Сочинение по произведению Бородино Лермонтова

Сочинение на тему Бородино Лермонтова 5 класс

Лермонтов – был человеком, который относился к своей родине с огромной любовью и уважением. Он любил в России практически всё. Начиная от самых заметных вещей, заканчивая едва видимыми деталями. Однако можно с уверенностью сказать, что Лермонтов настоящий патриот, который уважал наследие своей страны и её историю. И множество из его произведений задевали как раз темы прошедших лет, и таким образом он знакомил читателя с историей своей страны, давал ему проникнуться той уникальной атмосферой, которая царила на Руси в то время. Он показывал читателю Россию именно такой, какая она и была, основываясь на задокументированных фактах. Прекрасным примером этому послужит его произведение “Бородино”.

В произведении автор повествует читателю об ужасной битве, которая произошла во время первой мировой войны. Во время этой масштабной войны, многие люди были убиты, и ещё больше людей получило различного рода увечья, и потому автор называет эту войну одной из самых ужасных, которые когда либо происходили. В основном из-за того, что это первая война, которая поразила мир своей жестокостью и масштабностью. В нём автор раскрывает тему человеческой жестокости наряду с человеческой глупостью, ведь именно война является олицетворением этих двух человеческих пороков. Война по праву ужасное явление, ведь на войне один человек убивает другого, что само по себе отвратило, именно это пытается выразить Лермонтов.

Образ Бородина Лермонтов представляет как некий собирательный образ всех трагических событий, которые когда-либо происходили с нашей страной. Он называет этот момент истории тем, что лучше бы никогда не случалось. Он показал все ужасы того события, описал всё настолько красочно и точно, что у читателя не возникало никаких сомнений в настоящей ужасности войны, и в том, что лучше избегать войны, и никогда не допускать её повторения, однако она всё равно повторялась в будущем. И об этом автор также говорил. Он называл войну необходимостью, которая нужна человеку для нормальной жизни и развития. С помощью войны и убийства люди придумывали что-то новое, для того чтобы лучше убивать, однако это также двигало прогресс, и именно поэтому автор называет войну хоть и ужасным, но в тоже время нужным явлением.

Таким образом, мы видим, что произведение “Бородино” стало для Лермонтова неким размышлением насчёт темы войны.

Сочинение 2

На долю русского народа выпало немало войн, битв и сражений. Многие из них удостоились чести закрепиться в памяти людей посредством стихов, поэм и т.д.

В качестве примера, можно привести Бородинское сражение, которое одним из лучших описал Михаил Юрьевич Лермонтов в 1827 году.

Перед многими авторами встает проблема, какими словами и стилем донести свои произведения до читателя. Михаилу Юрьевичу удалось найти прекрасное решение.

Повествование в стихотворении Бородино идет от лица обычного воина, который рассказывает о тяжелой и болезненной битве.

Сдача Москвы врагу могла перечеркнуть шансы на победу. Но чувство долга, чести и любовь к Родине обычных солдат, грамотное командование полководцев, позволили дать отпор противнику.

Детальный рассказ о быте, мыслях и чувствах воинов, описание битвы дают возможность почувствовать себя участником тех сражений. Стоит вспомнить в какое время проходило это действие. Оснащение нашей армии было скудным. Фактически большая часть битв происходила в рукопашную. Тяжело понять, как тем людям хватало смелости и выдержки, чтобы продолжать сражаться в условиях, когда земля под ногам ‘горела’, поле было усыпано телами воинов и лошадей, вокруг были столбы дыма и то и дело мимо пролетали ядра из пушек, стирая возможность ориентироваться.

Весь стих пропитан болью, тяжестью и чувством неизвестности за будущее. Каждый день мог стать решающим. Но в то же время, какое-то едва уловимое чувства спокойствия и уверенности автора повествования, дает нам возможность и надежду, что найдутся силы у простого русского солдата дать бой и отстоять родную землю.

Также рассказчик поднимает насущную проблему смены поколений. Участник тех сражений, посредством своего опыта, говорит об утрате чувство долга, чести, патриотизма и мощи. Тогда полководцы шли в бой вместе с солдатами плечом к плечу несмотря на ранги и регалии в одном строю. Но возможно это лишь тоска об ушедшем времени, молодости и людей, которые так и остались лежать в той сырой земле.

Благодаря таким произведениям как Бородино, у последующих поколений формируется понимание, каким трудом дается мирное небо над головой. Это прекрасное напоминание о том, что нужно ценить, уважать и гордиться своими предками, которые имея минимальное вооружение, а в большей степени за счет патриотизма, внутренней мощи смогли не сломаться под натиском врага.

Бородино

Популярные сочинения

Среди изысканных полотен, принадлежащих Константину Коровину, можно отметить и сделать паузу на его “Портрете Татьяны Любатович”, который поражает удивительной и грациозной красотой женского тела.

Автор картины под названием «Золотая осень» И. С. Остроухов разделяет свои положительные переживания как представитель искусства через воплощение на полотне своего взгляда на источник вдохновения – осень в лесу

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» присутствуют два персонажа-антипода: Ларра и Данко. Оба героя обладают внешним совершенством, они молоды и красивы, однако по характеру, жизненным убеждениям герои совершенно разные

Сочинение Бородино (5 класс, Лермонтов)

Лермонтов посвятил Бородинскому сражению свой гениальный стих под одноименным названием «Бородино». Это произведение носит патриотический характер. Люди сразу полюбили стихотворение за то, что автор написал его простым и понятным языком.

Во время Отечественной войны было много сражений, но одна битва стала самой решающей. Она состоялась в 1812 году. Читая стих, мы можем подумать, что его рассказывает нам старый и опытный солдат, который участвовал в бою под Бородино. Солдат точно и искренне повествует читателям свою судьбу. Стихотворение пропитанно эмоциями, переживаниями и страданиями. Солдат словно заново переживает те страшные события, которые произошли под Бородином.

Лермонтов с гордостью описал подвиг людей и солдат. Автор в своем стихотворении не прославлял полководцев и императоров, он восхвалял обычный народ. Лермонтов считал, что битву выиграли благодаря смелости и отваге простого народа.

Герои стихотворения решительные, храбрые, они смело идут в бой в отличие от их командиров. Военные настоящие патриоты, они всем сердцем любят свою Родину. Они искренне хотят защитить страну от иностранных врагов. Солдаты готовы на все, что бы спасти свою землю, родных и близких. Они сражаются до последнего вздоха.

Солдат, который повествует свою историю, все время говорит в стихе «мы», он ни разу не сказал «я». Это значит, что он скромный человек. Он считает, что благодаря сплоченности людей им удалось выиграть войну. Этот солдат простой человек, в нем нет чрезмерной напыщенности.

Полковник разговаривает с солдатами, словно давний друг, он называет их «ребятами». В стихотворении нет пафоса и надменности. Все герои простые. Автор очень точно описал все события, которые происходили во время битвы, природу, погоду и накал страстей во время боя. Читатель чувствует боль рассказчика и словно переживает вместе с ним все события. Читая стихотворение у всех возникает чувство гордости за своих предков.

Вариант 2

Лермонтов написал свое самое знаменитое произведение «Бородино» в 1837 году, тогда автор еще не знал, что эта работа прославит его в мире литературы. «Бородино» было актуальным во всех слоях общества, среди обычных людей и среди знати того времени. Данное стихотворение несет много ответов на разные вопросы, которые так же актуальны и ныне. Стихотворение пронизано энергией и чувствами людей, которые переживали войну, они еще молодые и им хочется быть героями, совершать подвиги. В те времена многие мальчишки хотели совершить какой-то подвиг в своей жизни, запомниться чем-то.

Автор освещает в своем творении довольно страшные события, которые произошли в 1812 году. Что может быть страшнее войны? Ничего, война это человеческая смерть, потери. Война разразилась между Францией и Россией. Россия была атакована противником и люди были вынуждены стать на защиту родины, а Бородинская битва это всего малая часть ужасной войны. Именно данное сражение осталось в истории, как великое и на первый взгляд тогда победу одержали французы, но это только на первый взгляд. Вопреки всему, русские одержали нелегкую победу, хотя и выглядели слабее, чем противник. Тогда погибло очень много людей с обеих сторон, но это все ради того, чтоб защитить свою землю.

Лермонтов жил в другое время, но это не сказалось на описании событий битвы, такое впечатление, что автор и вовсе присутствовал во время сражения. Автор отлично справился с описанием эмоций того нелегкого сражения, эмоций, которые переживали тогда участники битвы. Действительно понимаешь, что война это страшно, но еще страшнее струсить и не стать на защиту своей родной земли, предательства никто не поймет.

К данной работе Лермонтов подошел немного по-другому, нежели к другим своим стихотворениям. Данная работа имеет другую структуру. Лермонтов решил, что интересно будет, если повествовать о тех событиях будет обычный солдат, а рассказывает он все своему племяннику. Солдат рассказывает о тех страшных событиях, причем заостряет внимание на том, что раньше все было по-другому. Молодежь была совсем другой, смелее и готовы были отдать жизнь за родных, близких, за свою землю.

Сочинение по произведению Бородино Лермонтова 5 класс

Во многих произведениях Лермонтова встречается изобличительный тон. Ему не нравится течение общественной жизни николаевской России. Он клеймил тогдашнее общество за нерешительность, нежелание искать новых путей для развития, интересоваться чем-то новым. Предыдущие эпохи, в частности, эпоха наполеоновских войн, казались ему более героическими по своей сути. Люди до последней капли крови сражались за Отечество, находили место для подвига. В любую минуту воин либо завоевать сердце возлюбленной, либо получить картечь в голову.

Именно под влиянием неприятия жизненных принципов своих современников и было написано данное стихотворение.

Оно было создано в 1837 году, в самый разгар реакционерской политики Николая I. Этот год ознаменовал под собой 25-ую годовщину сражения на Бородинском поле. Вообще, в ту пору те события активно обсуждали, и Михаил Юрьевич не мог не обратить свое внимание на данную тематику.

В те года он активно размышляет об истории России, анализирует ее конкретные исторические периоды, сопоставляет факты. События 1812 года случились относительно недавно, поэтому писатель мог лично пообщаться с участниками Бородинского сражения. Лермонтов безумно завидовал, завидовал великому прошлому своей же страны. Тема воспевания славных дел прошлого нашла свое отражение и в других произведениях талантливого автора.

Очень символично, что в стихотворении повествование ведется от лица рядового участника сражения. Этот способ изложения придает некую народность и в то же время эпохальность. Читатель может вместе с рассказчиком перенестись в пучину событий и своими глазами увидеть легендарную баталию, где героически погибали солдаты, поле заполонил пороховой дым, трава обагрилась кровью раненных и убитых, трусость и слабоволие перемежались с беспримерной отвагой.

На протяжении всего стихотворения автор дает понять, что настоящими героями он считает именно тех людей, сражавшихся за отечество на боле брани. Особое величие битве придавала мощь противника. Наполеон до событий под Бородино покорил не одну европейскую страну и выиграл немало сражений. Но вот, обыкновенные российские парни, от мала до велика, смогли дать отпор французским военным профессионалам. Любовь к Отечеству проявлял и обычный люд, вступая в партизанские отряды.

Читайте также:  Анализ рассказа Бунина Чистый понедельник сочинение

Таким образом, можно сделать вывод, что данное стихотворение учит и нынешнее поколение. Нужно быть героями, нужно стремится к новым свершениям.

Вариант 4

Данное великолепное произведение было написано гениальным писателем Лермонтовым в честь окончания данного сражения. Оно полюбилось простому читателю благодаря тому, что язык повествования был простым, и рифма лаконично подчеркивала всю глубину происходящих событий. В нем рассказываются события, которые являлись одними из главнейших и решающих в войне тысяча девятьсот двенадцатого года. Рассказ ведется от человека преклонного возраста, который, параллельно вдается в воспоминания тех времен, так как сам был участником того сражения.

Лермонтовым, было показано то, что именно благодаря подвигам простого народа в лице обычных солдат, было выиграно данное сражение при Бородино, и вся война в целом. Ранее, за другими писателями была сохранена тенденция того, что победу принесли бравые лидеры и командиры, которые принимали колоссально важные решения, влияющие на ход всей войны. Герои в данном произведении полны решимости и отваги, они невероятно трепетно относятся к родной земле. Персонажи готовы отдать свои жизни для спасения страны.

Также, стоит отметить и то, что на поле боя командиры и простые солдаты стали настолько близки и дружны, что уже и не было различия в чинах, все действовали как единый механизм, который был направлен лишь на одно – победу любой ценой. Писатель невероятно тонко передает атмосферу тех дней, благодаря чему читателю удается погрузиться в те события вместе с ним. Природа и окружающая обстановка описаны очень подробно и чувственно, говоря о том, что писатель трепетно относится к событиям тех лет. Он подчеркивает, что благодаря тому, что на русской земле проживает столь храбрый и отважный народ, им удалось одержать победу в той войне.

Также, стоит отметить немалую проблему, которая была затронута в произведении – это непонимание различных поколений, которые противопоставлены друг другу. Например, прошлое поколение иллюстрируется невероятно бесстрашным, которое не жалело сил для того, чтобы одержать верх над врагом. Писатель хотел дать читателю понять то, что этому примеру необходимо следовать, и чтить моменты тех дней, отдавая дань памяти военных лет.

Также читают:

Картинка к сочинению Бородино по стиху

Популярные сегодня темы

На персонажей произведения «Гроза» была возложена непростая задача, они должны были показать всему народу всю правду об моральных ценностях купцов в том времени.

Писатель Алексей Толстой написал знаменитую повесть «Золотой ключик, или приключения Буратино». В этом рассказе описывались актеры кукольного театра, главным в этой истории был Буратино, веселый и склонный к авантюрам персонаж.

Я смогу быть счастливым, по любому. Безо всяких «если»… Только нужно такое внутреннее состояние. Просто я заметил, что вот ждёшь чуда, ждёшь хорошего настроения…

В своём произведении «Песня о соколе» Горькому удалось раскрыть идеальный образ людей отважных и независимых. Олицетворением таких людей в рассказе стал сокол.

Жизненный опыт человека определяется не только прожитыми годами, но и количеством событий, пережитым им. В данное понятие входят знания и навыки, приобретенные человеком на протяжении его жизни.

Сочинение: Патриотизм стихотворения Лермонтова «Бородино»

–>Просмотров : 1261 | –>Добавил : Ferst (09.03.2019) (Изменено: 09.03.2019)

Обсуждение вопроса:

Особое место в творчестве Михаила Юрьевича Лер­монтова занимает тема патриотизма. Отечественной войне 1812 года он посвятил стихотворение «Бороди­но». В нём Лермонтов рассказывает о знаменитом Бо­родинском сражении.

Стихотворение написано в форме диалога молодого и старого солдат. Но первому из них принадлежат толь­ко семь строк. Остальная часть произведения — это рассказ бывалого солдата о битве на Бородинском поле. Это придаёт стихотворению особую искренность и достоверность.

В начале своего рассказа старый солдат говорит со­беседнику:

— Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Этими строками Лермонтов показывает своё отно­шение к молодому поколению солдат того времени и

одновременно воспевает подвиг участников Отече­ственной войны.

От лица старого солдата автор передаёт своё вос­хищение русскими воинами. Они, как и сам рас­сказчик, вызывают у нас симпатию и уважение. Лер­монтов описывает такие их качества, как патрио­тизм, храбрость, мужественность, веру в победу. Об этом говорят слова:

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдём ломить стеною,

Уж постоим мы головою За родину свою!

Солдаты самоотверженно готовятся к бою, в то вре­мя как враги предвкушают победу, которой не будет! С особой гордостью Лермонтов пишет о том, что фран­цузы узнали, «Что значит русский бой удалый, // Наш рукопашный бой. » Словом «наш» автор показывает единство и силу всего русского народа. Даже то, что русская армия оставила Москву французам он объ­ясняет не превосходством противника, а «Господней волей».

Старый солдат рассказывает, как тяжело было в бою: «…Рука бойцов колоть устала…». Но в его рассказе нет хвастовства, в нём — скорбь о тех, кто погиб. Осо­бенно он сожалеет о гибели полковника, который лич­ным примером доказал верность родине, призывая сдержать «клятву верности».

Всё стихотворение пронизано необычайной любовью к родине, гордостью за героическое поколение солдат — участников Бородинского сражения. Этому «могучему, лихому племени» Лермонтов противопо­ставляет «нынешнее племя». Своим произведением ав­тор призывает все будущие поколения так же служить родине и совершать ради неё настоящие подвиги.

«Бородино» написано в 1837 году в связи с двадцатипятилетней годовщиной Бородинской битвы. Патриотическое содержание, простота стихотворного языка, народный взгляд на важнейшее событие Отечественной войны 1812 года определили всеобщую популярность этого стихотворения, которое вскоре стало народной солдатской песней. Но для современных школьников многое в нем без предварительного объяснения окажется неясным. У Лермонтова о Бородине рассказывает старый солдат. Все, о чем он говорит, лично им пережито. Участник и герой этой великой битвы, он, вспоминая минувшее, как бы заново переживает и подготовку к сражению, и чувство ответственности оттого, что отступать некуда – позади Москва, и напряжение битвы, и гордость своими товарищами – богатырями. И так как рассказ его – безыскусственный и живой, в чтении учителя не может быть театральности, наигранности, нарочитости; оно должно быть простым, как прост и бесхитростен герой Лермонтова.

Но там, где сам рассказчик настраивается торжественно (например, когда он говорит о «клятве верности», когда рисует «русский бой удалый» или выражает уверенность в готовности всех «до конца стоять»), необходима и в чтении сдержанная патетика.

Герой лермонтовского «Бородина» – это Народ, одержавший победу в войне с французами, простые солдаты. Теперь такой взгляд кажется единственно правильным и обычным, но во времена Лермонтова официальные историографы и поэты выдвигали на первый план заслуги императоров и полководцев. Поэт Быков писал в стихотворении, которое тоже называется «Бородино»:

Я зрел поля Бородина
Сей памятник российской славы!
Благоговейте, времена,
Цари, народы и державы.
На сих полях кровавый бой
Решил судьбу полувселенной,
На них пал галлов грозный строй
Перед тобой, Благословенный!

Каковы же эти герои? Какие чувства владеют ими и почему они одерживают победу? Пусть все всмотрятся в поэтические строчки Лермонтова и задумаются над ними. Один ученик заметит, что герои Бородина – люди отважные и решительные, они больше рвутся в бой, чем их командиры. Другой обратит внимание на слова: «Есть разгуляться где на воле», – и сделает вывод, что им дороги простор и свобода. Третий увидит причину героизма русских в самоотверженной любви к родине, рождающей беззаветную смелость: «Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою». Возникнем в разговор о скромности человека из народа: ведь солдат-рассказчик ни разу не подчеркнул своей собственной роли в сражении, его «я» полностью растворилось в «мы»; – об отсутствии в нем всякой напыщенности и самолюбования . (перед боем, когда неприятель «ликует», в русском лагере спокойно и деловито готовятся к решающему сражению: чистят оружие, ложатся «вздремнуть», не думая о «величии» предстоящего дела); – о присущем ему чувстве товарищества. Солдаты Бородина – действительно «могучее, лихое племя, богатыри…»

Поэт так рассказывает о событиях, что мы как будто видим вместе с ним синие верхушки леса, затихший в ночь перед битвой лагерь, пестрых уланов и дым сражения. Всего несколько слов: «Французы двинулись, как тучи», – и мы представляем грозные полки неприятеля, напоминающие тучи на небе, и ощущаем тяжелую опасность, нависшую над отечеством. Но мы не только видим и представляем происходящее, – у нас возникает определенное отношение ко всему, о чем говорит солдат, нам передаются его чувства: деловитое спокойствие накануне боя, сдержанная скорбь о боевом полководце, который «спит в земле сырой», твердость в намерении сдержать «клятву верности». То есть поэт заставляет вместе с ним пережить все, о чем он пишет, воскрешает давно минувшее, как живое, развертывающееся перед нашими глазами. И, прочитав стихотворение «Бородино», читатель обогащается каким-то новым ощущением, чувством, переживанием, а не только знанием.

Какое чувство вкладывает он в слова: «Ребята, не Москва ль за нами?» Это задушевный призыв. Офицер – полковник, но он чувствует свое кровное родство с солдатами, потому что их объединяет общее чувство – любовь к родине – и общее дело – ее защита. Поэтому он говорит так сердечно и просто: «Ребята!» А напоминание о Москве – это призыв помнить об опасности, нависшей над отчизной. Ведь Москва – символ родины (можно вспомнить при этом слова Пушкина: «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось. » или Лермонтова:

Москва, Москва!
люблю тебя,
как сын, Как русский,
сильно, пламенно и нежно!

Нельзя читать обращение полковника крикливо и бодро, что нередко можно слышать в V классе; в нем тревога за судьбу России и понимание ответственности перед ней. Фраза: «Умремте ж под Москвой, как наши братья умирали…» – тоже звучит строго и чуть-чуть сурово (нельзя, чтоб дети читали ее, как бодрый и радостный призыв, хотя часто они именно так и передают в чтении эти торжественные слова, в результате искажается и настроение, и мысль автора). Солдат-рассказчик немногословно говорит об ответе солдат своему командиру: «И умереть мы обещали»,- но сколько прекрасных чувств и мыслей стоит за этими скупыми словами: сознание долга, самоотверженность, верность своей земле, мужская нелюбовь к громким фразам и излияниям. Веским подтверждением мужества солдат и великой любви их к отчизне звучат две последние строчки:

И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.

Они читаются с гордостью, достоинством и сдержанной силой.

Анализ поэмы «Бородино» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 15.03.2020 · Обновлено 15.03.2020

Произведение М. Ю. Лермонтова “Бородино” обязательно входит в школьную программу для изучения и анализирования. Это не только величайшее творческое наследие поэта, но и показатель крепости духа русских воинов. Многомудрый Литрекон представляет Вам анализ данной поэмы по плану. Текст он раскладывает на составляющие, помогая, понять основную мысль и художественные особенности произведения.

История создания

25-летию победы русских над французами была посвящена поэма Лермонтова “Бородино”. Михаил Юрьевич стал первым поэтом, осветившим историю страны так, как ее видят люди, а не правители и чиновники. В 1837 году победу праздновали на государственном уровне, в Москве заложили московский Храм Христа Спасителя, а в храмах почтили память павших героев молебном. Лермонтов тоже решил внести свой вклад и вспомнить подвиги народа в поэме. Впервые работа была опубликована в журнале “Современник”, где Пушкин работал главным редактором. Александр Сергеевич решил поддержать молодого поэта и пропустить его творчество. Так оно дошло до наших дней.

История написания поэмы «Бородино» была бы немыслима без автобиографических подробностей из жизни поэта. Брат его бабушки, Афанасий Столыпин участвовал в знаменитом Бородинском сражении. Именно он поведал внуку историю из первых уст. Будучи офицером, он видел войну без прикрас — такой, какой она была на самом деле. Эти впечатления легли в основу работы поэта и сделали ее такой настоящей, искренней и живой.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения Лермонтова «Бородино» — народная ода, баллада, батальная поэма — литературоведы дают разные ответы на вопрос, какой жанр имеет данное произведение. Многомудрый Литрекон склоняется к тому, что «Бородино» — это поэма, так как там описываются эпические события с четкой сюжетной линией, имеющей глобальное историческое значение. Баллада тоже рассказывает историю, но из частной жизни. А для оды лексика поэмы не подходит: она слишком напоминает разговорную, что противоречит канонам классицизма.

Оно написано в направлении “реализм”, так как поэт описывает реально произошедшие события войны 1812 года и использует «показания» очевидца. Также здесь присутствуют и черты “романтизма”, ведь автор восхищается героями, бравыми воинами, которые готовы были отдать жизнь за Родину. Их образы явно идеализированны, как и сама эстетика войны.

Стихотворение М. Ю. Лермонтовское «Бородино» написано в четырёхстопном и трёхстопном ямбе, поэтому появляется эффект разговорной речи.

Композиция

Композиция стихотворения «Бородино» кольцевая: старый ветеран войны начинает восхищаться героями-воинами и заканчивает также их прославлением. Простые воины, пережившие все тяготы войны, погибшие в боях товарищи, раненые — это главные герои “Бородино”.

Также присутствует композиционный прием «рассказ в рассказе». Повествование о подвигах Лермонтов доверил ветерану, выступающему в противовес консервативной творческой позиции, когда поэты описывали только героев из командного состава, игнорируя заслуги простых солдат. Сам рассказчик мало говорит о себе, в стихотворении редко встречается “я”, чаще “мы”. Образ ветерана можно нарисовать не через словесный портрет, а через речевую манеру. Солдат груб и простодушен, но в то же время силен и благороден.

Образы и символы

“Бородино” Лермонтова написано в новом для XIX века стиле, потому что повествование ведется от имени рядового участника Бородинской битвы, старого солдата, рассказывающего современнику автора об этих трагических событиях. Акцент сделан на победе, которая далась дорогой ценой. Ветеран с болью в душе говорит о том, что они не отдали б Москвы, не будь на то Божьей воли. Старый город предстает сердцем Родины, за которое бойцы готовы были погибнуть. Читатель слышит речи гордого патриота и смельчака — именно такими были бойцы того времени, которое было эталонным для поколения Лермонтова. «Были люди в наше время» — это замечание не только старого ветерана, но и самого поэта, который часто критиковал своих современников за трусость, инфантильность и несостоятельность. Обращение к прошлому стало назиданием и упреком для настоящего в его устах.

Автор не теряется за словами рассказчика, его голос тоже отчетливо слышен, поэтому в «Бородинском» Лермонтове многословная лексика и литературные обороты сочетаются с книжной речью. До Михаила Юрьевича многие писатели сочиняли оды, песни, баллады на тему Отечественной войны, все эти произведения объединял общий дух — они прославляли героев высокопарными речами и тяжеловесным слогом. Поэты брали пример с древнегреческих эпических поэм, написанных гекзаметром. Эти произведения были сложны для понимания и далеки от народа, который и сыграл решающую роль в событиях 1812 года. Поэтому свободное от стереотипов творчество Лермонтова произвело оглушительное впечатление на общество, это как после сотен книг и стихотворений военной тематики появляются записи простых солдат, участвовавших в кровопролитных сражениях — тех, кто видел смерть и победил ее.

Произведение обладает восхитительной музыкальностью, поэтому стихи были созданы маршем и исполнялись в военных ансамблях.

Темы, проблемы, настроение

Тематика и проблематика произведения «Бородино» представлены ниже:

  1. Основная тема стихотворения Лермонтова “Бородино” — это бородинское сражение 1812 года. Данное произведение освещает именно духовную победу русских солдат над французами, так как потери в бою явно указывают на поражение отечественной армии. Но даже оно не сломило дух русских патриотов: они не сдались и не успокоились, пока не выгнали врага за пределы России.
  2. Патриотизм. Солдаты переживают, что боев долго не было, и не хотят отступать. Это говорит об их самоотверженной любви к родине. Москву они готовы защищать ценой жизни и с трудом соглашаются на то, чтобы сдать ее врагу.
  3. Героизм. На поле сражения солдаты проявили стойкость и мужество. Они шли против врага, который превосходил их, но их ряды не дрогнули. Полковник вел их в атаку и сам полег на поле боя, прославляя Родину.
  4. Тема дружбы. В минуты сражений различия в званиях стерлись, люди были братьями. Драгуны и уланы, полковники и рядовые — все были заодно, все положили свои молодые жизни за отечество.
  5. “Бородино” показывает проблему поколений. Читатель видит сожаления об изменчивости времени и характера людей, ведь нет уже “богатырей” в России, нет той силы духа и характера, присущего русскому человеку. Лермонтов бросает упрек своему слабому поколению и сетует на то, что мирное время расслабило людей и сделало их инфантильными.
  6. Проблема войны. Нашествие Наполеона бросило вызов русской армии и проверило народ на прочность. Сражение далось России тяжело, как и смирение с тем обстоятельством, что враг занял Москву. Автор описывал горы трупов и несколько дней перестрелки.
  7. Проблема управления армией в трудный военный период, умения ее организовать и сплотить перед лицом врага — это тоже повод для размышлений автора. Солдаты не одобряли стратегии руководства, но полковникам и генералам удалось направить силу войска в нужном направлении, хоть это было и нелегко сделать.

Основная идея

Смысл произведения «Бородино» заключается в назидательном примере века минувшего веку нынешнему. Люди того поколения смогли пожертвовать собой и ценой крови одержать победу в борьбе с захватчиком. Они перебороли страх и сословные различия на поле брани. Эта поэма о силе духа, силе характера, мужестве и отваге, чести и достоинстве, непоколебимом стержне русского народа. Автор восхищается всеми этими качествами, ведь только благодаря им Россия смогла одержать победу. Интерпретация стихотворения «Бородино» однозначна: автор гордится боевым прошлым своего отечества.

Перед лицом опасности народ объединяется, сплачивается, становится единым организмом, слаженным и твердым в своем решении — одолеть врага. Все это соединяется в стихотворении с сожалением о давно ушедших временах, о том, что героизм уходит из людских сердец, что это пережиток прошлого. Люди меняются к худшему и больше не похожи на своих предков, что готовы были отдать жизнь за Москву. Такова главная мысль поэмы «Бородино».

Средства выразительности

В произведении «Бородино» много эпитетов, речевых оборотов, образных выражений. Некоторые слова и выражения стали крылатыми. Тропы многообразны:

  1. Метафоры – “постоим головою”, “ломить стеною”, “пала тень”, “отец солдатам”, “спит в земле сырой”, “гора тел”.
  2. Эпитеты – “грозной сечи”, “кровавых тел”, “удалый бой”, “протяжный вой”, “могучее, лихое племя”.
  3. Синекдоха – “ликовал француз”, “рука бойцов”, “изведал враг”, “французу отдана”.
  4. Олицетворение – “картечь визжала”, “звенел булат”, “затрещали барабаны”.
  5. Сравнение – “земля тряслась, как наши груди”, “французы двинулись, как тучи”, “носились знамена, как тени”.
  6. Гипербола – “рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел”, “земля тряслась…”, “смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий…”, “тогда считать мы стали раны”.
  7. Военная лексика — «уланы», «драгуны», «мундиры», «редут», «заряд пушки», «картечь», «перестрелка».

Во время битвы под Москвой во Вторую Мировую войну многие солдаты воспринимали слова Михаила Юрьевича “Ребята! Не Москва ль за нами?” за свой счет, как будто он описывал их битву и призывал не падать в грязь лицом, не позорить воинскую славу своих предков.

Анализ стихотворения «Бородино» Лермонтова

Ведущая тема стихотворения

Традиционным для творчества М.Ю. Лермонтов является обращение к историческим событиям своей родины, к ратным подвигам своего народа. Глубокий анализ стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова предполагает обязательное принятие во внимание этого факта. Стихотворение Лермонтова «Бородино» представляет собой отклик поэта на события 1812 года. Оно написано в год 25-летия победы русского народы в войне с французами. Произведение раскрывает тему родины в понимании человека из народа.

Сюжет стихотворения «Бородино»

Сюжет стихотворения – это повествование о Бородинском сражении от лица солдата, принимавшего участие в Отечественной войне 1812 года. Рассказ простого солдата вызван вопросом представителя молодого поколения о той битве:

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?»

Подробное описание событий Бородинского сражения участник боя начинает с сожаления о том, что прошли те героические времена, и нынешнее поколение уступает в отваге и благородстве тем, кто не щадил жизней на Бородинском поле:

«Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы! »

Весь рассказ солдата пронизан неподдельной гордостью за смелость народа, частью которого он является, восхищением его отвагой.

Примечательно, что в процессе повествования рассказчик использует как местоимение «я», так и местоимение «мы» («Забил заряд я в пушку туго», «Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою»). Это говорит о том, что восприятие солдатом себя сливается с восприятием русского народа в целом. Он говорит от лица всех солдат, выражая истинный народный дух, народное чувство любви к Отечеству.

Композиция лирического произведения

Стихотворение открывается строфой, представляющей собой вопрос представителя нового поколения о значении Бородинской битвы для России. Это своеобразное вступление, за которым следует основная часть произведения – рассказ о Бородинском сражении от лица его непосредственного участника. Повествование солдата имеет кольцевую композицию. Оно начинается с того, что рассказчик выражает искреннее восхищение воинами, выжившими и павшими, оказавшимися в центре боевых событий. Далее идет подробное описание Бородинского боя, а также чувств, которые испытывали в момент сражения солдаты. Завершается рассказ участника битвы тем же, с чего начался – восхищением подвигом солдат во имя Родины:

«Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

Художественно-выразительные средства стихотворения

Сюжетообразующим выразительным средством, используемым в этом стихотворении, является диалог. Все стихотворение – разговор уходящего славного поколения с новым, на которое теперь возлагается ответственность за безопасность Отечества.

При создании речевого образа рассказчика Лермонтов в изобилии включает в его монолог просторечные слова и выражения: «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью», «что толку в этакой безделке». Употребление просторечной лексики способствует созданию истинно народного образа рассказчика и подчеркивает народный характер войны.

Наряду с низкой лексикой в стихотворении используются слова высокого стиля: «на поле грозной сечи ночная пала тень», «ликовал», «сверкнув очами». Это подчеркивает величие боя, его особую значимость в истории страны.

Уже в начале стихотворения автор использует несколько подряд риторических восклицаний, которые выражают торжественность свершившегося Бородинского сражения:

«Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»

Бесспорно также величие солдат, не щадивших жизней во имя Отечества, о чем также свидетельствуют риторические восклицания: «Богатыри – не вы!».

При описании полковника автор применяет сравнение, чтобы показать его отношение к долгу и к подчиненным: «Слуга царю, отец солдатам». Всего с помощью нескольких слов перед читателем вырисовывается образ справедливого, благородного и великодушного командира, который, погибнув на поле брани, оставил добрые воспоминания о себе у солдат.

В кульминационном описании сражения Лермонтов не скупится на выразительные средства. Здесь применены и сравнения: «Французы двинулись, как тучи», «Носились знамена, как тени». И олицетворения: «Картечь визжала», «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». Главную по значению позицию среди художественно-выразительных средств занимает гипербола, ведь она призвана показать необъятный масштаб событий Бородинского сражения:

«Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел. »

В описании характера сражения используются эпитеты, подчеркивающие отвагу русской армии: «русский бой удалый», «наш рукопашный бой».

Идея стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова

Подробный анализ «Бородино» Лермонтова с точки зрения тематики и сюжета произведения, его композиционных и художественных особенностей, а также образа лирического героя позволил выявить идею произведения. Она заключается в утверждении силы и мощи русского народа, который является истинным творцом истории. Своим произведением автор утверждает, что победа в Отечественной войне 1812 года – заслуга простых солдат, народа, объединившегося в деле защиты Родины, а не высоких политиков и полководцев.

Сочинение: Стихотворение Лермонтова Бородино

Всего ответов: 3

Стихотворение «Бородино», написанное в 1837 году к двадцатипятилетию Бородинской битвы, стало первым опубликованным стихотворением Лермонтова, появившимся на страницах журнала современник. Но впервые к этой теме поэт обратился еще в юношеском стихотворении «Поле Бородина» в 1830 году. Из этой первоначальной зарисовки Бородинского сражения и выросло знаменитое стихотворение поэта, воплотившее его размышления об историческом прошлом России и ее дальнейшей судьбе, поставившее проблему национального характера и выразившее отношение автора к современному ему поколению.

Вместе с тем стихотворение «Бородино» стало новым этапом в развитии поэзии Лермонтова, связанным с появлением в нем реалистических тенденций. С этой точки зрения очень показательно сравнение его со стихотворением «Поле Бородина», написанным шестнадцатилетним поэтом-романтиком. Там еще чувствовались отголоски классической оды, но в целом стиль его был приподнято-романтическим.

Так, явно под влиянием стилистики торжественной оды дается общая оценка исторического значения Бородинской битвы:

Однако же в преданьях славы

Все громче Рымника, Полтавы

Скорей обманет глас пророчий,

Скорей небес погаснут очи,

Чем в памяти сынов полночи

В этом юношеском стихотворении чувствуется склонность к эффектным положениям, столь характерным для романтических поэм. Ночь перед битвой представляется в шуме бури, которая «дика, как песнь свободы»; после страшного сражения герой склоняет голову «на труп застывший, как на ложе». Один из эпизодов битвы передается рассказчиком в таких ярко романтических красках:

Мой пал товарищ, кровь лилася,

Душа от мщения тряслася,

И пуля смерти понеслася

Ничего подобного уже не будет в стихотворении 1837 года, где точность описания каждой детали боя создает подлинно реалистическую картину. Более того, вместо неопределенно-романтического образа «вождя» из раннего стихотворения в «Бородине» мы видит конкретный и достоверный образ «полковника», который получает емкое определение «слуга царю, отец солдатам», показывающее основные черты этого характера. Также вместо неопределенного «противника» в позднем стихотворении появляется вполне реальный противник – «француз».

Но самое главное изменение касается центрального образа героя-рассказчика. В раннем стихотворении это романтический персонаж, вполне соотносимый с романтическим лирическим героем ранней лирики Лермонтова. Достаточно привести в качестве примера характерной для него приподнято-возвышенной, эмоциональной речи следующие строки:

«Брат, слушай песню непогоды:

Она дика, как песнь свободы».

Вместо подобных патетически-возвышенных выражений в стихотворении «Бородино» звучит простая народно-разговорная речь, присущая обычному русскому солдату, который и становится главным героем и рассказчиком, с точки зрения которого описывается великое сражение русской армии. Именно с ним связана в стихотворении патриотическая тема и проблема национального характера.

Стихотворение «Бородино» имеет форму своеобразного диалога поколения поэта с поколением героев войны 1812 года. Такая форма позволила включить в стихотворение не только простой и вместе с тем удивительный по яркости и точности рассказ старого солдата-артиллериста, но и одну из важнейших для лермонтовской поэзии тем, связанную с проблемой личности.

Начинается стихотворение с разговора о том, что в прошлом России были героические страницы, показывающие силу характера, стойкость, мужество и достоинство русского человека. Именно такую личность мечтал видеть среди своих современников поэт, но находил ее только в прошлом. И вот в ответ на вопрос юного собеседника старый солдат отвечает:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Как справедливо отмечал Белинский, «вся основная идея стихотворения выражена во втором куплете, которым начинается ответ старого солдата… Эта мысль – жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел».

И все же тринадцать из четырнадцати куплетов стихотворения – это и есть «ответ старого солдата», эпически спокойно, даже несколько сурово, и вместе с тем трогательно и задушевно ведущего свой рассказ о битве, в которой он принимал непосредственное участие. Для него это не просто яркое воспоминание, это «звездная минута» его жизни. Как потом покажет в своем романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой, Бородинское сражение стало такой «звездной минутой» для всей русской нации в целом. Недаром писатель, создавший огромное полотно романа-эпопеи, утверждал, что именно небольшое стихотворение Лермонтова явилось ее зерном.

Вот почему в стихотворении «Бородино» мы видим как бы сплетение двух стилистических тенденций. С одной стороны, звучит речь простого солдата, насыщенная просторечиями, прозаизмами и фразеологическими оборотами («у наших ушки на макушке», «постой-ка, брат, мусью», «полковник наш рожден был хватом» и др.). С другой стороны, здесь присутствует высокий стиль, яркая образность, которые призваны подчеркнуть особую значимость изображаемых событий для всего русского народа, всей нации («поле грозной сечи», «французы двинулись, как тучи», «сражен булатом, он спит в земле сырой» и др.).

Эту стилистическую особенность очень хорошо уловил Белинский: «Стихотворение отличается простотою, безыскусственностию: в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии».

Такому звучанию способствует и стихотворная форма, использованная Лермонтовым: четырехстопный ямб чередуется с трехстопным, который с безупречной точностью появляется в каждой третьей и седьмой строках. Это позволяет выделить важные в смысловом отношении строки и в то же время сообщает всему стихотворению характер живой, непринужденной разговорной речи.

Психологически точен Лермонтов и в использовании местоимения «мы»: действительно, в стихотворении возникает не просто образ отдельного человека, но коллективного героя – русского народа, частью которого и ощущает себя «дядя»-рассказчик: «мы долго молча отступали»; «и вот нашли большое поле»; «тогда считать мы стали раны» и т.д.

Лишь тогда, когда рассказчик описывает свои чисто индивидуальные действия, он употребляет местоимение «я»: «забил заряд я в пушку туго», «прилег вздремнуть я у лафета» и под. Но и в этих немногочисленных случаях его образ является типизированным, собирающим в себе все самые главные качества русского солдата: храбрость, отвагу, преданность командирам и непоказную любовь к родине – ту «скрытую теплоту патриотизма», о которой потом будет писать Толстой.

Как и все русские люди, этот солдат расстроен долгим отступлением армии: «Досадно было, боя ждали». Он радостно-возбужден, когда, наконец, найдено место для решающего сражения – «есть разгуляться где на воле». Он спокоен перед боем, в котором, может быть, ему суждено умереть, и даже шутит: «Забил заряд я в пушку туго / И думал: угощу я друга! / Постой-ка, брат, мусью!». Но при этом солдат трезво оценивает силы противника, отдает ему должное: «Сквозь дым летучий /Французы двинулись, как тучи».

Эта последняя особенность очень важна, поскольку позволяет Лермонтову, который сам участвовал во многих сражениях русской армии на Кавказе, передать не абстрактное представление, а реальное ощущение участника боя. Именно ему, солдату, защищающему свой редут, представляется, что вся мощь противника устремлена на него:

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

Но это отнюдь не узость взгляда, а точность оценки и видения поля сражения. Всю его грандиозную мощь и грозную силу прекрасно осознает этот рядовой участник сражения, как и всякий другой русский солдат:

Вам не видать таких сражений.

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролететь мешала

Гора кровавых тел. …

Земля тряслась – как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Это они, простые русские солдаты и офицеры, подобные полковнику, готовому умереть за родину и призывающему своих «ребят»: «Умремте ж под Москвой, / Как наши братья умирали!» – все они воплотили в себе тот героический дух русского народа, который позволил ему одолеть страшного противника. Это действительно было «могучее, лихое племя», настоящие «богатыри».

Стихотворение завершается перекличкой второго и четырнадцатого куплетов, в которых дается сопоставление двух поколений русских людей – прежних «богатырей», одержавших великую победу на Бородинском поле, и современников Лермонтова – так не похожих на этих стойких и мужественных солдат. Стихотворение получает четкое обрамление, а его главная мысль логическое завершение.

«Бородино» Лермонтова стало подлинным шедевром русской поэзии и не только отразило патриотические чувства поэта, но и явилось настоящим гимном русской нации и русскому народу.

Ссылка на основную публикацию
Название: Стихотворение Лермонтова Бородино
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 20:45:42 14 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 5241 Комментариев: 16 Оценило: 10 человек Средний балл: 3.7 Оценка: 4 Скачать