Сочинение по произведению Песня про купца Калашникова Лермонтова 7 класс

Сочинение по поэме Песня про купца Калашникова Лермонтова

В былые времена честь дамы ценилась куда больше, нежели сейчас. Мало того, мужчины были готовы отдать жизнь за репутацию своей избранницы не только, если имела место реальная измена, но и тогда, когда в ее сторону был замечен даже косой взгляд. Подобная ситуация наблюдается в произведении.

Однако это не только конфликт купца Калашникова и царского опричника за доброе имя жены первого, Анны Дмитриевны, но и куда более серьезный спор, в котором схлестнулись самодержавие и простой люд, который, к слову, побеждает.

Представитель самодержавия моложе, более высокомерен. Таким закон не писан. С одной стороны, нет ничего плохого в том, что он полюбил женщину. С другой, он нагнетает конфликт и даже царю не сказал о том, что его избранница замужем. Именно поэтому уважение к Кирембеевичу теряется практически сразу.

Куда интереснее Калашников, который не только стремится отстоять доброе имя своей жены, но и олицетворяет весь простой русский люд. Поэтому поединок кажется фигуральным, его можно трактовать как классовую борьбу. А вот если в переносном смысле рассматривать Анну Дмитриевну, то вполне возможно, на ее месте может быть то, что социальные слои не могут поделить. Что же это? Безусловно, власть в стране.

Можно сказать, что данном поединке борются монархия с демократией. Относительно характеров, Кирембеевич – подлый, Калашников – добрый, открытый, человек чести. Он невольно располагает к себе. Что же касается Анны Дмитриевны, видно, что она очень чтит своего мужа. Однако, быть может, она уважает его больше, чем любит. Так или иначе, в те времена на уважении и почтении к супругу все и базировалось. Ну, и на привычке, естественно.

Тем не менее, безумной любви к Кирембеевичу также не наблюдается. Невооруженным глазом видно, что он переоценил себя. И, как и все люди подобного класса, подумал, что он может добиться всего, на что только укажет его перст. Еще бы! Ведь за ним поддержка самого царя. Так или иначе, Калашников не лыком шит. Он одерживает победу.

Мне очень понравилось произведение. С одной стороны, у него довольно простой сюжет. С другой – он может быть воспринят иносказательно, тогда обретет куда больший смысл. Есть и некая изюминка (возможно, свойственная описываемой эпохе), которая заставляет перечитывать на первый взгляд, незамысловатые строки снова и снова, всякий раз получая все большее удовольствие от прочтения.

2 вариант

Главный персонаж поэмы И.Лермонтова, молодой и зажиточный купец Степан Парамонович Калашников – заботливый, любящий отец и муж.

Но вот однажды вечером, вернувшись домой, он не застаёт там свою супругу. Во всём доме царит какое-то напряжение. Степан Парамонович нутром почуял, что случилось что-то неладное. Спустя небольшой промежуток времени в дом ворвалась его испуганная жена. Волосы её растрепались, а глаза были заплаканы. Дрожащим голосом она рассказала мужу о том, что только что на улице опричник Кирибеевич схватил её, начал лезть с поцелуями и умолять, чтобы он стала его. Калашников не смог стерпеть такого унижения и оскорбления.

Казалось бы, Степан в такой ситуации мог бы пойти к самому царю с жалобой на наглеца, который посмел посягнуть на честь его законной супруги. Но купец был очень гордым и жаловаться кому-бы то ни было он считал ниже своего достоинства. Поэтому он принял решение отстоять честь семьи в кулачном поединке с обидчиком, пусть даже это будет стоить ему жизни.

Он просит поддержки у своих братьев и те, ни капли не раздумывая, соглашаются, ведь старший брат для них всё равно, что второй отец. Степан Парамонович показал себя настоящим молодцом, несмотря на то, что была возможность обойтись без этого кровопролития.

В те времена кулачные бои были весьма популярной потехой. Молодые люди, участвовавшие в них, доставляли удовольствие и простому народу и самому царю. В этот раз царь делал ставку на своего любимчика Кирибеевича, но желающих выступить против сильного и ловкого бойца не находилось. Тогда-то и появился купец Калашников.

Кирибеевич смутился, увидев купца, но бой всё же состоялся. Перед поединком Степан вполне серьезно предупредил соперника, что скоро по кому-то из них будут петь панихиду. Пропустив первый удар, купец в ответ нанес опричнику свой, сокрушительный и смертельный. Он был прекрасно осведомлен, что правила кулачных поединков запрещают биться до смерти. Также он знал, что царь непременно отдаст приказ казнить его за нарушение этих правил. Но несмотря ни на что, купец посчитал, что можно пожертвовать жизнью ради защиты своей семьи. Ведь честь для него была дороже жизни.

Сочинение 3

Данная поэма насквозь пропитана протестным духом. Автор обращается к прошлому, он будто недоволен минувшими вехами истории, а также имевшими место несправедливыми событиями. Лермонтов пытается найти своеобразных героев – людей с сильным характером, стальной волей, которые могли бы быть примерами для потомков.

Главный герой данного произведения – молодой, заносчивый и высокомерный (но верный) опричник Ивана Грозного, который полюбил жену купца Калашникова. Конечно же, это было непозволительно. Особенно в те времена. Соответственно, на репутацию порядочной женщины была брошена тень. Естественно, муж Анны Дмитриевны не смог остаться в стороне.

В более широком понимании, в творении сталкиваются два лагеря – правда народа (Калашников) и самодержавие, граничащее с бесчестием (Киребеевич, и, возможно, даже сам царь).

В целом, героический характер Калашникова испокон веков свойственен русскому люду. Сколько бесстрашных богатырей повидала земля русская, сколько подвигов было совершено россиянами – всех не счесть. Можно сказать, что купец Калашников – это вопиющий образец истинной правды, человек чести, который чтит достоинство. Он является верным супругом, хорошим отцом. Идеальный человек своего века.

Алена Дмитриевна, жена, представляется покорной женщиной того времени. Она уважает мужа и любит его. Он для нее защитник и верный друг. Так, что можно сказать, это поединок простого человека против зарвавшегося знатного. Против царского любимца.

* Опозорил семью нашу честную

* Злой опричник царский Кирибеевич;

* А такой обиды не стерпеть душе

* Да не вынести сердцу молодецкому.

Государь является с боярами, оцепляет место. Кстати, купец одерживает победу над молодым опричником. Однако автор не скрывает присутствия у него положительных качеств. Это преданный правителю воин, смелый, однако самовлюбленный, бесстрашный, но чванливый. Кстати, Кирибеевич поведал царю о том, что любит Алену Дмитриевну, однако не сказал, что она уже замужем за купцом Калашниковым.

Последний представляется невероятно сильным человеком, который верен своим убеждениям, никогда не пойдет на компромисс с совестью. Честь семьи для него дороже поклонения царю. В этом и проявляется народное сознание.

Примечательно, что герой надолго остается в народной памяти – люди посещают его «безымянную могилку», поминают добрым словом.

Вариант 4

Произведение М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» – это взаимодействие, с одной стороны, двух людей, которым чужды и радость, и горе, подвластны и жизнь, и смерть. С другой, автор представил в представителе народа и подданном царя целую систему образов, характеристику строя, уклада, существовавших в те времена. Их взаимоотношения стали показателем того, что добросовестный человек, преданный семье и родине гордо выдержит противодействие самодовольного, горделивого и высокомерного представителя самодержавного строя.

Обманутый своим слугой – Кирибеевичем, царь велит казнить человека, который, вызвав на смертный бой злодея, тем самым защитил честь своей супруги. Сюжет прост, понятен. Но за ним стоят не простые отношения тех, кто чувствует защиту государя, самонадеянно совершают подлые поступки, также тех, кто живет по чести, но иногда вынужден почувствовать на себе несправедливость существующего строя.

Законный муж Алены Дмитриевны (Калашников) не испугался злого умысла, позора приближенного царя. Вызвал он смело злодея на бой, несмотря на последствия. За правду он готов пойти на смерть, защищая честь семьи, жену. Степан Парамонович не оттягивает с решением, считая своим долгом отомстить Кирибеевичу. Характер простого русского человека проявился в полной мере тогда, когда напал злодей на жену купца. Считая самым дорогим на свете честь семьи, он не принял во внимание и то, что бессовестным оказался слуга царя Грозного.

Преклонение перед государем во все времена имело особое важное значение. Царь решал судьбы людей. Те, кто во всем становился на его сторону, чувствовали себя как за каменной стеной. Тем более, когда речь идет о великом царе Грозном. В каждом его взгляде, в действиях просматривается сила характера, о котором ходили легенды во все времена. Однако не все готовы были пойти против правды, долга и уважения своей семье.

Прочитав до конца произведение, читатель задумывается не только о судьбе одного человека, а жизни целого поколения. Несмотря на трагический исход того, на чьей стороне правда, честь и слава занимают достойное место всегда, Подобные поступки бессмертны, так как за ними стоят преданность, любовь, совесть и сила характера.

Также читают:

Картинка к сочинению По поэме Песня про купца Калашникова

Популярные сегодня темы

Жанровая направленность произведения представляет собой короткую новеллу, предназначенную для детской читательской аудитории.

История ведется от первого лица. Этим лицом является главный герой – петербургский мечтатель и романтик. Он рассказывает читателям о событиях, которые произошли с ним пятнадцать лет тому назад.

Хочется сказать о том, что в данном замечательном произведении описывается жизнь одного из городов России, в котором происходили действия данной истории. Автор не делал акцента на его уникальности или необычности

С самого своего раннего детства я увлекался больше всего двумя вещами: прогулками на велосипеде и чтением книг. Первой серьёзной книгой, которую я прочёл, стала «Незнайка» Николая Носова

В 1852 году Лев Николаевич Толстой издал автобиографическую повесть «Детство». Обратим внимание на одного из персонажей произведения, а именно на Наталью Савишину, прислугу в доме Николеньки.

Сочинение на тему “Основной конфликт “Песни про купца Калашникова” М.Ю. Лермонтова”

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была написана М.Ю. Лермонтовым в 1837 году. Разочаровавшись в своей современности, писатель обращается «ко временам далеким».

В «Песне» Лермонтов описывает события, происходящие во времена Ивана Грозного. По мнению поэта, в то время еще существовали честные и порядочные люди, действовали представления о долге, чести, благородстве.

«Песня про купца Калашникова» – произведение романтическое. Его основной конфликт можно определить, на мой взгляд, как борьбу добра и зла.
Герои песни четко разделены на две противоположные группы. Иван Грозный и его опричник Киребеевич олицетворяют собой злую силу, несправедливость, огромное горе. Им противостоит «молодой купец» Степан Парамонович Калашников со своей семьей, олицетворяющей нравственные устои русского народа, его силу и удаль.

В поэме образ Калашникова разрастается, получает даже символическое звучание. Это – русский богатырь, защищающий не только свою жену и свое честное имя, но и весь русский православный народ от злых сил.

Читайте также:  Критика о творчестве Николая Лескова и его произведениях и отзывы

Опричник Ивана Грозного, Киребеевич, несет в себе иноземную, темную, чужую силу. Он влюбляется в жену Калашникова. Киребеевич не привык отступать ни перед чем. Для него ничего не значит то, что Алена Дмитриевна – замужняя женщина, дававшая клятву верности своему мужу перед Богом. Киребеевич подстерегает красавицу и объясняется ей в любви:

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

И ласкал он меня, цаловал меня;
На щеках моих и теперь горят,
Живым пламенем разливаются
Поцалуи его окаянные…
А смотрели в калитку соседушки,
Смеючись, на нас пальцем показывали…

Алена Дмитриевна рассказывает мужу о мерзком поступке Киребеевича. Калашников, конечно же, не мог потерпеть такого оскорбления своей жены, своего доброго имени, своей чести.

Протестуя, он прекрасно понимает, что выступает против царя. Ведь Киребеевич – любимый слуга Ивана Грозного. Но Калашников не боится смерти. Гораздо важнее для него защитить свой род, восстановить справедливость.

Герой знает, что в любом случае он будет казнен. Его последние мысли – о своей жене, о товарищах, о Боге:

Поклонитесь от меня Алене Дмитревне,
Закажите ей меньше печалиться,
Про меня моим детушкам не сказывать;
Поклонитесь дому родительскому,
Поклонитесь всем нашим товарищам,
Помолитесь сами в церкви божией
Вы за душу мою, душу грешную!

Сам поединок Калашникова и Киребеевича описан в фольклорных тонах, как бой двух богатырей. Сначала сила была на стороне опричника, но русский богатырь собрался с духом и решил биться «за правду» до последнего. Он выходит победителем и, тем самым, вызывает гнев царя.

Интересно, что перед Иваном Грозным Калашников держится с большим достоинством. Он признает Грозного царем, испытывает к нему уважение, но не заискивает и не просит пощады. Калашников смело говорит Ивану Грозному, что он убил Киребеевича по своей воле, но причину, по какой он это сделал, скажет только Богу.

Калашников готов к смерти: он выполнил свой долг. Поэтому он открыто говорит царю, чтобы тот его казнил. А после Степан Парамонович просит не оставить царской милостью его семью: жену, детей и братьев. Иван Грозный почувствовал уважение к герою. Он пообещал не оставить семью Калашникова своей заботой.

Калашникова казнили лютой и позорной смертью. Даже похоронили героя не по-христиански: «На чистом поле промеж трех дорог». Но в народной памяти Степан Парамонович остался героем. Проходя мимо его «безымянной могилки», «стар человек – перекрестится», «молодец – приосанится», «девица – пригорюнится», «пройдут гусляры – споют песенку».

Купец Калашников – это воплощение лучших черт русского народа. Он честен, полон достоинства, справедлив, смел. Ради своего рода, своего народа этот русский богатырь готов на все. И смерть он принимает достойно, как и положено по-настоящему мужественному человеку.

Таким образом, основной конфликт произведения – это конфликт между добром и злом. Как в типичном романтическом произведении, фактически победу здесь одерживает зло: Калашников казнен за свою победу над Киребеевичем. Но, по сути, победа остается за молодым купцом, ведь на его стороне нравственная победа.

Аттестационное сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
attestatsionnoe_sochinenie.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Стеклов Ю. Н.

Согласны ли вы с мнением, что кулачный бой Кирибеевича и Калашникова является олицетворением борьбы между вседозволенностью «государственного» закона и нравственностью закона «частного» человека? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

I. Некоторые замечания по поводу формулировки темы сочинения:

1) толкование понятия «вседозволенность государственного закона»,

2) определение понятия «нравственность закона частного человека».

II. Борьба вседозволенности и православной нравственности.

1. Иван Грозный и его опричник как олицетворение вседозволенности:

а) Иван Грозный как олицетворение неограниченной власти,

б) Кирибеевич – средоточие неограниченной страсти.

2. Калашников как олицетворение православной нравственности

III. Кулачный бой купца и опричника – это олицетворение борьбы высокой нравственности и вседозволенности.

1. Поведение Кирибеевича

а) перед поединком,

б) во время поединка.

2. Поведение Калашникова

а) до начала кулачного боя,

б) во время поединка,

IV. Предопределённость победы Калашникова.

V. Распутье дорог как символ нравственного выбора.

В названии сочинения можно заметить некоторые противоречия, которые, может быть, допущены специально, чтобы заставить думать экзаменующихся.

Первое противоречие связано со словосочетанием «вседозволенность государственного закона». Само слово «закон», тем более «государственный», предполагает выверку и упорядочение всех его статей, чёткую регламентацию всех процедур, связанных с принятием законов и строгое исполнение их, поэтому там не может быть «вседозволенности».

Второе противоречие бросается в глаза в сочетании слов «нравственность закона частного человека», который может руководствоваться своим «законом», отличающимся от государственного. Казалось бы, здесь нет никаких противоречий, но речь идет о купце Калашникове, а он в поэме олицетворяет нравственность отнюдь не частного человека, а, наоборот, всего православного трудового народа.

Скорее всего, не закон, а Иван Грозный и Кирибеевич олицетворяют вседозволенность, но между ними есть и разница, не зря же автор включил имена трёх героев в название произведения. Иван IV – олицетворение неограниченной власти, а его любимый опричник – средоточие неограниченной страсти. Купец Калашников как носитель православной культуры, как представитель трудового народа, естественно, противопоставлен им. Между ними возникает конфликт, который в сцене кулачного боя достигает кульминационной точки.

Кулачные бои были широко распространены на Руси в XVI – XVII веках. В них участвовали все желающие независимо от сословной принадлежности. В бою ударом выше пояса сбивали с ног, но никогда не добивали лежащего человека.

Однако в «Песне…» происходит смертельный бой. Причиной трагического поединка послужила преступное поведение Кирибеевича, любимого опричника Ивана Грозного.

Молодой опричник обесчестил красавицу жену Степана Парамоновича, и купец решил отомстить, защищая и своё человеческое достоинство, и доброе имя Алёны Дмитриевны. Но почему же именно кулачный бой? Почему не удар ножом из-за угла? Да потому, что простой купец не мог требовать никакой сатисфакции от человека из знатного рода, а кулачный бой таких ограничений не знает. Удар ножом из-за угла был бы для удалого купца полным крахом, отказом от христианского мироощущения. Такая месть ему и в голову не приходит. Да и слово «месть» не упоминается в поэме ни разу. Купец выходит на кулачный бой «за святую правду-матушку».

Совсем другое на уме у Кирибеевича, и поступает он не по-христиански Он шаг за шагом приближается к преждевременной смерти, оскверняя свою бессмертную душу: пылает сильной… нет, не любовью, а страстью к чужой жене, что категорически возбраняется христианину; обманывает царя, скрыв от него факт замужества Алёны Дмитриевны; хочет сделать её соучастницей сексуального преступления и снять с себя грех прелюбодеяния («не дай мне умереть смертью грешною: полюби меня, обними меня»); кланяется царю перед боем, признавая над собой лишь его власть; даёт слово оставить в живых своего соперника и тут же нарушает его, обещая «по нём панихиду служить».

Иначе ведёт себя купец Калашников. Перед боем он кланяется и царю, и Богу, и «всему народу русскому». Первым не бьёт своего соперника… Стоит задуматься: на что, на кого рассчитывал Степан Парамонович, выходя на единоборство с опытным врагом? Он, настоящий православный человек, едва ли участвовал раньше в кулачных боях: церковь всячески запрещала их и преследовала кулачных бойцов вплоть до отлучения. А это значит лишь одно: у купца не было никаких шансов победить в честном бою такого сильного бойца, как Кирибеевич. Он же говорит правду, когда на вопрос царя «Или с ног тебя сбил на кулачном бою, На Москве-реке, сын купеческий?» отвечает: «Не родилась та рука заколдованная Ни в боярском роду, ни в купеческом». Недаром против него даже после «третьего клича» никто не посмел выйти.

… Первым бьёт Кирибеевич. В середину груди, а не в висок – самое уязвимое место. Кто направил его опытную руку? Конечно, Сам Господь Бог. Не только отвёл, но и принял на Себя этот страшный удар, подставив под него «медный крест со святыми мощами из Киева». Крест погнулся, и кровь закапала с груди Калашникова. А его неопытную руку Господь направляет прямо на левый висок Кирибеевича.

Победил удалой купец, но вместо обещанной царём награды от него получает лишь плаху. Вседозволенность позволяет и опричнику, и государю поступать так, как им заблагорассудится. И после этого едва ли можно поверить обещанию Ивана Грозного помочь осиротевшей семье Калашникова. Как не вспомнить в связи с этим аналогичный эпизод из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Императрица Екатерина II тоже обещает «устроить состояние» Маши Мироновой, но в конце повести мы узнаём, что семья Гринёвых владеет лишь долей села, принадлежащего десятерым помещикам.

В борьбе между вседозволенностью сильных мира сего и высокой нравственностью представителей православной веры, между злом и добром, естественно, должны выиграть последние, ибо этого направления придерживается весь трудовой народ. Жаль нам расставаться с удалым купцом, хочется, чтобы он рассказал царю всю правду и остался жив, но не может он поступить так: честь семьи, честь супруги ему дороже собственной жизни. По этой же причине Пётр Гринёв не смог рассказать суду о всех мытарствах своей возлюбленной. Действительно, «мирская молва что морская волна»: она сметёт на своём пути и виноватых, и безвинных.

Символично то, что Калашников как преступник похоронен не на кладбище, а «на чистом поле промеж трёх дорог», но не Кирибеевичу, а ему кланяются теперь, проходя мимо его могилы, добрые люди.

А три дороги на распутье – это три жизненных пути, которые может выбрать каждый из нас. Первые два пути, путь неограниченной власти и путь неограниченной страсти, ведут к вратам ада, лишь третий путь, путь удалого купца, путь высокой нравственности, исходящей из православной веры, ведёт к вечной любви и свету.

Сочинение по произведению Песня про купца Калашникова Лермонтова 7 класс

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Сочинение 7 класс. Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про. удалого купца Калашникова»)

1 вариант сочинения

Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» является наиболее совершенной и трагичной из исторических произведений поэта. Известный критик В. Г. Белинский высоко ценил «Песню.», видя ее главное достоинство в народности, верности духу истории. «Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее», — писал он. В этом произведении Лермонтов показывает грозную эпоху царя Ивана IV. Именно здесь поэт находит образец для подражания в лице «удалого купца» Калашникова.

В начале поэмы мы видим богатый пир в царских палатах, где в центре «во златом венце» — сам царь Иван Васильевич, окруженный со всех сторон своими подданными:

Позади его стоят стольники,
Супротив его все бояре да князья,
По бока его все опричники.

На трапезе царит всеобщее веселье. Все пьют во славу царя. И государь не скупится на угощения для своих преданных опричников. Во времена царствования Ивана Грозного опричники отличались своей жестокостью и беззаконием, они пользовались особым положением и полной безнаказанностью. Вот и в «Песне.» царь интересуется, чем же опечален его верный слуга Кирибеевич: или истерся кафтан, или измялась шапка соболиная, или «казна поистратилась», или сбил с ног на кулачном бою сын купеческий? В самоуверенном ответе опричника мы слышим отголосок господствовавшего в те времена культа личной храбрости и лихой удали:

Не родилась та рука заколдованная
Ни в боярском роду, ни в купеческом.

Из богатых, роскошных палат царя мы переносимся на гостиный двор, в купеческую лавку, где молодой купец бережно раскладывает свои товары, зазывая покупателей. Однако «баре богатые» проходят мимо. В задумчивости и печали покидает купец свою лавку в конце дня, заперев накрепко дубовую дверь и спустив сторожевого пса.

Купец Калашников, придя домой и не застав там жены, очень удивился. Дело в том, что по заведенному порядку жена должна была сидеть дома, поддерживать уют, накрывать стол, ожидая своего «государя», главу семьи, кормильца и защитника. Именно к мужу как к защитнику своей чести и оскорбленного достоинства обращается за помощью Алена Дмитревна. И тот, как настоящий представитель «честного народа», вступается за жену. И зовет своих братьев постоять за ее честь, если сам он погибнет в битве. Для младших братьев воля старшего — закон, и они послушно соглашаются идти с ним.

В самом поединке мы также видим характерные черты той эпохи: тогда на Руси было заведено, что по праздникам царь устраивал кулачные бои, чтобы потешить себя, своих бояр и опричников. И вот выходят на смертный бой Кирибеевич и Калашников. И молодой купец, защищающий честь и «закон господний», побеждает бесчестного врага.

Образ царя Ивана Васильевича также отвечает исторической правде. Лермонтов отмечает противоречивость Ивана Грозного: милостив был царь к своему льстивому окружению, но жесток и зачастую несправедлив с прогневившими его. Безжалостно приказывает он казнить Калашникова, убившего на поединке его лучшего бойца и любимого слугу. Тем не менее он воздает должное удали и высоким нравственным качествам купца, а осиротевшей семье дает привилегии: обещает пожаловать из своей казны «мо-лоду жену и сирот», а его братьям разрешает отныне торговать беспошлинно.

Лермонтов создал своего рода исторический документ. Подробно и точно изобразив эпоху Ивана Грозного, он, по словам Белинского, «вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории».

2 вариант сочинения

Замечательный русский поэт М. Ю. Лермонтов, с детства воспитываясь в поместье бабушки, рано полюбил народный фольклор, песни и предания. Позже он и сам написал произведение, которое по стилистике, напевности, затрагиваемым проблемам напоминает народный сказ. Это «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», которая переносит нас совсем в другую эпоху — время царствования Ивана Грозного.

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Многое узнаем мы об этом времени из «Песни. » Во-первых, что царь действительно был грозным. Горе тем, кто оказывался у него в немилости, ослушивался царской воли, потому что гнев Ивана Васильевича мог стоить ослушнику жизни.

Вот об землю царь стукнул палкою,

И дубовый пол на полчетверти

Он железным пробил оконечником.

Становится нам известно и то, что приближенные к царю опричники чувствовали за своей спиной сильную руку правителя и часто совершали подлые, беспечные поступки, оставаясь безнаказанными. В «Песне. » любимый опричник царя Кирибеевич преследует молодую красавицу Алену Дмитревну — жену удалого купца Калашникова. Кирибеевича не смущает, что он задумал недоброе, подлое дело, что его поступок может разрушить крепкую счастливую семью. Его любовь навязчива и эгоистична, его не волнуют ни чувства избранницы, ни ее дальнейшая судьба. Но в конце «Песни. » Кирибеевич получил достойное наказание за свою самонадеянность. Бой, объявленный царем, чтобы добры молодцы померялись силами и показали свою удаль и бойцовские качества, оказался последним для молодого дерзкого опричника. Однако и удалой купец Калашников, вступившись за доброе имя и честь своей жены, по велению царя прощается с жизнью, потому что, сознавшись в умышленном убийстве, он не захотел раскрывать его причин.

Таким образом М. Ю. Лермонтов в своей песне не только затрагивает вечную проблему взаимоотношений людей, но и ярко и живописно представляет нам жизнь в эпоху царствования Ивана Грозного.

3 вариант сочинения

В художественной литературе мы часто встречаем рассказы о жестоких временах опричнины. Из истории нам известно, что опричники славились произволом и беззаконием. Простые люди боялись их, знатные люди пытались любыми способами избежать встречи с ними. Лермонтов в своей поэме «Песня про. удалого купца Калашникова» сумел очень точно передать гнетущую атмосферу царствования Ивана Грозного. Даже в описании природы присутствуют мрачные краски.

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие,

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Внешность царя тоже говорит о его деспотизме и жестокости. Брови у него черные, очи зоркие «словно ястреб глянул с высоты небес на младого голубя сизокрылого». Внимательно он смотрит по сторонам — не затаил ли кто измены, не завидует ли его славе. О вспыльчивости царя в поэме свидетельствует такой эпизод. На обеде Иван Грозный заметил, что его любимый опричник Кирибеевич не ест и не пьет, сидит грустный и задумчивый. Заподозрив своего любимого слугу в неверности, царь с такой силой ударил в злобе палкой об пол, что пробил его наконечником. После же оказалось, что опричник безответно влюбился в Алену, жену купца Калашникова. Царь, не зная, что Алена замужем, предложил задарить ее подарками. Опричник так и поступил, подстерег женщину на улице, стал обнимать и целовать на глазах у прохожих. Так он опорочил ее доброе имя. Купец Калашников, отстаивая честь жены, убил ее обидчика в кулачном бою. И как же восстановил справедливость царь? За сознательное убийство своего слуги он приговаривает купца к казни. В этом эпизоде Лермонтов еще раз подчеркивает мстительность и жестокость царя. Не разобравшись в подоплеке всего дела, он казнит невиновного человека. В конечном итоге прав оказался тот, у кого больше власти и привилегий. Перед казнью Калашникова Иван Грозный говорит такие слова, полные жестокой иронии и сарказма: «В большой колокол прикажу звонить, чтобы знали все люди московские, что и ты не оставлен моей милостью».

Так Лермонтов в своей песне-повествовании осуждает стиль правления Ивана Грозного. Царь, от которого зависит судьба огромной великой державы, на самом деле был жестоким, мстительным деспотом, не считавшимся с мнением народа.

Сочинение по произведению Песня про купца Калашникова Лермонтова 7 класс

31.12.2020 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько”. Подробнее >>

10.11.2019 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 – За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 – Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 – На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению ” Гордость и смирение”

10.03.2019 – На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько. Подробнее >>

07.01.2019 – Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее >>

16.12.2018 – Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >>

16.09.2017 – Сборник рассказов И.Курамшиной “Сыновний долг”, в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 – Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

16.04.2017 – В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

16.04.2017 – На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

25.02 2017 – На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 – На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 – Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017 – Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

17. Образ Ивана Грозного в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про…купца Калашникова».

Иван Грозный – это очень противоречивая историческая фигура, изображенная рядом русских классиков. Одним из них был М. Ю. Лермонтов, отобразивший двойственность характера правителя в поэме «Песня про… купца Калашникова». Несмотря на то что царь описывается довольно скупо, тем не менее поэту удалось раскрыть его суть буквально в двух сценах.

Первый эпизод дается в самом начале произведения. При этом автор сразу же подчеркивает мрачность атмосферы царствования Ивана IV:

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники,

Супротив его всё бояре да князья,

По бокам его всё опричники.

И все это для того, чтобы читатель понял, что речь идет о жестоком тиране, при котором процветает произвол и беззаконие опричников. Поэт рисует довольно страшный образ царя: «брови черные”, “очи зоркие”, взгляд, как у ястреба. А его действия: «стукнул палкою» так, что «дубовый пол на полчетверти. железным пробил оконечником”! Также М. Ю. Лермонтов ярко подчеркивает одну деталь, которая придает персонажу достоверность. Из истории известно, что Иван Грозный видел измену и заговор буквально во всем. Вот и в поэме царь подозревает даже своего любимого опричника:

Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,

Аль ты думу затаил нечестивую?

Али славе нашей завидуешь?

Али служба тебе честная прискучила?

Но тут же государь раскрывает свою другую, более приятную сторону. Узнав, что слуга полюбил Алену Дмитриевну, он дает ему ценный дружеский совет:

Ну, мой верный слуга! я твоей беде,

Твоему горю пособить постараюся.

Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый,

Да возьми ожерелье жемчужное.

Прежде свахе смышленой покланяйся

И пошли дары драгоценные

Ты своей Алёне Дмитревне:

Как полюбишься – празднуй свадебку,

Не полюбишься – не прогневайся.

Вторая встреча с царем происходит после победы Калашникова над Кирибеевичем. И вновь Иван IV предстает как довольно грозный человек. Разгневавшись на мужчину за то, что он убил его любимого опричника, герой приказывает «схватить удалова купца и привесть его пред лицо свое». И, невзирая на то, что Калашников честно победил, государь все ровно приказывает казнить героя, чтобы отомстить за смерть любимца. Сколько мстительности, сколько злости слышу вот в этих словах царя: «Я топор велю наточить-навострить. ». И вроде бы, кажется, что царь поступает не справедливо, но, с другой стороны, купец заслужил наказание: ведь он убил человека. Только дело тут совсем в другом: в случае победы Кирибеевича государь бы вел себя совсем по-другому. Не огромным ли пиром закончился бы этот бой?! И только в последний момент Иван Грозный смилуется над простым человеком, проявив некую жалость к Калашникову, пообещав купцу, позаботиться о благополучии его семьи: «молодую жену и сирот» из казны пожаловать да братьям разрешить «безданно, беспошлинно» «по всему царству русскому» торговать.

Таким образом, Ивана IV Грозный предстает в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про…купца Калашникова» как жестокий тиран, позволяющий своим слугам любые бесчинства. Недаром известный литературный критик В. Г. Белинский так резко, но, на мой взгляд, точно и метко, отзывался о данном персонаже: «Какая жестокая ирония, ужасный сарказм! И мертвый содрогнулся бы от него во гробе».

Поделись с другом в социальной сети

7 класс.Сочинение на тему : Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.

Ответы и решения

Жестокие времена опричнины известны нам из истории. В художественной литературе мы их также встречаем, например в “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” М. Ю. Лермонтова.
Произвол и беззаконие были “визитной карточкой” опричников. Простой народ боялся их, знатные люди избегали с ними встреч. Лермонтову очень точно удалось описать атмосферу царствования Ивана Грозного:

Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Заметил царь, что пригорюнился его верный слуга Кирибеевич: не ест, не пьет. Разгневался царь, “. стукнул палкою, /И дубовый пол на полчетверти/ Он железным пробил оконечником. “. Узнал царь, что верный опричник влюблен в красавицу Алену Дмитриевну, но не сказал Кирибеевич, что она — жена купца Калашникова.
Царь Иван Васильевич посоветовал:
“. Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый
Да возьми ожерелье жемчужное.
. И пошли дары драгоценные
Ты своей Алене Дмитриевне:
Как полюбишься — празднуй свадебку,
Не полюбишься — не прогневайся”.

Опозорил опричник Кирибеевич Алену Дмитриевну перед соседями. Признался в любви, ласкал, целовал, фату бухарскую, подаренную мужем, сорвал. Возмутился купец Калашников и решил в кулачном бою на Москве-реке в присутствии царя наказать опричника. Призвал купец и братьев своих в случае его смерти отстоять честь семьи. На следующий день зазывалы бросили клич:
“Ой, уж где вы, добрые молодцы?…
Кто побьет кого, того царь наградит,
А кто будет побит, тому бог простит!”

Растеклась толпа в обе стороны — вышел готовый к бою не на жизнь, а на смерть купец Калашников. Побледнел Кирибеевич, услыхав имя соперника. Начался “богатырский бой”, и победил в нем Калашников. Честь жены он отстоял, за что и поплатился собственной головой, по приказу царя пошел на плаху за сознательное убийство “верного слуги”. С царской точки зрения Иван Васильевич восстановил справедливость после смерти Кирибеевича и казни Калашникова.

“Песня про удалого купца Калашникова” написана Лермонтовым в стиле песни-повествования певцов-гусляров, которые поют славу казненному Калашникову и осуждают царское решение, разошедшееся с мнением народа.

Поэма М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” (1837) в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог его работы над русским фольклором. Интерес к фольклору был характерен для русской литературы 30-х годов, когда страна переживала глубокий кризис. Находясь на перепутье, которое мрачные умы эпохи склонны были считать тупиком, русское общество пыталось найти выход, опираясь на внутренние ресурсы. Дворянская и народная культура в России были разделены глубокой пропастью, и роль посредника между ними взяла на себя литература.
“Песня. ” написана в особом жанре, Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры, тешащие “Песнью” “доброго боярина и боярыню его белолицую”, играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оцениваются персонажи “Песни.. ”, нелично авторские, а обобщенно народные. Это многократно усиливает торжество правды-матушки в сказании, ибо поступок безвестного купца Калашникова, защищавшего свою яичную честь, стал фактом народной истории.
Выбор исторического периода для сюжета народной поэмы вполне объясним: Лермонтов обращается к допетровской России. Почему его заинтересовала именно эпоха Ивана IV? Этот государь стал олицетворением деспотизма, тирании и самодурства. И в эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт сопоставляет Русь времен древнего тирана и Россию, управляемую просвещенным государем Николаем I. Главное, что вытекает из этого сопоставления — колоссальная разница масштаба личности различных эпох.
Все герои “Песни. ” — яркие, самобытные, могучие личности. Они могут реализовать себя либо в сфере зла, как сам царь Иван Грозный и его верный опричник Кирибеевич, либо в сфере чистоты и добра, как купец Калашников, его братья и жена. Но каждый герой поэмы по-своему вступает в единоборство с миром. Романтическая тема гордой, могучей личности получает реалистическую трактовку, разрабатывается психологически.
Одна из важнейших характеристик героев “Песни. ” — их принадлежность к клану, к некой общности, которую сами персонажи ощущают как основную составляющую своей личности. И Алена Дмитриевна, и Степан Парамонович, и его младшие братья принимают оскорбление Кирибеевича прежде всего как оскорбление своего рода, чистого имени Калашниковых. Сила купца Степана Парамоновича не в богатстве, а в его твердой уверенности, что он не одинок. Он — из рода Калашниковых, это имя готовы защищать, жертвуя жизнью, и его братья. Вся система нравственных ценностей, согласно которой живет Степан Парамонович с его особым внутренним миром, основана на том, что превыше всего — честное имя; каждый человек ответствен за каждый свой шаг не только перед собой, но и перед своими предками и потомками.
Опричник Кирибеевич тоже ощущает свою принадлежность к определенному клану. Но это не семья, хотя он принадлежит к знаменитому роду Скуратовых. Имя Малюты Скуратова, приспешника Ивана Грозного, наводило ужас на честной народ. Но не это мрачное имя составляет основу самоощущения Кирибеевича. Он прежде всего — царский опричник, приближенный государя, один из воинов его личного войска. Опричнина была наделена колоссальными правами, пользовалась с благословения Ивана Грозного абсолютной безнаказанностью. В этом и черпает силу Кирибеевич.
Столкновение Кирибеевича и Калашникова выходит за рамки личного дела, любовной интриги. Это столкновение частного человека и всей государственной машины. Готовясь отомстить обидчику, Степан Парамонович вступает в открытый бой с государем, ибо борется против его установлений, его воли, против вседозволенности, дарованной царем своей дружине. Очень важно, что купец Калашников за свое честное имя борется честно, ни на секунду не допуская мысли отомстить обидчику иначе, чем в открытом бою, в личном поединке. В этом уже залог его нравственной победы. Против неправедности, обмана, бесчестности он не позволит .себе бороться этими же средствами, он не осквернит имени Калашникова тайной местью.
Царь живет по собственным законам: хочу — казню, хочу — милую. Пообещав перед всем народом праведный суд за бой: “Кто побьет кого, того царь наградит, а кто будет побит, тому Бог простит!” — он без тени колебаний нарушает эту клятву. В том-то и дело, что государь и опричнина живут по своим законам, а Калашниковы — по законам общим, нравственным законам народа, согласно которым честь всегда дороже жизни.
Показательно, что исход битвы решило моральное превосходство Калашникова, потому что главным нравственным законом русского народа всегда было святое убеждение: “Не в силе Бог, но в правде”.
Лермонтова бесконечно привлекает нравственная красота героев. Он восхищается Аленой Дмитриевной, для которой позор имени страшнее личной обиды, суд любимого мужа превыше всего:

Государь ты мой, красно солнышко,
Иль убей меня, или выслушай!
Твои речи — будто острый номе;
От них сердце разрывается.
Не боюся смерти лютыя,
Не боюся я людской молвы,
А боюся твоей немилости. .
Ты не дай меня, свою верную жену,
Злым охулънжам в поругание!

Автор любуется и самим Степаном Парамоновичем, готовым насмерть биться “за святую правду-матушку”, и бесстрашной верностью его братьев:

Ты наш старший брат, нам второй отец.
Делай сам, как знаешь, как ведаешь,.
А уж мы тебя родного не выдадим.

В “Песни. ” перед нами раскрываются истинные русские характеры. Своим произведением Лермонтов, бросил дерзкий вызов правящим кругам своего времени, воспев удалого купца Калашникова, не побоявшегося ни грозного царя, ни его любимца и открыто выступившего в защиту своего достоинства.

Ссылка на основную публикацию