Сочинение по произведению Путешествие из Петербурга в Москву Радищева

Сочинение по повести Путешествие из Петербурга в Москву Радищева

Александр Николаевич Радищев создавал свое произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» в течении десяти лет. Среди многочисленных творений автора, именно эта книга стала наиболее популярна в литературных кругах. Сначала она издавалась без всякого упоминания её автора. Литературные критики были поражены смелостью и дерзостью создателя столь откровенного повествования, который не боялся открыто высказываться о сильных мира сего и вообще о существующем в то время самодержавии в таком негативном ключе. Сама Екатерина, после того как имя автора стало известно, сравнила Радищева с самим Пугачевым. Кроме того, книга очень изменила жизнь писателя, ведь сразу после её издания он был арестован за обнародование своих вольных домыслов и якобы призыв крестьян к восстанию. По этой причине Радищев стал некой легендой своего времени, дворянином – революционером, не желающим мириться с купанием в роскоши помещиков и чиновников, между тем как крепостные крестьяне умирают от голода, работая по семь дней в неделю от зари до зари.

В своем произведении он достаточно ярко описывает всю изнанку России, страну, где царит беззаконие и хаос. По пути ему встречаются разные люди, из разных слоев населения и разного социального статуса. Каждый город – новая глава. Рассказ ведётся от лица одного путешественника, который в своем дневнике оставлял заметки о каждом населенном пункте, в котором ему приходилось останавливаться, описывал особенности жизни в том или ином городе. Все его записи сводились к тому, что где бы он не был, везде процветала коррупция и произвол среди чиновников. Помещики не считали своих крестьян за людей, с лёгкостью могли продать крепостного за порцию устриц или за новую карету. Путешественник принимал всю эту несправедливость достаточно близко к сердцу, ему до слез было обидно за русский народ, угнетаемый и униженный этими хозяевами жизни.

Люди, которые попадаются на его пути в большинстве своем обездоленные, бесправные и несчастные крестьяне. Они делятся с путешественником своими проблемами и жалуются на беспредел, творимый в их городе. Иногда среди его собеседников попадаются и помещики, которые отличаются порядочностью, но они, хоть и не довольны сложившейся ситуацией в стране, ничего не могут изменить и идти против всего капиталистического строя. Поэтому Радищев призывает их всех к восстанию и революции.

2 вариант

«Путешествие…» Радищева вошло в историю России как первое литературное произведение, изобличающее общественный и политический порядок России в конце XVIII века. Недаром приводятся слова тогдашней главы государства Екатерины II, мол автор – бунтарь не хуже самого Емельяна Пугачева.

Нужно заострить внимание на данном высказывании. Очевидно, Екатерина была женщиной неглупой. Вряд ли она лукавила, когда считала Радищева опасным человеком для российской государственности. Он не громил дворянские поместья, не вставал под ружье против регулярной армии. У писателя было более эффективное оружие – перо. Если Пугачев своими погромами мог затронуть небольшую часть европейской России, то Радищев распространением своей повести мог затронуть умы всей страны.

Издатели это прекрасно понимали, поэтому не спешили публиковать сей литературный обвинительный приговор. Более того, Радищев был приговорен к смертной казни, замененной ссылкой. Все напечатанные экземпляры были преданы забвению. Что сказать, ведь даже большинство самых просвещенных русских людей не знали о ее существовании. О ней знал А. Пушкин, несколько литературоведов и ученых.

Используя современную терминологию, можно сказать, что книга было признана экстремистской. Официальный запрет с распространения книги был снят в 1905 году в свете либерализации политической системы после Первой русской революции.

В кратком анализе не стоит акцентировать внимание на сюжете, поэтому скажем, что повесть написана в стиле дорожного путешествия, где протагонист сталкивается с различными бытовыми ситуациями в ходе поездки. Он в сентиментальном ключе связывает эти ситуации с более масштабными политическими и общественными явлениями той поры: формы организации отношений между помещиками и крестьянами, тяжесть рекрутского набора на военную службу, притеснения и страдания крепостных крестьян, возможность продажи людей и другими.

Объединяющей мыслью для всех глав является то, что автор крайне негативно относится к крепостной системе тогдашнего общества. Простой работяга вынужден от зари до зари трудиться, чтобы обеспечить как барина, так и свою семью. Крестьянские девушки вообще приравнивались к скотине: помещик мог ее обесчестить по своему желанию или продать, как надоевшую игрушку.

На основании содержания повести, можно вполне сделать вывод, что Радищев был первым русским просветителем революционного толка.

Также читают:

Картинка к сочинению По повести Путешествие из Петербурга в Москву Радищева

Популярные сегодня темы

Пьеса в пяти действиях Александра Николаевича Островского написана в 1959 году. Основным посылом произведения считается отражение тогдашнего застоя общества, однако проблематика пьесы намного шире

В рассказе под названием «Мальва», который написал знаменитый и популярный писатель Горький, главным героем становится молодой и очень красивый мужчина по имени Василий.

Иван Алексеевич Бунин – писатель и поэт с тонкой душевной организацией и своими особенными взглядами на жизнь. Бунин очень многие свои рассказы посвящал теме любви. Он описывал её как некую силу

Пушкин Александр Сергеевич – великий поэт и писатель не только реализма, который он, кстати, любил за то, что в рамках этого направления можно писать правду, а правду Александр Сергеевич ценил больше всего

Витя – это персонаж рассказа «Конь с розовой гривой». Мальчик, живущий где-то в Сибири. Обычный такой мальчуган своего времени. Родители у него нет. Воспитывают его старики: строгая бабушка и более добродушный дедушка. Автор хорошо знал о чём пишет

Сочинение Путешествие из Петербурга в Москву Радищева

В своем произведении Радищев, в форме путешествия, дал яркую картину российской жизни своего времени, прибавив к ней не только размышления морального характера, но и некоторые проекты реформ.

Много места в книге уделено крепостному праву, которое автор считал одной из главных проблем России. Радищев (через путешественника-рассказчика) показывает продажу крестьян за долги барина. Среди продаваемых его воспитать, кормилица и даже незаконнорожденный сын. Другой яркой картиной является свадьба крестьян, которых помещик женит против их воли.

Описывая избу, где останавливается рассказчик, автор показывает картину беспросветной нищеты крепостных. Отмечает он также и их тяжелый труд, показывая крестьянина, работающего на своей земле в воскресенье, так как шесть дней в неделю он должен отбывать барщину.

Однако демонстрируя ужасное положение большинства населения и испытывая к ним искреннее сочувствие, Радищев не идет дальше призывов к совести помещиков. Даже проект по отмене крепостного права, который случайно находит и читает главный герой, состоит в основном из доказательств необходимости освободить крестьян (как морального, так и экономического плана). Единственная мера, предусмотренная в этом документе – это призыв дворянам добровольно и в индивидуальном порядке дать волю своим крестьянам. В отношении государственных мер там не говорится ничего.

Критикует Радищев и российское чиновничество. Он показывает мелкого начальника, не желающего принять меры по спасению тонущих в поврежденной лодке и мотивирующего это тем, что подобные действия не входят в его прямые обязанности. С другой стороны, автор не останавливается на критике отдельных лиц. Он показывает судью, вышедшего в отставку из-за нежелания осудить крестьян за убийство жестокого помещика, то есть подводит читателей к выводу, что сама система устроена неправильно, в ней честный и добрый человек не может долго удержаться.

Касается автор и темы просвещения. В частности, встреченный рассказчиком семинарист рассказывает о плохой постановке системы духовного образования. Лекции в семинарии читаются бездарно и на латыни, что не способствует усвоению знаний.

Автор завуалировано призывает и к другим изменениями существующего строя. Он критикует дворянские привилегии, рекрутскую повинность и цензуру. Не давая четких проектов реформ, он хвалит порядки древнего Новгорода, где простые люди принимали участие в управлении.

Сочинение по произведению 2

Произведение написано немного сумбурно, урывками. Радищев, – русский дворянин и философ, рисковал головой, написав такое. В произведении он описывает не только погоду, но быт, условия существования крестьян, в большинстве своём крепостных, бесчеловечное отношение помещика к крепостникам. Этим Радищев уже критиковал самодержавие, но в произведении есть и прямые высказывания против него.

Произведение Радищева было опубликовано весной 1790 года. Сразу по приказу властей тираж был арестован, императрица ознакомилась с этим произведением м нашла его антигосударственным и вредным для российских умов. Весь тираж по её распоряжению был уничтожен а в отношении самого Радищего начато судебное разбирательства. Сначала как политического преступника его приговорили к смертной казни, но затем что бы дело не имело слишком большого резонанса его отправляют в ссылку на 10 лет. Однако, резонанс был, это было первый раз в российской истории что бы дворянин критиковал самодержавный строй. «Именно дворянин», для правящего класса тогда это было немыслимо. Это событие послужило началом российского оппозиционного движения среди высшего общества.

Проблема крепостничества не раз ставилась на рассмотрение Государственного Совета под председательством императрицы Екатерины. Но, всякий раз решение его откладывалось в долгий ящик. Казалось бы умные, пресвященные дворяне, в основном прозападные по сути своей, допускали у себя в стране рабовладение, никак по другому это назвать нельзя.

В своей переписке с Вольтером, Екатерина откровенно врала о том что «крестьяне наши и не страдают вовсе, а живут в сердечном согласии с помещиками».

Радищев критиковал не только крепостничество, но и систему (государство), её устройство. По сути дела в то время самодержавие держалось именно на крепостничестве, дворянах-землевладельцах, армии и полиции. Изъяв из этой структуры одно из этих звеньев, появилась бы опасность крушения всей структуры государства.

Главный герой произведения едет из Санкт-Петербурга в Москву, на пути он наблюдает «всё непотребство русской жизни» сталкивается с извечной российской глупостью и расхлябоностью. Работа Радищева это «слепок эпохи» правления Екатерины «Великой».

Путешествие из Петербурга в Москву

Популярные сочинения

Художника Васнецова вдохновляли русские народные сказки. В них он часто черпал вдохновение. Одной из его работ является полотно под названием «Ковер самолет».

Тарас Бульба – это ещё одно творение знаменитого русского писателя 19 века, Николая Васильевича Гоголя. Произведение полностью пропитано духом патриотизма

Причины нигилизма главного героя Базарова, являются его сильный и независимый характер, он самоуверен, умный и хитрый, обладает самостоятельностью.

Художественное своеобразие > А. Н. Радищева и его влияние на передовую мысль эпохи

Для многих поколений русских читателей имя Радищева .окружено ореолом мученичества: за написание “Путешествия из Петербурга в Москву” автор был приговорен к смертной казни, замененной Екатериной II десятью годами высылки в Сибирь. Ее преемники на троне восстановили Радищева в правах, однако он не изменил своих взглядов и, не найдя к ним сочувствия со стороны властей, в 1802 году покончил с собой. Для русской революционной интеллигенции XIX века он стал легендарной фигурой, в его взглядах видели радикальный гуманизм и глубину в раскрытии социальных проблем российского общества конца XVIII века. После революции 1917 года доморощенные литературоведы-марксисты увидели в Радищеве даже зачинателя социализма в России и первого русского материалиста, однако в этих более чем смелых суждениях они явно шли по стопам В. И. Ленина, который поставил Радищева “первым в ряду русских революционеров, вызывающим у русского народа чувство национальной гордости”. Чтобы заново вернуть Радищева современному русскому читателю, требуется снять с его имени слой за слоем идеологическую и прочую шелуху и попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, литературное и поэтическое творчество.
Хотя Радищев писал стихи, поэмы, а также сочинил философский трактат “О человеке, его смертности и бессмертии”, в памяти потомков он остался всего лишь автором “Путешествия из Петербурга в Москву”. Это сочинение получило весьма нелестную характеристику у А. С. Пушкина, который написал, что оно “причина его несчастья и славы, есть очень посредственное произведение, не говоря даже о варварском слоге”. У Пушкина, который по праву считается создателем русского литературного языка, были достаточно веские основания для столь сурового приговора. Однако вспомним, что Пушкин создавал этот новый язык, безжалостно разрушая старый, который был, несомненно, громоздким, корявым, чересчур архаичным, зато вполне соответствовал внутреннему строю пусть “варварской”, но самобытной русской души, тогда как язык Пушкина был достоянием довольно узкого круга дерзкой и вольнодумной молодежи, воспитанной в европейском духе и зачастую с трудом изъяснявшейся на родном, “варварском” наречии. Можно ли безоговорочно утверждать, что легкость, гладкость, гибкость, плавная текучесть и изящество языка Пушкина — свидетельство его несомненного достоинства по сравнению с языком Державина, Карамзина и Радищева? Быть может, правы те, кто считал стиль Пушкина легковесным, а мысль, выраженную в характерной для него свободной, раскованной форме, — плоской и упрощенной? Безусловно, нет, однако в оправдание Радищева с его “варварским слогом” приведем два отрывка из его стихотворения “Ода к другу моему”:

Читайте также:  Тема войны в рассказе Судьба человека Шолохова

Летит, мой друг, крылатый век,
В бездонну вечность все валится.
Уж день сей, час и миг протек,
И вспять ничто не возвратится никогда.
Краса и молодость увяли,
Покрылись белизной власы,
Где ныне сладостны часы,
Что дух и тело чаровали завсегда?
Таков всему на свете рок:
Не вечно на кусту прельщает
Мастистый розовый цветок,
И солнце днем лишь просияет, но не в ночь.
Мольбы напрасно мы возводим:
Да прелесть юных добрых лет
Калечна старость не женет!
Нигде от едкой не уходим смерти прочь.

Однако если вернуться к “Путешествию из Петербурга в Москву”, то вопиющие недостатки книги действительно бросаются в глаза. Повесть представляет собой собрание разрозненных фрагментов, связанных между собой лишь названиями городов и деревень, мимо которых следует путешественник. Рассуждения о вопиющей несправедливости помещиков,
которые не считают своих крестьян за людей, перемежаются довольно сомнительными соображениями по поводу некоторых правил личной гигиены. Так, например, смышленые крестьянские девушки в отличие от развращенных светских дам понимают, что чистить зубы — вредно и отвратительно, и “не сдирают каждый день лоску с зубов своих ни щетками, ни порошками”. Такие — по выражению Достоевского — “обрывки и кончики мыслей” соседствуют с вольными переводами из французских просветителей. Кроме того, Радищев включил в повесть свою оду “Вольность” и “Слово о Ломоносове”.
Радищев, желая привлечь публику к своему сочинению, взял за образец модную в то время повесть Лоренса Стерна “Сентиментальное путешествие по Франции и Италии”, оригинальность которой состоит в том, что Стерн изящно и остроумно дурачил простодушного читателя, развлекая его пустячными рассуждениями о разнородных и ничем не связанных между собой предметах. Поражает и трогает наивность Радищева, который хотел скрыть за модной и привлекательной — по его мнению — формой всем известные идеи французских просветителей о равенстве, выразив их высокопарным стилем: “Возопил я наконец сице: человек родился в мир равен со всем другим”. Увы, повесть Радищева вышла в свет в 1790 году, после Великой французской революции, и попала, что называется, под горячую руку императрицы. Ознакомившись с ней, она почему-то решила, что “сочинитель сей книги наполнен и заражен французскими заблуждениями, всячески ищет умалить почтение к власти”. Она и положила начало мифу о Радищеве, сказав о нем: “бунтовщик хуже Пугачева”. Не здесь ли начало того рокового процесса, в результате которого русская литература сделалась в конце концов служанкой революции и стало неприличным говорить о чисто художественных достоинствах произведений, авторы которых принадлежали к “передовой” интеллигенции? Достаточно вспомнить хотя бы бездарный роман Чернышевского “Что делать?”, который, по выражению Ленина, “глубоко перепахал” не одно поколение русских революционеров! Как бы то ни было, Радищев должен заново отвоевать себе место в отечественной словесности если не как автор слабых в художественном отношении путевых заметок, то как талантливый поэт, гуманист, философ.

В нашей базе:

Сочинений: 4132
Биографий: 283
Изложений: 432

А.Н. Радищев Анализ “Путешествие из Петербурга в Москву”

Революционные идеи Радищева наиболее полно выражены в «Путешествии из Петербурга в Москву» (1790). Образно характеризуя русское самодержавие, Радищев поставил эпиграфом к своему произведению стих из поэмы В.К. Тредиаковского «Телемахида»: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Эпитеты к слову чудище означают: обло – круглое, жирное; озорно – творящее безобразие, беззакония; стозевно – имеющие сто глоток, жадное, ненасытное; лаяй – лающее, ругающееся. В предисловии автор указывает причину, побудившую его писать: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала».

Книга Радищева написана в форме путевых заметок, а главы ее поименованы названия тех почтовых станций, на которых останавливался герой-путешественник. Это дало автору возможность широко охватить русскую действительность конца XVIII века. Перед читателем предстают люди всех слоев общества: поместные и служилые дворяне, чиновники-разночинцы, дворовые слуги, крепостные крестьяне. Форма путевого дневника позволяла Радищеву глубоко раскрыть мысли, чувства, переживания путешественника, передать его впечатления от увиденного.

Екатерина II утверждала, что «лучшей судьбы наших крестьян у хорошего помещика нет во вселенной». Эту насквозь лживую мысль развенчал в своей книге Радищев. Крестьяне, справедливо утверждает он, отданы в кабалу помещикам: «Се-жребий заклепанного во узы… се жребий вола во ярме».

В главе «Любани» рассказано о встрече путешественника с крепостным крестьянином, который вынужден все шесть дней недели работать на барщине. Чтобы обеспечить пропитание своей семье, он трудится и в праздники, и в лунные ночи. Крестьянин мечтает о том, чтобы с него брали оброк: «Правда, что иногда и добрые господа берут более трех рублей с души, но все лучше барщины». Варварская эксплуатация крестьян производит на путешественника такое гнетущее впечатление, что, оставшись наедине с собой, он мысленно восклицает: «Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение».

В главе «Пешки» открывается поразительное зрелище крестьянской нищеты. Вместе с радищевским героем-путешественником читатель видит тесную, задымленную избу, жалкую крестьянскую одежду («посконная рубаха, обувь, данная природою, онучки с лаптями для выхода»). Пища крестьян – хлеб «из трех четвертей мякины и одной части несеяной муки»; сахар для них – «боярское кушанье».

Сила книги Радищева не только в обличении крепостного права. Важно и другое: писатель показывает, что русский крестьянин не стал рабом по натуре. Крестьяне умны, предприимчивы, они не утратили человеческого достоинства, способны к протесту против насилия и угнетения. В главе «Едрово» герой-путешественник взволнованно восклицает: «Нет, нет, но (крестьянин) ив, он жив будет, если того восхочет!» Эта мысль очень существенна. В ней утверждается нравственная стойкость русского народа и его святое право на восстание против угнетателей.

Радищеву были хорошо известны грозные события Крестьянской войны 1773-1775 годов. Об этих событиях он с беспощадной прямотой напоминает дворянству, угрожая ему новым Пугачевым: угнетенные «ждут случая и часа. Колокол ударяет… Мы узрим окрест нас меч и отраву. Смерть и пожигание нам будут посул за нашу суровость и бесчеловечие» (глава «Хотилов»).

Особое место в «Путешествии…» занимает глава «Спасская полесть», посвященная обличению «чудища стозевна» – самодержавной власти. Основная часть «Спасской полести» построена как развернутая аллегория (иносказание). Путешественнику приснилось, что он царь, окруженный раболепными придворными. Царедворцы подобострастно ловят каждое его слово, каждый взгляд. Все безудержно восхваляют монарха за то, что он «усмирил внешних и внутренних врагов, расширил пределы отечества», восхищаются милосердием самодержца, его справедливостью. Но вот появляется скромно одетая женщина, Прямовзора, которая называет себя Истиной, и снимает пелену с глаз царя. Что же видит он? Оказывается, одеяния его, «столь блестящие… замараны кровию и омочены слезами»; на перстах у него «остатки мозга человеческого», ноги стоят в тине. Во взорах окружающих – «хищность, зависть, коварство и ненависть». Военачальники и министры утопают «в роскоши и веселии», вместо того чтобы исполнять свой долг. Речь в этой аллегории идет о неправой власти тирана, в частности екатерининском царствовании, внешне блистательном, а по сути своей несущем народу неисчислимые бедствия.

В «Путешествии…» Радищев показывает, что самодержавие и власть помещиков над крестьянами могут быть уничтожены только насильственным путем. В главу «Тверь» писатель включил свою оду «Вольность». В ней дана впечатляющая картина народного восстания:

Возникнет рать повсюду бранна,

Надежда всех вооружит;

В крови мучителя венчанна

Омыть свой стыд уж всяк спешит.

Восставшие, захватив власть, вершат строгий суд над царем-преступником, забывшим о своем долге перед народом. Суровый приговор грозных мстителей гласит: «Умри! Умри же ты сто крат!»

Оду «Вольность» Екатерина II признала «совершенно явно и ясно бунтовской, где царям грозится плахою…»

Радищев поставил свое дарование на службу народу. Писатель сделал именно народ центральным героем «Путешествия из Петербурга в Москву» – самой яркой своей книги.

Народ в изображении Радищева – не безликая масса. Каждое действующее лицо «Путешествия…» наделено своими отличительными чертами. Вдумчивый читатель запомнит и неутомимого крестьянина-пахаря («Любани»), и скромную, но гордую девушку Анюту («Едровово»), и крепостного интеллигента, предпочитающего двадцатипятилетнюю солдатскую службу унизительному существованию дворового слуги («Городня»), и многих других героев-крестьян.

Писатель-революционер в созданных им художественных образах раскрыл зависимость взглядов и поступков человека от социальных условий. На страницах «Путешествия…» мы встречаем не только сильных духом крестьян-тружеников, но и крестьян-холопов, развращенных крепостным правом. И дворянская среда, по мысли писателя, порождает не одних лишь «пиявиц ненасытных», но и критически мыслящих, гуманных людей, способных подняться над интересами своего класса и идейно порвать с ним.

Осуждение развращенных нравов самодержавно-крепостнической России неразрывно связано у Радищева с поисками правды и красоты. Высокую красоту писатель находил в трудовой деятельности народа, в нравственном облике труженика, создателя материальных и культурных ценностей. Писатель верил в великое будущее народа:

О, народ, народ преславный!

Твои поздник потомки

Превзойдут тебя во славе…

Все преграды, все оплоты

Сокрушат рукою сильной,

Победят – природу даже, –

И пред их могущим взором,

Пред лицом их озаренным

Славою побед огромных

Ниц падут цари и царства.

«Песни, петые на состязаниях…»

В «Путешествии» уделяется значительное внимание «волнениям сердца». Эта особенность нашла отражение и в языке книги, во внутренних монологах путешественника, в риторических вопросах, обращениях и восклицаниях.

В книге Радищева еще немало славянизмов: окрест (вокруг), мраз (мороз), вещаю (говорю), ведаешь (знаешь) и т.п. Пользуясь примерами ораторского красноречия, характерными для его времени, Радищев вводил в текст славянизмы именно там, где хотел достигнуть возвышенного, торжественного звучания художественного слова. И все же в «Путешествии» преобладает живой русский язык, на котором говорило большинство современников писателя.

Обращение Радищева к народному языку позволило ему воспроизвести стиль крестьянской речи, точной и выразительной: «Да хотя растянись крестьянской речи, точной и выразительной: «Да хотя растянись на барской работе, и то спасибо не скажут»; «Небось, барин, не захочешь в мою кожу» («Любани»). Порой крестьянская речь в передаче Радищева близка к песне, печальной, заунывной

Автор «Путешествия» ясно сознавал новаторское значение в своих творческих исканий. Не только в области общественной мысли, но и в художественной литературе ему пришлось

Дорогу проложить, где не бывало следу,

Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах.

Радищев – предшественник великих русских писателей XIX века.

Русская литература. Учебник для 8 класса средней школы. Н.И. Громов Н.А. Спицына В.И. Коровин Н.К. Семенова 1988 г.

«Путешествие из Петербурга в Москву», анализ повести Радищева

Наиболее известным произведением русского писателя Александра Николаевича Радищева стало «Путешествие из Петербурга в Москву». Оно было издано в 1790 году и первоначально не вызвало у цензоров никаких подозрений. Жанр сентиментального путешествия, популярный тогда в Европе, представлял собой изложение любовных приключений героя, чередующееся с описанием волнующих его чувств.

Для Радищева такая форма произведения стала способом изложения мыслей автора об общественном устройстве России. Использовав в качестве эпиграфа слова из поэмы В. Тредиаковского «Телемахида», писатель обозначил основную идею своего произведения: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» . На современном языке это означает, что чудище жирное, огромное, творящее безобразия, имеет сто глоток, то есть ненасытное, жадное, а «лаяй» — лающее, ругающееся. Под «чудищем» Радищев подразумевал крепостническую систему, существовавшую тогда в России и лежавшую в основе самодержавия.

Любовь к Отчизне, ненависть к крепостничеству, правдивое изображение тяжелого положения простого народа сделали это произведение непохожим на другие и опасным для правительства. Недаром императрица Екатерина II, самолично ознакомившись с творением Радищева, вынесла свой вердикт. Она сказала, что Радищев — «бунтовщик хуже Пугачёва», потому что «тот, хоть царём прикинулся, монархический строй исповедовал», а Радищев с помощью революции «надумал на Руси учинить республику!»

«Путешествие» больше напоминает путевые заметки: автор-повествователь, оказавшись по пути из Петербурга в Москву в каком-нибудь населенном пункте, описывает встречу или событие. Жанр путешествия помог автору показать российскую действительность как бы со стороны, глазами наблюдателя. Заведя у себя дома типографию, Радищев с помощью преданных ему по службе подчиненных стал печатать главный труд своей жизни.

Книга состояла из глав, названных по наименованиям почтовых станций на пути из Петербурга в Москву. Этой дорогой обычно следовала сама императрица, и Радищев был намерен «раскрыть ей глаза» — показать настоящую Россию. Едва автор сходит на станции София, как сталкивается с проблемами России екатерининских времен. Среди ночи он не смог найти извозчика, пока не предложил взятку «на водку». Такая особенность национального характера оказывается в центре внимания повествователя.

В главе «Любань» рассказчик видит крестьянина, пашущего на двух лошадях попеременно, чтобы давать им отдых по очереди. Сам же работник не отдыхает, ведь ему надо отработать барщину до темноты, а после еще на семью работать. В воскресенье же ему приходится трудиться весь день, чтобы как-то прокормить семью. Путешественник до слез возмущен бесправным положением крестьянина.

Глава «Чудово» описывает встречу с приятелем — господином Ч., который рассказывает свою историю. Как-то раз он со спутником отправился в море на небольшом судне и попал в шторм. Судно застряло между камнями. Рискуя жизнью, один человек смог добраться до берега, прибежал в ближайший городок, но начальник спал, и сержант, не посмев разбудить его, выгнал просителя. К счастью, помогли рыбаки: они спасли двенадцать человек. Рассказчик был уверен, что сержант понесет наказание, но вышестоящий начальник любезно объяснил, что «в должности ему не предписано спасать». Вывод для автора очевиден: «Отрада жителей этого города — томить слабого до издыхания и раболепствовать власти».

В «Спасской Полести» рассказчик оказывается под дождем, и ему приходится ночевать в избе. Он слышит тихий шепот супругов, тоже заночевавших здесь по дороге в Новгород. Муж рассказывает жене о купце, получившем орден лишь за то, что привозил наместнику, тратившему казенные деньги, устриц. Позже путешественник видит во сне себя царем, который прозрел и ужаснулся окружающей его действительности. Но читатели понимали, что этому сну не суждено сбыться: любые помыслы правителя искажаются при исполнении, так как не подкреплены законом.

Глава « Едрово» знакомит путешественника с Аннушкой, ее матерью и женихом Иваном. Девушка не может выйти замуж за своего Ванюшу, пока не заплатит 100 рублей выкупа. Рассказчик хочет помочь красивой и доброй крестьянке и предлагает деньги за поцелуй. Но Анна не собирается целовать барина, потому что ее поцелуи уже другому «посулены», мать же не берет деньги, чтобы не ставить под сомнение доброе имя своей дочери, а Ваня не желает милости, когда у него есть две руки, привычные к работе.

В главе «Медное» читатель узнает страшную в своей обыденности историю о том, как молодой барин продает своего бывшего дядьку, который вырастил его и когда-то спас от утопления. Продает он и свою кормилицу, и их дочь, им же обесчещенную. Но для окружающих это «срамное зрелище» вполне обыденно. Поэтому заканчивается глава рассуждением о том, что помещики никогда добровольно не откажутся от своей собственности. Следовательно, единственный выход из ситуации — бунт народа, потерявшего терпение.

В своей книге Александру Радищеву удалось показать, как крепостное право не только губит народ, но и развращает дворян: когда крестьяне убивают помещика и его сыновей за жестокое к ним отношение, вдова защищает убийц, лишь бы не лишиться дармовой рабочей силы.

Автор пишет и о тяжести для народа рекрутчины, и о нелепости цензуры, и о «подлом раболепии» — обо всех сторонах современной жизни, резко критикуя их. Беззаконие, творившееся в стране, административный произвол, неправосудие, злоупотребление властью вельмож, чиновников и помещиков Радищев рассматривал не как результат частных нарушений, а как прямое и неизбежное следствие крепостничества и самодержавия.

Писатель прекрасно понимал, что ужасы крепостного права грозят возмущением крестьян, но оправдывал это возмущение. Он писал, что русский народ терпелив, но когда этому терпению придет конец, «ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость». Радищев настаивал на том, что за «порчу», производимую крепостным правом, нужно требовать расплаты. Это стало настоящим подвигом, ведь он один вышел на поединок с самодержавием.

Уже на следующий день после появления «Путешествия» в продаже в лавке купца Зотова Радищева арестовали. Получившая экземпляр книги императрица «оценила» ее по достоинству: автор практически сразу оказался в Петропавловской крепости. Почти через месяц писателю был вынесен смертный приговор, позже замененный другим: ссылка на десять лет в Сибирь — в Илимский острог. Книга оказалась под запретом, а почти весь выпущенный ее тираж был уничтожен. Запрет был снят лишь в 1905 году, во время первой русской революции.

Современники усматривали связь произведения Александра Радищева с сентиментальными английскими и французскими романами. Сентиментализм как литературное течение появился в Европе во второй половине XYIII века. Идеология сентиментализма была просветительской: писатели-сентименталисты считали, что можно сделать мир более совершенным, если научить людей разумным формам поведения.

В европейских сентиментальных романах использовалась форма путешествия, где описывались случайные встречи, разговоры в пути, незначительные происшествия — все, что давало пищу для сердца и воображения. Русский писатель Радищев, благодаря форме путешествия, смог ввести в ткань повествования и оду, и похвальное слово, и аллегорический сон с сатирическим подтекстом. Он размышлял о нравах россиян, о различных сторонах современного ему быта, о проблемах политики и философии, что позволило автору соединить художественное, публицистическое и научное начало, обусловив абсолютную уникальность творческой манеры «Путешествия из Петербурга в Москву».

Краткое содержание «Путешествие из Петербурга в Москву» по главам, А. Н. Радищев

Произведения русской литературы XVIII века до сих пор не теряют свою актуальность. Например, краткое содержание «Путешествие из Петербурга в Москву» (по главам) читал почти каждый школьник. Данное произведение освещает несправедливое отношение к крестьянам со стороны остальных классов. Автор пытается донести до читателя свое негодование и тревогу по поводу жестокости, небрежности и безразличия к крепостным людям.

Главные герои произведения

В произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» герои – прототипы обычных людей российского общества того времени. Путешественник (он же рассказчик) странствует по миру, пытаясь отыскать правду. Он постоянно сталкивается с крестьянами, знатью, дворянами. Главный герой – честный и добрый человек, с открытым сердцем, который очень хотел бы помочь несчастным.

Глава 1-я: выезд
Дворянин среднего возраста, состоятельный человек, является главным героем произведения «Путешествие из Петербурга в Москву», сюжет построен на увиденном в пути, знакомствах, рассказах людей разных сословий. Он отправляется в своем экипаже. Выехал сразу после ужина в кругу друзей. Ночью прибыл на почтовый двор. На вопрос, где они сейчас находятся, извозчик ответил, что в Софии.

Глава 2-я: София
Описывается, как трудятся работники станций, на которых путники меняют лошадей. Служащие отказали в замене животных, соврав, что все уже заняты. Однако главный герой лично убедился, что лошади в конюшнях есть, и отправился напрямую к ямщикам. За минимальную мзду они представили ему свежих животных, и путешественник смог продолжить путь.

Глава 3-я: Тосна
Дорога из Петербурга сначала казалась хорошей, но после прошедшего дождя улицы стали совершенно размыты и проехать по ним стало почти невозможно. Путешественник решил сделать остановку. В избе он увидел стряпчего, разбиравшего бумаги. Он направлялся в Петербург. Путешественник и стряпчий разговорились. Последний поведал. Что работает регистратором в архиве и занимается родословными. Он хотел продать их дворянам, но путешественник назвал это глупым решением и посоветовал сбыть бумаги на обертки разносчикам.

Глава 4-я: Любани
Отдохнув, главный герой продолжил путь. Как-то раз он решил немного пройтись пешком и встретит крестьянина, который пахал в воскресенье, да еще в самую жару. Путешественник удивился, почему человек не отдыхает. Они разговорились, и выяснилось, что у крестьянина большая семья – шестеро детей, а ему приходится всю неделю работать на местного помещика.

В итоге, чтобы прокормить свою семью, приходится трудиться по выходным и ночами. Особенно крестьянин сокрушался, что его помещик отдает временно своих работников другим зажиточным соседям. Однако простые люди с этим сделать ничего не могут. Главный герой сильно огорчился от такой несправедливости и устыдился, что сам иной раз плохо обращался со своим слугой.

Глава 5-я: Чудово
Неожиданно в избе зазвонил входной колокольчик и в помещение вошел друг путешественника – некий К., который тоже приехал из Петербурга. Он рассказал о морской прогулке, во время которой судно чуть не потонуло. Заметил, что в такие моменты границы между богатыми и бедными полностью стираются. Героически поступил и Павел, капитан судна, который спасал всех, независимо от их положения.

Он первым смог попасть на берег и попросить помощи у солдат. Однако их начальник спал, а подчиненные не разбудили его, побоявшись гнева. Тогда Павел обратился за помощью к простым солдатам, и они помогли спасти людей с тонущей лодки. В результате все были спасены. Однако Ч. был сильно возмущен поведением начальства гарнизона и уехал из города.

Глава 6-я: Спасская крепость
Путешественник, остановившись переждать ливень на очередной станции, услышал, как разговаривала супружеская чета. Муж работал присяжным и рассказывал об одном чиновнике, который за привоз ему устриц расплачивался из государственной казны. После того как дождь прошел, главный герой хотел снова отправиться в путь. В это время к нему в попутчики напросился незнакомый человек.

Он рассказал, что был успешным купцом, но из-за мошенников попал под суд. Супруга была на сносях, сильно расстроилась и родила преждевременно. Женщина с новорожденным ребенком скончались через трое суток. Купец был заключен под стражу, но нашлись люди, которые помогли ему сбежать. История вызвала сильное впечатление у путешественника, и он начал думать, как сообщить о происшедшем в высший суд.

Однако благим намерениям помешал сон. Во сне он оказался правителем, который думал, что в стране все хорошо. Неожиданно заметил в толпе женщину – Истину. Она открыла ему глаза на правду. В действительности дела в государстве шли ужасно. Когда путешественник проснулся, он понял, что это был сон, а хороших царей в реальности не бывает.

Глава 7-я: Подберезье
Главный герой не смог продолжить путь, так как разболелась голова, и он решил выпить кофе с молодым человеком, который оказался рядом за столом. Они разговорились, и незнакомец рассказал, что учился в семинарии, направлялся в Петербург, к дяде. По словам студента, путешественник понял, что обучают их очень плохо.

Когда молодой человек уходил, обронил клочок бумаги. Путешественник из любопытства прочел его. Студент выражал на бумаге свое огорчение, что вместо истины в народе верховодит заблуждение и невежество. Путешественник был полностью с этим согласен.

Глава 8-я: Новгород
В грустных мыслях он въехал в Новгород. Несмотря на то что в городе было много величественных монастырей, а торговля шла успешно, он все равно находился в плохом состоянии. Ранее Новгородом управлял народ, а князья были менее влиятельны. Все изменилось после захвата города И. Грозным.

В результате Новгород был полностью разорен. Путешественнику не давали покоя горькие мысли, почему сила дает право людям распоряжаться чужими судьбами. Главный герой пообедал у Карла Дементьевича, купца и понял, что вексельная система не гарантирует честности, бесполезна, и даже потворствует обогащению с помощью воровства.

Например, гостеприимный хозяин слыл уважаемым человеком, но обманывал людей, беря авансы, а взамен ничего не отдавая. При этом он не считал себя вором, а от законной кары спокойно ушел, так как все имущество купца было переписано на супругу. И такие происшествия происходят по всей стране. Путешественник с горечью отмечает, что закон и суд несовершенны.

Глава 9-я: Бронницы
Главный герой поднимается на возвышенность, где раньше был храм для языческого поклонения. Там он долго размышляет о Боге, жизни, людях. Он приходит к мысли, что только сам человек имеет право распоряжаться собственной судьбой, а чтобы она была счастливой, должен сам прилагать к этому усилия, а роль Бога – в моральном воспитании.

Глава 10-я: Зайцово
На дворе в Зайцево путешественник встретил своего приятеля Крестьянкина. Он служил начальником суда. Они не виделись многие годы и с удовольствием восполнили этот пробел беседой. Оказалось, что несправедливое отношение к крестьянам и человеколюбие стали причиной его отставки после одного дела. Один помещик купил деревню, где и поселился с семьей.

Он очень жестоко обращался с крестьянами, издевался над ними. Однажды почти изнасиловал девушку перед венчанием. Тут людское терпение лопнуло. Крестьяне убили помещика и его семью. Крестьянкин понимал их, считал невиновными, а сослуживцы настаивали на суровом суде, чтобы предотвратить подобные случаи. Не желая принимать в этом участие, друг путешественника ушел со службы.

После этого главный герой получил послание от друга. Он писал о свадьбе двух стариков. Женщина 62-х лет ранее заведовала публичным домом и на этом разбогатела. Ее жениху, барону Дурындину, исполнилось 78 лет. Он решил жениться из-за богатства невесты.

Глава 11-я: Крестьцы
Описывается, как выросшие сыновья отправляются на военную службу. Главный герой размышляет, кем становятся потом дворянские дети, ведь если в них нет нравственности и доброты, то что от них ожидать в будущем?

Глава 12-я: Яжелбицы
В Яжелбицах дорога путешественника проходила мимо кладбища. Герой услышал отчаянные стенания отца по умершему сыну. Его родитель считал себя виновным в его гибели. Оказалось, что сын уже родился больным. Причиной стали лекарства из ртути, которые принимал его отец, когда был молодым, излечиваясь от венерического заболевания. Путешественник задумывается о пороках, в частности, о разврате, что его нужно искоренять полностью.

Глава 13-я: Валдаи
Рассказывается о городе Валдаи, имеющим дурную славу. В этом месте много развратных девиц, которые предлагают свои услуги приезжим. Многие соглашаются провести приятно время в бане с услужливыми дамами. Путешественник описывает местные нравы.

Глава 14-я: Едрово
Добравшись до Едрово, он увидел крестьянок и сравнил их с богатыми дамами. Они, несмотря на дорогие корсеты и пышные платья, сильно уступают простолюдинкам в красивых сарафанах. Путешественник разговорился с одной из крестьянок, Анной. Девушка рассказала, что ее отец умер, она живет с матерью и маленькой сестрой и мечтает выйти замуж. У нее уже есть жених, но свадьбу сыграть не получается, так как на выкуп нужно собрать сто рублей, а для них это большие деньги.

Главный герой хотел помочь и предложил нужную сумму, но Девушка и ее мать решительно отказались. Несмотря на нищету, они не потеряли гордость. Потом оказалось, что жениха уже выкупил его отец. Путешественник предлагал деньги молодым, чтобы поддержать семью на первых порах, но молодые люди отказались и от этого предложения. Продолжив путь, он размышляет о нравственности и неравных браках.

Глава 15-я: Хотилов
Этот отрывок повествования затрагивает отмену крепостного права. По дороге главный герой находит бумаги, оставленные его другом, который проезжал здесь ранее. В них крепостничество оценивается как преступление, зло, рабство и явный призыв к отмене этого ярма для крестьян.

Глава 16-я: Высший Волочок
Оказавшись в Высшем Волочке, путешественник видит цветущие поместья и поля, много товаров. Все это – благодаря тяжелому крестьянскому труду. Ему сразу вспомнился один помещик, которого барину часто ставили в пример. Мужчина, решив приумножить свои богатства, заставил крестьян трудиться без выходных целый год. Одновременно отнял у них скотину и даже землю. Доходы помещика увеличились многократно, но, по мнению автора, это было достигнуто варварским, преступным путем и за такую жадность необходимо наказывать.

Глава 17-я: Выдропуск
Путешественник размышляет о нравах и роскоши, царящих при дворе. Главный герой продолжает читать забытые бумаги, которые забрал с собой, и нашел проект об изменении должностей при дворе. Главная мысль в этих рассуждениях – человек должен отличаться и цениться по своим поступкам, а не за счет уровня богатства.

Глава 18-я: Торжок
В этой главе речь идет о цензуре и ее ненужности. Главный герой знакомится с молодым человеком, который едет в Петербург как раз по этому вопросу. Он считает, что цензура не нужна вовсе, так как ее вполне заменяет народное мнение.

Глава 19-я: Медное
Продолжив свой путь, главный герой читает статью о торгах, на которых продаются крестьяне и имения. Этим занимаются многие разорившиеся помещики. Чтобы избежать нищеты, они продают имения вместе с крестьянами. При этом их семьи часто разделяются и оказываются у разных хозяев. Для крестьян это большая трагедия, однако, закон не на их защите, бедняки оказываются бесправны.

Глава 20-я: Тверь
Добравшись до Твери, путешественник знакомиться с молодым поэтом, который расстраивается, что в России не дают раскрыться поэзии в полной мере. Все произведения неинтересны, чересчур просты. Большинство господ предпочитают французский язык, забывая русский. Поэт знакомит путешественника со своими творениями, которые планирует скоро напечатать.

Глава 21-я: Городня
В Городне главный персонаж видит, как забирают крестьян на службу. Власти бесчеловечно забирают даже единственного кормильца у больной матери, которая после этого оказывается, обреченной на голод и смерть. Некоторые молодые люди видят в службе спасение от постоянных унижений помещиков.

Некоторые крестьяне стоят в кандалах. Они были проданы незаконно, зато их прежний хозяин получил хороший куш. Среди отправляющихся в армию находится даже француз, который не смог заработать себе на жизнь и он продал себя, став крестьянином, а потом солдатом.

Глава 22-я: Завидово
Добравшись до Завидово, путешественник столкнулся с ситуацией, как иногда наглеют офицеры. Один из них потребовал, чтобы главный герой подарил ему своих лошадей. Однако он дал офицеру резкий отпор. Ямщики же постарались как можно быстрее сменить животных наглецу, чтобы он смог продолжить путь. Путешественник рассуждает, о деградации пресмыкающихся людей перед высокими чинами и что последние – ничтожества и недостойны даже капли уважения.

Глава 23-я: Клин
На станции главный герой встречает нищего слепого старика, просящего милостыню. Путешественник хотел дать ему намного больше, чем кидали остальные, но старец попросил просто теплую вещь, которая бы его согревала. Позже главный персонаж узнал, что подаренный им платок старик носил до самой смерти и в нем же был и похоронен. Путешественнику было приятно. Что он смог помочь старцу.

Глава 24-я: Пешки
Оказавшись в Пешках, он остановился отобедать в крестьянской хате. Хозяйка рассказала о тяжелых жизнях простых людей – как они едят испорченный хлеб, многие не пробовали даже сахара, хотя все это делают своими руками. Женщина жалуется на несправедливость и нищету. Путешественник задумывается, почему помещики так жестоки по отношению к своим крепостным и не стараются обеспечить нормальные условия для жизни.

Глава 25-я: Черная грязь
В этой части рассказывается о необычной свадьбе, на которой удалось побывать главному герою. Жених и невеста оказались грустными и вступали в брак без радости. Свадьба проводилась насильно, по приказу помещика. Путешественник задумался, что такие союзы не приносят людям счастья. Получается, что насильные браки приравниваются к преступлениям.

Вклад в культуру М. Ломоносова

В заключительной части автор повествует о том, какой вклад внес М. Ломоносов в культуру и науку. Он родился в бедной семье, но нашел в себе силы покинуть ее и получить хорошее образование. Путь его был труден, но в конце он был вознагражден.

Основная мысль и идея произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» заключается в осуждении богатого класса на примере помещиков, жестокости и бесчеловечности по отношению к простым крестьянам. При этом автор делает акцент на их жизнях, описывая разные моменты, показывая самодурство богачей и трагичность крестьянской судьбы.

Ссылка на основную публикацию