Сочинение по произведению Капитанская дочка Пушкина (8 класс рассуждение)

Сочинение по роману Капитанская дочка Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин подарил миру русской и мировой литературы не мало гениальных произведений. Одно из них – роман или повесть «Капитанская дочка». Данное пушкинское творение можно отнести как к жанру романа, так и к жанру повести. Оно весьма многопланово, потому и привлекает внимание даже нынешних читателей. В «Капитанской дочке» Александра Пушкина поднято очень много вопросов и тем, которые толкают на размышление каждого.

Так о чем же произведение «Капитанская дочка» авторства Александра Сергеевича? Почему и зачем оно было написано? Какова его тема и основная мысль произведения? Все об этом и больше написано в этой статье.

Начало произведения ознаменуется знакомством с главным героем по имени Петр Гринев. Он является дворянским сыном и заведомо распределена его судьба благодаря титулу родителей. Через определенный срок Петя, Петруша должен отправиться служить в Оренбург. Этот день наступает. Здесь отец произносит фразу, ставшую лозунгом всего произведения: «Береги честь смолоду». А что значит «беречь честь смолоду, а платье с нову»? Каждый интерпретирует эту фразу по-своему. Я понимаю это так, что надо с раннего возраста иметь честь, в сравнении с одеждой, которую, как правило, берегут с момента покупки. Лет двести назад честь считалась чем-то, что можно потерять, но невозможно вернуть назад, потому-то и призывали беречь ее с раннего возраста, с юности. Герой Петр Гринев – это мог бы быть эталоном для подражания. Он не продал свою честь ради жизни Пугачеву. И остался верен императрице. Гринев был просто добрым, щедрым человеком.

Маша Миронова – это девушка, в которую влюблен Гринев, да и она относится к нему также. Маша и Петр – представители главной сюжетной линии произведения. Маша – эталон верности и смелости. В ее случае эти качества стоят не порознь. Что есть для Маши верность и любовь? Поступок похождения к императрице на большое расстояние, дабы просить воли для Петра, говорит о Маше как личности сильной.

Но при чем здесь Пугачев? Пугачев реально существовавшая личность, которая подняла народный бунт и восстание, которое было жестоко подавлено. Пугачев здесь показан в первую очередь как талантливый предводитель, расчётливый революционер. При этом он временами способен на слабости.

Смысл данного произведения в том, что честь ценилась и будет цениться во все времена.

2 вариант

Капитанская дочка – исторический роман, написанный Александром Пушкиным. Сюжет произведения охватывает большой промежуток времени. В нём показан бунт Емельяна Пугачёва, происходивший во времена Екатерины Великой. Показана вся жестокость этого события, безысходность русского народа, угнетённого правящим дворянством. Угнетённость самих разбойников, понимающих, что никакого хорошего исхода для них не может быть. Какой вывод можно сделать? В этой войне нет ни выйгравших, ни проигравших. Есть только трагедия.

Только Пугачёв является реальным персонажем романа. Все остальные вымышленные. Автор наделил его противоречивым характером. Он мог быть жестоким и добрым. Например, когда он спасает Гринёва от смерти, или когда помогает ему спасти его возлюбленную, он проявляет свои положительные качества. Однако, в реальности, ни о какой мягкости характера и добросердечности речи не было.

Другой герой романа -Пётр Гринёв. Герой описан без особых характеристик. Судить о нём нам предстоит по его поступкам. За весь период романа он успевает повзрослеть. На службу его отправляет отец в шестнадцать лет. Юноша весьма беспечный и может спокойно проиграть большую сумму денег. Легковерный и добродушный он не может устоять перед соблазнами. Он желает только беззаботно служить. Однако, в конце романа его образ совершенно другой. Это уже повзрослевший мужчина. У которого слова не расходятся с делом, он готов и за отечество постоять и любимую спасти.

Вообще, любовная история занимает важное место в романе. По сути она является его движущей силой. Так взросление Петра наступает только после его влюблённости в дочь капитана крепости. Чем же примечательна эта девушка? Нежная милая, она обладает какой-то внутренней силой. В сложных обстоятельствах её характер проявляется наиболее полно. Она не имеет приданого, однако категорически отказывается выйти замуж за Швабрина, считая его человеком безнравственным, хотя это могло значительно улучшить её материальное положение.

Она ценит настоящие чувства, умеет любить и бороться за свои отношения. Она влюбляется в Петра, но не может пойти против воли своих родителей, поскольку очень их уважает. Мария делает свой нравственный выбор и сохраняет свою честь. Особенно удивительна её встреча с императрицей. Девушка рискнула всем, что бы спасти любимого. За такую дерзость она и сама могла угодить в тюрьму, но такие опасения её не остановили, а её искренность тронула великую правительницу России.

В итоге Мария получила награду за все свои страдания – спасение любимого.

Также читают:

Картинка к сочинению По произведению Капитанская дочка

Популярные сегодня темы

А.С.Пушкин был известным ценителем женской красоты. Но, помимо внешнего превосходства, он уделял огромное внимание душевным качествам девушек. Неспроста его любимыми героинями становятся Маша Троекурова

Эта зима на холод выдалась особенно кусачей, на каждом шагу подстерегали злобные псы властной девы вьюги, злобно завывая и клацая острыми клыками о неприкрытые шарфами щеки прохожих

Первая встреча с ведьмой. Пан просит Хому молиться над гробом.

Роберт Льюис Стивенсон, написана в 1875 году в Шотландии. На русский язык перевёл Самуил Маршак.

Произведение «Ревизор», Николай Васильевич написал в 1835 году, но и по сей день сюжет этой комедии очень актуален. Героями развернувшегося действия становятся жители и чиновники

: Урок развития речи. Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Разработка урока по подготовке к сочинению по повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”. На уроке проводится работа по закреплению умения учащихся работать со сложным планом, развитию устной и письменной речи учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
sochinenie_po_proizvedeniyu_kapitanskaya_dochka.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Урок развития речи

Сочинение по повести А.С.Пушкина

Цели: – продолжить работу по закреплению умения учащихся работать со сложным планом.

– систематизировать знания учащихся по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»;

– развивать устную и письменную речь учащихся;

– подготовить учащихся к написанию сочинения на литературную тему;

– воспитывать у учащихся чувство долга, чести, морали (нравственности).

Оборудование: плакат «Как писать сочинение», план на доске, тексты, портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к произведению

  1. Организация урока
  2. Вступительное слово учителя

– Ребята, мы закончили с вами изучать одно из интереснейших творений А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Повесть «Капитанская дочка» – это классический образец, о котором Гоголь писал: «…Здесь нет…никакого наружного блеска, который раскрывается не вдруг… Слов немного, но они так точны, что обозначают все». Сам Пушкин предъявлял такие требования к прозе: «Точность, краткость – вот

первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат».

III. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня на уроке мы должны с вами систематизировать весь материал и подготовиться к написанию сочинения по повести «Капитанская дочка».

IV. Актуализация знаний учащихся. Работа с таблицей «Как писать сочинение»

Но прежде чем приступить к работе над сочинением, к систематизации материалов, давайте еще раз вспомним, что такое сочинение, какие требования предъявляются к сочинению.

СОЧИНЕНИЕ – это один из завершающих этапов работы над художественным произведением.

Первое условие успешности любого высказывания, устного или письменного, будь то доклад, статья, выступление на собрании или заметка в газету, – его стройность, подчиненность единой теме и мысли.

Одним из распространенных недостатков школьного сочинения является их расплывчатость, отход от темы, общие места. Поэтому необходимо вдуматься в формулировку тем, различать их оттенки.

Чтобы определить основную мысль сочинения, можно воспользоваться основным приемом: переформулировать каждую тему в вопрос. Сжатый, достаточно четкий и точный ответ как раз и станет тем тезисом, который вы будете раскрывать, доказывать, обосновывать, развивать в сочинении.

Прежде чем писать сочинение, необходимо составить план. План не самоцель, а своеобразные леса для возведения здания. Его в ходе работы можно перестраивать, вносить в него изменения, дополнять и, наоборот, сокращать некоторые его пункты. «План необходим, – как писал К.Г.Паустовский, – но он не должен тяготеть над произведением, как чертеж, не подлежащий изменению». Сказанное о труде писателя относится также и к школьному сочинению. Хорошо составленный план поможет не сбиться с пути и последовательно, шаг за шагом, раскрыть тему. Обратите внимание на то, что все части плана должны быть связаны друг с другом «логическими мостиками» – переходами. Начало (вступление) сочинения должно ввести читателя в тот мир, о котором вы собираетесь рассказывать.

Есть еще одна чрезвычайно важная сторона работы над любым письменным высказываем, в том числе над сочинением, – выбор точных, емких, нестертых слов, их наиболее целесообразная расстановка, все то, что относится к точности и выразительности нашей речи.

Сочинение нельзя писать равнодушно. В них должна ясно прозвучать линия вашего отношения к автору, к идее, проблеме, затронутой писателем, к литературным героям, к художественному слову. Писать сочинение нужно от всего сердца, смело высказывать свои взгляды, давать свою оценку и защищать свое мнение доказательствами, отличным знанием литературного материала.

V. Знакомство с таблицей «Как работать над сочинением»

Как работать над сочинением

СОЧИНЕНИЕ – это один из завершающих этапов работы над художественным произведением.

  1. Прежде всего, обдумайте тему и основную мысль сочинения. Помните, каждое слово в названии темы имеет значение. Определите, о чем следует написать в сочинении.

2. Определите стиль и продумайте основную мысль сочинения. Что и как вы напишете, чтобы её раскрыть? Составьте, если нужно, план. Все части плана должны быть связаны друг с другом «логическими мостиками» – переходами .

  1. Прочитайте первый вариант своего сочинения, раскрыта ли в ней тема и основная мысль? Зачеркните то, о чем можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты не достаточно.

4. Обратите внимание на язык сочинения (выберите точные, емкие, нестертые слова). Удачно ли выражена мысль сочинения. Внесите исправления .

VI. Подготовка к сочинению

Гринев и Пугачев Гринев и Маша Миронова

– Я предлагаю вам следующие темы сочинений:

1. Петр Гринев на страницах повести «Капитанская дочка».

2. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка».

3. «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин.

4. Смысл названия повести «Капитанская дочка».

5. Тема дороги в повести «Капитанская дочка».

6. Образ Савельича в повести «Капитанская дочка».

– Посмотрите внимательно и, пользуясь Памяткой, соотнесем название темы сочинений с основной мыслью.

– Определитесь в выборе темы.

– Хорошо. В основном все ребята выбрали тему «Становление личности Петра Гринева».

2. Работа по составлению плана

– Какое время отражено в повести? (восстание под предводительством Е.Пугачева, 1773-1775г.г.)

– Только ли эта тема раскрывается в повести? (тема любви, семейная тема, тема нравственности)

– Как вы думаете, рассказывая о Петре Гриневе, важно ли отметить первую тему? (необязательно, т.к. мы должны заострить внимание на образе Гринева, становлении его характера и взглядов, обратить внимание на нравственную сторону Петруши).

– А что такое нравственность?

(Определение на доске. )

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности

– Можно смело утверждать, что почти все произведения А.С.Пушкина целиком посвящены теме нравственности. Недаром эпиграфом к повести служит русская пословица «Береги честь смолоду», а эпиграфом к роману «Евгений Онегин» – цитата из письма, содержащая слова «он обладал особенной гордостию».

– Во вступлении я предлагаю вам порассуждать о том, каким должен быть человек, как он должен относиться к Родине, к окружающим его людям, к близким.

Вступление не должно быть большим, примерно пять-шесть предложений.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ.

– Что хорошего дала Гриневу семья? (отец воспитывал сына строго, был требовательным, гордым. Его решение в семье не обсуждалось. Провожая сына на службу, дает ему наказ (стр. 20), а от матери Гринев перенял мягкость, доброту, ласку, отзывчивость)

– Итак, формирование характера начинается с семьи, с воспитания.

– Какие черты характера проявил Гринев по отношению к Савельичу, вожатому? (по отношению к Савельичу: чувство совести, стыда; он попросил прощения у человека, который был слугой; относился к себе критично; по отношению к вожатому проявил доброту, бескорыстно подарил ему свой заячий тулуп (стр.29).

– А каким Офицером был Гринев? (не стал присягать Пугачеву, не поцеловал у него руку).

– Почему? (чувство долга, присягал на верность императрице, не способен на предательство (стр.74-75).

– Найдите в тексте повести наказ отца. Прочитаем эти строки. Выполнил ли Петр Гринев наказ отца?

– А как Гринев относился к Маше Мироновой? (защитил честь девушки перед Швабриным (стр.40); способен на глубокую любовь: чтобы спасти Машу обращается за помощью к генералу и даже к Пугачеву (стр. 85).

– Как Гринев относился к Швабрину? (ненавидит, презирает его).

– А почему? (Швабрин предатель, трус, эгоист; потерял честь, его даже презирает Пугачев (стр.98).

– это все вы напишите в основной части сочинения. А вот в заключении вы должны сделать вывод, подвести итог: Чему учит Гринев сегодня? (Гринев учит нас правильно, хорошо относиться к девушке, женщине; не слушать сплетни, не верить им, не оскорблять ее. Суметь защитить ее в трудную минуту. А еще Гринев учит нас быть верным присяге. Ведь мы будущие воины и тоже будем давать присягу на верность Родине, родителям).

VII. План сочинения.

– Посмотрите, какой план у нас получился.

I. Тема нравственности в произведениях А.С.Пушкина.

II. Петр Гринев на страницах повести «Капитанская дочка».

  1. Кто такой Петр Гринев (детство, воспитание).
  2. Что хорошего дала Петру Гриневу его семья.
  3. «Я чувствовал себя виноватым перед Савельичем…».
  4. Гринев – офицер.
  5. Любовь в жизни Петра Гринева.
  6. Отношение к Швабрину («Мой взгляд вызывал презрение…»).

III. Чему учит Гринев читателя сегодня.

– Запишите этот план в тетради по литературе.

VIII. Итог урока.

– Сегодня мы с вами провели большую работу по написанию сочинения на литературную тему. Научились составлять план и отбирать материал в соответствии с требованиями, предъявляемыми к написанию сочинения. Ваша задача: написать сочинение к следующему уроку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по программе В.Я.Коровиной и учебнику “Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия” “Урок-обобщение по теме “Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина “Капитанская.

Интеллектуальная игра предназначена учащимся 8 класса для закрпеления по пройденному произведению. Материал представлен в форме игры.

Презентация к уроку, посвященному подготовке к сочинению по повести “Капитанская дочка”.

Презентация поможет организовать деятельность учащихся на уроке, который рассчитан на 2 часа. Это семинарское занятие организовано в форме групповой работы, работы в парах. В заметках к слайду даны за.

В конспекте урока используется исценировка фрагмента повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”.

quot;Долг и честь в повести “Капитанская дочка&quot.

Сочинение по произведению Капитанская дочка Пушкина (8 класс рассуждение)

Я люблю читать. Поэтому, когда в школе задали прочитать повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», я с удовольствием прочла эту книгу. И была восхищена героями повести: Петром Гринёвым и Машей Мироновой. А ещё мне очень понравился Емельян Пугачёв.
Пугачёв – историческая личность. Мы знаем о нём из уроков истории. Но это всего лишь исторические документы. А в повести Пушкина я увидела живого человека со всеми его достоинствами и недостатками. Первое знакомство с Емельяном Пугачёвым происходит в самом начале произведения. В метель Гринёв заблудился. Ему пришлось бы ночевать в степи, если бы не встретился на дороге простой мужик, наблюдательный и сметливый. Он вывел Гринёва и его спутников к жилью.
Следующая встреча с Пугачёвым ни для главного героя, ни для читателей не очень приятная. Мы видим этого человека предводителем восстания, жестоким и немилосердным. Он без сожаления казнит капитана Миронова и его сторонников. Мятежники не жалеют даже беззащитной женщины, и Василиса Егоровна пала по приказу Пугачёва. Но и в этой сложной ситуации предводитель крестьян проявляет благородство. Он не только милует Гринёва, помня щедрость и доброту последнего, но и спасает его от толпы своих подручных. И на протяжении всей повести мы можем наблюдать противоречивость натуры Пугачёва.
Но особенно привлекательным для меня оказался Пётр Гринёв, молодой человек, который честь, данное слово ставит превыше всего. Он не задумывается над тем, сохранит ли он жизнь. Для него важнее не спасовать в трудную минуту, не упасть духом в момент казни. Когда же смерть миновала его, он смело говорит Пугачёву, что не сможет служить ему, так как присягал императрице.
Когда любимая девушка оказалась в беде, Гринёв мчится спасать её. Так велит ему сердце и долг. У Маши Мироновой не осталось никого на свете, кто бы мог за неё заступиться, поэтому молодой человек считает своим долгом спасти девушку. Он понимает, чем грозит ему отъезд из Оренбурга. И всё же едет к Пугачёву, чтобы у него искать защиты и помощи. Во время ареста Гринёв мог бы спасти себя, рассказав, зачем он покинул расположение части. Но он опять думает не о своей жизни, а о том, сколько придётся пережить Маше, если её вызовут на допрос.
Маша Миронова – единственный женский образ в повести, не считая её матери и попадьи, которые играют эпизодические роли. Эта девушка – идеал русской женщины, такой, какой видел её Пушкин. Под робкой внешней оболочкой скрывается сильная натура. Она под стать Петру Гринёву – верна своему слову, готова на всё ради любимых ею людей.
Главные герои повести «Капитанская дочка» – личности неординарные. Они наделены внутренней красотой и силой, которую невозможно купить. Их можно только воспитать в себе.

«Капитанская дочка» сочинение рассуждение (2 вариант)

Особенно привлекательным в повести «Капитанская дочка» для меня оказался Пётр Гринёв, молодой человек, который честь, данное слово ставит превыше всего. Он не задумывается над тем, сохранит ли он жизнь. Для него важнее не спасовать в трудную минуту, не упасть духом в момент казни. Когда же смерть миновала его, он смело говорит Пугачёву, что не сможет служить ему, так как присягал императрице.
Когда любимая девушка оказалась в беде, Гринёв мчится спасать её. Так велит ему сердце и долг. У Маши Мироновой не осталось никого на свете, кто бы мог за неё заступиться, поэтому молодой человек считает своим долгом спасти девушку. Он понимает, чем грозит ему отъезд из Оренбурга. И всё же едет к Пугачёву, чтобы у него искать защиты и помощи. Во время ареста Гринёв мог бы спасти себя, рассказав, зачем он покинул расположение части. Но он опять думает не о своей жизни, а о том, сколько придётся пережить Маше, если её вызовут на допрос.
Маша Миронова – единственный женский образ в повести, не считая её матери и попадьи, которые играют эпизодические роли. Эта девушка – идеал русской женщины, такой, какой видел её Пушкин. Под робкой внешней оболочкой скрывается сильная натура. Она под стать Петру Гринёву – верна своему слову, готова на всё ради любимых ею людей.
Главные герои повести «Капитанская дочка» – личности неординарные. Они наделены внутренней красотой и силой, которую невозможно купить. Их можно только воспитать в себе.

«Капитанская дочка» сочинение рассуждение (3 вариант)

В “Капитанской дочке” одновременно развивается несколько сюжетных линий. Одна из них — это история любви Маши и Гринева, другая — события, происходившие в то время в Оренбургской губернии. Действие происходит в 1772 — 1775 годах, незадолго до и во время восстания Пугачева. А. С. Пушкин считал, что в повести должна быть “историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании”. Завязка произведения состоит в том, что молодой офицер Петр Гринев был направлен служить в Белогорскую крепость. По пути он совершает необдуманные поступки, проигрывает 100 рублей Зурину, ругает своего дядьку Савельича, хотя тот и прав, не давая барину денег. Следуя в крепость, Гринев с дядькой заблудились во время бурана, но случайно встретили мужика, выведшего их к постоялому двору. Юноша, поблагодарив вожатого за помощь, отдал ему свой заячий тулупчик. Казалось бы, рядовое событие, но какую огромную пользу оно принесло впоследствии! Приехав в Белогорскую крепость, Гринев познакомился с дочерью своего начальника Миронова. Маша понравилась молодому человеку. Из-за девушки он поссорился со своим товарищем Швабриным, который, как позднее выяснилось, сватался к ней, но получил отказ. Не желая, чтобы кто-то безнаказанно порочил доброе имя Маши, Гринев вызывает обидчика на дуэль. Он поступил как настоящий мужчина. Поединок едва ли не закончился гибелью Гринева из-за подлости Швабрина. Выздоровев, Гринев узнал, что Швабрин написал на него донос. Это возбудило в юноше ненависть к своему врагу. Праведный гнев Гринева близок и понятен мне. В это же время в губернии началось восстание. Повстанцы под началом Пугачева легко взяли крепость. Комендант, его жена и офицеры были убиты. Швабрин, запятнав честь офицера, изменив присяге, стал прислужником бунтовщиков. Гринев никогда бы не стал предателем. Он предпочел умереть, но верный Савельич спас своего господина. Пугачев оказался тем самым мужиком, которому Гринев когда-то подарил заячий тулупчик. Добро окупилось сторицей! Юноша был потрясен тем, что детский тулуп, подаренный бродяге, избавил его от петли, а пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и потрясал государство. Гринев не стал присягать на верность Пугачеву. “Я присягал государыне императрице, тебе присягать не могу”. Этот поступок Гринева привел меня в восхищение: находясь полностью в руках Пугачева, он не пытается скрыть от него своих убеждений. Самозванец, пораженный такой честностью, отпустил юношу. Еще не раз придется Гриневу уви- деть благородство Пугачева: крестьянский вождь, восхищенный смелостью Гринева, спасает Машу Миронову от ненавистного ей Швабрина. Эти поступки Пугачева свидетельствуют о его незаурядной натуре с самой лучшей стороны. Он умел щадить не только друзей, но и врагов. Это гуманное поведение вызывает у меня искреннее уважение. Образцом порядочности в повести выступает Петр Андреевич Гринев. Вспомним, что он отказался служить Пугачеву. А разве не о том же свидетельствует его отношение к Маше: Гринев не побоялся пожертвовать жизнью ради спасения Маши из рук Швабрина. А каким благородством проникнуто его поведение на суде, когда, рискуя быть осужденным на пожизненную каторгу, Петр Андреевич старается не запятнать честь Маши! Эпиграфом к “Капитанской дочке” Пушкин выбрал пословицу: “Береги честь смолоду”, и поведение героя полностью соответствовало ей. Как тут не вспомнить нынешнее состояние русской армии, когда офицеры распродают военное имущество, даже оружие! Побольше бы было у нас таких офицеров, как Гринев, беззаветно преданных России, все поступки которых направлялись на ее пользу! Снова и снова возвращаюсь я мысленно к Гриневу, размышляя о его поступках. Чувствуется, что он глубоко симпатичен и самому автору. В чертах Петра Андреевича мы угадываем мысли и чувства самого писателя. Герои его произведений еще долго будут владеть моим сердцем.

Сочинение на тему: Капитанская дочка

Пушкин — автор многих произведений классической литературы. Однако, когда затрагивается тема благородства и любви, то невольно вспоминается его Капитанская дочка, по которой нам предстоит написать школьное сочинение.

Капитанская дочка краткое сочинение

Роман Капитанская дочка переносит нас в историческое прошлое. Это семидесятые годы восемнадцатого века. В те времена крестьяне устали от непосильного ярма крепостного права, и их недовольство выливается в восстание под предводительством Пугачева. Однако это не основная мысль произведения, ведь Пушкин хотел показать не столько народную войну, сколько пытался раскрыть тему патриотизма, достоинства человека, тему верности. Помимо прочего, в романе затронуты такие важные аспекты человеческих отношений, как тема семьи и любви.

Писатель создает сложные образы, которые оживают на листе бумаги и попадают в происходящие события. Мы же, как читатели, следуем за ними и увлекаемся драматичностью сюжета, его развязкой и счастливым финалом.

Один из главных героев Петр Гринев рассказывает о событиях из своей жизни. О том, как ему пришлось ехать на службу в Оренбург, и благодаря отцу, который захотел сделать из сына настоящего мужчину, Петр попадает в Белогорскую крепость. Уже по дороге на службу молодой человек проявил свой характер, расплатившись с долгом и отдав в знак благодарности за помощь свой тулуп. Как оказалось позже, человеком который помог Гриневу добраться до трактира был Пугачев, и эта встреча впоследствии сыграет огромную роль в жизни Петра.

Знакомясь с произведением Капитанская дочка, и работая над нашим сочинением-рассуждением на тему чести, хочется упомянуть напутственные слова отца сыну, которого тот отправлял в дальнюю дорогу. А дал он ценнейший совет беречь платье снову, а честь свою смолоду. И Петр не отступил от этого ни на шаг. Гринев предстает перед нами честным человеком, порядочным, добрым, смелым мужчиной. Даже подвергаясь смерти, он не роняет своей чести и не переходит на сторону врага.

Тут же мы видим Пугачева, который был временами жесток, был злодеем и преступником, но и ему было не чуждо понятие великодушия и справедливости. Пугачев не только не убивает Гринева, но и отпускает его. А все потому, что Пугачев не забывал и хорошее к себе отношение, стараясь отплатить людям тем же.

Прекрасно раскрывается в Капитанской дочке и тема любви, где перед читателем возникают образы Петра, Маши и Швабрина. Благодаря классическому любовному треугольнику в романе появляются острые нотки переживаний. Ведь Швабрин делал все, чтобы Петр и Маша не были вместе. Однако их любовь была настолько большой и чистой, что влюбленные преодолевают все преграды и остаются вместе.

Мой любимый герой

Прочтя произведение Пушкина Капитанская дочка, невозможно не заметить в романе сразу нескольких ярких героев. Однако, лишь один персонаж заинтересовал меня больше всего. Именно этот герой, а вернее героиня, оказалась мне ближе всего по духу. Это Маша Миронова — капитанская дочка, дочка коменданта крепости, куда попадает на службу Петр Гринев.

Поначалу Маша кажется застенчивой и трусливой. Такой же трусливой видели Машу и ее родители. Но, как часто бывает, первое впечатление было обманчиво, и это доказывают дальнейшие события. Девушка с ангельским голосом и хрупким станом оказалась сильной личностью, которая противостояла Швабрину, и даже испытание голодом и темница не сумели ее сломить. Маша ни при каких обстоятельствах не соглашалась выходить замуж за нелюбимого человека, и это вызывает настоящее восхищение. Вызывает восхищение и то, что Маша не побоялась явиться даже к императрице с целью добиться милости государыни, и освобождения Петра.

Прочитав Капитанскую дочку, мы увидели добрую, сильную девушку, которая умеет любить по-настоящему и не предает свои чувства. Благодаря силе ее характера, наши герои все же воссоединяются, и это прекрасное окончание романа.

Сочинение на тему капитанская дочка 8 класс с планом

Ответ

Проверено экспертом

Емельян Пугачёв и Пётр Андреевич Гринёв – главные герои повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”.Судьба не раз сводила их лицом к лицу.Казалось бы ,что может быть общего у этих различных по взглядам ,убеждениям ,образу жизни ,сословным классам людей ?Но Пушкин – мастер сюжета ,сумел рассказать нам об этих людях так ,что мы полюбили их и стали сочувствовать их бедам.При этом надо помнить ,что Пугачёв – это реально существующий исторический деятель и предводитель народного бунта,”бессмысленного и беспощадного”.Петр Гринёв – вымышленный персонаж .офицер , присягавший государыне .
Первая встреча героев произошла во время бурана ,когда незнакомый мужик” с разбойничьей рожей ” ,плохо одетый ,но бывалый ,вывел повозку Гринёва к тракту .Сердобольный Петр Андреевич подарил вожатому заячий тулупчик из своего багажа .Тулупчик был мал для богатырских плеч разбойника ,но свою спасительную роль впоследствии сыграет .
Вторая встреча Пугачёва и Гринёва развела их по разные стороны борьбы .Гринёв с удивлением узнал в предводителе разбойников ,.захвативших Белогорскую крепость ,своего провожатого .Это был Пугачёв .Савельич напомнил тому о тулупчике, и Гринёв был отпущен на волю ,несмотря на то .что сражался с пугачёвцами и держался достойно ,сохранив офицерскую честь .А Пугачёв проявил и милосердие ,и благодарность ,и щедрость , и широту души ,чем поразил Гринёва .
Подобного душевного отношения не увидел Гринёв у своих начальников ,когда просил спасти дочь погибшего капитана Миронова ,находившуюся в плену у Швабрина ( тот перешёл на сторону Пугачёва)
Показательно ,что помог юноше опять Пугачёв ,сказав :”Казнить так казнить – миловать так миловать” По дороге в Белогорскую крепость атаман рассказал Гринёву калмыцкую сказку .смысл которой поясняет философию жизни Пугачёва :

«Слушай, – сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. – Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: «Скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете 300 лет, а я всего-на-всё только 33 года?» – «Оттого, батюшка, – отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной». Орел подумал: «Давай попробуем и мы питаться тем же». Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь, спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: «Нет, брат ворон: чем 300 лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!»
Глядя вслед удалявшемуся Пугачёву ,который в третий раз помог герою, .Гринёв думает:”Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня. Зачем не сказать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время. Швабрин и народ, толпящийся около нас, помешали мне высказать все, чем исполнено было мое сердце.”
Наконец , .Пугачёв был пойман и казнён .А Гринёв ,присутствовавший на казни ,мысленно обращается к “злодею”:
“Емеля, Емеля! – думал я с досадою; – зачем не наткнулся ты на штык, или не подвернулся под картечь? Лучше ничего не мог бы ты придумать.
Таким образом ,можно сделать вывод об очередном уроке,который дал нам гениальный Пушкин .Соединив вымышленного и реального героев ,автор показал ,как может злодей быть справедливым ,благодарным и милосердным ,как можно ,сохранив офицерскую честь и верность присяге ,остаться человеком ,как бывает непредсказуема жизнь .Прекрасный урок для вдумчивого читателя .

i ВСТУПЛЕНИЕ .
Два разных героя в одном романе (Гринев и Пугачев)

ii ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ.
ПУГАЧЕВ И ГРИНЕВ В РОМАНЕ ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА”

1.Первая встреча героев:
а)буран ;
б)заячий тулупчик.
2.Вторая встреча по разные стороны борьбы :
а)Пугачев – предводитель бунтовщиков ;
б)офицер Гринев ;
в)милосердие “злодея”

3.Бессердечие царского генерала к судьбе дочери героически погибшего капитана Миронова

4.Очередная помощь Пугачева Гриневу :
а)казнить -так казнить ,миловать – так миловать ;
б)калмыцкая сказка;
в)благородство Пугачева

5.Мысли Гринева после казни бунтовщика .

iii ВЫВОД
.Уроки гениального Пушкина .

Сочинение для 8 класса ПОВЕСТЬ ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН

А.С. Пушкин приступил к работе над «Капитанской дочкой» в 1833 году и закончил ее в 1836 году. В последние годы жизни Пушкина тема крестьянского восстания была одной из центральных в его творчестве. В 30-е годы возросло количество крестьянских бунтов и возмущений, направленных прежде всего против крепостничества. Еще в 1824 году Пушкин задумывается о роли народа в истории России. В драме «Борис Годунов» поэт поднимает важную проблему — проблему народа и власти. Затем он снова затрагивает эту тему в незаконченной повести «История села Горюшкина» и продолжает ее в «Дубровском».

Теперь писатель акцентирует внимание на «мнении народном» как на активном и даже решающем факторе истории. Но Пушкин считает, что изменение политической структуры общества невозможно без сближения дворян и крестьянских масс. Каким путем может произойти это сближение?

Вероятно, именно над этой проблемой и размышлял Пушкин в своей повести «Капитанская дочка», в которой автор не только отражает восстание 1773 — 1775 гг., но и затрагивает такие важные темы, как проблемы долга, чести и человеческого достоинства.

В произведение повествование ведется от лица очевидца, непосредственно наблюдавшего за событиями тех времен. Но Гринев не является безликим средством передачи фактов, он человек, имеющий свою оценку, свое личное восприятие и понимание происходящего. Поэтому, наблюдая за событиями через восприятие Гринева, героя довольно типичного, мы имеем возможность не только представить историческое положение России в 70-х годах XVIII века, но и узнаем о жизни дворянства того времени, об их идеях, взглядах и идеалах.

Изображая образы главных героев, не очень объемные, но содержательные и яркие, Пушкин достаточно отражает нравы русского общества в эпоху Екатерины. Например, рисуя родителей Гринева, он рассказывает нам о жизни среднего слоя дворян, читающих «ежегодно получаемый» «Придворный Календарь», уважающих службу и ценящих преданность отечеству.

Добрый Савельич, терпящий господские несправедливости, но все же любящий «барское дитяте» всем сердцем, тоже является типичным образом. Многие крестьяне перешли на сторону Пугачева и стали бороться против крепостничества и своих господ. Но было много и таких, как Савельич, которые, привыкнув, уже никак не могли представить себя независимо от своих хозяев.

Образы Зурина, обычного русского офицера, ведущего распутную жизнь и не имеющего никаких серьезных мыслей в голове, Миронова и его жены, живущих мирно и просто, их кума Ивана Игнатьевича, добродушного старичка, любящего свою службу, наконец, самого Пугачева, с его «господами генералами» — все эти образы дают нам почти полное представление о жизни провинциального дворянства того времени, о его конфликтах с крестьянами, уставшими терпеть угнетение и несправедливость. Белинский называет эти образы «чудом совершенства по верности, истине содержания и мастерству изложения«.

Эту повесть Пушкина можно назвать историческим романом не только потому, что в ней хорошо отражена жизнь крестьян и дворянства екатерининской эпохи. Достаточно четко в ней переданы и конкретные исторические факты, в частности — восстание Пугачева. Пушкин заставляет своего повествователя упоминать даже те события, свидетелем которых не был ни он сам, ни его окружающие (например, известие о взятии Пугачевым других крепостей).

Конечно же, из этого можно сделать вывод, что главной темой в повести для автора было крестьянское восстание, а не любовная история капитанской дочки с окружным офицером Белгородской крепости. Как я уже говорила, Пушкин пытается найти пути сближения дворян и крестьян. Эта проблема, несомненно, играет важную историческую роль, так как поэт видит возможность изменения политической структуры общества только через это сближение. Но, показывая, как воспринимает все окружающее Гринев, Пушкин поясняет, что дворяне еще не способны понять крестьян, а так как путем сближения для Пушкина было одинаковое понимание общечеловеческих нравственных ценностей, это означает, что сближение крестьянских масс и дворянства еще невозможно. В некоторых местах в повести Гринев не понимает даже разговоров своих спутников, он не может объяснить странную, непонятную тягу свою к Пугачеву, дворянский офицер лишь слепо повинуется долгу и присяге, ради этого идя даже против своего сердца.

Конечно, Пушкин не согласен с таким пониманием долга и чести, но он не берется спорить со своим главным героем, давая нам возможность увидеть, по каким правилам жили люди того времени. Несомненно, это снова говорит нам о том, что повесть носит исторический характер.

Еще, на мой взгляд, подчеркивают историчность произведения и точные даты, указанные Пушкиным в тексте, и правильная последовательность событий, и конкретные факты о взятии крепостей, об осаде Оренбурга.

Читая повесть А. С. Пушкина, «Капитанская дочка”, мы одновременно следим за сюжетом обыкновенной повести и наблюдаем за событиями исторического романа. Это произведение является интересным и содержательным и, по мнению Белинского, одним из самых лучших произведений русской литературы.

Читайте также:  Образ и характеристика Старухи Изергиль в рассказе Горького сочинение
Ссылка на основную публикацию