет человека проявлять жестокость по отношению к другим людям.

2. Герои рассказа на балу и после

В рассказе Льва Толстого «После бала» три главных героя: молодой человек Иван Васильевич, его возлюбленная Варенька, отец девушки Петр Владиславович. Второстепенные персонажи появляются в рассказе на короткое время. С их помощью автор подчеркивает контраст между событиями. Так, хозяйка бала – «добродушная», а кузнец, свидетель наказания, «сердито говорит». Лакея, брата влюбленный Иван Васильевич готов расцеловать.

Повествование идет от первого лица – влюбленного юноши. Этот положительный герой вызывает огромную симпатию. В молодом возрасте он «веселый, бойкий» и богатый. Состарившись, он остается уважаемым всеми. Главный герой описывает события давно минувшие, но оставившие огромный след в его жизни. В молодости герой был полон жизни, не знал зла и был способен только на добрые поступки. Его чувства к Варе – пылкие, восторженные, искренние.

Девушка милая, обаятельная. У нее сияющее с ямочками лицо, веселая улыбка. Особенно нравилась Ивану Васильевичу ее царственная осанка. Даже в 50 лет она осталась красивой. Несмотря на то, что чувства были взаимны – влюбленные расстались.

Иван Васильевич столкнулся с жестокостью отца Вари, которым восхищался еще пару часов назад. Большое внимание уделяется переживаниям героя. Он пересмотрел и свое отношение к девушке, и к планам стать военным. На балу отец Вари вызывал у присутствующих умиление и восторг. Этот очаровательный старик любил свою дочь. Петр Владиславович – «свежий, крепкий» с длинными стройными ногами. Сложен был прекрасно. У него румяное лицо, блестящие глаза, приятная улыбка. Петр Владиславович заслужил уважительное отношение со стороны молодого ухажера своей дочери. Во время танца на балу молодой человек объединил дочь и отца в единое целое. Все изменилось, когда парень встретил отца Вари после бала. Старик следил за наказанием беглого татарина и предстал перед молодым человеком в самом неприглядном свете. Петр Владиславович бьет по лицу малорослого солдата за слабый удар. После этого парень не смог по-прежнему относиться к Варе.

На протяжении всей жизни главный герой так и не понял, как люди могут быть благородными в светском обществе, и одновременно проявлять жестокость по отношению к подчиненным и другим людям. Через главного героя писатель выражает свое непринятие зла и двуличия.

3. Проблемы, которые затрагивает автор в рассказе «После бала»

В произведении «После бала» Л.Н. Толстой поднимает ряд острых социальных проблем. Одна из них – это телесные наказания в армии, которые часто применялись в России во времена писателя. Недаром, в основу произведения легли реальные события, которые в свое время потрясли Л.Н. Толстого. Автор называет это постыдное явление «дурным делом». Он вместе со своим героем удивляется, почему телесные наказания признаются в обществе «всеми необходимым»? У Ивана Васильевича вид окровавленного беглого солдаты вызывает ужас.

Второй вопрос, который писатель освещает в рассказе – это самосовершенствование. Зависит ли оно от среды, в которой человек живет? Какое влияние она оказывает на личность? Главный герой сталкивается с тем, каким разным может быть один и тот же персонаж в светской обстановке на балу и среди подчиненных ему людей. Молодой человек, незнакомый со злом, так и не смог понять, как может жестокий, вспыльчивый военачальник быть любящим отцом и одновременно почтенным гостем бала?

Иван Васильевич сделал свой жизненный выбор в соответствии со своими убеждениями и совестью. Собеседники называют главного героя уважаемым человеком. Он не стал военным и не женился на девушке, которую сильно любил. Настолько сильно потрясло его увиденное после бала. Писатель подчеркивает, что судьба каждого человека зависит от принимаемых им решений.

Читайте также:  Критика о поэме Пушкина Медный всадник

Творческая история романа Л. Н. Толстого “Война и мир”

Школьное сочинение

“Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых, всех ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, в котором я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюбят жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы”, — писал Л.Н. Толстой. И он действительно создал такое великое произведение, которое и сейчас, по прошествии более ста лет со времени его написания, увлеченно читают люди всех возрастов. И плачут. И смеются. И начинают любить жизнь.

Но контуры будущего шедевра определились не сразу. Толстого, как и всех передовых людей того времени, волновали важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства. Он обращался к изучению великих исторических событий начала века. В его сознании своеобразным ключом ко многим вопросам являлись Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Это была эпоха исключительной активности народных масс, подъема национального самосознания, революционных устремлений передовой дворянской интеллигенции. Толстой хотел написать такое произведение, в котором бы раскрывалось народное значение Отечественной войны 1812 года, была показана роль народных масс и отдельных людей в ходе исторических событий. Он стремился понять и запечатлеть черты национального характера великого народа, характера, с особенной силой проявившегося в один из самых острых исторических моментов.

Процесс создания романа-эпопеи “Война и мир” не был для его автора быстрым и легким. Долгое время Толстой собирал материалы, обдумывал идею, изучал и проверял исторические факты, которые должны были лечь в основу его романа. Многое вызывало сомнения, кое-что решительно отвергалось. Менялся также сам замысел произведения. Первоначально писатель задумывал роман о декабристе, возвращающемся в 1856 году из Сибири белым как лунь стариком и “примеряющем свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России”, и приложил немало усилий, провел глубокие документально-исторические изыскания в этом направлений. Потом, как писал сам Толстой о дальнейшем развитии этого замысла, он перешел к 1825 году, “эпохе заблуждений и несчастий” своего героя, и оставил начатое. Так как в 1825 году герой был уже взрослым, состоявшимся человеком, то “чтобы понять его. нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала со славной для России эпохой 1812 года. “. Толстой в очередной раз оставил написанное и “стал писать со времени 1812 года”. Но оказалось, что “между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерами и лицами великой эпохи” личность его героя отступила на второй план, а на первый план стали” с равным интересом для автора, “молодые и старые люди, мужчины и женщины того времени”. И в третий раз Толстой вернулся к мысли о том, что он не имеет права писать о торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав “наших неудач и нашего срама”. Писатель пришел к выводу, что если “причина нашего торжества” лежала в “сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений”. Поэтому от 1856 года он вернулся к 1805 году и вместо одного героя решил провести “многих. героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов”. Сохранились черновики того романа, которые практически не имеют ничего общего с окончательным текстом. Да и до появления этого окончательного варианта “Войны и мира” прошло немало времени, произошли события, повлиявшие на замысел автора.

Намерение Толстого отразить в своем произведении полувековую историю русского народа не осуществилось. Он вынужден был сжать исторические рамки романа, но по мере работы над ним глубже становилось его содержание. Все большее место в новом произведении занимал народ как носитель духовных ценностей; изображение конкретной исторической эпохи приобретало общечеловеческое значение.

Претерпевало существенные изменения и переработки и место действия. Если в одном из первых вариантов романа мы читаем: “Это было между Тильзитом и пожаром Москвы. “, то в другом попадаем на аристократический бал в Петербурге. Ставя перед собой цель создать историческое произведение, Толстой предпринимал немало попыток начать роман с широкой исторической панорамы, как, например: “Летом 1805 года дипломатические сношения России со всеми европейскими державами, за исключением Франции, особенно оживились. “

Множество идей, вариантов, черновых текстов, которые были написаны, подвергалось многочисленным переделкам, проверялось и в конечном итоге все же было отброшено. Это подтверждает свидетельства о том, какая серьезная и кропотливая работа велась автором будущего шедевра. Действительно, шедевра, так как несмотря на то что произведение Толстого неоднократно критиковалось современниками, оно является бесспорным образцом художественно точного изображения эпохи. И достигал этой точности писатель не путем беспрекословного следования работам современных ему историков, а часто даже вопреки их сведениям и трактовкам, что делает роман еще более выдающимся и неповторимым. Л.Н. Толстой лично посещал места былых сражений, общался со стариками — свидетелями тех событий, составлял планы битв и делал зарисовки. Именно в результате подобных исследований писатель пришел к убеждению, что бородинская позиция выглядела не так, как ее изображают ученые-историки. Отсюда в тексте “Войны и мира” появился даже план сражения, на котором дана расстановка сил “по Толстому”. Действительно, исследование Толстым событий 1812 года было настолько детальным, что многие специалисты не исключали возможности и целесообразности отдельной публикации результатов этих историко-философских рассуждений. Следует сказать, что “исторические рассуждения” в первоначальных вариантах романа касаются не только Бородинского сражения, но также и войны 1805 года, хотя впоследствии автор полностью исключил их из своего произведения. И причин этому было несколько. Одна из них: писатель не имел возможности лично обследовать место событий при Аустерлице. А значит, он не имел о нем “особого мнения”. То есть, при детальном описании места битвы и самого сражения ему пришлось бы следовать мнению историков, которым, как уже было отмечено, он не всегда мог доверять.

Но все-таки главное, что позволяет нам понять мотивы Толстого, то, что, создавая свой роман, он не стремился к написанию только лишь исторического документа. Да, он мечтал в рамках художественного произведения высказать некоторые личные идеи из военной и политической истории и даже хотел сформировать на их основе концепцию исторического развития. Но все же главным в его замысле и в самой этой концепции оставалось другое — писатель стремился выставить на первый план основную, по его мнению, движущую силу истории. А силой этой является русский народ, так как историю, по твердому убеждению Толстого, творит не личность — ее вершат народные массы. Вот почему так много внимания автор уделил попыткам проникнуть в самую глубь души человека. Он стремился досконально изучить простых русских людей, их образ жизни, их психологию, мотивы тех или иных поступков. Именно поэтому он вводит большое количество вымышленных персонажей, описывая при этом ярко и точно историю жизни каждого из них: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Марья Болконская, Наташа Ростова, капитан Тушин, Платон Каратаев и многие другие. Вымышленные герои — но сколько в них истинно человеческого, русского, народного! Эта народная мысль у Толстого напрямую связана с идеей бессмертия. В глазах писателя народ — это и есть само бессмертие, сама история, сама жизнь. “Что за славный народ!” — восклицает Наполеон, глядя на убитого русского гренадера. И правда: народ, а не он — Наполеон, личность — является настоящим героем. “. Я старался писать историю народа. И потому Ростопчин, говорящий: “Я сожгу Москву”, как и Наполеон: “Я накажу свои народы”, — не может никак быть великим человеком, если народ есть не толпа баранов. ” — так кратко определил главную идею своей исторической концепции Л. Н. Толстой.

Да, труд над романом был долгим, упорным (роман писался на протяжении шести лет), нелегким (текст романа переписывался семь раз), автору не раз приходилось сомневаться, исправлять, совершенно изменять написанное. Но именно поэтому произведение Толстого стало по-настоящему великим. Не случайно “Войну и мир”, с ее панорамой подлинных исторических событий, происходивших на огромной территории Центральной и Восточной Европы, называют “романом-эпопеей”. Значение этого произведения для формирования мировоззрения русских людей невозможно переоценить.

Сочинение на тему: “Полковник на балу и после бала” – описание и аргументы

«Полковник на балу и после бала» – сочинение по этой теме учитель может предложить написать ученику 8 – 9 класса.

Проанализировать произведение несложно, если понять его суть, «прочувствовать» одного из главных героев рассказа.

Кратко о рассказе Л. Н. Толстого «После бала»

В произведении рассказывается о том, как молодой человек, по приглашению понравившейся девушки, знакомится с ее отцом, военнослужащим в чине полковника.

Читайте также:  Характеристика и образ Якова в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова

Герой наблюдает за ним весь вечер, делая определенные выводы о порядочности мужчины. Отмечает, что отец Вареньки обладает множеством положительных качеств.

Но, когда бал завершается, и гости расходятся, молодой человек по имени Илья Васильевич становится свидетелем определенной сцены, которая его не радует. Причем участником этой сцены является как раз заботливый отец Вареньки. Проблема заключается в том, что он ведет себя совсем иначе.

Рассказ построен на контрасте созданного образа. Поведение полковника до и после бала анализируется рассказчиком, заставляет сделать определенные выводы.

Противопоставление хорошо раскрывает сущность одного из главных героев, показывая двойственность натуры.

Образ полковника на балу

Впервые персонажи встречаются на балу, и автор отмечает, что немолодой мужчина (полковник и отец Вареньки) выглядит отлично.

Знакомство героев приятное, по описанию, хозяин дома сдержан, гостеприимен, дружелюбен. Открыт и готов к общению – ведет себя, как и подобает члену высшего общества.

Иван Васильевич отмечает, что отец Вареньки прекрасно себя держит, у него безупречные манеры в общении, полковник крайне приятен.

Характеристика однозначно положительная, у отца Вареньки нет недостатков. Мужчина любит дочь и готов сделать для него все, что в силах. Складывается впечатление, что военная служба не изменила мужчину, к своим подопечным он относится, как отец. Но так ли это?

Впечатление может быть обманчивым, но у Ивана Васильевича не возникает сомнений в порядочности военнослужащего, несмотря на то, что знаком с ним не так уж и близко.

Описание полковника после бала

Жанр рассказа подразумевает повествование, герой рассказывает не только о том, что было на балу, но и о том, что случилось после торжества. В произведении так хорошо подчёркнута воспитанность и манерность полковника, его сдержанность и гостеприимство.

Но, когда мужчина оказывается в «кругу своих», то есть среди солдат, он ведет себя иначе. Рассказчик, как случайный свидетель, наблюдает за тем, как заботливый и любящий отец Вареньки приказывает наказать солдата за дезертирство.

Он отдает приказ привязать виновного к двум ружьям, а сослуживцы должны бить его палкой по спине. Когда один из солдат не выполняет приказа, мужчина не сдерживает эмоций и избивает его перчатками по лицу.

В окружении солдат отец Вареньки не добрый, он жестокий, беспощадный и злой. Классический солдафон, который обременен воинскими обязанностями.

Жестокость, поведение, беспринципность, само наказание, в процессе которого избивают человека — всё это производит на рассказчика неизгладимое впечатление. Его симпатия к Вареньке угасает и виной всему поведение ее отца.

Герой не испытывает неприязни к дочери полковника, но её отец вызывает в нем негативные эмоции.

Выводы

Рассказ на эту тему построен на контрастном соотношении поведения немолодого мужчины. Аргументы, выступающие в его защиту, ничтожны и связаны с должностью военнослужащего.

Его двойственность пугает и отстраняет, никто из членов высшего общества не знает, как он ведет себя с солдатами. В этом и заключается суть произведения.

С друзьями дочери, своими знакомыми, полковник – это добрый и мягкий человек, любящий Вареньку. В кругу солдат – жесткий, бескомпромиссный начальник, который готов страшно наказать провинившегося.

Виноват ли мужчина? Пожалуй, да, но виноват лишь в том, что не знает предела жесткости и относится к подчиненным ненадлежащим образом. Наказать дезертира, конечно, стоило, но вот таким ли должно быть наказание?

Полковник не проявляет жалости к солдатам, и это его основная ошибка. В нем нет человечности, только жесткость, несдержанность в эмоциональном плане.

Л. Н. Толстой. После бала. В чем вы видите критическую силу рассказа?

Расскажите о переживаниях и думах героя на балу и после бала.

Для того чтобы рассказать о пережива­ниях и думах героя, можно пересказать весь рассказ. Но можно охарактеризовать их вкратце — путь от восторга и счастья к потрясению и ужасу занимает все повест­вование. Возможен и другой вариант: описание наших читательских наблюде­ний о том, как от очарования, которое охва­тило героя на балу, от ощущения полноты счастья вдруг человек движется к траги­ческому потрясению, которое возникает от сцены узаконенного убийства прови­нившегося солдата. Стоит вспомнить и то, что эти резко отличные картины развер­тываются на фоне музыки, которая очень точно сопровождает события, описывае­мые на страницах рассказа.

Какие краски преобладают в описании бала и в описании наказания татарина за побег?

Рассказ распадается на две контраст­ные картины и каждая из них резко отли­чается своей тональностью, которая за­метна и в музыкальном, и в живописном решении этих картин. Даже очень тща­тельно просмотрев первую радостную часть рассказа, мы увидим лишь белый, розовый и серебряный цвета — светлую, праздничную гамму. Жесткой, нехоро­шей музыке второй картины сопутствует черный цвет и «что-то такое пестрое, мок­рое, красное, неестественное», во что пре­вратилась спина избиваемого человека. Итак, белое и розовое, черное и красное. Детали, которые сопутствуют этому изо­бражению, лишь усиливают эмоциональ­ное воздействие картин.

Как нарисован полковник на балу и после бала? Можно ли слова, сказанные полковником на балу — «надо все по закону», — соотнести с его поведением во время экзекуции?

Образ полковника на балу и после ба­ла — образ одного и того же человека, ко­торый всегда и во всем следует закону. В нем нет коварного желания что-то изо­бразить из себя, отступить от своих при­вычек. И тем сильнее потрясение героя — он видит, что в человеке нет фальши, что он всегда одинаков, и тем очевидней орга­ничность его поведения на плацу во время наказания солдата. Полковник — натура цельная, но эта цельность включает в себя как свою органическую и существенную часть способность к жестокой расправе, жестокость по приказу устава. Раз это так, то что-то изменить и исправить в его судьбе и в его личности нельзя.

В самом начале рассказа собеседники Ивана Васильевича говорят о важности понимания того, «что хорошо, что дурно». Какой ответ на эти во­просы дает писатель в рассказе «После бала»? Ка­кие иллюстрации вы бы нарисовали к произведе­нию Л. Н. Толстого? Как своими иллюстрациями вы бы откликнулись на то, «что хорошо» и «что дурно» в картине жизни, запечатленной в рас­сказе?

В рассказе «После бала» автор дает чет­кие ответы на вопросы: «что хорошо» и «что дурно». Один из этих ответов — сцена на балу. Второй — сцена после бала. И иллюстрации, которые можно было бы создать, могут содержать или две конт­растные картины или две серии таких картин. Как бал, так и экзекуция состо­яли из множества моментов, каждый из которых может быть запечатлен на иллю­страции. Первая серия показывала бы, как красивы, трогательны, человечны от­ношения отца и дочери на балу. Их красо­та, грация, манера держаться, пластика танца, чисто человеческое общение вызы­вают благодарный отклик всех, кто их ви­дит. И столь же эмоционально выразитель­ны жестокие сцены экзекуции, которые демонстрируют самые мрачные стороны человеческого характера. Тут и жестокость, и трусость, и бессмысленная беспощад­ность, и спокойное отношение к чужому унижению.

Каким предстает Иван Васильевич в харак­теристике своих собеседников? Какую роль в жиз­ненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «слу­чай»? Как характеризует героя его решение не слу­жить в военной службе и нигде не служить?

Ивана Васильевича мы видим челове­ком, которому не чужды радость от сопри­косновения с прекрасным, способность от­клика и на хорошее и на дурное, чуткость к тому, что происходит рядом. Он в обри­совке автора представлен добрым, поря­дочным человеком. Так же его оценивают и собеседники, которым он рассказал свою историю. В обычное течение его судьбы вмешался случай, который и пока­зал, чем отличается Иван Васильевич от любого другого человека. Для того чтобы отречься от привычной для его окруже­ния судьбы, нужно обладать сильным и решительным характером, прочностью убеждений.

Работая над рассказом «После бала», Л. Н. Толстой расширял эпизод экзекуции и на­стойчиво подчеркивал контраст в облике полков­ника на балу и после бала. Что стремился этим сказать писатель?

Хотя Толстой расширял описание экзе­куции и при этом подчеркивал контраст в облике полковника на балу и после бала, все же события, происходившие на балу, нарисованы детальнее и полнее.

Контраст этих двух частей рассказа оче­виден и сила описания экзекуции все рав­но подавляет светлые и радостные краски бала.

Именно это и стремился подчеркнуть автор, работая над текстом.

Известно, что в первой редакции рассказа Иван Васильевич сожалеет о том, что не женился на Вареньке. Почему Л. Н. Толстой исключил этот мотив из окончательной редакции рассказа?

Если бы в тексте рассказа осталось та­кое сожаление, то сильно бы изменился характер Ивана Васильевича. В таком ва­рианте он примирился бы с контрастом в поведении полковника. Из человека с чуткой совестью и способностью к неорди­нарным решениям он превратился бы в того, кто смиренно следует привычным стандартам.

В чем вы видите критическую силу рассказа?

Критическая сила рассказа в решитель­ном изображении мрачных сторон жизни, в очевидном утверждении человеческого достоинства. Расширяя трагическую часть рассказа, автор не уменьшал размеров опи­сания счастья героя на балу. Пропорции добра и зла в рассказе не нарушены.

В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: «Дочь и отец», «А вы гово­рите». Почему, как вы думаете, писатель отдал предпочтение заглавию «После бала»?

При выборе названия автор остановил­ся на том заголовке, который подчеркива­ет важность трагической части повество­вания, которая произошла после бала.

Ссылка на основную публикацию