Сочинение по рассказу Господа Головлевы Салтыкова-Щедрина

Анализ «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин

М. Салтыков-Щедрин вырос в помещичьей среде, поэтому знал ее изнутри. С юных лет писатель видел, что семьи помещиков опутаны сетями лжи и порока. Это впечатление угнетало Михаила Евграфовича, а позже нашло место в творчестве. Роман «Господа Головлевы» показывает истинное лицо баров. Произведение также позволяет проследить за тем, как человек разрушает самого себя. Изучают роман в 10 классе. Предлагаем узнать о нем больше, ознакомившись с анализом произведения.

Краткий анализ

Год написания – 1875-1880.

История создания – Изначально М. Е. Салтыков-Щедрин хотел написать цикл рассказов «Благонамеренные речи». Он даже опубликовал несколько небольших произведений в журнале «Отечественные записки». Постепенно писатель настолько вдохновился работой, объединил рассказы, превратив цикл в роман.

Тема – Главная тема произведения – жизнь помещиков накануне отмены крепостного права и после этого события. В контексте нее развивается мотив духовного и физического разрушения человека.

Композиция – Роман организован так, что все его элементы, сюжетные и несюжетные, служат раскрытию темы и донесению идеи. Начинается произведение завязкой (суд над Степаном), за которой следует экспозиция и другие элементы сюжета в логической последовательности.

Жанр – Социально-психологический роман.

Направление – Реализм.

История создания

История создания произведения связана с личными и культурно-историческими обстоятельствами жизни писателя. Михаил Евграфович вырос в семье помещика. Став взрослым, он так отзывался о помещичьей среде: «Очень уж подла была среда, в которой я провел большую часть своей жизни…». Это впечатление усилило наблюдение за тем, как после отмены крепостнического права крестьяне боролись за свои земли. В этот период в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина более громко звучат антикрепостнические идеи.

Анализированное произведение «выросло» из цикла рассказов «Благонамеренные речи». Их писатель публиковал в журнале «Отечественные записки». Первый из них – «Семейный суд» (1875) – получил положительный отклик И. Тургенева, что стало толчком к созданию следующих рассказов. Постепенно вырисовывалась целостная история семьи: отдельные произведения объединялись темой и героями. Превращая цикл рассказов в роман, писатель внес в отдельные части правки. Роман был завершен только в 1880 г., в общем, работа над ним длилась на протяжении пяти лет.

Изначально автор хотел назвать роман «Эпизоды из жизни одного семейства», но сам же отклонил его.

Посмотрите, что еще у нас есть:

В «Господах Головлевых» анализ следует начинать с характеристики основной проблемы.

В произведении можно выделить две основные темы – жизнь накануне отмены крепостного права и после этого события. В контексте широкой историко-культурной темы развивается вечная моральная проблема – физическое и духовное разрушение человека. Обе они были актуальны в русской литературе второй половины ХIX века и до сих пор подталкивают читателя к важным выводам.

В центре романа семья помещиков Головлевых. С ее членами мы знакомимся в части, описывающий семейный суд. С первых глав читатель узнает, что глава этого семейства Арина Петровна. Ее муж был несерьезным, даже в солидном возрасте не смог избавиться от ребячества. Таким образом, забота об усадьбе легла на плечи женщины. У Головлевых было четверо детей: Степан, Порфирий, Павел и Анна. Между собой они не дружили, так как каждый переживал, кому достанется наследство.

Души Головлевых-младших были развращены богатством, жадностью, тягой к алкоголю и глупым развлечениям. Из-за этого ни один из героев не узнал, что такое счастье. Читатель наблюдает, как сначала разрушаются души Головлевых, а потом наступает гибель физическая. На судьбу братьев и сестры достаточно сильно повлияло воспитание. Головлевых-старших жизнь тоже не жаловала. В сюжетных линиях героев постепенно формируется проблематика произведения.

Содержание произведения дает понять, что смысл названия «Господа Головлевы» иронический. Автор подсмеивается над несоответствием оболочки помещичьих семей и того, что видим изнутри.

Композиция

Особенность композиции романа М. Салтыкова-Щедрина в том, что все ее составляющие, сюжетные и несюжетные, служат раскрытию темы и донесению идеи. Последовательность сюжетных элементов несколько нарушена. Начинается произведение завязкой (суд над Степаном), за которой следует экспозиция и другие элементы сюжета в логической последовательности.

План разбора литературного произведения обязательно включает жанровую характеристику. Жанр «Господ Головлевых» – социально-психологический роман. Это большое произведение, в котором развивается несколько сюжетных линий, основная проблема остается открытой. Главные проблемы – социальные и психологические. Направление – реализм, так как в произведении отображены реальные события конкретной эпохи.

Тема семьи в романе «Господа Головлёвы» (Салтыков-Щедрин М. Е.)

«Господа Головлёвы» – один из самых правдивых романов русской литературы, написанный

Салтыковым-Щедриным на рубеже 1875-1880г. В основе замысла мораль «разложившейся» семьи, и отсутствие подлинных и мнимых человеческих ценностей. Все главные герои произведения предстают перед нами в том момент, когда подводится итог их жизни. Становится ясно: с чем человек пришёл в этот мир, как жил, и что он после себя оставил.

В романе, повествуется о доме, семье, и роде Головлёвых.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Основной фигурой семьи, является Арина Петровна – женщина шестидесяти лет, привыкшая жить по своим установленным правилам.

Хозяйка имения живёт уединённо, расчётливо, с соседями дружбы не водит, и от детей требует полного послушания. Характер властный, самостоятельный, а её строптивость и жестокий нрав приводит к тому, что ни один человек не может ей противостоять, и достойно ответить.

Глава семейства Владимир Головлёв по молодости лет, отличался безалаберностью, легкомысленным нравом и о своей жене он говорит, что она не вдова, и не мужняя жена. По жизни, он бездельник и для него главное, чтобы его никто не беспокоил.

Часто запираясь у себя в кабинете, он подражал пению скворцов, петухов и волочился за крепостными девками. Устав от безразличия мужа и не желание принимать участие в делах семьи, Арина Петровна рано почувствовала своё одиночество и все семейные дела перешли в её руки.

В браке родилось четверо детей, три сына и дочь. Со временем, между взрослыми детьми и матушкой устанавливаются прочные денежные отношения, их не интересует физический труд, или умственный, и они не могут найти свой путь. Жизнь проходит в сфере потребления и питания.

Еда хорошая или плохая служит показателем отношений, темой воспоминаний, размышлений и домашних сцен. Дети семьи Головлёвых, не приспособлены к жизни. Получив родительское благословение, образование они были отправлены в столицу, но никто из них так и не выбился в люди. Старший сын, получив в наследство дом в Москве прожил в нём пять лет, стал играть в карты и разорился. Дом был продан за долги, и сказочный годовой доход хватил ему не на долго. Дочь сбежала с корнетом, вышла замуж, мать её не оставила, однако деревушка в тридцать душ с усадьбой и небольшое пособие не принесло ей счастья. Через два года корнет сбежал, оставив жену с двумя детьми. От болезней дочь скончалась, и круглые сироты остались у бабушки.

Так или иначе, но ни у кого из сыновей жизнь не сложилась, и они все вернулись в отчий дом. У обитателей усадьбы нет друзей, и знакомых. Они общаются только с теми, кто им необходим: слугами, доктором, священнослужителем. Господь бог для них – высшая инстанция, к кому можно обратиться с просьбой о материальной помощи.

На протяжении всего романа, показана разрушительная связь семьи Головлёвых. Деспотизм, подавление личности младших, система суровых запретов, и ненависть по отношению друг к другу, основа их существования.

Под конец романа, нас встречает «опустевшая» тишина и ползущие по дому тени. Потрясает сцена с «мёртвыми душами» покойной матери и давно умершими слугами. Отвернувшись от жизни герои романа общаются с призраками.

Семейная сага заканчивается на печальной ноте, и все благоприобретения, которые на протяжении всей жизни собирала Анна Петровна вылетели в «помойную яму». Сыновья Головлёвых не сумели удержать уровень благосостояния в своих руках, и не взяли от маменьки тех качеств, которые нужны были по жизни. Мать умерла окутанная со всех сторон праздностью, пустословием, а единственно оставшийся сын спился.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id62164

Сочинение на тему Господа Головлевы Салтыкова-Щедрина

«Господа Головлевы» является остросоциальным романом описывающим быт дворянства. Во времена крепостнического права наблюдалось не только разложение буржуазии, но и разложение семьи в целом. Происходит гниение нравственности, из-за чего в народе полным ходом шел упадок семейных ценностей и норм морали. М.Е. Салтыков-Щедрин обращает внимание читателя на исследование и анализ происходящих событий и последующих за ними последствий.

Обратим пристальное внимание на главу семейства Арину Петровну Головлеву. Это властная помещица, энергичная, целеустремленная, у нее в руках находится власть над окружающими ее людьми. Но именно эта власть делает ее испорченной и властолюбивой. Она одна управляет имением, разоряет крестьян, превращает мужа в приживальщика и калечит жизнь простым людям. Благодаря своим качествам она сумела во много раз умножить состояние своего супруга. Но открытым остается вопрос: для чего ей все эти богатства, ради которых, по ее же словам, женщине приходится трудиться не покладая рук и испытывать жуткий недосып. Вопрос это риторический, мы понимаем, что делает это Арина Петровна ради своих детей. Однако так ли это на самом деле? Может быть, слова о семье и материнском долге лишь маскируют истинную причину ее тяжелого труда? Может это все происходит лишь для того, чтобы никто и словом не мог упрекнуть женщину? Даже о своей мертвой дочери она говорит, что Бог отнял у нее одну, а дал целых двух. Речь идет о сиротах-близнецах. Но относится она к ним далеко не по-матерински, называя их «щенками, подкинутыми ей на шею».

Читайте также:  Конфликт в пьесе Горького На дне сочинение

Вот мы видим старшего сына Арины Петровны – Степана. Он остроумный, умный парень, но вместе с тем абсолютно безалаберный, отчего молодой человек спивается и умирает в нищете. Дочь дворянки, из которой так и не получилось бесплатного бухгалтера, убегает из родного дома. Но, к несчастью, вскоре ее бросает супруг, и женщина также умирает без средств к существованию. Бабушка берет ее двух близняшек себе на попечение. Изначально она видит в них лишь обузу, но вскоре привязывается к девочкам. Они вырастают и выбирают профессию актрис. Но вскоре, они, лишившись поддержки и не зная как себя защитить, попадают в тяжелую жизненную ситуацию, опускаются все ниже и втягивают себя в скандальный судебный процесс. В конце концов одна из девушек совершает суицид, а вторая, не найдя в себе силы для принятия яда, отправляется обратно в имение Головлевых.

Все богатства, для которых Арина Петровна посвятила жизнь, в конце концов, оказываются призраком. Ради денег и власти женщина уродует свою семью, теряет детей, и в конце жизни ей приходит осознание того, что все это было зря. Все ее труды привели семью Головлевых к полному вымиранию.

Сочинение 2

В своем произведении «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин показывает жизнь одной русской семьи. Показывает без прикрас, и кажется, что эта история придумана писателем – все слишком ужасно, чтобы быть правдой. Да, здесь много вымысла, но два главных персонажа написаны с близких родных Салтыкова-Щедрина: Арина Петровна – с матери писателя, Иудушка – с брата.

Главный герой произведения – Порфирий Владимирович, получивший еще в детстве прозвище Иудушки. Он – один из четверых детей Арины Петровны Головлевой, самый любимый сынок. Остальных матушка причисляет к «постылым» – они не оправдали ее надежд: дочь рано умерла, «покинув двух щенков», ее внучек. Два сына оказались ни на что не способными, по мнению Арины Петровны.

И только Порфирий слушает «милого друга маменьку» и продолжает ее нелегкое дело – он умножает богатство. Зачем и для кого он это делает, не совсем понятно: ему, видимо, нравится сам процесс «усчитывания» и контроля. Два сына Иудушки уходят в могилу не потому, что у папы не было денег для помощи, а потому, что Иудушка не захотел расстаться с деньгами. Он просто «припасает» деньги, так же, как припасала их его мать, Арина Петровна. И она тоже не захотела в свое время помочь своим детям. И у нее гнили в погребах запасы, не съедались огурцы и капуста, а она кормила двух внучек-сирот кислым молоком, жалея свежее.

Пока вокруг Иудушки идет жизнь, он чувствует себя довольно комфортно: периодически общается с маменькой, заводит себе экономку Евпраксеюшку, «шильничает», лжет и пустословит. Но постепенно окружение начинает покидать Иудушку: умирают братья и маменька, обиженная Евпраксеюшка перестает разговаривать с Иудушкой и слушать его бредни. Две племянницы не хотят жить с «добрым» дядей, предпочитая жизни в деревенской глуши профессию «актерок», которая в то время была не так престижна и востребована, как сейчас, а совсем наоборот. Поначалу Иудушка тяготится отсутствием удобств – и суп пустой, и одежда драная. Но постепенно находит в уединении свою прелесть – никто не мешает ему «заниматься» любимым делом, предаваться бесплотным мечтам и умножению богатства в мечтах. Даже дворня начинает сторониться барина.

И поначалу, когда неожиданно в деревню к нему возвращается одна из племянниц, Аннинька, это вызывает некоторое раздражение Иудушки: вдруг «племяннушка» помешает его такой налаженной жизни. Но Анниньке некуда больше деваться: сестра-близняшка отравилась, из театра с позором выгнали, остался только дядя в опустевшем деревенском доме да ее жуткие воспоминания. И еще Аннинька «приучилась пить». И она пьет. Пьет каждый вечер, сначала в присутствие Евпраксеюшки. А потом и вместе с дядей, который вначале не поспевал за ней, но очень быстро научился. И теперь после ужина прислуга ставит на стол выпивку с закуской и удаляется, а дядя и племянница пьют, вспоминают и обвиняют друг друга во всех грехах. Почему после одного такого возлияния в Иудушке просыпается что-то человеческое, сказать трудно: то ли это – пьяный угар, то ли – совесть. Но он внезапно решает пойти на могилку к маменьке в чем был, а был он в старом рваном халате. И замерзает по дороге.

Какая нелепая смерть. И такая же нелепая пустая жизнь. У Иудушки все было пустым: мысли, слова и утроба, как пишет автор. После выхода «Господ Головлевых» вокруг этого произведения было много споров и противоречивых мнений. Но то, что «черты Иудушки можно найти в весьма почтенных людях», как написал один из рецензентов, признавалось многими. Прошло время. Имя Иудушки давно стало именем нарицательным. Мало кто знает Порфирия Владимировича. А Иудушку Головлева знают все, или почти все.

Господа Головлевы

Популярные сочинения

Быстрая смена эпох уже воспринимается людьми как должное. Всем неумолимо движет прогресс. Тяга к самосовершенствованию набирает бешеные обороты. Изменения претерпевает

Искусство, является неотъемлемой частью нашего мира, без него наша жизнь станет тусклой, серой и безрадостной. Ведь кино, телевидение, литература, а так же театр, есть наше беспредельное, всемирное наследие

Все мы ждёт чего-то от этой жизни, о чём-то мечтаем. И эти мечты бывают очень разнообразными, маленькими и большими, такими же разными, какими бывают все люди.

Сочинение Господа Головлевы Салтыкова-Щедрина

Салтыков-Щедрин в своем романе «Господа Головлевы» показал, как ужасно ведут себя помещики. Автор с присущей ему иронией высмеял их поведение и привычки.

В центре событий произведения находится семья Головлевых. Мать постоянно думает о деньгах и о том, как их приумножить. Богатство – это главная ее цель в жизни. Ее сын Степан сильно расстраивает женщину. Он не оправдывает ее ожиданий и надежд. Мать считает сына никчемным и бесперспективным. Для нее он балбес. Но для читателей Степан выступает в ином свете. Мы видим его достаточно умным и образованным парнем. Он хочет жить отдельно от своей семьи.

У парня есть родной брат Порфирий (часто его называют Иудушкой), который так же не любит Степана и хочет от него избавиться. Он хочет лишить Степу всего наследства. Порфирий жадный и алчный, он не хочет делить с родственником свои богатства.

Неожиданно Степан умирает, от этого Иудушка приходит в полный восторг. Он прекрасно умеет лгать и ради своей выгоды готов на все, что угодно. Всех своих оставшихся родственников Иудушка считает врагами и конкурентами. Семья Головлевых не дорожит семейными отношениями. Для этих людей нет ничего святого. Ради денег все члены семьи готовы на любой, даже самый ужасный, поступок. Они воюют друг с другом.

Иудушка настоящий предатель, не зря у него такое прозвище. С каждым днем он становится более алчным и озлобленным. Он хочет увеличить свое богатство, ради этого он демонстрирует наигранную любовь к родным.

Когда у Порфирия умерли дети, он ничуть не расстроился. Их жизнь была в его руках. Порфирий мог их спасти. Но мужчина этого не пожелал делать, потому что не видел своей выгоды. Он остался совсем один. Со временем у него появились проблемы с психикой. Вскоре гниль поглотила его полностью.

Третье поколение славно известной семьи прожило трагическую жизнь. Дети и племянники Иудушки прожили не долго. Все кто хотел бежать из этого семейства вскоре погибали.

Салтыков – Щедрин хотел показать читателям, неизбежность смерти. В своем произведении он показал, как постепенно исчезло дворянство. Они не хотели учиться, развиваться и работать, всю работу за них выполняли крестьяне. На уме у них были только деньги и богатство.

Дворянство, по мнению Салтыкова – Щедрина уже давно сгнило. Они не могут жить по-другому, у них свой мир, в котором, правят деньги, ложь и злость. Дворяне стали позором для всей страны. Автор иронично описывает их нравы и модель поведения в своем произведении.

2 вариант

Салтыков-Щедрин оставил для нас множество замечательных произведений. Одним из них, наиболее значимым для русской литературы, является роман «Господа Головлевы». В данном труде писатель обращает внимание читателя на жизнь дворянской семьи в России. В стране происходят значительные изменения, несущие как позитивные, так и негативные факторы. Самым весомым и тяжелым из них является разложение нравов в людских отношениях, из чего вытекает искажение и разрушение семейного института в целом. Салтыков-Щедрин, со свойственным только ему мастерством, проводит анализ причин такого уродства общества.

Вот мы знакомимся с главой семейства Головлевых – Ариной Петровной. Это властная женщина, держащая семью в ежовых рукавицах. Она богата, у нее множество связей. Но эта власть испортила женщину, она деспотична в отношении к крепостным, мужа она давно держит на коротком поводке, зато ее любимчики всегда довольны и сыты. Арина Петровна находится в вечной погоне за большими богатствами. Но для кого это все? На протяжении всего романа мы слышим с ее стороны упреки в сторону семейства. Мол, она делает все только ради них, не спит ночами, думает, как сделать их жизнь более комфортной и счастливой. Но так ли это на самом деле? Нет, это далеко не так. Все ее старания направлены лишь на то, чтобы никто не посмел ее попрекнуть. Ей, в целом, плевать на тех, кто находится рядом. Даже тот факт, что после смерти дочери она взяла ее детей на попечение, Арина Петровна выставляет так, что в ее добрые намерения невозможно поверить по-настоящему.

Читайте также:  Характеристика и образ Ивана в сказке Конек-горбунок сочинение

Женщина постоянно говорит о семье и долге перед нею. Но мы понимаем, что это лишь пустая болтовня. В погоне за накопительством, она совершенно забыла о своих детях, она и не думает об их воспитании, инстинкт материнства в ее сердце давно потух. Дети же, видя такое к себе отношения, также равнодушны к матери. Некогда они желали ее любви и заботы, но, в данный момент, они отвечают женщине той же монетой. Арина Петровна также видит, что благодарности от детей она не дождется. Но эти мысли задерживались в ее голове недолго, сменяясь на думы о материальном и меркантильном.

Обратим внимание на детей Арины Петровны. Степан, старший сын женщины, был человеком добрым и остроумным. Однако, вместе с тем, безалаберным и пьющим. Именно пьянство становится причиной смерти Степана, и он умирает одиноким неудачником. Далее мы видим дочь хозяйки дома, которая, не желая потакать приказам властной матушки, сбегает из дома. Но вскоре муж бросает девушку, и та тоже умирает в нищете. Арина Петровна забирает ее детей к себе. Сначала она недовольна такой обузой, но вскоре привыкает к внучкам, и даже начинает испытывать к ним родственные чувства. Девочки вырастают и становятся местными актрисами. Но, предоставленные самим себе, они оказываются неспособны противостоять жестоким реалиям внешнего мира. В конце концов, они окончательно опускаются на самое дно и оказываются втянутыми в судебное разбирательство. Не выдержав такой жизни, одна из сестер выпивает яд, а вторая, будучи более слабохарактерным человеком, отправляется обратно в дом бабушки.

В данном романе мы видим, что семья является главным фактором, с помощью которого человек развивается. И, если ему не везет с членами семьи, он, в конце концов, оказывается у разбитого корыта без какой-либо поддержки извне.

Также читают:

Картинка к сочинению Господа Головлевы Салтыкова-Щедрина

Популярные сегодня темы

Русским людям всегда приходилось защищать свои земли. Уж очень много было на них желающих – и половцы, и печенеги, и хазары, и монголо-татары. На Руси всегда уважительно относились к войнам.

Наследник престола из Дании Гамлет – главное действующее лицо одноимённого драматического произведения Вильяма Шекспира. В нём колоритно отразились противоречия, принадлежащие той эпохе.

Семья, как много в этом слове великого и значимого! Для каждого из нас, это своя история, которая расскажет, как мы становимся, теми, кто мы есть. Взаимоотношения внутри семьи, это порой ключевая точка отсчёта

Как и все дети, я с нетерпением жду лета. Я целый год жду летние каникулы, чтобы поскорее уехать с родителями к бабушке в деревню. Уже за месяц до поездки, я собираю свои вещи и беру все самое необходимое

Михаил Александрович Шолохов в произведении «Поднятая целина» демонстрирует сомнительность дела коллективизации. На первый взгляд, писатель заостряет внимание на способности к сосуществованию коллективной

Сочинение по произведению на тему: «Господа Головлевы»

Обычный «семейный роман» по форме, по содержанию это неоднозначная, сложная, тяжелая картина действительности, увиденная уже не писателем-сатириком, а скорее человеком, который устал смеяться. «Господа Головлевы» – одно из самых мрачных произведений Салтыкова-Щедрина. В романе не раз встречается пейзаж села Головлева. Он оставляет впечатление безысходности: «Все глядело сумрачно, сонно, все говорило об угнетении». Словно мрачная тень головлевской усадьбы падает на окружающий мир.

Когда же автор приводит нас в огромный помещичий дом, нас охватывает «мертвая тишина», которая «ползет из комнаты в комнату». Везде «пустынно, неприютно», пахнет «отчуждением, выморочностью», «отовсюду, из всех углов этого постылого дома, казалось, выползали умертвия». Недаром одному из братьев Головлевых родовое их имение представляется гробом.

И автор начинает рассказывать историю большой семьи. Здесь жили Арина Петровна Головлева – фактическая глава семьи, очень властная и жадная женщина; ее муж, неудачник, пьяница, искренне ненавидевший свою супругу; постылые Степка-балбес и Пашка-тихоня, как называла их мать, ласковый Порфиша (мать, впрочем, его всегда побаивалась) и Аннушка, которая потом бежала из дому с корнетом и вскоре умерла, брошенная супругом, оставив родственникам своих дочерей – Анниньку и Любиньку; были сыновья и у Порфирия.

Но проходят годы, и дом пустеет. Стоя на пороге смерти, перед лицом пробудившейся совести, в тоске повторяет Порфирий Головлев: «Что такое! Что такое сделалось?! Где. все. »

Роман «Господа Головлевы» состоит из ряда глав, повествующих о различных семейных событиях, но неизбежно каждая глава кончается гибелью одного из членов семьи. Причем с каждой смертью все большее состояние концентрируется в руках Иудушки – Порфирия Головлева, а вместе с тем растет и растет его одиночество.

В романе рассказывается о том, как в Головлеве умер больным и нищим «постылый» Степка-балбес; как умер Павел, оставив все состояние Порфирию; как трагически сложилась жизнь Анниньки и Любиньки; как умерла Арина Петровна, как сломал жизнь своим сыновьям Порфирий Головлев и т. д. История семьи Головлевых – это история бесконечных смертей, смертей, которым даже никто не огорчался. В этой «семье» на такое не обращали внимание.

Центральная проблема романа – проблема семьи (как и в «Анне Карениной» Толстого, в «Братьях Карамазовых» Достоевского, создававшихся примерно в те же годы). Не случайно в центре внимания выдающихся писателей оказалась именно эта проблема. В середине XIX в. в России институт семьи переживал кризис. В обществе, основанном на стяжании и расчете, нет места чистым человеческим отношениям. В романе рисуется мрачная история распада семьи, распада человеческой личности, потонувшей в пошлых пустяках, в атмосфере пустомыслия, пустословия и праздности. В интересах семьи Арина Петровна начала накапливать имущество, экономила каждую копейку, держала детей в строгости и чуть ли не в голоде. Это убивало любовь к матери. к семье, приводило всех детей Арины Петровны к жизненному краху.

Только Порфирий Головлев сумел «приспособиться». Еще в детстве брат, Степка-балбес, прозвал его Иудушкой, «кровопивушкой». Обстановка деспотизма и приниженности создала из Порфирия монстра. Недаром, когда он был еще ребенком, мать смотрела на него с сомнением. «И сама понять не могу, что у него за глаза такие, – рассуждала она иногда сама с собою, – взглянет – ну, словно вот петлю закидывает. Так вот и поливает ядом, так и подманивает!» К Порфирию Владимирычу приезжает сын Петенька. Он умоляет отца о помощи – речь идет о жизни или смерти. Но слышит отказ. Петр Порфирьевич стреляется.

Деньги, точнее – неумеренная жадность до денег, губит семью Головлевых, губит семьи, в которых каждый стремится к собственному благополучию, пренебрегая интересами близких, пренебрегая любовью.

Уход любви и взаимопонимания из семейных отношений – общая тенденция, которую отразил Салтыков-Щедрин в своем великом романе.

«Господа Головлёвы», анализ романа Салтыкова-Щедрина

История создания

Роман Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» был издан отдельной книгой в 1880 г. История его создания начинается в 1875 г., когда в цикле «Благонамеренные речи» в журнале «Отечественные записки» № 10 был напечатан очерк «Семейный суд», ставший потом первой главой романа. Тургенев посоветовал Салтыкову-Щедрину продолжать.

Вскоре были напечатаны пять следующих очерков. В 1776 г. Салтыков-Щедрин задумал объединить эти очерки в сочинение «Эпизоды из жизни одного семейства». Писатель добавил ещё два очерка, значительно переработал материал и изменил название романа. Очерк, который должен был быть концовкой романа, не был закончен.

В романе явственно просматриваются автобиографические черты. Помещица Арина Петровна Головлёва напоминает определёнными чертами характера (властность, склонность к стяжательству) мать Салтыкова-Щедрина. Иудушка Головлёв списан с брата писателя Дмитрия, о чём упоминал и сам Салтыков-Щедрин, называя брата Иудушкой, брат Николай стал прототипом Стёпки-балбеса.

Литературное направление и жанр

«Господа Головлёвы» – роман, в котором описана хроника семейства господ Головлёвых, постепенное вымирание рода, то есть формально это жанр семейной хроники. Нельзя не принимать во внимание, что роман вырос из очерков, поэтому ему свойственна документальность и обстоятельность. Роман «Господа Головлёвы» социально-психологический. Социальные причины обусловливают психологическое развитие героев и, наоборот, их поступки являются следствием их психологии. Психология героя раскрывается как раз через поступки, а не через внутренние монологи.

Жанр произведения также определяют как социально-бытовой роман, каковыми обычно бывают романы о семейных отношениях.

Салтыков-Щедрин – писатель-реалист. Сатирические черты, свойственны его творчеству в целом. Излюбленный сатирический приём писателя – гротеск – используется как акцент на недостатках и изъянах описываемого им явления, не искажая пропорций, что свойственно гротеску.

Тема, основная мысль и проблематика

Тема романа – постепенная деградация, распад и умирание дворянской семьи, разрыв семейных уз. Основная мысль связана с причинами и путями этой деградации: в семье царят отсутствие любви, бездуховность, праздность, отсутствие интеллектуальной деятельности, заменяемое пустословием, невозможность и бесполезность какого бы то ни было труда.

Морально-этические проблемы в романе переплетаются с социальными. Проблема гибели «дворянских гнёзд» была актуальна для русской литературы, но впервые освещалась сатирически, без сочувствия и сожаления. Головлёвская семья гибнет не потому, что обеднела, а потому, что члены её деградировали, духовно оскудели.

Читайте также:  Сочинение Любовная лирика Лермонтова 10 класс

Салтыков-Щедрин исследует проблемы, которые приводят к деградации. Во-первых, Это проблемы наследственные: дети и внуки Головлёвых повторяют недостатки родителей, в детях пороки даже усиливаются. Например, Иудушка ещё более подлый и лицемерный, ещё больший стяжатель, чем мать. А его старший и младший брат ещё более безвольные, чем отец. Другая проблема – способствующий деградации образ жизни Головлёвых. Пьянство и праздность, отсутствие мыслей и деятельности, скудное питание и ограничение общения – всё это сводит в могилу каждого из членов семьи. В основе всех неприятностей детей Головлёвых лежит страсть Арины Головлёвой к накопительству. У неё есть определённый талант: она удесятеряет первоначальный капитал. Но борьба за деньги и становится причиной вымирания.

Сюжет и композиция

На композицию романа повлияло то, что он вырос из очерков. Каждая глава относительно самостоятельна, каждая заканчивается смертью одного из Головлёвых или событием, которое в дальнейшем повлечёт за собой смерть. Литературоведы называют композицию романа «историей умертвий».

В первой главе «Семейный суд» умирает старший сын Степан Головлёв, промотавший свою часть наследства в Москве и вернувшийся в Головлёво, где жил впроголодь, одетый в старый халат отца и запертый матерью во флигеле, пока не умер от чахотки. Семейный суд фактически предопределил смерть Степана, потому что Иудушка уговорил мать не отправлять Стёпку в дальнюю убогую «деревнюшку» отца, чтобы Степан её не промотал.

События главы «По-родственному» происходят через 10 лет, после отмены крепостного права. В этой главе умирает младший сын Павел в деревне Дубровино, которую переписала на него мать, оставив лучшую деревню Головлёвку Порфирию. Порфирий выгоняет мать, Павел тоже не особенно рад ей. Он спивается, не оставив завещания, так что Дубровино достаётся Иудушке. Арина с внучками уезжает в нищую Погорелку. Ирония в названии главы в том, что Головлёв, предавший и прогнавший мать, приглашает мать заезжать «по-родственному».

В главе «Семейные итоги» умирает старший сын Порфирия Володенька. Он застрелился от безденежья, так как Порфирий в наказание за своевольную женитьбу лишил его содержания. Младший сын Порфирия Петенька, проиграв в карты казённые деньги, просит у отца помощи, напоминая о смерти брата от безысходности. Не получив помощи, Пётр умирает по пути на каторгу. За такую чёрствость Иудушки и отказ сыну мать, наладившая было отношения с сыном после ссоры из-за Дубровина, окончательно с ним рвёт. Глава начинается с рассказа о том, что внучки Арины Аннинька и Любинька уезжают из глухой Погорелки, чтобы стать актрисами, а бабка скучает в одиночестве.

В главе «Племяннушка» умирает Арина Головлёва. Погорелка достаётся её внучкам Анниньке и Любиньке. Приехавшая оформлять наследство Аннинька сталкивается с сладострастием и приставаниями дяди. Она с облегчением вырывается из деревни, а при прощании сообщает, что не приедет больше, потому что с дядей ей страшно.

В главе «Недозволенные семейные радости» никто не умирает, но Иудушка обрекает на смерть своего незаконнорожденного и непризнанного сына, родившегося у экономки Евпраксеюшки и названного Володькой. Ребёнка отдают в воспитательный дом, и барина заботит только цена сдачи туда ребёнка.

В главе «Выморочный» тоже никто не умирает, но Порфирий Головлёв теряет человеческий облик. Евпраксеюшка в отместку за ребёнка перестаёт заботиться о барине и гуляет с кучером Архипом и конторщиком Игнатом. Иудушка опускается и живёт в мире грёз. Он фантазирует, мечтая об обогащении и представляя в уме, как он отомстит всем за обиды, а обижают его, с его точки зрения, все.

В главе «Расчёт» умирают сразу 2 отпрыска семьи: Любинька и сам Иудушка Головлёв. Приехавшая в Головлёво слабая и больная Аннинька рассказывает свою печальную историю: они с сестрой вступили в связь с преступниками: Любинька стала любовницей укравшего деньги земского деятеля, а Аннинька – купца-сообщника. Первый застрелился, а второй был сослан в Сибирь. Обнищавшие сёстры решили отравиться, но Аннинька побоялась выпить яд, который уже выпила Любинька.

В конце романа происходит нравственное перерождение Иудушки: при виде пьющей с горя Анниньки у него пробуждается совесть. В Страстную пятницу Иудушка просит прощения у Анниньки, а затем в одном халате отправляется к могиле матери, до которой так и не доходит, замерзая на дороге. Аннинькины дни тоже сочтены, но хищническое отношение к имению сохраняется в образе ждущей кончины последней Головлёвой дальней родственницы.

Герои романа

Арина Петровна Головлёва – 60-летняя властная женщина, «одарённая творчеством», то есть воображением. Она ещё бодрая, привыкла жить в своей воле: «Держит она себя грозно, единолично управляет обширным головлёвским имением». Головлёва не дружит с соседями, а от детей требует послушания. Характер у неё «самостоятельный, непреклонный и отчасти строптивый». Никто в семье не может оказать ей противодействие.

Арина Петровна серьёзна и деловита, руководствуется заботами об устройстве семейных дел, но это только «по наружности». К мужу, который называет её «ведьмою» и «чёртом», она равнодушна.

В детях Арина Петровна видела только лишнюю обузу, называла их «постылыми», из экономии держала впроголодь. Они «не затрагивали ни одной струны её внутреннего существа». Она не любила старшего сына и дочь, была равнодушна к младшему и побаивалась среднего. Как оказалось, не зря. Постылым детям мать «выбрасывала куски» наследства и считала свой материнский долг исполненным.

Её муж Владимир Михайлыч Головлёв – «человек легкомысленный и пьяненький». Его безалаберный и озорной характер унаследовал старший сын Степан. Праздная и бездельная жизнь отца семейства близка его детям. Его занятия состояли в пении скворцом, петухом и сочинении «вольных стихов». Жену он ненавидел и боялся, она называла его «ветряной мельницей» и «бесструнной балалайкой». Со временем Головлёв стал пить, развлекался с горничными девками, пока не одичал и не превратился в дряхлого старика.

Старший сын Степан Владимирыч был прозван матерью Стёпкой-балбесом и Стёпкой-озорником. Он был постылым, парией, шутом, таким же проказником, как отец, и его любимцем. Как и мать, Стёпка угадывал слабые стороны людей. Мать частенько грозилась убить его. Постоянное принижение образовало «характер рабский, не знающий чувства меры и лишённый всякой предусмотрительности». Несмотря на то что Стёпка закончил университет, он 4 года не мог никуда утроиться из-за праздности, пока мать не определила его в Москве в надворный суд, где он прослужил 3 года. Проев выброшенный кусок – дом в Москве в 12 тысяч – Степан вернулся в Головлёво, где и умер.

Дочь Аннушку мать отправила в институт, чтобы «сделать из неё дарового домашнего секретаря и бухгалтера». Но дочь сбежала из Головлёва с корнетом Улановым. Повенчавшись без благословения, «как собаки», молодые люди проели выброшенный матерью кусок – 5 тысяч. Осталась деревенька Погорелка в 30 душ. Через 2 года корнет сбежал, а Аннинька через 3 месяца умерла, оставив на попечении бабушки близнецов Анниньку и Любиньку, которых Арина Петровна называла Аннушкиными щенками.

Порфирий Владимирыч имел 3 прозвища, данные старшим братом: Иудушка, кровопивушка и откровенный мальчик. Он ласкался к маменьке и наушничал, ни разу не был матерью уличен в утаивании. Мать никогда не могла понять, он источает яд или сыновнюю почтительность.

Арина Петровна боялась Иудушку, помня пророчество блаженного Порфирия о рождении сына, в котором она усматривала опасность для себя.

Образ Иудушки – новый психологический тип в литературе. Он жестокий, лицемерный предатель. Этот образ наиболее полно раскрыт автором. Во-первых, Порфирий единственный, кроме деградации, переживает перерождение, правда, запоздалое и ни во что не воплотившееся. Этим он напоминает библейского Иуду, который не то чтобы раскаялся, но жить с грузом предательства не мог и повесился.

Младший сын Головлёвых Павел – противоположность среднему – «олицетворение человека, лишённого каких бы то ни было поступков». Он не был склонен к учению, играм или общению. Павел «любил жить особняком, в отчуждении от людей». Повзрослев, он превратился в апатичную и загадочно-угрюмую личность, в человека, лишённого поступков. Его качества (доброта, гостеприимство, ум, честь) никак не проявлялись. Он был угрюмым, боялся матери, хотя и огрызался.

Художественное своеобразие

Салтыкову-Щедрину удалось создать картину полной безысходности, умирания и угасания рода. Эта идея пронизывает все уровни текста. Она проявляется в поступках и характерах героев, их речи независимо от того, это лицемерные слова Иудушки, недалёкие слова Павла или пустая болтовня Степана. В словах нет жизни, они не приводят к действиям, а если приводят, то только к деструктивным.

Красота и молодость героев быстро угасает, богатые имения приходят в запустение. Кажется, сама земля головлёвского имения убивает своих помещиков. Возвращаясь в Головлёво, Степан называет её постылой, деревня кажется ему могилой.

Чудовищны прозвища, которые дают друг другу герои. Эти точные характеристики программируют их судьбы, потому что не могут постылые дети вырасти хорошими людьми. Уменьшительно-ласкательные формы прозвищ в сочетании с их смыслом – язвительный сарказм.

Особое внимание автор уделяет безбожию героев как последней ступени их падения. Отсюда в романе библейские образы и притчи. Роман начинается с повторения истории о блудном сыне. И если Степан во всём походит на библейского сына, прокутившего имение, то его родители совсем не напоминают библейского отца. Писатель сразу указывает на корень проблемы: установки и стереотипы передаются из поколения в поколение, всё усиливаясь.

Смерть Иудушки в конце романа напоминает смерть раскаявшегося уды. Герой пробуждается в страстную пятницу под влиянием чтения Евангелия и умирает, как и Иуда, в субботу.

Ссылка на основную публикацию