Сочинение по произведению Полтава Пушкина 7 класс

Сочинение по поэме Полтава Пушкина рассуждение

Литературное произведение “Полтава”, написанная великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным в 1828 году посвящена одному из значимых событий в истории нашей страны.

В поэме описывается героизм русского солдата в труднейшем сражении молодой страны. По мнению автора, в этой битве петровская армия показала свою состоятельность, твердость характера, смогла на равных биться с лучшей армией Европы того времени и победить.

Пушкин в своем произведении яркими красками восхваляет личность молодого царя и проводит параллель между патриотом Петром Первым и гетманом Украины, предателем Мазепой.

Молодой царь находится в окружении единомышленников, чего нельзя сказать об украинском предателе. Мазепа увлечен идеей о собственной выгоде, Петр же думает о благе для государства.

Параллель между Карлом XII и Петром так же присутствует в произведении. Шведский король уверен в своей победе, он самолюбив, коварен и полон решимости, но сам никогда не пойдет в бой, чего не скажешь о будущем первом российском императоре. Тот среди солдат, он личным примером воодушевляет их идти на подвиг во славу России.

Пушкин пытается донести до читателя идею о том, что на поле боя важен каждый человек, каждое его действо. Он затрагивает и тематику судеб людей, которые не принимали непосредственного участия в Полтавской баталии. Яркий пример тому – возлюбленная Мазепы Мария. Вопреки различным тяготам судьбы, не смотря на лишения и проклятия, она находит свое женское счастье, доказывая читателю и самой себе, что человек сам волен строить и наслаждаться своим счастьем, своей судьбой.

К слову, “Полтава” не была оценена современниками поэта. Подобных произведений до этого в мире русской литературы не существовало, что послужило одной из главных причин тому. Однако, сам Пушкин восхищался своим творением и его огорчал факт того, что произведение не находит достойной оценки среди коллег по поэтическому цеху.

Поэма написана в необычном для XIX века стиле, что выделяет пушкинскую “Полтаву” на фоне остальных военных произведений первой трети позапрошлого века. Перечитывая ее вновь и вновь можно погрузить себя в самую гущу тех великих событий и прочувствовать торжество момента, когда Россия стала великой военной державой!

2 вариант

Как становится ясно из названия поэмы «Полтава», произведение полностью посвящено такому значительному историческому событию, как Полтавская битва. Автор, Александр Сергеевич Пушкин много времени, перед написанием, провел за изучением исторических трудов, документов и архивов.

В поэме переплетаются между собой два стиля. В первом речь идёт о любовных романтических отношениях Мазепы и Марии, во втором – чисто исторические – между Петром, Мазепой и Карлом двенадцатым.

Мазепа в этой поэме мог выступать исключительно как персонаж романтический, но Пушкин склонен верить историческим фактам, поэтому Мазепа у него выглядит как предатель своей родины и своего народа. Петра же Пушкин наоборот возвеличивает и восхищается им. И вообще, в пушкинской «Полтаве» Мазепа и Петр описываются как полные противоположности. Мазепа одинок, очень высокого мнения о собственной персоне, считает себя стоящим выше над простыми смертными и его, казалось бы совсем не интересуют интересы страны и народа. Петр же, наоборот, всегда находится в окружении почитателей и единомышленников, всем сердцем переживающий за судьбу отчизны и соплеменников.

Так же А.С.Пушкин в описании своих персонажей делает акцент на внешний облик, вернее на разительное отличие в образах Петра 1 и Карла 12. Например в строках о Петре он пишет о его молниеносности, уверенности во взгляде, весь его вид дышит силой, решимостью и отвагой. Карл 12 полная противоположность. За ним он отмечает некую медлительность и неуверенность в себе.

Действие поэмы развязывается на Украине и автор с нескрываемым восхищением описывает красоты украинской земли, воспевает великолепие здешней природы, употребляет несколько слов украинского лексикона, такие как хата или рада. Тем самым Пушкин взывает к идее воссоединения двух великих государств, то есть России и Украины.

Хотя поэма посвящена именно красочному описанию Полтавской битвы и событиям, случившимся задолго до неё, в произведении присутствуют романтические нотки. Взять хотя бы Марию, любовницу Мазепы. Она так до конца поэмы и не подозревает, что ее возлюбленный замыслил предать казни её отца. Даже когда Мазепа как будто невзначай спрашивает Марию, кого бы она выбрала, если бы её поставили перед выбором: его или отца, она недолго думая, отвечала, что его. Вот такие лирические отступления придают всей поэмы особый колорит и насыщенность.

Сочинение на тему Полтава поэма Пушкина

Поэма посвящена исторической судьбе России, в частности, победе России над Швецией. И произошла она рядом со славным городом Полтавой, на Украине. Чтобы придать большую достоверность событиям, Пушкин специально употребляет многие украинские слова, описывает картины местной природы.

Первая тема, которую развивает Пушкин – тема судьбы России в мире, среди других европейских государств. Сможет ли Россия отстоять свою независимость и территориальную целостность? Как показала история, и не один раз – сможет, ещё как сможет.

Не зря говорил великий канцлер Германии Отто фон Бисмарк, что не стоит воевать с Россией. Стоит быть с ней в дружбе. Это актуально и в наше время. Но видимо, некоторые государственные деятели забыли этот наказ, и пытаются «подбить» другие страны на крестовый поход в Россию.

С какой гордостью и упоением поэт описывает сцены Полтавской битвы. Видно, что ему очень нравится Петр Первый. Он описывает его перед битвой « лик ужасен, движенья быстры, он прекрасен». Петр желает как можно быстрее начать баталию.

Вот он вихрем проносится перед полками, полки отвечают троекратным «ура». И потом в конце битвы, когда победитель великодушен. Он подносит чарку шведскому королю Карлу XII, называет его своим учителем.

Вторая тема, которую развивает Пушкин в поэме – тема совместного проживания в многонациональном российском государстве. На примере Украины он показывает что бывает, когда отдельные личности типа гетмана Мазепы пытаются при помощи войск иностранного государства тешить свои геополитические амбиции.

И это, увы, один в один повторяется на Украине в настоящее время. Их история так ничему и не научила. Есть и современный гетман Мазепа, и иностранные легионеры.

Третья тема – тема отдельного человека в истории, в частности, Марии. Она – натура сильная и страстная, борется за свою любовь. Эта борьба не принесла ей ничего, кроме разочарований и гибели. Мария тронулась умом.

Также читают:

Картинка к сочинению Рассуждение по поэме Полтава Пушкина

Популярные сегодня темы

Одним из главных героев романа М.А.Булгакова «Собачье сердце» является собака по кличке Шарик. Это обычный бездомный пёс, который однажды, на пороге голодной смерти, столкнулся с профессором и стал жертвой научного эксперимента

Одним из главных и значимых героев повести Тургенева «Ася» является господин Н.Н. Именно от его лица идет повествование о знакомстве и любовных отношениях с девушкой по имени Ася.

Дремов Егор обыкновенный и незаурядный военнослужащий. Он крепкий, здоровый, с вьющимися волосами. У Егора есть девушка. Покидая родной город парень уверен, что Катя будет ждать его всегда

Одним из главных персонажей произведения является молодая девушка по имени Елизавета Бричкина, выросшая в семье лесничего.

«Черный человек» Данное великое произведение было написано в 1923 году, а опубликовано в 1926 году. В некоторых источниках говорится о том, что первоначальное произведение было длиннее

Сочинение по произведению Полтава Пушкина 7 класс

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Сочинение 7 класс. Петр I и Карл XII в поэме А.С. Пушкина “Полтава”

Творчество Александра Сергеевича Пушкина многогранно. С детства мы знаем его замечательные сказки, позже знакомимся с лирическими произведениями и узнаем, что великий поэт еще и неутомимый исследователь истории России. Его интересует и восстание под предводительством Емельяна Пугачева, и личность первого русского императора Петра I. Именно он является одним из персонажей поэмы « Полтава ».
Являясь более исторической по своему содержанию, нежели романтической, поэма А. С. Пушкина « Полтава » занимает особое место в творчестве великого поэта. Она создана в 1828 году. В поэме поэт представил «героическую» концепцию личности Петра и его эпохи. В произведении можно проследить две сюжетные линии – триумф России в лице Петра I и историю любви и предательства Мазепы. Сюжет поэмы на первый взгляд кажется довольно простым, и только дочитав произведение, начинаешь понимать всю глубину его смысла. Поэт попытался найти новый подход к истории, в полной мере проявившийся позднее в «Капитанской дочке».
В «Полтаве» нельзя заметить романтического лиризма и личных признаний, которые часто встречались в ранних поэмах Пушкина. В этом произведении автор находится в позиции историка, свидетеля происходящих событий. После многочисленных исправлений в черновых вариантах, Пушкин пишет следующие строки, говорящие о походе Карла на Украину:
Но время шло. Москва напрасно,
К себе гостей ждала всечасно,
Средь старых вражеских могил
Готовя шведам тризну тайну.
Внезапно Карл поворотил
И перенес войну в Украйну.
Пушкину Карл представляется «воинственным бродягой», авантюристом, мечтавшим повернуть ход истории в другую сторону: раскроить на куски молодое, но уже могучее многонациональное российское государство.
В «Полтаве» Пушкин пишет о Карле такие строки:

Венчанный славой бесполезной,
Отважный Карл скользил над бездной.

Уже благодаря этим словам создается впечатление о Карле как о жестоком эгоистичном захватчике, готовом на любые подлости, упивающимся своей славой.

Совершенно другим человеком предстает перед нами Петр I. Пушкин описывает образ государственного деятеля торжественно и одухотворенно:

Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра…

Образ Петра, созданный поэтом, окрашен светлыми и радостными красками.

И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой…
Пирует Петр, и горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен…

Петр I стоит особняком среди всех героев «Полтавы». Он не вовлечен в общую цепочку событий. Это не человек, а полубог, который описывается Пушкиным таким же высоким стилем, как «великие мужи» в старинных одах. И только один момент из всей поэмы является наиболее реальным – выход Петра I из шатра. Вся быстрота движения подчеркивается темпом стиха – четким и коротким:

Раздался звучный глас Петра :
«За дело, с богом!» Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр . Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь дрожит, как божия гроза.

Если Петр отличается энергией, упорством, мощью, боевым настроем, который передается войскам, то от Карла веет слабостью и безжизненностью:

Казалось Карла приводил
Желанный бой в недоуменье…
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.

В поэме звучит мысль о том, что те порывы, которые направлены на корыстные, эгоистические цели, обречены на провал. И лишь дела на благо родины и народа приносят пользу и остаются в памяти навсегда.

После прочтения поэмы « Полтава » четко понимаешь разницу между теми путями истории, которые выбрали для себя Петр I и Карл XII . Вывод Пушкина торжественно звучит в финале «Полтавы»:

В гражданстве северной державы,
В ее воинственной судьбе,
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе.

Сравнительная характеристика Петра 1 и Карла 12 (сочинение по фрагменту поэмы А. С. Пушкина “Полтава”), учебник литературы Г. С. Меркина, 7 класс
материал по литературе (7 класс)

Ученикам 7 класса достаточно трудно писать сочинение – сравнительную характеристику двух литературных героев, При работе над подобными сочинениями необходими их образцы. Предлагаю один из них.

Скачать:

ВложениеРазмер
obrazets_sochineniya_po_fragmentu_poemy.docx30.75 КБ
obrazets_sochineniya_po_fragmentu_poemy.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

Образец сочинения по фрагменту поэмы “Полтава”, учебник Г. С. Меркина, 7класс.

Сочинение – сравнительная характеристика.

Пётр 1 и Карл 12 в поэме А. С. Пушкина “Полтава”.

В 1829 году А. С. Пушкин завершил работу над поэмой “Полтава” – произведением о славном прошлом России. Поэта интересовали не только исторические события Северной войны, но и роль великих личностей в них. Он рисует образы Карла 12 и Петра 1.

Что общего в этих людях? Они современники. Оба героя поэмы – монархи. Каждый из них возглавляет сильную европейскую страну. Они полководцы армий, которые находятся в состоянии войны. Карл 12 – шведский король и полководец. Пётр 1 – российский царь, реформатор, полководец.

Они оба – великие люди, воины, но одного из них, шведского короля, А. С. Пушкин называет учителем России в науке славы, который дал ей “не один урок нежданный и кровавый”, другого, Петра, – гением, “с именем которого мужала Россия молодая”. Поэт размышляет о славе бесполезной отважного Карла 12, шедшего на древнюю Москву с целью захватить русскую землю. Он завоеватель, захватчик! А вот благодаря гению Петра Россия, “В бореньях силы напрягая” с сильным, коварным врагом, становилась сильнее.

С точки зрения А. С. Пушкина, Пётр – защитник родной земли. Но если для одного великого человека Полтавская битва – попытка завоевать чужую землю, то для другого – отстоять свободу своей Родины – святое дело. И вот их армии стоят напротив друг друга под Полтавой. “Любимые сыны победы”(так поэт называет шведов) уже рвутся сквозь огонь русских.

Но как же много зависит в этой битве от полководцев! По – разному они появляются они перед своими армиями в самый напряжённый момент битвы. В изображении А. С. Пушкина читатель видит Петра необычной нравственной силы и красоты человеком: “. Его глаза сияют. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь как божия гроза”. Быстрый, энергичный, радостный, могучий, он мчится на коне во главе своих сподвижников перед русскими полками. Он вдохновляет своих воинов на победу призывом: “За дело! с Богом!” Битва, с точки зрения поэта, для царя и его воинов – дело святое: бьются они за независимость и свободу России молодой. Совсем по – другому поэт рисует появление Карла 12 перед своими “синими рядами”: “. В качалке, бледен, недвижим, страдая раной, Карл явился”. Он, обессиленный страданиями от раны, пребывает в необычайном волнении, всем кажется, что “Карла приводил желанный бой в недоуменье”. Нет сил, нет энергии, воли, вдохновенья. Свои полки он посылает в бой “слабым манием руки.” Но уверен шведский король в победе своих полков: он привык побеждать, “взметая русские дружины”.

За ходом битвы следят оба полководца: и русский царь, и шведский король. Но один из них – самонадеянный завоеватель, другой – набравшийся опыта в сражениях защитник Отечества. И так естественна и справедлива победа армии Петра 1 над “синими рядами” шведского короля Карла 12. Да, в них обоих много общего: они оба воины, монархи, полководцы, находятся при своих армиях в сражении, управляют ими, но как различны они в целях своих, в проявлении воинского духа, влиянии на свои армии!

Вот поэтому один из них – победитель, другой – побеждённый!

Предварительный просмотр:

Образец сочинения по фрагменту поэмы “Полтава”, учебник Г. С. Меркина, 7класс.

Сочинение – сравнительная характеристика.

Пётр 1 и Карл 12 в поэме А. С. Пушкина “Полтава”.

В 1829 году А. С. Пушкин завершил работу над поэмой “Полтава” – произведением о славном прошлом России. Поэта интересовали не только исторические события Северной войны, но и роль великих личностей в них. Он рисует образы Карла 12 и Петра 1.

Что общего в этих людях? Они современники. Оба героя поэмы – монархи. Каждый из них возглавляет сильную европейскую страну. Они полководцы армий, которые находятся в состоянии войны. Карл 12 – шведский король и полководец. Пётр 1 – российский царь, реформатор, полководец.

Они оба – великие люди, воины, но одного из них, шведского короля, А. С. Пушкин называет учителем России в науке славы, который дал ей “не один урок нежданный и кровавый”, другого, Петра, – гением, “с именем которого мужала Россия молодая”. Поэт размышляет о славе бесполезной отважного Карла 12, шедшего на древнюю Москву с целью захватить русскую землю. Он завоеватель, захватчик! А вот благодаря гению Петра Россия, “В бореньях силы напрягая” с сильным, коварным врагом, становилась сильнее.

С точки зрения А. С. Пушкина, Пётр – защитник родной земли. Но если для одного великого человека Полтавская битва – попытка завоевать чужую землю, то для другого – отстоять свободу своей Родины – святое дело. И вот их армии стоят напротив друг друга под Полтавой. “Любимые сыны победы”(так поэт называет шведов) уже рвутся сквозь огонь русских.

Но как же много зависит в этой битве от полководцев! По – разному они появляются они перед своими армиями в самый напряжённый момент битвы. В изображении А. С. Пушкина читатель видит Петра необычной нравственной силы и красоты человеком: “. Его глаза сияют. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь как божия гроза”. Быстрый, энергичный, радостный, могучий, он мчится на коне во главе своих сподвижников перед русскими полками. Он вдохновляет своих воинов на победу призывом: “За дело! с Богом!” Битва, с точки зрения поэта, для царя и его воинов – дело святое: бьются они за независимость и свободу России молодой. Совсем по – другому поэт рисует появление Карла 12 перед своими “синими рядами”: “. В качалке, бледен, недвижим, страдая раной, Карл явился”. Он, обессиленный страданиями от раны, пребывает в необычайном волнении, всем кажется, что “Карла приводил желанный бой в недоуменье”. Нет сил, нет энергии, воли, вдохновенья. Свои полки он посылает в бой “слабым манием руки.” Но уверен шведский король в победе своих полков: он привык побеждать, “взметая русские дружины”.

За ходом битвы следят оба полководца: и русский царь, и шведский король. Но один из них – самонадеянный завоеватель, другой – набравшийся опыта в сражениях защитник Отечества. И так естественна и справедлива победа армии Петра 1 над “синими рядами” шведского короля Карла 12. Да, в них обоих много общего: они оба воины, монархи, полководцы, находятся при своих армиях в сражении, управляют ими, но как различны они в целях своих, в проявлении воинского духа, влиянии на свои армии!

Вот поэтому один из них – победитель, другой – побеждённый!

Сочинение по поэме Пушкина «Полтава»

Литературное произведение «Полтава», написанная великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным в 1828 году посвящена одному из значимых событий в истории нашей страны.

В поэме описывается героизм русского солдата в труднейшем сражении молодой страны. По мнению автора, в этой битве петровская армия показала свою состоятельность, твердость характера, смогла на равных биться с лучшей армией Европы того времени и победить.

Пушкин в своем произведении яркими красками восхваляет личность молодого царя и проводит параллель

Молодой царь находится в окружении единомышленников, чего нельзя сказать об украинском предателе. Мазепа увлечен идеей о собственной выгоде, Петр же думает о благе для государства.

Параллель между Карлом XII и Петром так же присутствует в произведении. Шведский король уверен в своей победе, он самолюбив, коварен и полон решимости, но сам никогда не пойдет в бой, чего не скажешь о будущем первом российском императоре. Тот среди солдат, он личным примером воодушевляет их идти на подвиг во славу России.

Пушкин пытается донести до читателя идею

К слову, «Полтава» не была оценена современниками поэта. Подобных произведений до этого в мире русской литературы не существовало, что послужило одной из главных причин тому. Однако, сам Пушкин восхищался своим творением и его огорчал факт того, что произведение не находит достойной оценки среди коллег по поэтическому цеху.

Поэма написана в необычном для XIX века стиле, что выделяет пушкинскую «Полтаву» на фоне остальных военных произведений первой трети позапрошлого века. Перечитывая ее вновь и вновь можно погрузить себя в самую гущу тех великих событий и прочувствовать торжество момента, когда Россия стала великой военной державой!

«Полтава» поэма Пушкина

Поэма посвящена исторической судьбе России, в частности, победе России над Швецией. И произошла она рядом со славным городом Полтавой, на Украине. Чтобы придать большую достоверность событиям, Пушкин специально употребляет многие украинские слова, описывает картины местной природы.

Первая тема, которую развивает Пушкин — тема судьбы России в мире, среди других европейских государств. Сможет ли Россия отстоять свою независимость и территориальную целостность? Как показала история, и не один раз — сможет, еще как сможет.

Не зря говорил великий канцлер Германии Отто фон Бисмарк, что не стоит воевать с Россией. Стоит быть с ней в дружбе. Это актуально и в наше время. Но видимо, некоторые государственные деятели забыли этот наказ, и пытаются «подбить» другие страны на крестовый поход в Россию.

С какой гордостью и упоением поэт описывает сцены Полтавской битвы. Видно, что ему очень нравится Петр Первый. Он описывает его перед битвой » лик ужасен, движенья быстры, он прекрасен». Петр желает как можно быстрее начать баталию.

Вот он вихрем проносится перед полками, полки отвечают троекратным «ура». И потом в конце битвы, когда победитель великодушен. Он подносит чарку шведскому королю Карлу XII, называет его своим учителем.

Вторая тема, которую развивает Пушкин в поэме — тема совместного проживания в многонациональном российском государстве. На примере Украины он показывает что бывает, когда отдельные личности типа гетмана Мазепы пытаются при помощи войск иностранного государства тешить свои геополитические амбиции.

И это, увы, один в один повторяется на Украине в настоящее время. Их история так ничему и не научила. Есть и современный гетман Мазепа, и иностранные легионеры.

Третья тема — тема отдельного человека в истории, в частности, Марии. Она — натура сильная и страстная, борется за свою любовь. Эта борьба не принесла ей ничего, кроме разочарований и гибели. Мария тронулась умом.

Сочинения по темам:

Анализ поэмы Пушкина «Полтава» Свою вторую по величине поэму написал в рекордно короткие сроки Пушкин. «Полтава» была задумана еще весной 1828 года, но работа.

Образ Петра Первого в поэме «Полтава» Обращаясь к исторической тематике, Александр Сергеевич Пушкин пишет поэму «Полтава». Произведение написано в 1828 году. В этот период поэт был.

Сочинение «Полтава» Пушкин «Полтава» (1828) посвящена воспеванию славного исторического события — Полтавской битвы, знаменовавшей укрепление русского государства. У Пушкина это был первый опыт.

Краткое содержание «Полтава» Пушкина «Богат и славен Кочубей,/Его луга необозримы», он владеет многими сокровищами, но главное богатство Кочубея — его дочь Мария, равной которой.

Проблема личности и государства в поэме Пушкина «Медный всадник» Одним из основных вопросов творчества А. С. Пушкина был вопрос отношения личности и государства, а также вытекающая отсюда проблема «маленького.

Образ Петра в поэме Пушкина «Медный всадник» В поэме «Медный всадник» Пушкин пытается оценить роль Петра в истории России и в судьбах людей. Образ Петра в поэме.

Почему Татьяна выбрала Онегина (по поэме Пушкина «Евгений Онегин») Главная героиня романа «Евгений Онегин» влюбилась без оглядки. В Евгении Татьяна оценила неординарность, острый ум, сильный характер. Девушка подумала, что.

Доклад по литературе 7 класс, по произведению А.С. Пушкина. «Полтава» 1829 год.


Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
Суровый был в науке славы
Ей дан учитель; не один
Урок нежданый и кровавый
Задал ей шведской паладин.
Но в искушеньях долгой кары
Перетерпев судеб удары,
Окрепла Русь. Так тяжкой млат,
Дробя стекло, кует булат.

Полтавская битва

Во время Северной войны, сражение под Полтавой считается самым крупным. Шведская армия была сильной и мощной, но после боев в Польше, требовался отдых. Пётр I приложил все усилия, чтобы этого отдыха шведы не получили. По пути шведского короля Карла XII на Украину, были уничтожены все продовольственные и военные запасы. Крестьяне прятали свой скот и еду в лесу. В ноябре 1708 года измотанная шведская армия дошла до Полтавы, где и расположилась на зимние квартиры. Гетман Мазепа обещал помощь и снабжение Карлу XII, но обещания своего не выполнил. А шведский король стал думать, как выманить русских на бой в открытое поле. Так важна для него эта победа, поднимется престиж армии и его самого. Долгими зимними вечерами решал Карл XII дальнейшие действия, и решил захватить Полтаву. У них солдат 4 тысячи, да жителей 2, 5 тысячи, которые могут воевать, а шведская армия в 30 тыс. человек одолеет быстро город. И вот 25 апреля 1709 года, к стенам Полтавы подошли шведы. Началась осада города. Противник мощно атаковал, но город не сдавался. Два месяца полтавский народ противостоял лучшей армии Европы, благодаря грамотно построенной обороне. А командовал гарнизоном полковник Келин. Шведский король сильно раздражался, но он и не догадывался, что всё это время русские готовятся к генеральному сражению. К тому самому сражению, о котором он мечтал.
Напротив Полтавы, на берегу Ворсклы расположилась русская армия. Пётр I прибыл туда в июне, и повёл своё войско по реке вверх. У села Черняхово они перешли на другую сторону реки, зайдя в тыл к шведам. Так к концу июня русские находились в пяти километрах от Полтавы. Русская армия остановилась у деревни Яковцы. Вот здесь и решил Пётр I дать бой шведам. Между Яковецким и Будищинским лесами простиралась равнина. Наступать противники могли только слева от лагеря через перелесок. Это место император приказал перегородить восемью редутами. За редутами расположилась конница – 17 драгунских полков. Командовал ими Александр Меншиков. Перед пехотой была развёрнута артиллерия. А также помогали украинцы: казацкие полки, под командованием гетмана Ивана Скоропадского, закрывали путь шведам в Польшу и Правобережную Украину. Шведская армия не ожидала в своём тылу русских, и была вынуждена построиться фронтом к перелеску в трёх километрах от русских редутов.
27 июня на рассвете шведская армия начала наступление. Так начиналась Полтавская Битва. Пробираясь сквозь шквал пуль и ядер, шведы в рукопашном бою кое-как одолели два ряда редутов. При этом они несли большие потери. Правильная тактика Петра I не давала противнику проникнуть в тыл к русским. Шведы под сильным градом русской артиллерии вынуждены были отступить в Будищинский лес. Поле на время опустело, Пётр выдвинул основные силы вперёд. И вот она, финальная схватка. Шведы опять идут в наступление, русские открыли огонь. Опять рукопашная, опять потери… Пётр повёл в бой батальон Новгородского полка, сильным ударом смял шведов, а слева начала битву конница Меншикова. Противник не выдержал натиска, дрогнул и начал отступать. Полтавская битва к одиннадцати часам была завершена. В плен захватили 15000 человек, но король, Мазепа с тысячью солдатами сумели уйти через Днепр в Бендеры. Это был полный разгром некогда мощной шведской армии, убитых – 9234 человек, в плену почти весь генералитет. У русской армии потери намного меньше – 1345 человек убито, 3290 ранено. Всех участников битвы, Петр I наградил орденами и медалями. Победа в Полтавской битве решила исход Северной войны в пользу России.

Вечная Память Героям Отечества Русского!

Участники Полтавской Битвы и краткая биография:

Граф Густав Фридрих Розен (нем. Gustav Friedrich von Rosen, швед. Gustaf Fredrik von Rosen; 6 августа 1688, Ревель — 17 июня 1769, Стокгольм) — шведский генерал, член риксрода.
Сопровождал Карла XII в его войнах. Был генерал-губернатором Финляндии.
Во время Семилетней войны одно время командовал шведскими войсками. Принадлежал партии «шляп» и после падения этой партии был удален из риксрода (1765).

Шлиппенбах — шведский генерал, сподвижник Карла XII. В начале Северной войны (см.), находясь с отрядом своим в Балтийских провинциях, Шлиппенбах был с 30 декабря 1701 г. по 1 января 1702 г. трижды разбит Шереметевым : при деревне Эрестфере, при деревне Гуммельсгофе и при реке Эмбах, близ Дерпта (Юрьева). В сражении под Полтавой Шлиппенбах, командуя конницей, атаковал правое крыло русских и опрокинул нашу кавалерию; но, загнанный в долину, взят был в плен князем Меншиковым . Позже он вступил на русскую службу, получил поместья в Курляндии, произведен в генерал-лейтенанты и награжден титулом барона. В 1718 г.Петр Великий назначил Шлиппенбаха членом верховного суда, учрежденного над обвиняемыми в разных злоупотреблениях, в том числе над сибирским губернатором князем Гагариным.

Баур Родион Христианович, (родился в 1667 г., умер в 1717 г.) — генерал от кавалерии, сподвижник Петра Великого , голштинский уроженец; службу начал в шведских войсках, но во время осады Нарвы русскими бежал, явился к Петру и был им принят на русскую службу. В походе 1701 года он уже командовал драгунским полком. С 1702 по 1708 год Б. с отличием участвовал в походах Шереметева и Меншикова в Балтийские провинции и Польшу. Во время похода Карла XII в Россию Б. существенным образом содействовал одержанию победы над шведами под Лесным; в сражении под Полтавой командовал правым флангом армии, потом преследовал шведов до Переволочны, где и обезоружил остатки их войск. После Полтавской битвы Б., под главным начальством Шереметева, успешно действовал в Лифляндии, а в 1712 году был направлен с кавалерийским отрядом в Померанию, где тоже участвовал в разных делах. В 1716 году конница Б. была назначена в состав корпуса, собранного Петром под Копенгагеном, для высадки в Шонию; а в январе 1717 года Б. был послан командовать дивизией в Украину, где и умер в том же году (см. «»Деяния знаменитых полководцев, служивших в царствование Петра Великого»», Москва, 1862).

Репнин Аникита Иванович (1668 — 1726, Рига) — военный деятель, сподвижник Петра I. Происходил из старинного княжеского рода. В 1683 стал стольником юного Петра и при создании «потешной» роты в 1685 назначен ее поручиком. Отличился во время Азовских походов 1695 — 1696 и был произведен в генерал-майоры. Со сформированными им же полками участвовал в начале Северной войны 1700 — 1721 во взятии Нотебурга, Ниеншанца, битве под Нарвой. В 1708 потерпел поражение при Головчине от Карла XII и был разжалован в солдаты. В сражении при Лесной вернул расположение Петра I и генеральский чин. В Полтавской битве 1709 командовал центром армии и был удостоен ордена Андрея Первозванного. При взятии Риги в 1710 первым вошел в город и был назначен лифляндским генерал-губернатором. В 1711 во время Прутского похода командовал авангардом. Участвовал в осаде Штеттина и взятии Фридрихштадтских укреплений. В 1715 защищал побережье Курляндии. С 1719 был генерал-губернатором в Лифляндии, с 1724 совмещал эту службу с обязанностями президента Военной коллегии. В мае 1725 был произведен в генерал-фельдмаршалы по случаю коронования Екатерины I. После смерти Петра I являлся сторонником воцарения Петра II и был удален А.Д. Меншиковым в Ригу.

Шереметьев Борис Петрович ( 1652 — 1719 ) — фельдмаршал, знаменитый сподвижник Петра Великого. В 1669 г. был на службе у царя Алексея Михайловича комнатным стольником. В 1686 г. был послан для заключения вечного мира с окольничим Чаадаевым. В 1695 г. вместе с Мазепой очень удачно воевал турецкие города в устьях Днестра. В начале Северной войны был послан под Везенберг наблюдать за шведами и при их приближении отступил к Нарве. Во время нарвского сражения конница Ш. бежала с поля сражения. Петр, который сам заранее уехал изпод Нарвы, прислал ему ободрительное письмо и приказал двигаться в пределы шведские. Ш. осадил Мариенбург, но был отбит Шлиппенбахом, зато в поле русские одержали верх. За победу при Эрестфере награжден был чином фельдмаршала. В 1702 г. при Гумельсгофе разбил наголову войско Шлиппенбаха, разорил Лифляндию, взял 8 городов, завоевал Ингрию. В 1703 г. им был взят Нотенбург, при участии Петра. Оттуда он пошел вниз по правому берегу Невы и взял Ниеншанц. Затем Ш. занял Копорье, Ямбург и этим закончил покорение Ингрии. В Эстляндии Ш. взял Везенберг. В 1704 г. Ш. осадил Дерпт, который в начале штурма сдался. В это время начался бунт в Астрахани. Петр Вел., понимая, какая опасность грозит ему, если бунт разрастется в этой неспокойной местности, послал туда Ш. В 1705 г. Ш. взял Астрахань. Когда волнение было усмирено, Петр Вел. щедро наградил Ш.; он получил более 2 400 дворов; сын его из комнатных стольников был произведен в полковники. Вернувшийся из Астрахани Ш. сейчас же был послан в Курляндию. Здесь при Гемауертгофе он разбит Левенгауптом; участвовал также в неудачной для русских битве при Головчине. В Полтавской битве начальствовал над центром. Участвовал в прутском походе; затем был послан с Шафировым для заключения мира. По возвращении из Константинополя принимал участие в походах в Померанию и Мекленбург. Всю жизнь Ш. отдал на служение Петру, но по своему тяжелому характеру и неприязни к Меньшикову не пользовался расположением царя. Он горько жаловался, что ему приходится исполнять на старости чужие приказания, что Петр ему ничего не пишет и не исполняет его просьбы. Горячий западник, он тем не менее симпатизировал царевичу Алексею Петровичу и не участвовал в суде над ним. Умер в 1719 г.

Брюс Яков Вилимович (1670 — 1735) — русский государственный деятель, сподвижник Петра Великого, генерал-фельдцейхместер, граф, генерал-фельдмаршал.
Родился в 1670 г., по одним данным в Москве, а по другим — во Пскове. Получил прекрасное домашнее образование и особенно пристрастился к наукам математическим и естественным, которыми занимался до конца своей жизни. Записанный вместе со старшим братом в царские потешные около 1683 г., он в 1687 и 1689 годах принимал участие, будучи в чине прапорщика, в Азовских походах Голицына и был награжден поместьем в 120 четвертей земли и деньгами в размере от 20 — 30 рублей, как за первый поход, так и за второй. С 1689 г. он является неразлучным спутником Петра и в его походах, и в некоторых путешествиях, и всякий раз был щедро награждаем любившим его царем. Во время осады Азова в 1696 г. он, между прочим, занимался составлением карты земель от Москвы до берегов Малой Азии, которая впоследствии была напечатана в Амстердаме, и в этом же году был пожалован в полковники. Примкнув в Амстердаме к свите Петра, он в том же году, по повелению своего державного покровителя, отплыл в Англию и здесь (в Лондоне) пробыл около года, а может быть и более, занимаясь преимущественно математикой и астрономией, под руководством английских ученых. По возвращении в Россию Брюс, как человек ученый, постоянно получал от Петра поручения исполнять разные научные работы, большею частью переводы и издания разных книг, и в то же время с большою любовью и старанием занимался астрономией, о чем свидетельствует его переписка с Петром.
В 1700 г. он был пожалован в генерал-майоры от артиллерии, участвовал при осаде Нарвы, а по взятии в плен имеретинского царевича Александра Арчилловича (1674 — 1711), первого русского генерал-фельдцейхместера, вступил в отправление должности генерал-фельцейхместера, в которой окончательно утвержден только по смерти царевича, в 1711 г. Неудача под Нарвою навлекла на него гнев Петра, который отрешил его от должности, но через год снова вручил ему ее и сделал заведующим новгородским приказом. В качестве начальника артиллерии находился при армии в первые годы Северной войны, содействовал взятию Петербурга, Ниеншанца, Нарвы, командовал левым флангом армии в битве при деревне Лесной, и в сражении под Полтавою помог одержать верх над шведами, командуя всею тогдашнею русскою артиллерией, состоявшею из 72 орудий, за что и был награжден Петром орденом святого Андрея Первозванного. В 1710 г. принимал участие в осаде и взятии Риги, в 1711 г. сопровождал Петра в Прутском походе, и в следующем году военными действиями на севере Германии, в союзе с датчанами и саксонцами, закончил свое военное поприще. Около 1714 года возник слух о хищении им казенных денег, и хотя впоследствии по розыску слух подтвердился, но гнева Петра не навлек на виновного. В 1717 г., при учреждении коллегий, Петр назначил его президентом берг- и мануфактур-коллегии, со званием сенатора, а в 1718 г. отправил первым министром на Аланский конгресс для переговоров о мире. В 1721 г., по заключении Ништадского мира, он получил достоинство графа Российской империи и поместье из 500 крестьянских дворов. По смерти Петра Брюс сначала также деятельно продолжал свои занятия и по коллегиям, и по артиллерии: но потом, вследствие, вероятно, раздоров, происходивших между вельможами тогдашнего времени, несмотря на монаршую к нему милость, стал просить отставки, которая ему и дана была в следующем 1726 г., с чином фельдмаршала. С этого года он поселился в своем поместье Глинках, богородского уезда, в 42 верстах от Москвы, и жил там до конца своей жизни.
Карл XII (Karl XII) (17 июня 1682, Стокгольм — 30 ноября 1718, у крепости Фредрикстен, близ Фредриксхалл, Норвегия), король Швеции в 1697-1718 годах, выдающийся полководец.
Начало царствования. Сын шведского короля Карла XI и королевы Ульрики Элеоноры, принцессы Датской. Получил хорошее классическое образование, владел несколькими иностранными языками. Стал королем после смерти отца в апреле 1697 года; в ноябре 1697 года, в возрасте 15 лет, был провозглашен совершеннолетним. Правил как самодержавный монарх, при коронации сам возложил на себя корону и в отличие от своих предшественников не принес клятвы соблюдать законы Швеции. В первые годы своего правления Карл XII занимался внутренними делами страны. В области внешней политики он стремился поддержать герцога Гольштейн-Готторпского Фридриха IV, женатого на его сестре Хедвиге Софии, в его стремлении освободиться от сюзеренитета короля Дании.
Первые победы. После того, как в 1700 году против Швеции выступила коалиция держав и началась Северная война, Карл XII возглавил небольшую по численности, но хорошо подготовленную армию и, покинув в апреле 1700 года Стокгольм, направился в Гольштейн. При поддержке англо-голландского флота он заставил Данию выйти из войны и, быстро перебросив свою армию к Нарве, нанес поражение русским войскам. Затем Карл XII двинулся на юг против польско-саксонской армии и нанес ей ряд поражений, главным из которых стало сражение при Клишове 1702. Изгнав Августа II из Польши и посадив на польский трон Станислава Лещинского (1704), Карл XII вторгся через Силезию в Саксонию, разгромил саксонские войска в сражении при Фрауштадте и навязал Августу Альтранштедский мир (1706). После этого он выступил против русских войск, которые к этому времени заняли Ингерманландию и часть Эстляндии. В 1707 году военные действия шли на территории Польши, но одержав победу над русскими в сражении при Головчине, Карл XII вторгся в Россию. Первоначально он планировал поход на Москву, но встретив ожесточенное сопротивление, повернул на Украину, рассчитывая на поддержку гетмана Мазепы. Здесь военная удача изменила Карлу XII, недооценившему своего противника. После разгрома в сентябре 1708 года у деревни Лесная шедшего из Прибалтики корпуса Левенгаупта главная армия Карла XII оказалась в сложном положении, так как вместе с Мазепой на сторону шведов перешла незначительная часть украинских казаков, а выступления Турции и Крыма против России не произошло.
Полтава. В апреле 1709 года Карл XII начал осаду небольшой, но занимавшей важное стратегическое положение крепости Полтава, куда летом подошли основные силы русской армии. 27 июня состоялось генеральное сражение, шведская армия потерпела сокрушительное поражение и после отступления сдалась у Переволочной. Карлу XII удалось бежать в Турцию, где он со своим небольшим походным двором оставался сначала в Бендерах. Отсюда он продолжал управлять Швецией, одновременно стараясь натравить турок на Россию. Интриги Карла XII стали раздражать султана и его советников, и в феврале 1713 года шведский король был схвачен и насильственно перевезен под Эдирне. Осенью 1714 года турки дали возможность Карлу XII уехать, и он под чужим именем, в сопровождении одного офицера проехал верхом в Штарльзунд, центр Шведской Померании. Около года он командовал обороной этого города, осажденного датчанами и пруссаками.
Трагический конец. В декабре 1715 года Карл XII вернулся в Швецию, где его ставка располагалась сначала в Истаде, а затем в Лунде. В 1717 году он начал переговоры с Россией на Аландских островах, соглашаясь уступить прибалтийские владения в обмен на принадлежавшую датской короне Норвегию. Одновременно он дважды попытался захватить юго-восточную часть Норвегии. Во время осады норвежской крепости Фредрикстен он был убит, как считается, шальной пулей во время рекогносцировки. С гибелью Карла XII абсолютизм в Швеции пал, и в 1719-1721 годах война была окончена с большими территориальными потерями для Швеции в Прибалтике и Северной Германии.

Сочинение по поэме полтава пушкина рассуждение

Сочинение по поэме Пушкина «Полтава»

Категория: Сочинения по поэме Полтава

Actionteaser.ru – тизерная реклама

«Полтава» (1828) посвящена воспеванию славного исторического события — Полтавской битвы, знаменовавшей укрепление русского государства. У Пушкина это был первый опыт исторического произведения в стихах, основанного на специальном изучении исторических работ (например, «Истории Малой России» Д. Ы. Бантыша-Каменского и др.).

В поэме соединяются две жанрово-стилевые линии: любовно-романтическая (Мазепа — Мария) и историко-эпическая (Петр — Мазепа — Карл XII). Ведущей для Пушкина была тема Полтавской победы. Поэтому и произведение названо «Полтава», а не «Мазепа», как первоначально предполагалось.

Тем не менее образ Мазепы Пушкина очень интересовал — и в плане политическом, и в плане историко-литературном (как полемика с поэмой Рылеева «Войнаровский»). По существовавшей литературной традиции Мазепа мог бы восприниматься как типичный романтический герой, не признающий над собою человеческого суда, ибо он выше «толпы».

Но Пушкин, не подвергавший сомнению выводы официальной историографии и поставивший целью возвеличить Петра I, судит Мазепу как личность, противопоставившую себя родине и народу. В пушкинской поэме Мазепа и Петр даны как антиподы. Мазепа одинок, Петр окружен единомышленниками.

Мазепа думает прежде всего о себе, Петр воодушевлен идеей государства. В предисловии к первому изданию поэмы Пушкин писал, что некоторые писатели (имея в виду Рылеева) хотели сделать из Мазепы «героя свободы, нового Богдана Хмельницкого. История представляет его честолюбивым, закоренелым в коварстве и злодействах».

Не меньшее значение имеет в системе образов противопоставление Петра и Карла XII, проявляющееся и в стилистической сфере. Сила и вдохновение Петра передаются с помощью коротких фраз, передающих энергию и стремительность героя «Полтавы»: * …Выходит Петр. * Его глаза Сияют. * Лик его ужасен. * Движенья быстры.

* Он прекрасен, * Он весь, как божия гроза. О Карле, «венчанном славой беспощадной», Пушкин пишет распространенными предложениями, создающими впечатление медлительности и даже какой-то неуверенности.

Существенно, что Пушкин в поэме провозглашает идею о единстве национальных и государственных интересов русского и украинского народов. Действие поэмы происходит на Украине. Естественно, что Пушкин стремится воссоздать национальный колорит и споем повествовании.

С этой целью он насыщает текст этнографическими деталями, воссоздает пленительные картины украинской Природы, вводит в поэму ряд украинизмов: хата, кат, рада и т. д.

Правдивое, конкретно-историческое изображение Полтавской битвы и событий, ей предшествовавших, сочетается в поэме с явно романтическими чертами.

Резко выраженный конфликт сильных характеров, эффектные сцены столкновения Марии с матерью и ее безумие, некоторая загадочность персонажей — все эти романтические мотивы придавали повествованию о важнейших исторических событиях эмоциональную приподнятость и лирическую взволнованность.

В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» главный герой – бедный студент Родион Раскольников. Это личность сложная, неоднозначная.

Раскольников – философ, принимающий близко к сердцу зло и несправедливость, которыми полон мир, чутко реагирующий на страдания других людей. Это гуманный человек. Тем парадоксальнее, что Раскольников выбрал ошибочный путь борьбы со злом.

Достоевскому важно показать, к чему может привести интеллектуальная «болезнь», порабощение бесчеловечной теорией. Ведь Р

«Навечное обязательство живых перед павшими».

Эти слова объясняют причины, побудившие Твардовского вернуться, с одной стороны, к начатому еще во время войны «Дому у дороги», а с другой – к «одним из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце» впечатлений минувших лет – впечатлениям поездки осенью 1942 года под Ржев, где шли затяжные, кровопролитные бои. Замысел стихотворения «Я убит подо Ржевом» (1945-1946) в определенной степени связан с мечтой Теркина – «услыхать салют победный, чт

План Живописна спадщина Т. Г. Шевченка. Особливості акварелі Т. Г. Шевченка «Почаївська лавра з півдня». Великі можливості техніки акварелі у живописі. Зображення архітектурного ансамблю Почаївської лаври.

Особливості архітектури храму, подвір’я та інших споруд лаври. Зображення інших споруд Почаєва. Велич таланту Шевченка-пейзажиста. Живописна спадщина великого сина України Тараса Григоровича Шевченка вражає своєю майстерністю.

Серед творів видатного худож­ника безліч ілюстра

ИВАН КАРАМАЗОВ — герой романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» (1878-1880), один из трех законнорожденных сыновей помещика Федора Павловича Карамазова. И.К.

появляется в черновых записках Достоевского под именами «Иван Федорович», «ученый», «убийца». Последнее указывает на идейную концепцию романа: настоящий отцеубийца не Смердяков, а богоборец И.К. (этой точки зрения придерживались А.С.Долинин и К.В.

Мочульский). Однако первоначально не исключалось, что именно И.К. станет реальным отцеубийце

«Айвенго» – это исторический роман. Но изучать по нему историю, наверное, не стоит. Этот роман является воспроизведением памяти о событиях, а не самих событий. А воспоминания всегда в какой-то мере искривлены. И с этим ничего не сделаешь.

Это художественное произведение Поэтому даже настоящие исторические лица не такие, как были на самом деле. Король Ричард или его брат, например. Искажены авторской волей и легендарные герои Робин Гуд и его веселая компания.

А о тех, кто создан авторским вообра

Ко времени создания Шекспиром своих поэм в литературе английского Возрождения уже сложилась значительная эпическая традиция.

Как в прозе, так и в стихах был создан целый ряд выдающихся произведений, оказавших значительное плодотворное влияние на Шекспира.

Среди них следует в первую очередь отметить пасторальный роман Филиппа Сиднея (1554-1586) «Аркадия», аллегорическую поэму Эдмунда Спенсера (1552-1599) «Королева Фей», созданную на материале английских рыцарских преданий, а также поэму на античн

Образ Христа в «Двенадцати» связан и с увлечением Блока историческими параллелями, точнее — с ошибочными историческими воззрениями, по форме своей аналогичными тем, о которых уже говорилось в связи со «Скифами».

Блок рассуждал примерно так: с победой христианства, как более прогрессивного по сравнению с язычеством культа, погибла Римская империя, погибло варварство. Христианство — новая эра, новая страница в истории человечества, и она связана с именем Христа.

Октябрьская революция тоже открыла

Повесть «Ася» – одна из самых лиричных в творчестве И.С. Тургенева. Читателей XIX , XX и XXI века покоряют тонкие чувства писателя, задушевность, поэтичность этого произведения. Несомненно, главная роль в повести принадлежит юной Асе.

В этом образе воплотились черты когда-то заинтересовавшей молодого писателя маленькой девочки, незаконнорожденной дочери дяди И.С. Тургенева и крепостной крестьянки. Ася – удивительная девушка.

Ее образ ассоциируется с молодостью, непосредственностью, крас

Островского «Бесприданница», написанная в 1879 году, отразила характерные для того времени явления: резкий скачок развития торговли и промышленности, изменение прежнего «темного царства» в сторону цивилизации, упадок дворянства и его роли в обществе.

Но Островского интересует в первую очередь подъем чувства личности, вызванный реформами, поэтому «Бесприданница» — психологическая драма, главную роль в которой играет женщина, героиня с глубоким внутренним миром и драматическими пережива

Cочинение по картинеУ небольшого лесного озерца, словно былинные богатыри, застыли исполинские сосны, прогретые горячим солнцем. Они будто жаждут испить в этот знойный день живительной влаги, впитать ее могучими корнями.

Ветви сосен высоко взлетели над землей. Кроны этих вековых великанов плотно сомкнулись. Чувствуется, что солнечные лучи с трудом пробиваются сквозь темно-зеленую хвою.

Диву даешься, как мог человек с помощью кисти и красок перенести на полотно это лесное чудо.Иван Иванович Шишки

Сочинение А. С. Пушкин Полтава

«Полтава» (1828) посвящена воспеванию славного исторического события — Полтавской битвы, знаменовавшей укрепление русского государства. У Пушкина это был первый опыт исторического произведения в стихах, основанного на специальном изучении исторических работ (например, «Истории Малой России» Д. Ы. Бантыша-Каменского и др.).

В поэме соединяются две жанрово-стилевые линии: любовно-романтическая (Мазепа — Мария) и историко-эпическая (Петр — Мазепа — Карл XII). Ведущей для Пушкина была тема Полтавской победы. Поэтому и произведение названо «Полтава», а не «Мазепа», как первоначально предполагалось.

Тем не менее образ Мазепы Пушкина очень интересовал — и в плане политическом, и в плане историко-литературном (как полемика с поэмой Рылеева «Войнаровский»). По существовавшей литературной традиции Мазепа мог бы восприниматься как типичный романтический герой, не признающий над собою человеческого суда, ибо он выше «толпы».

Но Пушкин, не подвергавший сомнению выводы официальной историографии и поставивший целью возвеличить Петра I, судит Мазепу как личность, противопоставившую себя родине и народу. В пушкинской поэме Мазепа и Петр даны как антиподы. Мазепа одинок, Петр окружен единомышленниками. Мазепа думает прежде всего о себе, Петр воодушевлен идеей государства.

В предисловии к первому изданию поэмы Пушкин писал, что некоторые писатели (имея в виду Рылеева) хотели сделать из Мазепы «героя свободы, нового Богдана Хмельницкого. История представляет его честолюбивым, закоренелым в коварстве и злодействах».

Не меньшее значение имеет в системе образов противопоставление Петра и Карла XII, проявляющееся и в стилистической сфере. Сила и вдохновение Петра передаются с помощью коротких фраз, передающих энергию и стремительность героя «Полтавы»:

…Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

О Карле, «венчанном славой беспощадной», Пушкин пишет распространенными предложениями, создающими впечатление медлительности и даже какой-то неуверенности.

Существенно, что Пушкин в поэме провозглашает идею о единстве национальных и государственных интересов русского и украинского народов. Действие поэмы происходит на Украине. Естественно, что Пушкин стремится воссоздать национальный колорит и споем повествовании.

С этой целью он насыщает текст этнографическими деталями, воссоздает пленительные картины украинской Природы, вводит в поэму ряд украинизмов: хата, кат, рада и т. д.

Правдивое, конкретно-историческое изображение Полтавской битвы и событий, ей предшествовавших, сочетается в поэме с явно романтическими чертами.

Резко выраженный конфликт сильных характеров, эффектные сцены столкновения Марии с матерью и ее безумие, некоторая загадочность персонажей — все эти романтические мотивы придавали повествованию о важнейших исторических событиях эмоциональную приподнятость и лирическую взволнованность.

Фигура героя-полководца в поэме Пушкина “Полтава”

Петр I как исторический деятель и как личность – полная противоположность и Карлу XII, и Мазепе.

(Карл – “воинственный бродяга”, исторический авантюрист, который возмечтал по-своему повернуть ход исторических событий – подчинить себе могучее многонациональное российское государство: “Как полк, вертеться он судьбу принудить хочет барабаном”.

Изменник Мазепа в своих действиях движим только личными честолюбивыми замыслами, и он одинок: украинский народ его не поддержал, за ним пошла лишь небольшая кучка его приверженцев. Петр делает свое дело для народа вместе со всей “Россией молодой”.

Из душного и мрачного мира мелких интересов, эгоистических целей и узколичных страстей – “отвратительного” мира Мазепы, в котором, по словам Пушкина, нет “ничего утешительного”, поэт выводит нас в третьей песни поэмы на просторы большого национально-исторического и народного подвига. В этом и смысл поразившего критиков необычного построения поэмы Пушкина. С полной отчетливостью раскрывается этот смысл и в знаменательном эпилоге “Полтавы”:

Прошло сто лет и что ж осталось От сильных, гордых сих мужей, Столь полных волею страстей? Их поколенье миновалось И с ним исчез кровавый след Усилий, бедствий и побед, В гражданстве северной державы, В се воинственной судьбе, Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, огромный памятник себе.

Все, что движимо узколичными, эгоистическими целями, хищническими и корыстными страстями, проходит, теряется без остатка.

Только большими делами на благо родины и народа исторический деятель может создать себе вовеки нерушимый “огромный памятник” – вот что говорит нам Пушкин не только сюжетом, образами, но и самой композицией своей поэмы. Но значение поэмы этим не ограничивается.

Высокий общественный дух, выбор поэтом в качестве предмета изображения события огромного национально-исторического значения в сочетании с глубоким историзмом – правильным освещением эпохи, исторического хода вещей (в частности, утверждением нерушимой связи русского и украинского народов), исторических характеров-во всем этом сказывается новое качество “Полтавы” по сравнению со всеми предшествовавшими ей поэмами как самого Пушкина, так и его предшественников и современников – ее действительная народность.

Это новое качество проявляется и в новом образе поэта-повествователя. Как и все поэмы Пушкина, “Полтава” при наибольшей эпичности ее содержания окрашена в лирические тона. Сквозь повествовательную ткань то и дело – в прямых лирических отступлениях, интонационно, в оценочных эпитетах – прорывается голос самого поэта.

Но в противоположность прежним пушкинским поэмам этот голос не носит субъективно-лирического характера – он излагает народную точку зрения, сливается с “мнением народным”. Когда описание допроса клевретом Мазепы, Орликом, истерзанного пыткой Кочубея прерывается негодующими словами поэта: “Но где же гетман? Где злодей?”,- это не только голос автора.

Мазепа осуждается здесь сознанием и нравственным чувством всего народа, не прощающего предательства и насилий над невинными страдальцами (вспомним концовку “Бориса Годунова”). С этим связана вся трактовка в поэме “злодейского”, “змеиного” облика Мазепы, которую некоторые критики находили чрезмерно прямолинейной.

Суд народа – “мнение народное” – ощутим и в отношении почти всех остальных лиц и событий поэмы.

Народность “Полтавы” проявляется и в ее стиле. Белинский правильно считал, что “Полтава” по сравнению с прежними поэмами Пушкина “богата новым элементом – народностью в выражении”.

Эта “народность в выражении” сказывается в близости поэмы к народно-песенной стихии и вообще к художественным и стилистическим* приемам фольклора (по фольклорному звучат слова Кочубея о трех кладах, рассказ о молодом казаке, скачущем “при звездах и при луне”); сказывается она и в языке “Полтавы”, изобилующем народными речевыми оборотами, выражениями, словами, которые враждебные критики поспешили объявить “слишком народными”, “вульгарными”, понятными одной “черни”, “низкими”, “бурлацкими”. Те же обвинения звучали несколько лет назад по адресу “Руслана и Людмилы”. Однако даже при самом беглом сравнении этих поэм легко убедиться, насколько полнее проявилась народность в “Полтаве”.

В движении и развитии пушкинского творчества “Полтава” сыграла важнейшую роль.

Созданием своей героико-патриотической поэмы Пушкин снова выходит из той субъективно-лирической сферы, которой по преимуществу ограничивалось его творчество после возвращения из ссылки; он начинает снова писать большие монументальные произведения, ставящие важнейшие общественные проблемы, развертывающие широкие картины действительности. Более того, в историческом оптимизме “Полтавы”, воссоздавшей один из самых героических моментов русской истории, полной патриотической веры в консолидирующейся русской нации, в силы народа.

“Полтава” стоит у истоков нового небывалого подъема творческой энергии Пушкина, вскоре с такой поистине потрясающей силой давшей себя знать в знаменитую болдинскую осень 1830 г.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Фигура героя-полководца в поэме Пушкина “Полтава”

Читайте также:  Дружба Жилина и Дины в рассказе Кавказский пленник Толстого
Ссылка на основную публикацию