Сочинение по произведению Хозяйка Медной горы Бажова

Сочинение по сказке Хозяйка Медной горы Бажова

В основу сказки Павла Бажова «Медной горы хозяйка» легло народное уральское предание, которое автор узнал у горняков, работающих на медном месторождении.

Сказка, написанная в 1936 году, создана под влиянием условий жизни тех лет. В те времена (такое остается где-то и поныне), труд работника добывающей промышленности оплачивался низко, а риск был огромным. В любой момент человек мог умереть. Тяжелые физические нагрузки организм переносил плохо, поэтому возникали болезни. Разбогатеть мог не каждый. Только тот, кто найдет самородок. Такое случилось со Степаном, главным героем сказки.

Встреча Степана с Хозяйкой медной горы символизирует столкновение простого человека с большим богатством. Степан получил вознаграждение, но за это должен был пройти все испытания Хозяйки. Молодой рабочий проходит их стойко, за что получает восхищение Хозяйки. На прощание она подарила ему свои слезы-изумруды. Глядя на них, Степан не мог забыть красоту Хозяйки.

После встречи с Хозяйкой Степан стал алчным, жадным. Он хотел накопить все больше и больше богатств. Мужчина перестал думать о других. Например, о своей жене, бывших коллегах, знакомых. В Степане развился и вырос эгоизм. Он стал думать только о себе и своем благосостоянии. Здесь есть политический подтекст. Автор показывает, как блага капиталистического общества влияют на человека, меняют его в худшую сторону.

Степан стал состоятельным и выкупил себя с женой из зависимости. Однако, состоятельная жизнь длилась недолго. Молодому человеку пришлось отдать жизнь в обмен на богатство. Здесь автор хочет показать, что зачастую люди больше внимания отдают финансовому и материальному, забывая про временной ресурс. Время никогда не возвращается, поэтому его нужно тратить с умом, рационально, ответственно.

2 вариант

Далеко на Урале есть рудник Гумешки – одна из самых древних медных выработок страны. Здесь, в условиях тяжёлого и опасного труда, сложились свои традиции, обычаи, верования. И именно в этом месте происходили события из сказа Павла Петровича Бажова «Медной горы хозяйка», основанного на народном уральском предании.

Хозяйка медной горы – это мифическое существо, которое охраняет рудники, наполовину ящерица, наполовину прекрасная девушка. Она очень подвижна, смешлива, уверена в себе. Речи её мудры, а способности волшебны: любые горные богатства Малахитчица может превратить в бесполезный кусок камня. Сама природа воплотилась в этой девушке в виде силы, оберегающей богатства уральских гор, так прославивших эту землю. А помогает ей личное войско шустрых малахитовых ящериц. По народным преданиям, встреча с Хозяйкой не сулит ничего хорошего: завлечёт ладными речами, окрутит и погубит. Но главному герою произведения крепостному Степану всё же довелось столкнуться с ней, что очень сильно меняет всю его жизнь.

Три испытания приготовила для работяги «каменная девка», как сама она называет себя. Первое – проверка на храбрость. Передать приказчику слова Хозяйки, называющие его «душным козлом» и требующие убраться с Красногорского рудника. Степан, хоть и понимал, что будет наказан за такую дерзость, но справился с заданием. Второе – искушение богатством и красотой Малахитчицы. И это испытание прошёл молодой человек, не предал свою невесту-сиротку Настеньку, отказался взять в жёны Хозяйку медной горы. Даже пещеры со сказочными богатствами не соблазнили его. Третье испытание оказалось для героя самым сложным. Степан проявил себя как честный, работящий, нежадный человек. За это Хозяйка щедро наградила его: помогла выкупить себя и невесту из крепостной зависимости, подарила малахитовую шкатулку для Насти, и наказала лишь одно – не вспоминать больше никогда о себе. Схитрила Малахитчица, ведь вместе с наказом дала она работяге на память свои слёзы, которые тут же превратились в медные изумруды. Именно эта горсть камушков всю жизнь напоминала юноше про роковую встречу, про всё то, от чего он отказался… Мысли, воспоминания не давали ему покоя, из-за тоски стал Степан чахнуть, ноги сами всё чаще несли его в тот самый лес, к руднику, с надеждой хоть еще разок увидеть Её. Там он и умер, так и не встретившись больше со своей мечтой

Богатство – это большое испытание для человека. А нежданное богатство тем более. Даже самый хороший человек может дрогнуть перед таким искушением. Вот и Степан, хоть и устоял вначале, но всё же не смог изгнать из своей головы сомнения, забыл о доме, о близких людях, за что понёс наказание. Произведение учит читателя быть честным, смелым, порядочным, верным, это поможет найти свои богатства. Но, даже достигнув мечты, важно оставаться хорошим человеком, идти по верному пути до самого конца, ценя то, что имеешь.

Сочинение 3

Абсолютно не случайно, что в произведении затронута тема рудного дела. Как известно, Павел Баженов был известным писателем-фольклористом родом с Урала. Местные предания и сказки так или иначе касались местных богатств в виде самоцветов. И художник решил затронуть данную тематику и в авторской художественной оболочке представить одно из местных сказаний о таинственной владелице горнорудного достояния Урала.

Стиль Бажова легко узнаваем: наличие в речи большого количества местных уральских выражений и специальных терминов горнодобывающей промышленности. Изложение ведется легко и непринужденно.

В центре повестования обычный рабочий, которому во сне привидилась некая таинственная особа женского пола. Зеленой платье, жгучие черные волосы, длиная коса, обольстительная наружность. Оказалось, что это так называемая Хозяйка медной горы. Девушка решила использовать рабочего, чтобы передать через него свою волю местному управляющему, мол тот немедленно должен покинуть рудник, иначе кара ее будет жестокой. В случае если мужчине удасться донести просьбу, Хозяйка пообещала выйти за него замуж. Уральский мужик сказал – Уральский мужик сделал. Но перспектива женитьбы на красавице не прельстила молодого человека, ведь была у него уже избранница. Ничто не могло поколебать его верную любовь: ни богатства, ни слава, ни власть. Хозяйка тогда поняла, что перед ней достойный представитель уральского рабочего класса и отпустила его с миром, да еще и приданного вручила для женитьбы. В назидание она просит забыть их встречу и не говорить о ней никогда.

Образ Хозяйки медной горы имеет древнее происхождение. Помимо внешности красивой молодой особы, она может иметь и ужасную внешность ящерицы. Этим показывается, что за наружной прекрасной оболочкой всегда скрывается опасная и изворотливая сущность, которой лучше не перечить. Она была покровителем Уральских рудодобытчиков. Величайшей опасностью было ее прогневать: неуважением к природе, ленью и т.д.

В целом, сказка учит быть преданным и честным. Деньги и почет должны уступать место настоящей любви. Раскрывается один из аспектов многообразного русского фольклора.

Также читают:

Картинка к сочинению По сказке Хозяйка Медной горы Бажова

Популярные сегодня темы

Известный во всем мире роман под названием «Преступление и наказание» написан Федором Михайловичем Достоевским. Особой сюжетной линией протекает взаимоотношения главных героев произведения

В холодном, ненастном октябре Катерине Петровне стало трудно вставать с постели. Ей невмоготу было смотреть на одинокие комнаты ее старого дома, где висели картины ее отца-художника, с которым она давным-давно приехала из Петербурга

Многие люди часто говорят о положительных качествах, но в действительности не каждый понимает суть таких качеств. К примеру, детей часто стараются приучить быть сострадательными, но, чем является сострадание, не особенно объясняют.

Рассказ Зощенко «Елка» является в некой мере поучительным. В нем автор говорит о том, что нельзя брать чужие вещи и о том, что чтобы плохое человек не делал, за плохой поступок обязательно придется расплачиваться.

В своем небольшом рассказе автор раскрывает три «вечные темы»: тема «отцы и дети», темы «любви» и тема «добра и зла».

Сообщение по теме “Медной горы Хозяйка” (сказ П.П.Бажова).

Сообщение по теме “Медной горы Хозяйка” можно использовать на уроке литературы в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
soobshchenie_o_bazhove.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Студенческая СОШ №12»

Конкурс докладов и сообщений

Секция русского языка и литературы

«Медной горы Хозяйка» (сказ П.П. Бажова)

учащаяся 5 «А» класса.

Кайгородова Татьяна Васильевна,

учитель русского языка и

27 января 2019 года исполнилось 140 лет со дня рождения Павла Петровича Бажова, а его сказам «Малахитовая шкатулка» – 80 лет.

Малахит считается уральским камнем. Здесь впервые он был найден и тут же впервые стали разрабатываться его месторождения.

Павел Петрович Бажов – коренной уралец, родился в 1879 году в городе Сысерти в семье потомственных горнозаводских рабочих. Его отец был хорошим мастером.

В 1939 году была опубликована 1-я книга – сборник «Малахитовая шкатулка», в которой сначала насчитывалось 14 сказов, потом их стало 32. Всего Бажов написал 56 сказов.

Мне понравилось его высказывание: «Сказы не зря придуманы. Иные в покор, иные в наученье, а есть и такие, что вместо фонарика впереди».

В малахитовую шкатулку Хозяйка Медной горы положила свои драгоценности – украшения из самоцветных камней. Перед нами сейчас другая «Малахитовая шкатулка», но она также бесценна. В ней собраны чудесные, яркие, увлекательные сказы Павла Петровича Бажова. Каждый его сказ – это маленькая драгоценность. В них Бажов прославляет уральских мастеров: горняков, гранильщиков, кузнецов, резчиков по камню, любуется их творениями, дивуется народным ремёслам.

« Медной горы Хозяйка» – главный персонаж сказа Бажова. Она – олицетворение самой природы. Хозяйка – хранительница горы, богатств Урала, Берегиня и наделена огромной чудесной силой.

Я выбрала для сообщения этот сказ, потому что он мне очень понравился. После прочтения у меня появились вопросы:

1). Почему это произведение называется сказ, а не сказка?

2). Почему Хозяйка Медной горы испытывала жалость к рудокопам, милосердие, готова была помочь, а тех, кто варварски относился к людям и природным богатствам, могла и наказать?

3). Почему она прониклась к Степану уважением и любовью?

4). В чём сила Хозяйки?

5). Какие главные черты её характера?

Все перечисленные вопросы стали целью исследования выбранной темы моего сообщения.

«Я открыл русской литературе целый край».

Сказ- жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды.

Сказка – рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.

Фантастика- то, что основано на творческом воображении, на фантазии.

События, описанные в произведении, происходят на Урале. В образе Хозяйки Медной горы воплощена сама природа.

Как хранительница природных богатств, она наказывает, гневается за варварское отношение людей к природе.

Обычно сказка начинается так: «В некотором царстве, в некотором государстве», «Жили – были…». Заканчивается сказка примерно так: «Стали они жить поживать, да добра наживать», «Тут и сказке конец…», «И жили они долго и счастливо».

Сказ заканчивается так: «Вот она, значит, какая Медной горы Хозяйка! Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало».

В сказке действуют фантастические персонажи: Баба –яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч.

Герои сказа Бажова – рабочие на рудниках. О Хозяйке Медной горы Бажов слышал рассказы в своей семье и у заводских стариков.

В сказе П.П. Бажова нет эпитетов , характерных для сказок, нет повторов слов , но есть слова устаревшие и диалектные, которые употребляются на Урале: «робили»- работали, «перст» – палец.

Герои Бажова живут не в сказочном царстве, а на Урале , в конкретный исторический период (до отмены крепостного права).

Значит, произведение П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка» не сказка. Герои-люди самые обыкновенные.

Сказ похож на сказку тем, что в нём есть фантастическое:

1. Встреча с Хозяйкой Медной горы, её превращение в ящерицу.

2. Путешествие Степана в глубь горы.

3. Помощь в забое волшебных ящерок.

«Медной горы Хозяйка» – сказ, потому что:

1) Главный герой – человек обыкновенный.

2) Фольклорная первооснова.

3) Присутствие рассказчика – человека из народа.

4) Волшебство и таинство – неотъемлемые части повествования.

П. П. Бажов – единственный из писателей, кто смог собрать великолепные сказы Урала. Мудрый сказочник Бажов показывает людям богатства нашей земли, призывает расходовать их бережно. Учит нас любить родную землю.

Я считаю, что Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать добрее, мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, которая нас окружает.

В ходе проведенного исследования по теме я расширила представления об уральском писателе Бажове П.П., познакомилась с его произведениями.

Более подробно остановилась на одном из первых его сказов – «Медной горы Хозяйка».

Таким образом, поставленные перед собой цели я выполнила:

– во- первых, ещё раз прочитала сказ «Медной горы Хозяйка»;

– во- вторых, узнала, почему произведения П. П. Бажова называются сказами;

– в- третьих, поняла, почему Хозяйка Медной горы испытывала жалость к рудокопам, милосердие, готова была помочь, а тех, кто варварски относился к людям и природным богатствам, могла и наказать?

Почему она прониклась к Степану уважением и любовью? (главные черты его характера: трудолюбие, честность, ответственность, верность, преданность, смелость, мужественность).

В чём сила Хозяйки? (в её могуществе. Ей подвластно все, но духовная сила хозяйки заключается в следующем: полюбив, она отпускает Степана, хотя и могла сделать так, чтобы он остался с нею навсегда. Но она уважает его волю, его решение и отпускает его, хотя и решение это дается ей нелегко).

Какие главные черты её характера? (душевные качества: справедливость, благородство, милосердие).

Провела исследование по сказу (чтение, анализ, игровые задания, иллюстрации с картинками).

Вышла на 5 «А» класс (сообщение, выставка со сказами П.П. Бажова, вопросы и задания по сказам, мультимедийная презентация).

1.Бажов П. П. Сочинения в трёх томах. — М.: Правда, 1976. — Т. 1. — 352 с.

2. Малахитовая шкатулка . В поисках новых ключей. – Екатеринбург «Сократ» 2004.

3. Павел Бажов. Воспоминания о писателе. — М.: Советский писатель, 1961.

4. Пермяк Е. А. Долговечный мастер. — М.: Детская литература, 1974.

5. Скорино Л. П. Павел Петрович Бажов. — М.: Правда, 1976. — С. 115.

«Медной горы Хозяйка» П.П. Бажов 5 класс (Читательский дневник)

«Медной горы Хозяйка» П.П.Бажов.

Павел Петрович Бажов

«Медной горы Хозяйка»

Год написания: 1936;

Год издания: 1939. В мировой истории год памятен вторжением гитлеровской Германии в Польшу и началом Второй Мировой войны. В Советском Союзе в это время проходили массовые аресты и репрессии. Сам П.П. Бажов не был репрессирован, напротив, активно занимался творчеством и журналисткой деятельностью, проживая в Свердловске.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Действие произведения происходит в о вторую половину XVIII -первую половину XIX веков, на что указывает упоминание крепостного права и фамилия заводчика Турчанинова.

Главными героями произведения являются горнорабочий Степан – молодой, сильный, смелый человек, не побоявшийся передать приказчику слова Хозяйки Медной горы.

Вторым действующим лицом является сама Хозяйка Медной горы, она же Малахитница. Бажов представляет в образе незамужней девушки (носит косу) с иссиня-черной косой, на конце которой лента из листовой меди, платье темно-зеленого цвета, похожего на малахит шелкового сорта. Иногда она предстает в образе ящерки с короной на голове, либо ящерки с женской головкой. Хозяйка Медной горы самолюбива, уверена в своей силе, насмешлива. Она сочувствует простым горнорабочим: «…тому, который с тобой, ничего, смотри, не говори. Изробленный он человек, что его тревожить да в это дело впутывать. И так вон лазоревке сказала, чтоб она ему маленько пособила». Назвать ее доброй нельзя, скорее, справедливой, т.к. каждый при встрече с ней получает то, что заслужил. У Хозяйка можно поучиться уверенности в себе, честности. Для Степана эти качества также характерны. Надо отметить, что Медной горы Хозяйка встречается не только в этом, но и в ряде других сказов Бажова.

Сюжет произведения следующий:

в пору сенокоса два парня, работающих на горнодобывающем заводе, пошли траву смотреть. Один из них – Степан – увидел Медной горы Хозяйку, которая велела ему передать приказчику приказ убираться с Гумешковского рудника. В награду пообещала выйти за него замуж. Степан передал приказчику слова Малахитницы, за что был прикован в забое и обязан добыть большое количество малахита. Хозяйка вызволила его из забоя и повела смотреть свое «приданое» – подземные богатства. После чего спросила, берет ли Степан ее замуж . Степан отказался, объяснив, что обещал жениться на другой. Хозяйка Медной горы обрадовалась и подарила его невесте малахитовую шкатулку с украшениям, а Степану дала горсть изумрудов – своих слез. Последним наказом Хозяйки было забыть ее .

Через несколько лет после женитьбы Степан начал тосковать, чахнуть. Однажды ушел в лес и не вернулся. Его нашли мертвым близ рудника, над ним плакала ящерка. В руке были зажаты изумруды, которые при прикосновении рассыпались в прах.

Сказы П.П. Бажова о Медной горы Хозяйке, в частности, данный сказ, являются одними из моих любимых произведений. Рассказ приоткрывает перед читателем мир уральских горнорабочих той поры, показывает их традиции, быт, мировоззрение. Здесь нет места идеализации, характеры людей выведены правдоподобно, у каждого есть хорошие и плохие черты. Язык сказа «Медной горы Хозяйка» (как, впрочем, и всех остальных сказов) ярок, образен, богат диалектизмами, передает местный говор. Читая сказ, словно слышишь живой рассказ человека с богатым жизненным опытом, много повидавшего на своем веку. Он любит свою землю, свой край, людей, который там живут. И через свои рассказы он пытается показать, что несмотря на все тяготы жизни люди должны быть добрыми, честными, справедливыми.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id36809

Сочинение по произведению Хозяйка Медной горы Бажова

Хозяйка Медной горы – владелица земных богатств, демоническое создание; в любом контакте с ней содержится потенциальная опасность: «Хозяйка эта – Малахитница-то – любит над человеком мудровать»; «Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало». В то же время очевидна женская природа Хозяйки, этим объясняется поведение мужчин: «Парень испужался, конечно, а виду не оказывает. Крепится. Хоть она и тайна сила, а все ж таки девка. Ну, а он парень – ему, значит, и стыдно перед девкой оробеть».

Малахитница ищет себе жениха, поэтому часто заманивает в свои владения молодых мастеров и испытывает их. В сказе «Травяная западенка», основанном на пародировании кладоискательских тайн, подчеркивается, что Хозяйка Медной горы «женатым не пособляет».

В своих поисках жениха Хозяйка использует различные мотивы, в том числе и жажду познания человеком тайны прекрасного. Малахитница испытывает мастеров – Степана, Андрюху Соленого, Данилу – на смелость («Мне как раз такого и надо, который никого не боится»; «Видно, Хозяйка горы смелость мою пытает. Это, говорят, у ней первое дело», некорыстливость («…не обзарился ты на мои богатства…», верность («…не променял свою Настеньку на каменну девку…».

Самым трудным испытанием оказывается испытание памятью: «Все будет устроено, и от приказчика тебя вызволю, и жить безбедно будешь со своей молодой женой, только вот тебе мой сказ – обо мне, чур, потом не вспоминай. Это третье мое тебе испытание будет». Степан не может забыть слез «каменной девки», как не может изменить слову, данному Настеньке. Он «принимает смерть» с этими слезами, оказавшимися «редкостным камнем», – медным изумрудом – на Красногорском руднике, где встретил Малахитницу в первый раз.

Последствия контакта с Хозяйкой Медной горы проявляются в дальнейшем в жизни и смерти мастеров. Степан находит «малахитовую глыбу во сто пуд», поскольку «он все нутро горы вызнал и сама Хозяйка ему пособляла». Данилу все называют «горным мастером. Против него никто не мог сделать».

Печать «потусторонности» лежит на детях мастеров – Танюшке и Митюньке. Танюшка «на заводских девчонок будто и вовсе не походит». Степан сравнивает зеленые глазки дочери с малахитом, черные волосы – с землей и зовет девочку Памяткой. Только ей впору украшения из малахитовой шкатулки, подаренной Хозяйкой Медной горы Настасье. Она, неласковая даже к членам своей семьи, «льнет» к малознакомой страннице; та называет ее «доченькой да дитятком», ни разу не поминая «крещеное имечко». Настасья же на вопрос, кем ей приходится Танюшка, отвечает: «Дочерью люди зовут». Ненароком, будто бы случайно Настасья определяет истинную – сверхъестественную, инфернальную – сущность Танюшки. Все выявленные маркеры «инаковости» позволяют предположить, что Танюшка – дочь Степана и Хозяйки. Вероятно, Малахитница подменила ребенка, что проговаривается и самой Настасьей: «Красота-то красота, да не наша. Ровно бы кто мне подменил девчонку».

Малахит, который в Европе XIX века называли «русским камнем», – основной символический камень сказов Бажова. Мастер Евлах в «Железковых покрышках» так отзывается о нем: «…наш родной камень, в коем радость земли собрана». Малахит традиционно рассматривается как камень, который возвращает душевное равновесие, отводит зло и оберегает хозяина от злого рока, изгоняет хандру и меланхолию. Как символ жизни и роста, малахит часто выступал в качестве «детского оберега», так как «кусочек малахита, прикрепленный к детской колыбели, отгоняет злых духов». Но одновременно он – камень смерти. Виной всему зеленый цвет малахита, который символизировал не только юность, надежду и веселье, но ассоциировался также с несчастьем, печалью и скорбью. Так, негативная символика зеленого цвета проявляет себя в выражении «зеленая тоска».

В сказах о Хозяйке малахит символически воплощается в трех предметах: зала малахитовая в царском дворце, камни для которой были вырублены Степаном; малахитовая шкатулка, подаренная жене Степана Настасье, а на деле предназначенная для земной дочери Малахитницы – Танюшки, и, наконец, каменный цветок, создаваемый мастером Данилой.

Малахитовая зала петербургского дворца – символ магической власти камня в суетном, тщеславном и корыстном земном мире. Малахитовая палата во дворце, где Танюшка уходит в гору, становится символом каменной силы Медной горы Хозяйки в человеческом мире. Итак, малахитовая глыба, которою можно украсить царские палаты и из которой можно вырубить столбы малахитовые для церкви, как это делает Степан, символизирует в сказах Бажова магию природного камня, приспособленного для земных людских нужд, что в принципе не нравится Хозяйке. Поэтому она всячески стремится продемонстрировать свою власть даже над этим, уже отработанным и, следовательно, очеловеченным камнем. Малахит, отданный во дворец, заставляет дрожать от страха его обитателей при виде растворившейся в стене Танюшки – новой хозяйки Медной горы. Малахит, отданный на украшение главной церкви в Санкт-Петербурге, приводит к исчезновению богатств Гумешковского рудника и его последующему затоплению. При этом рассказчик объясняет это тем, что Хозяйка «огневалась» за столбы, которые «в церкву поставили».

Малахитовая шкатулка – материальный символ «каменной силы» малахита. Это символ красоты, которая дается одному человеку, да и то тесно связанному с тайной силой… Вообще же шкатулка – классический женский символ, «символ сюрприза, загадочного, пугающего и манящего». В истории с малахитовой шкатулкой Хозяйка выступает соблазнительницей мужчин и соперницей земных женщин. С этой точки зрения становится понятно, почему она отказывает в помощи женатым мужчинам. И Степан, и Данила общаются с ней до брака. Однако уровень постижения героями «каменной силы» Хозяйки различен. Степан добывает малахитовые глыбы, о дальнейшей судьбе которых он не задумывается. Не понимает он, и тайны малахитовой шкатулки-завещания.

Шкатулка становится символом тайны, связавшей навечно Степана и Хозяйку, символом совершившегося между ними тайного брака. Она, безусловно, предназначена не для земной невесты Степана Настасьи, которая «простой человек, обыкновенный», а для «чудесного ребенка» Танюшки, классического образца «подменыша» – плода горного духа и смертного человека. Поэтому закономерно, что только одна Танюшка может оценить магию чудесного подарка Хозяйки. Так что «если на Настасью малахитовые украшения… веют холодом, то дочери от них тепло».

Между «тайной силой», то есть фантастическими персонажами, и остальными героями в сказах Бажова неизменно возникают истинно человеческие отношения. Тонкой психологической деталью раскрывает писатель, как поселила Малахитница в душе рудокопа тревожное волнение, лишила его внутреннего спокойствия, как ощутил он рождение нового, неведомого чувства.

«- Ну, прощай, Степан Петрович, – говорит ему Хозяйка Медной горы, – смотри не вспоминай обо мне. – А у самой слезы. Она это руку подставила, а слезы кап-кап и на руке зернышками застывают. Полнехонька горсть.- На-ка, вот, возьми на разживу. Большие деньги за эти камешки люди дают. Богатый будешь, – и подает ему. Камешки холодные, а рука, слышь-ко, горячая, как есть живая, и трясется маленько».

Вот это-то уловленное им пробуждение жизни в Каменной девке, Малахитнице, и смутило Степана. Грозная Хозяйка горных сокровищ оставила его равнодушным, но плачущая девушка, ее живая, трепещущая и горячая рука заставили дрогнуть сердце молодого рудокопа. «Степан принял камешки, поклонился низко. А сам тоже невеселый стал!» Ушел он от Малахитницы, но «сна-покою» лишился.

Потом бродил с дробовичком в тех местах, где с нею некогда повстречался: «И все, слышь-ко, к красногорскому руднику ходит, а добычи домой не носит».

Неумолимую жажду исканий поселила в душе его Малахитница. Любовь Степана-рудокопа к Хозяйке Медной горы – поэтический, философский образ, воплощение любви человека к могучей и прекрас­ной природе, ненасытного стремления к познанию «тайных» ее сил.

В поэтическом образе Хозяйки Медной горы воплощена сама уральская природа, вдохновляющая человека на творчество. Фольклорный образ Малахитницы претерпел здесь существенные изменения. В горнорабочих «тайных сказах» Малахитница – только хозяйка горных недр, оберегающая свои сокровища, а у Бажова-хранительница секретов высокого мастерства. Больше того, олицетворяет она вечную творческую неудовлетворенность.

В чем волшебство сказов П.П. Бажова?

Школьное сочинение

Связь общих героев, как главных, так и второстепенных, объединенных в группы в сказах “Малахитовая шкатулка” писателем сознательно продумывалась для того, чтобы придать книге особую целостность. Порой сказы связывает установка на одинаковое время и место действия. Нередко в них передается словно бы судьба одного трудового семейства: Степана и Насти, их дочки; Катерины и ее супруга умельца Данилы, а дальше и их детей; старателя Леонтия и его сыновей Пантелея и Кости. Подобные семейные истории жили и по сей день продолжают жить на Урале.

Пытливый читатель, взявший в руки данную книгу, обязательно задумается над вопросом, почему она так названа. Малахитовую шкатулку — ларчик из красивейшего уральского камня, наполненный украшениями из других самоцветных камней, подарила на свадьбу рудобою Степану и его жене Насте Хозяйка Медной горы. Этот волшебный подарок имеет важный смысл для понимания не только одноименного сказа, но и всей книги. Шкатулка из зеленого “веселого” камня, которую берегут и передают из поколения в поколение, напоминает о тяжелом труде и упорстве добытчиков уральских подземных богатств, о большом искусстве народных мастеров, гранильщиков и камнерезов. Уральские рабочие, мастера горного дела — герои сказов П. П. Бажова.

Название книги оказалось удачным еще и потому, что писатель постепенно “складывал” в этот сборник, как в шкатулку, все новые и новые произведения. Сказы, как драгоценные камушки, сверкали и переливались народной выдумкой, фантазией и были огранены, обработаны Бажовым с большим писательским мастерством.

Главные герои сказов — простые люди. Люди, для которых счастье в мастерстве. И божественные существа, помогающие этим людям в достижении счастья, не требуют от них аскезы или фанатичного поклонения. Напротив, только честность, добросовестность и умелость открывают тайники Медной горы.

Общие в сказах волшебные персонажи, главные из которых — Хозяйка, или Малахитница, и Полоз. Интересно их происхождение. Еще в глубокой древности сложились у людей представления о том, что подземные богатства охраняют чудесные существа. В фольклоре хранители недр выступают в облике или Хозяина, старика, горного духа, или Хозяйки, девки Азовки. Действия их могут быть враждебны или доброжелательны по отношению к людям.

Такие фантастические предания были широко распространены среди уральских рабочих, многие поколения которых трудились в тяжелейших условиях на “подземной каторге”, в рудниках и шахтах. Стремление объяснить непонятные явления природы вызвало их к жизни, жажда справедливости, желание видеть удачу труженика и наказание угнетателя определили их содержание.

Бажов использует, развивает и дополняет фольклорные традиционные мотивы. Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, творчески одаренных людей. Писатель наделяет ее необыкновенной внешностью. Детали красочного портрета намекают на связь ее с миром природы. Многое роднит эту героиню со сказочной царевной. Не только необыкновенная красота, но и чудесные помощники, выполняющие все ее распоряжения, — разноцветные ящерки. Живет она в прекрасном подземном дворце, куда можно попасть, только преодолев многие испытания, похожие на те, которые проходит и герой волшебной сказки.

Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во владения Хозяйки. Другим — не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней.

Творчеству народных умельцев, истинных художников принадлежит одно из важных мест в сказах Бажова. Неутомимый поиск характеризует, например, мастера Данилу и его сына Митю, стремящихся раскрыть красоту камня, чтоб “сердце радовалось” у людей при взгляде на их работу.

Но не всем дано оценить мастерство умельца. Для барина главное — “сколько камни стоят”. Узнав, что использован недорогой материал, разгневанный барин раздавил и в пыль растоптал Митину “дорогую выдумку”. Как и Данила, исчез Митя.

Историческое прошлое Урала вплетается в сказы Бажова не только эпизодами освоения горных богатств, постройки и расширения заводов, но и все более сильного закрепощения народа и появления в его среде отдельных смельчаков, народных мстителей.

Народ всегда приписывал своим любимым героям особую удачливость и неуязвимость от пуль, а иногда и бессмертие. Следует этому и Бажов. Чудесные силы природы, не только Хозяйка Медной горы, но и волшебная кошка с горящими ушами, как в сказке, помогают смельчакам. Но та же волшебная кошка губит незадачливых добытчиков, барских прихвостней.

Другими чудесными персонажами, связанными с золотыми месторождениями, являются Огневушка-поскакушка и бабка Синюшка, способная девицей обернуться. К таким же персонажам принадлежат и козлик Серебряное копытце, и чудесные мураши (муравьи), и голубая змейка. Эти произведения Бажова ближе к сказкам, он и сам их так иногда называл.

Творения уральского сказочника, созданные на основе фольклора, всенародные по содержанию, человеколюбивые по идеям, абсолютно народны и по стилю, и по языку. Уже не одно поколение читателей веселили и захватывали замечательные сказы Павла Петровича Бажова. И долго-предолго будут они радовать всех своими интереснейшими сюжетами, ведь мудрость сказки принадлежит не единственному человеку и не единственному народу.

Сказка не ведает рубежей во времени и не знает границ между государствами и языками. Она неизменно нравственна, не выпячивается в нравоучение, обучает игре.

Бажов Павел “Медной горы хозяйка”

Читательский дневник по произведению “Медной горы Хозяйка” Павла Бажова

Автор: Павел Бажов.

Название произведения: “Медной горы Хозяйка”.

Число страниц: 121.

Жанр произведения: сказание.

Главные герои: крепостной Степан, Хозяйка медной горы, невеста Анастасия.

Характеристика главных героев:

Хозяйка Медной горы – гордая, требовательная и могучая.

Любит порядок и честность.

Степанушко – пугливый, но решительный.

Трудолюбивый и честный.

Стал непохож сам на себя после встречи с ящерицей.

Краткое содержание сказания “Медной горы Хозяйка” для читательского дневника

Двое рабочих отправились на дальние покосы.

Жаркое солнце вымотало мужчин и они уснули.

Вдруг Степана разбудил толчок в спину.

Открыв глаза, он увидел сидящую на камне девушку с длинной черной косой.

На девушке он увидел платье из редкого камня – малахита и понял, что перед ним сидит сама Хозяйка медной горы.

Первое поручение Хозяйка дала Степану, чтоб он передал своему приказчику убраться с рудника, а если не послушается, то он никогда не найдет медь.

Степан передал указ Хозяйки, но приказчик не послушал его, а только приказал выпороть и приставить к самому худшему забою.

Но мужчина добыл много малахита и понял, что это сама Хозяйка ему помогает.

Девушка явилась к нему и похвалила за смелость.

Она сняла с него оковы и повела смотреть на горы.

Хозяйка Медной горы стала спрашивать, готов ли парень женится на ней, но Степан признался, что он любит другую девушку.

За это похвалила его Хозяйка, что он любимую на богатства не поменял.

Невесте Степана она дала шкатулку с изысканными украшениями и пообещала мужчину освободить от крепостного рабства.

Когда парень вернулся к забою, увидел, что слуги Хозяйки уже всю норму камня добыли.

Испугался приказчик Хозяйки и перестал добывать редкий камень.

Вскоре Степан получил вольную и стал жить со своей невестой.

Но он все время ходил грустный и невеселый.

Мужчина часто отправлялся на охоту на то место, где увидел Хозяйку Медной горы впервые.

Через время его нашли там мертвым, а в руках он держал изумрудные камешки.

Это были те самые слезы, которая дала ему Хозяйка, но он их не продал.

План пересказа произведения “Медной горы Хозяйка”

1. Рабочие засыпают на покосах.

2. Степана будит девушка с черной косой.

3. Просьба Хозяйки медной горы.

4. Злость приказчика и самый худший забой.

5. Надзиратель увеличивает добычу для Степана.

6. Малахитница хвалит парня за смелость.

7. Осмотр приданого.

8. Хозяйка предлагает Степану взять ее в жены.

9. Степан любит Настасью.

10. Шкатулка с украшениями для возлюбленной.

11. Слезы Малахитницы.

12. Надзиратель считает, что в парня вселилась нечистая сила.

13. Глыба во сто пуд и вольная.

14. Приезд барина и обещание дать вольную.

15. Малахит у церкви.

16. Степан женится на Анастасии.

17. Степан уходит на охоту и не возвращается.

18. Кулак с зелеными зернышками.

19. Парень превратился в пыль.

20. Слезы-изумруды Хозяйки Медной горы.

Главная мысль рассказа “Медной горы Хозяйка”

Главная мысль произведения заключается в том, что только смелым и честным судьба преподносит подарки.

Однако, нужно уметь еще и сдерживать свое слово.

Основная идея рассказа состоит в том, что порядочность и справедливость – те качества, которые должен воспитывать в себе каждый из нас.

Чему учит произведение “Медной горы Хозяйка”

Рассказ учит нас многому:

1. Быть честным, порядочным и справедливым.

2. Уметь сдерживать свое слово.

3. Не оценивать людей по количеству их богатства.

4. Быть трудолюбивым, беречь природу и ее сокровища.

5. Быть верными своим вторым половинкам.

Краткий отзыв о произведении “Медной горы Хозяйка” для читательского дневника

Рассказ “Медной горы Хозяйка” мне очень понравился.

Это не совсем обычное произведение, где описывается история жизни простого крепостного Степана после того, как он встречает Малахитницу.

С мужчиной происходят сильные изменения: ему везет в работе, Хозяйка Медной горы одаривает его сокровищами, он получает вольную и женится.

Однако, как и предсказывали старые люди про Малахитницу, Степан вовсе потерял голову.

Я полагаю, что мыслями мужчина попал в плен.

Хоть девушка и отпустила его, но он больше не смог ее забыть.

Степан даже не продал камушки, которые ему дала Хозяйка.

В рассказе много смыслов, но для себя я понял, что нужно быть осторожным в своих действиях, чтоб не попасться под влияние других.

Также рассказ учит нас ценить любовь, не нарушать обещаний и беречь природные богатства.

Какие пословицы подходят к произведению “Медной горы Хозяйка”

“Честность всего дороже”.

“Воля и труд дивные всходы дают”.

“Любовь не пожар, а загорится – не потушишь”.

“Жить в разлуке – жить в муке”.

“Старая любовь не забывается”.

Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:

Завтра, как в гору спускаться, будет тут ваш заводской приказчик, ты ему скажи, да смотри не забудь слов-то:

“Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красногорского рудника убирался.

Ежели еще будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак ее не добыть”.

Сказала это и прищурилась:

Неизвестные слова и их значение:

Покосы – уборка сена.

Забой – конец горной шахты.

Еще читательские дневники по произведениям Павла Бажова:

Библиотека читательских дневников автора пополняется

Читайте также:  Гибель Пети Ростова Последний бой в романе Толстого Война и мир сочинение
Ссылка на основную публикацию